Работа библиотеки в помощь местному самоуправлению. День местного самоуправления в библиотеках

Публикации по теме

Петрова Л.А.
Административная реформа и сельская библиотека. «За» и «против» децентрализации библиотечной сети

[ Справочник руководителя учреждения культуры. – 2004– № 10. – С.18-23 ]

В первом полугодии 2004 г. Новгородская областная научная библиотека организовала и провела три зональных семинара «Сельская библиотека и местное сообщество» по следующим вопросам:

  • анализ работы сельских библиотек области в современных социально-экономических условиях;
  • роль библиотек в обеспечении жизнедеятельности села;
  • взаимодействие с местной администрацией и др.вопросы.

Установление границ и статуса муниципальных образований
В Законе № 131 заложена идея формирования двухуровневой системы местного самоуправления с четко сформулированным перечнем полномочий для муниципальных образований.
В соответствии с установленными Законом № 131 критериями следует:

  • все территории субъектов РФ отнести к городским или сельским поселениям и формируемым на их основе муниципальным районам и городским округам;
  • установить границы и статус каждого муниципального образования;
  • разграничить их собственность;
  • привести их законодательные акты в соответствие с данным Федеральным законом.

Принципиальным отличием нового закона о местном самоуправлении от ныне действующего одноименного Федерального закона от 28.08.95 № 154-ФЗ является установление новых критериев для определения границ муниципальных образований.
Поселения. Первым уровнем в градации муниципальных образований будет считаться территория с численностью сельского населения не менее 1000 жителей.
Одним из главных критериев при определении границ поселения станет пешеходная доступность, означающая, что человек в течение рабочего дня должен иметь возможность дойти до здания администрации и вернуться обратно (ст. 11, гл. 2 Закона N° 131).
Каждое муниципальное образование будет иметь главу, исполнительный и представительный органы власти. Так, например, в Новгородской области согласно этому положению вместо ныне существующих 22 муниципальных образований будет 290.
Муниципальные районы. Второй уровень муниципальных образований – муниципальные районы, объединяющие несколько поселений. Основным признаком такого объединения будет общая территория, «…в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;…» (п. 1, ст. 2, гл. 1 Закона № 131).
Городской округ. Третьим уровнем в градации муниципальных объединений станут городские округа – город с прилегающими к нему ближайшими поселками. Это «…городское поселение, которое не входит в состав муниципального района, и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;#8230;» (п. 1, ст. 2, гл. 1 Закона № 131).
Согласно Закону № 131 к вопросам местного значения поселения и. городского округа в области культуры отнесены:

  • организация библиотечного обслуживания населения;
  • создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения (городского округа) услугами учреждений культуры;
  • охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных в границах поселения (городского округа).

К вопросам местного значения муниципального района в области культуры отнесена лишь организация библиотечного обслуживания поселений (обеспечение услугами библиотечного коллектора).
Территориальные изменения повлекут за собой и смену нынешнего статуса библиотек. В соответствии с перечисленными новыми муниципальными образованиями они станут:

  • поселенческими (сельские, районные, городские);
  • межпоселенческими, организующими библиотечное обслуживание нескольких поселений.

Решать вопросы обеспечения жизнедеятельности библиотек на своей территории и нести ответственность за них будут непосредственно органы власти соответствующего муниципального образования.

Децентрализация библиотечной сети
В связи с введением Закона № 131 ожидаются изменения и в структуре библиотечной сети, а также в библиотечном обслуживании населения. На основании Закона № 131 должна произойти децентрализация библиотечной сети, в результате чего все они перейдут в собственность вновь создаваемых поселений.
Стоит отметить, что вопрос о децентрализации в силу неоднозначности ее положительного эффекта рассматривался на семинарах особенно пристально.
Статистический анализ деятельности сельских библиотек области за три десятилетия работы в условиях централизации и анкетирование, проведенное в Новгородской области в 2001-2003 гг., выявили не только положительные моменты централизации, такие как:

  • экономное и рациональное использование средств, отпускаемых на библиотечную работу;
  • улучшение материально-технической базы;
  • изменение качественного состава книжных фондов и возможности их взаимоиспользования;
  • сложившуюся систему повышения квалификации библиотечных кадров и др.,
но и негативные явления.

Среди последних – остаточный принцип финансирования, который сдерживает развитие библиотек и обновление их книжных фондов, ведет к снижению уровня обслуживания населения. Вызывает тревогу и недостаточная техническая оснащенность библиотек: 86% сельских филиалов, среди которых есть и крупные, до сих пор не телефонизированы. Остается нерешенным и вопрос компьютеризации библиотек.
Восьмилетний опыт работы, к примеру, ЦБС Демянского района Новгородской области при частичной децентрализации показал бессмысленность передачи управления сельскими филиалами библиотек на места без достаточного финансирования. В указанный период особо остро стояла проблема выживания библиотек, сохранения кадров, помещений, книжных фондов.
Попав в зависимость от глав сельских администраций – от их сомнительной компетентности, личных симпатий и антипатий, сельские библиотеки испытали огромные трудности. Однако выжить в этот сложный период удалось только потому, что центральная районная библиотека продолжала поддерживать сельские филиалы и оказывать им помощь.
Выправить положение удалось, лишь вернувшись вновь к централизованной библиотечной системе с новым штатным расписанием.
В результате обсуждений на семинарах возможных перспектив развития библиотечной сети были предложены возможные варианты организационных форм библиотек:

  • межмуниципальное библиотечное объединение;
  • самостоятельная библиотека.

Участие библиотек в местном самоуправлении
Несомненно, что местное самоуправление – это важнейший принцип демократизации общества. И библиотеки должны максимально использовать возможности, которые открывает сотрудничество с органами власти на местах.
Сегодня библиотека на селе – это информационный, досуговый и культурно-просветительный центр, востребованный жителями. Планы ее работы с населением утверждаются в сельской администрации. Совместно с местной властью организуются и крупные мероприятия, праздники для жителей села. Немаловажно активное участие библиотек в избирательных и других кампаниях. При этом в филиалах некоторых из них работают центры правовой информации, в сельских библиотеках проходят сходы жителей поселков. Нужно иметь в виду, что, в свою очередь, местная администрация может оказывать библиотекам помощь в проведении ремонта, приобретении литературы, поиске спонсоров различных ее мероприятий.
Повышение престижа и создание имиджа, улучшение материально-технической базы библиотеки – вот главные результаты сотрудничества библиотеки и местного сообщества.
Анкетирование 85 сельских библиотек по вопросам их взаимодействия с местной властью выявило следующие результаты:

  • активное взаимодействие и полная поддержка – 87, 5%;
  • отсутствие взаимодействия – 12, 5%.

