Что не является предпосылкой отмены крепостного права. Отмена крепостного права: предпосылки и значение

Многие историки утверждают, что в России началась эпоха освобождения и реформ. Ещё даже в конце восемнадцатого века многие учёные, мыслители и публичные люди находили причины отмены крепостного права. А основания действительно были, по крайней мере, элита тех времён считала, что крепостное право - это как минимум аморально. Создавались даже тайные сообщества, которые боролись с крепостничеством, но всё это было тщетно.

В 1855 году к власти пришёл новый царь. Александра II ещё с детства приучали к гуманному отношению к людям, из какого бы социального статуса они не были. новый правитель не особо торопился проводить какие-либо реформы, хоть и прекрасно понимал, что техническая отсталость России, а также крепостное право - причины, которые можно назвать основными, по которым была проиграна война. Как бы то ни было, но в итоге Александр II всё-таки пришёл к выводу, что реформы действительно нужны, и проводить их нужно как можно скорее.

Итак, основные предпосылки следующие: оно очень сильно сдерживало рост промышленности, капитал собирался крайне медленно, и вполне вероятно было, что Россия станет второстепенным государством.

Следующей причиной является то, что все без исключения хозяйства крестьян не могли устоять на плаву и разорялись, а происходило это всё потому, что помещики слишком часто увеличивали барщину, а оброчным крестьянам ничего не оставалось больше делать, как уходить работать на заводы.

Третей предпосылкой является то, что именно крепостное право являлось главной причиной, по которой Крымская война была проиграна. На лицо был тот факт, что у России крайне высокая военно-техническая ослабленность по сравнению с другими крупными державами. Кроме того, крестьяне очень быстро разорялись из-за различных повинностей и поборов, многие крестьяне просто сбегали от помещиков.

Ещё одна причина - это рост крестьянских выступлений. Им, по сути, терять было нечего, поэтому начинались волнения. Правительство крайне боялось, чтобы не началась вторая «пугачёвщина».

Пятая причина отмены крепостного права это то, что правящие круги сами прекрасно понимали, что с таким положением дел они находятся, словно на пороховой бочке, и надо действительно проводить реформы, а иначе ничем хорошим это не закончится.

Наконец, шестая причина того, что крепостное право необходимо было отменить ещё и то, что оно многими воспринималось как настоящее рабство и почти все слои общества осуждали такое положение дел.

Это далеко не все причины отмены крепостного права, однако именно эти шесть предпосылок наиболее волновали правительство.

Именно в первые годы правления нового царя был подписан закон об амнистии. По условию этого документа многие декабристы, а также участники других восстаний получили свободу, ликвидировались некоторые поселения военных, цензура хоть и оставалась, но заметно ослабла, да и выезд за границу стал свободный.

Новое правительство хоть и видело все причины отмены крепостного права, но чёткого плана действий у них не было. Зато в обществе на тот момент уже ходили записки различных деятелей культуры, истории и литературы, которые предлагали свои проекты для новой реформы. Наиболее известной стала записка историка Кавелина, который считал, что при проведении крестьянской реформы стоит учитывать интересы не только помещиков, но и крестьян. По его мнению, эти люди должны были получить землю в пользование, а помещики - вознаграждение за нее.

Также именно этот человек наиболее ярко описывал все причины отмены крепостного права, и народ действительно прислушивался к его словам. Однако стоит отметить, что правительство было не особенно радо таким активистам, его даже уволили с места работы, но справедливости ради нужно учесть тот факт, что именно его идеи и определили главные положения будущей реформы.

