Парижская конвенция об охране промышленной собственности. Право промышленной собственности Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883

  • Статья 5. Патенты: ввоз объектов, неиспользование или недостаточное использование, принудительные лицензии. Промышленные образцы: неиспользование, ввоз объектов. Товарные знаки: неиспользование, отличие формы, использование совладельцами. Патенты, полезные модели, товарные знаки, промышленные образцы: маркировка
  • Конвенция
    по охране промышленной собственности
    (Париж, 20 марта 1883 г.)
    (пересмотренная в Брюсселе 14 декабря 1900 г., в Вашингтоне 2 июня 1911 г., в Гааге 6 ноября 1925 г., в Лондоне 2 июня 1934 г., в Лиссабоне 31 октября 1958 г. и в Стокгольме 14 июля 1967 г. и измененная 2 октября 1979 г.)

    Информация о статье 6ter Парижской конвенции по охране промышленной собственности

    Российская Федерация является участницей Парижской конвенции по охране промышленной собственности (далее - Парижская конвенция).

    Применение одной из статей Парижской конвенции - статьи 6ter в настоящее время активно обсуждается в рамках Постоянного комитета по законам о товарных знаках, промышленных образцах и географических указаниях Всемирной Организации Интеллектуальной Собственности. В мае 2007 г. состоялась 17 сессия названного комитета, в работе которой принимали участие представители Роспатента. Далее приведена информация, составленная с учетом результатов работы указанной сессии.

    Что касается официальных знаков, клейм контроля и гарантии, то запрет на их применение действует только в случаях, когда содержащие их знаки предназначаются для использования на идентичных или однородных товарах.

    Для реализации положений статьи 6ter Парижской Конвенции (далее - статья 6ter) существует специальная процедура, позволяющая странам - ее участницам, а также странам - членам Всемирной Торговой Организации (далее - ВТО), не являющимся участницами Парижской конвенции (далее - страны ВТО), сообщать при посредстве Международного бюро ВОИС (далее - МБ ВОИС) друг другу списки обозначений, которые они намереваются поставить под охрану, а также обо всех последующих изменениях, вносимых в эти списки.

    Возможность использования статьи 6ter для стран - членов ВТО предусмотрена статьей 3 Соглашения между ВОИС и ВТО от 22 декабря 1995 г.

    Список обозначений, охрана которых осуществляется на основе статьи 6ter , постоянно обновляется при поступлении новых ходатайств на предоставление охраны государственным и официальным эмблемам.

    В соответствии с установленным порядком ходатайство подается в МБ ВОИС; к нему должны быть приложены 600 копий обозначения, в отношении которого испрашивается охрана. МБ ВОИС, в свою очередь, направляет циркуляр в министерства иностранных дел стран - участниц Парижской конвенции и стран ВТО. Одновременно МБ ВОИС направляет копии циркуляра в соответствующие патентные ведомства.

    Стандартный циркуляр содержит наименование заявителя, описание обозначения и информацию о том, изменялось ли оно или использовалось ранее.

    Статьей 6ter не установлен срок действия охраны государственных и официальных эмблем, что дает возможность полагать, что охрана обеспечивается до момента, пока соответствующая страна - участница Парижской конвенции или страна ВТО соблюдают положения Парижской конвенции.

    Не предусматривает также процедуры и оснований для отзыва ходатайства о предоставлении правовой охраны государственных и официальных эмблем. Отзыв ходатайства встречается довольно редко и, как правило, связан с заменой ранее поставленного под охрану обозначения новым обозначением.

    В настоящее время для удобства применения статьи 6ter МБ ВОИС создана электронная база данных о поставленных под охрану в соответствии с этой статьей обозначениях. Эта база данных содержит сведения о 2400 обозначениях. Включенные в базу данных уведомления разделены по группам обозначений: гербы, эмблемы, клейма и т.д.

    Указанная база данных является бесплатной и общедоступной, благодаря размещению на официальном сайте МБ ВОИС (http://www.wipo.int/article6ter/en/). Она будет обновляться ежемесячно за счет поступления новых ходатайств. Эта база содержит контактную информацию о заявителях, подавших ходатайство на предоставление охраны государственным и официальным эмблемам.

