Порядок составления протокола об административном правонарушении. Каковы сроки рассмотрения административного протокола

Протокол

На законодательном уровнеупоминается статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ, которая раскрывает основную суть и единые правила составления указанного документа.Протокол об административном правонарушениитребует выяснения и внесения в него следующих сведений.

  • День, месяц, год и населенный пункт составления.
  • Название должности, фамилия, инициалы уполномоченного служащего, составившего документ.
  • Данные о человеке или организации, которые являются нарушителями закона (фамилия, инициалы, данные паспорта, адрес проживания и прописки человека; юридический адрес, данные на директора в отношении организации).
  • Информация о потерпевших и свидетелях по делу, если таковые есть (фамилии, инициалы, паспортные данные, адреса проживания).
  • Данные о совершенном правонарушении (дата, место совершения, суть произошедшего).
  • Ссылка на статью закона, который был нарушен.
  • Пояснения человека или представителя организации по делу.
  • Иные сведения, призванные помочь всесторонне рассмотреть дело.

Написание протокола об административных правонарушениях предполагает дачу разъяснений физическому лицу или представителю организации о правах и обязанностях нарушителя, установленных административным законодательством. О полученных разъяснениях делается запись в составляемом документе.

Лица, в отношении которых составляется протокол (гражданин или доверенное лицо организации), должны быть с ним ознакомлены. При желании эти люди могут оставить запись о своем несогласии с протоколом или разъяснения по сути текста, которые приобщаются к протоколу. Заверяется указанный документ путем проставления подписей уполномоченным работником, составившим протокол, и нарушителем (гражданином или доверенным сотрудником организации), в отношении которого протокол составлен. Если нарушители отказываются протокол подписывать, об этом отдельно записывается в документе.

2-й экземпляр протокола об административном правонарушении выдается лицу, о котором составлен протокол. Фигурант расписывается в получении копии. Также экземпляр получает потерпевший по делу, если таковой имеется. Если лицо, в отношении которого составляется протокол, при этом событии не присутствует, ему высылается экземпляр протокола по почте. Законом отведено на это 3 дня.

Срок составления протокола об административном правонарушении

Срокисоставленияпротокола об административном правонарушенииможно разбить на 3 группы, в зависимости от ситуации.Протокол об административном правонарушенииможет быть составлен:

  • незамедлительно;
  • в течение 2 дней;
  • после проведения административного расследования.

Сразу же, то есть в момент обнаружения нарушения закона, протокол пишется тогда, когда все нужные сведения для заполнения бланка протокола и прояснения обстоятельств случившегося установлены. Если нужно выяснить еще какую-то информацию, закон предусматривает возможность составить протокол в течение 2 дней с момента установленного нарушения. Если же в силу совершенного нарушения закона необходимо проведение расследования, то протокол составляется после расследования.

Административное расследование проводится, когда информацию можно получить только путем проведения экспертиз или других процессуальных действий, занимающих значительное время. Административное расследование в большинстве случаев не должно длиться дольше 1 месяца. Однако в некоторых ситуациях, возможность которых оговорена в п. 5 ст. 28.7 КоАП РФ, этот срок разрешается продлить. Если совершенное нарушение требует осуществления более длительного административного расследования, разрешенный срок оформления протокола об административном правонарушении может увеличиться до 6 месяцев.

Образец составления протокола об административном правонарушении

Единой формы протокола об административных правонарушениях, утвержденной законодательно, нет. Каждый госорган своими внутренними документами утверждает форму протокола, используемую в работе. Однако по содержанию и внешнему виду эти бланки мало чем отличаются.

Вверху по центру страницы стоит название документа — «Протокол об административном правонарушении» и знак «№», предполагающий проставление при заполнении протокола порядкового номера. Ниже слева необходимо написать число, месяц, год заполнения протокола, а справа — место составления, то есть наименование того населенного пункта, где выявлено нарушение закона и оформляется протокол.

Далее записываются сведения о сотруднике, составляющем протокол (должность, фамилия и инициалы), а также информация о фигуранте. Причем если записываются сведения о гражданине, то указывают не только фамилию, инициалы и паспортные данные, но и адрес — как регистрации, так и фактического проживания, телефон, данные о работе. В отношении организации указываются название, юридический и почтовый адреса, основной государственный регистрационный номер (ОГРН), а также должность, фамилия, инициалы, реквизиты документа о назначении представителя юридического лица. Как правило, в этой роли выступает директор, а документом является приказ о назначении.

Основное место протокола об административном правонарушении отведено под описание события совершенного правонарушения. Ниже идут пустые графы, позволяющие записать сведения о свидетелях и потерпевших. Заканчивается протокол подписью нарушителя и подписью с расшифровкой сотрудника, оформившего протокол. Лицо, в отношении которого протокол составлен, своими подписями также подтверждает, что его права и обязанности были озвучены, что с протоколом он ознакомился и что копия документа им получена. Информация о получении экземпляра протокола удостоверяется не только подписью, но и проставлением даты вручения.

Ошибки в протоколе об административном правонарушении

Ошибки, допущенные впротоколе об административном правонарушениипри оформлении, по своей значимости можно разделить на существенные и несущественные. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», существенным недочетом документа является отсутствие в протоколе информации, упомянутой в ст. 28.2 ч. 2 КоАП (п. 4 Постановления). Это значит, что впротоколе об административном правонарушениидолжны быть заполнены все графы и записана вся информация, о которой упоминалось выше.

Если протокол оформлялся при нарушителе, то должны присутствовать подписи, подтверждающие озвучивание прав и обязанностей, ознакомление с протоколом после оформления. Если же документ был составлен без нарушителя и нет достаточных фактов о сообщении ему о дате и месте оформления протокола, то это будет значительным нарушением процессуальных прав и может привести к отмене протокола и прекращению производства по делу. Вообще, любая ошибка в протоколе, являющаяся, по мнению Пленума Верховного суда РФ, существенной, может повлечь за собой отмену протокола и прекращение производства по делу.

ВАЖНО! Любые исправления в протоколе, особенно в сведениях, перечисленных в ст. 28.2 ч. 2 КоАП, должны быть заверены подписью должностного лица, составляющего протокол, и подписью нарушителя, удостоверяющей, что он с этими исправлениями ознакомлен и согласен.

К несущественным ошибкам в протоколе пленум относит все те недостатки информации, которые могут быть компенсированы в процессе рассмотрения дела по существу. К несущественным недостаткам, и об этом специально упомянуто в постановлении, относится также заполнение протокола в отсутствии нарушителя, если ему должным образом было сообщено о дате и месте составления протокола, но он без повода или по неуважительной причине не появился в назначенном месте в указанное время. Не являются существенными и не несут последствий орфографические ошибки в тексте протокола, если, конечно, это не ошибки в фамилиях.

Назначение наказания без составления протокола об административном правонарушении

В некоторых ситуациях оформление протокола об административном правонарушении может и не случиться. Если зафиксировано нарушение, которое не несет большой общественной опасности и за которое предусмотрено наказание в виде предупреждения или штрафа, то протокол не нужен.

В соответствии со ст. 28.6 КоАП составление протокола не требуется, если сразу на месте назначается штраф или предупреждение. Эта ситуация требует вынесения постановления по делу об административном правонарушении, экземпляр которого получает и нарушитель — лично либо по почте, если он отказывается от личного получения.

Но если нарушитель не согласен с вынесенным постановлением (с самим совершением нарушения закона или с примененным к нему взысканием), протокол об административном правонарушении все-таки оформляется и прилагается к постановлению.

