Проценты за погашение реестра управляющему в банкротстве. Арбитражным управляющим придется сильно постараться, чтобы получить вознаграждение полностью

Порой одно лишь упоминание о банкротстве вызывает дрожь у руководящего состава организации. Роль своего рода спасателей в таких ситуациях отведена арбитражным управляющим. Именно они должны заняться процедурой оздоровления бизнеса. Если же дела обстоят совсем плохо, они помогут пройти и все этапы ликвидации. Вместе с тем подобные услуги вовсе не подарок, и за них, как ни крути, полагается заплатить. А значит, бухгалтеру придется поломать голову, как провести эти выплаты в учете.

Для начала разберемся, кто такие арбитражные управляющие и какие функции они выполняют, поскольку от этого во многом зависят источники покрытия расходов «на банкротство».

В качестве арбитражного управляющего может выступать лишь физическое лицо, зарегистрированное как индивидуальный предприниматель. Он назначается арбитражным судом для проведения процедуры банкротства, финансового оздоровления и т. п.

Арбитражных управляющих в зависимости от их функциональных обязанностей подразделяют на четыре категории. Они перечислены в статье 2 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (о банкротстве)»:

  • временный управляющий назначается для наблюдения и проведения мероприятий по обеспечению сохранности имущества должника и иных полномочий;
  • административный управляющий занимается финансовым оздоровлением;
  • внешний управляющий осуществляет внешнее управление;
  • конкурсный управляющий проводит конкурсное производство.

«Зарплата» управляющего

Управляющие исполняют свои функции за соответствующее вознаграждение, минимальный размер которого установлен статьей 26 Закона № 127-ФЗ и составляет 10 000 рублей. Оно выплачивается ежемесячно, однако считать его зарплатой нельзя.

Дело в том, что арбитражный управляющий не состоит в штате компании-банкрота (п. 1 ст. 45 Закона № 127-ФЗ). Следовательно, все выплаты в его пользу можно именовать не иначе как вознаграждениями, или компенсацией. Этот факт главным образом и влияет на бухгалтерский и налоговый учет «зарплаты» управляющего.

Итак, в бухучете вознаграждение проводится через счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в корреспонденции со счетами затрат (20 или 44). Здесь в первую очередь нужно обратить внимание на обязанности управляющего. Компенсацию временному «помощнику» можно смело относить на счет 20 «Основное производство» или 44 «Коммерческие расходы», поскольку такие затраты непосредственно связаны с основной деятельностью организации (План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению, утверждены приказом Минфина от 31 октября 2000 г. № 94н).

Те же самые правила действуют, если на предприятии введена процедура финансового оздоровления или назначено внешнее управление. И в том и в другом случае «помощники» фактически управляют делами должника, в частности, ведут основную деятельность (будь то производство или торговля) и пытаются восстановить платежеспособность фирмы-банкрота.

Если же в дело вступил конкурсный управляющий, то можно говорить о ликвидации компании. В таком случае расходы на выплату его вознаграждения уменьшают конкурсную массу.

Напомним, что под конкурсной массой понимается все имущество должника, которое имелось на момент открытия конкурсного производства и было выявлено впоследствии. Вместе с тем в состав конкурсной массы ни при каких условиях не включаются активы, изъятые из оборота, а также всевозможные лицензии и иные имущественные права.

Помимо основного вознаграждения, арбитражному управляющему может быть установлено и дополнительное. Решение о его назначении принимают конкурсный кредитор или общее собрание кредиторов по итогам работы управляющего. За их счет компенсация, в общем-то, и выплачивается. В то же время одного пожелания кредиторов мало, надо, чтобы еще и арбитражный суд поддержал щедрость кредиторов.

За налоги не в ответе

С «зарплатными» налогами арбитражного управляющего все довольно легко. Он не является штатным сотрудником организации, да еще и зарегистрирован в качестве ИП. Значит, фирма освобождена от обязанностей налогового агента по НДФЛ. Согласно пункту 2 статьи 227 Налогового кодекса ПБОЮЛ самостоятельно исчисляют и уплачивают налог со своих доходов.

То же самое касается и ЕСН, который предприниматели обязаны самостоятельно перечислять (п. 1 ст. 235 НК).

Расходы управляющего

Компании-банкроту приходится компенсировать расходы управляющего, например, на его телефонные переговоры или проезд к месту работы. Представители налогового ведомства не отрицают, что названные затраты связаны с банкротством (письмо ФНС от 9 декабря 2005 г. № ВЕ-6-16/1034@). Это означает, что они подпадают под действие норм, установленных совместным приказом ФНС, Минэкономразвития, Минфина от 10 марта 2005 г. № САЭ-3-19/80@/53/34н. Суммы компенсаций фирма может отнести к прочим расходам как в бухгалтерском учете (п. 15 ПБУ 10/99), так и в налоговом (п. 49 ст. 264 НК).