Библиотека - информационный центр на селе
В наше время роль библиотек в организации доступности информации – оперативной и точной – возрастает многократно. Открытие информационных центров на базе центральной библиотеки позволит на более качественном уровне вести информирование муниципальных служащих и населения по всему спектру насущных вопросов.
Так, информационный центр при Новгородской областной универсальной научной библиотеке информирует население о различных аспектах жизни района посредством выпуска «информ-листка». Но одного такого центра в области недостаточно. В перспективе должны быть:

  • создание информационных центров на базе филиалов;
  • оснащение их компьютерами, соответствующим программным обеспечением, необходимой множительной техникой;
  • объединение в локальную сеть и т. п.

Взаимодействие между поставщиками и потребителями информации, создание и пополнение объема печатных документов, электронных баз данных будет осуществлять центральная библиотека.

Переменный фонд
Одним из вариантов решения финансовых проблем сельских библиотек может стать создание в центральной библиотеке переменного фонда, который будет обслуживать только сельские филиалы.
На семинарах была представлена рассчитанная на 3 года программа «От сохранения книжных фондов – к их развитию», которая должна способствовать решению одной из острых проблем – несоответствия книжных фондов сельских библиотек потребностям читателей.
Программа содержит ряд положений, открывающих возможность в сложившейся ситуации направлять денежные средства в несколько опорных библиотек для комплектования фонда, отвечающего потребностям пользователей.

Новые формы обслуживания населения
Большое внимание на занятиях уделялось и новым формам работы с читателями. Несмотря на недостаток литературы – прежде всего, справочной, детской, учебной, а также книг современных писателей, библиотека востребована сегодня различными категориями пользователей. В некоторых библиотеках сформировались целые читательские династии.
Единый фонд. Решением проблемы поддержания читательского интереса в таких сложных условиях может стать использование единого фонда ЦБС, МБА, которые во многом помогают обеспечить посетителей библиотек нужной литературой. В условиях дефицита финансов для комплектования книжных фондов, когда нередко литература приобретается в единственном экземпляре, этот фонд приобретает большое значение. Благодаря единому фонду периодические издания станут доступны читателям библиотек-филиалов.
Внестационарное обслуживание. Огромная роль отводится вне-стационарному обслуживанию населения. Особенностью севера и северо-запада России является большое количество мелких населенных пунктов.
В связи с новым административно-территориальным делением во вновь созданных поселениях вместо одной могут оказаться две-три сельские библиотеки. Сможет ли новая власть их содержать? В этих условиях будет возрастать роль внестационарного обслуживания.
Очень показателен исторический опыт библиотечного дела в дореволюционной России, когда земства из-за дороговизны книг создавали передвижные библиотеки кругового типа. Книги по определенной отрасли знаний из нескольких близко расположенных населенных пунктов объединялись в одном из них. Через полгода селения менялись между собой этими комплектами.

Сельский культурный комплекс (СКК)
Некоторые библиотеки в связи с реорганизацией должны стать самостоятельными. Одной из форм их существования может быть сельский культурный комплекс, куда войдут:

  • сельская библиотека;
  • Дом культуры;
  • другие учреждения культуры.

Так, например, Передский СКК Боровичского района Новгородской области, организованный еще в 1991 г., включает Дом культуры, 2 клуба, л 3 библиотеки, киноустановку и музей. СКК имеет свой устав, положение, коллективный договор. Заключены договоры с центральной районной библиотекой на оказание методической и практической помощи (в повышении квалификации кадров, использовании единого фонда и т. п.). Работа СКК строится на совместной основе с сельской администрацией, школой, детским садом. Все сотрудники активно занимаются привлечением внебюджетных средств, что позволило улучшить материальное положение работников комплекса.


Взаимодействие библиотек с органами местного самоуправления
Успешная реализация государственной политики по правовому просвещению граждан невозможна без тесного и взаимовыгодного сотрудничества между органами местного самоуправления и публичными библиотеками.

В соответствии со ст. 24 Конституции Российской Федерации, создание условий для предоставления гражданам муниципальной информации является одной из задач органов местного самоуправления. Федеральный закон № 8-ФЗ от 09.02. 2009г. «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» определяет муниципальные библиотеки в качестве центров, обеспечивающих доступ к сведениям о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Выступая в роли муниципальных информационных центров, библиотеки имеют возможность активно участвовать в деятельности органов местного самоуправления посредством предоставления необходимой им информации. При этом библиотечные услуги могут быть предложены как структурным подразделениям муниципалитетов, так и отдельным служащим.

Для выявления путей и перспектив взаимодействия библиотеки с различными подразделениями и конкретными сотрудниками органов местного самоуправления целесообразно провести их опрос (анкетирование). Он позволит выявить не только те или иные запросы респондентов, но и даст возможность предложить им свои услуги в качестве информационной службы.

При этом следует учитывать, что удовлетворение не только деловых, связанных с профессиональной деятельностью, информационных потребностей, но и личных запросов (наряду с другими пользователями библиотеки) – важный принцип построения отношений с представителями властных структур.

В связи с этим рекомендуется выяснить круг как профессиональных, так и личных интересов респондента, определить, какие сведения и из каких источников следует для него накапливать, а также установить, какой полезной для библиотеки информацией он располагает, по каким вопросам к нему следует обращаться за консультацией, к проведению каких мероприятий можно привлекать. (Примерная анкета по изучению информационных потребностей муниципальных служащих – Приложение № 2)

По результатам анализа полученных данных могут быть сформированы картотеки запросов работников муниципальных служб и организовано их индивидуальное обслуживание. Исследование позволит установить наиболее оптимальные формы информационного обслуживания респондентов (индивидуальное информирование, консультации, аналитические обзоры, книжные выставки и т. д.).

Опрос сотрудников местных органов власти может проходить как в форме анкетирования, так и в виде интервью. Как правило, анкетирование применяется тогда, когда ставится задача получить информацию от достаточно большого числа респондентов.

Во время интервьюирования используются специальные бланки, состоящие из тех же (или примерно тех же) вопросов, что имеются в анкете, однако интервьюер сам вписывает ответы респондента в бланк.

