Будет ли построен керченский мост. Керченский мост Ротенберга

В статье рассказываем, как проехать к Крымскому мосту после открытия автомобильного движения. Делимся важной информацией о движении по Керченскому мосту. Также в статье вы найдёте видео о проезде по мосту.

Основная информация о мосте

  • Стоимость проезда - бесплатно
  • Максимальная скорость
  • Количество автомобильных полос - 4 полосы (по 2 полосы в каждую сторону)
  • Длина моста через Керченский пролив - 19 км (около 20 мин.)
  • Пропускная способность моста - 40 тыс. авто/сут.
  • Официальный сайт - www.most.life

Открытие движения по Крымскому мосту

Открытие движения по мосту:

  • для легковых автомобилей - 16 мая 2018 г (5:30)
  • для пассажирских автобусов - 16 мая 2018 г
  • для грузовых машин - октябрь 2018 г
  • для поездов (грузовые и пассажирские) - декабрь 2019 г

Изначально дата открытия Крымского моста называлась середина декабря 2018 года. Однако строительство моста шло, опережая сроки сдачи. Открытие моста состоялось досрочно 16 мая 2018 года. Сама церемония открытия моста прошла 15 мая.

В настоящее время мост функционирует частично: только для легковых машин и автобусов. Движение для грузовых машин открыто 1 октября 2018 года. Желающим проехать по мосту на поезде придётся ждать до конца 2019 года.

Важная информация о движении по мосту

На Крымском мосту установлено 19 видеокамер и 10 автоматических комплексов контроля. Все данные о нарушениях автоматически передаются в Госавтоинспекцию.

Что нужно знать о проезде по мосту через Керченский пролив

1. Максимальная скорость на мосту и подходах - 90 км/ч

2. Останавливаться на мосту ЗАПРЕЩЕНО . Остановка на Крымском мосту - это нарушение правил ПДД. Остановка на минутку для селфи, фото или просто осмотреться – штраф 2000-3000 руб.

Исключение - вынужденная остановка: поломка машины, закончился бензин и т.д.. Служба эвакуации заберёт сломанный автомобиль и довезёт до берега (крымского или таманского в зависимости от того куда ближе). Эвакуация по мосту до берега бесплатная, на суше придётся платить по тарифу.

3. Пешеходных и велосипедных дорожек на Крымском мосту НЕТ . Передвигаться пешком по Крымскому мосту запрещено. Велосипедисты могут проехать через пролив, но при условии, что они не будут делать остановки на мосту (19 км без остановок).

4. На подъезде к мосту с обеих сторон установлены инспекционно-досмотровые пункты. В настоящее время осуществляется выборочная проверка автомобилей (могут проверить вещи пассажиров). Проверка автомобилей занимает 5-7 минут. Все пассажиры автобусов проходят проверку через рамки.

Примечание : ознакомьтесь со .

Как проехать к Крымскому мосту

Как двигаться на подходах к мосту со стороны Краснодарского края

По федеральной трассе А-290 машины доезжают до развязки с новой дорогой на Таманском полуострове. Ориентируйтесь на поворот между хутором Солёный и станицей Старотитаровской. Примерно 99 и 100 км трассы. На большинстве карт указана как М-25. После поворота около 40 км по автоподходу к Крымскому мосту.

Дорога расположена по соседству с железнодорожной линией. Примерно в р-не п. Тамань находится развязка, под которой железная дорога огибает трассу.

Подъезд к мосту со стороны трассы Симферополь → Керчь

С крымского берега движение начинается от развязки на трассе Симферополь → Керчь и далее 8,6 км до Крымского моста.

Скачать полную схему движения по маршруту Керчь→Симферополь можно на официальном сайте Госкомитета дорожного хозяйства Республики Крым.

Автомобильный подход к Крымскому мосту со стороны Таманского полуострова

Как проехать к мосту из Краснодара

Способ №1

Способ №2

Способ №3

Видео Крымского моста с 2018 года

Достопримечательности рядом

Гора Митридат. На горе находятся руины античного города Пантикапея. Также с горы открывается неплохой вид на Крымский мост.

