Отличие прав от свобод гражданина. Чем права отличаются от свободы

Свобода понимается как отсутствие внешних препятствий, которые могут лишить человека возможности делать то, что он хотел бы делать.

Однако, следует иметь в виду, что у человека, живущего в обществе нет и не может быть абсолютной свободы, поскольку свобода одного ограничена аналогичной свободой другого.

И это ограничение должно быть четко определено правом. Поэтому свобода человека, живущего в обществе - есть свобода его действий в рамках права. В этом смысле право человека неотделимо от его свободы.

В условиях демократического правового государства права и свободы человека совпадают, в недемократических режимах права и свободы граждан значительно ограничены, либо они вовсе отсутствуют. Здесь наиболее наглядно видна тесная связь свободы и права, поскольку тоталитарное «право» может лишить человека свободного поведения, запрещая свободно мыслить, высказывать свое мнение, создавать политические партии, заниматься политической деятельностью, предпринимательством, и т.д.

Однако между терминами «право» и «свобода» имеются и некоторые различия. Так, право всегда предполагает указание в законе или ином нормативном правовом акте точного перечня правомерных действий человека, в то время как при определении свобод может быть указана только сфера или форма деятельности, Например, в п. 7 ст. 29 Конституции РФ сказано, что каждому гарантируется свобода мысли и слова. Действительной свободой в данной формулировке является свобода мысли, поскольку мыслительная деятельность человека законом не регулируется, а значит и не ограничивается. В то же время свобода слова урегулирована правом, а значит и ограничена, то есть по своей сущности является не свободой, а правом.

95. Что такое гражданское общество?

Гражданское общество - это сообщество граждан и не граждан, законно проживающих на территории данного государства, а также создаваемые ими различные самоуправляющиеся общности людей - общественные организации, политические партии, религиозные, национальные и иные формирования, предпринимательские структуры, которые действуют независимо от государства.

Гражданское общество взаимодействует с государством следующим образом: 1.

Вмешательство государства в сферу гражданского общества происходит только в том случае, если субъекты гражданского общества не могут сами разрешить свои споры и противоречия, и когда они обращаются к государственным органам, в первую очередь судебным, которые на основе закона решают их вопрос. 2.

Государство вмешивается в жизнь гражданского общества в случае совершения правонарушений его субъектами. В этом случае государство властно восстанавливает законность и правопорядок, нарушенные права того или иного субъекта гражданского общества, а виновных правонарушителей привлекает к юридической ответственности. 3.

Субъекты гражданского общества действуют на основе и в соответствии с правовыми и не правовыми нормами и правилами - моральными, нравственными, религиозными, нормами общественных организаций, обычаями, традициями и другими без вмешательства со стороны государства.

Еще по теме 94. Какая разница между правом человека и его свободой?:

  1. Разница между экономической и фискальной устойчивостью
  2. ЧЕЛОВЕК И ЕГО СВОБОДА В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ Л.С. Соловьёва

1. Термин "свобода" призван подчеркнуть более широкие возможности индивидуального выбора, не очерчи­вая конкретного его результата: "каждому гарантируется сво­бода совести, свобода вероисповедания" (ст. 28); "каждому га­рантируется свобода мысли и слова" (ст. 29); "каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к тру­ду, выбирать род деятельности и профессию" (ст. 37). При наличии юридически признанной свободы количество вариантов по­ведения возрастает. Например, свобода мысли и слова может реализоваться в самых различных действиях; гражданин может высказывать свои мысли и письменно, и устно в самых различных формах и ситуациях; свобода предпринимательст­ва проявляется в разных его видах.

В отли­чие от этого термин "право" определяет более конкретные действия человека (например, право участвовать в управле­нии делами государства, право избирать и быть избранным). Управомоченный (носитель права) имеет возможность выбора одного из двух вариантов поведения. Он может ис­пользовать или не использовать свое право

2. Право гражданина постольку является его правом, по­скольку оно зафиксировано в позитивном праве (законах) со­ответствующего государства. Закон является непосредствен­ной основой права. Между тем свобода личности может су­ществовать и без государства и права. Она не вытекает из закона.

