Провиантские склады зубовский бульвар 2. Провиантские склады

ПРОВИАНТСКИЕ СКЛАДЫ

Чем ближе к нашему времени то или иное произведение архитектуры, тем больше сказывается в его расположении, форме и даже деталях желание архитектора прочно связать его с окружающими зданиями и особенностями места. Эти черты дают себя особенно знать в сооружениях, возводимых в городах. Таковы, например, широко известные Провиантские склады в Москве, выстроенные в 1832-1835 годах по проекту В. П. Стасова 1821 года (илл. 19).

Что может быть более утилитарным в архитектуре, чем здание складов, здание, предназначенное для хранения съестных и хозяйственных припасов! Кажется, достаточно возвести всего лишь четыре стены, перекрыть их крышей, устроить удобные подъезды и рационально расположить погрузочные и разгрузочные приспособления, как архитектору тут делать больше нечего. Однако В. П. Стасов, как и его ближайшие соратники по искусству, рассуждали иначе.

Здание Провиантских складов в Москве было задумано построить на одной из видных площадей древней столицы - Крымской, входившей в систему площадей, расположенных по Садовому кольцу. Следовательно, при всей важности утилитарной стороны сооружения - складов, они не могли быть простыми «коробками», в которых можно было удобно хранить те или иные продукты.

Помимо этого, архитектор хорошо помнил, что здания складов сооружались в Москве, в городе, опустошенном пожаром 1812 года, в городе, где делалось так много, чтобы восстановить его былой, столь притягательный облик, где сами восстановительные работы рассматривались как дело национальной чести. Естественно также, что одержанная победа над наполеоновскими войсками не могла не затронуть сознания архитектора, не могла не сказаться на характере его произведения. Однако Стасов великолепно понимал, что он не мог, задумывая здание складов, соорудить «памятник эпохи», где бы отражение национальной гордости, желание прославить великие деяния народа подчинили бы себе все остальное. Идя такой дорогой, он создал бы здание-декорацию, а не подлинное высокохудожественное произведение архитектуры, в котором бы гармонически соединились утилитарное, конструктивное и художественное начала, объединенные ясно выраженной идеей. Очевидно, что для понимания замысла Стасова, как и замысла всякого другого зодчего, мы должны знать историю, чтобы в свете условий тогдашней жизни, обстоятельств, развития страны и воззрений времени правильно разобраться в особенностях архитектурного произведения, вникнуть в сущность замысла и подробно рассмотреть его воплощение в натуре.

Проект каменных складов, как сказано выше, был выполнен в 1821 году в качестве типового, то есть не связанного с каким-то конкретным определенным местом. Здание представляло собой корпус размером 30?80 м, разделенное внутри каменной двухъярусной аркадой, которая служила опорой для стропильных ферм крыш и деревянных конструкций, связывавших продольные стены между собой. Вот этот-то типовой проект следовало применить в сооружении на Крымской площади на весьма неудобном участке.

Градостроительное искусство Стасова проявилось в том, что он, не отступая от высоких архитектурно-художественных качеств свое го проекта, так расставил корпуса складов, что они образовали законченную и единую в своем композиционном построении архитек турную группу. Трудности планировочного характера заключались в том, что улица (Остоженка, ныне Метростроевская), на углу которой располагался один из корпусов складов, выходила на Крым скую площадь под углом. Примерно под таким же углом находилась противоположная граница неправильного по форме участка. Следовательно, разместить на этой территории корпуса складов без какого-либо изменения было невозможно. Тем не менее Стасов, не меняя общего архитектурного построения проекта, сумел выйти из трудного положения весьма простым, способом. Корпусу, стоящему на углу улицы, он придал в плане трапециевидную форму, а неприятное для глаза сопоставление корпусов, как бы находивших друг на друга, особенно заметное в глубине участка со стороны площади, он «прикрыл» сравнительно частой решеткой, состоящей из круглых в сечении стержней, увенчанных наконечниками копий. Тем самым со стороны площади образовался протяженный фронт зданий, наделенный редким архитектурно-художественным единством, цельностью композиции, лаконизмом и выразительностью - теми свойствами, которые так ценились в эпоху русского классицизма.