    Представляется, что электронная база данных ВОИС должна боле активно использоваться.

    В частности, сведения из базы данных должны учитываться при проведении в Роспатенте экспертизы по заявкам на регистрацию товарных знаков.

    Практическая необходимость в ее использовании может появиться у заинтересованных лиц в случае возникновения коллизий заявленного в соответствии со статьей 6ter обозначения и заявленными или зарегистрированными товарными знаками с более ранним приоритетом. В таком случае при определенных условиях заявленному в соответствии со статьей 6ter обозначению может быть отказано в охране на территории России. Но коллизия обозначений возникает и в другом случае - когда испрашивается охрана в качестве товарного обозначения, сходного с охраняемым по 6ter обозначением. В такой ситуации у заявителя может возникнуть необходимость получить предусмотренное подпунктом 1(а) статьи 6ter разрешение на регистрацию товарного знака у компетентных властей или в соответствующих случаях - у международных межправительственных организаций.

    Таким образом, для предотвращения коллизий целесообразно, чтобы электронная база ВОИС использовалась разработчиками товарных знаков и учитывалась заявителями при подаче заявок на их регистрацию.

    В конечном итоге, упомянутая база данных ВОИС должна привлечь внимание государственных органов и международных межправительственных организаций к возможностям, предоставленным статьей 6ter для охраны соответствующих обозначений, принадлежащих государству и таким организациям.

    Парижская конвенция является наиболее многосторонним универсальным международным соглашением в области охраны промышленной собственности.

    В Конвенции не содержится единых правовых норм, касающихся охраны промышленной собственности в странах-участницах. Она исходит из того, что основные вопросы охраны объектов промышленной собственности регулируются исключительно внутренним законодательством государств-участников, тем самым участие в Конвенции не устраняет необходимости патентования этих объектов в других странах-участницах.

    Универсальность Конвенции заключается в том, что она предоставляет присоединившимся к ней странам полную свободу действий в отношении национальных законодательств по охране промышленной собственности, за исключением немногочисленных положений, которые в обязательном порядке должны соблюдаться странами-участниками. В наибольшей степени ее универсальность проявляется в создании льготных условий для получения охраны объектов промышленной собственности иностранцами.

    20 марта 1883 г. одиннадцатью государствами была подписана Парижская конвенция по охране промышленной собственности, основные положения которой действуют по настоящее время. На 1 января 1990 г. членами парижского союза по охране промышленной собственности являются 100 государств.

    Более чем за 100-летний период существования парижской конвенции она неоднократно пересматривалась, и в ее текст вносились изменения. В настоящее время сохраняют правовое значения различия между ее последующими редакциями: Брюссельской (1900г.). Вашингтонской (1911г.). Гаагской (1925г.). Лондонской (1934г.). Лиссабонской (1958г.). Стокгольмской (1967г.). Каждая страна связана с другими условиями той редакции, которую она ратифицировала. СССР присоединился к Парижской конвенции в 1965г. и ратифицировал все редакции, действующие на этот период, а в последствии - и Стокгольмскую редакцию.

    Подавляющее большинство стран ратифицировало Стокгольмскую редакцию, но в некоторых еще действуют Лондонская и Лиссабонская редакции.

    Конвенция открыта для всех государств. Присоединение к Конвенции влечет за собой признание ряда ее положений и получение устанавливаемых ею преимуществ.

    Рассмотрим общие положения Парижской конвенции, относящиеся к охране промышленной собственности.

    Одним из основополагающих принципов Парижской конвенций является принцип национального режима. Он означает, что иностранные граждане и фирмы пользуются теми же правами, которые национальный закон предоставляет в отношении охраны промышленной собственности отечественным заявителям. Такой же национальный режим должен быть предоставлен гражданам государств, не являющихся участниками Конвенции, но имеющим постоянное местожительства или "действительное серьезное" промышленной или торговое предприятие на территории одной из стран-участниц Конвенции.

