Ответственность за нарушение избирательных прав. Нарушение избирательных прав граждан

Наши желания могут иметь разное выражение. Народная воля при выборе представителей на различных уровнях власти реализуется благодаря нашим избирательным правам.

Современную избирательную систему вполне можно сравнить со сложнейшим механизмом. Поскольку именно выборы часто приводят людей к власти, здесь нередки всевозможные нарушения. Закон подобные ситуации учитывает и часто трактует как преступления.

Основные сведения

Хотя бы в общих чертах рассказать о российском избирательном законодательстве просто нереально. Речь идёт об огромном числе документов различного уровня: законах, актах и так далее.

Поэтому логично сузить тему до наиболее злободневного вопроса. Он касается случаев, когда нарушаются наши права как избирателей.

Понятие и регулирующие вопрос нормы

  • В 19-й главе российского УК, которая посвящена нарушениям наших ключевых свобод и прав, есть статья 141. О посягательстве на избирательные права отдельных граждан говорится в первой и второй частях статьи.
  • О каких конкретных правах идёт речь? Их уточняет 32-я статья Конституции. Каждый из нас (за исключением заключённых и недееспособных) обладает правом стать народным избранником или участвовать в выборах/референдумах.
  • Подробно все права и гарантии излагаются в специальном Федеральном законе. Он утверждён 12.062002 за номером 67-ФЗ (регулярно редактируется).
  • В некоторых случаях может идти речь не о преступлениях, а об административных правонарушениях. По этому поводу в КоАПе имеется довольно много статей, сосредоточенных в пятой главе.

Уголовно-правовая характеристика

Когда нарушаются избирательные права россиянина, последствия не важны. Это делает преступления по 141-й статье деяниями с формальным составом.

  • Объект в общем смысле – это общественные отношения, которые возникают при реализации конституционных прав. В более узком плане можно говорить о конкретных избирательных правах.
  • злодеяния может стать любой возрастом . Кроме того, для преступления характерен прямой умысел и активные действия.

Виды нарушений

Юристы-практики указывают, что фактически речь идёт о двух преступлениях против гражданских избирательных прав.

  • В первом случае человеку буквально мешают кого-либо избрать или избраться самому.
  • Во втором – каким-либо образом не позволяют поучаствовать в референдуме.

В обеих ситуациях имеются квалифицирующие признаки. Их можно обозначить как помеху в реализации гражданских избирательных прав плюс:

  • обман, насилие (), принуждение;
  • злоупотребление должностными полномочиями;
  • групповые действия (по сговору или организованные).

Способов нарушить избирательные права масса. Известны случаи ложных сообщений о предстоящем теракте на избирательном участке. Или о том, что «со всеми, кто за <имя> проголосует, подкарауливают и разбираются».

Подобным способом пытаются помешать людям проголосовать. А чтобы препятствовать человеку в собственном избрании, ему порой отказывают в регистрации в качестве кандидата (без оснований для такого действия). И это лишь один из примеров.

Довольно часто жертвами нарушения избирательных прав становятся инвалиды, о чем и расскажет видео ниже:

Как пожаловаться на преступление

При нарушении наших ключевых прав главное – ни о чём не молчать. Правда, добиться справедливости можно не всегда. Например, если кто-то осторожно и умело распускает ложные слухи, найти и наказать такого «деятеля» бывает довольно сложно.

А вот действия избирательных комиссий вполне можно обжаловать. Рассмотрим далее, как действовать, чтобы отстоять свои гражданские избирательные права.

Как составить жалобу

Здесь необходимо соблюдать общие правила и указать:

  • все обстоятельства нарушения избирательных прав (время, место, ход событий);
  • какие законодательные нормы были нарушены;
  • кто допустил нарушения;
  • итоговые требования.

Образцы жалоб на нарушение избирательных прав вы можете посмотреть ниже или скачать .

