Какой Статус У Служащего Советской Армии, Права, Обязанности? Статус военнослужащих. Федеральный закон "О статусе военнослужащих"

Некоторая часть гражданского персонала в Вооруженных силах относится к числу государственных гражданских служащих. Труд данной категории, помимо трудового законодательства, регулируется федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Им установлены особенности ее осуществления по сравнению как с военной службой в армии (внутривидовые особенности государственной службы), так и с трудом других работников из числа гражданского персонала.

Большинство гражданского персонала Вооруженных сил не относится к федеральным государственным служащим и занято трудовой деятельностью на основании трудового договора, заключаемого с воинской частью в соответствии с трудовым законодательством. Особенности данной категории работников определяются статьей 349 ТК РФ. Она устанавливает, что на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, иных организациях Вооруженных сил РФ и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Преимущества гражданской службы в ФСБ РФ

В соответствии с задачами указанных органов, учреждений и организаций для армейских работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества. Соответствующие нормы установлены в подзаконных нормативных актах. В качестве примера можно привести приказ ФСБ РФ от 05.02.2007 N 46 "Об установлении и выплате военнослужащим и лицам из числа гражданского персонала органов федеральной службы безопасности ежемесячной надбавки за выполнение особо важных заданий". Данный нормативный акт установил для лиц из числа гражданского персонала органов ФСБ ежемесячную надбавку за выполнение особо важных заданий в размере до 50% оклада по воинской должности, тарифной ставки, оклада (должностного оклада). Приказом ФСБ РФ от 26.07.2006 N 353 установлена ежемесячная надбавка за безаварийную эксплуатацию автомобильной техники и поддержание ее в исправном состоянии, в том числе для гражданских служащих.

Справедливости ради отметим, что указанные выше примеры, иллюстрирующие положения рассматриваемой статьи трудового кодекса, в то же время относятся только к лицам, работающим в органах ФСБ, и не относятся к гражданскому персоналу армии. Таким образом, этот оказывается в менее выгодном положении по сравнению с гражданскими кадрами ФСБ. Такое положение, несомненно, нуждается в корректировке, так как установление дополнительных льгот и преимуществ для государственных служащих в Вооруженных силах РФ призвано частично компенсировать те сложности и неудобства, с которыми они могут столкнуться при выполнении своих профессиональных обязанностей.

Льготы для государственных служащих в армии

В то же время действует приказ Министра обороны N 10 от 13.01.2010 (в редакции от 16.03.2012) "О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим и лицам гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации". Данный приказ устанавливает, что государственному гражданскому персоналу на Северном Кавказе выплачиваются суточные с учетом коэффициента 1.1. Также для гражданских госслужащих устанавливается дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью два календарных дня за каждый полный месяц работы на территории Чеченской Республики, но не более четырнадцати календарных дней. В случае гибели (смерти) лиц гражданского персонала их погребение осуществляется в порядке и по нормам, установленным для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

По нашему мнению, указанные армейским служащим можно вполне назвать символическими, так как они ни в какой мере не компенсируют те риски и опасности, которыми подвергается гражданский персонал Вооруженных сил России, выполняющий свои функции в условиях проведения контртеррористических операций на Северном Кавказе.

В Министерстве обороны Российской Федерации наравне с военнослужащими ведет профессиональную служебную деятельность гражданский персонал на основе контракта с главой ведомства обороны или его представителями, а также по трудовому договору, срочному или бессрочному, между работником и работодателем в лице начальника учреждения МО. Чтобы разобраться в статусе гражданского персонала в ВС РФ, есть смысл погрузиться в историю вопроса.

Появление гражданских служащих в армии и на флоте относится к концу XVIII века, в те времена их называли классными чиновниками. Они были упразднены после Великой Октябрьской революции.

“ Уже через 5–10 лет в институтах Минобороны останутся одни руководители, разрабатывать проекты Государственных программ вооружения будет некому ”

В приказе Реввоенсовета № 12441 от 2 октября 1924 года, то есть приходящемся на период становления Советского Союза, упоминаются лица, исполняющие свои трудовые обязанности в военных организациях. Эта категория именовалась «вольнонаемный состав» и «вольные работники». Их правовой статус определялся только нормами трудового законодательства. Он никак особо не оговаривался в Кодексе законов о труде 1918 и 1922 годов.

Директивой ГШ СА № ОРГ 1/23 от января 1953 года понятие «вольнонаемный состав» было заменено на «рабочие и служащие Советской армии и Военно-морского флота СССР», поскольку применявшееся ранее понятие устарело и перестало отвечать сложившимся экономическим отношениям. Поступавшие на работу принимали аналог воинской присяги – торжественное клятвенное обещание строго хранить военную и государственную тайну, соблюдать установленный законами и руководством порядок, добросовестно и честно выполнять свои обязанности. При этом правовой статус по-прежнему определялся только нормами трудового законодательства. В КЗоТе РСФСР 1972 года такая категория работников, как рабочие и служащие Советской армии и Военно-морского флота СССР, не упоминалась. Несмотря на вышеуказанные ограничения и обязательства, служить и работать в Вооруженных Силах считалось престижным, поскольку в воинских частях, на предприятиях и в организациях, непосредственно обеспечивающих постоянную боевую готовность, предусматривалось повышение должностных окладов и ставок. Лучшие гражданские специалисты по распределению Главного управления кадров Минобороны получали направление на работу в ведомственные НИИ, где зарплата младшего научного сотрудника составляла 120–160 рублей в месяц, тогда как в гражданском секторе – 110–120. Служащие Советской армии, имевшие ученую степень кандидата наук, на должности старшего научного сотрудника могли получать до 300 рублей в месяц, что было сравнимо с денежным содержанием в том же НИИ майора на должности младшего научного сотрудника.

