Предпосылки буржуазных реформ. Дудкина Л.В

По окончании Крымской войны обнаружились многие внутренние недостатки Российского государства. Нужны были перемены, и страна с нетерпением ожидала их.

На первом месте, конечно же, была идея освобождения крепостных.

Несоответствие уровня развития производительных сил характеру производственных отношений привело к тому, что крепостной строй становится тормозом дальнейшего экономического роста. Это несоответствие проявилось во всех сферах экономической жизни:

1. Сельское хозяйство.

а) Низкая производительность крестьянского барщинного труда.

б) Преимущества вольнонаемного труда перед крепостным при отсутствии широкого рынка наемной рабочей силы.

в)Вложение капитала в сельское хозяйство (покупка машин, оборудования) не давало больших результатов, так как крепостные не были заинтересованы в исправной работе этой техники. К машинам нанимали вольнонаемных рабочих.

2. Промышленность.

а)Нехватка вольнонаемной рабочей силы тормозила развитие промышленности. Применение сложных машин при крепостном труде на мануфактурах было невозможно потому, что рабочие ломали машины.

б)Отсутствие квалифицированных кадров и сезонный характер работы при отходнической системе.

в)Отставание России в экономическом развитии от промышленных стран Запада, которое выявило поражение в Крымской войне.

Кроме того, существовали и политические предпосылки реформ.

Освобождение крестьян было тайной целью многих монархов на российском троне и внушало опасения нескольким поколениям российских землевладельцев.

Александр II предпринимал очередную попытку преодолеть сопротивление. Однако реформаторы в России всегда находились в необычайно сложном положении: правительство вынуждено было проводить свою политику под давлением не только слева, со стороны радикального революционного лагеря, но и справа, со стороны консервативно настроенного дворянства.

Крестьянская реформа повлекла за собой преобразование всех сторон государственной и общественной жизни. Был предусмотрен ряд мер по перестройке местного управления, судебной системы, образования и, позднее, армии. Это были действительно крупные изменения, сравнимые разве что только с реформами Петра I.

& 44.«Холодная война»: причины и сущность

"Холодная война" - период в развитии международных отношений и внешней политики СССР, длившийся почти 40 лет после окончания второй мировой войны. Сутью "холодной войны" было политическое, военно-стратегическое и идеологическое противостояние стран капиталистической и так называемой социалистической системы. "Холодная война" втянула в себя всю планету. Она расколола мир на две части, две военно-политические и экономические группировки, две общественно-политические системы. Мир стал двухполюсным, биполярным. Возникла своеобразная политическая логика этого соперничества - кто не с нами, тот против нас. Все события в мире стали рассматриваться как бы сквозь эту "черно-белую" призму соперничества. Во всём и везде каждая сторона видела коварную руку противника, одновременно пытаясь любыми средствами досадить ему.


Термин "холодная война" был введен в обращение Черчиллем в ходе его выступления в Фултоне (США) 5 марта 1946 года. Уже не являясь лидером своей страны, Черчилль оставался одним из самых влиятельных политиков мира. В своей речи он констатировал, что Европа оказалась разделенной "железным занавесом", и призвал западную цивилизацию объявить войну "коммунизму".

На самом деле война двух систем, двух идеологий не прекращалась с 1917 года, однако, оформилась как вполне осознанное противостояние именно после Второй Мировой войны.

Почему же она началась только после Второй Мировой войны? Очевидно, это было продиктовано самим временем, самой эпохой. Из этой войны союзники вышли настолько сильными, а средства ведения войны стали столь разрушительными, что стало ясно: выяснять отношения прежними методами слишком большая роскошь. Тем не менее, желания извести противную сторону у партнеров по коалиции не убавилось. В известной степени инициатива начала "холодной войны" принадлежит странам Запада, для которых мощь СССР, ставшая очевидной в ходе Второй Мировой войны, оказалась очень неприятным сюрпризом. Итак, "холодная война" возникла вскоре после окончания Второй Мировой войны, когда союзники принялись подводить ее итоги. Что же они увидели? Во-первых,. Пол-Европы оказалось в советской зоне влияния, и там лихорадочно возникали просоветские режимы. Во-вторых, возникла мощная волна освободительного движения в колониях против метрополий. В-третьих, мир быстро поляризовался и превращался в двухполюсной. В-четвертых, на мировой арене сформировались две сверхдержавы, военно-экономическая мощь которых давала им существенное превосходство над другими. Плюс ко всему, интересы стран Запада в различных точках земного шара начинают наталкиваться на интересы СССР. Вот это новое состояние мира, образовавшееся после Второй Мировой войны, быстрее других и осознал Черчилль, провозгласив "холодную войну".

1. Отмена крепостного права

Вопрос о необходимости отмены крепостного права и проведениипреобразований в социально-политической сфере назрел уже в начале XIX века. Россия оставалась к этому времени единственной европейской державой,сохранившей феодально-крепостническую экономику и абсолютную монархию.

Эффективность российской экономики в первой половине XIXв. была на порядок ниже, чем в развитых европейских странах, где уже в30-е годы данного столетия произошло перевооружение промышленных предприятий напаровые двигатели, что привело к резкому повышению производительноститруда и утверждению капиталистического уклада.

Экономический провал крепостнической России с особой наглядностью проявился в конце царствования Николая I, во время Крымской войны 1853-1856 гг. ., где Россия потерпела жестокоепоражение, несмотря на героизм солдат, матросов и офицеров. Парусный флотРоссии на Чёрном море не мог противостоять пароходам европейских держав. Отсутствие железных дорог не позволяло снабжать армию продовольствием ибоеприпасами в необходимом количестве.

Поражение в Крымской войне показало, что после периода сближения с Европой (XVIII - начало XIX вв.) вновь накопилась отсталость каккадровая, так и техническая. Логика экономических и политических взаимоотношений с капиталистическими державами Европы поставили перед Россиейзадачу модернизма отсталого общества. Но поражение в войне вызвало также иобщественную активность. К решительным переменам подталкивали правительствокрестьянские волнения конца 1850-х годов, а также необычные акции, какстремление записаться в армию во время Крымской войны (прошёл слух, чтодобровольцы

получат вольную), или «трезвенное движение», охватившее ряд губерний, когда сельские общества запрещали крестьянам пить вино под угрозой жестокой расправы.

После смерти Николая I на престол вступил его сын Алек сандр II (1855-1881) … Впервые о необходимости отменыкрепостного права было официально заявлено Александром II в речи, произнесённой им 30 марта 1856 г. перед представителями московскогодворянства.В этом выступлении были произнесены знаменитые слова: "…лучше отменить крепостное право сверху, чем ждать, когда оно само будетотменено снизу". Надо отдать должное этому царю, решившемуся напроведение реформ, перед которыми остановились его предшественники ипродолжить которые не смогли его сын (Александр III) и внук (Николай II).

Для разработки реформы были созданы губернские комитеты,которыми руководил «Главный комитет по крестьянскому делу».Подготовка реформы заняла около трёх лет. Как видим, подготовка заняла довольно много времени, но тщательность проработки и явилась, вероятно,одной из причин первоначального успеха реформы.

