Но и ответственность перед другими.

Хвала Аллаху за то, что мы мусульмане, за шариат, который оберегает нашу духовную и физическую сторону. Запрещая что-то и обязывая на что-то, Всевышний заботится о нас.

Помимо общеизвестных обязанностей, о которых знает каждый из нас, есть еще некоторые виды обязанностей, о которых, как я заметил, забывают многие.

Кроме обязанности верить в существование и Единственность Всевышнего Аллаха, совершать поклонение (‘ибада), выполнять Его повеления и избегать того, что Он запретил, и так далее, есть еще обязанности, которые иногда человек считает не столь важными, например, намаз. Но обязанность есть обязанность, и относиться к ней халатно – значит, относиться халатно к религии в целом.

Обязанности перед самим собой

Человек – это создание, состоящее из души и тела. Поэтому обязанности людей перед самими собой делятся на два вида: обязанности перед телом и душой.

Обязанности перед телом

1. Правильно питаться . Для того, чтобы иметь сильное и здоровое тело, необходимо быть внимательным к тому, что ешь и пьешь. В Священном Коране говорится:

يـأَيُّهَا النَّاسُ كُلُواْ مِمَّا فِى الارْضِ حَلَالاً طَيِّباً وَلاَ تَتَّبِعُواْ خُطُوَاتِ الشَّيْطَـانِ إِنَّهُ لَكُمْ عَدُوٌّ مُّبِينٌ

«О люди! Из того, что есть на земле, ешьте только доброе и дозволенное Аллахом. Не следуйте шайтану, который соблазняет вас есть недозволенное или отказываться от дозволенного Аллахом. Ведь вы уже знаете, что шайтан – ваш заклятый враг и подталкивает вас совершать плохие дела ». (Аль-Бакара, 168)

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

المؤمن القوي خير وأحب الى الله من المؤمن الضعيف

«Для Всевышнего Аллаха сильный (телом и верой) верующий лучше и любимее, чем слабый верующий ». (Муслим)

2. Беречь здоровье . Мусульманин обязан следить за своим здоровьем, а если заболеет, должен лечиться. Один человек спросил: «О Пророк Аллаха! Разрешено ли лечение?» Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «О рабы Аллаха! Излечивайтесь от болезней своих, поистине, Аллах не ниспослал ни одной болезни, не дав от нее исцеления или избавления, за исключением одной». Спросили: «О Пророк, что это?» Он ответил: «Старость». (Джами" ас-сагир)

3. Уделять внимание чистоте . Тело, одежда и жилище мусульманина должны быть чистыми. Чистота играет большую роль в сохранении нашего здоровья. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) говорил:

الطَّهُورُ شَطْرُ الْإِيمَانِ

«Чистота – половина веры ». (Муслим)

Обязанности перед душой

1. Защищать душу от ложных убеждений.

2. Поддерживать в душе истинную веру и правильные убеждения.

3. Украшать душу истинными и полезными знаниями.

4. Избавляться от пагубных мыслей и наклонностей.

5. Воспитывать в себе положительные черты характера.

Иногда человек может подумать, что очень трудно соблюдать все это и другие веления Всевышнего, но стоит просто пожелать, сделать шаг, постараться приложить усилие воли, и все получится. Ведь Всевышний Аллах и ангелы нам помогают, в то время как заблудший Иблис пытается нам мешать. Пусть Всевышний одарит нас терпением и стойкостью. Амин.

Саид Абдулаев

III. Обязанности перед самим собой

Наименование параметра Значение
Тема статьи: III. Обязанности перед самим собой
Рубрика (тематическая категория) Право

Обязанность быть ответственным за свою жизнь. Отвечать за свою жизнь - это значит не иметь вредных привычек, уделять внимание качеству жизни, изучать культуру и заниматься науками, полезными для общества делами и не быть обузой для других.

Ответственность за свое человеческое достоинство. Всегда необходимо ощущать себя человеком, защищать свое достоинство, не заниматься делами, унижающими нас как людей. Вести себя необходимо сообразно занимаемому положению, согласно законам и этике. Родители должны выполнять свой родительский долг, дети - сыновий. Каждый должен выполнять свой профессиональный долг. На любом посту нельзя выходить за рамки служебных полномочий и использовать их в своих личных целях.

