Название производителей фарфора. Европейский элитный фарфор

СТАРИННЫЙ ФАРФОР РОССИИ . Великолепные изделия антикварного фарфора России петербургского императорского завода и частных фарфоровых фабрик России – вазы, чайные и столовые приборы, блюда и прочее – в большом ассортименте представлены для продажи в антикварной галерее «Кентавр». Все русские антикварные фарфоровые изделия отличаются отличным состоянием, высочайшим качеством, великолепным дизайном.Интерес к фарфору в России возник в период царствования Петра I, который не только покупал фарфоровые предметы во время визитов в Европу, но и пытался наладить производство фарфора в собственной империи. Этим планам не суждено было сбыться. Первая фарфоровая мануфактура появилась на территории России во время царствования дочери Петра - Елизаветы Петровны в 1744 году. По велению императрицы для создания мануфактуры в Петербург из Швеции был приглашен И.-Кр. Гунгер, который, однако, долго не продержался и покинул страну в 1748 году. Как и европейские ученые, потратившие долгие годы на разработку технологии производства фарфора, русские ученые встали на этот трудный и долгий путь, который в конечном итоге привел к появлению русского фарфора в 18 веке, а в 19 и 20 веке российский фарфор достиг своего расцвета. Создателем т.н. "российского фарфора " считается Дмитрий Иванович Виноградов. Открытие, так много значившее для русской культуры, дорого стоило ученому: несколько лет он жил на пределе своих сил, даже во время сна не отходил от печей, что и стало одной из основных причин его ранней смерти в возрасте тридцати восьми лет.

Пластина - это, конечно, ясная и эффективная часть советской пропаганды, но она также показывает, что ее дизайнер Михаил Михайлович Адамович - очень опытный графический художник. служба революции, и мы показали пластинку великому историку эпохи индустриализации Эрику Хобсбауму.

Идеология важна для художников. Вскоре после захвата большевиками Императорский фарфоровый завод был национализирован, переименован в Государственный фарфоровый завод и помещен под власть чиновника с звонким утопическим титулом, Народным комиссаром просвещения. Как комиссар Государственный фарфоровый завод написал комиссару Просвещения.

Самым первым и крупным предприятием на территории Российской империи стал Императорский фарфоровый завод в Санкт-Петербурге. Первые предметы (т.е. предметы относящиеся к 1750-1760-м гг.), выпускавшиеся на заводе, создавались по типу мейсенских и не несли появившегося позже русского колорита. В царствование Екатерины II, с 1762 года, в Россию были приглашены иностранные модельеры, что привело к подъему производства и развитию художественного уровня фарфоровых изделий.

Фарфоровые и стекольные заводы не могут быть просто фабричными и промышленными предприятиями, они должны быть научными и художественными центрами. Их целью является поощрение развития керамической и стекольной промышленности России, поиск и развитие новых путей производства, изучения и развивать художественную форму.

Страна столкнулась с бедствием - с гражданской войной, лишениями, засухой и голодом. Считается, что погибло более четырех миллионов россиян, а фабрики, принадлежащие рабочим, как и на нашей тарелке, производят лишь часть того, что они делали до революции.

Одновременно с императорским заводом во второй половине XVIII - начале XIX века возникли коммерческие частные производства. В подмосковном селе Вербилки в 1766 году английский купец-лесопромышленник Френсис Гарднер основывает фарфоровое производство, которое выпускает дорогие сервизы, отличающиеся высоким качеством фарфоровой массы и росписи. Гарднеровский завод выпускал и мелкую пластику, доступную широкому кругу покупателей. Для гарднеровской посуды была характерна яркая роспись близкая к русской народной керамике. Свою славу гарднеровский завод приобрел после удачного исполнения заказа императрицы Екатерины II на четыре Орденских сервиза - сервизов с изображением Георгия Победоносца, Андрея Первозванного, Александра Невского и Святого Владимира.

