Вопросы эксперту автотехнику при столкновении транспорта. Автотехнические экспертизы

Время чтения: 6 минут

Расследование аварии призвано установить виновника. Однако не всегда лицо, признанное правонарушителем, согласно с выдвигаемым обвинением и готово компенсировать убытки. К тому же во время предварительного расследования сотрудники ГИБДД могут допустить ошибку и вынести несправедливое суждение, ведь для определения механизма происшествия нужно обладать специальной подготовкой. Автотехническая экспертиза при ДТП позволяет восстановить реальную картину аварии и оценить причиненный ущерб.

Цель проведения экспертизы

Все важные аспекты происшествия исследует сложная, многоступенчатая процедура, которой является автотехническая экспертиза при . Что устанавливает эксперт, проводящий процедуру расследования? Этот специалист отвечает на ряд вопросов, помогающих пролить свет на то, как развивались события во время столкновения.

В частности, он:

  1. Определяет возможные причины аварии, включая погодные условия, техническое состояние авто до происшествия и так далее.
  2. Оценивает актуальную стоимость поврежденного ТС.
  3. Устанавливает размер материального ущерба, причиненного владельцу ТС.

В некоторых ситуациях достаточно провести анализ одного лишь автомобиля, например, нюансы его производственных параметров или выявленные повреждения. В других же случаях однозначно трактовать события невозможно, поэтому существуют разные виды автотехнической экспертизы:

  1. Экспертиза обстоятельств происшествия.
  2. Оценка стоимости авто.

Автотехническая экспертиза является веским аргументом при решении споров в судебном порядке в следующих ситуациях:

  • потерпевший оспаривает размер материальной компенсации вреда, назначенный страховой компанией;
  • лицо, признанное виновным, не согласно, что авария произошла из-за его неправильных действий.

К помощи автоэкспертов можно прибегнуть не только после ДТП, но и в том случае, если нужно оценить качество ремонтных работ, выполненных сотрудниками СТО, или других действий, связанных с изменением конструкции автомобиля.

Цель автооценочной экспертизы состоит в определении рыночной стоимости поврежденного транспортного средства. Чтобы рассчитать текущую цену автомобиля, специалисту нужно ориентироваться в актуальных показателях по рынку аналогичных ТС данного года выпуска. Сопоставляя среднюю стоимость автомобиля на рынке и объем причиненного ущерба (количества и степени повреждения деталей), эксперт вычисляет стоимость машины.

Если в аварии побывал автомобиль, возраст которого не превышает 4–5 лет, специалист рассчитывает УТС - утрату товарной стоимости. Обычно ее размер составляет около 6% от рыночной цены авто на момент аварии.

Мероприятия при проведении экспертизы

Действия, которые предпринимает эксперт или команда специалистов, зависят от задач, поставленных перед ними. К примеру, если вопросы для автотехнической экспертизы при ДТП касаются анализа дорожных условий, будут приняты меры по исследованию фрагмента дороги, на котором произошло столкновение. Эксперт проанализирует:

  • состояние дорожного покрытия и размер повреждений (ям, ухабов, наплывов);
  • правильность дорожной разметки;
  • наличие дорожных знаков.

Каждый из этих факторов важен для безопасности участников движения. Если эксперт выявит нарушения, которые могли стать причиной столкновения, это повышает вероятность снятия обвинений с участника происшествия, признанного виновным.

Кроме того, вопросы на автотехническую экспертизу по ДТП позволяют оценить, был ли автомобиль с технической точки зрения пригоден к эксплуатации. Эксперт проведет анализ всех неисправностей (узлов, деталей и агрегатов ТС) или даже выявит возможный производственный брак.

Экспертиза обстоятельств происшествия требует особого внимания, поскольку является наиболее масштабным и трудоемким исследованием. Специалист учтет все факторы, сопутствовавшие происшествию, и установит наличие связи между ними и нанесенными повреждениями. В частности, эксперт принимает во внимание:

  • направление движения ТС;
  • особенности погодных условий;
  • физическое состояние водителей-участников аварии (или других участников происшествия, например, пострадавшего пешехода);
  • следы, оставленные автомобилями;
  • материалы дела, предоставленные ГИБДД ( , ).

Наряду с исследованием теории, эксперту может потребоваться проведение лабораторных анализов горюче-смазочных материалов, моделирование ситуации и ряд экспериментов.

Кто проводит исследования

Согласно нормам законодательства, проведение экспертизы может осуществить:

  • Страховая компания. В течение 5 рабочих дней представитель страховщика обязан произвести тщательное исследование поврежденного автомобиля, выяснить обстоятельства дела и начислить причитающуюся компенсацию.
  • Независимый эксперт. Нередко случается, что представитель страховой компании умалчивает некоторые повреждения, чтобы снизить размер выплаты. Если пострадавший полагает, что насчитанная сумма не покроет издержки на ремонт поврежденного ТС, он вправе организовать независимое расследование самостоятельно. Сотрудники независимого экспертного учреждения проанализируют техническое состояние машины, рассчитают стоимость ремонтных работ, оценят, насколько снизилась товарная стоимость после аварии, и ответят на целый спектр других вопросов. Независимую экспертизу можно провести даже после того, как авто было восстановлено. Для этого потребуются качественные фотографии автомобиля, сделанные до начала ремонтных работ. В случае если подобные материалы отсутствуют, расчет производится согласно информации, которая содержится в справке ГИБДД. В статье « » рассматриваются другие особенности проведения исследования.
  • Суд. Цель судебного разбирательства - выяснить, кто ответственен за случившееся. Экспертиза зачастую проводится государственными учреждениями (научно-исследовательскими институтами судебных экспертиз и научно-исследовательскими экспертно-криминалистическими центрами). В чем состоит исследование, назначаемое судом или следователем, и за чей счет оно проводится, рассказывается в статье « ».
  • Поскольку стороны имеют право высказывать свое мнение по вопросам, требующим заключения эксперта, желательно заранее проконсультироваться со специалистом. Он поможет определить спектр задач, которые необходимо решить во время исследования. Представленную информацию суд может использовать для создания перечня вопросов и выбора независимого эксперта.

    Что необходимо для проведения экспертизы

    Только специалист может решить, какой именно вид исследования будет наиболее информативен для конкретной ситуации. От выбора типа экспертизы будет зависеть ее продолжительность и стоимость, а также сколько сотрудников потребуется для проведения процедуры.

    Выбрав специалиста, пострадавший заключает договор с экспертной организацией на предоставление услуг. В документе прописывается перечень вопросов, требующих ответа, указываются цели, поставленные перед специалистом, фиксируется стоимость и сроки проведения исследования.

    После подписания договора клиент должен вручить эксперту все доступные материалы и документы:

    • удостоверение личности владельца ТС;
    • подтверждение права собственности на ТС;
    • , содержащая сведения об аварии;
    • показания свидетелей (если таковые есть).

    Эксперт может запросить и другие документы, которые помогут ему прийти к правильным выводам.

    Ходатайство для суда

    В большинстве случаев ходатайство о назначении автотехнической экспертизы по ДТП позволяет представителям закона вынести объективное решение по делу, связанному с или признанию обвиняемого невиновным. Такая экспертиза может быть рекомендована по инициативе суда, если нужно уточнить детали, не освещенные в материалах дела.

    Однако это не означает, что одна из сторон не может подать ходатайство о проведении автотехнической экспертизы обстоятельств ДТП. Но в этом случае инициатору придется грамотно мотивировать ее необходимость. В тексте документа следует обозначить обстоятельства, на которые должно пролить свет данное расследование.

    Сторона может и устно попросить суд о назначении экспертизы, но в случае отказа будет очень непросто доказать обоснованность своей просьбы. Следовательно, заявление лучше подать в письменной форме, составленное по утвержденному образцу.