Ответственность за свои права и обязанности. Права и обязанности помогают человеку раскрыть ᴇᴦο сущность. Человек должен располагать и пользоваться свойственными ему правами ‘ выполнять необходимые обязанности. Человек имеет не только; права на жизнь, на работу, на образование, на участие в политической деятельности, на сопротивление, на свободу, на равенство, . помощь от общества, но и в то же время обязанность стремиться к реализации этих прав. Человек должен дорожить своими правами и обязанностями, активно ими пользоваться и реализовывать их. Поэтому, в первую очередь, необходимо изучить, какие права должен иметь человек и какие из них конкретно можно реализовывать самому. Это исходная точка для выполнения обязанное быть ответственным за свои права и обязанности.

В 1998 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию правах и обязанностях отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы. В ней, в частности, сказано˸ ʼʼОтдельным лицам, группам, учреждениям и неправительственным организациям надлежит играть важную роль и нести ответственность в деле обеспечения демократии, поощрения прав человека и основных свобод и содействия поощрению и развитию демократических обществ, институтов и процессовʼʼ.

  • - Розділ XIII

    Модуль 1. Розвиток дитини. Анатомо-фізіологічні особливості, методика досліджень та семіотика захворювань у дітей. Змістовий модуль 11. Імунна система та система крові у дітей Тема 14. Анатомо-фізіологічні особливості системи крові, ме­тодика дослідження,... .


  • - Раздел III

    НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ ОРГАНИЗМОВ «...признание того, что явление жизни невозможно без наследственности, показывает, что воспроизведение исторически созданных форм жизни в ряду поколений составляет основу жизни, обеспечивает прямую... .


  • - Христианская миссия во II-III в.

    Вера, что сами апостолы просветили проповедью весь мир - очень древняя, она возникла в конце 1-го века. Она явилась и распространилась тем легче, что о деятельности и судьбе большинства апостолов не сохранилось твердых исторических данных. Отсутствие интереса к сохранению... .


  • - Том.IV, гл. III

    …История знает различные виды образования государств: или государство, начавшись незаметною точкою, в короткое время достигает громадных размеров, в короткое время покоряет себе многие различные народы; к одной небольшой области в короткое время силою завоевания... .


  • - Тенденции мирового развития в XVI-ХVIII веках

    Новое время как историческая эпоха. В рамках традиционной периодизации мировой истории период с ХVI по ХVIII века называется новым временем. Филологи и историки того времени обозначали это время как эпоху, начавшуюся то с падения Константинополя (1453), то с момента открытия... .


  • - Тема 6. Россия и мир в XVIII-XIX веках: попытки модернизации и промышленный переворот.

    1.Хронологические рамки царствования Петра I: А. 1672-1725 гг.; Б. 1682-1725 гг.; В. 1695-1725 гг.; Г. 1700 – 1721 гг. Кто из правителей России последним короновался шапкой Мономаха? А. Федор Иоаннович – сын Ивана Грозного; Б. Иван V Алексеевич – брат Петра I; В. Екатерина II – Великая. ...

  • Экология сознания: Психология. При любых обстоятельствах очень важно помнить, кто ты. Что ты можешь, на что способен. Очень важно помнить, что ты взрослый, сильный, умный человек. А взрослые люди в состоянии справиться практически со всем.

    Вы - взрослый человек

    Решила написать про ответственность каждого из нас перед самим собой.

    Про следование своим планам. Про свои интересы. Про отстаивание своих границ. Про то, что очень важно - не быть жертвой «обстоятельств и плохих людей».

    Я считаю, что очень важно помнить, кто ты . Что ты можешь, на что способен. Очень важно помнить, что ты взрослый, сильный, умный человек. А взрослые люди в состоянии справиться практически со всем.

