Основные институты и система земельного права. Система земельного права как отрасли права, науки и учебной дисциплины

Земельное право как отрасль, имеющая свою систему, состоит из Общей части, содержащей правовые нормы, относящиеся ко всей отрасли земельного права в целом, и Особенной части, включающей нормы, регулирующие особенности использования отдельных категорий земель.

К правовым институтам Общей части земельного права отнесены такие правовые институты, как:

Вещные права на землю;

Оборот земельных участков;

Государственное управление земельными ресурсами;

Правовая охрана земель;

Ответственность за земельные правонарушения.

К Особенной части относятся такие правовые институты, как:

Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения;

Правовой режим земель населенных пунктов;

Правовой режим земель промышленности и иного специального назначения;

Правовой режим земель лесного фонда;

Правовой режим земель водного фонда;

Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий;

Правовой режим земель запаса.

    Юридическая ответственность за нарушения в области охраны и использования земель.

Юридическая ответственность представляет собой систему принудительных мер, применяемых к физическим или юридическим лицам в случае их неправомерного поведения как субъектов права на землю.

Земельное законодательство предусматривает несколько видов юридической ответственности за нарушения в области охраны и использования земель:

    Уголовная ответственность. При рассмотрении уголовных дел, возникших в сфере охраны и использования земель, необходимо отграничивать преступления от проступков, т.е. виновных противоправных деяний, причиняющих вред окружающей природной среде и здоровью человека, за которые установлена иная ответственность. Уголовный кодекс РФ содержит следующие составы преступлений, которые можно отнести к правонарушениям в области охраны и использования земель.

    Регистрация заведомо незаконных сделок с землей, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности должностным лицом с использованием своего служебного положения (ст. 170 УК РФ).

    2. Искажение учетных данных государственного земельного кадастра, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности должностным лицом с использованием своего служебного положения (ст. 170 УК РФ)Искажение сведений о земельном участке, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, влечет за собой уголовную ответственность по рассматриваемой статье УК РФ.

    Умышленное занижение размеров платежей за землю, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности должностным лицом с использованием своего служебного положения (ст. 170 УК РФ).

    Нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия.5. Отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде (ст. 254 УК РФ).

Обязательное условие уголовной ответственности - способ порчи земли. Деяние должно нарушать правила обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке. Последствия выражаются в причинении вреда здоровью человека или окружающей среде.

2 Административная ответственность за нарушение земельного законодательства выражается в применении мер административ­ного взыскания за совершение земельного административного правонарушения - противоправного виновного деяния, за которое установлена административная ответственность. Лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством. Привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.

3. Дисциплинарная - Должностные лица и работники организации, виновные в совершении земельных правонарушений, несут дисциплинарную ответственность в случаях, если в результате ненадлежащего выполнения ими своих должностных или трудовых обязанностей организация понесла административную ответственность за проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное (вредное) воздействие на состояние земель, их загрязнение химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами. Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности определяется трудовым законодательством, законодательством о государственной и муниципальной службе, законодательством о дисциплинарной ответственности глав администраций, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

3 Возмещение вреда, причиненного земельными правонарушениями.

Юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений. Самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

4 Гражданско-правовая (имущественная) ответственность За нарушение земельного законодательства, связанного с причинением вреда землям, охраняемым законодательством, правам и интересам собственников земли, землепользователей, арендаторов, землевладельцев, применяются меры гражданско-правовой ответственности. Исходя из теории гражданского права, гражданско-правовая ответственность применяется за нарушение обязательств, возникающих в сфере землепользования, в виде определенной санкции. При этом по общему правилу обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются. Гражданское законодательство выделяет следующие виды гражданско-правовой (имущественной) ответственности:

    договорная (ее основанием служит нарушение соглашения сторон);

    внедоговорная (может устанавливаться только в прямо предусмотренных законом случаях и размерах и на императивно установленных условиях)

Как и многие иные учебные дисциплины, земельное право состоит из Общей и Особенной частей, согласно которым осуществляются построение и освоение курса. В Общей части изучаются такие институты земельного права, как управление использованием и охраной земель исходя из признанных законом субъектов и объектов земельных отношений, мониторинг земель, землеустройство, охрана земель, правомочия собственников и иных землеобладателей, возникновение, ограничение и прекращение прав на землю, земельный контроль.