Скамейки «Крымский мост». Расположены на смотровой площадке с видом на мост. Есть на Таманском и Керченском берегу.

Крепость «Керчь». Памятник историко-культурного наследия. Крепость построена после Крымской войны во второй половине 19 века для обороны входа в Азовское море.

Дельфины . В Керченском проливе обитают дельфины (афалины и белобочки).

Рыбный рынок в Керчи. Отличное место, чтобы купить местные деликатесы.

Грифоны . Расположены на выезде из Керчи.

Кот Мостик . Пушистый рыжий талисман моста.

Часто задаваемые вопросы

©2018 Официальный информационный сайт строительства Крымского моста

Многие россияне отмечают, что Крымский мост через пролив Керченский – это самая настоящая стройка XXI века. Подобных по масштабу строительных работ в истории России еще не было! Ниже вы сможете узнать все подробности и особенности строительства, будут представлены последние новости, фотографии, характеристики будущей конструкции.

Что такое Крымский мост?

Мост, который соединит Таманский полуостров континентальной России с , что на востоке Крыма, обещает стать открытием ближайших лет. Все потому, что он предоставит возможность непрерывного сообщения между РФ и Тавридой – железнодорожного и автомобильного.

Где находится мост на карте?

Располагаться он будет в Керченском проливе, проходя от Тамани через косу и остров Тузла и выходя к южной части города Керчь, к микрорайону Нижняя Цементная Слободка. Вот, какое расположение на карте он имеет:

Открыть карту

Основные характеристики

Как сообщается, общая длина конструкции составит 19 км, при этом мосты будут лишь на отрезках «Тамань — Тузла» и «Тузла — Керчь», их протяженность – соответственно, 1,4 и 6,1 км. Сколько километров займет переход по Таманскому полуострову и Тузлинской косе? Исходя из расчета – 5 и 6,5 км.

Коротко об истории первого Керченского моста

Конечно же, мы не могли оставить без внимания тот факт, что нынешний проект Крымского моста – не первый. Идея возвести его через возникла еще при Российской империи, в начале XX века, однако попытки реализации пришлись лишь на 1942-1943 гг., причем не советскими, а немецкими разработчиками, во время ВОВ. Но им не удалось воплотить в жизнь наработки: Красная армия пошла в контрнаступление.

В 1944 г. властями СССР принято решение о строительстве Керченского железнодорожного моста. В связи с относительной простотой конструкции работы шли очень быстро – уже в конце года тут началось движение. Тем не менее, применив несложные приемы, использовав частично деревянные сваи и элементы пролетов, руководители получили уязвимую постройку, которая быстро пришла в негодность.


Первый крымский мост 1944 г.

Предпринимались и другие попытки, разрабатывались планы и проекты, но реализованы они не были – в 1950 г. в верхах Советского Союза приняли решение остановить строительные работы и вплотную заняться возведением , посредством которой и грузовые, и пассажирские суда добираются до Крыма по сегодняшний день.

Да, Керченский мост – сложный проект, как технически, так и идейно. Впрочем, осуществив грамотный подход к делу, детально разобрав особенности местного ландшафта, можно его воплотить в жизнь, чем сейчас и занимаются русские специалисты. Уже совсем скоро нас ожидает тот самый долгожданный момент открытия нового, воистину грандиозного транспортного узла, многократно увеличивающего туристический поток на !

17.05.2018 17.05.2018 by Papar@zzi

15 мая 2018 года произошло событие, которого мы все ждали — официальное открытие, наверное, самого масштабного проекта, реализованного на территории современной России – Керченского моста. А 16 мая открылось рабочее движение транспорта по автодорожной части Крымского моста. Российский лидер Владимир Путин принял участие в церемонии открытия 15 мая и проехал по мосту за рулём КамАЗа.

