Обжалование решений джо мо рф. Жилищная консультация от юристов джо минобороны рф Департамент жилищного обеспечения министерства внутренних дел рф

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Московский гарнизонный военный суд в составе председательствующего – судьи Соцкова П.М., при секретаре судебного заседания - Бичуриной Ю.В., с участием представителя административного истца Ремизова А.Е., в открытом судебном заседании, в помещении суда, рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части 75384 капитана Куницына Сергея Владимировича об оспаривании бездействия Департамента жилищного обеспечения МО РФ (далее – ДЖО МО РФ), связанного с невключением в списки на служебное жилое помещение, а также действий ФКУ Управление финансового обеспечения МО РФ по г. Москве и Московской области (далее – УФО МО РФ), связанных с невыплатой денежной компенсации за наем жилого помещения,

установил:

Ремизов обратился в суд с административным исковым заявлением, поданным в интересах Куницына, в котором, с учетом увеличения требований, просил суд:

Признать незаконным бездействие УФО МО РФ, связанное с выплатой денежной компенсации за наем жилого помещения, в соответствии с приказом командира войсковой части 75384 от ДД.ММ.ГГГГ;

Обязать УФО МО РФ выплатить денежную компенсацию за наем жилого помещения, в соответствии с приказом командира войсковой части 75384 от ДД.ММ.ГГГГ;

Признать незаконным бездействие ДЖО МО РФ в части, касающейся восстановления Куницына и членов его семьи в реестре военнослужащих, нуждающихся в служебном жилье в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ;

Обязать ДЖО МО РФ восстановить Куницына и членов его семьи в реестре военнослужащих, нуждающихся в служебном жилье по <адрес>, с составом семьи № человека, с ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель административного истца в судебном заседании настаивал на заявленных требованиях, считая их законными и обоснованными, указав, что его доверитель, после назначения в войсковую часть, дислоцированную в <адрес>, обратился в адрес жилищного органа по вопросу включения его в списки нуждающихся в служебных жилых помещениях. После устранения недостатков, указанных в письме ДЖО МО РФ, через должностное лицо части, осуществляющее взаимодействие с жилищным органом, им, вДД.ММ.ГГГГ, были сданы документы, указанные в ответе от ДД.ММ.ГГГГ в полном объеме. До настоящего времени какого-либо решения не принято. Что же касается ответа на его обращение от ДД.ММ.ГГГГ, то о его наличии истцу и его доверителю стало известно лишь в настоящем судебном заседании.

Руководитель УФО МО РФ, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыл. В письменных возражениях указал, что Куницын относится к категории военнослужащих, заключивших первый контракт и получивших первое звание ДД.ММ.ГГГГ году, то есть к категории, которая на весь срок военной службы обеспечивается служебным жилым помещением. Согласно данным из единого реестра нуждающихся в жилых помещениях, Куницын в очереди на получение жилья по договору социального найма или в собственность не состоит. После прибытия в Москву, в ДД.ММ.ГГГГ, Куницын был обязан представить в жилищный орган документы для предоставления служебного жилого помещения, чего им сделано не было. Таким образом, оснований для выплаты административному истцу денежной компенсации за наем жилого помещения не имелось.

Директор ДЖО МО РФ, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыл. В письменном отзыве представитель указала, что ДЖО МО РФ был рассмотрен комплект документов Куницына о включении его в список нуждающихся в служебном жилье, датированныхДД.ММ.ГГГГ. В указанном комплекте отсутствовала справка о сдаче служебного жилого помещения по прежнему месту военной службы и выписка из домовой книги с места жительства военнослужащего и членов его семьи, в связи с чем, ему был отправлен ответ. После устранения недостатков, вопрос постановки Куницына на учете нуждающихся в служебном жилье будет рассмотрен повторно.

Также, представитель ответчика указывает на обстоятельство пропуска Куницыным срока, установленного ст. 219 КАС РФ на оспариваемое бездействие жилищного органа.

Заслушав объяснения представителя административного истца, показания свидетеля, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.

Как усматривается из выписки из приказа командующего войсками Западного военного округа отДД.ММ.ГГГГ, Куницын с ДД.ММ.ГГГГ полагается сдавшим дела и должность и с ДД.ММ.ГГГГ назначен на должность помощника командира учебного батальона (подготовки младших специалистов) по физической подготовке – начальника физической подготовки 1 отдельного стрелкового полка (в/ч 75384, <адрес>).