Лейтенант ценнее доктора

Фото: google.com

Когда не стало СССР, зарплата рабочих и служащих Российской армии часто задерживалась на два-три месяца, многие гражданские специалисты вынужденно уходили торговать на рынке, чтобы прокормить себя и семью. В приказе № 85 главы военного ведомства «О мерах по укреплению в Вооруженных Силах Российской Федерации законности в трудовых отношениях» (от 23.02 1996) и законе «Об обороне» (от 31.05.1996) появилось понятие «гражданский персонал», под которым понимается личный состав, комплектуемый как гражданами РФ, так и иностранцами, заключившими трудовой договор о работе или о профессиональной служебной деятельности по определенным штатным расписанием должностям и специальностям в воинских частях ВС РФ.

В ТК РФ 2002 года впервые прописаны особенность труда лиц в организациях ВС (ст. 349) и необходимость установления особых условий оплаты, дополнительных гарантий и льгот, предоставление которых определяется исходя из задач работодателя. Однако до настоящего времени на уровне федерального правительства не принят специальный закон об особенностях регулирования труда гражданского персонала.

Сложившиеся на сегодня «особые условия оплаты, дополнительные гарантии и льготы» в действительности выглядят следующим образом. В 2001 году отменили 25-процентную надбавку за работу в Вооруженных Силах РФ. Технический персонал в НИИ Минобороны, имея должностной оклад шесть-семь тысяч рублей, на руки со всеми премиями и льготами за секретность и максимальный стаж работы получает зарплату 10–13 тысяч. При этом прожиточный минимум для трудоспособного населения на 2017 год составляет более 10 тысяч рублей. Недавний выпускник гражданского вуза на должности младшего научного сотрудника с окладом около семи тысяч получает не более 8–10 тысяч рублей в месяц. Если сравнить с военнослужащими, складывается следующая картина: ведущий научный сотрудник с ученой степенью доктора наук, имея максимальные надбавки за секретность и стаж работы, вместе с премиями получает около 40 тысяч рублей в месяц, что в полтора раза меньше денежного довольствия старшего лейтенанта на должности младшего научного сотрудника в том же НИИ. Таким образом, особые условия оплаты труда в реальности привели к тому, что гражданский персонал ВС РФ оказался нищей, наиболее обездоленной частью трудящихся России.

Возвращаясь к статье 349 ТК РФ, справедливости ради отметим, что в части обеспечения «дополнительных гарантий и льгот» правительственным Постановлением № 1141 от 1 октября 1998 года некоторым категориям гражданского персонала установлены надбавки за работу в опасных для здоровья условиях труда. Перечень нормативных документов, издаваемых на различных уровнях, достаточно широк, но большую их часть составляют акты Министерства труда и социального развития и приказы Минобороны.

Особенности труда гражданского персонала во многом предопределены правовым положением другой стороны трудовых отношений – работодателя, его представителей, в большинстве своем являющихся военнослужащими. Правовое регулирование труда таких работников в части ограничений их прав предусмотрено статьей 413, а) ТК РФ – пункт о недопущении забастовок.

Альтернативная гражданская служба гарантирована Конституцией и урегулирована федеральным законом № 113-Ф3 от 25.06.2002 «Об альтернативной гражданской службе» и касается граждан РФ мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет. Она предоставляется по заявлению признанного годным для несения основной службы в ВС призывника о замене военной службы на альтернативную гражданскую, которая представляет собой специфическую трудовую деятельность на благо государства и связана с принудительными неквалифицированными видами работ в течение 18 месяцев. Количество призывников, воспользовавшихся в стране альтернативной гражданской службой в 2014 году – около шести тысяч человек.

Подай, принеси, спой

Самая многочисленная, представляющая основной состав категория гражданского персонала – лица, работающие на основании трудового договора. Они получают зарплату на основании приказов министра обороны. Эта часть гражданского персонала неоднородна по своему составу и включает руководителей, специалистов, технических исполнителей и рабочих. В отличие от военнослужащих гражданский персонал в воинских частях выполняет, как правило, вспомогательные функции по обеспечению повседневной деятельности ВС РФ, поддержанию их боеготовности и боеспособности. Он занят работами по медицинскому и бытовому обслуживанию войск, их материально-техническому обеспечению, принимает участие в ремонтно-строительных, культурно-досуговых и других видах обслуживающих работ. В целом такая деятельность заключается в исполнении обязанностей, необходимых для создания нормальных условий службы, но непосредственно не связанных с обороноспособностью и безопасностью страны.

Таким образом, в ВС РФ соответствующими федеральными законами определен статус военнослужащих (ФЗ № 76 «О статусе военнослужащих»), государственных гражданских служащих (ФЗ № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации») и лиц, проходящих альтернативную гражданскую службу (ФЗ № 113 «Об альтернативной гражданской службе»). И только статус работающих на основании трудового договора никаким федеральным законом не установлен. Несмотря на то, что в законодательстве отсутствует определение понятия «гражданский персонал», этот термин широко используется в различных нормативных правовых актах, характеризующих их правовой статус, в том числе в указах президента и в постановлениях правительства РФ.

Наука на подхвате

Необходимо отметить, что помимо упомянутых выше категорий в Министерстве обороны трудятся гражданские научные работники, чья деятельность непосредственно связана с обеспечением обороны и безопасности страны. К какой же категории гражданского персонала они относятся? Согласно данному выше определению – ни к какой! Вопрос, почему Минобороны и правительство сочли целесообразным включить гражданских научных работников в разряд обслуживающего персонала, остается без ответа.

К великому сожалению, такое определение и правовое положение вместо улучшения привело к ухудшению условий их труда и быта. Гарантии, предоставляемые указанными выше подзаконными нормативными актами, а также предусмотренные механизмы обеспечения условий достойной жизни ничем не подкреплены.

