Функции финансов. Субъекты финансовой системы

1. Перечислите новых участников финансовых отношений в российской экономике в связи с развитием в ней рыночных структур. Кого из них вы отнесете к основным, а кого к вспомогательным (обеспечивающим) элементам? Каким образом они реализуют принцип самофинансирования

Участники финансовых отношений:

Российская федерация в целом, её субъекты и местные административно-территориальные единицы в лице соответствующих органов представительной и исполнительной власти и связей между ними, которые возникают в связи с распределением финансовых ресурсов страны;

Связи между финансовыми и налоговыми органами государства, с одной стороны и предприятиями и организациями, а также учреждениями с другой стороны в связи с выполнением финансовых обязанностей перед государством, распределением между ними или расходованием государственных денежных ресурсов;

Связи между государственными финансово-кредитными органами в связи с образованием, распределением и использованием соответствующих государственных денежных фондов и ресурсов;

Связи между государственными или муниципальными предприятиями, организациями или учреждениями, с одной стороны, и их вышестоящими органами государственного управления с другой стороны и т.д.

Основные участники финансовых отношений: государство, предприятия, население. Кроме указанных на схеме, существуют ещё и внешние валютные потоки, представляющие валютные поступления в РФ и платежи РФ.

Кроме основных участников финансового рынка, принимающих непосредственное участие в осуществлении сделок, к составу его субъектов относятся многочисленные участники, осуществляющие вспомогательные функции (функции обслуживания основных участников финансового рынка; функции обслуживания отдельных операций на финансовом рынке и т.п.).

Принцип самофинансирования.

Реализация этого принципа - одно из основных условий предпринимательской деятельности, обеспечивающей конкурентоспособность хозяйствующего субъекта. Самофинансирование означает полную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции, инвестирование и развитие производства за счет собственных денежных средств и, при необходимости, банковских и коммерческих кредитов. В настоящее время не все предприятия и организации способны полностью реализовать этот принцип.

Все средства делятся на собственные и привлеченные. К собственным средствам предприятия в этом случае относятся:

Уставный капитал (средства от продажи акций и паевые взносы участников или учредителей);

Выручка от реализации;

Амортизационные отчисления;

Чистая прибыль предприятия;

Резервы, накопленные предприятием;

Прочие взносы юридических и физических лиц (целевое финансирование, пожертвования, благотворительные взносы).

К привлеченным средствам относятся:

Ссуды банков;

Заемные средства, полученные от выпуска облигаций;

Средства, полученные от выпуска акций и других ценных бумаг;

Кредиторская задолженность.

2. Составьте таблицу

Субъект экономических отношений

Источники финансовых ресурсов

Собственные

Привлеченные

1. Предприятие

Уставный капитал

Добавочный капитал Нераспределенная прибыль

Средства, получаемые от размещения акций акционерного общества

Паевые и иные взносы членов трудовых коллективов, граждан, юридических лиц в уставный фонд предприятия

Средства, выделяемые вышестоящими холдинговыми и акционерными компаниями, государственные средства, предоставляемые на целевое инвестирование в виде дотаций, гарантов и долевого участия

Средства иностранных инвесторов в форме участия в уставном капитале совместных предприятий и прямых вложений международных организаций, государств, физических и юридических лиц.

Заработная плата

Дивиденды

Проценты по вкладам

Доходы от собственности

Нераспределенная прибыль прошлых лет, включая резервы банка;

Размещение дополнительных выпусков ценных бумаг;

Привлечение новых пайщиков и акционеров.

Средства государственных и негосударственных предприятий и организаций, которые сберегаются на банковских счетах

Средства бюджетных организаций

Средства физических лиц.

3. а) Дайте свои комментарии к этой точке зрения. Можно ли все сказанное отнести к финансовой системе РФ? С какого периода времени

Биржа - это не только своеобразный рынок, но и способ сравнительно быстрого обогащения на операциях с ценными бумагами. В условиях рыночной экономики это определяет механизм биржевых спекуляций.

