Экологическое право (конспект). Экологическое право рф Таблица экологическое право

Экологическое право – совокупность юридических норм, предназначенных для регулирования поведения людей по отношению к окружающей среде. Предмет экологического права образуют отношения :

  • по охране окружающей среды от разных форм деградации
  • по защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц;
  • собственности на природные объекты и ресурсы; по природопользованию.

Экологическое право делится на два раздела: международное и национальное. Международное экологическое право – совокупность юридических норм, направленных на регулирование отношений по поводу окружающей природной среды, возникающих между государствами, группами государств, международными организациями. Международное экологическое право делится на две категории: обязательное и рекомендательное. Национальное экологическое право устанавливается государствами самостоятельно и закрепляется в различных источниках, в первую очередь в законах. Экологическое право делится на Общую, Особенную и Специальную части.

Предметом экологического права являются общественные отношения в области взаимодействия общества и окружающей среды. Данные общественные отношения, таким образом, и сам предмет экологического права делятся на три составные части:

1) природоохранное право (или природоохранительное право), которое регулирует общественные отношения по поводу охраны экологических систем и комплексов, общих природоохранных правовых институтов, решения концептуальных вопросов всей окружающей среды. Назначением этой части является обеспечение регулирования всего природного дома, естественного жилища людей в комплексе;

2) природоресурсное право , которое регулирует общественные отношения по предоставлению отдельных природных ресурсов в пользование, а также вопросы их охраны и рационального использования - земли, ее недр, вод, лесов, животного мира и атмосферного воздуха;

3) нормы других самостоятельных отраслей права, обслуживающие общественные отношения, связанные с охраной окружающей среды, объединяемые задачей защиты окружающей среды (нормы административного права, уголовного права, нормы международного права/

Принципы экологического права:

1. принцип народовластия.

2. принцип гуманизма – су четом интересов нынешнего и будущего поколений людей.

3. принцип социальной справедливости – равноправие перед судом и законом, право на благоприятную окружающую среду, гарантия судебной защиты.

4. принцип законности

5. принцип интернационализма

6. принцип строго целевого использования природных объектов

7. рационального и эффективного использования природных объектов. Минимальные затраты, наибольший эффект от хозяйственной деятельности, без экологического вреда.



Основные принципы охраны окружающей среды сформулированы в ст. 3 Федерального закона РФ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», которые представляют собой, как известно, основополагающие начала, положения, подходы к решению вопросов, к мероприятиям, содержанию, концепции, целям и задачам:

  • принцип соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду;
  • принцип научного обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов человека;
  • охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов;
  • принцип ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территория.
  • принципа платности природопользования и возмещение вреда окружающей среде;
  • Принцип независимости контроля в области охраны окружающей среды.
  • Принцип презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
  • Принцип обеспечения интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;
  • принцип сохранения биологического разнообразия;
  • Принцип запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
  • Принцип соблюдения права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством,
  • принцип ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
  • Принцип участия граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды

Объектами экологического права является то, по поводу чего совершается правовое регулирование. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» относит к объектам охраны окружающей среды:

Земли, недра, почвы;

Поверхностные и подземные воды;

Леса и иную растительность, животных и другие организмы и их генетический фонд;

Атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

В системе источников экологического права ведущее место занимает Конституция РФ, в которой есть много норм общего характера, имеющие отношение к регулированию вопросов природопользования и охраны окружающей среды, защиты прав человека. Ст.9 установила, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях. Положения ст. 56 указывают на то, что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не нарушает прав и законных интересов других лиц. Граждане РФ обязаны сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ»). В соответствии с нормами ст. 114 Правительство РФ обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области экологии.

Основы экологического права заложены ФЗ «Об охране окружающей среды».

Регулирование экологических правоотношений осуществляется актами субъектов РФ,

Орган местного самоуправления издают нормативные акты об охране зеленых насаждений и благоустройстве территорий населенных пунктов, о порядке пользования водными объектами для питьевых и хозяйственных нужд и т.п.

Субъектами экологических правоотношений могут быть:

· граждане,

· юридические лица,

· публичные субъекты.

