Что такое элегия: определение, история, элегия в литературе и музыке. Элегия

«О, где же вы, дни любви,

Сладкие сны,

Юные грезы весны?»

Печальная, проникновенная мелодия, на которую поются эти стихи, у российского слушателя в первую очередь вызывает в памяти голос – одного из лучших исполнителей этого произведения французского композитора Жюля Массне. «Элегия» – так оно называется. Что же означает это слово, и что имеют в виду музыканты, когда говорят об «элегических интонациях»?

Элегия – одно из тех понятий, которые объединяют литературу и музыку, существуя в обоих искусствах. В Древней Греции элегиями именовали небольшие музыкально-поэтические произведения, написанные дистихом – строфами, состоявшими строк, имеющих разный поэтический размер (гекзаметр сочетался с пентаметром). Содержание древнегреческих элегий могло быть любым – они могли повествовать о любви или о войне, содержать нравоучение или философские размышления. Но если в Элладе слово «элегия» подразумевало в первую очередь поэтическую форму, то позднее в Древнем Риме дело обстояло с точностью до наоборот: форма римских элегий была относительно свободной, а в отношении содержания установилась определенная традиция. Элегиями стали именовать любовные стихотворения, исполненные печали, повествующие о неразделенной любви, одиночестве. Именно такая элегия развивалась впоследствии в европейской литературе. Особенно любили этот жанр поэты эпохи сентиментализма, а позднее – романтики.

Так обстояло дело в литературе… а что же в музыке? Как мы помним, при своем рождении в Древней Греции элегия зародилась как жанр музыкально-поэтический, но в последующие века пути поэзии и музыки разошлись. Второе рождение элегии как вокального жанра состоялось в XVII столетии. Как и в поэзии, главной отличительной чертой элегии в музыкальном искусстве стало выражение печали. В качестве примеров можно привести произведение английского композитора – «Три элегии на смерть королевы Мэри». Вновь явив себя в музыке, жанр элегии в последующие века не уходил – к нему обращался, например, создавший «Элегическую песнь» для четырех голосов, сопровождаемых струнным квартетом.

Образно-поэтическое содержание вокальной элегии – печальное размышление о неразделенной любви, об ушедшем счастье или даже о смерти – определило ее музыкальные черты: напевная, плавная мелодия, разворачивающаяся в медленном темпе. Как правило, элегии пишутся в минорном ладу (хотя бывают и исключения – мажорные элегии). Эти черты элегии вокальной «унаследовала» элегия инструментальная – прежде всего, фортепианная – возникшая в XIX столетии. Подобные пьесы создавали , Эдвард Григ, Габриель Форе.

Что же касается «Элегии» Массне, с которой мы начали разговор, история ее весьма примечательна. Композитор создал ее как фортепианную пьесу, через несколько лет переложил для виолончели с фортепианным аккомпанементом – в таком виде она прозвучала в драме «Эриннии» Леконта де Лилля. Позднее «Элегия» – как и все музыкальные номера к этой драме – была переработана для оркестра, а затем французский поэт Луи Галле написал для нее текст. Так инструментальная элегия превратилась в вокальную.

Существовала ли в это время элегия в русской музыке? Разумеется, существовала! Элегия музыкальная пришла в Россию почти одновременно с элегией поэтической – образцы этого жанра можно встретить в творчестве Павла Ивановича Фонвизина, Александра Анисимовича Аблесимова, Дениса Васильевича Давыдова, но в первую очередь рождение русской поэтической элегии ассоциируется с именем Василия Андреевича Жуковского, точнее – с его переводом «Сельского кладбища», элегического стихотворения, написанного английским поэтом Томасом Греем. Другие элегии Жуковского – «Вечер», «Славянка», «Море» – были уже не переводными, а авторскими. Многие русские поэты XIX века создавали элегические стихотворения – Евгений Абрамович Баратынский, Константин Николаевич Батюшков, Николай Михайлович Языков. И если элегия пришла в русскую поэзию, она не могла не прийти в русский романс. Отличительной чертой русского элегического романса стало сочетание песенных оборотов с декламационными, а также относительно простая фактура фортепианной партии, зачастую напоминающая аккомпанемент, исполняемый на гитаре (впрочем, последнее не обязательно). Примеры русских романсов-элегий – «Не искушай» , «Я помню глубоко» Александра Сергеевича Даргомыжского, «Для берегов отчизны дальней» . Инструментальные элегии тоже создавались русскими композиторами – и как отдельные пьесы, и как части циклических произведений. Например, назвал «Элегической пьесой» первую часть скорбного фортепианного трио «Памяти великого художника», «Элегией» названа одна из частей его Серенады для струнного оркестра (это один из тех редких случаев, когда элегия имеет мажорный лад).

