Новый закон о гражданстве для украинцев. Порядок получения гражданства рф для граждан украины

Вопросы, важные для тех, кто хочет получить российское гражданство, в том числе как минимум для миллиона украинцев, решали 12 июля в Госдуме. Во втором, основном чтении принят законопроект, который значительно упрощает процедуру получения российского паспорта. Украинским гражданам до сих пор надо было запрашивать документы из Киева. Оттуда, как правило, не отвечали. Но скоро все станет проще. Одобрили депутаты и текст присяги, которую будут приносить новые россияне.

Граждан Украины, которые находятся на территории России и работают здесь, сейчас по разным оценкам от двух до четырех миллионов. И около миллиона из них хотят получить российское гражданство. Но сделать это не так-то просто - нужен документ, подтверждающий согласие украинских властей.

Долгую и сложную бюрократическую процедуру, которая растягивалась на годы, проходить теперь не придется. Дело в том, для получения российского паспорта гражданам Украины нужно было сначала обратиться в свой МИД, затем в специальную комиссию при президенте. И, как говорят, украинская сторона под любыми предлогами саботировала эти обращения. По данным Управления российского МВД по вопросам миграции, в прошлом году выйти из украинского гражданства смогли только 156 человек. И это, можно сказать, капля в море, учитывая данные статистики, которые прозвучали сегодня в Госдуме.

«476 тысяч человек сегодня у нас имеют разрешение на временное проживание, 176 тысяч имеют вид на жительство, 777 тысяч граждан Украины ежегодно пролонгируют патенты на занятие трудовой деятельностью», - сообщил первый заместитель министра внутренних дел РФ Александр Горовой.

Теперь, после принятия поправок в закон, за которые депутаты в основном, втором чтении проголосовали сегодня единогласно, для получения российского гражданства всем этим людям согласие киевских властей не обязательно.

«Было принято решение, что человек, который отказывается от гражданства, оформляет это нотариально. Один документ идет, соответственно, в наши миграционные органы, второй документ идет в Украину, где, собственно говоря, этот документ также рассматривается. И мы полагаем, что это выход из такой очень тяжелой ситуации», - рассказал председатель комитета ГД РФ по государственному строительству и законодательству, член фракции «Единая Россия» Павел Крашенинников.

Украинские власти, можно сказать, воспользовались тем, что до этого в нашем законодательстве была прописана норма - для носителей русского языка, которые хотят вступить в гражданство России, нужно было получать согласие иностранного государства. И вот как раз с таким согласием в случае с официальным Киевом возникали проблемы.

«Законопроект уточняет положение, при котором лица с иностранным гражданством либо лица без гражданства могут в упрощенном порядке подать документы на гражданство Российской Федерации в том случае, если они нотариально откажутся от гражданства другого государства. И это очень важно для граждан Украины, проживающих в Республике Крым. Это дает им право очень быстро решить вопрос с гражданством», - пояснила заместитель председателя ГД РФ, член фракции «Справедливая Россия» Ольга Епифанова.

Лидер ЛДПР Владимир Жириновский припомнил сегодня властям Украины и их недавнюю инициативу об ужесточении режима въезда для наших граждан.

«Это ничего хорошего не даст, потому что мы тоже можем принять ответные меры. Кто въезжает в Россию для оформления гражданства, принятия без виз, кто хочет просто как турист на прогулку, на работу - виза, а визы давать не будем. Вот пускай они там сами разбираются со своим правительством», - сказал руководитель фракции ЛДПР в ГД РФ Владимир Жириновский.

Все парламентские фракции одобрили и текст присяги на верность России. Теперь его должны будут знать все иностранцы, которые желают получить российское гражданство.

«Я (фамилия, имя, отчество), добровольно и осознанно принимая гражданство Российской Федерации, клянусь соблюдать Конституцию и законодательство Российской Федерации, права и свободы ее граждан, исполнять обязанности гражданина Российской Федерации на благо государства и общества, защищать свободу и независимость Российской Федерации, быть верным России, уважать ее культуру, историю и традиции».

Отдельно оговаривается, что текст будет произноситься в торжественной обстановке. А паспорт будут выдавать сразу после принесения присяги.

«Текст присяги готовился достаточно долго. Около сотни было проектов и предложений, из которых был отобран один, который был доработан. И сейчас он обладает краткостью, динамичностью и, так сказать, он достаточно понятен для человека с любым образованием», - сказал первый заместитель Комитета ГД РФ по государственному строительству и законодательству, член фракции КПРФ Юрий Синельщиков.

Общий порядок получения российского гражданства довольно длительный. Можно с уверенностью говорить о том, что на его реализацию уйдет более 5 лет, так как после оформления ВНЖ иностранцу необходимо прожить на территории государства именно такой срок. И не у всех есть появляется возможность сразу после этого стать обладателем паспорта РФ. Но Украина – это страна, которая входила в состав Российской империи и СССР. Несмотря на события, которые происходят в ней последние годы, многие её жители, в особенности восточных регионов, имеют тесную историческую, культурную, языковую связь с РФ. Следовательно, можно найти основания, чтобы реализовать упрощенный порядок получения ее подданства.

О том, как осуществить ускоренную процедуру оформления гражданства Российской Федерации украинцам, речь пойдет в настоящей статье.

