Открытое занятие по развитию речи во второй младшей группе. Логопедическое занятие по формированию звуковой стороны речи во второй младшей группе «Звуки

Цель: Учить детей отчетливо и правильно произносить изолированный звук ф и звукоподражательные слова с этим звуком.

задачи:

Образовательные:

Упражнять детей отчетливо и правильно произносить изолированный звук Ф и звукоподражательные слова с этим звуком.

Закреплять знания детей по теме: «Дикие животные».

Развивающие:

Способствовать развитию речевого дыхания, артикуляционной моторики.

Развивать интонационную выразительность речи.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к диким животным.

Воспитывать желание быть вежливым.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по звуковой культуре речи во второй младшей группе «Звук [Ф]»

Цель: Учить детей отчетливо и правильно произносить изолированный звук ф и звукоподражательные слова с этим звуком.

задачи:

Образовательные:

Упражнять детей отчетливо и правильно произносить изолированный звук Ф и звукоподражательные слова с этим звуком.

Закреплять знания детей по теме: «Дикие животные».

Развивающие:

Способствовать развитию речевого дыхания, артикуляционной моторики.

Развивать интонационную выразительность речи.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к диким животным.

Воспитывать желание быть вежливым.

Оборудование. Игрушка ежик, предметные картинки диких животных (медведь, лиса, заяц, маски ежей, игрушка лисы, пособие по развитию речевого дыхания, угощения для ежика в мешочке, запись звуков леса,

видео слайды с фиолетовыми картинками, маска филина.

Ход занятия:

Воспитатель: Доброе утро, ребята! Посмотрите, наше Солнышко заждалось нас и очень хочется поздороваться, согреть вас своим теплом. Давайте с ним поздороваемся. У кого в руках солнышко, тот назовёт своё имя ласково.

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию в лес.

(Звучит музыка, дети садятся в автобус (на стульчики).

Воспитатель:

Как хорошо в лесу, ребята!
Пахнет кашкой, пахнет мятой,
Пахнет липой и сосной
И малиною лесной.

Как вы думаете, кто живет в лесу? (Звери, птицы)

Сейчас, я загадаю вам загадки про диких животных, будьте внимательны.

(Воспитатель загадывает загадки про белку, медведя, зайца).

Вместо шубки лишь иголки.
Не страшны ему и волки.
Колкий шар, не видно ножек,
Звать его конечно...(Ёж)

Воспитатель: Конечно, это ежик, он тоже живет в лесу и любит слушать сказки. Расскажем нашему ежику сказку?

Жил был Язычок в своем домике. Проснулся он рано утром, открыл окошко, посмотрел, какая погода, а потом опять в домик спрятался.

(язычок выглядывает и прячется в домике; по команде (посмотрел – спрятался) все дети выполняют упражнение)

Потом посмотрел Язычок налево, посмотрел направо: какая сегодня погода? Гуляют ли дети на улице?

(язычок смотрит направо – налево, а дети выполняют задания по команде (налево – направо…) )

Увидел Язычок, что погода хорошая, и побежал гулять во двор. (встает около домика). Захотелось Язычку побегать и поиграть на улице вместе с детьми (быстрые и четкие движения вправо и влево). Устал язычок и прилег отдохнуть (язык на нижней губе). Вернулся Язычок домой и закрыл дверью.

Ежику очень понравилась наша сказка, и он хочет спеть вам свою песенку, послушайте Ф – Ф – Ф. Давайте вместе споем.

Воспитатель: Когда ежики довольны, то они говорят: «ФИ – ФИ – ФИ» ,

а когда им не нравится, то они произносят: «ФУ – ФУ – ФУ».

Дидактическая игра «Накорми ежика».

У меня волшебный мешочек, в нем лежат угощения. Доставая по одному предмету, мы будем отгадывать понравилось угощение ежику или нет, и отвечать «ФИ – ФИ – ФИ» , «ФУ – ФУ – ФУ».

Воспитатель: а ведь в лесу еще и филин живет он тоже хочет с вами поиграть.

Подвижная игра «День – ночь». (Воспитатель выполняет роль Филина).

Воспитатель: в слове филин тоже есть звук Ф. Посмотрите внимательно на экран, филин предлагает назвать каждую картинку со словом «фиолетовый»: фиолетовый цветок, фиолетовый фонарь и т. д.

Воспитатель: а теперь поиграем с филином в догонялки.

(Дети кладут ладони обеих рук на стол, пальцы врозь, и стучат попеременно, отбивая ладонями каждое слово).

