Подгрупповое занятие логопеда в подготовительной группе. Подгрупповое логопедическое занятие по формированию фонематических функций в старшей группе детского сада с презентацией

Разделы: Работа с дошкольниками

Тема: «Звук [Ш].

Цель: закрепление правильного произношения звука [Ш] в словах.

Задачи:

1. Автоматизировать правильное произношение звука [Ш] в словах.
2. Развивать фонематическое восприятие.
3. Совершенствовать лексико – грамматический строй речи.
4. Развивать внимание, память, зрительно - пространственную ориентировку.

Оборудование: маленькие зеркала по количеству детей, предметные картинки: шапка, шуба, шляпа; шкаф, кушетка, вешалка; машина, лошадка, мишка; карточки с цифрами 1, 2, 3, предметные картинки: шар, ковш, шина, кошка, кошелек, лягушка, карандаш, малыш.

Ход занятия

I. Организационный момент

Л.: Послушайте слова и назовите звук, который слышится в этих словах: шапка – машина – карандаш.

Д.: В словах слышится звук [Ш].

Л.: Сегодня на занятии будем стараться произносить звук [Ш] в словах.

II. Основная часть

Л.: Вспомните, как располагаются губы и язык, когда произносим [Ш].

Д.: Губы округлены и чуть выдвинуты вперед, язык круглый, «как чашечка», поднят вверх и «прилипает» к твердому небу», а струя, которую мы выдыхает – теплая.

Л.: Прежде чем вы будете произносить слова со звуком [Ш], нужно потренировать губы и язык, а для этого сделаем артикуляционную гимнастику.

Дети выполняют комплекс артикуляционной гимнастики: «Бублик, «Лопаточка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Сдуй снежинку», «Фокус».

Л.: Поиграем в игру «Доскажи словечко». К услышанному слогу добавьте слог – ша , или –ши и назовите слово целиком:

А теперь вы будете называть слог шо- (шу-), а к нему будет добавляться остальная часть, вы попробуете назвать слово целиком:

Перед детьми лежит планшет, состоящий из девяти кармашков, в каждом лежит картинка:

Л.: Назовите картинки, которые лежат на верхней полоске:

Д.: Шапка, лошадка, мишка.

Л.: Назовите картинки, которые лежат на средней и нижней полоске.

Д.: Вешалка, шляпа, кушетка. Машина, шкаф, шуба.

Л.: Назовите картинки, на которых нарисованы игрушки.

Д.: Машина, лошадка, мишка.

Л.: Как одним словом можно назвать слова: вешалка, шкаф, кушетка.

Д.: Это мебель.

Л.: Шапка, шуба, шляпа – это обувь?

Д.: Нет, это головные уборы.

Л.: Назовите картинки, которые находятся в левом верхнем углу, (правом нижнем углу, левом верхнем углу, правом верхнем углу).

Д.: Машина, лошадка, шапка, шуба.

Л.: Посмотрите на картинки и запомните их. А теперь закройте глаза. (Закрывает картинки: шляпу, машину, вешалку). Откройте глаза и вспомните, какие картинку закрыты?

Д.: Закрыты: шляпа, машина, вешалка.

Л.: Еще раз посмотрите на все картинки и запомните их. Закройте глаза. (накрывает листом все картинки. А теперь посмотрите, чего не стало?

Д.: Не стало: шапки, вешалки, машины, лошадки, шляпы, шкафа, Машки, кушетки, шубы.

Л.: Отдохнем немного. Вставайте и сделаем гимнастику.
Дети встают и делают гимнастику в сопровождении стихотворного текста.

Буратино потянулся:
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся.
Ключик видно не достал!
Чтобы ключик нам достать –
Надо на носочки встать!

Л.: (На планшете, рядом со строчками цифры 1, 2, 3, в конверте картинки.)
Назовите картинки, сосчитайте, сколько слогов в слове и поместите картинки на нужную полоску.

Д.: Шар – в этом слове один слог, помещу эту картинку на первую полоску. (И так далее с каждой картинкой).

Л.: Назовите слова, в которых один слог (два, слога), (три слога). Запомните слова. (убирает планшет). А теперь назовите слова с одним слогом, с двумя слогами, с теряя слогами.

Л.: Назовите слова, в которых звук [Ш] слышится в начале слова.

Д.: Шар, шина, шипы.

Л.: В каких словах звук [Ш] слышится в конце?

Д.: В словах ковш, душ, карандаш.

Л.: В словах мышата, лягушка, кувшин звук слышится в начале или в середине?

Д.: В этих словах звук слышится в середине.

Л.: Назовите слова на средней полоске так, чтобы в них хорошо слышался звук [Ш].

III. Итог

Вспомните и назовите слова со звуком [Ш], который вы старались произносить на занятии.