Пластина приносит нам то, что один из керамических художников называл «новостями из лучистого будущего». Как правило, новые режимы пересматривают и переупорядочивают прошлое, присваивая его своим текущим потребностям, но большевики хотели, чтобы люди верили, что прошлое уже не имеет отношения к чему-то новому, что новый мир будет построен с нуля.

Но в этой тарелке есть парадокс, потому что этот образ совершенно нового эгалитарного мира пролетариата расписан на фарфоре - роскошный материал, исторически связанный с аристократической культурой и привилегией. Окрашенная рукой над глазурью, эта тарелка была для показа, а не для использования. Он обледенелый и очень тонкий. Фактически, это была пустая фарфоровая тарелка, сделанная до революции, одна из тысяч, оставшихся от императорских дней фарфоровой фабрики. Императрица Елизавета создала Императорский фарфоровый завод под Петербургом в восемнадцатом веке, чтобы производят фарфор, который будет конкурировать с лучшими, что Европа могла бы предложить, для использования при дворе и, прежде всего, для официальных имперских подарков иностранным сановникам.

Русский фарфор конца 18 - начала 19 века по праву считается одним из лучшим фарфором в период расцвета. В это время в России было основано несколько фарфоровых предприятий, среди них - заводы Гарднера в Вербилках, под Москвой, заводы Попова, Батенина - в Петербурге. К 1817 году на территории Российской империи функционировало около сорока пяти фарфоровых фабрик. В начале XX века самым крупным фабрикантом был С.М. Кузнецов, к которому перешли некоторые заводы, в том числе Гарднера. Предметы, производившиеся на фабриках Кузнецова, отличались демократичностью и были рассчитаны на широкого потребителя. Ни один трактир или ресторан, ни одно домашнее застолье не обходилось без кузнецовского фарфора на столе.

Михаил Пиотровский, директор Эрмитажа в Санкт-Петербурге, рассказывает о том, что исторически имел в виду фарфор в России. Русский фарфор стал важной частью российского культурного производства. Потому что это всегда было своеобразным заявлением Российская империя - военные парады, жизнь простых людей, картины из Эрмитажа.

Все, что Россия хотела представить миру, а сама по себе красиво. Это хороший пример того, как советская риторика полного разлома никогда не может сравниться с реальностью. Учитывая суровое государство страны, большевики должны были взять на себя существующие структуры, где могли, и так много в Советской России продолжалось чтобы повторить царские узоры. Они должны были сделать это таким образом, но в этом случае они сознательно «выбрали» это сделать. Над глазурью, рядом с ней, нарисовал молот и серп на Советском государственном фарфоровом заводе, а также дату.

В антикварной галерее "Кентавр" в Москве вы можете купить антикварный фарфор , произведенные на русских фарфоровых заводах: Императорском фарфоровом заводе, заводе Гарднера, Дулевском фарфоровом заводе, фарфоровом заводе им. М.В. Ломоносова, Заводе братьев Корниловых . Предлагаемые для продажи предметы антиквариата созданы в разные эпохи: первая половина XVIII века - время зарождения русского фарфора, XIX век стал временем его расцвета, а 20-е годы XX века - периодом, когда вместе с политическими событиями в стране стал меняться облик фарфоровых изделий, начали выходить на первый план иные темы и сюжеты. Так или иначе, каждый находящийся у нас предмет имеет не только художественную, но и историческую ценность, так как занимает свое место в интересной и полной событий истории русского фарфора.

Вы бы ожидали, что монограмма царя будет нарисована, вычеркнув имперскую связь, и это часто было - но, как заметил кто-то на заводе, было большое преимущество в том, чтобы оставить обе марки видимыми. для повышения иностранной валюты, а продажа художественных и исторических предметов, таких как тарелка, была одной очевидной частью решения.