Элегии создавали и композиторы ХХ столетия. В качестве примеров можно назвать третью часть Концерта для оркестра венгерского композитора , «Элегическую песнь» или «Элегию памяти Веберна» Эрнста Кшенека.

Все права защищены. Копирование запрещено.

Словарь Ушакова

Элегия

эле гия , элегии, жен. (греч. elegeia). В античной поэзии - стихотворение, написанное двустишиями определенной формы, первонач. разнообразного содержания, а впоследствии, в римской поэзии, преим. любовного содержания и печального тона (лит. ).

| В новой европейской поэзии - лирическое стихотворение, проникнутое грустью и посвященное преим. любовным мотивам или каким-нибудь размышлениям общего характера (лит. ).

| Название некоторых музыкальных (вокальных и инструментальных) произведений сходного характера (муз. ).

Этимологический Словарь Русского Языка

Элегия

Немецкое – Elegie (жалобная песнь).

Французское – elegie (печальная песнь).

Английское – elegy (жалобная песнь).

Латинское – elegia (причитания, скорбная песнь).

В русском языке слово «элегия» известно с начала XVIII в. и означает «лирическое стихотворное или музыкальное произведение, проникнутое печалью и грустью».

В русский язык слово пришло из латинского через немецкий язык. Первоисточник – греческий язык. Также существует версия, согласно которой известный философ и писатель Тредиаковский, поэт первой половины XVIII в., заимствовал это слово не из западноевропейских языков, а непосредственно из латинского.

Производное: элегический.

Культурология. Словарь-справочник

Элегия

(греч. elegeia)

1) жанр лирической поэзии, стихотворение грустного содержания;

2) вокальная или инструментальная музыкальная пьеса задумчивого, печального характера.

Античный мир. Словарь-справочник

Элегия

(от греч. elegos - жалобный напев флейты)

жанр стихотворного произведения, выражающего печальное, задумчивое или мечтательное настроение. Э. возникла у греков в VII в. до н.э. из оплакивания усопших; в этом жанре писали Тиртей, Солон, Мимнерм, Каллин, Феогнид, Фокилид, Симонид и др. поэты. Первоначально э. пели или декламировали под аккомпанемент флейты, затем - просто декламировали. Основоположником рим. э. был Галл Гай Корнелий (69 - 26 до н.э.). Темы его э. - любовь, счастье, муки любви. Мастерами рим. э. были Тибулл, Проперций и Овидий.

(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

в антич. поэзии понятие, в к-рое входили произв., написанные элегич. дистихом и первонач. исполнявшиеся в сопровождении флейты. Жанр Э. возник в Ионии, и само слово малоазийского происхождения восходит к обозначению либо погребальной заплачки, либо тростника, из к-рого изготовлялась флейта. В любом случае Э. рано освободилась от связи с культом и стала использоваться для самовыражения личности. В Э. проникли мотивы назидания и призывы к согражданам (Тиртей, Солон, Феогнид ), оценка окружающей действительности (Архилох ), любовное чувство (Мимнерм ). В эпоху эллинизма любовная Э. насыщается мифолог, материалом (Филет, Гермесианакт ) либо приобретает чисто мифолог.-повеств. характер (Каллимах ). На рим. почве широкое распространение получила любовная Э. в соединении с мифолог, ученостью. В твор-ве Тибулла, Проперция, Овидия Э. стала средством для создания образа влюбленного поэта и излияния его чувств. Впрочем, в Э. Овидия периода его ссылки осн. место заняли реал, жизненные мотивы.

(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под ред. В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Элегия

(греч. elegeia) - лирический жанр; стихотворение, в котором выражаются преимущественно мотивы грусти, одиночества, разочарования, размышления о бренности жизни.

Рб: Роды и жанры литературы

Род: Лирические жанры

Напр: романтизм, сентиментализм

Пример: К. Баратынский. "Признание", А. Пушкин. "Элегия" ("Безумных лет угасшее веселье...")

* Классицисты проявили интерес к элегии как к античному жанру, но настоящий расцвет элегии связан с романтизмом, одним из мотивов которого была мировая скорбь (Л. В. Чернец). *

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

Элегия

, и , ж.

* И, полны истины живой, Текут элегии рекой . // Пушкин. Евгений Онегин //; [Гражданин:] Твои поэмы бестолковы, Твои элегии не новы, Сатиры чужды красоты . // Некрасов. Стихотворения // / *

Словарь музыкальных терминов

Элегия

(гр. elegeia от elegos - жалоба) - пьеса задумчивого, печаль­ного характера. Ранние образцы элегии принадлежат Г. Перселлу, Л. Бет­ховену, в русской музыке М. Глинке, А. Алябьеву, А. Варламову, М. Яковлеву и др. Инструментальные элении создавали Ф. Лист, Э. Григ, П. Чайковский, С. Рахманинов, И. Стравинский, Б. Барток и др.