Под землеобладателями при этом для удобства ведения учебного процесса понимается обобщенное понятие, объединяющее понятия собственников, арендаторов земельных участков, землепользователей, землевладельцев, обладателей сервитута, предусмотренных в ч. 3 ст. 5 ЗК РФ.

В Особенной части земельного права рассматриваются еще более специфические институты земельного права, распределяемые соответственно семи категориям земель: земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли промышленности и иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов, земли лесного фонда, земли водного фонда, земля запаса.

Указанные традиционные и иные институты земельного права вместе с нормами земельного права образуют его систему. В отличие от системы права система земельного законодательства состоит из иерархии актов законодательства, включающей Конституцию, федеральные конституционные законы, ЗК и иные федеральные законы, законы субъектов РФ и т.д., являющихся источниками земельного права (см. гл. 2).

В характеристику отрасли права, законодательства и учебной дисциплины входят их принципы – основополагающие положения, отражающие их специфику, участвующие в регулировании общественных отношений. Принципы земельного права являются базой правовых институтов земельного права, пронизывают их, отражаясь на конкретных нормах. На основе принципов могут приниматься административные, судебные и арбитражные решения.

Основными принципами земельного права считаются:

  • 1) понимание земли как природного объекта и как объекта права собственности и иных прав на землю;
  • 2) приоритет охраны земли как компонента окружающей среды перед использованием в качестве недвижимости;
  • 3) приоритет охраны жизни и здоровья человека;
  • 4) участие граждан и общественных объединений в решении вопросов, касающихся их прав на землю, в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого;
  • 5) единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов;
  • 6) приоритет сохранения земель особо охраняемых территорий, сельскохозяйственного назначения, лесов первой группы, запятых объектами культурного наследия и иных особо ценных земель;
  • 7) платность использования земли;
  • 8) деление земель по целевому назначению на категории с определением дифференцированного правового режима использования и охраны земель.

Развитие земельного права

Земельное право признается частью природоресурсного и экологического права, которые включают регулирование отдельных элементов нашего "природного дома". Природоресурсное право призвано обеспечивать охрану и рациональное использование отдельных природных ресурсов, прежде всего земли, а также недр, вод, лесов, животного мира и атмосферного воздуха. В совокупности природные ресурсы составляют окружающую человека природную среду.

Природоресурсное право возникло раньше экологического: прежде общество ставило на первое место задачи природопотребления, поэтому природоресурсные отрасли получили более раннее и полное развитие. В начале XX в. земельное право начало отпочковываться от гражданского права и уже в 1910-х гг. в ряде учебных заведений России преподавалось отдельно от него. В 1920-е гг. с социализацией, обобществлением, а затем и национализацией земель земельное право приобрело статус самостоятельной отрасли советского права.

Во второй половине XX в. стали очевидными неполнота, недостаточность лишь природоресурсного подхода: невозобновляемость земель и многих других природных ресурсов, их взаимосвязь обусловили необходимость абстрагирования от каждого из них, перехода к общему явлению и феномену – окружающей среде. Все это повлекло за собой включение регулирования общественных отношений в части охраны и использования земли и иных природных ресурсов в регулирование охраны окружающей среды. Земельное и иные отрасли природоресурсного права становятся подотраслями экологического права.

Другие отрасли российского права также в определенной степени направлены на регулирование земельных отношений. Трудно найти отрасль права и законодательства, которая в той или иной мере не обслуживала бы и не использовало земельное право. Таковы конституционная, гражданская, финансовая (налоговая, бюджетная), административная, трудовая, процессуальная и иные отрасли права. И даже семейное право тоже в какой-то мере регулирует использование и охрану земель, поскольку они служат базой семейного, фермерского, крестьянского хозяйства, могут быть предметом брачного договора, подлежат специфическому разделу в случаях расторжения брака или распада фермерского хозяйства.

Предмет земельного права - общественные отношения, складывающиеся в области охраны, использования и распределения земли и урегулированные нормами земельного права.

Методы земельного права: 1. Административно-правовой (императивный) метод - четко установленные государством правила поведения. В земельном праве является преобладающим. 2. Гражданско-правовой (диспозитивный) метод - участники отношений сами определяют способ осуществления правоотношений. Но часто такой метод ограничивается императивными стандартами.

Метод земельного права на современном этапе представляет собой совокупность императивных и диспозитивных способов правового воздействия государства на участников земельных отношений, обусловленных политическими и социально-экономическими и иными особенностями этих отношений.

В земельном праве используются оба метода регулирования общественных отношений – как императивный (или административно-правовой), так и диспозитивный (или гражданско-правовой).

