Условия предоставления материнского семейного капитала. Порядок и условия предоставления материнского (семейного) капитала

Получателями дополнительной меры государственной поддержки могут быть следующие граждане: Российской Федерации независимо от места их жительства:

2) женщины, родившие (усыновившие) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;

3) мужчины, являющиеся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшиеся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года. При возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки лиц не учитываются дети, в отношении которых данные лица были лишены родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление, а также усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц. Право женщин, указанных в Федеральном законе от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у отца (усыновителя) ребенка независимо от наличия гражданства Российской Федерации или статуса лица без гражданства в случаях смерти женщины, объявления ее умершей, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также в случае отмены усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки. 7

Право на дополнительные меры государственной поддержки у указанного лица не возникает, если оно является отчимом в отношении предыдущего ребенка, очередность рождения (усыновления) которого была учтена при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки, а также если ребенок, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, признан в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации, после смерти матери (усыновительницы) оставшимся без попечения родителей. В случаях, если отец (усыновитель) ребенка, у которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, или мужчина, являющийся единственным усыновителем ребенка, умер, объявлен умершим, лишен родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершил в отношении своего ребенка (детей) умышленное преступление, относящееся к преступлениям против личности, либо если в отношении указанных лиц отменено усыновление ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, их право на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у ребенка (детей в равных долях), не достигшего совершеннолетия, и (или) у совершеннолетнего ребенка (детей в равных долях), обучающегося по очной форме обучения в образовательном учреждении любого типа и вида независимо отего организационно-правовой формы (за исключением образовательного учреждения дополнительного образования) до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения им возраста 23 лет. 8

Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у ребенка (детей в равных долях), в случае, если женщина, право которой на дополнительные меры государственной поддержки прекратилось по основаниям, указанных в Федеральном законе от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», являлась единственным родителем (усыновителем) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, либо в случае, если у отца (усыновителя) ребенка (детей) не возникло право на дополнительные меры государственной поддержки. 9

Право на дополнительные меры государственной поддержки, возникшее у ребенка (детей в равных долях) по основаниям, прекращается в случае его смерти или объявления его умершим.

Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), и может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, за исключением случая, предусмотренного частью 6.1 статьи 7 Федерального закона.(в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 288-ФЗ).

Программа материнского (семейного) капитала - это форма государственной поддержки российских семей, имеющих детей. Данный вид государственной социальной помощи оказывается российским гражданам с 1 января 2007 года при рождении или усыновлении второго, третьего или последующего ребенка, имеющего российское гражданство, при условии, что родители ранее не воспользовались правом на дополнительные меры государственной социальной поддержки. Сумма маткапитала в 2016-2019 годах не меняется, размер сертификата сейчас составляет 453026 рублей . Очередная индексация запланирована на 1 января 2020 года (ориентировочно на 3,8% - до 470241 рублей ).

Кто имеет право на выплаты

В соответствии с действующим законодательством, право на получение материнского капитала имеют:

  • женщина , имеющая гражданство РФ, начиная с 1 января 2007 года родившая (усыновившая) второго ребенка или последующих детей;
  • мужчина , имеющий гражданство РФ, являющийся единственным усыновителем второго или последующих детей, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года;
  • отец (усыновитель) ребенка независимо от наличия гражданства РФ в случае прекращения права на дополнительные меры государственной поддержки женщины, родившей или усыновившей детей, - вследствие ее смерти, лишения родительских прав в отношении ребенка или совершения в отношении своих детей умышленного преступления;
  • несовершеннолетний ребенок (дети в равных долях) или учащийся по очной форме обучения до достижения им 23-летнего возраста - при прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки отца (усыновителя) или женщины, являющейся единственным родителем.

В подтверждение права семьи на получение средств материнского капитала Пенсионным фондом России (ПФР) выдается .

Размер материнского капитала

Точная сумма выплат по сертификату на материнский капитал, устанавливаемая на каждый год, приводится в таблице ниже.

Год Сумма по сертификату, руб. Источник Примечание
2007 250000 п. 1 ст. 6 256-ФЗ от 29.12.2006 г. базовый размер
2008 276250 п. 1 ст. 11 198-ФЗ от 24.07.2007 г. +10,5% - инфляция за 2007 г. 11,9%
2009 312162 п. 1 ст. 11 204-ФЗ от 24.11.2008 г. +13% - инфляция за 2008 г. 13,3%
2010 343379 п. 1 ст. 10 308-ФЗ от 02.12.2009 г. +10% - инфляция за 2009 г. 8,8%
2011 365698 п. 1 ст. 10 357-ФЗ от 13.12.2010 г. +6,5% - инфляция за 2010 г. 8,8%
2012 387640 п. 1 ст. 10 371-ФЗ от 30.11.2011 г. +6% - инфляция за 2011 г. 6,1%
2013 408961 п. 1 ст. 10 216-ФЗ от 03.12.2012 г. +5,5% - инфляция за 2012 г. 6,6%
2014 429409 п. 1 ст. 9 349-ФЗ от 02.12.2013 г. +5% - инфляция за 2013 г. 6,5%
2015, 2016, 2017 453026 п. 1 ст. 8 закона о федеральном бюджете на 2015, 2016 и 2017 годы
  • +5,5% на 2015 г. - инфляция за 2014 г. 11,4%
  • +0% на 2016 г. - инфляция за 2015 г. 12,9%
  • +0% на 2017 г. - инфляция за 2016 г. 5,4%
453026 - +0% - инфляция за 2017 г. 2,5%

Индексация материнского капитала на 2017 год

В соответствии с данными, представленными в приведенной выше таблице, можно отследить изменение размера сертификата на маткапитал по годам реализации программы, при этом:

  • за прошедшие 10 лет (с 2007 по 2017 годы) сумма маткапитала выросла с 250 до 453 тыс. рублей (рост на 81,2% );
  • общая инфляция за тот же период относительно уровня потребительских цен 2007 года только по официальным данным составила 139,6% (что соответствует общему подорожанию товаров народного потребления в 2.4 раза за 10 лет).