Методические рекомендации
По применению норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Законов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11 июня 2010 года № 102-оз «Об административных правонарушениях», от 2 марта 2009 года № 5-оз «Об административных комиссиях в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»

Настоящие Методические рекомендации по применению норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Законов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – также автономного округа) от 11 июня 2010 года № 102-оз «Об административных правонарушениях» (далее – Закон № 102-оз), от 2 марта 2009 года № 5-оз «Об административных комиссиях в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (далее – Закон № 5-оз) разработаны в целях обеспечения единообразного подхода:

к оформлению материалов дела об административном правонарушении должностными лицами органов местного самоуправления, а также сотрудниками органов внутренних дел (далее – должностные лица, уполномоченные составлять протоколы);

к организации деятельности административных комиссий муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее также – комиссии) по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных Законом № 102-оз (далее – дел об административных правонарушениях);

к квалификации административных правонарушений, предусмотренных Законом № 102-оз.

I. Порядок оформления материалов дела об административном правонарушении

1.1. В соответствии с КоАП РФ дела об административных правонарушениях возбуждаются должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частью 1 статьи 28.1 КоАП РФ и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

1.2. Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

1) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 КоАП РФ;

2) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.

1.3. Протокол об административном правонарушении составляется должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы с соблюдением требований частей 2 – 6 статьи 28.2 КоАП РФ. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, специальное звание, фамилия и инициалы должностного лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, о владении им, языком, на котором ведется производство по делу и данные о предоставлении переводчика при составлении протокола, о предварительном разъяснении привлекаемому к административной ответственности лицу его прав и обязанностей, предусмотренных частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ, статьей 51 Конституции Российской Федерации фамилии, имена, отчества, адреса места жительства, телефоны свидетелей и потерпевших, если таковые имеются, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья Закона № 102-оз, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, пункт нормативного правового акта, нарушение которого допущено, объяснение лица, в отношении которого возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

1.4. Протокол об административном правонарушении должен содержать полные и объективные сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении:

Место проживания должно соответствовать фактическим данным;

Контактный телефон должен соответствовать фактически данным;

Место работы указывается без сокращений с указанием юридического адреса;

В отношении иностранных граждан указывается адрес и данные стороны, осуществившей регистрацию указанного гражданина по месту своего проживания.

1.5. Лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с ним. Лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые отражаются в нем либо прилагаются к нему.

1.6. Свидетелям и потерпевшим, так же разъясняются их права и обязанности, предусмотренные соответственно статьями 25.6 и 25.2 КоАП РФ, о чем они расписываются в своих показаниях, объяснениях. Кроме того, свидетели, специалисты, эксперты должны быть предупреждены об административной ответственности соответственно за дачу заведомо ложных показаний, пояснений, заключений по статье 17.9 КоАП РФ.

1.7. В соответствии со статьей 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения. При необходимости дополнительного выяснения обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

1.8. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, и лицом, в отношении которого он составлен. В случае отказа указанного лица от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

1.9. К протоколу об административном правонарушении приобщаются дополнительные сведения, которые могут иметь значение для правильного и объективного разрешения дела об административном правонарушении (далее – материалы дела).

1.10. При непосредственном обнаружении или выявлении достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения должностное лицо составляет подробный рапорт (должностными лицами органов местного самоуправления, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях составляется Акт обнаружения правонарушения), в котором указывается должностное лицо, составившее указанный документ, при каких обстоятельствах были обнаружены факты, указывающие на наличие события правонарушения, дата, место и время обнаружения, лицо, причастное к совершению указанных фактов.

1.11. Обнаруженные факты, указывающие на наличие события административного правонарушения рекомендуется зафиксировать путем составления схемы места совершения административного правонарушения, в которой отражаются дата, время и место составления, данные лица, составившего схему, данные лица, в отношении которого составлена схема, сведения об ознакомлении с содержанием схемы лица, в отношении которого она составлена (об отказе указанного лица подписать схему делается отметка). Обнаруженные факты, указывающие на наличие события административного правонарушения, фиксируются в схеме относительно географических и архитектурных объектов, с указанием наименования этих объектов (наименование МО, улицы, дома, прилегающей магистрали, парка, водного объекта и пр.).

1.12. При наличии технической возможности рекомендовано осуществлять фотографирование обнаруженных фактов (далее – фототаблица).

Фототаблица должна содержать дату, время и место фотографирования, данные лица, осуществившего фотографирование, данные лица, в отношении которого осуществлено фотографирование, сведения об ознакомлении с содержанием фототаблицы лица, в отношении которого она составлена (об отказе указанного лица подписать фототаблицу делается отметка). Обнаруженные факты, указывающие на наличие события административного правонарушения, фиксируются в фототаблице относительно географических и архитектурных объектов (наименование муниципального образования, улицы, дома, прилегающей магистрали, парка, водного объекта и пр.).

На документах, указанных в пунктах 1.11. и 1.12., также могут расписаться лица, подтверждающие объективное отражение обнаруженных данных в указанных документах. В таких случаях указываются данные этих лиц (ФИО, место проживания и контактные телефоны).

1.13. Лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
II. Организация деятельности административных комиссий муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по рассмотрению дел об административных правонарушениях
2. Регистрация, учет и оформление дел об административных правонарушениях
2.1. Регистрацию и учет поступивших в комиссию дела об административном правонарушении, ведение ежегодного реестра дел об административных правонарушениях, а также оформление дела об административном правонарушении осуществляет секретарь административной комиссии (далее – секретарь).

2.2. Регистрация дела об административном правонарушении в реестре дел об административных правонарушениях осуществляется в хронологической последовательности их поступления.

2.3. Номер дела об административном правонарушении состоит из последовательно записанных через дефис цифр, обозначающих номер по порядку, и год. Например: № 551-11.

2.4 Дела об административном правонарушении, не рассмотренные в текущем году, подлежат учету в реестре дел об административных правонарушениях, за очередной год. При этом им присваивается новый порядковый номер в новом реестре с указанием через дробь номера из реестра прошедшего года.

Например: № 1-11/551-10.

Данный порядок учета необходим для правильного составления отчета.

2.5. В дело об административном правонарушении помещаются документы и материалы, которые имеют непосредственное отношение к данному делу (далее – материалы дела). Материалы внутри дела об административном правонарушении располагаются в хронологической последовательности их поступления.

2.6. Материалы дела, приобщаемые к делу об административном правонарушении, представляются лицами, участвующими в деле, в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии.

2.7. Оформление дела об административном правонарушении предусматривает:

оформление реквизитов обложки;

составление внутренней описи дела;

нумерацию листов дела;

подшивку или переплет дела;

2.8. Реквизиты обложки дела об административном правонарушении включают:

учетный номер и дату поступления материалов дела;

данные о лице, в отношении которого возбуждено дело;

пункты и номера статей Закона № 102-оз, по которым возбуждено дело;

дата начала и дата окончания рассмотрения дела.


3. Подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению
3.1. После регистрации, учета и оформления административного дела секретарь проверяет дело об административном правонарушении на предмет наличия обстоятельств, предусмотренных ст. 29.1 КоАП РФ, о чем докладывает административной комиссии.

3.2. Если представленные материалы по делу являются полными, с достаточной полнотой отражают обстоятельства совершения правонарушения и содержат необходимые сведения о лице, его совершившем, то комиссией выносится определение о назначении времени и места рассмотрения дела.

3.3. Если имеющихся материалов недостаточно для рассмотрения его по существу, то комиссией может быть вынесены определения:

о вызове необходимых участников производства, указанных в статьях 25.1 – 25.5, 25.8 – 25.10 КоАП РФ;

об истребовании дополнительных материалов по делу;

о назначении экспертизы;

об отложении рассмотрения дела.