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Тема: «Звук Р».

Этап: автоматизация в слогах, словах и предложениях.

Учитель-логопед: Ушакова Н.А.

Цель: закреплять правильное произношение звука [Р] в слогах, словах и предложениях.

Задачи: 1. Обучающие:

Продолжать учить детей правильно произносить звук [Р] в слогах, в словах и в предложениях;

Упражнять в образовании относительных прилагательных;

Закреплять знания детей о перелётных птицах;

2. Развивающие:

- развивать фонематическое восприятие и способность к звуковому анализу;

Развивать координацию речи с движением;

Развивать внимание, память, воображение;

3. Воспитательные:

Воспитывать чувство взаимопомощи;

Оборудование: плоскостные фигуры Красной шапочки, Бабушки и Буратино, условные обозначения артикуляционных упражнений, зеркала, мольберт, игра «Солнышко», бумажные цветы, игра «Кто, где живёт?», игра «Волшебная груша», пеналы для звукового анализа, игра «Раскрась дом Бабушке», игра «Вкусное варенье», диск с записью «Песни Красной шапочки».

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Л.: Сегодня к нам на занятие пришёл гость, а кто это вы узнаете, если отгадаете загадку: «Мне приятно быть на голове у этой Девочке. Она за мной ухаживает. Я всегда чистая. Мне нравится вместе с ней путешествовать по лесу, ходить в гости к бабушке. Но вот беда: моя хозяйка очень-очень доверчива. Из-за этого с ней происходят всякие неприятности…». Ребята кто загадал эту загадку? О ком она? Правильно эту загадку нам загадала шапочка, которую всегда носит девочка, поэтому её так и называют Красной шапочкой, и сегодня Красная шапочка у нас в гостях. Она просит проводить её к бабушке через сказочный лес, в котором встречаются разные опасности и неожиданности. Проводим Красную шапочку?

2. Характеристика звука.

В этом путешествии нам будет помогать один из звуков речи. Сейчас я расскажу вам его артикуляцию, а вы скажете мне, что это за звук.

«Когда мы произносим этот звук: кончик языка касается бугорков за верхними зубами. Боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Форма языка напоминает ложечку. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка дрожит. Голосовые связки работают, «моторчик» работает. Что это за звук?

Правильно это звук [Р]. На что похож этот звук? Давайте вспомним стихотворение «Звук Р».

ЗВУК [Р].

1. Ррр! – ракета рвётся ввысь!

2. Ррр! – рычит сердито рысь.

3. Ррр, - рокочет ровно робот.

4. Ррр сказать и ты попробуй!

5. Ррр! – возьмемся за учёбу!

1. Ррр! – язык широкий - к нёбу!

2. Языком, передним краем

Вверх, на дёсны нажимаем.

3. Дунь на кончик языка,

Чтоб сильнее задрожал.

4. Ррр – раскатистый и громкий,

5. Ррр – рокочущий и звонкий!

Ребята, расскажите, что вы знаете о звуке [Р]? (согласный, твёрдый, звонкий).

3. Артикуляционная гимнастика.

Чтобы лучше произносить звук [Р] нужно сделать артикуляционную гимнастику: "Лопаточка», «Качели», «Чистим зубки», «Маляр», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Барабан».

  1. Упражнение «Прогулка».

Отправляемся в путь.

Логопед (выполняет вместе с детьми)

Раз, два, три,

По дорожке мы пошли.

Дети маршируют за логопедом.

Петлять тропинка начала

Среди высоких трав,

По ней шагаем мы легко,

Головушку подняв.

Дети идут на носочках с высоко поднятой головой.

Вот мы кочки увидали,

Через них мы прыгать стали.

Дети прыгают через кубики – кочки.

Впереди течёт ручей,

Проходите поскорей.

Руки в стороны расставим,

Переходить его мы станем.

Дети идут по скамейке, покрытой синей тканью, имитирующей ручей.

  1. Игра «Солнышко».

Логопед. Ребята вот мы и в лесу! Прислушайтесь! Вы слышите пение птиц? (Нет) А почему? (Правильно птицы ещё не вернулись с юга)

Чтобы птицы быстрее вернулись к нам с юга, солнышко должно пригреть потеплее, а снега растаять. Давайте соберём своё солнышко и приблизим весну. На лучиках картинки, в названиях которых есть звук [Р]. Нужно отобрать и прикрепить к солнышку только те лучики, где слова состоят из 3-х звуков.

Слова: рак, рысь, сыр, рот, рог, шар, хор, бор.

Логопед. Каких птиц будет встречать наше солнышко весной? (Перелётных.) Назовите их. Назовите зимующих птиц, в названии которых есть звук [Р].

Дети отвечают.

  1. Игра «Волшебная полянка».

