Закон о гражданстве рф. ФЗ “О гражданстве РФ”

1. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных

а) имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации;

б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства;

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, установленного пунктом "а" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица:

а) родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР;

Б) состоят в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет;

в) являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами Российской Федерации;

г) имеют ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, - в случае, если другой родитель этого ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах;

д) имеют сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет, являющихся гражданами Российской Федерации и решением суда, вступившим в законную силу, признанных недееспособными или ограниченными в дееспособности, - в случае, если другой родитель указанных граждан Российской Федерации, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах;

е) получили после 1 июля 2002 года профессиональное образование по основным профессиональным образовательным программам, имеющим государственную аккредитацию, в образовательных или научных организациях Российской Федерации на ее территории и осуществляют трудовую деятельность в Российской Федерации в совокупности не менее трех лет до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации. При этом в указанный период в отношении таких иностранных граждан и лиц без гражданства работодателем должны быть начислены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

Ж) являются индивидуальными предпринимателями и осуществляют предпринимательскую деятельность в Российской Федерации непрерывно не менее трех лет, предшествующих году обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации, в установленных Правительством Российской Федерации . При этом в указанный период сумма уплаченных такими гражданами и лицами в каждом календарном году налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах (за исключением налога на имущество физических лиц, земельного налога, транспортного налога, государственной пошлины и осуществленных в соответствии с законодательством о налогах и сборах в указанный период возвратов сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных налогов и сборов) и страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации составляет не менее 1 миллиона рублей;

(см. текст в предыдущей редакции)

З) являются инвесторами, чья доля вклада в уставный (складочный) капитал российского юридического лица, осуществляющего деятельность на территории Российской Федерации в установленных Правительством Российской Федерации видах экономической деятельности , составляет не менее 10 процентов непрерывно не менее трех лет, предшествующих году обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации. При этом размер уставного (складочного) капитала такого юридического лица должен составлять не менее 100 миллионов рублей и в указанный период сумма уплаченных таким юридическим лицом в каждом календарном году налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах (за исключением государственной пошлины и осуществленных в соответствии с законодательством о налогах и сборах в указанный период возвратов сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных налогов и сборов) и страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации составляет не менее 6 миллионов рублей;

(см. текст в предыдущей редакции)

И) осуществляют не менее трех лет до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации трудовую деятельность в Российской Федерации по профессии (специальности, должности), включенной в перечень профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан и лиц без гражданства - квалифицированных специалистов, имеющих право на прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, утвержденный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы. При этом в указанный период в отношении таких иностранных граждан и лиц без гражданства работодателем должны быть начислены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на законном основании на территории Российской Федерации, признанные носителями русского языка в соответствии со статьей 33.1 настоящего Федерального закона, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке при условии, если указанные граждане и лица:

б) имеют законный источник средств к существованию;

в) отказались от имеющегося у них гражданства иностранного государства. Отказ от гражданства иностранного государства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации либо если отказ от гражданства иностранного государства невозможен в силу не зависящих от лица причин. Отказ гражданина Украины от имеющегося у него гражданства Украины осуществляется путем направления данным гражданином заявления об отказе от имеющегося у него гражданства Украины в полномочный орган данного государства. Документом, подтверждающим отказ гражданина Украины от имеющегося у него гражданства Украины, является нотариально заверенная копия заявления данного гражданина об отказе от имеющегося у него гражданства Украины.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Нетрудоспособные иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания на территории Российской Федерации, установленного пунктом "а" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, и без представления вида на жительство.

4. Иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство, принимаются в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами "а", "в" и "д" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если они до 1 июля 2009 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами "а", "в", "г" и "д" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, и без представления вида на жительство ветераны Великой Отечественной войны, имевшие гражданство бывшего СССР и проживающие на территории Российской Федерации.

6. В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных частью первой статьи 13 настоящего Федерального закона, ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства:

а) ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации;

б) ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя;

в) ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство гражданина Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 13 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (далее - Федеральный закон "Об опеке и попечительстве"), - по заявлению опекуна или попечителя;

Ежегодно в РФ въезжает большое количество мигрантов. Целью прибытия чаще всего является трудоустройство и открытие бизнеса. Для мигрантов актуален вопрос о получении . Новые правила, которые регулируют процесс получения российского паспорта, отображены в ФЗ о гражданстве. В статье разберемся, какие изменения внесены в Закон о гражданстве Российской Федерации в 2019 году, какие условия о приеме действуют на данный момент.

Что регулирует

Федеральный закон о гражданстве Российской Федерации регулирует отношения между жителем РФ или мигрантом (гражданином другой страны или лицом без гражданства) и государством . Он представляет собой перечень обязанностей, прав и правил для принятия гражданства.

