Нужно ли заключать коллективный договор на предприятии. Коллективный договор обязателен или нет на предприятии? А что с налогами

Завершающей стадией законодательного процесса является подписание и обнародование закона. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 107) Президент РФ, которому направлен федеральный закон, в течении четырнадцати дней подписывает его и обнародует.

На территории России применяются только те федеральные законы, которые официально опубликованы. Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания. Федеральный закон подлежит официальному опубликованию в течение семи дней после дня его подписания Президентом РФ. Официальным опубликованием считается первая публикация его полного текста в "Российской газете" или "Собрании законодательства РФ".

Федеральный закон вступает в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после его опубликования. Если самим законом не установлен другой порядок вступления его в силу.

Другим видом актов, принимаемых палатами Федерального Собрания, являются постановления. Постановления принимаются по вопросам, отнесенным к их ведению Конституцией РФ.

Проект постановления Государственной Думы может быть внесён Президентом РФ, депутатом Государственной Думы, депутатскими объединениями в Государственной Думе, комитетами и комиссиями, Правительством РФ, субъектами РФ.

Постановления принимаются большинством голосов от общего числа соответственно членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. Акты публикуются не позднее десяти дней после их принятия. Официальным опубликованием считается первая публикация его полного текста в "Российской газете" или "Собрании законодательства РФ". Акты палат Федерального Собрания вступают в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования.

6.Подписание и обнародование.

Президент в течение 14 дней подписывает и обнародывает. Датой принятие считается дата принятия в окончательной редакции.

Президент в течение 14 дней может отклонить- новое рассмотрение (в ответственный комитет: принятьь закон в редакции Президента; принять закон с учетом предложений Президента; согласительная комиссия). Повторное рассмотрение закона- выступает представитель Президента. Дума может одобрить закон в своей редакции- 2/3.

Принятие ФКЗ: Совет Федерации- 3/4. Гос Дума- 2/3. У президента нет отлагательного Вета.

Вето Президента. Порядок преодоления разногласий между Федеральным Собранием и Президентом Российской Федерации по поводу законов, принятых Федеральным Собранием и переданных на подписание Президенту.

Конституционное право выделяет две основные разновидности вето: абсолютное (резолютивное) и относительное (отлагательное). Президент РФ обладает правом отлагательного вето, так как оно может быть преодолено парламентом квалифицированным большинством голосов.Необходимо отметить, что Конституция России 1978 г. формально предусматривала возможность президентского вето, при этом сам термин также не использовался в конституционном тексте. Верховный Совет мог преодолеть вето простым большинством голосов, что в сложившейся ситуации лишало его практического значения. Конституция Российской Федерации 1993 г. не указывает перечня оснований для отклонения. Однако Президент, возвращая закон, обосновывает в своем письме причины такого решения, называет мотивы отклонения закона. В случае отклонения федерального закона Президент РФ предлагает свои замечания или предложения, которые могут касаться федерального закона в целом или его отдельных разделов, глав, статей. Правда, это вето трудно назвать выборочным, поскольку Конституция РФ говорит о праве Президента отклонить закон, не уточняя это право в отношении его отдельных положений и статей. Вместе с тем, как показывает практика реализации этого полномочия, Президент может не согласиться как с законом в целом, так и с каким-либо его отдельным положением. Вето Президента - это отказ главы государства в санкционировании закона, поступившего на подпись. Абсолютное вето означает окончательное отклонение главой государства закона, принятого парламентом (в Российской Федерации не существует). Относительное (отлагательное) вето - это отказ главы государства в санкционировании закона, лишь приостанавливающий вступление его в силу, т.к. парламенту предоставляется право принятия этого закона вторичным голосованием, требующим квалифицированного большинства голосов. Санкционирование закона - это одобрение закона главой государства посредством подписания его официального текста. Отказ в санкционировании закона означает наложение на него вето. Для рассмотрения поступивших из Государственной Думы законов Совету Федерации отведено 14 дней, в течение которых он может одобрить или отклонить принятый Государственной Думой закон. Процедура рассмотрения закона в Совете Федерации более проста. Здесь нет традиционных чтений, вопрос может не выноситься на рассмотрение палаты. Однако члены Совета Федерации организуют обсуждение принятого Государственной Думой закона в субъектах РФ, при этом поступившие из регионов замечания и предложения могут предопределить отклонение закона Советом Федерации. Постановления Совета Федерации об одобрении или отклонении закона принимается абсолютным большинством от общего числа членов Совета Федерации (как минимум 90 голосов), федеральные конституционные законы и законы о поправках должны быть одобрены квалифицированным большинством – не менее 3/4 от общего числа членов Совета Федерации (как минимум 134 голоса). Отклоненные Советом Федерации законы подлежат повторному рассмотрению Государственной Думой, при этом вето Совета Федерации может быть преодолено 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый федеральный закон (понятия «принятый Государственной Думой федеральный закон» и «принятый федеральный закон» не являются тождественными!) в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования (если закон рассматривался Советом Федерации и одобрен им, а также в случае «молчаливого одобрения» – Председателем Совета Федерации, а если Государственная Дума преодолела вето Совета Федерации – Председателем Государственной Думы). В течение 14 дней Президент РФ должен подписать и обнародовать поступивший закон или отклонить его. Вето Президента РФ также является отлагательным: если отклоненный закон при повторном рассмотрении в палатах Федерального Собрания будет одобрен в ранее принятой редакции квалифицированным большинством (не менее 2/3 голосов) от общего числа членов Совета Федерации (119 голосов) и депутатов Государственной Думы (300 голосов), то он подлежит подписанию и обнародованию Президентом РФ в семидневный срок. В отношении принятых федеральных конституционных законов и законов о поправках Президент РФ правом вето не обладает.