Изучение информационных потребностей работников муниципальных органов помимо опроса предполагает осуществление также метода наблюдения. Он может быть применён при анализе работы читателей со справочно-библиографическим аппаратом библиотеки (каталогами, картотеками), а также во время заседаний органов местного самоуправления, встреч представителей местных властей с населением. Методом наблюдения можно воспользоваться при проведении выставок, вернисажей, юбилеев и других мероприятий, на которые приглашаются представители местной власти.

Помимо опроса и наблюдения можно прибегнуть к анализу предоставленных библиотеке документов: планов, отчётов, статистических материалов, справок, а также писем жителей местного сообщества. Это даёт возможность уточнить направления деятельности специалистов органов местного самоуправления и в какой-то мере прогнозировать их запросы.

Достаточно точные данные об информационных потребностях конкретных лиц содержат документы, находящиеся в библиотеке: читательские формуляры, записи об отказах, данные о результатах индивидуального информирования.

По результатам исследования в целях организации индивидуального и коллективного информирования муниципальных служащих рекомендуется формировать картотеки запросов, тематические папки, информационные списки литературы о законах, нормативных актах, решениях, постановлениях федеральных и региональных органов власти, пресс-папки по публикациям в местной периодической печати.

Информирование сотрудников органов местного самоуправления может осуществляться по телефону, факсу, по почте, электронной почте, курьером. При этом следует учитывать пожелания, выраженные в ходе опроса.

Выступая в качестве потребителей информационных услуг, муниципальные служащие, в то же время, сами являются источником информации о деятельности органов местной власти. Они могут предоставлять библиотеке материалы о своей работе (планы, отчёты, документы о заседаниях комитетов и комиссий) для обеспечения их хранения и доступа к ним членам местного сообщества.

Информационный обмен материалами может осуществляться как в бумажном, так и электронном виде.

Таким образом, опубликованные и неопубликованные документы органов местного самоуправления наряду с сообщениями местных и региональных СМИ о жизни муниципального образования являются одним из источников формирования фонда библиотеки по вопросам местного самоуправления.

Постоянно актуализируемая электронная информация может быть получена также с сайтов органов муниципальной власти (администрации, правительства, управлений ФМС, ФНС, УВД, ГИБДД, арбитражного суда, прокуратуры, отделов культуры), с сайтов общественных организаций и интернет-порталов правовой информации.

Печатными источниками муниципальной информации могут служить журналы:

«Глава местной администрации» . Издание публикует практические материалы по реализации Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». На его страницах обсуждаются проблемы финансового обеспечения реформы ЖКХ, деятельность образовательных, медицинских, клубных учреждений, вопросы привлечения внебюджетных средств на содержание дорог и благоустройство территорий. Уделяется также внимание правовым аспектам управления муниципальной собственностью и земельными ресурсами, юридическому сопровождению муниципального заказа.

«Государственная власть и местное самоуправление». Основной тематикой издания являются вопросы государственного строительства, соотношения регионального и федерального законодательства, проблемы организации местного самоуправления, информация о парламентских слушаниях, конференциях, заседаниях круглых столов.

«Местное право». На страницах журнала печатаются и обсуждаются законопроекты, касающиеся вопросов местного самоуправления, даются комментарии и практические рекомендации по применению действующего законодательства, публикуются образцы документов местной власти.

«Местное самоуправление: организация, экономика и учёт». Журнал посвящён вопросам организации и основным направлениям деятельности территориального общественного самоуправления, порядку проведения муниципальных выборов, формированию, утверждению и исполнению местного бюджета, организации бухгалтерского учёта, проблемам начисления и сборов налогов.

«Муниципальная власть». Это иллюстрированное научно-методическое и публицистическое издание содержит новости законодательства, обсуждает проблемы правового строительства в сфере местного самоуправления, вопросы реализации муниципальных программ социально-экономического развития и функционирования современного муниципалитета.

«Муниципальная служба». Журнал освещает нормативно-правовое регулирование деятельности должностных лиц органов местного самоуправления, методическое и правовое сопровождение проведения референдумов, выборов, голосований, обсуждает вопросы приёма, увольнения, аттестации муниципальных служащих, публикует материалы конференций, семинаров, совещаний по вопросам муниципальной службы. Ознакомиться с отдельными статьями журнала в открытом доступе можно на сайте http://emsu.ru/ms/ ;

«Муниципальная экономика». Издание посвящено проблемам обеспечения социально-экономического развития муниципальных образований, налоговой политике и бюджетному процессу, задачам эффективного использования муниципальных земель и имущества, вопросам теории и практики управления муниципальным хозяйством, особенностям инвестиционного климата, жилищного и промышленного строительства в муниципальных образованиях. К журналу прилагается брошюра «Арбитражные споры» с тематической подборкой новой арбитражной практики с участием органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и учреждений.

«Муниципальное право». Издание печатает полные тексты решений Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов Российской Федерации, а также других судов по вопросам деятельности органов местного самоуправления, публикует документы и статьи по истории российского муниципального права, аннотированные перечни новых нормативных правовых актов федерального, регионального и муниципального уровней. К каждому номеру журнала прилагается брошюра «Судебный прецедент» с тематической подборкой новой судебной практики с участием органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и учреждений.

«Практика муниципального управления». Журнал публикует модельные нормативно-правовые акты по вопросам административной и хозяйственной деятельности муниципалитетов, рассказывает о ходе муниципальной реформы на примере конкретных городских и сельских поселений, освещает финансовые и межбюджетные отношения, вопросы землепользования и разграничения муниципальной собственности.

Таким образом, библиотекам следует использовать разнообразные источники комплектования по вопросам местного самоуправления, удовлетворяющие информационные потребности как руководителей местных органов власти, так и рядовых членов местного сообщества.

Информирование населения о

деятельности органов местного самоуправления.

