Когда проходит конкурс учитель года. Этапы проведения конкурса

Профессия учителя поистине благородна и сложна. Я бы даже сказал, что это не профессия, а настоящее призвание! Значение учителей для страны столь огромно, что вспоминается фраза Отто фон Бисмарка: «войны выигрывают не генералы, войны выигрывают школьные учителя». В этом году, мне удалось посмотреть, как организован ежегодный всероссийский конкурс – «Учитель года». Представляю вашему вниманию репортаж:


Целью конкурса «Учитель года России» являются выявление, поддержка и поощрение передовых школьных учителей, распространение их педагогического опыта и повышение престижа труда учителя. Участие в конкурсе может принять абсолютно каждый гражданин РФ, работающий учителем. Конкурс «не смотрит» ни на возраст, ни на квалификационную категорию. Правда, чтобы стать участником конкурса и попытать счастье в номинации «Учитель года», непрерывный стаж работы педагогом на момент подачи заявки должен быть не менее 3 лет.

«Учитель года» проходит при поддержке Министерства образования и науки РФ. Именно на Минобразования ложатся центральные функции конкурса. В этом году в федеральном туре конкурса «Учитель года» приняли участие 85 педагогов из всех регионов страны. Сам конкурс проводится в несколько этапов.

На первом этапе конкурса участникам необходимо провести урок с незнакомыми детьми и предоставить на анализ Интернет-ресурс, где размещены методические или другие авторские разработки, отражающие новаторский опыт работы и демонстрирующих способности к представлению образовательной информации в Интернете.

Второй этап включает в себя проведение мастер-класса и участие в открытой дискуссии по общественно значимой проблеме с участием общественности.

Я присутствовал на заключительном конкурсном испытании, которое называется «Круглый стол образовательных политиков» и проходило с участием министра образования и науки РФ Ольги Васильевой. В ходе дискуссии жюри определяет победителя, которому достанется главный приз – «Большой Хрустальный пеликан». Стоит отметить, что помимо денежной премии, победитель конкурса получает сроком на один год должность общественного советника Министра образования и науки Российской Федерации.

Кстати, стоит отметить, финал конкурса «Учитель года» стараниями Ольги Васильевой проходит в Государственном Кремлевском дворце и в этом году, концерт, посвящённый Дню учителя, показали на Первом канале! Ольга Юрьевна всегда подчеркивает, что уважение к учителю, понимание в обществе важности того, что он делает – одно из важных направлений в повышении социального статуса педагога. Учитель не оказывает услугу – он отдает себя, свои знания будущим поколениям!

Президент России заботится о повышении престижа профессии учителя, поэтому Владимир Путин лично встретился с лауреатами конкурса «Учитель года России – 2017», а также выступил на праздничном концерте, посвященном Дню учителя.

В этом году, финалистами конкурса стали пять преподавателей: Илья Демаков (Санкт-Петербург), Анастасия Мингачева (Ульяновская область), Владимир Пономаренко (Самарская область), Иван Смирнов (Москва), Алмаз Хамидуллин(Республика Татарстан). Победитель Всероссийского конкурса был объявлен в Государственном Кремлевском дворце на праздничном концерте. Им стал питерский преподаватель истории и обществознания гимназии №116 Илья Демаков. Поздравляю с победой!

В последние годы правительство пытается различными путями повысить престиж профессии педагога. Одним из таких шагов стал конкурс, оценивающий преподавательские таланты и навыки. Конкурс «Учитель года 2019» не станет исключением — вскоре будут определены первые участники.

Цели конкурса и его распространенность в мире

В советское время престиж профессии педагога был значительно выше, чем сейчас. Вернуть работе учителя хорошую репутацию — это одна из целей всероссийского конкурса. Важно обеспечить рост социального статуса учителей, чтобы звание педагога вновь стало почетным.