Граждане имею право: на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, требовать предоставления своевременной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, на возмещение вреда, причиненного здоровью в результате загрязнения природной среды и др. Граждане обязаны: принимать участие в охране окружающей природной среды, соблюдать требования природоохранного законодательства, своим личным трудом оберегать и приумножать природные богатства и др. Участие юридических лиц предусматривает выполнение ими целого ряда природоохранных мероприятий. Государство в лице его уполномоченных органов обеспечивает разработку экологической политики и экологических программ, правовое регулирование в сфере охраны окружающей среды, учет и социально-экономическую оценку природных ресурсов, выдает лицензии на комплексное природопользование и выполняет иные властные полномочия. Объектами экологических правоотношений являются естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы, земля и ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность и др. объекты.

Бурное развитие человеческой цивилизации, сопровождающееся небрежным отношением к окружающей среде, привело к назреванию реальной проблемы экологической катастрофы на всем земном шаре, что ставит под угрозу само существование человека как биологического вида. Эта проблема является одной из основных в списке глобальных проблем современности, которые мировое сообщество пытается решить сообща. Современное государство определяет себе цель сберечь благоприятную окружающую среду для будущих поколений, для чего принимаются и реализуются соответствующие правовые нормы.

Так, Конституция РФ в ст. 12 закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В то же время, согласно ст. 58 Конституции РФ, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В российском праве сложилась довольно обширная совокупность норм, регулирующих взаимодействие общества и природы. Именно они и составляют отрасль экологического права РФ.

Экологическое право - это система правовых норм, регулирующих отношения в сфере взаимодействия общества и природы.

Экологическое право является комплексной отраслью права, так как включает не только эколого-нравовые нормы, но и правовые нормы других отраслей права.

Как и любая самостоятельная отрасль права, экологическое право имеет свои предмет и метод правового регулирования.

Предмет регулирования отрасли права составляет конкретно определенная сфера общественных отношений. Предметом регулирования экологического права являются общественные отношения в сфере взаимодействия общества с природой.

Метод правового регулирования - это совокупность приемов и способов правового воздействия на общественные отношения, которые составляют предмет правового регулирования. Существует два основных метода правового регулирования, которые в разном соотношении используются во всех отраслях права: императивный и диспозитивный. Наряду с ними можно отметить и такие методы, как поощрительный - метод, предполагающий стимулирование социально полезного поведения, рекомендательный - метод, предполагающий обозначение для субъектов права наиболее предпочтительной для общества и государства модели поведения.

В отраслях публичного нрава, к которым относится и экологическое право, преобладает императивный метод правового регулирования, предполагающий невозможность отступления от установленной модели поведения, например, при установлении норм выбросов вредных веществ в атмосферу хозяйствующими субъектами.

В экологическом праве используется и диспозитивный метод, но в значительно меньшей степени, чем императивный.

Система экологического права

Систему экологического права составляют Общая, Особенная и Специальная части.

Общая часть экологического права состоит из положений, имеющих значение для всей отрасли экологического права:

  • предмет и метод;
  • система;
  • источники;
  • принципы;
  • экологические правоотношения;
  • право собственности и природопользование;
  • экологическая экспертиза;
  • экологический контроль;
  • управление экологией;
  • ответственность за экологические правонарушения. Особенная часть включает эколого-правовые режимы:
  • использования природных объектов;
  • защиты экологической системы.

Также сюда включается эколого-правовой режим охраны экологических систем, находящихся в сфере производственной деятельности и антропогенного воздействия. Сюда следует отнести режим охраны и использования конкретных компонентов природной среды:

  • недропользовании;
  • водопользовании
  • лесопользование;
  • пользование животным миром;
  • несельскохозяйственное производство;
  • сельскохозяйственное производство;
  • экологические системы, в которых находятся населенные пункты.

Нормы Особенной части предусматривают эколого-правовую защиту атмосферного воздуха, природных объектов и комплексов, эколого-правовое обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и т.д.

Специальную часть экологического права составляют вопросы международно-правовой охраны окружающей среды, загрязнение Мирового океана, экология и космос.

Рассмотрение источников экологического права следует начать с Конституции РФ, в составе которой есть ряд положений, посвященных вопросу охраны окружающей среды и природопользования:

  • земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. 9);
  • владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (п. 2 ст. 36);
  • каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42);
  • каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58);
  • в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и природными ресурсами (п. 1 ст. 72).

