Рост преступности в современной россии. Какие преступления чаще всего совершают россияне Факторы определяющие состояние преступности

Здесь речь пойдет не о причинах индивидуального преступного поведения или отдельных видов преступлений, а о причинах общей преступности в современной России, переживающей сложный этап своей истории, России с ее бедами и проблемами, с ее историческим грузом, от которого не просто трудно, а невозможно избавиться, с ее особым местом в системе международных отношений в эпоху глобализации. Криминогенные факторы, которые будут рассмотрены ниже, действуют не разрозненно, а в совокупности, переплетаясь друг с другом, что увеличивает их детерминирующую силу.

Среди факторов, порождающих преступность современной России, хотелось бы в первую очередь отметить следующие.

1. Низкий уровень материального обеспечения некоторых групп населения . Однако не нужно этот фактор абсолютизировать, утверждая, что все преступления, особенно корыстные, совершаются только потому, что люди бедны. На самом деле это совершенно не так. Бедны лишь отдельные слои населения, и при этом хватает зажиточных, обеспеченных, а то и очень богатых людей, которые тоже совершают преступления, в том числе корыстные. Поэтому не следует преувеличивать значение фактора материальной нужды, хотя его криминогенная значимость несомненна.

Вместе с тем весьма неблагоприятной особенностью нашей страны является огромный разрыв между богатыми и бедными, выраженный в западных странах менее отчетливо, и практически полное отсутствие так называемого среднего класса. Сохраняется недопустимая разница в экономическом и социально-культурном обеспечении отдельных регионов страны, столичные города Москва и Санкт-Петербург в этом отношении намного опережают республиканские, краевые и областные центры. Подобные диспропорции несут в себе криминогенный заряд.

Давая криминологическую оценку экономическим условиям жизни людей и экономическим отношениям, необходимо помнить, что преступность порождают не просто любые экономические отношения в аспекте их противоречия. Криминогенна в первую очередь несбалансированность хозяйственного механизма, пороки и недостатки экономической политики, а равно и характер распределительных отношений. Именно эти факторы порождают социальные конфликты, вызывающие преступность.

Разумеется, существуют люди, которые после известных преобразований в экономической и социальной жизни страны оказались за бортом и просто не могут найти себе применение. Государство и общество должны были бы помочь им, но не сделали этого. Сейчас такие люди нуждаются в особом внимании.

Было проведено исследование социально-экономических показателей неблагополучных регионов на востоке страны. Оно выявило высокий уровень безработицы в небольших городах, значительно превышающий уровень безработицы в европейской части России. По выборочным данным, уровень безработицы в восточной части страны в 19 раз выше, чем в западной. В Восточной Сибири также высок удельный вес убыточных предприятий, - по нашим данным, 60%, а, например, в московском регионе - только 30%. В той же Восточной Сибири низок показатель обеспечения жильем и высок удельный вес населения с доходами меньше прожиточного минимума. Подводя итоги анализу первого фактора -низкого материального обеспечения населения, хотелось бы еще раз обратить внимание, что речь идет только об отдельных слоях населения. Когда мы говорим о социальном явлении, следует подходить к нему дифференцированно.

Люди оказались совершенно не готовы психологически к резкому социальному расслоению общества, у них появилось чувство зависти к богатым и обеспеченным, в том числе к тем, кто добился достатка отнюдь не праведными путями. Это стимулировало совершение грабежей, разбой и бандитизм. К сожалению, государство и общество не приложили стараний, чтобы хоть немного сгладить психологические последствия резкого расслоения общества.

Кроме того, образовалась многотысячная группа мигрантов (по некоторым данным, до 3 млн человек) - беженцев из неблагополучных районов России и ближнего зарубежья. Среди них мало квалифицированных работников, многие не имеют жилья и постоянной работы, плохо адаптированы и психологически готовы к правонарушающему поведению.

2. Традиционная агрессивность , давно присутствующая в нашем обществе, отразившаяся в первую очередь на насильственной преступности, затронувшая экономические преступления. Ведь агрессия - это не только применение физической силы и оружия, но и вербальная агрессия, угроза, грубый натиск. С начала 60-х годов XIX в. в России бурно расцветал терроризм, буквально захлестнувший страну. К террору прибегали народовольцы, эсеры, большевики и их противники. Во время революции и Гражданской войны терроризм приобрел глобальные масштабы. Затем последовал беспрецедентный сталинский террор. Это был государственный терроризм, возведенный в ранг политики государства, - самый опасный вид терроризма. В контексте насилия нельзя не упомянуть две мировые войны, особенно Великую Отечественную, за которой последовало продолжение сталинского террора. Затем были Афганистан, две чеченские войны, вторая из которых все еще не закончилась, терроризм исламских экстремистов. С этим связана возросшая вооруженность населения, незаконный оборот оружия, локальные этнорелигиозные конфликты. Насилие проникло в политику, экономику и финансы, немало конфликтов в этих сферах решается с помощью убийств. Не будет преувеличением утверждение, что Россия -это страна насилия.

3. Депрессия и высокий уровень тревожности людей , о чем подробно говорилось выше. Этот уровень тревожности зафиксирован многими исследованиями, и психологическими и социологическими, результаты которых не оставляют сомнений в том, что тревожность в числе прочих факторов порождает преступность. Во многом в формировании высокого уровня тревожности повинны средства массовой информации: на страницах газет и журналов, на телевидении все время говорится об убийствах, грабежах, взрывах, наводнениях, подлости, гадости, предательствах. Люди начали воспринимать такое положение вещей как норму жизни, но не перестали всего этого бояться. Страшащийся инстинктивно все время готов к обороне, поскольку постоянно ожидает нападения. Но лучшей защитой является нападение. И эмпирические исследования показывают, что большинство людей все время защищаются от действительной или мнимой опасности. Но мнимая в глазах окружающих, она в их глазах совершенно реальна. Поэтому, защищаясь от нее, можно дойти до преступления: похищая, например, человек защищается от нищеты, утраты жизненных благ и т.д.