Федеральные конституционные законы отличаются от иных законов не только большей юридической силой (федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам – ч. 3 ст. 76 Конституции РФ), но и более сложным порядком их принятия: для принятия этих законов требуется одобрение квалифицированным большинством палат Федерального Собрания РФ (не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы); в отношении принятых парламентом федеральных конституционных законов Президент РФ не обладает правом вето. В отношении принятых законов о поправках Президент РФ не обладает правом вето: в течение 14 дней они должны быть подписаны им и обнародованы.

91. Правительство Российской Федерации: понятие, порядок формирования и структура.

Ведущая роль в осуществлении исполнительной власти в РФ принадлежит Правительству РФ. Отправные положения статуса Правительства РФ содержит гл. 6 Конституции РФ, а более детально его статус регулируется Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве РФ». Правительство РФ – орган коллегиальный, в его состав входят: Председатель Правительства РФ, заместители Председателя Правительства РФ, федеральные министры. В формировании Правительства ведущая роль принадлежит Президенту РФ, однако Председателя Правительства РФ он назначает с согласия ГД. Не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства РФ Президент РФ вносит в ГД кандидатуру Председателя Правительства РФ. Дума должна рассмотреть представленную кандидатуру в течение недели. Если представленная кандидатура будет отклонена, то новое внесение кандидатуры Председателя Правительства должно последовать в недельный срок (аналогично – после повторного отклонения представленной кандидатуры). Если ГД отклонит представленную кандидатуру и в третий раз, то Президент РФ распускает ГД и назначает Председателя Правительства РФ самостоятельно. Дальнейшее формирование Правительства РФ осуществляется также Президентом РФ, но уже по представлению назначенного Председателя Правительства РФ: в течение недели после назначения Председатель Правительства РФ представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, а после ее утверждения – конкретные кандидатуры на должности членов Правительства (в формировании персонального состава Правительства Президент РФ каким-либо сроком не связан). Реализацию своих полномочий Правительство РФ осуществляет посредством издания актов: постановлений (нормативного характера) и распоряжений (не имеющих нормативного характера, издаваемых по оперативным и другим текущим вопросам). Заседания Правительства РФ проводятся не реже одного раза в месяц. Подготовка и проведение заседаний Правительства осуществляются в соответствии с процедурными нормами, закрепленными в Регламенте Правительства РФ. На заседаниях Правительства РФ рассматриваются наиболее важные вопросы, при этом ряд вопросов, связанных с реализацией компетенции Правительства, рассматривается исключительно на правительственных заседаниях (о внесении в Государственную Думу законопроектов, в том числе о федеральном бюджете, установление объема выпуска государственных ценных бумаг, рассмотрение программ приватизации федеральной государственной собственности, рассмотрение вопросов заключения подлежащих ратификации международных договоров РФ и др.). По предложению Председателя Правительства РФ, для решения оперативных вопросов может образовываться Президиум Правительства РФ, заседания которого проводятся по мере необходимости, а его решения могут быть отменены Правительством РФ. Кроме того, из своего состава Правительство РФ формирует различные комиссии и советы (по информационной политике, по защите интеллектуальной собственности, по координации внешней политики, по подготовке к различным датам и т. п.).