Требований одни из которых подведомственны. Подведомственность дел арбитражному суду

Условная подведомственность.

Данный вид подведомственности означает, что для определенной категории споров или иных правовых вопросов соблюдение предварительного внесудебного порядка их рассмотрения выступает в качестве необходимого условия их подведомственности суду. Для условной подведомственности характерно, чтобы требование до суда обязательно было предметом рассмотрения и разрешения другого органа. Так, индивидуальные споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами. Порядок образования комиссий по трудовым спорам, их компетенция, срок обращения в комиссию по трудовым спорам, их компетенция, срок обращения в комиссию по трудовым спорам, порядок рассмотрения спора регламентируются Трудовым Российской Федерации (ст. 384--389). Порядок разрешения коллективных трудовых споров также состоит из ряда этапов (ст. 401 Трудового кодекса РФ).

Обязательный внесудебный порядок рассмотрения и разрешения споров установлен в случаях предъявления требования о возмещении вреда, причиненного здоровью, если в качестве стороны в обязательстве из причинения вреда выступает работодатель, который несет ответственность за вред, причиненный здоровью рабочих, служащих, членов колхозов и других кооперативов, гражданам, работающим по гражданско-правовым договорам подряда и поручения, трудовым увечьем, происшедшим как на территории работодателя, так и за ее пределами, а также во время следования к месту работы или с работы на транспорте, предоставленном работодателем (ст. 2, 3 Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием и либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением трудовых обязанностей, утвержденных Постановлением Верховного Совета Российской Федерации Ведомости РФ. 1993. №2. Ст. 71 от 24 декабря 1992 г. 4214--1 с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом, принятым Государственной Думой 21 июня I995г.).

Досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров предусмотрен ст. 136--140 Транспортного устава железных дорог Российской Федерации от 8 января 1998 г. М 2-ФЗ и другими аналогичными уставами о транспортё, а также Законом о связи, Кодексом внутреннего водного транспорта, принятого 7 февраля 2001 г. (ст. 161, 162 Кодекса).

Подведомственность дел, определяемая по связи исковых требований.

При объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду, а другие -- арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции, если их разделение невозможно.

Объективное соединение требований возможно при наличии общности их оснований.

В ст. 22 ГПК РФ содержится правило, позволяющее решить вопросы подведомственности связанных между собой исковых требований, когда их разъединение возможно. В этой статье ГПК РФ закреплен приоритет подведомственности судов общей юрисдикции.

Если возможно разделение требований, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.

Согласно п.5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.08.1992 N 12/12 объединенные, несколько связанные между собой требования, одни из которых подведомственны суду общей юрисдикции, а другие - арбитражному суду, подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции (ст.28 Гражданского процессуального кодекса РСФСР).
Государственный природный национальный парк "Лосиный остров" обратился в Арбитражный суд Московской области с иском о признании недействительными п.п.1, 2, 3, 5 Постановления главы администрации Пушкинского района Московской области от 30.12.1994 N 2220 "О перерегистрации земельного участка и выдаче свидетельства правлению и членам садоводческого товарищества "Каховка". Решением Арбитражного суда Московской области от 23.04.1996 исковые требования были удовлетворены.
В Постановлении главы администрации Пушкинского района Московской области от 30.12.1994 N 2220 предусмотрено закрепить в собственность (бесплатно) за 508 членами садоводческого товарищества "Каховка" 21,6241 га земель, выдав свидетельства установленного образца. В настоящее время физическим лицам - членам товарищества выданы свидетельства о праве собственности на землю.
Удовлетворение судом иска о признании недействительными п.п.2, 3, 5 Постановления N 2220 существенно нарушило права граждан - физических лиц. Однако указанные лица не могли быть привлечены к разрешению дела, так как в компетенцию арбитражного суда не входит рассмотрение спора с участием физических лиц. Иск в этой части подведомствен суду общей юрисдикции. Рассмотрение спора о признании недействительным п.1 Постановления подведомствен арбитражному суду.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Постановлением от 08.04.1997 N 5581/96 постановил Решение Арбитражного суда Московской области от 23.04.1996 по делу N К2-797/96 отменить и производство по делу прекратить.
Подписано в печать Е.Виговский
13.09.2000 Советник налоговой службы

III ранга "Финансовая газета. Региональный выпуск", 2000, N 37

Подведомственность – отнесение спора о или иного юридического дела к компетенции определенного органа.