19. В. П. Стасов. Провиантские склады. 1832-1835

Стасов, следуя заветам древних греков, ценил собственную красоту архитектурных произведений, а не украшающих их деталей. Чистота и ясность архитектурной формы - объема при минимальном количестве деталей достигает в Провиантских складах предела. Вместе с тем архитектор добивается исключительной образной силы произведения, невольно заставлявшей вспомнить о доблести русской армии, о великой победе над неприятелем.

Рассматривая массивные, даже величественные корпуса Провиантских складов, к слову сказать, весьма невысокие, следует присмотреться к умелому построению всего фронта трех корпусов. Здания складов не только оформили одну сторону небольшой площади, но и начали собой застройку внутреннего проезда когда-то здесь пролегавшего Крымского бульвара. Поэтому Стасов прибегает в их построении к определенному неторопливому, развертывающемуся вдоль проезда ритму четырежды повторенных крупных и законченных в себе частей фасадов. Он варьирует лишь детали, связывая их с местоположением корпусов. Так, на фасадах корпусов, выходящих своими торцами на площадь и бывший бульвар, он помещает вертикальные окна, не только отмечающие начало и конец ритмического ряда, но и перекликающиеся с такими же окнами, помещенными в середине центрального корпуса. Общей форме тяжелых, как бы распластанных приземистых корпусов вторят вытянутые прямоугольные, ничем не заполненные филенки боковых частей (ризалитов) центрального корпуса. В свою очередь, они связаны с рустованной стеной средней его части, воспроизводящей в штукатурке мощную кладку из больших квадров камня.

Эта согласованность и взаимная связь деталей, их повторяемость составляют характерные черты архитектуры складов без тени однообразия и монотонности, несмотря на белый цвет, в который выкрашены как стены, так и все детали. Однородность цвета органически объединяет плоскости массивных, по-египетски наклоненных стен, наличники порталов, венчающий дорический пояс из триглифов и прекрасные по рисунку лепные победные венки с лентами - единственные скульптурные детали, украшающие совершенные по силе и красоте здания (илл. 20).

20. В. П. Стасов. Провиантские склады. 1832-1835. Деталь

В общем облике Провиантских складов не последнюю роль играют относительно высоко поднятые крыши. Ритмический строй их редко поставленных, но найденных по масштабу люкарн, перекликается с рядом полуциркульных окон над порталами въездов. Последние своим трапециевидным построением не только отвечают наклону стен, но и подчеркивают занимаемое ими место в архитектуре зданий. Этой же цели служит тщательно выполненная из белого камня кладка портала, в особенности в его завершающей слегка выгнутой вперед части, выделяющаяся на фоне оштукатуренных стен. Рисунок клинообразно расположенных камней поражает своим совершенством, одновременно оттеняя монументальность архитектурных форм зданий складов.

Ансамбль Провиантских складов на Зубовском бульваре, пример прекрасной архитектуры московского зрелого классицизма, был построен в 1830-х годах для нужд военного ведомства.

Необходимость постройки в Москве новых каменных складов для хранения «казенного провианта» появилась еще в начале 1820-х годов, поскольку старые деревянные амбары, располагавшиеся тогда у Серпуховской заставы, обветшали и требовали замены. Новые склады первоначально предполагалось построить там же, у Серпуховских ворот.

В качестве образца будущей постройки был взят проект Воскресенских провиантских складов в Петербурге, разработанный в 1821 г. известным архитектором В.П. Стасовым. Задача по воплощению этого проекта в Москве была поручена архитектору Ф.М. Шестакову. Для строительства Провиантских складов в итоге было выбрано новое место – на углу улицы Остоженки и Зубовского бульвара, во владении, принадлежавшем ранее Конюшенному ведомству. Это место оказалось более удобным с точки зрения подвоза продовольствия.