    Когда мы перестаём отстаивать свои интересы, сворачиваемся калачиком физически или эмоционально и отдаёмся на откуп судьбы, мы превращаемся в Жертву. И обязательно рядом появятся «плохие люди», которые «воспользуются нашей беспомощностью». «Враги» не заставят себя долго ждать.

    Для меня ощущение жертвы – это ощущение себя беспомощным ребёнком рядом с большими сильными людьми. Даже если этот «большой сильный человек» - это мой собственный ребёнок, который не убирает за собой вещи или грубит, или не делает вовремя уроки. Чувство собственного бессилия накрывает с головой, и хочется просто спрятаться или уйти;

    хочется позволить это делать с собой, как будто не я «большой сильный медведь -гризли (м\ф «Сезон охоты» )

    и нет у меня никаких сил и никакого права отстаивать свои интересы или, как в случае с детьми, устанавливать и держать свою родительскую власть.

    В момент, когда мы становимся жертвой, мы лишаем себя собственной воли. Каменеем, обессиливаем, сворачиваемся, превращаемся в зашуганного ребёнка. Я думаю, у каждого человека, который проваливается в позицию жертвы, был опыт, когда свернуться, сжаться или отдаться на волю судьбы (читай на волю других сильных людей) было единственным выходом. В детстве, когда есть взрослый и ребёнок, у ребёнка действительно нет другого выхода.

    Этот детский опыт и найденный тогда алгоритм поведения заставляет нас раз за разом бессознательно проигрывать его, когда психика считывает ситуацию хоть сколько-нибудь похожей.

    Если залипание в позицию жертвы вам знакомо, то очень важно научиться возвращать себя в реальность. В осознание кто вы такой(ая), сколько вам лет, какую вы позицию занимаете (мама, жена, руководитель отдела, ведущий сотрудник, серьёзный профессионал) и наконец, что вы - взрослый человек. И вам как взрослому самому решать, как себя вести, что позволять делать другим относительно себя, а что нет.

    У вас есть выбор. И выбор всегда за вами. Не теряйте его." опубликовано Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта

    100 причин, почему я люблю тебя 1. Счастье-это быть с тобой 2. С тобой никогда… (25) Как влюбляются мужчины: признаки и их поведениеМужчины и женщины отличаются не только внешне, но и… (19) Как вести себя после расставания с любимым человеком Наверное, нет такого взрослого человека, который в… (18) Почему я люблю подругу? 100 ПричинБлизкая подруга всегда разбавит яркими красками самый хмурый день. Именно… (16) Красивые эротические письма любимому мужчине - интимные посланияКрасивые эротические письма любимому мужчине - интимные послания… (13)

    Ответственность человека

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    2. Старые и новые императивы

    Вопросы ответственности человека перед обществом, другими людьми, самим собой занимали внимание философов самых различных эпох, начиная с Античности. Проходили столетия, а проблема ответственности и ее морально — этическое содержание обсуждались уже с новых позиций, сообразно реалиям времени. Ответственность человека рассматривалась в тесной и неразрывной связью со свободой, поскольку предполагала наличие свободного и осознанного выбора. Человек может быть свободен, только беря на себя ответственность за свои действия. Всякая свобода подразумевает степень ответственности за свои действия. Характер и форма проявления свободы и ответственности через сущность человека зависят от уровня развития общества и характера общественных отношений, а также определяются образом жизни личности.

    Объективные и субъективные предпосылки для свободной деятельности человека кроятся в недрах общества, которое должно быть справедливым, законным, демократичным.

    В ХХ веке представления об этике ответственности расширяются и наполняются новым содержанием. Особую роль в этом процессе сыграла работа философа Ганса Йонаса «Принцип ответственности. Попытка разработки этики для технической цивилизации», вышедшая в 1979 году.

    В книге Г. Йонаса были пересмотрены основы этики ответственности, ее объединение с этикой свободы. Живя и действуя в мире, человек уже в силу самого факта своего существования вынужден вопрошать и не только находить ответы на вопросы, но и ответствовать. То есть быть ответственным перед миром. Йонас особенно энергично требовал ответственности людей не только перед обществом, но и перед природой.

