Презентация на тему " город и село". Конспект урока "Город и село"

Урок "Окружающий мир" во 2-м классе по теме "Город и село"

Цель урока: сформировать у учащихся представление о жизни в городе и селе.

Задачи урока:

    Образовательные:
    усвоение понятий «город», «село»;
    формирование умений сравнивать, находить основные особенности данных населенных пунктов.

    Развивающие:
    развитие функций мышления (анализа, сравнения, обобщения, формулирования выводов);
    развитие внимания.

    Воспитывающие:
    воспитание интереса к предмету,
    любви к своему городу, уважение к его истории и традициям;
    пробудить желание, сохранить его культуру и красоту.

Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, презентация , фотографии города и села, памятников, музеев, различных производств, предприятий торговли, транспорта, сельского хозяйства, карточки со словами «город», «село», «горожане», «сельский житель».

Ход урока

I. Организационный момент. На уроках не скучаем,
Пишем, думаем, считаем,
Очередь пришла играть.
Ответы будем выбирать.

II. Целеполагание и мотивация. - Рассмотрите фотографии, что изображено? (слайд 1) -Сравните их. Чем отличаются? Назовите ключевые слова. (город, село) – Сформулируйте тему урока. («Город и село») (вывешиваются карточки со словами и фотографии города и села) – Как вы думаете, чему мы должны научиться на уроке? (ответы учащихся) - Это цель нашего урока.

III. Изучение нового материала. 1. Работа в группах по карточкам с фотографиями города и села (6 групп). – Перед вами различные фотографии. (слайд 2)

Задание (на доске). Разделить фотографии на две группы. В одну отобрать только те, где изображен город, и отметить отличительные черты города. В другую -те, на которых изображено село, отметить отличительные особенности сельской местности.

– Проверяем. Какие отличительные особенности в жизни города вы отметили? А в жизни села?

Вывод (презентация).

– Сложите карточки и уберите в конверт.

2. Индивидуальная работа с учебником . – Итак, город – крупный населенный пункт, административный, торговый, промышленный и культурный центр. Население современного города может составлять от 50000 человек до 1 миллиона и больше. Село – небольшой населенный пункт. Есть такое еще понятие – деревня. Чем оно отличается от понятия села? Село – поселение с церковью, деревня – без церкви. – Как вы думаете, образ жизни горожанина и сельского труженика одинаков или различен? (Конечно различен) – Кого называют горожанином? (вывешивается карточка со словом) – Мы не будем сегодня говорить о том, где хорошо в городе или в селе. Потому как нет однозначного ответа. Сельские жители всегда стремились в город, их влекли заводы и фабрики.

Но наблюдается и другой процесс – жители городов возвращаются в сельскую местность, где более здоровый воздух и жизнь спокойна.

Физкультминутка

Вы, наверное, устали? Да?
И поэтому все встали.
Дружно вытянули шеи,
И, как гуси зашипели.
Ши-ши-ши!
Пошипели, помолчали,
И, как зайцы поскакали.
Поскакали, поскакали,
И за кустиком пропали.
И опять все дружно встали,
Мы ни сколько не устали.

IV. Закрепление изученного. Краеведение. (презентация)

    В каком населенном пункте мы живем? В какой области находится наш город? - Почему наш населённый пункт имеет статус города? Докажите. (высокие кирпичные дома, асфальтированные дороги, заводы и фабрики, музеи, общественный транспорт)

    Каждый день кузнечан ожидает МТЦ «Родина», «Юность», кинотеатр «Комсомолец». Широко развита сеть магазинов. Есть библиотеки, учебные заведения, больницы, городской парк с чудесными аттракционами. Здесь жители города могут отдохнуть, посмотреть спектакли, концерты, поправить свое здоровье, подышать свежим воздухом.

    Давайте совершим заочную экскурсию по нашему городу. Презентация.

    А всегда ли наш город был таким как сейчас? С историей нашего города нас познакомит Н. Храмцов.

    Как раньше назывался наш населённый пункт? (село Нарышкино)

    Почему село преобразовалось в город? (развивались ремёсла, строились заводы, фабрики, культурные заведения).

    История многих городов, в том числе и нашего, берёт начало из сёл и деревень.

    Любить и защищать СЕЛО, ГОРОД, РОДИНУ.

    Беречь природу, приумножать ее богатства.

    Охранять памятники архитектуры, уберечь их от гибели.

    Каждый горожанин и житель села должны беречь красоту своего населенного пункта, приумножать его ценности.

V.Подведение итогов. Рефлексия.

– Какова была цель, поставленная в начале урока? - Как вы считаете, достигли мы этой цели?

Сейчас я назову признаки населённого пункта. Если это город, покажите красную карточку, а если село- зелёную.

Домашнее задание: повторить материал по учебнику с. 96-99, выполнить задание в тетради с. 36 (записать основные сведения о нашем городе) и нарисовать дом, в котором вы живете.