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

Элегия

И, ж.

Лирическое литературное или музыкальное произведение, проникнутое грустью.

|| прил. элегический , -ая, -ое.

* Элегический жанр. *

Энциклопедический словарь

Элегия

(греч. elegeia),..

  1. жанр лирической поэзии; в ранней античной поэзии - стихотворение, написанное элегическим дистихом, независимо от содержания; позднее (Каллимах, Овидий) - стихотворение грустного содержания. В новоевропейской поэзии сохраняет устойчивые черты: интимность, мотивы разочарования, несчастливой любви, одиночества, бренности земного бытия, определяет риторичность в изображении эмоций; классический жанр сентиментализма и романтизма ("Признание" Е. Баратынского) .
  2. Вокальная или инструментальная музыкальная пьеса задумчивого, печального характера.

Словарь Ожегова

ЭЛЕ ГИЯ, и, ж.

1. Лирическое стихотворение, проникнутое грустью. Романтическая э.

2. Музыкальная пьеса задумчивого, скорбного характера.

| прил. элегический, ая, ое.

Словарь Ефремовой

Элегия

  1. ж.
    1. Поэтический жанр в литературе XVIII в. - начала XIX в.
    2. :
      1. Лирическое стихотворение, проникнутое грустью, печалью.
      2. Стихотворение, написанное двустишиями определенной формы и заключающее в себе размышления поэта (в античной поэзии).
    3. Вокальное или инструментальное музыкальное произведение, проникнутое грустным, печальным настроением.
    4. перен. Грусть, меланхолия.

Словари русского языка

Первоначально понятие "элегия" было связано с формой стихотворения, но со временем главенствующим свойством стало содержание и настроение произведения. Какие произведения сейчас называют элегией? Что такое элегия? Какой мотив она несет?

Определение понятия: что означает слово "элегия"

Владимир Даль в толковом словаре дает такое определение этому термину: это грустное, жалобное, немного унылое стихотворение. В толковом словаре Ушакова Д.Н. также объясняется, что такое элегия:

  • в античной литературе - это стихотворение, которое написано двустишьями разнообразного содержания;
  • в римской поэзии - это преимущественно печальный тон любовной лирики;
  • в новой поэзии Западной Европы - это лирическое произведение, которое проникнуто печалью и грустью и посвящено каким-либо размышлениям или любовной теме;
  • в музыке - это название музыкальных произведений грустного и печального характера.

Ожегов С.И и Шведов Н.Ю. в своем толковом словаре дают следующее объяснение, что такое элегия:

  • это лирическое стихотворение, которое проникнуто грустью, еще их называют романтическими элегиями;
  • музыкальное произведение скорбного, грустного, задумчивого характера.

Ефремова Т.Ф. в толковом словаре объясняет, что термин используется в нескольких значениях:

  • это лирический жанр литературы 18-19-го веков;
  • это лирическое стихотворение, пропитанное грустью и печалью;
  • поэзия, которая написана двустишиями и заключает в себе размышления автора;
  • это синоним слов "меланхолия" или "грусть".

В энциклопедическом словаре приведены те же объяснения термина, что и в толковом словаре Ушакова Д.Н.

В википедии «элегия» - это:

  • лирический жанр, который содержит в стихотворной форме жалобу, печаль или эмоциональное философское раздумье над вопросами мироздания;
  • музыкальное произведение грустного, задумчивого характера.

История элегии

Итак, что такое элегия? Откуда пришел этот термин? Когда возник? Какое имел первоначальное значение?

Слово происходит от греческого «элегос», которое переводится на русский язык как «жалобная песня».

Итак, определение, что такое элегия: в литературе это вид жанра или стихотворение эмоционального содержания, чаще написанное от первого лица.

Само понятие возникло в Древней Греции в 7-м веке до нашей эры (основоположники жанра - Мимнерм, Каллин, Феогнид, Тиртей), первоначально элегия имела морально-политическое содержание или обозначало форму стиха. В своеобразной форме создавались произведения на разные темы, например Архилох писал обличительные и печальные произведения, Солон - стихотворения с философским содержанием, Тиртей и Каллин - о войне, Мимнерм - о политике.

Но в период римского развития поэзии (Овидий, Проперций, Тибулл, Катулл) это понятие отождествляют с любовной лирикой.

Расцвет элегии наступает в эпоху романтизма (Грей Т., Юнг Э., Мильвуа Ш., Шенье А., Ламартина А., Парни Э., Гете).