Раз, два, раз, два,

Очень медленно сперва.

(Ритм постепенно ускоряется. Количество ударов соответствует количеству слогов).

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Воспитатель: Как хорошо мы провели время, нам пора возвращаться, давайте скажем до свидания ежику и филину.

(Звучит веселая музыка, дети садятся в автобус).

Можно в заключении разучить стихотворение Г. Сапгира.

Филин серый, филин старый,

А глаза горят, как фары.

Филин – прыг, филин – скок,

Филиненку дал флажок.


Ирина Моленова
Конспект НОД по речевому развитию во второй младшей группе «Звуковая культура речи. Звук [С]»

Конспект

НОД по речевому развитию во второй младшей группе.

На тему: Звуковая культура речи: звук

Моленова Ирина Андреевна- воспитатель.

Цель . Отрабатывать четкое произношение звука [C].

Задачи.

1. Формировать умение слышать звук «с» на фоне слова. 3. Упражнять в умении вести диалог 4. Развивать слуховое внимание. 5. Способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя. 6. Воспитывать дружеские взаимоотношения, доброжелательность, желание прийти на помощь. 7. Воспитывать умение слушать и слышать воспитателя, действовать по словесной инструкции взрослого.

Оборудование . Портативная колонка, аудиозаписи с песенкой «Курочка – рябушечка», песенка воды (шум воды из крана, звук самолета, картинка ласточки, оборудование для игры в магазин.

Ход НОД

Воспитатель включает аудиозапись с песенкой «Курочка - рябушечка».

Курочка - рябушечка. Куда ты пошла? - На речку. - Курочка - рябушечка. Зачем ты пошла? За водичкой. - Курочка - рябушечка. Зачем тебе водичка? - Цыпляток поить. - Курочка - рябушечка. Как цыплятки просят пить? - Пи, пи, пи, пи!

Воспитатель . Вспомнили песенку? (Да). О ком эта песенка? (О курочке). Молодцы, вспомнили!

Воспитатель. А теперь я хочу вас познакомить с новой песенкой. Это особенная песенка, ее даже не поют, а насвистывают. Послушайте «С-С-С». Попробуем негромко спеть вместе со мной. Это трудная песня. Не все сразу научаться петь ее правильно, но пусть никто не огорчается. Давайте еще раз все вместе хором споем эту песенку. (После чего 3-5 детей поют ее индивидуально).

Воспитатель . Когда открываешь кран и пускаешь воду, то, кажется, что струя тоже поет (воспитатель включает песенку воды)- насвистывает эту же песенку. Ребята, а давайте споем длинную, свистящую песенку вместе. А кто еще хочет спеть? (Выбираем по желанию)

Динамическая пауза.

Воспитатель .Включает звук самолета, проговаривая вместе с детьми

Самолеты загудели (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками, Самолеты полетели (руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо,

На полянку тихо сели (присесть, руки к коленям,

Да и снова полетели.

Воспитатель. Весна! Весна! Весна на улице! Говорят уже ласточка из теплых краев прилетела. Вы ее не видели? (ставит картинку с изображением ласточки). Читает стихотворение «Ласточка»

Где ты, где ты ласточка Целый день летала? - Солнцу золотому Косу заплетала. - Где ты, где ты ласточка Ночью пропадала? - Месяцу седому Двор подметала!

Воспитатель .Повторяет стихотворение еще раз, а дети с помощью педагога отвечают на вопросы, адресованные ласточке.

Воспитатель. Ребята, а помните, что же мы с вами такое вкусное с вами пробовали? (Сухарики). Вам понравились сухарики? (Да). А какие сухарики, вам понравились? (С маком, с изюмом). А сок вы любите? (Да). А какой сок вы любите? (Яблочный, апельсиновый, виноградный, морковный). А сейчас я хочу поиграть с вами в очень интересную игру, которая называется «Магазин». Я буду продавцом, а вы моими покупателями. Я буду продавать сок и сухарики, а вы будите покупать сок и сухарики.

Воспитатель . Не робейте, подходите, покупайте, отходите. Кто хочет купить сок или сухарики, вставайте в очередь (Проследить, чтоб встали в очередь, если толпой, то напомнить, что это магазин, и они должны вставать в очередь, друг за другом). Но перед тем, чтобы что-то купить, вы должны сказать: - Будьте добры мне апельсиновый сок. - Дайте пожалуйста сухарики с изюмом. (Если дети затрудняются, то помочь наводящими словами: какой сок, какие сухарики, обязательно чтоб повторяли).

