Как узнать муниципальная дорога или нет. Категории дорог
Различают классификацию автомобильных дорог и классификацию, используемую при нормировании тракторных транспортных работ.
Классификация автомобильных дорог.Существует два вида классификации автомобильных дорог - государственная и техническая.
По государственной классификации дороги подразделяют по ведомственной подчиненности, включая общегосударственные, республиканские, областные, районные, курортные и ведомственные.
Техническая классификация автомобильных дорог подразделяются по назначению и интенсивности движения транспортных средств. По этой классификации имеется пять технических категорий дорог:
категории I, II - дороги общегосударственного значения при интенсивности движения 6 тыс/сут автомобилей на дорогах первой категории и 3...6 тыс/сут на дорогах второй категории;
К дорогам местного значения относят те, по которым выполняют внутрихозяйственные и внехозяйственные перевозки. Дороги для внехозяйственных перевозок соединяют хозяйственные центры с существующей сетью автомобильных дорог. Внутрихозяйственные дороги располагают на территории самого хозяйства.
Классификация сельскохозяйственных дорог при нормировании тракторных транспортных работ. Дороги в данном случае подразделяют на три группы:
первая - обычные грунтовые дороги, сухие в хорошем состоянии, снежные укатанные дороги и дороги с твердым покрытием (асфальтные и гравийные);
вторая - гравийные и щебенчатые (разбитые), грунтовые и проселочные после дождя (мокрые), слегка оттаивающие после оттепелей, с рыхлым снежным покровом, стерня зерновых, поле после корнеклубнеплодов в сухую погоду;
третья - разбитые дороги с глубокой колеей, оттаивающая или просыхающая снежная целина (при перевозке санями), бездорожье в весеннюю или осеннюю распутицу.
5.1. Дорожные условия эксплуатации
Дорожные условия представляют собой важнейший фактор внешней среды, в значительной мере определяющий все основные показатели эксплуатационных свойств автотранспортных средств: динамичность, топливную экономичность, плавность хода и др.
Влияние дорожных условий сказывается как непосредственно в виде силового воздействия опорной поверхности на колеса автомобиля, так и опосредованно через регулирование скоростного режима движения водителем, который учитывает изменения параметров дороги и характер складывающейся дорожно-транспортной обстановки,
Ввиду большого разнообразия дороги классифицируются по разным признакам: назначению, покрытию, интенсивности движения, расположению, продольному профилю и др. Основные технические параметры и характеристики сооружаемых дорог определяются строительными нормами и правилами (СНиП).
В соответствии со СНиП 2.05.02-85 все дороги общей сети страны в зависимости от расчетной среднесуточной интенсивности движения делятся на пять категорий, основные параметры которых приведены в (табл. 5.1).
Таблица 5.1
Технические параметры автодорог различных категорий
Параметры | ||||||
Расчетная интенсивность движения, авт. /сут | ||||||
Расчетная скорость движения, км/ч | ||||||
Число полос | ||||||
ширина полосы, к | ||||||
Наибольший продольный уклон, % | ||||||
Наименьший радиус поворота дороги, м |
Дороги 1, 2, 3 и частично 4 категории имеют капитальные покрытия в виде асфальтобетона или цементобетона. При этом дороги 1, 2 и 3 категорий рассчитаны на высокие скорости движения и имеют малое число пересечений на одном уровне с другими дорогами. Благодаря этому автотранспортные средства имеют возможность поддерживать высокие средние скорости движения и не терять время на торможения, остановки и последующие разгоны. На дорогах 4 и 5 категорий находят применения облегченные, переходные и низшие покрытия (табл. 5.1).
С точки зрения влияния опорной поверхности на эксплуатационные показатели работы автомобиля (расход топлива, среднюю скорость движения, предельную скорость движения на повороте, длину тормозного пути и др.) важнейшими параметрами дорожных условий являются: коэффициент сопротивления качению, коэффициент сцепления, угол продольного наклона, радиус поворота, высота и длина микронеровностей дорожного полотна. При этом для разных отрезков даже одной и той же дороги все указанные параметры принимают различные значения, которые можно рассматривать как случайные величины. При выполнении расчетов обычно используют их средние значения, но это не дает полной информации о дорожных условиях. Каждый участок дороги может быть адекватно охарактеризован только соответствующий статистическими распределениями указанных параметров. На рис. 1.2 и 1.3 в качестве примера приведены распределения коэффициента сцепления (<р) и суммарного сопротивления дороги (Ч 1).