А вот возмещение так называемых командировочных расходов арбитражных управляющих законодательством не предусмотрено. Основная причина – все в тех же «нетрудовых» отношениях с компанией-банкротом. Трудовой кодекс предусматривает компенсацию командировочных расходов, связанных с выполнением служебных обязанностей сотрудником по направлению своего работодателя.

С. Тищенко , аудитор, для «Федерального агентства финансовой информации» Источник материала -

За осуществление деятельности в рамках своих полномочий арбитражному управляющему предусмотрена выплата вознаграждения. Процедура этой выплаты, как и её размеры, регулируются статьей 20.6 Федерального Закона РФ о несостоятельности (банкротстве), который был принят в 2002 году. С того времени документ претерпел множество правок и дополнений, но основные моменты остались в силе. Производится выплата за счёт предприятия-должника, которым руководит арбитражный управляющий, а её сумма состоит из фиксированной и процентной ставки, поэтому может существенно колебаться.

Сумма денежной выплаты арбитражным управляющим

Закон чётко гласит о том, что арбитражный управляющий наделён правом на получение вознаграждение за свою работу. Также он претендует на полную компенсацию расходов, которые он фактически понёс при исполнении своих обязанностей.

Вознаграждение арбитражного управляющего отличается в зависимости от того, какую именно должность занимает АУ на предприятии-банкроте, на какой стадии банкротства находится должник.

Он может иметь приставку финансовый, административный, временный, конкурсный и внешний. Все эти должности объединяются под названием арбитражный управляющий. Но на лицо, занимающее какую-либо из них, налагаются несколько различные функциональные права и обязанности. От чего проистекает и разница в размере вознаграждения. Информация о правах арбитражного управляющего .

Фиксированная ставка

Первая её часть, то есть фиксированная ставка в месяц составляет:

  • 25 000 рублей для финансового управляющего (единовременная выплата за проведение определенной процедуры в деле о банкротстве);
  • 15 000 рублей выплачивается административному управляющему;
  • по 30 000 рублей для временного и конкурсного управляющих. Требования к конкурсному управляющему ;
  • 45 000 рублей для .

Процентная ставка

Вторая часть вознаграждения должна включать в себя проценты, которые вычисляются в зависимости от оценки балансовой стоимости предприятия-должника.

Согласно пункту 10 упомянутой статьи Закона о несостоятельности максимальная сумма процентов вознаграждения временного управляющего не может составлять больше 60 000 рублей. Ранжирование этой суммы производится в прямой зависимости от балансовой стоимости имущества банкрота:

  1. Если она не превышает 250 тысяч рублей — выплата составит 4% от БСА.
  2. От 250 тысяч до 1 миллиона рублей — выплата будет равняться 10 тысячам рублей плюс 2% от числа, превышающего 250 тысяч.
  3. От 1 до 3 миллионов рублей — 25 тысяч и 1% от превышения 1 миллиона рублей.
  4. Свыше 3 миллионов — сумма выплаты равняется 45 000 рублей и 0,5% от превышения лимита.

Система подсчёта процентов выплаты вознаграждения административному управляющему имеет более широкую структуру, но ведётся по аналогии:

  1. В случае, когда балансовая стоимость предприятия-должника составляет 250 тысяч рублей — административный управляющий получает 4% от неё.
  2. 250 тысяч-1 миллион рублей — 10 тысяч и 1% от разницы между общей суммой и 250 тысячами рублей.
  3. 1-3 миллиона — 17 500 рублей плюс 0,5% от превышения над миллионом.
  4. 3-10 миллионов рублей — 27 500 и 0,2% от разницы.
  5. 10-100 миллионов — 41 500 рублей и 0,1 % превышающей суммы.
  6. 100-300 миллионов рублей — 131 500 плюс 0,05%.
  7. 300 миллионов-1 миллиард — 231 500 рублей и 0,01%.
  8. Более 1 миллиарда рублей — 301 500 и 0,001% от суммы, превышающей миллиард.

Проценты, идущие на выплату вознаграждения внешнему управляющему, формируются исходя из двух вариантов окончания его деятельности — успешного и неуспешного.

Так, если по итогам арбитражного управления предприятие-банкрот восстановило свою платёжеспособность, то внешний управляющий должен получить 8% от суммы, которую должник направил на погашение задолженности перед своими кредиторами.