3.4. В случае, если при подготовке к рассмотрению дела выявляются существенные недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении (составление протокола и оформление других материалов дела неправомочными лицами; неправильное составление протокола и оформление других материалов дела; неполнота представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела), и представленные материалы не могут быть дополнены при рассмотрении дела, выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол.

При возвращении соответствующих процессуальных документов недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении устраняются в срок не более 3 суток со дня их поступления (получения) от комиссии, рассматривающей дело.

3.5. После устранения соответствующих недостатков материалы дела об административном правонарушении с внесенными в них изменениями и дополнениями повторно направляются в комиссию, от которых они были получены, в течение суток со дня устранения недостатков.

3.6. Если рассмотрение дела не относится к компетенции административной комиссии, в которую протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе состава коллегиального органа – административной комиссии, выносится определение о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности.

3.7. При наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, административная комиссия выносит постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.


4. Регламент проведения заседания административной комиссии
4.1. Дела об административных правонарушениях рассматриваются на заседаниях комиссии, периодичность которых определяется председателем комиссии по мере поступления протоколов об административных правонарушениях с учетом установленного законодательством срока рассмотрения дел об административных правонарушениях.

В случае необходимости комиссия вправе принять решение о проведении выездного заседания.

4.2. Комиссия правомочна рассматривать дела об административных правонарушениях, если на заседании присутствует более половины от общего числа ее членов.

4.3. Решения комиссии принимаются простым большинством голосов членов комиссии, присутствующих на заседании. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины от числа членов комиссии, присутствующих на заседании. В случае равенства голосов правом решающего голоса обладает председатель комиссии

При рассмотрении дел об административных правонарушениях члены административной комиссии должны вести себя достойно, выдержанно, проявлять уважение и терпимость, обращаться к лицам, участвующим в рассмотрении дела на «Вы», не допускать в отношении указанных лиц оскорбительных высказываний, раздражаться.

4.4. Время рассмотрения каждого дела не должно превышать 20 минут. В исключительных случаях по решению председательствующего в заседании время рассмотрения дела может быть продлено до 30 минут и более.


5. Рассмотрение административной комиссией дела об административном правонарушении по существу
5.1. В соответствии со статьей 29.6. КоАП РФ дело об административном правонарушении должно быть рассмотрено комиссией в пятнадцатидневный срок со дня получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела об административном правонарушении.

5.2. Рассмотрение дела об административном правонарушении по существу проводится комиссией в порядке, установленном статьей 29.7 КоАП РФ.

5.3. Рассмотрение дела об административном правонарушении начинается с объявления председателем комиссии о том:

кто рассматривает данное дело – наименование комиссии, фамилии ее председателя и членов;

какое дело подлежит рассмотрению (о каком правонарушении);

кто (фамилия, имя, отчество физического лица, наименование юридического лица) привлекается к административной ответственности;

на основании какого закона (статья Закона № 102-оз)

5.4. Устанавливается факт явки физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела. Для этого проверяются соответствующие документы, удостоверяющие личность каждого из участников производства по делу, полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя.

5.5. В случае отсутствия участников производства по делу, выясняется, извещены ли они в установленном порядке и каковы причины их неявки.

5.6. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшего и некоторых иных лиц. В их отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении их о месте и времени рассмотрения дела, и если от них не поступили ходатайства об отложении рассмотрения дела либо такие ходатайства оставлены без удовлетворения.

5.7. Комиссия вправе признать обязательным присутствие при рассмотрении дела лица, привлекаемого к ответственности, законного представителя несовершеннолетнего лица, совершившего правонарушение, и законного представителя юридического лица, в связи с чем принимается определение об отложении рассмотрения дела.

5.8. На рассмотрение дела могут быть также вызваны свидетель, понятой, специалист, эксперт и переводчик.

5.9. После принятия решения о продолжении рассмотрения дела лицам, участвующим в рассмотрении, разъясняются их процессуальные права и обязанности, рассматриваются заявленные отводы и ходатайства.

5.10. Определение об отложении рассмотрения дела выносится в случае поступления заявления о самоотводе или об отводе члена комиссии, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу. Отвод члена коллегиального органа может не повлиять на процедуру рассмотрения дела, если количество оставшихся членов является достаточным для признания заседания правомочным.

5.11. Аналогичное определение выносится при отводе специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу.

5.12. Определение об отложении рассмотрения дела выносится при необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы.

5.13. В случае, если рассмотрение дела отложено в связи с неявкой без уважительной причины лиц, указанных в части 1 статьи 27.15 КоАП РФ, и их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом, комиссия выносит определение о приводе указанных лиц. Порядок осуществления привода сотрудниками органов внутренних дел, регламентирован Приказом МВД РФ от 21 июня 2003 года № 438 «Об утверждении Инструкции о порядке осуществления привода».

5.14. В случае поступления ходатайств от участников производства по делу либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен комиссией, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока выносится мотивированное определение.

5.15. В случае продолжения рассмотрения дела оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости – и другие материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, привлекаемых к ответственности, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, затем – пояснения специалиста, заключение эксперта, если они были привлечены к участию в производстве по делу, исследуются иные доказательства.

5.16. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:

1) о назначении административного наказания;

2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

5.17. Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае:

1) наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ;

2) объявления устного замечания в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ;

3) прекращения производства по делу об административном правонарушении и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления.

5.18. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции комиссии.

5.19. Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела.

5.20. Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления. Если правонарушитель отказывается получать постановление о назначении наказания, то составляется акт.

5.21. В случае обжалования постановления по делу об административном правонарушении лицом, в отношении которого велось производство по делу, потерпевшим, законным представителем физического или юридического лица, защитником или представителем, секретарь направляет жалобу со всеми материалами дела в течение трех суток со дня поступления жалобы в районный суд по месту нахождения комиссии.

5.22. По каждому делу, рассмотренному комиссией, составляется протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении, с соблюдением требований статьи 29.8 КоАП РФ.

5.23. Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении ведет секретарь.

5.24. В протоколе о рассмотрении дела указываются:

дата и место рассмотрения;

наименование и состав комиссии, рассматривающей дело;

событие рассматриваемого административного правонарушения (когда, где, каким образом было совершено противоправное деяние – действия или бездействие);

кто привлекается к ответственности (фамилия, имя, отчество физического лица, наименование юридического лица);

на основании какого закона (статья Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11 июня 2010 года № 102-оз «Об административных правонарушениях»);

сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении дела, и об извещении в установленном порядке отсутствующих лиц;

сведения о заявленных отводах, ходатайствах и результатах их рассмотрения;

объяснения лиц, привлекаемых к ответственности, показания других лиц;

документы, исследованные при рассмотрении дела.

5.25. Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении подписывается председателем и секретарем комиссии.

6. Требования к порядку исполнения постановлений по делу об административном правонарушении
6.1. Порядок исполнения постановлений по делу об административном правонарушении регламентируется разделом V КоАП РФ.

6.2. Контроль за исполнением вступивших в законную силу постановлений по делу об административном правонарушении осуществляет секретарь и другие члены комиссии.

6.3. При возникновении обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания невозможно в установленные сроки, комиссия может отсрочить его исполнение на срок до одного месяца.

6.4. Исполнение постановления о назначении административного наказания в виде штрафа может быть рассрочено на срок до трех месяцев с учетом материального положения лица, в отношении которого вынесено постановление.