3. Основному праву, зафиксированному в конституции, должна соответствовать позитивная, активная обязанность государства, направленная на создание условий реализации права, на саму реализацию. Ес­ли же отношения личности и государства урегулированы с помощью категории «свобода», то государство принимает на себя обязанности пассивные (негативные), не вмешивается в сферу свободы, оставленную законом. Активные действия предпринимает сам носитель свободы.

4. В случае споров с государственным органом носитель права должен привести законное обоснование своего права. В случае споров, связанных с реализацией свободы, напротив, государственный орган должен привести обоснование огра­ничения свободы, вытекающее из закона.

Гражданин – понятие юридическое, оно предполагает, что у конкретного человека существует правовая связь с конкретным государством.

Максимальным объемом прав и свобод на территории государства обладают его граждане.

Гражданство - устойчивая правовая связь человека с государством, выражающая совокупность их взаимных прав, обя­занностей и ответственности. Гражданство возникает по рожде­нию, в результате приема в гражданство и по другим законным основаниям. По законодательству большинства стран никто не может быть лишен гражданства или права изменить его. РФ о гражданстве 2001 г.

Государство, гарантирует гражданину его законные права и интересы; защищает его и покровительствует ему за границей. В свою очередь, гражданин" обязан соблюдать законы другие предписания госу­дарства и выполнять установленные им обязанности.

Права человека и гражданина. Права человека - это такие права, которые принадлежат каждому, независимо от его граж­данской принадлежности (право на жизнь, право собственности, право на создание семьи и др.).

Права и свободы человека закреплены во Всеобщей деклара­ции прав человека, в Международном пакте о гражданских и по­литических правах и др.

Человеку отводится автономное поле деятельности, где движущей си­лой выступают его индивидуальные интересы. Реализация та­кого интереса осуществляется в гражданском обществе, осно­ванном на частной собственности, семье, всей сфере личной жизни, и опирается на естественные права человека, принад­лежащие ему от рождения. Государство, воздерживаясь вмешательства в эти отношения, призвано ограждать их не только от своего, но и от чьего бы то ни было вмешательства.

Права гражданина охватывают сферу отношений индиви­да с государством, в которой он рассчитывает не только на ограждение своих прав от незаконного вмешательства, но и на активное содействие государства в их реализации. Статус гражданина вытекает из особой правовой его связи с государ­ством - института гражданства (ст. 6 Конституции РФ).