История моста уходит вглубь веков. С давних времен люди были озадачены соединением берегов Керченского пролива. Несмотря на то, что значение восточно-западного направления для Крыма с годами менялось под влиянием геополитических процессов, потребность в мосте между Керченским и Таманским полуостровами сохранялась всегда.

История Керченского моста от Тмутаракани до Второй мировой

Считается, что первым расстояние от Тамани до Керчи измерил князь Глеб Святославич зимой 1068 года. Перейдя по льду с одного берега на другой, он насчитал 14 тыс маховых саженей (около 30 километров). Что, несомненно, является самым известным примером проведения топографических и гидрографичесих работ древнейших времен.

Зачем ему это понадобилось? Историки сходятся во мнении, что таким образом князь хотел продемонстрировать свою власть, которая распространялась на оба берега - Тмутаракань и Корчев. Едва ли он всерьез задумывался о постройке моста - для реализации столь масштабного проекта у него просто не было технических возможностей.

В знак об этом событии князь распорядился установить мраморный камень с надписью: «В лето 6576 индикта 6 Глеб князь мерил море по леду от Тмутороканя до Корчева 14000 сажен». Исторический камень хранится в Государственном Эрмитаже. Устойчивый лед образовывался в проливе не каждую зиму. Течения и шторма Боспора Киммерийского, как называли пролив в те времена, становились непреодолимой преградой.

В 1870 году Керчь и полуостров Тамань связал по дну Керченского пролива телеграфный кабель. Англичане проложили линию Лондон-Калькутта для связи с Индией. В 1901 году английское правительство рассматривало проект строительства железнодорожной магистрали от Лондона до Дели, в рамках которого предусматривалось возвести гигантский мост через Ла-Манш и немногим меньший - через Керченский пролив.

Маршрут движения планировался по железной дороге «45-й параллели»: Лондон – Париж – Лион – Турин – Ломбардия – Венецианская область – Триест – Югославия – Румыния – Одесса – Николаев – Перекоп – Джанкой – Владиславовка – Керчь – мост через пролив – Таманский полуостров – Кавказ с выходом через Турцию или Иран на Индию. Однако на реализацию столь масштабного замысла у Британской империи не нашлось средств.

Проект плотины Менделеева

В 1903 году строительством моста через Керченский пролив заинтересовался российский император Николай II. Лучшие российские инженеры взялись за работу для реализации поставленной задачи. Как известно, проект разрабатывал российский инженер и изобретатель Василий Дмитриевич Менделеев. По его задумке должен был быть построен не мост, а «запруд» (плотина – от ред.) от мыса Павловского к косе Тузла, а оттуда уже на Тамань. Но Первая мировая война помешала осуществлению этих планов и не позволила приступить к строительству.


Тем не менее на трассе будущего моста в течение войны велись необходимые изыскания. Окончательно планы по строительству перехода сорвали Октябрьский переворот 1917 года и последовавшая за ним Гражданская война.

Вновь к вопросу строительства моста вернулся «великий вождь» коммунизма, бессменный правитель Советского союза Иосиф Сталин в 30-х годах прошлого века. Одновременно с мостом планировалась реконструкция железной дороги, примыкающей к будущему мосту. Магистраль должна была быть проложена с юга Украины от Херсона через Крым, затем по мосту через Керченский пролив, далее по Таманскому полуострову, выйти в Новороссийск и пролегать вдоль Черноморского побережья Кавказа до города Поти.

Но отечественные заводы на тот момент не могли справиться с выпуском всех необходимых металлических деталей для строительства Керченского моста, поэтому их заказывали в Германии, с которой незадолго до Второй мировой войны успешно развивались экономические отношения. Но и в этот раз планы по строительству моста не удалось реализовать. Началась Вторая мировая война, и советской власти пришлось отложить долгожданное строительство.