На основе официальных данных можно констатировать, что относительно номинала 2007 года на настоящий момент материнский капитал уже обесценился на (139,6 - 81,2) / 139,6 = 41,8% (то есть почти на половину ). В соответствии с этим покупательная способность сертификата в ценах 2007 года сейчас соответствует сумме всего в 145,5 тысяч рублей против базового размера в 250 тысяч .

Как получить материнский капитал на второго ребенка?

регионального материнского капитала . Что это такое? По сути, это дополнение к федеральному материнскому капиталу. Каждый регион по-своему пытается помочь многодетным семьям и стимулировать рождаемость.

Обычно это денежное пособие в размере от 25, 50, 100 и более тысяч рублей, которым можно распорядиться так же, как и . Однако в ряде субъектов РФ деньги регионального материнского капитала можно направить на покупку автомобиля, земли или лечение ребенка. В других регионах муниципальные власти выдают землю при рождении второго или третьего ребенка.

ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь и применяется к правоотношениям, возникшим в связи с рождением (усыновлением) ребенка (детей) в период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2016 года.
Дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей - меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения.
Материнский (семейный) капитал - средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет ПФР на реализацию дополнительных мер государственной поддержки.
Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство РФ, у следующих граждан РФ независимо от места их жительства,
1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;
2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;
3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры господдержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1.01.2007.
При возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки не учитываются дети, в отношении которых данные лица были лишены родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление, а также усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц.
Право женщин на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у отца (усыновителя) ребенка независимо от наличия гражданства РФ или статуса лица без гражданства в случаях смерти женщины, объявления ее умершей, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также в случае отмены усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки. Право на дополнительные меры государственной поддержки у указанного лица не возникает, если оно является отчимом в отношении предыдущего ребенка, очередность рождения (усыновления) которого была учтена при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки, а также, если ребенок, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, признан в порядке, предусмотренном Семейным кодексом РФ, после смерти матери (усыновительницы) оставшимся без попечения родителей.
В случаях, если отец (усыновитель) ребенка, или мужчина, являющийся единственным усыновителем ребенка, умер, объявлен умершим, лишен родительских прав, совершил в отношении своего ребенка (детей) умышленное преступление, относящееся к преступлениям против личности, либо если в отношении указанных лиц отменено усыновление ребенка, право на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у ребенка (детей в равных долях), не достигшего совершеннолетия, и (или) у совершеннолетнего ребенка, обучающегося по очной форме обучения в образовательном учреждении любого типа и вида независимо от его организационно-правовой формы (за исключением дополнительного образования) до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения им возраста 23 лет. Право на дополнительные меры государственной поддержки, возникшее у ребенка прекращается в случае его смерти или объявления его умершим.
В целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и реализации указанного права осуществляется ведение федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки. Информация о лице, содержащаяся в регистре, относится к персональным данным граждан и является государственным информационным ресурсом, функции оператора которого осуществляет ПФР и его территориальными органами.
Лица, имеющие право на получение материнского капитала вправе обратиться в территориальный орган ПФР за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в любое время после возникновения права на него путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Территориальным органом ПФР выносит решение о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата в месячный срок с даты приема заявления, после чего в течение пяти дней направляет соответствующее уведомление лицу, подавшему заявление о выдаче сертификата.
Основаниями для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата являются:
1) отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с настоящим Федеральным законом;
2) прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным законом;
3) представление недостоверных сведений, в том числе сведений об очередности рождения (усыновления) и (или) о гражданстве ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникает право на дополнительные меры государственной поддержки;
4) прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки в связи с использованием средств материнского (семейного) капитала в полном объеме.
5) нарушения установленного порядка подачи заявления о распоряжении;
6) указания в заявлении о распоряжении направления использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала, не предусмотренного настоящим Федеральным законом;
7) указания в заявлении о распоряжении суммы (ее частей в совокупности), превышающей полный объем средств материнского (семейного) капитала, распорядиться которым вправе лицо, подавшее заявление о распоряжении;
8) ограничения лица, в родительских правах в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, на дату вынесения решения по заявлению о распоряжении, поданному указанным лицом (до момента отмены ограничения в родительских правах в установленном порядке);
9) отобрания ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки.
По достижении ребенком (детьми) совершеннолетия либо по приобретении им (ими) дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия законные представители обязаны передать сертификат ребенку (детям).
Материнский (семейный) капитал устанавливается на 01.01.2011 г. в размере 365698,4 рублей. Размер материнского (семейного) капитала ежегодно пересматривается с учетом темпов роста инфляции и устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год; уменьшается на сумму средств, использованных в результате распоряжения этим капиталом.
Право на дополнительные меры государственной поддержки может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей.
Распоряжение средствами материнского (семейного) капитала, право на который возникло у ребенка, оставшегося без попечения родителей и находящегося в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется ребенком не ранее достижения им совершеннолетия либо приобретения им (ими) дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия.
Лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям.
1) улучшение жилищных условий;
2) получение образования ребенком (детьми);
3) формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин.
Распоряжение средствами материнского (семейного) капитала может осуществляться одновременно по нескольким направлениям.
Направление средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий.
Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели.
Приобретаемое с использованием средств материнского (семейного) капитала жилое помещение должно находиться на территории Российской Федерации и оформляется в общую собственность родителей, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) и иных совместно проживающих с ними членов семьи с определением размера долей по соглашению.
Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть использованы на исполнение связанных с улучшением жилищных условий или могут направляться на погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты по 31 декабря 2010 года.
Направление средств материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми).
Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала направляются на получение образования ребенком (детьми) в любом образовательном учреждении на территории РФ:
- на оплату платных образовательных услуг;
- на оплату образовательных услуг, оказываемых негосударственными образовательными учреждениями;
- на оплату иных связанных с получением образования расходов, перечень которых устанавливается Правительством РФ.
Возраст ребенка, на получение образования которого могут быть направлены средства материнского капитала, на дату начала обучения не должен превышать 25 лет.
Направление средств материнского (семейного) капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии.
Средства материнского капитала по представленному женщинами заявлению о распоряжении могут направляться на формирование накопительной части трудовой пенсии в соответствии с ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ" и ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах".
Женщины, выбравшие направление средств материнского (семейного) капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии, до дня назначения накопительной части трудовой пенсии вправе отказаться от использования средств по указанному направлению при условии осуществления их использования по другому направлению, предусмотренному законом.
Женщины, не принявшие решение о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, вправе при назначении накопительной части трудовой пенсии учесть средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в составе пенсионных накоплений.
Правила отказа от направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Вопросы для самоконтроля