Каждый орган может рассматривать только те вопросы, которые ему подведомственны. Если, например, в суд обшей юрисдикции поступит заявление по делу, подлежащему разрешению в Конституционном суде, судья отказывает в принятии заявления (п. 1 ст. 134 ГПК), а в случаях, когда нарушение подведомственности обнаружится уже после начала процесса, производство по делу должно быть прекращено (п. 1 ст. 220 ГПК).

Виды подведомственности:

  • исключительная;
  • множественная.

Исключительная – дело рассматривается только непосредственно судом и не может разрешаться по существу другими органами. Для разрешения спора судом не требуется обязательного досудебного порядка обращения в какие-либо иные органы. К исключительной подведомственности относятся споры о признании авторства на художественное произведение, о восстановлении на работе, о признании договора передачи квартиры в собственность недействительным и т. д.

Множественная – означает, что юридический вопрос может быть разрешен в или третейском суде, в комиссии по трудовым спорам и в суде. В некоторых случаях закон предоставляет заявителю право выбора органа, в который он может обратиться за разрешением юридического вопроса, либо предоставляет сторонам самим решить вопрос о выборе органа, либо строго определяет последовательность обращения в различные органы, решающие юридические вопросы.

Разновидности множественной подведомственности:

  1. альтернативная – спор правового характера может быть по закону разрешен не только судом, но и другим несудебным органом (в административном, нотариальном порядке, третейским судом). Обращение к той или иной форме защиты права зависит от усмотрения истца, заявителя, другого заинтересованного лица или определяется соглашением сторон, выраженным как в отдельном документе, так и в тексте гражданско-правового договора (контракте);
  2. договорная – определяется соглашением сторон. Например, граждане имеют право при заключении сделки в одном из пунктов договора зафиксировать, что все споры, возникающие из этого договора, будут разрешаться в конкретном третейском суде. Об этом же участники сделки могут совершить отдельную третейскую запись;
  3. условная – означает, что для определенной категории споров или иных правовых вопросов соблюдение предварительного внесудебного порядка их рассмотрения выступает в качестве необходимого условия их подведомственности суду, т.е. до разбирательства судом дело должно быть рассмотрено другим органом;
  4. императивная – означает, что закон устанавливает строгое последовательное прохождение дела по юрисдикционным органам. Подведомственность дел определяется по связи исковых требований. При объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду, а другие – арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции, если их разделение невозможно.

Объективное соединение требований возможно при наличии общности их оснований. Если возможно разделение требований, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.

Подсудность: понятие и содержание

Подсудность – гражданско-правовой институт, нормы которого регулируют разграничение компетенции между конкретными судами судебной системы.

Институт подсудности - разграничение компетенции между судами внутри само­стоятельной ветви судебной системы . Таким образом, правила подсудности определяют компетенцию конкретных судов общей юрисдикции по рассмотрению и разрешению гражданских дел по первой инстанции.

Принимая исковое заявление (заявление) и определяя, что гражданское дело подведомственно судам общей юрисдикции, судья должен решить, какому из судов судебной системы оно подсудно.

Виды подсудности:

  1. родовая (предметная) подсудность;
  2. территориальная подсудность;
  3. подсудность по связи дел.

Родовая (предметная) подсудность – определяет компетенцию судов различных звеньев судебной системы (различных уровней) в качестве судов первой инстанции. Все подведомственные судам общей юрисдикции гражданские дела распределены между судами различных звеньев (уровней) судебной системы Российской Федерации. Одни гражданские дела отнесены законом к ведению мировых судов, другие – районных (городских) и т. д. Критерием отнесения конкретных гражданских дел к ведению судов того или иного уровня являются характер (род) дела, предмет и субъектный состав спора.

Территориальная подсудность – определяет пространственную компетенцию одноуровневых судов судебной системы . После того как выяснено, суду какого звена (уровня) судебной системы подсудно конкретное гражданское дело, необходимо определить, какому из однородных судов оно подсудно по территории, т.е. определить пространственную компетенцию одноуровневых судов, или территориальную подсудность конкретного дела.