Результатом работы комитетов явились следующие основные концепции: освобождение крестьян с землёй без выкупа, освобождение крестьянбез земли и освобождение крестьян с землёй, но за выкуп. Последний вариантбыл положен в основу реформы.

По общему положению крестьянин признавался лично свободнымчеловеком, наделённым всем комплексом гражданских прав. Он мог предъявить иск и отвечать в суде, владеть движимым и недвижимым имуществом, заниматься торговлей и промыслами. Помещик более не мог ни продавать, ни покупатькрестьян, ни запрещать им устраивать свою судьбу по их усмотрению.Личнаязависимость крестьян ликвидировалась полностью.

Для определения надела все земли были разделены на три категории: нечерноземные, черноземные и степные. В целом по стране на одного крестьянина приходилось от 1 до 12 десятин (1 десятина = 1 га) земли,а в среднем получалось по 3.3 десятины на крестьянина.

В течение двухлетнего срока все помещики и крестьяне должны были составить и подписать Уставную грамоту, в которой определялсяразмер и характер выделяемой земли. В случае возникновения разногласий покаким-либо вопросам приглашались мировые посредники (из дворян). До выкупаземли крестьянин считался временнообязанным и в Уставной грамоте были точно перечислены его обязанности (оброк, барщина, порядок и сроки еговыполнения). В том случае, если крестьянин заключал выкупную сделку и вносил20% стоимости своего надела, то он становился свободнымкрестьянином-общинником.

После освобождения от помещика крестьяне в большей частиРоссии сохраняли зависимость от общины, ибо вся надельная земля считаласьпринадлежавшей миру - общине. Община распределяла и перераспределяла землимежду крестьянами. Передел участков осуществлялся в среднем через 7-12 лет(а кое-где и не производился), преимуществом пользовались хозяйства с большим количеством мужчин-работников. Выпасы и леса находились в общемпользовании. Круговая порука сдерживала выход крестьян из общины. Этасистема подверглась изменению лишь в начале XX в. в связи с реформойСтолыпина.

16 февраля 1861 г. Государственный совет завершил обсуждениепроекта «Положений». 19 февраля (в день восшествия на престол в1855 г. Александра II) они были подписаны царём и получили силу закона. Втот же день царь подписал и Манифест, возвещавший об освобождении крестьян.

«Положения 19 февраля 1861 г.» .распространялись на 45 губерний Европейской России, в которыхнасчитывалось 22.5 млн. крепостных крестьян, в том числе 1467 тыс. дворовыхи 543 тыс. приписанных к частным заводам и фабрикам.

Ликвидация феодальных отношений - не единовременный акт 1861 г., а длительный процесс, растянувшийся на несколько десятилетий.Полное освобождение крестьяне получали не сразу с момента обнародования Манифеста и «Положений 19 февраля 1861 г.». В Манифестеобъявлялось, что крестьяне в течение двух лет (до 19 февраля 1863 г.)обязаны отбывать те же самые повинности, что и при крепостном праве.Отменялись лишь так называемые добавочные сборы (яйцами, маслом, льном, холстом, шерстью и т.п.), барщина ограничивалась 2 женскими и 3мужскими днями с тягла в неделю, несколько сокращалась подворнаяповинность, запрещался перевод крестьян с оброка на барщину и в дворовые.Но и после 1863 г. крестьяне ещё долго находились на положении «временнобязанных», т.е. продолжали нести регламентированные «Положениями» феодальные повинности: платить оброк или выполнять барщину. Завершающим актом в ликвидации феодальных отношений являлся перевод крестьян навыкуп.

Перевод крестьян на выкуп являлся завершающим этапом освобождения их от крепостной зависимости. «Положения 19 февраля1861 г.» никакого окончательного срока прекращения временнообязанногосостояния крестьян и перевода их на выкуп не определяли. Только законом 28декабря 1881 г. устанавливался перевод крестьян на обязательный выкуп, начиная с 1 января 1883 г. К этому времени на временнообязанных отношенияхоставалось 15% крестьян.

Перевод их на выкуп завершился к 1895 г. Однако этот законраспространялся только на 29 «великороссийских губерний». ВЗакавказье перевод крестьян на выкуп не был завершён даже к 1917 г. Иначеобстояло дело в 9 губерниях Литвы, Белоруссии и Правобережной Украины, где подвлиянием польского восстания 1863 г. и широкого крестьянского движениякрестьяне в количестве 2.5 млн. душ мужского пола были переведены на выкупуже в 1863 г. Здесь были установлены и более льготные по сравнению состальными губерниями России условия освобождения: возвращены отрезанные отнаделов земли, снижены повинности в среднем на 20%.

Условия выкупа для большей части крестьян были тяжёлыми. В основу выкупа ставились феодальные повинности, а не действительная,рыночная стоимость земли. Иначе говоря, крестьянам приходилось платитьне только за землю, но и потерю помещиком крепостного труда. Выкупная сумма определялась путём «капитализации оброка», то есть ежегодноуплачиваемый крестьянином оброк приравнивался к годовому доходу в размере6% с капитала. Вычисление этого капитала и означало определение выкупнойсуммы. Например, если крестьянин выплачивал душевой надел в размере 10 руб. в год, то выкупная сумма за этот надел должна была составить 166 руб. 67коп.

Дело выкупа взяло на себя государство путём проведения выкупнойоперации. Она заключалась в том, что казна выплачивала помещикам сразу жеденьгами и ценными бумагами 80% выкупной суммы, если крестьяне данного именияполучали высший надел, и 75% если им предоставлялся надел менее высшего.Остальные 20-25% крестьяне уплачивали непосредственно помещику (сразу или врассрочку). Выкупная сумма, выплаченная государством помещикам (онарассматривалась как предоставленная крестьянам ссуда), затем взыскиваласьс крестьян в размере 6% в год в течение 49 лет. Таким образом, за это время крестьянин должен был выплатить до 300% предоставленной ему «ссуды».

Проведение государством выкупа крестьянских наделов в централизованном порядке решало ряд важнейших экономических и социальныхзадач. Правительственный кредит обеспечивал помещикам гарантированную уплатувыкупа и избавлял их от непосредственного столкновения с крестьянами. Выкупоказался, кроме того, операцией, выгодной также и государству. Общая выкупная сумма за крестьянские наделы была определена 867 млн. руб., в товремя как рыночная стоимость этих наделов по ценам 1863-1872 гг. составляла648 млн. руб. С 1862 по 1907 г., до отмены выкупных платежей, бывшиепомещичьи крестьяне выплатили казне 1540570 тыс. руб. выкупных платежей ивсё ещё оставались ей должны!

Проводя выкупную операцию, казна решила и проблему возврата дореформенных долгов с помещиков. К 1861 г. 65% крепостныхкрестьян были заложены и перезаложены их владельцами в различных кредитныхучреждениях, а сумма долга этим учреждениям составила 425 млн. руб. Этотдолг был вычтен из выкупной ссуды помещика. Таким образом, реформа 1861 г.,освободив помещиков от долгов, спасла их от банкротства.