Воспитатель. Здравствуйте! Дети. Здравствуйте! Воспитатель. Чтобы вы хотели купить? Дети. (Если ребенок затрудняется, помочь ему, и попросит повторить)

Воспитатель. Ребята, понравилась вам игра? (Да). Я вам ее дарю, только сначала давайте вместе вспомним и повторим название этой игры. Магазин! Еще раз Магазин! Молодцы!

Публикации по теме:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию во второй младшей группе «Звук [Б]» КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ 1. Тема: Воспитание звуковой культуры речи. Звук [Б]. 2. База.

Тема. «Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш». Цели: совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различие.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи. Звук [ш]» Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе Тарская Светлана Андреевна Воспитатель МБДОУ Детский сад №69 «Брусничка» с. Маган,.

Конспект НОД с детьми среднего дошкольного возраста. Тема: «Звуковая культура речи: звук /ц /». Цели и задачи: Учить различать слова,.

Конспект ООД детей младшей группы «Звуковая культура речи. Звуки [М] и [М’]» «ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ: Звуки А, О,У, И – повторение. Звуки М и МЬ - изучение» Цели деятельности педагога: упражнять детей в четкой артикуляции.

Конспект открытого занятия по развитию речи. Звуковая культура речи «Работа со звуками [Ж]-[Ш]» Конспект открытого занятия по развитию речи Тема занятия: Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш. Выполнила:Воспитатель Иванова.

во второй младшей группе «Родничок»

Образовательная область: Коммуникация.

Цель: Создать условия для развития моторики речедвигательного аппарата и закрепления артикуляции звуков.

Задачи:

1. Образовательные задачи по приоритетной образовательной области

Коммуникация: Формировать умение отчетливо и правильно произносить изолированный звук «Ф» . Упражнять детей в четком произношении звука «Ф» в словах и выделять его среди других звуков в слове. Формировать умение слушать и понимать заданный вопрос, не перебивать говорящего взрослого.

2. Образовательные задачи, решаемые в интеграции образовательных областей

Познание (формирование целостной картины мира) : Закреплять знания детей об основных органах артикуляционного аппарата: рот, губы, зубы, язык, нёбо и с основные движения языка (поднимать язык вверх, опускать вниз, направлять к углам рта) .

Социализация: Закреплять умения согласовывать свои действия с действиями педагога и сверстниками.

Физическая культура: Закреплять умение строиться в круг, формировать умение соблюдать правила игры.

Здоровье: формировать умение следить за правильной осанкой.

Художественное творчество: Продолжать учить детей закрашивать предметы несложной формы, не выходя за контур.

3. Формирование интегративных качеств (воспитательные и развивающие задачи)

  • развивать память, внимание, предпосылки логического мышления.
  • воспитывать бережное отношение к органам артикуляционного аппарата

Предпосылки УУД:

Коммутативные: умение отчетливо и правильно произносить звук «Ф» изолированно и в словах, выделять его среди других звуков в слове.

Регулятивные: умение соблюдать правила игры.

Познавательные: умение называть органы артикуляционного аппарата.

Личностные: эмоционально – заинтересованно откликаться на приход «гостей» .

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, в названии которых имеется звук ф: флаг, фартук, формочки, туфли (кукольные) и др.

Планируемые результаты: Отчетливо и правильно произносить изолированный звук «Ф» . Четко произносить звука «Ф» в словах и выделять его среди других звуков в слове. Слушать и понимать заданный вопрос, не перебивать говорящего взрослого. Называть органы артикуляционного аппарата - рот, зубы, губы, небо, язык. Согласовывать свои действия с действиями педагога и сверстниками. Строиться в круг, соблюдать правила игры. Закрашивать предметы несложной формы, не выходя за контур.

Приемы и методы работы:

Словесный: беседа, вопросы.

Наглядный: использование иллюстраций, в названии которых имеется звук «ф» :

Игровой: игровые упражнения, подвижная игра.

Оборудование для детей: раскраска – флажок, красный карандаш.

Оборудование для педагога: иллюстрации, в названии которых имеется звук «Ф» ; флажок, картинки мышат.

Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская, коммуникативная, игровая.

Формы работы: коллективная, индивидуальная.

Ход занятия:

Жил да был Веселый язычок. У него был домик. Что это за домик? Это рот. Вот какой интересный дом был у Веселого язычка. Чтобы Веселый язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Но кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Улыбается и показывает детям зубы.) Как называется эта дверка? («Зубы» .) (Улыбается, показывая верхние и нижние передние зубы.)