Например, в области управления земельными ресурсами значительное число земельных отношений (управленческих отношений) основано на неравенстве его участников: управомоченный орган государственной власти или местного самоуправления – обязанный собственник (землевладелец, землепользователь, арендатор), т.е. используется императивный метод. Так, согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

Использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием;

Сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;

Своевременно производить платежи за землю и т.д.

В то же время, в сфере регулирования отношений между собственниками земельных участков доминирует диспозитивный метод, поскольку все собственники земли, использующие землю в тех или иных целях, равны между собой, вправе распоряжаться своими земельными участками: продать их, подарить, сдать в аренду и т.д.

Принципы земельного права

❶. Правовое равенство всех форм собственности на землю. ❷. Множественность правовых титулов пользования землёй. ❸. Принцип государственного управления земельным фондом (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии [Росеестр]. ❹. Принцип использования земель строго по целевому назначению ❺. См. ст.1 ЗК РФ.

Статья 1 ЗК

Настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах:

1) учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;

2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;

3) приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;

4) участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах,

5) единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

6) приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий;

7) платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

8) деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;

9) разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами;

10) дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;

11) сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

    Система земельного права.

ЗП состоит из двух частей: 1. Общая часть - правовые институты, имеющие значения для всех отношений, регулируемых земельным правом: 1) право собственности на землю; 2) права на землю лиц, не являющихся собственниками; 3) управление в области использования и охраны земель; 4) плата за землю; 5) ответственность за нарушение земельного законодательства. 2. Особенная часть - правое положение отдельных категорий земель: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленность, транспорта, энергетики, связи, безопасности, радиовещания, обеспечения космического развития, тюрьмы и иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых категорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда (не проводятся формирование земельных участков); 7) земли запаса.

Нецветаев

Система земельного права – совокупность институтов земельного права, расположенных в определенной последовательности в зависимости от их содержания, значимости и роли в регулировании земельных отношений.

В общую часть входят институты, содержащие отправные, общие положения, определения и принципы, действие которых распространяется на все или большинство регулируемых земельных отношений. Выделяют следующие основные институты общей части земельного права.

1. Право собственности и иные права на землю , который является базовым институтом земельного права, определяющим основу земельного строя России. В настоящее время устранена монополия государственной собственности на землю, что логически привело к появлению иных форм собственности на землю, включая частную форму собственности, закрепленную в ст. 36 Конституции РФ.

2. Правовое регулирование земельно-правовых сделок . В связи с установлением многообразия форм земельной собственности на землю и введением частной собственности на землю граждане и юридические лица получили право совершать различные гражданско-правовые сделки с землей, такие как купля-продажа, залог, дарение, наследование, рента и иные сделки, предусмотренные гражданским законодательством.

3. Государственное управление земельными ресурсами . Данный институт определяет пределы и порядок вмешательства государственных органов в сферу земельных отношений, их компетенцию и основные функции.

4. Юридическая ответственность за нарушения земельного законодательств а. Этот институт земельного права определяет составы земельных правонарушений, виды ответственности за них и порядок применения ответственности.

5. Защита земельных прав частных лиц и порядок разрешения земельных споров суть которого заключается в том, что многообразие форм земельной собственности и различных форм хозяйствования на земле увеличили количество земельных споров между гражданскими и юридическими лицами. Признание земельных прав

осуществляется прежде всего в судебном порядке (судом общей юрисдикции или арбитражным судом) путем вынесения соответствующего судебного решения.

    Правовое регулирование платы за землю и ряд других институтов

Особенная часть земельного права включает в себя институты, сфера действия которых ограничена конкретной категорией земель (см. ст. 7 Земельного кодекса РФ), выделенной в зависимости от основного целевого назначения земель, а именно:

1. правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, основным целевым назначением которых является использование их для сельскохозяйственных целей или предназначенность для этих целей;

2. правовой режим земель поселений , основным целевым назначением которых является обеспечение нормального функционирования и развития городов, поселков и иных поселений как целостных организмов, в том числе объектов социального назначения, предназначенных для создания необходимых условий для труда и быта граждан;

3. правовой режим земель промышленности , транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, обороны и иного назначения, основным целевым назначением которых является обеспечение задач, вытекающих из особенностей объектов, для которых предоставлены данные земли;

4. правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов, основным целевым назначением которых является обеспечение необходимых условий в системе охраняемых природных территорий и иных особо ценных земель;

5. правовой режим земель лесного фонда , обусловленный интересами ведения лесного хозяйства и правовым режимом лесных объектов;

6. правовой режим земель водного фонда, используемых для реализации водохозяйственных целей;

7. правовой режим земель запаса, особенности правового режима которого выражаются в их названии. Выделяют также такой институт особенной части земельного права как правовой режим земель, предоставленных гражданам, хотя Земельный кодекс РФ не выделяет соответствующую категорию земель.