Для иностранных рынков присутствие этих знаков наряду с советскими знаками представляет большой интерес, и цены на объекты за рубежом, несомненно, будут установлены выше, если прежние марки не будут окрашены. Итак, у нас есть странная ситуация в социалистическом революционном режиме, в котором предметы роскоши продаются в капиталистический мир. Некоторые утверждают, что это было совершенно здорово. Прибыль от плиты поддерживала советскую международную акцию, призванную подорвать тех капиталистов, которых они продавали, и в то же время фарфоровая пропаганда ярко обнародовала советское послание.

История Российского фарфора
Предметы из Охотничьего сервиза. Хранятся в Гатчинском дворце.
В начале 18 века фарфор считался в Европе редким и желанным предметом роскоши. И многие правители мечтали заполучить секрет прибыльного фарфорового производства.
Петр I тоже интересовался фарфором, посещал европейские заводы, направлял в Мейсен Юрия Кологривова с целью разузнать немецкий секрет, пробовал привлекать иностранцев для налаживания фарфорового
производства в России. Петра I восхищала красивая и необычная фарфоровая керамика. Наверное, в те времена она казалась настоящим чудом и волшебством: совершенная по цвету, гладкости, форме… И император выписывал себе из-за границы разные фарфоровые предметы домашнего обихода: вазы с российским гербом, бритвенные тазики, аптекарские сосуды и разные другие предметы.
Происхождение слова Фарфор
В русский слово «фарфор» пришло из персидского языка. Словом «фахфур» персидские купцы называли китайскую посуду из белой полупросвечивающейся керамики, которой они торговали в Европе.
Английское название фарфора - porcelain (пОрслин), порцеллан или порцелин произошло от итальянского слова porcellino (порчелИно), что переводится как «поросёнок». Но порчелино — это не только маленькая свинка, но и ракушка. Во времена разгадывания секретного рецепта фарфора, итальянцы предполагали, что именно эти морские раковины, добавленные в керамическую массу, придают фарфору его неповторимые свойства.
Невская порцелиновая мануфактура
Первый русский фарфоровый завод появился только спустя 2 десятилетия. Придворная порцелиновая мануфактура возникла во времена правления дочери Петра — Елизаветы.
В Петербург из Стокгольма приехал специалист по керамике — Христиан Конрад Гунгер, а его помощником стал Дмитрий Виноградов, молодой русский учёный, бывший сокурсником Михаила Ломоносова. И они приступили к поиску секрета производства фарфора.
Гжельская глина считалась наиболее подходящей для опытов и в конце 1744 г. Гунгер и Виноградов начали эксперименты. Но довольно стало понятно, что заграничный специалист Гунгер не может помочь нам в этом деле, потому что не обладает достаточными знаниями. И его отстранили от дел.
Открытие тайны фарфора
И вот Дмитрий Виноградов стал проводить опыты по получению фарфора самостоятельно, судьба фарфоровой мануфактуры оказалась в его руках.
Наконец, в 1747-1748 годах Виноградов сумел получить достаточно белый и прозрачный фарфор с глазурью, которая не отставала от изделия. Его первым фарфоровым изделием стала чашечка, украшенная виноградной лозой и буквой W.
Учёный разработал точный технологический цикл производства фарфора, организовал этот процесс на мануфактуре и в 1752 году написал научную работу «Описание чистого порцелина, как оной в России при Санкт-Петербурге делается».
Ценность русского фарфора для нашей страны была в том, что он был изготовлен из нашего отечественного сырья, что значительно снижало расходы на производство. Русский фарфор Виноградова был очень качественным и не уступал по этому параметру саксонскому. А полученный состав фарфоровой массы был близок к китайскому рецепту.
Первый русский фарфор
Первые изделия из раннего русского фарфора были небольшими. Порцелиновая мануфактура выпускала фарфоровые пуговицы, чашки, табакерки, курительные трубки, декоративные части для столовых предметов (ножей и вилок), набалдашники для тростей.
Спустя несколько лет, в конце 1756 года, наши мастера научились делать и крупные предметы. Для этого нужен был большой горн для обжига фарфора, который Виноградов как раз построил и успешно испытал к этому времени.
Сервиз Собственный
В эти годы Елизавета II заказала ему изготовление первого столового сервиза. Который потом стали называть «Собственный».