4. Огрубление нравов, снижение нравственности в отдельных социальных группах в связи с утратой старых идеологических ориентиров и принципов и несформированностью новых, а также дезорганизацией жизни. Имеется в виду ошибочное суждение, что исчезновение прежней коммунистической идеологии означает исчезновение нравственных норм. Это грубое заблуждение: вытеснение идеологической системы, хорошей или плохой, вовсе не говорит о том, что все дозволено. Точно так же как продолжают действовать нравственные нормы и в том случае, если человек не верит в Бога. Каждый из нас знаком с порядочными, высоконравственными людьми, которые не верят в Бога и тем не менее никогда не совершали преступлений. А ведь именем Бога, как и во имя строительства коммунизма, совершались тысячи преступлений. Вера в Бога может удержать людей от совершения преступлений, но может и способствовать совершению преступлений, оправдываемых идеей служения Богу. Наглядным примером являются действия исламских фундаменталистов. Поэтому надо подчеркнуть, что исчезновение идеологии, хорошей или плохой, вовсе не означает разрушения нравственной системы. Никто и никогда в современной России не скажет, что можно воровать, грабить, убивать. В подобных действиях всегда будет присутствовать состав преступления, хоть и могут найтись желающие найти им косвенные оправдания.

5. Исчезновение государственного патронажа . На протяжении более 70 лет миллионы людей росли в убеждении, что государство позаботится обо всем и постарается решить за них основные жизненные вопросы работы, быта и т.д. от рождения и до смерти. Государство вмешивалось во все, вплоть до межличностных отношений, в том числе и интимных, поэтому, например, существовала уголовная ответственность за гомосексуализм. Одним словом, жесткий патронаж и давление, характерные для тоталитарного режима, существовали на протяжении многих лет, и вдруг все это разом исчезло. Люди ощутили, что они предоставлены сами себе, подобно маленьким детям, которых выбросили на улицу без попечения родителей. Разумеется, такие дети не знают, что им делать. И эти родительские функции были или не восприняты какими бы то ни было организациями - государственными, общественными, церковными, или взяты, но не в должной мере. Оказалось, что многие люди не знают, как себя вести в условиях свободы, она их страшит. И люди бегут от свободы, совершая преступления, не умея иначе решить свои бытовые и трудовые проблемы, испытывая беспокойство из-за того, что ими теперь не руководят - не водят за руку по жизни.

В этом причина и межнациональных конфликтов. Если бы в России был сильный, эффективно действующий федеральный центр, не появился бы бурлящий чеченский котел и другие, к счастью, менее опасные межнациональные конфликты.

Помимо причин, существует комплекс условий, способствующих действию причин преступности. Среди них можно выделить:

  • упущения и ошибки в деятельности государственных органов, школ и других учебных заведений, ответственных за воспитание людей, особенно подрастающего поколения. Школа не только не компенсирует недостатки семейного воспитания, но и сама не обеспечивает должного формирования личности детей и подростков;
  • недостатки, а иногда и злонамеренные действия хозяйствующих субъектов (администрации и (или) владельцев предприятий, строек, шахт и т.д.), которые не проявляют необходимой экономической и финансовой инициативы, грубо нарушают права и интересы рабочих и служащих, не выплачивают им заработной платы, закрывают предприятия, не проявляя заботы об обеспечении работой потерявших заработок людей, не оказывая им социальной помощи и т.д.;
  • недостатки в деятельности правоохранительных органов, их низкая эффективность в борьбе с преступностью, непринятие должных мер по раскрытию преступлений и наказанию преступников, сокрытие преступлений от учета, а во многих случаях и сращивание с преступниками; коррупция в правоохранительных органах - один из главных пороков нашего общества;
  • широкое распространение таких непреступных антиобщественных явлений, как бродяжничество, алкоголизм, наркомания, проституция.

Руководство Министерства внутренних дел Украины и Национальной полиции считает переселенцев одним из главных факторов роста уровня преступности в стране. Правозащитники называют эту позицию манипуляцией. «МедиаПорт» выяснял, действительно ли количество переселенцев связано с количеством уголовных преступлений в Украине.

В сентябре министр внутренних дел Арсен Аваков заявил, что переселенцы — одна из причин роста уровня преступности в Украине. В октябре заместитель главы Национальной полиции Вадим Троян привёл статистику. По его информации, в регионах, где больше всего переселенцев, растёт количество уголовных правонарушений.

«Напрямую связана с войной также новая для Украины проблема, прямо влияющая на уровень преступности: беспрецедентный рост количества вынужденных переселенцев. Все ли они законопослушны? Очевидно, что нет — особенно когда перед большинством из них кардинально встает вопрос решения элементарных бытовых нужд (поиск жилья, работы, учебных заведений для детей), что, в свою очередь, требует значительных финансовых затрат», — писал Троян в статье для «Зеркала недели».

Он не привёл детальной информации обо всех областях, только о самых показательных. По данным Трояна, в Киеве уровень краж вырос на 50%, в Николаевской области — на 60%, в Одесской — на 61%, в Харьковской — на 62%.

Утверждение о главенствующей роли временно перемещённых лиц в росте уровня преступности поставили под сомнение правозащитники и волонтёры, которые помогают переселенцам. По их мнению, основной причиной роста уровня преступности в стране «является социально-экономический кризис, который обостряется, в том числе, в результате вооружённого конфликта на востоке Украины» (и Аваков, и Троян главной причиной также называли войну и финансовый кризис, — ред.).

«Не являются и не могут быть причиной этому ни внутренне перемещённые лица, ни беженцы. Жаль, что в довольно сложной ситуации ежедневного повышения уровня преступности министр внутренних дел вместо организации работы вверенного ему ведомства, занимается тем, что публично сеет язык вражды. А это, в свою очередь, ещё больше провоцирует ненависть и соответственно незаконные действия в отношении вынужденных переселенцев, которые, как должен знать господин министр, выехали из Луганской и Донецкой областей из-за войны и угрозы их жизни», — отметили представители общественных организаций.

