Правоведение лекции 1 курс. Правоведение - курс лекций

а) форма правления;

б) форма государственного устройства;

в) политический режим.

Литература по теме занятия:

1. Алексеев, С.С. Теория права. [Текст] – М., 1995. - 311 с.

2. Теория права и государства [Текст]: учебник / под ред. проф. В.В. Лазарева. – М., 1997. – 432 с.

3.Теория государства и права [Текст]: курс лекций / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М., 1999. – 672 с.

4. Правоведение [Текст] : учеб. пособие / Р.В. Жогов, Т.В. Логунова, Р.Н. Новиков и др.; Воронеж. гос. технол. акад.- Воронеж: ВГТА, 2006.- 140с.

5. Хропанюк, В.Н. Теория государства и права [Текст]: учебное пособие для высших учебных заведений / под ред. проф. В.Г. Стрекозова. – М., 2003. – 381 с.

6. Основы государства и права [Текст]: учебное пособие для поступающих в ВУЗы / под ред. академика О.Е. Кутафина. – М., 2004. – 461 с.

7. Серых, В.М. Теория государства и права [Текст]: учебник. - М., 2004. – 704 с.

  1. Государство: понятие, признаки, функции.

Государство – общность людей, объединенных единой территориальной организацией и подчиненных политической (публичной) власти, располагающая особыми средствами принуждения, применяемыми в необходимых случаях.

Признаки государства:

    Наличие политической (публичной) власти, располагающей специальным аппаратом управления и принуждения;

    Территориальная организация населения;

    Государственный суверенитет;

    Общеобязательный характер издаваемых государством актов;

    Налогообложение и взимание налогов.

1.Публичная власть – один из ведущих признаков государства. Власть в первобытном обществе не носила политического характера, так как родовая община не была дифференцирована по интересам и потребностям, они были одинаковы у всех и сводились к выживанию и воспроизводству человечества. Только с разделением общества на различные группы, слои, классы у индивидов появляются разнообразные интересы, регулирование которых означает политику.

Выступая арбитром между различными слоями и группами населения, государственная власть приобретает политический характер, но она не представляет собой власти всего общества, а стоит над обществом, отделена от него, приобретает автономность /независимость/ по отношению к другим источникам власти. Независимость от того, на кого возложено исполнение властных полномочий – на отдельную личность /монарха, президента/, или на какой-либо орган, они действуют от имени государства в качестве его органов или представителей, на которых возложено выполнение публичных функций.

Публичная власть осуществляется комплексом учреждений, специальных служб, органов, образующих государственный аппарат , для которого характерны:

а) осуществление управления обществом;

б) обладание властными полномочиями, вплоть до применения принуждения;

в) наличие особого слоя людей, для которых работа в государственном аппарате служит профессией;

г) право принятия общеобязательных для исполнения актов.

Территориальная организация государства отличается от территории, на которой проживала первобытная община, прежде всего наличием государственных границ, которые очерчивают пределы осуществления публичной власти, означают территориальную неприкосновенность страны.

Суверенитет , означает верховенство государственной власти внутри страны, т.е. ее самостоятельность в определении содержания своей деятельности, внутренней и внешней политики, ее определение жизни общества в пределах своей территории и независимость во взаимоотношениях с другими государствами.

Общеобязательный характер актов государства определяется исключительными полномочиями государства осуществлять правотворчество, т.е. издавать, изменять или отменять юридические нормы, которые распространяют свое действие на все населения данного государства /кроме лиц, обладающих правом дипломатического иммунитета./ Только государство может посредством указанных актов устанавливать правовой порядок в обществе и принуждать его к соблюдению.

Налогообложение – налоги и другие обязательные платежи (сборы, пошлины) без которых государство не может содержать свой аппарат, развивать экономику, культуру, поддерживать жизнедеятельность общества. Только государство вправе устанавливать налоги и распространять обязанность их уплаты абсолютно на всех, находящихся на его территории, либо освобождать отдельные категории людей и организаций.

Функция государства – это особый механизм государственного воздействия на отношения в важнейших сферах общественной жизни, в котором конкретизируются сущность, социальное назначение, задачи и цели государства на конкретном историческом этапе развития и раскрывается активная служебная роль государства, как части надстройки, по отношению к базису.

