Познавательные опыты для детей. Опыты с бумагой для детей Эксперименты с бумагой в детском саду
Руководитель: учитель начальных классов Шамсудинова Динара Раильевна.
ОГБОУ «Школа-интернат № 18» г. Рязань.
Научно-исследовательский проект «Простые опыты с бумагой»
Данный проект представляет собой знакомство с различными свойствами бумаги, посредством проведения ряда опытов.
Научно-исследовательский проект
«Простые опыты с бумагой»
Актуальность проблемы: проведя опыты с бумагой, изучая её особенности и свойства можно узнать много нового и интересного.
Цель исследования: узнать различные свойства бумаги.
Задачи: выяснить, как изготавливают бумагу. Познакомиться с различными свойствами бумаги.
Гипотеза исследования: считаю, что зная особенности бумаги и её свойства, можно узнать, чем она интересна.
Методы исследования:
Расспрашивание учителя
Чтение познавательной литературы
Проведение опытов, исследования
На бумаге пишут, печатают, в нее заворачивают и упаковывают. Мне стало интересно, как изготавливают бумагу. И я попросила Динару Раильевну рассказать о том, как изготавливают, и как получают бумагу.
Впервые, прародитель бумаги, папирус, появился около 3500 года до нашей эры в Древнем Египте. Египтяне делали из узких полосок стебля папируса.Они смачивали эти полоски водой, складывали крест-накрест и спрессовывали в листы.Однако настоящую бумагу изобрели в Китае в 105 году.
В настоящее время бумагу производят из древесины быстрорастущих деревьев, таких как пихта, ель и сосна. Бумага состоит из миллионов тоненьких волокон. Эти волокна называются целлюлозой, которую делаютиз древесины.Берут бревно, очищают от коры, потом сильно измельчают в муку. Потом эту массу просеивают и промывают, очищая от грязи и отбеливают.Смешивают с водой, помещают в специальную машину, там выкладывается ровным слоем, проходит под круглым валиком, который прессует её в гладкий лист. Этот валик выдавливает всю лишнюю воду, потом это сушат, сматывают в рулоны, срезают края, чтобы бумага была ровная.Свойства бумаги.Бумага имеет определённые свойства, их нужно знать. Из опыта с листом бумаги ты можешь понять, какие свойства имеет бумага.Бумага легко рвётся, она не прочная.Бумага легко мнётся и сгибается.Влажная бумага становится непрочной.
А сейчас проведем несколько опытов.
Опыт №1. Первый опыт называется бумажная гармошка. Возьмем два стакана, поставим на стол. Положим на них полоску бумаги. Если сейчас положить на полоску коробок со спичками, то полоска прогнётся и коробок упадёт.
А теперь возьмём и сложим бумажку в гармошку. Положим эту гармошку на стаканы, а сверху положим коробок со спичками. Видите! Коробок не падает.
Сложенная в гармошку бумага становится прочнее и может выдержать большую нагрузку. Она становится как будто толще.То есть, изменяя форму бумаги, можно использовать ее по-разному.
Опыт №2. Проведем еще один опыт на прочность бумаги.Возьмём три полоски бумаги одинакового размера.С первой полоской не будем ничего делать.
Вторую надрежем немного. А третью смочим капелькой воды.А теперь попробуем разорвать все эти полоски по очереди.Целая полоска рвётся трудно. Надрезанная полоска порвалась полегче, а мокрую порвать оказалось легче всего.Этот опыт подтверждает, что бумага состоит из волокон, которые переплетены между собой. Мы нарушили волокна, и бумага рвётся легко.
Опыт № 3. А как вы думаете: что падает быстрее?Листок бумаги или монетка, гладкий лист бумаги или смятый? Возьмём в одну руку лист бумаги, а в другую монетку.Выпустим из рук их одновременно. Монета сразу быстро упала, а бумага падает медленно, крутится.Как вы думаете почему? Думаете потому, что монета тяжелее?Тогда давайте возьмём два одинаковых листа бумаги, один скомкаем, а другой оставим ровным.Мятый упал быстрее. Почему?А потому, что ровному листочку мешал падать воздух. А монетке и смятому листу мешал меньше потому, что поверхность уменьшилась, и уменьшилось сопротивление воздуха.Так придумали парашют.
Опыт №4.
И давайте проведем еще один опыт. Проверим, сколько места занимает бумага в пространстве. Для этого необходимо взять коробку из-под обуви, стопку газет, ножницы. Сначала заполняем коробку газетами. В коробку поместилось много газет. Затем достанем газеты из коробки, скомкаем и попытаемся снова положить в коробку. В коробку входит гораздо меньше газет. После этого нарезаем газету на мелкие кусочки и кладем в коробку. В коробку помещается гораздо меньше газет. Между мятыми газетными листами и кусочками газет находится воздух, а в аккуратно лежащих друг на друге газетах его нет.