Из ответа за подписью начальника 5 отдела ДЖО МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ № усматривается, что жилищным органом рассмотрено обращение Куницына от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу его включения в список на предоставление служебных жилых помещений. Поскольку им представлен не полный пакет документов для решения вопроса о включении в соответствующий список, Куницыну предложено представить в ДЖО МО РФ копию удостоверения личности, ксерокопию паспорта, копию свидетельства о регистрации брака, сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма или принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи по месту прохождения военной службы, справку о сдаче служебного жилого помещения по прежнему месту службы, выписку из домовой книги по адресу:<адрес>.

Вместе с тем, в ответе указано, что согласно учетным данным 159 Управления жилищного обеспечения МО РФ, он был признан нуждающимся в жилом помещении по месту прохождения военной службы в <адрес>с ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, учетное дело о признании Куницына нуждающимся в служебном жилом помещении в ДЖО МО РФ не поступало. Для подтверждения постановки на учет с ДД.ММ.ГГГГ, Куницыну предлагается представить документы, согласно перечню.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля военнослужащий войсковой части 75384<данные изъяты> ФИО6 пояснил, что являлся лицом, осуществляющим взаимодействие с ДЖО МО РФ. ВДД.ММ.ГГГГ в адрес жилищного органа им, во исполнение сообщения ДЖО МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ, отвозились документы, касающиеся вопроса включения Куницына в список на предоставление служебного жилья. При этом, какое решение было принято по ним, ему не известно.

Как усматривается из светокопии ответа без даты и номера на входящий от ДД.ММ.ГГГГ № № ДЖО МО РФ рассмотрен пакет документов по вопросу включения Куницына в списки на предоставление служебных жилых помещений. Для принятия решения Куницыну предложено представить в жилищный орган справку о сдаче служебного жилого помещения по прежнему месту службы, а также выписку из домовой книги с места жительства военнослужащего и членов его семьи.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах. При этом военнослужащим - гражданам, имеющим трех и более детей, служебные жилые помещения предоставляются во внеочередном порядке.

Приказом министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений» утверждена инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений.

Так, согласно п. 1 Инструкции, военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.

Для получения служебного жилого помещения военнослужащие подают заявление по рекомендуемому образцу согласно приложению к настоящей Инструкции в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа (специализированную организацию (структурное подразделение организации), к которому прикладываются документы, согласно перечню.

Военнослужащие, предоставившие в структурное подразделение уполномоченного органа заявление и документы, включаются в список на предоставление служебных жилых помещений и обеспечиваются служебными жилыми помещениями в порядке очередности исходя из даты подачи (отправки по почте) заявления и документов, указанных в пункте 2 настоящей Инструкции, а в случае, если указанные даты совпадают, очередность определяется с учетом общей продолжительности военной службы.

Решение о включении военнослужащего в список на предоставление служебных жилых помещений принимается структурным подразделением уполномоченного органа не позднее чем через десять рабочих дней со дня получения заявления и документов, указанных в пункте 2 настоящей Инструкции, о чем военнослужащему направляется уведомление по рекомендуемому образцу согласно приложению № к настоящей Инструкции.

Пунктом 1 приказа министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации определено, что Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации по вопросам реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации требований постановления и инструкций.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что, в связи с переводом к новому месту службы, Куницыным, ДД.ММ.ГГГГ, в ДЖО МО РФ подано заявление, в котором он ходатайствовал о включении его и членов его семьи в списки на предоставление служебного жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ ДЖО МО РФ подготовлен ответ, в котором административному истцу предлагается дополнительно представить документы согласно перечню. В ДД.ММ.ГГГГ представителем войсковой части 75384, отвечающим за взаимодействие с ДЖО МО РФ, были представлены документы, в устранение недостатков, указанных в вышеназванном сообщении. После чего, в адрес Куницына было направлено сообщение, в котором ему, для принятия решения о включении в списки нуждающихся в служебном жилье, указывалось на необходимость представления дополнительных документов. При этом сведений, подтверждающих факт получения Куницыным сообщения на его рапорт от ДД.ММ.ГГГГ, жилищным органом представлено не было.

В ходе судебного заседания представителем административного истца к материалам дела приобщены справки от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающие факт необеспечения Куницына жилыми помещениями от Министерства обороны РФ, в период прохождения военной службы, а также выписка из домовой книги, по адресу: <адрес>.