Территориальная подсудность делится на:

  1. альтернативную , или подсудность по выбору истца – предусмотрена для ряда категорий гражданских дел, разрешение которых законом отнесено к компетенции двух или более судов одного уровня. Право выбора между несколькими судами, которым подсудно конкретное дело, закон предоставляет истцу;
  2. исключительную – сущность заключается в том, что для некоторых категорий дел закон точно определяет, какой суд компетентен их разрешать;
  3. договорную – стороны по соглашению между собой могут изменить территориальную подсудность для конкретного дела. Недопустимо изменение подсудности суда субъекта Федерации, Верховного Суда РФ, а также правил исключительной подсудности. Соглашение сторон об изменении территориальной подсудности для конкретного дела возможно до принятия его судом к производству. Соглашение сторон о подсудности должно быть выражено в письменной форме. Это может быть самостоятельный документ, в котором выражена

Понятие подведомственности. Критерии подведомственности дел арбитражному суду: характер спорного правоотношения, связь с предпринимательской деятельностью субъектов. Общая характеристика субъектного состава споров, подведомственных арбитражному суду. Виды подведомственности: специальная, множественная подведомственность.

Подведомственность – это круг дел, рассмотрение которых законодательными актами Российской Федерации отнесено к ведению арбитражных судов РФ (ст. 27-33 АПК). Исходя из определений, данных в названных статьях АПК РФ к таким категориям дел относятся дела, вытекающие из предпринимательской и иной экономической деятельности.

Понятие предпринимательской деятельности дается в Гражданском кодексе Российской Федерации, который исходит из того, что «предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».

Экономическая деятельность не направлена непосредственно на систематическое получение прибыли как приоритетной цели деятельности, но тем не менее приносит доход. По своей природе такая деятельность имеет экономическую основу, относится к хозяйствованию, удовлетворению материальных потребностей и интересов в сфере общественного производства.

К экономическим спорам, разрешаемым арбитражным судом, относятся две группы споров:

1) экономические споры, возникающие из гражданских правоотношений (ст. 28 АПК РФ);

2) экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (ст. 29 АПК РФ).

Первая группа экономических споров рассматривается в порядке искового производства, к ней, в частности, относятся споры:



О разногласиях по договору;

Об изменении или расторжении договоров;

О неисполнении или ненадлежащим исполнении обязательств;

О признании права собственности;

Об истребовании собственником или иным законным владельцем имущества из чужого незаконного владения;

О возмещении убытков.

Вторая группа экономических споров рассматривается в порядке административного судопроизводства, к ней, в частности, относятся споры:

Об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;

Об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

Об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;

О взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринима­тельскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санк­ций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;

Другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

В порядке особого производства арбитражные суды рассматривают дела, возникающие из гражданских правоотношений, – об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 30 АПК РФ).

Правила исключительной подведомственности характеризуются тем, что определенные категории дел отнесены к исключительной подведомственности арбитражного суда независимо от субъектного состава и других критериев. Использование правил исключительной подведомственности позволяет устранить конфликты в сфере подведомственности и обеспечить единообразное рассмотрение определенных категорий дел.

По терминологии АПК РФ к специальной (но более точно – исключительной) подведомственности арбитражных судов отнесены категории дел, перечисленные в статье 33 АПК РФ. Данные дела рассматриваются арбитражным судом независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане.

Правила множественной подведомственности позволяют разрешать определенные категории дел как государственным (общей юрисдикции, арбитражным), так и третейским судам. Множественная подведомственность в зависимости от способа выбора из нескольких юрисдикционных органов, которым дело подведомственно по закону, может быть подразделена на договорную, императивную и альтернативную.

Договорной является подведомственность, определяемая взаимным соглашением сторон. Например, при наличии соглашения сторон принимается к рассмотрению третейского суда спор, возникший из гражданских правоотношений, между организациями.

Императивной называют подведомственность, при которой дело рассматривается несколькими юрисдикционными органами в определенной законом последовательности. Императивной подведомственностью охватываются следующие случаи:

1) дело до передачи в арбитражный суд подлежит рассмотрению в соответствии с федеральным законом или договором сторон в обязательном претензионном порядке;

2) федеральным законом предусмотрен предварительный внесудебный порядок разрешения дела в административном порядке, включая возможность бесспорного списания средств либо обращения взыскания на имущество (налоговыми органами и т.п.).

Претензионный порядок установлен федеральным законом, например, в следующих случаях:

1) по требованиям об изменении или расторжении договора иск может быть заявлен стороной в арбитражный суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом или договором, а при его отсутствии – в тридцатидневный срок;

2) по требованиям к перевозчику, вытекающим из договора перевозки груза, в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом (ст. 797 ГК РФ), в частности, в соответствии со ст. 125 Воздушного кодекса РФ; ст. 22 Федерального закона "О федеральном железнодорожном транспорте"; ст. 120 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации";

3) по требованиям, связанным с предоставлением услуг организациями связи (ст. 56 Федерального закона "О связи", ст. 37 Федерального закона "О почтовой связи");

4) в ст. 104 Налогового кодекса Российской Федерации.