Проведение этих опытов принесло мне удовольствие, я узнала много нового и полезного.
Литература:
А. Шапиро Бумага или секреты знакомых предметов, 2007г.
Энциклопедия «Вопросы и ответы. Книга для любознательных» Издательство «Махаон», 1999г.
М. Султанова «Простые опыты с бумагой».
365 научных экспериментов
Елена Полякова
Опыты с бумагой для старших дошкольников
Опыты с бумагой .
Опыт №1 . «Волшебная бумага » Кукла «Почемучка» предложила детям альбомные листы бумаги белого цвета , фломастеры разного цвета. Что можно сделать с бумагой и фломастерами ?
Вывод : бумагу можно использовать для рисования.
Опыт № 2 . «Сминание бумаги »
Цель : подвести детей к пониманию о том, что можно сделать с бумагой , и чего нельзя сделать с деревянным кубиком?.
«Почемучка» предложила детям смять бумагу . Легко это сделать? Затем предложила смять деревянный кубик. Получилось ли у Вас ребята это сделать?.
Вывод : дерево. Из которого сделан кубик – прочное, твёрдое; а бумага – не прочная . мягкая, её можно смять.
Опыт № 3 .«Сравнение бумаги »
Детям были предложены два вида бумаги : картон, простая альбомная бумага . Мы пробовали с детьми разрезать ножницами сначала бумагу . Бумага разрезалась быстро и легко. При разрезании картона у детей возникли затруднения.
Вывод : картон толще, чем бумага .
Опыт № 4 .«Разрывание бумаги »
«Почемучка» предложила детям два вида материала : бумагу , ткань.
Нужно было разорвать бумагу . Исследование прошло удачно : бумага быстро и легко рвалась на полоски. Затем нужно было разорвать ткань, но дети с этой работой не справились.
Вывод : ткань прочнее чем бумага
Опыт № 5 .«Вода и бумага »
Для этого опыта мы взяли : бумажные салфетки , альбомный лист бумаги .
Положили два вида бумаги в ванночки с водой . Салфетки тут же размокли, они рвались в руках детей. Во торой ванночке бумага намокла , но не рвалась.
Вывод : бумага боится воды . Все бумажные предметы портятся от встречи с водой – бумага материал не прочный .
Опыт № 6 .«Шуршащая или поющая бумага » .
Мы с ребятами решили узнать. Может ли бумага издавать звуки , петь?. Для этого опыта «Почемучка» предложила взять разноцветную бумагу и выполнять движение «стирка белья» . Бумага шуршала , скрипела.
Вывод : при смятии, трении – бумага издаёт звук .
Опыт № 7 . «Склеивание бумаги »
Для данного опыта нам понадобилась : цветная бумага , ножницы, клей.
Разрезав целый лист бумаги , дети убедились, что целого листа бумаги больше нет . Было предложено взять клей и склеить части.
Вывод : бумажные предметы можно склеивать.
Опыт № 8 . «Летающая бумага »
«Почемучка» принесла детям полоски фольги (конфетная обвёртка) . Может ли бумага летать ?. для этого нужно помахать веером, чтобы получился ветерок. Этот опыт очень понравился детям. Разноцветная фольга разлетелась по всему столу.
Вывод : полоски фольги очень легкие, поэтому когда дует ветер они разлетаются.
Выводы исследований :
1. Бумага бывает по своему строению тонкая и толстая.
2. Бумага бывает прочной и не прочной.
3. Бумага боится воды .
4. Ткань прочнее бумаги .
5. Бамага может резаться ножницами или разрываться руками.
6. Из бумаги можно сделать игрушки.
7. При смятии бумага издаёт звук .
8. Бумага разлетается при ветре.
9. Бумагу можно склеивать .
Публикации по теме:
«Космическая викторина» для старших дошкольников Космическая викторина для старших дошкольников. Цель: -систематизировать знания дошкольников о космосе, космонавтах, планетах и т. д. ; воспитывать.
Цель:продолжение знакомства со своей малой Родиной, жизнью уральского писателя и приобщение детей старшего дошкольного к творчеству П. П. Бажова.
Картотека физкультминуток для старших дошкольников Картотека физкультминуток для старших дошкольниковБегут, бегут со двора. Бегут, бегут со двора (Шагаем на месте.) Гулять, гулять в луга:.
Ежегодно на дорогах города нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают,.