В случае если юридическое лицо все же было окончательно признано неплатёжеспособным, и было открыто по нему конкурсное производство, то внешний управляющий претендует на 3% от прироста общей стоимости имущества предприятия за период его работы. Функции временного управляющего при банкротстве .

Размер процентного вознаграждения конкурсного управляющего подсчитывается по следующему алгоритму:

  1. Если официально зарегистрированные требования кредиторов были выполнены более чем на 75% — конкурсный управляющий получает 7% от суммы удовлетворенных требований.
  2. Свыше 50% зарегистрированных требований — вознаграждение составляет 6%.
  3. Более 25% требований — 4,5%.
  4. Менее 25% удовлетворенных требований — 3% от их суммы.

Исходя из вышеперечисленного, становится понятным, что квалифицированность и опыт арбитражного управляющего напрямую влияют на уровень его денежного вознаграждения за проделанную работу.

Чем успешнее будет выполнена работа арбитражным управляющим, тем более высокую сумму он сможет получить.

Сумма процентов по вознаграждению финансового управляющего — 7 %.

Нормы, регламентирующие процедуру вознаграждения

Арбитражный суд, занимающийся делом о финансовой несостоятельности лица, вправе повысить сумму вознаграждения, которую предстоит выплатить арбитражному управляющему. Ходатайствовать о подобном решении могут совет кредиторов либо другие лица — участники дела о неплатёжеспособности. Причиной для этого могут служить трудоёмкость и объём проделанной работы. В то же время данное постановление суда могут обжаловать другие

Возможны случаи, когда суд возлагает полномочия арбитражного управляющего на определённое лицо, которое обязано выполнять надлежащие функции в связи с отсутствием возможности назначить другого кандидата. В такой ситуации этот арбитражный суд назначает уровень вознаграждения. При этом оно может быть больше, но не меньше указанных в предыдущем разделе фиксированных сумм.

Совет кредиторов предприятия-должника вправе установить дополнительное вознаграждение для арбитражного управляющего. Его источником в этом случае являются средства самих кредиторов, принявших данное решение.

Для расчёта процентной суммы вознаграждения используется бухгалтерская отчётность на момент завершения дела о банкротстве. Согласно ей и делаются выводы о балансовой стоимости предприятия с учётом всех бухгалтерских проводок, которыми занимался арбитражный управляющий.

Вариант с в деле о несостоятельности предусматривает выплату суммы в сроки и в размерах, оговорённых данными соглашениями.

Как выплачивается — проблемы, связанные с вознаграждением

Юридическая практика показывает, что ни один законодательный акт не может предусмотреть всех нюансов, которые возникают при ведении соответствующих дел. Это приводит к необходимости изменений, дополнений или же разъяснений компетентных органов.

В Российской Федерации спорными моментами в законодательстве, касающимися арбитражных дел занимается Высший Арбитражный Суд (ВАС). Финансовые вопросы всегда вызывали дополнительные конфликты. Поэтому 25 декабря 2013 года ВАС принял постановление, в котором сделал акцент на вопросы, связанные с оплатой труда арбитражного управляющего в процессе дела о финансовой несостоятельности.

Согласно действующему Закону начисление средств арбитражному управляющему начинается со дня его назначения на должность соответствующим судебным постановлением. Вознаграждение прекращает начисляться с момента:

  1. Когда суд своим актом отстранил лицо от исполнения обязанностей управляющего.
  2. Если вынесен акт об остановке производства о банкротстве.
  3. Когда принимается мировое соглашение.
  4. Принятия судебного решения о начале следующего дела по процедуре банкротства того же предприятия-должника.
  5. Окончания конкурсного производства. Сроки конкурсного производства .
  6. Смерти лица, занимающего должность арбитражного управляющего.

Если арбитражный управляющий приступил к осуществлению своих обязанностей не в первый день месяца или завершил работу не в последний день, то начисление вознаграждения производится пропорционально числу дней при исполнении надлежащих функций.

При ликвидации предприятия признанного в процессе дела о банкротстве таковым, конкурсным управляющим подаётся ходатайство о прекращении текущего производства.

До внесения записи о ликвидации юридического лица в реестр проходит определённое время. Этот период не оплачивается управляющему, если в течение его он не принимал участия в судебных процессах, где заинтересованные лица пытались обжаловать решение о ликвидации предприятия. В последнем случае именно с этих лиц взыскивается сумма в фиксированном размере согласно сложности и объёму выполненной конкурсным управляющим работы.

Когда управляющий участвует в процедуре восстановления финансовой стабильности или является наблюдателем на предприятии, он имеет право требовать с должника выплату суммы в фиксированном размере.

