Договор поставки товара по 223 фз содержание.

Закон о закупках для некоторых юрлиц № 223-ФЗ – рамочный, дающий право организациям на самостоятельную разработку внутреннего локального акта.

В главах и разделах положения должен быть отражен порядок приобретения необходимых товаров, правила выполнения работ, оптимальный состав направляемых заявок и т.д.

Заключение договора регламентируется законом 223-ФЗ , собственным локальным актом, гражданским законодательством и ФЗ №135 «О защите конкуренции».

Положение о закупках на предприятии в понимании закона 223-ФЗ

Каждая организация, располагающая соответствующими финансовыми средствами, может разработать Положение и опубликовать его на сайте www.zakupki.gov.ru . Внутренний локальный акт должен гласить об основных требованиях к процедуре, о порядке разработки и проведения (в зависимости от способа) тендера, о последовательности и сроке подписания договора, осуществления поставки (выполнения работы, оказания услуги), периоде оплаты.

В Положении целесообразно описать порядок составления технического задания, а также отразить регламент работы комиссии, ответственной за рассмотрение заявок, подведение итогов, открытие доступа к заявкам и т.д.

При разработке документа, определяющего порядок реализации процедур в рамках закона 223-ФЗ , следует придерживаться следующих правил:

  1. Руководитель учреждения (либо ответственный подчиненный) должен своевременно сформировать и разместить в открытом доступе план процедур, а также каждое, вносимое в него изменение (Постановление Правительства № 932 , принятое 17 сентября 2012 г.)
  2. Заказчик, разработавший собственное положение о закупках, имеет право заключать договор только после реализации запланированных процедур.
  3. Постановление Правительства № 616 , датированное 21 июня 2012 г., гласит о видах товаров, работ, услуг, которые организация может приобрести только путем публикации извещения на одной из зарегистрированных электронных площадок. Другие наименования, не включенные в список, заказчик также имеет право (но не обязан) приобрести аналогичным способом.

Руководитель должен отразить в Положении порядок составления и публикации извещений, состав сопровождающей документации, срок предоставления разъяснений, период приема заявок, количество дней, необходимых для рассмотрения поданных предложений и подведения итогов, и другие важные условия.

Основные условия типового соглашения

При составлении Положения о закупках руководитель и задействованные им сотрудники, обязательно руководствуются следующими принципами :

  • размещаемая информация должна быть открыта и доступна для всех;
  • какое-либо ограничение конкуренции или нарушение справедливости является серьезным нарушением;
  • экономия выделенной на поставку денежной суммы.

Основная цель любых закупок, особенно конкурентных процедур, состоит в эффективном обеспечении нужд заказчиков при оптимальных финансовых затратах . Государственное регулирование процесса заключения и исполнения договоров позволяет оставаться «на плаву» многим организациям в современных кризисных условиях.

Часть 10 статьи 4 Федерального закона № 223 требует включения в Положение подробного состава документации о процедуре. Одним из главных приоритетов являются товары, произведенные на территории Российской Федерации, а также работы и услуги, оказываемые местными компаниями. В основе предоставления преимуществ лежит Постановление Правительства № 925 , вступившее в силу 16 сентября 2016 г., и утвержденное организацией Положение.

Учредители и главные распорядители бюджетных ассигнований имеют право разработать типовой образец Положения, которое обязаны будут применять подведомственные организации. Документ должен быть размещен в единой информационной системе в течение 15 дней с момента утверждения.

С 01 июля 2018 года в закон внесены изменения, которые обязывают всех субъектов до наступления нового 2019 года внести необходимые изменения в уже действующие Положения. В частности, закрепить в них максимально возможный срок заключения контракта по итогам проведения тендера. Министерство финансов отметило, что в противном случае организации не смогут осуществлять закупки.

Сроки заключения договора о закупках и регистрации их в Единой информационной системе

Все используемые в России договора являются рамочными или возмездными. Первые не содержат информацию о точной стоимости и объеме поставляемого товара. Поставщик руководствуется заявками заказчика, а документ отражает общий порядок взаимодействия. Закон 223-ФЗ не предусматривает подписание подобных договоров. Каждый контракт должен содержать информацию об условиях поставки, точных ценах, сроке оплаты и т.д. В соответствии с нормами законодательного акта организации могут заключать следующие виды возмездных соглашений:

  • купля-продажа с соблюдением требований гл. 30 ГК РФ (поставка товара, электроснабжение, приобретение жилья);
  • подрядные работы на основании гл. 37 ГК РФ ;
  • оказание услуг.

Федеральный закон не содержит четких требований о сроке подписания договора . Информация о порядке заключения контрактов должна быть отражена в Положении о закупках.

Гласит о предельном 20-ти дневном сроке заключения соглашения, представляющего собой предмет конкурентных торгов. Отсчет следует начинать со дня публикации протокола подведения итогов.

Естественным желанием любого поставщика (исполнителя, подрядчика) является скорейшее узаконивание процедуры. Но заказчик должен выдержать минимальный 10-тидневный отрезок, оговоренный в законе «О защите конкуренции» № 135-ФЗ , принятом 26 июля 2006 г.

Использование электронной подписи

Подписание бумажных контрактов постепенно уходит в прошлое. Каждое учреждение знакомо с электронной цифровой подписью, юридическая значимость которой равносильна реальному присутствию руководителя.

В данном случае срок заключения договора ничем не отличается от общего порядка. Практика показывает, что ЭЦП позволяет значительно ускорить процедуру, так как личную встречу сторон (пересылку документов по почте и т.д.) замещает сервис электронной площадки.

Ограничение минимального и максимального сроков заключения

О максимальной продолжительности подписания договора в соответствии с конкурентным способом определения исполнителя по закону 223-ФЗ гласит гражданское законодательство, ст. 448 ГК РФ . А о минимальной отсрочке заключения контракта – закон №135-ФЗ , защищающий открытую конкуренцию. Десятидневное ограничение на подписание договора выбрано не случайно – в течение этого срока участник закупки, сомневающийся в законности проведенной процедуры, может направить жалобу в Федеральную антимонопольную службу.

Сам закон 223-ФЗ не содержит информации о конкретном сроке подписания договора, который будет в дальнейшем регулировать взаимоотношения сторон. Точкой отсчета является день публикации в открытом доступе сведений о победителе. Если данные о будущем поставщике являются конфиденциальными, то отталкиваться следует от даты составления итогового протокола.

Так случилось, что в 2018 году в закон о закупках № 223-ФЗ были внесены весьма существенные изменения. Их краткий обзор представлен на видео ниже.

Что же такое «Рамочные договоры», и действуют ли Договоры, заключенные до вступления в силу 223-ФЗ от 18.07.2011 г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» сейчас?

На сегодняшний день существует несколько проблемных вопросов, связанных с рамочными договорами:

  1. Отсутствие однозначного определения рамочных договоров с точки зрения законодательства.
  2. Спорность, противоречие принципам 223-ФЗ пролонгации существовавших ранее рамочных договоров.

Поскольку законодательно понятие «рамочный договор» не закреплено, каждый заказчик понимает под ним что-то свое.

На практике рамочные договоры можно поделить на следующие виды:.

  • «Без цены и объема».
  • «С открытыми условиями».
  • «По заявкам заказчика с фиксированными условиями».

Законодательство не содержит определения что такое «Рамочные договоры», но из самого названия понятно, что это договор, в котором не все до конца определено.

Договоры, заключенные до вступления в силу Закона № 223-ФЗ .

п. 4 ст. 1 ГК РФ. Действие закона на отношения возникшие до его вступления в силу распространяются только в случаях прямо предусмотренных.