При этом из исследованных в судебном заседании ответов жилищного органа усматривается, что для принятия решения о включении Куницына в соответствующие списки, ДЖО МО РФ истребовались идентичные документы по своему содержанию.

Таким образом, совокупность исследованных в судебном заседании письменных доказательств, показаний свидетеля и пояснений представителя административного истца позволяют суду прийти к выводу о том, что до настоящего времени жилищным органом, установленным порядком, решения по вопросу включения (отказа включения) Куницына в список на предоставление служебных жилых помещений не принято, что, в свою очередь, является неправомерным, нарушающим права административного истца.

Для их восстановления, суд считает необходимым обязать директора ДЖО МО РФ рассмотреть вопрос о включении (отказе во включении) Куницына и членов его семьи в списки на предоставление служебных жилых помещений, с ДД.ММ.ГГГГ

Что же касается вопроса пропуска срока, установленного ст. 219 КАС РФ, то он, по мнению суда, не пропущен, поскольку доказательств, подтверждающих получение Куницыным ответа из ДЖО МО РФ на его обращение от ДД.ММ.ГГГГ, ответчиком представлено не было, таких доказательств не добыто и судом.

Поскольку, как установлено в судебном заседании, Куницын обратился в ДЖО МО РФ с соответствующим заявлением ДД.ММ.ГГГГ, то оснований для признания незаконным бездействия ДЖО МО РФ, связанного с не восстановлением административного истца в списках нуждающихся в служебных жилых помещениях с ДД.ММ.ГГГГ и возложении обязанности по рассмотрению вопроса о восстановлении именно с этой даты, у суда не имеется.

Что же касается требований Куницына в части, касающейся возложения обязанности на финансовый орган по выплате ему денежной компенсации за наем жилья за период с ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к следующим выводам.

Как усматривается из договоров аренды жилья от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, Куницын осуществляет наем жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес>. Сумма ежемесячного платежа составляет № рублей.

Из выписки из приказа командира войсковой части 75384 от ДД.ММ.ГГГГ № усматривается, что Куницыну установлена к выплате денежная компенсация за наем жилого помещения, за период с ДД.ММ.ГГГГв сумме № рублей ежемесячно, за ДД.ММ.ГГГГ, в общей сумме №.

В судебном заседании установлено, что в выплате указанных денежных средств финансовым органом отказано.

В соответствии с п. 2 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №(далее – Положение), в случае невозможности обеспечения жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации по желанию военнослужащих в период прохождения военной службы, им ежемесячно выплачивается денежная компенсация за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на эти цели Министерству обороны Российской Федерации, в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилья, но не более установленных размеров.

При этом обеспечение военнослужащих жилым помещением осуществляется согласно ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», пунктом 1 которой установлено, что военнослужащие, назначенные на воинские должности после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года) обеспечиваются на весь срок службы служебными жилыми помещениями.

Из послужного списка Куницына усматривается, что он относится к названной категории военнослужащих.

Как указывалось выше, военнослужащим предоставляются служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с абз. 14 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) договор найма служебного жилого помещения. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения. Условия и порядок заключения такого договора определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Такие условия и порядок определены Положением об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Положение).

Пунктом 6 названного Положения установлено, что военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей служебные жилые помещения предоставляются по нормам и в порядке, которые предусмотрены законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь.

Из анализа приведенных нормативных актов следует, что выплата денежной компенсации за наем жилого помещения военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебным жильем осуществляется лишь в случае невозможности обеспечения их пригодным для проживания жилым помещением. Нуждаемость военнослужащих в получении служебного жилья определяется соответствующим списком, в который они включаются после подачи заявления и документов. Включить военнослужащего в такой список без его волеизъявления на это, жилищный орган не вправе. Указанное означает, что выплата денежной компенсации за наем жилья военнослужащему, обеспечиваемому на весь срок служебным жильем, должно производиться при условии нахождения его в списке на получение служебного жилья и отсутствием возможности обеспечения таковым. При отсутствии этих условий, выплата денежной компенсации за наем жилья безосновательна.

Учитывая, что Куницын относится к категории военнослужащих, обеспечиваемых на весь срок службы служебным жильем, в ДД.ММ.ГГГГ был переведен на новое место службы из войсковой части 30616-9 (<адрес>) в войсковую часть 75384 (<адрес>), в настоящее время в списках нуждающихся в служебных жилых помещениях не состоит, то действия УФО МО РФ, связанные с отказом в выплате ему денежной компенсации за наем жилого помещения, являются законными, не нарушающими прав истца.