Как видим, противоречивый характер реформы 1861 г. ярко проявился в вопросе о выкупе. С одной стороны, выкуп несомненно носилграбительский, крепостнический характер, но с другой - он способствовалразвитию капиталистических отношений в стране. Выкуп, во-первых,способствовал более интенсивному проникновению товарно-денежных отношений вкрестьянское хозяйство, во-вторых, давал помещикам денежные средства дляперевода своего хозяйства на капиталистические основы, в-третьих, означалдальнейшее отделение крестьянского хозяйства от помещичьего и, в-четвёртых,ускорил процесс социального расслоения крестьянства.

Но самым существенным недостатком реформы, в последующем ещёболее обострившим социальные противоречия, было сохранение большей и лучшейчасти земли, на которой работали поколения крестьян, в собственностипомещиков. Царь-освободитель испытал семь покушений и в конце концов был убитв 1881 г.

2. Реформы 60-70-хгодов

Отмена крепостного права в России вызвала необходимость проведения других буржуазных реформ - в области местного управления, суда,образования, финансов, в военном деле.

Наиболее последовательной буржуазной реформой Александра II считается Судебная реформа 1864 г. .. По этой реформе вводилисьдемократические принципы судопроизводства: открытость и гласность процесса, право на защиту обвиняемого, состязание сторон (защиты и обвинения),несменяемость судей.

Вся судебная система делилась на две части: общую и местную.

К местной относилась мировая юстиция. Для её осуществлениякаждый уезд был поделён на участки, в которых учреждались камеры мировыхсудей. Мировой судья, как правило, избирался из местных дворян. Для выборов в судьи необходимо было обладать определённым имущественным иобразовательным цензом. Кроме мировых судей, избирались почётные,помогавшие мировым в работе и заменявшие их во время отсутствия. Вкомпетенцию мировых судей входило рассмотрение гражданских дел по искам насумму не более 500 руб., а также мелких уголовных дел по искам, наказание покоторым не превышало 3-х месяцев тюремного заключения или 300 руб. штрафа. Обжаловать решение мирового судьи можно было перед Съездом мировых судей,состоявшем из мировых и почётных судей уезда. Жалобы на решения Съездамировых судей могла приноситься в высший судебный орган страны - Сенат.

В общую юстицию входила система судов, первым звеном которой были окружные суды. Вся территория страны делилась на округа (вгубернии, например, в зависимости от её размера могло быть несколько такихокругов), в каждом из которых учреждался окружной суд. Он состоял из трёхпрофессиональных судей (один из них - председательствующий). В окружномсуде было два отделения: по гражданским и по уголовным судам. Наиболеесложные уголовные дела слушались в составе судейской коллегии и двенадцатиприсяжных заседателей. Заседатели выносили своё решение отдельно и ононазывалось вердиктом. При вынесении вердикта присяжные должны были выбрать одну из трёх формул: виновен, невиновен или виновен, нозаслуживает снисхождения. Судьи объявляли приговор на основании вердикта,вынесенного присяжными заседателями. Приговор, принятыйс участием присяжныхзаседателей, мог быть обжалован только в случае новооткрывшихсяобстоятельств (пример работы такого суда - в романе Л.Толстого«Воскресение»).

Следующей судебной инстанцией в этой системе были Судебныепалаты. Они состояли из двух департаментов: уголовного и гражданского. Дела вних решались коллегией из трёх человек при участии сословныхпредставителей, которыми являлись губернский или уездный предводители дворянства, городской голова и волостной старшина. Судебные палаты рассматривали жалобы на решения и приговоры окружных судов (вынесенных без участияприсяжных заседателей).

Высшей судебной инстанцией был Сенат. Он рассматривал дела, отнесённые к его компетенции, а также жалобы на приговоры и решениянижестоящих судов.

Для разрешения особо важных дел (государственныхпреступлений) по высочайшему повелению создавался Верховный уголовный суд.

Реформой 1864 г. образовывались и следственные органы, учреждалась прокуратура, которая состояла при окружных судах, судебныхпалатах и Сенате. Прокуроры руководили следствием, выступали обвинителями насуде, следили за исполнением приговоров. Предусматривалась также и адвокатура.

На принципах судебной реформы 1864 г. в 1867 г. была проведена военно-судебная реформа.В 1865 г. был принят Закон опечати., который смягчил цензурный надзор, установленный Николаем I.Толстые книги размером более 160 стр. (оригинальные) и переводные размером 320стр. не цензурировались, их издатели отвечали перед судом в том случае, еслив книгах содержались противоправные сведения. Первоначально они получалипредупреждение и только при повторном нарушении им грозило закрытие.

В результате реализации этого закона о печати в России начала складываться радикальная журналистика.

Александр II провёл две серьёзные реформы местного уп равления.: Земская 1864 г. и Городская 1870 г. Земская Реформа1864 г. . вводилась на местах «для обеспечения земских польз инужд» и предусматривала создание выборных земских учреждений: уездных игубернских земских собраний, избираемых сроком на три года. Избирательноеправо было цензовым (а не сословным), заседали эти учреждения сессионно(обычно раз в году) и обладали распорядительными и директивными функциями.Постоянными исполнительными органами земских собраний были уездные игубернские управы. Они состояли из нескольких человек (в зависимости отразмера территории, которую они обслуживали). Председателями управ были предводители дворянства, в компетенцию этих органов входило практически всёруководство и управление местным хозяйством: дороги, рынки, местнаяпромышленность, тюрьма, здравоохранение и просвещение. Хотя деятельностьземств и контролировалась губернаторами, но местные деятели в большинстве своём работали самоотверженно и приносили немало пользы в своих губерниях.

Городская реформа 1870 г. . заменяла сословныегородские Думы екатерининских времён выборными органами городскогосамоуправления, избираемыми на основе цензового избирательного закона.Органами городского самоуправления стали Городские Думы, обладающие распорядительными функциями, и городские управы, наделённые исполнительнымиполномочиями. Число членов городских дум зависело от количества жителейгорода.

Городская управа состояла из нескольких членов и городскогоголовы. К их компетенции относились: внешнее благоустройство городов, организация рынков, попечение о местной торговле и промышленности,здравоохранении и просвещении.

Александром II была проведена военная реформа.,разработанная военным министром П.Милютиным. 1 января 1874 г. был утверждён" Устав о воинской повинности". Вместо рекрутской вводиласьвсеобщая воинская повинность, которой подлежали все мужчины, достигшие 21года. Срок действительной службы в сухопутных войсках был равен шести годам,а на флоте - семи. Отслужившие действительную службу зачислялись в запас наоп ределённый срок, а после этого - в ополчение. Для лиц, имевших образование, а также бывших единственными кормильцами в семье, вводились отсрочки. Предусматривались и случаи освобождения от службы (например, попринципиальным положениям той или иной религиозной конфессии).