Томас Грей пишет в середине 18-го века элегию, которую почти через 50 лет переводит на русский язык Жуковский В.А. - «Сельское кладбище». Она положила начало развитию сентиментализма. В это время в литературе понимание того, что такое элегия, полностью меняется. Теперь это понятие означает стихотворение, которое пронизано грустью и задумчивостью. Для произведений этой эпохи характерны такие темы, как одиночество, интимность переживаний, разочарование, неразделенная любовь.

Но со временем элегия утрачивает жанровую отчетливость, и термин постепенно выходит из употребления, оставаясь только как знак традиции (Рильке Р.М. «Дуинские элегии», Брехт Б. «Буковские элегии»).

Определение: что такое элегия в литературе Западной Европы

Расцвет этого жанра в европейской литературе начался с элегии английского поэта Томаса Грея. В немецкой литературе в этом жанре написаны Гете «Римские элегии», Шиллером «Идеалы», «Прогулка», многие произведения Матиссона, Гейне, Гервега, Ленау, Фрейлиграта, Платена, Шлегеля и других авторов.

У французов в этом жанре творили Дебор-Вальмор, Шенье, Мильвуа, Мюссе, Ламартин, Делавинь, Гюго.

В Испании - Гарсиласо де ла Вега, Хуан Боскан.

В Италии основными представителями этого жанра, являются Кастальди, Гуарини, Аламанни.

В Польше - Балинский.

История элегии в русской поэзии

В русской лирике элегия появляется только в 18-м веке, этот жанр встречается у Тредиаковского В. К. и Сумарокова А. П., в творчестве Жуковского В. А., Батюшкова К. Н., Пушкина А. С., Баратынского Е. А., Языкова Н. М.; начиная со 2-й половины 19-го века термин употребляется только как название циклов у Фета А. А. и в названии отдельных стихотворений у Ахматовой А., Самойлова Д.

История элегии в музыке

Что такое элегия в музыке? Это жанр музыкального произведения печального или грустно мечтательного характера.

Элегия развивается как музыкальная пьеса только в конце 19-го - начала 20-го века, это произведения Бузони Ферруччо, Грига Эдварда, Форе Габриэля, Рахманинова Сергея, Калинникова Василия. Особо популярной стала «Эллегия», написанная Массне.

В конце 18-го века на русскую вокальную лирику существенно повлияла протяжная песня. Она очень близка к элегии по содержанию и способам выражения. Ей были близки темы смерти, несчастной любви, одиночества.

Протяжная песня сменяется сольной лирической, которая неразрывно связана с литературой - Теплов Г., Майер Ф., Дубянский Ф., Козловский О.

В первой половине 19-го века основной сферой для элегии был романс. А во второй половине столетия элегия присутствует в камерно-инструментальном творчестве Рахманинова, Чайковского, Аренского.

В 20-м веке многие эстрадные песни это потомки лирических элегий. Много в этом жанре работал Кутуньо Т., Дога Е., Крутой И., Паулс Р. Каждый из них подарил миру талантливые и удивительные мелодии, от которых душа становится прекрасней, как и их музыка.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российский университет дружбы народов

Филологический факультет

Элегия. История жанра, лирическое содержание русской элегии, особенности композиции и образно-стилевой системы

Выполнила:

Анжелика Корсагия

Москва 2015

элегия литературный стихотворение

1. Элегия. Определение

2. История жанра

4. Особенности элегии В.К. Тредиановского, А.П. Сумарокова, Г.Р. Державина

Заключение

Литература

1. Элегия. Определение

Элегия - (греч. elegeia, от elegos -- жалобная песня) литературный и музыкальный жанр; в поэзии -- стихотворение средней длины, медитативного или эмоционального содержания (обычно печального), чаще всего -- от первого лица, без отчётливой композиции. Э. возникла в Греции в 7 в. до н. э. (Каллин, Мим-нерм, Тиртей, Феогнид), первоначально имела преимущественно морально-политическое содержание; потом, в эллинистической и римской поэзии (Тибулл, Проперций, Овидий), преобладающей становится любовная тематика.

Элегия - жен. жалобное, грустное, унылое стихотворенье. В первой четверти этого века было много элегических писателей.

2. История жанра

Элегия - это древнейший и один из самых распространенных жанров мировой лирической поэзии. Все авторы различных энциклопедических статей рассматривают термин «элегия», опираясь на греческое происхождение этого слова: `елегеЯб -- «жалобная песня», также «слово Элег обозначало у греков печальную песнь под аккомпанемент флейты».