Солнышко пригрело, и появились первые цветы. Как они называются? (подснежники). Давайте нарвём бабушке букет. Но цветы это не простые сорвать их можно, если правильно произнесёшь чистоговорку.

Ра – ра – ра, ра – ра – ра – мы в лесу уже с утра.

Ру – ру – ру, ру- ру – ру – растут сосны в бору.

Ры – ры – ры, ры – ры – ры – здесь живут бобры,

Ры – ры – ры, ры – ры – ры – строят хатки бобры.

Ра – ра – ра, ра – ра – ра – а у мышки есть нора.

Ру – ру – ру, ру – ру – ру – мышка спряталась в нору.

  1. Игра «Кто, где живёт?».

Логопед. Ребята мы оказались около норок грызунов, которые заблудились.

Посмотрите на картинку и назовите животных. А теперь найдите норки, в которых живут крот, барсук и бурундук. Подсказкой вам послужат угощения в норках: сколько слогов в названии грызуна, хозяина норки, столько же слогов и в названии угощения.

  1. Игра «Волшебная груша».

В нашем лесу растёт волшебная груша, которая плодоносит круглый год, вот и сейчас у неё поспел очередной урожай. Давайте поможем груше ей очень тяжело держать плоды на ветке, соберём урожай. Но сорвать грушу можно только если определить место звука [Р] в названии картинки, которая находится на ней. (Русалка, радуга, роза, тигр, мухомор, помидор, барабан, карандаш, таракан.) Молодцы ребята груша говорит вам большое спасибо.

9. Игра «Поможем Буратино».

Идём дольше. На этой поляне живут Мальвина, Буратино и Артемон. Мальвина дала задание Буратино: составить звуковую схему своего имени, а у него не получается. Поможем ему? (Буратино). А второе задание собрать геометрические фигуры.

10.Физминутка «Веснянка».

Буратино говорит вам большое спасибо и предлагает поиграть в игру «Веснянка».

Солнышко, солнышко,

Золотое донышко. (Идут по кругу, взявшись за руки.)

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей, (Бегут по кругу.)

Прилетели сто грачей. («Летят» по кругу.)

А сугробы тают, тают, (Медленно приседают.)

А цветочки подрастают. (Тянутся на цыпочках, руки вверх.)

  1. Игра «Раскрась дом бабушки».

Вот мы и подошли к дому бабушки. А Бабушка затеяла ремонт, вынесла все вещи из дома и хотела приступить к покраске, но немного заболела. Посмотрите, какой старенький у неё дом. Давайте поможем бабушке и покрасим дом. А красить мы будем теми красками в названии которых есть звук [Р]. (Розовый, красный, бордовый, серый, оранжевый, чёрный, изумрудный). Раскрашиваем крышу, трубу, ворота, веранду, забор, раму. После этого дети говорят, что и каким цветом он раскрасил. Например: я раскрасил крышу чёрной краской, я раскрасил трубу красной краской и т.д.

  1. Игра «Вкусное варенье».

Бабушка говорит вам большое спасибо и дарит вам вот по такой баночке варенья. Скажите, каким вареньем вас угостила Бабушка? Например: Бабушка меня угостила грушевым (персиковым, брусничным, черничным, смородиновым, виноградным) вареньем. Красная шапочка тоже вас благодарит за то, что вы проводили её от волка и дарит вам по карамельки. На этом наше путешествие закончено, нам пора в детский сад. Повторяем игру «Прогулка».

  1. Итог занятия.

Где мы сегодня с вами были? Кого мы встретили? Какой звук сегодня звучал чаще других? Что нового вы узнали на занятии?


Марина Кукушкина
Конспект фронтального подгруппового логопедического занятия в старшей группе «Звуки С, Сь».

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия

в старшей группе . Тема «Звуки [с] , [с‘].

1. Корекционно- образовательные :

Познакомить детей со звуками [с] , [с’] и буквой «С» ;

Учить характеризовать эти звуки по акустическим и артикуляционным признакам;

Упражнять в звуковом анализе слов , состоящим из 3-х звуков .

2. Коррекционно-развивающие :

Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;

Развивать фонетические процессы;

Развивать слуховую память, слуховое внимание.

3. Коррекционно-воспитательные :

Воспитывать умение следить за правильным произношением поставленных звуков в спонтанной речи ;

Воспитывать у детей привычку аккуратно обращаться с раздаточным материалом.

Предметно-пространственная развивающая среда.

Зеркала по количеству детей.

Артикуляционные модели изучаемых звуков .

Предметные картинки, в названии которых присутствуют звуки С , С на каждого ребенка;

Фишки для выкладывания звуковой схемы .

План занятия .

1. Организационный момент.

2. Массаж лица.