Не влияет на выводы суда наличие уведомления о включении военнослужащего в список на предоставление служебных жилых помещений от ДД.ММ.ГГГГ №, поскольку указанное решение принято в период прохождения Куницыным военной службы в войсковой части 30616-9 (<адрес>), а не по новому месту службы в <адрес>.

Также не влияет на выводы суда наличие установочного приказа командира войсковой части 75384 на выплату Куницыну денежной компенсации за наем жилья, поскольку его издание не является безусловным основанием для производства ее выплаты.

Поскольку, при обращении в суд административный истец понес судебные расходы по уплате госпошлины, в размере № рублей, что подтверждается чек-ордером от ДД.ММ.ГГГГ, то суд, в соответствии со ст. 111 КАС РФ, полагает необходимым взыскать их с ДЖО МО РФ в его пользу.

Руководствуясь ст.ст. 175 – 180 КАС РФ военный суд

административное исковое заявление Куницына Сергея Владимировича – удовлетворить частично.

Признать незаконными бездействие директора Департамента жилищного обеспечения МО РФ, связанное с непринятием решения о включении (отказе во включении) Куницына С.В. и членов его семьи в списки на предоставление служебных жилых помещений.

Обязать директора Департамента жилищного обеспечения МО РФ рассмотреть вопрос о включении (отказе во включении) Куницына С.В. и членов его семьи в списки на предоставление служебных жилых помещений, с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Департамента жилищного обеспечения МО РФ в пользу Куницина С.В. судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в сумме № рублей.

Указать директору Департамента жилищного обеспечения МО РФ на необходимость сообщения об исполнении решения суда в суд и Куницыну С.В. в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении требований Куницына С.В. в части, касающейся признания незаконным бездействия Департамента жилищного обеспечения МО РФ, связанного с восстановлением в реестре военнослужащих, нуждающихся в служебном жилье в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ; возложении обязанности на Департамент жилищного обеспечения МО РФ по его восстановлению с ДД.ММ.ГГГГ; признании незаконным действий ФКУ Управление финансового обеспечения МО РФ по <адрес> и <адрес>, связанных с невыплатой денежной компенсации за наем жилого помещения и возложении обязанности по ее выплате, – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский окружной военный суд через Московский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

<данные изъяты>

Председательствующий П.М. Соцков

За последнее время число военнослужащих, стоящих в очереди на жилье по линии Минобороны, значительно сократилось. Это признанный факт. Но процесс получения квартиры связан с решением множества вопросов, которые требуют от человека в погонах юридических знаний. В связи с этим еженедельник «ВПК» открывает своеобразную военно-жилищную консультацию, где на вопросы военнослужащих и членов их семей отвечают квалифицированные юристы Департамента жилищного обеспечения Минобороны России.

Жилые помещения в собственность бесплатно в соответствии с пунктами 1 и 4 Правил предоставления военнослужащим – гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года № 512, передаются военнослужащим, получившим первое офицерское звание в связи с окончанием высшего военного образовательного учреждения (для офицерского состава) либо заключившим первый контракт о прохождении военной службы (для военнослужащих контрактной службы) до 1 января 1998 года.

Остальным военнослужащим предоставляется жилое помещение по договору социального найма, которое они могут оформить в свою собственность в порядке бесплатной приватизации.

2. Почему не обеспечиваются жильем от Минобороны России военнослужащие, уволенные в 90-х годах?

Порядок обеспечения военнослужащих жилыми помещениями определен статьей 15 федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». В соответствии с указанной статьей жилыми помещениями от Минобороны России обеспечиваются военнослужащие, уволенные после 1 января 2005 года либо уволенные до 1 января 2005 года, но оставленные в списках очередников в войсковых частях.

Граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не попадающие ни под одну из вышеперечисленных категорий, подлежат обеспечению жилым помещением от органов местного самоуправления.

3. Почему учитывается собственность военнослужащих и членов их семей, полученная не от государства (наследство, дарение, приобретенная за собственные средства)?

В соответствии с пунктом 7 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 188-ФЗ (далее – Жилищный кодекс) при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма (в собственность бесплатно) гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь этого жилого помещения.

Это же определено и в пункте 14 Инструкции о предоставлении военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года № 1280 (далее – Инструкция): размер предоставляемой общей площади жилого помещения уменьшается на величину общей площади жилых помещений, принадлежащих военнослужащим и (или) членам их семей на праве собственности.