Немецкий мост

Гитлер, напротив, не стал отказываться от проекта и весной 1943-го начал активную подготовку к постройке. По плану немецких инженеров мост планировалось возвести к августу 1944-го. В июне 1943 года оккупанты соединили берега канатной дорогой. Германия начала завозить в Керчь шпалы, рельсы, цемент и прочие необходимые строительные материалы. Несколько месяцев она почти бесперебойно каждые сутки перебрасывала по 500-800 тонн грузов. Гитлер приказал построить железнодорожный мост. И эта активность не осталась не замеченной советской разведкой, однако бомбежку складов со стройматериалами запретил Иосиф Виссарионович, рассчитывая после освобождения Крыма воспользоваться построенным немцами мостом.

Уже начатые строительные работы фашистам пришлось спешно прекратить из-за меняющейся обстановки на фронте. В результате усиленного наступления советских войск, Германии не удалось закончить строительство моста. Построенную ими канатную переправу они частично разрушили при отступлении, взорвав часть опор канатной дороги перед тем, как советские войска освободили Тамань и Керчь.

После отступления немцев теперь уже советские инженеры приступили к соединению двух берегов Керченского пролива. Для восстановления канатной дороги использовалось оборудование с одной из действовавших в то время промышленных канатных дорог Грузии. И в феврале 1944 года над Керченским проливом вновь начала действовать канатная переправа протяжённостью около 5 километров. После окончательного освобождения Крыма советское правительство приняло решение о возобновлении строительства моста через Керченский пролив.

Предусматривалось использование немецкой техники, завезенных во время войны металлических деталей, а также широких промышленных возможностей нашей страны, которые были ориентированы в то время на оборону СССР. Согласно проекту мост должен был состоять из 115 пролётов длиной 27 метров каждый. Над судоходным фарватером было предусмотрено двухпролётное поворотное устройство, способное разворачиваться по центральной оси на 90 градусов и пропускать с двух сторон идущие по проливу суда любой грузоподъёмности.


Строительство Керченского моста

Новый мост был крайне необходим наступающей армии, поэтому правительству Советского союза пришлось принять решение, которое впоследствии им очень дорого обошлось – строить мост по «облегчённому» варианту, надеясь в дальнейшем часть конструкций заменить на более прочные и надёжные.

Начало строительства не заставило себя долго ждать: 24 апреля 1944 г. была забита первая свая, а 3 ноября 1944-го по мосту прошел первый поезд от станции «Крым» до станции «Кавказ». По нему же с Ялтинской конференции в феврале 1945 года возвращалась в Москву советская делегация. Советскими строителями во главе с генералом Павлом Зерновым за 7 месяцев удалось осуществить столь масштабное предприятие. В составе группы Народного комиссариата путей сообщения в разработке проекта моста участвовал архитектор, мостостроитель Борис Надежин. Он проектировал все части конструкции: от общей композиции до деталей опор, ограждений и въездов, одновременно по поручению командования выполнял натурные рисунки строительства. Работы второй очереди, предполагавшие, в частности, замену временных деревянных опор на постоянные металлические, а также сооружение 116 ледорезов, должны были быть закончены к 1 января 1945 года.

Однако уложиться в эти сроки не удалось. Сама же работа по строительству моста велась в обстановке повышенной секретности. В результате помимо моста было построено 18 километров железнодорожного полотна по Крыму и 46 километров по Кубани.

Катастрофа произошла 18 февраля 1945 года. Та зима отличалась сильнейшими морозами, и в Азовском море образовался толстый слой льда, а в феврале, из-за резкого потепления и шторма, лед тронулся на построенный наспех мост, опоры которого все еще не имели ледоколов, а некоторые и вовсе были деревянными. Советским правительством предпринимались попытки подрыва и ломки льда.

Льдины обстреливали из орудий с берега, бомбили с самолетов, забрасывали с опор моста толовыми пакетами, но ничего не помогало остановить движение огромных льдин. В результате около 50 опор из 115 рухнули. Во время этой катастрофы море унесло тысячи жизней, а остатки опор мешали еще долгие годы прохождению судов через пролив.