1. Субъекты права на дополнительную помощь в соответствии с ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
2. Государственный сертификат на материнский (семейный) капитал и правила его выдачи.
3. Основаниями для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата на материнский (семейный) капитал.
4. Распоряжение средствами материнского (семейного) капитала. Порядок рассмотрения заявления о распоряжении.
5. Направление средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий.
6. Направление средств материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми).
7. Направление средств материнского (семейного) капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии.

Материнский (семейный) капитал

Понятие, лица, порядок и условия получения материнского (семейного) капитала

В России в середине 2000-х гг. руководство страны связало задачи семейной политики со стимулированием женщин к рождению большего числа детей. В качестве ключевой меры, призванной побудить женщин к рождению (как минимум) второго ребенка, в 2006 г. была провозглашена программа материнского (семейного) капитала. «Введение данной меры знаменовало переход к новому этапу российской семейной политики, характеризующемуся изменением символических и материальных отношений между семьей (женщиной) и государством».

Отправной точкой для введения программы материнского капитала стало Послание В.В. Путина к Федеральному собранию 10 мая 2006 г. Одной из ключевых мер решения демографических проблем было названо стимулирование рождаемости, а именно, введение мер государственной поддержки молодых семей (в первую очередь, женщин), которые принимают решение родить ребенка. Послание Президента РФ 2006 г. определило демографическую ситуацию в стране как критическую, после чего Правительством РФ и были разработаны и внедрены в широкую практику две социальные инновации: материнский капитал и родовые сертификаты. Совокупность предложенных нововведений включала в себя увеличение пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет, компенсацию затрат на дошкольное воспитание детей, развитие репродуктивного здравоохранения. При этом в качестве главной меры, призванной побудить женщин к рождению, как минимум, двух детей, был назван материнский капитал.

Это нововведение - материнский капитал - как правовое понятие появилось в российском законодательстве после принятия Закона о поддержке семей.

Государственная поддержка оказывается:

  • - женщинам, родившим (усыновившим) второго ребенка начиная с 1 января 2007 г.;
  • - женщинам, родившим (усыновившим) третьего и последующих детей начиная с 1 января 2007 г., если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;
  • - мужчинам, являющимся единственными усыновителями второго, третьего или последующих детей, ранее не воспользовавшимся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу, начиная с 1 января 2007 г.

Если указанные лица умерли либо их право на дополнительные меры государственной поддержки прекратилось по иным основаниям, то право на получение дополнительных мер государственной поддержки возникает соответственно у отца (усыновителя) ребенка, либо у ребенка (детей в равных долях). Более наглядно схему выдачи мат. капитала можно посмотреть в приложении А.

Заметим, что в Законе о поддержке семей право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей) не только у женщин, но и у мужчин. Такое право имеют мужчины, которые являются единственными усыновителями второго, третьего и последующих детей, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу, начиная с 1 января 2007 г. В случае смерти матери, объявления её умершей, лишения родительских прав, а также в случае отмены усыновления соответствующее право на получение дополнительных мер государственной поддержки возникает у отца (усыновителя) ребенка. Таким образом, и мужчина, и женщина в принципе обладают равными правами в данной сфере.

Появление в нашей стране программы материнского капитала, конечно же повлияло на правовую систему. Рассматривая материнский капитал через призму отрасли права социального обеспечения, необходимо определить его место в системе видов социального обеспечения, то, насколько он вписывается в сложившуюся систему социального обеспечения. При этом следует исходить из того, что любая отрасль права в своей основе имеет основополагающие начала, которые определяют строение всей отрасли и определяют содержание ее норм. Регулирование отношений по социальному обеспечению осуществляется на основе:

  • - принципов всеобщности социального обеспечения;
  • - дифференциации видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин, нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств;
  • - гарантированности социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми.

Т.С. Гусева указывает на влияние демографической функции права социального обеспечения на структуру отрасли. Новые ориентиры влекут изменение институциональной структуры отрасли права: появление новых институтов, существенное обновление прежних. При этом усложняются существующие институты системы права социального обеспечения, которые уже сложились на момент актуализации демографической функции - пенсии, пособия, социальное обслуживание, государственная социальная помощь. Изменения демографической функции влекут структурные преобразования отрасли законодательства. Введение законодателем дополнительных мер поддержки семей с детьми повлекло «появление в структуре института пособий и социальных выплат нового подинститута - материнский (семейный) капитал». Некоторые исследователи (Екатерина Бороздина, Елена Здравомыслова, Анна Темкина) придерживаются точки зрения, что материнский (семейный) капитал является новым видом социального обеспечения: «…эта мера является абсолютно новым видом обеспечения как по содержанию, так и по условиям предоставления. В частности, до настоящего времени социальное обеспечение предоставлялось в виде денежных выплат (пенсии, пособия) либо услуг натурального характера (протезирование), а материнский капитал нельзя получить в деньгах, хотя он выражен в рублях».

Но имеется и другое мнение. Так, Т.С. Гусевой обосновано, что целевой характер использования этой денежной выплаты сближает материнский (семейный) капитал с таким видом социальных выплат как субсидии, сходными чертами является безналичная форма предоставления и финансирование социальной выплаты из бюджетных средств, правильнее было бы для обозначения данной выплаты использовать понятие «многоцелевая субсидия».

Т.С. Гусева определяет место норм, регулирующих отношения по поводу предоставления материнского (семейного) капитала в системе отрасли права социального обеспечения, полагая, что они «объединены в подинститут, который является составной частью института социальных выплат».