«МедиаПорт» направил в Министерство внутренних дел Украины информационный запрос с просьбой предоставить статистику уголовных преступлений за 2013-2015 годы (довоенный и «допереселенческий» год — для сравнения, и два года уже во время войны на Донбассе, чтобы понять тенденцию. — ред.). Ответ в итоге пришёл из Генеральной прокуратуры — ни МВД, ни Нацполиция такую статистику не ведут.

«Действующий порядок формирования отчётности не даёт возможности выделить информацию об уголовных правонарушениях по субъектам их совершения, в частности внутренне перемещёнными лицами из Донецкой и Луганской областей и АР Крым, а также жителями Донецкой, Луганской областей и АР Крым, которые не имеют статуса внутренне перемещённых лиц», — сказано в ответе Генпрокуратуры.

Определить, есть ли тенденция к росту уровня преступности в регионах, где сосредоточено большое количество переселенцев, можно только по общему количеству учтённых преступлений.

По данным Минсоцполитики на февраль 2016 года, больше всего переселенцев находилось в подконтрольных правительству районах Донецкой и Луганской областей (676 и 251 тысяча соответственно), затем — Харьковская область (212 тысяч), Киев (127 тысяч), Запорожская (118 тысячи), Днепропетровская (76 тысяч) и Одесская области (35 тысяч). В Николаевской области, упомянутой Трояном, всего 8,6 тысячи переселенцев.

Теперь посмотрим, какой уровень преступности зафиксирован в этих регионах в 2013-2015 годах (для сравнения добавим к графику Волынскую область, где количество переселенцев одно из наименьших по Украине, — 4 тысячи).

Данные, предоставленные Генпрокуратурой, показывают, что тенденция к росту уровня преступности наблюдается почти во всех областях Украины, независимо от количества временно перемещённых лиц.

Сумская область стала единственной, где в 2015 году (в сравнении с 2014-м) снизилось количество уголовных преступлений (на 208 меньше). К слову, по статистике Минсоцполитики на февраль этого года, в Сумской области пребывало 15 283 ВПЛ (это девятое место по количеству переселенцев в стране).

Полных данных о криминогенной ситуации в 2016 году пока нет, но вряд ли за год произошли кардинальные изменения.

По мнению волонтёров и правозащитников, некорректные выступления относительно связи роста преступлений с количеством переселенцев, тем более со стороны представителей власти, способствуют разобщению украинского общества и поддерживают напряжение между внутренне перемещёнными лицами и принимающими громадами. Это подтверждают и сами ВПЛ. Корреспондентам «МедиаПорта» нередко доводилось слышать истории ВПЛ, которым из-за донецкой или луганской прописки отказывали в съёмном жилье. «Это первое, что спрашивают хозяева: есть ли животные, маленькие дети и переселенцы», — рассказывает жительница харьковского модульного городка Алла Натарова.

Несколько дней назад глава МВД Арсен Аваков сформулировал свою мысль по-другому и назвал переселенцев «жертвами значительного количества преступлений».

«Не нужно подменять это тем, что переселенцы провоцируют преступность, — преступность провоцирует ситуация, в которой они оказались. Они оказались без дома, без средств к существованию и стали легкими жертвами для уголовного элемента», — на этот раз сказал министр.

В криминологии принято выделять количественные и качественные показатели преступности. Каждый из них играет свою особую роль в оценке преступности, но, взятый в отдельности, не может дать объективного представления о ней. Только во взаимосвязи друг с другом показатели преступности могут выполнять свое криминологическое назначение с точки зрения углубления познания ее существенных сторон.

Анализ преступности обычно начинается с оценки такого ее показателя, как объем (состояние), который определяется общим количеством совершенных преступлений, а также числом лиц, их совершивших, на определенной территории за конкретный период времени. При этом следует иметь в виду, что число преступлений не всегда одинаково с числом лиц, их совершивших, т. к. одно преступление может быть совершено группой лиц, а одно лицо зачастую совершает несколько преступлений.

Оценка распространенности преступности предполагает не только выяснение абсолютного числа преступлений и преступников, но и сопоставление имеющихся данных с показателями численности населения. Это достигается путем определения интенсивности преступности. 6

Интенсивность преступности – это ее характеристика, измеряемая количеством совершенных преступлений и их участников в расчете на определенную численность населения, например на 10 или на 100 тыс. жителей. Таким образом, измеряется общий уровень преступности и уровень криминальной активности населения. В целях определения интенсивности преступности производится расчет соответствующих коэффициентов для каждого из указанных ее уровней по следующим формулам:

Коэффициент преступности (к):

где n – количество совершенных (зарегистрированных) преступлений на определенной территории за определенный период;

N – численность населения, достигшего возраста наступления уголовной ответственности, проживающего на территории, для которой рассчитывается коэффициент;

10 – единая расчетная база.

Коэффициент преступной активности (I):

где m – число лиц, совершивших преступления за определенный период на определенной территории;

N – численность активного населения (14-60 лет), проживающего на территории, для которой рассчитывается индекс;

10 – единая расчетная база.

При этом следует иметь в виду, что учет всего количества населения нельзя считать вполне корректным, т. к. в этом случае общий показатель уровня преступности нивелируется за счет лиц, не достигших возраста уголовной ответственности (14 лет), а также лиц в возрасте 60 лет и старше, которые, как известно, не обладают особой криминальной активностью. Эти категории лиц целесообразно исключать из расчетных данных интенсивности преступности.

Важное значение имеет и такой показатель преступности, как ее динамика, т. е. изменение во времени. Динамика преступности определяется путем расчета таких ее характеристик, как абсолютный рост (снижение), темпы ее роста и прироста, производимого по следующим формулам:

Абсолютный рост (снижение) преступности (А):

где U – показатель объема (уровня) преступности;

U1 – предшествующее значение того же показателя.