Формы проведения мероприятий
Большое значение для населения имеет открытость информации, представляющей общественный интерес и позволяющей, согласно Федеральному закону № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принимать участие в решении вопросов местного значения. В связи с этим до сведения пользователей библиотеки рекомендуется доводить следующую информацию:

– устав муниципального образования, нормативные правовые акты представительного органа местного самоуправления, главы муниципального образования, других органов и должностных лиц местного самоуправления;

– проекты нормативных правовых актов органов и должностных лиц местного самоуправления, в том числе внесенные в порядке народной правотворческой инициативы, для обеспечения гражданам и их организациям возможности обсуждения проектов и внесения по ним предложений;

– сведения о формировании органов местного самоуправления (исполнительно-распорядительных, контрольных, совещательных, территориальных и др.), о замещении муниципальных должностей муниципальной службы;

– о проведении и об итогах выборов (кто избран, процент принявших участие в голосовании, процент голосов, поданных за кандидатов (списки кандидатов), выявленные нарушения, данные об избранных кандидатах и т. д.);

– программы главы муниципального образования, избранных депутатов, партий и общественных объединений, получивших мандаты в органы местного самоуправления;

– ежегодную информацию о состоянии развития муниципального образования, прогнозируемых результатах и стоящих перед органами местного самоуправления задачах;

– наказы избирателей, полученные в ходе избирательной кампании;

– отчеты выборных лиц, в том числе по реализации своих программ и наказов избирателей;

– планы работы органов местного самоуправления, в том числе планы нормотворческой работы;

– основные задачи, функции, права и обязанности органов и выборных должностных лиц местного самоуправления, а также контактная информация для граждан (телефоны, адреса, место, часы и дни приёма граждан);

– комплексные программы социально-экономического развития (в части целей, задач, исполнителей, предполагаемых результатов), прогнозные планы и итоги реализации;

– о месте и времени проведения заседаний органов местного самоуправления, предполагаемой повестке дня, регламенте работы, порядке реализации прав граждан на участие в осуществлении местного самоуправления;

– генеральный план города, планы застройки, зонирование территории, информация о размещении новых объектов на территории муниципального образования;

– программы общественных работ, муниципальные программы занятости;

– о муниципальных вакансиях, о проведении конкурсов на замещение муниципальных должностей;

– сведения о размещении муниципальных заказов;

– местный бюджет, в том числе разбивка бюджета в соответствии со статьями бюджетной классификации;

– отчёты об исполнении бюджета;

– о приватизации муниципального имущества, в том числе планируемой;

– о создании (реорганизации, ликвидации) муниципальных предприятий и учреждений, об участии муниципального образования в хозяйственных обществах и некоммерческих организациях;

– постановления, объявления о торгах, конкурсных отборах

участников различных организаций в проводимых тендерах;

– о налогах и сборах;

– об общей ситуации и актуальных событиях на территории местного образования;

– о чрезвычайных ситуациях;

– муниципальные экологические программы.

Для наиболее удобного и оперативного поиска данной информации в систематическом каталоге целесообразно выделить рубрику «Местное самоуправление», «Местное самоуправление: проблемы и перспективы». Краеведческая картотека статей также может содержать рубрики «Местное самоуправление», «Выборы в органы местного самоуправления», «Решения и постановления органов местной власти» и т. д.

В соответствии с читательскими запросами и пожеланиями муниципальных служащих рекомендуется формировать имеющиеся в библиотеке материалы по вопросам местного самоуправления в проблемно-тематические досье, пресс-папки «Районные программы», «Районный бюджет», «Муниципальные служащие. Права и обязанности».

Наибольшей эффективности информационного обслуживания пользователей библиотеки можно достичь путём сочетания традиционных и инновационных форм работы, активного внедрения и использования цифровых технологий.

Перспективным направлением современной библиотечной деятельности является формирование специализированного справочно-поискового комплекса: создание и ведение электронного каталога, организация и наполнение электронных баз данных, отражающих нормативные правовые акты, принимаемые органами местной власти, фактографические сведения и публикации СМИ по вопросам местного самоуправления.

Имеющийся в библиотеках инновационный потенциал может быть реализован путём размещения на сайте библиотеки разнообразной информации, освещающей деятельность органов местного самоуправления и сообщества. Это могут быть историческая справка и статистические данные о населённом пункте, информация о структуре и полномочиях местной администрации, важнейшие правовые акты, принятые органами местного самоуправления, сведения о народных избранниках, данные о распределении бюджетных средств на социальные нужды. Помимо этого библиотечный сайт может стать площадкой для продвижения и реализации государственных, региональных и муниципальных целевых программ и проектов. Регулярное и информационно насыщенное обновление библиотечного сайта будет содействовать привлечению более широкой читательской аудитории, и прежде всего молодёжи, а также повышению статуса библиотеки и укреплению её влияния в местном сообществе.

Успешному информированию населения о работе местной власти будет способствовать постоянно действующий и регулярно обновляемый информационный стенд (доска объявлений) «Местное самоуправление: вчера, сегодня, завтра», «Россия: власть на местах», «В коридорах власти». На стенде будут уместны рубрики «Внимание! Важный документ!», «Законы: федеральные, региональные, местные», «Органы местного самоуправления: адреса, телефоны, часы приёма населения», «Информация о встречах руководителей местного самоуправления с населением», «Информация о принятых решениях и о ходе их выполнения». В этих специализированных рубриках рекомендуется знакомить жителей с актуальными законодательными и нормативными актами федерального, регионального и местного уровней, помещать графики приёма граждан депутатами и должностными лицами, размещать дайджесты прессы по вопросам местного самоуправления.

Для наибольшей наглядности и привлечения внимания пользователей стенд может быть дополнен фотоматериалом. Это могут быть фотографии мероприятий с участием представителей местной власти (например, открытие школы, больницы, детсада, газификация объекта и т. п.).

Информирование населения о деятельности органов местного самоуправления можно считать наиболее эффективным в том случае, если будет налажен канал взаимной связи между гражданами и органами местной власти. Для обеспечения его работы муниципальным библиотекам целесообразно организовать сбор предложений и замечаний жителей по предоставленной информации и оперативную передачу их органам местного самоуправления.

Для этого информационные стенды и доски объявлений могут быть оснащены кармашками (урнами, ящиками и т.п.) для письменных обращений граждан. Такой своеобразный «почтовый ящик» может называться «Вопросы к власти», «Разговор с властью» и т. п.

Документы, получаемые от органов местного самоуправления, рекомендуется использовать при проведении библиотекой разнообразных массовых мероприятий. Например, к ярмарке местных товаропроизводителей может быть приурочена выставочная полка «Ваше преуспевание – в ваших руках» и проведён обзор имеющихся на ней документов. Здесь будут уместны положение о рынках и правилах торговли на них, а также положения о местных налогах, сборах и других платежах и льготах по ним.