Нами были рассмотрены несколько энциклопедических статей, освящающих понятие элегии. При их сопоставлении отмечается, что неотъемлемой чертой элегии является её грустный (печальный) характер.

М.Л. Гаспаров даёт наиболее полное определение данного термина, описывая объём, содержание, субъектную организацию и композицию текста элегии: «лирический жанр, стихотворение средней длины, медитативного или эмоционального содержания (обычно печального), чаще всего -- от первого лица, без отчетливой композиции». В словарной статье «Элегия» своего «Поэтического словаря» А.П. Квятковский уделяет внимание античному происхождению элегии и более полно расписывает варианты эмоционального содержания элегии: «лирический жанр античной поэзии, стихотворение, проникнутое смешанным чувством радости и печали или только грустью, раздумьем, размышлением, с оттенком поэтической интимности.

И.Р. Эйгес приводит самое краткое определение элегии: «стихотворение с характером задумчивой грусти». Далее в его статье даётся развернутая характеристика данного жанра с точки зрения его исторического развития, приводятся имена известных поэтов-элегиков разных стран и веков, а также примеры распространённых элегических мотивов. Подобная структура наблюдается и в словарной статье Л.Г. Фризмана: даётся краткое определение элегии, никак не характеризующее её признаки, -- «жанр лирической поэзии» -- и далее следует описание истории существования жанра элегии в литературе от античной до современной автору эпохи и соответствующих им основных мотивов.

Элегия возникла в Древней Греции в VII в. до н. э. -- её родоначальником считается Каллин. Имея общий характер лирического размышления, элегия у древних греков была весьма разнообразной по содержанию.

Воинственная элегия (Каллин, Тиртей),

Обличительная элегия (Архилох, Симонид),

Печальная элегия (Архилох, Симонид),

Политическая элегия (Мимнерм, Каллин),

Философская элегия (Солон, Теогнид).

У римлян элегия стала более определенной по характеру, но и более свободной по форме:

Автобиографическая (Овидий),

Любовная, эротическая (Овидий, Тибулл, Проперций),

Политическая (Проперций),

Скорбная (Овидий).

Интерес к созданию элегий как подражаний античным образцам возникает в эпоху Возрождения. В эпоху предромантизма и романтизма наступает расцвет этого жанра:

Любовные элегии (Шенье),

Реставрация античных элегий (Гёте),

Унылые элегии (Грей, Юнг).

Представление о жанре почти за две тысячи лет сильно изменилось: с течением времени жанр элегии утратил строгость формы. В частности, элегия в русской поэзии не имеет каких-либо формальных признаков. К жанру элегии может быть отнесено практически каждое стихотворение философско-медитативного плана, в котором отражены чувства и настроения тоски, грусти, отчаяния, разуверения, мысли о прошлом, воспоминания, сожаления. Первым опытом элегического жанра на русской почве стал цикл элегий В.К. Тредиаковского, приложенный автором к трактату «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» (1735 года): он создавал вариант новой элегии, опираясь на наследие античных поэтов.

Как жанр элегия развилась в конце XVIII и, особенно в начале XIX веков. Выдающимися русскими поэтами-элегиками являются В.А. Жуковский, Е.А. Боратынский, А.С. Пушкин. Также элегии создавали М.Ю. Лермонтов, К.Н. Батюшков, Н.М. Языков, Н.А. Некрасов, А.А. Фет, В.Я. Брюсов, А.А. Блок, И.Ф. Анненский, С.А. Есенин и многие другие поэты XIX и XX вв.

3. Лирическое содержание русской элегии

За классическими русскими элегиями традиционно закрепился стихотворный размер преимущественно ямбический с варьирующимся количеством стоп. Отметим, что В.А. Пронин в своём учебном пособии по теории литературных жанров дал некую общую схему для стереотипной элегии, представив ход мыслей лирического героя элегии: «Я одинок в этом мире, но любовь помогает мне преодолеть одиночество моего существования, однако любовь оказалась призрачной, я еще более одинок в этот вечерний осенний миг вечности, к которой принадлежит и моя жизнь» 6 . Таким образом, исходя из сложившейся традиции, за элегией закрепляется любовное содержание: причём любовь становится лишь очередным поводом к разладу с миром.

Также традиционно выделяют следующие сложившиеся устойчивые черты элегии:

интимность,

мотив бренности земного бытия,

мотив несчастливой любви,

мотив одиночества,

мотив разочарования.

1) Жанр элегии в творчестве В.А. Жуковского: основные мотивы.