Одним из основных критериев классификации являются сферы государственной деятельности. По этому основанию различаются внутренние и внешние функции государства.

Внутренние функции - это такие направления деятельности государства, которые обеспечивают решение задач внутреннего развития общества. К числу внутренних функций на современном этапе относятся:

Охрана конституционного строя, прав и свобод граждан,

Обеспечение законности и правопорядка;

Политическая; экономическая; социальная;

Финансовая (налогообложения и финансового контроля);

Экологическая;

Культурная.

Внешние функции - это основные направления деятельности государства в его отношениях с другими государствами.

Можно выделить следующие внешние функции государства: оборона страны; поддержка мирового порядка, борьба с международной преступностью и международным терроризмом; интеграция в мировую экономику; сотрудничество с другими государствами в решении глобальных проблем современности (экологической, энергетической, сырьевой, демографической и др.).

На различных этапах исторического развития общества и государства набор внутренних и внешних функций был неодинаков, различным было и их содержание.

Методическое обеспечение самостоятельной работы по правоведению состоит из:

Определения учебных вопросов, которые студенты должны изучить самостоятельно;

Подбора необходимой учебной литературы, обязательной для проработки и изучения;

Поиска дополнительной научной литературы, к которой студенты могут обращаться по желанию, если у них возникает интерес к данной теме;

Определения контрольных вопросов, позволяющих студентам самостоятельно проверить качество полученных знаний;

Организация консультаций преподавателя со студентами для разъяснения вопросов, вызвавших у студентов затруднения при самостоятельном освоении учебного материала.

Контроль за самостоятельной работой студентов по курсу правоведение осуществляется в двух формах: текущий контроль и итоговый. Текущий контроль проводится на семинарском занятии при плановом обсуждении соответствующей темы курса, в ходе которого преподаватель оценивает качество усвоения студентами вопросов, изложенных на лекции и вопросов, которые были предложены для самостоятельного изучения.

Итоговый контроль предусматривает зачет и экзамен в семестре.

Самостоятельная работа студентов – важнейшая составная часть занятий по правоведению, необходимая для полного усвоения программы курса. Целью самостоятельной работы является закрепление и углубление знаний, полученных студентами на лекциях, подготовка к текущим семинарским занятиям, промежуточным формам контроля знаний (тестированию, контрольным работам и пр.) и сдаче дифференцированного зачета.

Самостоятельная работа способствует формированию у студентов навыков работы с правовой литературой, развитию культуры умственного труда и поискам в приобретении новых знаний. Самостоятельная работа включает те разделы курса правоведения, которые не получили достаточного освещения на лекциях по причине ограниченности лекционного времени и небольшого объема аудиторных занятий.

Систематическая самостоятельная работа по изучению курса «правоведения» обеспечит студентам успешную сдачу зачета и экзамена и, главное, действительно глубокие знания, необходимые любому образованному специалисту и просто неравнодушному человеку.

Одной из задач преподавателей, ведущих занятия по дисциплине «правоведение» является выработка у студентов осознания важности, необходимости и полезности знания дисциплины для дальнейшей работы их технологами, инженерами-исследователями, проектировщиками, при организации современного производства высококачественной, конкурентоспособной продукции.

Самостоятельная работа студентов – совокупность всей самостоятельной деятельности обучаемых как в отсутствие преподавателя, так и в контакте с ним, в учебной аудитории и за ее пределами (в том числе и в ходе учебных занятий). При изучении данной дисциплины целесообразно использовать следующие формы учебной работы:

Обзорные лекции;

Самостоятельная работа студентов с учебной и методической литературой;

Выполнение контрольных заданий (упражнений, тестов, задач).

Планируя время на изучение дисциплины, студентам можно руководствоваться предложенным учебно-методическим планом, где указано распределение времени, отведенного на изучение дисциплины, между лекциями, семинарами и самостоятельной подготовкой.

В ходе самостоятельной работы студентам необходимо разбираться с изучаемым вопросом, используя учебники (смотри список основной литературы) и материалы лекций. Для подготовки докладов к семинарским занятиям, или для углубления знаний по той или иной теме, целесообразно воспользоваться дополнительной литературой (смотри список дополнительной литературы). Учебники и другую литературу можно взять в библиотеке.