Новый участок был неправильной трапециевидной формы, с острым углом на пересечении Остоженки и Садового кольца, что создавало для Шестакова определенные сложности при попытке «вписать» сюда образцовый проект Стасова (который создавался с расчетом на регулярную планировку Петербурга). В итоге архитектор просто поставил правый корпус вдоль Остоженки, так что тот оказался под углом к главному корпусу, а два лицевых фасада этого бокового флигеля были сделаны под острым углом друг другу, что, впрочем, совсем не бросается в глаза благодаря монументальной архитектуре зданий. По проекту самого Шестакова было выстроено здание кордегардии (помещение для караула) во дворе и создана металлическая ограда по бульвару и Остоженке. Комплекс Провиантских складов (или магазинов, как их тогда называли) строился с 1829 по 1835 годы.

Внешний облик ансамбля прост и монументален. Все здания одинаковой архитектуры, двухэтажные, с довольно лаконичным оформлением фасадов. Поверхность стен гладкая, только центральная часть фасада декорирована рустом. На главном и дворовом фасадах три трапециевидных портала с полукруглыми окнами над ними чередуются с узкими окнами. Полукруглые окна помещены в ниши, также ниши устроены и над некоторыми окнами. Лепное украшение фасадов скромное: треугольные сандрики над порталами, венки с гирляндами над окнами (этот элемент характерен для ампира, в данном случае такой декор еще и подчеркивает военное предназначение зданий). Венчает здания мощный вынесенный вперед карниз с триглифо-метопным фризом. Внутренние перегородки складских корпусов сделаны в виде аркад, которые делят пространство на три нефа. Три корпуса соединены друг с другом оградой оригинального рисунка. Металлические столбы ограды, выполненные в виде фасций, увенчаны связанными боевыми топорами (римский военный символ), сама решетка ограды завершается пиками и была украшена изящными картушами с императорской короной и монограммой Николая I. Парадный въезд на территорию Провиантских складов расположен со стороны Остоженки, кирпичные пилоны главных ворот увенчаны выполненными в металле античными доспехами – символами военного триумфа. Дополняет ансамбль здание кордегардии во дворе – одноэтажный корпус с портиком, украшенным фризом с изображением античных воинских шлемов.

Провиантские магазины использовались как продовольственные склады военного ведомства, где хранились зерно, мука и другие продукты. После революции 1917 г. они перешли в ведение Красной Армии. В 1930-х годах здания отдали под военные гаражи, что повлекло за собой перестройку и перепланировку корпусов (были, в частности, устроены пандусы на второй этаж). Комплекс бывших Провиантских складов принадлежал военным вплоть до середины 2000-х годов. В 2007 г. здания были переданы Музею Москвы.

Путеводитель по архитектурным стилям

Заказал строительство здания Провиантский приказ, отвечавший за снабжение армии. В 1821 году Инженерный департамент в Петербурге разработал образцовый проект склада на 35 000 кулей и прислал в Москву. Даты строительства комплекса Провиантских складов различаются в разных источниках: 1829-1831 года или 1830-1835.

В любом случае, весной 1835 года корпуса побелили, ограды, двери, ставни и решетки покрасили в черный цвет, а крыши, желоба и водосточные трубы покрыли красной краской.

Простота архитектурного решения здесь не знает себе равной. Немногочисленные детали убранства прорисованы с исключительным совершенством. Три здания складов, несмотря на тривиальную форму участка, образуют неразрывное единство. Можно смело сказать, что эта группа сооружений чисто утилитарного порядка, окрашенная в простой белый цвет, - одна из лучших в архитектуре Москвы.

Ансамбль Провиантских магазинов включает 3 однотипных складских корпуса. «Образцовый» корпус - это прямоугольное каменное двухэтажное здание (30м Х 80м) с высотой этажа 6 м. Ширина корпуса делится на 3 почти равные части двумя внутренними продольными стенами. Входы равномерно расположены по периметру здания (по 3 на длинных сторонах и по одному - на коротких).