    В настоящее время этика ответственности рассматривается с различных позиций — с политической, научной, экологической и т.д. За любые действия следует нести ответственность, причем эта ответственность есть дело всех людей, а не только бизнесменов, политиков или ученых. Лишь объединение коллективных усилий позволит расставить все точки над «и» и решить ряд проблем глобального характера, вызванных нарушением этических принципов и моральных норм.

    Сегодня обращение к различным аспектам проблемы этики ответственности представляет особую актуальность, что связано с многочисленными угрозами развитию цивилизации, среде обитания человека, всему миру.

    Цель работы — рассмотреть понятие и содержание отдельных вопросов этики ответственности в работах Г. Йонаса, В.А. Канке, З. Шаварского.

    1. Рассмотреть особенности развития техники и изменение отношения человека к природе,

    2. Проанализировать этическое содержание старых и новых императивов,

    3. Рассмотреть новые измерения ответственности: долг человечества перед будущими поколениями,

    4. Проанализировать понимание ответственности человека за свое здоровье.

    Данные вопросы будут последовательно рассмотрены в работе.

    1. Развитие техники и изменение отношения человека к природе

    ответственность человек общество здоровье

    Человек сам по себе творец, он не будет довольствоваться малым и прозябать, когда нужно действовать и совершать открытия. Это его природа и его право. Но очень важно помнить о среде своего существования. В прошлые века эта проблема не была актуальна, и ее практически никто не рассматривал. «Никакая прежняя этика (за исключением религии) не готовила нас к роли такого доверенного лица, и менее всего господствующее научное воззрение на природу». Но настало время сменить парадигму мышления. Необходимо установить баланс между «городом» и «природой». Там же, с.48. «Город» — это продукт человеческой цивилизации. Ранее город был «анклавом посреди лишенного присутствия человека мира», но чем сильнее развивался технический прогресс, тем более город вытесняет «природу». Там же, с.48.

    Если в прежние века человеческая деятельность трактовалась как необходимость (убийство животных — для того, чтобы выжить, вырубка лесов для строительства и т.д.), то теперь человек, поднявшись на новый уровень, обязан подумать, что является необходимостью, а что — уже нет. Само присутствие человека в мире «стало объектом обязанности, а именно той, что является первой предпосылкой всякой обязанности, т.е. обеспечить в будущем наличие в материальном мире кандидатов на вхождение в нравственный универс как таковых». Йонас Г. Принцип ответственности. Опыт этики для технологической цивилизации. — М.: Айрис-Пресс, 2004, с.94.

    Таким образом, необходимо провести своего рода ревизию технических изобретений — действительно ли они полезны, что в них ценного, можно ли заменить одни технологии на другие, щадящие природу. Без этики ответственности и ее постулатов тут не обойтись. Поскольку прогресс, не подкрепленный нравственной этической платформой, сам по себе не есть прогресс в полном понимании этого слова.

    2. Старые и новые императивы

    «Императив, соответствующий новому характеру человеческой деятельности и адресованный новому ее субъекту, должен звучать приблизительно так: «Действуй так, чтобы последствия твоей деятельности были совместимы с поддержанием подлинно человеческой жизни на Земле». Йонас Г. Принцип ответственности. Опыт этики для технологической цивилизации. — М.: Айрис-Пресс, 2004, с.76. Сегодня люди должны мыслить глобально. Во времена Канта у людей были иные задачи, скажем так, частного характера, и поэтому этика рассматривала правила и требования, касающиеся межличностного взаимодействия. Сегодня люди понимают, что от их неразумных действий могут пострадать не только отдельные лица, но и целые страны, регионы, природные ландшафты.

    Продолжая свою мысль, Г. Йонас делает следующие утверждения: «Не подвергай угрозе условия неопределенно долгого сохранения человечества на Земле». Там же, с.76. И далее: «Включай в твой теперешний выбор будущую целостность человека как неотъемлемый объект твоей воли». Поэтому дела и поступки людей должны соизмеряться как с рациональным выбором, так и в большей степени, с выбором нравственным. Важно чувствовать себя не просто индивидом, а частью человечества, частью системы, частью общества. Как пишет Йонас, человек может рисковать своей жизнью, но не жизнью человечества.