В процессе конкурсного производства либо же внешнего управления сам управляющий за счёт финансовых средств банкрота выплачивает себе вознаграждение. Следует учесть, что первоочередное право на удовлетворение финансовых требований имеют кредиторы, а уже потом лицо, осуществляющее управление.

Если в процессе одного производства о банкротстве должность управляющего занимали разные лица, то оплата за работу распределяется между ними пропорционально времени исполнения полномочий. Но если один сделал гораздо больше для успеха дела, то суд может перераспределить проценты с учетом этого факта.

Первоочередное право на удовлетворение финансовых требований за кредиторами.

Взыскание при недобросовестном исполнении обязательств

Законом предусмотрена , так как на практике встречаются случаи недобросовестного или даже убыточного для должника и кредиторов исполнения им своих полномочий. При этом пострадавшие и заинтересованные лица должны доказать в суде подобные неправомерные или халатные действия/бездействия управляющих.

Суд может пропорционально снизить размер вознаграждения. Даже если оно уже было выплачено, то лицо, участвовавшее в деле о банкротстве, вправе предъявить обоснованные претензии и претендовать на взыскание определённой суммы с арбитражного управляющего в рамках общего срока исковой давности. К примеру, в 2012 году на сайте ВАСа появилась информация о том, что за различные нарушения были дисквалифицированы 19 арбитражных управляющих.

Управляющий наделён правом уступить другому собственное требование о выплате вознаграждения. Это требование автоматически наследуется, если арбитражный управляющий умер.

Как видим, законодательство чётко регулирует размер и порядок оплаты труда арбитражным управляющим, но в каждом конкретном процессе дела о банкротстве могут возникать определённые нюансы, влияющие на суммы выплат.

Если управляющий в деле о банкротстве работал спустя рукава, полагающуюся ему фиксированную сумму вознаграждения можно уменьшить. А за те периоды, когда от него ничего не зависит, можно не платить и проценты. Эти и другие тонкости расчета вознаграждения арбитражных управляющих разъяснил Пленум Высшего арбитражного суда РФ.

В конце января на сайте Высшего арбитражного суда было опубликовано постановление Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 № 97 «О некоторых вопросах, связанных с вознаграждением арбитражного управляющего при банкротстве» (далее — Постановление № 97). Главной интригой проекта этого документа, обсуждение которого прошло на заседании Президиума ВАС РФ еще в феврале прошлого года, стал вопрос о допустимости квалификации работы арбитражных управляющих как оказания услуг. Его решение обусловливает возможность изменять вознаграждение арбитражных управляющих в зависимости от качества их работы в сторону уменьшения. В итоге судьи склонились к тому, чтобы ввести негативное материальное стимулирование для управляющих, привлеченных к процессу банкротства.

Необходимость разъяснений по вопросу выплаты вознаграждения арбитражных управляю­щих возникла еще в 2008 г., когда Федеральным законом от 30.12.2008 № 296-ФЗ в Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) была внесена ст. 20.6, устанавливающая, какое вознаграждение и на каком этапе банкротства полагается арбитражному управляющему и из каких средств его выплачивать. Но для того, чтобы отрегулировать все тонкости расчетов, шестнадцати пунктов новой статьи не хватило. Пробелы, оставленные законодателями, взялся заполнить Высший арбитражный суд РФ, предложив свое толкование этого вопроса.

Если банкротство приостановлено, проценты управляющему не положены

Если имущества должника на выплату вознаграждения не хватает, оплатить фиксированную часть управляющему должен заявитель по делу о банкротстве. Правда, иногда управляющие сами предпочитают погасить другие требования из конкурсной массы в нарушение установленной ст. 134 Закона о банкротстве очередности, отложив выплату своего вознаграждения на потом и рискнув подождать выручки от реализации имущества. В этом случае риск того, что выручки может и не быть, возлагается на управляющего, а не заявителя (п. 4 Постановления № 97). Любопытно, что, по мнению Пленума ВАС РФ, такой проступок хотя и лишает управляющего заработка, но не дает оснований для привлечения его к административной ответственности за нарушение очередности выплат.

Одна только фиксированная часть вознаграждения в сумме 30 000 руб. в месяц полагается внешнему управляющему в тех редких случаях, когда процедура внешнего управления заканчивается мировым соглашением или погашением требований кредиторов, и управляющий продолжает исполнять обязанности руководителя до того, как будет назначен новый руководитель бывшего должника (п. 7 Постановления № 97).

Выплата процентов возможна, если производство прекращено в связи с заключением мирового соглашения, которое предусматривает выплату процентов арбитражному управляю­щему. Если участники мирового соглашения о вознаграждении арбитражного управляющего не упомянут, на проценты он претендовать не сможет. Зато если арбитражный управляю­щий докажет, что внес существенный вклад в достижение целей той процедуры банкротства, которая была прекращена (например, в результате его деятельности существенно увеличилась стоимость чистых активов должника), суд может увеличить размер фиксированной части его вознаграждения.