п. 2 ст. 422 ГК РФ. Условия заключенного договора сохраняют силу, за исключением случаев, когда в законе прямо предусмотрено, что он применяется к отношениям возникшим до его вступления.

Из гражданского кодекса Российской Федерации следует, что если появляется новое законодательство, то оно действует на старый договор, только в тех случаях, когда это прописано в этом новом законе, что он регламентирует отношения возникшие до него. В Законе № 223-ФЗ от 18.07.2011 г., нигде не написано, что он регламентирует отношения связанные с ним.

Таким образом, формально, все виды договоров, в том числе рамочные, в том числе предусматривающие пролонгацию условную/безусловную, заключенные до вступления в силу 223-ФЗ или включения Заказчика в сферу регулирования 223-ФЗ, продолжают действовать.

На практике, очень многие Заказчики этим пользуются, даже если у них на самом деле имеются договоры с пролонгацией на всю оставшуюся жизнь, например на поставку бумаги, канцелярии, техники и т.д., но они даже каким-то волшебным образом предугадали и заключили договор с пролонгацией несколько лет тому назад, в котором имеется весь список товаров, работ и услуг, которые необходимо закупать в электронной форме (Постановление Правительства РФ № 616 от 21.06.2012 г. «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме»), и соответственно электронная форма им не нужна.

С точки зрения ГК РФ, никаких нарушений здесь нет, и эти договоры могут действовать, пока одна из сторон не захочет прекратить свои обязательства по договору.

Но с другой стороны, нужно понимать определенное противоречие принципам закона.

Каким образом такой Заказчик сможет объяснить, почему он не хочет проводить конкурентные процедуры? Почему не хочет экономить деньги компании? Почему не хочет повысить прибыльность?

Прокуратура ведет активную работу по устранению нарушений Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Внимательно следит за тем, чтобы договоры заключались в рамках действующего законодательства.

Допустим, если Заказчик заключил договор (либо пролонгировал) на поставку щепы топливной с единственным поставщиком и обосновал эту закупку, например, так, что поставщик является единственным поставщиком в данном регионе при условии, что расходы, связанные с привлечением контрагентов из других регионов, делают такое привлечение экономически невыгодным.

При проверке может быть доказано, что указанный договор заключен с нарушением требований действующего законодательства, а именно без проведения в сети «Интернет» открытого способа закупки. Данный договор может быть признан недействительным и запрещен к дальнейшему исполнению, в целях обеспечения эффективного использования денежных средств, развития добросовестной конкуренции, предотвращения коррупции и иных злоупотреблений.

Несколько примеров.

Прокуратурой Чеченской Республики в государственном специализированном автономном учреждении «Чеченский лесопожарный центр», выявлено подобное нарушение.

Арбитражным судом Ивановской области удовлетворены исковые требования Шуйского межрайонного прокурора о признании недействительным договора по приобретению МУП ЖКХ г. Шуи автомобиля марки Tayota Camry 2,5.

Как видно из вышесказанного, эти вопросы решаются и на административном и на юридическом уровне, поэтому от таких договоров нужно уходить. В случае пролонгации, когда заказчик попадает под действие 223-ФЗ, и при этом заказчик тратит дополнительные денежные средства более 100/500 тысяч рублей, т. е. возникает новая закупка, например, закупка услуг связи. Эта закупка в обязательном порядке должна размещаться на официальном сайте как закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), с обязательным включением такой закупки в план. На ООС размещается извещение, документация (либо в извещении прописать, что данное извещение имеет силу документации о закупке) и проект договора, если вдруг поступят какие-то запросы, обязательно нужно публиковать разъяснения на положения документации (обосновать, почему не провели конкурентную закупку), а также для завершения данной процедуры функционал сайта требует публиковать протокол закупки у единственного поставщика. Такая закупка включается в ежемесячный отчет , и полугодовой отчет 1-Закупки в Росстат .

Если заказчику нужна новая конкурентная закупка, то договор нужно расторгнуть и провести новую конкурентную закупку.

Рамочные договоры «Без цены и объема»

Ст. 432 ГК РФ. Стороны должны определить существенные условия договора.

На практике, все договоры можно поделить на 3 вида, и для каждого вида договора определяются существенные условия в соответствии с ГК РФ.

1. Договор поставки (Гл.30 ГК РФ).

По-другому называют договор купли-продажи. По договору поставки, одна сторона обязуется поставить, а другая принять и оплатить товар.

2. Договор подряда (Гл.37 ГК РФ).

По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. Договор подряда и договор возмездного оказания услуг, очень тесно взаимосвязаны между собой. Отличие лишь в том, что при заключении договора подряда, Заказчик может потрогать результат работы по договору.

3. Договор возмездного оказания услуг. (Гл.38 ГК РФ).

По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Гражданским кодексом РФ предусмотрены существенные условия по каждому виду договоров.

Существенными условиями договора поставки являются:

Предмет договора п. 1 ст. 432 ГК РФ

Условие о наименовании товара (п. 3. ст. 455 ГК РФ).

Условие о количестве товара (п. 3. ст. 455 ГК РФ, ст. 465 ГК РФ).

Не являются существенными условиями договора поставки:

Условие о сроке поставки товара.

Условие о цене товара (п. 1 ст. 485 ГК РФ, п.3 ст. 424 ГК РФ).

Существенными условиями договора подряда являются:

Предмет договора п. 1 ст. 432 ГК РФ.

Условие о содержании работ (ст. 702, ст.703 ГК РФ).

Условие о начальном и конечных сроках выполнения работ (ст. 708 ГК РФ).

Существенными условиями договора возмездного оказания услуг являются:

Предмет договора п.1 ст. 432 ГК РФ

Условие о перечне, видах услуг, а так же о совершаемых действиях п. 1 ст. 779 ГК РФ.

п. 2 ст. 465 ГК РФ. Если невозможно определить количество передаваемого товара, договор не заключенный.

Если в договоре не согласованы существенные условия, то он не может считаться договором вообще,

Но каждая конкретная поставка с определенными условиями - договор.

Вывод: такие «Рамочные договоры» действуют, но каждая конкретная поставка - закупка по 223-ФЗ от 18.07.2011 г., в том числе с публикацией информации на ООС (при необходимости).

Например, 2 компании договорились, что компания «Горячий хлеб», всегда будет доставлять для другой компании хлебобулочные изделия .

В любой организации, есть по несколько таких «Рамочных договоров».

С точки зрения ГК РФ, в которых не определены существенные условия исполнения договора, количество продукции и цена, считаются фактически не заключенными. Они не могут вообще являться договорами. Но на самом деле они действуют, если в таком договоре указано, что объем продукции, и её стоимость определяются на момент заявки Заказчика. Вроде бы это не договор даже, а вот каждая заявка по такому договору, носит силу договора, если в заявке имеются существенные условия. И если стоимость по такой заявке будет превышать 100/500 тысяч рублей, необходимо ее включать в план закупок и размещать в единой информационной системе извещение, документацию, проект договора, и т.д..

Договоры без объема имеет смысл перезаключить и включить туда примерный объем на основании предыдущих периодов. Иначе, если каждая поставка по такому договору будет превышать 100/500 тысяч рублей, то Заказчику придется работать по следующей схеме:

Схема проведения прямой закупки больше 100/500 тысяч рублей по рамочному договору без объема.

Включить каждую поставку в план.

Осуществить закупку

Включить в ежемесячный отчет все поставки отдельно.

Включить в полугодовой отчет 1-Закупки в Росстат, все поставки отдельно.

«Рамочные договоры» по заявкам заказчика с фиксированными условиями

Не является «рамочным», а простым гражданско-правовым договором, так как определены все условия: срок действия, ассортимент, цена, объем.