У конкурса есть и другие цели:

  1. Поддержка творческих начинаний учителя.
  2. Стимуляция профессионального роста среди педагогов.
  3. Выявление наиболее талантливых педагогических сотрудников.
  4. Формирование мотивации для творческого развития педагогов.
  5. Дополнительная систематизация действенных педагогических приемов.
  6. Распространение опыта успешных учителей среди педагогов всей страны.
  7. Развитие инновационных технологий, применяемых в системе образования.
  8. Определение приоритетных сфер деятельности для создания более гармоничной системы образования.

Вряд ли большую часть из перечисленного можно назвать новаторским подходом. Аналогичный по сути конкурс проводился и во времена СССР. Сейчас его вариации проводятся во многих странах СНГ. Также подобные мероприятия проходят в США и европейских странах.

Мировая востребованность прямо говорит о том, что эта тенденция значима для всех народов. Грамотные учителя нужны всему миру. В России статус «Учитель года» имеет значение не только для самого педагога. Влияние этой победы распространяется и на школу в которой он работает, и на регион проживания. Об этом говорит даже тот факт, что в следующем году конкурс проходит в городе или населенном пункте победившего педагога.

Особенности награждения участников

Про хрустальных пеликанов в качестве приза знают даже школьники, но ими награждают только победителей. Про остальные презенты известно меньше, хотя даже на первом этапе всех участников отмечают грамотами. Участие во 2 или 3 этапе практически всегда подразумевает подарок от спонсоров конкурса. Для победителей региональных соревнований и учителей, занявших последующие 3 места, есть особый подарок от муниципалитетов.

Вне зависимости от дальнейших этапов во многих регионах принято дарить «повышение зарплаты». Для победителя второго регионального этапа на год добавляют 50% к окладной части зарплаты. Для педагогов, занявших 2 и 3 место в областных состязаниях, действует правило повышения должностного оклада на 30%. Учителю, получившему 4 место, увеличивают оклад на 20%. Эти повышения действуют с момента прохождения этапа в течение года.

Помимо этого существуют и ценные призы. Только в каждом регионе они разные как по сути, так и по ценности. В одной области лауреаты получат сертификаты в книжные магазины или подписку на педагогическую периодику, в другом вазы/часы/сервизы, в третьем люстры или телефоны. Все зависит от возможностей региона и от щедрости привлеченных спонсоров. Поэтому когда подразумевается выдача подарков для конкурсантов, то их не озвучивают, обезличено говоря про вручение ценных призов.

Также не стоит забывать и про итоговый приз. В последние годы он стал довольно необычным. Это может быть временная работа в Министерстве образования или же должность советника в госдуме по вопросам обучения детей. Сейчас уже известно, что хрустальные призы конкурса «Учитель года 2019» доверено вручать Виктору Антоновичу Садовничьему, являющемуся ректором МГУ. Поэтому в 2019 году в качестве приза лучшему учителю предложат поработать в МГУ или в Кремле.

Задания для педагогов и этапы учительского конкурса

Традиционного конкурс пройдет в начале учебного года, т.е. в конце сентября-начале ноября. Условно участие в конкурсе заключается в двух разделах: очном и заочном. Последний имеет отборочное значение и проводится в один этап. По факту сам конкурс «Учитель года 2019» проходит в очном виде после отбора учителей по интернету. Процедура заочного раздела проста — педагог должен разместить свою конкурсную работу в сети Интернет. Обычно сама суть работы допускается разная:

  1. Нюансы применения особых методических подходов.
  2. Новаторские авторские разработки в области преподавания.
  3. Инновационные подходы в области педагогического контроля.

Это лишь малая часть работ, допускаемых на конкурс. По факту оцениваются 2 фактора: педагогически новый или необычный подход и умение пользоваться интернет-сетью. Последнее оценивается сразу — все конкурсные работы необходимо грамотно разместить на веб-сайте конкурса или в разделе методических разработок. По итогам заочного раздела происходит отбор работ, принимающих дальнейшее участие в конкурсе.

Для конкурса «Учитель года 2019» было выбрано несколько иное заочное задание. Теперь претенденты пишут эссе на тему своей профессии. В этой работе они размышляют на тему проблем образования, потенциальных путей их решения, а также рассуждают о значимости профессии учителя и что они понимают под этим словосочетанием.