    Источники земельного права

    Конституция РФ (ст.9, 35, 36, 42, 58, 71, 72).

    Двухсторонние международные договоры (в основном аренды земли);

Земельный кодекс

Лесной кодекс

Градостроительный кодек­с

-«Об охране окружаю­щей среды»

-«Об особо охраняемых природ­ных территориях»

-«О мелиорации земель»

5. Указы Президента РФ .

Статья 15. Собственность на землю граждан и юридических лиц (ЗК)

3. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

6. Постановления Правительства РФ.

Акты Правительства принимаются на основании и во ис­полнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных ука­зов Президента РФ и являются обязательными к исполнению в Рос­сийской Федерации (ст. 110 и 115 Конституции РФ).

О порядке определения нормативной цены земли

Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" (08 апреля 2000 г.) № 316

7. Акты министерств и ведомств (министерство экономического развития, РосКомЗем). 8. НПА субъектов РФ (по НСО №108, 162).

№ 108 -Об использовании земель на территории новосибирской области

№162 - "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Новосибирской области"

9. Акты органов МСУ. В систему источников не входят, но особую роль в регулировании земельных отношений выполняют: 1. Материалы судебной практики. 2. Технические акты. 3. СНиП "Об организации территорий садовых объединений". 4. СанПиН.

    Конституция РФ как источник земельного права.

Конституция России, предусматривающая основы России конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройст­во, полномочия главы государства, законодательных, исполнительных и судебных органов власти, являющихся самостоятельными, и органов местного самоуправления. Конституционные положения являются от­правными для других отраслей права, в том числе для земельного.

При этом «земельные» нормы Конституции РФ можно условно разбить на две большие группы:

    первая - непосредственно посвящен­ные земельным отношениям

    вторая - опосредованно участвующая в регулировании земельных отношений.

Аналогично строятся и кон­ституции, уставы субъектов Российской Федерации.

К первой группе относятся:

ст. 9 - о земле и иных природных ресурсах, находящихся в раз­личных формах собственности;

ст. З6 - о праве частной собственности на землю и регулировании условий и порядка пользования ею на основе федерального закона;

ст. 42 - о праве каждого на благоприятную окружающую среду;

ст. 58 - об обязанности каждого сохранять природу, бережно от­носиться к ее богатствам;

ст. 72 - об отнесении к совместному ведению Федерации и ее субъектов земельного, водного, лесного законодательства, законода­тельства о недрах, об охране окружающей среды и обеспечении эко­логической безопасности.

Вторую группу норм составляют более отдаленные от земельных отношений, но не менее значимые для них предписания Конститу­ ции (они вообще толком не относятся к земельному праву)

Ряд положений Конституции РФ имеют важное значение

для земельного права, так как являются основой развития земельного законодательства.

1 .Статья 72 Конституции РФ относит регулирование земельных отношений к предмету совместного ведения РФ и субъектов РФ. В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, в частности, находятся:

Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами (п. «в»);

Разграничение государственной собственности, в том числе и на землю (п. «г»);

Природопользование (в том числе землепользование), охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности (п. «д»);

Земельное законодательство (п. «к»).

2. В ст. 114 Конституции РФ (п. «в») сказано, что Правительство РФ обеспечивает проведение единой государственной политики в области экологи и, имеющее непосредственное отношение к обеспечению охраны земель. Кроме того, Правительство РФ осуществляет управление федеральной собственностью, в том числе землями, находящимися в федеральной собственности.

3. Конституция РФ закрепила полномочия органов местного самоуправления в сфере регулирования земельных отношений, которые согласно ст. 12 не входят в систему органов государственной власти и структура которых определяется местным населением самостоятельно. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, в том числе и земельной , формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, а также решают иные вопросы местного значения. Так, согласно ч. 2 ст. 131 Конституции РФ, изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.

4. Часть 1 ст. 9 Конституции РФ предусматривает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Эта конституционная норма закрепляет два важнейших принципа:

1) приоритет публичных интересов в сфере регулирования использования и охраны земель

2)принцип обеспечения рационального использования и охраны земельных ресурсов.