Представляется важным рассмотреть некоторые правоотношения, возникающие в связи с материнским капиталом. Например, отношение по выплате из бюджета средств материнского капитала в погашение ипотечного кредита. Оно может быть рассмотрено как простое правоотношение, субъектами которого являются государство в лице органов Пенсионного фонда РФ (ПФР) и банк, получающий в погашение кредита средства материнского (семейного) капитала. Основаниями его возникновения будет являться юридический состав:

  • - кредитный договор на приобретение жилья;
  • - наличие задолженности по кредитному договору;
  • - наличие государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (Приложение Б);
  • - право собственности на приобретенное жилое помещение у лица, которому принадлежит сертификат,
  • - обязательство лица, которому принадлежит жилое помещение (оформить указанное жилое помещение в общую собственность). Однако в развернутом виде такое правоотношение будет являться комплексом целого ряда простых правоотношений, в частности:
  • - отношения по получению сертификата,
  • - отношения по получению кредита на недвижимость,
  • - отношения по погашению кредита на недвижимость средствами материнского капитала.

Сегодня данная мера стимулирования процесса повышения рождаемости (материнский капитал) во многом подвергается критике. Действительно, материнский капитал как мера социальной поддержки семей с детьми имеет некоторые стороны, значительно снижающие его эффективность.

Материнский капитал вступает в противоречие с сильной дискриминацией желаемого репродуктивного поведения: «Многодетным семьям приписываются негативные ярлыки, которые не всегда совпадают с реальным положением вещей: такие семьи зачастую ассоциируются с бедностью, низким социальным статусом, невысоким интеллектуальным развитием. … Материнский капитал стимулирует развитие традиционной, патриархальной, детной или даже многодетной семьи, поскольку его использование эффективно в большинстве случаев при наличии в семье мужчины-кормильца».

Указывается, что «эта мера не подкреплена государственным обеспечением равных возможностей в воспитании детей». Кроме того, «она не встроена в общий нелиберальный институциональный дизайн социальной политики, предполагающий минимизацию государственных поддержек и целевую помощь слабо защищенным группам, В результате, материнский капитал все более воспринимается как идеология (а то и лозунг)…».

Предоставление мер дополнительной государственной поддержки семьям, имеющим детей, в виде права на материнский (семейный) капитал основано на двух обстоятельствах:

  • - рождение (усыновление) второго и последующего ребенка;
  • - период времени, в течение которого это произошло, - с 1 января 2007 г. до 31 декабря 2016 г.

Иные обстоятельства не учитываются, например нуждаемость семьи в мерах дополнительной государственной поддержки. У семьи, в которой родились двое детей до указанной даты, право на такие дополнительные меры поддержки не возникает, и в отношении этой семьи появляется «узаконенное неравенство», так как у нее уровень социального обеспечения будет ниже, чем у семьи, в которой ребенок родился на несколько дней позже.

Семья, состояние которой характеризуется в настоящее время в России низким уровнем экономической, социальной и правовой защищенности, является основным звеном воспроизводства человеческого капитала и нуждается в продуманной и системной поддержке со стороны государства и общества. Семья и ее интересы должны стоять в центре социально-педагогической политики государства. Лишь такой подход позволит ослабить негативные последствия реформирования общества. В нашей стране общественные институты, способствующие приспособлению семьи к изменившимся условиям, не в силах обеспечить условия по расширенному воспроизводству и накоплению человеческого капитала. Ряд шагов, предпринятых в течение последних лет на уровне Правительства РФ, «направлен на создание экономических условий, достаточных для формирования человеческого капитала на уровне семьи, но, к сожалению, только из числа детей, рожденных после 1 января 2007 г.».

Согласно Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР в 1991 г., граждане при наступлении определенных обстоятельств имеют право на социальное обеспечение. Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Конституционный Суд РФ высказал свою позицию по этому вопросу: гражданка Ж., родившая третьего ребенка в 2003 г., в жалобе оспаривала конституционность отдельных положений Закона о поддержке семей, в т.ч. и применение Закона о поддержке семей к правоотношениям, возникшим в связи с рождением (усыновлением) ребенка (детей) в период с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2016 г. По мнению заявительницы, ограничение ее права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал объективно не оправдано и нарушает принцип равенства всех перед законом, что не соответствует ст.ст. 19, 38, 55 Конституции РФ. Конституционный Суд РФ отказал в принятии к рассмотрению жалобы по причине неподведомственности поставленного в ней вопроса. По его мнению, решение вопроса о действии закона во времени, в том числе о придании ему обратной силы, является прерогативой законодателя, а конкретные меры социальной поддержки семьи и детей в соответствии со ст. 39 Конституции РФ устанавливаются федеральными законами и законами субъектов РФ.

Но в судебной практике встречаются примеры, когда фактически рождение ребенка имело место до 1 января 2007 г. Так, Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 03.06.2011 № 4-В11-15 было признано право гражданки получить сертификат, даже если ее ребенок был рожден до 1 января 2007 г. Гражданке было отказано в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Причина -- ее второй ребенок был рожден до 1 января 2007 г. Судебная коллегия по гражданским делам сочла, что оснований для отказа не было, и пояснила следующее: «Закон о дополнительных мерах господдержки семей, имеющих детей, предусматривает, что право на такие меры возникает у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года. Между тем в рассматриваемом случае нужно было учитывать, что второй ребенок истицы был рожден преждевременно (в связи с экстренными медицинскими показаниями), т.е. по причинам, не зависящим от нее. В случае благоприятного исхода беременности ребенок должен был родиться после 1 января 2007 года». С учетом этого, по мнению коллегии, не было оснований для того, чтобы лишить истицу права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

Отметим также, что на настоящий момент никак не определен вопрос о судьбе материнского капитала в случае распада семьи. Например, супруги расторгли брак, возникают вопросы о том, с кем будут проживать дети, и о разделе совместно нажитого имущества. В частности, сертификат выдан матери детей, а дети согласно соглашению либо судебному решению будут проживать с отцом.

Здесь могут быть, по крайней мере, такие пути решения проблемы:

  • - при установлении режима средств материнского капитала как меры поддержки женщины супруг не может претендовать на них;
  • - если же рассматривать их как средство поддержки семьи, то он может поднять вопрос и о его доли, в частности при направлении капитала на улучшение жилищных условий.

