Остановка в пдд. Остановка и стоянка (ПДД)

Несмотря на очевидную разницу, отсутствие четкого понимания разницы между остановкой и стоянкой часто приводит к неприятностям с ГИБДД. Каждый автомобилист, получивший удостоверение с правом управления транспортным средством, обязан знать, чем отличается стоянка от остановки по ПДД, и научиться применять правила, выбирая места для оставления автомобиля на короткий или длительный период.

Чтобы избежать спорных ситуаций с Госавтоинспекцией, с последующим административным наказанием, следует внимательно изучить действия по правильному выполнению остановки и выбору места и расположения автомашины.

Чем отличается стоянка от остановки

Первое, что должен уяснить водитель автомобиля – что такое остановка и стоянка, и в чем разница в данных понятиях согласно положений ПДД:

  1. Остановка представляет собой намеренное прекращение движения, продолжительностью до 5 минут. В отдельных случаях, рассмотренных в ПДД, отводится более длительный срок на организацию посадки-высадки или проведения погрузочно-разгрузочных мероприятий.
  2. Стоянкой называют запланированное прекращение движения, при котором автомобиль остается на месте от 5 минут и дольше. Стоянка может производиться в местах, где не действует соответствующий запрещающий знак и иные знаки. В случае, если автомобиль стоит не долее 5 минут, следует считать данное действие остановкой.

Таким образом, при определении, какие положения ПДД должны применяться в конкретном случае, исходят из того, на какой период времени прекращает движение автомобиль.

Применение положений ПДД

Чтобы научиться останавливаться и ставить авто на стоянку без нарушений ПДД, следует внимательно изучить и применять положения главы 12.

В отдельных случаях допускается разместить авто на тротуаре, при условии соответствия обстоятельств, описанных в п.12.2.

ВАЖНО! Наиболее частым вариантом оставления ТС является обочина (при ее наличии). Если обочина имеется, но занята другими средствами, машину оставлять на краю проезжей части нельзя.

При отсутствии обочины, допускается остановка авто на дороге, однако выполнять ее нужно от самого края, занимая как можно более правое положение.

Оставление авто с левой стороны

Согласно п. 12.1 ставить автомобиль можно на обочине, с правой стороны, а при отсутствии – на правой части проезжей части. Во второй части того же пункта говорится о возможности оставления ТС слева на проезжей части в условиях одностороннего движения.

Если движение останавливается в пределах города или иного населенного пункта, машину можно поставить в следующих случаях:

  • если дорога с двумя полосами, а движение организовано в двух направлениях, если нет проложенных для движения трамвая рельс между двумя полосами;
  • при наличии сплошной на дорожном полотне, пересекать ее и останавливаться слева недопустимо;
  • при одностороннем движении, вне зависимости от наличия трамвайного пути;
  • прекращение движения слева для грузовиков с левой части допускается только для погрузочно-разгрузочных работ, а длительная стоянка слева запрещена.

Следует также продумать расположение автомашины – колеса авто должны располагаться параллельно краю дороги. Допускается оставление двухколесного средства в два ряда, при условии отсутствия прицепа.

Начинающие водители зачастую не имеют навыков параллельной парковки. В результате автомобиль остается под углом, на краю проезжей части, что считается нарушением и влечет административное наказание в виде штрафа.

Остановка в городских условиях

Следующие положения помогут определить правильное место для оставления машины в условиях города:

  • сложности выбора места и правильного положения транспортного средства есть и при парковке двухколесных средств передвижения (мопедов, велосипедов, скутеров, мотоциклов);
  • при наличии на дорожном полотне расширения, транспортное средство можно оставлять под углом, если есть соответствующий дорожный знак и нанесена разметка;
  • при определении положения автомобиля водитель обязан руководствоваться разрешительными знаками;
  • на тротуаре оставлять грузовую машину запрещено, но для мопеда или легкового транспорта подобная мера допустима.

Места действия запрета

Где запрещена остановка

Особенно остро стоит вопрос поиска мест для прекращения движения автомобиля в пределах населенного пункта, где действует множество запретов и найти подходящее место, не затрудняющее движение остальных участников на дороге, довольно сложно.