Согласно ст. 36 Конституции РФ, собственники владеют, пользуются и распоряжаются землей свободно , если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. Это означает, что земельные отношения должны регулироваться специальным федеральным законом – Земельным кодексом РФ.

5. В ст.8 Конституции РФ закреплен принцип равенства всех форм собственности . В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Статья 9 (ч. 2) предусматривает возможность существования многообразия форм права собственности на землю . Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Ст. 36 (ч. 1) Конституции РФ отдельно закрепляет право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю . В то же время, в этой же статье определены пределы осуществления собственником своих правомочий. Как уже упоминалось выше, владение, пользование распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Право частной собственности на землю, согласно ст. 17 Конституции РФ, рассматривается в качестве естественного и неотъемлемого права человека, принадлежащего ему от рождения. Следует также отметить, что в соответствии со ст. 18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В ст. 35 Конституции РФ отражен принцип защиты права частной собственности. Право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Понятие земельное законодательство рассматривается в земельном праве в узком и широком значениях.

В узком смысле данный термин используется в ЗК РФ, в силу которого земельное законодательство состоит из ЗК РФ, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов (п. 1 ст. 2 ЗК РФ).

В науке и правоприменении данный термин используется в широком смысле - как совокупность всех нормативных правовых актов (как законов, так и подзаконных актов), регулирующих земельные отношения.

В соответствии с правилом о совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ (ст. 72 Конституции РФ) земельное законодательство состоит из федерального земельного законодательства и земельного законодательства субъектов РФ.

Названное положение Конституции РФ не исключает возможности установления в законодательстве положений об отнесении отдельных вопросов к исключительной компетенции Российской Федерации. Например, в силу п. 3 ст. 36 Конституции РФ условия и поря док пользования землей определяются на основе федерального закона. Согласно ст. 27 3К РФ содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается ЗК РФ и федеральными законами;В земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Отдельные вопросы ЗК РФ относит к компетенции субъектов РФ, в частности: установление предельных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения КФХ, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства (ст. 33); установление перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, использование которых для других целей не допускается (ст. 79); утверждение и изменение границ и правового режима пригородных зон, за исключением пригородных зон городов Москвы и Санкт-Петербурга (ст. 86).

Земельные отношения регулируются комплексом нормативных актов. По мнению И. А. Иконицкой, в Российской Федерации общественные отношения, объектом которых является земля, регулируются двумя отраслями законодательства - земельным и гражданским . Специфика земельного законодательства заключается в том, что данная отрасль регулирует в комплексе отношения по использованию и охране земель. Совокупность специальных нормативных правовых актов, регулирующих земельные отношения, образует земельное законодательство.

В части регулирования отношений использования и охраны земель как природного ресурса и природного объекта земельное законодательство является подотраслью природоресурсного законодательства, что предопределило закрепление в земельном законодательстве принципа приоритета охраны земель как природного ресурса по отношению к их хозяйственному использованию. Нормы, регулирующие земельные отношения, содержатся во всех актах природоресурсного законодательства. В Водном кодексе РФ (далее - ВдК РФ) такая норма закреплена ч. 4 ст. 8, которой установлено, что не допускается отчуждение прудов и обводненных карьеров без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены, и что данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера. Нормы, определяющие режим собственности на лесные участки, содержатся в Лесном кодексе РФ (далее - ЛК РФ). Аналогичные нормы содержатся в других актах природоресурсного законодательства.

Вопрос о соотношении актов природоресурсного законодательства в части регулирования земельных отношений решен п. 2 ст. 3 ЗК РФ. Согласно ему к отношениям по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации применяются соответственно законодательство о недрах, водное, лесное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране атмосферного воздуха, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, специальные федеральные законы.

К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

Вопрос о соотношении земельного и гражданского законодательства не получил однозначного решения в законодательстве и остается дискуссионным в науке. С позиций общей теории права специальное законодательство обладает приоритетом по отношению к общему законодательству в случае, если специальное регулирование в отдельных сферах деятельности допускается общим законодательством.

Согласно п. 3 ст. 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. А в соответствии с п. 3 ст. 209 ГК РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Земельное законодательство является специальным по отношению к гражданскому законодательству в части регулирования ограничений гражданского оборота земельных участков и установления пределов реализации прав на земельные участки в целях обеспечения публичных интересов. Следовательно, земельное законодательство обладает приоритетом по отношению к гражданскому законодательству по вопросам, отнесенным к предмету специального регулирования.