Кроме того, при предоставлении военнослужащему жилого помещения по договору социального найма (в собственность бесплатно) учитываются все действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями. Такие сделки и действия учитываются за последние пять лет (в соответствии с пунктом 8 статьи 57 Жилищного кодекса).

4. Как решается жилищный вопрос граждан, проживающих в военных городках, утративших статус «закрытый военный городок»?

Действующим законодательством Российской Федерации для граждан, проживающих в закрытых военных городках, включенных в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, утвержденный распоряжением правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 года № 752-р (далее – Перечень), в рамках федеральной целевой программы «Жилище» предусмотрено право на переселение путем оформления и выдачи им Министерством обороны Российской Федерации государственных жилищных сертификатов (ГЖС).

Граждане, проживающие в военных городках, утративших статус «закрытый военный городок» в связи с исключением из Перечня, не могут быть обеспечены сертификатами, поскольку не состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Минобороны России, и проживание на территории закрытого военного городка является единственным основанием для оформления им Минобороны России ГЖС.

Объекты недвижимого имущества военных городков, исключенных из Перечня, подлежат передаче в муниципальную собственность.

Вопрос жилищного обеспечения указанных граждан подлежит разрешению органами местного самоуправления по месту жительства на общих основаниях в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.

5. Со мной не заключают договор социального найма на квартиру, мотивируя это необходимостью предоставления справки о сдаче прежнего жилья. Чем это предусмотрено?

Предоставление документов о сдаче жилых помещений и снятии военнослужащих с регистрационного учета при получении жилого помещения по избранному месту жительства предусмотрено пунктом 14 статьи 15 федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», а также пунктом 18 Инструкции о предоставлении военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года № 1280.

В случае невозможности по тем или иным причинам своевременно предоставить справку о сдаче жилого помещения она может быть передана военнослужащим в день заключения договора социального найма при условии, что все иные документы, необходимые для заключения договора, были предоставлены ранее.

Вместо справки о сдаче служебного жилого помещения согласно указаниям министра обороны Российской Федерации от 13 октября 2011 года № 205/2/610 может быть предоставлено нотариально удостоверенное обязательство об освобождении жилого помещения.

6. Решением жилищных вопросов военнослужащих занимается только Департамент жилищного обеспечения Минобороны России? Есть ли у него структурные подразделения? Если есть, то где?

В соответствии с приказом министра обороны Российской Федерации от 3 ноября 2010 года № 1455 Департамент жилищного обеспечения Минобороны России осуществляет свои функции через четыре региональных управления.

Иногда военнослужащему или уволенному в запас необходимо обратиться в организацию решающую задачи, обеспечения жильем. Как правило, необходимость в этом возникает при не получении своевременно квартиры, что является нарушением условий контракта о прохождении военной службы, заключённого между мной и Министерством обороны РФ. Не обеспечение командованием военнослужащего жильём, в свою очередь, влечёт за собой нарушение права на увольнение с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.

По просьбе многих военнослужащих выкладываем здесь образец запроса в Департамент жилищного обеспечения Минобороны . Комментарий нет, так как представленный документ очень лаконичен и понятен к восприятию.

Руководителю Департамента жилищного обеспечения МО РФ

ЛИРШАФТ Ольге Николаевне

119160, г. Москва, ул Знаменка 19

От: [звание, ФИО]

В/сл в/части [номер части]

[род войск]

Московская область, [улица, дом, кв]

Обращение

Обращаюсь к Вам на основании ст.2 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее ФЗ N 59-ФЗ).

Я, [звание, ФИО], военнослужащий[ая] войсковой части [номер части], подлежу увольнению с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями (директива _______).

Общая продолжительность военной службы составляет более 10 лет. Признан[а] нуждающимися в улучшении жилищных условий. Не дал[а] согласие на увольнение с военной службы без жилья. Включен[а] в список очередников войсковой части [номер части], имеющих право на внеочередное получение жилой площади (протокол заседания жилищной комиссии ____ от __________ г.)

По настоящее время не обеспечен[а] жильём, что является нарушением условий контракта о прохождении военной службы, заключённого между мной и Министерством обороны РФ. Не обеспечение командованием меня жильём, в свою очередь, влечёт за собой нарушение моего права на увольнение с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.

В соответствии со ст. 78 Устава внутренней службы ВС РФ, командир обязан проявлять чуткость и внимательность к подчиненным, а также принимать меры к решению бытовых вопросов и обеспечению правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан уволенных с военной службы и членов их семей. Командованием войсковой части [номер части] не предпринимаются меры, направленные на обеспечение меня жильём и представление к увольнению с военной службы.