По 223-ФЗ обычно торгуется - предельная цена договора не подлежит изменению, торгуется только «прайс-лист» (либо пропорционально, либо по позициям (сложно и неудобно, потенциально ведет к недобросовестным действиям со стороны Поставщиков (Подрядчиков, Исполнителей))).

Если Заказчик, в договоре пропишет, что Поставка осуществляется по конкретным заявкам участника, это не рамочный договор, а нормальный договор с выборкой, здесь никаких сложностей нет, он торгуется как обычно, может торговаться как прайс-лист.

Например, у Заказчика есть 3 миллиона рублей, которые ему нужно потратить на продукты питания, примерно 50 позиций, не понятно какие позиции, и в каком объеме, но не более чем на 3 миллиона рублей. Поэтому в документации такой Заказчик прописывает единичные расценки, и Поставщики дают дисконт к этому прайс-листу. Каждая позиция дисконтируется пропорционально. Например, банка сгущенки стоит 70 рублей, и банка тушенки стоит тоже 70 рублей. Поставщик предлагает снижение на 8 %, значит все на 8 %, и тушенка и сгущенка.

Необходимо учесть 2 момента:

1. Правильно сформировать начальную максимальную цену, хотя в 223-ФЗ, обоснование цены не является требованием для Заказчика, но если Заказчик не правильно пропишет цену в документации, не изучив рынок, есть риск, что к нему просто никто не придет.

2. Финальная цена определяется не пропорционально по всем позициям, а по каждой позиции отдельно.

Например, компания выходит и предлагает поставлять сгущенку по 10 рублей, а тушенку также по 70 рублей.

Здесь есть огромный риск на недобросовестное действие поставщика.

Поставщик с радостью будет поставлять Заказчику тушенку по 70 рублей, но если Заказчик начнет запрашивать сгущенку по 10 рублей, он откажется от исполнения договора, найдет массу уважительных причин, для того чтобы расторгнуть договор. Это классический принцип, поставить, то, что подороже, и отказаться, когда Заказчик потребует то, что подешевле.

Чтобы обезопасить себя, Заказчику не следует предлагать Участнику закупки торговаться по единичным расценкам, а делать пропорциональное снижение по всем абсолютно позициям.

Если же имеется рамочный договор, в котором прописано, что каждая поставка по заявке Заказчика, но при этом указан объем, например, поставка молока на 600 000,00 руб., и указана цена за 1 литр молока.

Это обычный договор, здесь все согласовано, поэтому работать нужно по такой схеме:

Схема проведения прямой закупки больше 100/500 тысяч рублей по рамочному договору с объемом.

Включить один раз в план при заключении договора.

Осуществить закупку.

Включить в ежемесячный отчет (в месяц, когда был заключен договор).

Включить в полугодовой отчет 1-Закупки в Росстат как одну закупку.

Порядок проведения закупки у единственного поставщика нужно предусмотреть в своем Положении о закупке. Нарушением не будет считаться, если Заказчик сначала проведет закупку, а затем включит её в план. В Постановлении Правительства РФ № 932 от 17 сентября 2012 г. «Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана», сказано, что мы должны внести в план до размещения извещения на ООС, закупки, касающиеся только торгов, а к торгам относятся конкурс и аукцион (статья 447 ГК РФ). Про остальные способы закупки, в данном Постановлении ничего не сказано. Значит можно вносить закупку в план после опубликования извещения о закупке.

Но желательно при всех способах закупки придерживаться схемы, как и при проведении торгов, если работать, таким образом, не получается, то можно сделать исключение.

Здравствуйте. Мы является МУПом и с 01.01.2017г. переходим на 44-ФЗ. Сейчас заключает договора на следующий год по 223-ФЗ., указываем сумму договора, а вот конкретный товар и его цену не знаем, правильно ли будет в договоре прописать: "Наименование, ассортимент, количество и цена товара согласовываются сторонами и указываются в счетах (накладных), являющихся неотъемлемой частью настоящего Договора (Приложениями)"? Или обязательно нужна спецификация? Спасибо.

Ответы юристов (1)

Полагаю, что данная закупка будет противоречить 223-фз и законодательству о защите конкуренции.

Согласно ст.3 223-ФЗ 1. При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

2. Извещение о проведении конкурса или аукциона размещается в соответствии с частью 5 статьи 4 настоящего Федерального закона не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе. Выигравшим торги на конкурсе признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в конкурсной документации на основании положения о закупке, на аукционе - лицо, предложившее наиболее низкую цену договора или, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля и аукцион проводится на право заключить договор, наиболее высокую цену договора.

Закупка проводится в отношении конкретного товара. поэтому заключение такого договора недопустимо.

Ищете ответ?


Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Нюансы заключения договора по 223-ФЗ


В рамках корпоративного заказа договоры заключаются в соответствии с законом 223-ФЗ, Гражданским кодексом и Положением о закупке, разработанным заказчиком. О некоторых нюансах этого процесса речь пойдет в сегодняшней статье.

Работа по рамочным договорам

Закон 223-ФЗ является рамочным - он не устанавливает четких требований к процедуре закупки и договору в отличие от 44-ФЗ. Договоры и соглашения, заключенные в рамках корпоративного заказа, зачастую также носят рамочный характер, то есть не содержат точных параметров сделки. Это договоры с открытыми условиями, без указания показателей объема и цены поставляемой продукции (работ, услуг), стоимости единицы товара и прочих подробностей. Формально такой документ не считается договором, поскольку не содержит существенных условий сделки.

Как правило, рамочные соглашения по окончании своего действия считаются продленными на следующий срок (безусловно или при выполнении каких-либо условий). Работа по ним может вестись на протяжении нескольких лет. До сих пор некоторые заказчики производят закупки в рамках соглашений, которых достигли еще до введения закона 223-ФЗ. При этом не требуется вносить изменения в старые или заключать новые соглашения.

Если рамочные соглашения договорами не признаются, то как происходит закупка? Каждый раз, когда заказчик желает закупиться, он направляет поставщику заявку с указанием нужных товаров, цены и объема, а поставщик эту заявку удовлетворяет. Так вот, каждая такая поставка будет считаться отдельной, самостоятельной закупкой и иметь силу договора. Однако перед составлением заявки придется сверяться с собственным Положением о закупке, чтобы удостовериться, что способ выбран верно. Альтернативный вариант - перепровести закупку и перезаключить договор, включив в него существенные условия сделки.

Существенные условия

Именно такие условия делают договор юридически значимым. В соответствии с пунктом 1 статьи 432 Гражданского кодекса, к таковым относятся условия, перечисленные в законах и иных нормативных актах для договоров данного типа. Кроме того, существенными являются те условия, достигнуть соглашения по которым считает нужным одна из сторон договора. Это означает, что любое условие, названное в договоре существенным, будет являться таковым.

Что касается мнения контролирующих органов в сфере закупок, то они склонны считать существенными любые условия, которые стороны включили в договор. Логика тут простая: если бы стороны не посчитали нужным прийти к соглашению относительно этого условия, то они бы включать его в текст не стали. А значит, это условие существенное.

По 223-ФЗ можно заключать только возмездные договоры


Наряду с возмездными договорами, Гражданским кодексом предусмотрено заключение и безвозмездных. Однако в рамках закона 223-ФЗ можно заключать только возмездные соглашения. Любой документ, который предусматривает безвозмездную передачу или обмен, не будет признан договором в рамках закупочной деятельности. Например, договор дарения, бартера или мены. Правило простое: раз нет расходования денежных средств, значит, процедура не может быть признана закупкой.