В законе описываются вопросы возможности получения паспорта России, присвоения двойного гражданства, оформления документов для детей.

Главной целью закона о гражданстве РФ в 2019 году является правовая защита каждого человека.

Подарок: 2100 рублей на жилье!

При регистрации по ссылке в AirBnB вы получите 2100 рублей на свой аккаунт.

За эти деньги можно снять хорошие аппартаменты на 1 день за границей или в России. Бонус работает только для новых аккаунтов.

Временное проживание

Поправки и изменения в законе затронули статус мигрантов, которые временно проживают на территории страны. Важную роль на данный момент играет правильное и своевременное получение РВП. Разрешение на временное проживание является основанием для проживания на территории России для иностранцев и лиц без гражданства до того момента, как они получат вид на жительство.

Разрешение временно проживать на территории РФ представляет собой отметку (штамп), которая ставится в паспорт заявителя. При отсутствии паспорта, отметка проставляется в документ, который используется как удостоверения личности.

Подавать заявку на получение РВП могут кандидаты, которые соответствует требованиям:

  1. Достиг возраста 18 лет.
  2. Законно находится на территории РФ или находится за пределами страны, но обращается в консульства России.

Для несовершеннолетних граждан заявку на получение РВП подают родители или опекуны. При этом заявитель должен быть гражданином РФ или обладателем РВП/ВНЖ.

Разрешение на проживание выдается по квоте (количество квот зависит от региона, где собирается проживать иностранец). Срок действия РВП – три года. К окончанию срока действия иностранный гражданин должен определиться: собирается ли он подавать бумаги на получение ВНЖ и в дальнейшем гражданства или покинет территорию страны.

Для получения отметки о разрешении на временное пребывание граждане других стран готовят необходимый комплект бумаг, сдают экзамены на знание русского языка и оплачивают государственную пошлину (размер пошлины – 1600 рублей).

Прием в гражданство

Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства предусматривает подачу заявки на получение российского паспорта мигрантами, которые проживают на территории России 5 и более лет. (В некоторых случаях срок может уменьшаться). В течение этого времени мигрант не должен покидать страну на срок более 90 дней в год.


Статья 13 сообщает, что иностранцы, которые получили гражданство РФ, должны:

  1. Соблюдать российское законодательство.
  2. Быть официально трудоустроенными на предприятиях страны или вести свой бизнес.
  3. Оплачивать налоги.
  4. Отказаться от предыдущего подданства.

Упрощенный порядок принятия гражданства

Статья 14 регулирует правила получение российского паспорта по упрощенному порядку. Получить гражданство РФ на особых условиях могут:

  1. Беженцы. Мигранты, которые покинули родную страну из-за политических гонений, могут претендовать на получение российского паспорта. При этом им необходимо иметь бумаги, которые подтверждают их статус. При получении статуса «беженец» иностранец автоматически теряет подданство другого государства.
  2. Иностранцы, которые имеют особые заслуги перед Россией (имеются специальные бумаги, подтверждающие это).
  3. Мигранты, которые состоят в браке с гражданами РФ. При этом брак должен быть заключен минимум 3 года назад.
  4. Иностранцы, которые родились и проживали на территории бывшей РСФСР.
  5. Люди, которые имеют высокую квалификацию, приглашены на работу в страну и являются востребованными специалистами.
  6. Мигранты, которые достигли больших высот в области культуры, науки или искусства.
  7. Выпускники государственных ВУЗов, отработавшие не мене 3-х лет в РФ. Студенты, которые учились в частных образовательных заведениях, должны уточнить в консульстве или местном органе ГУВМ (ФМС), имеют ли они право на подачу заявки.

Подача бумаг

Положение о порядке рассмотрения вопросов о гражданства предусматривает различные списки бумаг для подачи заявки. Перечень необходимых справок будет зависеть от причины, которая послужила для подачи заявки.

Изменения в перечень бумаг о приеме могут вноситься сотрудниками миграционной службы. Точный список бумаг, необходимый для подачи заявления можно получить при личной консультации.

Все справки принимаются на русском языке или вместе с заверенным нотариально переводом. Все документы должны быть легализованы на территории РФ.

Заявление и необходимые справки предоставляются в двух экземплярах. Оригинал документов после проверки возвращают заявителю.

Комплект бумаг согласно ФЗ о гражданстве

Для подачи заявки собирается комплект документов:

  • . При заполнении заявления даются исчерпывающие ответы на вопросы. Не допускается сокращения. Все адреса, которые указываются, записываются на русском языке.