В XIX и начале XX в. наиболее типичными в биржевых спекуляциях были индивидуальные, связанные с именами крупных промышленных и финансовых магнатов. Сейчас же все большую роль приобретают спекуляции отдельных корпораций, банков и других финансово - кредитных учреждений или коллективные объединений каких-либо компаний, сговорившихся провести те или иные выгодные операции на бирже. В то же время за той или иной компанией или банком могут стоять магнаты или группа магнатов, стремящихся через данное учреждение получить курсовую выгоду при покупке и продаже ценных бумаг. В настоящее время и в нашей стране биржевые спекуляции все более вписываются в систему экономических, социальных, политических и государственных мероприятий, хотя это не исключает независимых вспышек биржевых спекуляций и бумов. Хотя в любом случае фондовый рынок выбирает себе линию поведения.

3. б) Предложите свои формулировки следующих понятий: финансовые рынки; либерализация экономики; капиталы пересекают границы; биржевые крахи; финансовые спекуляции; денежная стабильность.

Финансовые рынки -- это рынки, где продаются и покупаются различные финансовые активы. Система финансовых рынков включает в себя рынок ценных бумаг, рынок валют. Финансовые рынки -- это рынки миллиардных финансовых оборотов.

Либерализация экономики - расширение свободы экономической деятельности, полное или частичное снятие политических, юридических и административных ограничений частной инициативы. Эти процессы ведут к повышению количества и роли эффективных, т. е. ответственных собственников.

Капиталы пересекают границы - размещение денежных средств за границей: в банках, вложение в недвижимость.

Биржевой крах - неожиданное резкое падение курсов ценных бумаг на бирже, приводящее к биржевой панике.

Спекуляция финансовая - одна из основных форм финансовой деятельности наряду с хеджированием, страхованием, инвестированием и т.п. Спекуляция финансовая имеет место, как на биржевом, так и внебиржевом рынках.

Стабильность денежного обращения означает равенство двух макроэкономических потоков, которые образуют так сказать "кровообращение" национального хозяйства: потока товаров и услуг притока денег.

Субъекты финансов – это юридические или физические лица, обладающие правоспособностью и дееспособностью, которые могут иметь собственные и самостоятельно распоряжаться ими.

Виды субъектов финансов

Субъектов финансов много, но принято их группировать на три основных вида. Существуют такие финансовые субъекты:

1) Собственные домашние хозяйства;

2) Организации, фирмы и т. д.;

3) Государство.

Существует и множество терминов, которыми принято обозначать субъектов финансов. Каждый из них по сути верный, но они отличаются формулировкой. Множество терминов образовалось из ряда причин. Во–первых, национальное законодательство по своей сути имеет определенную специфику, из которой вытекает множество аспектов. Во–вторых, при формулировке юридических и финансовых понятий необходимо учитывать множество различных факторов, которые характеризуют действие терминологии только на определенной ограниченной юрисдикцией территорией.

Домашние хозяйства

Домашние хозяйства могут организовывать как отдельные личности, так и целые семьи. В системе государственной экономики роль таких образования тяжело переоценить, потому как именно домашние хозяйства поставляют производствам необходимые объемы сырья для изготовления товаров. Часто рассматривая этот вопрос, речь идет именно о самостоятельных домашних хозяйствах, которые занимаются производством сырья для изготовления продуктов питания. Они поставляют на фрукты, овощи, молочные и мясные продукты, древесину, сдают землю в аренду и прочие виды услуг и товаров. Собственные , которые накапливаются лицами, ведущими домашнее хозяйство, часто выступают в роли инвестиций для расширения производства.

Организации

Организации, фирмы, холдинги и прочие субъекты финансовой деятельности, которые непосредственно принимают участие в рыночных отношениях. Они оказывают разнообразные услуги по продаже товаров. Денежная часть от этих продаж покрывает расходы, которые понесло в процессе производства товаров. Кроме того, прибыли, полученные от продажи товаров и оказания услуг, хватает, чтобы из процентных отчислений можно было еще проводить инвестиционные операции.