Специалисты не рекомендуют злоупотреблять бартерными сделкам заказчикам, которые должны закупаться по 223-ФЗ. Такое право у них есть, но стоит понимать, что каждый раз, когда оно реализуется, организация приковывает к себе пристальное внимание контролирующих органов. Также возникнут вопросы и к контрагентам, с которыми осуществляется бартер. Заказчика могут обвинить в том, что он нарушает антимонопольное законодательство, уходя от проведения торгов. А это может повлечь очень неприятные последствия.

Нюансы порядка заключения договора


Порядок заключения договора и его исполнения должен быть отражен в Положении о закупке. Заказчик не может осуществлять действия, которые не предусмотрены этим документом.

Целесообразно расписать порядок заключения договора как можно более подробно, включая действия каждой из сторон. Иначе у поставщика, выигравшего закупку, может появиться возможность безнаказанно уклониться от подписания договора. Специалисты рекомендуют прописывать в Положении права и обязанности сторон, возникающие в процессе заключения договора. Важно предусмотреть состав комплекта документов, который направляется в рамках заключения договора, а также правила и сроки направления. Эти параметры заказчик устанавливает сам. В плане способа доставки документов наиболее надежными традиционно считаются личное вручение или отправка почтой с уведомлением. Закачку важно удостовериться, что направленные им документы приняты уполномоченным лицом поставщика - только так он может подтвердить, что в полном объеме исполнил свои обязанности.

0 комментариев

Оставить комментарий Отменить ответ

Последние новости
  • Привлекать ли экспертов к приемке по госконтракту? 27.10.2017
  • Ежемесячный отчет о закупках по 223-ФЗ: основы и тонкости 26.10.2017
  • Минфин хочет изменить правила составления Единого каталога объектов закупки 25.10.2017
  • Как поставщику распознать нечестных конкурентов 25.10.2017
  • Заказчик, не представивший данные ФАС, признан правым 24.10.2017
  • Госконтракт: о существенных условиях и сроках заключения 20.10.2017
  • О казначейском сопровождении контрактов по 44-ФЗ 19.10.2017
  • Изменились условия типовых контрактов для СМП 18.10.2017
  • Самые популярные нарушения закона 223-ФЗ 16.10.2017
  • Как поставщику начать участие в аукционах по 44-ФЗ 13.10.2017
Метки

Назад: Контрактная служба заказчика по 44-ФЗ

Далее: Увеличена доля закупок по 223-ФЗ у малого бизнеса

Контакты

Звонок с любого телефона бесплатный

Перепечатка материалов возможна только с указанием активной ссылки на сайт!

Зачем нужен рамочный договор и как он заключается


Рамочный договор является относительно новой договорной формой и получил регламентацию в Гражданском кодексе РФ в 2015 году. До этого времени указанный договор фактически присутствовал в экономических правоотношениях и носил форму организационного соглашения, позволявшего определить основные черты и условия будущего полноценного контракта.

Положения ГК РФ содержат только общие требования к содержанию рамочного договора, оставляя сторонам право самостоятельно определять все необходимые условия и нормы в тексте документа. По стандартному правилу, к рамочному договору могут применяться конкретные нормы закона, регламентирующие правоотношения в конкретных видах сделок (поставка, аренда, подряд и т.д.).

Что это такое


Второе название указанного контракта – договор с открытыми условиями – определяет его суть и характер. Такой тип договора не позволяет определить конкретные условия правоотношения между сторонами и служит основой для установления общих обязательств, которые будут уточнены и дополнены путем заключения отдельных самостоятельных договоров.

Исходя из смысла статьи 429.1 ГК РФ , можно определить основные элементы содержания и формы договора с открытыми условиями:

  • Предмет договора – общие положения и условия будущей сделки (договора) и намерения сторон реализовать их путем заключения самостоятельных договоров;
  • Стороны договора – совпадают по субъектному составу с участниками планируемой сделки (например, покупатель и продавец);
  • Форма – простая письменная форма (даже если будущий договор требует государственной регистрации, на рамочный договор такое требование не распространяется).

По сути, рамочный договор заключается с целью установления намерений сторон совершить ряд обязательных действий в будущем, т.е. конкретизировать такое соглашение. Можно выделить следующие способы конкретизации положения рамочного договора:

  • Оформление отдельного договора или нескольких контрактов, направленных на реализацию положений рамочного соглашения и содержащих все существенные условия, необходимые для совершения сделки;
  • Подача заявок одной из сторон контракта;
  • Иные способы, определенные сторонами при подписании рамочного договора.

Для реализации указанных способов стороны могут предусмотреть определенные организационные мероприятия, выполнение которых приведет к заключению основного договора. Такие мероприятия могут быть обязательными как для одной, так и для обеих сторон соглашения.

Вне зависимости от условий рамочного договора, он вступает в силу с момента подписания его обеими сторонами, если иной срок не предусмотрен в тексте документа.

По 223 ФЗ


Сфера применения рамочного договора по статье 429.1 ГК РФ не ограничена, однако отечественное право содержит ряд искусственных ограничений при формировании правил системы закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц. Подобные правила содержатся в Федеральном законе от 18.07.2011 года № 223-ФЗ.

Главными принципами системы закупок по 223-ФЗ (равно как и по 44-ФЗ) являются:

  • Обеспечение конкурентного доступа к закупке для всех субъектов предпринимательской деятельности, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений для участия в закупке;
  • Открытость и прозрачность всех форм закупочной деятельности;
  • Целевое расходование средств заказчика.

Эти принципы реализуются путем проведения конкретно определенных процедур, в которых могут принимать участие любые субъекты предпринимательской деятельности. Наличие у рамочного договора только общих открытых условий совершения будущих сделок не позволяет использовать его напрямую в рамках 223-ФЗ.

Тем не менее, не установлено законодательного запрета на использование рамочного соглашения при работе с 223-ФЗ. Это позволяет при определенных условиях применять его при оформлении долгосрочных отношений с поставщиками и исполнителями.

Таким образом, при наличии необходимости совершить несколько самостоятельных закупок товаров, работ и услуг, каждая из которых не будет превышать указанный лимит, заказчик может подписать рамочное соглашение с конкретным поставщиком. В дальнейшем, каждая конкретная закупка подлежит конкретизации в рамках отдельных закупок, в ходе которых сторонами могут изменяться существенные условия сделки:

  • Цена товаров, работ и услуг;
  • Количество закупаемых единиц;
  • Условия поставки или выполнения работ, а также иные положения.

Исполнение рамочного договора в рамках 223-ФЗ будет возможно путем заключения отдельных договоров или подачи заявок по определенному предмету закупки.

Факт заключения рамочного договора не требует размещения сведений о нем в Единой информационной системе, однако каждая закупка в исполнение его условий подчиняется общим правилам составления отчетов. Кроме того, контрольные органы в сфере закупок по настоящее время не сформировали единого мнения относительно правомерности использования рамочного договора в системе закупок по 223-ФЗ.

По 44 ФЗ


В отличие от 223-ФЗ, Федеральный закон № 44-ФЗ практически не дает возможности заказчику обойти требование о проведении конкурентной закупки . Даже в случае закупки у единственного поставщика возникает необходимость определить начальную (минимальную) цену контракта, собрать коммерческие ценовые предложения, а по итогам закупки провести отчет.

В таких условиях заключение рамочного договора окажется не только неэффективно, но и нереализуемо на практике. При наличии подписанного договора с открытыми условиями заказчик все равно будет обязан собрать ценовые предложения у поставщиков и провести их сравнительный анализ. Стороны по рамочному договору не смогут гарантировать, что свободный рынок не предоставит меньших ценовых предложений, что повлечет бессмысленность условий контракта.