6.5. В случае принесения протеста на вступившее в законную силу постановление его исполнение приостанавливается до рассмотрения протеста.

6.6. Решения об отсрочке, рассрочке, приостановлении исполнения отражаются в протоколе заседания комиссии и в реестре дел об административных правонарушениях.

6.7. Решение по вопросам об отсрочке, о рассрочке, приостановлении исполнения постановления о назначении административного наказания выносится в виде определения. Копия определения вручается под расписку физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему. При отсутствии указанных лиц копии определения высылаются им в течение трех дней со дня его вынесения, о чем делается соответствующая запись в деле.

6.8. Исполнение постановления прекращается в случае:

1) издания акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

2) отмены или признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное;

3) смерти лица, привлеченного к административной ответственности, или объявления его в установленном законом порядке умершим;

4) истечения сроков давности исполнения постановления о назначении административного наказания, установленных статьей 31.9 КоАП РФ;

5) отмены постановления.

6.9. Вопросы об отсрочке, о рассрочке, приостановлении или прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания рассматриваются комиссией в трехдневный срок со дня возникновения основания для разрешения соответствующего вопроса.

6.10. Решение по вопросу о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания выносится в виде постановления.

6.11. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки его исполнения, председатель комиссии, или по его поручению секретарь, направляет судебному приставу-исполнителю по месту нахождения (месту жительства) лица, привлеченного к административной ответственности для взыскания суммы административного штрафа заявление о возбуждении исполнительного производства, к которому прилагается подлинник постановления по делу об административном правонарушении для его принудительного исполнения.

Кроме того, председатель комиссии, или по его поручению секретарь, принимает решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности и направляет в органы внутренних дел по месту нахождения комиссии заявление о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.
7. Хранение дел об административных правонарушениях.

Ведение делопроизводства в административной комиссии
7.1. Производство по делу об административном правонарушении считается оконченным:

после поступления документа, свидетельствующего об уплате штрафа или постановления с отметкой судебного пристава-исполнителя о принудительном взыскании;

после вручения лицу, привлеченному к административной ответственности в виде предупреждения, соответствующего постановления;

после вынесения в установленном порядке постановления о прекращении дела.

7.2. Дела об административных правонарушениях могут быть предоставлены для ознакомления только лицам, участвующим в деле и членам административной комиссии в присутствии секретаря с момента возбуждения до момента окончания производства по делу.

7.3. Материалы законченных дел об административных правонарушениях в соответствии с требованиями Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденных Приказом Минкультуры Российской Федерации от 25 августа 2010 года № 558, хранятся в течение пяти лет и после экспертизы Экспертно-проверочной комиссии государственного архива подлежат уничтожению.

Протоколы заседаний административных комиссий муниципальных образований хранятся в течение трех лет и подлежат уничтожению.

7.4. Хранение дел осуществляется таким образом, чтобы исключить возможность несанкционированного доступа к материалам посторонних лиц.

7.5. Материалы передаваемых дел направляются нарочным или по почте, с уведомлением о вручении.

7.6. Ведение делопроизводства комиссии возлагается на секретаря.

Секретарь:

регистрирует в реестре, оформляет, ведет и хранит административные дела в соответствии требованиями настоящих методических рекомендаций;

ведет номенклатуру нарядов в комиссии;

выдает подлинники документов из административного дела и передает административные дела по распоряжению председателя комиссии;

готовит и сдает в архив законченные административные дела, журналы, наряды.

7.7. Документы, поступающие в комиссию, принимаются секретарем из канцелярии соответствующего органа местного самоуправления или непосредственно.

7.8. Документы, исходящие из комиссии, готовятся к отправке адресатам секретарем и при необходимости регистрируются в канцелярии соответствующего органа местного самоуправления.

7.9. Общее руководство делопроизводством и контроль за состоянием делопроизводства осуществляет председатель комиссии.

7.10. Вопросы делопроизводства, не урегулированные настоящими методическими рекомендациями, разрешаются в соответствии с требованиями к делопроизводству соответствующих органов местного самоуправления.
IV. Рекомендации по квалификации административных правонарушений, предусмотренных Законом № 102-оз

Статья 2. Нарушение порядка использования символов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
1. Использование символов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в нарушение установленных правил – …

2. Надругательство над гербом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры или флагом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры – …


Пункт 1 статьи 2 Закона предусматривает ответственность за нарушение установленных правил использования символов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

В соответствии со статьей 11 Устава Ханты-Мансийского автономного округа – Югры к официальным символам автономного округа относятся гимн, герб и флаг автономного округа.

Описание символов автономного округа и порядок их официального использования установлены законами автономного округа.

Так, Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 7 декабря 2004 года № 73-оз «О гимне Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» определен порядок его официального исполнения и использования.

Законом Ханты-Мансийского автономного округа от 20 сентября 1995 года № 8-оз «О гербе и флаге Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» дано описание герба и флага автономного округа и определен порядок их официального использования.

Объективная сторона административного правонарушения (далее – также правонарушение) может заключаться в нарушении установленного законом порядка использования символов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, а также нарушении установленных запретов. Так, к таким нарушениям, например, можно отнести искажение изображения флага и герба, несоблюдение официального траура и т.д.

Пункт 2 статьи 2 Закона предусматривает ответственность за надругательство над символами Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Наиболее распространенными способами надругательства над гербом и флагом автономного округа являются их уничтожение или повреждение, нанесение на них надписей и рисунков оскорбительного содержания, использование в оскорбляющем общественную нравственность качестве, срывание с места их расположения, сжигание в присутствии толпы, топтание и другие подобные противоправные действия.

Обязательным условием административной ответственности за данное правонарушение является публичный характер совершаемых действий. Такие действия должны быть демонстративными и осуществляться в присутствии определенного числа граждан. Если указанные деяния совершаются тайно и остаются никому неизвестными, то нельзя говорить о состоявшемся надругательстве.

Субъективную сторону правонарушения образует умысел.

Субъектами правонарушения по пункту 1 статьи 2 Закона № 102-оз могут быть граждане, должностные и юридические лица, по пункту 2 статьи 2 Закона № 102-оз – граждане и должностные лица.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 2 Закона № 102-оз, вправе составлять должностные лица органов внутренних дел.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 2 Закона № 102-оз, вправе рассматривать мировые судьи.

Пример


11 сентября 2010 года в 18.30 часов гражданин Иванов И.И. нанёс краской из баллончика надпись на Флаге Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, который располагался на здании администрации города Энска по улице Карпова, 4. Своими действиями гражданин Иванов И.И. совершил правонарушение, предусмотренное пунктом 2 статьи 2 Закона № 102-оз.
Статья 3. Неисполнение должностными лицами предприятий, учреждений и организаций порядка и сроков рассмотрения депутатского запроса, обращения депутата Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, неправомерный отказ должностных лиц предприятий, учреждений и организаций в предоставлении сведений и безотлагательном приеме депутата Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, воспрепятствование проведению депутатского расследования
Неисполнение должностными лицами предприятий, учреждений и организаций порядка и сроков рассмотрения депутатского запроса, обращения депутата Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, неправомерный отказ должностных лиц предприятий, учреждений и организаций в предоставлении сведений и безотлагательном приеме депутата Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, воспрепятствование проведению депутатского расследования – …
Согласно статье 10 Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 3 мая 2000 года № 19-оз «О статусе депутата Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» (далее также – Закон № 19-оз) депутатским запросом является официальное обращение депутата либо группы депутатов Думы автономного округа об официальном разъяснении либо изложении официальной позиции по вопросу, имеющему важное значение для государственного, хозяйственного и социально-культурного развития автономного округа, признанному Думой автономного округа в установленном порядке депутатским запросом.