  • 20. Подведение итогов голосования на референдуме рф.
  • 2. Выборы признаются соответствующей избирательной комиссией не состоявшимися в случае, если:
  • 21. Юридическая сила решений, принятых на референдуме.
  • 1. Решение, принятое на референдуме, является обязательным и не нуждается в дополнительном утверждении.
  • 8. Если результаты референдума признаны недействительными, комиссия, организующая голосование на референдуме, назначает повторное голосование.
  • 22. Общественные объединения: понятие, организационно-правовые
  • Организационно-правовые формы Общественных объединений, виды, формы общественных организаций
  • Различают следующие виды общественных объединений:
  • Общественная организация
  • Общественный фонд
  • 24. Принципы экономической основы конституционного строя рф.
  • 25. Принципы социальной основы конституционного строя рф.
  • 26. Принципы правового статуса личности.
  • 27. Права и свободы человека в рф, отличие от прав и свобод
  • 28. Политические права и свободы граждан рф: общая характеристика.
  • 29. Социально-экономические права и свободы человека и гражданина рф.
  • 30. Право на свободу передвижения, выбор места пребывания и
  • 33. Понятие гражданства и подданства, двойное гражданство,
  • 35. Принципы российского гражданства.
  • 36. Основания и порядок приобретения гражданства рф.
  • 37. Органы, решающие вопросы гражданства.
  • 38. Прием в гражданство рф в общем порядке.
  • 39. Прием в гражданство рф в упрощенном порядке.
  • 40. Гражданство детей при различном гражданстве родителей.
  • 41. Восстановление в гражданстве рф, оптация.
  • 42. Основания и порядок прекращения российского гражданства.
  • 45. Право и порядок въезда и выезда из рф иностранных граждан и лиц без гражданства.
  • 46. Беженцы: понятие, статус.
  • 47. Вынужденный переселенец: понятие, статус.
  • 48. Понятие и формы государственного устройства.
  • 49. Принципы федеративного устройства рф.
  • 50. Компетенция Российской Федерации.
  • 51. Образование нового субъекта в составе Российской Федерации.
  • 52. Республика в составе рф, ее правовое положение.
  • 53. Область, край как субъекты рф.
  • 56. Система органов местного самоуправления.
  • 57. Принципы избирательной системы Российской Федерации.
  • 58. Понятие и виды избирательных систем.
  • 59. Избирательный процесс в рф: понятие и основные стадии.
  • 60. Голосование как основная стадия избирательного процесса.
  • 61. Предвыборная агитация как стадия избирательного процесса:
  • 62. Правовой статус Президента рф.
  • 63. Порядок избрания Президента рф.
  • 64. Основания досрочного прекращения полномочий Президента рф.
  • 65. Компетенция Президента рф.
  • 66. Правительство Российской Федерации в системе органов
  • 67. Законодательный процесс в рф: понятие, основные стадии.
  • 68. Состав и структура Государственной думы рф.
  • 69. Право и порядок выдвижения кандидатов в депутаты
  • 70. Определение результатов выборов в Государственную думу рф.
  • 71. Компетенция Государственной думы рф.
  • 72. Гарантии деятельности депутата Государственной думы рф.
  • 73. Помощник депутата Государственной думы: порядок назначения,
  • 74. Постоянные комитеты Государственной думы: состав,
  • 75. Совет Государственной думы: состав, полномочия. Полномочия совета государственной думы Глава 2 Регламента Государственной Думы:
  • 76. Право и основания роспуска Государственной думы рф.
  • 78. Порядок формирования Совета Федерации Федерального собрания рф.
  • 79. Компетенция Совета Федерации Федерального собрания рф.
  • 80. Постоянные комитеты Совета Федерации: состав, компетенция.
  • 81. Правовое положение члена Совета Федерации фс рф.
  • 82. Парламентское расследование Федерального собрания рф.
  • 83. Счетная палата Федерального собрания рф: порядок формирования, состав, полномочия. Статус
  • Структура и порядок формирования
  • 84. Порядок образования Конституционного суда Российской Федерации.
  • 85. Принципы деятельности Конституционного суда рф.
  • 86. Полномочия Конституционного суда рф.
  • 87. Акты Конституционного суда рф, их юридическая сила.
  • 88. Требования, предъявляемые к судьям Конституционного суда рф.
  • 89. Правовой статус судьи Конституционного суда рф.
  • 90. Гарантии деятельности судьи Конституционного суда рф.
  • 26. Принципы правового статуса личности.

    Статья 2 Конституции РФ раскрывает важнейшую сторону характеристики России как правового государства: высшей ценностью провозглашаются человек, его права и свободы. Все остальные общественные ценности (в том числе обязанности человека) такой конституционной оценки не получили, следовательно, располагаются по отношению к ней на более низкой ступени и не могут ей противоречить. Данное положение является принципиальной новеллой российского конституционализма: ранее приоритет всегда имели государственные интересы (отождествляемые с общественными).