Хозяйственная деятельность человека с развитием техники стала все больше оказывать влияние на окружающую среду. Негативные тенденции и появление глобальных проблем, таких как загрязнение пресной воды или уменьшение озонового слоя, заставили человечество создавать специальные механизмы защиты окружающей среды. В нашей стране такая отрасль была названа экологическим правом. Рассмотрим кратко ее основные аспекты.

Понятие

Экологическое право представляет собой систему правовых норм, которые регулируют отношения людей по поводу их взаимодействия с природой.

Особенность экологических отношений в том, что они связаны с использованием человеком окружающей среды, которое вызывает потребность в ее охране. Поэтому регулирующим их нормам необходимо охватывать обе эти стороны взаимосвязи человека с природой.

Объект экологического права - окружающая среда, а субъект - человек, а также организации, призванные регулировать сферу экологии и защиты природы от вредного воздействия. Предметом данной отрасли права являются отношения людей по использованию природных ресурсов и их защите от злоупотреблений и чрезмерной эксплуатации.

Источники экологического права

Как и другие отрасли права, экологическое обладает собственным комплексом источников, которые заключают в себе нормы и правила, касающиеся охраны окружающей среды.

Все источники можно разделить на две группы:

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • внутригосударственные;
  • международные.

В России действует ряд законов федерального и регионального значения, которые регулируют экологические отношения.
К ним относится:

  • Конституция РФ;
  • Закон об охране окружающей среды.

Международное регулирование экологических отношений происходит посредством реализации Декларации по окружающей среде и развитию 1992 года. Данный документ был принят в результате деятельности Организации Объединенных Наций и наделил каждого человека правом на здоровую жизнь в приемлемых условиях.

Экологические права

Принципы экологического права граждан заключаются в его распространении на всех людей, независимо от места его проживания и иных различий.

Среди групп прав человека в сфере экологии одно из первых мест занимает право на благоприятную окружающую среду. Оно, наряду с правом на жизнь, свободу, честь и достоинство, является одной из человеческих ценностей.

Кроме того, все члены общества имеют право на получение истинной, правдивой информации о состоянии окружающей среды и получение компенсации за вред, причиненный в результате совершения экологического правонарушения.

Защита экологических прав

Формирование источников экологического права стало результатом определения и государственного признания определенных пределов вмешательства в окружающую природу. Иными словами, есть основы, на которых построено все экологическое законодательство.
Перечислим основные из них:

  • благоприятность окружающей среды определяется уровнем загрязненности, исчерпаемости ее ресурсов, разнообразием живых существ;
  • регулирование в сфере экологии может происходить только путем установления конкретных показателей, в рамках которых воздействие на природу возможно.

Что мы узнали?

Таким образом, мы выяснили, что система экологического права включает в себя людей (субъект) и окружающую среду (объект), а также возникающие между ними отношения. Регулирование данной сферы вызвано необходимостью защиты природы от последствий активной деятельности человека по ее освоению и использованию, так как она может оказывать чрезвычайно опасное влияние, вызывая множество различных проблем.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 3.9 . Всего получено оценок: 99.

Система наказаний в российском уголовном праве

Наказания, предусмотренные уголовным законом за совершение преступлений, различны по своему содержанию и тяжести. Они помещены в УК в определенном порядке, образуя в целом систему наказаний. Система наказаний, ее эффективность занимают определенное место и выполняют важнейшую роль в механизме назначения наказания - критерия оценки при выборе меры ответственности, предусматривающей выполнение ряда требований общих начал назначения, предшествующих выбору вида наказания, определение его размера или срока; принципа назначения наказания по совокупности преступлений и приговоров; сложения сроков наказания различных видов и т.п.

Освобождение от наказания - отказ государственных органов, осуществляющих уголовное преследование, от реального применения мер уголовного наказания к осуждённому, в отношении которого вынесен обвинительный приговор суда, либо от полного отбывания назначенной меры наказания.

Общая характеристика экологического права

Экологическое право как отрасль российского права. Предмет экологического права. Основные понятия.

Экологическое право - это отрасль российского права, представляющая собой систему норм права, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения, оздоровления и улучшения окружающей природной среды в интересах настоящего и будущих поколений людей. Данное определение экологического права базируется в основном на статье 1 Закона РСФСР от 19 октября 1991 г. «Об охране окружающей природной среды», в которой определены задачи природоохранительного законодательства, состоящие в регулировании отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращения экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздоровления и улучшения качества окружающей природной среды, укрепления законности и правопорядка в интересах настоящего и будущих поколений людей.