Яркий пример – появление в период массовых отпусков приказа № 327 от 6 июня 2016 года «О признании утратившим силу приказа министра обороны Российской Федерации от 16 апреля 2003 года № 120». Напомним, что согласно приказу № 120 научным работникам бюджетных организаций МО РФ, имеющим ученую степень, ежегодно вместо 28 календарных дней (по правительственному постановлению № 949 от 12.08.1994) предоставлялись оплачиваемые отпуска продолжительностью 48 рабочих дней докторам наук и 36 – кандидатам. Правовому департаменту МО РФ понадобилось целых три месяца для разъяснения того, что постановление правительства является нормой прямого действия и издания правового акта Минобороны России по регулированию указанного вопроса не требуется. Другой пример – президентский указ № 597 от 7 мая 2012 года «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», согласно которому правительство должно обеспечить повышение к 2018 году средней заработной платы научных сотрудников до 200 процентов от средней в соответствующем регионе. Получается, что труд гражданских научных работников в регионах должен меньше цениться, чем в столичных НИИ Минобороны. А что касается заработной платы, непонятно, как собираются выполнить указ президента, если ее индексация не производилась достаточно долго и в 2017 году, как следует из выступлений официальных лиц, повышение окладов гражданского персонала не ожидается.

Назрела острая необходимость разработки отдельного законодательного акта о гражданских научных работниках в Минобороны. Их социальный, правовой статус и условия трудовой деятельности должны быть оговорены. Актуальность решения вопроса обусловлена тем, что гражданские специалисты, работающие в научно-исследовательских учреждениях Минобороны, непосредственно заняты перспективными средствами и системами вооружения. Утверждать, что они обеспечивают деятельность военнослужащих, по меньшей мере оскорбительно и несправедливо. Нельзя гражданских научных работников приравнивать к денщикам. Нынешнее правовое положение указанной категории гражданских специалистов, не имеющей практической возможности карьерного роста, унизительно, что привело к массовому их оттоку из научно-исследовательских учреждений.

К настоящему времени во всех НИИ Минобороны России число военнослужащих сокращено до минимума. Основной состав научных сотрудников институтов – военные пенсионеры и гражданские специалисты, в свое время направленные ГУК МО по окончании вузов. Из года в год стареет научный коллектив, притока молодежи нет и в ближайшее время не предвидится. Нет желающих работать с мизерным окладом на должности младшего научного сотрудника. Накопленные старшим поколением знания некому передавать. Уровень научных разработок падает. При таком положении скоро, уже через 5–10 лет в НИИ Минобороны России останутся одни руководители, некому будет прогнозировать развитие систем ВВТ, разрабатывать проекты Государственных программ вооружения, заниматься обоснованием направлений военного строительства.

Вернуть ученых в институты

VII съезд Профсоюза гражданского персонала Вооруженных Сил России особо отметил, что существующего законодательства о труде недостаточно.

Предлагается:

  • разработать положение о статусе лиц гражданского персонала, работающих на основании трудового договора в ВС РФ, которое в определенном смысле должно соответствовать положению о статусе военнослужащих;
  • определить законодательно статус гражданских научных работников НИИ Минобороны. Они не могут быть в роли обслуживающего персонала. В качестве вариантов предлагается установить для них статус государственных гражданских служащих или особый, новый статус – гражданских научных работников ВС РФ;
  • увеличить должностные оклады лицам из числа гражданского персонала не менее чем в три раза для того, чтобы работа в Минобороны стала престижной, а условия жизни – выше уровня прожиточного минимума.

Времени для принятия важных решений немного, может случиться непоправимое – полная потеря научных кадров Министерства обороны. И тогда для исправления ситуации понадобятся десятки лет.

Справка «ВПК»

В настоящее время численность ВС РФ – около 1,8 миллиона человек, среди них около 800 тысяч – гражданский персонал, который наравне с военнослужащими относится к личному составу ВС РФ и делится на три категории:

1. Федеральные государственные гражданские служащие, взявшие на себя обязательство по прохождению гражданской службы на должностях государственной гражданской службы в ВС РФ.

2. Лица, проходящие альтернативную гражданскую службу.

3. Лица, работающие на основании трудового договора в воинских частях и иных военных формированиях.

Профессиональная служебная деятельность федеральных государственных служащих регулируется не только законодательством о труде, но и законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (№ 79-ФЗ от 27 июля 2004 года). В нем установлены особенности ее осуществления по сравнению как с военной службой, так и с трудом других работников из числа гражданского персонала. Немногочисленная категория федеральных государственных гражданских служащих, как и в царской России, является классными чиновниками, имеет униформу, систему знаков различия и разделена на пять групп (высшие, главные, ведущие, старшие и младшие государственные должности государственной службы) и 16 классов (чинов). Младшая группа соответствует унтер-офицерскому уровню военных чинов, старшая группа приравнена к младшим офицерам, ведущая – примерно соответствует старшим офицерам, главная – соответствует генерал-майору и высшая группа приравнена к армейскому генералитету. Низшим чином в представленной иерархии является секретарь третьего класса, высшим – действительный государственный советник РФ первого класса. Деятельность государственных гражданских служащих направлена на реализацию управленческих функций на должностях центральных органов военного управления ВС РФ.

#статус гражданских служащих #КЗОТ #НИИ Минобороны РФ #месячный оклад #VII Съезд Профсоюза гражданского персонала Вооруженных Сил

Людей, которые служат в армии, был издан Федеральный закон №76 о статусе военнослужащих. Именно им определяются свободы, права, ответственность и обязанности военных.

К чему сводится суть статуса

Под статусом военнослужащих стоит понимать сочетание свобод и прав, которые гарантирует им государство. Сюда также относятся установленные Федеральным законом обязанности и ответственность. В данной статье будет рассматриваться информация о статусе военнослужащих с изменениями, которые были внесены в законодательную базу. Изначально стоит отметить, что граждане, служащие в армии, имеют определенные ограничения ввиду своей деятельности. Это, в свою очередь, приводит к необходимости формирования льгот, дополнительных прав и поощрений для качественной мотивации и компенсации.

Как и говорилось выше, если сравнить статус военнослужащих с положением обычного гражданина, то можно заметить наличие некоторых ограничений. Лица, служащие в армии, обязаны подготавливаться к вооруженной защите и в случае необходимости защищать Российскую Федерацию. Это, в свою очередь, подразумевает беспрекословное выполнение поставленных задач независимо от условий и даже при явном риске для жизни. Учитывая тот факт, насколько особенными являются обязанности представителей военного сегмента, им обеспечиваются социальные гарантии и компенсации.