Здесь может быть и третье решение проблемы: «право на семейный капитал следует за детьми, т.е. с кем проживают дети, тому и принадлежит право на распоряжение им».

Более подробное определение субъекта права на материнский капитал необходимо и по следующей причине. Например, женщина, родившая (усыновившая) детей и получившая право на меры дополнительной государственной поддержки и реализовавшая это право, умирает либо у нее это право прекратилось по другим основаниям. Дети остались без родительского попечения и могут быть усыновлены, возникнет ли в этом случае у женщины (семьи), их усыновившей, право на материнский капитал? В случае положительного ответа в отношении тех же детей повторно возникнет право на материнский семейный капитал, но такое решение не будет соответствовать сути социального обеспечения.

Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у женщины, родившей (усыновившей) 2-го ребенка начиная с 1 января 2007 г., и может быть реализовано не ранее чем по истечении 3-х лет со дня рождения (усыновления) 2-го ребенка. Из этого следует, что право на материнский капитал зависит только от количества рождений (усыновлений) детей, а не от реального количества живых детей. На практике это может привести к ситуациям, когда будут поддерживаться семьи, которые в соответствии с целями Закона о поддержке семей не должны иметь права на поддержку.

Например, женщина родила двух детей, но один из них умер, тем не менее при рождении второго ребенка и истечении трех лет после его рождения она входит в круг лиц, имеющих право на материнский капитал. Несмотря на исключительность таких случаев, считаем неоправданным «привязывать» право на получение материнского капитала к количеству рождений детей. Подобная ситуация может возникнуть и при отмене усыновления, если женщина уже получила сертификат, а может, и реализовала это право. Следует признавать право на материнский капитал только при наличии живых детей к моменту реализации права на распоряжение капиталом. При этом в отношении второго (последующего) ребенка нужно предусмотреть положение о достижении им трехлетнего или другого возраста, который необходимо определить исходя из цели принятия Закона о поддержке семей.

Вместе с тем, несмотря на имеющуюся критику отдельных положений Закона о поддержке семей, тем не менее, после сообщения Президента РФ В.В. Путина о том, что действие материнского капитала продлится лишь до 2016 г., депутаты Государственной Думы РФ задумались о вновь открывшихся проблемах демографического кризиса. Многие депутаты считают, что отсутствие материнского капитала серьезно скажется на демографической ситуации в стране, так как с 2017 г., при отсутствии финансовой помощи, россиянки опять станут меньше рожать.

По словам заместителя председателя думского Комитета по вопросам семьи, женщин и детей И. Соколовой, отмена материнского капитала снова поставит Россию в сложную демографическую ситуацию. Ввиду этого, в Государственной Думе РФ сегодня разрабатывается предложение по продлению действия материнского капитала хотя бы еще на 9 лет, до 2025 г. И. Соколова не отрицает, что средства, выделяемые на материнский капитал, наносят значительный ущерб областным бюджетам, поэтому распорядилась о подготовке альтернативных способов стимуляции рождения 2-го и 3-го ребенка.

Проект федерального бюджета на 2015 г. не обошел стороной индексацию материнского капитала. На 2015 г. в бюджет заложено более 140 млрд. рублей на эти цели.

Сегодня во многих субъектах РФ введены в действие Законы, регламентирующие право на получение регионального материнского капитала. Право на получение областного материнского (семейного) капитала имеют граждане Российской Федерации, проживающие на территории Челябинской области, в семьях которых размер среднедушевого дохода не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в соответствии с законодательством Челябинской области.

Порядок учета и исчисления среднедушевого дохода семьи, дающего право на получение областного материнского (семейного) капитала, устанавливается Губернатором Челябинской области.

Право на получение областного материнского (семейного) капитала имеют:

  • 1) женщины, родившие (усыновившие) третьего ребенка или последующих детей, начиная с 1 января 2012 года, если ранее они не воспользовались правом на получение областного материнского (семейного) капитала;
  • 2) мужчины, являющиеся единственными усыновителями третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшиеся правом на получение областного материнского (семейного) капитала, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2012 года.

Областной материнский (семейный) капитал по Челябинской области установлен в размере 50000 рублей. Размер регионального материнского (семейного) капитала индексируется в соответствии с коэффициентом, устанавливаемым законом Челябинской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Распоряжаться средствами регионального материнского (семейного) капитала можно в полном объеме либо по частям по следующим направлениям:

  • 1) получение образования ребенком (детьми);
  • 2) оплата медицинских услуг, оказываемых родителю (родителям) и (или) ребенку (детям), в случае необходимости получения им (ими) медицинской помощи (далее - оплата медицинских услуг).

Заявление о распоряжении средствами областного материнского (семейного) капитала подлежит рассмотрению уполномоченным органом в течение одного месяца с даты приема заявления о распоряжении средствами со всеми необходимыми документами, по результатам которого выносится решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами.

Основаниями для отказа в удовлетворении заявления о распоряжении средствами являются:

  • 1) прекращение права на получение областного материнского (семейного) капитала
  • 2) нарушение установленного порядка подачи заявления о распоряжении средствами;
  • 3) указание в заявлении о распоряжении средствами направления использования средств (части средств) областного материнского (семейного) капитала, не предусмотренного настоящим Законом;
  • 4) указание в заявлении о распоряжении средствами суммы средств областного материнского (семейного) капитала (ее частей в совокупности), превышающей полный объем средств областного материнского (семейного) капитала, распорядиться которым вправе лицо, подавшее заявление о распоряжении средствами.

Уполномоченный орган не позднее чем через пять рабочих дней с даты вынесения соответствующего решения направляет лицу, подавшему заявление о распоряжении средствами, уведомление об удовлетворении или отказе в удовлетворении его заявления.

Средства (часть средств) регионального материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении средствами могут быть направлены на получение образования ребенком (детьми) в любом образовательном учреждении на территории Российской Федерации, имеющем право на оказание соответствующих образовательных услуг.