Не выплачиваются арбитражному управляющему проценты и тогда, когда производство по делу о банкротстве прекращается в связи с исполнением обязательств должника (в том числе третьими лицами), отказа всех кредиторов от своих требований, признания требований заявителя в ходе процедуры наблюдения необоснованными или по причине недостаточности средств должника для возмещения судебных расходов. А также по иным предусмотренным Законом о банкротстве основаниям для прекращения производства, за исключением случаев восстановления платежеспособности должника в ходе финансового оздоровления и внешнего управления.

Базу для расчета процентного вознаграждения суд вправе изменить

Проценты административному управляющему полагаются только после завершения процедуры финансового оздоровления и могут выплачиваться не ранее погашения требований кредиторов, включенных в реестр. Причем нехватка денег на уплату процентов управляющему после удовлетворения требований кредиторов не может препятствовать прекращению производства. Это разъяснение в п. 12.3 Постановления № 97 подчеркивает, что цель финансового оздоровления — скорейший выход должника из обременительной для него процедуры, а к вопросу вознаграждения управляющего можно вернуться и позже.

Аналогичный подход рекомендуется применять и при прекращении другой банкротной процедуры — внешнего управления. Внешнему управляющему при эффективности этой процедуры полагается 8% средств, направленных на погашение реестровых требований кредиторов. Но согласно разъяснениям в п. 12.4 Постановления № 97 эти проценты не должны удерживаться непосредственно из сумм, которые направляются кредиторам, а должны выплачиваться помимо них и не ранее удовлетворения всех требований. И если средств для процентов управляющему не хватит, это также не должно помешать прекращению производства в связи с полным расчетом с кредиторами.

Когда процедура внешнего управления заканчивается признанием должника банкротом, полагающиеся внешнему управляющему в этом случае 3% прироста стоимости чистых активов должника за период внешнего управления (согласно п. 12 ст. 20.6 Закона о банкротстве) должны определяться по данным бухгалтерской отчетности по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате введения внешнего управления и дате признания должника банкротом (п. 12.6 Постановления № 97). Рассчитывать стоимость чистых активов надо в соответствии с порядком, утвержденным приказом Минфина России № 10н, ФКЦБ России № 03-6/пз от 29.01.2003 «Об утверждении Порядка оценки стоимости чистых активов акционерных обществ».

Если размер процентов, полагающихся управляющему на каждом этапе банкротства зафиксирован в законе, то базу для их расчетов суд вправе изменить. В пункте 12.6 Постановления № 97 разъясняется, что вместо балансовой стоимости, на основании которой исчисляется вознаграждение, по ходатайству участвующего в деле лица может быть использована действительная стоимость активов должника, если удастся доказать, что она намного меньше той, что фигурирует в бухгалтерской отчетности. Если действительную стоимость активов точно определить не получается, суд вправе отложить расчет процентов до момента, когда активы должника будут реализованы и их стоимость станет очевидной. Причем если сомнений в достоверности балансовой стои­мости не было изначально, а в результате реализации активов была выручена сумма существенно меньшая, чем упомянутая в отчетности, суд может снизить вознаграждение управляющего, пересмотрев судебный акт об определении процентов по вновь открывшимся обстоятельствам.

Конкурсный управляющий сам рассчитывает процентную часть своего вознаграждения в зависимости от того, насколько ему удалось удовлетворить реестровые требования кредиторов всех очередей (положенные ему проценты указаны в п. 13 ст. 20.6 Закона о банкротстве). Однако при этом удовлетворенные текущие платежи в расчет не берутся. Также из базы расчета вычитаются требования залоговых кредиторов, удовлетворенные за счет реализации предмета залога. Вознаграждение по ним рассчитывается отдельно для каждого предмета залога. И хотя в Постановлении № 97 признается, что в тех 10 или 5% выручки от его реализации, которые могут быть направлены на погашение судебных расходов, есть и интерес управляю­щего, все же подчеркивается, что добросовестным и разумным со стороны конкурсного управляющего будет преимущественное погашение иных текущих платежей, связанных с реализацией залога (затрат на оценку, охрану, проведение торгов и т.п.) перед резервацией средств на собственные доходы.