Помимо самих дорожных знаков, существуют определенные зоны, где остановка ни при каких обстоятельствах не разрешается:

  • трамвайные пути и вблизи от них, если есть риск создания трудностей для передвижения электротранспорта;
  • если трамвайные рельсы не используются, несмотря на нахождение в населенном пункте, автомобиль может быть оставлен в зоне их расположения, при условии, если авто не помешает движению других участников (не стоит оставлять машину без присмотра, если нет уверенности, что дорога не используется вообще, в противном случае, наказания не избежать);
  • зоны внутри тоннелей, участки под эстакадой, под путепроводами находятся под строгим запретом (исключение составляет прекращение движения на мосту, иных дорожных конструкциях, при условии наличия не менее трех полос, когда остановившаяся машина не приведет к значительным затруднениям для других участников движения);
  • под полным запретом остановки на ж/д переездах и непосредственно на самих пешеходных переходах с нанесенной разметкой (если необходимо, автомашина может останавливаться за 5 метров до и после пешеходной зебры);
  • если прекращение движения авто приведет к сужению свободного участка полосы менее 3 метров между разделительной полосой и краем, чтобы сохранить достаточное для других машин место для проезда и совершения маневров);
  • места ограничения видимости, включая повороты или места крутого подъема (важное правило – должна быть соблюдена минимально допустимая видимость от 100 метров в оба направления, однако данное правило на остановку на обочине не распространяется, если рядом не установлен знак, предупреждающий об опасном повороте);
  • прекращение движения на проезжей части и обочине в зоне действия знака «опасный поворот» категорически запрещена;
  • на перекрестках и в непосредственной близости от них, а также поворотов на прилегающие дороги, территории;
  • в зоне расположения остановки общественных видов транспорта, а также в пределах 15-метровой зоны до и после нее (за исключением случаев, когда необходимо посадить или высадить пассажира, либо выгрузить или погрузить груз без какого-либо препятствия движению водителям общественных видов транспорта);
  • если на проезжей части есть выделенная велосипедная полоса – в целях безопасности остальных участников передвижения, на ней нет места автомобилям);
  • если остановка машины ведет к закрытию знаков, регулирующих движение, а также сигналов светофора на перекрестках, машина не может быть остановлена, во избежание создания аварийных ситуаций).

Как видно из вышеописанных случаев, места, где возможно прекращение движения автомобиля, строго ограничены. Подобные запреты связаны со стремлением максимально обезопасить всех участников дорожного движения, а также разгрузкой дорожного потока в городских условиях.

На видео о стоянке и остановке

Места, где стоянка запрещена

Гораздо проще разобраться, где запрещено оставлять машину на более продолжительное время. В отношении стоянки действует общее главное правило: она запрещена там, где запрещена остановка.

Однако, у данного правила есть некоторые дополняющие пункты:

  1. Нельзя надолго оставлять машину, находясь на главной дороге на трассе. В целях безопасности, позволяется оставлять транспорт только на обочине. Здесь действует только
  2. Запрещается стоянка автомобилей в 50-метровой зоне от расположения железнодорожного переезда.

За зависимости от конкретных обстоятельств нарушения правил остановки и стоянки транспортных средств, к водителю, могут быть применены различные меры административного наказания от 5 тысяч рублей.

В Правилах используются следующие основные понятия и термины:

«Автомагистраль» — дорога, обозначенная знаком 5.1 ** и имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой (а при ее отсутствии — дорожным ограждением), без пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками.

«Автопоезд» — механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами).

«Велосипед» — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энерги ей лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.

«Велосипедист» - лицо, управляющее велосипедом.

«Велосипедная дорожка» - конструктивно отделенный от проезжей части и тротуара элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для движения велосипедистов и обозначенный знаком 4.4.1 .

«Водитель» — лицо, управляющее какимлибо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.

«Вынужденная остановка» — прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.

«Главная дорога» — дорога, обозначенная знаками 2.1 , 2.3.1-2.3.7 или 5.1 , по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой.

«Дневные ходовые огни» — внешние световые приборы, предназначенные для улучшения видимости движущегося транспортного средства спереди в светлое время суток.

«Дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

«Дорожное движение» — совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

«Дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

«Железнодорожный переезд» — пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне.

«Маршрутное транспортное средство» — транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.

«Механическое транспортное средство» — транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.

«Мопед» — двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие
аналогичные технические характеристики.