Документы и оружие

Военнослужащие получают документы, которые удостоверяют их личность, гражданство, а также правовой статус. Что касается порядка выдачи подобной документации и финансирования мероприятий, имеющих отношение к этому процессу, то данные нюансы определяются Правительством РФ.

Федеральный закон о статусе военнослужащих также наделяет их правом хранить, носить и применять оружие в том порядке, который определен конституционными законами РФ.

При этом стоит отметить, что органы государственной власти и местного самоуправления имеют право на установление дополнительных компенсаций и социальных гарантий военнослужащим, но только в рамках своих полномочий.

Кто может рассчитывать на статус военнослужащих

Итак, на основании действующего законодательства к военнослужащим можно отнести мичманов, прапорщиков, офицеров, тех, кто является курсантом профессиональных военных образовательных организаций, в том числе и высшего уровня. В эту категорию попадают также матросы, солдаты, старшины и сержанты, равно как и те военнослужащие, которые проходят службу по контракту.

Граждане, в том числе и иностранные, приобретают статус военнослужащих лишь тогда, когда начинают проходить военную службу. По ее окончании они утрачивают данный статус. Тем, кого призвали на военные сборы, или находящимся в мобилизационном резерве гражданам присвоение статуса производится лишь в случаях, обозначенных действующим Федеральным законом.

Что касается тех, кто служил еще во время СССР, таким военным предоставляются социальные гарантии и компенсации. Этот принцип справедлив и по отношению к организациям других государств, которые ранее входили в состав сил СССР, но лишь при том условии, что были заключены и ратифицированы международные договоры РФ.

Кто может рассчитывать на гарантии и компенсации

Те льготы и привилегии, которые содержит закон о статусе военнослужащих, доступны следующим категориям граждан, включая членов их семей:

  • Уволенным со службы в пограничных, железнодорожных и внутренних войсках, вооруженных сил СССР, войсках и органах государственной безопасности и других военных формирований.
  • Гражданам, которые были уволены из ВСРФ, а также из других видов войск и воинских формирований. К этой категории относятся уволенные из Объединенных Вооруженных сил государств, являющихся участниками СНГ.
  • Дополнительные социальные гарантии могут быть установлены по отношению к тем гражданам, которые были уволены с военной службы или являются ветеранами ВОВ, а также боевых действиях на территории других государств. К этой категории ФЗ о статусе военнослужащих относит не только ветеранов военной службы, но также и тех, кто исполнял военные обязанности при вооруженных конфликтах, или находясь в условиях чрезвычайного положения.
  • На правовые и социальные гарантии могут рассчитывать граждане, не достигшие совершеннолетия, но обучающиеся в профессиональных и общеобразовательных организациях, реализующих дополнительные программы, и при этом ориентированных на подготовку к военной службе.

Права тех, кто несет военную службу

Будучи гражданами РФ, военнослужащие имеют определенные права и свободы. В свою очередь, закон о статусе военнослужащих наделяет последних особыми правами, которые стоит рассмотреть:

  • граждане, проходящие военную службу, имеют право на ношение, хранение и применение оружия в том порядке, который определен законодательством ВС РФ;
  • право на то, чтобы принимать решения и участвовать в их подготовке согласно должностным обязанностям;
  • на получение материалов и информации, которые нужны для исполнения должностных обязанностей;
  • на получение пенсионного обеспечения с учетом стажа военной службы;
  • на увеличение финансового содержания на основании стажа и результатов службы;
  • на продвижение по службе и повышение уровня квалификации, причем в последнем случае могут использоваться бюджетные средства;
  • на участие в конкурсе с целью замещения вакантной воинской должности;
  • на материальное обеспечение;
  • на посещение подчиненных воинских организаций для исполнения должностных обязанностей.

Если коснуться темы сведений, которые могут порочить честь военнослужащего, то стоит отметить, что нет нормативного акта, напрямую предусматривающего право на проведение административного расследования по инициативе пострадавшего. При этом ФЗ о статусе военнослужащих не исключает возможности подачи жалобы по команде в том порядке, который установлен в ДУ ВС РФ.

Роль материального и морального стимула, косвенно обеспечивающего эффективность деятельности военного, отводится праву на финансовое обеспечение. К группе общих прав, выполняющих стимулирующую и компенсирующую функции, можно отнести те, которые имеют отношение к государственному материальному обеспечению и отдыху, льготам, поощрениям, продвижением по службе и защите.

Льготы военнослужащего

Говоря о статусе военнослужащих, стоит уделить внимание и тем льготам, на которые они имеют право. Выглядят они следующим образом:

  • Льготы в области культуры и образования. Это означает наличие преимущества при восстановлении или поступлении в учебные заведения и обучении в них. Этот принцип актуален по отношению к спортивным и культурно-просветительским учреждениям.
  • Жилищные льготы. Суть их сводится к сохранению жилых помещений и праву на них. Для некоторых категорий военнослужащих актуальным является право на дополнительную жилплощадь.
  • Здравоохранение. В этом случае речь идет о продаже лекарств по сниженным ценам или о бесплатном их отпуске. В рамках льгот данной категории может быть предоставлена скидка на путевку в санаторий.
  • Льготы, связанные со службой в отдаленных местностях или с неблагоприятной климатической обстановкой. Федеральный закон о статусе военнослужащих подразумевает использование различных льгот в данной ситуации: выслуга лет на пенсию, увеличенные денежные оклады и др.
  • Бесплатный проезд в случае назначения или перевода по службе, а также при поездках на лечение и различных видах отпуска.

Право на поощрение

Это еще одна привилегия, которую предусматривает закон о статусе военнослужащих. Поощрение играет роль достаточно сильного стимула тех, кто проходит службу в армии. Речь идет об определенном воздействии командиров или других должностных лиц на интересы, потребности, практическое поведение, волю и сознание военнослужащих, что приводит к улучшению результатов их деятельности.

Есть несколько критериев грамотного поощрения. Оно должно быть:

  • своевременным;
  • обоснованным (применяется за конкретные заслуги);
  • индивидуальным (с учетом личных достижений);
  • справедливым (объективная оценка воинских заслуг).