Образцы жалоб на нарушение избирательных прав

О нарушении порядка заполнения увеличенной формыпротокола об итогах голосования

О нерассмотрении заявления о нарушении

Об отказе выдать заверенную копию протокола об итогах голосования

О нарушении избирательного законодательства

О преждевременном начале избирательных действий

Об отказе принять и рассмотреть обращение о нарушении

Об обнаружении в избирательных ящиках сложенных пачек бюллетеней

О нарушении последовательности при подсчете голосов

Главное – чётко определиться, кому и куда подавать заявление. А далее мы расскажем вам про порядок обжалования нарушений избирательных прав граждан.

Порядок

Обращаться с подобными жалобами необходимо в суд. Об этом говорит 75-я статья Федерального закона, который упоминался выше (№67-ФЗ).

В какой именно суд обращаться, зависит от уровня допустившей нарушения комиссии. В целом жалобы такого порядка – это целая наука, и здесь особенно необходима консультация юриста-практика.

Наказание и ответственность за нарушение избирательных прав граждан

Если нарушения гражданских избирательных прав квалифицируются как правонарушения, то виновные ответят по КоАП. Наказанием в случае административной ответственности за нарушения избирательных прав граждан становятся штрафы.

Преступления по 141-й статье УК РФ предполагают уголовную ответственность за нарушение избирательных прав и караются:

  • , которые в зависимости от квалификации достигают размера трёхсот тысяч рублей или дохода за два года;
  • (максимум на 480 часов);
  • в двухлетнем пределе;
  • пятилетними (не более) ;
  • , максимум на пять лет.

Провинившиеся избирательные комиссии могут понести ещё один вид ответственности за нарушение избирательных прав, которая называется конституционно-правовой. О ней говорит закон №67-ФЗ в 79-я статье.

Ответственность такого порядка подразумевает особые карательные меры. Они состоят в расформировании комиссии референдума или избирательной.

Судебная практика по нарушениям избирательного права представлена ниже.

Судебная практика


Пример 1.
А. П. по заданию избирательной комиссии и скал и нанимал людей для проведения агитационных работ. Одна из «наёмниц» заявила в полицию о том, что агитация на деле представляет собой подкуп избирателей.

В суде была проведена проверка как действий А. П., так и избирательной комиссии. А. П. предъявил договоры о найме сотрудников для агитационных мероприятий и расписки о выдаче авансов. Каких-либо подтверждений подкупа не обнаружилось. В итоге суд постановил: противозаконные действия отсутствуют.

Пример 2. Уголовным преследованием обернулось желание А. А. помочь своей подруге. Та попросила помочь с выборами одного из кандидатов в депутаты. А. А. получила от подруги деньги, часть из которых раздала своим друзьям и знакомым после того как они проголосовали за определённого кандидата.

Однако позднее А. А. явилась с повинной, была признана своей подруги, но активно помогала раскрывать основное преступление. Решение суда: уголовное дело прекратить, так как ранее А. А. преступлений не совершала, а инкриминируемое деяние и имело небольшую тяжесть.

В целом практически любые выборы сопровождаются массой жалоб и даже открытыми конфликтами разных уровней. Изменится ли подобная ситуация в дальнейшем, предсказать трудно.

Статистика нарушений избирательных прав граждан удручающая, но мало кто знает, что поправ такие нормы, человек также нарушает и (как, например, и и др.).

Более подробно о юридической ответственности за нарушение избирательных прав граждан поведает специалист в этом видео:

Выделяется три вида ответственности за нарушение избирательных прав: конституционно-правовая, административная и уголовная . Две последние носят характер санкций, размер которых устанавливается соответственно КОАП и УК. Первая имеет пресекательный и правовосстанавливающий характер и установлена избирательными законами.

Конституционно–правовая ответственность кандидатов и избирательных объединений может выражаться в первую очередь в отказе в регистрации или в отмене регистрации, а также лишение права на бесплатную печатную площадь и бесплатное эфирное время политических партий, не расплатившихся за предыдущую кампанию.