Так же, средства (часть средств) областного материнского (семейного) капитала могут быть направлены на получение образования как родным ребенком так и усыновленным, в том числе первым, вторым, третьим ребенком и последующими детьми. Возраст ребенка, на получение образования которого могут быть направлены средства (часть средств) областного материнского (семейного) капитала, на дату начала обучения по соответствующей образовательной программе не должен превышать 23 лет.

Порядок направления средств (части средств) областного материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком устанавливается Правительством Челябинской области.

По следующему направлению средства областного материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении средствами могут быть направлены на оплату медицинских услуг, предоставляемых любой медицинской организацией на территории Российской Федерации, имеющей право на оказание соответствующих медицинских услуг. Необходимость получения медицинской помощи родителями и детьми подтверждается соответствующей справкой, выданной медицинской организацией.

Средства областного материнского (семейного) капитала могут быть направлены на оплату медицинских услуг, оказываемых как родному ребенку так и усыновленному в том числе первому, второму, третьему ребенку и (или) последующим детям.

Порядок направления средств (части средств) областного материнского (семейного) капитала на оплату медицинских услуг устанавливается Правительством Челябинской области.

Финансирование расходов, связанных с предоставлением областного материнского (семейного) капитала, осуществляется за счет средств областного бюджета.

В областном бюджете на 2013- 2014 гг. заложена сумма в размере 25 миллиардов 715,3 миллиона рублей на выплаты пособий и регионального материнского капитала, аналогичная сумма планируется и на 2015 г.

Итак, материнский (семейный) капитал - средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных Законом о поддержке семей. Это форма государственной поддержки семей, имеющих детей. Осуществляется с 2007 г. при рождении (усыновлении) 2-го (3-го или последующего - только если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки) ребёнка в период с 01.01.2007 по 31.12.2016, имеющего российское гражданство. В соответствии с действующим законодательством, право на получение материнского капитала имеют:

  • - женщина, имеющая гражданство РФ, родившая (усыновившая) 2-го или последующих детей начиная с 01.01.2007;
  • - мужчина, имеющий гражданство РФ, являющийся единственным усыновителем 2-го или последующих детей, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 01.01.2007;
  • - отец (усыновитель) ребенка независимо от наличия гражданства РФ в случае прекращения права на дополнительные меры государственной поддержки женщины, родившей (усыновившей) детей, вследствие, например, смерти, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на получение материнского капитала, совершения в отношении ребенка (детей) умышленного преступления;
  • - несовершеннолетний ребенок (дети в равных долях) или учащийся по очной форме обучения ребенок до достижения им 23-летнего возраста, при прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки отца (усыновителя) или женщины, являющейся единственным родителем (усыновителем). В подтверждение права на получение средств материнского капитала выдается сертификат государственного образца.

Как использовать мат капитал на покупку жилья и другие нужды? Каков срок и порядок использования средств материнского капитала? Можно ли воспользоваться семейным капиталом не дожидаясь 3 лет?

Здравствуйте, уважаемые читатели интернет-журнала «ХитёрБобёр». Вас приветствует постоянный эксперт сайта Эдуард Стембольский.

Мы продолжаем серию публикаций о материнском капитале. Тема настоящей статьи – грамотное, эффективное и выгодное использование средств, обеспеченных государственным сертификатом на семейный капитал.

Начнем, друзья!

1. Общий порядок использования материнского капитала – сроки, условия, правила и документы

Программа государственного поощрения семей с двумя и более детьми действует с 2007 года. Первоначально сумма материнского капитала (МК) составляла 250 тыс. руб., в настоящее время её размер (благодаря ежегодной индексации) – 453 тысячи.

Главная цель программы – повышение рождаемости в стране и стимуляция естественного прироста населения. Получить сертификат на семейный капитал можно сразу после рождения (усыновления) второго (или последующего) ребенка, однако воспользоваться средствами (за исключением отдельных ситуаций) можно только после трехлетия малыша.

Сумма не выдаётся на руки родителям или детям после их совершеннолетия: это не наличные деньги, но своего рода финансовый актив, который можно использовать лишь на конкретные нужды . Список таких нужд ограничен законодательством.

Несколько важных фактов относительно использования МК:

  • получить пособие одна семья может только один раз (исключение составляют региональные программы, согласно которым можно получить капитал повторно после рождения четвертого или пятого ребенка);
  • обратиться в Пенсионный Фонд России (ПФР) можно в любое время после рождения 2-го (или последующего) ребенка;
  • изменение размеров капитала в связи с индексацией не является поводом для замены уже полученного сертификата;
  • пособие выдаётся в управление родителям, а не ребенку.

Сертификаты выдаются Пенсионным Фондом. Эта структура занимается также всеми решениями относительно целевого использования средств. Точнее, ПФР даёт согласие или отказ на предложения семей об использовании государственных средств.

Семьи, в которых появился второй малыш, могут обратиться сразу после этого события в региональное отделение Фонда по месту пребывания или жительства.

Есть 3 варианта подачи заявления:

  1. Лично.
  2. Через доверенное лицо.
  3. По почте (в том числе – электронной).

Право на владение сертификатом имеют женщины, родившие или усыновившие детей после 1 января 2007 года, мужчины, являющиеся усыновителями или единственными родителями.

Для получения сертификата нужны следующие документы:

  • составленное по форме заявление;
  • паспорт заявителя;
  • свидетельства о рождении всех детей в семье;
  • постановление суда об усыновлении.

Заявление рассматривается Фондом в течение месяца (за это время сотрудниками проводится стандартная юридическая проверка), после чего выносится решение о выдаче права на пособие. Если заявитель не может прийти за документом лично, ему пересылают его по почте.

Обратите внимание на некоторые нюансы: капитал выдаётся только на детей, рожденных (усыновленных) после 01.01.2007. Однако в графе «дети» нужно указывать всех детей, включая рожденных до этого срока.

Пример

Мать родила 3 детей – в 2004, 2007 и 2015 годах. Обратившись за выдачей сертификата в 2017 году, ей нужно указать, что пособие следует выдать в связи с рождением второго ребенка. Однако в заявлении следует указать всех детей, включая самого младшего.