Выводы

Очевидно, что статус военнослужащих обусловлен фактом их принадлежности к особой социальной группе. Поэтому данной категории граждан доступны дополнительные права, льготы и поощрения. В это же время, будучи специфическими субъектами права, служащие в армии имеют определенные обязательства, которые они должны выполнять в соответствии с законодательством РФ.

В статье рассматриваются отдельные вопросы, связанные с установлением социальных льгот ветеранам боевых действий из числа служащих Советской Армии, осуществлявших тыловое обеспечение войсковых частей в .
Недостаточная правовая регламентация их статуса дает военным комиссариатам широкое усмотрение при отнесении их к той или иной льготной категории.

Ключевые слова: ветераны боевых действий, меры социальной поддержки, льготы.

Issues of social regulation of certain categories of veterans of combat operations of the Soviet Army effectuated rear services support of troops in Afghanistan
O.N. Savostyanova

In the article the single questions connected with the establishment of social privileges to veterans of operations, from among the employees of the Soviet Army who were carrying out the logistic support of the bodies in Afghanistan are considered.
The insufficient legal regulation of their status gives to the military commissariats a wide discretion at their reference to this or that preferential category.

Key words: veterans of operations, measures of social support, privilege.

Современное состояние российского общества и государства характеризуется совокупностью различных политических и социально-экономических проблем, и к наиболее острым из них относятся вопросы социальной защиты военнослужащих, ветеранов боевых действий, локальных конфликтов и членов их семей.
Как отмечает помощник военного комиссара И. Пименов, в целом качество проводимых социальных программ по отношению к защитникам Родины создает все больше проблемных вопросов, чем ответов на них <1>.
——————————–
<1> Пименов И. Обязательность и привлекательность службы - залог безопасности страны // Военно-юридический журнал. 2007. N 10. С. 27.

В данной статье мы хотим затронуть тему, касающуюся отдельной категории граждан из числа ветеранов боевых действий. Речь пойдет о выживших на войне гражданских специалистах, направлявшихся в республику Афганистан по линии Министерства обороны, оформлявших документы в военкоматах, дававших подписки о неразглашении военных тайн и принимавших торжественные воинские присяги. Это те, кто был направлен в Афганистан от Министерства обороны и работал служащими, переводчиками, водителями, машинистами, строителями, поварами и др. Многие из них погибли или пропали без вести.
Только по данным сетевой Всероссийской группы "Афганушки" насчитывается 79 фамилий погибших мужчин и 54 фамилии погибших женщин - вольнонаемных от Министерства обороны. Многие из погибших даже не награждены <2>.
——————————–
<2> См. также: Как предали женщин-афганок. URL: http://www.kp.ru.

Сегодня со всей остротой встает проблема социального регулирования указанной категории граждан. Ввиду того что законодательное урегулирование их правового статуса недостаточно четко определено законодателем, свое право на получение мер социальной поддержки им приходится подтверждать в суде.
Прежде всего отмечу, что ветераны боевых действий реализуют свои права на льготы на основании Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закона "О ветеранах") <3>. О праве на льготы ветеранам боевых действий выдается удостоверение либо свидетельство, образец которого утвержден до 1 января 1992 г. Согласно Постановлению Правительства РФ N 763 утверждается единый образец бланка удостоверения ветерана боевых действий, его описание и Инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета такого удостоверения <4>.
——————————–
<3> Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" // Российская газета. 25 января 1995 г. N 19.
<4> Постановление Правительства РФ от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" // Российская газета. 25 декабря 2003 г. N 259.

Тем не менее единый бланк удостоверения еще не означает единый список льгот для всех ветеранов боевых действий. Так, согласно Постановлению Правительства N 763 при заполнении в удостоверении ВБД пустой строки после слов "Предъявитель настоящего удостоверения имеет права и льготы, установленные пунктом" делается запись "1", если предъявитель относится к лицам, указанным в подп. 1 - 4 п. 1 ст. 3 Закона "О ветеранах", или запись "2", если предъявитель относится к лицам, указанным в подп. 5 п. 1 ст. 3 данного Закона, или запись "3", если предъявитель относится к лицам, указанным в подп. 6 п. 1 ст. 3 данного Закона "О ветеранах".
Таким образом, условно можно разделить ветеранов боевых действий на три льготных категории, перечень льгот в которых существенно различается.
В связи с обозначенной проблемой нас интересуют две льготные категории ветеранов боевых действий. Это первая категория, к которой относятся в числе прочих лица, указанные в подп. 1 - 4 п. 1 ст. 3 Федерального закона "О ветеранах", военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего составов органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации, и третья категория, к которой относятся (в соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 3 Федерального закона "О ветеранах") лица, направлявшиеся на работу в Афганистан в период с декабря 1979 года по декабрь 1989 года, отработавшие установленный при направлении срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам.
В свою очередь отмечу, что список льгот для ветеранов боевых действий по третьей категории значительно уже по сравнению с первой льготной категорией. Им выдается удостоверение ветерана боевых действий без мер социальной поддержки, предусмотренных для ветеранов первой категории, то есть без права на льготы: пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством; обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий; установление льгот в виде 50-процентной оплаты жилья; внеочередное оказание медицинской помощи; обеспечение протезами и др. (в соответствии с пунктом 1 ст. 16 Федерального закона "О ветеранах").
А теперь для сравнения приведем список льгот, положенных ветеранам боевых действий третьей категории. Это (при наличии медицинских показаний) преимущественное обеспечение путевками в санаторно-курортные организации; преимущество при приеме в садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан, установка квартирного телефона; использование ежегодного отпуска в удобное для них время (в соответствии с пунктом 3 ст. 16 Федерального закона "О ветеранах").
Как видим, разница существенная. Кроме того, как справедливо отмечает Е.И. Петрова, меры, перечисленные в третьей льготной категории, давно потеряли свою актуальность либо в силу определенных причин не применяются. Например, такие меры, как первоочередная установка квартирного телефона, преимущество при вступлении в жилищные, гаражные кооперативы, в современных условиях значительно устарели <5>.
——————————–
<5> Петрова Е.И. Меры социальной поддержки ветеранов боевых действий: мифы законодательства и реальность // Пермский конгресс ученых-юристов: Тезисы докладов международной научно-практической конференции (г. Пермь, Пермский университет, 22 октября 2010 г.). Пермь, 2010. С. 467, 468.