Темп роста (снижения) преступности (Тр):

Темп прироста преступности (Тпр):

Темпы роста преступности рассчитываются на основе использования базисных показателей динамики, когда данные ряда лет сопоставляются с постоянным базисом – уровнем преступности в начальном для анализа периоде. Это позволяет в большей мере обеспечить сопоставимость относительных показателей – %, которые показывают, как соотносится преступность последующих периодов с предыдущим. При этом за 100% принимаются данные исходного года, а все последующие годы отражают только процент прироста. Оперирование относительными данными снимает вопрос об обусловленности снижения или роста преступности увеличением или снижением численности жителей, достигших возраста уголовной ответственности.

Темп прироста преступности выражается в процентах и показывает, насколько увеличился или уменьшился последующий уровень преступности по сравнению с предыдущим периодом. При увеличении процент, отражающий темп прироста, обозначается знаком «+», при снижении – знаком «–».

На динамику преступности как социально-правового явления влияют две группы факторов:

· социальные, определяющие сущность преступности, ее общественную опасность (причины и условия преступлений, уровень народонаселения, его миграция и т. п.);

· юридические – изменения уголовного законодательства, раскрываемость преступлений, обеспечение неотвратимости ответственности и т. п.

К показателям преступности также относятся ее структура, характер, территориальное распределение.

Структура определяется соотношением (удельным весом) в преступности ее видов, групп преступлений, классифицируемых по уголовно-правовым либо криминологическим основаниям.

Такими основаниями могут быть: социальная и мотивационная направленность; социально-территориальная распространенность; социально-групповой состав; степень и характер общественной опасности; устойчивость преступности; степень организованности и другие признаки, определяемые с учетом ее внешних и внутренних характеристик.

Анализируя структуру преступности, необходимо определить в процентах соотношение преступлений особо тяжких, тяжких, средней и небольшой тяжести; умышленных и неосторожных, а также удельный вес рецидивной, профессиональной, групповой преступности; долю преступности несовершеннолетних и т. п.

В криминологическом плане большое значение имеет характер мотивации личности преступника. Обычно выделяют насильственные, корыстные и корыстно-насильственные преступления. Сравнение мотивационной характеристики преступности в разные периоды и в разных административно-территориальных единицах позволяет, например, понять, какого рода искажения нравственного и правового сознания, потребностей и интересов лежат в основе наиболее распространенных видов преступности, и в соответствии с этим наиболее точно определить главные ориентиры предупредительной работы.

Анализ структуры преступности будет тем глубже, чем точнее избраны его основания. Так, если всю преступность несовершеннолетних принять за 100%, а затем установить ее удельный вес с учетом территориальной распространенности, то можно выявить конкретные регионы, в наибольшей степени пораженные этим видом преступлений. Поступая таким же образом, но, принимая за 100% преступность несовершеннолетних на определенной территории, можно выяснить, какие возрастные и социальные группы обладают наибольшей криминогенностью и совершают преобладающее количество преступлений.

Для определения удельного веса отдельного типа, рода, вида или разновидности преступности (С) используется следующая формула:

где u – показатель объема отдельного типа, рода, вида или разновидности преступности;

U – показатель объема всей преступности на той же территории за тот же период времени.

Характер преступности – доля наиболее опасных преступлений в ее структуре. Этот показатель отражает также характеристику лиц, совершающих преступления. Таким образом, характер преступности определяет степень ее общественной опасности, исходя из совокупности в общем объеме преступности особо тяжких и тяжких преступлений, а также лиц, их совершивших. Удельный вес тяжкой преступности (D) рассчитывается по формуле:

где u – показатель объема тяжкой преступности;

U – показатель объема всей преступности.

Особое значение имеет такой показатель преступности, как ее территориальное распределение по различным регионам страны («география» преступности).

Территориальные различия в объеме, интенсивности, структуре, динамике, характере преступности тесно связаны с уровнем социально-экономического развития отдельных регионов страны, с национальными традициями, обычаями, уровнем культурно-воспитательной работы, организацией быта и досуга населения, качеством правоохранительной деятельности, с другими факторами. Эти различия учитываются при определении задач общества по противодействию преступности, наиболее важных направлений предупредительной работы.

Показатель территориального распределения преступности (R) рассчитывается по формуле:

где u – показатель объема преступности на одной из административно обособленных территорий, входящих в состав государства;

U – показатель объема преступности на территории, в состав которой входит конкретная административно обособленная территория.

Своеобразная «цена» преступности отражается в таком ее дополнительном качественно-количественном показателе, как социальные последствия. К ним относятся реальный вред, причиняемый преступностью общественным отношениям, выражающийся в совокупности негативных для социальных ценностей последствий в результате совершения преступлений, а также в экономических и иных издержках общества, связанных с борьбой с преступностью.

Последствия преступности могут проявиться в самых разных сферах жизнедеятельности общества: социально-экономической, политической, духовной, нравственной, трудовой, семейной и т. п. Естественно, что не всякий ущерб, наносимый преступностью, может быть исчислен или выражен в денежном эквиваленте. Но все последствия преступности наносят ущерб обществу, отрицательно сказываются на общественных отношениях. Социальные последствия преступности могут быть прямыми, непосредственно связанными с преступлениями, и косвенными, связь которых с преступлениями опосредована через расходы на борьбу с преступностью либо нанесение нравственного ущерба потерпевшим.

Имущественный (материальный) ущерб исчисляется в денежном выражении; ущерб от насильственных посягательств – количеством случаев смерти, инвалидности; числом рабочих дней, потерянных в связи с утратой трудоспособности потерпевших; размерами расходов на лечение и выплату денег по листкам нетрудоспособности и т. п.

Всестороннее и глубокое изучение преступности не может осуществляться без учета ее последствий. Особенно это важно при разработке мер предупреждения преступлений, ограничения, минимизации вреда от их совершения.