Экологическое право как одна из отраслей юридической науки представляет собой систему научных знаний об экологическом праве как отрасли права, о его становлении и развитии, о принципах и особенностях правового регулирования экологических отношений, основных институтах экологического права, государственном регулировании экологических отношений, праве собственности на природные ресурсы, юридической ответственности за экологические правонарушения, о правовом режиме использования и охраны природных ресурсов, окружающей природной среды в зарубежных странах и др.

Предметом экологического права являются общественные отношения в области взаимодействия общества и окружающей среды.


Предмет экологического права делятся на три составные части :

1) природоохранное право (или природоохранительное право), которое регулирует общественные отношения по поводу охраны экологических систем и комплексов, общих природоохранных правовых институтов, решения концептуальных вопросов всей окружающей среды. Назначением этой части является обеспечение регулирования всего природного дома, естественного жилища людей в комплексе;

2) природоресурсное право, которое регулирует общественные отношения по предоставлению отдельных природных ресурсов в пользование, а также вопросы их охраны и рационального использования - земли, ее недр, вод, лесов, животного мира и атмосферного воздуха;

3) нормы других самостоятельных отраслей права, обслуживающие общественные отношения, связанные с охраной окружающей среды, объединяемые задачей защиты окружающей среды (нормы административного права, уголовного права, нормы международного права).

Методом экологического права является способ воздействия на общественные отношения. Выделяются следующие методы:

· экологизации (проявление общеэкологического подхода ко всем без исключения явлениям общественного бытия, проникновение глобальной задачи охраны окружающей среды во все сферы общественных отношений, регулируемые правом);

· административно-правовой (императивный) и гражданско-правовой (диспозитивный) (первый исходит из неравного положения субъектов права - из отношений власти и подчинения, второй основан на равенстве сторон, на экономических инструментах регулирования);

· историко-правовой и прогностический (обоснование надежности принимаемых правовых и экономических мер, возможно, с учетом социальных и иных изменений, недопущение повторения ошибок, знание будущих состояний, процессов и явлений).

Природный объект представлен тремя разновидностями.

1) естественная экологическая система , которая обладает следующими свойствами:

а) объективно существующая часть природной среды;

б) имеет определенные пространственно-территориальные границы;

в) состоит из живых и неживых элементов; г) эти элементы обмениваются веществом и энергией, тем самым представляя собой функциональное целое.

Экологическая система - это единство среды обитания и населяющих ее организмов, обладающее некоторой самостоятельностью по отношению к окружающему миру, имеющее устойчивые внутренние связи.

2) природный ландшафт - это особая территория, основное качество которой заключается в том, что она не претерпела изменений в результате антропогенного воздействия и сохранилась в своем естественном виде; кроме того, характеризуется целостным сочетанием таких характеристик, как рельеф местности, почва, растительность, сформировавшихся под влиянием общих климатических условий.

3) каждый отдельный элемент экологической системы или природного ландшафта, сохранивший свои изначальные природные свойства, то есть не преобразованный деятельностью человека.

Природный комплекс представляет собой более сложное образование - совокупность нескольких природных объектов, которые объединены между собой пространственно (своим местонахождением), а также естественной функциональной связью и взаимодействием.

Окружающая среда представляет собой совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Под компонентами природной среды понимаются земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство. Иными словами, компоненты природной среды - это ее основные, укрупненные составляющие.

Охрана окружающей среды определяется как деятельность, проводимая по следующим направлениям:

а) сохранение и восстановление природной среды,

б) рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов,

в) предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

г) ликвидация последствий такого воздействия.

Природные ресурсы - компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность.

Государственное регулирование экологопользования

Органы государственной власти и управления, осуществляющие государственное регулирование экологопользования

Органы государственного регулирования экологопользования и охраны окружающей среды в зависимости от их компетенции можно подразделить на органы общей межотраслевой (межведомственной) и отраслевой (ведом-ственной) компетенции.

