Выездная проверка налоговой инспекции что проверяют. Выездная налоговая проверка

Срок проведения выездной налоговой проверки установлен НК РФ и составляет 2 месяца. Кто и в каких случаях наделен полномочиями по изменению указанного срока, что может послужить причиной приостановления или продления проверки — тема настоящей статьи.

Сколько длится выездная налоговая проверка (ВНП)

При проведении выездной налоговой проверки (далее — ВНП) контролирующие органы опираются:

  • на НК РФ;
  • приказ ФНС РФ от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@ в части используемых форм документов о приостановлении и порядка продления сроков проведения выездной налоговой проверки (далее — приказ № ММВ-7-2/189@);
  • приказ ФНС РФ от 07.05.2007 № ММ-3-06/281@ (далее — приказ № ММ-3-06/281@);
  • письмо ФНС РФ от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 и др.

Сколько длится выездная налоговая проверка:

  • До 2 месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ). При наличии веских оснований продолжительность увеличивается до 4 месяцев. Максимальный срок выездной налоговой проверки может составить 6 месяцев.
  • 6 месяцев при выполнении соглашений о разделе продукции (п. 3 ст. 346.42 НК РФ).

В срок проведения выездной налоговой проверки не засчитываются периоды, в которые ВНП не проводилась (была приостановлена).

О сроке налоговых проверок второго вида - камеральных мы рассказываем в статье Срок проведения камеральной налоговой проверки .

Приостановка проверки. Более какого срока не может продолжаться приостановленная проверка

Налоговый орган вправе неоднократно инициировать приостановление ВНП при необходимости совершения действий:

  • по проведению экспертизы;
  • истребованию документов у третьих лиц;
  • переводу иностранных источников;
  • запросу документов по действующим международным договорам РФ.

Данный перечень является закрытым. Суммарная длительность всех приостановок — не более 6 месяцев. На этот период любые действия на территории плательщика налогов прекращаются (п. 9 ст. 89 НК РФ).

При истребовании информации ВНП может быть приостановлена только 1 раз по контрагенту в пределах общего допустимого срока. В случае просрочки получения документов от иностранных государств время приостановления ВНП увеличивается на 3 месяца (т. е. в этом случае может составить 9 месяцев, см. письмо ФНС РФ от 22.09.2017 № СД-4-3/19092@).

Сколько может составить максимальный срок выездной налоговой проверки по ОП

Выездная налоговая проверка не может продолжаться больше 1 месяца, если она проводится для контроля за деятельностью отдельного обособленного подразделения (далее — ОП, абз. 5 п. 7 ст. 89 НК РФ).

Приказ № ММВ-7-2/189@ разрешает увеличивать продолжительность ВНП предприятий, имеющих ОП.

Максимальный срок проведения выездной налоговой проверки при этом следующий.

Количество ОП

Дополнительные условия

Максимальный срок

  • Налоговая нагрузка ОП не менее 50% от общей по предприятию.
  • И (или) балансовая стоимость имущества ОП не менее 50% от стоимости имущества предприятия

От 4 до 9 включительно

6 месяцев

ВНП может продлеваться и в других случаях.

Каковы причины продления сроков

В приложении 4 к приказу № ММВ-7-2/189@ определено, каковы сроки проведения выездных налоговых проверок и основания их продления.

В п. 2 приложения 4 перечислены следующие случаи:

  • необходимость дополнительного изучения поступившей информации о нарушении лицом налогового законодательства;
  • форс-мажорные обстоятельства, произошедшие в месте проведения ВНП (стихийные бедствия, случаи уничтожения имущества и др.);
  • осуществление контроля за деятельностью крупнейшего налогоплательщика;
  • проверка предприятия с ОП;
  • нарушение сроков передачи затребованных по п. 3 ст. 93 НК РФ документов и др.

Перечень оснований не является исчерпывающим, допускается продление срока выездной налоговой проверки при сложности производственных процессов, наличии разветвленной хозяйственной структуры, объема изучаемых документов и количества видов деятельности налогоплательщика.