4. Изучение показателей преступности в практической деятельности правоохранительных органов. В РФ подсчёт и анализ показателей преступности ведётся на государственном уровне. Например: В соответствии с приказом от 29.12.2005 г. «О едином учёте преступлений» правоохранительными органами РФ производятся регистрация и учёт преступлений, а также формирование статистических показателей о состоянии преступности. Подразделения МВД и УВД субъектов РФ обязаны производить сбор и обработку учетных документов, формирование на их основе статистической информации о состоянии преступности, а также осуществлять контроль за ее достоверностью и своевременностью представления в Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации. Последний предоставляет государственную статистическую отчетность о преступности в Генеральную прокуратуру, Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральную службу безопасности, Федеральную службу по контролю за оборотом наркотиков, Федеральную службу исполнения наказаний, Федеральную службу судебных приставов, Федеральную таможенную службу, Судебный департамент при Верховном Суде в целом по РФ, а также по субъектам РФ. «Инструкция по ведению судебной статистики» (утверждена приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 02.06.2004 № 82) регламентирует реализацию функции ведения судебной статистики в РФ, в частности формирование отчётности о судимости.

6. Заключение Таким образом, сбор информации о состоянии преступности, формирование на её основе статистических сведений и расчёт показателей преступности позволяют: населению и государственным органам судить о деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; осуществлять эффективное планирование действий государственных органов по обеспечению борьбы с преступностью (например, планировать финансирование правоохранительных органов, выявлять необходимость принятия соответствующих правовых актов и целевых программ); производить научные исследования преступности (например, изучать её зависимость от социальных, экономических и культурных факторов). В настоящий момент, в РФ создана система сбора и анализа сведений о состоянии преступности. Однако, необходимо обратить внимание на то, чтобы правоохранительные органы ориентировались на борьбу с преступностью как таковой, а не на улучшение показателей преступности.

Список лиётературы

Долгова А.И., Тюрин С.И. Методика анализа преступности. М., 1986 Конев А.А. Преступность и проблемы измерения ее реального состояния. М., 1995. Кудрявцев В.Н. Преступность и нравы переходного общества. М., 2002 Лунеев В.В. Преступность XX в. М., 1997. Лист Ф. Задачи уголовной политики. Преступление как социально-патологическое явление. М., 2004 Новиченко А.С. Методические основы познания преступности: учеб. пособие. М.1991. Побегайло Э.Ф. Тенденции современной преступности и совершенствование уголовно-правовой борьбы с ней. М., 1998. Бабаев М.М. Социальные последствия преступности. М., 1982. Вицин С.Е. Системный подход и преступность. М., 1980. Грибакина Э.Н. Социологический подход в изучении преступления // Российский юридический журнал. 1995. № 4.

Грибакина Э.Н. Социологический подход в изучении преступления // Российский юридический журнал. 1995. № 4.

Долгова А.И., Тюрин С.И. Методика анализа преступности. М., 1986.

Иншаков, С. М., Симоненко, А. В. Криминология [Электронный ресурс]: учебное пособие / С. М. Иншаков, А. В. Симоненко. – М. : Юнити-Дана, 2012.

1 Долгова А.И., Тюрин С.И. Методика анализа преступности. М., 1986 стр.27

2 Долгова А.И., Тюрин С.И. Методика анализа преступности. М., 1986 стр.30

3 Борзенков, Л. В. Иногамова-Хегай. – М. : Проспект, 2011. – 527 с.

4 Вицин С.Е. Системный подход и преступность. М., 1980.

5 Лунеев В.В. Преступность XX в. М., 1997 ст.95

6 Конев А.А. Преступность и проблемы измерения ее реального состояния. М., 1995. Ст.56

И лиц, их совершивших, на определенной территории за определенное время;

2) коэффициент, или уровень, преступности – общее число учтенных преступлений за определенное время и на определенной территории.

К = (П / Н) ЧБ,

где К – уровень преступности; П – количество преступлений; Н – численность населения, достигшего возраста наступления уголовной ответственности , проживающего на территории, для которого рассчитывается коэффициент; Б – коэффициент (обычно 100,000);

3) структура преступности – раскрывается через ее внутреннее содержание – соотношение в общем массиве преступлений и преступников, различных их видов и категорий, выделенных по тем или иным правовым, криминологическим основаниям.

С этой точки зрения преступления делятся на: умышленные и неосторожные; тяжкие, менее тяжкие и т. д.; с мотивацией и без; городскую и сельскую преступность; в промышленности, торговле и т. д.; по объекту; по субъекту; по возрасту; по числу участников и т. д. Структуризация может иметь многоуровневый характер (например, сельская мужская преступность).

4) динамика преступности – изменения преступности (состояния, уровня, структуры и т. д.) во времени. Определение динамики преступности преследует следующие цели:

1) установить присущие преступности закономерности;

2) наиболее точно спрогнозировать состояние преступности на будущее.

На динамику влияют социальные факторы (революции, перевороты и т. д.), правовые факторы (введение нового УК РФ и т. д.), организационно-правовые изменения (количество милиционеров, судов , судебная практика). Ни один из вышеперечисленных факторов не является самодостаточным, все они изучаются в совокупности.

Дополнительными показателями преступности являются:

1) объем преступности – абсолютное количество преступлений, совершенных на определенной территории за определенный период;

2) характер преступности – определяется тем, какова доля наиболее опасных преступлений в структуре преступности или какова характеристика личности тех, кто совершает преступления. Он также указывает на общественную опасность преступности. Прямым показателем общественной опасности является тяжесть среднестатистического преступления, а косвенным – индекс судимости .

D = di / p,

где D-тяжесть среднестатистического преступления; d – сумма всех значений размера наказания , назначенного отдельному осужденному; p– общее число осужденных к уголовным наказаниям за год;

Ip = p * 105 / N;

где Ip – индекс судимости;

p– число лиц, осужденных по приговорам , вступившим в законную силу, к условным наказаниям за определенный период и на определенной территории;

N – численность населения в возрасте 14 лет, проживающего на данной территории;

3) география преступности – различие характеристик преступности, обусловленное социальными и экономическими условиями различных регионов;

4) хронометраж преступности – у некоторых преступлений рост происходит в определенные сезоны, время суток.