    В тексте ходатайства нужно перечислить вопросы к эксперту, также можно предложить определенного исполнителя и мотивировать свой выбор. В качестве приложений можно использовать лишь те доказательства, которые фигурировали в материалах дела.

    ДТП любого масштаба сопровождается бесконечными походами по разным инстанциям, где за все приходится платить. Неудивительно, что при выборе независимого эксперта пострадавший старается сэкономить. Если в городе функционирует не одна экспертная организация, существует соблазн подобрать вариант подешевле. Это нецелесообразно, поскольку любые компетентные услуги стоят дорого, а стоимость исследования по решению суда все равно возмещается страховой компанией.

    Выбирая компанию-исполнителя, следует обратить внимание на ее достижения в области экспертной деятельности, а также на количество экспертов, находящихся в штате, их образование, опыт работы.

    В частности, можно спросить себя:

  1. Заслуживает ли доверия данное экспертное учреждение?
  2. Обладают ли сотрудники знаниями, необходимыми для проведения оценки технического состояния автомобиля?
  3. Компетентны ли эксперты в конструкции разных типов транспортных средств?
  4. Какой репутацией данное учреждение пользуется в городе?

Серьезные организации даже при первой встрече готовы предоставить обстоятельную предварительную консультацию, не требуя за нее оплату. Обещания «по ходу договориться» должны насторожить потенциального заказчика.

Стоимость и срок проведения

Сколько времени длится автотехническая экспертиза при ДТП? Сроки ее проведения не регламентируются законодательством, поэтому указать точное количество дней никто не сможет. Продолжительность анализа обусловлена:

  • степенью сложности ситуации;
  • объемом материалов дела;
  • типом ТС;
  • загруженностью экспертов.

Если исследование осуществляется в досудебном порядке, средние сроки проведения автотехнической экспертизы после ДТП - от 10 рабочих дней до 2 месяцев.

Если же процедура назначается решением суда, ее продолжительность указывается в судебном определении.

Количество поставленных вопросов, сложность повреждений и другие факторы влияют также на то, во сколько обойдется автотехническая экспертиза ДТП. Стоимость независимого исследования зависит и от региона его проведения. Например, цена экспертизы в Москве и МО стартует от 5000 рублей, в других регионах - от 3000 рублей. УТС обычно оплачивается дополнительно.

Цель проводимого исследования - получить выводы эксперта. Если автотехническая экспертиза была правильно организована и проведена, ее результаты могут оказаться самым эффективным способом установить истину.

Заключение эксперта, оформленное в письменном виде, состоит из трех частей, каждая из которых заключает в себе важную информацию.

Вводная часть содержит:

  • сведения об эксперте;
  • подтверждение, что ему была разъяснена ответственность за предоставление заведомо ложных сведений;
  • формулировку исходных данных;
  • перечень поставленных вопросов.

В исследовательской части воспроизводится ход аналитического исследования, инженерные расчеты и их обоснование. Эксперт перечисляет технологии и методики, которые применялись при проведении анализов и экспериментов. Обязательное требование - указать источники данных, на которые опирался специалист (справочники, ГОСТы, ТУ). Благодаря этой информации компетентные лица могут сопоставить исходные сведения, содержащиеся в судебном постановлении о назначении исследования, и данные, использовавшиеся специалистом во время экспертизы.

Заключительная часть содержит собственно выводы, то есть обстоятельные ответы на все вопросы, которые удалось получить на основании экспертизы.

Следует быть готовым к тому, что суд может вызвать специалиста, проводившего экспертизу, для получения разъяснений по заключению.

Автотехническая экспертиза – независимая автотехническая экспертиза и оценка: Видео

Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) редко обходятся без серьезных последствий, и в зависимости от их вида и тяжести встает вопрос о привлечении виновного лица к гражданской, административной или уголовной ответственности, а также выплаты возмещения. В рамках расследований и судебных разбирательств по делам о ДТП назначаются разные экспертизы, одна из ключевых и, можно сказать, обязательных – автотехническая экспертиза обстоятельств ДТП.

Дорожно-транспортное происшествие – сложное событие, которому предшествуют и на которое влияют многочисленные и разнообразные факторы. Для установления всех обстоятельств ДТП крайне важно выявить эти факторы, определить степень влияния каждого на возникновение и развитие происшествия, а также соотнести все это с действиями участников аварии. Это дает получение ясной, объективной, реальной картины произошедшего, что является основной целью расследований и судебных разбирательств по делам о дорожных авариях.

Несмотря на то, что в современных условиях большое значение имеют средства видеофиксации, они не в силах помочь установить абсолютно все причины, механизм и последствия ДТП. Иначе обстоит дело с автотехнической экспертизой – это всестороннее исследование обстоятельств дорожной аварии, которое позволяет выявлять неочевидные факты и явления, устранять противоречия и разрешать спорные ситуации, делая категоричное заключение.

Назначение автотехнической экспертизы обязательно по всем уголовным делам о ДТП. В гражданских делах назначение судебной автотехнической экспертизы судом , в том числе по ходатайству участника процесса, также считается обязательным для установления всех обстоятельств ДТП, но прежде всего неясных и спорных. Для этого, в частности, проводятся следующие исследования:

  • экспертиза механизма ДТП ;
  • экспертиза действий участников аварии;
  • экспертиза нарушений ПДД .

Необходимо особо обратить внимание на то, что автотехническая экспертиза обстоятельств ДТП не определяет виновных в аварии – это делает следствие и суд на основе всей совокупности доказательств. Поэтому в названии статьи «установление» виновности взято в кавычки. Но автотехническое исследование позволяет установить, какие нарушения ПДД и кем именно были допущены, как они повлияли на возникновение и ход происшествия, а также наступление тех или иных последствий.

Проблемы и ошибки при назначении экспертизы

Как правило, следователи и суды знают, когда, как и для чего нужно назначить автотехническую экспертизу. Сказывается профессиональный уровень и опыт. Аналогичное можно сказать об адвокатах и юристах, которые специализируются на делах о ДТП и представляют интересы клиентов на следствии и в суде. Но вот непосредственные участники аварий, в подавляющем большинстве, абсолютно не знают, какое значение может иметь в их деле автотехническая экспертиза.

Многие думают: назначил следователь или суд экспертизу, походатайствовал об этом адвокат – значит это для чего-то нужно, значит так положено. Такая позиция – недопустима. Никто не заинтересован в исходе дела больше, чем непосредственный участник ДТП. Да, у вас, скорее всего, не хватает нужных знаний, у вас стрессовое состояние и вам не до активного участия в процессе. Но у вас есть, должен быть профессиональный представитель – юрист или адвокат. И необходимо активно с ним контактировать и взаимодействовать, задавать вопросы и вникать в ход расследования или судебного разбирательства, настаивать на производстве экспертизы, которая, возможно, станет вашим единственным козырем для выигрыша дела или смягчения ответственности. Ваша судьба – в ваших руках.

Вторая проблема и ошибка – излишняя самоуверенность. Этим страдают как участники аварии, так и их представители. Вы можете быть трижды правы, но пока не докажете свою правоту в суде, ваша правда ничего не стоит. И как здесь не напомнить, что автотехническая экспертиза – одно из ключевых, а нередко – единственное доказательство в делах о ДТП. В судебных процессах важна каждая мелочь. Один судья посмотрит на дело так, другой – иначе. Один посчитает нужным самому назначить экспертизу, а другой – будет ждать от участников дела активных действий. Автотехническая экспертиза не бывает лишней, поэтому если есть хоть единственный шанс с ее помощью доказать вашу невиновность или, напротив, привлечь виновного к ответственности – воспользуйтесь им.