После этого происходят очные этапы:

  1. На первом проходит урок и методический семинар.
  2. Во время второго проводится мастер-класс с последующим общением с жюри.
  3. Третий этап оценивает лидерские качества конкурсантов в условиях Думы или другого госучреждения.

Самый первый очный этап позволяет хотя бы вдумчиво подготовиться. На это дается 2 дня, именно за такой срок озвучивается тема открытого урока. На подготовку ко второму этапу отводится всего 6 часов. Это время позволяет хоть как-то «выбрать» нужное для проведения 20-минутного мастер-класса. Последующий педагогический совет жюри проходит без подготовки на протяжении 45 минут. Самым неожиданным является третий этап, он проходит спонтанно. Также стоит отметить, что все очные этапы укладываются в 10 дней.

Предыдущие победители конкурса «Учитель года»

Вполне нормально, что рядовые граждане не знают всех отличившихся педагогов поименно. Зато их имена и фамилии известны в том населенном пункте, где они проживают. Также об этом знают и в их школе. Хотя у некоторых людей есть стойкое убеждение, что в основном побеждают лишь педагоги обеих столиц. Это не совсем так, но среди лауреатов часто мелькают учителя из Московской и Ленинградской областей. Речь не идет о самих городах, так, например, в 2013 году победил А.Г.Сиденко, учитель информатики из деревни Беляниново в МО.

Победители конкурса есть в разных частях России. Список уже большой, включающий в себя Калининград, Челябинск, Армавир и даже Нурлат, находящийся в Татарстане, а также множество других городов. Все этого говорит о том, что учителя из любого уголка страны могут составить конкуренцию московским педагогам. Это же касается и предметных дисциплин. Среди победителей есть как математики с химиками и физиками, так и филологи с биологами, обществоведами и учителями музыки. Все они говорят, что даже без победы участие в этом конкурсе полезно — оно дает профессиональный рост, что не так просто получить даже из самой качественной методической литературы. Победа в конкурсе лишь является частью процесса становления педагога, говорящая о том, что учитель уже стал хорошим профессионалом.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10»

«Я - учитель»

учителя истории

МКОУ СОШ №10

с. Зеленая Роща

Степновского района

Ставропольского края

БОЙКО НАТАЛЬИ

АЛЕКСЕЕВНЫ

У меня впереди сто дорог, сто дверей, за каждой из них новая жизнь,

которую я смогу прожить вместе с моими учениками.

А в руках у меня – мел, учебник и стопка тетрадей

Наступает для каждого время, когда начинаешь размышлять о своем жизненном пути, каждый ищет профессию, которая подошла бы ему… Все профессии важны, но для меня, самая важная из них – профессия учителя!

«В жизни нет ничего случайного, а все, что происходит с нами, происходит в нужное время и в правильном месте...». Не знаю, кто является автором этих строк, но события моей жизни и люди, с которыми свела меня судьба, все больше убеждают меня в их точности.

Почему я стала учителем? Отвечая самой себе на данный вопрос, вспоминаю свои школьные годы. Наверное, каждый из нас, выбирая свой дальнейший путь, свою профессию, ориентируется на тех людей, которые рядом, которые влияли на наше восприятие жизни. Для меня учителя были волшебниками, которые умели творить чудеса. Многие были влюблены в учителей с и большим уважением относились к ним. Удивительная эта должность – сельский учитель!

Уверена, что они помогли мне приобрести внутреннюю силу. Самостоятельность, а значит уверенность в себе, в своих возможностях. Так что ответ на вопрос: «Почему я стала учителем?» прост – меня окружали прекрасные педагоги, профессионалы, на которых мне хотелось быть похожей.

Первые годы своей преподавательской деятельности каждый из нас может сравнить с узкой тропинкой, по которой он идёт с завязанными глазами. И я всегда чувствую руку помощи, слышу слова поддержки, одобрения или критики, но вся ответственность за моих подопечных на мне. Первый урок, как первый снег, непредсказуемый и легкий, но долгожданный. Первый урок, как первый шаг, несмелый, но самостоятельный. Урок прошёл на одном дыхании, незаметно пролетели 40 минут. Первые оценки. Кажется, всё получилось, всё успели. Для настоящего учителя, работающего с душой, с вдохновением, по зову сердца, по призванию, если хотите, каждый урок – первый. Каждый урок не похож на предыдущий. Каждый урок – это маленькое открытие, прежде всего для детей.

