Для чего люди изучают географию. Зачем людям география и как мы будем её изучать

Помню, в школьные годы, сидя на уроке географии, я невольно задумался: "Для чего мы вообще изучаем географию? Зачем она нужна? " Такие мысли преследовали меня довольно долгое время. Но окончив школу, я понял, что без знаний географии делать просто нечего. И сейчас я расскажу почему.

Для чего же людям география

География всегда играла одну из ведущих ролей в жизни человека. Это одна из древнейших наук, значение которой трудно переоценить.

И после того как исчезли белые пятна с земной карты, ведущей задачей географов стало познание законов, по которым существует природа и современное общество людей. Даже на сегодня в географии есть место поразительным открытиям.


Но вернусь к роли этой науки. Современная география ведёт изучения в области сельского хозяйства, международных отношений, решает глобальные проблемы и постигает влияние человека на окружающую его природу. Комплекс географических наук весьма велик, он включает в себя изучение:

  • нашей планеты, как небесного тела;
  • внутреннего строения Земли;
  • форм поверхностного рельефа , их особенностей;
  • происхождения и расположения полезных ископаемых;
  • историй и культур разных народов;
  • оболочек нашей планеты (гидросфера, атмосфера, биосфера...);
  • структуры океанов, местного рельефа, флоры и фауны;
  • исследование погодных явлений . И многие другие области.

География - действительно удивительная наука, даже спустя столетия она постоянно открывает что-то новое.

Зачем география обычному человеку

До этого я говорил о географии, как о великой науке, которая приносит пользу всему человечеству и развивает другие области. Но чем же география полезна обычным людям?


Прежде всего география даёт нам информацию о строении Земли . Мы узнаём расположение материков, где находится наша стран, родной город. Также мы знакомимся с особенностями рельефа нашего края, его строением и свойствами.

Всё это помогает человеку не заблудиться и выбраться из любой ситуации без паники . К тому же мы расширяем свой кругозор. Я бы даже сказал, что география учит нас жить на Земле .

1 ноября в 12.00 по местному времени во всех регионах страны стартует Всероссийский географический диктант. О важности масштабной образовательной акции, впервые организованной Русским географическим обществом, рассказали представителям СМИ организаторы диктанта и известные общественные деятели на пресс-конференции, которая состоялась в Москве, в МИА "Россия сегодня".

"География является одной из основополагающих наук, которые определяют идентичность человека, привязывают его к его стране, к родине и одновременно делают человека космополитом в плане привязки ко всему миру", – заявил Председатель Медиа-совета Русского географического общества Дмитрий Песков , открывая пресс-конференцию.

По его словам, географическая безграмотность делает человека беспомощным. Например, сломавшийся навигатор и отсутствие сигнала GPSмногих водителей ставит в тупик – читать карту сейчас почти никто не умеет. "Для чего учить географию, если есть извозчик, который всегда довезёт", – процитировал Фонвизина Председатель Медиа-совета РГО.

Стесняться нужно не незнания географии, а нежелания её учить, считает Дмитрий Песков. И именно поэтому проведение это образовательной акции так важно для страны – для многих она станет стимулом к тому, чтобы хотя бы пролистать учебник географии перед диктантом и обновить свои знания.

По результатам диктанта планируется усовершенствовать образовательные программы. Председатель Медиа-совета РГО отметил, что это необходимо для того, чтобы сделать российскую систему образования сбалансированной.

"Русское географическое общество вместе с Правительством, вместе с Министерством образования России, намерено вести последовательную линию, чтобы увеличить количество часов преподавания", – заявил он.

Центральной площадкой Всероссийского географического диктанта в Москве станет Центральный дом художника. С 30 октября по 8 ноября там будет проходить II Фестиваль Русского географического общества . В регионах для проведения диктанта организовано 170 площадок. Их адреса .

Проверить свои знания и получить независимую экспертную оценку сможет любой желающий, независимо от возраста и образования.

Работы россиян будут проверять только профессиональные преподаватели-географы. Один из главных принципов проведения всероссийской акции – анонимность. То есть указывать имя и фамилию вовсе необязательно. На бланках для ответов, которые раздадут всем участникам диктанта, будет уникальный идентификационный номер, по которому каждый сможет узнать свой личный результат 10 декабря на .

В ходе пресс-конференции президент Межрегиональной ассоциации учителей географии России, профессор Московского педагогического государственного университета Александр Лобжанидзе рассказал, к чему готовиться россиянам в день Х. Диктант будет посвящён географии России. Вопросы будут разделены на три блока – россиян проверят на знание географических понятий, чтение карт и умение узнать местность по художественному описанию.

"Мы теряем свою идентичность, не зная географии. А это очень важно для детей и студентов", – отметил Лобжанидзе.