И, наконец, третья серьезная ошибка – назначение автотехнической экспертизы без должной подготовки. Это проявляется в следующем:

Первое. Экспертиза назначается ради экспертизы, как формальность, без четких целей и задач. В этой ситуации вы получите либо некий безотносительный к конкретике дела результат, либо заключение, которое не станет сильным доказательством, либо, того хуже, доказательство против вас. Впрочем, возможно, и угадаете, но не факт. Формальный подход к экспертизе – это всегда непредсказуемый результат. Правильный подход – понимание, зачем проводится экспертиза, что она может дать, как потом использовать ее результаты в доказывании. Назначение экспертизы – тактический прием в стратегии ведения дела, ее результат – мощное оружие в цепочке доказательств. Нужно относиться к этому именно так.

Второе. Формулировка типовых вопросов. Это может быть следствием первой ошибки, но может быть и следствием отсутствия нужных знаний. Сегодня не составляет труда найти нужную информацию по вопросам для автотехнической экспертизы или сразу образцы постановлений о назначении автотехнической экспертизы . Проблема в том, что массовое распространение получили именно типовые вопросы, и вы рискуете попасться на них. Результат – может, угадаете с содержанием и формулировкой вопросов, но, может, и нет. Не бывает абсолютно одинаковых ДТП, любая автотехническая экспертиза исследует конкретную, а не некую типовую ситуацию, поэтому определяются в индивидуальном порядке исходя из целей и задач назначаемого исследования.

Третье. Формулировка вопросов абы как, по принципу «больше – не меньше». Такой подход, возможно, и даст неплохой результат, но будьте готовы к тому, что цена и сроки исследования увеличатся кратно.

Четвертое. Неготовность материалов для исследования, ошибки, неполнота. Этим страдают те, кто плохо разбирается в автотехнических экспертизах и особенностях их назначения, и те, кто формально или невнимательно подошел к предстоящему исследованию. Как правило, материалами для исследований выступают документы из материалов дела: протоколы осмотра места происшествия, схема ДТП, протокол осмотра/проверки транспортного средства и его технического состояния, справки по ДТП, видео, фотоматериалы, объяснения, допросы, заключения других экспертиз, например, судебно-медицинской или трассологической, которые, среди прочего, определяют механизмы образования телесных повреждений и повреждений на транспортном средстве или иных объектах. Необходимые к представлению материалы определяются лицом, которое назначает экспертизу. Но участники процесса вправе в своем ходатайстве указать на перечень материалов, которые они считают необходимыми к направлению на исследование. Избежать ошибок помогает следование простому правилу: не знаете или не уверены, что нужно отправлять на экспертизу, обсудите этот вопрос с экспертом.

Порядок действий при назначении автотехнической экспертизы

Экспертизы назначаются и производятся по следующей схеме:

  1. Изучение, в том числе повторное, обстоятельств и материалов дела. Определение целей и задач производства экспертизы.
  2. Постановка вопросов для эксперта.
  3. Определения перечня и содержания материалов, которые будут предоставлены для производства экспертизы. Проверка отобранных материалов на предмет их достоверности, законности получения и достаточности для исследования и дачи заключения в соответствии с поставленными вопросами.
  4. Подготовка ходатайства в суд (следователю) о назначении автотехнической экспертизы (если инициатор исследования – участник процесса или его представитель).
  5. Вынесение определения суда (постановления следователя) о назначении автотехнической экспертизы .
  6. Ознакомление участников процесса с определением/постановлением о назначении автотехнической экспертизы , в рамках которого можно заявлять ходатайства, возражения на ходатайство другой стороны, делать иного рода заявления по существу вопроса. Здесь также допустимо ставить свои вопросы перед экспертом, дополняя перечень, сформулированный судом или следствием.
  7. Если следователь/суд сочтет возможным удовлетворить ходатайства сторон, заявленные при ознакомлении с постановлением/определением о назначении экспертизы, в него вносятся необходимые изменения/дополнения.
  8. Передача постановления/определения и материалов на экспертизу.
  9. Производство экспертизы.
  10. Ознакомление участников процесса с заключением эксперта, если необходимо – заявление ходатайств по результатам ознакомления. Возможна постановка вопроса о производстве повторной экспертизы.

В принципе, порядок действий практически идентичен процедуре назначения экспертиз другого вида. Поэтому остановимся на важных специфических деталях.

Анализируем ситуацию, определяем вопросы для эксперта

Вряд ли рядовой участник ДТП сможет самостоятельно полноценно разобраться во всех юридических тонкостях, особенностях, целях и задачах назначения автотехнической экспертизы. Поэтому, если вы – предполагаемый виновник ДТП или потерпевшая сторона, воспользуйтесь помощью своего юриста или адвоката. Решение о назначение экспертизы должно быть совместным. Вы должны понимать, что это даст, какие вопросы поставить, как действовать дальше. Необходимо и определиться с назначением экспертизы: кто будет инициатором.

  1. Для суда и следствия экспертиза – конечно, важное доказательство, но не такое, как для вас. Поэтому с назначением экспертизы могут тянуть, а в итоге – поставить не те вопросы или не так, как нужно было бы в ваших интересах.
  2. Пока вы медлите, дело в свои руки может взять вторая сторона. И тогда не вы, а ваш, по сути, соперник, будет определять, как и для чего проводить экспертизу. Соответственно, и заключение, вполне вероятно, будет в его интересах. По гражданским делам критически важно взять инициативу в свои руки. В уголовном процессе многое зависит от опыта, квалификации, порядочности следователя, но если ходатайство заявит другая сторона, она явно постарается включить в перечень вопросов такие, ответы на которые будут доказывать ее правоту.
  3. Исследования делают относительно долго, эксперт может быть загружен, поэтому быстрое назначение экспертизы – залог быстрого получения заключения, которое способно снять с вас обвинение, послужить окончательным доводом для разрешения спора и выигрыша дела. Любой процесс, будь то уголовный или гражданский, сказывается и на нервах, и на расходах – не забываем об этом.

Вопросы для экспертизы необходимо формулировать четко, конкретно, исходя из целей производства исследования, его предмета, и понимая, что эксперт должен дать на них категоричный, а не предположительный ответ.

Как правило, базовые вопросы автотехнической экспертизы после ДТП берутся из типовых, которые соответствуют авариям, имеющим схожие обстоятельства. Например, есть типовые вопросы автотехнической экспертизы при наезде на пешехода , столкновении двух транспортных средств и по другим категориям ДТП. Но такие вопросы нужно брать из научной, методической литературы, но никак не с форумов и соцсетей. И в любом случае необходимо внимательно смотреть, подходят ли типовые вопросы к вашей ситуации, все ли они требуются, нужно ли их редактировать или дополнять другими вопросами исходя из специфики вашего дела.

Для примера список типовых вопросов при столкновении двух транспортных средств:

  1. Соответствуют ли объяснения водителей А. и Б. развитию дорожно-транспортной ситуации?
  2. Как должны были действовать в сложившейся дорожно-транспортной ситуации водители А. и Б.?
  3. Какими пунктами правил дорожного движения должны были руководствоваться водители А. и Б.?
  4. Какие пункты правил дорожного движения нарушили водители А. и Б.?
  5. Имели ли водители А. и Б. техническую возможность избежать столкновения/наезда?

Бессмысленно задавать вопросы, на которые эксперт ответить не сможет. Например, о виновнике ДТП или степени вины. Эксперты дают ответы в пределах своей компетенции, не подменяя собой следствие или суд. Лишними будут и вопросы, не касающиеся задач конкретной экспертизы – это лишь усложнит исследование, затянет сроки и повысит стоимость.

При любых сложностях или сомнениях – смело консультируемся непосредственно с экспертами. Правильные вопросы при назначении автотехнической экспертизы лучше определять совместными усилиями.

Подготовка материалов для экспертизы

Зачастую стороны процесса, суд и следствие не усложняют себе задачу – присылают на экспертизу все материалы уголовного или гражданского дела. Это не является ошибкой, но нужно исходить из разумности и целесообразности.