Однажды захотелось Веселому язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка (приоткрывает губы и предлагает детям сделать то же самое) , а затем вторая. И Язычок высунулся, но не весь, а только кончик. Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз. Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать. Да так прыгать, чтобы доставать до потолка и щелкать. Обращает внимание детей, что потолок - это нёбо. Просит погладить нёбо языком.

Решил язычок побаловать. Как веселиться ваш язычок. Устал язычок и улегся на кроватку. Где у него кроватка?

Пока наш язычок отдыхает, мы поучимся строить заборчик.

Основная

Упражнение «Построим забор»

Воспитатель показывает картинку, на которой нарисован забор. Обращаясь к детям, говорит: «Смотрите, какой ровный забор. Дощечка к дощечке прилажена. Давайте и мы с вами построим такой же. Поставим верхние зубы на нижнюю губу, вот так. (Показывает.) У нас получился забор из зубов, ровный, хороший, у всех должны быть видны только верхние зубы» . А сейчас подуем на заборчик. Какой звук мы слышим? Будто воздух выходит из воздушного пузыря. Давайте мы с вами надуем большой воздушный пузырь.

Игра «Пузырь»

Дети стоят тесным кругом, наклонив головы вниз, имитируя маленький пузырь. Затем, медленно поднимая головы и отходя назад, они растягивают круг, приговаривая: «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся» . Образуется большой круг. По сигналу воспитателя «воздух выходит» дети идут к центру круга, произнося звук «Ф» , подражая выходящему воздуху.

Игровое упражнение «Отгадай и раскрась»

Упражнение выполняется за столами. У детей раскраска флажок, у воспитателя в руке флажок.

Горит на солнышке флажок
Как будто, я его зажег.

Что горит на солнышке? С какого звука начинается это слово? (предлагаю произнести слово, выделяя звук «Ф» )

Посмотрите, а ваши флажки не горят. Предлагаю раскрасить флажки.

К нам занятие пришли веселые мышата. Давайте с ними познакомимся, и подарим им свои флажки.

В красных штанишках Фок (предлагаю детям хором поздороваться с мышатами) в желтых Фук, в синих Фэк. Мышата любят гулять. Встаньте на ножки, и давайте с ними погуляем.

По тропинке мы идем -
Фук, Фок, Фэк!
К деду с бабушкой идем,
Фук, Фок, Фэк!

К деду с бабушкой идем,
Фук, Фок, Фэк!
И, тихонечко поем,
Фук, Фок, Фэк!»

Заключительная

А сейчас давайте расскажем мышатам, чем мы сегодня занимались на занятии.

Чем любит заниматься наш язычок? (любит гулять, делать гимнастику)

Где живет язычок? (в домике)
Как называется домик язычка? (рот)
Что есть в домике? (губы, зубы, небо, язык)
Что мы подарили мышатам? (флажок)

С какого звука начинается слово флажок?

Давайте попрощаемся с мышатами (дети хором прощаются)

Мария Аргудяева
Занятие по звуковой культуре речи в младшей группе «Артикуляция звука [О]»

Программное содержание :

Совершенствовать слуховое внимание, развивать фонематический слух. Учить детей чётко произносить гласный звук О (изолированный, в звукоподражательных словах , фразовой речи ). Развивать интонационную выразительность речи , поощрять детские импровизации.

Ход занятия:

1. Ознакомление со звуком О . «У Оли была кукла Поля. Оля очень любила свою куклу. Однажды Оля нечаянно уронила куклу на пол и у неё отбился нос. Оля горько плакала. Пришла мама, увидела беду и воскликнула О-о-о! Потом сказала : «Не плачь, Оля, мы починим куклу, приклеим ей нос»

Восп : Как воскликнула мама? (Дети отвечают : О-о-о)

2. Артикуляция звука О .

Восп : Весёлый Язычок слышал, как мама сказала О-о-о! Ему понравилась эта песенка, и он захотел её спеть. Он открыл рот, губы сделал колесом и звонким голосом запел : О-о-о! Это очень хорошая песенка,- сказал Язычок, она слышится в словах Оля, осень, осы. А теперь и вы, дети сделайте губы колесом и спойте песенку О-о-о. (Хоровые и 3-4 индивидуальные ответа) .

3. Работа с картинками : овощи, кошка, дом, повар. Произносить так, чтобы было слышно звук О . (Активизация)

4. Раздаётся горестное О-о-о. Это Поля. Что случилось, Поля? О-о-о! Что болит? Горло! Открой рот, скажи а-а-а. Да, горло красное. Я помажу лекарством. Вот и всё. Спасибо, доктор!