Рождение жанра русской элегии обычно датируется 1802 годом и связывается с творчеством Жуковского, а именно с тем, что его перевод элегии Грея «Сельское кладбище» (1802 года) стал первым шагом к началу новой русской поэзии, окончательно вышедшей из пределов риторики и обратившейся к искренности, интимности и глубине. В общем духе и форме элегии Грея, то есть в виде больших стихотворений, исполненных скорбного раздумья, написаны и другие стихотворения Жуковского, названные им самим элегиями: например, «Вечер» (1806), «Славянка» (1816), «Море» (1822). Основными элегическими мотивами в творчестве Жуковского являются:

мотив меланхолических размышлений,

мотив созерцания природы,

мотив уединения, погружения во внутренний мир,

мотив уходящей молодости,

мотивы несправедливости, суетности, тщеты и заката жизни,

образ поэта-мечтателя.

3) Жанр элегии в творчестве А.С. Пушкина: основные мотивы.

Пушкин начал писать лирические произведения в жанре элегии примерно с 1815 года, когда ещё учился в лицее. С 1816 года элегия становится продуктивным жанром в его творчестве (почти все элегии датируются этим годом: «Окно», «Элегия» («Счастлив, кто в страсти сам себе»), «Месяц», «К Морфею», «Слово милой», «Друзьям», «Наслажденье»). В начале двадцатых годов одна за другой появляются пушкинские элегии, каждая из которых являет собой шедевр жанра -- это: «Погасло дневное светило» (1820), «Редеет облаков летучая гряда...» (1820), «Я пережил свои желанья...» (1821), «Простишь ли мне ревнивые мечты...» (1823), «К морю» (1824), «Андрей Шенье» (1825), «Желание славы» (1825) и ряд других. В элегиях 1928 года и последующих лет («Когда для смертного умолкнет шумный день...», «Дар напрасный, дар случайный», «Брожу ли я вдоль улиц шумных») возникает предчувствие собственной не столь отдаленной кончины.

Новаторство Пушкина в жанре элегии коснулось как содержания (например, индивидуализация темы и конкретизация лирического я), так и формы (выбор стихотворного размера).

Основные мотивы элегической лирики Пушкина:

мотив воспоминаний,

мотив жизни как дара, ниспосланного свыше,

мотив изгнанничества, бегства,

мотив неразделённой любви,

мотив покорения судьбе,

мотив преждевременно увядшей души,

мотив приближающейся смерти,

мотив разочарования в дружбе,

мотив разочарования в любви,

мотив слёз,

мотив тщетности порывов к свободе,

мотив угасающей молодости,

мотив уныния.

4. Особенности элеггии В.К. Тредиановского, А.П. Сумарокова, Г.Р. Державина

Первые опыты русской элегии появились у В.К. Тредиаковского, достаточно органично вписавшись в его эксперименты по созданию русской любовной лирики. Ему же принадлежит и первая классификация нового жанра: «Она есть, которая описывает особливо вещи плачевные и любовные жалобы. Элегия разделяется на Треническую и Эротическую. В Тренической описывается печаль и нещастие; а в Эротической любовь и все из нее воспоследствования».

Позже эту идею разовьет Н.Ф. Остолопов в своем «Словаре древней и новой поэзии». В то время как элегия «эротическая» связана лишь с любовной тематикой, пишет он, «треническая элегия отличается большим разнообразием мотивов: описывает печаль, болезнь и всякое несчастливое приключение». Если «наложить» эту классификацию на поэзию Тредиаковского, то станет очевидным, что он разрабатывал почти исключительно второй тип -- «эротическую»:

Кто толь бедному подаст помощи мне руку? Кто и может облегчить, ах! сердечну муку?

Мягкосердыя на мя сын богини злится,

Жесточайшим отчасу тот мне становится:

Неисцельно поразив в сердце мя стрелою,

Непрестанною любви мучит, ах! бедою.

Сердце равныя ничье не имело страсти,

Не впадало тем ничье в равные напасти:

Без надежды б чье когда лютый жар страдало?

Ах! невинное мое в лютость ту попало.

Прежестокая болезнь всяк час то съедает,

Несравненная печаль как зверь лют терзает...

Второе рождение переживает элегия в творчестве А.П. Сумарокова. И хотя развивается она в основном в том же «эротическом» русле, идет значительное обогащение системы лирических мотивов и углубление, развитие самого лирического «я»:

Пронзенна грудь моя, и расточен весь ум.

О яростны часы! Жестокой время муки!

Я всем терзаюся, что в мысли ни беру.

Стерплю ли я удар должайшия разлуки,

Когда зла смерть... И я, и я тогда умру.

Такою же сражусь, такою же судьбою,

В несносной жалости страдая и стеня.

Умру, любезная, умру и я с тобою,

Когда сокроешься ты вечно от меня.

«В болезни страждешь ты...».