В рамках анализа определяется:

  1. Какие материалы есть в деле, какие из них соответствуют предмету экспертизы, позволят дать заключение и ответить на поставленные вопросы.
  2. Будут ли предоставляемые материалы достаточны для исследования и выводов либо нужно позаботиться о получении дополнительных материалов и доказательств.

Эксперт не вправе сам собирать материалы, образцы для исследований. Поэтому будет проводить исследование на основании того, что представлено. Вместе с тем, эксперт вправе затребовать дополнительные материалы, только делают это далеко не все, не проявляя заинтересованности в качестве заключения.

Представленные материалы должны:

  • иметь отношение к предмету исследования;
  • как можно более подробно, детально и достоверно описывать обстоятельства ДТП, фиксировать их;
  • быть достаточными, чтобы дать ответы на все поставленные вопросы в категоричной форме.

Целесообразно проанализировать и исключить из материалов такие доказательства, которые высоковероятно могут быть поставлены под сомнение. Иногда протоколы и другие документы «грешат» процессуальными нарушениями. Признание этих доказательств недопустимыми поставит под сомнение и экспертизу.

Назначение экспертизы

Окончательное решение о назначение автотехнической экспертизы принимает следователь или суд. Но стороны процесса, их представители вправе и должны настаивать на производстве экспертизы, если считают ее необходимой.

Стороны, их адвокаты (юристы) могут:

  1. Подготовить ходатайство в суд (следователю) о назначении автотехнической экспертизы . При этом необходимо обосновать свою просьбу и крайне желательно сразу перечислить вопросы, а также указать эксперта (экспертную организацию), которому следует поручить производство исследования. Кроме того, можно указать экспертов (организации), производство экспертизы у которых нежелательно.
  2. Подготовить возражение на ходатайство о проведении автотехнической экспертизы , если вы не согласны с вопросами, экспертной организацией (экспертами) или другими заявлениями. Помимо обоснования возражений, если вы не против самой экспертизы, целесообразно указать свой перечень вопросов и определиться с экспертом (экспертной организацией).
  3. Обжаловать частичный или полный отказ в удовлетворении ходатайства о производстве экспертизы.

Постановление (определение) о назначении экспертизы

Следователи и судьи на практике используют для этого процессуальные образцы постановлений (определений) о назначении автотехнической экспертизы или переделывают под конкретную ситуацию постановления (определения) по предыдущим автотехническим экспертизам.

Определение суда о назначении автотехнической экспертизе или аналогичное постановление следователя:

  • является основанием для производства экспертизы;
  • готовится в соответствии с процессуальными требованиями (УПК, ГПК);
  • должно четко и полно отражать установленные к текущему моменту обстоятельства дела, содержать обоснование назначения экспертизы;
  • должно определять предмет исследования, представляемые материалы и вопросы для экспертизы;
  • направляется эксперту вместе с материалами для исследования.

С постановлением знакомятся стороны процесса. Они вправе делать заявления и ходатайства. Если что-то не так, обязательно необходимо выражать свое несогласие. Стороны, их представители могут корректировать и дополнять список вопросов, но окончательное решение – за судом или следователем.

Если экспертиза не в вашу пользу (повторная экспертиза)

Автотехническая экспертиза – независимое, объективное исследование, ограниченное предметом, представленными материалами и поставленными вопросами. Поскольку у сторон процесса интересы, как правило, противоположные, понятно, что и отношение к заключению эксперта будет различаться.

Нередко и сам инициатор исследования не согласен с выводами. Что-то не рассчитал, допустил ошибку при назначении экспертизы, переоценил ее возможности и т.д. – самые разные факторы могут оказать влияние. Чего греха таить, ошибаются и эксперты, а иногда и идут на поводу каких-то своих личных выгод и интересов.

При несогласии с экспертизой возможно назначение повторной экспертизы. Правда, это считается исключительной мерой. Отсюда – сложности с достижением поставленной цели, если речь идет о стороне процесса.

Для производства повторного исследования нужны веские основания. Сослаться на несогласие не получится. Необходимо подготовить мотивированное ходатайство о проведении повторной (если необходимо, комплексной) автотехнической экспертизы . Как правило, самое весомое основание – доказанность недостоверности, необъективности, предвзятости или других «пороков» исследования и заключения.

Если следствие или суд согласятся с вашими доводами, будет назначена повторная экспертиза. Порядок ее назначения схож с назначением первичной экспертизы, но, по понятным причинам, требует более ответственного и внимательного подхода. Повторное исследование может быть проведено либо другим экспертом, либо в другой экспертной организации.

В ДТП лучше не попадать, но, увы, это самые распространенные происшествия. Если уж так случилось, что вы оказались возможным виновником аварии или потерпевшим, главное – не опускать руки, готовить план действий и всеми законными средствами добиваться справедливости. Автотехническая экспертиза – очень весомое доказательство, которое используется чуть ли не в каждом деле о ДТП с причинением вреда здоровью, серьезным материальным вредом или со смертельным исходом. Чем весомее доказательство, тем ответственнее нужно подходить к его получению. Задействуйте хорошего юриста (адвоката), совместно с ним, привлекая для консультаций экспертов-автотехников, подготовьтесь к назначению экспертизы и внимательно, шаг за шагом выполните указанные выше рекомендации. Это не так сложно, как кажется. А если у вас есть какие-то вопросы, которые мы не смогли рассмотреть, вы всегда можете задать их и получить профессиональные ответы от наших экспертов.

Обновлено: 26.06.2018 1361

Всё об оценке авто при ДТП: зачем нужна, как проходит, сколько длится, кто платит и не только…

Приветствую всех! Это Кулик Илья. Очень часто при дорожных происшествиях невозможно точно установить обстоятельства случившегося, определить, кто виноват в произошедшем, основываясь только на показаниях участников аварии и очевидцев.

А узнать, как всё было на самом деле, необходимо, ведь от этого зачастую зависит судьба человека: останется он на свободе или отправится в колонию. Именно для этого проводится оценка авто при ДТП. О ней сегодня и поговорим.

Автотехническая экспертиза после ДТП - это специальное исследование транспортных средств (ТС), а также различных объектов, относящихся к аварии, необходимое для выяснения различных вопросов, обычно касающихся дорожно-транспортного происшествия. Экспертиза ДТП необходима для выявления обстоятельств, причин и факторов, вызвавших ДТП, а также оценки его последствий. Делается это с двумя целями.

Во-первых, выяснение обстоятельств происшествия необходимо для определения виновности участников, каждого из них, что особенно важно, когда в аварии или получают ранения. Чаще всего это основная цель назначения автоэкспертизы.

Во-вторых, собирается статистика, которая помогает сделать прогноз количества и характера возможных аварий, а также найти способы предотвращения возникновения аварийных ситуаций.

Виды автотехнических экспертиз

Автотехническая экспертиза (АТЭ) – это очень обширное понятие, в которое входит множество разнообразных исследований. Поэтому определено несколько критериев, по которым делятся автоэкспертизы. Наиболее часто выделяют исследования:

  • по типу и объекту изучения;
  • по очерёдности проведения;
  • по лицам , выполняющим экспертизу.

Виды АТЭ по содержанию

Это основная классификация для автотехнических экспертиз. Так как необходимо выявить все причины и обстоятельства происшествия, дать оценку случившегося с разных сторон, приходится исследовать совершенно различные предметы, использовать множество методик. Естественно, даже очень хороший специалист не сможет в совершенстве освоить все виды исследований.

