Основания и процессуальный порядок освобождения подозреваемого. Задержание подозреваемого Основания освобождения подозреваемого
В соответствии с ч. 1 ст. 94 УПК РФ, задержанный подозреваемый подлежит освобождению в любом случае, если:
1) не подтвердилось подозрение в совершении преступления;
2) отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;
3) задержание было произведено с нарушением ст. 91УПК РФ.
Если в ходе отведенного законом срока будет установлено одно из указанных обстоятельств, тогда основания задержания подозреваемого отпадают, и он подлежит немедленному освобождению. В таком случае должностным лицом органа расследования выносится постановление об освобождении подозреваемого, которое направляется в место содержания задержанного. В описательной части постановления указываются обстоятельства задержания подозреваемого и основания его освобождения, в резолютивной части указывается решение об освобождении и сведения о направлении решения об освобождении в орган, где содержится под стражей подозреваемый.
Подозреваемому при освобождении из-под стражи выдается справка, в которой указываются, кем он был задержан, дата, время, место и основания задержания, а также дата, время и основания освобождения (ч. 5 ст. 94 УПК РФ).
Следует иметь ввиду, что не во всех случаях возникновения обстоятельств, в связи с которыми задержанный подлежит освобождению, лицо меняет свой уголовно-процессуальный статус подозреваемого в совершении конкретного преступления. В частности, отсутствие оснований для заключения подозреваемого под стражу, указанных в ст. ст. 97 и 108 УПК РФ, делает его задержание бесперспективным, однако не является препятствием для применения в отношении него другой меры пресечения, а также для дальнейшего его участия в производстве по делу в качестве подозреваемого.
В соответствии с ч. 2 ст. 10 УПК РФ, суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель обязаны немедленно освободить всякого незаконно задержанного. Руководствуясь данной нормой, а также п. 3 ч. 1 ст. 94 УПК РФ, в случае производства задержания с нарушением ст. 91 УПК РФ, следователь, в производстве которого находится уголовное дело, обязан освободить подозреваемого. В качестве существенных нарушений закона, которые могут повлечь отмену данной меры процессуального принуждения, являются не предоставление подозреваемому, если он является иностранным гражданином, переводчика, не обеспечение права подозреваемого на защиту, а также отсутствие понятых при производстве личного обыска и другие нарушения.
Если нет оснований для продления задержания и документы подтверждающие законность такого решения не поступят в изолятор временного задержания в течение 48 часов с момента задержания или истек продленный судом срок (72 часа), то подозреваемый немедленно освобождается, о чем начальник места содержания подозреваемого уведомляет орган расследования, в производстве которого находится уголовное дело.
Если имеется определение или постановление суда об отказе в удовлетворении ходатайства следователя об избрании в отношении задержанного подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу, то он освобождается немедленно, а копия этого определения или постановления выдается подозреваемому при его освобождении (ч. 4 ст. 94 УПК РФ).
§ 3. Основания освобождения подозреваемого
Задержание подозреваемого - мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления (п. 11 ст. 5 УПК).
Сущность задержания состоит в кратковременном лишении подозреваемого в совершении преступления лица свободы, которое, в силу своей неотложности не требует для его применения судебного решения.
Закон устанавливает целый ряд гарантий законности и обоснованности задержания, четко регламентируя условия, основания, мотивы, сроки и порядок задержания (ст. 91-96 УПК).
Важно! Следует иметь ввиду, что:
- Каждый случай уникален и индивидуален.
- Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.
Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:
Основания задержания:
Лицо может быть задержано только по подозрению в совершении такого преступления, за которое предусматривается наказание в виде лишения свободы (ч. 1 ст. 91 УПК), при наличии одного из следующих оснований:
- когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
- когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;
- когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.
При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо
- пыталось скрыться, либо
- не имеет постоянного места жительства, либо
- не установлена его личность, либо
- если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.
"Иные данные" - фактические данные (доказательства), косвенно указывающие на причастность лица к преступлению . К ним могут относиться:
- показания свидетелей и потерпевших, не являвшихся очевидцами преступления, из содержания которых следует, что это лицо причастно к совершению преступления;
- показания обвиняемых, подозреваемых о соучастниках;
- результаты следственных действий, указывающие на причастность к совершению преступления конкретных лиц;
- материалы ревизий, инвентаризаций;
- сходство по приметам, указанным потерпевшим, свидетелем и т. д.