При подготовке докладов, сообщений можно воспользоваться Интернет ресурсами. При этом следует обратить внимание на то, чтобы используемая информация была актуальна и достоверна. Студенты должны уметь пользоваться основными правовыми базами, такими как « » и « » и др.

При подготовке докладов следует выписывать полные ссылки из тех источников, которыми воспользовались. Это позволит преподавателю проверить качество выполненной работы. Для проверки знаний можно использовать тестовые материалы или вопросы для самостоятельной подготовки, предложенные в УМК.

Для контроля усвоения данной дисциплины учебным планом предусмотрен зачет и экзамен. Вопросы к зачету и экзамену приведены в разделе « ».

Организация самостоятельной работы для студентов по направлениям 051000 «Профессиональное обучение (по отраслям)»;140100 Теплоэнергетика и теплотехника; 220400 Управление в технических системах; 220700.62 Автоматизация технологических процессов и производств; 223200 Техническая физика; 231300 Прикладная математика; 240100 «Химическая технология».

Тема самостоятельной работы

Номер раздела

лекционного

Продол-житель-ность
5

Организация самостоятельной работы для студентов по направлениям 111400 Водные биоресурсы и аквакультура; 140400 Электроэнергетика и электротехника; 141100 Энергетическое машиностроение; 141100.62 Энергетическое машиностроение; 200100 Приборостроение; 210100 Электроника и наноэлектроника; 230100 Информатика и вычислительная техника; 230700.62 Прикладная информатика; 280700 Техносферная безопасность.

Тема самостоятельной работы

Номер раздела

лекционного

Продол-житель-ность
5

Понятие и принципы гражданского общества и правового государства

Защита прав человека в государстве

Психологические и социальные факторы развития российского правосознания

Права и обязанности человека и гражданина закрепленные в конституции РФ

Понятие, виды и правовой статус субъектов административного права

Гражданское право Российской Федерации

Трудовое право Российской Федерации

Уголовное право Российской Федерации

В предлагаемом пособии рассматриваются основные темы курса "Правоведение", в том числе некоторые отраслевые дисциплины, содержится не только теоретическое изложение предмета, но и исследование взаимодействия государства, права и общественной практики в современной России.
Пособие позволит успешно подготовиться к экзаменам и зачетам, в сжатые сроки систематизировать знания, приобретенные в процессе обучения правоведению, повторить основные понятия и составить примерный план ответа.
Для студентов ВУЗов, аспирантов, специалистов государственной и муниципальной служб, а также всех интересующихся проблемами государства и права.

Государство представляет собой конкретно-историческое социальное явление. Самые первые государства возникли значительно позже первых людей на Земле, причем на различных территориях государства образовывались в разное время и различными способами. Однако создав государства, люди попали под их растущие властные устремления, собственные интересы и влияние. В дальнейшем, стремясь поставить государство под свой контроль, люди в то же время понимали невозможность своего существования без него.

Почему же современный человек не может жить без государства, но одновременно стремится ограничить его власть? Для ответа на этот вопрос необходимо обратиться к причинам возникновения государства.