Рассчитывая свое вознаграждение, конкурсный управляю­щий должен отталкиваться от предварительного расчета средств, полученных от реализации конкурсной массы, взыс­кания дебиторской задолженнос­ти, оспаривания сделок и т.п. То есть сумма, которая пойдет на удовлетворение требований кредиторов, должна формироваться им с учетом того, что часть вырученных средств приходится на его проценты. Эту часть он должен перечислить на открытый специально для этого счет должника, а впоследствии скорректировать сумму вознаграждения в зависимости от того, в большем или меньшем объеме были погашены требования.

Учет хозяйственных ситуаций

Выплаты персоналу

Зарплата

Зарплата собственникам или руководителям организации

Порядок выплаты и отражения в бухучете и при налогообложении вознаграждения арбитражному управляющему

Полномочия руководителя организации ограничиваются на время проведения банкротства, а часть управленческих функций переходит к арбитражному управляющему, назначенного судом (ст. 45 Закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ).

За исполнение обязанностей арбитражного управляющего ему полагается вознаграждение, состоящее из фиксированной суммы и изменяемой суммы (процентов).

Фиксированная часть вознаграждения назначается в следующих размерах:

  • административному управляющему — 15 000 рублей в месяц;
  • временному и конкурсному управляющему — 30 000 рублей в месяц;
  • внешнему управляющему — 45 000 рублей в месяц.

Суд вправе на основании решения собрания кредиторов увеличить фиксированную сумму вознаграждения (п. 3 и 5 ст. 20.6 Закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ).

Сумма процентов по вознаграждению арбитражного управляющего зависит от размера балансовой стоимости активов организации. В п. 10-13 ст. 20.6 Закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ установлены размеры процентов. Балансовую стоимость активов организации следует определять на последнюю отчетную дату, предшествующую началу процедуры банкротства (п. 14 ст. 20.6 Закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ). Проценты по вознаграждению арбитражному управляющему следует выплачивать в течение 10 календарных дней с даты завершения процедуры банкротства (п. 9 ст. 20.6 Закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ).

Вознаграждение выплачивают за счет имущества организации вне очереди, установленной для удовлетворения требований кредиторов (п. 2 ст. 20.6, п. 1 ст. 59 Закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ).

Начисленное арбитражному управляющему вознаграждение не является заработной платой, так как он не является штатным сотрудником организации. При начислении вознаграждения следует использовать счет 76 Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами и списывать его как расходы по обычным видам деятельности. Данную операцию отражает проводка:

  • Дебет 26 (44) Кредит 76 - начислено вознаграждение арбитражному управляющему.

Арбитражным управляющим может быть только гражданин России, зарегистрированный в качестве предпринимателя (п. 1 ст. 20 Закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ), поэтому с полученных доходов он обязан самостоятельно заплатить НДФЛ и страховые взносы. Взносами на страхование от несчастных случаев и профилактических заболеваний облагаются лишь суммы, выплачивающиеся сотрудникам, работающим по трудовым договорам (п. 1 ст. 5 Закона от 24 июля 1998 г. № 125‑ФЗ).

Порядок расчета остальных налогов зависит от того, какую систему налогообложения применяет организация.

Организация применяет общую систему налогообложения

При расчете налога на прибыль сумму вознаграждения следует включать в состав прочих расходов, связанных с управлением компанией (п. 1.18 ст. НК РФ, письмо МНС России от 7 мая 2004 г. № 04‑3‑01/265).

Вознаграждение арбитражному управляющему относится к косвенным расходам. Поэтому, если организация рассчитывает налог на прибыль методом начисления, сумму вознаграждения нужно полностью отнести на расходы текущего месяца (п. 1.1 ст. НК РФ). При кассовом методе следует учитывать ее в день выплаты (п. 3 ст. НК РФ).

Организация применяет УСН

Учет расходов происходит в зависимости от выбранного объекта налогообложения:

  • доход минус расход - вознаграждение арбитражному управляющему не включается в состав затрат, уменьшающих налоговую базу, расходы на внешнее управление организацией в закрытом перечне расходов не предусмотрены (п. 1 ст. НК РФ);
  • доход - выплата вознаграждения арбитражному управляющему на сумму налога не влияет. Расходы на выплату вознаграждения нельзя исключать из суммы налога, а страховые взносы на него организация не начисляет (п. 2 ст.

Реализуя цель обеспечения сохранности имущества должника, временный управляющий контролирует соблюдение должником ограничений и выполнение им обязанностей, установленных Законом о банкротстве. В то же время меры, принимаемые временным управляющим, должны быть разумными, с учетом интересов должника и его кредиторов. Это должны быть меры, коммерчески оправданные в данной ситуации, т.е. такие, которые лицо предприняло бы по защите своего собственного имущества с учетом размера и рисков, которым это имущество подвергается, в том числе риска недобросовестных действий руководителя должника, если его личность и поведение позволяют предположить такую возможность.