Поэтому выделяют экспертизы:

  • обстоятельств дорожной аварии – изучается дорожная ситуация, приведшая к аварии, устанавливаются параметры движения участников столкновения, анализируются возможные и предпринятые водителями действия;
  • технического состояния транспортных средств подразумевает исследование ТС с точки зрения работоспособности и соответствия нормативам различных узлов и механизмов, в случае выявления неисправностей определяется причины и время их возникновения, возможность обнаружить их до аварии;
  • дорожных условий – исследуются состояние дорожного полотна, освещённость места происшествия, погодные факторы, имевшие влияние на возникновение аварийной ситуации;
  • – исследование любых следов, оставленных в результате ДТП: на ТС, на одежде и телах пострадавших людей, на дороге и придорожных объектах и т. д. для выявления обстоятельств происшествия, точного места столкновения, механизма взаимодействия ТС и другого;
  • автотовароведческую – оценка стоимости автомобиля, годных остатков и т. д.;
  • инженерно-психофизиологическую участников происшествия – изучение индивидуальных особенностей лиц, ставших участниками ДТП, их профессиональной деятельности как водителей, а также жизненных обстоятельств, которые могли оказать влияние на их психофизиологическое состояние, и, следовательно, привести к аварии, психической составляющей в действиях лиц, причастных к аварии.

Типы экспертиз по очерёдности

В процессе расследования обстоятельств происшествия одной экспертизы может быть недостаточно. Для дифференциации экспертных исследований по очерёдности проведения используют понятия:

  • первичная – является первым исследованием объектов;
  • дополнительна я – проводится если первой экспертизы оказалось недостаточно для выяснения всех обстоятельств. Исследуются вопросы, не задававшиеся во время проведения предыдущей автоэкспертизы;
  • повторная – перепроверяют выводы, полученные в результате проведённых ранее исследований, если есть сомнения в их точности и достоверности. Назначается также при выявлении новых обстоятельств, которые влияют на исход АТЭ. Проводится обычно комиссионно, при этом лица (организации), приводившие первую экспертизу, не могут участвовать в повторном исследовании.

Деление экспертных исследований по исполнителям

Знаний и возможностей одного эксперта может не хватить для расследования сложных, неоднозначных событий. А иногда при проведении АТЭ возникают вопросы, для выяснения которых требуется проведение особых исследований, не относящихся напрямую к автотехнике. Всё это будет влиять на число и квалификацию исполнителей.

Поэтому смотря по тому, кто проводит исследование, выделяют следующие типы экспертиз:

  • единоличную – проводится одним специалистом, обычно применяется в простых случаях;
  • комиссионную – исследование проводят несколько экспертов одной специальности, которые совместно отвечают на одни и те же вопросы. Каждый из них может дать своё обособленное мнение, при несогласии с другими членами комиссии;
  • комплексную – когда требуется привлечение специалистов из различных областей знаний, объединяет в себе несколько видов автоэкспертиз. Кроме того, АТЭ иногда может объединяться с исследованиями, не относящимся к транспортным, например, могут привлекаться специалисты из области медицины, криминалистики и т. д.;

Сколько стоит автоэкспертиза

Так как глубина и обширность исследований может быть совершенно различной, точно назвать стоимость трудно. Она будет зависеть от вида экспертизы, её сложности, срочности и количества вопросов, на которые должен будет ответить в процессе изучения обследуемых объектов.

Поэтому цена может составить как 3-5 тысяч рублей, за простые исследования по одному вопросу, так и 50 тысяч рублей и больше за комплексные, сложные автоэкспертизы. Стоит отметить, что судебная экспертиза, то есть проводимая по постановлению судьи в ходе тяжбы обычно дороже на 25-30% чем такое же исследование, проводимое до суда.

Кто оплачивает работу эксперта

Платит за экспертизу, в том числе судебную, всегда её инициатор. Если экспертное исследование проводилось до суда, оплативший её может взыскать их с оппонента в порядке предъявления претензии или в суде.

Если в суде несколько сторон изъявили просьбу о проведении исследования, платят они поровну. В случае трудного финансового положения лица, подающего просьбу, экспертиза может быть по решению суда частично или полностью оплачена из бюджета.

Бюджетные средства также идут на оплату экспертизы, когда её инициатором выступает судья или должностное лицо. Деньги перечисляются лицом, подавшим ходатайство о назначении АТЭ, на специально предназначенный для этого счёт суда.

Но при вынесении решения по делу суд назначает проигравшей стороне возместить все расходы, понесённые стороной, выигравшей тяжбу. Если иск удовлетворён частично, то расходы компенсируются пропорционально удовлетворённым требованиям. Так же в соответствии с решением суда распределяются затраченные бюджетные средства.

Сроки проведения

Время, которое необходимо затратить на экспертное исследование, главным образом зависит от объёма работ и их сложности. Законодательством временные границы для экспертизы не определены.

На проведение экспертизы уходит обычно от 3 до 5 суток, в сложных случаях расследование может идти и 15-30 дней. Многие компании предлагают выполнение исследования в сокращённые сроки за дополнительную плату.

При проведении экспертизы конкретные сроки устанавливает судья. Они закрепляются в постановлении о проведении автоэкспертизы. В этом случае за несоблюдение сроков к исполнителю принимаются взыскания, вплоть до штрафов. Ведение дела приостанавливается, пока выполняется исследование.

Кто проводит экспертное исследование

Кроме того, помня о многообразии автоэкспертиз, необходимо следить, чтобы проводящее исследование лицо имело соответствующую квалификацию. Чтобы трасолог не оценивал техническое состояние автомобиля, и, наоборот, специалист по техсостоянию не исследовал следы.

Какие вопросы надо задавать эксперту

Для того чтобы по результату экспертизы можно было установить обстоятельства аварии необходимо правильно поставить вопросы. Иначе вместо исследования получится пустая трата времени и денег.

Точный список вопросов зависит от ситуации, причём для определения задач для эксперта лучше всего проконсультироваться с человеком, имеющим опыт проведения экспертных исследований. Потому что, например, даже хороший юрист, практикующий адвокат, может не знать некоторых технических аспектов, и поэтому не сможет задать вопросы, ответ на которые будет однозначно свидетельствовать в пользу его подопечного.

Поэтому по вопросам на экспертизу следует проконсультироваться именно у эксперта, это можно сделать в любой экспертной фирме.

Здесь я приведу общий, но не исчерпывающий список возможных вопросов. Следует знать, что эксперт-техник отвечает только на прямые вопросы, связанные с техническими аспектами. То есть он не может сказать, например, кто виновен в аварии.

Задачи эксперту при столкновении автомобилей

Конечно, вопросы будут различаться в зависимости от типа расследования и от обстоятельств ДТП. Так, для автотовароведческой характерен вопрос: «Какова стоимость восстановительного ремонта ТС или годных остатков?». Но для выяснения обстоятельств аварии проводятся обширные исследования: трасологические, обстоятельств аварии, технического состояния авто, и другие.

Примерными вопросами для эксперта могут стать:

  • каков был коэффициент сцепления дорожного покрытия;
  • на какую дальность была видимость ;
  • с какой скоростью и ускорением двигалось ТС ;
  • какое расстояние между ТС было , когда водитель, создавший помеху начал движение
  • когда водитель начал торможение ;
  • имелась ли техническая возможность предотвратить аварию;
  • по какой траектории двигалось ТС;
  • в каком месте произошло взаимодействие ТС;
  • под каким углом машины врезались друг в друга
  • сколько времени прошло между различными фазами аварийной ситуации (например, от начала торможения до столкновения);
  • как располагались на проезжей части ТС участников аварии;
  • на какой скорости при данных условиях возможен занос, опрокидывание;
  • что стало причиной потери устойчивости ТС;
  • имеются ли неисправности в каждой из систем автомобиля, какая из них стала причиной аварии, могла ли она быть обнаружена ранее (например, на техосмотре);

Интересно! Специальными экспертизами можно установить даже то, были ли включено наружные световые приборы, причём даже по разбитой лампе.