    Новый императив обращен к общественно-политический, нежели к частной деятельности людей. Кантовский императив адресовался индивидууму, а новый — обществу, он имеет ярко выраженную социальную направленность. Императив Канта действует «здесь и сейчас», императив коллективного целого направлен в будущее, прокладывая ему путь позитивных изменений. Он имеет долговременное действие. Таковы характерные особенности нового императива.

    3. Новые измерения ответственности: долг человечества перед будущими поколениями

    Мир, наполненный техникой, мир, в котором направляющей силой являются экономические и политические интересы. Если техника используется в целях амбиций, захвата власти и желания нести миру зло, не может идти речь о каком-либо прогрессе вообще. Без этики ответственности нельзя выстроить будущее. Как писал В.А. Канке, «быть ответственным — это значит эффективно ориентироваться во времени, в коротких и длинных его промежутках». Йонас Г. Принцип ответственности. Опыт этики для технологической цивилизации. — М.: Айрис-Пресс, 2004, с.292. Поэтому долг человечества — задуматься не только о сиюминутной выгоде, а о том, что получат в наследство наши потомки.

    4. Ответствен ли человек за свое здоровье?

    Как считал З. Шаварский, родители несут огромную социальную ответственность за судьбу будущего поколения. Ответственность эта носит как социальный, так и моральный характер. Иначе говоря, позитивная и негативная ответственность, по выражению мыслителя. Ответственность морально-нравственная и законодательно-правовая. Вырастая, человек продолжает традиции своих предков, осуществляя свой долг в борьбе за сохранение здоровья своей семьи.

    К сожалению, современная медицина испытывает кризис. В основе кризиса современной научной медицины лежат не только внутренние диспропорции, связанные с недостатком научной информации, незнания способов лечения различных болезней. В основе кризиса медицины «лежат общефилософские основания, проблемы методологического характера». Там же, с.59. Таким образом, медицина сегодня меняет отношение людей к своему здоровью. И зачастую это отношение негативное.

    Люди разочаровываются в бесплатной медицине, разочаровываются вообще в компетентности отдельных врачей. Все это ведет к равнодушию по отношению к самим себе. Люди не заботятся о своем здоровье ввиду отсутствия цели и смысла жизни, полагая, что все должно идти так, как идет. Все это в конечном итоге приводит к равнодушному отношению к миру, потере нравственных ценностей и этических ориентиров. Поэтому в понятие «этика ответственности» включена забота о своем здоровье. Только здоровые люди смогут преобразовать мир, улучшить его и передать в таком состоянии своим потомкам.

    На основании трудов ряда мыслителей, становится очевидно, что соблюдение принципов этики ответственности сегодня жизненно необходимо. Нужно, прежде всего понимать, каковы ее смысл и назначение. Проблема этики ответственности — это проблема развитого в техническом отношении общества, когда люди рассматриваются как единая цивилизация, проблемы обретают глобальный характер, а их наличие свидетельствует о том, что настало время изменить парадигму мышления. Кантовский императив основан на логике и рациональном анализе своих действий. Но настало время задуматься над созданием нового императива, который предлагает Г. Йонас.

    Этот императив будет вмещать в себя ответственность за судьбу человечества и грядущих поколений. Человек будущего будет рассматривать себя не как индивидуума, способного жить в отдельном изолированном мирке, а как часть огромного мира, общества. Этика ответственности предполагает критический анализ собственных потребностей и желаний, снижения антропогенной нагрузки на природу. Природа и человек должны находиться в определенном балансе. Только тогда цивилизации обеспечено долговременное и гармоничное развитие.

    Человек несет ответственность за все, что он делает. Надо критически относиться к себе, понимая собственные недостатки. В особенности это относится к тем, кто обладает властью, ученым, политикам, бизнесменам. На них в большей степени лежит ответственность за судьбу поколения и человечества вообще. Но они являются представителями общества. Поэтому и общество является своего рода контролером действий таких людей, сдерживая их ошибочные побуждения и действия. Поэтому этика ответственности распространяется на всех членов общества.

