Компенсация за съемное жилье детям-сиротам. Нюансы получения компенсации за найм жилья сотрудниками полиции и другими категориями граждан Компенсация за найм жилья работнику предприятия

Компенсация за найм жилья является одной из наиболее значимых льгот, полагающихся различным категориям граждан. К примеру, возмещение расходов за наем жилья может быть определено для малоимущих семей, наиболее незащищенных слоев населения, сирот, детей без родительской опеки. Компенсация положена также военнослужащим, вынужденным снимать жилье вблизи места службы. Компенсация за найм жилья может также предоставляться работнику предприятия, если он договаривался об этом с работодателем в момент трудоустройства.

Социальная компенсация за найм жилья

Социальное возмещение затрат граждан на жилье регулируется как федеральными, так и региональными законами. При назначении льготы органы социальной защиты населения ориентируются на устанавливающие документы. Как правило, компенсация утверждается именно органами местного самоуправления с целью оказания финансовой поддержки граждан, которым в данный момент невозможно предоставить жилье в собственность или по договору социального найма.

Льготой могут воспользоваться наиболее социально незащищенные слои общества, такие как дети-сироты, дети без родительского попечения, малоимущие семьи. Для этого представитель льготной категории граждан должен встать на учет в органах социальной защиты населения и заявить о том, что нуждается в улучшении жилищных условий.

Размер компенсации за найм жилья будет меняться каждый год в зависимости от индексации, проводимой по региону на будущий год.

В 2010 году власти приняли решение о монетизации компенсации за наем квартиры. Ранее размер компенсации был для всех категорий получателей одинаков – принималось среднее значение стоимости съемного жилья. На сегодняшний день заявитель должен документально подтвердить свое право на получение компенсации, после чего специалисты УСЗН каждый месяц производят перерасчет компенсационной суммы (ежемесячной денежной компенсации – ЕДК), принимая во внимание фактически понесенные затраты человека на оплату ЖКУ и квартиры.

Бывает так, что в семье, проживающей совместно на одной жилплощади, сразу несколько человек имеют право на компенсацию квартплаты, и тогда компенсации складываются. Однако, общая сумма выплаты не может превышать 50% размера платежа за квартиру.

Чаще всего размер компенсации также изменяется по сезонам – в зимнее время, когда включено отопление, субсидия увеличивается, а летом, наоборот, уменьшается. Жильцы квартиры не должны предпринимать никаких мер – специалисты соцзащиты самостоятельно произведут перерасчет. Бывает и так, что субсидия летом вообще не предоставляется – все зависит от региона проживания семьи.

Наличие задолженностей по квартплате автоматически лишает жильцов права на получение компенсации. И здесь единственным выходом станет обращение в коммунальную службу с просьбой заключить договор о реструктуризации долга – тогда гражданин будет выплачивать долг небольшими долями на протяжении длительного периода времени. Но следует быть готовым и к тому, что ЖЭК откажет в подобном послаблении.

Право на получение компенсации необходимо подтверждать каждые полгода, в противном случае придется подавать полный комплект документов заново.

Наконец, льгота по квартплате – не единственная преференция, которую можно получить. Малоимущие семьи, которые отдают 22% от совокупного дохода всех совместно проживающих членов семьи за оплату коммунальных услуг, вправе получить скидку на ЖКУ. И данная льгота не препятствует получению компенсации за найм квартиры.

Компенсация за найм жилья работнику предприятия

Во время заключения трудового договора наниматель и сотрудник могут обговорить пункт о компенсации затрат работника на найм жилья. Для этого должен быть повод, например, осуществление трудовой деятельности в филиале компании или работа разъездного характера, предполагающая длительные или частые командировки.

Трудовой договор может содержать все условия предоставления компенсации – размеры надбавки к зарплате, порядок выплаты, вид жилья и т.д. Размер компенсации может зависеть от количества жильцов в помещении (если предполагается, что семья будет жить с сотрудником), продолжительности командировок, уровень комфорта жилья.

Деньги на оплату жилья работодатель может сразу перечислять на счет арендодателя, предварительно заключив с ним договор аренды. Или работник должен оплачивать жилье, а затем получать компенсацию вместе с заработной платой. Если договор расторгается по вине сотрудника, если он нарушал трудовую дисциплину или уволился по собственному желанию, право на возмещение стоимости жилья утрачивается.

Компенсация за найм жилья военнослужащим

Право на получение компенсации за найм (поднайм) жилья военнослужащими зависит от принадлежности военного к одной из следующих групп:

  • пребывающих на службе по контракту в данный момент;
  • уволенных в запас (должны состоять на учете как нуждающиеся в улучшении условий проживания).

При этом компенсация за найм жилья не будет назначена военнослужащему, если:

  • он не подавал заявление на предоставление ему государственной поддержки;
  • один из членов его семьи владеет на правах собственника пригодным жилым помещением неподалеку от места несения службы военнослужащим.