Органы общей компетенции выделены в особый вид в силу того, что решение вопросов экологопользования и охраны окружающей среды, во-первых, не является специальной функцией этих органов, а во-вторых, решения данных органов имеют определенные территориальные пределы действия и распространяются на всех граждан и различные учреждения, предприятия и организации, находящиеся в пределах территории юрисдикции органов общей компетенции. Например, Правительство РФ принимает постановления по всем отраслям народного хозяйства. Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов занимается лишь вопросами экологопользования и охраны окружающей среды. Если постановление Правительства РФ действует на всей территории Российской Федерации, то приказ министра по охране окружающей среды и природных ресурсов - только на тех ее участках, где сложилось неблагоприятное экологическое положение, на ликвидацию которого и направлен данный приказ.

Органы регулирования межотраслевой (межведомственной) компетенции - Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет). Министерство здравоохранения РФ, Министерство внутренних дел РФ и другие - классифицированы в самостоятельную группу в силу того, что акты, принимаемые этими министерствами и ведомствами, имеют обязательную силу для всех иных предприятий, министерств и ведомств. Так, стандарты, принятые Госстандартом России относительно предельно допустимых вредных выбросов автомобилей, обязательны для всех машин любого класса, в том числе и для ГАИ МВД РФ, осуществляющей контроль за соблюдением этого стандарта автомобилями всех ведомств.

На федеральные органы регулирования охраны окружающей среды и использования природных ресурсов возложены следующие задачи:

1. На министерство природных ресурсов и Госкомитет РФ по охране окружающей среды - комплексное управление и регулирование в области охраны окружающей среды в РФ, проведение единой научно-технической политики по вопросам охраны окружающей среды и исполь-зования природных ресурсов; координация деятельности министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций в области охраны окружающей среды и природных ресурсов; оценка и прогнозирование антропогенного воздействия на окружающую среду, а также состояния и использования природных ресурсов, ведение Красной книги РФ; и пр.

2. Комитет РФ по геологии и использованию недр, который входит в Минприродных ресурсов РФ, осуществляет в установленном порядке контроль за ведением работ по геологическому изучению недр, рациональ-ным, комплексным, экологически безопасным использованием недр и их охраной, соблюдением порядка и условий пользования недрами; и пр.

3. Федеральная служба лесного хозяйства России разрабатывает ос-новные направления федеральной политики в области использования, воспроизводства, охраны лесов и развития лесного хозяйства;

4. Комитет РФ по водному хозяйству", входящий в Минприродных ресурсов РФ,

5. Государственный комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству

6. Государственный комитет РФ по рыболовству

7. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружа-ющей среды (Росгидромет) осуществляет гидрометеорологическое и гелиогеофизическое обеспечение и мониторинг состояния и загрязнения атмосферы, поверхностных вод, суши, морской среды, почв и пр.

Законодательное регулирование и международно-правовая охрана окружающей природной среды

Основные нормативные акты Рф и международного права, осуществляющие охрану окружающей природной среды.

Правовую основу охраны окружающей среды в стране составляет закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999) , в соответствии с которым введено санитарное законодательство, включающее этот закон и нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности для человека, факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности.

Требование охраны окружающей среды зафиксировано в Основах законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» (1993) и в законе РФ «О защите прав потребителей» (1992 ).

Важнейшим законодательным актом, направленным на обеспечение экологической безопасности, является Федеральный закон «Об охране окружающей среды » (2002). Закон устанавливает систему природоохранного законодательства, основные принципы и объекты охраны окружающей природной среды, порядок управления ею. В законе зафиксировано право граждан РФ на благоприятную среду обитания. Важнейший раздел закона «Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды » устанавливает принцип платности использования природных ресурсов. Размер платы зависит от того, превышены или нет установленные лимиты природопользования, каковы были при этом масштабы загрязнения окружающей среды (в согласованных с соответствующими государственными органами пределах или нет). В ряде случаев предусмотрена плата за воспроизводство природных ресурсов (например, леса, рыбных запасов и т. д.).

Из других законодательных актов в области охраны окружающей среды следует отметить Водный кодекс РФ (1995), Земельный кодекс РФ (2000) Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» (1999), Федеральный закон «Об экологической экспертизе» (1995), закон РФ «Об использовании атомной энергии» (1995), Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» (1998).

Одной из важнейших составных частей природоохранительного законодательства являетсясистема экологических стандартов . Ее своевременная научно обоснованная разработка является необходимым условием практической реализации принимаемых законов, так как именно на эти стандарты должны ориентироваться предприятия-загрязнители в своей природоохранной деятельности. Несоблюдение стандартов влечет за собой юридическую ответственность.