    Важнейшее преимущество, которое предоставляется странам-участницам Конвенции - право приоритета (конвенционный приоритет). Оно предусматривает, что любой заявитель или его правопреемник, подавший правильно оформленную заявку на патент на изобретение, полезную модель, промышленный образец или товарный знак в одной стране, может в течение определенного срока истребовать охрану во всех остальных странах-участницах с сохранением приоритета первой заявки. Для патентов на изобретения и полезные модели этот срок равен 12 месяцам со дня подачи первоначальной заявки, для промышленных образцов и товарных знаков - 6 мес.

    Правило о конвенционном приоритете позволяет заявителю оформить заявочную документацию для подачи ее в патентные ведомства стран-участниц без опасения в течение установленного срока утратить новизну предмета заявки, так как любые действия, совершаемые в период между датами подачи первой и более поздних заявок в пределах оговоренного срока, не лишают заявителя права на получение охранного документа по более поздней заявке.

    Согласно конвенции первая и последующие заявки могут быть поданы разными лицами, однако, совпадение предмета первой и последующих заявок обязательно. Конвенцией допускается подача заявок с «множественным» и «частичным» приоритетом. Множественный приоритет возникает в отношении двух или более заявок на патенты, относящихся к одному и тому же техническому решению, поданных в одной или нескольких странах, а затем объединенных в одну общую заявку для подачи в другую страну - участницу Конвенции. Право приоритета при этом возникает для отдельных частей заявки, которые могут иметь и разные даты приоритета.

    В целях сохранения новизны страны-участницы в соответствии со своим законодательством предоставляют временную охрану изобретениям, полезным моделям, промышленным образцам, а также товарным знакам для продуктов, экспонируемых на официальных или официально признанных международных выставках, организованных на территории одной из этих стран Временная охрана перечисленных объектов может осуществляться национальными законодательствами различными способами: в одних странах она обеспечивается установлением льготы по приоритету, в других - льготы по новизне. (В большинстве промышленно развитых стран действует льгота по новизне).

    Согласно Конвенции патенты, выданные на одно и то же изобретение в разных странах-участницах Конвенции независимы друг от друга. Основной причиной введения принципа независимости патентов являются значительные различия национальных законов: если патент, выданный в одной стране затем будет признан в ней недействительным, то это вовсе не означает, что он может быть признан таковым на основании патентных законодательств других стран. Даже если приоритет патентов в других странах был установлен на основании этого признанного впоследствии недействительным патента.

    В Конвенции также содержится правило, согласно которому каждой стране - участнице предоставляется право включать в патентные законы нормы, предусматривающие санкции за неиспользование или недостаточное использование изобретения. Такими санкциями могут быть выдача принудительной лицензии или аннулирование патента.

    Требование о выдаче принудительной лицензии вследствие не использования может быть удовлетворено лишь по истечении определенного срока: 4 лет с момента подачи заявки или 3 лет с момента выдачи патента, в зависимости от того, какой срок истекает позднее. Принудительные лицензии могут выдаваться по мотивам «общественных интересов», когда патент признается имеющим особо важное социальное, экономическое или оборонное значение для страны. Принудительные лицензии являются неисключительными и не лишают патентообладателя права самому использовать данные изобретение или выдать лицензию на добровольных началах другому лицу. Патент может быть аннулирован только в тех случаях, когда выдачи принудительной лицензии недостаточно для предупреждения злоупотребления его обладателем. При этом процедура по аннулированию патента не может быть начата до истечения 2 лет с момента выдачи принудительной лицензии.

    Использование охраняемых объектов на транспортных средствах, согласно Конвенции не считается нарушением патента - на водном, воздушном или сухопутном транспорте, если транспортное средство, принадлежащее одной из стран Союза, временно или случайно находится на территории страны, где действует патент, при условии, что изобретения применяются исключительно для нужд транспортного средства.

    В некоторых странах, где предусмотрена регистрация товарных знаков, требуется также, чтобы знак, будучи зарегистрированным, обязательно использовался в течение определенного периода. В противном случае товарный знак может быть исключен из регистра. При этом под использованием обычно понимается продажа товаров, маркированных данным знаком, хотя национальное законодательство может более широко интерпретировать термин "использование".