Мост собирались восстановить, но проект оказался слишком дорогим. Точку в этом вопросе поставил Сталин, который на слова заместителя министра транспортного строительства СССР Иллариона Гоциридзе о том, что это будет «царь-мост», ответил: «Царя мы свергли в 1917 году».

Проект Керченского гидроузла

После окончания войны было запланировано строительство нового моста через Керченский пролив. Под руководством советского инженера-мостостроителя Бориса Константинова в начале 1950-х годов проводилось проектирование моста. Строителям даже удалось возвести первый «бык» - одну из десятков промежуточных опор, способных противостоять ледоходу и высокому паводку, ударам сплавляемых плотов и плывущих предметов. Однако конечная стоимость моста была слишком высока, в связи с чем было принято решение построить паромную переправу, стоимость которой была существенно ниже.

В сентябре 1954 года между Крымом и Кубанью запустили паромную переправу. В апреле 1955 года из порта «Кавказ» в порт «Крым» начали курсировать железнодорожные паромы. В 1975 году был построен первый автомобильный паром «Керченский-1». Позже к нему добавились «Керченский-2» и «Ейск». В летнее время между портами курсировали пассажирские катера.

Но этого было явно недостаточно. Еще дну попытку строительства моста в СССР предпринимали в середине 1970-х. Проект Керченского гидроузла был связан с улучшением экологии Азовского моря. Из-за работы Волго-Донского канала и Кубанского водохранилища поступление в Азов пресных вод сократилось почти на 40%. В результате вода в море стала слишком соленая, азовская рыба погибала. Проектный институт «Гидропроект» им. С.Я. Жука выполнил первую стадию проектных работ, которые согласовал с облисполкомом Крыма и правительством ССР Украины. Но из-за еще одного проекта защитной дамбы Ленинграда, который в это же время поступил в Государственный плановый комитет СССР, Керченский гидроузел «временно» отложили. Страна не могла себе позволить одновременное строительство двух таких масштабных объектов, и преимущество было отдано Ленинградской дамбе.

В 1991 году народный депутат СССР от Керчи Юрий Кольцов внес в Госплан проектирование и строительство моста. После распада Советского Союза было еще несколько проектов, одни - слишком фантастические, другие - слишком дорогие. В 2000-х украинские и российские специалисты начали предпроектные проработки строительства транспортного перехода. В апреле 2008 года Россия и Украина договорились начать совместное строительство моста через Керченский пролив, который планировалось возвести к 2014 году. Однако к реализации достигнутых договоренностей стороны так и не приступили. Воплощение в жизнь долгожданного проекта началось после воссоединения Крыма с Россией.

Крымский мост сегодня

19 марта президент РФ Владимир Путин поставил задачу министерству транспорта страны связать Крым с остальной частью России двумя мостами: автомобильным и железнодорожным. Экспертный совет рассмотрел 74 варианта строительства транспортного перехода. В итоге был выбран самый оптимальный: два параллельных моста – автомобильный и железнодорожный, которые проходят по косе и острову Тузла.

В августе 2014 года правительство РФ определило заказчиком возведения объекта Федеральное дорожное агентство (Росавтодор). В январе 2015 года в результате конкурентных переговоров генеральным подрядчиком строительства было выбрано ООО «Стройгазмонтаж».

К концу 2017 года строители завершили сборку пролетных строений автодорожной части моста, полностью сформировав полотно от таманского берега до керченского. В январе 2018 года на базе эксплуатации Крымского моста начались пуско-наладочные работы, а на готовых участках моста строители завершили укладку асфальтобетонного покрытия, установили барьерное ограждение и опоры освещения. Одновременно строители продолжают работу над железнодорожной частью транспортного перехода.

В апреле 2018 года заместитель генерального директора по инфраструктурным проектам ООО «Стройгазмонтаж» Леонид Рыженькин сообщил, что движение транспорта по автодорожной части Крымского моста планируется открыть во второй половине мая этого года. Первыми по мосту смогут проехать легковые автомобили и пассажирские автобусы. Движение для большегрузов будет запущено осенью. Мостовой переход через Керченский пролив считается самым протяженным в России - 19 км. Стоимость строительства составила 227,92 млрд рублей.