Одним из интереснейших типов элегии, введенных Сумароковым в русскую поэзию, стала так блистательно в будущем развитая другими русскими поэтами «элегия творчества». В ней -- глубоко личные раздумья поэта о себе и своем творчестве, о своем предназначении:

Страдай, прискорбный дух! Терзайся грудь моя!

Несчастливее всех людей на свете я!

Я счастья пышного сыскать себе не льстился

И от рождения о нем не суетился;

Спокойствием души одним себе ласкал:

Не злата, не сребра, но муз одних искал.

Без провождения я к музам пробивался

И сквозь дремучий лес к Парнасу прорывался.

Преодолел я труд, увидел Геликон;

Как рай, моим очам вообразился он.

Эдемским звал его я светлым вертоградом,

А днесь тебя зову, Парнас, я мрачным адом;

Ты мука фурий мне, не муз ты мне игра.

О бедоносная, противная гора,

Подпора моея немилосердой части,

Источник и вина всея моей напасти,

Плачевный вид очам и сердцу моему,

Нанесший горести бесчисленны ему!

Несчастен был тот день, несчастнейша минута,

Когда по строгости и гневу рока люта,

Польстив утехою и славою себе,

Ногою в первый раз коснулся я тебе.

Характер послесумароковской элегии постепенно начинает изменяться: в нее входят размышления и даже поучения, оттесняя собственно лирическое начало на второй план. К этой новой, «философско-нравоучительной», элегии принадлежат элегии М.М. Хераскова.

Если обратиться к классификации Тредиаковского-Остолопова, то, видимо, можно говорить о постепенной эволюции русской элегии от «эротического» к «треническому» типу:

Смертный в жизни представляет

Зеркало тоски и бед;

Лишь родится он, рыдает,

Так как скорбь предузнает.

Слезы юности всечасно,

Без причины отрок льет:

Там учитель занапрасно.

Бедного младенца бьет.

Пылка юность повергает

В пущия беды ево,

Он любовниц избирае

И не мыслит ничево.

Как возрос -- другая лишность

Кратка века часть займет:

Честь, богатство, слава, пышность

Дух колеблет и мятет.

Старика всяк презирает;

Крепость жизни потеряв,

Мучится он и страдает,

Дряхл, задумчив и не здрав.

Мысль мы к мысли прибираем,

Ищем щастья своево,

Наконец все умираем,

Вот родимся для чево.

М.М. Херасков «Станс г. Руссо»

В последней четверти XVIII столетия русская элегия выходит на новые горизонты -- и связано это, прежде всего с именем Г.Р. Державина. Сохраняя приверженность жанру философской оды, Державин в том же духе пишет элегии. Более того, некоторые его произведения почти в равной степени могут быть отнесены и к жанру оды, и к жанру элегии. Прежде всего, это относится к знаменитой оде «На смерть князя А.И. Мещерского», на что уже обратили внимание исследователи». С философской одой ее связывает сама проблематика произведения, выходящая на уровень общечеловеческих и даже космических абстракций и обобщений:

Как в море льются, быстры воды,

Так в вечность льются дни и годы;

Глотает царства алчна смерть.

Элегическое звучание придают ей прямое скорбно-патетическое обращение автора к умершему адресату и лирическая зарисовка в конце:

Как сон, как сладкая мечта,

Исчезла и моя уж младость;

Не сильно нежит красота,

Не столько восхищает радость,

Не столько легкомыслен ум,

Не столько я благополучен...

Если рассматривать слияние двух этих начал, философского и лирического, то, видимо, наиболее оправданным и обоснованным будет определение этой оды как «философская элегия»: лирическую линию, безусловно, нельзя считать малозначащей и второстепенной, но все же на первый план выступает именно философское начало, более того, через его призму и воспринимается начало лирическое.

Заключение

Таким образом, мы можем увидеть эволюцию элегии, как литературного жанра, который менялся ни только с эпохой, но и вместе с гениальными писателями.

Литература

1. Большая советская энциклопедия.

2. Толковый словарь Даля.

3. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. М.; Л.: Изд-во Л.Д. Френкель.

4. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина.

5. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов:

6. Тредиаковский В.К. Способ к сложению российских стихов (1752).

7. Остолопов Н.Ф. Словарь древней и новой поэзии.

8. Москвичева Г.В. Жанрово-композиционные особенности русский элегии XVIII-первых десятилетий XIX века // Вопросы сюжета и композиции.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Особенности развития жанра элегии - лирического стихотворения, проникнутого грустными настроениями. Художественные принципы поэта-романтика Баратынского Е.А. Особенности поэтики Баратынского на примере анализа элегии "Разуверение". Значение творчества.