Поскольку «иные данные» менее определенны, чем основания для задержания, закон связывает задержание при наличии этих данных с определенными условиями (попыткой лица скрыться, отсутствием у него постоянного места жительства, отсутствием документов, устанавливающих личность подозреваемого). Наличие этих условий делает необходимым задержание, так как придает ему неотложный характер и повышает обоснованность предположения о причастности лица к преступлению.
Следует обратить внимание на то, что если же существует одно из условий (например, лицо не имеет постоянного места жительства), но отсутствуют «иные данные», дающие основания подозревать лицо в совершении преступления, то уголовно-процессуальное задержание недопустимо.
Замечание
Следует различать фактическое задержание и задержание по правилам, установленным уголовно-процессуальным законом.
Фактическое задержание означает захват лица и принудительное доставление его в органы дознания или к следователю.
Право уголовно-процессуального задержания в порядке, установленном УПК, принадлежит только должностному лицу или органу, наделенному данными полномочиями в соответствии с законом.
Если лицо было задержано непосредственно при совершении преступления (т. е. до возбуждения уголовного дела), то фактический захват определяется моментом фактического ограничения свободы передвижения (с этого момента начинается течение сроков задержания), но в течение трех часов после доставления такого подозреваемого в орган дознания или к следователю должны быть вынесены постановление о возбуждении уголовного дела (при наличии соответствующих оснований) и составлен протокол задержания. С момента составления протокола задержания лицо следует считать подвергнутым уголовно-процессуальному задержанию.
Избрание меры процессуального принуждения и выбор ее вида - это право, а не обязанность лиц, ведущих судопроизводство . Закон устанавливает, что соответствующее должностное лицо вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления при наличии установленных законом условий и оснований. Право превращается в обязанность лишь тогда, когда появляются мотивы, обусловливающие необходимость задержания в данном конкретном случае.
Мотивами задержания могут быть:
- пресечение преступного деяния;
- предотвращение совершения новых преступлений;
- лишение возможности скрыться, уничтожить доказательства или иным образом воспрепятствовать установлению обстоятельств уголовного дела;
- установление причастности (непричастности) задержанного к совершению преступления;
- своевременное решение вопроса об избрании в отношении задержанного меры пресечения в виде заключения под стражу.
Не допускается использование задержания как средства получения от подозреваемого признания вины в совершении преступления.
Срок задержания
Важность четкого определения момента фактического задержания состоит не только в том, что с его наличием связывается начало течения 48-часового срока задержания, но и в том, что в силу сформулированной Конституционным Судом РФ конституционно-правовой позиции с этого момента задержанный имеет право на пользование услугами защитника и на реализацию прав, предусмотренных ст. 46 УПК. В момент фактического задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, ему должно быть разъяснено право иметь защитника (п. 3 ч. 4 ст. 46 УПК).
Все сроки уголовно-процессуального задержания, за исключением срока составления протокола задержания, исчисляются с момента фактического задержания. Для правильного исчисления сроков требуется учитывать день, час и минуту фактического задержания.
УПК детально регламентирует порядок задержания подозреваемого, что является важной гарантией законности и обоснованности задержания и обеспечения прав задержанного.
Лицо считается подозреваемым с момента фактического его задержания.
Закон не регламентирует срок, в течение которого лицо должно быть доставлено в орган дознания или к следователю. Представляется, что географические особенности и транспортная инфраструктура России не позволяют установить какой-либо пресекательный срок для этого действия. Но несмотря на это, задержанный по подозрению в совершении преступления должен быть доставлен в орган дознания или к следователю в течение разумного срока, но не более 48 часов. Истечение 48-часового срока является основанием для освобождения подозреваемого (ч. 2 ст. 94 УПК).
После доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в срок не более трех часов должен быть составлен протокол задержания (ч. 1 ст. 92 УПК). В течение этого време ни должны быть собраны необходимые данные о задержанном (установлена его личность и т. п.) и оформлены сведения об основаниях задержания (если ранее они не оформлялись, например, в случае задержания лица при совершении преступления).