реформа крепостной право

Вопреки распространённому ошибочному мнению, что подавляющее большинство населения дореформенной России состояло в крепостной зависимости, в действительности процентное отношение крепостных ко всему населению империи держалось почти неизменным на уровне 45% со второй ревизии до восьмой (то есть с 1747 до 1837), а к 10-й ревизии (1857) эта доля упала до 37%. Согласно переписи населения 1857-1859 годов, в крепостной зависимости находилось 23,1 миллиона человек (обоего пола) из 62,5 миллионов человек, населявших Российскую империю. Из 65 губерний и областей, существовавших в Российской империи на 1858 год, в трёх вышеназванных остзейских губерниях, в Земле Черноморского войска, в Приморской области, Семипалатинской области и области Сибирских киргизов, в Дербентской губернии (с Прикаспийским краем) и Эриванской губернии крепостных не было вовсе; ещё в 4 административных единицах (Архангельской и Шемахинской губерниях, Забайкальской и Якутской областях) крепостных крестьян также не было, за исключением нескольких десятков дворовых людей (слуг). В оставшихся 52 губерниях и областях доля крепостных в численности населения составляла от 1,17% (Бессарабская область) до 69,07% (Смоленская губерния).

Первые шаги к отмене крепостного права в России были сделаны императором Александром I в 1803 году изданием Указа о вольных хлебопашцах, в котором прописан юридический статус отпускаемых на волю крестьян.

В прибалтийских (остзейских) губерниях Российской империи (Эстляндия, Курляндия, Лифляндия) крепостное право было отменено ещё в 1816-1819 гг.

Кризис крепостнической системы стал очевиден к концу 1850-х. В обстановке крестьянских волнений, особенно усилившихся во время Крымской войны, правительство пошло на отмену крепостного права.

Главными причинами отмены крепостного права в России были следующие:

Крепостничество сдерживало развитие промышленности, медленно шло накопление капитала. Россия могла перейти в разряд второстепенных государств;

Крестьянские хозяйства разорялись, так как помещики увеличивали барщину в Черноземье, а оброчные крестьяне уходили на заводы, подрывалась основа крепостнической экономики, базирующейся на принудительном, крайне неэффективном труде крепостных крестьян;

Кризис крепостничества явился одной из главных причин поражения страны в Крымской войне, которая показала военно-техническую отсталость России. Была подорвана финансовая система; крестьяне разорялись из-за рекрутских наборов, роста повинностей. Началось массовое бегство крестьян от помещиков;

Рост числа крестьянских волнений (в 1860 г. произошло 126 выступлений крестьян) создавал реальную угрозу превращения разрозненных выступлений в новую «пугачевщину»;

Осознание правящими кругами, что крепостное право - «пороховой погреб» под государством. От либеральных помещиков, ученых, даже родственников царя, в частности младшего брата великого князя Константина, в адрес правительства стали поступать предложения, проекты реформирования земельных отношений. Александр II, выступая в 1856 году перед представителями московского дворянства, говорил: «Если мы не освободим крестьян сверху, то они освободят себя снизу»;

Крепостное право, как форма рабства, осуждалось всеми слоями русского общества.

Программа правительства была изложена в рескрипте императора Александра II 20 ноября (2 декабря) 1857 виленскому генерал-губернатору В.И. Назимову. Она предусматривала: уничтожение личной зависимости крестьян при сохранении всей земли в собственности помещиков; предоставление крестьянам определённого количества земли, за которую они обязаны, будут платить оброк или отбывать барщину, и со временем - права выкупа крестьянских усадеб (жилой дом и хозяйственные постройки).

В 1858 для подготовки крестьянских реформ были образованы губернские комитеты, внутри которых началась борьба за меры и формы уступок между либеральными и реакционными помещиками. Боязнь всероссийского крестьянского бунта заставила правительство пойти на изменение правительственной программы крестьянской реформы, проекты которой неоднократно менялись в связи с подъёмом или спадом крестьянского движения, а также под влиянием и с участием ряда общественных деятелей (например, А.М. Унковского).

В декабре 1858 года была принята новая программа крестьянской реформы: предоставление крестьянам возможности выкупа земельного надела и создание органов крестьянского общественного управления. Для рассмотрения проектов губернских комитетов и разработки крестьянской реформы были созданы в марте 1859 Редакционные комиссии. Проект, составленный Редакционными комиссиями в конце 1859, отличался от предложенного губернскими комитетами увеличением земельных наделов и уменьшением повинностей. Это вызвало недовольство поместного дворянства, и в 1860 в проекте были несколько уменьшены наделы и увеличены повинности. Это направление в изменении проекта сохранилось и при рассмотрении его в Главном комитете по крестьянскому делу в конце 1860, и при его обсуждении в Государственном совете в начале 1861.