    Признание прав и свобод человека высшей ценностью означает, что в случае коллизии прав человека и других конституционно защищаемых ценностей, в том числе и тех, которые относятся к иным основам конституционного строя, приоритет следует отдавать правам человека. Глава 2 Конституции РФ, содержащая открытый перечень прав и свобод человека и гражданина, как и гл. 1 и 9, является, как отмечалось, «защищенной», «более жесткой» и не может быть изменена Федеральным Собранием РФ.

    Важным является то, что основные права и свободы человека и гражданина рассматриваются как естественные, принадлежащие каждому от рождения (ч. 2 ст. 17 Конституции РФ), т. е. они существуют объективно, а не по воле законодателя, являются не октроированными, не дарованными государством (государство должно их не устанавливать, а лишь признавать, соблюдать и защищать как уже существующие), а дозаконотворческими и внезаконотворческими.

    Естественный характер основных прав и свобод означает также, что они не могут быть не только приобретены, но и переданы кому-либо, т. е. являются неотчуждаемыми (и даже отказ от них является ничтожным). Государство не может обладать полномочиями, приобретенными за счет основных прав и свобод человека.

    Характеризуя конституционно-правовой статус личности, важно иметь в виду следующее. Если правовой статус – это совокупность прав, обязанностей, гарантий и ответственности соответствующего субъекта правоотношений, то конституционно-правовой статус личности – это совокупность лишь основных (конституционных) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; нормы конституционного права устанавливают основы правового статуса личности.

    Конституционные права и свободы человека и гражданина имеют следующие особенности:

    Они являются исходным пунктом для установления других прав, свобод и законных интересов в отраслевом (специальном) законодательстве;

    Для них характерна высокая степень обобщения и распространения;

    В основе их возникновения лежат не конкретные юридические факты, а само существование (рождение) человека, состояние его в гражданстве Российской Федерации;

    Они обеспечиваются повышенной правовой охраной.

    27. Права и свободы человека в рф, отличие от прав и свобод

    гражданина РФ.

    Основы правового статуса личности охватывают конституционно закрепленные права и свободы. Причины, по которым одни права закрепляются конституционно, а другие - в текущем законодательстве, не произвольны. Можно выделить следующие факторы, от которых зависит выбор той или иной формы.

    1. Значимость данного конституционного права и свобод для человека и общества. Конституция закрепляет те права и свободы, которые жизненно важны и социально значимы как для отдельного человека, так и для общества в целом. Для человека они являются необходимыми предпосылками обеспечения его чести и достоинства, присущих свободной человеческой личности; естественного права на участие в решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которого он является; экономических и социальных условий, необходимых ему для удовлетворения жизненно насущных материальных и духовных потребностей.

    Для государства, общества значимость конституционно закрепленных прав выражается в том, что именно их реализация обеспечивает претворение в жизнь объявленных сущностных свойств государства как демократического и правового. Само существование государства объективируется совокупной деятельностью людей во всех сферах их жизнедеятельности - политической, экономической, духовной. Так, без существования права на свободный труд, на свободу предпринимательства не могла существовать экономическая среда, без реализации избирательных прав граждан невозможно формирование структур управления обществом. Поэтому основные права и свободы не только признаются государством, но и защищаются им как необходимое условие его существования.

    2. Изначальный или произвольный характер принадлежности человеку данного права и свободы.

    Ст. 17 Конституции РФ устанавливает, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Именно такого рода права и закрепляются конституционно. 1224

    3. Присущие основным правам и свободам особые юридические свойства, специфика их реализации. Эти свойства проявляются в следующем:

    а) конституционные права и свободы составляют ядро правового статуса личности, лежат в основе всех других прав, закрепляемых иными отраслями права. Все права и свободы граждан в той или иной сфере жизни производны от основных прав и свобод;

    б) основные права и свободы закрепляются за каждым человеком и гражданином. Все другие (неосновные права и свободы) связаны с обладанием лицом различными

    статусами - рабочих и служащих, собственников имущества, нанимателей жилой

    площади, покупателей и т. п.;