Учитель должен быть терпеливым и сдержанным. Учить и воспитывать может только тот, кто сам учится и воспитывает, кто умеет прощать и щадить. Главное, чтобы рядом с ребенком был умный, знающий и любящий человек - учитель. Размышляя об этом, вспоминается «Притча об учителе».

Родители искали для сына хорошую школу и учителя и наконец, они выбрали для сына лучшего учителя. Утром дед повел внука в школу. Когда дед и внук вошли во двор, их окружили дети.
- Какой смешной старик, - засмеялся один мальчик.
- Эй, маленький толстяк, - скорчил рожицу другой.
Дети кричали и скакали вокруг деда и внука. Тут учитель позвонил в колокольчик, объявляя начало урока, и дети убежали.
Дедушка решительно взял внука за руку и вышел на улицу.
- Я, что не пойду в школу? – спросил мальчик.
- Пойдешь, но не в эту, - сердито ответил дед. - Я сам найду тебе школу.
Дед отвел внука в свой дом, поручил его заботам бабушки, а сам пошёл искать лучшего учителя.
Увидев какую-нибудь школу, дед заходил во двор и ждал, когда учитель отпустит детей на перемену.
В некоторых школах дети не обращали на старика внимания, в других - дразнили его. Дед молча поворачивался и уходил. Наконец он вошёл в крохотный дворик маленькой школы и устало прислонился к ограде. Зазвенел звонок, и дети высыпали во двор.
- Дедушка, вам плохо, принести воды? - послышался голосок.
- У нас во дворе есть скамейка, садитесь, пожалуйста, - предложил один мальчик.
- Хотите, я позову учителя? - спросил другой ребёнок.
Вскоре во двор вышел молодой учитель.
Дед поздоровался и сказал:
- Наконец я нашёл лучшую школу для моего внука.
- Вы ошибаетесь, дедушка, наша школа не лучшая. Она маленькая и тесная.
Старик не стал спорить. Он обо всем договорился с учителем и ушёл.
Вечером мама мальчика спросили деда:
- Отец, вы неграмотны. Почему вы думаете, что нашли лучшего учителя?
- По ученикам узнают учителей, - ответил дед.

Я тоже очень хочу, чтобы мои ученики выросли добрыми и хорошими людьми, чтобы по моим ученикам судили и обо мне.

В моём понимании, хороший учитель всегда должен заставлять думать каждого ученика, учить критически относиться к собственным мыслям и мыслям других: стараться вносить разнообразие в учебный процесс, применять методы и приемы разных педагогических технологий. Требовательным, прежде всего, к самому себе: на занятие всегда нужно приходить подготовленным, следить за своим внешним видом и речью, ведь каждый день на тебя смотрит более сотни пар глаз, которые замечают абсолютно всё. С учащимися и родителями следует держаться доброжелательно, но уверенно, не забывая о том, что учитель всегда должен быть хозяином положения.

Современного педагога характеризуют такие качества, как мобильность и готовность к переменам, ведь образовательные стандарты с каждым годом меняются и усложняются всё больше.

Мы живем в современном мире. И учитель должен быть современным, "новым". ФГОС нового поколения требуют не только знания учителем основных закономерностей построения учебного процесса и создания учебных программ, но и ставит высокие требования к личности педагога. Поэтому я, как «новый учитель», должна быть высококлассным специалистом – теоретиком, практиком, психологом. Шагая в ногу со временем, я осваиваю инновационные технологии. Современные дети «воспитаны» на компьютерах, смартфонах, электронных книгах… Поэтому, мне надо совершенствоваться постоянно: изучать компьютерные программы, использовать всевозможные электронные и цифровые образовательные ресурсы на уроке и вне урока, управлять проектной и исследовательской деятельностью школьников. Спасибо им за то, что не дают мне останавливаться на достигнутом!