Особую информационную ценность представляют носящие системный, постоянный характер университеты знаний, лектории, дискуссионные клубы, проводящие мероприятия по темам «Проблемы социального развития края», «О бюджете города (района)», «Город (район) накануне выборов в органы местного самоуправления». Такие формы работы позволяют библиотеке стать центром выражения общественного мнения и обеспечивают информирование широкой общественности о работе местной администрации.

С целью повышения эффективности библиотечных мероприятий рекомендуется провести предварительное анкетирование целевой аудитории на тему «Что вы понимаете под местным самоуправлением?». Таким образом можно установить пробелы в информационных знаниях опрашиваемых и уделить этому больше внимания при подготовке выставок, встреч, дискуссий, обзоров и т. д.

Одной из действенных форм установления прочного взаимодействия между органами местной власти и населением является организация сотрудниками библиотеки регулярных встреч жителей с главами и специалистами местной администрации. Обсуждение актуальных проблем местного сообщества – о социальных услугах, здравоохранении, помощи и социальной поддержке молодых семей, об экологической безопасности, газификации, организации досуга и т. п. – является одним из видов участия граждан в решении вопросов местного значения.

Эффективным способом общения населения с законодательной властью на региональном уровне является «встреча с депутатом», «час депутата», организуемые и проводимые библиотекой. На таких встречах предполагается оценка населением деятельности народных избранников, свободное обсуждение законопроектов, находящихся на рассмотрении в местной Думе. Участники мероприятия могут выразить своё мнение, внести замечания, уточнения, предложить свою формулировку законов, обращений и т. д. Подобные встречи развивают правовую грамотность и правосознание граждан, повышают их гражданскую активность и ответственность.

Таким образом, организация и проведение названных мероприятий способствуют росту престижа библиотеки, закладывают основу для привлечения внимания органов местного самоуправления к библиотекам как помощникам и проводникам политики, реализуемой органами власти на местах. В связи с этим деятельность сотрудников библиотеки должна быть направлена как в помощь органам местного самоуправления, так и в адрес населения, ибо просвещённый руководитель и муниципальный служащий – важное условие выживания библиотеки, а просвещённый житель – гарантия её стабильности.

План мероприятий

МУК «Центральная районная библиотека Белгородского района»

в День местного самоуправления - 21 апреля 2013 года

В период с 15.04 по 22.04 все библиотеки организовывают книжные выставки и мероприятия по теме местного самоуправления. Ответственные за проведения мероприятий заведующие библиотек.

Центральная библиотека

1. Книжная выставка «Жалованная грамота Екатерины II. Начало начал самоуправления» 15.0,

2. «Местное самоуправление» - глоссарий - словарь узкоспециализированных терминов в какой-либо отрасли знаний с толкованием 18.04.

3. Электронная презентация «Местное самоуправление и жители» - 22.04,

Октябрьская модельная библиотека – филиал № 1

1. Книжная выставка «Создать богатую благополучную Россию»

2. Час информации «История становления местного самоуправления в России»

3. Буклет «Местное самоуправление. Как это работает»

Беломестненская библиотека – филиал № 3

1. Книжная выставка «Человек. Государство. Закон» - апрель,

2. Круглый стол «Основы государственности и народовластия - 12.04.,

3. Встреча с главой администрации Беломестненского поселения «Вопросы в конверте» - 21.04.

Веселолопанская библиотека – филиал № 4

1. Час информации, книжная выставка «Местное самоуправление в РФ» - 17.04

2. Заседание Земского собрания

3. Заседание клубов: организаторов выборов, молодого избирателя, клуба будущих избирателей.

Бессоновская модельная библиотека – филиал № 6

1. Провести презентацию на тему: «Местное самоуправление. Диалог с властью»16.04.

2. «Проекты местного самоуправления» выставка-призыв17.04

3. Цикл книжных выставок «Закон и право» в теч. периода

4. Диспут «Власть в зеркале прессы» 21.04.

Бочковская библиотека – филиал № 7

1. Выставка «Библиотека и местное самоуправление» с 01.04.,

2. Электронная презентация «Местное самоуправление и жители» - 20.04.

Ближнеигуменская библиотека – филиал № 8

1. Книжная выставка «Информационный лабиринт» - 18.04,

2. Встреча с депутатом Земского собрания,

3. Урок истории «Местное самоуправление в России».

Головинская библиотека – филиал № 9

1. Выставка «власть на селе» - с 15.04.

2. Листовка «Начальство надо знать в лицо» - с 15.04.

3. Круглый стол «Что может местная власть?» - 19.04.

Журавлевская библиотека – филиал № 11

1. Заседание Земского собрания Журавлевского С/п – торжественная власть.

2. Книжная выставка «Власть на селе»

3. Картотека «Реалии местного самоуправления»

Киселевская библиотека – филиал № 12

1. Тематическая полка «Местное самоуправление в Российской Федерации» 10.04 – 25.04.

3. Беседа «Гражданские права и обязанности школьников «День Прав».

Мясоедовская библиотека – филиал №19

1. Книжная выставка «Ваше право» - 16.04 – 22.04.

2. Информационный стенд «Местное самоуправление» 17.04 – 22.04,

3. Электронная презентация «Концепция и основные признаки местного самоуправления» 19.04.

Петровская библиотека – филиал № 23

1. Урок «Узнай больше о местном самоуправлении» - 21.04.

2. Выставка «Местное самоуправление нашего села» - 23.04.

3. Встреча депутата Земского собрания с населением.

1. Буклет «Вопросы местного значения поселения» - 18.04.

2. Книжная выставка «Местное самоуправление: становление и развитие» - 19.04.

3. «Территория села – территория ответственности» - диалог с депутатами Земского собрания Беломестненского с/пос.

Хохловская библиотека – филиал №28

1. Книжная выставка «Система местного самоуправления»

2. Памятка «Местное самоуправление» - Словарь основных понятий и терминов,

3. Встреча с депутатом Земского собрания, с админ. «О самом главном».

Черемошанская библиотека – филиал № 31

1. Книжная выставка «Законодатель – почетай законы свои»,

2. Беседа «Об общих принципах местного самоуправления»,

3. Круглый стол «Психология людей пожилого возраста» - вопросы и ответы.

Северная модельная библиотека – филиал № 35

1. Выставка – экскурс «Местное самоуправление - 22 года истории» - 15.04 – 22.04,

2. Информационный калейдоскоп «История выборов и основные принципы выборов депутатов поселкового собрания» - 21.04,

3. Субботний блиц опрос «Депутат: звание или призвание» - 23.04.