Размер компенсации будет зависеть от двух показателей – социальной нормы площади (которые, в свою очередь, зависят от количества членов семьи военнослужащего) и средней стоимости 1 кв. м. площади жилья в данном регионе.

Социальная норма площади рассчитывается следующим образом:

  • 24 м2 на одного военнослужащего, который будет жить один;
  • 36 м2 на военнослужащего и одного члена семьи помимо него;
  • 43 м2 на военнослужащего, супругу и ребенка (троих человек);
  • 12 м2 на каждого члена семьи, если общее их число превышает 3 человека.

Законодательные акты по теме

Типичные ошибки

Ошибка: Гражданин не стал оформлять компенсацию по квартплате, поскольку уже получает субсидию на оплату коммунальных услуг.

    Сообщения

    Добрый день, у меня такая ситуация: стояла на очереди на квартиру как ребенок оставшийся без попечения родителей, посоветовали подать в суд, так быстрее выдадут квартиру сказали. Подала, суды прошли, мой иск удовлетворили, но прокуратура бездействует, говорит еще год точно квартиры не ждите, может в лучшем случае в следующем году получите жилище.

    Я так как мне не дают квартиру, вынуждена снимать жилье, так как там где я прописана живет четверо взрослых и один ребенок и скоро появится второй. Вопрос вот в чем, куда мне подать заявление на бездействие прокуратуры? И могу ли я получить компенсацию за то, что не дают квартиру и я вынуждена снимать квартиру за свой счет по договору аренды, и если да то какую и какие документы нужны? Что вообще можно сделать в моем случае?

    В данном случае, чтобы ответить на вопрос: как сироте быстрее получить квартиру? Посредством органов прокуратуры следует более детально рассмотреть, как проводились надзорные мероприятия в органах прокуратуры, лучше бы ознакомиться с материалами проверки, для последующей инициации обжалования в вышестоящую прокуратуру. Или вы не подавали еще жалобы в вышестоящие прокуратуры относительно бездействия исполнения решения суда?! Подробнее, как можно по ссылке на основной части сайта.

    В части неисполнения решения суда следует обратить внимание, поскольку вы уже включены в список детей сирот на получение жилья, то бездействие муниципальных органов по данному поводу неправомерно, ввиду чего вполне логично, что у Вас возникла мысль о том положена ли в данном случае компенсация сиротам за съем жилья. Гражданское законодательство в данном случае предусматривает, что если решение суда о предоставлении жилья не исполняется и буде установлена вина в бездействии администрации, то компенсация за аренду жилья сиротам взыскивается с муниципального органа в качестве убытков.

    В Вашем случае компенсация за жилье сиротам должна быть взыскана с бездействующей администрации и взыскание убытков помимо финансовой гарантии поможет решить вопрос: как ускорить получение квартиры сироте в ближайшее время.

    Касательно необходимой документации, то необходимо предоставить суду договор найма жилого помещение и доказать документацией, что оплата съемного жилья сиротами производилась самостоятельно.

    Дополнительно в данном деле следует уточнить: в каком помещении вы зарегистрированы, это помещение временно предоставлено Вам и при каких обстоятельствах?

    Через суд им дают каждые три месяца отсрочку,а в прокуратуре сказали в этом году точно не ждите, работают странно и сотрудники хамят мне постоянно, хотя я вежливо спрашиваю. Прописана я у опекуна, нг там только прописана ни какой доли не имею. Квартира трешка, но живут четверо взрослых и ребенок, скоро второй будет. Как доказать что плачу сама за квартиру? И договор об аренде какой нудкн, его нужно как то официально подтверждать у натариуса или юриста?

    А что делать если обратилась в администрацию города и мне сказали, что ждите, прокуратура работает нормально, государство не выделяет таких средств может лет через пять получите и то не факт, и что компенсацию тоже не получу. Что в таком случае делат? Стоит идти на пролом и подавать жалобу в прокуратуру вышестоящую и на компенсайию??

    Здравствуйте, с 2015 года снимаю квартиру, с 2009 стою на очереди как сирота, как я могу взыскать компенсацию с администрации за съем жилья? Какая статья об этом говорит, так же я уже подала в суд для получения внеочередного жилья социального найма, и компенсации за оплату съёмной квартиры, но судья на пробное заседании дала понять, что мне не выплатят ничего, хочется узнать в каком законе прописано все о компенсации и упираться на него в суде, проживаю в Нижегородской области. Заранее спасибо

    • В Вашем случае еще хорошо бы подать иск о компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, он имеет больше перспектив, много практики, когда дети сироты именно этим путем решали свою проблему длительного предоставления жилого помещения.

      Согласно статье 2 Федерального закона от 30.04.2010 N 68-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела или исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

      Документ предоставлен КонсультантПлюс

      ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

      Судья Зайцева О.А.

      Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
      председательствующего судьи Украинцевой С.Н.
      судей Королевой Е.В. и Кудриной Я.Г.
      при секретаре М.
      рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску С. к департаменту финансов Приморского края, Администрации Приморского края, департаменту градостроительства Приморского края, департаменту образования и науки Приморского края о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок по апелляционной жалобе департамента финансов Приморского края на решение Приморского краевого суда от 23 августа 2017 года, которым административное исковое заявление С. частично удовлетворено, с Приморского края в лице департамента финансов Приморского края за счет средств казны Приморского края в пользу С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, взыскана компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 70000 (семьдесят тысяч) руб.
      Заслушав доклад судьи Украинцевой С.Н., объяснения представителя Департамента финансов Приморского края Пак А.Г., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

      установила:

      С. обратилась в суд с административным иском о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, указав, что решением Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 18 июля 2014 года, вступившем в законную силу 19 августа 2014 года, на Администрацию Приморского края возложена обязанность обеспечить ее на территории Находкинского городского округа благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам, в размере не менее 16 кв. м и не более 36 кв. м общей площади жилого помещения, но не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований Приморского края. На основании исполнительного листа N, выданного Фрунзенским районным судом г. Владивостока ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство N, и в последующем принимались меры по исполнению решения суда. Однако до подачи данного иска в суд решение суда не исполнено, общая продолжительность производства по исполнению судебного акта составила 23 месяца 20 дней. Просила взыскать компенсацию за нарушение ее права на исполнение судебного акта в разумные сроки в размере 288000 руб., из расчета 24 месяца неисполнения судебного акта и средней стоимости аренды жилья (благоустроенных помещений) на территории Находкинского городского округа в размере 12000 руб. в месяц.
      Суд привлек к участию в деле в качестве административных соответчиков главных распорядителей бюджетных средств: департамент градостроительства Приморского края, департамент образования и науки Приморского края.
      Дело рассмотрено в отсутствие С., представителей департамента образования и науки Приморского края, департамента градостроительства Приморского края.
      В судебном заседании представитель департамента финансов Приморского края возражала против удовлетворения заявленных требований, из письменного отзыва следует, что в соответствии с Законом Приморского края от 23.12.2016 N 52-КЗ «О краевом бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» главными распорядителями бюджетных средств по реализации мероприятия по обеспечению жилыми помещениями детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются департамент градостроительства Приморского края и департамент образования и науки Приморского края; должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов; заявленный размер компенсации чрезмерно завышен; административный истец не обосновал тяжесть и значимость последствий от неисполнения судебного акта.
      Представитель Администрации Приморского края в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, пояснив, что Администрация Приморского края является ненадлежащим административным ответчиком по настоящему делу.
      По делу постановлено вышеназванное решение, с которым не согласился департамент финансов Приморского края, в апелляционной жалобе его представитель просит решение суда первой инстанции отменить, как незаконное.
      Рассмотрев административное дело в соответствии с частью 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам не усматривает оснований к отмене судебного решения.
      В силу части 1 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства РФ лицо, полагающее, что государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, должностным лицом нарушено его право на исполнение судебного акта в разумный срок может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок.
      Согласно статье 2 Федерального закона от 30.04.2010 N 68-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела или исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
      В соответствии с пунктами 40, 47, 48, 55, 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2016 N 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», при рассмотрении заявления о компенсации суд не связан содержащимися в нем доводами и устанавливает факт нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок, исходя из содержания судебных актов и иных материалов дела с учетом в том числе правовой и фактической сложности дела, поведения заявителя, эффективности и достаточности действий органов, организаций или должностных лиц, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, направленных на своевременное исполнение судебного акта, общей продолжительности исполнения судебного акта. Действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта. При оценке своевременности мер, принимаемых судом, органами, организациями и должностными лицами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, также следует принимать во внимание исключительные обстоятельства, которые обусловливали необходимость безотлагательного осуществления судопроизводства и (или) исполнения судебного акта и непринятие во внимание которых фактически привело к лишению лица права на судебную защиту. Не могут рассматриваться в качестве оснований, оправдывающих нарушение разумных сроков исполнения судебного акта, обстоятельства, связанные с организацией работы органов и должностных лиц, исполняющих судебные акты, например, отсутствие необходимого штата сотрудников, отсутствие необходимых для исполнения денежных средств (часть 4 статьи 10 КАС РФ, часть 4 статьи 6.1 АПК РФ, часть 4 статьи 6.1 ГПК РФ, часть 4 статьи 6.1 УПК РФ).