    Статья 5С(1) устанавливает, что если требуется обязательное использование, то регистрация товарного знака может быть аннулирована на основании неиспользования только по истечении достаточного периода времени и только в случае, если владелец знака не представит доказательств, оправдывающих причины своего бездействия. Решение об аннулировании регистрации знака может быть принято, если владелец знака оправдает его неиспользование. Оправдание принимается, если оно обосновано юридическими и экономическими причинами, не зависящими от владельца, например если ввоз товаров был запрещен по решению правительства.

    Статья 6bis обязывает страны - участницы конвенции отказать в регистрации или аннулировать регистрацию и запретить использование товарного знака, который может вступить в конфликт с другим, уже «общеизвестным» в этих странах. Является ли знак общеизвестным в той или иной стране, решают ее компетентные административные или юридические органы. Товарный знак мог не использоваться в данной стране в том смысле, что маркированные им товары в ней не продавались, хотя в то же время знак может быть здесь общеизвестен благодаря рекламе как в этой стране, так и в других.

    Государственная символика, официальные названия и эмблемы международных организаций рассмотрена в статье 6ter, которая требует, чтобы страны-участницы в определенных обстоятельствах отказывали в регистрации или аннулировали ее и запрещали использование в качестве товарных знаков либо их элементов перечисленных в этой статье отличительных знаков самих стран-участниц и некоторых международных межправительственных организаций. Отличительными знаками государств, согласно этой статье, являются герб, флаг и другие символы, официальные знаки и печати, а также любая имитация подобных знаков.

    Охрана товарных знаков, зарегистрированных в одной стране союза, в других странах-участницах также определена Конвенцией. Одновременно с принципом независимости заявок и регистрации знаков, включенным в положения ст. 6, конвенция устанавливает, что каждый товарный знак, надлежащим образом зарегистрированный в стране происхождения, может быть заявлен в другой стране союза и охраняться таким, каков он есть, за некоторыми исключениями.

    Cтраны-участницы гарантируют охрану знаков обслуживания, но не обязаны предусматривать их регистрацию. Это положение не означает требования разрабатывать специальное законодательство по знакам обслуживания. Страна-участница может подчиняться положению о гарантиях охраны не только путем введения специального законодательства, направленного на защиту знаков обслуживания, но и предоставлением подобной охраны другим способом, например с помощью законов о недобросовестной конкуренции.

    В Конвенции не содержится единых правовых норм, касающихся охраны промышленной собственности в странах-участницах.

    Она исходит из того, что основные вопросы охраны ОПС (требования к объектам промышленной собственности, порядок выдачи и условия действия охранных документов, защита нарушенных прав) регулируются исключительно внутренним законодательством го- сударств-участников, тем самым участие в Конвенции не устраняет необходимости патентования этих объектов в других странах- участницах.

    В наибольшей степени ее универсальность проявляется в создании, при сохранении территориальной ограниченности действия патента, наиболее льготных условий для получения охраны объектов промышленной собственности иностранцами.

    В качестве объектов, охватываемых общим понятием «промышленная собственность», в Конвенции указываются изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, фирменные наименования, указания и наименования места происхождения товаров, а также пресечение недобросовестной конкуренции.

    История создания Парижской конвенции по охране промышленной собственности

    Заключение Парижской конвенции по охране промышленной собственности было обусловлено объективной необходимостью в правовом регулировании промышленной собственности за границей. Такая необходимость объяснялась причинами экономического и правового порядка.

    Возрастает объем промышленной продукции, в том числе созданной на базе изобретений, и происходит перенасыщение ею национального рынка, что порождает проблему сбыта продукции и ужесточает конкурентную борьбу за мировые рынки.

    Принятые к тому времени в ряде стран патентные законы по- разному регулировали вопрос патентования изобретений иностранцами.

    Кроме того, введение в патентные законы ряда стран (США - 1836 г., во Франции - 1844 г., в Великобритании - 1852 г.) требования новизны заявленного решения привело к публикации патентных документов, в связи с чем сохранение новизны изобретения требовало одновременной подачи на него заявок в другие страны, что практически осуществить было чрезвычайно трудно в силу различий национальных патентных законов. Решение этой проблемы так же, как и в отношении режима патентования изобретений иностранцами, пошло но пути заключения двусторонних соглашений. В тексты этих соглашений стало включаться очень важное положение о праве на приоритет при получении патента за границей. Впервые это правило было предусмотрено австро-германским договором 1881 г.