ВАЖНО! При оценке допустимости оснований изменения продолжительности контрольных мероприятий суды учитывают позицию КС РФ , закрепленную в определениях от 16.07.2009 № 985-О-О и от 09.11.2010 1434-О-О, согласно которой понятие «исключительный случай» рассматривается применительно к фактическим обстоятельствам конкретного дела с учетом единообразного правоприменения.

Когда и в течение какого времени проводится повторная ВНП

Законодательством не установлены специальные сроки для повторной ВНП. Из п. 6 ст. 89 НК РФ можно сделать вывод о том, что повторная выездная налоговая проверка проводится в течение 2 месяцев. Срок при наличии исключительных обстоятельств может быть продлен до 4-6 месяцев. Повторная ВНП может быть приостановлена, продлена по основаниям и в порядке, рассмотренным в настоящей статье ранее.

Согласно подп. 1 п. 10 ст. 89 НК РФ в ходе повторной ВНП вышестоящий орган проверяет как налогоплательщика, так и подчиненный налоговый орган. В этом выражается ее двуединая природа (см. постановление КС РФ от 17.03.2009 № 5-П). Данное обстоятельство послужило причиной возникновения мнения о том, что ее назначение возможно только после вынесения решения нижестоящим органом, проводившим предыдущую проверку. Однако суды его не восприняли.

ВАЖНО! Сложившаяся практика не связывает возможность проведения повторной ВНП с предварительным вынесением решения нижестоящим налоговым органом. Суды считают, что новая проверка может быть назначена и проведена до окончания рассмотрения результатов предыдущей (постановления АС МО от 21.12.2015 по делу № А40-57636/2015, АС ДВО от 23.03.2016 по делу № А80-231/2015).

Какими документами оформляется изменение сроков

Для приостановления/возобновления/продления сроков контрольных мероприятий необходимо составление документов в соответствии с регламентированной формой.

Обоснованное решение об увеличении продолжительности ВНП принимается руководителем УФНС субъекта РФ. Продление сроков проверки, проводимой МРИ ФНС по крупнейшим налогоплательщикам, а также УФНС субъекта РФ, ФНС РФ осуществляется руководителем ФНС РФ.

ВНП приостанавливается и возобновляется руководителем налогового органа, проводящего проверку.

Обоснованность приостановления/продления сроков проверки часто становится предметом судебных споров. Например, обеспечение полноты и всесторонности, необходимость детального исследования отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности не могут быть признаны достаточными основаниями для увеличения срока ВНП (постановление АС СЗО от 11.09.2015 по делу № А21-6006/2014, постановление ФАС ВСО от 31.01.2012 по делу № А19-8432/2011, постановление АС МО от 17.07.2015 по делу № А41-46433/14 и др.).

С какой по какую даты исчисляется срок проведения выездной налоговой проверки

Чтобы сопоставить фактические периоды с нормативным определением того, сколько времени может продолжаться выездная налоговая проверка, начало отсчета нужно вести с даты принятия решения о ее проведении (п. 8 ст. 89 НК РФ). Общее время рассчитывается как сумма периодов, в течение которых проверяющие могли осуществлять контрольные мероприятия на территории налогоплательщика. В него не включаются периоды приостановления ВНП.

ВАЖНО! Доказательства, запрошенные и полученные по истечении периода проверки, признаются недопустимыми (определение ВАС РФ от 11.02.2010 по делу № А33-6401/2009). Однако лицо обязано исполнить требования налогового органа, полученные в заключительный день ВНП (определение ВС от 13.05.2015 по делу № А41-2322/2014, постановление 9-го ААС от 20.03.2017 по делу № А40-228422/2016).

Относительно последствий выхода за пределы сроков ФНС РФ в письме от 22.09.2017 № СД-4-3/19092@ высказала позицию, согласно которой нарушение срока ВНП не является существенным отклонением, влекущим недействительность изданного по ее результатам решения налогового органа. Но могут быть оспорены полученные таким образом материалы.

Предмет ВНП и ее продолжительность указываются в справке, передаваемой проверяемому лицу в соответствии с п. 15 ст. 89 НК РФ. Проверка заканчивается в день составления справки.