      При исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, часть 3.1 статьи 319 АПК РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).
      Из материалов дела следует, что вступившем в законную силу 19 августа 2014 года решением Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 18 июля 2014 года на Администрацию Приморского края возложена обязанность обеспечить С. на территории Находкинского городского округа благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам, в размере не менее 16 кв. м и не более 36 кв. м общей площади жилого помещения, но не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований Приморского края.
      В Межрайонный отдел по особым исполнительным производствам УФССП России по Приморскому краю ДД.ММ.ГГГГ поступил исполнительный лист, выданный на основании указанного решения, ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство N-ИП и установлен должнику 5-дневный срок для добровольного исполнения требований.
      Судом первой инстанции установлено, что, несмотря на принимаемые судебным приставом-исполнителем меры принудительного исполнения, на дату судебного заседания решение Фрунзенского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ не исполнено, общая продолжительность исполнения решения суда составила более двух лет, в связи с чем, суд обоснованно расценил данный срок исполнения судебного акта как не отвечающий критерию разумности.
      Установив, что административными ответчиками не приняты надлежащие меры к своевременному исполнению вступившего в законную силу решения Фрунзенского районного суда города Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ, неисполнение судебного акта произошло по причинам, не зависящим от взыскателя, суд признал установленным факт нарушения права С. на исполнение судебного акта в разумный срок и в целях защиты прав истца присудил ей компенсацию.
      В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 30 апреля 2010 N 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» размер компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.
      Определяя размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, суд учитывал практику Европейского суда по правам человека, общую продолжительность нарушения и значимость его последствий для административного истца, и учетом принципов разумности и справедливости.
      Размер компенсации в сумме 70000 руб. соответствует требованиям закона.
      Доводы апелляционной жалобы департамента финансов Приморского края о том, что надлежащими ответчиками по делу являются департамент образования и науки Приморского края и департамент градостроительства принимались судом во внимание, им дана оценка в мотивировочной части решения.
      В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 3, частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30.04.2010 N 68-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта по иску к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо их должностных лиц, интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования представляет соответствующий финансовый орган. Компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, если такое нарушение было допущено органом или организацией, финансируемыми за счет средств соответствующего бюджета, либо должностным лицом этого органа или этой организации.
      Пунктом 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.03.2016 N 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» установлено, что согласно статье 6 БК РФ финансовыми органами являются Министерство финансов Российской Федерации (далее — Минфин России), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований).
      Согласно пункту 3 статьи 242.2 Бюджетного кодекса РФ для исполнения судебных актов по искам к субъектам Российской Федерации о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган субъекта Российской Федерации.
      В силу статьи 7 Положения о департаменте финансов Приморского края, утвержденного Постановлением Администрации Приморского края от 31.01.2006 N 32-па (ред. от 29.02.2016) департамент осуществляет исполнение судебных актов по искам к Приморскому краю о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом Российской Федерации.
      Из толкования перечисленных нормативно-правовых актов следует, что обязанность по исполнению судебного акта по иску к Приморскому краю о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, возложена на департамент финансов Приморского края, который является надлежащим ответчиком.
      Доводы жалобы о том, что нарушение предусмотренных законодательством сроков на исполнение судебного акта не влечет нарушение права административного истца, поскольку ею не доказана значимость последствий неисполнения судебного акта в срок, также были предметом оценки при вынесении решения, оснований для переоценки выводов суда не имеется.
      Руководствуясь статьями 307 — 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