Потребности капиталистического развития страны и расстройствофинансов в годы Крымской войны требовали упорядочения финансового дела.Проведение в 60-х годах серии финансо вых реформ. былонаправлено на централизацию финансового дела и коснулось главным образомаппарата финансового управления. Не была изменена сословная направленностьфинансовой политики правительства. Основная тяжесть налогов и сборовпо-прежнему лежала на податном населении. Сохранилась старая, введённая ещёПетром I, подушная подать для крестьян, мещан, ремесленников.Привилегированные сословия (дворянство, духовенство, купечество) от неё былиосвобождены. Бывшие помещичьи, удельные и государственные крестьяне несливсю тяжесть оброчных и выкупных платежей - по сути феодальных повинностей.Подушная подать. оброчные и выкупные платежи в 60-70-х годах XIX в. составляли свыше 25% государственных доходов, однако основная часть этихдоходов приходилась на косвенные налоги, которые также выплачивало податноенаселение. Более 50% расходов в госбюджете шло на содержание армии и аппаратауправления, до 35% - на уплату процентов по государственным долгам, выдачусубсидий и др. Расходы на народное образование, медицину, призрениесоставляли менее 0.1 госбюджета.

Капиталистическое развитие страны, рост промышленности, торговли, сельского хозяйства, транспорта, внедрение в этиотрасли новых технологий требовали расширения народногообразования … Само осуществление буржуазных реформ всфере управления, суда, военного дела было невозможно без увеличения числаграмотных людей и расширения числа учебных заведений.

Подготовка реформы начального и среднегообразованияпродолжалась три года. 14 июня 1864 г. было издано «Положениео начальных народных училищах». По этому положению разрешалось открыватьначальные школы как общественным организациям, так и частным лицам, но подконтролем уездных и губернских училищных советов. В программу входилопреподавание чтения, письма, закона божьего, четырёх правил арифметики и церковногопения. В пореформенной России существовало три типа начальных школ:министерские (учреждённые Министерством народного просвещения), земские(при земствах) и церковно-приходские.

19 ноября 1864 г. был утверждён новый устав гимназий. В негобыл введён буржуазный принцип формального равенства сословий, но из-завысокой платы обучение фактически было доступно преимущественно выходцамиз имущих классов. Гимназии разделялись на классические (гуманитарное образование, изучение классических языков; после них - поступление вуниверситет без экзаменов) и реальные (усиленное изучение математики и естествознания, поступление после них преимущественно в высшие техническиеучебные заведения).

10 ноября 1862 г. был утверждён устав женских гимназий - значительный шаг в деле просвещения. В 70-х годах было положено начало высшемуженскому образованию, открыт ряд женских курсов в Москве, Петербурге, Киеве,Казани. Особую известность получили Бестужевские высшие курсы в Петербурге, дававшиенаиболее основательное образование.

К реформе высшей школы. правительство приступилов 1861 г. под непосредственным влиянием студенческих волнений. 18 июня1863 г. был утверждён новый устав, предоставлявший университетам довольноширокую автономию.

Реформы просвещения сыграли свою роль в подготовке кадров для молодого российского капитализма, однако уровень неграмотности в странебыл и в начале века недопустимо высок. По переписи 1897 г. удельный весграмотных составлял 22.3% (к 1917 г. - 31.9%).

К марту 1881 г. либеральный деятель Лорис-Меликов под готовилпроект государственных реформ, содержавший не только программуадминистративных, но и широких экономических преобразований. Намерения привлечь цензовую общественность к подготовке реформ означало стремление правительства расширить свою социальную базу. 28 февраля Александр IIподписал «Манифест» о преобразовании Государственного Совета,участии в нём народных представителей, что могло привести к превращению страныв конституционную монархию. Однако 1 марта 1881 г. царь-реформатор был убитбомбой, брошенной Гриневицким.

После убийства Александра II его сын Александр III(1881-1894) . заявил о себе как о «железном государе», и слиберальными реформами было покончено. «Манифест» был разорван.Либералы: министр внутренних дел Лорис-Меликов, военный министр Милютин, великий князь Константин ушли в отставку. На их место пришли консерваторы:Победоносцев, Толстой, Катков. Правление Александра III традиционно называется периодом контрреформ, урезавших дарованные прошлым царствованием экономические и политические свободы. Были ограничены городские, земские,цензурные, университетские свободы.

3. Россия впореформенный период

После падения крепостного права Россия быстро превращаласьиз аграрной страны в аграрно-индустриальную. Развивалась крупная машиннаяиндустрия, возникали новые виды промышленности, складывались районыкапиталистического промышленного и сельскохозяйственного производства, создавалась разветвлённая сеть железных дорог, формировался единыйкапиталистический рынок, происходили важные социальные сдвиги в стране.

Для развития капитализма в аграрной России очень показательныте процессы, которые происходили в сельском хозяйс тве … 50% крестьян в 80-е годы относились к беднякам, а 80% бедняков сдавали своиземли богатым за бесценок. Разложение крестьянства было важным факторомформирования капиталистического рынка и развития капитализма в целом. Неимущее крестьянство создавало рынок рабочей силы как дляпредпринимательского сельского хозяйства, так и для крупной капиталистическойпромышленности.

Вместе с тем разорённый крестьянин, живший на заработки,приобретал теперь предметы потребления на рынке, чем способствовал ростуспроса на предметы потребления. Зажиточная же верхушка предъявляла всё большийспрос на сельскохозяйственные машины, удобрения и пр. Накапливаемыекапиталы деревенская верхушка вкладывала в промышленное предпринимательство.

Конечно, развитие капитализма в сельском хозяйстве России шло«по-прусски» медленно, сдерживающим фактором было сохраняющеесяпомещичье землевладение и связанное с этим малоземелье крестьян. Малоземелье,отрезки от крестьянских наделов наиболее ценных и необходимых угодий принуждали крестьянина идти в кабалу к прежнему барину.

Оставались ещё и некоторые черты внеэкономическогопринуждения: круговая порука, телесные наказания, отдача в общественныеработы, выполнение установленных законом 1861 г. повинностей в пользупомещика и государства, сословная неполноправность крестьян, наконец,сохранение до начала 80-х годов временнообязанных отношений. В этих условияхфеодальная система ведения помещичьего хозяйства не могла исчезнуть сразу.Поэтому в пореформенную эпоху сочетались две формы ренты: отработочная (окрестные крестьяне обрабатывали помещичью землю своим инвентарём запредоставление им в аренду пахотных земель и других угодий) икапиталистическая (наёмные работники обрабатывали землю помещика егоинвентарём).

Для ведения предпринимательского сельского хозяйства по-капиталистически требовались новые сельскохозяйственные орудия, машины, удобрения, замена старого трёхполья новыми системами земледелия, применениеболее рациональных систем ведения хозяйства. Такое крупное капиталистическоехозяйство нуждалось в значительных капиталовложениях, знаниях, опыте.Далеконе все помещики могли перестроить своё хозяйство подобным образом. Многиеликвидировали его, закладывали и перезакладывали в кредитных учреждениях.Количество заложенных имений и продаваемых с молотка быстро росло. Заложенопомещиками: 1870 г. - 26% помещичьих земель, 1880 - 15%, 1895 40%. Если в 1886г. за долги было продано 166 помещичьих имений, то в 1893 г. - 2237.Разорялось и ликвидировало свои имения прежде всего мелкое дворянство, которое не могло приспособиться к новым условиям капиталистическогорынка. Устойчивее оказались наиболее крупные латифундии.