5. Физкультминутка : п/и «Большие ноги шли по дороге»

Сорока, сорока,

Сорока-белобока!

Где была? Далёко!

Кого ищешь? (Петю, Олю, Таню)

Сорока называет ребёнка, говорящего с ним.

Конспект занятия

По развитию речи

во второй младшей группе

« В гостях у сороки».

Задачи:

Образовательные – обогащение словаря, знакомство со звуком (О);

Развивающие – развивать связную речь детей, грамматический строй речи;

Воспитательные – воспитывать заботливое отношение ко всему живому, доброжелательные отношения в группе.

Материалы и оборудование: игрушка сорока, артикуляционные картинки с изображением широкой трубочки и узкой, 7 широких трубочек, 2 узкие трубочки, мешочек, в который вложены деревянные кубики, карандаши, кисточки, детали пластикового конструктора, квадратики бумаги, маленькие каучуковые шарики.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, вы любите ходить в гости? (да, любим.)

Воспитатель: Сегодня, нас с вами пригласила в гости лесная птица – сорока.

Воспитатель выставляет демонстрационное полотно картину с изображением сороки.

Воспитатель: Что нужно делать когда приходишь в гости? (поздороваться).

Дети здороваются с сорокой.

Воспитатель: Чем покрыто тело сороки?

Какого цвета у нее крылья?

Какой у нее клюв?

Что умеет делать сорока?

Чем они питаются?

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Воспитатель: Вот как много интересного мы знаем о сороке. Давайте с ней познакомимся, нужно просто сказать, как вас зовут. Например: Меня зовут Нина Викторовна. А теперь вы представьтесь нашей сороке.

Дети по очереди называют свои имена.

Воспитатель: Все сороки очень запасливые. У нашей сороки в хозяйстве есть очень много трубочек.

Воспитатель выставляет на стол широкие и узкие трубочки, а так же показывает картинку с широкой трубочкой, а затем и с узкой.

Воспитатель: Это одинаковые трубочки? (Нет)

Воспитатель: Чем они отличаются? (Одна узкая, другая широкая).

Воспитатель: Ребята, сейчас мы поиграем с вами с трубочками. Покажите узкую трубочку, какой звук получился? (звук У) Покажите широкую трубочку, какой звук получился?(звук О)

Воспитатель: Сорока принесла для нас картинки. Я буду показывать карточку, а вы должны отгадать звук который на ней изображен.

Воспитатель предлагает детям угадать звук. Для этого по очереди показывает картинки с узкой трубочкой (звук У) и широкой (звук О).

Воспитатель: В слове « СОР-О-О-ОКА» тоже слышится звук (О). Теперь вы догадались, почему у сороки так много широких трубочек.

Со звука (О) начинаются слова: Оля, облако, осень, обруч, осы, ослик, окунь. (Звук (О) произносится утрированно). Повторите их.

Физкультминутка.

Когда люди говорят « Ох, ох, ох»? Слово «Ох!» тоже начинается со звука (О).

Ох, ох, что за гром?

(Руки к щекам, наклоны в стороны).

Муха строит новый дом.

(Движение руками имитирующие стены, крышу).

Молоток: стук, стук.

(Изображение работы с молотком).

Помогать идет петух.

(Руки на поясе, шаги с высоким подниманием ног).

Д/и «Волшебный мешочек»

Воспитатель: Пока мы с вами играли, сорока сделала уборку в своем гнезде. Посмотрите, все лишние предметы она положила в волшебный мешочек и принесла нам. Вам надо, не заглядывая в мешочек, потрогать лежащий там предмет и определить, что это.

Количество предметов в мешочке равно количеству детей на занятиях. Дети на ощупь пытаются определить взятый предмет из мешочка, и садятся с ним на стулья. В конце задания, когда каждый ребенок отгадает предмет, воспитатель предлагает детям разложить предметы по местам, где они обычно охраняться в группе.

Воспитатель: Ребята, молодцы, вы отгадали все предметы из волшебного мешочка. А теперь нам пора возвращаться в группу. Давайте попрощаемся с сорокой.

Дети: До свидания, сорока!

Воспитатель: К кому в гости мы сегодня ходили?

Дети: К сороке!

Воспитатель: Назовите любимый звук сороки?

Дети: Звук (О).

Воспитатель: Какие предметы сорока принесла к нам в группу?

Дети перечисляют предметы.

Воспитатель: Молодцы ребята! На этом наше занятие закончено. Всем спасибо!