    Особенно наглядно отсутствие правовой охраны за границей проявилось при проведении международных выставок. Так, на приглашение австрийского правительства принять участие в международной выставке научно-технических достижений, которая должна была состояться в августе 1873 г. в Вене, США ответили отказом, мотивируя его тем, что австрийским законодательством не предусмотрены никакие гарантии по охране изобретений на выставках от копирования и использования их конкурентами. Различие позиций и интересов, сложившихся вокруг этой выставки, имело далеко идущие последствия. Во-первых, Австрией был разрабо тан закон, которым предусматривалась временная охрана изобретений, экспонируемых на международной выставке.

    Во-вторых, Всемирная промышленная выставка в Вене положила начало процессу урегулирования патентно-правовых вопросов на международном уровне, который завершился на том этапе подписанием 20 марта 1883 г.

    Парижской конвенции по охране промышленной собственности, основные положения которой действуют по настоящее время.

    Секретариатом Союза, т.е. постоянно действующим органом, выполняющим административные функции, является Международное бюро, возглавляемое Генеральным директором Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС).

    Более чем за 100-летний период существования Парижской конвенции она неоднократно пересматривалась, и в ее текст вносились изменения.

    Подавляющее большинство стран, в том числе и Российская Федерация, ратифицировали Стокгольмскую ее редакцию 1967 г.

    Общие положения Парижской конвенции, относящиеся к охране промышленной собственности

    Одним из основополагающих принципов Парижской конвенции является принцип национального режима. Он означает, что иностранные граждане и фирмы пользуются теми же правами, которые национальный закон предоставляет в отношении охраны промышленной собственности отечественным заявителям.

    Важнейшее преимущество, которое предоставляется странам- участницам Конвенции, - право приоритета (конвенционный приоритет). Оно предусматривает, что любой заявитель или его правопреемник, подавший правильно оформленную заявку на патент на изобретение, полезную модель, промышленный образец или товарный знак в одной стране, может в течение определенного срока истребовать охрану во всех остальных странах-участницах с сохранением приоритета первой заявки. Для патентов на изобретения и полезные модели этот срок равен 12 мес. с даты подачи первоначальной заявки, для промышленных образцов и товарных знаков - 6 мес.

    Согласно ст. 11 Конвенции страны-участницы в целях сохранения новизны в соответствии со своим внутренним законодательством предоставляют временную охрану изобретениям, полезным моделям, промышленным образцам, а также товарным знакам для продуктов, экспонируемых на официальных или официально признанных международных выставках, организованных на территории одной из этих стран.

    В настоящее время наиболее широко распространена выставочная льгота по новизне. Суть ее заключается в том, что экспонирование охраноспособного объекта на выставке в течение определенного времени до даты подачи заявки на него в патентное ведомство не опровергает его новизны.

    Согласно ст. 4bis Конвенции патенты, выданные на одно и то же изобретение в разных странах-участницах Конвенции, независимы друг от друга. Основной причиной введения принципа независимости патентов являются значительные различия национальных законов: если патент, выданный в одной стране затем будет признан в ней недействительным, то это вовсе не означает, что он может быть признан таковым на основании патентных законодательств других стран.

    Парижская конвенция содержит специальные нормы, относящиеся к объектам, связанным с маркировкой товара: товарным знакам, фирменным наименованиям, указаниям и наименованиям места происхождения товаров.

    Товарные знаки. В отношении товарных знаков, относящиеся к ним специальные положения сводятся к следующему. В ст. 6quinquies Конвенции выдвигается принцип, согласно которому товарные знаки, надлежаще зарегистрированные в странах происхождения, могут быть заявлены и охраняться в других странах-членах Парижского союза «такими как они есть».

    Особую охрану Конвенция предоставляет общеизвестным товарным знакам (ст. 6er). В отличие от обычных знаков, правовая охрана которых вытекает из факта регистрации, общеизвестные знаки охраняются в силу приобретения ими высокой репутации, что и делает их широко известными. Факт такой известности устанавливается ведомством страны регистрации.