4. Объявление темы занятия .

5. Акустико-артикуляционный образ звуков .

6. Связь звуков и буквы .

7. Развитие мелкой моторики.

8. Развитие фонематического слуха. (Игра «Поймай звук » ).

звуков в слогах . (Игра с мячом «Скажи наоборот» ).

10. Физкультминутка.

звуков в словах . (Игра «Подарки. Выкладывание схемы слов).

12. Речевая подвижная игра «Веснянка» .

13. Итог занятия . Оценка работы детей.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Дети встают в кружок.

Ребята, какое сейчас время года? (весна)

Какой месяц? (апрель)

Давайте вспомним, что бывает весной. Каждый из вас назовёт весеннее слово и передаст мяч соседу. (Солнышко, сосульки, проталины, грачи, скворечник, почки)

Дети садятся на свои места.

2. Массаж лица.

Солнышко проснулось, Поглаживающие движения большим и средним пальцем обеих рук от середины лба к ушам.

Лобика коснулось, Круговые поглаживающие движения вокруг глаз.

Лучиками повело Движения от переносицы через щеки к ушам.

И погладило, погладило. От подбородка через щеки вверх к ушам.

3. Работа над развитием дыхания.

Игра «Вдохни свежий воздух» (дифференциация ротового и носового дыхания)

Ребята, а вы обращали внимание, какой весной воздух? Чем пахнет? (Свежий воздух, пахнет весной)

Давайте вдохнем глубоко свежий весенний воздух носом, а выдохнем через рот.

Дети выполняют задание 2-3 раза. Логопед следит за осанкой

4. Объявление темы занятия .

Ребята, послушайте задание и угадайте, с какими звуками мы сегодня познакомимся.

Распластай язык пошире,

Кончик – к нижним зубкам ближе,

Посередине языка

Струйку воздуха пускай,

Улыбнись и посвисти.

Ссс-ссс-ссс произнеси.

Дети : -Будем говорить о звуке [с] .

Логопед : - Правильно, о звуке [с] и его младшем братце звуке [с’]

5. Акустико-артикуляционные образы звуков .

Произнесение звука С хором , а затем отдельными детьми с наблюдением артикуляции в зеркале.

Какое положение занимают губы? (улыбаются, не напряжены)

Что вы можете сказать о зубах? (сближены, но не смыкаются)

Где находится кончик языка? (упирается в нижние зубы)

Какой звук С ? (согласный)

Почему? (звук встречает преграду )

А теперь скажите, какой звук С ? (согласный, твердый, обозначаем синим цветом)

На магнитной доске логопед выставляет синий квадрат.

Приложите руку к горлышку и скажите, оно вибрирует? (нет)

Значит, звук С какой ? (глухой)

Несколько детей повторяют характеристику звуку С .

Теперь произнесите звук Сь , это младший братец звука С .

Как расположены губы? (Улыбаются сильнее, напряжены)

Где находится кончик языка? (упирается в нижние зубы)

Какой звук Сь ? (согласный, мягкий, обозначаем зеленым цветом)

На магнитной доске логопед выставляет зеленый квадрат.

Приложите руку к горлышку и скажите, оно вибрирует? (нет0

Значит, звук Сь какой ? (Глухой)

Несколько детей дают характеристику звуку Сь .

6. Связь звуков и буквы .

На доске выставляется буква «С»

Шел конь,

Подковами звеня.

Как буква «С» ,

Следы коня.

Дети рисуют пальчиками на столе и в воздухе букву «С» совместно с логопедом .

На что похожа буква «С» ? (ответы детей)

7. Развитие мелкой моторики.

Весна пришла по снежному,

По влажному ковру. «Ходят» пальчиками по столу.

Рассыпала подснежники, Руки лежат на столе ладонями вниз

Посеяла траву. Раздвигают-сдвигают пальцы в стороны и обратно.

Теперь зовет со всех концов Призывные движения обеими руками.

Гусей, стрижей и аистов,

Кукушек и скворцов. Загибают пальчики по одному, начиная с мизинца.

8. Развитие фонематического слуха.

Игра «Поймай звук »

Сейчас мы поиграем в игру на внимание. Если услышите звук С , то должны поймать его в ладошки.

С Э М С И С У Р С О Н С А С Ы Ф С П С

9. Закрепление и дифференциация звуков в слогах .

Игра с мячом «Скажи наоборот» .

Логопед произносит слоги и бросает ребенку мяч. Тот должен назвать слог наоборот, изменив твердый звук на мягкий или наоборот.

СА-СА-СА….СЯ-СЯ-СЯ

СУ-СУ-СУ…. СЮ-СЮ-СЮ

СЭ-СЭ-СЭ…. СЕ-СЕ-СЕ

СО-СО-СО….СЁ-СЁ-СЁ и т. д.