Условия, как составить и образец


Пример первой страницы рамочного договора

Рамочное соглашение составляется в простой письменной форме, вне зависимости от его условий, предмета и срока действия. Даже если последующий основной договор будет требовать государственной регистрации сделки, на рамочный контракт это положение не распространяется.

Образец рамочного договора вы можете найти на нашем сайте, он содержит основной перечень условий, которые могут согласовать стороны.

В силу статьи 429.1 ГК РФ, в тексте договора с открытыми условиями могут содержаться следующие сведения:

  • Определение предмета договора, который зависит от характера предстоящей сделки;
  • Установление общих условий общеобязательственных взаимоотношений сторон;
  • Определение организационных мероприятий, которые должны выполнить стороны для реализации согласованных намерений;
  • Порядок и сроки заключения будущего контракта или правила подачи заявок.

Перечень существенных условий рамочного соглашения законодательством не определен, поэтому стороны вправе самостоятельно регулировать состав обязательств и взаимных требований.

Рамочный договор может носить двусторонний или многосторонний характер, в зависимости от условий предстоящей основной сделки.

Срок договора


Ограничений по сроку законодательство не содержит, этот вопрос стороны могут урегулировать по своему усмотрению. Как правило, срок рамочного соглашения устанавливается с учетом времени, которое необходимо сторонам для реализации всех организационных мероприятий.

По истечении срока действия договора он может быть продлен по соглашению сторон. Если участники соглашения не определили в контракте срок его действия, будут применяться общие правила для установления сроков, предусмотренные гражданским законодательством.

Так как положение о рамочных договорах относительно недавно было внесено в ГК РФ, судебная практика высших судов по спорам о сроке и условиях таких соглашений практически отсутствует.

Каждый бланк мы снабжаем примерами по его заполнению и правилами оформления. Информация на сайте постоянно пополняется и если вы не нашли нужный бланк, он обязательно появится в будущем.

Рамочный договор и 223-ФЗ


Рамочные договоры были повсеместно распространены до вступления в силу ФЗ-223 от 18.07.2011 г. Но даже после принятия этого закона, заключение и пролонгация подобного вида контрактов весьма распространены.

Разберемся, что же именно подразумевается под понятием рамочный договор по 223-ФЗ. В законодательстве РФ нет четкого определения, поэтому сформулируем общие принципы, которые характерны для такого вида документов:

предусматриваются открытые условия;

не указывается точные показатели цены и объема;

отгрузки/поставки осуществляются по заявкам заказчика, в которых указываются конкретные показатели: цена и объем.

Если кратко, то рамочный — это договор, заключаемый по определенному шаблону, в котором нет конкретных данных и до конца не определены параметры.

Согласно ГК РФ - условия договора, заключенного до принятия нового закона, сохраняют свою силу, если в тексте закона не предусмотрено обратного. Поэтому все те контракты, которые были заключенные до вступления в силу 223-ФЗ, в том числе и рамочные, предусматривающие пролонгацию, как условную, так и безусловную, продолжают действовать.

Подготовка заявки на участие в коммерческом тендере

от 1 рабочего дня, с оплатой только за результат

Существенные условия рамочных договоров

Как уже говорилось выше, рамочный договор не предусматривает конкретных показателей при заключении. Согласно ст. 432 ГК РФ, стороны должны определить его существенные условия.

Можно выделить 3 основных типа заключаемых Договоров:

Его суть состоит в том, что заказчик дает задание подрядчику выполнить определенную работу, подрядчик обязан ее сделать и передать заказчику, а тот в свою очередь должен принять результат и оплатить его.

— сам предмет договора;

— сроки начала и окончания выполнения работ;

— состав выполняемых работ.

По не поставщик обязуется предоставить товар, а заказчик принять и оплатить его.

— так же предмет договора;

— количество поставляемого товара.

Он подразумевает оказание определенных услуг поставщиком по заданию заказчика, по факту выполнения которых он должен произвести оплату исполнителю.

— описание вида услуг и действиях, которые обязуется выполнить поставщик.

Если в заключаемом контракте не указаны и не прописаны существенные условия рамочного договора, то такой документ не считается договором вообще. При этом каждая отдельная поставка по такому документу будет обладать силой договора.

Стоимость закупок


Суть в том, что основываясь на ГК РФ контракты не считаются заключенными, если в них не указана цена товара и его количество. Но они действуют, если в тексте предусмотрено и отражено условие, что цена товара и его количество определятся индивидуально каждый раз при оформлении заявки заказчиком.

Тогда получается, что именно эта заявка носит договорной характер, если в ней отражены существенные условия.

Получается, что в пределах рамочного договора с каждой отдельной поставкой осуществляется закупка по 223-ФЗ. Есть небольшой нюанс, касающийся стоимости закупки — если она превышает 100 000 (500 000) руб., то по каждой такой поставке необходимо сделать запись в плане закупок и разместить на официальном сайте извещение, проект контракта, документацию и другую необходимую информацию.

Статью Гражданского кодекса, а также другие полезные материалы, касающиеся рамочного договора вы можете прочитать на сайте КонсультантПлюс.

Для избежания осложнений в проведении закупки, лучше сразу в тексте контракта указывать объем необходимого товара, т.к. если поставка в итоге превысит сумму 100 (500) тыс. руб., то придется изменять схему работы по рамочному договору.

Статьи по теме:

Материал является собственностью tender-rus.ru. Любое использование статьи без указания источника — tender-rus.ru запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Вопрос специалистам РусТендера

Задайте вопрос и получите ответ любым удобным для вас способом

Спасибо, мы получили Ваш вопрос и свяжемся в ближайшее время (в рабочие часы)

Оставьте заявку на бесплатную консультацию или расчет стоимости

Спасибо за обращение

Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.

Оставьте запрос на подготовку заявки на любой тендер

Закон № 223-ФЗ и «Рамочные договоры»


Что же такое «Рамочные договоры», и действуют ли Договоры, заключенные до вступления в силу 223-ФЗ от 18.07.2011 г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» сейчас?

На сегодняшний день существует несколько проблемных вопросов, связанных с рамочными договорами:

  1. Отсутствие однозначного определения рамочных договоров с точки зрения законодательства.
  2. Спорность, противоречие принципам 223-ФЗ пролонгации существовавших ранее рамочных договоров.

Поскольку законодательно понятие «рамочный договор» не закреплено, каждый заказчик понимает под ним что-то свое.

На практике рамочные договоры можно поделить на следующие виды:.

Законодательство не содержит определения что такое «Рамочные договоры», но из самого названия понятно, что это договор, в котором не все до конца определено.

Договоры, заключенные до вступления в силу Закона № 223-ФЗ.

п. 4 ст. 1 ГК РФ. Действие закона на отношения возникшие до его вступления в силу распространяются только в случаях прямо предусмотренных.

п. 2 ст. 422 ГК РФ. Условия заключенного договора сохраняют силу, за исключением случаев, когда в законе прямо предусмотрено, что он применяется к отношениям возникшим до его вступления.

Из гражданского кодекса Российской Федерации следует, что если появляется новое законодательство, то оно действует на старый договор, только в тех случаях, когда это прописано в этом новом законе, что он регламентирует отношения возникшие до него. В Законе № 223-ФЗ от 18.07.2011 г., нигде не написано, что он регламентирует отношения связанные с ним.

Таким образом, формально, все виды договоров, в том числе рамочные, в том числе предусматривающие пролонгацию условную/безусловную, заключенные до вступления в силу 223-ФЗ или включения Заказчика в сферу регулирования 223-ФЗ, продолжают действовать.