В протоколе задержания указывается как дата и время составления протокола, так и дата, время, исчисляемое в часах и минутах, место, основания и мотивы фактического задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства (ч. 2 ст. 92 УПК). По смыслу этой уголовно-процессуальной нормы под другими обстоятельствами задержания подозреваемого следует понимать, в частности, сведения о применении физической силы, специальных средств, об оказании медицинской помощи задержанному, о наличии у него каких-либо телесных повреждений и тому подобное. В протоколе задержания должны быть указаны все имевшие место такие обстоятельства. В протоколе делается отметка о разъяснении подозреваемому его прав. Протокол подписывается подозреваемым и лицом, его составившим.
В случае необходимости подозреваемый может быть подвергнут личному обыску в порядке, установленном ст. 184 УПК (ст. 93 УПК). В отличие от установленной для производства обыска традиционной процедуры (п. 6 ч. 2 ст. 29 УПК, ст. 182 УПК) подозреваемый может быть подвергнут личному обыску без вынесения соответствующего постановления , но лицом одного с ним пола и при участии понятых одного и того же пола с обыскиваемым (ч. 2 и 3 ст. 184 УПК).
В течение 12 часов с момента фактического задержания дознаватель или следователь обязаны уведомить (ст. 96 УПК РФ):
- прокурора (в письменном виде, ст. 92 УПК РФ);
- кого-либо из близких родственников, а при их отсутствии - других родственников (предоставить возможность такого уведомления самому подозреваемому);
- командование воинской части (при задержании подозреваемого, являющегося военнослужащим); в случае задержания сотрудника органа внутренних дел - начальник органа, в котором проходит службу указанный сотрудник;
- секретаря Общественной палаты Российской Федерации и соответствующую общественную наблюдательную комиссию - при задержании подозреваемого, являющегося членом общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- посольство или консульство иностранного государства, если подозреваемый является гражданином или подданным другого государства.
При необходимости сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факта задержания уведомление с согласия прокурора может не производиться , за исключением случаев, когда подозреваемый является несовершеннолетним.
Порядок и условия содержания подозреваемых определяются Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений ».
Основания и порядок освобождения задержанного
Основания и порядок освобождения задержанного установлены в ст. 94 УПК. По постановлению дознавателя или следователя подозреваемый подлежит освобождению, если:
- не подтвердилось подозрение в совершении преступления;
- отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;
- задержание было произведено с нарушением требований статьи 91 Кодекса.
Если постановление судьи о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо продлении срока задержания не поступит в течение 48 часов с момента задержания, то подозреваемый немедленно освобождается, о чем начальник места содержания подозреваемого уведомляет орган дознания или следователя, в производстве которого находится уголовное дело, и прокурора.
Если имеется определение или постановление суда об отказе в удовлетворении ходатайства дознавателя, следователя об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу, то копия этого определения или постановления выдается подозреваемому при его освобождении.
При освобождении подозреваемого из-под стражи ему выдается справка, в которой указываются, кем он был задержан, дата, время, место и основания задержания, дата, время и основания освобождения.
Подозреваемый подлежит освобождению по истечении 48 часов с момента задержания, если в отношении него не была избрана судом мера пресечения в виде заключения под стражу. Исключение составляют случаи, когда судья по ходатайству одной из сторон откладывает окончательное принятие решения об избрании в качестве меры пресечения в виде заключения под стражу на срок не более чем 72 часа для представления заявившей такое ходатайство стороной дополнительных доказательств обоснованности или необоснованности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. Судья указывает в постановлении дату и время, до которых он продлевает задержание, которое признано судом законным (п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК).