Отсутствие же в распоряжении командования войсковой части [номер части] жилого помещения в [избранное постоянное место жительства, например: городе Москве], которое могло бы быть предоставлено мне., не может служить основанием для отказа в удовлетворении моих требований об обеспечении жильём, с последующим представлением к увольнению с военной службы, поскольку совершение указанных действий в отношении меня гарантировано законом.

Бездействие командира и жилищной комиссии войсковой части [номер части], связанное с непринятием надлежащих мер по обеспечению меня и членов моей семьи жильём по избранному постоянному месту жительства препятствует увольнению с военной службы.

Командование войсковой части данные проблемы объясняет отсутствием необходимого количества распределяемых лимитов жилья для постоянного проживания для войсковой части [номер части].

На данный момент список очередников войсковой части [номер части], имеющих право на внеочередное получение жилой площади составляет ______ чел. В 2009 году на эти цели выделено ____ квартир[ы]. С начала 2010 года выделено ____ квартир[ы].

Сведения для внесения в систему «Учет» были поданы мною ранее через жилищную комиссию войсковой части [номер части]. В Департамент жилищного обеспечения МО РФ представлена база данных системы «Учет» сведений о военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений по состоянию на 1 июля 2010 г., уточненных по результатам проверки (п. 7 указаний МО РФ от 4 июня 2010 г. 205/2/373).

Т.к. одной из причин указанных проблем является отсутствие информации,

1. Прошу предоставить мне сведения о распределении лимитов жилой площади для постоянного проживания, выделяемых для войсковой части [номер части] на 2010 год, а также на каждый последующий год до года предоставления мне и членам моей семьи жилья по избранному постоянному месту жительства для постоянного проживания.

2. Прошу предоставить мне выписку из списков распределения жилых помещений для постоянного проживания о планируемой дате и месте предоставления (выделения) мне и членам моей семьи жилья по избранному постоянному месту жительства для постоянного проживания.

3. Прошу предоставить мне выписку из базы данных системы «Учет», представленную в Департамент жилищного обеспечения МО РФ, сведений, уточненных по результатам проверки, касающиеся меня и членов моей семьи, для проверки правильности внесенных данных.

4. Прошу в установленные сроки (ст. 12 ФЗ N 59-ФЗ) рассмотреть мое обращение и дать письменный ответ (ст. 5 ФЗ N 59-ФЗ) по существу поставленных в обращении вопросов на указанный почтовый адрес.

«____» _____________ 2010 г. [звание] [ФИО]

ПАМЯТКА
военнослужащему, представляющему документы для получения жилого помещения по договору социального найма