Чем же обусловлены такие различия? Определение критериев для отнесения граждан к той или иной категории ветеранов боевых действий является прерогативой законодателя. Реализуя свои полномочия по установлению мер социальной поддержки для ветеранов, законодатель вправе определять условия отнесения к различным категориям ветеранов боевых действий лиц исходя из условий их службы, работы, заслуг перед отечеством, важности и сложности выполняемых задач, а также условий их выполнения.
Между тем не совсем ясным остается правовое положение граждан - гражданских специалистов, направляющихся в республику Афганистан по линии Министерства обороны, оформляющих трудовые договоры с войсковыми частями. Относить ли их к числу служащих Советской Армии - к работникам Министерства обороны (то есть к первой категории) или к рабочим и служащим гражданских учреждений, направлявшихся на работу в Афганистан в период с декабря 1979 года по декабрь 1989 года (к третьей категории)?
Полагаем, что, поскольку указанные граждане направлялись для работы на должностях гражданского персонала Советской Армии, трудовой договор ими заключался с воинской частью; таким образом, они являлись работниками, а Министерство обороны - работодателем. Поэтому они подпадают под первую льготную категорию.
Однако военные комиссариаты при установлении льгот относят их не к первой категории, в числе которых сотрудники Министерства обороны, указанные в подп. 1 п. 1 ст. 3 "О ветеранах", а к третьей категории, то есть к числу рабочих или служащих, направлявшихся на работу в Афганистан в качестве вольнонаемных работников от гражданских учреждений (подп. 6 п. 1 ст. 3 "О ветеранах"). Вот и получается, что они ветераны боевых действий, но без мер социальной поддержки.
Сложилась абсурднейшая ситуация: солдат-санитар был на войне, а санитарка, которая ухаживала за ранеными, подвергая свою жизнь такой же опасности? Солдат-прачка был на войне, а девочка-прачка, стиравшая, гладившая, штопавшая в той же самой прачечной? Начальник военно-полевого банка был на войне, а его гражданские бухгалтеры и ревизоры? И так далее, далее, далее по многим специальностям.
Тем, среди которых половина раненых и контуженных, в России приходится добиваться положенных им по закону льгот в суде. До недавнего времени суды признавали за этими гражданами статус ветерана боевых действий по первой категории и право на положенные меры социальной поддержки.
В качестве примера можно привести решение по гражданскому делу N 2-786-07. Гр. М. обратилась в суд с иском к Военному комиссариату Московского района г. Чебоксары, Военному комиссариату Чувашской республики о признании статуса ветерана боевых действий на основании подп. 1 п. 1 ст. 3 Закона "О ветеранах", указывая на то, что 25 февраля 2005 года она обратилась в Военные комиссариаты Московского района г. Чебоксары с заявлением о выдаче удостоверения участника боевых действий, определении ее статуса и категории ВБД. Военный комиссариат отказал, сославшись на Приказ Министерства обороны РФ N 77-2004, указав на то, что удостоверения выдаются только лицам, выполнявшим задачи в Чеченской Республике, тем самым нарушив права истицы на социальную защиту согласно Закону "О ветеранах". Истица работала в качестве врача-лаборанта инфекционного отделения по трудовому договору в воинской части 94131 республики Афганистан. На основании Постановления Совета Министров СССР от 4 октября 1990 года N 892 ей было выдано удостоверение для рабочих и служащих, направлявшихся на работу в республику Афганистан. Однако М. полагает, что она является работником Министерства обороны СССР, поскольку трудовой договор был заключен воинской частью 94131, т.е. она являлась работником, а Министерство обороны - работодателем в лице командира части.
Суд удовлетворил исковые требования М., признав за ней статус ветерана боевых действий в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 3 Закона "О ветеранах", и обязал военный комиссариат выдать ей удостоверение, подтверждающее право М. на положенные льготы (по п. 1 ст. 16 Закона "О ветеранах") <6>.
——————————–
<6> Решение Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской республики от 27 марта 2007 г. по гражданскому делу N 2-786-07.

При этом суд обратил внимание на то, что М. состояла в штате войсковой части, она поименована в приказе командира войсковой части в качестве служащей Советской Армии в войсковой части, которая принимала участие в боевых действиях в период ее работы. Поэтому никаких дополнительных документов, подтверждающих ее личное участие в боевых действиях, не требуется.
Однако с 15 октября 2012 г. действует новый Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденный Приказом Министерства обороны РФ N 2288 <7>. Пунктом 9 указанного Порядка предусмотрено, что к обращению для получения удостоверения ветерана боевых действий лицами, принимавшими участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в местах боевых действий, в том числе и в Афганистане, прикладываются в том числе документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях, выданные органами военного управления, в том числе органами военного управления, являющимися правопреемниками органов военного управления Министерства обороны СССР.
——————————–
<7> Приказ Минобороны РФ от 11 августа 2012 г. N 2288 "Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации" // Российская газета. 5 октября 2012 г. N 230.

Исходя из смысла данного Приказа теперь для выдачи удостоверения ветерана боевых действий по п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона "О ветеранах" необходимы доказательства фактического участия лица в боевых действиях, что может быть подтверждено приказами, архивными справками, иными доказательствами.
Полагаем, что теперь, с вступлением в силу нового Порядка, установленного Приказом Министерства обороны N 2288, вышеуказанная категория граждан, осуществлявшая тыловое обеспечение военнослужащих в Афганистане, даже через суд не сможет добиться своих прав на меры социальной поддержки.
В частности, именно на положения Приказа N 2288 сослался суд, отказывая в иске гр. Т., работавшей в Афганистане в период боевых действий машинисткой, об обязанности выдать ей удостоверение ветерана боевых действий взамен удостоверения для рабочих и служащих, направлявшихся на работу в Афганистан.
Как указал суд, в представленной в деле архивной справке от (…) 2010 года не содержится сведений об участии Т. в боевых действиях на территории республики Афганистан. Сам по себе факт зачисления Т. в списки части, участвовавшей в боевых действиях, без подтверждения факта непосредственного участия Т. в боевых действиях не может служить основанием для выдачи удостоверения ветерана боевых действий по п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона "О ветеранах" <8>.
——————————–
<8> Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики - Чувашии от 1 апреля 2013 г. по делу N 33-1105/2013.