В соответствии со ст. 64 Закона о банкротстве органы управления должника могут совершать, исключительно с письменного согласия временного управляющего, сделки, связанные с распоряжением имуществом должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения, а также сделки, связанные с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требований, переводом долга, учреждением доверительного управления имуществом должника.

Органы управления должника не вправе принимать решения о реорганизации и ликвидации должника, о создании юридических лиц или об участии должника в иных юридических лицах и объединениях юридических лиц, о создании филиалов и представительств, о выплате дивидендов или распределении прибыли должника между его учредителями (участниками), о размещении должником облигаций и иных эмиссионых ценных бумаг, за исключением акций, о выходе из состава учредителей (участников) должника, приобретении у акционеров ранее размещенных акций, о заключении договоров простого товарищества.

По существу, ст. 64 Закона о банкротстве устанавливается особый режим деятельности должника в ходе наблюдения, ограничивается его правосубъектность.

Наряду с указанными выше ограничениями, на руководителя должника возлагается обязанность в течение 10 дней с даты вынесения определения о введении наблюдения обратиться к учредителям (участникам) должника с предложением провести общее собрание учредителей (участников) должника, к собственнику имущества должника - унитарного предприятия для рассмотрения вопросов об обращении к первому собранию кредиторов должника с предложением о введении в отношении должника финансового оздоровления, проведении дополнительной эмиссии акций и иных предусмотренных Законом о банкротстве вопросов (п. 4 ст. 64 Закона о банкротстве).

Если руководитель должника нарушает требования Закона о банкротстве, он может быть отстранен от должности судом по ходатайству временного управляющего. Исполнение обязанностей руководителя должника в таком случае возлагается на иное лицо, представленное уполномоченными органами должника в качестве руководителя должника, или на заместителя руководителя, или на одного из работников. Судом выносится соответствующее определение (ст. 69 Закона о банкротстве).

Среди прав и обязанностей временного управляющего, закрепленных ст. 66-67 Закона о банкротстве, содержатся такие, которые способствуют выполнению задачи обеспечения сохранности имущества должника. Например, временный управляющий вправе:

  • предъявлять в суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений, а также требования о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований ст. 63-64 Закона о банкротстве;
  • заявлять возражения относительно требований кредиторов в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве;
  • обращаться в суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника, в том числе о запрете совершать без согласия временного управляющего сделки, не предусмотренные п. 2 ст. 64 Закона о банкротстве;
  • получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника.

При этом на органы управления должника возлагается обязанность предоставлять временному управляющему по его требованию любую информацию, касающуюся деятельности человека.

Предоставление отчетности в суд временным управляющим

Временный управляющий обязан представить в суд отчет о своей деятельности с приложением заключения о финансовом состоянии должника и обоснованием возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, целесообразности введения последующих применяемых в деле о банкротстве процедур: финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства или мирового соглашения (п. 2 ст. 67 Закона о банкротстве). Временный управляющий должен, кроме того, определить достаточность принадлежащего должнику имущества для покрытия расходов в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения или невозможности восстановления платежеспособности должника (ст. 70 Закона о банкротстве).

Если в результате анализа финансового состояния должника будет установлено, что стоимость принадлежащего должнику имущества недостаточна для покрытия судебных расходов. Если же кредиторами не будет определен источник покрытия судебных расходов или за счет определенного ими источника их покрытие оказалось невозможным, проголосовавшие за решение о введении внешнего управления кредиторы несут солидарную обязанность по покрытию указанных расходов.

Документы, содержащие анализ финансового состояния должника, представляются временным управляющим первому собранию кредиторов, в суд, рассматривающий дело о банкротстве, а также СРО арбитражных управляющих, членом которой он является, при проведении проверки его деятельности.

Составление реестра требований кредиторов

Временный управляющий должен составить реестр требований кредиторов (ст. 16, 71 Закона о банкротстве).

Для участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение 30 календарных дней со дня опубликования сообщения о введении наблюдения. При рассмотрении споров необходимо учитывать, что возможность восстановления пропущенного 30-дневного срока Закона о банкротстве не предусмотрена.

Если требования кредиторов предъявлены после истечения 30 дней со дня опубликования сообщения о введении наблюдения, то они подлежат рассмотрению судом после введения процедуры, следующей за процедурой наблюдения (п. 7 ст. 71 Закона о банкротстве).

Должником, временным управляющим, другими лицами, участвующими в деле, могут быть предъявлены возражения относительно требований кредиторов. Такие возражения могут быть предъявлены в суд в течение 15 календарных дней со дня истечения срока предъявления требований кредиторов.