  • Ксерокопия ВНЖ (заверяется нотариусом).
  • Свидетельство о рождении.
  • Фотоснимки (4 шт.).

  • Свидетельство о браке.


  • родной страны.


  • Аттестаты и дипломы об образовании.
  • Сертификат, который подтверждает знание русского языка и основ истории и законодательства РФ. Если русский язык – один из государственных языков страны, из которой прибыл мигрант – сдавать экзамен не нужно. Также не требуется проверка знания русского женщинам старше 60 лет и мужчинам, которым исполнилось 65 лет.


  • Бумага, которая подтверждает прохождение обязательной медицинской комиссии и отсутствие опасных инфекционных заболеваний и ВИЧ.

Кроме необходимого комплекта бумаг, заявитель также предоставляет чек, который подтверждает оплату государственной пошлины (на данный момент ее размер составляет 3500 рублей).

Детям

Комплект бумаг для подачи заявки на ребенка:

  1. Заявление от родителей или опекунов.
  2. Загранпаспорта родителей и ксерокопии всех страниц, на которых есть отметки.
  3. Свидетельство о рождении ребенка и его ксерокопия.
  4. Паспорт и загранпаспорт.
  5. Фотоснимки.
  6. Чек об оплате пошлины.

Повторное получение

Бывшие обладатели российского паспорта, также могут подавать заявление на восстановление своего статуса. По сравнению с другими странами в России к заявителям этой категории относятся лояльно.

Важно знать

Нововведения в законе коснулись работы сотрудников главного управления по вопросам миграции (бывшей федеральной миграционной службы). На данный момент они могут подавать запросы для подтверждения информации, предоставленной заявителем и в государственные органы, и в организации (ВУЗы страны, пенсионный фонд, налоговую службу).

Федеральный закон “О гражданстве Российской Федерации” под номером 62 регламентирует положения, связанные с получением статуса гражданина РФ. Предписывается порядок его приобретения, условия, основные принципы и прекращение срока действия. Закон опирается на Конституцию РФ и иные правовые акты, устанавливающие соответствующие нормы.

Закон был принят 19 апреля 2002, вступил в силу 1 июля того же года. Структурно он подразделяется на несколько глав, каждая регламентирует положения по статусу гражданина РФ:

  • общие положения, включающие основные принципы и правовые аспекты по гражданству Российской Федерации;
  • процедура приобретения гражданства, порядок оформления, основания для отклонения запроса;
  • порядок и основания для прекращения действия статуса гражданина;
  • статус гражданина у детей при его изменении у родителей;
  • полномочия органов и учреждений в вопросах предоставления и прекращения гражданства РФ;
  • процедура производства и обжалования по делам о статусе гражданина;
  • регулирование правового статуса отдельных категорий лиц, находящихся на территории Российской Федерации.

ФЗ 62 “О гражданстве РФ” регламентирует функционирование системы предоставления соответствующего статуса, а также критерии и условия для его получения. С момента принятия закон претерпел ряд изменений, последние поправки были внесены 1 мая 2016 года.

Скачать

Для изучения закона следует рассматривать последнюю редакцию со всеми изменениями. Поправки направлены на приведение правовой базы в единый механизм, отвечающий актуальным требованиям ситуации в стране. Немаловажным является и соответствие принимаемых норм с Конституцией РФ и иными законодательными актами.

На этом основании закон постоянно дорабатывается. Скачать актуальную редакцию ФЗ 62 с последними изменениями можно по .

Последние изменения в Законе «О гражданстве РФ»

Последние изменения в ФЗ 62 “О гражданстве РФ” были внесены в мае 2016 года. Поправкам подверглись две статьи, коснулись они формулировок и отдельных дополнений. Для наглядности следует рассмотреть несколько актуальных статей и их последние изменения.

Статья 9 Федерального закона 62 регламентирует получение гражданства детьми. Предписывается правовая основа для сохранения или отмены гражданства при его изменении у родителей. Часть 2 ст 9 ФЗ 62 предусматривает, что в возрасте от 14 до 18 лет ребенок вправе подтверждать соответствующие действия своим согласием или отказом. Также не допускается лишение гражданства в том случае, если иного у ребенка не имеется. Изменения в данную статью не вносились с момента опубликования закона.

Ст 10 ФЗ 62 предписывает, что основным документом, подтверждающим статус гражданина РФ, является паспорт. В отдельных ситуациях, предусмотренных законом, допускается иной документ, удостоверяющий гражданство указанного лица. С момента публикации ФЗ 62, данная статья не подвергалась изменениям.

В статью 14 Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации” последние изменения были внесены в 2016 году. Положение регулирует порядок оформления статуса гражданина по упрощенной процедуре. Внесенные поправки коснулись пунктов “е”-”и”, которые были изложены в новой редакции.