Разуменская библиотека – филиал № 36

1. Радиогазета «Из истории местного самоуправления» - 22.04.,

2. Круглый стол «Депутатам посвящается» (с админ. и ДК),

3. Стенд + Книжная выставка + буклет «История самоуправления городского поселения п. Разумное».

Политотдельская библиотека – филиал № 38

1. Книжная выставка «Выборы: закон и право» - 02.04.

2. Памятка «Вопросы местного самоуправления» - 16.04.

3. Диалог с властью заседание в КМИ «Глава муниципального образования ; вчера, сегодня, завтра.».

Дубовская модельная библиотека - филиал № 39

1. Выставка – совет «Местная власть и закон»,

2. Информационная закладка «День местного самоуправления»,

3. Час информации «Поговорим о местном самоуправлении».

Директор МУК

«Центральная библиотека

Белгородского района»

Исполнитель

зав. ИСПЦ



Возрождение местного самоуправления как важнейшего института общинного самоуправления - одна из актуальных проблем современной России. Важность развития местного самоуправления определяется многими обстоятельствами. Прежде всего, оно может и должно способствовать постепенному "врастанию" России в демократический политический режим, инициируя его "снизу". Оно призвано помочь гражданам осознать, что демократия есть не только формальное учреждение, но и социальное партнерство, личное участие каждого в делах и заботах того социума, частью которого он является. Важно и то, что абстрактное право на свободу реализуется в том числе и в конкретном праве на осуществление местного самоуправления. Как писал А. Де Токвиль, "общинные институты играют для установления независимости ту же роль, что и начальные школы для науки: они открывают народу путь к свободе и учат его пользоваться этой свободой".

Реформа местного самоуправления в Ставропольском крае имеет свои особенности, оно закреплено у нас на уровне села, поселка, районные же администрации - это государственная вертикаль. В России всего 5 субъектов Федерации имеют подобную структуру, и требуется время для выработки единых подходов к практической реализации местного самоуправления.

В Андроповском районе сейчас остро встал вопрос о закреплении местного самоуправления на уровне районной администрации. Население, в силу отсутствия компетентности, относится к этой проблеме настороженно. Органы власти находятся в выжидательном состоянии. Местные средства массовой информации предпринимают слабые попытки по разъяснению назревшей ситуации.

Библиотеки во все времена являлись проводниками культуры общества и политики государства, чутко реагировали на изменения, происходящие в социально-экономической и политической жизни региона. Никто не может отрицать, что в данный момент библиотека стала наиболее необходимой частью инфраструктуры муниципального образования, прежде всего ее информационной. Как показывает опыт, муниципальная библиотека стала "видимой" для местной власти и рассматривается как наиболее удобный канал информирования. Вопрос создания системы информирования о деятельности муниципальных органов власти наиболее важен сегодня для небольших муниципальных образований, что имеет объективные причины. В крупных городах существуют иные источники муниципальной информации, в частности информационные центры при местных администрациях с общественными приемными. В небольших же городах и сельской местности библиотеки действительно единственные общедоступные учреждения, которые способны работать с информацией.

Цель местного самоуправления - содействие построению гражданского общества, его информационной открытости. Гражданское общество зиждется на праве каждого гражданина иметь свободный взгляд на политику государства. Людям просто нужно знать о делах своих избранников. Им необходимо понять, что местное самоуправление - это их собственная деятельность по собственному жизнеустройству под свою ответственность.

Активизация работы Андроповской ЦБС по сбору, хранению и предоставлению в пользование информации по местному самоуправлению началась с публикации Письма из администрации Президента РФ и Правительства России, направленного главам субъектов РФ (№А4 - 10002 Пк от 23.09.97 г.). Наряду с федеральными и региональными законами, указами, постановлениями, нормативными актами, различными публикациями, касающимися вопросов местного самоуправления, в фонды библиотек рекомендовалось включать уставы муниципальных образований, постановления, решения, распоряжения властных структур региона, чего ранее не делалось. До этого времени библиотеки ЦБС вели работу по краеведению, где был сформирован фонд, содержащий материал о жизни местного сообщества, о деятельности органов управления; накоплен положительный опыт в этом аспекте работы.

В последние годы библиотекари наблюдали увеличение числа читателей в библиотеках, указывающее на наличие возросших информационных потребностей у населения, в том числе и по вопросам местного самоуправления.

В сентябре 1998 года главой районной государственной администрации Андроповского района было подписано Постановление "Об организации в библиотеках Андроповской ЦБС сбора, хранения и предоставления в пользование информации по вопросам местного самоуправления".

Специалистами ЦБС был подготовлен проект программы поддержки местного самоуправления "Библиотека - информационный центр муниципального сообщества", основными целями которой заявлены:

  • обеспечить доступ пользователей к источникам и средствам информации, собранным в библиотеках района;
  • создать наиболее благоприятные и комфортные условия пользования библиотечными услугами всем желающим;
  • предоставить возможность доступа к ресурсам других библиотек и информационных организаций через каналы современной связи.

Для достижения поставленных целей определенны следующие задачи:

  • создать фонд опубликованных и неопубликованных документов, принимаемых органами местного самоуправления, организованна их систематизация и хранение;
  • организовать информационно-консультативный пункт по проблемам местного самоуправления на базе ЦРБ, в котором будет сосредоточена библиографическая информация по основному направлению работы, позволяющая вести целенаправленное информирование руководителей и служащих органов и служб местного самоуправления, жителей муниципальных образований;
  • внедрить современные технологии, позволяющие увеличить поток информации в библиотеке и улучшить методы доставки информации пользователям.

В 1999 году этот проект получил гранд МОНФ и Минкультуры, за счет которого приобретено компьютерное оборудование, а также положено начало автоматизации ЦБС.

Так как Центральная районная библиотека располагает наиболее полным справочно - библиографическим аппаратом, краеведческими каталогами, отражающими документы по Ставропольскому краю, Андроповскому району, а также в течение многих лет хранит в своих фондах основные краевые и районные периодические издания, в ее структуре был выделен отдел "Информации и современных технологий", призванный работать с органами власти и населением в этом направлении.

В октябре 2001 года Главой Андроповской райгосадминистрации подписано Распоряжение об открытии Центра правовой информации (ЦПИ) на базе отдела информации и современных технологий Андроповской ЦБС.