Государство

Под этим понятием сразу в понимании предстают несколько трактовок. Его можно трактовать как в широком, так и в узком смысле. В первом случае под государством подразумевается форма организации политической единицы. Так же наряду с этим, часто применяется термин «страна». Государство через систему регулирования своих институтов осуществляет управление обществом и его структурами. Для управления социальными структурами государством созданы органы власти (органы управления).

Финансовые ресурсы, находящиеся у государства, нужны для качественного функционирования государственных систем управлений в целом и их структурных подразделений в частности.

Такие группы субъектов финансового права рассматриваются при обсуждении бюджетных финансовых правоотношений. Органы управления финансовой системой выступают и реализовывают свои полномочия от имени всех граждан Российской Федерации.

Коллективные субъекты финансового права

Такими субъектами являются общественные и государственные предприятия, под которыми подразумеваются структурные подразделения государственного аппарата судебной, законодательной и исполнительной власти, а так же организации местного самоуправления.

Совокупность юридических прав и обязанностей коллективных субъектов финансового права свидетельствуют о том, что данные субъекты являются самостоятельными единицами в системе хозяйствования.

Так же под субъектами финансового права подразумеваются отдельные коммерческие структуры и предприятия различных форм собственности. Они создаются и финансируются, преследуя коммерческие интересы учредителей, которые имеют цель – получение прибыли. Подобные организации связаны с общей государственной финансовой системой посредством выплаты налогов и взносов в государственную казну из своих доходов. Размер выплаты налогов зависит от цифры, указанной в декларации про доходы той или иной фирмы. Кроме налогов финансовой системой, предусмотрено так же внесение и других обязательных платежей. Если фирма имеет дочерние предприятия или филиалы, то им законом Российской Федерации позволено вносить платежи и налоги по месту их деятельности, то есть в регионе непосредственного местонахождения филиала, а не по адресу центрального административного здания.

В отдельную группу субъектов финансовых отношений следует выделить организации, основанные на праве оперативного управления. Эти организации напрямую подчиняются государству.

На современном этапе, учитывая тенденции массового перехода на рыночные отношения внутри государственного отечественного рынка, наблюдается образование и развитие новых форм функционирования предприятий, сутью которых - есть их объединения на добровольных засадах с целью совместного инвестирования, ведения бизнеса и получения доходов. Среди таких объединений – различные ассоциации, союзу, финансово – промышленные группы.

Так же в последнее время возросло количество государственных образований муниципального типа, которые имеют свою специфику структуры и функционирования. Можно сказать, что система их функционирования упрощена по сравнению с системой работы остальных субъектов рыночных отношений.

Если речь идет о некоммерческих организациях, которые не ставят главной целью получение прибыли, и которые создаются для удовлетворения духовных и культурных потребностей общества, то необходимо заметить, что они тоже платят определенные взносы, хоть и значительно меньшие по размерам в сравнении с компаниями, образованными с целью получения доходов.

Индивидуальные субъекты финансовой системы

Такими субъектами являются юридические или физические лица, которые задействованы в системе хозяйствования. Они так же обязаны выплачивать налоги и взносы из собственной прибыли. Участники финансовых отношений в финансовой системе Российской Федерации в соответствии с установленным законом порядком имеют право так же выступать участниками государственной финансовой деятельности, то есть быть субъектами подразделений государственного управления на различных уровнях.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Основные субъекты финансовых отношений подразделяются на три груп­пы:

1. Общественно-территориальные образования.

2. Коллективные субъекты.

3. Индивидуальные субъекты.

В группу, объединяющуюобщественно-террито­риальные образования, входят:

¨ Российская Федерация;

¨ субъекты РФ: республики, края, области, города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), автономная область, автономные ок­руга;

¨ муниципальные образования; административно-территориальные единицы, вхо­дящие в состав муниципального образования;

¨ административно-муниципальные образования особого режима (имеются в виду административ­но-муниципальные образования, на территории которых расположены объекты Минобороны РФ. См. Закон РФ “О закрытом территориально-административном образовании”).