Правовые основы

Чтобы понять, по какому основанию иностранец из соседнего государства может претендовать на облегченный вариант оформления подданства, подробно рассмотрим нормы законодательства – ст. 13, 14 Федерального закона «О гражданстве в РФ».

Политические мотивы

Ст. 13 упомянутого правового акта говорит о том, что инициировать вопрос о получении статуса гражданина России спустя 1 год с момента начала проживания в стране, могут лица, которые получили:

  • политическое убежище;
  • официальный статус беженца.

И такие основания для украинцев, к сожалению, стали актуальны в последнее время. Смена власти, военные действия в восточной части страны, политические гонения, создающие угрозу жизни и здоровья, подталкивает граждан Украины к переезду в РФ. Эти люди просят предоставить убежище или присвоить статус беженцев. Не все просьбы удовлетворяются, однако счастливчики могут рассчитывать на то, что через относительно короткий срок – 12 месяцев, станут полноценными подданными России.

Добавим, что сами процедуры признания беженцем не очень простые, реализуются не всегда быстро. Для этого необходимы веские основания. Федеральный закон (ФЗ №4528-1) выделяет следующие этапы оформления данного статуса:

  • подать соответствующее ходатайство;
  • добиться его предварительного рассмотрения;
  • получить об этом свидетельство;
  • пройти процедуру рассмотрения ходатайства.

Только после этого присваивается статус, о котором идет речь или издается акт об отказе считать человека беженцем.

Семейные обстоятельства

Как получить еще гражданство РФ подданному Украины, не в стандартном, а в упрощенном порядке? Как уже упоминалось в начале статьи, оба государства, о которых идет речь, тесно связаны между собой. Украина – бывшая республика в составе СССР. В прошлом веке люди свободно перемещались по территории Союза, жили и работали там, где считали необходимы, или там, куда направляла партия. Миграция в пределах страны осуществлялась активно. Дети из семьи, проживающей в Сибири, направлялись после окончания учебы в Крым для поднятия сельскохозяйственной отрасли в этом регионе. Проблема определения с вопросами подданства остро встала при распаде СССР. Многие жители Союза, проживавшие в УССР и считающие себя русскими, остались на территории современной Украины и получили гражданство этой страны. Не всегда по доброй воле, скорее исходя из обстоятельств.

Это лишь немногие примеры, когда подданство, указанное в документах, разделило людей с семьями и родиной.

Российское законодательство учитывает эти моменты, поэтому ст. 14 ФЗ «О гражданстве» содержит следующие основания для получения украинцами данного статуса по упрощенной схеме:

  • на территории России проживают родители заявителя, являющиеся подданными государства;
  • человек родился в РСФСР и имел паспорт СССР;
  • у нетрудоспособного иностранного гражданина в России есть совершеннолетние дети с документами РФ;
  • у украинца на территории Российской Федерации живет ребенок, не достигший 18 лет, который остался без попечения второго родителя (например, маму-россиянку лишили прав на сына или дочь).

Также процедура получения государственного паспорта сокращается, если у человека зарегистрирован брак с подданным РФ. Но в этом случае нужно учитывать нужно следующее:

  1. Брак должен соответствовать требованиям, установленным Семейным кодексом РФ. Главное – он не может быть заключен только в целях получения иностранцем гражданства. В таком случае семейный союз вполне могут признать фиктивным.
  2. Для инициации процедуры оформления гражданства на ускоренных условиях, нужно прожить в браке как минимум 3 года. Это упростит положение вещей, ведь в общем порядке нужно жить в России на протяжении 5 лет, но и 36 месяцев – это долгий срок.

Экономические факторы

Часть жителей Украины работает и ведет бизнес в России. Когда начался политический кризис в данной республике, произошла смена власти, все обратили внимание на то, что сам президент государства – Порошенко П.А, имеет заводы по изготовлению кондитерских изделий в РФ. Он, конечно, не нуждается в российском гражданстве, но некоторым предпринимателям и трудоспособным украинцам полезно знать, что Россия предоставляет подданство на льготных условиях следующим лицам:

  • получившим образование в Российской Федерации и отработавшим легально в государстве более 3 лет;
  • имеющим статус ИП и ведущим бизнес в стране на протяжении указанного срока;
  • обладающим 10% доли в уставном капитале компании, занимающейся деятельностью в России на протяжении трех и более лет.

Если с обычными работниками все достаточно просто, то к бизнесменам предъявляется требование об отчислении больших по объему налогов (их размеры указаны в ФЗ). Таким образом, по упрощенной программе могут сделать себе гражданство только крупные предприниматели.

Программа переселения

Указом Президента РФ от 2016 года, в который вносились изменения и в 2017, утверждена программа переселения соотечественников. Ключевые моменты, которые она содержит:

  1. Правила, прописанные в документе, позволяют начать делать гражданство, находясь еще не на территории РФ. Человек сначала подает заявление по установленной форме, будучи в стране проживания, а уже потом приезжает в Россию и обращается в органы ФМС (ГУВМ МВД).
  2. Под соотечественниками понимаются не только лица, проживающие за рубежом, но и иностранные граждане, которые находятся в тесной связи с РФ и являются представителями одной из традиционных национальностей для страны. Таким образом, упомянутый Указ может облегчить жизнь большому числу людей с украинским подданством.
  3. Иностранец в короткие сроки получает гражданство, причем российские паспорта выдаются и на его семью.