Содержание
Список сокращений 7
Лекция 1. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА 8
1.1. Возникновение, понятие и признаки государства 8
1.2. Форма государства 12
1.3. Функции государства 16
1.4. Право в системе социальных норм и его признаки 18
1.5. Ценность права 23
1.6. Государство и право в обществе переходного периода 24
Вопросы для самопроверки 26
Лекция 2. НОРМЫ ПРАВА И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ 27
2.1. Понятие и признаки норм права 27
2.2. Структура норм права, их виды и расположение в нормативно-правовых актах 30
2.3. Юридическая техника 33
2.4. Толкование норм права 39
2.5. Действие нормативно-правовых актов 43
Вопросы для самопроверки 48
Лекция 3. ОСНОВНЫЕ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО КАК ОСОБАЯ СИСТЕМА ПРАВА 49
3.1. Правовая система и правовая семья 49
3.2. Романо-германская правовая семья 49
3.3. Англо-американская правовая семья 50
3.4. Религиозно-традиционная правовая семья 52
3.5. Международное право как особая система права 55
Вопросы для самопроверки 57
Лекция 4. ИСТОЧНИКИ РОССИЙСКОГО ПРАВА. ЗАКОН И ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ 58
4.1. Система источников права в Российской Федерации 58
4.2. Правотворческая практика в Российской Федерации 63
Вопросы для самопроверки 68
Лекция 5. СИСТЕМА РОССИЙСКОГО ПРАВА 69
5.1. Общая характеристика системы права 69
5.2. Предмет и метод правового регулирования 74
5.3. Публичное и частное право 76
5.4. Отрасли российского права (краткая характеристика) 78
5.5. Система права и система законодательства 87
Вопросы для самопроверки 91
Лекция 6. ПРАВОНАРУШЕНИЕ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 92
6.1. Понятие и признаки правонарушения 92
6.2. Состав правонарушения 94
6.3. Причины и условия правонарушений 97
6.4. Понятие, признаки и функции юридической ответственности 99
6.5. Принципы юридической ответственности 101
6.6. Виды юридической ответственности 106
Вопросы для самопроверки 109
Лекция 7. ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
7.1. Понятие и принципы законности
7.2. Законность, правопорядок и общественный порядок 112
7.3. Гарантии законности и правопорядка 114
7.4. Правомерное поведение 117
Вопросы для самопроверки 120
Лекция 8. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО 121
8.1. Условия возникновения и развития правового государства 121
8.2. Основные принципы правового государства 125
8.3. Реализация основных принципов правового государства в Российской Федерации 127
Вопросы для самопроверки 133
Лекция 9. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - ОСНОВНОЙ ЗАКОН ГОСУДАРСТВА 134
9.1. Общая характеристика Конституции Российской Федерации 134
9.2. Особенности норм Конституции Российской Федерации 135
9.3. Теоретические основы конституционного строя Российской Федерации 137
Вопросы для самопроверки 142
Лекция 10. ОСОБЕННОСТИ ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА РОССИИ. СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 143
10.1. Теоретические принципы федеративного устройства России 143
10.2. Практика федеративных отношений в России 147
10.3. Конституционное строение системы органов государственной власти в Российской Федерации 151
10.4. Практика взаимодействия органов государственной власти в Российской Федерации 158
Вопросы для самопроверки 160
Лекция 11. ПОНЯТИЕ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВООТНОШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИЕ И ЮРИДИЧЕСКИ ЛИЦА. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ 161
11.1. Гражданские правоотношения и их субъекты 161
11.2. Общие положения о праве собственности 169
Вопросы для самоконтроля 172
Лекция 12. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ НАРУШЕНИЕ. НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО 173
12.1. Понятие, стороны и исполнение обязательства 173
12.2. Обеспечение исполнения обязательств 175
12.3. Ответственность за нарушение обязательств 180
12.4. Прекращение обязательств 181
12.5. Наследственное право 183
Вопросы для самоконтроля 185
Лекция 13. БРАЧНО-СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ВЗАИМНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУПРУГОВ, РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО СЕМЕЙНОМУ ПРАВУ 186
13.1.Правовая основа брачно-семейных отношений 186
13.2.Права и обязанности супругов 187
13.3.Права и обязанности родителей 189
13.4.Права и обязанности детей 191
13.5. Ответственность по семейному праву 193
Вопросы для самоконтроля 194
Лекция 14. ТРУДОВОЙ ДОГОВОР. ТРУДОВАЯ ДИСЦИПЛИНА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЕЕ НАРУШЕНИЕ 195
14.1. Понятие, содержание и срок трудового договора 195
14.2. Заключение и изменение трудового договора 197
14.3. Прекращение трудового договора 199
14.4. Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение 205
Вопросы для самоконтроля 206
Лекция 15. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 207
15.1. Административное правонарушение, наказание, ответственность и их субъекты 207
15.2.Виды административных наказаний 209
Вопросы для самоконтроля 212
Лекция 16. ПРЕСТУПЛЕНИЕ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЕГО СОВЕРШЕНИЕ 213
16.1. Понятие и категории преступлений 213
16.2. Обстоятельства, исключающие преступность деяния 214
16.3. Уголовное наказание 216
16.4. Освобождение от уголовной ответственности и наказания 220
Вопросы для самоконтроля 222
Лекция 17. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА 223
17.1. Основные проблемы экологического права 223
17.2. Система законодательства в области использования и охраны природной среды 225
17.3. Основные принципы экологического права 226
Вопросы для самоконтроля 229
Лекция 18. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ 230
18.1. Информация как объект защиты 230
18.2. Защита государственной тайны 234
Вопросы для самоконтроля 238
Литература 239

МОСКОВСКИЙ ОТКРЫТЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Вишневский В.В.