Член Медиа-совета Русского географического общества, профессор, доктор биологических наук и кандидат географических наук, телеведущий Николай Дроздов также отметил важность изучения географии в младшем возрасте. "География – самый интересный предмет. Странно, что её сокращают в школе. Ведь природа, животные – всё это вместе и есть география", – отметил известный телеведущий.

Телеведущий и издатель Пьер Броше сказал, что ему повезло – он родился в то время, когда в обиходе были географические атласы. Благодаря им он заинтересовался географией. При подготовке к диктанту он посоветовал не только полистать учебник, но и воспользоваться таким атласом, а не современным девайсом, на котором не видно цельной картины мира. "Даже если я не получу пятёрку на диктанте, я многое узнаю", – добавил Броше.

По мнению телеведущего, президента "Клуба путешествий" Михаила Кожухова , предстоящий диктант – нужен и важен. "Если перед экзаменом хотя бы несколько десятков тысяч человек пролистают учебники по географии, это уже замечательно, потому что ученье, как известно, – свет", – сказал он.

Российский автогонщик, семикратный победитель "Ралли Дакар" в классе грузовиков Владимир Чагин , которому знание географии помогло достичь уникальных спортивных результатов, сказал, что поддерживает идею проведения Всероссийского географического диктанта. "Сам с удовольствием приму в нём участие, проверю свои знания", – заявил он.

Чагин добавил, что в школе у него была пятёрка по географии. "Рецепт такого успеха прост. Мои родители повесили на стену комнаты огромную физическую карту мира. Мы с друзьями проводили возле неё очень много времени. Рекомендую всем родителям взять это на вооружение", – посоветовал известный спортсмен.

А по мнению магистра игры "Что? Где? Когда?" Андрея Козлова, география в России играет роль духовных скреп. "Чтобы почувствовать себя "русским душою", надо посмотреть на географическую карту и увидеть, в какой стране ты родился – сколько там ещё всего под землей, сколько у нас пресной воды, какие леса!", – считает знаток.

Всероссийский географический диктант позволит многим взглянуть на карту России именно с этой точки зрения.

Фото: Александр Натрускин, РИА ""Новости""

Урок географии в 5 классе по ФГОС

Цели урока:

— познакомить обучающихся с новым предметом — географией;

— раскрыть особенности содержания курса;

— показать практическое значение географии на разных этапах развития общества;

— выяснить, какие задачи решает география;

— ознакомить с методами географической науки;

— познакомить обучающихся с новым учебником и требованиями учителя.

Оборудование: физическая карта полушарий, портреты путешественников, известных географов, атласы, контурные карты, учебник, рабочая тетрадь «Мой тренажёр».

Когнитивный компонент урока: география; задачи и методы географической науки.

Деятельностный компонент урока: ознакомиться с текстом и внетекстовыми компонентами учебника, атласа, тренажёра; изучить особенности построения разделов и параграфов; вступить в диалог с целью определения значимости географии для себя и общества.

Эмоционально-ценностный компонент урока: оценить значимость географической науки в современном мире; осознать идеи о том, что география — одна из древнейших наук и вместе с тем современнейшая, позволяющая людям ориентироваться в мире и давать ответы на сложные вопросы взаимоотношений человека, природы и общества.

Работа с учебником: знакомство с новым учебником в процессе работы с ним.

Тип урока: вводный.

Изучение нового материала

На данном уроке учитель решает три главные задачи.

Во-первых, знакомит обучающихся с новым учебным предметом — географией, её задачами и современными методами исследования.

Во-вторых, раскрывает основные особенности нового для обучающихся учебника географии и принцип работы с ним.

В-третьих, акцентирует внимание обучающихся на том, что успешное изучение географии невозможно без использования географических карт, а также дополнительной литературы, материалов Интернета, периодической печати и других источников знаний.

Целесообразно построить урок на основе изучения содержания учебника географии. Вначале учитель ставит перед учащимися вопросы, обращаясь к их личному опыту: что они знают о географии? С чем или с кем они связывают географию? Что они хотели бы узнать, изучая географию? Какие книги, журналы они уже читали? Какие видели телепередачи и кинофильмы географического содержания? Где учащиеся успели побывать в своей области, стране, мире?

Ответы на поставленные вопросы учитель заносит на доску под общим названием «Наш географический опыт».

Затем учащимся предлагается рассмотреть и изучить шмуцтитул с названием темы (с. 3).

Учитель обращает внимание на то, что слово «география» греческое и означает «землеописание». География занимается не только описанием сложных процессов на Земле, но и их объяснением, составлением прогнозов. У истоков географии стояли великие учёные: Страбон, которого называли Географ, Эратосфен, написавший сочинение «Географика». С тех пор это слово стало названием науки о планете Земля.

История географии начиналась с путешествий и мореплавания. В результате расширялся географический кругозор людей, осваивались, а затем и заселялись новые земли, собиралась важная информация о них.