С этого момента прекращаются все контрольные мероприятия, в т. ч. истребование документов, совершение любых действий на территории налогоплательщика (п. 3 письма ФНС РФ от 29.12.2012 № АС-4-2/22690).

Итак, в соответствии с нормативными требованиями выездная проверка может длиться от 2 до 6 месяцев, в течение которых она может быть приостановлена суммарно до 9 месяцев по основаниям, предусмотренным НК РФ. Проведенные за ее пределами мероприятия налогового органа могут быть оспорены в установленном порядке. Подробно о правилах проведения различных мероприятий в рамках выездной проверки можно узнать в статьях

Как известно, любой бизнес (как индивидуальный предприниматель , так и любое юридическое лицо) работает на на свой страх и риск, поэтому не может быть бесконтрольной со стороны государства.

По вопросам налогов такую контрольную функцию осуществляют налоговые органы.

Одной из форм контроля является налоговая проверка.

Налоговая проверка - это специфическая форма налогового контроля, осуществляемая посредством выездных и камеральных налоговых проверок, которые проводятся должностными лицами налоговых органов с целью контроля за соблюдением налогоплательщиками, плательщиками сборов и законодательства о налогах и сборах.

Из этого определения следует, что для классификации проверки как налоговой, необходимо одновременное соблюдение нескольких условий, а именно:

    Проверка должна проводится должностными лицами налоговых органов в пределах их компетенции.

    Целью проверки должен быть контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

    Налоговые проверки проводятся в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.

Налоговые органы определили целый ряд признаков , при наличии которых у любой единицы бизнеса шансы быть проверенной повышаются.

Понятие выездной проверки

проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года ;

проверять периоды, превышающие три календарных года, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, за исключением случаев, указанных в статье 89 НК.

Виды выездных проверок

На основе имеющейся у налогового органа о налогоплательщике информации, полученной в ходе камеральных налоговых проверок , предыдущих выездных налоговых проверок, мероприятий налогового контроля, разрабатывается программа выездной налоговой проверки, утверждаемая руководителем налогового органа для каждого налогоплательщика, включенного в план выездных налоговых проверок.

Проверки, проводимые в соответствии с утвержденным планом выездных налоговых проверок, называются плановыми . Такой план составляется и утверждается ежеквартально.

Иногда возникает необходимость проведения внеплановых выездных налоговых проверок, в том числе в связи с запросом правоохранительных органов, или по заданию вышестоящих налоговых органов, или по другим причинам.

В зависимости от количества подлежащих проверке налогов и сборов, выделяются следующие виды выездных налоговых проверок:

    комплексные - в ходе которых охватываются все налоги и сборы, уплачиваемые проверяемым лицом. В решение о проведении выездной налоговой проверки может быть использовано общее описание подлежащих проверке вопросов, являющихся предметом проверки, - "проверка правильности соблюдения законодательства о налогах и сборах";

    тематические - в ходе которых проверяются только некоторые налоги и сборы по выбору проверяющих должностных лиц. Например, в решение о проведении тематической выездной налоговой проверки предмет проверки будет строго очерчен - "проверка правильности исчисления налога на прибыль организаций, единого социального налога и налога на доходы физических лиц".

Порядок проведения выездной налоговой проверки

Налоговый кодекс не выделяет этапы налоговой проверки.

Если исходить из положений статей 88 - 101 Налогового кодекса РФ, то камеральную налоговую проверку можно представить в виде непрерывного процесса, состоящего из последовательно идущих друг за другом следующих этапов:

    Прием документов.

    Проведение налоговой проверки.

    Оформление результатов налоговой проверки.

    Рассмотрение материалов налоговой проверки и вынесение итогового решения по результатам такого рассмотрения.

Но этапы выездной проверки можно выявить опытным путем.

Планирование и подготовка выездной налоговой проверки

На основе собранной в ходе мероприятий налогового контроля и полученной из различных источников информации о налогоплательщиках, с учетом камерального анализа их налоговых деклараций (расчетов) и бухгалтерской отчетности, финансово-экономических показателей их деятельности выбираются те налогоплательщики, в отношении которых сотрудники налогового органа могут с определенной долей уверенности предполагать наличие или отсутствие нарушения законодательства о налогах и сборах.