    Человек ответственен перед миром и перед собой также за свое здоровье. Важно вести здоровый образ жизни, соблюдая при этом основы нравственного отношения к миру. Необходимо отметить, что проблема этики ответственности еще не решена, однако уже намечены ориентиры, согласно которым человечеству следует меняться. Изменения должны затрагивать каждого члена общества. Большую значимость в этом вопросе могут играть просвещение, государственная идеология, повышение общего уровня нравственности в обществе.

    Список использованной литературы

    1. Йонас Г. Принцип ответственности. Опыт этики для технологической цивилизации. — М.: Айрис-Пресс, 2004. — 480 с.

    2. Канке В.А. Этика ответственности. Теория морали будущего. — М.: Логос, 2003. — 400с.

    3. Маханьков И.И. Философ доверия (о Гансе Йонасе)/ Этика ответственности. Теория морали будущего. — М.: Логос, 2003. — 400с.

    4. Резвых П. Оптимистическая антиутопия [Электронный ресурс] http://www.ng.ru/ng_exlibris/2004-08-05/6_ethics.html

    5. Шаварский З. Ответственность человека за свое здоровье // Человек. — 1994. — № 2.- С.56-61.

    Источник:
    Ответственность человека
    Развитие техники и изменение отношения человека к природе. Ответственность человека перед обществом, другими людьми, самим собой. Новые измерения ответственности: долг человечества перед будущими поколениями. Ответствен ли человек за свое здоровье.
    http://knowledge.allbest.ru/philosophy/3c0a65635b2bd79b4d53a89521216d26_0.html

    Ответственность человека

    Отве?тственность – отношение зависимости человека от чего-то (от иного), воспринимаемого им (ретроспективно или перспективно) в качестве определяющего основания для принятия решений и совершения действий, прямо или косвенно направленных на сохранение иного или содействие ему. Объектом ответственности могут быть другие люди, в т.ч. будущие поколения, общности, а также животные, окружающая среда, материальные, социальные и духовные ценности и т.д.

    Ответственность, обусловленная статусом, осознается человеком как призвание, обусловленная соглашением – как обязанность . Она может быть двоякой:

    а) накладываемой групповыми, корпоративными, служебными или какими-то иными локальными обязанностями, сближается в таком понимании с подотчетностью.

    б) самостоятельно принимаемой личностью в качестве личного и универсализуемого долга .

    • Определенный уровень негативных последствий для субъекта в случае нарушения им установленных требований. По характеру санкций за совершаемые действия выделяют следующие виды ответственности: юридическую, материальную, моральную, политическую и др.;
    • Личностная характеристика человека, описывающая его способность обстоятельно анализировать ситуацию, заранее прогнозировать последствия (весь комплекс следствий) своих действий или бездействий в данной ситуации и делать выбор формы своих поступков с готовностью принять последствия выбора, как неизбежные свершившиеся факты;
    • Стремление оценить последствия своих выборов и принять их принадлежность к себе.

    Идея ответственности развивается в связи с темами свободы (свободы воли, принятия решения, свободы действия), вменения и вины. В классической философии она и затрагивалась только в этом контексте и далеко не всегда была терминологически оформлена. Понимание ответственности зависит от понимания свободы; при детерминистском взгляде на человеческую деятельность возможность ответственности отрицается (напр., в бихевиоризме Б.Скиннера). Свобода – одно из условий ответственности, ответственность – одно из проявлений свободы.

    Ответственность, предполагает информированность человека об условиях действий и требований, которые к нему предъявляются: некто N ответствен за действие или событие x , если x совершено намеренно и со знанием возможных последствий. Но и неведение, на что также указывал Аристотель, в отдельных случаях может быть вменено судом в вину человеку, и тогда он будет нести двойное наказание . В соотнесении с ответственностью наказание за нарушение требований не является возмездием (или возмездием только), но санкцией, обеспечивающей установленный баланс прав и обязанностей (Дж.Ролз).