Коллективные субъекты финансовых отношений - это ор­ганизованные, обособленные, самоуправляющиеся группы людей, наделенные правом выступать в отношениях с други­ми субъектами как единое целое.

К коллективным субъектам финансового права относятся:

1. Органы государственной власти

2. Уполномоченные кредитные организации

3. Другие организации и юридические лица

Индивидуальные субъекты финансовых отношений - это физические лица, выступающие как: граждане РФ; иностранные граждане и подданные; лица без гражданства; граждане, осуществляющие предприниматель­скую деятельность без образования юридического лица; должностные лица: сборщики налогов и (или) сборов; нотариусы государственных нотариаль­ных контор, должностные лица органов исполни­тельной власти и учреждений, уполномоченные взимать пошлину за совершение нотариальных действий.

Финансовая система - это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий. Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями задач каждого звена, а также методов формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Во всех финансовых отношениях можно выделить:

¨ общегосударственные финансы, обеспечивающие потребности расширенного воспроизводства на макроуровне (государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит и фонды страхования);

¨ финансы хозяйствующих субъектов, используемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне (финансы предприятий различных форм собственности);

¨ финансы населения.

Финансовая система в целом - совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.



Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений: государственную бюджетную систему; внебюджетные специальные фонды; государственный кредит; фонды страхования; финансы предприятий различных форм собственности. Первые три блока финансовых отношений относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне. Финансовые отношения предприятий относятся к децентрализованным финансам и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

В настоящее время государственная бюджетная система России включает три звена:

1) республиканский бюджет РФ, или федеральный бюджет;

2) бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований (республиканские бюджеты республик в составе РФ, краевые, областные бюджеты, бюджеты автономных областей, автономных округов и городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга: бюджеты субъектов Федерации);

3) местные бюджеты. Все эти бюджеты функционируют автономно. Местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в бюджеты территорий, а последние не включаются в федеральный республиканский бюджет.

Внебюджетные специальные фонды имеют строго целевое назначение - расширить социальные услуги населению, стимулировать развитие отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечить дополнительными ресурсами приоритетные отрасли экономики. Важнейший - Пенсионный фонд, средства которого формируются за счет страховых взносов работодателей и работающих, дотаций из федерального бюджета и ресурсов, получаемых от собственных инвестиций фонда. Средства Пенсионного фонда используются на выплату пенсий по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальных пенсий, а также пособий на детей, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. К социальным фондам относятся также Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения, Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования.

Государственный кредит представляет собой особую форму кредитных отношений между государством и юридич. и физич. лицами, при которых гос-во выступает главным образом в качестве заемщика средств. Политику в отношении гос. внутреннего долга определяет Федеральное Собрание РФ, которое устанавливает его верхний предел при утверждении федерального бюджета на предстоящий финансовый год.

В условиях административно-командной системы действовала государственная монополия на страховое дело . Государство безвозмездно изымало из страховых фондов крупные средства для покрытия бюджетного дефицита. С переходом к рыночной экономике созданы объективные условия для активного развития страхования. По мере развития рыночных отношений имущественное и личное страхование и страхование ответственности приобретают все большее значение, поскольку степень страхового риска, связанного с возможностью наступления стихийных бедствий, спадов производства, политической нестабильностью, возрастает. Ведущую роль на страховом рынке занимает государственная страховая компания Росгосстрах. Успешно действуют АСКО, Ингосстрах,. "Росно", "Энергогарант", "Макс", "Россия" и др.

Финансы предприятий различных форм собственности (государственные, муниципальные, акционерные, частные, арендные и др.) составляют основу финансов. Здесь формируется преобладающая часть финансовых ресурсов. От состояния финансов предприятий во многом зависит общее финансовое положение страны. В условиях рыночных отношений предприятия осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчета, при котором расходы предприятия должны покрываться за счет собственных доходов. Главным источником производственного и социального развития трудовых коллективов становится прибыль. Предприятия стали свободны от мелочной опеки со стороны государства, но вместе с тем резко повысилась их ответственность за экономические и финансовые результаты работы.