Нормативно-правовые акты по охране окружающей среды включают в себя санитарные нормы и правила Минздрава РФ , обеспечивающие необходимое качество природных средств (воздуха, воды, почв); СНиПы Госстроя РФ, устанавливающие порядок учета экологических требований при проектировании, строительстве и приемке в эксплуатацию объектов народного хозяйства, административных и жилых зданий; документы Госгортехнадзор а, определяющие принципы охраны окружающей среды при разработке недр; общефедеральные нормативные документы (ОНД) Госкомэкологии, устанавливающие принципы контроля природных сред, расчеты ожидаемых концентраций в них загрязняющих веществ и т. д.

Основным видом нормативно-правовых актов по охране окружающей среды является система стандартов «Охрана природы».

Отраслевая нормативная документация и документация предприятий по охране окружающей среды включают в себя соответственно ОСТы, СТП, руководящие документы (РД), положения и т. п.

Важнейшими экологическими стандартами являются нормативы качества окружающей среды - предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в природных средах.

ПДК утверждается для каждого из наиболее опасных веществ в отдельности и действует на территории всей страны.

1. Международные договоренности :

а) Конвенции в области охраны морской среды от загрязнения

б) Договора и конвенции, связанные с ядерным оружием и использованием атомной энергии в мирных целях:

в) Конвенция по международной торговле охраняемыми видами дикой фауны и флоры

г) Рамсарская конвенция по влажным зонам имеет международное значение как конвенция о местах обитания водоплавающих птиц.

д) Конвенция об охране биологического разнообразия.

ж) Венская конвенция по защите озонового слоя и Монреальский протокол относительно веществ, разрушающих озоновый слой.

Особенности регулирования отдельных видов деятельности

Экологическое право как отрасль права. Источники экологического права. Экологическое право- это комплексная отрасль российского права, представляющая совокупность юридических норм, регулирующих отношение в области охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов. Выделение экологического права в отдельную отрасль произошло в конце 1980-х –начале 1990-х годов.

Предметом экологического права являются экологические отношения, возникающие между гражданами, организациями и государством, по поводу сохранения, улучшения, восстановления и эффективного использования природных объектов в целях сохранения окружающей среды в интересах государства, граждан и общества.

Метод экологического права – это способ правового воздействия норм экологического права на общественные отношения, возникающие в процессе осуществления экологической деятельности. Он представляет собой совокупность диспозитивных и императивных подходов к установлению обязанностей и прав субъектов экологических правоотношений. На основе эколого-правового метода устанавливается юридическая ответственность за нарушение норм экологического права с помощью диспозитивного и императивного подходов к установлению правомочий субъектов экологических правоотношений.

Принципы экологического права можно разделить на общие и отраслевые. Общеправовые принципы:

1) развитие экологических отношений на основе принципа народовластия в соответствии со ст.3 Конституции РФ;

2) демократизация – обязанность всех субъектов, участвующих в экологопользовании, в соответствии со ст. 58 Конституции РФ сохранять природу и окружающую среду;

3) гуманизм – необходимость осуществления экологопользования в интересах сохранения жизни и здоровья всего населения;

4) законность – точное соблюдение всех правил и предписаний, изложенных в экологическом законодательстве, всеми экологопользователями;

5) равноправие субъектов – равенство всех видов собственности на природные ресурсы (ст.9 Конституции РФ, ст.212 ГК РФ)

6) единство прав и обязанностей в экологопользовании – каждому праву должна соответствовать определенная обязанность, и не может быть прав без обязанностей и обязанностей без прав;

7) сочетание убеждения и принуждения – вначале следует убедить в необходимости соблюдать нормы экологического законодательства, и только лишь в случае невыполнения этих норм применяются меры дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в зависимости от тяжести экологического правонарушения.

Отраслевые принципы экологического права изложены в ст.3 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды».


Экологическое законодательство опирается в первую очередь на нормы Конституции РФ, где в ст.9 указано, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, .муниципальной и иных формах собственности. Положения ст.36 указывают, что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности земельные участки и вправе использовать их в целях, не нарушающих условий и порядка землепользования, предусмотренного законодательством.