Основная черта пореформенной эволюции сельского хозяйстваРоссии состояла в том, что оно принимало всё более торговый,предпринимательский характер. Содержанием этого процесса являлись: 1)превращение земледелия в товарное производство, причём: товаром становились нетолько продукты земледелия, но и земля и рабочая сила; 2) чёткое определениеи углубление наметившейся ранее сельскохозяйственной специализации районов страны. При торговом земледелии выделялся главный рыночныйсельскохозяйственный продукт в данном регионе, остальные отрасли сельского хозяйства подчинялись или приспосабливались к производству этого продукта.

Важнейшими факторами, обусловливавшими рост торгового земледелия, являлись: рост внутреннего и внешнего рынка; возрастаниенеземледельческого населения страны в связи с ростом городов, развитиемпромышленности, торговли и транспорта; интенсивное железнодорожноестроительство, втягивавшее в капиталистический рынок самые отдалённые и преждеотсталые регионы страны.

К концу XIX в. вследствие усиливавшегося крестьянского малоземелья, что было результатом естественного прироста крестьянскогонаселения при сохранении в прежнем размере надельного землевладения (врезультате размеры наделов в расчёте на душу мужского пола сократились почтив 2 раза) аграрный вопрос приобрёл особую остроту. Таким образом, при всейсвоей прогрессивности аграрные преобразования ещё более обострили социальныепротиворечия, которые к началу XX века вылились в революционную ситуацию.

Отмена крепостного права способствовала быстрой капитализациистраны, промышленному развитию. Влияние реформ наразвитиепромышленности. начинает сказываться постепенно к 70-м - 80-мгодам. К началу 80-х годов XIX века в России в основных сферах промышленногопроизводства машинная техника уже вытеснила ручную, водяное колесопрактически вытеснил паровой двигатель. Паровые машины и механические станкизавоевали господствующее положение в горнодобывающей, металлообрабатывающей итекстильной отраслях промышленности. Важным показателем промышленного переворота явился бурный рост в 60-е - 70-е годы парового механизированноготранспорта.

Пореформенная промышленность России производила в основномпредметы потребления, однако начиная с 80-х годов растёт удельный вес производства средств производства. В первые пореформенные десятилетияпромышленный облик страны определяла лёгкая промышленность, ведущую роль вкоторой занимала текстильная. Московский, Петербургский и Прибалтийский районыбыли главными текстильными районами России: здесь сосредотачивалось 75% ткацких станков, 80% мощности паровых машин и 85% рабочих всей текстильнойпромышленности страны. Другой важнейшей отраслью промышленности была горнодобывающая,которая в первые пореформенные десятилетия сосредотачивалась на Урале.

В пореформенной России наряду с развитием старых, традиционных районов - Московского, Петербургского, Прибалтийского, Урала,прибавились новые: южный угольно-металлургический (Донбасс и Украина),Бакинский нефтедобывающий. Возникли крупные промышленные центры - Баку,Харьков, Юзовка, Горловка, Нарва, Лодзь. Значительные успехи сделалоотечественное машиностроение. Крупными центрами транспортного машиностроения(паровозов, вагонов, пароходов) стали Сормово и Коломна. Центрами сельскохозяйственного машиностроения - Харьков, Одесса, Бердянск,Александровск, Елисаветград.

Промышленность развивалась не только в городах, но и в деревне, обеспечивая себя дешёвой рабочей силой. В 1879 г. в ЕвропейскойРоссии в таких фабрично-заводских посёлках было занято 47% фабрично-заводского пролетариата, в 1890 - уже 51.5% от общего числа рабочих крупной промышленности. Число крупных предприятий с 1000 и более рабочихза период с 1886 по 1890 гг. выросло вдвое, число рабочих в них - вдвое, а сумма производства - впятеро. Россия отличалась наиболее высоким уровнемконцентрации промышленности.

Основным источником формирования класса наёмных рабочих явилось разорённое крестьянство. В связи с процессом расслоения крестьянства, а также с ростом аграрного перенаселения деревня отпускала в город всёбольшее количество работников. Если в 60-х гг. ежегодно выдавалось около 1.3млн. паспортов на отход, то в 90-х уже свыше 7 млн.

Процесс формирования промышленной буржуазии начался ещё вдореформенную эпоху. Социальной базой формирования русской промышленнойбуржуазии служили купечество, мещанство, но преимущественно зажиточноекрестьянство. Известные династии русских фабрикантов - Гучковы, Коноваловы,Кокушкины, Кондрашовы, Гарелины, Зубковы, Морозовы, Прохоровы, Рябушинские - вышли из крестьян.

В 70-х - 80-х гг. XIX в. возникают организации буржуазии длязащиты её интересов: в 1871 г. «Совет съезда горнопромышленников ЮгаРоссии», в 1880 г. - «Совет съезда горнопромышленников Уральской горной области», в 1888 г. - «Совет съезда мукомолов» и«Совет съезда бакинских нефтепромышленников». В условиях сохранениясамодержавия, то есть политической власти дворянства, позиции буржуазии вполитической жизни были слабыми, несмотря на её возрастающую экономическуюроль. Важными показателями капиталистического развития пореформенной Россииявлялись увеличение удельного веса городского населения и изменениесословно-классовой структуры городов. С 1863 г. (первая перепись городов) до 1897 г. (первая всероссийская перепись населения) при общемростенаселения в полтора раза (с 74 до 125 млн.) городское увеличилось в 2.5раза (с 6.1 до 16.8 млн.), а удельный вес городских жителей среди населения страны вырос с 8 до 13.4%. В действительности индустриальное населениепревышало городское в полтора-два раза, так как городом считался по формально - юридическому принципу административный (уездный или губернский) центр.Поэтомуофициально городами не считались Юзовка с населением 20.4 тыс. жителей,Орехово - Зуево (25.5 тыс.), Ижевск (41 тыс.) и др. Официальная статистиканасчитывала в 1897 г. 932 города. Особое значение как крупныепромышленно-культурные центры имели Петербург и Москва. В 1897 г. в Петербурге проживало уже 1.3 млн., а в Москве - 1.04 млн.

Для пореформенной эпохи характерно было создание новой, капиталистической кредитной системы. Новые государственные и частныекредитные учреждения играли важную роль в финансировании развивавшейсяпромышленности, железнодорожного строительства, сельского хозяйства. В 1860 г.взамен упразднённых Заёмного и Коммерческого банков был созданГосударственный банк, который получил право эмиссии денежных знаков. К90-м годам Государственный банк уже имел 110 филиалов. Быстро развивались частные акционерные банки. первый возник в Петербурге в 1864 г. Ксередине 70-х гг. существовало уже свыше 40 коммерческих акционерных банков.