На практике, очень многие Заказчики этим пользуются, даже если у них на самом деле имеются договоры с пролонгацией на всю оставшуюся жизнь, например на поставку бумаги, канцелярии, техники и т.д., но они даже каким-то волшебным образом предугадали и заключили договор с пролонгацией несколько лет тому назад, в котором имеется весь список товаров, работ и услуг, которые необходимо закупать в электронной форме (Постановление Правительства РФ № 616 от 21.06.2012 г. «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме»), и соответственно электронная форма им не нужна.

С точки зрения ГК РФ, никаких нарушений здесь нет, и эти договоры могут действовать, пока одна из сторон не захочет прекратить свои обязательства по договору.

Но с другой стороны, нужно понимать определенное противоречие принципам закона.

Каким образом такой Заказчик сможет объяснить, почему он не хочет проводить конкурентные процедуры? Почему не хочет экономить деньги компании? Почему не хочет повысить прибыльность?

Прокуратура ведет активную работу по устранению нарушений Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Внимательно следит за тем, чтобы договоры заключались в рамках действующего законодательства.

Допустим, если Заказчик заключил договор (либо пролонгировал) на поставку щепы топливной с единственным поставщиком и обосновал эту закупку, например, так, что поставщик является единственным поставщиком в данном регионе при условии, что расходы, связанные с привлечением контрагентов из других регионов, делают такое привлечение экономически невыгодным.

При проверке может быть доказано, что указанный договор заключен с нарушением требований действующего законодательства, а именно без проведения в сети «Интернет» открытого способа закупки. Данный договор может быть признан недействительным и запрещен к дальнейшему исполнению, в целях обеспечения эффективного использования денежных средств, развития добросовестной конкуренции, предотвращения коррупции и иных злоупотреблений.

Прокуратурой Чеченской Республики в государственном специализированном автономном учреждении «Чеченский лесопожарный центр», выявлено подобное нарушение.

Арбитражным судом Ивановской области удовлетворены исковые требования Шуйского межрайонного прокурора о признании недействительным договора по приобретению МУП ЖКХ г. Шуи автомобиля марки Tayota Camry 2,5.

Как видно из вышесказанного, эти вопросы решаются и на административном и на юридическом уровне, поэтому от таких договоров нужно уходить. В случае пролонгации, когда заказчик попадает под действие 223-ФЗ, и при этом заказчик тратит дополнительные денежные средства более 100/500 тысяч рублей, т. е. возникает новая закупка, например, закупка услуг связи. Эта закупка в обязательном порядке должна размещаться на официальном сайте как закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), с обязательным включением такой закупки в план. На ООС размещается извещение, документация (либо в извещении прописать, что данное извещение имеет силу документации о закупке) и проект договора, если вдруг поступят какие-то запросы, обязательно нужно публиковать разъяснения на положения документации (обосновать, почему не провели конкурентную закупку), а также для завершения данной процедуры функционал сайта требует публиковать протокол закупки у единственного поставщика. Такая закупка включается в ежемесячный отчет, и полугодовой отчет 1-Закупки в Росстат.

Если заказчику нужна новая конкурентная закупка, то договор нужно расторгнуть и провести новую конкурентную закупку.

Рамочные договоры «Без цены и объема»

Ст. 432 ГК РФ. Стороны должны определить существенные условия договора.

На практике, все договоры можно поделить на 3 вида, и для каждого вида договора определяются существенные условия в соответствии с ГК РФ.

По-другому называют договор купли-продажи. По договору поставки, одна сторона обязуется поставить, а другая принять и оплатить товар.

По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. Договор подряда и договор возмездного оказания услуг, очень тесно взаимосвязаны между собой. Отличие лишь в том, что при заключении договора подряда, Заказчик может потрогать результат работы по договору.

По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Гражданским кодексом РФ предусмотрены существенные условия по каждому виду договоров.

Существенными условиями договора поставки являются:

Предмет договора п. 1 ст. 432 ГК РФ

Условие о наименовании товара (п. 3. ст. 455 ГК РФ).

Условие о количестве товара (п. 3. ст. 455 ГК РФ, ст. 465 ГК РФ).

Не являются существенными условиями договора поставки:

Условие о сроке поставки товара.

Условие о цене товара (п. 1 ст. 485 ГК РФ, п.3 ст. 424 ГК РФ).

Существенными условиями договора подряда являются:

Предмет договора п. 1 ст. 432 ГК РФ.

Условие о содержании работ (ст. 702, ст.703 ГК РФ).

Условие о начальном и конечных сроках выполнения работ (ст. 708 ГК РФ).

Существенными условиями договора возмездного оказания услуг являются:

Предмет договора п.1 ст. 432 ГК РФ

Условие о перечне, видах услуг, а так же о совершаемых действиях п. 1 ст. 779 ГК РФ.

п. 2 ст. 465 ГК РФ. Если невозможно определить количество передаваемого товара, договор не заключенный.

Если в договоре не согласованы существенные условия, то он не может считаться договором вообще,

Но каждая конкретная поставка с определенными условиями - договор.

Вывод: такие «Рамочные договоры» действуют, но каждая конкретная поставка - закупка по 223-ФЗ от 18.07.2011 г., в том числе с публикацией информации на ООС (при необходимости).

Например, 2 компании договорились, что компания «Горячий хлеб», всегда будет доставлять для другой компании хлебобулочные изделия .

В любой организации, есть по несколько таких «Рамочных договоров».

С точки зрения ГК РФ, в которых не определены существенные условия исполнения договора, количество продукции и цена, считаются фактически не заключенными. Они не могут вообще являться договорами. Но на самом деле они действуют, если в таком договоре указано, что объем продукции, и её стоимость определяются на момент заявки Заказчика. Вроде бы это не договор даже, а вот каждая заявка по такому договору, носит силу договора, если в заявке имеются существенные условия. И если стоимость по такой заявке будет превышать 100/500 тысяч рублей, необходимо ее включать в план закупок и размещать в единой информационной системе извещение, документацию, проект договора, и т.д..

Договоры без объема имеет смысл перезаключить и включить туда примерный объем на основании предыдущих периодов. Иначе, если каждая поставка по такому договору будет превышать 100/500 тысяч рублей, то Заказчику придется работать по следующей схеме:

Схема проведения прямой закупки больше 100/500 тысяч рублей по рамочному договору без объема.

Включить каждую поставку в план.

Включить в ежемесячный отчет все поставки отдельно.

Включить в полугодовой отчет 1-Закупки в Росстат, все поставки отдельно.

«Рамочные договоры» по заявкам заказчика с фиксированными условиями

Не является «рамочным», а простым гражданско-правовым договором, так как определены все условия: срок действия, ассортимент, цена, объем.

По 223-ФЗ обычно торгуется - предельная цена договора не подлежит изменению, торгуется только «прайс-лист» (либо пропорционально, либо по позициям (сложно и неудобно, потенциально ведет к недобросовестным действиям со стороны Поставщиков (Подрядчиков, Исполнителей))).

Если Заказчик, в договоре пропишет, что Поставка осуществляется по конкретным заявкам участника, это не рамочный договор, а нормальный договор с выборкой, здесь никаких сложностей нет, он торгуется как обычно, может торговаться как прайс-лист.

Например, у Заказчика есть 3 миллиона рублей, которые ему нужно потратить на продукты питания, примерно 50 позиций, не понятно какие позиции, и в каком объеме, но не более чем на 3 миллиона рублей. Поэтому в документации такой Заказчик прописывает единичные расценки, и Поставщики дают дисконт к этому прайс-листу. Каждая позиция дисконтируется пропорционально. Например, банка сгущенки стоит 70 рублей, и банка тушенки стоит тоже 70 рублей. Поставщик предлагает снижение на 8 %, значит все на 8 %, и тушенка и сгущенка.