  • См.: Иконицкая И. А. Современные тенденции развития законодательства о земле в Российской Федерации // Государство и право. 2010. № 1. С. 70.

Тесты по земельному праву

1. В предмет земельного права входят следующие виды отношений:

Земельные отношения ;

Земельно-имущественные отношения;

Имущественные отношения ;

Личные неимущественные отношения, связанные с землей

2. К принципам земельного законодательства относятся:

единство судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов

приоритет земли как недвижимого имущества перед ее использованием в качестве средства производства

  • 3. не ограниченная свобода собственников земельных участков по их использованию
  • 4. учет значения земли как основы жизни и деятельности
  • 3. В систему земельного права входят следующие правовые институты :

Институт земель запаса

Институт землеобустройства

Институт строительных работ

Институт разграничения государственной собственности на землю

4. Согласно Декрету 1917 года «О земле»:

Провозглашена частная собственность рабочих и крестьян на землю;

Отменена частная собственность на землю;

Проведена инвентаризация земель;

Все земли объявлены землями сельскохозяйственного назначения.

Характерными чертами советского земельного права являлись:

Бесплатность землепользования;

Отсутствовало деление земель на категории;

Земельные участки в поселениях находились в частной собственности;

Отношения регулировались кодифицированным актом - Земельным кодексом.

6. Земельное законодательство находится:

В исключительном ведении Российской Федерации;

В совместном ведении РФ и субъектов РФ

В исключительном ведении субъектов РФ;

В ведении муниципальных образований.

  • 7. Земельное законодательство состоит из
  • 1. постановлений Правительства Российской Федерации.
  • 2. законов субъектов Российской Федерации.
  • 3. актов органов местного самоуправления.
  • 8. Круг отношений, регулируемых органами местного самоуправления, определяется следующим образом :
  • 1. Это все отношения по использованию земель, возникающие на территории муниципального образования

Устанавливается нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ.

Это все отношения, не урегулированные федеральным законодательством или законодательством субъекта РФ

Определяется органами местного самоуправления самостоятельно

9. Земельные отношения это:

отношения по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними.

отношения по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, а также отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, по совершению сделок с ними.

10. Отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними, это:

Земельные отношения

Имущественные отношения, связанные с землей

Административно-имущественные отношения

Отношения собственности земельный право самоуправление сделка

11. Гражданин идет по землям общего пользования, он -

Участник имущественных отношений, связанных с землей

Участник земельных отношений

12. Гражданин продает земельный участок, находящийся в его собственности, он -

Участник имущественных отношений, связанных с землей

Участник земельных отношений

Ни в каких отношениях не участвует

Участвует и в земельных и в имущественных отношениях

13. Отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются:

исключительно гражданским законодательством.

исключительно земельным законодательством.

земельным законодательством, если иное не предусмотрено гражданским законодательством.

  • 4. гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным законодательством.
  • 14. Земельный участок как объект земельных отношений это :

часть поверхности земли (за исключением почвенного слоя), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.

часть поверхности земли (включая поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами

часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.

часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка.

15. Рациональное использование земли -- это использование,

Приносящее максимальную экономическую прибыль

По принципу: чем меньше использовать - тем лучше

  • 16. Рациональное использование земли обеспечивается путем :
  • 1. Установления правового режима земель;
  • 2. Установления ограничения оборотоспособности земельных участков;
  • 3. Установления ограничений на передачу земель в собственность иностранных юридических лиц.
  • 4. Предоставления собственникам полной свободы по использованию земельных участков.
  • 17. Правовой режим земельных участков состоит из :

Требований к целевому назначению земельного участка

Требований к сохранению межевых знаков на земельном участке

  • 3. Требований к соблюдению прав собственников соседних земельных участков
  • 4. Требований к разрешенному использованию земельного участка
  • 18. Требования к целевому назначению земельного участка определяются :
  • 19. Требования к разрешенному использованию земельного участка определяются :

Исходя из статуса землепользователя

Исходя из конкретных целей использования земельного участка

Исходя из имущественного права на земельный участок

  • 5. Исходя из принадлежности земельного участка к той или иной территориальной зоне
  • 20. Собственник земельного участка имеет право :
  • 1. использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые

добывать в установленном порядке имеющиеся на земельном участке полезные ископаемые

возводить жилые, производственные, культурно - бытовые и иные здания, строения, сооружения

21. Целями охраны земель являются:

предотвращение нарушения прав собственников земельных участков.