Финансовая политика - это совокупность мероприятий государства в области финансов. Главная задача финансовой политики - обеспечение соответствующими ресурсами реализации государственной программы экономического и социального развития.

Политика предполагает соответствующее правовое обеспечение принимаемых в ней решений. Законодательными правами наделено только государство. Однако можно говорить о фин. политике региона, города и т.д. (местные органы власти), поскольку они обладают определенными законодательными правами.

Финансовая политика - это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций. Финансовая политика, как и любая политика, сводится к трем основным элементам.

Первый - определение и постановка главных целей и конкретизация перспективных и ближайших задач, которые необходимо решить для достижения поставленных целей на определенный период жизни общества (что надо сделать? ).

Второй - разработка методов, средств и конкретных форм организации отношений, с помощью которых данные цели достигаются в кротчайшие сроки, а ближайшие и перспективные задачи решаются оптимальным образом (как это надо сделать? ).

Третий - подбор и расстановка кадров, способных решить поставленные задачи, организовать их выполнение (кто это сделает на практике? ).

В условиях перехода к рыночной экономике роль финансовой политики в общей политике государства повышается. Однако возможности государства по регулированию финансовых отношений в условиях рыночной экономики сокращаются. Например, в нашей стране при командно-административной системе цены и уровень заработной платы устанавливались централизованно, вся кредитная сфера контролировалась государством и т.д. В настоящее время государство может диктовать цены только на узкий круг продукции, а регулирование кредитной сферы осуществляется исключительно на уровне Банка России.

Финансовая политика в зависимости от длительности периода и характера решаемых задач подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия - это долговременный план.

Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества, отличается гибкостью, динамичностью, и обычно задачи финансовой тактики ограничены годом или несколько большим промежутком времени.

Финансовый рынок – это часть рынка ссудных капита­лов, на котором происходит перераспределение капи­тала между кредиторами и заемщиками в форме эмис­сии и купли-продажи ценных бумаг. Его можно рас­сматривать как совокупность первичного и вторично­го рынков.

Первичный рынок возникает в момент эмиссии ценных бумаг, на нем мобилизуются финансовые ресурсы.

На вторичном рынке происходит неоднок­ратное перераспределение этих ресурсов. В свою оче­редь, вторичный рынок подразделяется на биржевой и внебиржевой (где происходит купля-продажа цен­ных бумаг, которые по разным причинам не котируются на бирже).

На биржевом рынке, представленном спе­циализированными фондовыми биржами, осуществ­ляется купля-продажа акций ведущих компаний.

К индикаторам состояния финансового рынка обычно относят: процентные ставки, денежные агрегаты, валютный курс, фондовые индексы, ставку рефинансирования центрального банка (ЦБ).

Процентные ставки – ставки финансового рынка, под которые ведется кредитование.

Денежные агрегаты – показатели, используемыедля описания состава и структуры денежной массы, поскольку ее компоненты неоднородны по степени ликвидности. Денежные агрегаты в России:

М0 = наличные деньги населения и остатки наличности в кассах предприятий и организаций ;

М1 = М0 + средства на расчётных счетах предприятий и организаций + депозиты населения в Сбербанке до востребования + депозиты населения и предприятий в коммерческих банках . Обычно денежный агрегат М1 включает наличные деньги и трансакционные депозиты, т.е. наиболее высоколиквидные средства для текущих сделок и платежей.

М2 = М1 + срочные депозиты населения в Сбербанке . В РФ агрегат М2 в условиях неразвитого денежного рынка не содержит многих современных его зарубежных инструментов, таких, как взаимные фонды и депозитные счета денежного рынка, соглашения об обратном выкупе.

МЗ = М2 + депозитные сертификаты + облигации госзайма .

Валютный курс – цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах других стран или в международных валютных единицах

Фондовые индексы – средние или средневзвешенные показатели курсов ценных бумаг, как правило акций.