Альтернативной называют подведомственность по выбору лица, ищущего защиты своих прав. В соответствии с традиционно принятой трактовкой правил альтернативной подведомственности заинтересованное в разрешении спора лицо вправе обратиться по своему усмотрению к любому из органов, названных в законе. Такой выбор имелся обычно между судом либо органом административной юрисдик­ции. Однако по ныне действующему законодательству заинтересованное лицо, обратившись за разрешением спора в несудебном порядке в соответствии с правилами альтернативной подведомственности, не лишается права на обращение в суд.

Вышеуказанные категории споров относятся к общей подведомственности дел, отнесенных арбитражным судам, поскольку при решении вопроса об отнесении дел к подведомственности арбитражных судов оба критерия (характер спорного правоотношения и субъектный состав участников спора) учитываются в совокупности.

К специальной подведомственности дел арбитражным судам, при рассмотрении которых субъектный состав не имеет значения, в силу закона отнесены споры, указанные в статье 33 АПК РФ, а именно:

1) о несостоятельности (банкротстве);

2) по спорам, указанным в статье 225.1 АПК РФ (п. 2 в ред. Федерального закона от 19.07.2009 № 205-ФЗ), а именно:

Споры, связанные с созданием, реорганизацией и ликвидацией юридического лица;

Споры, связанные с принадлежностью акций, долей в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ и товариществ, паев членов кооперативов, установлением их обременений и реализацией вытекающих из них прав, за исключением споров, вытекающих из деятельности депозитариев, связанной с учетом прав на акции и иные ценные бумаги, споров, возникающих в связи с разделом наследственного имущества или разделом общего имущества супругов, включающего в себя акции, доли в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ и товариществ, паи членов кооперативов;

Споры по искам учредителей, участников, членов юридического лица (далее – участники юридического лица) о возмещении убытков, причиненных юридичес­кому лицу, признании недействительными сделок, совершенных юридическим лицом, и (или) применении последствий недействительности таких сделок;

Споры, связанные с назначением или избранием, прекращением, приоста­новлением полномочий и ответственностью лиц, входящих или входив­ших в состав органов управления и органов контроля юридического лица, а также споры, возникающие из гражданских правоотношений, между указанными лицами и юридическим лицом в связи с осуществлением, прекращением, приостановлением полномочий указанных лиц;

Споры, связанные с эмиссией ценных бумаг, в том числе с оспариванием ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, решений органов управления эмитента, с оспариванием сделок, совершенных в процессе размещения эмиссионных ценных бумаг, отчетов (уведомлений) об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг;

Споры, вытекающие из деятельности держателей реестра владельцев ценных бумаг, связанной с учетом прав на акции и иные ценные бумаги, с осуществлением держателем реестра владельцев ценных бумаг иных прав и обязанностей, предусмотренных федеральным законом в связи с размещением и (или) обращением ценных бумаг;

Споры о созыве общего собрания участников юридического лица;

Споры об обжаловании решений органов управления юридического лица;

Споры, вытекающие из деятельности нотариусов по удостоверению сделок с долями в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью.

3) по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

4) по спорам, вытекающим из деятельности депозитариев, связанной с учетом прав на акции и иные ценные бумаги и с осуществлением предусмотренных федеральным законом иных прав и обязанностей (п. 4 в ред. Федерального закона от 19.07.2009 № 205-ФЗ);

4.1) по спорам, вытекающим из деятельности государственных корпораций и связанным с их правовым положением, порядком управления ими, их созданием, реорганизацией, ликвидацией, организацией и полномочиями их органов, ответственностью лиц, входящих в их органы (п. 4.1 введен Федеральным законом от 19.07.2009 N 205-ФЗ);

5) о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

6) другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом – это означает, что компетенция арбитражных судов может и впредь расширяться путем установления соответствующих правил.

Рассматривая вопрос о подведомственности дел арбитражному суду и о разграничении подведомственности арбитражных судов и судов общей юрисдикции. Необходимо упомянуть о правиле «приоритета общесудебной подведомственности» (ч. 4 ст. 22 ГПК РФ) – «при объединении нескольких связанных между собой требований, одни из которых подведомственны суду общей юрисдикции. А другие – арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции, если эти требования разделить невозможно.