Большую роль в финансировании российского капитализма играл иностранный капитал, вторжение которого в российскую экономикуособенно усилилось с 80-х гг. Привлекая иностранный капитал, царскоеправительство стремилось возместить недостаток отечественного. Преобладал капитал 4-х держав: Франции, Англии, Германии и Бельгии. Иностранный капитал способствовал индустриализации страны, но возрастала зависимостьРоссии от развитых государств, прежде всего от Франции, что впоследствии, впериод первой мировой войны сослужило стране плохую службу.

Развитие капитализма в России характеризовалосьрядомособенностей.:1) Для России были характерны чрезвычайно высокие темпыразвития в пореформенный период. Они были выше, чем в соответствующий период в любой из развитых стран, в том числе в быстропрогрессировавшей Германии.Тем не менее первоначальная отсталость привела к тому, что по показателям надушу населения угля, например, добывалось в 2.5 раза меньше, чем в Германии,в 3 раза меньше, чем в США, в 5 раз - чем в Англии. И всё же нельзя забывать,что за 20 - 25 лет Россия проделала то, что Англия за 1.5 века, Франция за 100 лет, Германия - за полвека. К началу XX в. Россия по общему объёмупромышленного производства вышла на 5 место в мире (после США, Германии,Англии и Франции). И всё же отставание было ещё слишком велико, чтобы статьравным партнёром в приближавшейся мировой войне за передел мира.2) Развитие промышленности было крайне неравномерным на громадных пространствах России. Современные промышленные районы соседствовали с отсталыми сельскохозяйственными. А такое соседство при сохранении остатков феодализмавплоть до 1917 г., при варварских способах хозяйствования и полурабских отношениях в деревне (особенно в Закавказье, в Средней Азии) развращалороссийских промышленников и царское правительство, позволяя не искатьсовременных форм урегулирования социальных конфликтов, новых форм организациитруда. Это вело к нагнетанию социальной напряжённости в стране, что в конце концов вылилось в невиданные трагические потрясения начала XX века вРоссии.3) Иная последовательность событий. На Западе промышленный переворотпроизошёл после урегулирования аграрных отношений. В России же, как было сказано выше, реформа проводилась «сверху», а незавершённостьбуржуазно-демократического переворота в 1861 г. сделала аграрный вопросключевым в буржуазном развитии страны. Сложившаяся в начале XX в. кореннаяпотребность общественного развития заключалась в ликвидации крепостничества, помещичьего землевладения и служащего им государства.Государственную систему царизма можно было охарактеризовать каквоенно-феодальный империализм, противопоставляя его капиталистическомуимпериализму. Он отличался тяжёлыми формами эксплуатации, в том числе трудящихся национальных окраин.4) Сжатые сроки капиталистического развития,вмешательство политической надстройки, сохранение пережитков феодализма привели к нарушению естественноисторической последовательности складыванияформ капитала. Экономика носила многоукладный характер, который деформировали усложнял развитие капитализма, вызывал острые социальные и экономическиепротиворечия.5) В силу тех же феодальных пережитков российский капитализм нерешил проблему благосостояния масс. Экономическое развитие строилось наразорении крестьянства и нищенском существовании рабочих. В начале XX в.Россия отставала от стран Запада в технико-экономическом, социальном икультурном отношениях.6) Значительная зависимость от иностранного капитала,на что Россия вынуждена была пойти с одной стороны для ускорения темповразвития, а с другой - для сохранения помещичьего землевладения, самодержавияи для подавления выступлений народных масс.

Заключение

Таким образом, реформы, проведённые Александром II, былисерьёзным политическим шагом, позволившим значительно ускорить темпыэкономического развития России и сделать первые шаги по пути демократизации политическойжизни общества. Однако эти решения были половинчатыми как по объективным причинам (невозможность мгновенного внедрения развитых капиталистических формв экономику и политику), так и по субъективным (боязнь ослаблениясамодержавной власти).

Буржуазные реформы 60-70-х годов не могли быть решительнымии последовательными потому, что господствующимклассом было феодальноедворянство, мало заинтересованное в буржуазных преобразованиях и своейзамене.

Зависимость от иностранного капитала мешала экономической иполитической самостоятельности России на международной арене, а феодальныепережитки в экономике не позволяли добиться современного уровняпроизводительности труда и демократичных отношений между владельцамипредприятий и рабочими.

Главный социально-экономический вопрос - о земле - был решён не в пользу самого многочисленного слоя производителей-крестьян.Ограбленные и разорённые массы крестьянства хлынули в города, обостряя докрайности противоречия между трудом и капиталом. Возникла революционнаяситуация. Лозунг ликвидации помещичьего землевладения стал лозунгом последовавших затем трёх русских революций.

Список литературы

Исаев И. А. История государства и права России. - М.: Юрист, 1999.

Ключевский В.О. Сочинения в 9 т.: курс русской истории. - М.Мысль, т.2, т.3,

А. Шегало. История России.

Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России.- М.: Проспект, 1999

Р. Хелли. Холопство в России 1450-1725.- М.: Издательскийцентр “Академия”,1998.

Сахаров А.Н., Новосельцев А.П. История России с древнейшихвремен до конца XVII века. - М.: АСТ, 1998.

Вторая половина XIX в. ознаменовалась проведением буржуазных реформ в сфере правового положения крестьян, структуры органов управления земствами и городами, судебной и полицейской систем.

Виды предпосылок буржуазных реформ 60-70-х гг.

1) социально-экономические;

2) политические;

3) идеологические.

Социально-экономические предпосылки: к середине XIX в. стал очевиден упадок феодального уклада производства, на промышленную арену все более открыто выступали буржуазные черты производства, появлялись и широко распространялись капиталистические формы хозяйствования, приходя на смену старым феодальным порядкам производства. Уже к 20-м гг. XIX в. все больше и больше применялись вольнонаемные рабочие, а к 1960-м гг. их число превысило 50 % рабочей силы на фабриках, вотчинная и посессионная мануфактуры прекращали свое существование, уступая место новым буржуазным отношениям. Промышленный переворот 30-40-х гг. XIX в. остро поставил проблему нехватки кадров, так как большинство населения находилось в крепостной зависимости и не имело возможности отлучиться от своих помещиков. Одновременно мельчало дворянское землевладение, земля начала стремительно переходить в руки других сословий, на этом фоне распространялась практика отходничества крестьян. В среде дворянства также появлялись сторонники буржуазных реформ, так как все меньше доходов поступало с земель, основными источниками существования дворянства становились предпринимательство и служба государю, а поместья скорее, наоборот, требовали значительных материальных затрат.

Политические предпосылки: основной предпосылкой реформ 60-70-х гг.