Конституционно-правовая ответственность избирательных комиссий может выражаться в их расформировании . Круг инициаторов расформирования ограничен: это либо группа депутатов, либо избирательная комиссия более высокого уровня, поэтому подобные дела возбуждаются крайне редко. Основания для расформирования комиссии :

а) нарушение комиссией избирательных прав граждан, повлекшее за собой признание итогов голосования на соответствующей территории, результатов выборов недействительными;

б) неисполнение комиссией решения суда или вышестоящей комиссии;

в) невыполнение комиссией обязанности по назначению выборов, повлекшее за собой назначение выборов временной избирательной комиссией.

Фактически комиссия может неоднократно нарушать закон, например, необоснованно отказывая кандидатам в регистрации, но если она потом “смиряется” с решениями вышестоящей комиссии или суда, то никакие санкции за такие действия не предусмотрены. Как отмечалось выше, это позволяет недобросовестным комиссиям злоупотреблять своими правами, затягивая время регистрации неугодных кандидатов.

Конституционно-правовая ответственность члена избирательной комиссии может выражаться также в прекращении его полномочий по решению суда , признавшего его систематически не выполняющим свои обязанности – однако редко.

Административная ответственность за правонарушения, посягающие на избирательные права граждан, предусмотрена более чем тремя десятками статей КОАП.

Порядок возбуждения дела об административном правонарушении не позволяет гражданам напрямую обращаться в суд с заявлениями о привлечении к административной ответственности. Такое право предоставлено только прокуратуре и членам избирательной комиссии, уполномоченным на это комиссией. Поэтому нормы КОАП часто применяются ими избирательно: в основном в отношении кандидатов и средств массовой информации и гораздо реже – к членам избирательных комиссий.

Уголовная ответственность за преступления, связанные с нарушением избирательных прав, предусмотрена статьями 141 и 142 Уголовного кодекса РФ, 141.1 и 142.1 -Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий – случаи редки.

Стоит добавить, что суды неоднократно признавали недействительными результаты выборов из-за нарушений, допущенных избирательными комиссиями. Но, несмотря на то, что эти нарушения приводят к таким серьезным последствиям, виновные обычно не несут соответствующей ответственности, а часто не несут вообще никакой ответственности.

Приведенный анализ свидетельствует, что прокуратура и суды не рассматривают преступления в сфере избирательных прав как имеющие серьезную общественную опасность.

Отдельно следует сказать о статье 141.1 Уголовного кодекса РФ, появившейся только в 2003 г. Статья касается нарушения финансирования избирательной кампании кандидата или избирательного объединения в крупных размерах (более 10% от “потолка” избирательного фонда, но не менее 1 млн руб.). Диапазон наказаний за эти деяния довольно широк: от штрафа в 100 тыс. руб. до лишения свободы сроком на два года.

Однако при этом такие не менее опасные действия, как использование преимуществ должностного или служебного положения в целях избрания, остаются административными правонарушениями с максимальным наказанием в виде штрафа в 50 минимальных размеров оплаты труда. Административным правонарушением считается и сокрытие остатков тиражей избирательных бюллетеней, а незаконное изготовление открепительных удостоверений и сокрытие остатков тиражей открепительных удостоверений вообще не считаются правонарушениями!

В юридической литературе выделяется три вида ответственности за нарушение избирательных прав: конституционно-правовая (иногда её называют «ответственностью по избирательному праву»), административная и уголовная. Две последние носят характер санкций, размер которых устанавливается соответственно Кодексом об административных правонарушениях РФ и Уголовным кодексом РФ. Первая имеет пресекательный и правовосстанавливающий характер и установлена избирательными законами.

Конституционно–правовая ответственность кандидатов и избирательных объединений может выражаться в первую очередь в отказе в регистрации или в отмене регистрации. К этому же виду ответственности следует также отнести лишение права на бесплатную печатную площадь и бесплатное эфирное время политических партий, не расплатившихся за предыдущую кампанию.