Предметы из первого русского фарфорового сервиза «Собственный», изготовленного Д. Виноградовым для императрицы Елизаветы Петровны.
Белая поверхность фарфора сервиза Собственный покрыта рельефной сеточкой, в местах перекрещения которых посажены лиловые незабудки (они прописаны золотом и пурпуром). А глубокие предметы, чья основная поверхность для украшения находится снаружи, украшены рельефными гирляндами разноцветных цветочков, которые были вылеплены вручную
Художественный фарфор в России при Екатерине II
Екатерина II всегда покровительствовала фарфоровому производству. В 1765 году она переименовала Порцелиновую мануфактуру в Императорский фарфоровый завод. Управляющим на нем был князь Александр Вяземский. Он расширил завод, привлёк на него европейских мастеров. При Вяземском увеличился выпуск продукции и расширились рынки сбыта, что увеличило доходы. Да и превосходные фарфоровые изделия, распространяясь по стране, постепенно начинали рекламировать сами себя, радуя хозяев, которые гордились своим приобретением. И привлекая новых покупателей из числа их гостей и знакомых.
Для того, чтобы продать первый русский фарфор, в эпоху правления Елизаветы Петровн, приходилось размещать объявления о приеме заказов. То есть — искать покупателей. Спрос был невелик. А при Екатерине II ситуация изменилась, появился стабильный спрос на фарфор, поэтому возникли склады и магазины фарфора.
Расцвет русского художественного фарфора пришёлся на «золотой век» Екатерины.
В 1779 году на Императорский фарфоровый завод (ИФЗ) пригласили талантливого скульптора — Жана-Доминика Рашетта. Он стал главным модельмейстером (заведовал скульптурной частью до 1804 г.), то есть определял форму посуды, её дизайн. Работы Рашетта отличала классическая строгость и ясность. И этот скульптор, в большей части, определил художественный стиль русского фарфора, который выпускался в это время на ИФЗ. Рашетт стал автором около 150 моделей фарфоровых изделий.
Фарфоровые сервизы
Конечно, небольшие вещи и наборы из фарфора, предметы домашнего обихода тоже радовали своей красотой и изяществом, но только роскошные парадные сервизы из сотен предметов могут в полной мере проиллюстрировать великие достижения художественного фарфорового искусства того времени. Поражая красотой, мастерством и изящностью мысли их автора.
Арабесковый сервиз состоял из 973 предметов. Его украшали фрески, написанные в стиле тех, что нашли при раскопках на стенах Помпеи и Геркуланума.
Ялтинский сервиз прославлял русский флот и иллюстрировал процветание отечественной торговли.
Кабинетский сервиз состоит из 800 предметов, и в его медальонах — рисунки античных архитектурных памятников Италии.



Кабинетский сервиз — предметы из фонда Государственного музея А. С. Пушкина.
Сервиз с камеями
В подарок Григорию Потемкину Екатерина II заказала во Франции (в Севре) знаменитый сервиз с камеями, состоявший из более чем 700 предметов. Его доставили в Россию в 1779 году с Севрской мануфактуры. И до 1782 года сервиз с камеями находился во владениях князя — в Таврическом дворце Петербурга. После его смерти его передали на хранение в сервизные кладовые Зимнего дворца и потом использовали на торжественных обедах.



Отдельные предметы из столового сервиза с камеями, мягкий фарфор, Севр, Франция.
Этот уникальный сервиз стал первым столовым фарфоровым сервизом Севрской мануфактуры в стиле классицизма, для которого были изготовлены специальные формы, которые больше нигде не применялись.
Сервиз с камеями выполнен в бирюзово-васильковых тонах с позолотой, декорирован вставками из камей (копиями знаменитых античных камей из коллекции Людовика XVI). Камея — это украшение в форме медальона, вырезанное из декоративного камня или морских раковин, в котором рельефное изображение выступает над поверхностью (миниатюрный барельеф).