В этом случае семья сможет распорядиться средствами сразу после выдачи сертификата, так как 3 года с момента рождения второго малыша давно прошло.

Сам сертификат представляет собой ценную бумагу на предъявителя: он не действителен без документа, подтверждающего личность. Бланк имеет несколько степеней защиты, но сама бумага без подтверждения информации в едином государственном реестре не имеет ценности.

Это я к тому, что подделка документа бессмысленна – получить доступ к средствам, обеспеченным сертификатом, могут лишь те, кто имеет на это законное право. Тем не менее, мошенничества с маткапиталом имеют место быть: я расскажу о них в отдельном разделе нашей статьи.

Важная новость по теме:

Президент Путин предложил продлить действие программы материнского до 2022 года. Дополнительно он предложил ввести ряд изменений в её реализацию.

Теперь семьи, которые в этом нуждаются, смогут получить средства маткапитала уже в первые 1,5 года после рождения ребенка - в виде ежемесячных выплат в размере около 10 000 рублей.

Кроме того, семьи могут использовать маткапитал для ухода за ребенком в дошкольный период, оплачивая им услуги частных детских садов и яслей.

Новостной ролик по это теме:

2. Можно ли воспользоваться мат капиталом до 3 лет?

Действующее законодательство гласит, что получить право на использование средств, обеспеченных сертификатом, можно лишь после достижения малышом трехлетнего возраста.

Поначалу никаких исключений из этого правила не было, но практика показала, что многим семьям нецелесообразно ждать три года, поскольку деньги часто нужны прямо сейчас, а не в ближайшем будущем.

Это особенно актуально для семей, не имеющих собственного жилья или проживающих в тесной квартире с двумя и более детьми. Государственная поддержка особенно важна именно в первые годы жизни второго или следующего ребенка, а не после трех лет.

По этой причине государство пошло навстречу молодым семьям и разрешило в некоторых ситуациях пользоваться маткапиталом до 3 лет.

Досрочное использование денег возможно в следующих случаях:

  • если требуется погасить уже имеющийся кредит на жильё;
  • если необходимо внести первый взнос по ипотеке;
  • если нужно оплатить займ, полученный на строительство жилья или его реконструкцию.

Погасить материнскими деньгами можно как основную сумму займа, так и проценты. А вот пени и штрафы за просрочку платежей оплачивать государственными активами запрещено.

Во всех случаях решение о переводе финансов на банковские счета принимает Пенсионный Фонд. Иногда сотрудники этого учреждения отказывают в досрочном использовании капитала – например, если подозревают обладателей сертификата в нецелевом расходовании средств.

3. Как использовать материнский капитал в 2018 году – ТОП-5 популярных способов

Принимая решение об использовании семейных денег, родителям следует тщательно обдумать все «за» и «против», поскольку второй раз получить государственные дотации не получится.

Семьям, у которых сложилась тяжелая жилищная ситуация – негде жить, теснота, неподобающие условия жилья – особо раздумывать не приходится. Деньги нужно тратить на покупку недвижимости или строительство (реконструкцию) дома.

Если проблем с жилплощадью нет, стоит подумать об образовании детей: инвестиции в развитие ребенка – самый выгодный и перспективный вид вложений.

Рассмотрим подробнее все виды обращения с семейным капиталом.

Способ 1. Покупка квартиры (дома)

Если у семьи уже есть собственные сбережения, но их недостаточно для покупки квартиры, можно дополнить нужную сумму из средств маткапитала.

По данным статистики, приобретение недвижимости – самый популярный и актуальный вариант использования государственных средств. Маткапитал применяется как для единовременной покупки квартиры, так и для приобретения жилья с помощью займа.

Не всякое жильё можно купить на государственные активы.

Требования к объектам недвижимости строго регламентированы:

  • квартиры и дома, приобретаемые на средства маткапитала, должны находиться в России;
  • жильё не должно быть ветхим и аварийным;
  • недвижимость должна обладать статусом полноценного жилого объекта.

Перевод денег на счет продавца происходит только после положительного ответа ПФР о расходовании средств и оформления акта купли-продажи в Росреестре (Федеральной службе государственной регистрации).

Для защиты интересов детей сотрудники ПФР обязаны лично проверять приобретаемое жильё на соответствие установленным законом требованиям. Если им покажется, что дом или квартира для проживания детей непригодны, они могут отказать в финансировании сделки.

Обратите внимание на несколько важных фактов:

  1. При покупке жильё оформляется на всех членов семьи (обычно это папа, мама, 2 ребенка).
  2. Не обязательно использовать всю сумму капитала – часть средств можно оставить на иные цели.
  3. Решение о переводе средств принимается Фондом в течение 2 месяцев – обязательно рассчитывайте сроки покупки жилья заранее, чтобы избежать конфликтов и недоразумений с продавцом.
  4. Приобретать на маткапитал земельные участки запрещено – землю придётся покупать на свои средства.

По факту жильё берется либо в рассрочку (если продавец согласен подождать перевода средств), либо покупатель оформляет заём, переводит деньги бывшему владельцу квартиры, а долг банку оплачивает из маткапитала.

Все подробности о приобретении частного жилья на государственное пособие – в статье « ».

Способ 2. Улучшение жилищных условий – реконструкция и строительство

Ещё один способ улучшить условия жизни – построить дом самостоятельно или с помощью подрядчиков. На эти цели тоже можно использовать материнские активы.

Ранее строить дома на семейные деньги можно было только с привлечением профессиональных строительных организаций. Однако практика показала, что многим семьям выгоднее возводить жильё своими силами, рассчитывая сроки работ и приобретая стройматериалы самостоятельно.

Деньги на постройку можно запросить в ПФР заранее либо возместить затраты задним числом (если вы хотите построить дом до достижения малышом трехлетнего возраста). В последнем случае важно сохранить все чеки и документальные свидетельства ваших трат.

Средства на возведение дома выдаются в 2 этапа. Сначала перечисляется 50% запрошенных средств, а через полгода на счет падает вторая половина. Важное условие – за 6 месяцев вы должны заложить фундамент, возвести стены и крышу будущего дома.