Статья 16 Федерального закона 62 регламентирует причины, по которым лицу может быть отказано в получении гражданства РФ. Ч 1 ст 16 ФЗ 62 предписывает следующие основания для отказа соискателям:

  • если таковые создают угрозу безопасности РФ, выступают за изменения конституционного порядка;
  • если они предпринимали действия, направленные на нанесение вреда гражданам РФ, миротворческим миссиям, представительствам;
  • были уличены в экстремистской деятельности;
  • были депортированы из страны или признаны нежелательными;
  • используют подложные документы или сведения;
  • состоят на военной или иной службе у иностранного государства;
  • имеют непогашенную судимость или преследуются за правонарушения, за которые в Российский Федерации предусматривается определенная законодательством ответственность.

Последние изменения ст 16 ФЗ 62 были внесены в 2014 году. По ним слова “Отклоняются заявления ” были дополнены словами «о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации, «.

В 2016 году были внесены поправки в статью 30 ФЗ 62 . Они коснулись следующих дополнений:

  • пункт “в” ст 30 Федерального закона 62 был дополнен словом “, организациях ”;
  • введен пункт “в.1”, регулирующий возможность запроса данных по введенным в статью 14 дополнениям.

Последние изменения ориентированы на повышение безопасности и благосостояния в стране. В этом направлении закон продолжает дорабатываться. Ожидаются поправки к возможности временного пребывания иностранных граждан. Отдельно упрощается процедура получения гражданства РФ для тех соискателей, которые уже имеют статус носителей русского языка.

Комментарий к Федеральному закону от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации” (постатейный). Действующая редакция. С последними изменениями и дополнениями от 2015 г. Читать онлайн.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава II. ПРИОБРЕТЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Глава III. ПРЕКРАЩЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Глава IV. ОТМЕНА РЕШЕНИЙ ПО ВОПРОСАМ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Настоящее издание представляет постатейный научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации” (далее – Закон). В комментарии на основе существующих в правовой науке представлений о гражданстве и действующем законодательстве раскрываются содержание и смысл положений данного Закона. Особое внимание в комментарии уделяется вопросам приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации, гражданства детей и недееспособных лиц, раскрываются вопросы деятельности органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации и производства по делам о гражданстве Российской Федерации.

Комментарий рассчитан на широкий круг читателей. В первую очередь он адресован участникам отношений в сфере гражданства – должностным лицам органов, ведающих делами о гражданстве, правоохранительных и иных органов государственной власти, судьям, адвокатам, юристам и др. Комментарий также будет полезен студентам, аспирантам и преподавателям юридических вузов и юридических факультетов. Настоящее издание может быть использовано в качестве методического обеспечения учебных дисциплин, связанных с вопросами гражданства, и рекомендовано всем, кто интересуется вопросами российского гражданства и миграции.

При подготовке настоящего издания использованы нормативные правовые акты по состоянию на 15 июля 2014 года.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Принятие комментируемого Закона является новой страницей в развитии отечественного института гражданства. Федеральный закон был принят в условиях острых дискуссий и стал компромиссом различных взглядов и убеждений по вопросам прав и свобод человека и гражданина, гражданства и российской государственности. Новый Закон учел изменения, произошедшие за последнее десятилетие на постсоветском пространстве, и был направлен на реализацию положений Конституции РФ, международных стандартов и принципов в области прав и свобод человека и гражданина.

Важным концептуальным качеством Федерального закона о гражданстве стало сохранение преемственности правового регулирования, несмотря на его значительное обновление. Многие правовые традиции в сфере гражданства, часть из которых берет начало с российского подданства, были сохранены в комментируемом Законе, например, приоритет “права крови”, разнообразие форм приема, равенство граждан и мн. др.

Реализация комментируемого Закона столкнулась с рядом трудностей, которые привели к его изменениям и дополнениям. Многие причины первых поправок были связаны с несвоевременным подзаконным правотворчеством, завершением перехода на новые паспорта, недостаточным информированием населения. В дальнейшем значительная часть изменений и дополнений Федерального закона была объективно необходима для совершенствования регулирования отношений гражданства Российской Федерации. Это было связано с изменением представлений законодателя о регулировании приобретения российского гражданства на фоне миграционных процессов, протекающих на постсоветском пространстве и непосредственно в Российской Федерации. Однако произошедшие изменения комментируемого Закона не только существенно обогатили отечественный институт гражданства, но и доказали востребованность Федерального закона, его реальность и жизнеспособность. Принятие только за несколько лет действия настоящего Федерального закона более нескольких миллионов граждан в российское гражданство стало настоящим испытанием для Федерального закона и его правоприменителей.