Практическое значение института арбитражно-судебной подведомственности проявляется п процессуальных последствиях несоблюдения правил о подведомственности дел арбитражному суду. Если дело не подведомственно арбитражному суду, судья прекращает производство по делу (п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ).

Подсудность

Подсудность дел арбитражным судам: понятие, виды. Передача дел из одного суда в другой.

Подсудность относится к компетенции арбитражных судов. Если нормами подведомственности круг дел, отнесенных к рассмотрению и разрешению арбитражных судов, то подсудность – распределяет дела, подведомственные арбитражным судам, между различными звеньями системы арбитражных судов.

Родовая подсудность – разграничивает дела между судами различного уровня. По первой инстанции рассматриваются дела только двумя судами – это арбитражные суды субъектов РФ и Высший Арбитражный Суд РФ.

Раздел 3. Субъекты арбитражного процесса. Представительство в арбитражном процессе

Студент должен:

§ иметь представление о субъектном составе участников арбитражного процесса;

§ знать положения Гражданского кодекса, определяющие правосубъектность граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, организаций, в том числе иностранных, государственных и муниципальных образований.

Субъекты АП

Понятие и состав субъектов арбитражного процесса. Арбитражный суд как участник арбитражного процесса: состав, правовое положение, отводы. Лица, участвующие в деле: стороны, третьи лица, заявители, заинтересованные лица. Понятие стороны в арбитражном процессе, ее признаки. Процессуальные права и обязанности лиц, участвующих в деле. Отличие сторон от третьих лиц в процессе, прокурора, представителей. Правопреемство в арбитражном процессе. Замена ненадлежащего ответчика.

Лица, содействующие осуществлению правосудия: понятие, состав. Особенности правового статуса прокурора в АП. Формы его участия в данном виде судопроизводства, основания для вступления в процесс. Участие в АП государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов.

При объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду, а другие - арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции, если их разделение невозможно.

Объективное соединение требований возможно при наличии общности их оснований.

В ст. 22 ГПК РФ содержится правило, позволяющее решить вопросы подведомственности связанных между собой исковых требований, когда их разъединение возможно. В этой статье Ко­декса РФ закреплен приоритет подведомственности судов общей юрисдикции.

Если возможно разделение требований, судья выносит опреде­ление о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомствен­ных арбитражному суду.

16. Понятие и виды подсудности

Подсудность - это порядок распределения подведомственных судам дел к рассмотрению определенного суда.

Различают 2 вида подсудности:
1. Родовая (предметная) - определяет компетенцию судов различных уровней судебной системы РФ: Верховного Суда РФ (ст. 27 ГПК), областных, краевых, верховных судов республик (ст. 26); федеральных районных (ст. 24) и военных судов (ст. 25), мировых судей (ст. 23).
2. Территориальная (пространственная) - устанавливает компетенцию одноуровневых судов в зависимости от территории, на которую распространяется деятельность данного суда.
Территориальная подсудность:
1. Общая (ст. 28) - определяется местом жительства ответчика - физического лица и местом нахождения ответчика - юридического лица.
2. Альтернативная (ст. 29) - предоставляет истцу право самостоятельно выбрать один из судов, в который он может обратиться в соответствии с законом.
3. Исключительная - определяет категории, которые могут быть рассмотрены только точно указанными судами (ст. 30).
4. Подсудность по связи дел - устанавливает принадлежность спора к рассмотрению в суде, в котором рассматривается связанное с этим спором дело, т. е. независимо от территориальной принадлежности (напр., встречный иск предъявляется в суд по месту рассмотрения первоначального иска).
5. Договорная - устанавливается по соглашению сторон (ст.32). При этом стороны не вправе изменять родовую и исключительную родовую подсудность.
Разрешение вопроса о подсудности осуществляется судьей единолично при принятии заявления. В соответствии с ч. 1 п. 2 ст. 135 ГПК судья возвращает исковое заявление при неподсудности дела данному суду, о чем выносится мотивированное определение с указанием суда, куда следует обратиться заявителю. На определение может быть подана частная жалоба.
Изменение подсудности - это:
1. Передача дела в другой суд - может быть произведена при наличии обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 33 (напр., ходатайство обеих сторон о рассмотрении дела по месту нахождения большинства доказательств).
2. Передача дела из одного суда в другой вышестоящим судом - может иметь место при невозможности рассмотрении дела судом, которому оно подсудно (напр., при наличии обстоятельств, не позволяющих судье повторно участвовать в рассмотрении дела).