Подготовка крестьянской реформы проходила в обстановке общественно-политического подъема в стране. В 50-х годах ХIХ века сложились два идейных центра, возглавлявшие революционно-демократическое направление русской мысли: А.И. Герцена и Н.П. Огарева, Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова в Лондоне.

Происходит заметное оживление либерально-оппозиционного движения среди тех слоев дворянства, которые считали необходимым не только отменить крепостное право, но и создать общесословные выборные органы управления, учредить гласный суд, ввести гласность вообще, провести преобразования в сфере просвещения и т.д.

К концу августа 1859 года проект «Положений о крестьянах» был практически подготовлен. В конце января 1861 года проект поступил на рассмотрение последней инстанции - Государственного совета. Здесь было сделано новое «дополнение» к проекту в пользу помещиков (Приложение 1): по предложению одного из крупнейших землевладельцев П.П. Гагарина, был внесен пункт, о праве помещика предоставлять крестьянам, соответственно по соглашению с ними, немедленно в собственность и бесплатно, т.е. «в дар» четверть надела. Такой надел получил название «четвертного» или «дарственного», сами же крестьяне называли его «сиротским».

Отмена крепостного права избавила Россию от крестьянского восстания, которое буквально витало в воздухе. В России 1857 года уже наблюдались неповиновения крестьян. Вражда между правящим классом и крестьянами нарастала, грозя перерасти в бунт. Кроме того с отменой крепостного права в России стало на 20 миллионов больше свободных, пусть и бедных людей. Это открывало новые возможности в обновлении общества и развитии рынка.

Причины отмены крепостного права

Основными причинами отмены крепостного права в России можно назвать:

    поражение в - никто не любит проигравших. А солдаты, погибшие на фронте, никогда не вернутся к своим семьям, и некому будет сеять хлеб и растить детей;

  • упадок в помещичьих хозяйствах вызванный низкой эффективностью труда «из-под палки», привел к торможению развития промышленности;
  • Россия в середине 19 века приравнивалась к второстепенным государствам с неразвитой экономикой именно из-за действовавшего крепостного права.

Крестьяне, не получавшие от результатов своей работы никакой пользы, не хотели работать и, наконец, просто вынужден был решать проблему взаимоотношений между правящим классом и крестьянами.

Условия отмены крепостного права

Первые шаги по реформе крепостного права в России были предприняты еще . В конце 18 века в своем указе он ограничил работу крестьян на помещика до трех из семи дней недели. Через 6 лет во время правления , был принят закон, который позволял помещику освобождать крестьян по своему желанию. Однако реальные шаги в решении этого вопроса предпринял только Александр II.

Вначале обратившись к дворянам с просьбой предложить свои варианты решения крестьянского вопроса. Но, не дождавшись никаких действий со стороны дворянства, взялся за дело сам. В 1857 году он создает секретный комитет, состоящий из московских дворян, находящихся на службе государству и лично его возглавляет.

Мнения не были единогласными, большая половина членов комитета решались только на облегчение жизни крепостных и не советовали предпринимать таких резких шагов. Чтобы обеспечить большинство голосов Александр вводит в комитет своего брата Константина Николаевича тоже ратовавшего за отмену крепостного права. Благодаря участию в решении этого вопроса князя Константина Николаевича делу дали ход.

Первые результаты появились в Литовских губерниях, помещики которых настолько были недовольны ограничением норм барщины, что предпочли отказаться от владения крестьянами, сохранив при этом землю за собой. По указу императора в прибалтийских губерниях были созданы официальные комитеты по решению вопросов быта крестьян.