    в) характерной чертой основных прав, свобод и обязанностей является их

    всеобщность. Они равны и едины для всех без исключения. Для признания того или иного права основным государство исходит из возможности осуществления его всеми;

    г) основные права и свободы граждан Российской Федерации отличаются от других прав и обязанностей основанием возникновения. Единственным таким основанием является принадлежность к гражданству Российской Федерации;

    д) основные права и свободы гражданина Российской Федерации не приобретаются и не отчуждаются по волеизъявлению гражданина. Они принадлежат ему в силу гражданства, неотделимы от правового статуса;

    е) основные права и свободы отличаются механизмом их реализации. Основные права выступают в качестве предпосылки любого правоотношения в конкретной сфере, постоянного, неотъемлемого права каждого участника правоотношения;

    ж) характерной чертой основных прав и свобод представляется особая юридическая форма их закрепления. Они фиксируются в правовом акте государства, имеющем высшую юридическую силу, - в Конституции.

    Конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина - это его необъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемые государством, составляющие ядро правового статуса личности. Конституционные права и свободы принято классифицировать на три группы: личные; политические; социально-экономические. Именно такая последовательность в классификации прав и свобод человека и гражданина присуща Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948г.

    В российском законодательстве она впервые была воспроизведена в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом Российской Федерации 22 ноября 1991 г., а затем отражена в Конституции Российской Федерации 1993 г.

    "

    СХОДСТВА

    Определяются через возможность избрать тот или иной вид поведения (например, создавать общественные объединения как право образовывать их, так и свобода граждан входить в них). Еще Ш. Монтескье писал: «свобода есть право делать все, что разрешено законом» (современная версия звучит: свобода есть право делать все, что не запрещено законом). Иногда даже употребляются формулы «право на свободу», например, в ст. 18 Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии»

    РАЗЛИЧИЯ

    Права - возможность получения каких-либо социальных благ

    Свобода в широком смысле - возможность избежать воздействия со стороны государства тех или иных ограничений

    Право - «закрепленное нормой с достаточной определенностью возможное поведение или набор вариантов возможного поведения субъектов» (А. Г. Мамонтов)

    «Свобода» подразумевает более высокую степень вариантности поведения субъекта права в сфере неограничиваемых и охраняемых законом общественных отношений (А. Г. Мамонтов)

    Осуществление прав чаще всего возможно только при наличии встречных действий, предоставления соответствующего блага, условия реализации таких прав предполагают тщательное нормативно-правовое регулирование. «Степень юридической свободы здесь резко уменьшается, а правовая определенность возрастает»

    «Свободы» - это всегда естественные права, т. е. не предоставленные гражданам государством, а вытекающие из самой природы человека. Отношения по их реализации не носят предоставительно-обязывающего характера, т. е. не требуют от государства (или кого-либо) встречных действий: «жить, свободно выражать свои мысли, трудиться человек может даже на необитаемом острове. Главная обязанность всех иных лиц в таких отношениях - не мешать» .

    Таким образом, свободы в отличие от прав представляют собой сферы, области деятельности человека, в которых человек (с большей долей вариативности поведения) проявляет независимость от государства (свобода совести, свобода вероисповедания (ст. 28 Конституции РФ); свобода мысли и слова (ч. 1 ст. 29 Конституции РФ); свобода труда (ч. 1 ст. 37 Конституции РФ), избегает его ограничений, свободы не требуют встречных действий (кроме как не мешать). Если права подразумевают возможность получить какие-либо блага от государства, то свободы - избежать вмешательства государства.

    Хотя все выделенные отличия выглядят весьма условными. В законодательстве же многие естественные права называются правами, а не свободами. Даже сами сторонники нетождественности понятий отмечают «условность и умозрительность выделяемых отличий» . Употребление терминов «права» и «свободы» считают данью минувшему времени, когда правовые возможности человека виделись в независимости от государства. Поэтому очень часто термины используются, если не как синонимы, то, как однородные, близкие по значению, что является более оправданным.