ПРАВОВЕДЕНИЕ

Курс лекций

Москва -2004


Вишневский В.В.Правоведение.Курс лекций.

В конспекте лекций по курсу «Правоведение» в 1 части рассмотрены основы теории права,

без знания которых невозможна полноценная правовая подготовка современных специалистов

и изучение конкретныхотраслей права системы права России.

Во 2 части рассмотрены основы важнейших отраслей системы права России – конституционного (государственного) права, гражданского права, семейного права,

трудового права, экологического права, административного права.

образовательных стандартов высшего профессионального образования для экономических специальностей.

ÓВишневский В.В.,2004

Ó МОСУ,2004

ЧАСТЬ 1.ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПРАВА

Лекция 1.Введение.Роль и значение юридических знаний……………………………4

Лекция 2.Общество,государство,право…………………………………………………5

Лекция 3.Система социального регулирования. Право как нормативный регулятор.7

Лекция 4.Основные концепции происхождения и сущности права…………………..9

Лекция 5.Природа права…………………………………………………………………12

Лекция 6.Источники(формы) права……………………………………………………..14

Лекция 7.Нормативно-правовые акты…………………………………………………..18

Лекция 8.Система права………………………………………………………………….21

Лекция 9.Нормы права……………………………………………………………………24

Лекция 10.Правовые отношения…………………………………………………………26

Лекция 11.Реализация права. Понятия и значение законности и правопорядка…..…..30

Лекция 12.Правонарушения и юридическая ответственность…………………………36

Лекция 13.Правосознание и правовая культура………………………………………….40

Лекция 14.Право и экономика……………………………………………………………..42

ЧАСТЬ 2.ОСНОВЫ ОТРАСЛЕЙ СИСТЕМЫ ПРАВА РОССИИ

Лекция 15.Основы конституционного(государственного) права России……………….43

Лекция 16.Основы гражданского права России……………………………………………49

Лекция 17.Основы семейного права России………………………………………………..57

Лекция 18.Основы трудового права России………………………………………………..63

Лекция 19.Основы экологического права России…………………………………………72

Лекция 20.Основы административного права России…………………………………….76

Задания на самостоятельную работу студентам…………………………………………..81


ЧАСТЬ 1.ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПРАВА

Право есть наука о добром и справедливом. Так определяли право древнеримские юристы. Право происходит от латинского слова «justitia » - справедливость.В настоящее время под правом понимается совокупность общеобязательных правил поведения (норм права),

устанавливаемых государством для регулирования найболее важных общественных отношений.

Значение и ценность права в том, что право позволяет:

1. Упорядочить и стабилизировать стихийный процесс общественного развития.

2. Выразить общие интересы и потребности отдельных лиц, социальных общностей, государств.

3. Цивилизованно решать глобальные международные проблемы.

Знание права гражданами:

1. Позволяет им компетентно исполнять свои обязанности.

2. Предостерегает их от совершения правонарушающих деяний.

3. Помогает им защитить свои права и законные интересы.

4. Позволяет им оказывать влияние на формирование общественного мнения по поводу дальнейшего развития и совершенствования права.

Существуют два подхода к правовому образованию студентов, обучающихся по неюридическим специальностям:

Узкий: студенты изучают только конкретные нормативно-правовые акты, необходимые для их профессиональной деятельности.

Широкий: студенты наряду с отраслевыми юридическими дисциплинами изучают основы теории права. В процессе изучения права студенты на первом этапе осваивают основные понятия и определения теории права, которые в дальнейшем используются для изучения конкретных отраслей права. Данный подход используется в курсе «Право России».

». Цели изучения курса:

· получение сведений об основных отраслях права, необходимых для будущей профессиональной деятельности;

· повышение правовой культуры.