Пресловутый Крымский мост, который еще недавно называли Керченским, на завершающей стадии строительства. О том, сколько оккупанты потратили на его сооружение, с какими особенностями оно происходило и что может разрушить мост с Тамани в Керчь – в статье 24 Канала.

Президент России Владимир Путин 15 или же 16 мая (с датой в Кремле решили сделать интригу) в сопровождении своих всегда верных "Ночных волков" должен помпезно открыть только что построенный Крымский мост. Для начала свободно перемещаться ним смогут только легковые авто и автобусы – железнодорожную часть пока оккупанты достраивают, а грузовики впускать опасаются.

Кто и когда строил мост из Керчи

В истории было уже несколько попыток соединить Крым и Кубань переправой – впервые достроить мост удалось в 1944 году. Впрочем, он простоял недолго – его разрушил сильный ледоход уже в начале 1945-го.

В новейшие времена строительство моста было в планах Украины уже давно. За работы не принимались из-за дороговизны проекта, но в апреле 2010 года Москва и Киев все же заключили Соглашение о строительстве Керченского моста.

До аннексии Крыма Россией мост был нужен для улучшения транспортного сообщения между странами Черноморского бассейна, которые договорились строить дорогу вокруг моря. Каждая страна самостоятельно должна была свести свой участок. В Украине трасса должна была проходить через Керчь, ведь обход Азовского моря продлевал маршрут на 500 километров.

"Стройка века"

После оккупации Крыма Путин объявил о своем намерении срочно построить переправу через Керченский пролив. Украина зато в кратчайшие законные сроки вышла из договора о строительстве моста.

Чтобы успеть со "стройкой века" до президентских выборов 2018, депутаты Госдумы приняли документ, который позволил строить Керченский мост без соблюдения каких-либо законов вообще. В Москве разрешили застройщику пренебрегать нормами экологического и градостроительного законодательства, уничтожать памятники истории и археологии, беспрепятственно изымать земельные участки у населения.

Стоимость Крымского моста сейчас составляет 228 миллиардов рублей

Право на строительство моста досталось приближенному к Путину миллиардеру Аркадию Ротенбергу. Олигарх известен тем, что был детским спарринг-партнером главы Кремля по дзюдо.

Однако другу Путина с возведением объекта пришлось нелегко – подрядчики опасались встревать в работу из-за санкций, которые их ждали. Дольше искали подрядчика на строительство железнодорожной части моста – за эту работу никто не хотел браться вообще.

Характеристики Крымского моста

Длина нового сооружения – 19 километров, 11,5 из них проходит по суше и еще 7,5 км – над морем. Мост соединяет Керченский и Таманский полуострова через остров Тузла и Тузлинскую косу.

Мостовой переход через Керченский пролив состоит из параллельных автомобильной и железнодорожной секций. Автомобильная дорога насчитывает 4 полосы движения, максимальная скорость движения по ней составит 120 км/ч.

Железная дорога состоит из двух путей. Расчетная скорость движения пассажирских поездов по мосту – 120 км/ч., грузовых – 80 км/ч.

Характеристики Крымского моста

Сейчас строительство железнодорожной части Крымского моста продолжается. Его должны завершить к декабрю 2019 года.

Что не так с Крымским мостом?

Главные претензии к Крымскому мосту – кроме того, что построен он незаконно, нарушая все мыслимые международные нормы – в его расположении. Украинцы задумывали строительство в северной части Керченского пролива, поскольку чем южнее – тем хуже условия.

Так, автор двух украинских проектов керченского моста Георгий Росновский убежден, что из всех возможных вариантов транспортного перехода через пролив россияне выбрали самый неподходящий – он является самым дорогим и самым сложным из всех, которые когда-либо предлагали.