Правительство ответственно в первую очередь перед Президентом РФ: перед вновь избранным Президентом оно слагает свои полномочия, глава государства в любое время может отправить Правительство в отставку (определенного срока полномочий Правительство РФ не имеет, но очевидно, что он не может превышать срока полномочий Президента РФ, при этом ограничений по количеству переназначений одного и того же лица членом Правительства РФ не установлено). Но и ГД по своей инициативе вправе выразить вотум недоверия Правительству РФ, который может привести к его отставке. Однако в любом случае окончательное решение об отставке Правительства принимает Президент РФ. Правительство является высшим органом исполнительной власти в Российской РФ, но основной объем повседневной работы по государственному управлению в различных сферах жизни общества выполняется федеральными органами исполнительной власти. Членами Правительства РФ являются руководители не всех федеральных органов исполнительной власти, а только министры и должностные лица в ранге министра. Правительство РФ осуществляет общее руководство федеральными органами исполнительной власти, за исключением органов, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ. Правительство РФ лишь координирует деятельность указанных министерств и ведомств. В состав Правительства входят федеральные министерства, государственные комитеты, департаменты и агентства. Руководители комитетов, служб, департаментов и агентств не являются членами Правительства, хотя так же, как и федеральные министры, назначаются Президентом России по представлению Председателя Правительства РФ.

Правительство РФ прекращает свои полномочия при вступлении в должность вновь избранного Президента; при принятии Президентом отставки Правительства РФ.

92. Основные полномочия Правительства Российской Федерации в соответствии с конституционным принципом «разделения властей».

Закон о Правительстве РФ подробно регламентирует полномочия Правительства в различных областях жизни страны. В области экономики Правительство осуществляет регулирования экономических процессов. В сфере бюджета и финансов Правительство разрабатывает и обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение и т. д. В социальной сфере Правительство РФ принимает меры к реализации трудовых прав граждан, обеспечивает проведение единой социальной политики. В области науки, культуры и образования Правительство РФ разрабатывает и осуществляет политику государственной поддержки развития науки, культуры, образования. В области природопользования и охраны окружающей среды Правительство РФ организует деятельность по рациональному использованию, воспроизводству и охране природных ресурсов. В области укрепления законности и правопорядка Правительство участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства, осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности. В области обороны и государственной безопасности Правительство осуществляет меры по обеспечению обороны страны. В области внешней политики Правительство РФ заключает международные договоры, регулирует экспорт и импорт товаров, реализует внешнеэкономическую деятельность.

Правительству РФ принадлежит право законодательной инициативы. Правительство РФ осуществляет общее руководство федеральными органами исполнительной власти, за исключением органов, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ. Правительство РФ лишь координирует деятельность указанных министерств и ведомств. Возглавляет Правительство РФ его Председатель, который определяет направления деятельности Правительства и организует его работу. Заместители Председателя Правительства участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства, в выработке и реализации политики Правительства, координируют работу министерств и иных органов исполнительной власти. Федеральные министры принимают участие в выработке и реализации политики Правительства и издаваемых им постановлений и распоряжений; участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства; обладают полномочиями в качестве руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Правительство РФ - орган коллегиальный. Его заседания проводятся Председателем Правительства не реже одного раза в месяц. Рабочим органом Правительства РФ, обеспечивающим деятельность Правительства и осуществляющим контроль исполнения принятых им решений, является Аппарат Правительства РФ. Он возглавляется Руководителем Аппарата, являющимся членом Правительства и назначаемым Президентом РФ по представлению Председателя Правительства. Полномочия Правительства РФ реализуются посредством его актов - постановлений и распоряжений, которые издаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента. Правительство РФ обеспечивает их исполнение. Постановления и распоряжения правительства обязательны к исполнению в РФ. Акты Правительства РФ, имеющие нормативный характер, имеют наиболее важное значение, издаются в форме постановлений. Акты по оперативным и другим текущим вопросам издаются в форме распоряжений.

Постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции, ФЗ и указам Президента могут быть отменены Президентом РФ или в судебном порядке.

Правовые основы заключения коллективного договора

На законодательном уровне вопросы, связанные с действием коллективных договоров, регламентирует ст. 40-51 ТК РФ. В силу ст. 40 ТК РФ договор признается коллективным при одновременном выполнении следующих условий:

  1. Его сторонами являются работодатель и работники.
  2. Договор регулирует социально-трудовые отношения в организации или у ИП.
  3. Документ является правовым актом и заключается путем проведения коллективных переговоров в порядке главы 6 ТК РФ.

В рамках ст. 36 ТК РФ законодатель закрепил право работников и работодателя самостоятельно от своего имени или посредством представителей организовывать и участвовать в переговорах, связанных с подготовкой и согласованием условий коллективного договора.

Примечание: в сети Интернет многие спрашивают, обязателен или нет коллективный трудовой договор. Однако данный вопрос некорректен, поскольку законом не предусмотрено заключение таких договоров. Более того, коллективный и трудовой договор — это разные документы.

Обязательно заключать коллективный договор в организации или нет?

Анализ требований ст. 36 ТК РФ позволяет однозначно сказать, обязателен ли коллективный договор для заключения. В случае отсутствия инициативы любой из сторон трудовых отношений заключение такого соглашения не является обязательным.

Однако если предложение о проведении коллективных переговоров поступило работодателю, он обязан в течение недели вступить в переговоры. В противном случае предусмотрена ответственность (о ней расскажем далее).

Необоснованное уклонение от заключения соглашения после вступления в переговоры также не допускается. Таким образом, если стороны вступили в переговоры, договор обязательно должен быть подписан. Единственное исключение — ситуация, когда работники предлагают незаконные условия и работодатель обоснованно не соглашается с ними. В этом случае его действия по незаключению соглашения правомерны.

Что касается обязательности наличия колдоговора в организации, то данный документ к числу необходимых не относится. Ввиду этого, и ответственности за то, что он отсутствует, законом не предусмотрено.

Какие сведения могут содержаться в коллективном договоре?

Законодателем определен примерный перечень вопросов, которые могут быть определены в рамках документа, в том числе:

  • оплата труда, порядок роста зарплаты с учетом инфляции, повышения квалификации сотрудников;
  • выплата различного рода пособий, их виды и условия начисления;
  • регулирование рабочего времени и времени отдыха, оформление ученических отпусков;
  • обеспечение безопасности и охраны здоровья сотрудников на производстве;
  • оздоровление и отдых работников, включая возмещение их расходов на это;
  • предоставление питания или компенсации подобных расходов;
  • контроль за соблюдением положений коллективного договора.

Документ заключается на срок, не превышающий 3 года. При этом в случае окончания срока действия он может быть продлен еще на 3 года, причем продление может осуществляться неограниченное количество раз. Несмотря на обязанность по регистрации колдоговора в соответствующем исполнительном органе в сфере занятости и труда, действовать он начинает с момента, определенного сторонами, а именно:

  • после подписания;
  • с конкретной даты, согласованной сторонами и указанной в договоре (но не ранее даты подписания).

Санкции и ответственность за игнорирование работодателем предложения о заключении колдоговора и уклонение от его подписания

Сторона трудовых правоотношений, получившая уведомление о начале переговоров, обязана в течение 7 дней направить ответ с указанием представителей, которых она направит, и их полномочий (ст. 36 ТК РФ). С момента получения ответа на уведомление переговоры считаются начавшимися.