10. Физкультминутка. «Пришла весна» .

Улыбаются все люди –

Весна, весна, весна! Дети поднимают руки над головой и ритмично хлопают.

Она везде, она повсюду –

Красна, красна, красна! Делают ритмичные повороты туловища.

По лугу, лесу и полянке идёт, идет, идет. Ритмично шагают на месте.

На солнышке скорей погреться

Зовет, зовет, зовет. «Зовут» к себе.

И в ручейке лесном задорно

Звенит, звенит, звенит. Хлопают в ладоши.

По камушкам в реке широкой

Журчит, журчит, журчит. Потирают ладони.

Разносит запахи повсюду

Цветов, цветов, цветов. Делают из пальцев бутон.

И всё живое сразу

Слышит весенний этот зов. Ритмично сжимают и разжимают пальцы.

11. Закрепление и дифференциация звуков в словах .

Игра «Подарки» .

У нас в гостях сегодня две девочки : Соня и Сима.

На магнитной доске выставляются две картинки.

Посмотрите на картинки, которые лежат у каждого на столе. Давайте подарим их девочкам. Подумайте, Симе или Соне достанется ваша картинка.

Картинки : нос, стол, лось, лиса, рысь, осина, оса, карась, сом, сын, синий (круг, сова, синица, самолет, автобус, осьминог, сумка, сено, василёк.

-Звуковой анализ с выкладыванием звуковой схемы слов сом , лось.

12. Речевая подвижная игра «Веснянка» .

Дети выходят на коврик, берутся за руки.

Солнышко, солнышко,

Золотое донышко!

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло! Идут по кругу, взявшись за руки.

Побежал в саду ручей, Бегут по кругу.

Прилетели сто грачей. «Летят» по кругу.

А сугробы тают, тают, Медленно приседают.

А цветочки подрастают. Тянутся на цыпочках, руки вверх.

13. Итог занятия .

С какими звуками мы сегодня познакомились?

Какие это звуки ?

Как называется буква, которой они обозначаются?

Как вы думаете, мы с вами хорошо занимались?.

Кому какое задание понравилось?

Какое задание было самым трудным?

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе на тему: «Семья»

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе по теме: «Знаю я, что у меня очень дружная семья»

Описание материала : Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности детей в старшей группе по теме: « Знаю я, что у меня очень дружная семья». Материал будет интересен логопедам, воспитателям и другим специалистам дошкольного учреждения. Этот конспект может являться развлечением.

Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира), «Социализация», «Коммуникация», «Физкультура», «Здоровье», «Музыка».
Цель: Формировать у детей правильное представление о семье, роли отца, дедушки, бабушки, сестры, брата.
Задачи:
1. Уточнить и обобщить знания детей о семье, о том, кто такие родные.
2. Закрепить представление о трудовых обязанностях членов семьи.
3. Упражнять детей в умении задавать вопросы, правильно подбирать к словам прилагательные и глаголы.
4. Развивать связную речь, познавательные интересы, логическое мышление.
5. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.
Предварительная работа:
1. Заучивание фамилии, имени, отчества и профессии родителей.
2. Рассматривание семейных фотографий.
3. Изготовление родителями семейного древа.
4. Рисование рисунков на тему «Моя семья».
Оборудование: Семейные фотографии, схема дерева, корзина, пчелки, медвежонок из кукольного театра, фотовыставка.

Ход занятия:

Логопед: Дети, давайте представим,что всех нас пригласили в телестудию на детскую передачу- « Моя семья».
Вы согласны быть участниками этой передачи? (Ответы детей). Тогда давайте потихонечку войдем в телестудию и займем свои места.(Дети под музыку садятся на стульчики). Участники телепередачи готовы? (Ответы детей). Ну, тогда начали.
- Добрый день, уважаемые телезрители. Начинаем нашу передачу – «Моя семья», и я, ее ведущая Галина Владимировна, приветствую вас. Сегодня в нашей студии гости программы и участники, дети детского сада « Веснянка» пос. Чертково. Я предлагаю участникам представиться.
Дети: Меня зовут…, моя фамилия… .
Логопед:
- Сейчас я загадаю вам загадку и, отгадав ее, вы узнаете тему нашего разговора.
Самые дорогие и близкие люди для меня,
Без которых мне прожить никак нельзя.
Друг о друге мы заботимся всегда
Это моя дружная… семья.(Дети).
- Правильно, сегодня мы поговорим с вами о семье.
- Дети, послушайте, кто - то спешит к нам в студию.
Медвежонок: - Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Меня зовут Мишутка. Угадайте, из какой сказки я к вам пришел? Да, я пришел из сказки « Три медведя» и хочу показать вам фотографию своей семьи. Это папа – Михайло Потапыч, он большой и сильный, а это мама – Настасья Петровна, она добрая и ласковая, а это я – Мишутка. Наша семья небольшая, всего три человека. Я очень люблю маму и папу. Они меня тоже очень любят и заботятся обо мне и друг друге. Ребята, а у вас есть семья? Расскажите мне о своей семье и о том, как вы живете.
Логопед: Дети, давайте на пальчиках расскажем о своей семье.
Пальчиковая игра: « Моя семья».
- Сегодня у нас на телепередаче открыта фотовыставка, многие из вас сделали фотоколлаж вместе с родителями. Нашим телезрителям и Мишутке будет интересно послушать рассказы о ваших семьях.
(Дети рассказывают: кто изображен; И.О.родителей, где работают, где снимались).
- Кто нам брат, кто нам друг, становись скорее в круг!
Друг друга за руки возьмем и играть сейчас начнем.
Игра: « А ты мне кто?».
Дети в кругу, воспитатель спрашивает: «Я – мама, а ты мне кто?» (Дочка, сын)… .
Логопед:
- Дети, сегодня мы с вами много говорили о семье, а сейчас я хочу рассказать вам о том, что семья похожа на огромное дерево, корнями этого дерева являются родители ваших дедушек и бабушек (ваши прабабушки и прадедушки).Толстые ветки дерева это бабушки и дедушки.Ветви потоньше - это ваши папы мамы, а самые тонкие веточки – это вы детки. А сейчас давайте послушаем детей, которые еще не рассказывали о своей семье. (Рассказ 1-2 детей).
Физминутка: «Кто живет у нас в квартире?»
Кто живёт у нас в квартире?
Раз, два, три, четыре. (Хлопаем в ладоши.)
Кто живёт у нас квартире? (Шагаем на месте.)
Раз, два, три, четыре, пять. (Прыжки на месте.)
Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)
Папа мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)
Кошка Мурка, два котёнка, (Наклоны туловища вправо-влево.)
Мой сверчок, щегол и я – (Повороты туловища вправо-влево.)
Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши.)
Логопед: Дети, я очень рада, что у каждого из вас есть родной дом, где вас любят, ждут и заботятся.
-А если у кого-то из членов семьи плохое настроение, с помощью каких слов можно его исправить? Вы знаете такие
волшебные слова , тогда поиграем:
1. Растает ледяная глыба, от слова теплого – спасибо
2. Зазеленеет старый пень, когда услышишь – добрый день!
3. Когда бранят за шалости, мы говорим – прости, пожалуйста.
- Я вижу вы очень внимательные, добрые дети. У меня в руках (проводится игра)
« Корзинка добрых дел» в ней живут пчелки. Вам нужно поймать пчелку, опустить ее в корзину и назвать то доброе дело, которое вы выполняете дома.(Звучит музыка., дети по очереди называют свои поручения по дому).
Логопед: Дети, к нам на телепередачу приехали гости. Давайте пригласим их в студию. Проходите, пожалуйста, присаживайтесь. У нас в гостях: мама Артема Кунгурцева – Оксана Петровна, и мама Коротковой Арина – Наталья Викторовна. Уважаемые гости, наши дети уже рассказали, какие они выполняют поручения у себя в семье, а теперь они хотят узнать – как распределяются обязанности у взрослых. Можно мы зададим вам несколько вопросов? И так первый вопрос. (Дети задают свои вопросы: кто ходит у вас в семье на работу, вяжет носочки, печет пироги, забивает гвозди…).
-Спасибо большое, нашим гостям за участие в телепередаче.

Данное занятие поможет автоматизировать звук "С"в изолированном виде, в слогах, словах и предложениях, обобщить и систематизировать знания детей о диких животных. Закрепить умение детей образовывать множественное число имен существительных. Развивает у детей фонематический слух, восприятие, общую, мелкую и артикуляционную моторку, мимические мышцы лица.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия

В подготовительной к школе группе

«Путешествие в сказочный лес».

Составитель: Рудник Анна Иосифовна

Учитель-логопед МДОУ № 126

Цели:

Образовательные: Уточнить артикуляцию звука С, работать над автоматизацией этого звука в изолированном виде, в слогах, словах, предложениях. Обобщить и систематизировать знания детей о диких животных. Закрепить умение детей образовывать множественное число имен существительных на материале лексической темы «Дикие животные».

Коррекционные: Работать над речевым дыхание, ритмической стороной речи. Закреплять умение детей делать глубокий вдох и плавный, медленный выдох выдох. Развивать внимание, память, мышление. Развивать у детей: фонематический слух, восприятие; общую, мелкую и артикуляционную моторику; мимические мышцы лица.

Воспитательные: Воспитывать у детей самоконтроль за речью. Воспитывать выдержку, терпение, усидчивость, умение работать в коллективе.