К концу 1857 года такой комитет был организован и в Санкт-Петербурге. Однако обсуждение данного вопроса велось около 3-х лет. Только в начале 1861 года законопроект об освобождении крестьян от крепостного права был вынесен на заседание Главного комитета по решению крестьянского вопроса. Но и тут не обошлось без проволочек, комитет никак не мог прийти к одному мнению.

Только к 17 февраля 1861 года, благодаря личной поддержке императора проект был подписан. А в марте Манифест об отмене крепостного права был обнародован. Манифест изменил жизнь крестьян. Они становились свободными людьми, имеющими право собственности, право обращаться в суд, приобретать имущество, вступать в брак.

Также с получением свободы крестьяне получали надел земли, 25 % стоимость которого он должен был выплатить помещику. Остаток стоимости земли выплачивало государство. Возвратить же данный заем, крестьянин должен был на протяжении 49 лет. Все отношения между крестьянами и помещиком регулировала «Уставная грамота».

Плюсы отмены крепостного права

С отменой крепостного права Россия получила толчок в развитии рыночных отношений. Создание крестьянских общин, приводило к изменению общественного уклада в целом, открывая новые возможности для преобразования государства. Решение вопроса взаимоотношений между дворянством, помещиками и крестьянами, спасло Россию от кровавых восстаний. А получение свободы почти 20 миллионов жителей страны изменило экономическую стратегию России. Бывшему произволу экономических отношений не было места в новом обществе.

Итог

В истории России много великих личностей и Александр II одна из них. Не побоявшись дворянской оппозиции, он смог продвинуть свою страну на пути экономического развития. Вступив на престол страны опустошенной войной, он смог провести реформирование и вывести страну на уровень Европы. В стране появились новые виды правления и самоуправления крестьян. Вырос уровень жизни страны в целом, и отдельно каждого человека.

Предпосылки реформы . Аграрно-крестьянский вопрос к середине XIX в. стал острейшей социально-политической проблемой в России. Среди европейских государств крепостное право оставалось только в ней, тормозя ее экономическое и социально-политическое развитие. Сохранение крепостного права было обусловлено особенностями (природой) российского самодержавия, которое с момента образования Русского государства и укрепления абсолютизма опиралось исключительно на дворянство, а потому должно было учитывать его интересы.

Многие государственные и общественные деятели понимали, что крепостное право позорит Россию и низводит ее в разряд отсталых государств. В конце XVIII середине XIX в. российская общественность постоянно обсуждала проблему освобождения крестьян.

Даже правительство и консервативные круги не оставались в стороне от понимания необходимости решения крестьянского вопроса. Однако попытки правительства смягчить крепостное право, дать помещикам положительный пример управления крестьянами, регламентировать их взаимоотношения оказались малоэффективными из-за сопротивления крепостников.

К середине XIX в. предпосылки, обусловившие крах крепостнической системы, созрели окончательно. Прежде всего, она изжила себя экономически. Помещичье хозяйство, основанное на труде крепостных крестьян, все более приходило в упадок. Это беспокоило правительство, которое было вынуждено тратить огромные средства на поддержку помещиков. Объективно крепостничество мешало также индустриальной модернизации страны, так как препятствовало складыванию рынка свободной рабочей силы, накоплению капиталов, вложенных в производство, повышению покупательной способности населения и развитию торговли.

Необходимость ликвидации крепостного права обусловливалась и тем, что крестьяне открыто протестовали против него. В целом антикрепостнические народные выступления в первой половине XIX в. были довольно слабыми. В середине XIX в. недовольство крестьян своим положением выражалось в разных формах: отказ от работы на барщине и выплаты оброка, массовые побега, поджоги помещичьих имений и др. Участились волнения в районах с нерусским населением. Особенно сильным было восстание 10 тыс. крестьян Грузии в 1857 г.



Народное движение не могло не влиять на позицию правительства, которое понимало, что крепостное состояние крестьян это "пороховой погреб под государством". С одной стороны, понимание несовершенства существующей системы, а с другой - справедливая боязнь, что подрыв одного из устоев может привести к ее полному краху.