1. Для получения жилого помещения по договору социального найма представляются следующие документы:
а) копии документов, удостоверяющие личность военнослужащего и совместно проживающих с ним членов семьи - граждан Российской Федерации (далее именуются - члены семьи) (паспортов с данными о регистрации по месту жительства, свидетельств о рождении лиц, не имеющих паспортов).
Справочно: представляются заверенные должностным лицом воинской части с приложением печати данной воинской части копии:
2, 3, 5-12 листов паспорта;
свидетельств о рождении лиц, не имеющих паспортов.
Документы заверяются в течение одного рабочего дня после обращения военнослужащего к командованию воинской части по указанному вопросу. Военнослужащий вправе представить копии документов, заверенные нотариально:
б) выписку из послужного списка, справки о прохождении военной службы, общей продолжительности военной службы и составе семьи.
Справочно: выдаются должностными лицами воинских частей в течение одного рабочего дня после обращения военнослужащего к командованию воинской части по указанному вопросу.
в) копию свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака).
Справочно: представляется копия свидетельства о заключении (расторжении) брака, заверенная должностным лицом воинской части с приложением печати данной воинской части. Документы заверяются в течение одного рабочего дня после обращения военнослужащего к командованию воинской части по указанному вопросу. Военнослужащий вправе представить копии указанных документов, заверенные нотариально;
г) документы с мест жительства военнослужащего и членов семьи с 1991 года:
выписки из домовых книг;
справки (сообщения) бюро технической инвентаризации до 31 января 1998 г.;
Справочно: указанные документы представляются с целью установления фактов:
участия военнослужащего и членов семьи в приватизации жилых помещений до 31 января 1998 г. и наличие у них указанных жилых в собственности в настоящее время;
совершения военнослужащим и членами семьи действий по намеренному ухудшению жилищных условий.
Выписки из домовых книг представляются со всех адресов регистрации по месту жительства военнослужащего и членов семьи, в случае невозможности их представления - архивные справки о регистрации по месту жительства.
Справки (сообщения) бюро технической инвентаризации (до 31 января 1998 г.) представляются со всех населенных пунктов, где военнослужащий и (или) члены семьи были зарегистрированы по месту жительству (согласно представленным выпискам из домовых книг).
В случае смены фамилии (имени, отчества) (например, в связи с заключением (расторжением) брака, усыновлением (удочерением) и т.д.) представляются справки бюро технической инвентаризации, в том числе на прежние фамилии (имена, отчества).
Выписки из домовых книг и копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащего и членов семьи выдают организации, эксплуатирующие жилищный фонд (ЖЭУ, ДЕЗ, управляющие компании и т.д.).
Архивные справки о регистрации по месту жительства выдаются отделами федеральной миграционной службы, обслуживающими соответствующие населенные пункты (районы населенных пунктов).
Данные документы представляются в оригиналах;
д) копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащего и членов семьи за последние пять лет до подачи заявления;
Справочно: указанные документы представляются с целью установления фактов совершения военнослужащим и (или) членами семьи действий по намеренному ухудшению жилищных условий.
Данные документы представляются в оригиналах;
е) выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах военнослужащего и членов семьи на жилые помещения на всей территории Российской Федерации с 31 января 1998 г. (далее именуются - Выписки);
Справочно: Выписки представляются с целью установления факта наличия (отсутствия) у военнослужащего и членов семьи жилых помещений в собственности на всей территории Российской Федерации.
При отсутствии в тридцатидневный срок, с даты получения извещения о распределении жилого помещения Выписок представляются сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам семьи по прилагаемой форме с примером ее заполнения.
Данные документы представляются в оригиналах;
ж) копии документов о праве на предоставление дополнительных социальных гарантий в части жилищного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Справочно: справки кадровых органов о наличии у военнослужащего в соответствии с пунктом 8 статьи 15 от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» права на дополнительную общую площадь жилого помещения представляются в оригиналах. Указанные справки выдаются должностными лицами воинских частей в течение одного рабочего дня после обращения военнослужащего к командованию воинской части по указанному вопросу.
з) сведения о наличии идентификационного номера налогоплательщика у военнослужащего и всех членов семьи.
Справочно: копии свидетельств о присвоении идентификационного номера налогоплательщика представляются на военнослужащего и всех членов семьи, в том числе несовершеннолетних.
Военнослужащий вправе представлять другие документы, подтверждающие его право на получение жилого помещения.
Справочно: справка об увольнении военнослужащего выдается кадровым органом в день его обращения и представляется в оригинале. Копии постановления местной администрации о включении жилого помещения в специализированный жилищный фонд, ордера на жилое помещение, договора найма жилого помещения, свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, договора безвозмездной передачи в совместную собственность граждан жилого помещения (приватизации) заверяются в течение одного рабочего дня после обращения военнослужащего к командованию воинской части по указанному вопросу.