Вопросы эксперту при ДТП с пешеходом

Но возможно заказать и любое другое автотехническое исследование, например, чтобы идти в суд не с пустыми руками, а уже с оценкой обстоятельств происшествия, данной экспертом. Хотя и при наличии экспертного заключения суд может назначить повторную судебную экспертизу.

Досудебные исследования, как правило, дешевле аналогичных, проводимых по постановлению суда, иногда значительно, что тоже немаловажно.

Как самостоятельно провести экспертное исследование

Для проведения такой экспертизы достаточно заключить договор на соответствующую услугу с экспертом-техником (экспертной компанией), уведомить другую заинтересованную сторону (другого участника аварии, страховую компанию), и предоставить объекты для исследования.

По результатам исследования будет составлено экспертное заключение, обосновываясь на котором можно предъявлять претензии к оппонентам или отстаивать свои права в суде. Но чтобы документ имел силу, важно, чтобы он был составлен аттестованным компетентным специалистом, поэтому к выбору исполнителя надо отнестись очень серьёзно.

Экспертиза при административном расследовании

Если при производстве по делу об административном происшествии (АП) в ГИБДД или в суде обстоятельства требуют экспертного исследования, должностное лицо или судья выносят соответствующее определение, в котором прописываются:

  • основание для назначения экспертизы;
  • название экспертной организации или ФИО эксперта, которому поручается выполнение автоэкспертизы;
  • перечень вопросов , для ответа на которые и назначается АТЭ;
  • список материалов и объектов , относящихся к делу, предоставляемых для исследования;
  • разъяснение прав и обязанностей эксперта , предупреждение об ответственности за ложные сведения.

Лицо, вынесшее определение о назначении экспертизы, обязано до его направления исполнителю ознакомить с ним потерпевшего и лицо, в отношении которого ведётся дело об АП (ЛВОК). При этом указанные лица имеют право, объясняя свою точку зрения:

  • просить устранить конкретного эксперта от исследования;
  • просить привлечь других специалистов;
  • добавлять свои вопросы на экспертизу.
Итог исследования

Результатом исследования становится экспертное заключение, оформляемое её исполнителем. В заключении указывается:

  • кто выполнял исследование;
  • на каком основании проводилась экспертиза;
  • в чём заключалось исследовани е;
  • чёткие ответы на поставленные вопросы и выводы по ним.

Должностное лицо или судья, вынесшие определение о назначении автоэкспертизы, могут и не согласиться с выводами, сделанными экспертом, однако для этого они должны обосновать своё мнение.

Судебная экспертиза

Порядок и принципы назначения и проведения экспертных исследований схож для любого судебного процесса: административного, уголовного, гражданского или арбитражного. По сути, различия заключаются только в терминах и некоторых процессуальных особенностях, а права и обязанности лиц, причастных к делу, одинаковы.

Наиболее полно о судебной экспертизе написано в УПК, поэтому я расскажу об АТЭ с точки зрения проведения её при расследовании по уголовному делу. Кроме того, если не считать автотовароведческой, автоэкспертизы проводятся в большинстве случаев после ДТП с тяжёлыми последствиями, когда виновным грозит уголовное наказание.

Назначение экспертизы

Экспертное исследование назначается по ходатайству участников дела или по инициативе судьи или следователя. Инициатива может исходить как от истца, так и от ответчика. Подавать прошение можно в суде первой инстанции до окончания стадии исследования доказательств.

В апелляции ходатайство удовлетворяется только при наличии уважительной причины, объясняющий невозможность провести экспертизу ранее (например, суд первой инстанции отклонил аналогичную просьбу).

В уголовном процессе назначать автоэкспертизу также может следователь ещё до суда и даже до возбуждения уголовного дела. Но называться такое исследование всё равно будет судебным.

Как написать ходатайство

Писать ходатайство можно в свободной форме. В его тексте обязательно должны содержаться:

  • реквизиты документа (название суда, информация о деле);
  • основания для назначения экспертизы, подкрепляемые ссылками на нормативно-правовые акты;
  • вопросы , которые необходимо задать эксперту;
  • желаемого исполнителя ;
  • перечень предметов , предоставляемых стороной для исследования.

Для составления документа лучше воспользоваться услугами юриста. В качестве примера предлагаю вам скачать для гражданского суда и в защиту обвиняемого по уголовному делу. Ходатайство передаётся должностному лицу, ведущему дело, или в суд: через канцелярию или на судебное заседание.

Постановление о назначении исследования

Лица, причастные к судебному процессу, имеют право предлагать свои вопросы к эксперту, но окончательный их перечень устанавливает судья. Если судья отказывает включить в задачи для специалиста какой-либо из вопросов, поступивший от участвующих сторон, он должен мотивировать своё решение.

Приняв окончательное решение о назначении исследования, следователь или судья выносит постановление или определение, в котором должна содержаться та же информация, что и при административном расследовании:

  • основание для проведения исследования;
  • назначенный исполнитель ;
  • вопросы эксперту;
  • исследуемые материалы .
Права сторон

Лицам, причастным к делу, обязательно показывается текст постановления о назначении автоэкспертизы, и получить разъяснения своих прав, в которые входят полномочия:

  • просить об исполнении экспертизы конкретным лицом или организацией;
  • просить устранить того или иного специалиста от исследования (заявить отвод);
  • ходатайствовать о добавлении вопросов , задающихся исполнителю;
  • знакомиться с определением суда о назначении экспертного исследования , а также с заключением эксперта, протоколом его допроса;
  • присутствовать при исследовании , давать объяснения;
  • ходатайствовать о назначении новых экспертиз.

Примечание. Свидетель имеет право ознакомиться только с заключением по экспертизе, выполненной в отношении его самого.

АТЭ в отношении потерпевшего и свидетелей может быть выполнена только после получения письменного согласия от них или их представителей.

Очень важно знать! Если одна из сторон судебного процесса уклоняется от участия экспертизе, мешает проведению исследования, например, не предоставляет принадлежащие ей объекты, что делает проведение автоэкспертизы невозможным, суд может и без проведения исследования признать установленным или опровергнутым факт, для выяснения которого и назначалась экспертиза, так, чтобы решение было не в пользу уклоняющейся стороны.

Проведение судебной АТЭ

Следователь направляет руководителю экспертной компании или непосредственно частному эксперту-технику соответствующее постановление и необходимые для исследования объекты и материалы. Эксперт должен получить от своего руководителя или от следователя разъяснение своих прав и ответственности.

Если квалификация эксперта не позволяет выполнить исследование, или материалов недостаточно, эксперт-техник может сразу вернуть постановление, объяснив причину возврата.

Следователь может присутствовать при выполнении исследования, узнавать у эксперта объяснение его действий. Специалист по АТЭ в своём заключении должен указать на присутствие других лиц при её проведении. Потерпевший, обвиняемый и их представители с разрешения следователя также могут находиться при осуществлении экспертизы.

Особенности комиссионной и комплексной экспертиз

По решению должностного лица или руководителя экспертной фирмы может быть назначена комиссионная автоэкспертиза, то есть исследование будет выполняться несколькими экспертами одной специальности. По вопросам, вызвавшим разногласия между экспертами, составляется отдельное заключение каждым из участников исследования. Если члены комиссии сходятся во взглядах, пишется одно экспертное заключение.

При комплексной экспертизе, когда исследование выполняют специалисты из различных областей знания, оформляется одно заключение, но каждый из экспертов подписывает только ту часть документа, которая описывает проделанную им работу и его выводы. Соответственно, несёт ответственность он также только за свои действия и ответы.

Итог исследования

После проведения АТЭ эксперт (комиссия) составляют заключение, которое содержит следующую информацию:

  • дата, время и место выполнения исследования;
  • основания для выполнения автоэкспертизы;
  • должностное лицо , назначившее проведение;
  • сведения об исполнителе (экспертной организации);
  • информация о предупреждении эксперта об ответственности за дачу ложных показаний;
  • объекты и материалы , изученные в ходе автоэкспертизы;
  • информация о присутствовавших при экспертизе (следователь, стороны процесса);
  • сведения о выполненных исследованиях , с перечислением методик;
  • ответы на поставленные вопросы , их обоснование и выводы по ним.