Главная награда для меня – видеть заинтересованные глаза детей, наблюдать за их успехами и достижениями, даже самыми маленькими. Лучшим комплиментом для меня, как для педагога стали слова моих учеников: «Как быстро пролетело время на уроке!» Фразу о том, что ребенок – «факел, который нужно зажечь», знают все.

А как зажечь? Для этого необходимо только одно условие: педагог сам

должен гореть! Я верю, что лучший мой урок - впереди и продолжать его будет сама жизнь!


Очень мало учителей выходит на конкурс «Учитель года» по своему собственному желанию. Обычно люди делают это по приказу директора (кнут), убаюканные песнями «мы тебе поможем» и «мы тебе заплатим» (пряник). Как человек, прошедший через 5 (пять*) таких конкурсов, могу сказать: «Учитель года» - это очень полезный опыт, соглашайтесь. Но помните:

1) Вы просто обязаны выбить из своего школьного начальства полное освобождение от уроков хотя бы на месяц. Стойте на своем до последнего. В конце концов, соглашайтесь на сокращение нагрузки до двух уроков в день, не больше. Если вы будете готовиться к конкурсу пресловутыми «ночами», то ничего интересного у вас не выйдет.

2) Не пытайтесь вместить в конкурсный урок максимум материала (например, весь материал одного параграфа). Это же не обычный урок, это конкурс. Ежегодные стенания конкурсантов «к сожалению, на уроке мы не успели то, мы не успели сё» честно говоря, уже утомляют. Конкурсный урок должен быть четким и ясным, как пуля.

3) Не пытайтесь исполнить все известные вам и вашим методистам модные в этом сезоне «элементы урока». Когда в одну кучу кидаются «давайте улыбнемся друг другу», «выбор темы урока детьми», поиск информации в интернете прямо на уроке, групповая работа, само- и взаимооценка, практическая работа, кейсы, синквейны, физкультминутки, лживые домашние задания и прочая чепуха - получается именно что куча чепухи, но не урок.

4) Конкурсный урок - это 20 минут чудес. Старые знакомые компьютерные программы откажутся работать, интернет пропадет, интерактивная доска не включится. Химическая реакция, и та остановится. - Но это все цветочки по сравнению с детьми. Таких тупых и заторможенных детей, как на конкурсном уроке, вы не встретите больше нигде!** Учитывайте это при планировании - заранее продумывайте разные варианты развития урока.

5) Все составные элементы конкурса надо заранее протестировать на коллегах. Урок надо обязательно прогнать на незнакомом классе, желательно два раза (и вы удивитесь, как многое поменяется в вашем уроке после этих двух раз). Пригласите посмотреть на ваш урок и на другие составные элементы конкурса (методический семинар, самопрезентацию, пресс-конференцию, что там они еще придумают) победителей «Учителя года» прошлых лет. Они не откажут - старичкам всегда приятно, когда о них вспоминают.

6) Настоящая цель любого жюри - выбрать такого победителя, который будет хорошо смотреться на следующем этапе конкурса. Поэтому не уделяйте слишком много внимания педагогическим терминам, методическим приемам и прочей хиромантии. Жюри все равно скажет так: «тот урок был правильный, но скучный, а этот - наглец, ошибался, но было интересно, а ошибки можно поправить». Веселитесь!!!

===================
* В 2003 я победил на городском конкурсе «Учитель года».
В 2004 жестоко проиграл на областном.
В 2007 победил на «Учителе, воспитателе» ЗАТО Росатома.
В 2008 (со второй попытки) победил на областном.
В 2008 вошел в пятнашку «Учителя года России».

** Обычно пишут «не волнуйтесь, вам дадут самых лучших детей, которые будут волноваться больше вас и вытянут вас из любого затруднения». Поверьте старому учгогу - это вранье. Дети действительно будут хорошие, но они будут запуганы конкурсом, вы с ними будете незнакомы, вы сами будете взвинчены… из затруднений вам придется выбираться (или не выбираться) самостоятельно.