Мы считаем, что необходимо на законодательном уровне урегулировать поднятый нами вопрос, предоставив служащим Советской Армии, работникам Министерства обороны, состоявшим в штате войсковых частей (принимавших участие в боевых действиях), т.е. тем, кто осуществлял тыловое обеспечение войсковых частей в Афганистане, одинаковые социальные льготы наряду с теми лицами, кто фактически принимал участие в боевых действиях.
Законодателю необходимо дополнить положения подп. 1 п. 1 ст. 3 Закона "О ветеранах", уточнив статус указанной категории граждан - гражданских специалистов, направлявшихся в места боевых действий от Министерства обороны, оформлявших трудовые договора в военкоматах.
Для обозначения данной категории граждан можно предложить формулировку, указанную в п. 3 ст. 17 Федерального закона от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации": "граждане, направляемые для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (дополнить служащих Советской Армии), других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований". Данную категорию граждан необходимо включить в подп. 1 п. 1 ст. 3 Закона "О ветеранах".
Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ в своих решениях, дифференциация правового регулирования, в том числе в сфере социальной защиты, приводящая к различиям в правах и обязанностях субъектов права, допустима, если ее критерии объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (Постановления от 24 октября 2000 года N 13-П, от 3 июня 2004 года N 11-П, Определение от 27 июня 2005 года N 231-О по жалобе гражданина К.А. Галеева).
Некоторые правоведы настаивают на обязательном формировании специального института государственной ответственности за нарушение социальных гарантий и компенсаций, положенных по закону военнослужащим. Однако, как подчеркивает полковник юстиции, к.ю.н. Е.Г. Воробьев, нормативное закрепление и социализация института ответственности государства перед гражданским обществом и отдельными гражданами в нашей стране находится лишь в зачаточном состоянии <9>.
——————————–
<9> Воробьев Е.Г. Бесквартирные распоряженцы: Конституционный Суд оградил их от огульного уголовного преследования, но неопределенная по срокам добровольно-принудительная служба без полного денежного довольствия сохранена в неизменном виде // Военно-юридический журнал. 2012. N 2. С. 17.

Мы все-таки надеемся, что социальный статус этих граждан, так много сделавших для нашего отечества и рисковавших своей жизнью, наконец будет более четко определен на уровне федерального законодательства, чтобы у чиновников уже не было способа истолковывать законы, как им угодно.

Литература

1. Как предали женщин-афганок. URL: http://www.kp.ru.
2. Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" // Российская газета. 25 января 1995 г. N 19.
3. Постановление Правительства РФ от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" // Российская газета. 2003. 25 дек. N 259.
4. Приказ Минобороны РФ от 11 августа 2012 г. N 2288 "Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации" // Российская газета. 2012. 5 октября. N 230.
5. Постановление Конституционного Суда РФ от 24 октября 2000 г. N 13-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 13 статьи 39 Закона Российской Федерации "Об образовании", статьи 1 Федерального закона "О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию" и пункта 7 статьи 27 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в связи с запросом Майнского районного суда Ульяновской области, а также жалобами граждан Е.Е.Насоновой и Н.П. Ярушиной" // Российская газета. 2000. 31 октября. N 210.
6. Постановление Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами Государственной Думы Астраханской области, Верховного Суда Удмуртской Республики, Биробиджанского городского суда Еврейской автономной области, Елецкого городского суда Липецкой области, Левобережного, Октябрьского и Советского районных судов города Липецка, а также жалобами ряда граждан" // Российская газета. 2004. 15 июня. N 124.
7. Определение Конституционного Суда РФ от 27 июня 2005 г. N 231-О "По жалобе гражданина Галеева Конспая Амамбаевича на нарушение его конституционных прав положением подпункта 1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" // Российская газета. 2005. 19 июля. N 155.
8. Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики - Чувашии от 1 апреля 2013 г. по делу N 33-1105/2013 // СПС "Гарант".
9. Решение Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской республики от 27 марта 2007 г. по гражданскому делу N 2-786-07.
10. Воробьев Е.Г. Бесквартирные распоряженцы: Конституционный Суд оградил их от огульного уголовного преследования, но неопределенная по срокам добровольно-принудительная служба без полного денежного довольствия сохранена в неизменном виде // Военно-юридический журнал. 2012. N 2. С. 10 - 19.
11. Петрова Е.И. Меры социальной поддержки ветеранов боевых действий: мифы законодательства и реальность // Пермский конгресс ученых-юристов: тезисы докладов международной научно-практической конференции (г. Пермь, Пермский университет, 22 октября 2010 г.). Пермь, 2010. С. 466 - 468.
12. Пименов И. Обязательность и привлекательность службы - залог безопасности страны // Военно-юридический журнал. 2007. N 10. С. 27 - 28.

Савостьянова Ольга Николаевна, адвокат Коллегии адвокатов "Адвокат".

Медицинское освидетельствование

военнослужащих, рабочих и служащих Советской Армии

и Военно-Морского Флота, назначаемых (принимаемых)

на работу и работающих с РВ, другими источниками

ионизирующих излучений, КРТ, источниками ЭМП

81. , производится гарнизонными, госпитальными ВВК, а также ВВК специального назначения по графам V и VI Расписания болезней с обязательным участием врача воинской части и представителя командования.

Назначение военнослужащих (прием рабочих и служащих Советской Армии и Военно-Морского Флота) на работу с РВ, другими источниками ионизирующих излучений, КРТ, источниками ЭМП без предварительного медицинского освидетельствования запрещается.