Подчеркнем, что на членов программы не распространяются правила о квотах и другие ограничения.

Правительство Российской Федерации заинтересовано, чтобы граждане, являющиеся по факту россиянами, смогли в кратчайшие сроки вернуться на родину и получить полный объем прав.

Льготы для носителей языка

Быстро оформить подданство России можно и тем, кто свободно владеет государственным языком.

Ст. 33.1 ФЗ «О гражданстве» говорит о следующем:

  1. Носителем языка признается иностранец, в том числе, и украинец, который свободно использует русскую речь. Кроме того, у этого лица должны быть родственники, которые ранее или в настоящее время проживают на территории РФ.
  2. Знания языка проверяются специальными комиссиями, которые существуют при всех Управлениях по вопросам миграции: в Москве и в других городах.
  3. Если установлено, что человек, действительно, владеет русской речью на уровне носителя, то гражданство будет выдано в короткие сроки.

Как следует из статьи, оснований для получения подданства РФ в упрощенном порядке довольно много. Причем каждый случай индивидуален. Срок оформление гражданства при тех или иных условиях может составлять от 6 месяцев до 3 лет. В большинстве ситуаций придется получать ВНЖ, но существуют и варианты, когда даже вида на жительство оформлять не нужно.

Законодательством Российской Федерации предусмотрен порядок для иностранцев, в том числе и для граждан Украины в 2019 году. Общий порядок приобретения правовой связи с государство достаточно тяжел и длителен, однако многие украинцы смогут воспользоваться более простым и быстрым – упрощенным порядком.

Общий порядок натурализации в России предусматривает несколько условий, главным из которых выступает длительное проживание на территории страны (не меньше 5-ти лет) с момента получения вида на жительство. Очевидно, что до того, как лицо получит вид на жительство пройдет еще несколько лет. Именно это положение усложняет процедуру и делает ее, как считают многие эксперты, практически неосуществимой.

Кроме того, по общей схеме процедура только рассмотрения документов длится целый год. А решение принимает исключительно один субъект – Президент. Этот факт также не способствует получению желаемого статуса быстро.

Упрощенный порядок предлагает гораздо более лояльные условия. Во-первых, сроки проживания в таком случае либо сильно снижены, либо и вовсе не принимаются во внимание. Не обязательно оформлять вид на жительство. Это значит, что отпадает необходимости в многолетнем ожидании.

Рассматривают начальники территориальных отделов МВД по субъектам федерации. Очевидно, что наличие большого числа субъектов, способных рассмотреть заявление вселяет надежду на более короткие сроки изучения и принятия решения. И действительно, период ожидания сокращен вдвое. Срок составляет до 6 месяцев. Практика показывает, что реально процедура рассмотрения документов и принятия решения о присвоении российского гражданства занимает от 3 до 6 месяцев.

Это уже серьезный повод для поиска возможностей пройти натурализацию по простому пути.

Основания для упрощенной процедуры

Закон РФ «О гражданстве Российской Федерации» содержит перечень оснований, позволяющих воспользоваться гражданам Украины и другим иностранцам упрощенной процедурой получения российского гражданства в 2019 году.

В список таких лиц входят:

  • иностранцы/апатриды, у которых хотя бы один из родителей имеет российский паспорт и живет в РФ;
  • бывшие граждане Союза ССР, жившие на его территории, которые так и не получили какого-либо гражданства и остаются апатридами;
  • рожденные на территории Российской Советской Федеративной Социалистической Республики и получившие до 1991 года паспорта Союза;
  • лица, имеющие супруга с российским паспортом, при условии проживания в РФ не меньше 3-х лет;
  • нетрудоспособные индивиды, дети которых имеют российское гражданство;
  • родитель-иностранец либо апатрид, ребенок которого имеет российское гражданство, при условии, что второй родитель не может по объективным причинам выполнять свои обязанности относительно малолетнего/несовершеннолетнего;
  • иностранцы/апатриды, дети которых имеют российское гражданство и признаны недееспособными либо ограничены в дееспособности, если второй родитель по объективным причинам не может осуществлять свои функции;
  • иностранцы/апатриды, получившие с момента принятия закона (2002 год) профессиональное или высшее образование в учреждениях РФ, которые хотя бы 3 года после окончания и перед ходатайством о статусе гражданина работают по профессии в РФ;
  • иностранцы/апатриды-предприниматели, ведущие не меньше 3-х лет хоздеятельности в РФ с ежегодной выручкой не меньше 10- миллионов рублей;
  • инвесторы, вкладывающие не меньше 10-ти процентов уставного фонда (составляющего не менее 100 миллионов рублей) в компании, ведущие хоздеятельность в РФ;
  • иностранцы/апатриды, которые не меньше 3-х лет работают в РФ и по специальностям, включенных в перечень, который предоставляет право получить в упрощенном порядке;
  • нетрудоспособные апатриды и иностранцы-выходцы из стран, которые входили ранее в состав Союза ССР, при условии их регистрации в РФ до 1.07.2002;
  • участники ВОВ;
  • лица до 18 лет и недееспособные индивиды;
  • участники госпрограммы добровольного переселения соотечественников, живущих за границей;
  • носители русского языка.