Если во время исследования были выявлены значимые для уголовного дела сведения, узнать которые не требовалось, специалист имеет право включить эти данные в заключение.

К заключению прилагаются различные материалы, подтверждающие выводы специалиста, это могут быть различные фотографии, графики, схемы. Причём они являются частью заключения.

Когда сделать выводы невозможно

Иногда эксперт не может дать провести исследование по предоставленным ему материалам и сведениям. Как правило это случается при низком качестве представленных для исследования материалов, неполных исходных данных.

В такой ситуации эксперт сообщает о невозможности сделать заключение, объясняя причины. С содержанием этого сообщения также могут ознакомиться лица, причастные к делу (кроме свидетеля).

Объяснение результатов

Эксперт может быть вызван в суд для объяснения и дополнения сделанных им в заключении выводов. Инициировать это могут как участники тяжбы, подав ходатайство, так и судья или следователь.

Задавать вопросы может любой из участников процесса, но начинает всегда сторона, по просьбе которой проводилось исследование. При необходимости эксперту даётся время на подготовку ответов. Задавать вопросы можно только в рамках проведённой экспертизы. Допрос эксперта обязательно протоколируется в судебных документах.

Экспертное заключение показывается потерпевшему, обвиняемому и их представителям, при этом им напоминают об их праве ходатайствовать о новой АТЭ.

Если проведённое исследование недостаточно прояснило ситуацию, возможно назначение повторной или дополнительной автоэкспертиз. Дополнительную может выполнять как тот же самый эксперт, что и проводил предыдущую, так и другой человек. Для повторной обязательно назначается новый специалист.

  • тщательно выбирайте эксперта (экспертную компанию);
  • по возможности присутствуйте при экспертизе;
  • внимательно подойдите к составлению вопросов для эксперта. Воспользуйтесь квалифицированной помощью в этом деле. Помните, какой будет вопрос, такой и ответ.
  • не спешите с изучением документов , результатов исследования. Ограничивать вас во времени никто не вправе;
  • помните о возможности проведения дополнительной и повторной экспертизы.

Заключение

Как вы теперь знаете, именно автотехническая экспертиза позволяет точно установить многие обстоятельства и последствия дорожного происшествия. Но для получения результатов, соответствующих реальности, подготовка к автоэкспертизе и её выполнение должны быть проведены очень качественно, в соответствии с нормативно-правовыми документами.

Напомню, что в комментариях вы можете задавать интересующие вас вопросы по теме статьи и рассказывать о своём опыте. Так что пишите, не стесняйтесь!

В следующем видео практикующий специалист по автотехнической экспертизе отвечает на вопросы автолюбителей .

П.С.: Статью украсили фото Alfa Romeo Brera. Взял здесь: drive2.ru/r/alfaromeo/461515.

Дорожно-транспортные происшествия – сложные ситуации, сопровождающиеся сочетанием многих факторов, влияющих на возникновение самого ДТП и на его последствия. Задачей ГИБДД, страховых компаний и других вовлеченных сторон становится выяснение этих факторов, мер их воздействия и соотнесения с действиями участников аварии. Решает такую задачу автотехническая экспертиза при ДТП.

Автотехническая экспертиза в общем случае – это проводимая специалистом диагностика автомобиля, в том числе необходимая для выяснения причин дорожной аварии с участием исследуемого транспортного средства. Проведение экспертизы при ДТП требует специальных навыков и опыта, поэтому проводится уполномоченными лицами и организациями. Круг задач не относится лишь к сфере автоаварий.

При экспертизе машины после ДТП проверяют:

  • состояние пострадавшего автомобиля, его узлов и агрегатов, качество деталей, сборки авто;
  • причины поломки узла машины;
  • качество обслуживания или ремонта авто, поскольку неправильно проведенные над ТС работы могут привести к аварии;
  • обстоятельства ДТП и причины, приведшие к аварии;
  • оценивают стоимость ремонта машины и устранения дефектов после ДТП;
  • устанавливают цену авто в том или ином состоянии на некоторый момент времени.

Когда нужна экспертиза

Обязательный этап в разборе ДТП – установление виновника происшествия. Этому лицу (водителю, пешеходу, коммунальным службам) в дальнейшем придется компенсировать стоимость нанесенного другим сторонам ущерба, а потерпевшим нужно доказать наличие ущерба и установить его величину.

К сожалению, не всегда виновник аварии соглашается с предъявленными к нему претензиями. К тому же непосредственно на месте бывает сложно определить, чьи действия привели к ситуации или же установление виновного в ДТП происходит неправильно. Техническая экспертиза автомобиля после ДТП нужна именно для таких спорных ситуаций, когда требуется установить, кто (или что) явился причиной аварии, определить пострадавших, сумму ущерба, картину происшествия в целом. Экспертиза проводится, когда разрешить спорную ситуацию нельзя без профессиональных автотехнических знаний, нет единодушия сторон в размере ущерба от ДТП, или одна из сторон-участниц аварии придерживается позиции, с которой другая не согласна.

Автотехническая экспертиза служит для следственных и судебных органов инструментом выявления виновника ДТП и раскрытия всех обстоятельств события. Это крайне важно, ведь некоторые детали ДТП могут смягчить степень ответственности водителя ТС, усугубить таковую или указать на других виновных. Например, на некачественно проведенные в автосервисе работы, дорожную службу, не содержащую покрытие в должном качестве, забывшую установить знаки при ремонте. А на основании оценки ущерба от ДТП предъявляются требования к виновному водителю и его компании-страховщику.

В некоторых источниках встречается название «дорожно-транспортная экспертиза». Ряд профессиональных экспертов считает этот термин более верным, поскольку в объекты экспертного исследования входит не только автомашина, но и состояние трассы, различных дорожных конструкций, действия в сложившейся ситуации каждого из водителей, прочие обстоятельства и нюансы случившегося ДТП.

Виды проводимых проверок

При оформлении бумаг на экспертизу нужно выбрать эксперта. Возможна и , если ходатайство подается не судом, а одной из сторон спора. Если запрос делает суд, эксперта выбирает он. В любом случае специалист должен иметь персональный идентификатор и лицензию от Минюста.

Ходатайство о назначении автотехнической экспертизы по ДТП можно скачать на нашем сайте.

Проведение экспертизы

Процедура экспертизы проходит в нескольких этапов:

  • участвующие стороны уведомляют о факте будущей экспертизы, времени и месте проведения таковой;
  • проводится осмотр места аварии и пострадавшего в ДТП транспорта с целью дальнейшей экспертизы;
  • собранные сведения анализируются, специалисты готовят результат экспертизы;
  • уполномоченный эксперт составляет заключение по ДТП, предоставляемое заявителю.

Вопросы для экспертов

Чтобы автотехническая экспертиза ТС после любого ДТП достигла поставленной цели, стала максимально точной и корректной, в ходатайстве нужно указывать правильный перечень вопросов специалисту. Далее предложен рекомендованный для автотехнической экспертизы по ДТП список вопросов эксперту.

Для проверки обстоятельств:

  • какова была действительная скорость движения ТС до начала водителем торможения;
  • протяженность тормозного и остановочного пути;
  • была ли у водителя ТС какая-либо техническая возможность избежать аварии через применение техники экстренного торможения;
  • какими нормами, требованиями и пунктами Правил дорожного движения следовало руководствоваться каждому участвовавшему водителю ТС в сложившейся ситуации;
  • действовал ли по ПДД водитель;
  • какова величина допустимой скорости передвижения ТС на участке трассы с аналогичным поворотным радиусом или видимым расстоянием;
  • минимально допустимая в конкретной ситуации дистанция движения ТС по отношению к едущему впереди;
  • соответствовали ли с технической точки зрения объяснения водителя реальному положению дел;
  • какое расстояние было, когда водитель объективно мог увидеть пешехода, вышедшего из-за неподвижного препятствия;
  • кто из участников аварии имел преимущество при движении;
  • каково расстояние, на котором должен был водитель ТС начать маневр по безопасному обгону или объезду.