С целью обоснования выбора приоритетов в работе по содействию становления местного самоуправления, были изучены информационные потребности населения и муниципальных служащих. Данные исследования выявили тематику запросов: это законодательная, социологическая, о производственном потенциале и сырьевых ресурсах, сельскохозяйственная, экономическая информация. Были определены коллективные и индивидуальные потребители информации, сведения о них занесены в картотеку информационного обеспечения. По данным предыдущего мини - исследования "Компьютерная грамотность сельского жителя" (2000 год), было установлено, что подготовленных пользователей для работы с информационными ресурсами и технологиями имеется очень незначительный процент, что затрудняло оперативную доставку информации. В данный момент число людей, пользующихся компьютерными средствами, значительно возросло, в том числе многие организации и предприятия имеют выход в Интернет и свой почтовый адрес.

ЦПИ аккумулирует информацию трех уровней: федеральную, субъекта Федерации, муниципальную. И осуществляет информирование на базе таких информационных ресурсов как:

  1. Глобальная сеть Интернет.
  2. Сервер ФАПСИ. Наша ЦБС не является единственной, имеющей возможность пользоваться БД ФАПСИ. Несколько библиотек края также имеют почтовые ящики на сервере агентства, что позволяет нам получить доступ к их БД.
  3. ИПС "Консультант Плюс", "Гарант", "Ваше право".
  4. Электронные версии журналов "Энциклопедия российского права", "Законодательство и экономика".
  5. Фонд печатных официальных изданий.
  6. Фонд изданий по краеведению.
  7. Фонд первоисточников формируется на основе краевой и районной газет, а также документов и материалов, которые передаются из отделов районной и сельских администраций. Из общего отдела получаем нормативные акты районной администрации. Документы из управления по экономике дают возможность знакомить население с социально-экономическим положением района. Служба занятости предоставляет информацию о состоянии рынка труда, возможностях обучения и подготовки кадров. Издательская продукция органов местного самоуправления, а также материалы, издаваемые муниципальными учреждениями, общественными организациями (союзами, общинами и т. д.).
  8. Вторичные информационные ресурсы, т.е. совокупность источников библиотечно - библиографической и фактографической информации. В системном каталоге выделена рубрика "Местное самоуправление: проблемы, противоречия, перспективы. Краеведческая картотека статей также имеет рубрики, "Местное самоуправление в Ставропольском крае", "Социальная защита", "Инвалид. Закон. Общество", "Закон", "Консультирует юрист", "Выборы в органы местного самоуправления" и т.д. Сформирована картотека официальных материалов "Документы по местному самоуправлению", картотека "В помощь бизнесмену", содержащая сведения о фирмах.

Со временем фонд первоисточников по местному самоуправлению перейдет в архивную часть краеведения.

Основными направлениями информирования населения об организации местного самоуправления и деятельности ее органов являются:

  • Постановления и решения районной и сельских администраций;
  • Социально-экономическое развитие Андроповского района;
  • Бюджет района;
  • Развитие производства;
  • Развитие непроизводственной сфер, в том числе связь, бытовое обслуживание;
  • Охрана окружающей среды;
  • Статистика и т.д.

Сотрудники центра систематически отслеживают новые информационные направления и темы в СМИ. Фиксируются наиболее актуальные запросы, проводится анализ и прогнозируются перспективные направления, проводится корректировка СБА, вводятся соответствующие рубрики.

Система информирования населения предполагает организацию и формирование двух информационных потоков. Нисходящий поток информации - это информирование субъекта местного самоуправления - населения.

Наша библиотека давно осознала себя социальным институтом и центром социальной защиты населения. Жители района обращаются за помощью в библиотеки по вопросам пенсионного обеспечения, социальной защиты, правам и льготам. Центр правовой информации не только собирает и систематизирует документы, касающиеся организации и деятельности местного самоуправления, но и разъясняет необходимость развития этого нового направления. Как правило, граждане не осознают того, что именно они должны стать движущей силой в вопросах становления местного самоуправления, что они являются строителями своей жизнедеятельности, а власть только координирует их действия. Людям необходимо понять, что демократия есть не только формальное учреждение, но и социальное партнерство, личное участие каждого в делах и заботах того социума, частью которого он является. На протяжении многих лет люди воспитывались на другой идеологии, теперь им психологически трудно воспринять происходящее. Поэтому мы считаем, что особое внимание, разъяснительную и воспитательную работу нужно проводить со старшеклассниками и студентами. Для них организуются встречи с представителями администрации района. Кроме выступлений, используются активные способы - круглые столы, семинары, ролевые игры, что явно способствует лучшему усвоению материала и повышению продуктивности мероприятия.

Наряду с первоисточниками пользователям предоставляется информация в виде библиографических списков, ксерокопий и распечатки документов. На договорной основе предоставляются пресс-досье по заявленной теме.

В ЦРБ и библиотеках-филиалах функционируют информационные стенды, доски объявлений, например "Село: день за днем", "В коридорах власти", где регулярно вывешивается информация о принятых решениях, распоряжениях, материалы по вопросам социальной защиты населения.

Библиотека активно сотрудничает с СМИ (радио, газеты).

В сегодняшних условиях библиотека стала связующим звеном между населением и органами власти, помогает им найти и понять друг друга. Восходящий поток информации - это информационная поддержка библиотекой органов местного самоуправления. Библиотеки всегда являлись проводниками культуры общества и политики государства, которые их создали и содержат. Поэтому они всегда оказывали информационную поддержку властным структурам.

Важнейшая задача сегодняшнего дня заключается в том, чтобы поднять эффективность управленческой деятельности органов местного самоуправления всех уровней. На качество управления, безусловно, влияют такие факторы, как качество информации и компетентность консультации. Эти факторы позволяют принимать решения, изменяющие в лучшую сторону ситуацию на местах, влиять на судьбы социальных проблем, повышать социальный статус населения.

Вся предыдущая деятельность Андроповской ЦБС - это опыт совместной работы с администрацией, опыт партнерских отношений. Со времени создания отдела, местная власть стала еще внимательнее прислушиваться к библиотеке как к организации, способной справляться с серьезными задачами. Сотрудничество между центром и администрацией района осуществляется на договорной основе. В договоре обозначены следующие обязательства сторон:

  • органы местного самоуправления (ОМС) обязуются предоставлять ОИСТ опубликованные и неопубликованные документы о своей деятельности для организации их хранения и обеспечения доступа к ним членов местного сообщества.
  • ОИСТ обязуется оперативно информировать ОМС о законах, нормативных актах, решениях, постановлениях федеральных и региональных органов власти, а также материал систематизированный по заявленным темам.
  • ОИСТ обязуется информировать местное сообщество о деятельности ОМС.