Градостроительное искусство Стасова проявилось в том, что он, не отступая от высоких архитектурно-художественных качеств своего проекта, так расставил корпуса складов, что они образовали законченную и единую в своем композиционном построении архитектурную группу. Трудности планировочного характера заключались в том, что улица (Остоженка), на углу которой располагался один из корпусов складов, выходила на Крымскую площадь под углом. Примерно под таким же углом находилась противоположная граница неправильного по форме участка. Следовательно, разместить на этой территории корпуса складов без какого-либо изменения было невозможно. Тем не менее, Стасов, не меняя общего архитектурного построения проекта, сумел выйти из трудного положения весьма простым способом. Корпусу, стоящему на углу улицы, он придал в плане трапециевидную форму, а неприятное для глаза сопоставление корпусов, как бы находивших друг на друга, особенно заметное в глубине участка со стороны площади, он «прикрыл» сравнительно частой решеткой, состоящей из круглых в сечении стержней, увенчанных наконечниками копий.

В течение столетия Провиантские склады использовали по прямому назначению - для хранения продовольствия.

Это позволило сохранить первоначальный облик здания. В дни революционных событий 1917 года здания Провиантских складов стали одним из пунктов обороны правительственных войск. В начале 1930-х эту территорию передали для организации автобазы Генштаба.

В 1948 обнаружили грубые нарушения в эксплуатации зданий. Просьбы Комитета по делам архитектуры использовать помещения Провиантских магазинов по прямому назначению, оказались безрезультатными. Более того, военные для своих нужд окружили склады «неказистыми» пристройками, а внутри здания поставили бетонные пандусы для генеральских машин.

Вместе мы идем во внутренний двор, в центре которого нас приветствует полосатая будка неясного предназначения, за нею - широкий белый постамент в виде подъемника для машин, правое отделение которого венчает черная «Волга», а левое - черная «Чайка»... С нашим провожатым мы медленно заходим внутрь бывших складов, ныне гаражей. Сколько же здесь странного! Аккуратно вставленное в рамочку указание: «Место для слива отработанного масла». Древние «пазики», угрюмо глядящие из углов, возле одного из которых я замечаю разломанный пополам транспарант. Часть его («Сезонному обслуживан») висит на стене, а вторая («нию - высокое качество») - стоит рядом в углу.

Договоренность с Министерством обороны о передаче Провиантских складов в собственность города для размещения там музея существовала с 1999 года, но только в 2006 здания освободили. В обмен на этот комплекс правительство Москвы построило для Минобороны новую автобазу на Рублевском шоссе и Бережковской набережной.

Первым делом с территории комплекса вывезли горючие материалы и сняли 10 слоев асфальта, пропитанного мазутом.

Параллельно по инициативе Лужкова Юрий Платонов разработал проект строительства четвертого корпуса складов, замыкавшего периметр зданий. Внутренний двор планировали перекрыть стеклянным куполом, а корпуса объединить на подземном уровне. Проект вызвал неоднозначную реакцию: опасались, что Провиантские склады могут превратиться в муляж памятника архитектуры.

Сейчас здесь работает Музей Москвы, рассказывающий об истории города. Он открылся как Московский коммунальный музей. В 1940 его переименовали в Музей истории и реконструкции Москвы. А в Провиантские склады он переехал из здания храма Иоанна Богослова под Вязом, который вернули Церкви.

Экспозиция Музея Москвы на фотографиях разных лет:

Когда-то я обожала Музей истории Москвы, часто бывала там. В то время он располагался на Новой площади, в бывшем храме Иоанна Богослова, что под Вязом. В 2009 году Музей получил новую прописку — в бывших Провиантских магазинах на Зубовском бульваре (Садовое кольцо). Теперь он называется «Музей Москвы». Полная надежд, я отправилась туда.