Для технической экспертизы:

  • были ли у транспортного средства неисправности;
  • каковы причины имевшихся неисправностей ТС;
  • был ли дефект причиной аварии;
  • могла ли поломка ТС случиться как следствие ремонта или обслуживания;
  • каким было влияние неисправности или дефекта на устойчивость ТС, его управляемость;
  • был ли в состоянии водитель ТС, с учетом обнаруженной поломки, предотвратить аварию;
  • был ли шофер/иное лицо, ответственное за выпуск на трассу/рейс ТС, в состоянии выявить поломку до аварии;
  • являлся ли выполненный ремонт ТС качественным;
  • если ТС ремонтировалось, устранена ли была в итоге поломка;
  • полностью ли выполнены перечисленные в заказ-наряде работы.

Для трасологической экспертизы:

  • где расположено место наезда/столкновения/удара;
  • как расположены ТС на момент самой аварии относительно друг друга и проезжей части, полотна и границ таковой;
  • каков был механизм аварии;
  • какова траектория перемещения автомобилей при ДТП до удара и после него;
  • какие из документально зафиксированных повреждений пострадавших ТС могли быть нанесены в ходе аварии;
  • какими конкретно частями ТС контактировали на начало ДТП;
  • был ли при аварии неподвижен автомобиль на момент удара;
  • какой из участников произошедшего ДТП двигался, а какой – стоял неподвижно.

Для проверки дорожных условий отрезка трассы:

  • соответствие установленных в месте аварии дорожных знаков ГОСТу и ПДД;
  • состояние покрытия трассы и соответствие его ГОСТу на участке случившегося ДТП;
  • наличие разметки на рассматриваемом участке, и ее соответствие ГОСТу;
  • соответствовал ли (если применимо) режим светофора в зоне аварии предписанием ГОСТу;
  • безопасно ли организовано движение на данном участке трассы, и есть ли огрехи и недостатки в его организации.

Для автотоварной:

  • какие на ТС имеются повреждения и дефекты;
  • объемы предстоящих ремонтных работ;
  • стоимость восстановления ТС после аварии;
  • какова будет рыночная стоимость поврежденного транспорта.

Сроки проведения

С момента принятия ходатайства процедура должна быть проведена:

  • обычным порядком: экспертиза осуществляется за 15 – 30 дней;
  • в неотложных и важных случаях, за дополнительную плату, сроки проведения автотехнической экспертизы после ДТП могут быть сокращены до 3-5 дней.

Стоимость вопроса

Цена любой экспертизы в каждом случае рассчитываются индивидуально на договорной основе. В среднем, в 2019 году стоит ориентироваться на сумму от 15 тысяч рублей.

Заключение эксперта


По результатам проведенной экспертизы ДТП специалист выдает отчет, в котором приведены ответы на все вопросы, поставленные при ходатайстве. Важно понимать, чем для суда является заключение экспертизы ДТП: такая бумага – официальный документ, на его основании будут разрешаться спорные вопросы о вине сторон, размере нанесенного в ДТП ущерба и величине компенсаций, другие обстоятельства.

Оспаривание результатов

Если сторона не согласна с результатами экспертизы, их можно оспорить. Например, могли быть выяснены новые обстоятельства ДТП, найдены неточности в отчете, ошибки эксперта.

Для этого можно провести повторное исследование ситуации. Но если просто подать ходатайство на вторичную экспертизу, оно, скорее всего, удовлетворено не будет, поскольку у подателя отсутствуют аргументы для этого. Поэтому необходимо сначала сделать рецензию на заключение эксперта по ДТП.

Рецензия на автотехническую экспертизу ДТП – документ, составляющийся уполномоченным экспертом. Специалист анализирует отчет судебной экспертизы, выявляет возможные неточности, несоответствия процессуальным нормам, ошибки, факты некорректного расследования и неучтенные обстоятельства по рассматриваемому ДТП. Он предоставляет заявителю рецензию с перечислением всех нарушений. Документ подается в суд и на этом основании назначается повторная автотехническая экспертиза по ДТП.

Автотехнические эксперты расследуют все обстоятельства, которые характеризуют или способствовали возникновению дорожно-транспортного происшествия (ДТП), а именно его механизму на стадии сближение-контакт-разлет. С помощью данного вида экспертизы можно рассчитать, определить или установить:

Скорость транспортных средств по следам юза на различных этапах их движения (ТС);
факторы, послужившие причинами изменения направления движения ТС;
время движения на определенных участках дороги;
взаимное расположение ТС относительно друг друга, а также относительно пешеходов и пр.

Автотехническая экспертиза устанавливает не только, какими пунктами Правил дорожного движения российской Федерации (ПДД РФ) должны были руководствоваться все участники сложившейся дорожно-транспортной ситуации (ДТС), но и соответствие их действий данным требованиям. Эксперты автотехники с технической точки зрения проверяют достоверность показаний всех участников ДТП, исследуют и анализируют причинно-следственные связи между их действиями или же бездействиями и наступившим событием, в данном случае ДТП. Основной вопрос, ставящийся при расследовании, реконструкции и анализе ДТП при выполнении данного вида экспертизы является следующий6

Была ли возможность (техническая или объективная) у водителя ТС, участвовавшего в рассматриваемой ДТС избежать или предотвратить данное ДТП?
Автотехническая экспертиза назначается в тех случаях, когда инспекторы ГИБДД, рассматривающие дело о ДТП сомневаются в сделанных ими выводах, или же сам механизм сложившегося ДТП вызывает массу вопросов.
Ниже перечислим вопросы, которые часто ставят перед автотехническими экспертами:
1. Каким образом должны были действовать все участники рассматриваемого ДТП, согласно требованиям ПДД РФ?
2. Соответствовали ли с технической точки зрения действия всех участников ДТП указанным требованиям ПДД РФ?
3. Имели ли участники дорожного движения (при столкновении ТС) рассматриваемого ДТП техническую возможность избежать данного ДТП?
4. Определить скорость движения ТС на всех стадиях развития ДТП, с учетом зафиксированных следов торможения?
5. Определить условия видимости и безопасную скорость движения в данных условиях?
6. Определить остановочный путь ТС в сложившейся ДТС?
7. Определить остановочное время ТС в данных условиях?
8. Учитывая темп движения пешехода, определить время его нахождения в опасной для водителя ТС зоне?
9. Определить расстояние на котором находился пешеход(-ы) в момент возникновения опасности для движения для водителя ТС до места наезда?
10. Было ли наличие у водителя ТС технической возможности избежать ДТП, если он начал процесс торможения непосредственно в момент возникновения опасности для движения?
11. Что явилось непосредственной причиной исследуемого ДТП, с технической точки зрения?
12. Имел ли водитель ТС возможность совершить маневр отворота/объезда пешехода в сложившейся ДТС?
13. Определить безопасное расстояние, на котором должны двигаться ТС при попутном или встречном направлении?
14. Действия кого из участников данной ДТС с технической точки зрения явились причиной ДТП?
15. Какая из версий участников сложившейся ДТС является наиболее состоятельной?
16. Определить время и путь обгона ТС?
17. Определить скорость движения ТС, участвовавших в рассматриваемом ДТП до, в момент и после ДТП?
18. Чем вызвано опрокидывание данного ТС?
19. Чем вызван занос данного ТС при сложившейся ДТС?