В целях сокращения сроков заключения договоров социального найма жилых помещений (далее именуются - договоры), получаемых (полученных) Министерством обороны Российской Федерации, ТРЕБУЮ:
1.Обеспечить представление военнослужащими, которым распределены жилые помещения, документов, определенных пунктом 5 Приложения к указаниям заместителя Министра обороны Российской Федерации 2010 года № 205/2/832 (далее именуются - документы), в региональные управления жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, за которыми в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации 2010 года № 1135 закреплены территории, где указанные военнослужащие проходят военную службы (далее именуются - управления).
2. Уведомить военнослужащих, документы которых после прохождения проверки в Департаменте жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее именуется - Департамент) направлены в органы военного управления, о необходимости прибывать с документами в управления для оформления договоров.
3. Департаменту с 11 апреля 2011 г.:
направлять в Росреестр для рассмотрения сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений в собственности у военнослужащих членов их семей (далее именуются - сведения). Получать в Росреестре сообщения на представленные сведения (далее именуются - сообщения). В отношении военнослужащих, представивших документы в соответствии с пунктом настоящих указаний, направлять сообщения в соответствующие управления еженедельно;
осуществлять проверку документов и по ее результатам с учетом поступивших сообщений принимать решения о предоставлении жилых помещений по договорам (далее именуются - решения) или давать мотивированные отказы;
заключать договоры с военнослужащими и гражданами, уволенными с военной службы, проходящими (проходившими) военную службу на всей территории Российской Федерации;
вручать военнослужащим решения (выписки из решений), уведомления о необходимости явки в эксплуатирующую организацию и договоры, заключенные с указанными военнослужащими, Информировать командование воинских частей, в которых военнослужащие проходят военную службу, о дате заключения договоров с указанными военнослужащими в день заключения договора с военнослужащим;
направлять списки военнослужащих, с которыми заключены договоры (далее именуются - списки), с приложением подписанных Департаментом актов приема-передачи жилых помещений в трех экземплярах в эксплуатирующую организацию для их подписания и передачи указанным военнослужащим жилых помещений и последующею оформления документов на техническое обслуживание ежедневно;
направлять списки в Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации еженедельно;
снимать с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам, военнослужащих, с которыми заключены договоры, а также военнослужащих, утративших право на получение жилых помещений, предоставляемых по договорам;
вносить по результатам проводимой управлениями проверки документов изменения в сведения реестра военнослужащих, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам,
4. Управлениям с 11 апреля 2011 г.:
осуществлять прием документов, представляемых в соответствии с пунктом 1 настоящих указаний, и направлять в Департамент в электронном виде по согласованным с Росреестром форматам списки военнослужащих и членов их семей, представивших документы:
осуществлять проверку представляемых документов и по ее результатам с учетом поступившего из Департамента сообщения принимать решения или давать мотивированные отказы, копии которых представлять в Департамент в течение трех рабочих дней после получения сообщения:
заключать договоры с военнослужащими, проходящими военную службу на территориях, закрепленных за управлениями в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации 2010 года № 1135:
вручать военнослужащим решения (выписки из решений), уведомления о необходимости явки в эксплуатирующую организацию и договоры, заключенные с указанными военнослужащими, Информировать командование воинских частей, в которых военно¬служащие проходят военную службу, о дате заключения договоров с указанными военнослужащими в день заключения договора с во¬еннослужащим:
направлять списки с приложением подписанных управлениями актов приема-передачи жилых помещений в трех экземплярах в эксплуатирующую организацию для их подписания и передачи указанным военнослужащим жилых помещений и последующего оформления документов на техническое обслуживание ежедневно;
еженедельно по средам информировать Департамент о ходе заключении договоров и о заселении распределенных жилых помещений.
5. Эксплуатирующим организациям: в день обращения военнослужащего:
организовать подписание военнослужащими поступивших из Департамента или управлений актов приема-передачи жилых помещений, один экземпляр которого передавать нанимателю жилого помещения, второй - направлять в Департамент или управления, должностное лицо которого заключило договор, третий - оставлять у себя:
оформлять документы па техническое обслуживание указанных жилых помещений;
выдавать нанимателю жилого помещения ключи от него;
направлять в Департамент или управления, представивший списки, сведения о военнослужащих, не прибывших в эксплуатирующую организацию в десятидневный срок со дня заключения договора ежедневно.
6. Квартирно-эксплуатационным органам с 11 апреля 2011 г. прекратить заключение договоров социального найма.
Контроль за выполнением настоящих указаний возложить на руководителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.

В ЮВО есть один офицер, который взаимодействует с Южным РУЖО и делает так, что в пятидневный срок претенденты узнают о поступлении фамильных извещений в управление, дело остается за малым приехать военнослужащему или представителю воинской части с доверенностью на получение извещения и забрать его. Плюс пять дней на рассмотрение извещения и при его согласии на распределенное жилье 30 дней на сбор документов, причем выписку из ЕГРП делать не надо, а просто написать заявку на нее и оставить в РУЖО. После сбора документов и сдачи их в ЮРУЖО (не в ДЖО - некоторые офицеры так и поступили, минуя РУЖО, теперь ждут), девочки из 12 кабинета сразу же выносят решение на заселение (им надо отдать должное, работают даже в выходные - разгребают кучу документов). Но есть такие товарищи, которые даже за извещениями не приезжают - из 2000 извещений, пришедших с начала года, не получили еще 150 человек, а это квартиры, которые могли бы достаться другим. Схема с момента оповещения до заключения договора соц. найма заработала, за последние пол месяца уже заключили ДСН около 150 человек, когда с начала года показатели были нулевые, это еще связано с тем, что функции по принятию решения ДЖО в апреле передал в РУЖО