      определила:

      решение Приморского краевого суда от 23 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента финансов Приморского края — без удовлетворения.

      ——————————————————————

      Все что касается компенсации за найм жилья — видимо судья видит ошибки в составленном иске или представленных документах, поэтому и намекает на отказ Вам в иске. Право закреплено в положениях Федеральных законов от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

      В целом, право есть и в каждом регионе свое нормативное обоснование его, вот, например, в Новосибирской области
      постановлением Правительства Новосибирской области от 10.12.2012 г. N 557-п предусмотрено право лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, которые относились к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, включенных в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, на получение компенсации платы за наем жилого помещения (далее — компенсация платы), расположенного на территории Новосибирской области, которая предоставляется в отношении одного жилого помещения, ее размер не может превышать 5000 руб. в месяц при найме жилого помещения на территории муниципального района, 10000 руб. в месяц при найме жилого помещения на территории городского округа (за исключением города Новосибирска, рабочего поселка Кольцово), 15000 руб. в месяц при найме жилого помещения на территории города Новосибирска, рабочего поселка Кольцово.

    «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в целях реализации постановления Правительства Новосибирской области от 31.07.2013 N 322-п «Об утверждении государственной программы Новосибирской области «Развитие системы социальной поддержки населения и улучшение социального положения семей с детьми в Новосибирской области» (далее – государственная программа), Правительство Новосибирской области (В редакции, введенной , - см. предыдущую редакцию)

    п о с т а н о в л я е т:

    1. Установить на период реализации государственной программы дополнительную меру социальной поддержки лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде предоставления компенсации платы за наем жилого помещения.(Пункт в редакции, введенной , - см. предыдущую редакцию)

    1.1. Утвердить прилагаемый Порядок предоставления компенсации платы за наем жилого помещения.(Пункт дополнительно введен постановлением Правительства области от 22.06.2015 N 231-п)

    2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на временно исполняющего обязанности заместителя Губернатора Новосибирской области Нелюбова С.А.(Пункт в редакции, введенной , - см. предыдущую редакцию)

    Губернатор области
    В.А.Юрченко

    УТВЕРЖДЕН
    постановлением Правительства
    Новосибирской области
    от 10.12.2012 N 557-п
    (В редакции, введенной
    постановлением Правительства
    области от 21.05.2018 N 211-п , -
    см. предыдущую редакцию)

    ПОРЯДОК
    предоставления компенсации платы за наем жилого помещения

    1. Порядок предоставления компенсации платы за наем жилого помещения (далее - Порядок), разработан в целях реализации постановления Правительства Новосибирской области от 31.07.2013 N 322-п «Об утверждении государственной программы Новосибирской области «Развитие системы социальной поддержки населения и улучшение социального положения семей с детьми в Новосибирской области».(Пункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 26.08.2019 N 347-п , - см. предыдущую редакцию)
    2. Компенсация платы за наем жилого помещения (далее - компенсация платы), расположенного на территории Новосибирской области, предоставляется заявителю в отношении одного жилого помещения, ее размер не может превышать 5000 руб. в месяц при найме жилого помещения на территории муниципального района, 10000 руб. в месяц при найме жилого помещения на территории городского округа (за исключением города Новосибирска, рабочего поселка Кольцово), 15000 руб. в месяц при найме жилого помещения на территории города Новосибирска, рабочего поселка Кольцово.(Пункт в редакции, введенной , - см. предыдущую редакцию)
    3. Компенсация платы предоставляется лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лицам, которые относились к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшим возраста 23 лет, включенным в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - заявители).
    Компенсация платы предоставляется нуждающимся в ней заявителям. Критерием нуждаемости в компенсации платы является наличие по независящим от заявителя причинам среднемесячного дохода (если он проживает один), либо среднемесячного среднедушевого дохода члена его семьи (если он проживает с семьей) за последние 3 календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении компенсации платы (далее - заявление), ниже полуторной величины прожиточного минимума, установленного в Новосибирской области на 1 января года обращения.(Абзац в редакции, введенной , - см. предыдущую редакцию)
    Компенсация платы предоставляется заявителям при условии, если трудоспособный заявитель, его (ее) трудоспособная (трудоспособный) супруга (супруг) является занятым в соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» или состоит на учете в службе занятости населения в качестве безработного или занят уходом за ребенком-инвалидом, инвалидом 1 группы, а также за престарелым, нуждающимся по заключению медицинской организации в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет, в случае получения компенсационной выплаты лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, или ежемесячной выплаты лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы, установленной Пенсионным фондом Российской Федерации в предусмотренном федеральным законодательством порядке, или занят уходом за ребенком до достижения возраста трех лет.(Абзац в редакции, введенной постановлением Правительства области от 14.12.2016 N 426-п , - см. предыдущую редакцию)