Необходимая информация о налогоплательщике может быть получена как из внутренних, так и из внешних источников. Информация из внутренних источников - это сведения, полученные в ходе государственной регистрации и учета налогоплательщиков, камеральных проверок их деклараций (расчетов), бухгалтерской отчетности , лицевых счетов и т.п., а информацией из внешних источников является информация, полученная налоговыми органами от других государственных органов, органов государственной власти и местного самоуправления, а также других юридических и физических лиц.

Выездная проверка направлена на выявление уклонений от налогообложения. Это более углубленное мероприятие налогового контроля по сравнению с камеральной проверкой поэтому нет ничего удивительного в том, что выездная проверка должна заканчиваться доначислением. Если выездная проверка прошла безрезультатно - значит, инспекторы провели плохой предпроверочный анализ и вышли на проверку неподготовленными.

Перечень подлежащих выездной налоговой проверке налогоплательщиков утверждается руководителем налогового органа (его заместителем) ежеквартально в составе плана выездных налоговых проверок, и должен содержать помимо налогоплательщиков, в отношении которых сотрудники налогового органа могут с определенной долей уверенности предполагать наличие или отсутствие нарушения законодательства о налогах и сборах, также налогоплательщиков, которые подлежат обязательной проверке в соответствии с действующим законодательством, указаниями вышестоящих налоговых органов, поручениями правоохранительных органов.

Для каждого налогоплательщика, включенного в план выездных налоговых проверок, разрабатывается и утверждается отдельная программа выездной налоговой проверки, в которой решаются вопросы о виде предстоящей выездной налоговой проверки, о предмете выездной налоговой проверки, о периоде, подлежащем выездной налоговой проверке, о проверяющем составе и некоторые другие вопросы.

При планировании и подготовке выездной проверки определяется объем недостающей информации о налогоплательщике и о его деятельности, решается вопрос о необходимости привлечения сотрудников правоохранительных и других контролирующих органов.

Назначение выездной налоговой проверки

Проверка назначается, составленным по определенной форме, решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа по месту нахождения организации или месту жительства физ. лица.

Согласно требованиям пункта 2 статьи 89 НК решение о проведении выездной налоговой должно содержать:

    об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (п.7 ст.101 НК РФ).

Для принятия решения руководитель ИФНС (или его зам) должен рассмотреть:

    Акт налоговой проверки;

    другие материалы проверки;

Вспомним теории и функции налогов - теория общественного договора, обмена благ и услуг от государства на налоговые платежи, теория монетаризма, кейнсианская теория, в которых инструментом воздействия на экономику и влияния на денежное обращение, инвестиционный климат выступают в том числе нагрузки на субъекты и объекты налогообложения, социальные теории, стремящиеся с помощью государственных платежей перераспределять доли богатых и бедных в стране, контрольная функция, призванная проверять действенность избранной финансовой политики правительства и экономическое поведение хозяйствующих субъектов, эффективность их деятельности.

Если задуматься о глубине и ширине огромного финансового механизма, налоговый контроль станет необходимым механизмом .

Главным источником информации по налоговым проверкам является Налоговый Кодекс РФ , причем необходимо брать самое свежее издание, ибо изменения в него вносятся регулярно. По отдельным вопросам есть арбитражная практика, Письма Минфина, Постановления Правительства.

Налоговые проверки делятся на камеральные и выездные . К слову, проверки - не единственные методы налогового контроля, хотя и самые точные, практичные.

Если камеральная проверка подразумевает удаленное изучение получаемой отчетности в зданиях ИФНС, то выездная , чье название говорит само за себя, проводится на территории налогоплательщика и включает доскональное рассмотрение как материальных, так и учетных составляющих фирмы .