При этом законодатель предусматривает ответственность:

  • за уклонение от участия в переговорах — по ст. 54 ТК РФ (отсылает к положениям ст. 5.28 КоАП РФ и 5.28 КоАП РФ);
  • за неисполнение условий подписанного документа — по ст. 55 ТК РФ (отсылает к положениям ст. 5.29 КоАП РФ и 5.29 КоАП РФ).
  • за необоснованный отказ от заключения договора — по ст. 5.30 КоАП РФ.

Санкция ст. 5.28 КоАП РФ за уклонение от участия в переговорах предусматривает предупреждение или наложение штрафа до 3 000 руб. для работодателя.

За непредоставление информации, имеющей существенное значение для организации и проведения переговоров, а также контроля соблюдения условий соглашения, ответственность предусмотрена ст. 5.29 КоАП РФ (только для работодателя). Возможна также ответственность в виде предупреждения или наложения штрафа до 3 000 руб.

В случае отказа работодателя от заключения соглашения ответственность предусмотрена ст. 5.30 КоАП РФ. Согласно указанной норме на работодателя или его представителя может быть наложен штраф от 3 000 до 5 000 руб.

Таким образом, ответ на вопрос о том, обязательно ли заключать коллективный договор в организации, предельно ясен: его заключение является необходимым лишь в том случае, когда одна из сторон проявила инициативу по проведению коллективных переговоров. При этом за несоблюдение требований о вступлении в коллективные переговоры либо необоснованный отказ в заключении договора для работодателя предусмотрена административная ответственность.

Помимо трудового соглашения взаимоотношения работника и работодателя регулируются коллективным договором. Несмотря на это, составление такого документа не является обязательным. Однако в случае существования соглашения его положения должны соблюдаться как сотрудниками, так и административными лицами, и работодателем.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Что это такое

Коллективный договор (КД) – официальный документ, необходимый для регулирования трудовых и иных отношений между работодателем и сотрудниками организации. Понятие КД установлено законодательством в ст. 40 ТК РФ.

Как и любой другой документ, коллективный договор не должен ухудшать положение сотрудника, установленные государственными нормативными актами. То есть права и обязанности работника, установленные документом, не должны быть ниже гарантируемых государством.

КД может быть заключен на предприятии в целом или в его отдельных филиалах. В первом случае документ имеет юридическую силу для ООО или ИП в общем, а во втором – только для конкретного подразделения, то есть сотрудники других отделов или филиалов не обязаны соблюдать положения договора.

Также собственный вариант соглашения может разработать представительство компании, расположенное в другой стране.

Стороны договора:

  • сотрудники предприятия в лице представителей. Это может быть организация профсоюза или выбранное лицо;
  • работодатель: ИП, руководитель предприятия или его уполномоченный представитель. Например, юрист или замдиректора.

Большинство работодателей и штатных сотрудников интересует вопрос, коллективный договор обязателен или нет в 2019 году. Согласно российского законодательству, такое соглашение не является необходимым при заключении трудового соглашения.

Такой документ составляется по инициативе работодателя или сотрудником компании. Инициатива должна быть выражена в письменном виде. А вторая сторона обязана перейти к переговорам в течение недели после уведомления.

По закону работодатель обязан подписать КД, если инициатором процедуры стали служащие предприятия. В случае отказа работодатель понесет административную ответственность в виде штрафа в размере 3-5 тыс. рублей.

Нарушениями также являются:

  • уклонение или отказ от переговоров;
  • игнорирование сроков;
  • отказ в предоставлении требуемой информации.

При подобных нарушениях штраф составит от 1 до 3 тыс. рублей.

Если ни одна из сторон не проявила инициативу на заключение коллективного договора, то в нем нет необходимости. Закон не предусматривает санкции за отсутствие документа.

Когда нужен

Многие работодатели думают, что коллективный договор создает для них некоторые ограничения и, в свою очередь, расширяет спектр прав работников. Однако на законодательном уровне обе стороны получают некоторые преимущества.

Коллективный договор заключается для:

Так преимущества есть как для работников, так и для предприятий. Поэтому обязанность работодателя заключать такой договор по просьбе штатного персонала не должна восприниматься негативно.