Посуда из сервиза императрицы Екатерины II — сервиз с камеями, изготовлен в Севре (Франция), 1778-1779 г.г.
При изготовлении этого сервиза была применена новая технология нанесения изображения — способом печати по трафаретам. На отдельных предметах сервиза: сахарницах, мороженицах, бутылочных передачах сначала оставляли гнезда под эти рельефные украшения, а потом в них вставляли камеи. Их делали отдельно из керамической массы, которую специально изобрели для этих целей.
Не удержусь, покажу вам фото Арабескового зала — парадного зала Большого Царскосельского дворца, созданного для императрицы Екатерины II по проекту архитектора Чарльза Кэмерона в античном стиле. Просто посмотрите на цвета и линии. Ничего вам не напоминает?



Интерьеры Арабескового зала.
Сын Екатерина II, император Павел I, тоже интересовался фарфоровым производством.
Его заказы на сервизы отражали характер государя. Дело в том, что Павел Петрович предпочитал вести уединённый образ жизни и сервизами на 8-20 персон успешно и полно сервировали его обычный стол. В то же время в моду вошли обеденные сервизы »dejeuner» (дужени) на две персоны.
Гурьевский сервиз
Гурьевский сервиз стал самым значительным произведением фарфорового искусства первой четверти 19 в. Его назвали по имени Дмитрия Александровича Гурьева, который ведал фарфоровым производством во времена царствования Александра I. Он был главой Кабинета Его Императорского Величества, и именно за счёт императорских дотаций существовал Императорский фарфоровый завод. В эти времена произошёл расцвет русского классицизма, выразившийся в стиле «ампир».
Развитие производства фарфора в начале 19 века
Гурьев не просто наблюдал за фарфоровым производством, а решил совершенствовать его. Он пригласил высококлассных специалистов по технологии производства фарфора: Франца Гаттенбергера, профессора технологии Женевского университета (в 1803 г. он и стал директором завода), из Берлинской королевской мануфактуры пригласил Шульца — арканиста (это составитель фарфоровой массы), Шрейбера — механика и Зейфферта — обжигальщика.
В это же время на завод привлекли художников: Степана Пименова — известного скульптора Александровской эпохи (он был адъюнкт-профессором Академии художеств), из Севра приехали Жак-Франсуа Свебах, Анри Адам и Дени Моро. К ним присоединился севрский токарь Фердинанд Давиньон.
Особенности Гурьевского сервиза
Гурьевский столовый сервиз (заказанный Гурьевым для Александра I) считался парадным, предназначался для Зимнего дворца и был рассчитан на 50 персон. Его хранили в покоях супруги Александра I — Елизаветы Алексеевны.
Степан Пименов, ставший модельмейстером Императорского фарфорового завода, разработал художественный проект сервиза.
Гурьевский сервиз выполнен в красно-коричневых тонах с золотом — такие гамма считается парадной. Фарфор сервиза украшен сценами из крестьянской жизни и пейзажами Петербурга, Москвы, Петергофа и Гатчины, которые перенесены с картин и гравюр художников: Андрея Ухтомского, Степана Галактионова, Семёна Щедрина и Фёдора Алексеева.
А изящные фарфоровые скульптуры в виде сельских юношей и девушек с корзинами, чашами и вазами над головой, служат декоративным поддерживающим элементом предметов Гурьевского сервиза, которые стоят на ножках или подставках.