- Понятие и назначение уголовного судопроизводства
- Понятие и сущность уголовного процесса
- Назначение уголовного судопроизводства
- Стадии уголовного судопроизводства
- Исторические типы (формы) уголовного процесса
- Уголовно-процессуальное законодательство
- Законы, определяющие порядок уголовного судопроизводства
- Действие уголовно-процессуального закона во времени, в пространстве и по кругу лиц
- Общая характеристика и структура УПК РФ
- Общая характеристика образцов уголовно-процессуальных документов и требования к ним
- Уголовно-процессуальное право
- Понятие и значение уголовно-процессуального права
- Уголовно-процессуальные правовые нормы: виды и структура
- Уголовно-процессуальные правоотношения
- Процессуальная форма
- Уголовно-процессуальные документы
- Процессуально-правовые гарантии
- Уголовно-процессуальные функции
- Уголовно-процессуальное право и его межотраслевые связи
- Уголовно-процессуальное право и нормы морали
- Принципы уголовного судопроизводства
- Понятие, значение и классификация принципов уголовного судопроизводства
- Характеристика общеправовых принципов уголовного процесса
- Участники уголовного судопроизводства
- Суд, судья, их процессуальные полномочия
- Подсудность уголовных дел и ее виды
- Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения
- Общая характеристика участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения
- Прокурор в уголовном процессе
- Следователь в уголовном процессе
- Руководитель следственного органа
- Орган дознания, начальник подразделения дознания, дознаватель
- Потерпевший в уголовном процессе
- Частный обвинитель в уголовном процессе
- Гражданский истец в уголовном процессе
- Представители потерпевшего, частного обвинителя и гражданского истца
- Подозреваемый в уголовном процессе
- Обвиняемый, законные представители в уголовном процессе
- Защитник в уголовном процессе
- Гражданский ответчик, его представитель в уголовном процессе
- Свидетель в уголовном процессе
- Эксперт в уголовном процессе
- Специалист в уголовном процессе
- Переводчик в уголовном процессе
- Понятой в уголовном процессе
- Понятие и признаки доказательств в уголовном процессе
- Классификация доказательств
- Основания и порядок признания доказательств недопустимыми
- Предмет и пределы доказывания
- Процесс доказывания и его цель
- Общая характеристика показаний как вида доказательств
- Заключение и показания эксперта
- Заключение и показания специалиста
- Вещественные доказательства
- Протоколы следственных действий и судебного заседания. Иные документы
- Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности
- Понятие и виды мер уголовно-процессуального принуждения
- Основания, порядок задержания и освобождения подозреваемого в совершении преступления
- Понятие и виды мер пресечения, основания и общий порядок их применения
- Понятие и виды иных мер процессуального принуждения
- Понятие ходатайств и жалоб как индивидуально-правовых актов участников уголовного судопроизводства
- Процессуальный порядок рассмотрения жалоб
- Судебный порядок рассмотрения жалоб
- Сроки в уголовном процессе
- Процессуальные издержки и их виды
- Взыскание процессуальных издержек
- Общая характеристика института реабилитации
- Сущность реабилитации. Основания возникновения права на реабилитацию и возмещение вреда
- Право на реабилитацию и возмещение вреда и порядок его реализации
- Понятие и значение возбуждения уголовного дела
- Поводы и основания к возбуждению уголовного дела
- Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела
- Отказ в возбуждении уголовного дела
- Понятие, значение и формы предварительного расследования
- Общие условия предварительного расследования
- Иные условия предварительного расследования
- Процессуальные сроки предварительного следствия и порядок их продления
- Субъекты предварительного следствия
- Общие правила производства следственных действий
- Судебный порядок получения разрешения на производство следственного действия
- Протокол следственного действия и его значение
- Порядок и сроки дознания по уголовным делам
- Особенности возбуждения уголовных дел органами дознания
- Обвинительный акт дознания и его правовые последствия
- Сущность и значение привлечения лица в качестве обвиняемого
- Процессуальный порядок привлечения лица в качестве обвиняемого
- Допрос в качестве обвиняемого
- Осмотр и личный обыск
- Выемка предметов и документов, наложение ареста на почтово-телеграфные отправления
- Контроль и запись телефонных и иных переговоров
- Допрос
- Очная ставка, опознание, проверка показаний на месте
- Производство судебной экспертизы
- Понятие, основания и порядок приостановления предварительного следствия
- Действия следователя после приостановления предварительного следствия
- Прекращение уголовного дела и уголовного преследования
- Постановление о прекращении уголовного дела
- Решение об окончании предварительного следствия с обвинительным заключением
- Процессуальный порядок ознакомления участников уголовного процесса с материалами дела
- Обвинительное заключение