Суд проверяет обоснованность требований кредиторов и выносит определение о включении или об отказе во включении требований кредиторов в реестр требований кредиторов. В этом же определении суда указываются размер и очередность удовлетворения требований кредиторов.

Указанное определение вступает в силу немедленно и направляется судом должнику, временному управляющему, кредитору, предъявившему требования, и реестродержателю. Определение может быть обжаловано.

Собрание кредиторов при банкротстве

Временный управляющий должен созвать и провести первое собрание кредиторов (ст. 72-74 Закона о банкротстве), на котором кредиторы, с учетом информации о финансовом положении должника, могли бы принять обоснованное решение по процедуре, подлежащей применению к должнику (заключении мирового соглашения, введении финансового оздоровления, внешнего управления или конкурсного производства).

Для созыва первого собрания кредиторов временный управляющий определяет дату его проведения. При этом следует учитывать, что первое собрание кредиторов должно состояться не позднее, чем за 10 дней до дня окончания процедуры наблюдения.

В порядке и в сроки, которые предусмотрены ст. 13 Закона о банкротстве, временный управляющий уведомляет о созыве первого собрания кредиторов всех выявленных конкурсных кредиторов, уполномоченные органы, представителя работников должника и иных лиц, имеющих право на участие в первом собрании кредиторов (п. 2-3 ст. 72 Закона о банкротстве).

К компетенции первого собрания кредиторов относятся, в частности, вопросы:

  • принятия решения об обращении в суд с ходатайством о введении финансового оздоровления, введении внешнего управления или признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, а также о заключении мирового соглашения;
  • определения дополнительных требований к кандидатурам административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего;
  • определение СРО арбитражных управляющих, которая должна представить в суд кандидатуры арбитражных управляющих;
  • образование комитета кредиторов, определения количественного состава и полномочий комитета кредиторов, избрания членов комитета кредиторов.

Суд на основании решения первого собрания кредиторов выносит определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, либо принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве.

Так, если первым собранием кредиторов не принято решение о применении одно из процедур, предусмотренных Законом о банкротстве, и нет возможности отложить рассмотрение дела в пределах срока, установленного ст. 51 Закона о банкротстве, суд в соответствии со ст. 75 Закона о банкротстве:

  • выносит определение о введении финансового оздоровления, если имеется ходатайство соответствующих лиц и другие необходимые условия (п. 2 ст. 75 Закона о банкротстве);
  • при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления выносит определение введении внешнего управления, если у суда есть достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена;
  • при наличии признаков банкротства и при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления и внешнего управления принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Прекращение процедуры наблюдения

Со дня введения финансового оздоровления, внешнего управления, признания должника банкротом и открытия конкурсного производства или утверждения мирового соглашения наблюдение прекращается.

Однако в случае, если административный, внешний или конкурсный управляющий не был утвержден одновременно с введением соответствующей процедуры, суд возлагает исполнение обязанностей соответствующего арбитражного управляющего на временного управляющего и обязывает его провести собрание кредиторов для рассмотрения вопроса о выборе СРО, из членов которой должен быть утвержден административный, внешний или конкурсный управляющий, и о требованиях к кандидатуре такого управляющего.

Основные недостатки процедуры наблюдения

Основные недостатки процедуры наблюдения - это невозможность быстрого принятия решений в делах о банкротстве, что для таких дел имеет первостепенное значение, а также связанный с этим риск снижения стоимости бизнеса должника из-за издержек в период наблюдения. Лучший результат для кредиторов достигается путем быстрой продажи жизнеспособных частей бизнеса должника, пока стоимость этого бизнеса не упала вследствие возбуждения производства по делу о банкротстве. Опасения по поводу процедуры наблюдения связаны также с сохранением руководством должника своих полномочий, хотя и под контролем временного управляющего, так как во взаимоотношениях указанных лиц довольно часто возникают проблемы.

Одна из главных целей рыночного законодательства о банкротстве - максимальное упрощение и ускорение производства по делам о банкротстве, разумеется, с сохранением необходимых правовых гарантий всех лиц, участвующих в деле о банкротстве.

Особенности банкротства кредитных организаций / Читать все про банкротство

В целом правила о банкротстве кредитных организаций направлены на предупреждение банкротства кредитных организаций и их финансовое оздоровление, а если это сделать не удается, то на упрощение и ускорение процедуры банкротства кредитных организаций.

Вы можете направить нам свое письмо на адрес электронной почты.
Уверяем вас, что наш сотрудник ответит на ваш вопрос в максимально
короткий срок. Каждое ваше письмо ценно для нас.
Или воспользуйтесь формой обратной связи.