предотвращение негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности.

предотвращение уничтожения межевых знаков.

улучшение и восстановление земель

22. В целях охраны земель обладатели прав на земельные участка обязаны осуществлять мероприятия по сохранению

межевых знаков

плодородия почв

древесно-кустарниковой растительности

зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке

  • 23. Рекультивация - это
  • 1. восстановление нарушенного почвенного слоя
  • 2. коренное улучшение земель путем проведения гидромелиорации, агролесомелиорации и т.д.

временное исключение земли из хозяйственного использования

перевод земельного участка в категорию земель сельскохозяйственного назначения

  • 24. Земельный участок находится в государственной собственности, если
  • 1. он не находится в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований.
  • 2. имеется свидетельство о государственной собственности на земельный участок.
  • 3. он не находится в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований, либо имеется свидетельство о государственной собственности на земельный участок.
  • 4. он находится в федеральной собственности или собственности субъекта РФ.
  • 25. Земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование

гражданам.

государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям

  • 3. любому лицу по усмотрению органа, предоставляющего земельный участок.
  • 4.
  • 26. Граждане имеют право

бесплатно приобрести в пожизненное наследуемое владение не более одного земельного участка.

однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его пожизненном наследуемом владении земельный участок.

бесплатно приобрести в собственность находящиеся в его пожизненном наследуемом владении земельные участки.

27. В соответствии с Земельным кодексом РФ публичный сервитут может устанавливаться

для проведения народных гуляний

прогона скота через земельный участок

для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок для нужд собственника недвижимого имущества.

прохода или проезда через земельный участок

28. Арендатор земельного участка вправе передать земельный участок в субаренду

с согласия собственника земельного участка

без согласия собственника земельного участка

без согласия собственника земельного участка, если договором аренды не предусмотрено иное.

передача земельного участка в субаренду запрещена

29. В безвозмездное срочное пользование могут предоставляться земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности,

государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям.

гражданам и юридическим лицам на основании договора.

гражданам для садоводства

органам государственной власти и органам местного самоуправления.

  • 30. Если здание и земельный участок, на котором оно расположено, находится в собственности одного лица, то при отчуждении здания
  • 1. отчуждается земельный участок, за исключением случаев, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации.

продавец здания имеет право передать земельный участок приобретателю здания на любом праве, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации.

земельный участок передается в постоянное (бессрочное) пользование приобретателю здания.

31. Объектом купли-продажи могут быть

земельные участки

только земельные участки, прошедшие кадастровый учет

части земельных участков

  • 32. Основанием прекращения права собственности на земельный участок является :
  • 1. установление публичного сервитута.
  • 2. неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства в указанных целях в течение одного года.
  • 3. отказ от права собственности .
  • 33. Реквизиция земельного участка это

безвозмездное изъятие земельного участка у его собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления

временное изъятие земельного участка у его собственника в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами.

изъятие земельного участка, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд.

34. Земельные споры разрешаются

судом

органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.

в административном порядке.

третейским судом

  • 35. Плата за использование земли это
  • 1. земельный налог
  • 2. плата при приобретении на торгах права собственности на земельный участок или права на заключение договора аренды земельного участка.

административные штрафы за земельные правонарушения.

арендная плата

36. Объектами мониторинга являются

все земли Российской Федерации.

земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

земли, находящиеся в собственности юридических и физических лиц.

37. Землеустройство проводится

по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления

по решению суда

по инициативе местного населения

38. Согласно Земельному кодексу РФ к видам земельного контроля относятся

государственный контроль

местный контроль

производственный контроль

контроль субъекта РФ

  • 39. За земельные правонарушения юридические лица привлекаются
  • 1. к административной, гражданско-правовой ответственности.

к административной, уголовной, дисциплинарной, гражданско-правовой ответственности.

к гражданско-правовой ответственности.

40. Земли Российской Федерации подразделяются на категории

по разрешенному использованию.

по правовому режиму.

по целевому назначению.

по субъектам землепользования

земли запаса.

земли для индивидуального жилищного строительства.

земли субъектов РФ.

земли особо охраняемых природных территорий

  • 42. Земли сельскохозяйственного назначения, это
  • 1. земли, предоставленные гражданам и юридическим лицам для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных целей, связанных с сельскохозяйственным производством.

земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также в сельских поселениях, предназначенные для сельскохозяйственного использования.