Массленица для старших дошкольников Дети выходят на улицу. Ведущий: Здравствуйте друзья! Выходите на улицу – Весну встречать! Славный денёк отмечать. Ребята, а какой праздник.
Математический КВН для старших дошкольников Математический КВН для старших дошкольников. ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: 1. Совершенствовать знания о цифрах; знание числового ряда, соседей.
Опыты и детские эксперименты старших дошкольников Детское экспериментирование – один из важнейших аспектов развития личности. Эта деятельность не задана ребенку взрослым заранее в виде той.
Надежда Хрестина
Конспект занятия «Экспериментирование с бумагой»
МБДОУ «ЦРР – детский сад «Сказка» обособленное подразделение
«Детский сад «Теремок» комбинированного вида»
Конспект занятия
«Экспериментирование с бумагой »
Провела :
Хрестина Н. А.
Задачи :
1. Развитие творческих способностей, кругозора.
2. Дать представление о значении бумаги в жизни человека , о ее истории происхождения, разнообразии и свойствах (впитывает воду, мнется, режется, горит) и качествах (цвет, гладкость, прочность, толщину) .
1. Способствовать активному участию каждого ребенка в решении проблемных ситуаций и самостоятельных «открытий»
2. Формировать чувство заботы о природе через бережное отношение к бумажным предметам .
1. Расширять словарный запас детей (слова : «разнообразие» «древесина» , «целлюлоза» , «глянцевая бумага » и др.)
2. Следить за лексической, грамматической и произносительной сторонами речи.
Материал : листы белой бумаги А4 по количеству детей, 3 коробки с образцами картона, газеты, глянцевой бумаги внутри , предметы повседневной жизни, сделанные из бумаги (салфетки, туалетная бумага , книги, обои и пр.) Для опыта : салфетка, писчая, альбомная, чертежная, 2 полоски картона и 1 полоска „гармошкой" 20/5 см, ножницы, емкости с водой, спиртовка.
Предварительная работа :
1. Просмотр презентации на компьютере «История появления бумаги » ;
2. Беседа «Детям спички не игрушка» (об опасности огня) .
3. Приготовить поделку из модульного оригами (журавлик) .
Вводная часть.
Здравствуйте, ребята! Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне, закройте глазки. Что вы слышите? (воспитатель шуршит бумагой )
Дети : шелест бумаги
Воспитатель : Верно, так шелестит бумага… .а значит, отправимся мы сегодня в бумажную страну . Возьмите все по листочку, пошелестите вместе – какой красивый звук – это волшебный звук. Он нам нужен, чтобы оказаться в городе «Бумажное очарование » (дети шелестят) . Прекрасно! Мы на месте! Садитесь за столы, сейчас мы познакомимся с этой удивительной страной поближе.
Основная часть.
Воспитатель : Ребята, а почему город называется «Бумажное Очарование » ? (предположения детей) . Верно, все, что связано с бумагой , и об ее разнообразии. А откуда эта бумага берется ? Она растет на дереве? Или ее можно выкопать из земли? (Ответы детей) . Ну конечно, нет… хотя я вас не зря спросила про дерево. Давайте вспомним наш недавний просмотр фильма про историю возникновения бумаги .
Вопросы по результатам предварительной работы :
1. На чем писали люди, когда бумаги еще не было ? (на скалах высекали изображения, на глиняных и восковых дощечках, на папирусе, бересте).
2. Давайте вспомним основные этапы получения бумаги (из ствола дерева получают древесину, расщепляют ее на целлюлозу и на фабриках специальные машины вырабатывают из целлюлозы листы бумаги ).
Игра «Волшебная коробочка»
Дети определяют волшебную коробочку на ощупь и описывают свойства (гладкость, толщину, прочность) . Затем они получают по листу бумаги и внимательно его рассматривают, гладят ладошкой, прижимают к щеке. Каждый ребенок дает одно определение бумажного листа , который держит в руке (тонкий, гладкий, белый) .
Дети подходят к столикам. У каждого в тарелочке лежат разные виды бумаг (салфетка, писчая, альбомная, чертежная) .
Опыт 1. Предложить детям сложить несколько раз разные виды бумаг и сделать вывод . Вывод : салфеточная бумага складывается легче , ее можно сложить большее количество раз, чертежная сгибается с трудом.
Опыт 2. Кусочки бумаги мнут . Вывод :
Опыт 3. Разорвать квадратики из разной бумаги (в каком случае нужно приложить больше усилий) . Вывод :
Опыт 4. Бумагу разрезать ножницами . Вывод :
Опыт 5. Кусочки бумаги опускают в миску с водой (какая намокает быстрее) . Вывод :
Опыт 6. Нужно подбросить квадратики одинакового размера (какой падает быстрее и почему) .