В соответствии со статьей 3 Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 3 мая 2000 года № 28-оз «О депутатском запросе депутата Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», орган или должностное лицо, к которому обращен депутатский запрос, должен дать ответ на него в устной (на очередном заседании Думы автономного округа) или письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня его получения. В случае невозможности дать ответ в пятнадцатидневный срок орган или должностное лицо направляет в адрес Думы автономного округа уведомление о невозможности дать ответ в установленный срок и просьбу о продлении срока дачи ответа, но не более чем на 30 дней со дня получения депутатского запроса.

Согласно статье 11 Закона № 19-оз депутат Думы автономного округа вправе обращаться к руководителям расположенных на территории автономного округа органов государственной власти, местного самоуправления, к должностным лицам предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, воинских формирований по вопросам, связанным с депутатской деятельностью, и принимать участие в рассмотрении поставленных вопросов.

Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, воинских формирований обязаны дать письменный ответ депутату безотлагательно, а при необходимости в дополнительном изучении вопросов – не позднее месячного срока.

В соответствии со статьей 12 Закона № 19-оз по вопросам своей депутатской деятельности депутат Думы автономного округа пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами расположенных на территории автономного округа органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, воинских формирований.

Согласно статье 13 Закона № 19-оз по требованию группы депутатов Думы автономного округа, а также по решению комитета, комиссии Дума автономного округа вправе назначить депутатское расследование по отдельному вопросу в случаях:

а) нарушения депутатом прав и обязанностей депутата Думы автономного округа;

б) совершения депутатом действий, несовместимых со статусом депутата Думы автономного округа.

Органы государственной власти и должностные лица на территории автономного округа обязаны оказывать необходимое содействие в проведении расследования. По требованию депутата или временной комиссии, ведущих расследование, вышеназванные органы государственной власти и должностные лица обязаны беспрепятственно представлять необходимые для изучения вопроса сведения и документы. Никто не вправе уклоняться от дачи объяснений депутатам, ведущим депутатское расследование.

В соответствии со статьей 15 Закона № 19-оз депутат в установленном Регламентом порядке обеспечивается документами, принятыми федеральными органами государственной власти, Думой автономного округа, а также документами и другими справочными и информационными материалами, распространяемыми Правительством автономного округа. При обращении депутата Думы автономного округа в органы государственной власти, местного самоуправления, на предприятия, в учреждения и организации, расположенные на территории автономного округа, должностные лица обязаны обеспечить депутата по вопросам, связанным с депутатской деятельностью, консультациями специалистов, безотлагательно представлять необходимую информацию и документацию.

Объективная сторона правонарушения выражается в неисполнении либо ненадлежащем исполнении должностными лицами обязанностей, предусмотренных Законами Ханты-Мансийского автономного округа от 3 мая 2000 № 19-оз «О статусе депутата Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», от 3 мая 2000 года № 28-оз «О депутатском запросе депутата Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры». Для квалификации административного правонарушения необходимо и достаточно совершение одного из следующих действий (бездействия) должностных лиц:

неисполнение должностными лицами предприятий, учреждений и организаций порядка и сроков рассмотрения депутатского запроса;

неисполнение должностными лицами предприятий, учреждений и организаций порядка и сроков рассмотрения обращения депутата Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

неправомерный отказ должностных лиц предприятий, учреждений и организаций в предоставлении депутату Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры сведений;

неправомерный отказ должностных лиц предприятий, учреждений и организаций в безотлагательном приеме депутата Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

воспрепятствование проведению депутатского расследования.

С субъективной стороны правонарушение может совершаться как умышленно, так и неосторожно.

Субъектами рассматриваемого правонарушения могут быть только должностные лица.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 3 Закона № 102-оз, вправе составлять должностные лица органов внутренних дел.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 3 Закона № 102-оз, вправе рассматривать вправе мировые судьи.

22 мая 2010 года выявлено, что Иванов И.И., являясь руководителем МУП «Благодать», своевременно не ответил на запрос депутата Думы автономного округа, который был направлен в его адрес 15 апреля 2010 года. Своими действиями Иванов И.И. совершил правонарушение, предусмотренное статьей 3 Закона 102-оз.

29 июня 2010 года руководитель предприятия МУП «Тепловые сети» Иванов И.И. отказал в безотлагательном приеме депутата Думы автономного округа. Своими действиями Иванов И.И. совершил правонарушение, предусмотренное статьей 3 Закона 102-оз.
Статья 4. Неправомерный отказ в предоставлении сведений по запросам органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, депутатов представительных органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа либо уклонение от их предоставления

Фиксация нарушений, совершенных гражданами, осуществляется посредством составления протоколов. Подобные ситуации возникают как при нарушениях законодательных актов, так и правил дорожного движения. То должностное лицо, которое будет формировать документ, должно знать и соблюдать порядок составления протокола об административном правонарушении. Пригодится такая информация и тем нарушителям, которые впоследствии могут быть привлечены к ответственности и понесут меру наказания, определяемую в соответствии с определенной статьей КоАП.

Многоканальная бесплатная горячая линия сайта

Воспользуйтесь бесплатной юридической консультацией по вопросам обжалования штрафов, постановлений, решений должностных лиц в сфере административного права и не только. Наши юристы подскажут, как эффективно защитить свои права и свободы, а также избежать причинения дополнительного ущерба. Работаем ежедневно с 9.00 до 21.00

Составление протокола

Протокол фиксации административного правонарушения является документом, который составляется уполномоченным на такое действие лицом. По своей сути доказательством вины или невиновности определенных лиц он не служит – он только содержит описание произошедшего.

Основанием для возможности составления протокола является:

  • Выявление правонарушения и отсутствие полномочий на вынесение решения относительно меры пресечения сразу же после произошедшего;
  • Факт правонарушения оспаривается тем лицом, которое в нем обвиняется;
  • Нарушителем оспариваются определенные моменты, что могут иметь существенное влияние при определении степени вины лица или той меры наказания, которая может быть использована в данном случае;
  • Если лицо отказывается выражать свое согласие или несогласие по факту правонарушения и сопутствующих ему обстоятельств;
  • В ситуации, когда нарушителем выступает субъект, которому на момент самого нарушения еще не исполнилось 16 лет;
  • Если нарушителем выступает должностное лицо, связанное с МВД.

Особенности составления документа

Читайте:

По отношению к составлению протокола, а также к дальнейшим действиям, которые могут осуществляться на основании его содержания, статья 28.5 определяет следующее:

  • Составление документа должно осуществляться сразу же после того, как должностным лицом было выявлено совершение нарушения;
  • При наличии условия, что должностному лицу потребуется выявление дополнительных обстоятельств дела, составление документа может происходить несколько позже. При этом обязательно должен учитываться максимально возможный срок. При любых препятствиях протокол оформляется не позднее, чем 2 суток с момента правонарушения;
  • При необходимости для вынесения решения относительно виновного лица инициируют проведение расследования, в ходе которого определяются дополнительные обстоятельства.