    Положения Парижской конвенции, относящиеся к охране промышленной собственности от недобросовестной конкуренции

    Ст. 10bis обязывает страны-члены Парижского союза обеспечить гражданам этих стран эффективную защиту от недобросовестной конкуренции. Под недобросовестной конкуренцией согласно ука занной статье понимаются действия, противоречащие честным обычаям ведения дел в области промышленности и торговли.

    К актам недобросовестной конкуренции отнесены: 1.

    все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или производственной или торговой деятельности конкурента; 2.

    ложные утверждения при осуществлении коммерческой деятельности, способные дискредитировать предприятие, продукты или промышленную или торговую деятельность конкурента; 3.

    указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров.

    Особое значение в настоящее время борьба с недобросовестной конкуренцией имеет для охраны ноу-хау - конфиденциальных знаний, имеющих ценность и к которым нет свободного доступа на законном основании.

    Парижская конвенция, подписанная в 1883 г., время от времени пересматривалась на конференциях, которые завершались принятием Акта пересмотра. В настоящее время конвенция действует в редакции Акта, подписанного в Стокгольме в 1967 г.

    Основные положения конвенции сводятся к четырем категориям:

    1) принцип национального режима для граждан стран-членов;

    2) право приоритета;

    3) общие нормы материального права, устанавливающие права и обязанности юридических и физических лиц либо требующие или разрешающие странам-членам предусматривать в своем законодательстве соответствующие этим нормам положения;

    4) административные и финансовые положения.

    Принцип национального режима означает, что каждая страна-участница Парижской конвенции должна предоставлять такую же охрану гражданам других стран-членов, какую она предоставляет своим собственным гражданам. Национальный режим распространяется также и на граждан стран, не являющихся членами Конвенции, при условии, что они проживают или имеют в стране-члене промышленное или торговое предприятие.

    Право приоритета означает, что при условии подачи заявки на получение охраны объекта промышленной собственности в одной из стран-членов заявителю предоставляется возможность в течение определенного периода (12 месяцев для изобретений, 6 месяцев для промышленных образцов и товарных знаков) испрашивать охрану во всех других странах Парижской конвенции. От заявителя, таким образом, не требуется подавать одновременно заявки во все страны, в которых предполагается получить охранные документы. В его распоряжении имеется от 6 до 12 месяцев, чтобы провести маркетинговые исследования и определить страны патентования.



    Третий принцип касается положений, предусматриваемых в законодательных актах стран-членов по отношению к патентам на изобретения, промышленным образцам, товарным знакам, фирменным наименованиям, наименованиям мест происхождения товаров, недобросовестной конкуренции. Так, положения, относящиеся к патентам, устанавливают:

    а) независимость патентов, полученных в различных странах-членах на одно и то же изобретение;

    б) право изобретателя быть названным в качестве такового в патенте на изобретение;

    в) принятие законодательных мер, предусматривающих выдачу принудительных лицензий в случае, например, неиспользования или недостаточного использования изобретения;

    г) предоставление льготного срока для уплаты пошлин;

    д) использования запатентованных объектов, используемых в конструкции или при эксплуатации транспортного средства в международных перевозках, без разрешения патентообладателя;

    е) экспонирование изобретений на международных выставках - положения, касающиеся предоставления временной охраны патентоспособным изобретениям, полезным моделям, промышленным образцам, товарным знакам.

    По отношению к товарным знакам положения касаются:

    а) обязательности использования зарегистрированных товарных знаков в течение определенного времени;

    б) принципа независимости товарных знаков в различных странах-членах;

    в) установления льготного срока для уплаты пошлин за продление действия регистрации знака;

    г) охраны общеизвестных знаков в силу факта приобретения репутации в стране-члене;

    д) запрещения при определенных условиях или признания недействительной регистрации в качестве товарного знака государственных гербов, флагов, эмблем международных организаций, официальных клейм контроля;

    е) регистрации коллективных знаков и другие.