Существуют плановые показатели, утвержденные ФНС России в Приказе №ММ-3-06/333@ от 30 мая 2007 года , по которым и происходит отбор. В нем выделены 11 критериев самостоятельной оценки , наличие которых вводит предпринимателей в «группу риска». Среди них:

  • на протяжении нескольких налоговых периодов подряд отражение убытков;
  • отражение существенных налоговых вычетов;
  • в отчетности расходы максимально приближены к доходам за год;
  • уровень рентабельности ниже аналогичных в данной сфере хозяйствующих субъектов;
  • и т. д.

Кроме этих показателей, подачи уточненных деклараций, сделки с подозрительными контрагентами, имеющими признаки «однодневок», чреваты вниманием контрольных органов и выездной проверки.

Крупнейшие налогоплательщики подвергаются проверкам «на месте» каждые три года в обязательном порядке .

Особенности, цели и правовое регулирование

Раздел 5 Налогового кодекса РФ посвящен налоговому контролю. В нем 2 главы - глава 13 о налоговой декларации и о налоговом контроле.

Четкого определения выездной проверки в законе нет, однако в статье 89 сформулированы признаки :

  • все контрольные действия исполняются должностными лицами органа ФНС на месте нахождения налогоплательщика;
  • в решении о проведении мероприятия указывается предмет проверки - правильность и своевременность исчисления и уплаты конкретных налогов;
  • процесс длится не более двух месяцев, начиная со дня вынесения решения (руководителем или его заместителем) до дня оформления справки;
  • максимальный предшествующий период, подлежащий проверке, составляет 3 года, не считая текущий год.

Как видно, даже в самом начале правового описания данной процедуры законодатель отметил четкие границы деятельности, зная которые каждая сторона не может допустить своеволие и крайности.

Формы выездной налоговой проверки

По методу проведения различают:

  • сплошную;
  • выборочную.

Как правило, производится именно сплошная проверка, так как выборочная зачастую признается недействительной .

  • плановую;
  • внеплановую.

О плановых проверках и критериях отбора субъектов упоминалось выше. Что касается внеплановых. то они обычно основываются на запросах правоохранительных и вышестоящих налоговых органов. Возможны и иные причины.

Основания для контроля

В отличие от камеральной проверки, основанием для которой является полученная декларация, документальным основанием выездной служит решение руководителя налогового органа или его заместителя . Данное решение выносится по форме, утвержденной в Приказе ФНС России от 08.05.2015 №ММВ-7-2/189@ .

Только имея такое решение (постановление), к налогоплательщику могут прийти инспекторы органов ФНС.

Периодичность и место проведения

Еще одно законодательное ограничение контрольного мероприятия касается временных рамок.

Во-первых, это проверяемый период - 3 предшествующих года, т. е. если проверка проводится в 2018 году, могут быть проверены 2015, 2016 и 2017 годы.

Если проверка осуществляется по уточненной декларации, то проверяется соответствующий период, указанный в ней.

Во-вторых, это количество проверок за год и количество проверок за один и тот же период - в обоих случаях не более 2 раз. В третий раз проверить 2015-2017 года нельзя, как и в третий раз в 2018 году явиться с проверкой. Исключительным случаем является решение вышестоящих органов.

Главным отличием выездной проверки от камеральной является место процесса - на территории налогоплательщика, а это либо место нахождения организации, либо место нахождения физического лица. Только в том случае, если налогоплательщик не может предоставить помещение, проверка перемещается в здание ИФНС - на основании заявления проверяющего или докладной записки сотрудников, назначенных в эту проверку.

Кто ее проводит

В решении о проведении проверки обязательно заполняется графа о конкретных должностных лицах, которые назначены в проверяющую группу, избирается руководитель группы . Указываются их имена, должности.

Сотрудники обязаны продемонстрировать налогоплательщику копию решения о проверке и служебные удостоверения для подтверждения личностей и должностей.

Пошаговый порядок проведения, оформляемые документы

Сотрудники в целях исследования предмета проверки рассматривают бухгалтерские и налоговые документы - учредительные, лицензии, декларации, регистры налогового учета, счета-фактуры, банковские расчеты и т.д.

При этом инспекторы заполняют информационные ресурсы федерального, регионального и местного уровней.