    В современных дискуссиях о свободе воли и детерминизме аналитические философы часто обсуждают моральную ответственность в смысле т.н. базовой заслуги. Имеется в виду та примитивная форма ответственности, которая предполагает, что любое действие морального агента можно оценить либо как порицаемое, либо как одобряемое, либо как нейтральное.

    В этике ответственности мир принимается со всеми его недостатками, и потому приверженец такой этики уделяет особое внимание средствам реализации целей и полностью готов отвечать за те последствия своих действий, которые должен или мог предвидеть.

    В праве объектом ответственности является закон. Ответственность может быть обусловлена:

    а) ненамеренно (естественно или случайно) обретенным человеком статусом (напр., ответственность родителей),

    б) сознательно принятым им социальном статусом (напр., ответственность должностного лица) или заключенными соглашениями (напр., ответственность перед контрагентом, ответственность наемного работника).

    Чем обусловлены уголовная, административная и гражданско-правовая ответственность? Последняя имеет место не только в случае договорных отношений, о которых сказано выше.

    Ответственность - это способность влиять на ход событий. По субъекту ответственность делят на индивидуальную и коллективную, граждан и юридических лиц и т. д.

    Ответственность в научной литературе в большинстве случаев трактуется лишь как подотчетность (accountability) и вменяемость (immutability). В юридической науке феномен ответственности изучается, главным образом, в плане наказуемости (punishability) :12 . Такое одностороннее понимание ответственности и её реализации на практике приводит к существенным деформациям в сфере регуляции социальных взаимодействий. В зарубежной теории и практике, наряду с отмеченными смыслами, феномен ответственности (responsibility) включает в себя значительно больше значений - положенность к ответу (liability), отвечаемость (answerability), разумность (reasonability), точность, определенность (precision), зависимость (dependability) и другие .

    Источник:
    Ответственность человека
    Отве?тственность – отношение зависимости человека от чего-то (от иного), воспринимаемого им (ретроспективно или перспективно) в качестве определяющего основания для принятия решений и
    http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%82%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C

    Ответственный человек

    Ответственный человек — тот, кто осуществляет ответственный подход, кто в трудной ситуации делает все, что от него ожидают, не переваливая свои трудности на окружающих.

    Ответственный человек отвечает и за выбор своих действий, и за свое бездействие, за проявление инициативы и доведение дела до конца, за результат и за последствия. И так далее — смотри Виды ответственности

    Это человек с развитым чувством ответственности, способный нести большой груз ответственности. Следствие этого — человек самостоятельный, исполнительный, надежный.

    Ответственным — не рождаются, ответственным — становятся. Смотри Воспитание и развитие ответственности

    Человека, описываемого как ответственного, обычно рассматривают также как стойкого, честного, аккуратного, старательного и т.д. Считается, что такие умозаключения выводятся из интуитивных или имплицитных теорий личности.

    Настоящая ответственность всегда персональна: всегда известно, кто отвечает лично. Правовая сторона фиксируется понятием ответственное лицо — тот, кто непосредственно имеет полномочия (право распоряжаться) и кто обязан в случае чего лично отвечать. О личных качествах того, кто должен будеть отвечать, — вопрос: «Насколько это ответственный человек? Насколько это человек надежный? На него можно положиться?»

    Как правило, настоящая ответственность — это личная ответственность — ответственность одного человека, которую нельзя разделить или переложить.

    Кроме личной ответственности, ответственность бывает авторской — ответственностью того или тех, кто назвал себя автором (источником) происшедшего, и групповой — ответственностью группы, которую нельзя переложить на одного человека.

    Ответственность — это готовность взять на себя инициативу и все нужно сделать. Или платить тем, кто сделает это вместо меня. Я готов платить за все, что мне важно.

    Все, что я сделал — сделал я. Всякие трудные обстоятельства и окружающие люди — только фон для моих решений, за любые свои действия отвечаю я.

    Все, что я не сделал — тоже сделал я. Мое бездействие — тоже мой Поступок.

    Мои оправдания никому не нужны. Руководитель не оправдывается, руководитель исправляет и ведет вперед.

    Мои переживания и трудности никого не интересуют: моя ответственность принимать решения и отдавать распоряжения.