Вывод : Опыт 7. Взрослый показывает, как бумага горит (заодно напоминает о правилах пожарной безопасности) . Вывод :
Опыт 8. Может ли бумага быть прочной , что для этого нужно? Взять бумагу , разорвать на 2 части, затем сложить разорванные части и снова разорвать. Сколько сложенных вместе бумажек ты сможешь разорвать?
Опыт 9. «Мост для машины» . (2 полоски картона и 1 полоска „гармошкой" 20/5 см) . Положить одну полоску на 2 стопки книг и проехать на машине, положить 2 полоски и проехать, положить вторую полоску в виде арки, положить полоску „гармошкой". Вывод : Показать волнистый картон и рассказать, как его используют можно даже сбрасывать на парашюте машины.
Воспитатель : «Распускающиеся цветы» . А теперь приглашаю подойти к тазику с водой и опустить и посмотреть на „цветочки" в воде. Почему распускаются бутоны и почему раскрываются одни быстрее, одни позже. Рассмотреть выставку бумаги .
Публикации по теме:
Конспект Игра - Экспериментирование «Чудесная мука» в младшей группе Игра – экспериментирование в младшей группе Тема: «Чудесная мука» Цель: Ознакомление детей со свойствами муки через детское экспериментирование.
Цель: Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, состояниями воды; уточнить значение воды для всего живого на земле. Задачи:.
Конспект НОД в старшей группе с использованием нетрадиционной техники рисования «Оттиск смятой бумагой» Тема: «Добрый лес! Осенний лес! Полон сказок и чудес!» Доминирующая область: художественно-эстетическое развитие (рисование) Интеграция.
Конспект НОД «Экспериментирование «4 стихии» Конспект НОД «Экспериментирование «4 стихии» Возрастная группа: подготовительная группа Форма НОД: экспериментирование Задачи развития:.
Цель: развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования с водой. Задачи: 1. Познакомить детей со свойствами воды.
Большинство детей любят играть с водой. Шестимесячный кроха с интересом наблюдает, как мама наливает воду из-под крана в стакан. Полуторагодовалый карапуз увлеченно выливает чай или компот из чашки в миску, а потом пытается вернуть его обратно. Четырехлетка устраивает «потоп» в ванной комнате, играя в пиратов. Шестилетка пытается изобрести «домашний фонтан». Через подобные игры проявляется стремление познать этот мир и его законы.
Эксперименты и опыты с водой, которые вы найдете в этом разделе, помогут вашим любознайкам-дошкольникам познакомиться с ее свойствами и возможностями. Попытки найти ответы на вопросы будут способствовать развитию мышления и логики ребенка, пробуждать его воображение и способность к творчеству.
Опыты с водой и бумагой.
Пожалуй, самыми простыми и интересными как для полуторагодовалых малышей, так и для детей предшкольного возраста будут опыты с водой и бумагой
. Для их проведения не понадобится сложного оборудования или повышенных мер безопасности. Достаточно самого элементарного «инвентаря» — бумаги различной плотности, от тончайших салфеток до толстого картона.
Для того, чтобы ваши занятия принесли наибольшую пользу, а также много радости и удовольствия, познакомьтесь с правилами и описанием особенностей проведения опытов
в зависимости от возраста ребенка.
Дружат ли бумага и вода.
Берем бумагу различной плотности. Это могут быть: салфетки, туалетная бумага, альбомный лист, гофрированная бумага, калька, фольга, тонкий картон, плотный картон, оберточная бумага и т.п. Вырезаем из каждого листа бумаги или картона кружочки одинаковой величины. И… откладываем их в сторону.
А ребенку пока что дадим оставшиеся части для изучения. Пусть потрогает пальцами, сомнет, разгладит ладонями, попробует постоять на ней босыми ногами, подбросить, подуть, разорвать… Если ваш дошкольник пока что не знаком с названием какого-то из видов предложенной бумаги, то это самый подходящий случай, чтобы восполнить его знания.
?
Что произойдет, если бросить бумагу в воду?
Если ребенок не знает, предложите положить в воду тонкую бумагу (обычный лист для принтера или бумажный носовой платок).
?
Как ты думаешь, любая бумага или картон утонет? Что утонет быстрее, что медленнее?
С ребенком пяти лет и старше можно приготовить «журнал наблюдений». Для этого наклейте на лист подходящего размера небольшие кусочки каждого вида бумаги и картона:
Аккуратно опустите вырезанные кружочки в миску или тазик с водой. И – наблюдайте…
Со старшими дошкольниками отмечайте в вашей таблице очередность, с которой кружочки тонули. А еще можно использовать секундомер и заносить в «журнал наблюдений» примерное время, за которое каждый вид бумаги опустился на дно.