Об использовании я уже подробно рассказал в одной из предыдущих статей.

Теперь о реконструкции жилья. Под этим термином подразумевается действительное изменение технических характеристик квартиры с целью повысить их эффективность и функциональность.

Другими словами, традиционный ремонт жилья – смену сантехники, укладку паркета, установку пластиковых окон и натяжных потолков – оплатить государственными средствами не получится.

Что же относится к реконструкции:

  • увеличение площади или этажности жилья;
  • изменение технических характеристик помещения (например, превращение чердака в мансарду);
  • полное обновление несущих конструкций – в частности, увеличение высоты потолков в доме.

Все работы по изменению характеристик здания предварительно согласовываются в соответствующих учреждениях.

Способ 3. Займы, кредиты и ипотека под маткапитал

С помощью маткапитала можно внести первоначальный взнос по кредиту и погасить основную его часть. Перед обращением в банк по поводу кредитов под МК следует получить разрешение на использование госдотаций в ПФР.

Только когда сотрудники Фонда дадут «добро», стоит договариваться с финансовыми учреждениями о выдаче кредита. Использовать средства самостоятельно в обход ПФР не получится.

Фонд разрешает пользоваться деньгами только с целью улучшения условий жилья. Брать потребительские кредиты под обеспечение маткапиталом запрещено, хотя в некоторых регионах РФ такая практика имеет место быть.

В крупных банках можно получить ипотеку под маткапитал. Эти деньги используются как первичный взнос или способ уменьшить размер ежемесячных выплат. Для погашения ипотеки допускается использование средств до достижения 3-летнего возраста.

Пример

У семьи Петровых есть ипотечный долг на 20 лет. Через 10 лет после начала выплат у них рождается ребенок. Сразу после получения сертификата родители имеют право перенаправить средства на погашение кредита или уменьшения процентной ставки по ипотеке.

Для положительного решения по выдаче займов, обеспеченных МК, заёмщики должны иметь постоянный доход, стабильную работу и чистую кредитную историю.

Способ 4. Оплата образования

Под образованием подразумевается не только обучение в вузе, но и любые другие обучающие и развивающие программы. Потратить средства на образование можно от 3 до 25 лет, используя помощь государства по мере надобности.

Наиболее популярные направления использования маткапитала:

  • оплата детских садов;
  • оплата кружков, музыкальных и художественных школ;
  • обучение в высших и средних учебных заведениях;
  • проживание студентов в общежитии.

С МК работают государственные и частные образовательные учреждения. Главное условие – они должны находиться на территории РФ. Оплатить обучение в европейском вузе средствами господдержки, увы, не получится.

Способ 5. Перечисление средств в счет пенсии

Специалисты считают, что направление средств на накопление пенсии матери – выгодное и дальновидное решение. Хотя таким способом пользуются лишь единицы из общего числа обладателей сертификата, перспективы такого варианта довольно многочисленны.

Во-первых, эти деньги вкладываются в общие пенсионные накопления, а значит, включаются в обращение и увеличивают проценты дохода.

Если вы направляете эти финансы в негосударственный Пенсионный Фонд, вы имеете шанс на значительное увеличение средств, поскольку такие организации занимаются не только хранением, но и инвестированием этих денег в выгодные финансовые инструменты при небольших рисках.

Вы также имеете право в любой момент передумать и изъять средства из НПФа вместе с накопленными процентами.

Для наглядности я объединил все варианты использования МК в сравнительную таблицу

Способы использования Преимущества Недостатки
1 Покупка дома Новое жильё по сниженной цене Не все застройщики работают с материнским капиталом
2 Реконструкция и строительство Возможность радикально улучшить условия жизни за государственные деньги Сложная схема документального оформления процедуры
3 Займы и кредиты Можно вносить первоначальный взнос или погашать ужу существующие кредиты Не все банки выдают кредиты под мат капитал
4 Оплата образования Воспользоваться можно в любое время от 3 до 25 лет Не все учреждения работают с семейными государственными активами
5 Отчисление в счет пенсии Возможно увеличение суммы капитала в частных негосударственных компаниях Риск потерять часть средств из-за инфляции

4. Выделение долей детей и мужа при использовании мат капитала – советы юриста

Многих обладателей сертификата волнует важный вопрос – как выделить доли мужа и детей при использовании маткапитала на приобретение недвижимости.

При покупке квартиры и дома включение мужа и всех детей в список владельцев объекта является обязательным условием.

Кредитные договоры на приобретение жилья часто составляются обоими родителями – они являются созаемщиками и владельцами жилья.

Однако сотрудники Пенсионного Фонда не выдадут разрешение на использование средств без письменного обязательства родителей включить в число владельцев приобретаемой квартиры всех имеющихся детей (в том числе – усыновленных).

Соглашение о выделении долей можно оформить у нотариуса либо самостоятельным образом. Сделать это нужно не позднее, чем через полгода после покупки жилья или приобретения его в долг.

Если подобная процедура не была проведена, все последующие сделки с жильём будут считаться незаконными, как, впрочем, и само владение домом или квартирой. Конкретные размеры долей не оговорены законодательством: главное, чтобы все дети были наделены своей частью жилья.

5. Мошенничество и аферы с мат капиталом – как избежать обмана

Хотя МК – это не «живые» наличные деньги, охотников поживиться ими предостаточно. Существуют десятки мошеннических схем, разработанных аферистами с целью использования маткапитала в своих целях.

Основные варианты мошенничества:

  • незаконное обналичивание капитала;
  • получение сертификата людьми, не имеющими на него право;
  • аферы с недвижимостью: приобретение несуществующего жилья, фиктивные договоры купли-продажи, реализация долей строительства, приобретенных на маткапитал;
  • аферы чиновников, имеющих доступ к распоряжению активами.

Самая простая схема – прямой обман владельцев сертификата. Преступники обещают «помочь с обналичкой» средств за определенные проценты, но взяв комиссионные, бесследно исчезают.

Хорошие перспективы мошенникам открывали операции с маткапиталом через МФО. Однако с 2015 года микрофинансовым организациям официально запрещено работать с материнским капиталом.