    контрольная работа , добавлен 20.01.2011

    Грустные размышления лирического героя над таинственной и удивительно живописной стихией воды в элегии В.А. Жуковского "Море". Изменение и развитие образа моря на протяжении стихотворении. Смысловые части элегии "Море" и обращение к пейзажной лирике.

    сочинение , добавлен 16.06.2010

    Биография и творческий путь Константина Николаевича Батюшкова. Элегия как жанр новой романтической литературы. Значение поэзии Батюшкова в истории русской литературы. Литературные вкусы, отличительные черты прозы, чистота, блеск и образность языка.

    презентация , добавлен 31.01.2015

    Предметная композиция стихотворений, аллегории лирических сюжетов, повествовательно-элегический стиль, пространство и динамика текста произведений, художественные приемы описания пейзажа, ирония и игра слов, эффект абсурдности образов в русской поэзии.

    контрольная работа , добавлен 13.12.2011

    Тема стихотворения "Элегия" А.С. Пушкина. Художественно-выразительные средства, сравнения, олицетворения, эпитеты и антитеза в стихотворении. Грустный и повышенный пафос в стихотворении. Рассказ о жизни поэта и его готовности пройти свой путь до конца.

    реферат , добавлен 08.05.2013

    Сущность полемики между шишковистами и карамзинистами. Природа в лирике Жуковского. Особенности романтизма Батюшкова. "Думы" Рылеева, особенности жанра. Открытия Баратынского в жанре психологической элегии.

    контрольная работа , добавлен 18.11.2006

    Эволюция житий и особенности образования агиографического жанра на русской почве. Житие как жанр литературы XVIII века. Направления эволюции агиографического жанра. Особенности женских образов в литературе XVII в. Ульяния Лазаревская как святая.

    курсовая работа , добавлен 14.12.2006

    Формирование представления об эпохе и о поэтах-лириках Древней Греции. История появления жанра лирики в древнегреческой литературе и классификация ее видов. Элегия и ямб в античной поэзии. Монодическая лирика. Хоровая песня и ее связь с культом и обрядом.

    лекция , добавлен 23.03.2014

    Ссылка Пушкина на юг весной 1820 года и два основных этапа ссылки: до и после кризиса 1823 года. Влияние творчества Дж. Байрона на устремленность поэта к романтизму и творческое содержание южного периода. Значение элегии "Погасло дневное светило…".

    презентация , добавлен 22.12.2014

    Лирическое отступление как литературоведческий термин. История создания романа в стихах А.С. Пушкина "Евгений Онегин", особенности жанра. Лирические отступления о творчестве, о любви в жизни поэта, об обучении и воспитании, о театре, любви к родине.

Элегия это лирический жанр, стихотворение средней длины, медитативного или эмоционального содержания (обычно печального), чаще всего - от первого лица, без отчетливой композиции. Элегия возникла в Греции в 7 веке до н.э. (Каллин, Тиртей, Феогнид), первоначально имела преимущественно морально-политическое содержание; потом, в эллинистической и римской поэзии (Тибулл, Проперций, Овидий), преобладающей становится любовная тематика. Форма античной элегии - элегический дистих. В подражание античным образцам элегии пишутся в латинской поэзии средних веков и Возрождения; в 16-17 веках. Элегия. переходит в новоязычную поэзию (П.де Ронсар во Франции, Э.Спенсер в Англии, М.Опиц в Германии, Я.Кохановский в Польше), но долго считается второстепенным жанром. Расцвет наступает в эпоху предромантизма и романтизма («унылые элегии» Т.Грея, Э.Юнга, Ш.Мильвуа, А.Шенье, А.де Ламартина, «любовные элегии» Э.Парни, реставрация античных элегий в «Римских элегиях», 1790, И.В.Гёте); затем элегии постепенно теряет жанровую отчетливость и термин выходит из употребления, оставаясь лишь как знак традиции («Дуинские элегии», 1923, Р.М.Рильке; «Буковские элегии», 1949, Б.Брехта).

Элегия в русской поэзии

В русской поэзии элегия появляется в 18 веке у В.К.Тредиаковского и А.П.Сумарокова, переживает расцвет в творчестве В.А.Жуковского, К.Н.Батюшкова, А.С.Пушкина («Погасло дневное светило…», 1820; «Редеет облаков…», 1820; «Безумных лет угасшее веселье…», 1830), Е.А.Баратынского, Н.М.Языкова; со второй половины 19 и в 20 веков «элегия» употребляется лишь как заглавие циклов (А.А.Фет) и отдельных стихотворений некоторых поэтов (А.А.Ахматова, Д.С.Самойлов). См. также Медитативная лирика.

Слово элегия произошло от греческого elegeia и от elegos, что в переводе означает - жалобная песня.