Слайд 2

Слайд 3

ГОРОД

  • Слайд 4

    СЕЛО

  • Слайд 5

    5. Села окружены лесом, в котором много грибов, ягод трав

    5. Множество памятников, музеи кинотеатры и театры

    4. В основном используются лошади. Отсутствует общественный транспорт

    4. Развит общественный транспорт

    троллейбусы, автобусы, трамваи

    3. Люди занимаются выращиванием культурных растений и разведением домашних животных

    3. Множество заводов и фабрик

    2. Проселочные дороги

    2. Дороги, покрытые асфальтом

    1. Деревянные частные дома

    1. Многоэтажные дома из кирпича

    6. Чистый воздух, экологические чистые продукты питания

    6. Мало зелени, загазованный воздух

    Слайд 6

    Вывод:

    Город – это крупный населенный пункт.

    Село – это небольшой населенный пункт.

    Слайд 7

    Слайд 8

    Слайд 9

    Слайд 10

    Слайд 11

    Слайд 12

    Сравним дома

    стр. 98 – 99

    Слайд 13

     посёлок

    1. Что называется крупным населённым пунктом?

    Тест «город и село»

    Слайд 14

    Тест «город и село»

    2. Жители какого населённого пункта передвигаются на троллейбусах, трамваях, метро?

     города

    Слайд 15

    3. Найди неверное высказывание.

    Тест «город и село»

    Жители города работают в институтах.

    Жители города работают на фабриках и заводах.

     Жители города работают на фермах.

    Слайд 16

    Тест «город и село»

    4. Чего не может быть в городской квартире?

     ванной

    Слайд 17

    Тест «город и село»

    5. Найди неверное высказывание.

    В городах много улиц и высоких домов.

    В городах работают музеи, театры, много магазинов.

     В городах много просёлочных дорог.

    Слайд 18

    Тест «город и село»

    6. Найди неверное высказывание.

    В сёлах много улиц и высоких домов.

    В сёлах люди могут ездить на лошадях.

     В сёлах издавна делают расписные игрушки.

    Слайд 19

    Тест «город и село»

    7. Из чего в городах сегодня не строят дома?

    из кирпича

    из бетона

     из дерева

    Слайд 20

    Тест «город и село»

    8. Найди неверное высказывание.

    Жители села занимаются выращиванием культурных растений.

    Жители села работают на крупных заводах и фабриках.

     Жители села занимаются разведением домашних животных.

    Плешаков 2 класс 1 часть. Рабочая тетрадь

    На этих страницах представь основные материалы по проекту (фотографии, справочные сведения и др.). Составь и запиши план выступления на презентации проекта. Оцени свою работу над проектом. Вырази благодарность тем, кто помогал тебе или совместно с тобой участвовал в работе.

    План моего выступления на презентации.

    1) Город, в котором я живу
    2) История моего города: год основания, развитие
    3) Достопримечательности моего города
    4) Чем сейчас живет мой город
    5) Я люблю свой город

    Презентация «Город, в котором я живу»

    Город, в котором я живу, называется Москва. Это очень большой, очень красивый и знаменитый на весь мир город. Москва - это столица России. Его даже называют сердцем России и это действительно так: в Москве работает Президент страны и Правительство, находятся все главные государственные структуры и живут самые известные люди страны.

    Впервые мой город упоминался в летописях уже в 1147 году. Это значит, что Москве уже почти 900 лет! Сначала Москва была небольшим городком, затерянным среди лесов, потом стала столицей удельного княжества, а с 1389 году Москва стала столицей Российского государства.

    Что только не видела Москва за эти столетия: войны и осады, пожары и революции, иностранных захватчиков и венчание на царство новых царей. Улицы Москвы не раз перестраивались, но все равно мой город всегда возрождался и рос, становясь все красивее и богаче.

    Весь мир восхищается достопримечательностями Москвы: Большим театром, Красной площадью, Собором Василия Блаженного, Кремлём Парком Горького и ВДНХ, Музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и Третьяковской галереей.

    Сейчас в Москве живет более 12 миллионов человек. Это огромный город, притягивающий к себе все новых и новых жителей, ведь в Москве жить не только комфортно, но и интересно. У нас часто проходят ярмарки и фестивали, приезжают самые звездные артисты, устраиваются велопробеги, парады и праздничные салюты.

    А недавно в Москве состоялось грандиозное событие - чемпионат мира по футболу. В наш город приехали гости со всех стран мира. Это был самый настоящий праздник, очень яркий и запоминающийся.

    Я люблю свой город. Он самый лучший на всей планете!

    Как я оцениваю свою работу над проектом (была ли работа интересной, лёгкой или трудной, была ли она полностью самостоятельной или потребовалась помощь взрослых, как складывалось сотрудничество с одноклассниками, была ли работа успешной).

    Мне очень понравилось работать над проектом. Я узнал много новых интересных фактов о своем городе и обнаружил много мест, куда бы я от сам хотел сходить.
    В работе мне помогала-вся семья. Папа находил информацию в Интернете, мама помогла оформить- презентацию, бабушка искала фотографии, а дедушка поделился воспоминаниями.

    Благодарности за помощь и сотрудничество.