Договоры подписаны также между библиотеками-филиалами и сельскими администрациями. Через библиотеки - филиалы, документы сельских органов власти передаются в Центр правовой информации. Отдел передает филиалам необходимую информацию для их потребителей. Таким образом, налажен механизм распространения информации по вопросам местного самоуправления.

Опыт работы с муниципальными служащими подсказывает, что им нужна информация вовремя (желательно "еще вчера") и с максимальной полнотой. Сотрудники ЦБС работают именно в таком режиме, иначе наша работа будет невостребованная.

Основными направлениями информационной поддержки включают информирование органов представительной и исполнительной власти, отдела статистики, Управления культуры и искусства, Комитета по охране природы. Например:

  • законодательные документы РФ;
  • мониторинг общественного мнения. В частности сбор и анализ ответов на анкеты, разработанные райгосадминистрацией "Отношение населения к органам местного самоуправления Андроповского района Ставропольского края", "Роль органов государственной власти и местного самоуправления";
  • предоставление информации об опыте работы власти в других муниципальных сообществах;
  • информирование по социальным проблемам, экологии и т.д.

Информирование осуществляется в режимах ИРИ, ДОР, справочное обслуживание - в режиме "вопрос - ответ". Причем не только в виде библиографической информации (аналитические справки, библиографические списки новых поступлений), но и в виде пресс-досье. Передача информации осуществляется как по телефону, так и посредством электронной почты, а также копии документов рассылаются или выдаются непосредственно в отделе.

Систематически для муниципальных служащих работники центра проводят дни специалиста, например "Оперативная информация - путь к успеху", круглые столы - "Муниципальное право: вопросы и ответы". В проводимых мероприятиях участвуют главы сельских администраций, специалисты муниципальных образований, депутаты сельских Дум, библиотекари.

Центр правовой информации оказывает информационное обеспечение работы депутатов и депутатских комиссий.

Интересной и содержательной была работа отдела по установлению фактов, которые легли в основу "Энциклопедии Андроповского района". По запросу администрации, сотрудниками центра установлены даты присвоения званий заслуженным работникам отраслей народного хозяйства, культуры, здравоохранения, образования.

Информирование муниципальных служащих - основная задача во взаимодействии библиотеки и органов управления. Однако, отдел "Информации и современных технологий" для администраций района выполняет еще ряд нетрадиционных услуг. Например: реставрирует ветхие фотографии представляющие историческую ценность; обрабатывает материал о ветеранах, участниках ВОВ; изготавливает буклеты (к юбилейным датам сел района), различные дипломы, почетные грамоты, визитки. В прошлом году программист отдела С.В. Куликов сделал компьютерную верстку для издания буклета об Андроповском районе. С участием специалистов отдела был разработан герб района, а также макет орденов 3 степеней "За вклад в развитие района".

Новые формы работы требуют постоянного обновления практических знаний специалистов, работающих с властными структурами. На базе ЦРБ проводятся семинары, круглые столы как для библиотекарей ЦБС, так и для работников библиотек края. Персонал всей ЦБС получает знания по организации работы с информацией по вопросам местного самоуправления. В обязательном порядке все проходят профессионально-производственное обучение по использованию персональных компьютеров.

Немаловажную роль в организации работы в помощь становления местного самоуправления играет техническое оснащение. Однако, компьютеров нет ни в одном филиале ЦБС, соответственно нет электронных БД. А ведь именно библиотеки являются на селе единственным источником информации для более чем 36 тысяч жителей Андроповского района. Пока компьютерную технику и доступ в Интернет имеет только Центр правовой информации. Поэтому перед ЦБС стоит стратегическая задача - обеспечение эффективного доступа к информационным ресурсам на основе новейших компьютерных технологий, развитие сетевого взаимодействия библиотек и телекоммуникационных сетей.

В будущем планируется совместная деятельность Центра правовой информации и органов местного самоуправления в рамках Федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)".

21 апреля в нашей стране отмечается День местного самоуправления . Соответствующий указ Президент подписал 10 июня 2012 года с целью укрепления роли и значения института местного самоуправления, развития демократии и гражданского общества.

Этот праздник - дань тем, кто днем и ночью отдает свои силы и способности служению людям ради улучшения их жизни.

Сотрудник библиотеки № 6 Вита Викторовна Ахтырская провела беседу «Местное самоуправление - стержень государства» , участниками которой стали постоянные читатели.

Присутствующие узнали об истории праздника, о государственных реформах проводимых Иоанном IV, Петром I, Екатериной Великой, Александром II. Более подробно ведущая остановилась на разъяснение положения Конституции РФ и Федерального закона 131-ФЗ «Об основных принципах местного самоуправления в Российской Федерации». После беседы все желающие ознакомились с материалами, представленными на книжной выставке с одноименным названием.

В целях развития гражданского общества, укрепления принципов демократии и популяризации института местного самоуправления сотрудники библиотеки для детей №11 приняли участие в мероприятиях, приуроченных ко Дню местного самоуправления.

21 апреля заведующая библиотекой для детей №11 Элина Алексеевна Баранкова в МОУ СОШ № 18 организовала встречу старшеклассников с заместителем председателя Волгодонской городской Думы, депутатом по избирательному округу № 19 Игорем Владимировичем Батлуковым .

Игорь Владимирович рассказал о роли и значении института местного самоуправления, о развитии демократии и гражданского общества.

Старшеклассников интересовали проблемы города, поэтому вопросы задаваемые ребятами были самыми разнообразными: о судьбе строительства третьего моста в городе, отношении к единому государственному экзамену, о решении строительства ТК «Мармелад» и др. Встреча прошла в очень теплой, дружественной обстановке.

В этот же день заведующая библиотекой для детей № 11 Э.А. Баранкова провела беседу «Местное самоуправление - фундамент развития государства» с людьми пожилого возраста дневного отделения в МУ «ЦСО №2». Слушатели узнали об истории местного самоуправления, а помощник депутата по 19 округу Зоя Владимировна Исаева ответила на интересующие вопросы.