    Любое высказывание руководителя адресно и целесообразно. И это — мой стиль!

    В детстве все кажется проще. Это пора, когда мы целиком и полностью находимся под ответственностью родителей практически во всех вопросах. Но мы взрослеем. То, что раньше казалось просто и легко, для нас все больше ассоциируется с ответственностью перед самими собой и другими людьми. Осознание ответственности приходит только с психологическим взрослением. Конечно, можно относиться ко всему проще. Но вспомните, были ли вы ответственны в детстве хотя бы за часть своих поступков? И можете ли вы себе позволить продолжить нести ответственность в той же мере и во взрослой жизни?

    В чем выражается наша ответственность перед семьей? Если семья состоит из двух взрослых людей - мужчины и женщины, то сложно очертить ответственность каждого из них. Есть ответственность каждого перед взятыми на себя обязательствами при создании союза. Но можно ли утверждать, что в союзе мужчины и женщины они несут ответственность за друг друга?

    Но однозначно можно сказать, что ответственность и мужчины, и женщины будет неоспорима в отношении их детей. Ответственность в семье однозначно появляется с рождением ребенка и ответственность целиком и полностью ложится на родителей.

    Ответственность не заключается только в том, чтобы прокормить ребенка, одеть его, дать возможность получить образование. Есть куда более важная вещь - ребенка нужно воспитать, дать правильный ориентир развития в нашем мире. Ответственность родителей прежде всего перед самими собой состоит в том, чтобы подготовить ребенка и дать ему все необходимое для полноценной жизни в современном обществе.

    Многие родители пытаются научить детей быть ответственными. Как часто мы слышали в детстве – «нужно быть ответственным», и не всегда понимали, что же именно это значит. Проблема в том, что ответственности нельзя научить словами, ее можно только показать своим примером. У детей, чьи родители пытаются оградить их от забот взрослой жизни как можно дольше, понятие ответственности формируется позднее. В то же время многие дети вынуждены повзрослеть раньше и взять на себя ответственность взрослых людей. Они не думают и не рассуждают, что же такое ответственность, они просто становятся ответственными в определенных жизненных ситуациях.

    Очень важно понимать, что чувство ответственности рождается внутри.

    Мы можем всеми силами пытаться уберечь своих детей от ошибок, через которые прошли сами. Но свой опыт есть свой опыт. Не проверишь – не поверишь. Как бы не было тяжело смотреть, как ребенок совершает свои собственные ошибки, нужно дать ему возможность самому понять какие-то вещи в этой жизни. Ошибки тоже бывают разные. Есть разница между двойкой на контрольной и поступком, ставящим под сомнение основополагающие принципы добра и зла. Наша ответственность как родителей заключается не в том, чтобы предостеречь ребенка от всех ошибок в этой жизни. Давайте возможность своим детям учиться на незначительных вещах, но всегда будьте внимательны, когда речь идет о действительно важных вещах в их жизни. Умение доверять очень важно в человеческих отношениях. Вы вложили в ребенка основы, дали ему понимание порядочности, доброты. Доверьте ему его собственную жизнь. Если Вы дали ему достаточное понимание об основных вещах в этой жизни, он сможет преодолеть или даже обойти трудности на своем жизненном пути самостоятельно.

    Мы не вечны. Рано или поздно родители уходят из этой жизни, оставляя детей строить свою собственную жизнь. Тяжелее всего приходиться детям, психологически и эмоционально зависящим от своих родителей, от их постоянной поддержки. Как бы мы не хотели быть всегда нужными своим детям, наша задача научить ребенка главному – самостоятельности. Только так мы подготовим его к взрослой жизни.

    Дети строят свою жизнь на основе модели поведения родителей. Они могут идти от «противного» и руководствоваться в своем выборе тем, чего они точно не хотят, а могут наоборот – осознанно выбирать то, что было в модели их семьи. В любом случае, жизнь вносит свои коррективы. Придет день, когда мы увидим, как наши дети учат своих детей тому же, чему когда-то учили их сами мы. И то, как они справляются, покажет нам, как в свое время справлялись мы.