Первый фрагмент параграфа называется «Зачем купцу география?». Изучив этот фрагмент параграфа, учитель задаёт учащимся вопрос: где были произведены товары, которые окружают вас дома?

Далее школьники обсуждают, зачем нам, современным людям, география; какое она имеет значение для всех людей и для каждого из нас лично; есть ли среди их родных и близких люди, чья профессия связана с географией, могут ли они назвать профессии, связанные с географией. Учитель спрашивает, какими качествами, по мнению учащихся, должны обладать люди, связанные с географией.

Главный вывод о том, что география помогает нам видеть и раскрывать образ мира, ориентироваться в нём, учащиеся находят на с. 5 учебника.

Чтобы оценить значение географии, учитель приводит пример, как оценивали географию учёные. Выдающийся русский учёный М. В. Ломоносов писал так о роли географии: «Что полезнее есть человеческому роду к взаимному сообщению своих избытков, что безопаснее плавающим в море, что путешествующим по разным государствам нужнее, как знать положение мест, течение рек, расстояние градов, величину, изобилие и соседство разных земель, нравы, обыкновения и правительства разных народов? Сие ясно показывает География, которая всей вселенной обширность единому взгляду подвергает» . Наш современник учёный-географ В. С. Преображенский считал, что «география — это наука, создающая особую географическую картину мира с человеком, причём это не просто сочетание мира и человека, это осознание человеком своего места в мире» . Из этих цитат видно, что во все времена учёные высоко оценивали значение географии.

Каждая наука ставит перед собой задачи, которые изучаются с помощью определённых методов исследования. Используя схему на с. 6 «Задачи географии», учащиеся называют эти задачи.

Для более чёткого представления методов географической науки учащиеся заполняют в тренажёре или зарисовывают в тетради схему:

Следующий этап урока — знакомство с учебником и требованиями к уроку географии. Вначале учащиеся выявляют, как построен учебник, из каких тем и параграфов он состоит. Внимательно изучив схему на с. 7, учащиеся будут иметь чёткое представление о структуре учебника. Учитель обращает внимание, что символ учебника — Полярная звезда, которая будет служить ориентиром и поможет выделять самое главное в параграфе. Двигаясь по маршруту, проложенному «Полярной звездой», учащиеся смогут добиться хороших результатов и сдать «лёгкий экзамен» самому себе, родителям, товарищам.

В конце каждого параграфа имеется рубрика «Запомните», в которой даны основные термины, географические названия и имена. Их необходимо знать и уметь находить на карте. Чтобы лучше усвоить материал параграфа, учащиеся должны отвечать на вопросы и выполнять задания рубрик «Это я знаю», «Это я могу», «Это мне интересно». Первая рубрика помогает усвоить текст параграфа, вторая и третья позволяют учащимся творчески подходить к делу, выполняя различные задания.

Верный помощник, к которому учащиеся должны постоянно обращаться, — это раздел «Как лучше работать с учебником, чтобы достичь успеха?» в рубрике «Шаг за шагом» (с. 7). Изучение этого раздела знакомит с основными приёмами работы с учебником.

Учитель обращает внимание на карты, помещённые в конце учебника, раскрывает их роль и назначение. На уроке учащиеся знакомятся с рабочей тетрадью «Мой тренажёр» и её рубриками.

В конце урока учитель объясняет значение календаря погоды в кабинете географии, говорит, что систематическое его ведение в течение года — дело дежурных по классу.

Домашнее задание

  1. Изучить § 1.
  2. Ответить на вопросы 1-3.
  3. Выполнить задание 4.
  4. Выяснить с помощью этикеток, откуда в ваш дом поступили продукты питания. Заполнить и сделать анализ таблицы:

Название продуктов питания

Общий вывод:

Понятие географии

С самого момента своего появления на планете человек вынужден был взаимодействовать с окружающей его средой. Для того, чтобы удовлетворить свои потребности, человек должен был изучить окружающую среду. Первоначально познания сводились к методу проб и ошибок. Затем, в ходе наблюдений и сопоставления фактов, человек начал описывать явления, анализировать закономерность их появления изучать причины их возникновения. Так формировалась наука.

В ходе развития научного познания первой оформилась философия. Ее стали называть наукой обо всем или наукой наук. Позже общая наука начала дифференцироваться на отдельные отрасли (направления) по мере накопления и систематизации фактического материала. Уже в Древней Греции были сформированы науки о природе – география, биология и медицина. Именно с эллинским периодом связано становление географии как науки.

Определение 1

Географией называется комплекс наук о географической оболочке нашей планеты, процессах и явлениях, происходящих в ней, закономерностях их проявлений и распространений.

По специфике объектов исследования выделяют следующие отрасли географии:

  • физическая география;
  • экономическая география;
  • социальная география.