Конституционно-правовая ответственность избирательных комиссий может выражаться в их расформировании. Круг инициаторов расформирования весьма ограничен: это либо группа депутатов, либо избирательная комиссия более высокого уровня, поэтому подобные дела возбуждаются крайне редко. Кроме того, закон предусматривает только три основания для расформирования комиссии:

а) нарушение комиссией избирательных прав граждан, повлекшее за собой признание итогов голосования на соответствующей территории либо результатов выборов недействительными;

б) неисполнения комиссией решения суда или вышестоящей комиссии;

в) невыполнения комиссией обязанности по назначению выборов, повлекшего за собой назначение выборов временной избирательной комиссией (последнее основание введено Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 93-ФЗ).

Фактически комиссия может неоднократно нарушать закон, например, необоснованно отказывая кандидатам в регистрации, но если она потом «смиряется» с решениями вышестоящей комиссии или суда, то никакие санкции за такие действия не предусмотрены. Как отмечалось выше, это позволяет недобросовестным комиссиям злоупотреблять своими правами, затягивая время регистрации неугодных кандидатов.

Кроме того, представляется необходимым, чтобы избирательная комиссия несла ответственность за фальсификации, совершенные отдельными ее членами, если сама комиссия эту фальсификацию не пресекла. По нашему мнению, фальсификации невозможны, если члены комиссии добросовестно выполняют свои обязанности. Если же они устраняются от выполнения действий, предусмотренных законом, фальсифицировать избирательные документы может даже один член комиссии (особенно если он является председателем или секретарем).

Конституционно-правовая ответственность члена избирательной комиссии может выражаться также в прекращении его полномочий по решению суда, признавшего его систематически не выполняющим свои обязанности. По нашим данным эта мера используется не часто, хотя во многих комиссиях оказываются члены, практически в работе комиссии не участвующие. Но их обычно убеждают выйти из состава комиссии по личному заявлению или просто мирятся с их пассивностью. Зато известен случай прекращения полномочий одного из наиболее активных членов комиссии после того, как он выступил с разоблачением фальсификаций.


Административная ответственность за правонарушения, посягающие на избирательные права граждан, предусмотрена более чем тремя десятками статей Кодекса РФ об административных правонарушениях. Объем составов административных правонарушений, связанных с проведением выборов и референдумов, существенно расширился за последние три года.

Порядок возбуждения дела об административном правонарушении не позволяет гражданам напрямую обращаться в суд с заявлениями о привлечении к административной ответственности. Такое право предоставлено только прокуратуре и членам избирательной комиссии, уполномоченным на это комиссией. Неудивительно, что нормы Кодекса об административных правонарушениях часто применяются ими избирательно: в основном в отношении кандидатов и средств массовой информации и гораздо реже – к членам избирательных комиссий. Так, нам неизвестно ни одного случая, когда была применена статья 5.6 – «нарушение прав члена избирательной комиссии, наблюдателя», несмотря на многочисленные обращения, связанные с такими нарушениями.

Уголовная ответственность за преступления, связанные с нарушением избирательных прав, предусмотрена статьями 141 и 142 Уголовного кодекса РФ, к которым в 2003 г. прибавились статьи 141.1 и 142.1.

Случаи привлечения к уголовной ответственности по статьям 141 и 142 УК РФ редки. Так, например, в записке Правового управления Аппарата ЦИК РФ «О практике привлечения к уголовной ответственности за преступления, связанные с выборами и референдумами, проведенными в Российской Федерации в 2000–2002 годах» указано, что за этот период в России было возбуждено 204 уголовных дела, связанных с выборами и референдумами, из них – 41 дело по статье 141, 64 дела по статье 142 и 95 дел по другим статьям. 66 из этих дел завершены расследованием и с обвинительным заключением дошли до суда. По 48 делам судами вынесены обвинительные приговоры (из них только 16 дел по статьям 141 и 142, т.е. связанные непосредственно с нарушением избирательных прав граждан). Признаны виновными и осуждены 73 человека, из которых 7 приговорены к штрафу, один к исправительным работам и 65 – к лишению свободы, однако из них только один приговорен к реальному лишению свободы (причем по совокупности с наказаниями, назначенными за другие преступления), 41 – к условному, а 23 – амнистированы.