В качестве дополнительных возможностей налоговые сотрудники вправе :

  • запрашивать информацию в органах иностранных государств;
  • запрашивать информацию в банках;
  • вызывать для дачи пояснений на основании письменного уведомления налогоплательщика на территорию налогового органа;
  • производить инвентаризацию имущества;
  • допрашивать свидетелей;
  • истребовать документы путем передачи письменного требования физическому лицу, главе организации, контрагенту и другим субъектам, у которых могут быть касающиеся дела документы;
  • осуществлять выемку документов на основании постановления руководителя проверяющей группы;
  • проводить экспертизу;
  • привлекать специалистов и переводчиков;
  • вызывать понятых.

В ходе этих мероприятий составляются протоколы утвержденных форм.

Выездная проверка не должна превышать 2 месяцев - со дня вынесения решения о ее проведении до дня составления справки по результатам. В исключительных случаях по решению начальника налоговой службы она продлевается до 4 или 6 месяцев.

Как вести себя при общении с налоговой

Для оптимального проведения проверки налогоплательщик не должен препятствовать проверяющей группе изучать документацию и информацию, касающуюся предмета проверки. Однако необходимо изучить свои права и обязанности, права и обязанности должностных лиц налоговых органов, обязательно - сроки тех или иных мероприятий, направления письменных уведомлений, требований, т. к. чаще всего нарушаются именно сроки, следить за юридически правильным формированием документов по проверке.

Как отложить проверку или приостановить ее

Руководитель ИФНС вправе приостанавливать проверку в некоторых случаях:

  • на период истребования документов;
  • получения информации от иностранных государств;
  • проведения экспертиз, переводов.

Общая продолжительность приостановления проверки не должна превышать 6 месяцев , а в том случае, когда за этот строк еще не получена информацию от иностранных государств, приостановление может продолжаться еще 3 месяца.

Таким образом, выездная проверка иногда растягивается на более чем год.

Результаты и решения по ним, срок вынесения

В последний день проверки руководитель группы составляет справку, в которой обозначает предмет проверки и ее сроки. Затем данный документ вручается налогоплательщику либо его представителю.

Дата, указанная в справке, является днем окончания проверки, и от нее отсчитываются дальнейшие сроки - в течение 2-х месяцев необходимо сформировать акт налоговой проверки с приложением подтверждающих сведения из него документов.

Акт вручается налогоплательщику лично, по ТКС либо заказным письмом. Если акт отправляется письмом, то днем получения считается 6 день после отправки документа.

Со дня получения акта налогоплательщик в течение месяца имеет право предоставить письменные возражения по результатам проверки.

После приема возражений в срок, не превышающий 10 дней, налоговым органом выносится окончательное решение : привлечение к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах или отказ от привлечения к ответственности. Решение принимается в ходе рассмотрения материалов проверки, на котором может присутствовать налогоплательщик или его представитель. Он должен получить данное решение.

После вручения ему решения оно вступает в силу через еще 10 дней .

Именно после этого налогоплательщик способен обжаловать принятое решение в вышестоящем органе.

Обжалование решения

Вопрос обжалования актов налоговых органов регулируется разделом 7 НК РФ (глава 19). В законодательстве установлен досудебный порядок урегулирования спора .

Обжалование невступившего в силу решения производится в течение месяца со дня вручения этого решения. Жалоба подается в тот же налоговый орган, который направляет его далее в более высшее ведомство.

Срок рассмотрения - месяц. В некоторых случаях - 2 месяца.

Результатом будет либо решениебез изменений, либо отмена решения полностью или части, принятие нового.

Если налогоплательщик не согласен, он вправе обжаловать его решение в еще более вышестоящем налоговом органе либо в судебном порядке не позднее 3 месяцев после принятия второго решения.

Обжалование вступившего в силу решения возможно в течение 1 года со дня, когда лицо узнало о нарушении своих прав или должно было узнать об этом.

Дальнейшая процедура аналогична процессу с невступившим решением.

Таким образом, зная свои права и обязанности, зная права и обязанности налоговых органов и их должностных лиц, каждый сумеет оптимально перенести выездную налоговую проверку и свести к минимуму возможную несправедливость и ущемление своих интересов.