В соответствии с целями изучения курса основными задачами являются:

· овладение понятийным аппаратом;

· вооружение студента правовым кругозором;

· привитие студентам ценностных ориентаций в жизни и в практической деятельности;

· формирование умения осмысливать правовые явления и процессы.

Россия = Российская Федерация = РФ

Курс начинается с изучения основ теории права и особенностей системы права России (лекции 1-14). Далее рассматриваются основы отраслей права России, знание которых предусмотрено государственными образовательными стандартами по экономическим специальностям (лекции 15-20).

Лекция 2. общество, государство и право

I. ПОНЯТИЯ ОБЩЕСТВА,ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Под обществом в узком смысле понимается конкретный тип социальной системы, определенная форма общественных отношений (первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное и пр.).

Под обществом в широком смысле понимается совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей, направленных на лучшее удовлетворение общих потребностей и интересов.

Общество является сложной системой и включает в себя следующие основные элементы :

1. Отдельные личности.

3. Объединения людей (политические, трудовые, по интересам).

4. Государство как важнейший элемент общества.

Под общественными отношениями понимаются многочисленные связи между различными элементами общества в процессе их совместной деятельности.

Государство есть особая политическая организация, предназначенная для отражения и защиты интересов господствующего класса (и/или всего общества), обладающая суверенной публичной властью, устанавливающая обязательные для населения налоги и правила поведения (нормы права), располагающая аппаратом власти, управления и принуждения для придания своим велениям обязательной силы для всего населения.

Основной признак государства – наличие суверенной власти (наивысшей).

Власть – влияние на поведение населения страны.

Вторым признаком государства является право. Без права нельзя управлять государством.

Право - особый регулятор общественных отношений в форме совокупности общеобязательных правил поведения, устанавливаемых государством для регулирования наиболее важных общественных отношений.

Признаки государства - территория , население , флаг, гимн, налоги .

Под функциями государства понимаются основные направления его деятельности.

Различают внутренние и внешние функции.

Внутренние (основные):

1. Политическая (стабильность в обществе).

2. Охранительная (все законы должны выполняться).

3. Экономическая.

4. Социальная (дети, инвалиды, пенсионеры).

5. Экологическая.

Внешние:

1. Оборона страны от внешнего нападения.

2. Внешнеэкономическая и внешнеполитическая деятельность.

Форма государства включает в себя три элемента:

1. Форма правления (монархия, республика).

2. Форма государственного устройства (унитарное государство, федеративное государство).

3. Форма политического режима (демократический, антидемократический).

Россия – президентская республика с федеративным государственным устройством и демократическим политическим режимом.

2.связь государства и права. Правовое государство

Самим фактом своего существования право обязано государству. Оно производно от него и без государства не существует. С другой стороны, государство также не может существовать без права. Право обеспечивает легитимность государственной власти.

Легитимность – законность установления власти, степень поддержки власти населением государства.

Правовое государство-это государство, вставшее на более высокую ступень своего развития с новыми признаками. Такими новыми признаками дополнительными к обычным признакам государства являются:

1.Народный суверенитет. В государстве только народ реально выступает источником всей власти, которую реализует государство.

2.Господство(верховенство) права. Правовым законам должно подчиняться и само государство.

3.Распределение функций между различными государственными органами с целью предотвращения злоупотребления властью, повышения профессионализма в государственном управлении,осуществления контроля за деятельностью государственных органов.

4.Реальное обеспечение неотъемлимых прав и свобод граждан.

5.Наличие гражданского общества, в котором государство подконтрольно обществу.

3.Понятие и виды Органов государственной власти.

Государственная власть реализуется государственным аппаратом.

Государственный аппарат – это система органов государственной власти (государственных органов) и государственных служащих.

Под государственным органом понимается такое политическое учреждение, которое участвует в осуществлении функций государства и наделенное для этого государственно-властными полномочиями.

По характеру выполняемых задач государственные органы подразделяются на следующие виды.