XIX в. явилась предреволюционная ситуация, сложившаяся в те годы в России. Политическая обстановка 50-х гг. XIX в. была такова, что постоянно возрастала классовая борьба, разгоравшаяся на фоне противоречий между дворянством и крестьянами. Эта борьба резко обострилась после поражения в Крымской войне 1853–1855 гг., когда уже после застигшего волнения декабристского выступления вновь значительно оживилась деятельность общественно-политических кружков. Феодальные порядки полностью изживали себя, требовалось принятие скорейших мер по установлению некоторых гарантий гражданам, чтобы удержать в силе хотя бы саму абсолютную монархию. Перестройки требовал весь государственный аппарат, полицейские и судебные органы, так как везде царили взяточничество и беззаконие, резко возрастала преступность в стране.

На фоне такой неблагоприятной обстановки в России немаловажным фактором, послужившим предпосылкой для проведения реформ второй половины XIX в., явились собственно либеральные взгляды правившего в те годы Александра II.

Идеологические предпосылки: важнейшим идеологическим толчком к установлению буржуазных порядков во всем мире, в том числе и в России, послужили идеи Великой французской революции: свобода, равенство, братство, законность.

В России же непосредственно в тот момент сформировались 3 главных идейно-политических силы:

1) официально-правительственный;

2) либеральный;

3) революционный.

Все они одновременно считали необходимым проведение буржуазных реформ, хотя и расходились во мнениях о способе их проведения.

Еще по теме 48. Предпосылки буржуазных реформ XIX в:

  1. 2. Какие были предпосылки, этапы, итоги буржуазной революции в Англии?
  2. 4.6.4. Реформы 60-70-х годов XIX в. в России, их социально-экономические и политические результаты

Вторая половина XIX в. ознаменовалась проведением буржуазных реформ в сфере правового положения крестьян, структуры органов управления земствами и городами, судебной и полицейской систем.

Виды предпосылок буржуазных реформ 60-70-х гг. XIX в. :

1) социально-экономические;

2) политические;

3) идеологические.

Социально-экономические предпосылки : к середине XIX в. стал очевиден упадок феодального уклада производства, на промышленную арену все более открыто выступали буржуазные черты производства, появлялись и широко распространялись капиталистические формы хозяйствования, приходя на смену старым феодальным порядкам производства. Уже к 20-м гг. XIX в. все больше и больше применялись вольнонаемные рабочие, а к 1960-м гг. их число превысило 50 % рабочей силы на фабриках, вотчинная и посессионная мануфактуры прекращали свое существование, уступая место новым буржуазным отношениям. Промышленный переворот 30-40-х гг. XIX в. остро поставил проблему нехватки кадров, так как большинство населения находилось в крепостной зависимости и не имело возможности отлучиться от своих помещиков. Одновременно мельчало дворянское землевладение, земля начала стремительно переходить в руки других сословий, на этом фоне распространялась практика отходничества крестьян. В среде дворянства также появлялись сторонники буржуазных реформ, так как все меньше доходов поступало с земель, основными источниками существования дворянства становились предпринимательство и служба государю, а поместья скорее, наоборот, требовали значительных материальных затрат.

Политические предпосылки : основной предпосылкой реформ 60-70-х гг. XIX в. явилась предреволюционная ситуация, сложившаяся в те годы в России. Политическая обстановка 50-х гг. XIX в. была такова, что постоянно возрастала классовая борьба, разгоравшаяся на фоне противоречий между дворянством и крестьянами. Эта борьба резко обострилась после поражения в Крымской войне 1853–1855 гг., когда уже после застигшего волнения декабристского выступления вновь значительно оживилась деятельность общественно-политических кружков. Феодальные порядки полностью изживали себя, требовалось принятие скорейших мер по установлению некоторых гарантий гражданам, чтобы удержать в силе хотя бы саму абсолютную монархию. Перестройки требовал весь государственный аппарат, полицейские и судебные органы, так как везде царили взяточничество и беззаконие, резко возрастала преступность в стране.

На фоне такой неблагоприятной обстановки в России немаловажным фактором, послужившим предпосылкой для проведения реформ второй половины XIX в., явились собственно либеральные взгляды правившего в те годы Александра II .

Идеологические предпосылки : важнейшим идеологическим толчком к установлению буржуазных порядков во всем мире, в том числе и в России, послужили идеи Великой французской революции : свобода, равенство, братство, законность.

В России же непосредственно в тот момент сформировались 3 главных идейно-политических силы :

1) официально-правительственный;

2) либеральный;

3) революционный.

Все они одновременно считали необходимым проведение буржуазных реформ, хотя и расходились во мнениях о способе их проведения.

Аграрно-крестьянский вопрос к середине XIX в. стал острейшей социально-политической проблемой в России. Среди европейских государств крепостное право оставалось только в ней, тормозя экономическое и социально-политическое развитие. Крепостничество мешало индустриальной модернизации страны. Необходимость ликвидации крепостного права обуславливалась и тем, что крестьяне открыто протестовали против него. Народное движение не могло не влиять на позицию правительства.

Отмена крепостного права была обусловлена политическими, экономическими, социальными и нравственными предпосылками. Эти предпосылки также обуславливали проведение других немаловажных буржуазных реформ: в области местного управления, суда, образования, финансов, в военном деле.

Отмена крепостного права и ее значение 19 февраля 1861 г. Александр II подписал все законоположения о реформе и манифест об отмене крепостного права. С момента публикации законов 19 февраля 1861 г. помещичьи крестьяне перестали считаться собственностью. Правительство объявило бывших крепостных «свободными сельскими обывателями», присвоило им гражданские права -- свободу вступления в брак, самостоятельное заключение договоров и ведение судебных дел, приобретение недвижимого имущества на свое имя и пр.

Вся земля в имении признавалась собственностью помещика, в том числе и та, которая находилась в пользовании крестьян. За пользование своими наделами лично свободные крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк. Закон признавал такое состояние временным. Поэтому лично свободные крестьяне, несущие повинности в пользу помещика, назывались «временнообязанными». Размеры крестьянского надела и повинностей по каждому имению следовало раз и навсегда определить по соглашению крестьян с помещиком и зафиксировать в уставной грамоте. Введение этих грамот было основным занятием мировых посредников. В законе была проведена грань между нечерноземными и черноземными губерниями. B нечерноземных в пользовании крестьян оставалось почти столько же земли, как и прежде. В черноземных же был введен сильно уменьшенный душевой надел (надел на каждого крестьянина). Рано» или поздно, полагало правительство, «временнообязанные» отношения закончатся, и крестьяне с помещиками заключат выкупную сделку -- по каждому имению. По закону крестьяне должны были единовременно уплатить помещику за свой надел около пятой части обусловленной суммы. Остальную часть уплачивало государство. Но крестьяне должны были возвращать ему эту сумму (с процентами) ежегодными платежами в течение 49 лет. Опасаясь, что крестьяне не захотят платить большие деньги за плохие наделы и разбегутся, правительство ввело ряд жестких ограничений. Пока производились выкупные платежи, крестьянин не мог отказаться от надела и уехать навсегда из своей деревни без согласия сельского схода. А сход неохотно давал такое согласие, потому что ежегодные платежи спускались на все общество, невзирая на отсутствующих, больных и немощных. За них приходилось платить всему обществу. Крестьяне были связаны круговой порукой и прикреплены к своему наделу.