«Мотоцикл» — двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см или максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч. К мотоциклам приравниваются трициклы, а также квадрициклы с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного
типа, имеющие ненагруженную массу, не превышающую 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрических транспортных средств), и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт.

«Населенный пункт» — застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.23.1 , 5.23.2 , 5.24.1 , 5.24.2 , 5.25 , 5.26

«Недостаточная видимость» — видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.

«Обгон» — опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).

«Обочина» — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2 , используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.

«Ограниченная видимость» — видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.

«Опасность для движения» — ситуация, возникшая в процессе дорожного движения, при которой продолжение движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу возникновения дорожно-транспортного происшествия.

«Опасный груз» — вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, повредить или уничтожить материальные ценности.

«Опережение» — движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства.

«Организованная перевозка группы детей» — организованная перевозка восьми и более детей в автобусе, не относящемся к маршрутному транспортному средству.

«Организованная пешая колонна» — обозначенная в соответствии с пунктом 4.2 Правил группа людей, совместно движущихся по дороге в одном направлении.

«Организованная транспортная колонна» — группа из трех и более механических транспортных средств, следующих непосредственно друг за другом по одной и той же полосе движения с постоянно включенными фарами в сопровождении головного транспортного средства с нанесенными на наружные поверхности специальными цветографическими схемами и включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов.

«Остановка» — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров, либо загрузки или разгрузки транспортного средства.

«Островок безопасности» - элемент обустройства дороги, разделяющий полосы движения противоположных направлений (в том числе и полосы для велосипедистов), конструктивно выделенный бордюрным камнем над проезжей частью дороги или обозначенный техническими средствами организации дорожного движения и предназначенный для остановки пешеходов при переходе проезжей части дороги. К островку безопасности может относиться часть разделительной полосы, через которую проложен пешеходный переход.

«Пассажир» — лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).

«Парковка (парковочное место)» — специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадной или подмостовых пространств, площадей или иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.

«Перекресток» — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.

«Перестроение» — выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.

«Пешеход» — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

«Пешеходный переход» — участок проезжей части, трамвайных путей, обозначенный знаками 5.19.1 , 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2 .

«Пешеходная дорожка» — обустроенная или приспособленная для движения пешеходов полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, обозначенная знаком 4.5.1 .

«Пешеходная зона» — территория, предназначенная для движения пешеходов, начало и конец которой обозначены соответственно знаками 5.33 и 5.34 .

«Пешеходная и велосипедная дорожка (велопешеходная дорожка)» — конструктивно отделенный от проезжей части элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для раздельного или совместного с пешеходами движения велосипедистов и обозначенный знаками 4.5.2-4.5.7 .

«Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

«Полоса для велосипедистов» - полоса проезжей части, предназначенная для движения на велосипедах и мопедах, отделенная от остальной проезжей части горизонтальной разметкой и обозначенная знаком 5.14.2 .

«Преимущество (приоритет)» — право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.

«Препятствие» — неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе. Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил.

«Прилегающая территория» — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для, сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.

«Прицеп» — транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.

«Проезжая часть» — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

«Разделительная полоса» — элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2.1 , разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств.

«Разрешенная максимальная масса» — масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой. За разрешенную максимальную массу состава транспортных средств, то есть сцепленных и движущихся как одно целое, принимается сумма разрешенных максимальных масс транспортных средств, входящих в состав.

«Регулировщик» — лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники полиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей.

«Стоянка» — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажира либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.

«Темное время суток» — промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.

«Транспортное средство» — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

«Тротуар» — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном.

«Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

«Участник дорожного движения» — лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.

«Школьный автобус» - специализированное транспортное средство (автобус), соответствующее требованиям к транспортным средствам для перевозки детей, установленным законодательством о техническом регулировании, и принадлежащее на праве собственности или на ином законном основании дошкольной образовательной или общеобразовательной организации.

Олег , указанный маневр будет нарушением правил. Наказание за него предусмотрено частью 1 статьи 12.19 КоАП - предупреждение или 500 рублей.

Может применяться только в том случае, если автомобиль создает помехи другим транспортным средствам. В описанной Вами ситуации вероятность эвакуации небольшая.

Удачи на дорогах!

Магомед , здравствуйте.

Вероятность успешно обжаловать указанный штраф очень небольшая.