    Другой важный вопрос относительно прав и свобод человека - это отличие от прав и свобод гражданина. Конституционно-правовая теория исходит из того, что первые «проистекают из естественного права», а вторые - «из позитивного, хотя и те и другие носят неотъемлемый характер» .

    Права и свободы человека - исходные права и свободы, которыми люди обладают от рождения (по ч. 2 ст. 17 Конституции РФ права и свободы человека принадлежат каждому от рождения), независимо от наличия гражданства того государства, в котором они живут. Когда в конституциях или иных законах, международных актах идет речь о таких правах и свободах, применяются следующие выражения: «никто не может быть лишен...», «каждый имеет право...», «все…», «ни один человек…» и т. п. (например, в Конституции РФ: каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность (ч. 1 ст. 26), каждый имеет право на жилище (ст. 40), каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53)).

    Права и свободы гражданина - права, которые закрепляются за лицом в силу его принадлежности к государству (гражданство). При этом в конституциях четко говориться: «граждане имеют право». Например, в Конституции РФ: граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31); граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33); Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю (ч. 1 ст. 36).

    Но нельзя забывать, что любой гражданин того или иного государства обладает всем тем комплексом прав и свобод, которые относятся и к правам и свободам человека, а лицо, не являющееся гражданином государства (иностранцем, апатридом) - лишь правами и свободами человека.

    Как отмечает Е. А. Лукашева, такой подход, как разграничение прав и свобод на права и свободы человека и права и свободы гражданина «не является традиционным для нашего конституционного регулирования, которое сводило положение человека только к его взаимосвязи с государством в качестве гражданина, получившего свои права в «дар» от государственной власти и всецело ей подчиненного» . То есть лишь Конституция РФ закрепила различия между человеком и гражданином.

    Преимущественно правами граждан являются по Конституции РФ политические права: право собраний, митингов, демонстрации; избирать и быть избранным; право участвовать в управлении делами государства; право равного доступа к государственной службе; право на участие в отправлении правосудия; право на обращение. Но есть и социально-экономическое право частной собственности на землю.

    Не только в Конституциях государств отражены такие различия. Например, в Международном пакте о гражданских и политических правах: «каждый человек имеет право па свободу и личную неприкосновенность» (ст. 9), «никто не может быть лишен свободы на том основании, что он не в состоянии выполнить какое-либо договорное обязательство» (ст. 11); и в тоже время в статье 5 закреплены права каждого гражданина - на участие в ведении государственных дел, право голосовать и быть избранным и т. д.

    В целом права человека представляют собой возможности выбора и использования человеком существенных для него благ в пределах, ограниченных правами других лиц, ограничиваясь личной ответственностью, соотносимо с активной или пассивной обязанностью других лиц. Свободы в отличие от прав представляют собой более широкие возможности выбора поведения в тех сферах, в которых человек проявляет независимость от государства, избегает его ограничений (свобода совести, свобода вероисповедания; свобода мысли и слова; свобода труда); свободы не требуют встречных действий (кроме как не мешать). Если права подразумевают возможность получить какие-либо блага от государства, то свободы - избежать вмешательства государства. Употребление терминов «права» и «свободы» как однородных, близких по значению, является более оправданным, чем употребление их как синонимов.

    Права и свободы человека - исходные права и свободы, которыми люди обладают от рождения, независимо от наличия гражданства того государства, в котором они живут. Права и свободы гражданина закрепляются за лицом в силу его принадлежности к государству (гражданство). Любой гражданин обладает всем комплексом прав и свобод, которые относятся и к правам и свободам человека, а лицо, не являющееся гражданином - лишь правами и свободами человека.

    Права человека -

    Права гражданина,

    граждан и правам трудящихся.