Если у ребенка есть желание продолжить опыт с водой и бумагой разной плотности, понаблюдайте, исследуйте и обсудите с вашим почемучкой, намокают ли все виды по-разному или одинаково. Начинают с края или сразу целиком. Возьмите кусочки разного размера и сравните, быстрее ли погрузится в воду маленький кусочек или же большой.
Распускающийся цветок.
Это один из самых простых и известных опытов с водой и бумагой.
Возьмите цветную бумагу, лучше двухстороннюю, и вырежьте из нее цветы типа ромашки. Затем, проведите лезвием ножниц по лепесткам, закручивая их в «бутончик». Можно также лепестки просто несильно перегнуть так, чтобы они сходились кончиками в центре цветка.
Аккуратно положите цветы на поверхность воды, налитой в тазик или миску. Любуйтесь вместе с ребенком чудом.
?
Как ты думаешь, почему цветок в воде стал распускаться?
Ребенку старше пяти лет, если ему интересно, можно рассказать о капиллярности воды.
Лодочка.
Для проведения этого опыта, вам понадобится треугольник, вырезанный из картона. Очень аккуратно положите вашу треугольную «лодочку» в угол тазика, направив острым концом к центру.
Отвернувшись от тазика, намочите палец ребенка жидким мылом. Пусть он опустит палец в воду за лодочкой.
Чтобы повторить этот опыт, придется налить новую воду. Поэтому для экономии воды лучше использовать тазик небольшого размера!
Если вам и вашему ребенку понравились предложенные опыты с водой и бумагой, попробуйте провести .
Екатерина Малышева
Бумага окружает нас везде. Ребята рисуют на бумаге свои шедевры, вырезают из нее фигурки, но мало кто задумывается, что с бумагой можно экспериментировать, проводить исследования и просто наблюдать. Предлагаю несколько простых опытов с бумагой, которое подойдут ребятам от четырех до семи лет, хотя можно попробовать эти опыты и с более старшими ребятами.
Начать бумажные истории стоит с рассказа о том, из чего делают бумагу. Ориентируемся по возрасту и даем доступную для малышей информацию. И конечно, задаем вопросы.
Как делают бумагу?
- С древесного ствола на лесопилке срезают кору. Затем распиливают на доски.
- Получают древесную стружку.
- Из которой получают древесную массу путем добавления различных химических веществ.
- Древесную массу очищают и промывают в воде. Затем ее расстилают на движущейся проволочной сетке. Большая часть воды вытекает, оставляя толстый слой древесной массы.
- Тяжелые валы прессуют древесную, и выжимают остатки воды. Горячие валы высушивают бумагу.
- Наконец бумагу сматывают в огромный рулон, который называется бобиной.
Малыши, которым по 4-5 лет с открытым ртом слушают, что бумагу делают из древесины.
Сравнение бумаги с другими материалами
Как же здорово дать волю своим ручкам и покрутить, помять, порвать, пошуршать... Ребятам предложила образы:
- ткани,
- полиэтилена,
- альбомный лист,
- картон,
- тетрадный лист,
- пергамент.
Ребятам предложила из образцов выбрать бумагу. С картоном, альбомным и тетрадным листами вопросов не возникло, а с пергаментом засомневались.
Мы помимо механического воздействия, мы рассматривали образцы под лупой, и даже увидели волокна бумаги. А еще с за крытыми глазами проводили ладошкой по разным фактурам — крафт картону, пергаменту — и сравнивали.
Исследование звука, издаваемого бумагой
Простейший опыт с листом бумаги. Один лист сминаем быстро, а другой медленно. Шуршат ведь по-разному. А еще можно сминать разные виды бумаги.
Исследование режущих свойств бумаги
Вот ребята удивились, когда я предложила им порезать пластилиновую колбаску бумагой (попробовали салфеткой, газетой, картоном). Картонным ножом никак не могли наиграться.
Мост из бумаги
Знаменитый опыты с бумагой, когда на два кубика кладется лист бумаги, сверху ставится кубик и мост прогибается и не держит груз. А если из бумаги сделать гармошку, то мост легко выдерживает и три кубика.
Как перенести горох с помощью листа бумаги
очень я люблю слушать варианты решения таких задачек. Напридумывают же))) Ребятам по тетрадному листочку и тарелочка с горохом. Конечно, перенести горошек можно, свернув лист в кулечек.
Не все ребята справились с гармошкой и кульком, но есть над чем работать.