- Действия и решения прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением. Направление уголовного дела в суд
- Полномочия судьи по поступившему в суд уголовному делу
- Общий порядок подготовки к судебному заседанию
- Принятие судьей единолично решения по уголовному делу и подготовка к судебному заседанию
- Основания и порядок проведения предварительного слушания
- Решения, принимаемые судьей по результатам предварительного слушания
- Понятие, задачи и общие условия судебного разбирательства
- Непосредственность, устность, гласность и пределы судебного разбирательства. Неизменность состава суда
- Председательствующий в судебном разбирательстве и его участники
- Протокол судебного заседания
- Судебное следствие, прения сторон, последнее слово подсудимого
- Понятие, сущность, значение и виды приговора
- Требования, предъявляемые к приговору
- Порядок постановления приговора
- Структура и содержание приговора
- Понятие и основания особого порядка судебного разбирательства по уголовным делам
- Судебное заседание при особом порядке судебного разбирательства
- Особенности производства дел у мирового судьи
- Судебное разбирательство у мирового судьи
- Общие условия производства в суде присяжных
- Особенности подготовки к судебному заседанию
- Подготовительная часть судебного разбирательства
- Особенности судебного следствия
- Прения сторон и последнее слово подсудимого
- Постановка вопросов, подлежащих разрешению присяжными заседателями
- Напутственное слово председательствующего
- Вынесение вердикта судом присяжных
- Обсуждение последствий вердикта
- Постановление приговора и принятие иных решений
- Понятие и общая характеристика апелляционного производства
- Субъекты апелляционного обжалования и процедура принесения жалоб и представлений
- Апелляционный порядок рассмотрения уголовного дела
- Основания отмены и изменения приговора мирового судьи
- Решения, принимаемые судом апелляционной инстанции, и их обжалование
- Понятие и значение кассационного производства
- Субъекты кассационного обжалования и порядок принесения жалоб и представлений
- Основания отмены или изменения судебного решения в кассационном порядке
- Порядок рассмотрения уголовного дела судом кассационной инстанции
- Понятие, виды и формы решений, принимаемых судом кассационной инстанции
- Понятие и сущность стадий исполнения приговора
- Вступление судебного решения в законную силу
- Порядок обращения к исполнению судебного решения
- Вопросы, подлежащие рассмотрению судом при исполнении приговора
- Отсрочка исполнения приговора и снятие судимости
- Понятие и правовая природа судебного надзора по уголовным делам
- Порядок обжалования вступивших в законную силу судебных решений. Судебные надзорные инстанции
- Характеристика надзорного производства
- Порядок рассмотрения уголовного дела судом надзорной инстанции
- Решения суда надзорной инстанции
- Возобновление производства по уголовному делу: понятие, значение, основания
- Сроки и процедура возобновления производства по уголовному делу
- Решения, принимаемые на этапе возобновления производства по уголовному делу
- Особенности производства по делам несовершеннолетних и предмет доказывания
- Предварительное расследование уголовных дел по обвинению несовершеннолетних
- Судебное разбирательство
- Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности
- Особенности имущественной ответственности несовершеннолетних за причиненный преступлением вред
- Основания и цели применения принудительных мер медицинского характера
- Особенности досудебного производства о применении принудительных мер медицинского характера
- Процедура судебного разбирательства
- Особенности имущественной ответственности
- Прекращение, изменение и продление применения принудительных мер медицинского характера
- Круг лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам
- Возбуждение уголовного дела и привлечение лица в качестве обвиняемого
- Особенности досудебного и судебного производства
- Применение норм международного права в уголовном процессе
- Порядок взаимодействия судов, прокуроров, следователей и органов дознания с компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями
- Выдача лица для целей уголовного преследования или для исполнения приговора
- Передача выдаваемого лица
- Международное сотрудничество с государствами, не имеющими договоров по вопросам уголовного судопроизводства с РФ
- Регулирование уголовно-процессуальных вопросов международными договорами РФ, не вступившими в силу
- Источники уголовно-процессуального права стран СНГ
- Задачи и принципы уголовного судопроизводства стран СНГ
- Особые институты уголовного судопроизводства в странах СНГ
Основания, порядок задержания и освобождения подозреваемого в совершении преступления
В п. 11 ст. 5 УПК задержание подозреваемого определяется как «мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания. дознавателем, следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления». Основания и порядок задержания подозреваемого регламентированы в ст. 91 и 92 УПК.