Оборудование: Мольберт, макет леса, вырезанные из бумаги бабочки, театр на магнитах (лиса, сова, заяц, медведь, бабка Звукоежка), теннисные мячики для массажа,колокольчик, девочка Алиса, набор фигурок, изображающих диких животных, пособие «Волшебное зеркало» - три соединенных между собой зеркала.

Ход занятия.

Организационный момент

/Установление эмоционального контакта/

Дети и логопед встают в круг

Логопед: Собрались все дети в круг.

Я - твой друг и ты - мой друг,

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Посмотрю на ваши лица,

С кем бы мне здесь подружиться?

Меня зовут - Анна Иосифовна, а тебя как зовут? Ответь мне, назови свое имя ласково и 1-й звук в своем имени. (Машенька - М, Никита - Нь).

Пальчиковая гимнастика.

Чтобы лучше говорить надо с пальцами дружить.

Ребята, я сейчас увидела, как к окну подлетела сорока, постучала в окно и так радостно и звонко затрещала. Интересно, что она хотела сообщить? Ой, посмотрите, что это там?

Логопед находит письмо и читает его.

Собирайтесь скорее

В необычный поход,

Ждут вас тайны лесные,

В лес тропинка зовет.

Ребята, вы хотите отправиться в лес, познакомится с героями сказок и поиграть в интересные игры. (-Да!)

Давайте, возьмемся за руки, чтоб не потеряться.

В лес по сказочной тропинке

Попадем мы прямоком.

Вот мы с вами и в лесу! (на мультимедийной доске появляется лес)

Здравствуй лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи.

Ты же видишь, мы свои!

В какой лес мы с вами пришли? (осенний, красивый, сказочный, чудесный, дремучий, волшебный...)

Дыхательное упражнение.

Массаж пальчев рук.

Логопед находит корзиночку с мячиками - солнышками.

Упражнение «Солнышко».

- Солнышко осенью греет мало, уже не так тепло как летом. Давайте его попросим подарить нам еще теплые денечки.

Нарисую солнышко.

На своей ладошке.

Пусть оно сияет

Хоть и понарошку.

Ходит солнце золотое

В чистых - чистых небесах.

Льет лучи на лес и луг

И на всех детей вокруг.

Дети возвращают мячики - солнышки в корзинку.

В лесу живет много животных, давайте вспомних их. Подумайте, в названии какого животного 1й звук Ль, З, В, Мь, Е, Б.

Молодцы, ребята! Как мы назовем их всех вместе? (Дикие животные).

Работа над ритмом. Ритмическая игра «Дятел»

Кто это там отбивает необычный ритм по дереву? Какая птица? (правильно, дятел)

Дятел подарил нам колокольчик. Как красиво он звенит, он приглашает нас в сказку.

Дети садятся.

Дети садятся на стульчики-пенечки перед мольбертом.

Артикуляционная гимнастика «Сказка»

Все ребятки по порядку

Утром делают зарядку.

Язычок наш хочет тоже

На детишек быть похожим.

Ой! Мы, кажется, в сказке уже...

Сказка про лису - рыжую красу.

Логопед. Жила-была на лесной опушке Лиса - рыжая краса (звучит музыка, появляется Лиса). И всё-то у нее было хорошо, да только не умела Лиса произносить звук С. Сидит она на опушке и плачет. Вдруг видит - бабочки прилетели.

Бабочки. Отчего ты плачешь, Лиса - рыжая краса?

Лиса. Как же мне не плакать, если...

Логопед. И рассказала лиса бабочкам о том, что не умеет звук С произносить.

Лиса. Не подШкажите ли, бабочки, кто может научить меня?

Бабочки. Ты сначала подуй на нас, а то налетела тучка и намочила дождиком наши крылышки - трудно летать.

Лиса. Как же я подую? Я не умею...Кто мне поможет?

Дети дуют 3 раза.

Бабочки. Спасибо вам, дети! Теперь наши крылышки сухие, и мы опять можем летать. А научиться звук С произносить тебе поможет Сова (Исчезают).

Логопед. Сидит Лиса - рыжая краса, плачет, а мимо Сова летит. (звучит музыка)

Сова. Здравствуй, Лиса - рыжая краса!

Лиса. Здравствуй.

Сова О чем плачешь?

Логопед. Рассказала Лиса Сове о том, что не умеет звук С произносить.

Сова. Кажется, я смогу твоему горю помочь. Нам помогут мои друзья дети. (Дети рассказывают)

Язык широкий как можно ниже,

Кончик к нижним зубкам ближе,

Посередине языка бежит струйка воздуха.

Улыбнись и посвисти,

Звук С-С-С произнеси!