Любая организация, независимо от вида бизнеса или организационно-правовой формы, ИП или ООО, а также другие в процессе своей деятельности подвергаются разного рода проверкам со стороны государственных и контролирующих органов, в том числе, со стороны налоговой службы. Налоговые проверки различаются по видам, а также по основаниям для их проведения.

В общем все налоговые проверки делятся на две большие группы (виды налоговых проверок):

1. Камеральная налоговая проверка. Это проверка по декларациям и отчетам, которые ИП и ООО в определенные предусмотренные законом сроки сдают в свою налоговую службу в бумажном или электронном виде.

Эти проверки производятся в самой налоговой службе, упрощенно говоря в кабинете того или иного налогового инспектора, который осуществляет контроль за тем или иным налогом.


Обычно проверяется, насколько правильно заполнена та или иная декларация или отчет, насколько верно отчет сопоставляется с предыдущим и т. д.

2. Выездная налоговая проверка. Она производится уже непосредственно в том месте, где работает ИП или ООО, обычно это происходит в бухгалтерии фирмы.

Сотрудники налоговой службы на месте проверяют документы, в том числе первичные (счета, накладные), на основе которых составляются отчеты и декларации, сами отчеты и т. д.

Выездные налоговые проверки бывают плановые, а бывают и вне плана, например, при ликвидации ООО также будет назначена выездная налоговая проверка даже в том случае, если до плановой проверки еще не дошли сроки.

Бывают еще встречные налоговые проверки. Это когда проверяется одна фирма и для того, чтобы получить достоверную информацию, налоговые инспекторы проверяют также и контрагента этой проверяемой фирмы по какой-то конкретной операции. Например, одна фирма при расчете НДС поставила в зачет сумму налога от поставщика, которая перекрыла весь исходящий НДС самой фирмы. У налоговой службы могут на этот счет возникнуть сомнения в правильности такого возмещения и поэтому они могут запросить и проверить документ о реализации у поставщика проверяемой фирмы.

Встречные проверки могут быть камеральные и выездные налоговые проверки.

Камеральная налоговая проверка

Для того, чтоб начать и провести камеральную проверку, специалистам налоговой службы не нужно никакого специального отдельного разрешения или распоряжения руководства в отличие от выездной проверки. Другими словами, специалисты налоговой службы проводят периодические камеральные проверки, исходя из их служебных обязанностей.

Срок проведения камеральной налоговой проверки: камеральным проверкам могут подвергнуться отчеты и декларации в течение трех месяцев со дня их сдачи и представления в налоговую.

При этой проверки проверяются отчеты, декларации, которые сдает фирма, а также другие документы, которые об этой организации есть в распоряжении налоговой, например, вписки из ЕГРЮЛ или из ЕГРИП, устав организации, сведения об открытых расчетных счетах в банках и т. д.

Когда камеральная налоговая проверка проводится, а фирма не сдала отчет, то проверку все равно могут провести, для этого будут использовать те документы, которые есть в налоговой, которые касаются этой фирмы.

Если вдруг налоговая начала камеральную проверку какого-то отчета, а в это время организация сдала уточненную декларацию, например, по НДС или по любому другому налогу, то проверка прекращается и начинается новая с учетом сданных уточнений.

Примечание
Уважаемые читатели! Для представителей малого и среднего бизнеса в области торговли и услуг мы разработали специальную программу "Бизнес.Ру", которая позволяет вести полноценный складской учет, торговый учет, финансовый учет, а также имеет встроенную CRM систему. Имеются как бесплатный, так и платные тарифы.

Обычно при проведении камеральной проверки налоговая служба не запрашивает у фирм какие-то дополнительные документы, используя только сданную декларацию и другие документы, которые есть у ФНС. Однако есть случаи, когда налоговая может запросить дополнительные документы и организация должна их предоставить:

  1. Если речь идет о налоговых льготах, которыми фирма воспользовалась, а налоговая теперь проверяет, правильно ли все было сделано.
  2. Когда проверяется, правильно ли применены вычеты по НДС.
  3. Когда речь идет о налогах на природные ресурсы.
  4. Когда проверяется налог на прибыль и НДФЛ участника инвестиционного товарищества.