Поражение в Крымской войне сыграло роль особо важной политической предпосылки отмены крепостного права, так как оно продемонстрировало отсталость и гнилость социально-политической системы страны. Сложившаяся после Парижского мира новая внешнеполитическая ситуация свидетельствовала об утрате Россией ее международного авторитета и грозила потерей влияния в Европе.

После 1856 г. за отмену крепостного права открыто выступали не только радикалы и либералы, но и консервативные деятели. В либеральных кругах разрабатывались многочисленные записки о ненормальности, аморальности и экономической невыгодности крепостного состояния крестьян. Публицистические выступления представителей разных общественно-политических направлений во второй половине 50-х годов постепенно подготовили общественное мнение страны к осознанию назревшей потребности решения крестьянского вопроса.

Таким образом, отмена крепостного права была обусловлена политическими, экономическими, социальными и нравственными предпосылками.

Александр П. Старший сын Николая I вступил на российский престол 19 февраля 1855 г. В отличие от отца он был достаточно хорошо подготовлен к управлению государством. 37-летний император практически и психологически был хорошо подготовлен к тому, чтобы в качестве первого лица в государстве стать одним из инициаторов освобождения крестьян. Поэтому в историю он вошел как царь "Освободитель".

По словам умиравшею Николая I, Александр II получил "команду не в порядке". Исход Крымской войны был ясен Россия шла к поражению. Общество, недовольное деспотическим и бюрократическим правлением Николая, искало причины провала его внешней политки. Участились крестьянские волнения. Активизировали свою деятельность радикалы. Все это не могло не заставить нового хозяина Зимнего дворца задуматься о направлении своей внутренней политики.

Подготовка реформы . Впервые о необходимости освобождения крестьян новый император заявил в речи, произнесенной в 1856 г. перед представителями московского дворянства. Его знаменитая фраза о том, что "лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться до того времени, когда оно само собой начнет отменяться снизу", означала, что правящие круги пришли, наконец, к мысли о необходимости реформирования государства.

Вначале проекты освобождения крестьян разрабатывались в традиционном для России Секретном комитете, созданном в 1857 г. "для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян". Однако недовольство дворянства, обеспокоенною слухами о возможной отмене крепостного права, и медлительность Секретного комитета, всячески тормозившего подготовку реформы, привело Александра II к мысли о необходимости учреждения нового органа, нацеленного на подготовку реформы в условиях большей гласности. Он поручил другу детских лет и генерал-губернатору В.И. Назимову обратиться к императору от имени лифляндского дворянства с просьбой о создании комиссий по разработке проекта реформы. В ответ на обращение 20 ноября 1857 г. доследовал указ (рескрипт В.И. Назимову) о создании губернских комитетов "по улучшению быта помещичьих крестьян". Вскоре и другие генерал-губернаторы получили аналогичные распоряжения.

Рескрипт В.И. Назимову считается началом официальной истории подготовки крестьянской реформы. В феврале 1858 г. Секретный комитет был преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу. Его задача состояла в том, чтобы выработать общую правительственную линию в деле освобождения крестьян. Переименование означало решительное изменение характера деятельности комитета она перестала быть тайной. Правительство разрешило обсуждение проектов реформы и, более того, предписало дворянам проявить инициативу в решении крестьянского вопроса. Отдавая подготовку реформы в руки помещиков, правительство, с одной стороны, фактически вынудило их заняться этим вопросом, а с другой - предложило самим обеспечить максимальное удовлетворение своих интересов. Так был решен вопрос о сочетании правительственной политики и желаний господствующего класса. Крестьяне от обсуждения проекта реформы были отстранены, так как в губернских комитетах участвовали только дворяне.

В феврале 1859 г. при Главном комитете были учреждены Редакционные комиссии (председатель Я.И. Ростовцев). Они должны были собирать и обобщать все проекты, разработанные губернскими комитетами.