Прогноз преступности в мире, отдельных регионах и странах в начале третьего тысячелетия неблагоприятен. Это не означает, что всюду следует ожидать высоких темпов прироста преступности или выравнивания ее интенсивности. Различия преступности по регионам и странам в характере, уровне, структуре, динамике и даже темпах прироста, скорее всего, сохранятся, поскольку их причины являются традиционными и глубинными. Наряду с этим будут и ситуационные различия. Общая результирующая преступности в мире продолжит ползти вверх. Средний прирост ее может находиться в пределах 3–5% и более в год . Планетарный экономический и финансовый кризис 2008–2009 гг. внесет свою лепту в рост преступности.

Такой пессимистический вариант прогноза основан на экстраполяции имеющихся тенденций, экспертных оценках возможной криминологической обстановки в мире, моделировании причинной базы преступности будущего и широком системном анализе всей совокупности криминологически значимых сведений прошлого, настоящего и возможного будущего. Частные отклонения могут не приниматься в расчет, так как они не изменяют общих глобальных тенденций. Однако общество, как уже говорилось, система открытая, и его будущее является не только продолжением прошлого и настоящего.

Мировой криминологический анализ показывает, что преступность в мире за последние 30–40 лет увеличилась в среднем в 3–4 раза, на территории бывшего СССР – в 6–8 раз, в США – в 7–8 раз, в Великобритании и Швеции – в 6–7 раз, во Франции – в 5–6 раз, в Германии – в 3–4 раза, в Японии – в 1,5–2 раза и т.д. По данным Четвертого Обзора ООН, за 1985–1990 гг. преступность в мире росла в среднем на 5% в год. Анализ последующих обзоров свидетельствует о том, что ситуация не изменилась.

Аналогичные результаты были получены и при анализе различных видов преступного поведения. Наиболее интенсивно растет корыстная преступность – кражи, грабежи, мошенничество, злоупотребления, присвоения, коррупция, взяточничество и т.д. Темпы роста насильственных преступлений несколько ниже корыстных, но и они заметно увеличились. Увеличилась и их тяжесть. За эти годы широкое распространение получила организованная преступность, как в отдельных странах, так и в мире в целом, а также незаконный оборот оружия, радиоактивных и химических веществ, наркотизм. Усилился терроризм, в том числе и транснациональный, хотя в России было отмечено существенное снижение уровня терроризма. Нет данных о снижении преступности среди политических и правящих элит. Росла преступность военнослужащих, несовершеннолетних, женщин, увеличивалось число повторных и рецидивных деяний.

В основе пессимистических выводов лежит ожидаемый усредненный 6–8-тысячный коэффициент преступности. Реально ли его достижение в текущем столетии? Обратимся к данным сегодняшнего дня. Число учтенных преступлений на 100 тыс. населения в 1990-е годы составило в США (с учетом всех преступлений, а не только индексных) около 15 тыс., в Швеции – 14 тыс., в Дании –10,5 тыс., в Германии – 8,3 тыс., во Франции – 6,7 тыс., в Австрии – 6,3 тыс. Особо криминогенны крупные мегаполисы, где уровень преступности вдвое-втрое выше. Таким образом, достижение прогнозируемого уровня по миру в целом в ближайшем будущем вполне реально. Общий среднегодовой прирост населения Земли в настоящее время составляет 1–1,5%, а прирост темпов роста преступности – около 5% в год. С учетом латентных преступлений разрыв между темпами прироста населения и преступности может быть большим.

Экстраполяция динамических рядов уровня латентности преступности, числа выявляемых преступников, раскрываемости преступлений, судимости и других показателей социально-правового контроля также не позволяет сделать оптимистичный прогноз. Уровень латентности увеличивается (или по крайней мере не уменьшается). На фоне роста преступности число осужденных снижается. Растет абсолютное число лиц, совершивших преступления и по различным причинам не понесших наказания. Контроль над преступностью в прогнозируемый период, скорее всего, сохранится на нынешнем уровне со слабой тенденцией к улучшению. Более того, дальнейшее отставание социально-правового контроля от растущей преступности может стать дополнительным криминогенным фактором, детерминирующим ее более интенсивный рост.

Наряду с интенсификацией преступности будут усиливаться давно сформировавшиеся тенденции ее структурно-качественных изменений в направлении большей интеллектуализации, организованности, изощренности, вооруженности, технической оснащенности, коррумпированности.

С ростом преступности и ее общественной опасности сильно коррелирует динамика административных и иных правонарушений, аморальных явлений, пьянства, наркомании, токсикомании, самоубийств, проституции, бродяжничества, нищенства, распада семей, беспризорности, иных социальных отклонений, а также психических расстройств и других фоновых явлений. Есть объективные основания предполагать, что в ближайшие годы причинная база преступности расширится.

Таким образом, к каким бы сторонам и аспектам самой преступности, ее фоновых явлений, социально-экономических и политико-правовых и даже военных (Ближний Восток, Ирак, Афганистан и т.д.) детерминантов мы ни обратимся, трудно найти убедительные доказательства, противоречащие основному прогностическому выводу о продолжающимся интенсивном росте преступности на рубеже тысячелетий и о выходе проблемы преступности на одно из первых мест в ряду мировых и национальных угроз.

При всех особенностях исторического развития России (СССР) в XX в. преступность в ней развивается по давним мировым законам, хотя прослеживается и национальная специфика. Во всяком случае, прогностические предположения о развитии преступности в мире в 2000-е годы полностью распространяются и на возможные тенденции отечественной преступности. Отличия могут быть лишь в количественных значениях. Регистрируемая преступность в России в связи со значительным уровнем латентности в ближайшее пятилетие не достигнет 6–8-тысячного уровня преступлений в расчете на 100 тыс. населения, хотя это бы было объективно. Реальная преступность (учтенная + латентная) уже подошла вплотную к этому уровню, а по абсолютным показателям – к 12–15 млн преступлений в год (при регистрации в 2005 г. более 3,5 млн деяний).