    Уходом за одним и тем же лицом, относящимся к одной из вышеперечисленных категорий, не могут быть заняты заявитель и его (ее) супруга (супруг) одновременно.(Абзац в редакции, введенной постановлением Правительства области от 14.12.2016 N 426-п , - см. предыдущую редакцию)
    Действие Порядка не распространяется на заявителей, если в период найма жилого помещения заявители обучались по основным образовательным программам среднего профессионального или высшего образования по очной форме обучения при наличии у образовательной организации жилищного фонда для предоставления заявителю жилых помещений в общежитиях.(Пункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 21.06.2016 N 181-п , - см. предыдущую редакцию)
    4. При предоставлении компенсации платы заявителю компенсируется плата, внесенная им по договору найма жилого помещения за период не более чем за двенадцать месяцев, предшествующих дате регистрации заявления в министерстве труда и социального развития Новосибирской области (далее - министерство). (Абзац в редакции, введенной постановлением Правительства области от 21.05.2018 N 211-п , - см. предыдущую редакцию)
    Заявители, которые в установленном законом порядке реализовали на момент обращения в министерство свое право на обеспечение жилым помещением в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеют право на получение компенсации платы за наем жилого помещения за период, не превышающий двенадцати месяцев до даты регистрации заявления в министерстве, но не позднее даты издания правового акта органом местного самоуправления Новосибирской области о предоставлении жилого помещения.(Абзац в редакции, введенной постановлением Правительства области от 21.06.2016 N 181-п , - см. предыдущую редакцию)
    5. Заявители или их уполномоченные представители (далее – представители) для получения компенсации платы представляют в министерство заявление по форме, установленной министерством, с указанием номера лицевого счета в кредитной организации для перечисления компенсации платы и приложением следующих документов:(Абзац в редакции, введенной постановлением Правительства области от 21.06.2016 N 181-п , - см. предыдущую редакцию)
    1) документ, удостоверяющий личность заявителя (представителя), и его копия;
    2) документ, подтверждающий полномочия представителя, и его копия;
    3) - Подпункт исключен - постановление Правительства области от 21.06.2016 N 181-п - см. предыдущую редакцию
    4) договор найма жилого помещения и его копия;
    В случае если сдаваемое в наем жилое помещение находится в общей собственности, представляется согласие всех собственников такого жилого помещения, находящегося в общей собственности на сдачу внаем жилого помещения;(Абзац дополнительно введен постановлением Правительства области от 21.06.2016 N 181-п)
    5) документ, подтверждающий правомочие наймодателя на распоряжение указанным в договоре найма жилым помещением.
    В случае заключения договора найма жилого помещения с представителем наймодателя жилого помещения дополнительно представляется документ, подтверждающий полномочия указанного представителя на заключение представленного договора найма жилого помещения.(Подпункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 21.06.2016 N 181-п , - см. предыдущую редакцию)
    6) документы, подтверждающие плату, внесенную по договору найма жилого помещения за период фактического найма жилого помещения, предшествующий дате регистрации заявления в министерстве, (платежные поручения, чеки, собственноручные расписки собственника или управомоченного им лица в получении денежных средств от заявителя или иные документы, свидетельствующие о произведенной плате), и их копии.(Подпункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 21.06.2016 N 181-п , - см. предыдущую редакцию)
    7) трудовая книжка или иной документ, подтверждающий занятость трудоспособного заявителя, его (ее) трудоспособной (трудоспособного) супруги (супруга) (кроме справки территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о получении заявителем, его (ее) супругой (супругом) компенсационной выплаты лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами или ежемесячной выплаты лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы);(Подпункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 14.12.2016 N 426-п , - см. предыдущую редакцию)
    8) документы о доходах членов семьи или одиноко проживающего заявителя за последние 3 календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления (кроме справок территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или иного органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, о подтверждении получения пенсии заявителем (членами его семьи) и справок (сведений) органа службы занятости по месту жительства заявителя (членов его семьи) о назначенных безработному заявителю (членам его семьи) социальных выплатах);(Подпункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 14.12.2016 N 426-п , - см. предыдущую редакцию)
    9) справка образовательной организации о наличии (отсутствии) у образовательной организации жилищного фонда для предоставления заявителю жилого помещения в общежитиях (предоставляется заявителем, обучающимся в образовательной организации по основным образовательным программам среднего профессионального или высшего образования по очной форме обучения).(Подпункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 14.12.2016 N 426-п , - см. предыдущую редакцию)
    Заявитель вправе представить по собственной инициативе:(Абзац в редакции, введенной постановлением Правительства области от 14.12.2016 N 426-п , - см. предыдущую редакцию)