Здания, которые занимал Музей Москвы

Комплекс зданий Провиантских магазинов на Зубовском бульваре, где сейчас располагается Музей Москвы

Провиантские магазины (Провиантские склады) принадлежат к самым лучшим архитектурным памятникам Москвы. Величественный ансамбль в стиле ампир был построен в 1830-1835 годах по «образцовому» проекту провиантского склада на 35.000 кулей, созданному архитектором В.П.Стасовым при Инженерном департаменте в Санкт-Петербурге. Строительство возглавил московский архитектор Ф.М.Шестаков.

Один из корпусов Провиантских складов, ныне — Выставочный корпус Музея Москвы

Провиантские магазины (склады) предназначались для хранения продовольственных запасов для Хамовнических, Спасских и Лефортовских казарм. Здания отличает крупный масштаб основных членений, мощный дорический антаблемент, наклонные стены и сужающиеся кверху дверные и оконные проемы в «египетском» стиле. Центральные части продольных фасадов выделены рустом.

Здания соединены строгой металлической оградой, украшенной военной символикой.

В начале 1930-х годов здания Провиантских магазинов и прилегающая территория были переданы для организации хозяйства автобазы Генштаба РККА. Это нанесло строениям огромный ущерб. Только в 2006 году было принято решение о передаче комплекса Музею Москвы.

В настоящее время в одном из зданий продолжается ремонт, а в остальных размещаются постоянные и временные экспозиции Музея Москвы, проводятся различные мероприятия для детей и взрослых. Сначала мы отправились смотреть историческую экспозицию . Билеты можно купить как на отдельную выставку, так и на все. Мы купили на все.

Я ожидала увидеть расширенный вариант той коллекции, которая хранилась в старом здании на Новой площади. Но, увы, всё обрывалось на XVII веке. Впрочем, эта экспозиция очень интересна.

Славянские украшения и предметы быта, найденные на территории Москвы

Представлены в Музее и различные макеты.

Музейная экспозиция показалась несколько незавершенной: оказался выброшен огромный пласт более чем трехвековой истории с XVIII по XXI век. Следующая экспозиция была временной — фотографии промышленности Москвы. Откровенно говоря, мне было здесь скучно. Да, красивые, интересные фотографии. Но стекла, которыми они были покрыты, бликовали. На мой взгляд, гораздо эффектнее они смотрелись бы на экране монитора.

Затем мы перешли в другое здание. Здесь сохранились пандусы для автомашин, а стены намертво впитали в себя запах выхлопов. Пока неясно: то ли здесь останется модный ныне «индустриальный» стиль, или интерьеры потом облагородят.

Здесь были три экспозиции. Одна — посвященная истории созданной в 1944 году автобазы №147 , принадлежащей Генеральному штабу Вооруженных Сил СССР. В настоящее время она находится в военном городке «Екатериновка» на Рублевском шоссе в Москве. Её автопарк насчитывает более 2000 автомобилей разного класса. Машины автобазы принимают участие во многих знаковых мероприятиях: военных парадах на Красной площади, соревнованиях по Танковому биатлону и других.

Другая экспозиция была посвящена истории Провиантских магазинов : различные планы, рисунки зданий. Интересно, но лично мне все это удобнее смотреть в книге или с экрана монитора. Специально ради этого идти в музей не вижу смысла.

Третья экспозиция разочаровала совершенно. Она была посвящена Чемпионату мира по футболу и называлась «И конечно же, футбол».

Экспозиция «И конечно же, футбол»

На мой взгляд, Музей Москвы еще очень «сырой». А вот на Провиантские магазины очень интересно посмотреть. Так что решайте сами, стоит ли платить 450 рублей на человека за все выставки.

Информация для посетителей:

  • Адрес: Москва, Зубовский бул., 2
  • Метро: Парк культуры, Кропоткинская
  • Телефон: +7 495 739‑00-08
  • Сайт: mosmuseum.ru
  • Открыто: вторник, среда: 10:00-20:00; четверг: 11:00-21:00; пятница — воскресенье: 10:00-20:00; понедельник — выходной день.
  • Стоимость билетов: от 100 до 450 рублей.

© , 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.