    Конвенция содержит обязательные требования охраны промышленных образцов, фирменных наименований, наименований мест происхождения и обеспечения эффективной защиты от недобросовестной конкуренции. При этом охрана может быть предоставлена по усмотрению национального законодательства.

    Административные и финансовые положения устанавливают органы Парижского союза, образованного странами-членами Конвенции. В свою очередь союз имеет три административных органа: Ассамблею, Исполнительный комитет и Международное бюро ВОИС, возглавляемое генеральным директором. Союз имеет свой собственный бюджет, наполняемый в основном за счет обязательных взносов стран-членов.

    По состоянию на 1 октября 2004 г. участниками Парижской конвенции по охране промышленной собственности являлись 164 государства.

    Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений

    Конвенция принята 9 сентября 1886 г., неоднократно пересматривалась в целях совершенствования международной системы охраны прав авторов. Последняя редакция была принята Конвенцией в Париже в 1971 г., изменения внесены в 1979 г. Страны, к которым применяется настоящая Конвенция, образуют Союз для охраны прав авторов на их литературные и художественные произведения.

    Конвенция основана на трех основных принципах:

    1) принцип «национального режима» , в соответствии с которым произведения, созданные в одной из стран-членов союза, должны получать во всех других странах-членах такую же охрану, какую эти страны предоставляют своим собственным гражданам;

    2) принцип автоматической охраны , в соответствии с которым национальный режим не зависит от каких-либо формальных условий, т.е. охрана предоставляется автоматически без обязательной регистрации, депонирования и т.д.;

    3) принцип независимости охраны , в соответствии с которым обладание предоставленными правами и их осуществление не зависят от наличия охраны в стране происхождения произведения.

    Бернская конвенция определила срок охраны произведений, который включает все время жизни автора и пятьдесят лет после его смерти. Исключение составляют кинематографические произведения, для которых срок охраны истекает спустя пятьдесят лет после того, как произведение стало доступным с согласия автора для всеобщего сведения или после создания произведения.

    За законодательством стран союза сохранено право определять срок охраны фотографических произведений и произведений прикладного искусства при условии, что этот срок не может быть короче двадцати пяти лет со времени создания произведения.

    Членами Бернской конвенции являются 151 государство мира, в том числе Республика Беларусь с 1997 года.

    Мадридское соглашение о международной регистрации знаков и Протокол к

    Мадридскому соглашению

    Мадридское соглашение о международной регистрации знаков было подписано в апреле 1891 г. и неоднократно пересматривалось. В настоящее время действует текст Стокгольмского акта, пересмотренный в 1967 г. и измененный в 1979 г. Протокол к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков был принят в Мадриде в июне 1989 г. и вступил в действие 1 апреля 1996 г.

    Цель Мадридского соглашения состояла в том, чтобы граждане каждой договаривающейся страны могли обеспечить во всех других странах-участницах соглашения охрану своих знаков, применяемых для товаров или услуг и зарегистрированных в стране происхождения, путем подачи заявок на указанные знаки в Международное бюро интеллектуальной собственности.

    Для получения охраны по процедуре международной регистрации, заявителю необходимо соблюсти формальные требования Международного бюро ВОИС, уплатить пошлину один раз и получить охрану на двадцать лет. Заявка подается на французском языке. До международной регистрации товарный знак должен быть зарегистрирован в национальном ведомстве. Перед подачей заявки в Международное бюро национальное ведомство проверяет и удостоверяет, что знак внесен в национальный реестр товарных знаков на имя заявителя и что товары и/или услуги, перечисленные в международной заявке, соответствуют национальной регистрации.

    Международная регистрация может продлеваться неограниченное количество раз сроком на двадцать лет путем простой уплаты основной пошлины и, в случае необходимости, дополнительной пошлины за каждый класс Международной классификации свыше трех и добавочной пошлины за расширение охраны.

    Протокол к Мадридскому соглашению был принят на Дипломатической конференции в Мадриде в целях внесения поправок в Мадридскую систему, приемлемых для стран, не участвующих в Мадридском соглашении (США, Великобритания, Япония и др.).

    По состоянию на 1 октября 2004 г. участниками Мадридского соглашения были 54 государства, а Протокол к Мадридскому соглашению подписало 61 государство.