    - Абзацы дополнительно введены постановлением Правительства области от 14.12.2016 N 426-п :
    справку территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или иного органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, о подтверждении получения пенсии заявителем (членами его семьи);
    справку территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о получении заявителем, его (ее) супругой (супругом) компенсационной выплаты лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, или ежемесячной выплаты лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы;
    справку (сведения) органа службы занятости по месту жительства заявителя (членов его семьи) о назначенных безработному заявителю (членам его семьи) социальных выплатах.

    В случае если вышеперечисленные документы или информация в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Новосибирской области и муниципальными правовыми актами находятся в распоряжении исполнительных органов, предоставляющих государственную услугу, иных государственных органов, органов местного самоуправления и (или) подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, за исключением документов, указанных в части 6 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и заявителем не представлены по собственной инициативе, министерство получает эти документы (сведения) на основании запроса, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия.
    5.1. При повторном и последующих обращениях (при сохранении оснований, дающих право на получение компенсации платы) для получения компенсации платы заявитель (представитель) представляет в министерство заявление и документы, указанные в подпунктах 1, 6 пункта 5 Порядка, и договор найма жилого помещения и его копию (в случае прекращения действия ранее представленного договора найма жилого помещения).(Пункт дополнительно введенной постановлением Правительства области от 21.06.2016 N 181-п)
    6. При подаче документов, указанных в пункте 5 Порядка, заявители (представители) дают согласие на обработку персональных данных соответствующих субъектов персональных данных в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных».
    Верность копий документов свидетельствуется подписью специалиста министерства, принявшего документы, с расшифровкой фамилии, имени, отчества, занимаемой должности, копии заверяются печатью.
    Оригиналы документов, указанных в подпунктах 1-6 пункта 5 Порядка, возвращаются заявителю или его представителю.(Подпункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 21.06.2016 N 181-п , - см. предыдущую редакцию)
    7. Заявители (представители) вправе направить заявление с приложением копий документов, указанных в пункте 5 Порядка, в министерство через организацию почтовой связи. В этом случае подпись заявителя (представителя) в заявлении и прилагаемые к нему копии документов должны быть заверены нотариусом или иным лицом в установленном пунктом 3 статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации порядке.
    Датой приема заявления и копий документов, направленных по почте, считается дата их регистрации в день поступления в министерстве.(Подпункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 21.06.2016 N 181-п , - см. предыдущую редакцию)
    8. - Пункт утратил силу - - см. предыдущую редакцию
    9. Министерство осуществляет следующие действия:
    1) принимает заявление и документы (их копии), указанные в пункте 5 Порядка;(Подпункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 21.06.2016 N 181-п , - см. предыдущую редакцию)
    2) регистрирует в день поступления заявление и прилагаемые к нему документы (их копии);
    3) проверяет достоверность содержащихся в документах (их копиях) сведений и при наличии сомнений в их достоверности запрашивает дополнительные сведения в соответствующих органах и организациях; (Подпункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 22.06.2015 N 231-п , - см. предыдущую редакцию)
    4) комиссия по предоставлению компенсации платы за наем жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, созданная приказом министерства на период действия государственной (далее - комиссия), с 15 по 20 число каждого месяца рассматривает заявления и прилагаемые документы (их копии), предусмотренные пунктами 5, 6 Порядка. Итоги заседания комиссии не позднее одного рабочего дня после дня заседания комиссии оформляются в виде протокола.
    На основании протокола комиссии министерство не позднее 3 рабочих дней после дня заседания комиссии принимает решение о предоставлении компенсации платы либо об отказе в предоставлении компенсации платы.(Подпункт в редакции, введенной , - см. предыдущую редакцию)
    5) не позднее чем через 5 рабочих дней после принятия решения о предоставлении компенсации платы либо об отказе в предоставлении компенсации платы направляет заявителю (представителю) уведомление о предоставлении компенсации платы либо об отказе в предоставлении компенсации платы.(Абзац в редакции, введенной постановлением Правительства области от 27.06.2017 N 239-п , - см. предыдущую редакцию)
    В случае отказа в предоставлении компенсации платы в уведомлении указываются основания для такого отказа. (Абзац в редакции, введенной постановлением Правительства области от 21.06.2016 N 181-п , - см.предыдущую редакцию)
    6) перечисляет компенсацию платы на лицевой счет заявителя в кредитной организации, указанный в заявлении о предоставлении компенсации платы, в течение 5 рабочих дней после принятия решения о предоставлении компенсации платы, в пределах лимитов, установленных на текущий финансовый год.
    В случае полного расходования лимитов на текущий финансовый год компенсация платы осуществляется заявителям, в отношении которых принято решение о предоставлении компенсации платы, в последующие годы реализации государственной программы, в порядке очерёдности, исходя из даты регистрации заявления в министерстве, в течение 5 рабочих дней после поступления целевого финансирования.(Подпункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 21.06.2016 N 181-п , - см. предыдущую редакцию)
    10. Основанием для отказа в предоставлении компенсации платы является установление министерством следующих обстоятельств:(Абзац в редакции, введенной постановлением Правительства области от 21.06.2016 N 181-п , - см. предыдущую редакцию)
    1) заявители (представители) не представили в министерство документы, указанные в пунктах 5, 6 Порядка (за исключением документов, запрашиваемых министерством посредством межведомственного информационного взаимодействия);(Подпункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 21.06.2016 N 181-п , - см. предыдущую редакцию)
    2) заявитель отказался от вселения в предоставляемое ему органом местного самоуправления муниципального образования Новосибирской области жилое помещение, соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, по договору социального найма жилого помещения (договору найма специализированного жилого помещения) два раза (при наличии у органа местного самоуправления по месту нахождения жилого помещения подтверждающих документов);(Подпункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 21.06.2016 N 181-п , - см. предыдущую редакцию)
    3) заявитель имеет во временном пользовании жилое помещение, предоставленное в муниципальном общежитии.
    4) отсутствие у заявителя права на получение компенсации платы в соответствии с Порядком;
    5) смерть заявителя, признание его безвестно отсутствующим либо объявление его умершим решением суда, вступившим в законную силу;
    6) наличие в представленных документах повреждений, исправлений, которые не позволяют однозначно истолковать их содержание;
    7) недостоверность сведений, содержащихся в заявлении и представленных документах.(Подпункт дополнительно введен постановлением Правительства области от 21.06.2016 N 181-п)
    11. Заявитель, получивший отказ в предоставлении компенсации платы, имеет право на повторное обращение в случае устранения обстоятельств, послуживших основанием для отказа во включении в реестр.(Пункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 21.06.2016 N 181-п , - см. предыдущую редакцию)
    12. - Пункт утратил силу - постановление Правительства области от 22.06.2015 N 231-п - см. предыдущую редакцию

    Редакция документа с учетом
    изменений и дополнений
    подготовлена "КОДЕКС"

    В Саратовской области проблема непредставления жилого помещения детям сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее по тексту - дети-сироты) является очень актуальной.