Необходимо учесть 2 момента:

1. Правильно сформировать начальную максимальную цену, хотя в 223-ФЗ, обоснование цены не является требованием для Заказчика, но если Заказчик не правильно пропишет цену в документации, не изучив рынок, есть риск, что к нему просто никто не придет.

2. Финальная цена определяется не пропорционально по всем позициям, а по каждой позиции отдельно.

Например, компания выходит и предлагает поставлять сгущенку по 10 рублей, а тушенку также по 70 рублей.

Здесь есть огромный риск на недобросовестное действие поставщика.

Поставщик с радостью будет поставлять Заказчику тушенку по 70 рублей, но если Заказчик начнет запрашивать сгущенку по 10 рублей, он откажется от исполнения договора, найдет массу уважительных причин, для того чтобы расторгнуть договор. Это классический принцип, поставить, то, что подороже, и отказаться, когда Заказчик потребует то, что подешевле.

Чтобы обезопасить себя, Заказчику не следует предлагать Участнику закупки торговаться по единичным расценкам, а делать пропорциональное снижение по всем абсолютно позициям.

Если же имеется рамочный договор, в котором прописано, что каждая поставка по заявке Заказчика, но при этом указан объем, например, поставка молока на 600 000,00 руб., и указана цена за 1 литр молока.

Это обычный договор, здесь все согласовано, поэтому работать нужно по такой схеме:

Схема проведения прямой закупки больше 100/500 тысяч рублей по рамочному договору с объемом.

Включить один раз в план при заключении договора.

Включить в ежемесячный отчет (в месяц, когда был заключен договор).

Включить в полугодовой отчет 1-Закупки в Росстат как одну закупку.

Порядок проведения закупки у единственного поставщика нужно предусмотреть в своем Положении о закупке. Нарушением не будет считаться, если Заказчик сначала проведет закупку, а затем включит её в план. В Постановлении Правительства РФ № 932 от 17 сентября 2012 г. «Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана», сказано, что мы должны внести в план до размещения извещения на ООС, закупки, касающиеся только торгов, а к торгам относятся конкурс и аукцион (статья 447 ГК РФ). Про остальные способы закупки, в данном Постановлении ничего не сказано. Значит можно вносить закупку в план после опубликования извещения о закупке.

Но желательно при всех способах закупки придерживаться схемы, как и при проведении торгов, если работать, таким образом, не получается, то можно сделать исключение.

Спасибо за обращение!

Наши специалисты обязательно свяжутся с вами!

О компании

Партнеры

Сообщество

Сверхполезная рассылка

В наших письмах мы подробно рассматриваем последние изменения в законодательстве, делимся опытом организации закупочной деятельности, отвечаем на ваши вопросы и выкладываем полезные обучающие материалы.

Подписывайтесь и держите руку на пульсе закупок!

Кажется что то пошло не так. Попробуйте подписаться через некоторое время

Спасибо за подписку!

На Ваш почтовый ящик отправлено сообщение, содержащее ссылку для подтверждения правильности e-mail адреса. Пожалуйста, перейдите по ссылке для завершения подписки.

Нажимая "Подписаться" Вы соглашаетесь с Политикой АО "ОТС" в отношении обработки и обеспечения безопасности персональных данных и даёте свое согласие на обработку персональных данных.

ФЗ № 505 внес немало изменений в закупочный процесс согласно ФЗ № 223. Нововведения коснулись и срока заключения договора по итогам закупочной процедуры. До 01 июля 2018 года в ФЗ № 223 не указывались конкретные сроки подписания договора заказчика с контрагентом-победителем на поставку закупаемого товара (работ или услуг). Заказчик руководствовался, в первую очередь, своим Положением о закупке, в котором прописывал на свое усмотрение предельные даты заключения договора, являющегося результатом проведенной закупки.

В соответствии со ст. 18.1 ФЗ № 135 обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения. За исключением случаев, предусмотренных ФЗ № 135. Однако заказчики зачастую заключали договоры с победителями ранее вышеназванного срока, аргументируя это производственной необходимостью предприятия. В этой связи поставщики (исполнители, подрядчики), чьи права и законные интересы ущемлялись в процессе осуществления закупки, не всегда имели возможность своевременно подать жалобу на действия заказчика в антимонопольный орган.


Пример из практики

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного суда РФ, рассмотрев кассационную жалобу антимонопольного органа на постановление арбитражного суда, пришла к выводу, что «установление в Положении о закупках срока заключения договора по результатам закупки (менее 10 дней), не учитывающего закрепленной в Законе о закупке и Законе о защите конкуренции процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа, фактически исключает применение оперативных мер, предусмотренных ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, лишает обращение с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки».

Согласно вступившим в силу изменениям в соответствии с ч.15 ст.3.2 ФЗ № 223 договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. В случае необходимости одобрения органом управления заказчика в соответствии с законодательством РФ заключения договора или в случае обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки договор должен быть заключен не позднее чем через пять дней с даты указанного одобрения или с даты вынесения решения антимонопольного органа по результатам обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки.


Данные нововведения заказчикам необходимо отразить в своем Положении, не выходя за установленные временные рамки заключения договора по итогам закупочной процедуры. Действие Положения должно быть направлено на обеспечение реализации прав на защиту в административном порядке путем установления законных правил заключения договоров по результатам закупочных процедур.


Последовательность действий при заключении договора как со стороны заказчика, так и со стороны поставщика (подрядчика, исполнителя) организатору закупки следует отразить в Положении, а также в закупочной документации той или иной процедуры. От того, насколько подробно и понятно заказчик пропишет такую информацию, в дальнейшем будет зависеть процесс подписания договора. Ознакомившись с порядком его оформления, победитель закупки сможет своевременно со своей стороны выполнить все обязательства по заключению договора. В любом случае победитель закупки для подтверждения передачи договора заказчику должен получить уведомление о его вручении адресату, либо лично доставить его организатору закупки, поставив соответствующую отметку.


Нередко при заключении договора заказчик требует от поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставить необходимый пакет документов. В таком случае для оптимизации оформления договора:

Заказчику следует предусмотреть в Положении и в закупочной документации список требуемых документов, а также правила их предоставления;

Поставщику следует внимательно изучить перечень запрашиваемых сведений, надлежащим образом подготовить необходимые документы.


При осуществлении закупки товаров, работ или услуг в электронной форме сроки подписания договора по ФЗ № 223 такие же, как и при обычном порядке ее проведения (с учетом вступивших в силу нововведений). Поставщикам (подрядчикам, исполнителям) следует лишь вовремя позаботиться о прохождении аккредитации на электронной торговой площадке (далее- ЭТП), где проводится закупочная процедура, а также о получении лица, имеющего право действовать от имени участника конкурентной закупки в электронной форме.


В настоящее время подавляющее количество закупок проходят в электронной форме на ЭТП. Данный вид осуществления процедур удобен как заказчику, так и поставщику.

Можно выделить следующие преимущества :

Сокращение времени на подготовку, подписание и отправку документов;

Заключение договора без выезда к контрагенту;

Систематизация и сохранность документов и др.


Далеко не всегда заказчики могут предусмотреть точное количество приобретаемой продукции. В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются количество, объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в итоговом протоколе, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в ЕИС размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий (ч.5 ст. ФЗ № 223). При этом вышеназванный закон о закупках не содержит предельного значения изменения договора по сравнению с ФЗ № 44 (см. ст. 95. Закона о контрактной системе).