Правила составления

Структура и содержание КД имеют единую форму и установлены законодательством РФ. Помимо основных пунктов документ должен быть адаптирован к особенностям деятельности конкретных структур. Будь то заключение соглашения на частных предприятиях или в бюджетных организациях.

Условия, прописанные в договоре, не должны противоречить нормам законодательных актов или ухудшать положение персонала.

На усмотрение сторон в КД могут быть внесены дополнительные пункты, не установленные законодательством. Подобные вопросы обсуждаются в ходе переговоров, где должны присутствовать доверенные лица работодателя и представители сотрудников компании.

В коллективный договор могут быть включены следующие положения:

  • форма оплаты труда и система премирования;
  • возможные компенсации, льготы и пособия;
  • порядок повышения зарплаты;
  • система найма и увольнения кадров;
  • варианты профессиональной переподготовки или обучения;
  • порядок выдачи отпусков, а также варианты отдыха и перерывов во время рабочего дня;
  • условия трудовой деятельности, предоставляемые работодателем;
  • охрана труда и техника безопасности;
  • возможность обучаться в ВУЗе без отрыва от производства;
  • возможность предоставления санаторных и курортных путевок для работников и их семей;
  • вопросы по организации питания в компании;
  • назначение ответственного за соблюдение положений договора;
  • ответственность сторон за возможные нарушения положений соглашения;
  • порядок внесения правок и изменения в документ;
  • дополнительные пункты.

После составления документа его нужно утвердить в соответствующем порядке.

Как утвердить

Процедура утверждения КД – довольно сложный и длительный процесс:

  1. Определить представителей работодателя и штата сотрудников. Представлять работодателя может ИП или директор предприятия, а также любое уполномоченное лицо. Представлять работников может профсоюз. Если такого нет, то представители выбираются путем тайного голосования. Период ведения переговоров не может занимать более 3 месяцев. На этот срок все участники освобождаются от трудовой деятельности с сохранением среднего заработка. Также участники процесса не могут быть призваны к дисциплинарной ответственности или уволены. При желании привлечь эксперта стоимость его услуг оплачивает инициатор.
  2. Представить проект. Проект договора представляет сторона-инициатор переговоров. На собрании должны быть озвучены все пункты. При этом условия могут отличаться от трудового законодательства только в сторону улучшения.
  3. Уведомить о начале переговоров. Инициатор должен уведомить вторую сторону о необходимости начала переговоров, а также назначить дату и время. Получатель уведомления может внести коррективы в сроки начала процесса по согласованию.
  4. Провести переговоры. Переговоры официально начинаются с момента ответа второй стороны на уведомление инициатора. Уклонение от переговоров грозит штрафом. Максимальный срок начала процедуры – через 7 дней после получения уведомления.
  5. Сформировать единое представительство. Это необходимо только в том случае, если на территории предприятия действует два или более профсоюза. В представительство должен входить минимум один член от каждого профсоюза.
  6. Осудить проект. Трудовое законодательство не регламентирует количество или содержание пунктов договора. При возникновении разногласий к процессу могут быть привлечены специалисты. Каждая из сторон вправе вносить собственные коррективы в документ. Итоговое содержание документа должно быть согласовано по пунктам.
  7. Утвердить проект. Утверждение проекта производиться после его презентации на общем собрании всех сотрудников предприятия. Окончательное решение принимается большинством голосов.
  8. Составление и подписание протокола разногласий. Если в ходе переговоров у сторон остались разногласия, то они должны быть запротоколированы в специальном бланке для дальнейшего рассмотрения. Если разногласий нет, то переговоры закончены.
  9. Регистрация КД. Коллективный договор должен быть зарегистрирован в органе по труду в течение 7 дней после официального подписания. Это необходимо для юридической проверки документа.

Максимальный срок действия КД – 3 года. После истечения срока он принимается заново с возможностью внесения изменений.

Таким образом, коллективный договор не является обязательным условием для функционирования предприятий с наемными сотрудниками. Такой документ формируется на основании соглашения сторон и не может ухудшать текущее положение работников.