Стоит добавить, что суды неоднократно признавали недействительными результаты выборов из-за нарушений, допущенных избирательными комиссиями (см. в 2.12.1 примеры по Владивостоку, Сергиевому Посаду, Тутаеву). Но, несмотря на то, что эти нарушения приводят к таким серьезным последствиям, виновные обычно не несут соответствующей ответственности, а часто не несут вообще никакой ответственности.

Приведенный анализ свидетельствует, что прокуратура (которая имеет исключительное право привлечения к уголовной ответственности по этим делам) и суды не рассматривают преступления, связанные с нарушением избирательных прав (в том числе с фальсификацией итогов голосования) как имеющие серьезную общественную опасность. Эта тенденция не преодолена и по сей день. Несогласие с такой позицией неоднократно высказывали представители Центральной избирательной комиссией РФ.

Отдельно следует сказать о статье 141.1 Уголовного кодекса РФ, появившейся только в 2003 г. Статья касается нарушения финансирования избирательной кампании кандидата или избирательного объединения в крупных размерах (более 10% от «потолка» избирательного фонда, но не менее 1 млн. руб.). Диапазон наказаний за эти деяния, которые раньше считались административными правонарушениями, довольно широк: от штрафа в 100 тыс. руб. до лишения свободы сроком на два года.

Переквалификация нарушений правил финансирования избирательной кампании в уголовное преступление означает, что эти деяния рассматриваются как представляющие серьезную общественную опасность. Однако при этом такие не менее опасные действия, как использование преимуществ должностного или служебного положения в целях избрания, остаются административными правонарушениями с максимальным наказанием в виде штрафа в 50 минимальных размеров оплаты труда. Административным правонарушением считается и сокрытие остатков тиражей избирательных бюллетеней, а незаконное изготовление открепительных удостоверений и сокрытие остатков тиражей открепительных удостоверений вообще не считаются правонарушениями!

Россия – это демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Так гласит статья 1 Конституции РФ.

Демократия предполагает, что каждый гражданин имеет право голоса в управлении страной. Во-первых, граждане страны могут путем открытого голосования выбирать кандидатов в органы власти. Во-вторых, они могут свободно баллотироваться на роль этих же кандидатов и, в случае победы, осуществлять вверенную им власть.

Любые действия, которые могут так или иначе воспрепятствовать осуществлению гражданами своих избирательных прав, признаются противоправными.

В стране предусмотрена, как административная, так и уголовная ответственность за нарушение избирательных прав граждан.

Каждый человек, который достиг избирательного возраста, имеет право участвовать в выборах. Любой желающий даже может стать президентом страны, если его возрастные и образовательные характеристики будут удовлетворять критериям, установленным в действующем законодательстве.

Конечно, все понимают, что таким правом все обладают только в теории. В реальности же даже чтобы стать кандидатом в президенты, требуется собрать большой набор документов, подготовить подписи, и все равно это не будет полной гарантией баллотирования.

Избирательное право граждан включает в себя большое количество частных прав и свобод, в том числе и следующие:

Всего таких частных прав граждан в избирательном праве намного больше. Установлены они специальным федеральным законом.

Право на выбор кандидата на ту или иную должность в стране называется активным избирательным правом, а самостоятельное участие в выборах признается пассивным правом.

Нормативно-правовая база, регулирующая вопросы избирательного права граждан, довольно обширна. Следует выделить те законодательные акты, которые играют особо важную роль в праве выбора.

К ним относятся:

  • Конституция РФ;
  • ФЗ № 67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»;
  • КоАП РФ;
  • УК РФ.

Первые два документа отражают избирательные права и особенности действующей избирательной политики, вторые два предусматривают ответственность за нарушение избирательных прав граждан.

Согласно ч. 2 ст. 32 Конституции РФ все граждане страны имеют право выбирать, быть избранными и участвовать в референдуме по особо важным вопросам, за исключением тех, которые находятся в местах лишения свободы или признаются недееспособными.