Согласно международным соглашениям в упрощенном порядке приобретать российское гражданство могут также граждане Киргизии, Казахстана, Республики Беларусь. Для них процедура получения статуса происходит за 3 месяца с момента подачи документов оформленных надлежащим образом.

Носители языка

Для многих украинцев упрощенная процедура получения статуса в 2019 году доступна ввиду возможности быть признанным носителем русского языка. Нововведения в российское законодательство появились в мае 2014 года и связаны они с вполне очевидными событиями, названными «защитой русскоязычного населения» на территории Украины.

Читайте также Процедура получения гражданства РФ гражданином Киргизии в 2019 году

Процедура натурализации для носителей языка предусматривает отсутствие условия о пятилетнем проживании в стране по виду на жительство. Это главное упрощение позволяет снизить срок натурализации с 8 лет до 1 года с момента начала процедуры.

Российское законодательство требует при получении статуса гражданина РФ отказаться от гражданства Украины. Для лиц, которым нужно предоставить подтверждение получения иного гражданства для отказа от предыдущего, предоставляется справка о возможности приема в гражданство РФ.

Для признания лица носителем русского языка специально созданы комиссии при каждом госоргане по вопросам миграции МВД. Индивид проходит собеседование с этой комиссией и решение о признании его таковым принимается коллегиально. Чтобы получить соответствующее свидетельство необходимо:

  • владеть и пользоваться русским языком в повседневной жизни и социально-культурной сфере;
  • самим проживать или иметь родственников по прямой восходящей линии, которые проживали когда-либо на территории современной Российской Федерации.

Для признания носителем языка в 2019 году нужно соблюсти оба условия. Чтобы доказать факт проживания предков на территории России, нужно предоставить соответствующие документы. Если таковых нет, можно сделать запросы в архивные учреждения.

Если документы собраны и есть все необходимые подтверждения, можно подавать соответствующее заявление. Сделать это можно в госорган по вопросам миграции МВД по месту жительства. По результатам рассмотрения заявки лицо приглашается на собеседование с комиссией. При положительном итоге встречи иностранец/апатрид получает решение о признании его носителем языка. Срок действия такого решения не ограничивается.

Этот документ служит основанием, чтобы оформить гражданство РФ в ускоренном порядке.

Процедура присвоения статуса гражданина Российской Федерации для носителя языка занимает всего 3 месяца.

Ускоренная процедура через диппредставительства РФ

Еще один способ просто и быстро оформить статус гражданина России украинцу – проходить натурализацию, подавая документы через дипломатические представительства Российской Федерации на территории Украины. Эксперты утверждают, что это самый легкий путь и наименее затратный, так как для натурализации даже не придется ехать в страну. Все оформить можно с территории Украины.

Читайте также Процедура получения гражданства РФ по программе переселения соотечественников

Перечень документов и заявление в таком случае подаются в дипломатическое представительство государства на территории Украины, а решение принимается в течение полугода.

Возможностью получить гражданство таким образом может воспользоваться в 2019 году ограниченный круг соискателей. Для этого нужно обладать одним из следующих оснований:

  • иметь хоть бы одного родителя с российским гражданством, живущего на территории Федерации (то есть имеет внутригражданский паспорт с регистрацией места жительства);
  • быть несовершеннолетним, у которого родитель (один из или единственный) обладает российским паспортом, либо если над несовершеннолетним назначен опекуном гражданин РФ.

Кроме того, оформить статус таким образом в 2019 году могут апатриды, проживающие на территории Украины, которые:

  • были гражданами Союза ССР и не получали иной правовой связи с каким-либо государством;
  • не достигли 18-летнего возраста, при условии что один (или единственный) родитель обладает российским паспортом, а при отсутствии родителей есть опекун с гражданством РФ.

Во всех других случаях, даже если у украинцев есть основания на упрощенную схему получения статуса, оформлять его в 2019 году придется на территории РФ.

Условия по упрощенной форме

Для того, чтобы оформлять гражданство как по общему, так и по упрощенному пути в 2019 году нужно соответствовать определенному ряду условий, предъявляемых российскими властями к натурализующимся иностранцам и апатридам. При прохождении более простой процедуры этих условий меньше, однако они есть. Так, нужно, чтобы натурализующийся:

  1. Имел легальный доход или источник средств к существованию, который может быть подтвержден документально (в случае признания нетрудоспособности таковыми признаются социальные выплаты).
  2. Обязался знать и соблюдать предписания Конституции РФ и законодательных актов страны.
  3. Отказался от другого иностранного гражданства при получении российского.

Последнее условие выглядит довольно нелепо при учете факта, что российское законодательство допускает возможность иметь двойное гражданство и паспорта других государств. Получается, что такой статус доступен только тем, кто уже являются гражданами страны.

Отказываться от предыдущих связей с другими государствами необходимо официально и предоставлять доказательства такого письменного заявления в госорганы по вопросам миграции при оформлении документов на получение статуса. В 2019 году отказ не обязателен в двух случаях:

  1. Если иное предусмотрено международными соглашениями (у Украины и РФ такого соглашения нет).
  2. Если выполнить это действие мешают объективные факторы (поскольку отказ может быть направлен в дипломатическое представительство Украины в РФ по почте, то наличие таковых объективных причин представляется сомнительным).