При составлении протокола в него включают следующую информацию:

  • Дата и место составления;
  • Должность и ФИО сотрудника, который составил протокол;
  • Сведения о лице, относительно правонарушения которого составлен документ;
  • Время совершения нарушения и место, где оно было зафиксировано;
  • Причины, по которым лицо было задержано. Такой пункт может быть очень важен в случае, если нарушение ПДД или других установленных норм было обнаружено уже после того, как лицо или транспортное средство было остановлено;
  • Прочие обстоятельства, которые могут иметь существенное значение при определении степени вины. Это может быть качество дорожного полотна, тип перекрестка, исправность светофора, который установлен на месте совершенного нарушения, присутствие знаков запрета или приоритета и т.д.;
  • Сведения относительно лиц, выступающих свидетелями. Отражают ФИО и их адрес или прочие контакты, посредством которых можно будет связаться с ними;
  • Контактные данные потерпевших, если в конкретном рассматриваемом случае они имеются;
  • Сведения о понятых, которые принимали участие в процессе досмотра. При их наличии обязательно должен соблюдаться порядок уведомления о существующих правах и обязанностях;
  • Отражение факта использования фото- или видеосъемки как с одной, так и с другой стороны. Ее проведение осуществляется любыми средствами и может быть использовано при определении вины водителя или наоборот, его невиновности. Полученные материалы обязательно прилагаются к протоколу;
  • Подпись нарушителя. В случае, если он не согласен с определенными моментами, необходимо сделать соответствующие пометки. В противном случае для того, чтобы оспорить свою вину, придется приложить немало усилий. В качестве отказа признавать свою вину можно отразить формулировку «ПДД не нарушал, с инспектором ГИБДД не согласен»

Если после оформления протокола в нем остались пустые строчки, необходимо проследить за тем, чтобы они были зачеркнуты. В такой ситуации уже никто не сможет внести изменения в него, отразив факты или события, которых не было.

Параллельно с этим стоит проверить, была ли указана схема произошедшей аварии, присутствовал ли факт разъяснения прав водителю сотрудником автоинспекции и были ли вписаны показания свидетелей, которые показывают на невиновность лица.

После того, как фиксируется правонарушение, дело будет передано на рассмотрение и вынесение постановления о виновности и мере наказания, которая будет применена к нарушителю.

Следует знать, что автомобилист имеет законное право ходатайствовать о том, чтобы слушание по делу было перенесено, если назначенная дата заседания по веским причинам не дает ему возможности присутствовать на нем.

Если в протоколе присутствуют ошибки или недочеты, в обязательном порядке их следует устранить в течение трех дней с момента получения от судьи. В противном случае рассмотрение дела может быть отложено или виновное лицо будет оправдано по причине отсутствия факторов, свидетельствующих о его вине.

Свидетели и понятые


Читайте:

Одним из важных моментов при составлении протокола является присутствие свидетелей, понятых и занесение данных о них и их показаний в составляемый документ. Относительно такого момента законодательные акты гласят следующее:

  • В качестве понятого может быть приглашено лицо, являющееся дееспособным и достигнувшее совершеннолетия;
  • Понятой несет обязательство удостоверения в протоколе тех событий, которые при нем были зафиксированы. Это может относиться к состоянию водителя, наличию или отсутствию у него определенных предметов и т.д.;
  • В качестве свидетеля может выступать любое лицо, являющееся недееспособным, которое по отношению к задержанному выступает посторонним человеком или является знакомым, родственником и т.д.;
  • Если свидетелем будет субъект, которому еще не исполнилось 14 лет, то общение с ним следует осуществлять исключительно в присутствии законного представителя (родителей, опекунов). В противном случае присутствуют педагог или психолог.

При рассмотрении того, в каком случае необходим понятой и кто может выступать понятым, следует различать два существенных понятия:

  • Понятой может только подтверждать законность определенных действий или выступать основанием для подтверждения их процессуальности;
  • Свидетелем выступает лицо, которое стало очевидцем произошедшего и со своей стороны рассказывает о случившемся. В определенных ситуациях допускается использовать в качестве свидетельских показаний данные, предоставленные сотрудниками ГИБДД. Такой факт допустим только впоследствии, когда уже происходит рассмотрение дела. В самом протоколе не может отражаться свидетельских показаний автоинспектора .

Возможные ошибки при составлении протокола

При рассмотрении дела о виновности в правонарушении автомобилисты часто бывают оправданы по причине наличия ошибок как в самом протоколе, так и в перечне тех действий, которые осуществлял инспектор при его составлении.

Так, к ним можно отнести:

  • Намеренное затягивание составления протокола без присутствия объективных причин;
  • Запрет со стороны сотрудника автоинспекции на проведение фото- или видеосъемки;
  • Отсутствие подписи в составленном протоколе. Такой факт свидетельствует о том, что виновного не ознакомили с его содержанием или о том, что документ был переделан уже после фиксации правонарушения;
  • Непредоставление копии составленного документа лицу, в отношении которого он был составлен. Такой факт косвенно может также свидетельствовать о попытках замены экземпляров или исправления содержимого.

Итак, протокол об административном правонарушении – документ, который фиксирует само нарушение и содержит исчерпывающую информацию о нарушителе, свидетелях, обстоятельствах и последствиях. Составление его осуществляют должностные лица, имеющие на это полномочия. При этом в обязательном порядке необходимо соблюдать все правила и нормы, регламентирующие его оформление и действия, осуществляемые при фиксации нарушения.

Вконтакте

Добрый день, уважаемый читатель.

Протокол об административном правонарушении - это процессуальный документ, который может быть составлен сотрудником ГИБДД при выявлении нарушения правил дорожного движения.

142. Основаниями составления протокола об административном правонарушении являются:

  • выявление административного правонарушения в случае, если рассмотрение дела о данном административном правонарушении не находится в компетенции сотрудника;
  • оспаривание лицом, в отношении которого в соответствии с частью 1 статьи 28.6 Кодекса возбуждено дело об административном правонарушении, наличия события административного правонарушения и (или) назначенного ему административного наказания либо отказ от соответствующей подписи в постановлении по делу об административном правонарушении;
  • выявление административного правонарушения, совершенного несовершеннолетним, достигшим возраста шестнадцати лет;
  • выявление административного правонарушения, не влекущего предупреждения, совершенного сержантом, старшиной, солдатом, матросом, проходящими военную службу по призыву, либо курсантом военного образовательного учреждения профессионального образования до заключения с ним контракта о прохождении военной службы.

Протокол должен быть составлен в следующих случаях:

1. Если дело о нарушении правил дорожного движения не может быть рассмотрено сотрудником полиции. Например, дела по нарушениям, предусматривающим , рассматриваются только судьями. Соответственно, они требуют обязательного составления протокола.

2. Несогласие водителя с нарушением . Это еще одна популярная ситуация. Если водитель не согласен с инспектором, то вместо постановления (либо вместе с ним) составляется протокол.

Важное отличие протокола от - наличие поля "объяснение лица, в отношении которого возбуждено дело". В протоколе Вы можете указать собственное видение ситуации. При этом нужно использовать ссылки на пункты правил дорожного движения и других нормативных правовых документов.

Поскольку итоговое решение о наложении наказания будет приниматься именно на основании протокола, нужно внимательно заполнить поле "объяснение лица".

3. Нарушение ПДД несовершеннолетним. Это возможно, например, при управлении транспортными средствами М или подкатегории А1.

4. Если нарушение совершено сержантом, старшиной, солдатом, матросом, курсантом.

Порядок составления протокола об административном правонарушении

Протокол об административном правонарушении должен содержать следующие данные (статья 28.2 КоАП):

2. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

В протоколе должны быть указаны:

  • Дата и место составления.
  • Данные сотрудника ГИБДД.
  • Данные водителя.
  • Данные свидетелей и потерпевших.
  • Место и время нарушения правил дорожного движения.
  • Событие административного правонарушения и статья нормативного документа, предусматривающая ответственность.
  • Объяснение водителя.