ФЗ № 67 отражает основные принципы избирательного права в стране, гарантии и права граждан, состав и правила формирования избирательной комиссии, вопросы финансирования и обжалования принятых решений.

Нарушения в области избирательного права граждан разнообразны. Некоторые из них причисляются к административным проступкам, другие – к уголовным преступлениям.

Наиболее часто встречаются следующие виды нарушений избирательного законодательства:

Любого рода фальсификации с документами, голосующими, подписями признаются нарушениями. То же самое касается проведения референдума.

Большая часть правонарушений, которые возникают в избирательных отношениях, относятся к категории административных проступков.

Правонарушения в избирательном праве прописаны в главе 5 (ст. 5.1 – ст. 5.25) КоАП РФ.

К административным проступкам относятся, как правило, нарушения, связанные с организацией выборов, работой избирательных участков. При таких деяниях не нарушаются конституционные права граждан в области избирательного права.

По самой общей классификации таких проступков выделяются следующие категории нарушений, которые связаны с:

Примерами нарушения избирательного права в рамках КоАП РФ могут быть следующие незаконные действия:

  1. Непредставление в срок или полное непредставление, равно как и представление ложных сведений, отражающих источники и размеры средств, перечисленных в избирательный фонд. Часть 1 ст. 5.17 КоАП РФ.
  2. Нарушение условий проведения предвыборной агитации. Статья 5.8 КоАП РФ.
  3. Нарушение условий рекламы деятельности кандидатов. Статья 5.9 КоАП РФ.
  4. Уничтожение или повреждение печатных агитационных материалов. Статья 5.14 КоАП РФ.
  5. Подкуп избирателей или участников референдума, который не имеет уголовного состава. Статья 5.16 КоАП РФ.
  6. Незаконная выдача избирательного бюллетеня. Статья 5.22 КоАП РФ.

За нарушение избирательных прав КоАП РФ предусматривает санкцию в виде штрафа, который значительно отличается для различных категорий нарушителей.

За незначительные нарушения, к примеру, нарушение правил агитации или представления сведений, физическому лицу грозит малозначительный штраф от 1 тысячи до 5 тысяч рублей. За подкуп же на выборах гражданам грозит более серьезная санкция – до 25 тысяч рублей.

В УК РФ нарушению избирательных прав посвящена статья 141, которая носит название «Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий».

Согласно статьи, к уголовно наказуемым видам нарушений относятся:

  • Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или участию в референдуме;
  • Нарушение тайны голосования;
  • Воспрепятствование работе избирательной комиссии;
  • Воспрепятствование работе отдельного члена комиссии.

В качестве наказания за подобные деяния Кодексом предусмотрены следующие виды ответственности:

  • Штраф до 80 тысяч рублей;
  • Штраф в размере дохода осужденного до 6 месяцев;
  • Обязательные работы до 360 часов;
  • Исправительные работы до года.

В ч. 2 ст. 141 УК РФ прописаны квалифицирующие признаки, наличие которых в преступлении влияет на применимую меру наказания. Отягчающими обстоятельствами признаются:

  • Совершение группой лиц по предварительному сговору;
  • Совершение ОПГ;
  • Использование своего служебного положения;
  • Присутствие признаков подкупа, обмана, принуждения, применения насилия или угрозы его применения.

При наличии отягчающих обстоятельств виновному лицу грозит максимум до 5 лет реального лишения свободы.

В особую категорию в статье выделены нарушения, которые связаны с требованиями в вопросах регистрации кандидатов, подсчета голосов или вмешательства в работу государственной автоматизированной системы выборы. Эти действия, совершенные с использованием своего служебного положения, влекут до 4 лет лишения свободы.

Объектом данного преступления является избирательные права граждан, которые гарантированы Конституцией РФ. Для квалификации решающее значение имеет, чтобы совершенные виновным лицом действия затрудняли работу избирательной комиссии или вовсе делали выборы невозможными.

Преступления по ст. 141 УК РФ или по КоАП РФ о нарушении избирательных прав встречаются редко . Они фиксируются, как правило, при проведении выборов в депутаты, региональное законодательное собрание или органы местного самоуправления.