Ставка рефинансирования ЦБ. Рефинансированием банков Банк России обязан заниматься как “кредитор последней инстанции”. Из закона о ЦБ прямо следует, что Центробанк для каждого из возможных видов кредитов пользуется особыми процентными ставками. Базовой для них является общая ставка рефинансирования (используемая и в других целях) - достаточно важный финансовый индикатор и ориентир. Ее величина в динамике отражает существенные тенденции в реальной денежной и кредитной политике государства. При помощи маневрирования учетным процентом ЦБ РФ стремится регулировать объем денежной массы в обращении и темпы инфляционного обесценения денег. Так, понижение официальной учетной ставки приводит к удешевлению и увеличению предложения кредитных ресурсов на рынке. Проведение обратнонаправленной учетной политики ведет к сжатию денежно-кредитной массы, замедлению темпов инфляции.

Введение. 3

Глава 1. Теоретические аспекты функционирования кредитной организации финансовой системы.. 4

1.1 Понятия финансовая система и ее звенья. 4

1.2 Участники финансовой системы.. 6

1.3 Деятельность кредитных организации на финансовом рынке. 9

Глава 2. Анализ функционирования организации на финансовом рынке. 10

2.1 Анализ развития банковского сектора РФ.. 10

2.2 Анализ банковских операции кредитными организациями. 12

Список литературы: 16

Введение

Тема кредитных организаций как части финансовой системы, является актуальной и социально-экономически значима в наше время. Объектом исследования являются кредитные организации, а предметом финансовая система. Целью курсовой является изучить финансовую систему и ее звенья, а также ее участников. Исследовать деятельность кредитных организации на финансовом рынке. Далее проанализировать развитие банковского сектора российской федерации и сделать анализ банковских операции кредитными организациями. Метод исследования является анализ.

Основную часть работы разделил на 2 главы и 5 параграфов. В первой главе курсовой работы дается определение основных понятий темы, их характеристика. Вторая глава носит более практическую направленность, поскольку в ней показывается анализ функционирования кредитных организаций на финансовом рынке.

В основной части работы значительное место отнес современному аспекту рассматриваемой темы. Выявить современные особенности осуществления анализируемых закономерностей, объяснить их причины, попытаться определить тенденции дальнейшего развития.



Использовал материалы разных учебников, журналов. Анализировал и находил информацию на различных сайтах.В заключении курсовой работы суммируются все выводы.

Глава 1. Теоретические аспекты функционирования кредитной организации финансовой системы

Понятия финансовая система и ее звенья

Финансовая система – это исторически сформировавшаяся и закрепленная действующим финансовым законодательством совокупность сфер финансовых отношений, финансовых учреждений и финансовых фондов, форм и методов, обеспечивающих процесс мобилизации и последующего использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях удовлетворения соответствующих потребностей общества в целом.

Звенья финансовой системы – это когда финансы субъектов хозяйствования взаимодействуют с государственными и муниципальными финансами - при уплате организациями налогов и страховых платежей в бюджет и внебюджетные фонды, при получении бюджетных средств некоторыми организациями для финансирования своей деятельности и т.д. Звенья финансовой системы внутри субъектов хозяйствования, между организациями существуют взаимосвязи при осуществлении финансовых операций, к которым относятся, например, уплата штрафов, иных санкций, внесение паевых взносов, инвестирование средств, участие в распределении прибыли, получение дивидендов и т.п. Учитывая, что финансовые отношения - это распределительные отношения, необходимо помнить, что к финансовым отношениям не будут относиться операции по купле-продаже товаров, так как они относятся к стадии обмена.

Государственные и муниципальные финансы как сфера также характеризуются тесным взаимодействием своих структурных звеньев финансовой системы между собой и со сферой финансовой системы субъектов хозяйствования. Возникают различные межбюджетные отношения между уровнями и видами бюджетов, кроме этого бюджеты взаимодействуют с внебюджетными фондами при передаче средств фондам на некоторые целевые расходы, при использовании остатков средств внебюджетных фондов на покупку государственных ценных бумаг и др.