Реформа получилась не такой, какой мечтали ее видеть Кавелин, Герцен и Чернышевский. Построенная на компромиссах, она учитывала интересы помещиков гораздо более, чем крестьян, и обладала очень коротким «ресурсом времени» -- не то что на «пятьсот лет», а, пожалуй, не более чем на двадцать. И все же крестьянская реформа 1861 г. имела огромное историческое значение. Она открыла перед Россией новые перспективы, создав возможность для широкого развития рыночных отношений. Страна уверенно вступила на путь капиталистического развития.

Университетская и школьная реформы Реформы управления, суда и армии логически потребовали изменения системы образования. В 1864 г. был утверждён новый «Устав гимназии» и «Положение о народных училищах, регламентировавшие начальное и среднее образование. Главное заключалось в том, что фактически было введено всесословное образование. Наряду с государственными возникли земские, церковно-приходские, воскресные и частные школы. Гимназии были разделены на классические и реальные. В них принимались дети всех сословий, способных внести плату за обучение, главным образом это были дети дворян и буржуазии. Важное значение имело издание нового и общего устава российских университетов в 1863 г. Устав предоставлял университетам довольно широкую автономию. Новый Устав вернул автономию университетам, ликвидированную Николаем I в 1835 г. В них восстанавливались самостоятельность решения административно-финансовых и научно-педагогических вопросов. А в связи с развитием университетов, соответственно быстрыми темпами начала развиваться наука. Согласно утвержденному в 1864 г. Положению о начальных народных училищах, образованием народа совместно должны были заниматься государство, церковь и общество (земства и города).

Обращено было внимание и на женское образование. Уже в 60-х годах вместо прежних закрытых женских заведений стали устраивать открытые, с допущением девиц всех сословий, причем эти новые учреждения находились в ведомстве учреждений императрицы Марии. Подобные гимназии стало утверждать и Министерство народного просвещения. В 1870 г. утверждено было новое Положение о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения. Потребность к высшему женскому образованию привела к учреждению педагогических курсов и высших женских курсов.

Судебная реформа. Одновременно с земской реформой, в 1864 г., по настоянию общественности, правительство провело судебную реформу. Россия получила новый суд: бессословный, гласный, состязательный, независимый от администрации. Судебные заседания стали открытыми для публики.

Центральным звеном нового судебного устройства был; окружной суд с присяжными заседателями. Обвинение в суде поддерживал прокурор. Ему возражал защитник. Присяжные заседатели, 12 человек, назначались по жребию из представителей всех сословий. Выслушав судебные прения, присяжные выносили вердикт. На основании вердикта суд выносил приговор, т. е. определял меру наказания или прекращал дело. Такое судебное устройство обеспечивало наибольшие гарантии от судебных ошибок. Только специальные судебные органы (военные суды, Особое присутствие Сената) могли приговорить к смертной казни.

Разбором мелких уголовных и гражданских дел занимался мировой суд, состоявший из одного человека. Мировой судья избирался земскими собраниями или городскими думами на три года. Правительство не могло своей властью отстранить его от должности (как и судей окружного суда). Принцип несменяемости судей обеспечивает независимость суда от администрации и является одним из основных начал правильного судебного устройства.

Судебная реформа была одним из наиболее последовательных и радикальных преобразований 60-70-х гг. Однако судебная реформа 1864 г. осталась незавершенной. Не был реформирован Сенат -- высшая судебная инстанция. Для разбора мелких уголовных дел и конфликтов в крестьянской среде был сохранен сословный волостной суд. Волостной суд, а также мировой посредник имели право присуждать к телесным наказаниям. Они существовали в России до 1904 г.

Земская и городская реформы. 1 января 1864 г. был утвержден закон о земском самоуправлении. Оно учреждалось для руководства хозяйственными делам: строительством и содержанием местных дорог, школ, больниц, богаделен, для организации продовольственной помощи населению в неурожайные годы, для агрономической помощи и сборустатистических сведений.

Распорядительными органами земства были губернские уездные земские собрания, а исполнительными -- уездные и губернские земские управы. Для выполнения своих задач земства получили право облагать население особым сбором.

Выборы земских органов проводились раз в три года. В каждом уезде для выборов гласных (депутатов) уездного земского собрания создавалось три избирательных съезда. Как правило, в земских собраниях преобладали дворяне. Несмотря на конфликты с либеральными помещиками, самодержавие считало поместное дворянство своей основной опорой.

Земства сыграли большую положительную роль в улучшении жизни русской деревни, в развитии просвещения. Вскоре после их создания Россия покрылась сетью земских школ и больниц.

По закону земства были чисто хозяйственными организациями. Но вскоре они стали играть важную политическую роль. В те годы на земскую службу обычно шли самые просвещенные и гуманные помещики. Они становились гласными земских собраний, членами и председателями управ. Они стояли у истоков земского либерального движения.

На аналогичных основаниях в 1870 г. была проведена реформа городского самоуправления. Попечительству городских дум и управ подлежали вопросы благоустройства, а также заведование школьным, медицинским и благотворительным делом. Выборы в городскую думу проводились по трем избирательным съездам. Люди, не платившие налогов, не участвовали в выборах. Городской голова и управа избирались думой. Городской голова возглавлял и думу, и управу, координируя их деятельность. Городские думы проводили большую работу по благоустройству и развитию городов, но и общественном движении были не столь заметны, как земства.

Военные реформы. В конце 1861 г. военным министром был назначен генерал Дмитрий Алексеевич Милютин. Учитывая уроки Крымской войны, министр провел ряд важных реформ. Они имели целью создание крупных обученных резервов при ограниченной армии мирного времени. На завершающем этапе этих реформ следовало перейти от рекрутских наборов к всеобщей воинской повинности.

В 1874 г. был принят закон, отменивший рекрутчину и распространивший обязанность служить в армии на мужчин всех сословий, достигших 20 лет и годных по состоянию здоровья. В пехоте срок службы был установлен в 6 лет, на флоте -- в 7 лет. Для окончивших высшие учебные заведения срок службы сокращался до шести месяцев. Эти льготы стали дополнительным стимулом для распространения образованности. Военная реформа 1874 г. ускорила ломку сословного строя. Отмена рекрутчины, наряду с отменой крепостного права, значительно увеличила популярность Александра II среди крестьянства.

Реформы 60--70-х гг.-- крупное явление в истории России. Устранив ряд отживших явлений, создав новые, современные органы самоуправления и суда, они способствовали росту производительных сил страны, ее обороноспособности, развитию гражданского самосознания среди населения, распространению просвещения, улучшению качества жизни. Россия подключалась к общеевропейскому процессу создания передовых, цивилизованных форм государственности, основанных на самодеятельности населения и его волеизъявлении. Но это были только первые шаги. В местном управлении были сильны пережитки крепостничества, оставались нетронутыми многие дворянские привилегии. Реформы 60--70-х гг. не коснулись верхних этажей власти.