Лицо может быть задержано по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы (срок лишения свободы в законе не оговорен), при наличии любого из следующих оснований :
- когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
- когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;
- когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.
При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если:
- пыталось скрыться;
- не имеет постоянного места жительства;
- не установлена его личность;
- следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.
УПК усилил требования к дознавателю, следователю, прокурору в плане защиты прав подозреваемого, в том числе и относительно срока задержания. В частности, срок задержания сократился с 72 ч до 48 ч (т.е. с 3 до 2 сут). Сообщение прокурору о произведенном задержании должно быть направлено в течение 12 ч с момента задержания (вместо 24 ч в прежнем УПК).
Подозреваемый должен быть допрошен не позднее 24 ч с момента:
- вынесения постановления о возбуждении уголовного дела, за исключением случаев, когда место его нахождения не установлено;
- фактического задержания.
Безусловно, такие требования должны побудить органы расследования проверять причастность лица к совершению преступления в максимально короткие сроки.
Необходимо различать задержание за совершение преступления в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом, и задержание за совершение административного правонарушения в порядке, установленном Кодексом РФ об административных правонарушениях. При этом в соответствии с КоАП (ст. 27.5) задержание в административном порядке допускается на время до трех часов, за исключением отдельных случаев.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 ч. Срок административного задержания лица в отличие от задержания в соответствии с УПК исчисляется с момента доставления в соответствующий орган - например, в помещение органа внутренних дел.
УПК в ст. 5 (п. 15) ввел новый термин - «момент фактического задержания», определив его как момент производимого в порядке, установленном УПК, фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления. Данный термин в УПК РСФСР не использовался, однако судебно-следственной практике он был известен. К сожалению, в силу некоторых объективных и субъективных причин в ряде случаев орган дознания или следователь, фактически задержав подозреваемого, протокол задержания оформлял позже. После доставления подозреваемого в орган дознания с ним проводились беседы, отбиралось объяснение и т.п. Если подозреваемого доставили вечером, то он мог быть оставлен в милиции до утра по так называемому рапорту либо оформлен как лицо, совершившее административное правонарушение».
Все эти незаконные «хитрости» (фактически речь идет о грубейшем нарушении прав человека) в основном характерны для работы уголовного розыска, но зачастую они совершаются с ведома или молчаливого согласия следователя. Поэтому нередко во время судебного разбирательства на вопрос о дате и времени своего задержания подсудимый дает ответ, который не совпадает с официальным протоколом задержания.
И нередко разница между фактическим задержанием и датой, временем задержания по официальному протоколу составляет от нескольких часов до нескольких дней. Поэтому важная обязанность следователя - правильно и в соответствии с фактическими обстоятельствами составить протокол задержания. В соответствии со ст. 92 УПК протокол задержания должен быть составлен не позднее трех часов после доставления подозреваемого в орган дознания, к следователю. При этом подозреваемому разъясняются права, предусмотренные ст. 46 УПК, о чем делается отметка в протоколе задержания.
В протоколе задержания должны быть указаны дата и время
- составления протокола;
- задержания подозреваемого.
Необходимо обратить внимание и на ст. 95 УПК о порядке содержания подозреваемых под стражей. В ч. 2 этой статьи установлено. что в случае необходимости проведения оперативно-розыскных мероприятий допускаются встречи сотрудника органа дознания, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с подозреваемым с письменного разрешения дознавателя, следователя или суда в производстве которых находится уголовное дело. Очевидно, при этом речь идет о письменном разрешении, иначе эта норма теряет смысл.
Подозреваемый в соответствии со ст. 94 УПК подлежит освобождению по постановлению дознавателя или следователя в следующих случаях.
- не подтвердилось подозрение в совершении преступления;
- отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;
- задержание было произведено с нарушением требований ст. 91 УПК.