Внебюджетные фонды как часть сферы государственных и муниципальных финансов страны имеют взаимосвязи с финансами субъектов хозяйствования - при уплате организациями и гражданами-предпринимателями страховых взносов, налогов и других платежей и при получении субъектами хозяйствования сумм на определенные виды расходов; с бюджетом - при получении ассигнований на некоторые целевые расходы, а также при использовании средств фондов при наличии активного сальдо для покрытия бюджетного дефицита; с другими внебюджетными фондами - при передаче некоторых средств одним фондом другому.

Звенья финансовой системы оказывает влияние на процессы финансового планирования и контроля в разных в сферах и звеньях финансовой Системы

Участники финансовой системы

Основными участниками финансовой системы являются рынки, финансовые посредники, экономические субъекты с дефицитом финансовых средств, экономические субъекты с избытком финансовых средств.

Взаимосвязь между основными участниками финансовой системы наглядно отображена на рис. 2.1, который представляет собой диаграмму движения финансовых потоков. Средства через разные элементы структуры финансовой системы перетекают от компаний, имеющих излишки финансовых средств (на диаграмме прямоугольник слева), к тем, у кого наблюдается их дефицит.
Так, например, одна семья, члены которой сберегли определенную часть своих текущих доходов с целью их использования в качестве пенсионного обеспечения в будущем, обладает свободными финансовыми средствами, а другая семья, решившая приобрести новый дом, испытывает их недостаток. Фирмы, доходы которых превышают их потребности в финансовых ресурсах, необходимых для реализации инвестиционных проектов, называют субъектами, обладающими избыточными средствами; а фирмы, которым не хватает ресурсов для дальнейших инвестиций, называются субъектами с дефицитом ресурсов.

Банки являются наиболее активными участниками финансовых рынков. Современные финансовые рынки имеют сложную структуру, которая включает денежные рынки, кредитные рынки, рынки ценных бумаг, валютные рынки и др.
На финансовых рынках совершаются сделки с финансовыми инструментами. Под финансовым инструментом понимают любой договор, в результате которого одновременно возникают финансовый актив у одной компании и финансовое обязательство или долевой инструмент - у другой. К финансовым активам относятся денежные средства; права требования по договору денежных средств или другого финансового актива от другой компании, предусмотренные договором права на обмен финансовых инструментов с другой компанией на потенциально выгодных условиях. К финансовым активам относятся также долевые инструменты другой компании и договора, расчет по которым будет произведен собственными долевыми инструментами компании. Долевой инструмент - это любой договор, подтверждающий право на долю активов компании, остающихся после вычета всех ее обязательств, например акции, доли участия в капитале общества с ограниченной ответственностью.
Финансовое обязательство может быть определено как обязанность по договору предоставить денежные средства или иной финансовый актив другой компании или обменять финансовые инструменты с другой компанией на потенциально невыгодных условиях. К финансовым обязательствам относятся также договоры, расчет по которым будет произведен собственными долевыми инструментами компании.
Особую группу финансовых инструментов составляют производные инструменты, которые характеризуются тем, что стоимость их меняется в результате изменения процентной ставки, курса финансового инструмента, цены товара, валютного курса, индекса цен или ставок, кредитного рейтинга или кредитного индекса, другой переменной (иногда называемой базисной); для их приобретения необходимы небольшие первоначальные инвестиции по сравнению с другими контрактами, курс которых аналогичным образом реагирует на изменения рыночной конъюнктуры и расчеты по ним будут проводиться в будущем. Примерами производных инструментов являются фьючерсные контракты, форвардные контракты, опционные контракты, свопы.
У производного инструмента обычно имеется условная сумма, т. е. сумма валюты, количество акций, число единиц веса, объема или других единиц, указанных в контракте. Однако в соответствии с условиями производного инструмента инвестор или лицо, выписавшее производный инструмент, не обязаны инвестировать или, наоборот, получать условную сумму в момент заключения договора. Наоборот, контракт может предусматривать осуществление фиксированной выплаты в результате наступления определенного события в будущем, причем сумма выплаты не зависит от условной суммы.