Примерами подобных нарушений могут послужить следующие дела. В день выбора депутатов в государственное собрание Республики Марий Эл учащимся колледжа был совершен подкуп избирателей. Виновное лицо предлагало 11 избирателям вынести незаполненные бюллетени. В результате этого действия он был осужден на 1 год лишения свободы условно с избирательным сроком.

Кроме применения ст. 141 УК РФ на выборах совершаются и преступления по ст. 142 УК РФ. Касаются они фальсификации подписей или вброса бюллетеней. Так, в Тамбовской области были привлечены к ответственности три руководителя избирательных комиссий за фальсификацию списков кандидатов, их подписей. Виновникам судом было назначено наказание в виде 1 года лишения свободы условно.

Когда подкуп совмещен с вымогательством в деле также инкриминируется ст. 222 УК РФ, а когда с мошенничеством – ст. 159 УК РФ.

Количество же административных правонарушений в разы превышает уголовные проступки. Наверно практически на каждых выборах присутствуют незначительные нарушения, которые караются штрафными санкциями.

Избирательные права граждан строго охраняются в демократическом государстве. Выборы, однако, до сих пор являются одной из тех областей, где по-прежнему процветают различного рода нарушения.

Даже несмотря на то, что на выборах присутствуют международные наблюдатели, мелкие нарушения порядка их проведения все же присутствуют.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН - меры неблагоприятного воздействия , применяемые к лицам, нарушающим избирательные права граждан.

Три вида юридической ответственности:

1) конституционно-правовую;

2) административную;

3) уголовную.

В некоторых случаях применяется и гражданско-правовая ответственность. Конституционно-правовая ответственность предусмотрена нормами конституционного (избирательного) права и применяется по отношению как к физическим, так и к юридическим. К данному виду ответственности относятся: расформирование избирательных комиссий; отмена решения о регистрации кандидата (списка кандидатов); удаление из помещения для голосования наблюдателя, иных лиц и пр.

Административная и уголовная ответственность наступает за нарушение избирательных прав граждан и применяется в отношении конкретных лиц. Это лица:

а) препятствующие путем насилия, обмана, угроз, подлога или иными способами свободному осуществлению гражданами РФ права избирать и быть избранными;

б) использующие преимущества своего должностного или служебного положения в целях избрания; в) принуждающие граждан или препятствующие им ставить подписи в поддержку кандидата, а также участвующие в подделке данных подписей;

д) распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах;

е) нарушающие права членов избирательных комиссий, наблюдателей, доверенных лиц кандидатов, инициативных групп, средств массовой информации;

ж) нарушающие правила проведения предвыборной агитации, в том числе проводящие агитацию в день голосования и пр.

Каждое из этих деяний образует самостоятельный состав правонарушения, являющегося основанием для наступления уголовной, административной или иной ответственности, предусмотренной федеральным законом.

62. Конституционно – правовой статус Президента РФ

Складывается из совокупности конституционных норм, закрепляющих его положение в системе органов государственной власти. Конституционно-правовой статус Президента РФ включает в себя следующие элементы:

1) правовые нормы, определяющие порядок выборов и вступления в должность Президента РФ;

2) правовые нормы, устанавливающие компетенцию Президента РФ;

3) правовые нормы, регулирующие порядок прекращения полномочий Президента РФ.

Место Президента РФ в системе государственных органов.

Конституция РФ определяет Президента РФ как главу государства, ставит на первое место среди федеральных государственных органов и не относит непосредственно ни к одной из основных ветвей власти. Есть и иная точка зрения, согласно которой Президент РФ является фактическим руководителем исполнительной власти. Президент РФ возглавляет Совет Безопасности РФ и является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами РФ, руководит деятельностью некоторых федеральных органов исполнительной власти.

Учитывая место Президента РФ в системе разделения властей и двойную политическую ответственность Правительства, можно определить форму правления РФ как смешанную (президентско-парламенсткую, полупрезидентскую) республику.