Ни для кого не секрет, что отношения между Россией и Украиной «немного» испорчены. Поколение с 1945 по 1965 годов рождения не понимают причин и не могут собрать в голове этот ребус. Когда-то люди жили в одной стране (прим. СССР), по одинаковым законам и что самое важное в сегодняшней теме с одним паспортом!

Сегодня, 1 сентября, жизнь граждан Украины, желающих приобрести российское гражданство, стала немного легче и проще.

А вы носитель русского языка?

Одним из упрощенных порядков получения Российского гражданства и вида на жительство является признание иностранного гражданина носителем русского языка. В соответствии со статьей 33.1. ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» иностранный гражданин или лицо без гражданства по результатам собеседования, проведенного с ними комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка (далее - комиссия), могут быть признаны носителями русского языка, то есть лицами, владеющими русским языком и повседневно использующими его в семейно-бытовой и культурной сферах. В случае, если данные лица либо их родственники по прямой восходящей линии постоянно проживают или ранее постоянно проживали на территории Российской Федерации либо на территории, относившейся к Российской империи или СССР, в пределах Государственной границы Российской Федерации.

«В законе все довольно просто и предельно ясно. С учетом того, сколько людей к нам обращаются за юридической помощью, примерно 7 из 10 думают, что получить гражданство Российской Федерации довольно просто и легко. Если человек обладает желанием и имеет основания для начала процедуры оформления РВП, ВНЖ или сразу гражданства, он его без проблем получит. Нужно пройти процедуру проверки личности и всех документов, немного подождать, и получить документы. Подобного рода процедуру проходят абсолютно в любой стране мира. Естественно, все это возможно при условии „чистоты“ перед законом. Само основание „носитель русского языка“ - оно прекрасно. Поправки в федеральный закон „О гражданстве“ принятые Государственной Думой и подписанные президентом Путиным, которые начнут действовать с 1 сентября, очень помогут гражданам Украины стать гражданами России. К сожалению, данная поправка будет действовать не на всех граждан Украины. Если выделять из общей массы, это меньшинство. Пока не ясно, что будет делать Киев, возможно, кто откажется от украинского гражданства, нотариально заверив свой отказ и отправим по почте в посольство, попаду в немилость украинских властей. Но с другой стороны на двух стульях не усидишь, поэтому нужно выбирать и данный закон отлично подходит для тех, кто твердо решил стать гражданином России» - свое мнение озвучил основатель центра юридической помощи «Мигрант 365» Антонец Игорь.

Обязательным условием при подаче документов на гражданство или вида на жительство в Российской Федерации является отказ от уже имеющегося гражданства. К сожалению власти Украины не охотно подписывали добровольные решение о выходе из гражданства своих бывших соотечественников, тем самым затрудняя, а иногда делая невозможным вступление в гражданство Российской Федерации, не обращая внимание на «основной закон» Конституцию Украины, в которой четко сформировано норма о невозможности лишения человека права изменить гражданство. (ст. 25 Конституции Украины)

Федеральный закон от 29.07.2017 N 243-ФЗ внес существенные изменения для граждан Украины, облегчив порядок получения гражданства и вида на жительство в упрощенном порядке лицам, признанным носителями русского языка. Вышеуказанный закон вступает в силу с 01.09.2017 года. Изменения, внесенные в нормативные акты регулирующие порядок пребывания и получения гражданства в России решает многотысячные проблемы граждан Украины желающих получить гражданство в России.

А теперь можно - даже вопреки!

Со слов руководителя главного управления МВД по вопросам миграции Ольги Кирилловой, за весь прошлый год выйти из украинского гражданства смогли всего лишь 156 человек, а за последние несколько лет - 25 тысяч человек. Если с 2015 года Киев, по ее словам, давал согласие на выход из гражданства охотно, то теперь тормозит этот процесс.

Мы поинтересовались, что по данному вопросу думает эксперт в сфере миграции Дмитрий Михайлов: «В соответствии с поправками, внесенными Государственной Думой в вышеуказанные акты, теперь отказ гражданина Украины от имеющегося у него гражданства Украины осуществляется путем направления данным гражданином заявления об отказе от имеющегося у него гражданства Украины в полномочный орган данного государства. Документом, подтверждающим отказ гражданина Украины от имеющегося у него гражданства Украины, является нотариально заверенная копия заявления данного гражданина об отказе от имеющегося у него гражданства Украины. Данная процедура убирает все препятствия, которые создавали свои бездействием сотрудники государственного корпуса Украины для своих граждан при попытке в добровольном порядке выйти из гражданства Украины».

Данное нововведение однозначно положительно скажется на жизни тех людей кто «уже почти» россиянин. Остается дело за малым, оформить все документы и пройти процедуру получения российского гражданства.

Всего через неделю после принятия нашумевших изменений в закон о гражданстве, позволяющих украинцам в упрощенном порядке расстаться с гражданством, Госдума приняла закон в третьем чтении. Закон поступил в Совет Федерации и был им одобрен. Вскоре он будет подписан Президентом РФ и с 1 сентября этого года вступит в силу.