Каждая их этих отраслей подразделяется еще на ряд более специализированных отраслей (гидрология, климатология, геология, геоморфология, география производства , география населения и т.д.).

Методы географических исследований

Как и любая другая наука, география применяет научные методы познания.

Определение 2

Научным методом называется способ получения информации об изучаемом объекте.

Длительное время в географии (как и в других отраслях науки) ведущим был описательный метод. Путешественники и исследователи описывали увиденное (страны, народы, обычаи, явления и события). Этот метод послужил накоплению фактического материала.

Следующим этапом явился метод анализа и систематизации. Весь накопленный материал подвергался сравнению, выделению общих и отличительных черт, обобщению и формулировке выводов. Этот метод дал возможность создавать прогнозы дальнейшего развития процессов, явлений, государств и народов.

По способу получения информации выделяют картографический, литературный и статистический методы. Картографический метод состоит в создании чертежей местности, нанесения ареалов распространения процессов и явлений, анализ их изменений. Статистический метод заключается в сборе и анализе количественных показателей различных процессов и явлений (площади, объема, численности, производительности и пр.).

В географии кроме теоретических методов активно используется и метод полевых исследований. Он заключается в исследованиях непосредственно на местности. Все методы находятся в тесной взаимосвязи и дополняют друг друга.

Роль и функции географии

Замечание 1

Сложно переоценить роль географии в жизни человека. Географическая наука проникает во все сферы человеческой деятельности . Она изучает, также и объекты, окружающие человека. Образно выражаясь можно сказать, что география – это наука. обеспечивающая человеку познание окружающего мира.

Основой комплекса географических наук является физическая география. Она обеспечивает познание процессов, происходящих во всех оболочках нашей планеты:

  • атмосфере;
  • литосфере;
  • гидросфере;
  • биосфере.

Изучение процессов и явлений позволяет сделать вывод о закономерностях их проявления. Это дает возможность предвидеть те или иные явления природы. Самым главным в современных условиях является изучение влияния человека на природные процессы и прогнозирование их возможных последствий.

На основе данных о природе человек может планировать развитие производства, размещение предприятия и населенных пунктов. Этими вопросами занимается экономическая география. И снова, как и в физической географии, экономическая география позволяет прогнозировать последствия взаимодействия человека, общества, производства и природы. В последнее время влияние человеческой деятельности приобрело глобальный характер. Поэтому недооценка влияния человека на природу может иметь катастрофические последствия.

Социальная география изучает влияние природы и производства на человека. Благодаря социальной географии объясняются закономерности возникновения населенных пунктов, расселения народов, формирование классов и классовых отношений. Прямое использование географии состоит в использовании географических карт и планов местности в хозяйственной деятельности, использовании метеопрогнозов в транспорте и сельском хозяйстве, а данных геологической разведки в налаживании добычи полезных ископаемых.

Я окончила педагогический университет по специальности «учитель географии» и проработала в школе 3 года, а потому считаю, что это по праву мой вопрос. С личного опыта могу сказать, что ученики 6, 7-х классов более заинтересовано относятся к этому предмету, нежели ученики старших классов. Сама по себе география, как школьный предмет, очень интересная . Можно деткам рассказать о чудесах природы и о развитии отдельно взятых стран.

Зачем школьнику необходимо изучать географию

География – это наука, которая изучает Землю . Вспомните, что она состоит из физической и экономической частей. Это единственный школьный предмет, который учит понимать причинно-следственные связи. Дети комплексно изучают планету и деятельность людей. Овладевать данной наукой нужно, чтобы узнать:

  • как обустроена наша Земля;
  • как и где живут животные и растения;
  • как влияет человек на природу.

Знания географии нужны во время путешеств ия. Человек ориентируется по карте, часовых поясах. Туристы изучают климат, рельеф места своего отдыха. Если школьник решит поехать на отдых с родителями, то заранее должен изучит свой маршрут.

Значения географии

Оценить значение этой науки просто невозможно. География - вокруг нас, и мы живем в ней. Все это знает даже ученик средней школы:

  • ученик школы понимает, что мир единый и неделимый . В этот мир включен каждый человек;
  • на уроках формируется географическое мышление. На его основе дети учатся понимать, что все объекты и явления находятся во взаимосвязи пространства и позволяют осознавать ситуацию;
  • у детей формируются гуманистические идеи о сохранении природы и животных, изучении местных достопримечательностей.

Все это позволяет школьнику р азвивать критическое мышление, логику и сопоставлять фактические данные. Сквозь призму науки осуществляется знакомство с природой и трудовой деятельности народа в разных странах. А сама наука находит в нашей жизни обширное значение. Благодаря ей мы ориентируемся в жизни и постоянно узнаем что-то новее. Дети, на основе изученного материала, делают выводы о разных жизненных сферах.