Организация самостоятельной работы студентов

Тема самостоятельной работы

Номер раздела

лекционного

Продол-житель-ность
5

Понятие и принципы гражданского общества и правового государства

Защита прав человека в государстве

Психологические и социальные факторы развития российского правосознания

Права и обязанности человека и гражданина закрепленные в конституции РФ

Понятие, виды и правовой статус субъектов административного права

Гражданское право Российской Федерации

Трудовое право Российской Федерации

Уголовное право Российской Федерации

Методическое обеспечение самостоятельной работы по Основам права/Право состоит из:

Определения учебных вопросов, которые студенты должны изучить самостоятельно;

Подбора необходимой учебной литературы, обязательной для проработки и изучения;

Поиска дополнительной научной литературы, к которой студенты могут обращаться по желанию, если у них возникает интерес к данной теме;

Определения контрольных вопросов, позволяющих студентам самостоятельно проверить качество полученных знаний;

Организация консультаций преподавателя со студентами для разъяснения вопросов, вызвавших у студентов затруднения при самостоятельном освоении учебного материала.

Контроль за самостоятельной работой студентов по курсу основы права осуществляется в двух формах: текущий контроль и итоговый. Текущий контроль проводится на семинарском занятии при плановом обсуждении соответствующей темы курса, в ходе которого преподаватель оценивает качество усвоения студентами вопросов, изложенных на лекции и вопросов, которые были предложены для самостоятельного изучения.

Итоговый контроль предусматривает экзамен в семестре.

Самостоятельная работа студентов – важнейшая составная часть занятий по основам права, необходимая для полного усвоения программы курса. Целью самостоятельной работы является закрепление и углубление знаний, полученных студентами на лекциях, подготовка к текущим семинарским занятиям, промежуточным формам контроля знаний (тестированию, контрольным работам и пр.) и сдаче дифференцированного зачета.

Самостоятельная работа способствует формированию у студентов навыков работы с правовой литературой, развитию культуры умственного труда и поискам в приобретении новых знаний. Самостоятельная работа включает те разделы курса основ права, которые не получили достаточного освещения на лекциях по причине ограниченности лекционного времени и небольшого объема аудиторных занятий.

Систематическая самостоятельная работа по изучению курса «основы права» обеспечит студентам успешную сдачу экзамена и, главное, действительно глубокие знания, необходимые любому образованному специалисту и просто неравнодушному человеку.

Одной из задач преподавателей, ведущих занятия по дисциплине «Основы права/Право» является выработка у студентов осознания важности, необходимости и полезности знания дисциплины для дальнейшей работы их технологами, инженерами-исследователями, проектировщиками, при организации современного производства высококачественной, конкурентоспособной продукции.

Самостоятельная работа студентов – совокупность всей самостоятельной деятельности обучаемых как в отсутствие преподавателя, так и в контакте с ним, в учебной аудитории и за ее пределами (в том числе и в ходе учебных занятий). При изучении данной дисциплины целесообразно использовать следующие формы учебной работы:

Обзорные лекции;

Самостоятельная работа студентов с учебной и методической литературой;

Выполнение контрольных заданий (упражнений, тестов, задач).

Планируя время на изучение дисциплины, студентам можно руководствоваться предложенным учебно-методическим планом, где указано распределение времени, отведенного на изучение дисциплины, между лекциями, семинарами и самостоятельной подготовкой.

В ходе самостоятельной работы студентам необходимо разбираться с изучаемым вопросом, используя учебники (смотри список основной литературы) и материалы лекций. Для подготовки докладов к семинарским занятиям, или для углубления знаний по той или иной теме, целесообразно воспользоваться дополнительной литературой (смотри список дополнительной литературы). Учебники и другую литературу можно взять в библиотеке.

При подготовке докладов, сообщений можно воспользоваться Интернет ресурсами. При этом следует обратить внимание на то, чтобы используемая информация была актуальна и достоверна. Студенты должны уметь пользоваться основными правовыми базами, такими как « » и « » и др.

При подготовке докладов следует выписывать полные ссылки из тех источников, которыми воспользовались. Это позволит преподавателю проверить качество выполненной работы. Для проверки знаний можно использовать тестовые материалы или вопросы для самостоятельной подготовки, предложенные в УМК.

Для контроля усвоения данной дисциплины учебным планом предусмотрен экзамен. Вопросы к экзамену приведены в разделе « ».