Всего за время независимой Украины рассматривали возможность строительства перехода в четырех местах. Три из них связывали Крым с косой Чушка на российском берегу: Северный пролегал в самой восточной точке Крыма – мыса Фонарь, Жуковский – в районе паромной переправы, Еникальский – в окрестностях крепости Ени-Кале, а самым южным из вариантов был Тузлинский.

Что может разрушить Крымский мост?

Специалисты утверждают, что долговечность Крымского моста – под большим вопросом. Они объясняют, что все будет зависеть от природных катаклизмов и нагрузки на мосту.

Прежде всего, в районе моста надежные коренные почвы местами расположены на глубине 90 метров. Сам Керченский пролив расположен в районе тектонического разлома и неподалеку от острова Тузла есть сеть глубоких грязевых вулканов. Когда они "дышат" – происходят колебания почвы.

Через эту особенность сваи россияне должны забивать на глубину до 100 метров и еще и под правильным углом, учитывая возможные землетрясения. Однако, по прогнозам экспертов, в России отсутствуют такие технологии и подобный опыт строительства. И хотя Москва и заявила о забитых на 90 метровую глубину опорах, верить ей спешат не все.

Еще одна опасность – прохождение моста через тузлинского косу, которая постоянно размывается.

Место строительства моста из космоса: фото астронавта NASA Тима Копры

Кроме того, как пояснил российский гидростроитель Юрий Севенард, при строительстве не учли экстремальные погодные условия – сильный ветер, штормы, сильные течения и восхождение льда.

Еще одна опасность – большое количество снарядов, оставшихся в регионе со времен Второй мировой войны. В России божились, что перед началом строительства обследовали территорию и нашли 700 снарядов.

Трещины и другие фейлы

В апреле 2018-го в сеть попали фото, на которых видно, что 256-я опора, которая расположена практически в центре Керченского пролива, треснула в двух местах.

Трещины на 256-й опоре (видео):

Причем это уже не первый провал в этом районе. В феврале 2018-го зафиксировали проседание опор на один метр. Впрочем, это проседание было далеко не первым – похожая ситуация случилась в сентябре 2017 года, тогда строительство пришлось приостановить. Случилось это после монтажа одного из пролетов моста – одна опора просела на метр, другая на полтора.

Это подтверждает опасения специалистов по надежности моста. По прогнозам, опоры могут не выдержать нагрузки даже пустой железнодорожной ветки. А главные проблемы начнутся с запуском грузовых поездов.

Что теряет Украина?

Во время разработок проектов моста Украиной отмечалось, что высота судоходной арки должна составлять не менее 50 метров от среднего многолетнего уровня моря. Однако Россия в главной судоходной части Керченского канала свела всего лишь 35-метровую арку.

Из-за такого подлого шага Украина теряет миллионы гривен и рабочие места. В частности, это дестабилизирует ситуацию в Мариуполе и Бердянске.

Теперь, как подсчитал директор Мариупольского морского торгового порта Александр Олейник, только , с которыми раньше работал порт.

В Центре по изучению армии, конверсии и разоружения заявили, что сооружение оккупантов приведет к 25-30% потерь украинских портов.

Как реагирует Украина?

В соответствии с отдельным соглашением между Украиной и Россией, любое строительство в Керченском проливе можно вести только с разрешения обеих сторон. Поэтому все работы в Керченском проливе полностью незаконны.

Еще в 2017-м Министерство юстиции начало готовить иск и подсчитывать убытки недополученных средств Мариупольским и Бердянским торговыми портами. Учтут в иске и то, что во время строительства Россия закрывала Керченский пролив для судов, чтобы возвести арку моста.

Также Украина отслеживает подрядные организации, которые работают над возведением моста. Их включают в санкционные списки.

Строительство Керченского моста идет с опережением графика. Начав в феврале прошлого года, рабочие сразу взяли хороший темп. К осени 2017-го перспективы досрочного окончания строительства стали не такими уж призрачными. Хотя сами участники проекта до сих не отвечают на прямой вопрос, возможно ли завершить стройку века раньше декабря 2018 года. Крыминформ сопоставил прогнозы с фактами. И появилась надежда.