  • 43. Сельскохозяйственные угодья это
  • 1. земли, занятые зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
  • 2. пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими).
  • 3. земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений.
  • 44. Фонд перераспределения формируется за счет
  • 1. земель сельскохозяйственного назначения;
  • 2. земель любых категорий, изъятых для государственных или муниципальных нужд;
  • 3. земель сельскохозяйственного использования в поселениях.
  • 45. При добровольном отказе собственника от земельного участка сельскохозяйственного назначения, земельный участок поступает

в земли запаса

в фонд перераспределения

  • 3. по усмотрению органа местного самоуправления земельный участок переводится в фонд перераспределения или земли запаса.
  • 46. Земли поселений это
  • 1. земли, предназначенные для нужд поселений, расположенные как в черте, так и за чертой поселений
  • 2. земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий
  • 3. все земли, находящиеся в черте сельских и городских поселений, за исключением земель Москвы и Санкт-Петербурга
  • 47. Согласно Земельному кодексу РФ в состав земель поселений могут входить территориальные зоны

жилые

продовольственные

производственные

фабричные

48. Владелец вправе использовать земельный участок, отнесенный к землям поселений

в соответствии с одним из видов разрешенного использования, установленным при предоставлении земельного участка

в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для данной территориальной зоны видом разрешенного использования

любым способом, который обеспечивает целевое использование земельного участка

49. Если объект недвижимости не соответствует градостроительному регламенту, его собственник

вправе продолжить использование, если это не опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.

если объект недвижимости находится в исторической зоне поселения, то собственник обязан привести его в соответствие с градостроительным регламентом, если нет, то вправе продолжить использование, если это не опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.

  • 3. обязан привести объект недвижимости в соответствие с градостроительным регламентом в срок до 01.01.2008.
  • 50. Особенность зон сельскохозяйственного использования в поселениях состоит в том, что
  • 1. оборот таких земельных участков регулируется федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения
  • 2. земельные участки используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами поселений и правилами землепользования и застройки

земельные участки изымаются для муниципальных нужд

земельные участки изымаются для государственных нужд

51. Земли промышленности и иного специального назначения находятся

как в черте, так и за чертой поселений

в черте поселений

за чертой поселений

  • 52. Земельные участки в полосах отвод автодорог из земель транспорта могут предоставляться гражданам и юридическим лицам
  • 1. для проведения строительных, геолого-разведочных, топографических, горных и изыскательских работ, а также устройство наземных сооружений.

для размещения объектов дорожного сервиса и наружной рекламы.

для распашки земельных участков.

для строительства складов

53. Дендрологические парки относятся

к землям рекреационного назначения.

к землям природоохранного назначения.

к землям особо охраняемых природных территорий.

в зависимости от статуса дендрологический парк может быть отнесен к любым землям, перечисленным в п. 1-3

54. К землям рекреационного назначения относятся земельные участки, используемые

для туризма.

для отдыха и спорта в поселениях.

для организации лечебно-оздоровительных местностей и курортов. 4 для размещения спортзалов, бассейнов

55. Изъятие земельных участков особо охраняемых природных территорий

допускается для государственных или муниципальных нужд

не допускается для нужд, противоречащих их целевому назначению

не допускается

56. Лесные земли, это

земли, покрытые лесной растительностью

земли, предназначенные для ведения лесного хозяйства

земли, не покрытые лесной растительностью, но предназначенные для ее восстановления

земли, не покрытые лесной растительностью

57. К лесному фонду не относятся

леса, расположенные на землях обороны

леса, расположенные на землях городских поселений

Леса, предназначенные для промышленного использования

  • 4. Леса заповедников
  • 58. Древесно-кустарниковая растительность, расположенная на земельном участке, находящемся в частной собственности

находится в муниципальной собственности

принадлежит этому лицу на праве собственности

находится в собственности субъекта Российской Федерации

находится в общем пользовании лиц, проживающих в данной местности

  • 59. К землям водного фонда относятся
  • 1. земли, занятые водными объектами

земли, не занятые водными объектами, но предназначенные для их восстановления или создания

земли, выделяемые для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений, объектов

  • 4. земли, занятые спортивными бассейнами
  • 60. Земли запаса это
  • 1 земли, которые по своим природным свойствам могут быть отнесены к различным категориям земель

земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, включая фонд перераспределения

земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением фонда перераспределения

Земли, включенные в фонд перераспределения