Текст протокола заполняется сотрудником ГИБДД (кроме поля "объяснение водителя"). После составления документа водитель должен получить возможность с ним ознакомиться:

4. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Кроме того, водитель может дополнить протокол собственными замечаниями, которые должны быть приложены. Обратите внимание, если в протоколе остались незаполненными какие-то поля или строки, то поставьте в них прочерки. Это убережет Вас от внесения в документ данных не в Вашу пользу.

После завершения составления протокола он должен быть подписан водителем и сотрудником ГИБДД.

Обратите внимание. Водителю нужно обязательно заполнить поле объяснение , а затем подписать протокол . Почему-то на практике многие водители отказываются от подписи документа. Не знаю, о чем они думают в этот момент. Однако отсутствие даже элементарного объяснения приводит к тому, что дело решается не в их пользу.

Если водитель отказывается от подписания протокола, то в документе делается соответствующая отметка. Протокол от этого не становится недействительным. Просто объяснения и подписи водителя в нем нет.

После составления документа водитель получает его копию (статья 28.2 КоАП):

6. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Срок составления протокола об административном правонарушении

Срок составления протокола регламентирован статьей 28.5 КоАП:

1. Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

2. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

3. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 настоящего Кодекса.

На практике при нарушении правил дорожного движения обычно используется первый пункт статьи, т.е. протокол составляется немедленно . Однако в случае необходимости составление может быть отложено.

Обжалование протокола об административном правонарушении

Составление протокола об административном правонарушении изначально предусматривает возможность его обжалования.

Однако, если Вы собираетесь обжаловать документ, беритесь за дело сразу же:

Во-вторых , заполните поле "Объяснения водителя". В первую очередь напишите в нем фразу "Не согласен". После этого напишите, как обстояло дело на самом деле. В завершение напишите, что Вы имеете фотографии, аудио и видеозаписи с места события.

Кроме того, не забудьте прочеркнуть пустые места в протоколе, чтобы исключить несанкционированное добавление информации.

В-третьих , подготовьтесь к разбору в ГИБДД (или к суду). Еще раз внимательно проанализируйте ситуацию. Распечатайте пункты , относящиеся к ней. Проверьте правильность составления протокола, поищите в нем возможные ошибки заполнения.

Если Вы чувствуете, что самостоятельно обжаловать протокол не получится, то обратитесь за помощью к грамотному юристу или опишите ситуацию на форуме pddclub.ru . Возможно опытные люди смогут обратить внимание на те моменты, которые были упущены водителем.

В завершение хочу отметить, что протокол не так уж и сложно оспорить. Главное быть готовым к такому развитию событий и своевременно начать сбор доказательств в свою защиту.

Удачи на дорогах!

Здраствуйте 25.06.16 был составлен протокол за управление в не трезвом виде я все подписал и дал обяснение что выпивал но в протоколе не указана фамилия сотрудника дпс можно ли его обжаловать

Удачи на дорогах!

здравствуйте.подскажите пожалуйста 04.06.2016 был составлен протокол по ст 12.8.ч2 а слушание по делу назначили только на 01.11.2016 ведь срок давности уже прошел возможно ли постановление о лишении прав

Срок давности по этой статье - один год.

владимир-200

Подскажите у меня статья 12.26 ч 1. было 2 суда, на суде при допросе сотрудников дпс был задан вопрос от судьи. Дышал ли я в трубку на месте? они отвечали что да дышал но плохо. Вопрос вот в чём у меня в протоколе в пункте К ПРОТОКОЛУ ПРИЛаГАЕТСЯ нет акта освидетельствования на месте и его нет вообще оно не заводилось, нет номера акта медосвидетельствования хотя этот акт в деле есть но там где должен быть номер в акте написано БЕЗ НОМЕРА. и в той же графе номер протокола о задержании транспортного средства, но протокол об административном правонарушении составлен в 21-45мин а протокол о задержании транспортного средства составлен в 22-20мин. И ещё в пунктах свидетели и потерпевшие НЕТ понятых. Подскажите какую выгоду можно извлечь из этих недостатков или они незначительные?

Удачи на дорогах!

Здравствуйте - если с протоколом не согласен - надо потом идти на разбор или в суд? А если протокол, с которым не согласен, составлен далеко от дома? Не будешь же потом специально ехать за сотни километров?

Алексей-240

Пишетется Ходатайство о рассмотрении дела об административном правонарушении по месту жительств на отдельном листе.

В случае заявления ходатайства о направлении дела для рассмотрения его по месту жительства при составлении протокола, такое ходатайство заносится в протокол.

а на имя кого писать ходатайство - если не знаешь кто судья как его зовут и так далее? И если направят даже по месту жительства - гаишник должен будет приезжать уже ко мне на разбор?

Игорь , попробуйте позвонить в указанный суд и узнать, на чье имя писать ходатайство.

Вероятность того, что сотрудник ГИБДД будет приезжать по месту Вашего жительства, довольно мала. Именно поэтому дела обычно переносят по месту жительства, т.к. выиграть получается проще.

Удачи на дорогах!

Здраствуйте!помогите рашить проблему. После составления протокола то вождение в нетрезвом виде употребив 250 граммов водки, сотрудники ДПС не арестовали машину а посоветовали посидеть ада часа и продолжить движение. Это нарушение

Роман , здравствуйте.

По какой причине полицейские отказались эвакуировать автомобиль? При указанном нарушении автомобиль должны отправить на спецстоянку.

У Вас возникли какие-то трудности из-за того, что машину не забрали?

Инспектор дпс при составлении протокола не спросил работаю ли я, и сам указал, что я не работаю. Является ли это основанием, признать протокол не правильно составленным.

здравствуйте.была остановлена ДПС За временный знак обгон запрещен с выездом на встречную полосу (была пунктиром разделена).вышла из машины отдала документы и через минуту мне их обратно отдали со словами "До свидание".Вопрос:1.не могут ли они потом заочно составить,написать понятых и типа "от подписи отказалась"?2.если б протокол все таки составили,должны ли были в отделе ГИБДД мне сказать об этом?была в ГИБДД дали только справку что штрафов нет и прав не лишена,по поводу этого нарушения ничего не сказали.

Роман , вероятность оспорить штраф по указанной Вами причине крайне маленькая.

Удачи на дорогах!

Александр-601

Здравствуйте вопрос такой я отказался от медосвидетельствования. была назначена дата суда..но не дождавшись суда поймали пьяного в итоге два нарушения и два протокола.поскажите какое наказание меня ждет?

Александр , здравствуйте.

Будет 2 независимых наказания: по части 1 статьи 12.26 и по части 1 статьи 12.8. В сумме 60 000 рублей штрафа и от 3 до 4 лет лишения прав.

Удачи на дорогах!

Станислав-38

Ситуация такая: я отказался от освидетельствования. В последующем я заснул на видео как сотрудник ГИБДД заполняет чистый протокол в котором уже стоят подписи понятым, которые на тот момент уже уехали. В последующем с оригиналом данного протокола меня не ознакомили. Согласно копии я в протоколе от всего отказался. Может это стать поводом для отмены данного протокола и возврата мне прав.

Станислав-38

Выше в тексте ЗАСНЯЛ

Удачи на дорогах!