По истечению 48 ч. с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если в отношении него не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо суд не отложат окончательное принятие решения в порядке, установленном п. 3 ч. 6 ст. 108 УПК. В этом случае суд, рассматривая ходатайство об аресте подозреваемого, принимает решение об отложении принятия решения по ходатайству стороны на срок не более чем 72 ч. для представления ею дополнительных доказательств обоснованности задержания. Ходатайство об отложении принятия решения могут заявить стороны, т.е. сторона обвинения (уголовного преследования) и сторона защиты от обвинения. В этом случае судья указывает в постановлении дату и время, до которых он продлевает срок задержания.
Следовательно, если срок задержания подозреваемого следователем, дознавателем составляет 48 ч, а суд может отложить принятие решения еще до 72 ч. с продлением срока задержания, то в итоге максимальный срок задержания может составить 5 сут.
Понятие, значение и виды мер уголовно-процессуального принуждения
МЕРЫ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ
ТЕМА 7.
Недопустимость доказательств
Доказательства, полученные с нарушением требований УПК, являются недопустимыми. Это значит, что они не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения.
Недопустимые доказательства (ст. 75 УПК):
1. показания подозреваемого, обвиняемого, данные в ходе досудебного производства по уголовному делу в отсутствие защитника, включая случаи отказа от защитника, и не подтвержденные подозреваемым, обвиняемым в суде;
2. показания потерпевшего, свидетеля, основанные на догадке, предположении, слухе, а также показания свидетеля, который не может указать источник своей осведомленности;
3. иные доказательства, полученные с нарушение требований УПК.
7.1. Понятие, значение и виды мер уголовно-процессуального принуждения
7.2. Основания и порядок задержания и освобождения подозреваемого
7.4. Заключение под стражу
7.5. Иные меры процессуального принуждения
Меры уголовно-процессуального принуждения - меры уголовно-процессуального характера, применяемые в качестве способов воздействия на поведение участвующих в деле лиц.
От других мер государственного принуждения они отличаются тем, что:
- применяются в период производства по уголовному делу и носят процессуальный характер;
- применяются полномочными органами государства в кругу их полномочий;
- применяются к участвующим в деле лицам, ненадлежащее поведение которых или возможность такого поведения создает или может создать препятствия для цельного хода уголовного судопроизводства;
- имеют конкретные цели, вытекающие из общих задач уголовного судопроизводства; имеют особое содержание и характер.
Виды мер процессуального принуждения:
- задержание подозреваемого;
- меры пресечения;
- иные меры процессуального принуждения.
Задержание - кратковременное лишение свободы лица, подозреваемого в совершении преступления, без предварительной санкции прокурора или судебного решения с целью пресечения его преступной деятельности, предотвращения сокрытия от следствия и суда, фальсификации и сокрытия доказательств и других действий, могущих помешать установлению обстоятельств по делу.
Предельный срок задержания - 48 часов.
Он может быть продлен судьей не более чем на 72 часа.
Основания для задержания лица по подозрению в совершении преступления:
Когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
Когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;
Когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.
При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если прокурором, а также следователем или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.
Порядок задержания включает следующие этапы:
Фактическое задержание и личный обыск;
Составление протокола (3 часа с момента доставления в орган предварительного расследования);
Уведомление прокурора (12 часов с момента задержания);
Допрос подозреваемого не позднее 24 часов с момента фактического задержания. До начала допроса подозреваемому по его просьбе должно быть обеспечено свидание с защитником наедине, конфиденциально и в течение не менее 2 часов;
Уведомление кого-либо из близких родственников, а при их отсутствии - других родственников или предоставление возможности такого уведомления самому подозреваемому (не позднее12 часов с момента задержания).
7.3. Меры пресечения: понятие, основания, виды
Меры пресечения - предусмотренные законом средства, применяемые к обвиняемому, которые заключаются в определенном психологическом воздействии, угрозе имущественных потерь, установлении за указанным лицами присмотра, помещении их под стражу, лишающих или ограничивающих свободу обвиняемого.
В исключительных случаях мера пресечения также может применяться к подозреваемому, при этом обвинение должно быть предъявлено подозреваемому не позднее 10 суток с момента применения меры пресечения, а если подозреваемый был задержан, а затем заключен под стражу - в тот же срок с момента задержания. Если в этот срок обвинение не будет предъявлено, то мера пресечения немедленно отменяется.