Лиса. С-С-С! Ах, какой красивый звук!

Сова. Теперь ты можешь играть в игры со звуком С. Ребята, научат тебя.

Логопед. Давайте научим лису играть в игры «Мы подуем высоко…».

Какой это звук?(согласный). Бывает мягким, твердым.

Игра «Волшебники»

са-са-са - ся-ся-ся, со...,су...,сы..., сэ...

Дети выполняют упражнения.

Лиса. Ой, как интересно. Спасибо детям и тебе сова, что помогли мне.

Логопед. Пожалуйста – ответила сова. И только лиса её и видела. Сидит она по прежнему на лесной опушку и улыбается, а мимо Зайка идет. (музыка)

Заяц. Здравствуй, лиса – рыжая краса! Что это ты разулыбалась.

Лиса. Как же мне не улыбаться?. Раньше я не умела Звук С произносить, а сова меня научила

Заяц. Рад за тебя! Может и ты мне поможешь? Давай определим в названии какой картинки звук С - твердый, а в каких Сь - мягкий.

Лиса. Конечно, я помогу тебе и ребята нам помогут

Заяц. Спасибо. Молодцы вы правильно распределили слова. Но мне пора уходить.

Сидит она и вдруг слышит кто-то летит.

Бабка-Звукоежка. - Кто это звук С научился произносить? Будет чем подкрепиться. Сейчас я его во всех словах съем. Я звук С в словах съедаю и значение слов меняю.

Был САД - стал..АД, Был СМЕХ - стал..МЕХ.

Логопед. - Предлагаю самым бесстрашным и смелым вступиться в схватку с Бабкой Звукоежкой. ...МИРНЫЙ, ...УТКИ, ...УШКИ, ...КЛАД, ...КОТ,...НАРЯД, ...ПЕШКА, ...ПУТНИК,...ТРОЙКА, ...ПОРТ.

Логопед. - Ура! Мы победили Звукоежку.

Лиса. Как я рада. Я даже стихи сочинила. Повторяйте за мной.

Са-са-са – под кустом сидит лиса. Сы-сы-сы – есть лисята у лисы!

Со-со-со – хвост лисы как колесо.

Логопед. - Сидит Лиса, а мимо Медведь идет, кусты к земле гнет. (Звучит музыка, появляется медведь)

Медведь. Здравствуй, Лиса – рыжая краса!

Лиса. Здравствуй, Мишенька. А что ты такой грустный?

Медведь. Да вот письмо получил. А в нем все не правильно. Как исправить не знаю.

Логопед. - Сейчас мы тебе поможем. Я вам читаю предложение, если в нем все правильно, вы хлопаете, если есть ошибка, поднимаете руку вверх.

У медведя лисий хвост.

У белки беличий хвост.

У лисы волчий нюх.

Лиса живет в беличьем дупле.

У зайца заячьи уши.

У оленя оленьи рога.

Еж любит мед.

Медведь. Спасибо вам ребята за науку.

Ушел медведь – только его лиса и видела.

Логопед. До свидания Лиса – рыжая краса. Мы рады, что смогли помочь тебе. Отправимся дальше по сказочному лесу.

Физкультминутка «Как живешь?»

Звенит волшебный колокольчик и приглашает нас в гости к девочке Алисе. Алиса побывала в сказочной Стране Чудес в Зазеркалье. Она принесла с собой волшебное зеркало и хочет показать нам различные чудеса, а вы будете правильно называть всё, что покажет Алиса.

Логопед. Историю чудесней

Вы слышали едва ли:

Сегодня вспомним сказку мы

«Алиса в Зазеркалье»

Зеркал широкий разворот

Нас в Зазеркалье позовет…

Ребята, смотрите: у нас

Фигурки животных есть.

Мы аккуратно сейчас

Будем их ставить здесь.

(показ места перед зеркалом)

Возьмем животное одно

Поставим перед зеркалами…

И что же видим? Вот чудно!

Животных много перед нами!

Кто это? (заяц) А теперь я поставлю его к чудесному зеркалу Алисы. Кто теперь у нас? (зайцы). Кого мы видим у Алисы в Зазеркалье? (медведей, волков. белок, лис, ежей и т.д.).

Логопед. – Спасибо тебе Алиса за волшебную, необыкновенную игру.

Итог. - Мы побывали с вами в волшебной стране, познакомились с разными героями и нам надо возвращаться в группу.

Тропинка, тропинка, ты нас проводи

Пойдем за тобою, а ты впереди.

Веди через поле, ручей и овраг,

Вот только зачем же ты крутишься так!

Тропинка послушалась стала прямой

И нас незаметно вернула домой.

Ребята, вам понравилось в лесу, в гостях у сказки? Вы все молодцы. Давайте попрощаемся с гостями.

До свидания!