Добрый день! Начала обгон на прерывистой линии, выехала на полосу встречного движения через прерывистую, а заканчивать маневр пришлось уже через сплошную. Так утверждает сотрудник ГИБДД, сама точно не помню, знаю только что начинала маневр именно на прерывистой. Сотрудник показывал мне запись регистратора с машины ГИБДД (мне там ничего не понятно). Сотрудник также составил схему, которую я подписать отказалась, т. к. не уверена в ее точности. Сотрудник ДПС сразу не представился, документы не предъявил. Остановил понятых, засвидетельствовал что я отказалась подписать схему. Составил протокол, где я в объяснениях указала что линия была прерывистая, и был сильный туман. Сказал что будет суд и вопрос о лишении прав от 4 до 6 месяцев. Недовольный тем что я не подписала схему громко при моих свидетелях говорил, что адекватных людей, которые признают нарушение, он отправляет к дежурному части, который имеет право выписать только штраф, а раз я неадекватная - не признаю нарушение, то меня отправит ходить пешком. Я говорила что с нарушением согласна если это действительно подтверждается на видео, но в схеме не уверена, раз у них есть видео, то пусть суд опирается на видео. Протокол составил, в протоколе НЕ указал номер регистратора и дату поверки регистратора. Но в разделе "к протоколу прилагается" написано что прилагается схема и видео. В разделе "место и время рассмотрения правонарушения" написано: МОИ.... района, деревня... , ... батальон ДПС, дата, время. Что делать, чего ждать, в какой форме будет вызов в суд, или я должна ехать в этот батальон ДПС в указанное время?? На сайте ГИБДД никаких штрафов по номеру моей машины/прав не нахожу - как скоро там должна появиться какая-либо информация??? Заранее спасибо за любые советы и консультацию. Нарушаю редко, чего ждать - не знаю.

Срок, в течение которого должен быть составлен , прописан в ст. 28.5 КоАП. В соответствии с ним, протокол о свершенном административном правонарушении обязан быть оформлен сразу же после того, как было выявлено.

Если необходимо в дополнение к уже известным фактам выявить остальные обстоятельства по делу или информацию о физ. лице либо сведенья о юр. лице, относительно которых и происходит возбуждение дела об административном нарушении закона, то, согласно с той же статьей, сроки оформления административного протокола могут быть продлены на двое суток с того момента, как выявили административное преступление.

Административный протокол содержит определенную информацию

К информации, которую имеется возможность собрать в срок до 2-х суток с того момента, как выявили правонарушение административного характера, относится следующие:

  • данные об определенных обстоятельствах дела, которые способны отяготить либо смягчить ответственность или указать на то, что малозначительно;
  • сведения о физ. лице, относительно которого и планируется возбуждения административного дела (ФИО, дата рождения, где работает гражданин и какую занимает должность, место его постоянного либо временного проживания, каково семейное положение, сколько человек имеется на иждивении, какой размер заработной платы либо другого заработка, привлекался(лась) ли ранее за административные правонарушения и т.п.);
  • информация о юр. лице, относительно которого и ведется возбуждение дела (ИНН, ОКПО, полное название, юридический адрес и фактический, находится на учете в определенной налоговой организации, имеются ли банковские счета.

Данную информацию имеется возможность получить из налоговой организации, ОВД, иных гос.органов, предприятия либо фирмы, где работает лицо, которому грозит привлечение к ответственности, и иных заведений.

При расследовании каков срок оформления протокола?

Административный протокол: образец

Если осуществляется расследование, протокол об административном преступлении оформляется, когда закончится расследование в сроки, предустановленные ст. 28.7 КоАП. Несоблюдение установленных законодательством сроков формирования протокола об административном преступлении считается неважным минусом протокола.

Такого рода же позиции руководствуется и ВАС. Само по себе несоблюдение срока формирования протокола об , предусмотренного уже упомянутой статьей, не считается причиной, исключающей производство по делу об административном преступлении, если данным протоколом подтверждается факт преступления и он составлен в рамках срока давности, определенного в рамках установленного законодательства.

Согласно ст. 28.8 КоАП протокол (распоряжение из прокуратуры) об административном преступлении отправляется в суд, организацию, должностному лицу, у которых имеются права проводить рассмотрение дела о преступлении административного характера, в течение суток с момента оформления протокола (вынесения распоряжения) об административном преступлении.

В данной статье определено, что протокол об административном преступлении, осуществление коего приводит к административному задержанию, переходит на рассмотрение судье незамедлительно уже после его оформления.

В каких случаях продлевается срок оформления протокола

В определенных случаях установленный законодательством срок по заявлению должностного лица, который и занимается рассмотрением дела, имеется возможность продлить:

  1. решением руководства органа, который занимается делом об административном преступлении, либо замещающего его должностного лица. Срок продления может составлять максимум месяц.
  2. решением руководства вышестоящего органа, занимающегося делами о нарушении ПДД либо правил пользования автотранспортом, что привело к нанесению незначительного вреда здоровью потерпевшей стороне. Срок продления может составлять максимум 6 месяцев

В каких случаях назначается наказание без составления протокола

В некоторых случаях наказание назначается и без составления протокола

Назначение административного взыскания происходит без составления протокола:

  • в ситуации, когда в результате совершения административного преступления происходит назначение административного взыскания, которое выражается в виде предупреждения либо . Должностное лицо вместо того, чтобы составить протокол, производит оформление предупреждения либо постановления-квитанции о том, что на правонарушителя налагается штраф, который должен быть оплачен до определенного срока.
  • в случае выявления административного преступления в сфере дорожного движения и зафиксированного с использованием трудящихся в авто-режиме специализированного тех. оборудования, которое обладает функцией фото- и видеосъемки, либо средств фото- и видеосъемки. В данном случае не происходит оформление протокола об административном нарушении закона, а решение по делу выносится без участия лица, относительно коего происходит возбуждение дела об административном преступлении. Копии постановления направляются лицу в течение трех суток с той даты, когда было вынесено указанное постановление.

У кого есть право оформить протокол

Составление административного протокола возможно только определенными лицами

Протоколы об административных преступлениях имеют право оформлять лишь только должностные лица, работающие в органах государственной власти, их структурныхотделах и территориальных органах, лица, которые занимают соответствующие должности в иных муниципальных органах согласно задачам и функциям, которые возлагаются на них , лица, которые занимают соответствующие должности в органах исполнительной власти субъектов РФ при наделении их полномочиями на реализацию правительственного контроля и наблюдения:

  • лица, которые занимают соответствующие должности в ОВД;
  • лица, которые занимают соответствующие должности в органах, которые обладают правом реализовать функции в области государственного регистрирования учреждений некоммерческого типа, а также филиалов международных учреждений и зарубежных некоммерческих частных предприятий, организаций общественного характера, политических партий и религиозных заведений, и контролировать их деятельности;
  • лица, которые занимают соответствующие должности в органах, намеренно уполномоченных на разрешение вопросов в сфере гражданской безопасности, охраны населения и территорий от ситуаций чрезвычайного характера естественного и техногенного типа, лица, которые занимают соответствующие должности в органах, исполняющих государственное регистрирование юр. лиц и частных предпринимателей.

В итоге получается, что на составление протокола может уйти как несколько минут, так и несколько месяцев — все зависит от обстоятельств и однозначного ответа нет.

Мнение юриста-эксперта:

В статье рассматривается вопрос о сроках составления протокола об административном правонарушении. Этот срок законом определен – 2 дня. А если требуется проведение дополнительных мероприятий, которые позволили бы установить событие и состав административного правонарушения, то назначается административное расследование сроком 1 месяц. Он может быть продлен, но не более, чем до 6 месяцев.

Следует обратить внимание наших читателей на одно очень существенное обстоятельство. Пока длится административное расследование, срок давности привлечения к административной ответственности идет. А по некоторым правонарушениям он может составлять всего 2 месяца. Отсчитывается этот срок со дня выявления административного правонарушения, а не дня составления протокола. По истечении срока давности привлечения к административной ответственности, дело подлежит прекращению. Наши читатели могут при необходимости воспользоваться возможностью растянуть срок расследования.