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

Заказчикам необходимо отразить в Положении о закупке вступившие в силу изменения, касающиеся, в том числе сроков заключения договора;

Внесенные поправки в ФЗ № 223 относительно срока заключения договора по итогам закупки направлены на обеспечение возможности административного обжалования участниками действий (бездействия) организатора процедур;

Как заказчику, так и участнику закупки следует соблюдать порядок заключения договора, вовремя подготавливать и направлять друг другу необходимые документы;

Сроки заключения договора при проведении закупки в электронной форме такие же, как и при обычном порядке ее проведения;

При необходимости поставщик (подрядчик, исполнитель) и заказчик могут заключить дополнительное соглашение в случае изменения количества, объема, цены закупаемых товаров, работ, услуг или сроков исполнения договора по сравнению с указанными в итоговом протоколе, своевременно разместив информацию об этом в ЕИС.


Актуальные торги

Наименование и номер

Заказчик

Прием заявок

Цена, руб.

Направление участником запроса о даче разъяснений. Его роль и значение в закупочном процессе

Правовое регулирование закупок: процедурный контроль или экономическая эффективность?

Каков срок заключения договора по 223-ФЗ?

Срок заключения договора по 223-ФЗ четко не прописан. Порядок заключения контрактов должен фиксироваться в положении о закупках соответствующего юридического лица, подпадающего под действие данного закона. И нередко на практике возникает вопрос о периоде, в течение которого договор с победителем должен быть подписан. Об этом — в нашей статье.

Предпосылки возникновения спорных вопросов

С 01.01.2012 начал действовать закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ, ознаменовавший новый этап в развитии государственного регулирования закупок предприятиями с государственным и муниципальным участием. Он содержит в себе только общие требования и предусматривает их конкретизацию в положениях о закупках, разрабатываемых заказчиками товаров и услуг. Обзор последних изменений доступен в статье Последние изменения в редакцию ФЗ № 223 о госзакупках - 2016 .

На что же опирались разработчики положений о закупках при описании порядка заключения договоров, в частности сроков, в которые последние подлежали подписанию? Следует отметить, что мнения по этому вопросу разделились:

  • часть авторов положений предпочли установить сроки подписания контрактов по аналогии с действовавшим на тот момент законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 № 94-ФЗ;
  • другие руководствовались положениями ГК РФ о проведении торгов;
  • третьи считали, что они вправе установить любые удобные разумные сроки.

Рассмотрим эти варианты более подробно.

Сроки заключения договоров в положениях о закупках по правилам ГК РФ о торгах

П. 5 ст. 448 ГК РФ в редакции, актуальной на 01.01.2012 (дату вступления в действие закона № 223-ФЗ), предусматривал предельный срок подписания сторонами договора, являвшегося предметом торгов. Он составлял не более 20 дней после их завершения и составления итогового протокола. Такой срок заключения договоров можно увидеть во многих положениях о закупках, разработанных в 2012 году.

Возникал другой вопрос: через сколько дней после подведения итогов закупки можно подписать договор? Ни для кого не секрет, что исполнители и подрядчики готовы сделать это как можно раньше, даже на следующий день после подписания протокола. Так и происходило, и заключением договора на 3-5-й день нельзя было никого удивить.

Следует отметить, что подписание контрактов до истечения 10 дней с подписания итогового протокола противоречит закону «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее — закон о ЗК). Подробнее этот момент раскрыт в последнем разделе нашей статьи.

ВАЖНО! В ходе реформы гражданского законодательства законом «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» от 08.03.2015 № 42-ФЗ ст. 448 ГК РФ изложена в новой редакции, в которой отсутствует положение о сроках заключения договоров при проведении торгов.

В настоящее время ограничение срока подписания договора 20 днями предусмотрено только в отношении субъектов малого бизнеса (подп. «б» п. 4, п. 27 постановления Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352).

Сроки заключения договоров в положениях о закупках по аналогии с законом № 94-ФЗ

Закон № 223-ФЗне содержит отсылочных норм к законам, регулирующим государственные и муниципальные закупки.

Однако часть разработчиков положений прописывали сроки по аналогии со ст. 29, 38 применяемого на тот момент закона № 94-ФЗ. Указанные выше статьи предусматривали, что заключение контракта должно происходить в срок не ранее 10 дней с момента опубликования или размещения итогового протокола на сайте.

ВАЖНО! Данные положения соответствуют требованиям закона о ЗК, однако при работе с малым бизнесом это может повлечь нарушение при заключении договора за пределами 20 дней с момента подведения итогов.

Сроки заключения договоров в положениях о закупках на усмотрение организатора торгов

Третья часть разработчиков, не увидев в законе № 223-ФЗ сроков подписания контрактов и отсылочных статей, установила свои сроки. Например:

  • Подписание договора осуществляется в течение 10 дней с момента составления итогового протокола.
  • Организатор конкурсных процедур передает победителю подписанный договор в течение 3 дней с момента подведения итогов. Победитель подписывает его в течение 5 дней с момента получения и т. п.

Подписание договора по указанным выше правилам может привести к нарушению действующего антимонопольного законодательства, в частности лишить участников права обратиться с жалобой на действия организаторов торгов. Рассмотрим этот момент более подробно.

Влияние закона о ЗК на сроки подписания договора по закону № 223-ФЗ

Закон о ЗК предусматривает возможность обжалования действий или бездействия организаторов закупок.

Так, ст. 18.1 закона о ЗК регламентирует процедуру рассмотрения Федеральной антимонопольной службой (далее — ФАС) заявлений о нарушениях при осуществлении торгов. В частности, п. 4 данной статьи предусматривает, что обратиться с подобной жалобой можно не позднее 10 дней со дня подведения итогов закупки. На основании данных положений закона ФАС неоднократно выдавала предписания об устранении нарушений в случае заключения договоров до истечения этого срока. Подробнее о деятельности ФАС в сфере закупок можно прочитать в статье Стандарт осуществления закупочной деятельности - ФАС .

Однако не всегда судебные решения были однозначны и выносились в пользу ФАС.

Переломный момент в судебной практике наступил, когда Арбитражный суд Уральского округа постановлением от 23.07.2015 № Ф09-3736/15 в кассационной инстанции признал предписание, вынесенное ФАС, ошибочным и отказался считать заключение договора до момента истечения сроков на обжалование проведенной закупки нарушением действующего законодательства.

Дело было передано на рассмотрение в Верховный суд Российской Федерации, который своим определением от 02.02.2016 № 309-КГ15-14384 отменил постановление АС Уральского округа, поставив точку в решении данного вопроса.

Вот основные выводы, содержащиеся в определении:

  • Порядок заключения договоров должен обеспечивать право участников торгов на обжалование действий организаторов.
  • Закрепление в положении о закупках срока без учета требований закона о ЗК не оставляет ФАС возможности применить оперативные меры, в частности приостановить торги до вынесения решения.
  • Сокращение срока подписания договора является злоупотреблением правом.

Данное мнение подтверждено в письме Минэкономразвития от 20.07.2016 № ОГ-Д28-8807.

Таким образом, действующее законодательство не содержит конкретных сроков заключения договоров по итогам процедур, предусмотренных законом № 223-ФЗ. Организаторы торгов вольны прописывать в своих положениях о закупках процедуры заключения контрактов, удобные для них.

Единственным ограничением является то, что срок заключения договора не должен препятствовать праву участников оспорить незаконные действия или бездействие организаторов торгов, т. е. не должен заключаться до истечения 10 дней с момента, когда были подведены итоги процедуры определения победителя. В противном случае такие деяния будут квалифицированы как злоупотребление правом и повлекут за собой вынесение органами ФАС предписаний об устранении нарушений.