Когда налоговой службе нужны дополнительные документы для камеральной проверки, она делает в фирму запрос, а сама организация в течение 10 дней должна эти документ предоставить. Если фирма не может в этот срок предоставить документы, она может срок продлить, о чем также пишется уведомление в налоговую. Это уведомление в ФНС будет рассмотрено и в течение 2 дней оттуда придет ответ, можно ли продлить срок.

Если во время проведения камеральной проверки налоговая служба нашла в отчете какие-то неточности или несоответствия, она об этом информирует организацию и требует пояснения: их нужно дать в течение пяти дней или в течение этого же срока исправить отчет.

Если налоговая служба проводить проверку уточненной декларации по какому-то налогу, в которой по сравнению с первоначальной декларацией сумма налога уменьшена, налоговики могут потребовать объяснить, почему произошло уменьшение налога. Это также нужно будет сделать в течение 5 дней.

Также при проверке декларации, в которой указан убыток за отчетный период, налоговики могут потребовать в течение 5 дней объяснить причину этого убытка.

Чтобы объяснить изменения – уменьшение сумм налога, убытки – фирма может предоставить в налоговую, в том числе, выписки из регистров бухгалтерского и налогового учета, который ведется на предприятии.

Если этих объяснений не будет предоставлено или же если сотрудник налоговой после рассмотрения всех документов выявит налоговое правонарушение, он составит соответствующий акт.

Выездная налоговая проверка

Она производится на территории проверяемой организации. Чаще всего это происходит в бухгалтерии фирмы, куда в течение срока проведения проверки приходят специалист налоговой службы. Если вдруг по какой-то причине фирма не может предоставить помещение для проведения выездной проверки, она будет производиться в управлении налоговой службы.

Решение о проведении выездной налоговой проверки в фирме должно содержать следующие сведения:

1. Полное и сокращенное название фирмы (ООО) или фамилия, имя и отчество ИП.

2. По каким именно налогам будет производиться проверка.

Это может быть как один, так и сразу несколько налогов. Проверяется обычно, как правильно исчисляются налоги, а также насколько вовремя фирма их уплачивает.

3. Период, за который проводится проверка указанных налогов.

Период этот не должен быть больше трех лет. То есть, проверять будут налоги за три года, которые предшествовали выездной проверке. К примеру, если выездная налоговая проверка пришла в ООО или к ИП в 2016 году, то налоги будут проверять максимум за три года: 2015, 2014 и 2013.

Если во время выездной проверки фирма подготовила по проверяемому налогу уточняющую декларацию, проверят и тот период, который охватывает эта декларация.

По одним и тем же налогам за один и тот же период налоговая не может провести больше, чем 1 выездную проверку.

Кроме того, к одному и тому налогоплательщику (ООО или ИП) не могут в течение 1 года приехать две и больше выездных налоговых проверок, даже по разным налогам.

4. Фамилии и инициалы, а также должности тех сотрудников, которые будут проводить проверку.

Выездная налоговая проверка 2016 порядок проведения: она не может длиться больше 2 месяцев. В исключительных случаях этот срок может быть увеличен до 4 или до 6 месяцев. Срок этот начинается длиться со дня вынесения решения о проведении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке. Общий срок проведения выездной налоговой проверки не должен превысить 6 месяцев с учетом возможных перерывов и приостановок.


Порядок проведения выездной налоговой проверки: руководитель или заместитель руководителя управления налоговой службы может приостановить выездную налоговую проверку для того, чтобы:

  • Истребования дополнительных документов для проверки.
  • Для получения информации от иностранных государственных органов, если речь идет о международном сотрудничестве.
  • Для перевода на русский язык документов, которые проверяемая фирма предоставила на иностранном языке.
  • Для проведения необходимых экспертиз.

Каждое приостановление и продление проверки должно быть оформлено решением руководителя налоговой службы или его заместителем.