Преступность в России характеризуется выраженной корыстной направленностью. Это касается даже бытового насилия. Идет процесс относительного вытеснения из сферы корыстной преступности примитивного уголовного типа интеллектуальным и предприимчивым преступником, использующим новые, более изощренные способы и формы преступной деятельности и отвергающим любую мораль. Продолжается усиление криминальной направленности в коммерческой деятельности. Корысть поразила все области деятельности человека – спорт, кино, науку, медицину, искусство. Этому способствуют прогрессирующая мораль корыстолюбия, привыкание населения, беспомощность правоохранительных органов, загруженность и бюрократизация судов, отсутствие эффективной службы судебных исполнителей. Есть основания полагать, что реализация серьезных решений об усилении борьбы с коррупцией и принятие новых законов о противодействии коррупции скажется на росте числа выявленных коррупционных деяний в региональных и частично в федеральных органах власти, хотя каких-либо существенных изменений в сторону ужесточения и расширения этой борьбы не наблюдается.

Общеуголовная корыстная преступность (кражи, грабежи, разбои) стимулируется снижением у населения требовательности к источникам приобретения товаров и расширением круга потенциальных покупателей краденого. С корыстной мотивацией сочетается агрессивно-разрушительное противоправное поведение, сопровождающееся насилием и уничтожением материальных ценностей.

Растет насилие как предумышленное (как правило , корыстное), так и примитивно мотивированное. Насилие приобретает все более "результативный" характер (уменьшается доля покушений при том, что последствия становятся более тяжкими).

Оно коррелирует с интенсивным ростом хищений, утраты оружия и боеприпасов, нелегальным распространением их в стране и все более широким применением в преступной деятельности. "Кадровая" база корыстной, корыстно-насильственной и насильственной преступности постоянно расширяется за счет увеличения маргинального слоя безработных и бездомных, особенно среди мигрантов, беженцев, молодежи и подростков. Нас не должно успокаивать учетное сокращение преступности во время кризиса – оно никакими сущностными процессами не обусловлено.

В результате беспрецедентного расслоения общества, растущей безработицы и сокращения армии на социальное "дно" попадает значительное число квалифицированных специалистов. Это усиливает процесс "интеллектуализации" и профессионализации преступности. В частности, качественные изменения связаны с появлением в криминальной среде хозяйственных руководителей, офицеров, специалистов по технологиям, анализу информации и т.д.

Уровень отдельных видов учтенных преступлений в прогнозируемый период будет расти. Но этот рост не будет равномерным и сопряженным. Более интенсивно будут расти тяжкие преступления, чем иные; корыстные, чем насильственные; организованные и групповые, чем одиночные и т.д. Предполагаемые структурные сдвиги связаны не только с неравномерным ростом различных групп преступлений, но и с неравноценным учетом их, большая полнота которого, исходя из ограниченных возможностей правоохранительных органов, будет "дрейфовать" в сторону тяжких (которые нельзя скрыть) и очевидных (которые не требуют расследования) деяний. Это приведет к дальнейшим структурным перекосам в учтенной преступности, к увеличению латентной экономической и другой интеллектуальной преступности.

Темпы прироста реальной корыстной преступности останутся в прогнозируемый период наиболее высокими (до 10–15% и более в год). Одновременно будет снижаться их раскрываемость и расти латентность. Но и в этом случае учтенная корыстная преступность будет увеличиваться интенсивнее других видов. Ее доля в структуре регистрируемой преступности приблизится к 90%. В прогнозируемый период получат распространение новые способы совершения преступлений с использованием современных достижений науки и техники: фиктивные хозяйственные операции, создание лжепредприятий, махинации с ценными бумагами, незаконная эмиссия ценных бумаг, хищения путем внедрения в телекоммуникационные и компьютерные сети банков, промышленный шпионаж, посягательства на интеллектуальную собственность, нарушения патентных прав, нецелевое использование кредитов, налоговые преступления и др.

Насильственная преступность – особенно терроризм, умышленные убийства, тяжкие телесные повреждения и насильственно-корыстные деяния (бандитизм, разбой, грабеж, вымогательство) – может увеличиваться в среднем до 3–5% в год. Такой рост обусловлен миграционными процессами из Украины, Молдавии и других стран ближнего зарубежья в связи с более негативными последствиями кризиса в этих странах. Официальная раскрываемость их может стабилизироваться и будет выше раскрываемости корыстных и особенно экономических преступлений.

Дальнейший рост организованной преступности будет зависеть от способности правоохранительных органов развернуть декларируемую борьбу против ее высшей формы – мафиозной преступности, связанной с использованием государственных, общественных и политических институтов. Хотя этого трудно ожидать после расформирования Главного управления по борьбе с организованной преступностью в связи с надуманной борьбой с экстремизмом.

Организованная преступность будет все больше "сдвигаться" к поставкам незаконных ("иррациональных") товаров и услуг (оружие, алкоголь, наркотики, секс-бизнес и др.), продолжая заниматься контрабандой высокодоходных товаров, металлов, энергоресурсов, сырья и т.д., что будет сопровождаться нецелевым расходованием огромных денежных средств, выделяемых на национальные проекты. Существующая система финансового контроля пока не способна качественно отслеживать значительный объем денежных средств, которые государство выделяет на важнейшие национальные проекты.

Российская организованная преступность разных оттенков продолжит свое стремление к транснациональной криминальной деятельности, к расширению своих контактов с международными преступными организациями. Иностранные и отечественные организованные преступники имеют общие интересы: заполнить огромный рынок России "иррациональными" товарами и услугами, использовать ее "неисчерпаемые" ресурсы в дальнейшей контрабандной деятельности и извлечь максимальную пользу из правовых "дыр" России при отмывании денег, приватизации (скупке) за бесценок государственных предприятий и приобретении недвижимости.