В поступающих с мест проектах размеры крестьянских наделов и повинностей зависели от плодородия почвы. В черноземных районах помещики были заинтересованы в сохранении земли и поэтому были против предоставления ее крестьянам. Под нажимом правительства и общественности они готовы были дать крестьянам небольшие наделы по высокой цене за десятину. В нечерноземной полосе, где земля не имела такой ценности, местные дворяне соглашались передать ее крестьянам, но за большой выкуп.

Обобщенные редакционными комиссиями проекты к началу 1859 г. поступили в Главный комитет. Он еще больше сократил размеры крестьянских земельных наделов, а повинности увеличил. 17 февраля 1861 г. проект реформы утвердил Государственный совет. 19 февраля его подписал Александр II. Об отмене крепостного права возвестил Манифест "О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей..." Практические условия освобождения были определены в "Положениях" о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости.

Манифест и "Положения" касались трех основных вопросов: личное освобождение крестьян, наделение их землей и выкупная сделка.

Личное освобождение. Манифест предоставлял крестьянам личную свободу и общегражданские права. Отныне крестьянин мог владеть движимым и недвижимым имуществом, заключать сделки, выступать как юридическое лицо. Он освобождался от личной опеки помещика, мог без его разрешения вступать в брак, поступать на службу и в учебные заведения, менять место жительства, переходить в сословие мещан и купцов. Вместе с тем, личная свобода крестьянина ограничивалась. В первую очередь это касалось сохранения общины. Общинная собственность на землю, переделы наделов, круговая порука (особенно при выплате налогов и выполнении государственных повинностей) тормозили буржуазную эволюцию деревни. Крестьяне оставались единственным сословием, которое платило подушную подать, несло рекрутскую повинность и могло быль подвергнуто телесному наказанию.

Наделы. "Положения" регламентировали наделение крестьян землей. Размеры наделов зависели от плодородности почвы. Территория России была условно разделена на три полосы: черноземную, нечерноземную и степную. В каждой из них устанавливался высший и низший размеры крестьянского полевого надела (высший больше которого крестьянин не мог требовать у помещика, низший меньше которого помещик не должен был предлагать крестьянину). В этих пределах заключалась добровольная сделка крестьянской общины с помещиком. Их взаимоотношения окончательно закрепляли уставные грамоты. Если помещик и крестьяне не приходили к соглашению, то для урегулирования спора привлекались мировые посредники. Среди них были в основном защитники интересов дворян, однако некоторые прогрессивные общественные деятели (писатель Л.Н. Толстой, физиолог И.М. Сеченов, биолог К.А. Тимирязев и др.), став мировыми посредниками, отражали интересы крестьянства.

При решении земельного вопроса крестьянские наделы были значительно урезаны. Если до реформы крестьянин пользовался наделом, превышающим высшую норму в каждой полосе, то этот "излишек" отчуждался в пользу помещика. В черноземной полосе отрезали от 26 до 40 % земли, в нечерноземной 10 %. В целом по стране крестьяне получили на 20 % земли меньше, чем они обрабатывали до реформы. Так образовались отрезки, отобранные помещиками у крестьян. Традиционно считая эту землю своей, крестьяне боролись за ее возвращение вплоть до 1917 г.

При размежевании пахотных угодий помещики стремились к тому, чтобы их земля вклинивалась в крестьянские наделы. Так появилась чересполосица, заставлявшая крестьянина арендовать помещичью землю, выплачивая ее стоимость или деньгами, или полевыми работами (отработки).

Выкуп. Получая землю, крестьяне были обязаны оплатить ее стоимость. Рыночная цена земли, переданной крестьянам, реально составляла 544 млн. рублей. Однако разработанная правительством формула расчета стоимости земли повысила ее цену до 867 млн. рублей, то есть в 1,5 раза. Следовательно, как и наделение землей, так и выкупная сделка осуществлялись исключительно в интересах дворянства. (Фактически, крестьяне платили и за личное освобождение.)