    Я занимаюсь оказанием правовой помощи для детей-сирот (в том числе по взысканию денежной компенсации за длительное непредставление жилого помещения) в Саратове и Саратовской области уже не первый год.

    Процедура взыскания денежной компенсации для детей-сирот выглядит следующим образом:

    1 этап. Обращение в Кировский районный суд г. Саратова с исковым заявлением «о понуждении Министерство ЖКХ по Саратовской области предоставить жилое помещение из специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения».

    После вступления решения Кировского районного суда г. Саратова в законную силу, исполнительный лист направляется судом (по письменному заявлению истца) в Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Саратовской области для возбуждения исполнительного производства.

    2 этап. Если решение Кировского районного суда г. Саратова не было исполнено в течение длительного времени с момента возбуждения исполнительного производства, то истец имеет право обратиться в Саратовский областной суд (через Кировский районный суд г. Саратова) с административным исковым заявлением «о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок».

    Такое право предусмотрено Федеральным законом от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок».

    Как показывает судебная практика в нашем регионе, размер компенсации по данной категории дел составляет 30 000 рублей за каждый год непредставления жилого помещения (начиная с момента возбуждения исполнительного производства до вынесения решения). Например, если с момента возбуждения исполнительного производства прошло 2 года и 3 месяца, то размер компенсации будет составлять 60 000 рублей.

    Компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается за счёт средств областного бюджета – Министерства финансов Саратовской области.

    Согласно части 3 статьи 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда по административному делу о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

    В заключении отмечу, что Министерство финансов Саратовской области в последнее время, предпринимает безуспешные попытки по обжалованию решений о присуждении компенсации, указывая на то, что размер присужденной компенсации сильно завышен.

    С уважением, Сергеев Е.А.

    моб. тел.: 8 987 362 31 21

    e-mail: [email protected]

    Офис: г. Саратов, ул. Мичурина, д. 123

    • В Приморье более 60 человек получили звание «Почётный донор России»

      В Приморье количество почётных доноров увеличилось — 27 февраля торжественно вручили удостоверения и нагрудные знаки «Почётный донор России» 64 донорам, сообщили корреспонденту "ИА REGNUM" в пресс-службе правительства края.

    • Сиротам Северной Осетии выплатили долг по материальной помощи

      В Северной Осетии погашен долг перед детьми-сиротами по пособиям, полагающимся им в качестве материальной поддержки по закону. Более 200 студентов среднего и высшего профессионального образования получили после вмешательства прокуратуры в общей сложности свыше 2,4 млн рублей, сообщили "ИА REGNUM"...

    • Дети-сироты получат жилищный сертификат на 1,5 миллиона рублей

      Дети-сироты смогут получать по жилищному сертификату около 1,5 млн рублей после того, как им исполнится 25 лет. Об этом говорится в проекте федерального закона, опубликованного Минпросвещения.

    • Мишустина просят приравнять бывших узников концлагерей к ветеранам

      Премьер-министра РФ Михаила Мишустина просят утвердить правовой статус бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей. С таким обращением к главе правительства России выступили 26 февраля депутаты Заксобрания Ленинградской области. Обращение также адресовано спикеру Государственной думы Вячеславу...

    • В Новгородской области бывшей узнице концлагеря отказали в жилье

      Жительнице Солецкого района Новгородской области 86-летней пенсионерке, бывшей несовершеннолетней узницы концлагеря, имеющей инвалидность, отказали в праве стать в очередь на улучшение жилищных условий.

    • В Коми беременные стали получать из бюджета деньги на продукты

      В Республике Коми беременные женщины стали получать из бюджета деньги на продукты - по тысяче рублей ежемесячно.

    • В Совфеде назвали причины изменения размера пенсии

      Заместитель председателя комитета Совета Федерации по социальной политике Елена Бибикова в интервью "Парламентской газете" рассказала о ситуациях, в которых пенсия человека может стать меньше. Это произойдет, например, если выяснится, что при ее назначении была допущена ошибка. Из-за такой ошибки пенсионные начисления могут быть и повышены.

    • Счетная палата РФ: пенсионные изменения не привели к улучшению уровня жизни

      Увеличение на 15% в 2019 году количества российских граждан, получающих доплаты к пенсии указывает на то, что изменения в пенсионной системе не позволили достичь достойного уровня жизни для пенсионеров. Об этом говорится в аналитической записке Счетной палатой России по итогам проверки исполнения федерального...