Таблица 5.2
Основные типы покрытий автодорог различных категорий
Типы покрытий | ||||||
Капитальные: асфальто – и цементобетон | ||||||
Облегченные: асфальто - и дегтебетон | ||||||
Переходные: щебеночные, гравийные | ||||||
Низшие: грунтовые с добавлениями, укрепленные |
Как показывает теоретический анализ и результаты экспериментальных исследований, изменение технических параметров дороги значительным образом сказывается на показателях различных эксплуатационных свойств автомобиля. Так, например, при движении по неровной поверхности (с булыжным или щебеночным покрытием) расход топлива на 20-З0% больше, чем при движении по дорогам с капитальным покрытием. Значительно ухудшается плавность хода автомобиля, т.к. возрастают величины среднеквадратических виброускорений. При этом на участках, имеющих неровности, водитель вынужден притормаживать, в результате чего снижается средняя скорость движения автомобиля. В итоге все изменения дорожных условий сказываются на себестоимости перевозок, а также состоянии грузов и пассажиров. В частности, как показывает анализ, себестоимость перевозок по дорогам с булыжным и щебеночным покрытием в 1,5. ..1,8 раз больше, чем на дорогах с капитальным.
Учитывая значительное количество параметров опорной поверхности и многообразие их воздействия на показатели эксплуатационных свойств автомобиля, дороги целесообразно классифицировать по комплексным критериям. Такая классификация, основанная на совокупности всех факторов дорожных условий, воздействующих на автомобиль, разработана НИИАТом. В соответствии с ней дорожные условия эксплуатации автомобильного транспорта делятся на 5 категорий условий эксплуатации (табл.5.3).
Рис. 5.1. Распределение коэффициента сцепления шин с дорогой:
1 - грунтовая дорога;
2 – бездорожье.
Рис. 5.2. Распределение коэффициента сопротивления дороги:
1 - дорога с твердым покрытием;
2 - булыжное;
3 - грунтовая дорога;
4 - разбитая грунтовая дорога;
5 – бездорожье.
Таблица 5.3
движения |
Местности |
Группы дорог |
|||||
За пределами пригородной зоны (более 50 км от граница города) | |||||||
В малых городах (с числом жителей до 100 тыс.) ив пригородной зоне | |||||||
В больших городах (с числом жителей св. 100 тыс.) | |||||||
Дорожные покрытия:
Д1- цементобетон, асфальтобетон, брусчатка, мозаика;
Д2- битумоминеральные смеси (Щебень или гравии, обработанные битумом);
Д3- щебень или гравии без обработки, дегтебетон;
Д4- булыжник, колотый камень, грунт и малопрочный камень, обработанные вяжущими материалами;
Д5- грунт, укрепленный или улучшенный местными материалами, лежневое и бревенчатое покрытия;
Д6- естественные грунтовые дороги; временные внутрикарьерные и отвальные дороги; подземные пути не имеющие твердого покрытия.
Тип рельефа местности:
Р1 - равнинный (до 200 м);
Р2 - слабохолмистый (от 2ОО до 300 м);
РЗ - холмистый (от 300 до 1000 и):
Р4 - гористый (от 1000 до 2000 и):
Р5 - горный (свыше 2000 и).
Как видно из (табл.5.3), классификация НИИАТ учитывает не только типы покрытий дорог (Д,), но и рельеф местности (Р-,). а также условия движения, которые характеризуются совокупностью факторов, оказывающих опосредованное влияние (через изменение режима управляющих воздействий) на скоростной режим автомобиля, а именно: дорожных знаков, светофоров, регулировщиков, а также других участников дорожного движения. Оказывая значительное влияние на скоростной режим, а P 2 втотранспортных средств, условия движения определяют, прежде всего, такие эксплуатационные показатели автомобилей, как средняя скорость движения, расход топлива и количество вредных веществ, выброшенных с отработавшими газами.
Таким образом, в реальных условиях автотранспортные средства эксплуатируются в чрезвычайно широком спектре дорожных условий, которые оказывают как прямое, так и опосредованное влияние на показатели их эксплуатационных свойств и эффективность применения.
5.2. Атмосферно-климатические условия
Огромная площадь территории Российской Федерации предопределяет разнообразие климатических условий эксплуатации автомобилей и разные требования к их конструкции, а также используемым эксплуатационным материалам (топливам, маслам, смазкам и др.).
Согласно ГОСТ 16350-80 бывший СССР делится на 14 различных по климату районов (табл.5.4). 4 из которых }