    Спасибо большое моей маме, папе, бабушке и дедушке за помощь! Также хочу поблагодарить своих друзей Колю и Мишу. Вы помогли мне вовремя исправить ошибки. А особая благодарность моей собаке Жуле. Без тебя мои прогулки по городу не были бы такими веселыми.

    1. Запиши основные сведения о своём городе (селе).

    Название города (села): Москва
    На какой реке (озере, море) стоит город (село): Москва
    Главная улица: Тверская
    Основные достопримечательности: Кремль, Царь-колокол, Царь-пушка, Собор Василия Блаженного, Красная площадь, Московский зоопарк, памятник Петру Первому, ВДНХ, Большой театр.

    2. Нарисуй дом, в котором ты живёшь, или наклей фотографию.

    3. Расспроси взрослых об истории своего дома (например, когда и кем он построен, когда поселилась в нём ваша семья, что изменилось в доме со времени постройки, как менялась территория вокруг дома). Если в семейном альбоме есть фотографии вашего дома в прошлом, рассмотрите их. Сравните с тем, как дом выглядит сейчас.
    Здесь вы можете наклеить копии старых фотографий вашего дома или перерисовать их.

    Используя полученные сведения, попробуй сочинить и записать рассказ от имени дома, как будто он сам рассказывает о себе и своих жильцах.

    Я - дом, обычный панельный дом. Вырос я на большом пустыре, а вместе со мной на этом пустыре выросли другие, точно такие же как и я дома. Можно сказать, что мы все братья близнецы - так мы друг на друга похожи. Во мне живут самые разные жильцы: молодые и старые, весёлые и грустные, воспитанные и не очень. Больше всего любят во мне селиться молодые семьи с детьми, поскольку рядом со мной есть и уютный детский сад, и большая школа, и интересные детские площадки, и тихие уютные парки.
    Жильцам постарше парки также очень нравятся. Правда они еще всегда хвалят меня за широкие коридоры, большие лифты, высокие потолки и просторные комнаты.
    Я рад, что я такой молодой и современный дом. Мои жильцы очень счастливы жить во мне.

    4. Рассмотри фотографии одного и того же дома в прошлом и настоящем. Сравни их. Придумай рассказ по этим фотографиям (устно).

    Цели урока:

    • Образовательная – систематизировать представление учащихся о жизни города и села;
    • Развивающая – развивать познавательную активность, наблюдательность, речь, мышление, умение рассуждать, делать выводы;
    • Воспитательная – воспитывать уважение к мнению других, умение слушать, высказывать свою точку зрения, любовь к родному городу.

    Тип урока: получение новых знаний.

    Оборудование:

    • презентация «Город и село» (иллюстрации города и села, викторина по фото п. Гидростроитель) – Приложение 1 ;
    • ноутбук;
    • экран;
    • проектор;
    • экологические знаки;
    • карточки-тесты для работы парами (Приложение 2 );
    • карточки-сообщения для учащихся.

    ХОД УРОКА

    1. Оргмомент

    2. Повторение пройденного материала

    б) Беседа по экологическим знакам.

    – Какой знак вы можете объяснить.

    в) Слово учителя об охране защите животных и растений.

    3. Сообщение темы урока

    – На нескольких уроках подряд мы говорили о том, в каком состоянии находится природа, как живут ее питомцы. Сегодня на уроке мы отправимся в гости к людям и посмотрим, как и где живут они. Навестим людей в городе и селе. (Приложение 1 , слайд 1)

    4. Работа по теме урока

    – Посмотрите на иллюстрации с изображениями. Назовите, где изображен город, а где деревня, село. (Приложение 1 , слайд 2)
    – Докажите, называя отличительные черты города и села.

    5. Чтение текста по учебнику (Плешаков «Мир вокруг нас» страница 96)

    – Что такое город и село?
    – Какие города вам известны? В каких городах вы бывали? Приходилось ли вам бывать в сельской местности? Где именно?

    6. Сообщения учащихся

    (Приложение 1 , слайды 14-16)

    – А об основных достопримечательности допишите, когда ответите на вопросы викторины.

    (Приложение 1 , слайд 17)

    12. Викторина «Знаешь ли ты свой город?»

    На экране фотослайды с изображением видов поселка Гидростроитель.(анимацией высвечивается название места)

    • школа № 15
    • улица Енисейская
    • православная церковь
    • магазин «Енисейский»
    • детская поликлиника
    • аптека
    • почта
    • АТС-35
    • магазин № 92
    • мини-рынок «Ангара»
    • взрослая поликлиника
    • рынок «Сосновый»
    • площадь 45 квартала.

    13. Домашнее задание

    – По тетради на странице 36 выполнить задание 2: «Нарисуй дом, в котором ты живешь».

    14. Итог урока

    – Жить одинаково хорошо как в городе, так и в селе. Везде есть свои плюсы и минусы. Из села люди стремятся в город, чтобы найти работу на крупных предприятиях. А жители города постепенно приобретают жилье в селах, чтобы дышать свежим воздухом и отдыхать от суеты и большого количества людей в городе.