    обязанности человека обязанности гражданина позитивные моральные

    7. Конституционное формулирование прав, свобод и обязанностей в зарубежных странах, понятия привилегии и дискриминации, включая “позитивную дискриминацию”

    Права и обязанности человека и гражданина. Начиная с француз­ской Декларации прав человека и гражданина 1789 г., большинство кон­ституций стран мира стали содержать нормы, относящиеся к правовому положению обоих этих субъектов. Лишь конституции тоталитарных со­циалистических стран, а также некоторых других тоталитарных режи­мов говорят только о правах гражданина, выдвигая их на первый план и считая их дарованными государством.

    Права человека - это естественные, неотчуждаемые права, принад­лежащие ему в силу рождения как личности. Под лозунгами неотчужда­емых прав человека передовые представители «третьего сословия», рево­люционной буржуазии, выступали против произвола абсолютных монар­хов и закрепощения личности средневековой церковью. Требование за­щиты прав человека выдвигается и в настоящее время различными дви­жениями, направленными против авторитаризма и тоталитаризма.

    К числу неотчуждаемых прав человека относят обычно право на жизнь, свободу, безопасность, собственность, физическую и психичес­кую неприкосновенность, достоинство личности, личную и семейную тайну и др. В последние годы сюда присоединяются и некоторые права «третьего» и «четвертого» поколения, например право на использование достижений культуры или чистую природную среду. Считается, что эти права государственная власть не может даровать или отчуждать своими актами и действиями.

    Права гражданина, напротив, связаны с фактом гражданства, при­надлежности лица к определенному государству, политическому сооб­ществу. Это права личности как члена политического сообщества, они связаны с актами и действиями государственных органов. К их числу относятся, например, избирательные права, право на объединение в по­литические партии, право на участие в управлении делами государства и т.д. Сюда относятся и некоторые социально-экономические права (на­пример, на бесплатное обучение за счет государства, на государственное медицинское обслуживание). Они предоставляются гражданам с учетом материальных возможностей государства, в зависимости от уровня развития демократии в данной стране, от ее традиций и других обстоя­тельств. Однако нет непреодолимой грани между правами человека и правами гражданина, не всегда между ними можно провести различия, их разделение имеет преимущественно общетеоретический характер. И те, и другие, будучи записаны в конституциях, должны обеспечиваться государством, его органами.

    В странах тоталитарного социализма, где, как уже отмечалось, не принято различать права человека и права гражданина, особое значение придается другому различию - правам граждан и правам трудящихся. В некоторых конституциях (например, в китайской) отдельные социаль­но-экономические права (право на отдых, на образование и др.) предо­ставляются только трудящимся гражданам. Последние могут обладать и другими преимуществами (иногда «эксплуататоры» лишались избира­тельных прав, государственные гарантии права на охрану здоровья за­креплялись только за трудящимися).

    Конституции многих стран различают также обязанности человека (например, соблюдать законы страны пребывания) и обязанности гражданина (например, обязательная воинская служба). Иногда в науке некоторые права и обязанности характеризуются как позитивные (например, избирательные права гражданина или та же обязанность лю­бого лица соблюдать конституцию и законы). Эти права и обязанности обеспечиваются непосредственным государственным принуждением, в том числе судебным. Другие права и обязанности, хотя они и записаны в конституции, рассматриваются как моральные и непосредственно не защищаются судом; защищаются лишь производные от них, более кон­кретные права и обязанности. К числу моральных относят, например, право на здоровую окружающую среду или обязанность граждан-депута­тов отдавать все силы служению народу (как это зафиксировано в китай­ской конституции).

    Многие права и обязанности человека и гражданина возникают толь­ко с достижением определенного возраста, например право на труд обыч­но с 16 лет, воинская обязанность - с 18-19 лет. Многие права возни­кают с момента рождения (например, право собственности), а иногда и до рождения: наследниками могут стать дети, родившиеся после смерти наследодателя.