ИСТОРИЯ ЗАКОНОПРОЕКТА

Законопроект №156692–7 был внесен в Государственную Думу 21 апреля этого года депутатами-руководителями фракций и другими видными парламентариями. Первоначальный текст законопроекта предусматривал только случаи, в которых могут быть отменены решения по вопросам гражданства. Иными словами, целью законопроекта было «законодательное закрепление нормы, направленной на недопустимость получения гражданства РФ в целях осуществления деятельности, представляющей угрозу основам конституционного строя РФ». Лица, уличенные в террористической деятельности, могли быть лишены гражданства РФ, если они получили его не по рождению.

Законопроект с небольшими замечаниями был поддержан Правительством РФ и Общественной палатой РФ. Если поначалу мнение общественности склонялось к тому, что лишать гражданства неконституционно, то потом Общественная палата признала хитрую юридическую конструкцию с аннулированием решения о приеме в гражданство соответствующей части 3 статьи 6 Конституции РФ.

Ко второму чтению законопроект был существенно переработан и дополнен. В нем появилась присяга лица, приобретающего гражданство РФ, и упрощенный порядок подтверждения отказа от гражданства для граждан Украины. Поскольку идея упростить порядок подтверждения отказа от гражданства, особенно для украинцев, родилась уже давно и фигурировала в различных законопроектах, - К.Затулина, и в проекте Сергея Миронова (№159595–7). Законопроект Миронова был внесен в Думу через несколько дней после регистрации проекта №156692–7, логично предположить, что депутаты решили некоторые популярные в народе идеи из проекта Миронова включить в свой законопроект, не столь однозначно воспринятый обществом. Разница между текстами проекта ко второму чтению и после третьего чтения не столь велика: только редакционные правки, так как регламент Думы предполагает принятие существенных поправок только на стадии второго чтения.

ПРИСЯГА ГРАЖДАНИНА

Принятый Госдумой закон дополняет закон о гражданстве новой статьей 11.1. Эта статья вводит обязательную присягу для лиц, приобретающих гражданство РФ. Присяга для иностранцев, получающих гражданство, существует в ряде стран мира (Германия, Япония, Чехия, Сингапур и других). Наиболее известен факт наличия клятвы для иммигрантов, получающих гражданство США. Нарушение клятвы гражданина США может быть основанием для лишения гражданства. Была клятва для подданных и в царской России.

Наличие присяги гражданина может оцениваться положительно в целом. Но модель присяги гражданина, вводимая новым законом, вызывает нарекания. Во-первых, эта присяга только для тех, кто приобретает гражданство по определенным основаниям. Граждане РФ по рождению присягу не принимают. Во-вторых, конструкция с присягой предназначена главным образом для того, чтобы удалось обойти конституционный запрет на лишение гражданства.

Новый закон предусматривает перечень лиц, которые также не приносят присяги. Это несовершеннолетние, недееспособные и ограниченно дееспособные, инвалиды, не способные произнести или подписать присягу. Президент своим решением может освободить от принесения присяги также других лиц. Определение порядка принесения присяги также относится к компетенции Президента РФ.

Не совсем понятно, почему все несовершеннолетние освобождены от принесения присяги. В полном объеме дееспособность возникает с 18 лет, но обязанность соблюдать законы, очевидно, возникает раньше. Например, уголовная ответственность за ряд преступлений, в том числе террористических, наступает с 14 лет. По общему правилу административная и уголовная ответственность может применяться к лицам, достигшим 16 лет.

Текст присяги установлен законом. Акцент в присяге делается на принятие новым гражданином обязательств соблюдать Конституцию и законодательство РФ. В обязанность новых граждан вменяется также защита свободы и независимости России, быть верным России, уважать ее культуру, историю и традиции.

Соблюдать Конституцию и законы РФ обязаны все граждане РФ и другие люди, находящиеся на территории России. Уважение культуры, истории и традиций России не является особой обязанностью граждан РФ - это обязанность каждого, кто находится в России. Статья 44 Конституции РФ обязывает каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. К конституционным обязанностям граждан РФ отнесена защита Отечества, положение присяги о защите свободы России в общих чертах соответствует статье 59 Конституции РФ.

В закон не вошли предложения по тексту присяги, в которых гражданам предписывалось испытывать «неописуемый восторг, что с сегодняшнего дня я гражданин самой великой страны на этой земле». Не прошли и клятвы верности в восточном стиле: «И пусть отсохнут мои руки и ноги, если я когда-либо перейду на сторону врага. И пусть мертвым будет мой язык, если когда-либо я скажу хоть одно плохое слово о России». Обо всем этом и так позаботятся наши правоохранительные органы.

ОТКАЗ ОТ ИНОСТРАННОГО ГРАЖДАНСТВА

Важное изменение касается упрощенного порядка приобретения российского гражданства носителями русского языка. Формулировка об обязательном отказе от имеющегося иностранного гражданства была уточнена в отношении граждан Украины: «Отказ гражданина Украины от имеющегося у него гражданства Украины осуществляется путем направления данным гражданином заявления об отказе от имеющегося у него гражданства Украины в полномочный орган данного государства. Документом, подтверждающим отказ гражданина Украины от имеющегося у него гражданства Украины, является нотариально заверенная копия заявления данного гражданина об отказе от имеющегося у него гражданства Украины».

Эта норма обусловлена тем, что граждане Украины не получали никакого ответа на свой отказ от гражданства. Более того, государство может и не принять такой отказ от гражданства, например, если гражданин не исполнил обязанности перед государством (не уплачены налоги, не пройдена служба в армии), либо преследуется государством в уголовном порядке, либо не имеет иного гражданства.