На будущее. Поскольку Ваша мать является инвалидом, Вы имеете право при ее перевозке устанавливать на автомобиль опознавательный знак "Инвалид". Он позволит Вам поставить автомобиль на выделенное место для инвалидов. Как правило, такие места располагаются близко ко входу в поликлинику.

Удачи на дорогах!

Василий-37

Добрый день.

Ситуация, по правой стороне стоит знак остановка и стоянка запрещена,с обратной стороны этого знака стоит аналогичный знак, т.е., по левой стороне дороге, проехал знак с левой стороны, развернулся и припарковал авто к правой обочине не доезжая до знака, стоянка, остановка, запрещена, по направлению движению, подошел инспектор ДПС и разъяснил что знак с обратной стороны тоже является запрещающим и не важно что авто припарковано по движению т.е., с правой стороны, хотя знак, вроде как и не видно,или точнее сказать совсем не видно но он работает как и запрещающий знак который стоит с правой стороны.

Правомерно ли наказание со стороны инспектора ДПС, аргументирования тем что воитель должен смотреть как на правую так и на левую сторону

Александр-312

добрый день.

Ситуация такая - есть дорога по два ряда в оба направления, из разметки только двойная сплошная, которую зимой не видно из-за снега, у бордюра встать нельзя из-за плохо очищенной проезжей части, если припарковаться максимально близко справа, то до сплошной меньше 3 метров(метра 1.5). Является ли такая парковка нарушением ПДД?

Василий , здравствуйте.

В данном случае Вы видели знак на левой стороне и остановились в зоне его действия. Так что наказание наложено правомерно. Скорее всего на данном участке дороги есть еще один знак "остановка запрещена", однако Вы до него не доехали.

Удачи на дорогах!

Александр , здравствуйте.

Если разметки не видно, то и измерить расстояние до нее невозможно. В описанной ситуации водитель останавливается у правого края проезжей части в соответствии с требованиями ПДД.

Удачи на дорогах!

Евгения-38

Добрый день. Подскажите пожалуйста, пришел штраф за остановку, где установлен знак остановка и парковка запрещена, интервал нарушения в одну секунду. Считается ли остановкой ТС в интервале 1 секунду?

Евгения-38

Нет, без аварийного сигнала

На улице - где я проживаю - стоит знак жилая зона. На тротуаре водители постоянно ставят машины на ночь и днем. Знаков стоянки нет. На просьбу убрать машины реагирую грубо - не вижу тротуар, ходи другой дорогой видал я..... ГАИ, приедут и уедут и все в таком духе. Правомерно ли это? Как с этим бороться?

вызывайте эвакуатор и ГИБДД. ГИБДД обязаны зафиксировать факт нарушения, а эвакуатор - забрать авто на штраф-стоянку. В случае бездействия, жалуйтесь в вышестоящие инстанции.

Chimka. В гаражи пусть ставят - нет гаража - пусть купят - как вы советуете мне купить дом. Нам ходить где? По кустам лазить? У нас есть стоянки. Им мало.

Николай-66

Максим, хочу задать Вам вопрос на который нигде не могу найти ответа.

А именно: запрещается или разрешается, в соответствии с п.12.2 абз.4 ПДД РФ, произвести остановку либо стоянку ВСЕМ ТС в местах, обозначенных знаком 6.4 и табличкой 8.6.4 или 8.6.5?

Абз.4 п.12.2 гласит: "Стоянка на краю тротуара,....,разрешается ТОЛЬКО легковым авто, мотоциклам, мопедам и велосипедам, в местах обозначенных знаком 6.4 с одной из табличек 8.4.7, 8.6.2, 8.6.3,____, ____, 8.6.6-8.6.9" (заметим, что таблички 8.6.4 и 8.6.5 в данном правиле отсутствуют).

Абзацы 1,2 и 3 не дают ответа на данный вопрос, так как там разговор ведётся о любых ТС.

Таким образом получается, что при сочетании знака 6.4 и табличек 8.6.4 или 8.6.5 не запрещена стоянка ВСЕМ ТС? Прав ли я в своих рассуждениях?

С уважением, Николай.