  • II. Цель и задачи государственной политики в области развития инновационной системы
  • IV. Механизмы и основные меры реализации государственной политики в области развития инновационной системы
  • SCАDA-системы: основные блоки. Архивирование в SCADA-системах. Архитектура системы архивирования.
  • Финансовая система РФ - совокупность различных сфер финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве. Финансовая система РФ включает в себя:

    1. Государственную бюджетную систему;

    2. Внебюджетные специальные фонды;

    3. Государственный и банковский кредит (все вышеозначенные институты относят к централизованным финансам, которые используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне);

    4. Фонды страхования (имущественного и личного);

    5. Финансы хозяйствующих субъектов и отраслей, относящиеся к децентрализованным финансам, которые используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

    Возглавляет систему финансовых органов РФ Министерство финансов РФ , которое является исполнительным органом , обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в РФ. Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов РФ . Система финансово-кредитных органов - система органов, специально созданная для управления финансами и осуществления контроля в данной сфере (в нее входят Министерство финансов РФ и финансовые органы субъектов РФ).

    Центральный банк РФ является органом государственного управления и осуществляет государственное руководство в области банковской деятельности .

    Счетная палата РФ является органом финансового контроля за своевременным исполнением всех статей федерального бюджета . Федеральное казначейство контролирует проведение бюджетной политики в целом. Министерство РФ по налогам и сборам входит в систему центральных органов государственного управления. Таможенная служба является источником пополнения государственной казны, и возглавляет ее Государственный таможенный комитет .

    Финансовые институты:

    1. Бюджетные фонды (БФ).

    2. Внебюджетные фонды ВБФ.

    3. Децентрализованные Фонды (ДФ).

    4. Страховые фонды.

    5. Государственный и муниципальный кредит.

    6. Валютно-денежная система (ВДС).

    7. Финансы предприятий различных форм собственности.

    3) Иван Посошков

    Ива́н Ти́хонович Посошко́в (1652, село Покровское, близ Москвы - 1 февраля 1726 года, Петропавловская крепость, Санкт-Петербург) - выдающийся русский экономист, публицист, предприниматель и изобретатель. Первый русский экономист-теоретик. Основное сочинение - социально-экономический трактат «Книга о скудости и богатстве» (1724, опубликована в 1842 году).

    Сторонник военных и экономических преобразований Петра I. Придерживался меркантилистских взглядов. Выступал за развитие промышленности и торговли, реформу налоговой системы (сокращение и упорядочение налогов) и денежного обращения (предлагал сделать его основой медные деньги, вместо серебра и золота), рациональное использование природных ресурсов, увеличение исследований месторождений полезных ископаемых. Впервые выступил с инициативой законодательной регламентации повинностей крепостных крестьян. Репрессирован (1725). Посошков скончался в Петропавловской крепости, причиной его ареста был, вероятнее всего, написанный им «Трактат о скудости и богатстве», выступавший за ограничение дворянского землевладения. Кроме того, Посошкову принадлежат «Завещание отеческое» и «Зерцало суемудрия раскольнича».

    Вклад в экономическую экономику


    В лице Посошкова русская экономическая мысль конца XVII - начала XVIII в. прочно стояла на уровне мировой экономической мысли того времени.

    И. Т. Посошков был первым последовательным институционалистом в истории экономических учений. Он пишет о невещественном богатстве страны - набором гражданских основ - институтов, способствующих здоровому функционированию экономики и общества.

    Он впервые поднимает вопрос о вещественном богатстве, как не о денежной массе, находящейся в стране, а о материальных благах, находящихся в руках государства и народа. Что в настоящее время можно отождествить с валовым продуктом.

    Особенно большое внимание Посошков уделял вопросам развития русской промышленности, проблемы которой и в настоящее время являются актуальными. В числе мер, направленных на её развитие, он предлагал строить заводы за государственный счет и передавать их затем в частные руки.

    Поддерживая идеологию купечества, Посошков вместе с тем выражал и интересы крестьянства. Не требуя открыто отмены крепостного права, он стремился ограничить власть помещиков определенными рамками. Заслуга И. Т. Посошкова состоит в том, что он сумел правильно, в пределах своей эпохи, понять основные задачи России.