При этом остается непонятным, что имеется в виду в другой формулировке этого пункта, которая есть в действующей и в новой редакциях. Речь о том, что «отказ от гражданства иностранного государства не требуется, … если отказ от гражданства иностранного государства невозможен в силу не зависящих от лица причин». Почему ситуацию, в которой оказались некоторые граждане Украины, нельзя было считать подпадающей под этот пункт, до сих пор неясно. По идее это был как раз тот самый случай, когда украинцы не могли отказаться от гражданства в силу независящих от них причин. То есть при желании можно было бы на практике толковать эту норму закона именно так, а не ждать три года принятия этого закона. Также можно было при желании сразу в 2014 году прописать эту норму с учетом сложившейся ситуации на Украине.

Такая норма, принятая в интересах граждан Украины, выглядит довольно странно, потому что на данный момент в законе о гражданстве РФ нет упоминания какой-либо другой страны, кроме России. Особое правовое регулирование в интересах граждан конкретного иностранного государства вообще не характерно для российских законов, в частности, это обусловлено конституционным требованием равноправия. Очевидно, что при наличии политической воли вопрос о преференциях для граждан Украины можно было бы решить еще в 2014 году на уровне подзаконного акта, пользуясь возможностями толкования действовавшей на тот момент формулировки.

Невозможность отказа от гражданства по не зависящим от заявителя причинам также нужно было обосновывать. На практике такими причинами признавались: решение компетентного органа об отказе в выходе из гражданства, невозможность отказа от гражданства по законодательству этого государства, в некоторых случаях - отсутствие ответа государства на заявление гражданина о выходе из гражданства. Новый закон, возможно, поставит точку и в этом вопросе. Новый закон предусматривает изменения в закон о правовом положении иностранцев, согласно которым Правительство РФ должно определить перечень причин, влекущих за собой невозможность отказа лица от имеющегося у него гражданства иностранного государства. Интересно, что это полномочие дается Правительству РФ в контексте статьи о запрете находиться на государственной или муниципальной службе лицам с двойным гражданством.

Вызывает вопросы и новая формулировка о подтверждении отказа. В частности, неясно, почему нужна заверенная нотариусом копия заявления гражданина об отказе от имеющегося у него гражданства Украины. То, что гражданин написал заявление об отказе от гражданства и заверил копию заявления, еще не подтверждает того факта, что заявление было отправлено в соответствующий орган. Логично было бы нотариально заверять подпись гражданина на заявлении, чтобы у компетентных органов не возникало сомнений в том, что это заявление составлено и подписано самим гражданином. Также логично было бы требовать документы об отправке этого заявления в компетентный орган: почтовую квитанцию, опись вложений, и при наличии - уведомление о вручении. Получается странная ситуация, при которой формально иностранный гражданин может написать заявление об отказе от гражданства, заверить его копию у нотариуса и не отправлять его органам своего государства, потому что факт отправки никто не обязан проверять. Формально юридически если заявление не отправлено, то отказ от гражданства не произошел. Именно поэтому процедура подтверждения отправки заявления должна быть уточнена, например, подзаконным актом.

Допустим вариант, когда гражданин составляет такое заявление, предоставляет заявление и его нотариально заверенную копию вместе с другими документами в управление по вопросам миграции МВД России, а МВД уже само направляет заявление гражданина в соответствующий орган. Тогда факт отправки не требовал бы дополнительного подтверждения.

ОТМЕНА РЕШЕНИЙ О ГРАЖДАНСТВЕ - НЕ ЛИШЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА

Статья 22 закона о гражданстве существует в действующей редакции закона и называется «Основания отмены решений по вопросам гражданства РФ», в новой редакции название сохраняется. Действующая редакция содержит весьма неопределенные формулировки касательно отмены решений о гражданстве. Сейчас оснований для отмены решения о приобретении гражданства два: предоставление заявителем подложных документов, представление заведомо ложных сведений. Для отмены решений о гражданстве факты представления ложных сведений или документов должны быть установлены судом.

Новый закон дополняет этот перечень оснований еще одним: отказ от принесения Присяги гражданина. Частным случаем называется приобретение гражданства РФ в целях осуществления деятельности, представляющей угрозу основам конституционного строя РФ, а также сообщение заведомо ложных сведений в отношении обязательства соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ.

Одним из вариантов судебного установления такого факта является наличие вступившего в силу приговора за совершение преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, частью второй статьи 205.2, статьями 205.3–205.5, 206, 208, частью четвертой статьи 211, статьями 281, 282.1–282.3 и 361 Уголовного кодекса РФ (все это преступления террористической и экстремистской направленности). Как отмечено выше, совершение таких преступлений является частным случаем сообщения заведомо ложных сведений в отношении обязательства соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ.

При этом закон содержит оговорку о том, что если нехороший человек принимался в российское гражданство вместе с супругой (супругом) и детьми, а члены семьи в терроризме и экстремизме не были замечены, то они остаются гражданами РФ.

Закон также предусматривает механизм информирования органов МВД о соответствующих приговорах. Изменения в Уголовно-процессуальный кодекс о дополнении перечня органов, в которые может направляться обвинительный приговор суда, также уже приняты Думой и одобрены Советом Федерации.