Меры пресечения:
Подписка о невыезде;
Личное поручительство;
Наблюдение командования воинской части;
Присмотр за несовершеннолетним обвиняемым;
Домашний арест;
Заключение под стражу.
Основания применения мер пресечения - наличие обстоятельств, позволяющих полагать, что обвиняемый:
Скроется от дознания, предварительного следствия или суда;
Может продолжать заниматься преступной деятельностью;
Может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.
Мера пресечения может избираться также для обеспечения исполнения приговора.
Перечисленные основания являются общими для избрания любой меры пресечения. К специальным основаниям или условиям относятся обстоятельства избрания конкретной меры пресечения.
Специальные основания:
Несовершеннолетие (ст. 105 УПК);
Отношение к воинской службе (ст. 104 УПК);
Наличие письменного ходатайства поручителя (ст. 103 УПК);
Тяжесть совершенного преступления (ст. 108 УПК).
1. Подозреваемый подлежит освобождению по постановлению дознавателя или следователя, если:
1) не подтвердилось подозрение в совершении преступления;
2) отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;
2. По истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если в отношении его не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо суд не продлил срок задержания в порядке, установленном пунктом 3 части седьмой статьи 108 настоящего Кодекса.
3. Если постановление судьи о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо продлении срока задержания не поступит в течение 48 часов с момента задержания, то подозреваемый немедленно освобождается, о чем начальник места содержания подозреваемого уведомляет орган дознания или следователя, в производстве которого находится уголовное дело, и прокурора.
4. Если имеется определение или постановление суда об отказе в удовлетворении ходатайства дознавателя, следователя об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу, то копия этого определения или постановления выдается подозреваемому при его освобождении.
5. При освобождении подозреваемого из-под стражи ему выдается справка, в которой указываются, кем он был задержан, дата, время, место и основания задержания, дата, время и основания освобождения.
Комментарий к Ст. 94 УПК РФ
1. Комментируемая статья, подробно раскрывая основания освобождения задержанного по подозрению в преступлении, прямо не отвечает на вопрос, кто производит такое освобождение. По смыслу пунктов 1 и 2 этой статьи при наличии оснований, в них указанных (неподтверждение подозрения, отсутствие оснований для заключения под стражу), решение об освобождении задержанного принимает тот, в чьем производстве находится уголовное дело (дознаватель, следователь). При наличии основания, предусмотренного пунктом 3, предполагается, что решение о задержании, исправляя ошибку органа расследования, принимает прокурор, осуществляющий надзор за досудебным производством по данному уголовному делу. Истечение 48-часового срока задержания, о котором говорится в части второй комментируемой статьи, влечет немедленное освобождение задержанного также самим должностным лицом, ведущим расследование.
2. Особого комментария заслуживает содержание части третьей данной статьи. Его смысл сводится к тому, что если орган расследования по истечении 48-часового срока задержания не представит начальнику изолятора временного содержания (ИВС) задержанных по подозрению в преступлении никаких процессуальных документов, дающих основания для дальнейшего пребывания гражданина в этом учреждении, то его начальник освобождает задержанного своей властью. Данное правило спорно. Администрация ИВС не является субъектом уголовно-процессуальных правоотношений, и решение вопросов об освобождении задержанного так же не входит в его компетенцию, как и принятие решения о задержании. Представляется, что все конфликтные вопросы подобного характера должны решаться властью руководителя следственного органа, начальника органа дознания или прокурора.
3. Освобождение задержанного не является реабилитацией подозреваемого, потому что расследование уголовного дела еще не завершено. Однако естественно, что выбывший на несколько часов или суток из общественной жизни находившийся под стражей гражданин должен иметь на руках соответствующие документы, объясняющие его отсутствие на работе или службе. По смыслу пунктов 4 и 5 такими документами являются: а) судебное постановление об отказе в удовлетворении ходатайства органа расследования о применении в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу; б) справка об освобождении. Представляется, что было бы яснее и правильнее, чтобы на руки освобожденному гражданину во всех случаях выдавалась копия уголовно-процессуального документа (постановления) об освобождении с отметкой о времени освобождения.