Наибольшую тревогу вызывает роет преступности маргинальных слоев населения, главным образом в среде молодежи. Сюда же можно отнести беженцев и незаконных мигрантов из других стран. Более высокими темпами, чем раньше, будет проходить включение малолетних (не достигших 14 лет) в совершение противоправных действий. Может встать вопрос о снижении возраста правонарушителей при привлечении к уголовной ответственности.

Особое влияние на рост преступности оказывает глобализация мира, которая затрагивает жизнь каждого человека. Глобальные процессы несут в себе для большинства стран и народов не только позитивные изменения, но и многочисленные негативные последствия (геополитические, военные, экономические, демографические, социальные, психологические и криминологические). Россия, встраиваясь в глобализационные процессы, должна заблаговременно готовиться к противодействию негативным и криминогенным факторам глобализации.

Необходимо спрогнозировать, как будут развиваться криминализация человеческих отношений и борьба с преступностью в условиях прогрессирующей глобализации, а также как будет протекать процесс глобализации в условиях интенсивно растущей преступности при различных уровнях и формах ее уголовно-правового контроля. Таким образом можно заблаговременно выработать эффективные меры по минимизации преступности в глобализирующемся мире и по оптимизации уголовно-правового воздействия на различные формы совершаемых преступлений.

В настоящее время можно говорить о существенном и специфическом вкладе кризисной глобализации по меньшей мере в восемь криминологически значимых аспектов:

  • 1) высокий уровень и своеобразную структуру преступности в мире и его отдельных странах;
  • 2) совокупность причин и условий преступности и ее различных видов;
  • 3) особенности личности преступников;
  • 4) возникновение новых форм и видов общественно опасной деятельности;
  • 5) расширение специфической сферы преступного в уголовном законодательстве;
  • 6) транснационализацию преступности (особенно организованной и террористической);
  • 7) вынужденное расширение международного сотрудничества в борьбе с транснациональной преступностью;
  • 8) содержание и организацию предупреждения и пресечения преступности.

Задача состоит в выявлении тех особенностей глобализации, которые способствуют совершению преступлений, в целях их своевременного прогнозирования и возможной минимизации, а также в изучении ее позитивных сторон, которые могут способствовать пресечению или предупреждению криминальных отклонений. В структуре криминогенных особенностей значимое место занимают: проблема занятости населения, проблема рынков финансовых спекуляций, проблема утраты суверенитета национальными государствами, другие криминологически значимые процессы.

Надо отметить, что криминологические проблемы глобализации практически не исследуются. Преступность в мире (кроме ядерного терроризма и некоторых других опасных видов угроз власть имущим) давно воспринимается в правящих кругах как неизбежная данность. Криминогенные и иные криминологически значимые последствия глобализации требуют адекватной уголовной политики и уголовно-правового контроля как новых, так и традиционных форм общественно опасного поведения . Человеческое сообщество в конце XX и начале XXI в. оказалось в криминальном капкане, освободиться из которого без критического пересмотра устоявшихся стратегий, видимо, не удастся.

Тоталитаризм различных мастей (коммунистический, фашистский, националистический, религиозно-фундаменталистский и т.д.) чрезвычайной жестокостью и насилием может снизить традиционную уголовную преступность, но он криминален по своей внутренней природе и методам управления обществом. Либеральная демократия, являющаяся магистральным направлением политического и гуманистического развития человеческого общества в текущем столетии, отвергает дискреционные злоупотребления (преступления) властей против своего народа и нарушения его неотъемлемых прав, но плохо справляется с интенсивно растущей преступностью. Более того, мировой финансовый и экономический кризис 2008–2009 гг. поставил под сомнение многие постулаты капиталистической либерализации. Все это, естественно, отражается на характере, уровне и тенденциях преступности. Демократическая власть в борьбе с преступностью действует в рамках принятых законов, что, однако, не исключает коррупции и других должностных злоупотреблений, хотя они менее опасны, чем репрессии тоталитарного режима. Особенно беспомощен в борьбе с преступностью на современном этапе российский либерализм, отвергающий эффективный социально-правовой контроль.

Выход из сложившейся ситуации – в расширении и углублении социально-правового контроля над противоправным поведением, а также криминологического и уголовно-правового контроля. Преступность зависит от способности народа к самоконтролю, от того, насколько он осознал диалектику свободы и необходимости. Речь идет не о тотальном дискреционном контроле, а о социально-правовом контроле, основанном на законах. Разновидностями такого контроля являются: экономический, финансовый, бюджетный, валютный, налоговый, таможенный, пограничный, экологический, санитарный и др. В этом плане опережающая борьба с преступностью отходит от уголовно-правовых отраслей права к цивильным: гражданскому, финансовому, бюджетному, валютному, налоговому, коммерческому, банковскому и т.д.

Ближайшее будущее человечества – свободное демократическое общество, но с надежным дифференцированным и жестким социально-правовым контролем за реальными и возможными криминальными процессами. Именно за процессами, а не за людьми. Только таким образом можно будет удерживать преступность и другие девиации на социально терпимом уровне. Многовековая история человечества показывает, что оно всегда находило в себе и силы, и средства для принятия судьбоносных решений. Выход будет найден и в этот раз.

Как на самом деле будет организована в ближайшие годы борьба с преступностью в условиях глобализации, мало кто знает. Очевидно лишь то, что основные рычаги власти окажутся в руках транснациональных компаний. Вряд ли они будут заинтересованы в борьбе с преступностью, если это не повлияет на их прибыль. Тем не менее очевидно, что без повышения социальной ответственности бизнеса решить криминологические проблемы будет трудно. Поскольку основной бюджет сосредоточится в руках транснациональных компаний, возможности национальных правительств по борьбе с преступностью будут крайне ограничены. В связи с этим процесс усиления государства в экономике, который мы наблюдали во время мирового экономического кризиса, скорее всего, продолжится и в последующие годы.

  • Лунеев В. В. Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции. М., 1987. С. 455–482.
  • Подробное изложение криминологических проблем, связанных с глобализацией мира см .: Лунеев В. В. Эпоха глобализации и преступность. М., 2007.