У крестьян не было денег, необходимых для выкупа земли. Чтобы помещики получили выкупные суммы единовременно, государство предоставило крестьянам ссуду в размере 80% стоимости наделов. Остальные 20 % крестьянская община платила помещику сама. В течение 49 лет крестьяне должны были возвратить ссуду государству в форме выкупных платежей с начислением 6% годовых. К 1906 г., когда крестьяне упорной борьбой добились отмены выкупных платежей, они уже выплатили государству около 2 млрд. рублей, то есть почти в 4 раза больше реальной рыночной стоимости земли в 1861 г.

Выплата крестьянами помещику растянулась на 20 лет. Она породила специфическое временно-обязанное состояние крестьян, которые должны были платить оброк и выполнять некоторые повинности до тех пор, пока полностью не выкупят свой надел. Только в 1881 г. был издан закон о ликвидации временно-обязанного положения крестьян.

Значение отмены крепостного права. Великой назвали современники реформу 1861 г. Она принесла свободу многим миллионам крепостных крестьян, расчистила дорогу для становления буржуазных отношений.

Вместе с тем, реформа имела половинчатый характер. Она была сложным компромиссом между государством и всем обществом, между двумя основными сословиями (помещиками и крестьянами), а также между различными общественно-политическими течениями. Процесс подготовки реформы и ее реализация позволили сохранить помещичье землевладение, обрекли российских крестьян на малоземелье, нищету и экономическую зависимость от помещиков. Реформа 1861 г. не сняла аграрный вопрос в России, который оставался центральным и наиболее острым во второй половине XIX начале XX в.

Причины отмены крепостного права

Поэтому правительство приняло решение готовиться к отмене крепостного права.

Подготовка отмены крепостного права

Сначала подготовка реформы шла в Секретном совете, созданном в 1857 году. Однако вскоре это учреждение было преобразовано в Главный комитет по крестьянскому делу. Теперь подготовка реформы была открытой. В ней принимали участие только дворяне и правительство (крестьяне к разработке не допускались).

Причем каждый помещик мог внести свое предложение, для этого существовали губернские комитеты, в которые могли поступать проекты дворян об отмене крепостного права. Из губернских комитетов пожелания помещиков отправлялись в Редакционную комиссию, все идеи помещиков обобщались, и уже обработанная информация передавалась Главному комитету.

19 февраля 1861 года подготовка проекта об отмене крепостного права была закончена, император подписал манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей». Одновременно были опубликованы 17 актов («положения» об освобожденных крестьянах).

В чем суть этого манифеста и «положений»

1. Крестьянам даровалась свобода и гражданские права (Однако крестьяне оставались привязаны к общине, что тормозило развитие экономики)

2. Крестьянам выдавались наделы, которые были меньше, чем до реформы. Причем земля доставалась бывшим крепостным не просто так, они должны были ее выкупить (стоимость участков была сильно завышена государством)

3. Что касается выкупа земли, то в этом крестьянам помогало государство. 80% стоимости земли правительство давало крестьянам в кредит, 20% они должны были выплачивать сами. Но и этот процесс имел негативную сторону. Эти 20% крестьяне накапливали в течении 20 лет, а в это время они должны были выполнять все те же обязанности в пользу помещика (работать на его земле/отдавать часть выращенного), чтобы пользоваться его землей. Отличие от положения крестьян до реформы состояло в том, что теперь они были лично свободны, но вынуждены вступать в экономическую кабалу к помещику.

Значение отмены крепостного права

Освобождение крестьян привело к постепенному восстановлению экономики, к свершению промышленного переворота, к установлению капитализма в стране.

Также манифест 19 февраля освободил миллионы крестьян от крепостной зависимости. Они получали гражданские права, но вместе с тем, была и другая сторона медали.

Крестьянам не хватало земли, они были задавлены налогами и выплатами, многие были по-прежнему зависимы от помещика (но теперь экономически). Аграрный вопрос еще сильнее обострился. В дальнейшем он станет причиной недовольства крестьян и присоединения их к революционерам.

Если говорить о значении отмены крепостного кратко , то оно было пользой для экономики, крестьянам же, не смотря на освобождение, после реформы было сложно приспособиться к их новому нелегкому положению.