82. Командование воинской части заблаговременно представляет в ВВК списки военнослужащих, рабочих и служащих Советской Армии и Военно-Морского Флота, подлежащих медицинскому освидетельствованию с указанием цели медицинского освидетельствования, длительности профессионального стажа работы, а при работе с РВ, другими источниками ионизирующих излучений и данных индивидуального дозиметрического контроля. Перед началом медицинского освидетельствования представитель командования знакомит членов ВВК с условиями труда освидетельствуемых, а начальник медицинской службы воинской части докладывает ВВК о результатах медицинского наблюдения за состоянием здоровья освидетельствуемых в межкомиссионный период.

83. Медицинское освидетельствование военнослужащих, рабочих и служащих Советской Армии и Военно-Морского Флота, работающих с РВ, другими источниками ионизирующих излучений, КРТ, производится по медицинским показаниям, но не реже одного раза в два года; с источниками ЭМП - один раз в три года.

Между медицинскими освидетельствованиями военнослужащие, рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота, работающие с вредными и неблагоприятными факторами военного труда, подвергаются медицинским осмотрам, которые проводятся в соответствии с указаниями начальника Центрального военно-медицинского управления Министерства обороны СССР.

84. Ответственность за своевременное направление военнослужащих, рабочих и служащих Советской Армии и Военно-Морского Флота на медицинское освидетельствование несет командир и врач (фельдшер) воинской части.

85. Военнослужащие, рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота, не прошедшие по различным причинам (отпуск, командировка, болезнь и т.п.) своевременно медицинское освидетельствование, к работе с РВ, другими источниками ионизирующих излучений, КРТ, источниками ЭМП не допускаются.

86. Внеочередному медицинскому освидетельствованию подлежат военнослужащие, рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота, предъявившие жалобы на состояние здоровья, временно отстранявшиеся от работы по состоянию здоровья, возвратившиеся из отпуска по болезни, после перенесенных ими заболеваний (ранений, контузий, травм или увечий), по которым согласно графе VI Расписания болезней эти лица могут быть признаны негодными к работе с РВ, другими источниками ионизирующих излучений, КРТ, источниками ЭМП.

На стационарное обследование и медицинское освидетельствование направляются лица, ранее признававшиеся временно негодными к работе с РВ, другими источниками ионизирующих излучений, КРТ, источниками ЭМП с медицинским переосвидетельствованием через 3 - 12 месяцев (за исключением женщин, которым предоставляется отпуск по беременности).

87. При подозрении на поражение вредными и неблагоприятными факторами военного труда и направлении военнослужащих, рабочих и служащих Советской Армии и Военно-Морского Флота на стационарное обследование и медицинское освидетельствование в военные лечебно-профилактические учреждения представляется карта санитарно-гигиенической характеристики условий труда и рабочего места специалиста (Приложение N 21 к настоящему Положению). В гражданские лечебные (лечебно-профилактические) учреждения эта карта не представляется.

88. В случаях, когда после стационарного обследования военнослужащих, рабочих и служащих Советской Армии и Военно-Морского Флота предполагается принятие постановления о негодности их (временной или постоянной) к работе с РВ, другими источниками ионизирующих излучений, КРТ, источниками ЭМП в связи с профессиональной патологией, к участию в работе ВВК привлекаются врач-радиолог или врач-токсиколог.

89. При обследовании и медицинском освидетельствовании военнослужащих, рабочих и служащих Советской Армии и Военно-Морского Флота, назначаемых на работу и работающих с РВ, другими источниками ионизирующих излучений, КРТ, источниками ЭМП, учитываются жалобы на состояние здоровья и их характер, случаи нарушения техники безопасности и санитарных правил, перенесенные интоксикации и инфекции, данные индивидуального дозиметрического контроля, данные профессионального анамнеза, результаты обследования и лечения в случаях острых и хронических поражений вредными и неблагоприятными факторами военного труда, результаты медицинского наблюдения за состоянием здоровья освидетельствуемого в межкомиссионный период, мнение врача воинской части о годности освидетельствуемого к службе по военной специальности.

90. При заболеваниях, предусматривающих по графе VI Расписания болезней индивидуальную оценку годности к работе с РВ, другими источниками ионизирующих излучений, КРТ, источниками ЭМП, постановление ВВК о пригодности к работе принимается с учетом степени компенсации патологического процесса, военной специальности, общего и профессионального трудового стажа, фактической работоспособности и направленности освидетельствуемого, мнения командования и врача воинской части.

В военное время по статьям Расписания болезней, предусматривающим по графе VI индивидуальную оценку, ВВК принимается постановление о годности к работе с РВ, другими источниками ионизирующих излучений, КРТ, источниками ЭМП.

91. При наличии у освидетельствуемого по графе VI Расписания болезней нескольких заболеваний, в отдельности не ограничивающих годность к работе с РВ, другими источниками ионизирующих излучений, источниками ЭМП, постановление о годности или негодности к работе ВВК принимается строго индивидуально с учетом характера заболеваний и степени выраженности функциональных расстройств.

92. Лица до 18 лет и женщины с момента установления беременности к работе с РВ, другими источниками ионизирующего излучения, КРТ, источниками ЭМП не допускаются. Женщины на период грудного вскармливания ребенка не допускаются к работе с радиоактивными веществами в открытом виде и компонентами ракетного топлива.

93. Объем обследования военнослужащих, рабочих и служащих Советской Армии и Военно-Морского Флота, назначаемых (принимаемых) на работу и работающих с РВ, другими источниками ионизирующих излучений, КРТ, источниками ЭМП, а также лечебно-профилактические мероприятия среди лиц, работающих с указанными вредными и неблагоприятными факторами военного труда, определены Руководством по медицинскому обеспечению Советской Армии и Военно-Морского Флота.

94. Рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота, работающие с РВ, другими источниками ионизирующих излучений, КРТ, источниками ЭМП и признанные негодными к работе по специальности, направляются командованием воинской части на освидетельствование врачебно-трудовой экспертной комиссией.