Де-юре отмена решения о гражданстве и лишение гражданства - совершенно разные вещи. Отмена решения о приобретении гражданства, как и отмена (не признание утратившим силу) любого другого решения, означает, что такого решения как бы никогда и не было. Иными словами, отмена решения означает, что это решение не повлекло никаких правовых последствий. Если такие правовые последствия фактически уже успели наступить (например, гражданину была назначена пенсия), то эти последствия также обнуляются (пенсия отменяется, а все выплаченное подлежит возвращению). Очевидно, что отмена решения о приобретении гражданства может коснуться лишь тех, кто получил гражданство не по рождению. Лишение же гражданства могло бы коснуться любого гражданина, даже гражданина по рождению. Лишение гражданства РФ запрещено Конституцией РФ. Европейская конвенция о гражданстве в качестве одного из принципов называет запрет на произвольное лишение гражданства.

Можно предположить, что, например, Европейский суд по правам человека трактовал бы наш термин «отмена решения о приобретении гражданства» достаточно широко и приравнял бы к лишению гражданства, если такое дело дошло бы до ЕСПЧ. Тем более, что человек, оставшийся таким образом без российского гражданства, возможно, стал бы лицом без гражданства, что также не приветствуется Конвенцией. И вообще статус таких лиц на данный момент неясен. Вероятно, для такого «бывшего» гражданина (хотя формально юридически он не будет ни настоящим, ни бывшим гражданином РФ) будут действовать общие миграционные правила для иностранцев. Гражданство РФ такой человек уже точно не получит никогда. Выслать его за пределы РФ можно при нарушении им миграционных правил. Но вот вопрос: куда его высылать, если он отказался от своего гражданства? Отказ-то от гражданства не аннулируется. Конечно, есть вероятность того, что отказ не был принят иностранным государством. Непонятно, и каким образом такому человеку будет возвращен его старый иностранный паспорт.

Действующий порядок отмены решений о гражданстве (Указ Президента РФ от 14.11.2002 №1325) предусматривает такой вариант: при отмене решения о приобретении гражданства РФ лицу, проживающему на территории РФ, выдается вид на жительство лица без гражданства или вид на жительство иностранного гражданина. То есть по действующим правилам такой человек не выдворяется за пределы РФ автоматически, а вид на жительство дает ему право пребывать в России в течение 5 лет. Затем вид на жительство может продлеваться неоднократно. Однако органы миграции могут и не продлить вид на жительство, точнее, в случае с совершением террористических или экстремистских преступлений, они будут обязаны аннулировать вид на жительство. Кроме того, надо учитывать, что за преступления, в результате которых человек лишится российского гражданства, он будет отбывать наказание в России (это могут быть и длительные сроки лишения свободы). И когда этот человек выйдет на свободу, вид на жительство уже будет либо аннулирован, либо просрочен.

Действующая редакция закона о статусе иностранцев (статья 9) гласит, что вид на жительство не выдается, в ранее выданный вид на жительство аннулируется, если иностранец:

Выступает за насильственное изменение основ конституционного строя РФ, иными действиями создает угрозу безопасности РФ или граждан РФ;

Финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность;

Осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным;

Имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории РФ либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом.

Это означает, что в случае отмены решения о приобретении гражданства в отношении человека, совершившего террористические или экстремистские преступления, такой человек не может получить вид на жительство. И вообще путь к получению законных оснований для нахождения в России (разрешение на временное пребывание или проживание, вид на жительство) ему будет закрыт. Как быть с таким человеком, если он, например, является лицом без гражданства?

Таким образом, этот аспект реализации нового закона на практике представляется не проработанным.

ВЫВОДЫ

1. Основная цель закона - ввести дополнительные основания для отмены решений о приобретении гражданства РФ. Другие нововведения типа присяги гражданина служат только этой цели. По существу это очередной антитеррористический закон, причем одним из его авторов является Ирина Яровая.

2. Появление в законе нормы об упрощенном порядке отказа от украинского гражданства для носителей русского языка можно считать случайным, а в некоторой степени - популистской мерой. Эта норма начнет действовать в сентябре 2017 года - поближе к президентским выборам.

3. Если бы у власти действительно была цель помочь гражданам Украины подтвердить отказ от гражданства, можно было бы еще в 2014 году толковать закон таким образом, что именно в их случае «отказ от гражданства иностранного государства невозможен в силу не зависящих от лица причин». Однако в целом надо признать, что закон позволяет избавиться еще от одной, хоть и небольшой бюрократической препоны, но только украинцам. Хотя новая формулировка о подтверждении отказа от гражданства также нуждается в уточнении.

4. Некоторые положения закона вызывают вопросы о том, как они будут применяться на практике. В частности, это касается дальнейшей судьбы террористов и экстремистов, лишившихся российского гражданства и не имеющих иного гражданства. Не то чтобы нас сильно волновала их судьба, но очевидно, что в России им, мягко говоря, не будут рады. Понятно, что срок лишения свободы они будут отбывать в России. Но отсутствие законных оснований для их дальнейшего пребывания в России ставит вопрос о необходимости их выдворения за пределы РФ. В связи с этим нуждается в корректировке также указ Президента РФ о порядке рассмотрения вопросов гражданства.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