В соответствии со ст.114 Конституции РФ Правительство РФ обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области экологии.

Базовым нормативным документом в области экологического законодательства является «Закон об охране окружающей природной среды», где предусмотрена охрана от загрязнений, порчи, истощения, разрушения на территории РФ и республик в составе РФ естественных экологических систем, озонового слоя, подземных вод, недр земли, лесной и иной растительности и животного мира, природных ландшафтов. Охрана указанных объектов осуществляется на основании норм Земельного, Лесного, Водного кодексов РФ, а также законов об охране атмосферного воздуха, о животном мире, об особо охраняемых природных территориях, о континентальном шельфе РФ.

Права граждан в области экологии. Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Это право обеспечивается:

- планированием и нормированием качества окружающей среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей природной среды, предупреждению аварий, катастроф, стихийных бедствий и ликвидации их последствий;

- социальным и государственным страхованием граждан, образованием государственных, общественных и иных фондов медицинской помощи;

- предоставлением каждому реальных возможностей для проживания в благоприятной для жизни и здоровья условиях окружающей среды;

- государственным контролем соблюдения природоохранительного законодательства и привлечением к ответственности лиц, виновных в нарушении требований обеспечения экологической безопасности населения;

- возмещения в судебном и административном порядке вреда, причиненного здоровью и жизни граждан в результате загрязнений окружающей среды и иных вредных воздействий на нее, в т.ч. последствий аварий и катастроф.

Граждане имеют право:

Создавать общественные фонды, объединения и иные общественные формирования в области охраны окружающей природы;

Требовать от соответствующих органов представления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране;

Требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов;

Ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических и физических лиц и граждан, предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическими правонарушениями.

Экономический механизм охраны окружающей среды. К числу основных задач, решаемых экономическим механизмом охраны окружающей среды, относят:

1) планирование и финансирование природоохранных мероприятий;

2) установление лимитов использования природных ресурсов, лимитов выбросов и сбросов, загрязняющих окружающую среду

3) предоставление юридическим и физическим лицам налоговых, кредитных ирных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии;

4) возмещение в установленном порядке вреда.

Государственные природоохранные органы РФ совместно с органами статистики, природопользователями ведут количественный и качественный учет природных ресурсов и вторичного сырья, определяют их социально-экономическую оценку. Планирование мероприятий по охране окружающей среды и природопользованию осуществляется в составе программ, прогнозов социально-экономического развития на основе государственной экологической программы, с учетом природоресурсного потенциала.

Финансирование экологических программ и мероприятий производится за счет республиканского бюджета РФ, бюджетов субъектов РФ, средств предприятий, экологических фондов, кредитов банка и добровольных взносов населения.

Контроль использования и регулирования норм природопользования осуществляется на основе договоров о природопользовании, выданных государственными природоохранными органами лицензий на комплексное природопользование, в которых указаны виды, объемы и лимиты хозяйственной деятельности по использованию природных ресурсов, а также экологические требования, при которых допускается использование природных ресурсов.

Лимиты на природопользование являются системой экологических ограничений по территориям и представляют собой установленные предприятиям - природопользователями на определенный срок объемов предельного использования при родных ресурсов, объемов допустимых выбросов и сбросов промышленных отходов в окружающую среду. Платность природопользования включает плату за природные ресурсы, загрязнение окружающей природной среды и другие воздействия. Плата за природопользование перечисляется в бесспорном порядке в бюджеты республик РФ и счета внебюджетных государственных экологических фондов.

Государственная экологическая экспертиза. Экспертиза такого рода производится с целью проверки соответствия хозяйственной деятельности требованиям и нормам соблюдения экологической безопасности. Она осуществляется на принципах: обязательности ее проведения, научной обоснованности и законности ее выводов, независимости, вневедомственности в организации и проведении, широкой гласности и участия общественности.

Государственная экспертиза в обязательном порядке проводится перед любыми мероприятиями, реализация которых может оказать вредное воздействие на окружающую среду. Финансирование и осуществление всех работ по проектам может осуществляться только после проведения и выдачи положительного заключения Главгосэкспертизы. Порядок проведения и полномочия экспертизы регулируется законодательством РФ. Руководители всех предприятий, нарушающие или не выполняющие требования заключений госэкспертизы, несут ответственность согласно действующему законодательству.