Предметы из Гурьевского сервиза. Изготовлены в стиле Ампир.
Причины появления простых людей на фарфоре
Рисунки крестьян на Гурьевском сервизе появились неспроста. Эта фарфоровая посуда прославлял народ, одержавший победу в Отечественной войне 1812 года.
Отечественной войне 1812 года была посвящена и серия Военных тарелок, на которой были изображены офицеры и солдаты всех родов войск.
В то же время стали появляться фарфоровые чашки с портретами императоров, полководцев и видных деятелей эпохи.
Стали делать больше ваз
При Александре I и до конца 60-х годов 19 века выросло производство ваз. В декоре художественных фарфоровых изделиях стало больше золота, сюжеты фарфоровой живописи, в большинстве своём, были батальными и видовыми. Как и прежде, фарфоровые заводы продолжали изготовлять уникальные дворцовые сервизы.
Фарфоровый завод в николаевские и александровские времена
Во времена правления Александров (II и III) и Николая I были изготовлены фарфоровые сервизы, практически, для всех резиденций Петербурга. Сервизы различались по художественным стилям.
Одним из ведущих направлений было «русское». И вот в этом стиле, на основании исторических и этнографических сведений, по проекту известного учёного Ф. Солнцева, на ИФЗ изготовили сервиз для Большого Кремлевского дворца в Москве и сервиз Великого князя Константина Николаевича (ВККН).



Сервиз ВККН, фарфор, ИФЗ
Развитие фарфоровой живописи в России
Николаевский фарфор поражал тонкой работой живописцев (хотя, наверное, их правильнее было бы назвать вазописцами). Рисунок ваз виртуозно копировал великие произведения Рафаэля, Леонардо да Винчи, Тициана, Корреджо, Мурильо и других художников эпохи Возрождения, которые были, большей частью, в коллекции Эрмитажа.
Развивалась и иконопись по фарфору, портретная и миниатюрная живопись. Императорский фарфоровый завод был признанным лидером в фарфоровой живописи, что подтверждалось дипломами всемирных выставок в Лондоне, Париже и Вене.
Музей ИФЗ
В 1844 году был столетний юбилей Императорского фарфорового завода, к которому при нем основали музей. Первыми экспонатами его коллекции стал фарфор из кладовых Зимнего дворца.
А при Александре III было принято рациональное и полезное решение — делать высокохудожественный фарфор в 2 экземплярах — для двора и для музея.
Угроза закрытия ИФЗ
Однако, Александр II не очень интересовался ИФЗ, при нём сократилось производство фарфора, выпускали только праздничные поднесения ко двору (пасхальные и рождественские). Всё постепенно затухало. Уменьшились и размеры изделий, более скромным стал декор и отделка. Мастера, в основном, копировали восточную и европейскую керамику. Подумывали даже о закрытии производства, которое не приносило прибыли.
Новая жизнь ИФЗ
Никто не вечен. Императором стал Александр III, который спас ИФЗ от закрытия. На заводе активизировалось производство, Александр III интересовался фарфором, появились заказы на крупные сервизы: «Коронационный» и сервиз с рисунками Рафаэлевских лоджий в Ватикане (которые редактировал лично император).
Художественный вкус императора существенно повлиял на художественный стиль фарфорового завода. Александр любил вазы: китайские и японские, цветные глазури, терракоту. С его подачи подглазурная живопись стала активно использоваться на ИФЗ.
Фарфор во времена Николая II
К концу 19-началу 20 века производство фарфора усовершенствовалось за счет внедрения новых современных технологий и оборудования. Высокий уровень развития художественных технологий в сочетании с научными достижениями способствовал появлению промышленного (химического и электротехнического) фарфора, (который и сейчас используется, например, в электрических изоляторах).
Большие заказы на сервизы поступили от императрицы Александры Фёдоровны. В результате появились сервизы «Александринский» и «Царскосельский».
А для Николая II ИФЗ выпустил серию военных тарелок с военными в мундирах времен Александра III и фарфоровые скульптуры серии большой этнографической достоверности «Народы России» (их изготовили по моделям П. Каменского). Серия призвана была укреплять идеи русской государственности.

Архангельская женщина из серии Народы России.
В начале 20 века завод сотрудничает с большими русскими художниками из объединения «Мир искусства»: Сомовым, Лансере и Чехониным.


Влюблённые. Автор — Константин Сомов. ИФЗ
В дореволюционные годы завод находился в образцовом состоянии и по части технологии, и художественных достижений.