Косвенные признаки

Основные работы по строительству Керченского моста начались с погружения свай для фундамента опор в начале марта 2016 года. Первая опора была готова в апреле. К концу года строители возвели уже более 200 опор, почти в два раза перевыполнив первоначальный годовой план. Весной 2017 года об опережении графика строительства моста через Керченский пролив сообщил министр транспорта Максим Соколов.

«В прошлом году (2016-м) проект уверенно миновал точку экватора, сейчас строительство идёт даже с некоторым опережением графика. Мы уверенно заявляем, что в следующем году рабочее движение по автомобильной части моста будет открыто», - сказал Соколов.

При этом и министр, и участники проекта не уточняют, будет ли запущено движение транспорта по автодорожной части моста раньше запланированного декабря 2018 года.

Косвенно о том, что движение транспорта по мосту могут открыть значительно раньше конца 2018 года, свидетельствует распоряжение Правительства РФ. Текст документа был опубликован 6 октября и несколько часов находился в открытом доступе на официальном интернет-портале правовой информации, после чего был удалён. Однако его копия осталась в редакции Крыминформа.

Распоряжение Правительства РФ касается сроков открытия рабочего движения и начала временной эксплуатации так называемых . Эта новая четырёхполосная автодорога протяжённостью 8,6 км должна связать Крымский мост и трассу «Таврида» не позднее 30 мая 2018 года.

В перспективе автоподходы планируют связать с дорожной сетью Керчи и новой железнодорожной станцией. Однако реализация этого проекта сейчас находится на стадии проектирования. Движение по развязке вряд ли запустят раньше 2019 года, когда будет построена и сама станция, и железнодорожный подход к Керченскому мосту.

Таким образом, к 30 мая 2018 года автоподходы останутся изолированными от действующей городской автодорожной сети Керчи. Это значит, что запуск сквозного движения по автодороге возможен исключительно при открытии трафика по мосту. О синхронности работ на автоподходах и самом Керченском мосту ранее неоднократно заявляли и в министерстве транспорта РФ.

Строительный календарь

О значительном опережении плана строительства свидетельствует и статистика. Календарный график производства работ по объекту «Строительство транспортного перехода через Керченский пролив» опубликован на сайте госзакупок. Согласно документу, сооружение опор на ряде участков планировалось полностью завершить лишь в сентябре и даже октябре следующего года, а монтаж пролётов сразу на трёх участках из семи - только к ноябрю 2018 года. Между тем, по официальной информации, на середину октября для автодорожной части моста строителям осталось возвести всего 13 опор: от острова Тузла и керченского берега до фарватера.

На остальных участках этот вид работ полностью завершён. Пролётами накрыто около 15,5 км автодорожного моста из 16,8 км предусмотренных проектом. . Часть пролётов моста перед укладкой асфальта ещё предстоит забетонировать. Эти работы выполнены на 80%: из 66 тыс кубометров бетона строителям осталось залить лишь 13 тыс кубометров.

И Керченского моста на фарватерные опоры. Эта операция стала не только одной из самых масштабных, но и важнейшей для завершения работ в срок. Монтаж арочных пролётов откладывался из-за неблагоприятной погоды. Но в итоге строителям удалось водрузить их на фарватерные опоры до затяжных осенне-зимних штормов и тем самым минимизировать влияние погоды на темпы строительства моста.

Не испытывают строители проблем и с финансированием. Правительство РФ уже направило на строительство Крымского моста почти 167 млрд рублей (около 75% от суммы контракта). При этом заказчик строительства - ФКУ «Упрдор «Тамань» - принял выполненные работы на сумму более 102 млрд рублей, что составляет почти половину всех предусмотренных на проект средств.

Официальной датой открытия автомобильного движения по Крымскому мосту пока продолжает оставаться декабрь 2018 года. Однако за два года работ строители не раз удивляли темпами возведения моста. Возможно, что и следующий год принесёт от них ещё один сюрприз.