Абзац посвящён стоянке на краю тротуара. Знаки 8.6.4 и 8.6.5 обозначают способ постановки вне тротуара, поэтому в этом абзаце не упоминаются. Способ постановки вне тротуара описывает предыдущий абзац, где упоминаются таблички 8.6.1 - 8.6.9 без исключения. Кроме того, дополнительные ограничения на тип ТС содержатся в описании самих знаков 8.6.2 - 8.6.9: "8.6.2 - 8.6.9 указывают способ постановки легковых автомобилей и мотоциклов на околотротуарной стоянке."

Таким образом в совокупности получается, что если 6.4 снабжён табличкой 8.6.1, то ставить на стоянку можно любые ТС. Если же есть табличка 8.6.2 - 8.6.9, то ставить указанным способом можно только легковые и мотоциклы. Причём, хоть это прямо и не указано в ПДД, но позиция нынешних властей такова, что в зоне действия табличек 8.6.2 - 8.6.9 другие типы ТС ставить вообще нельзя, ни по табличке, ни параллельно краю ПЧ. В том числе и пикапы на базе легковых автомобилей, если в свидетельстве о регистрации указан тип кузова грузовой.

Какой пункт РАЗРЕШАЕТ ГРУЗОВИКУ(более3,5 т) СТОЯТЬ на левой стороне?

Wowochka , пункт 12.1 разрешает остановку грузовика на левой стороне дороги. В чем именно Вы видите проблему?

Здравствуйте!подскажите,как поступит,ситуация такая: хотела припарковаться,искала местом,не оценила правильно «габариты» до знака и завернула на место для парковки инвалидов,сразу жил заметила и стала сдавать назад,чтобы найти другое место,в этот момент подбегает инспектор ГИБДД,и начинает фотографировать,я ему объясняю,что я не паркуюсь,а ему все равно- в итоге выписал постановление,всю которым я на согласна,могу ли я оспорить,и на какие «данные» мне опираться!?

П.с нахожусь в декрете,муж один работает и для нас этот штраф совсем ни к месту! И вообще за 7,5лет стажа за рулём это первое нарушение,и то по глупости ((

Евгений-272

Если исходить из определения, что такое "Парковка" (если там стояли знаки 6.4 и 8.17, а не 3.27 и 8.18) - то согласно ПДД это (вырезка): Парковка (парковочное место)" - специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место....и предназначенное для организованной стоянки!!! транспортных средств..." Получается что остановка (время до 5 минут... и т.д.) не является парковкой. Значит и нет нарушения.

Можно попробовать подойти с другой стороны. Фото не отражает стоит машина или находится в движении. Оно будет всегда отражать неподвижный объект. Для того, чтоб доказать, что машина именно стояла, а не двигалась нужна видеосъемка. Если мне не изменяет память, то по этому поводу даже было какое-то постановление связанное с тем, что если не достаточные доказательства виновности водителя, то водителя считать не виновным (как-то так это всё выражено, не помню точно). Так что пробуйте обжаловать. Только думаю что придется до суда дело доводить, гаишники своего, скорее всего, будут защищать. И не профукайте сроки обжалования.

Доброго времени суток. Подскажите пожалуйста, такая ситуация. Припарковался на ночь 4 мя колесами за бордюром со стороны тротуара (лицом к дереву вдоль дороги, между основным тротуаром, там где ходят люди и дорогой). Моя машина ни кому не мешает, ни пешеходам, никому. Место моей парковки, хоть и отделено бордюром от дороги, но с ней на одном уровне (не возвышается). Живу я напротив через дорогу от места парковки и других мест для парковки не было. Машину эвакуировали в пол третьего ночи. Знаков запрещающих парковку нет.

Законно ли мою машину эвакуировали или могли только оштрафовать!? Можно ли как то обжаловать этот момент в суде?

Нет. Асфальт отделенный бордюром от дороги, но на одном уровне с дорогой.

Ст. 12.19 ч.3 парковка на тротуаре.

Георгий-28

Здравствуйте!

Возле дома у нас есть островок для парковки (есть разметка). Сквозь островок ходят люди, так как он граничит с пересечением двух дорог и есть пешеходные переходы. Я оставил машину вне зоны разметки (но рядом), машину увезли на штрафстоянку. Написали, что "Стоянка на тротуаре". В качестве доказательства - в 50-100см от авто лежит плитка "для слепых" (которую кладут перед "зебрами"). Плюс сказали, что то, что этот так называемый тротуар находится вровень с проезжей частью - не важно, так как есть бордюрный камень (весь островок огорожен им).

Я конечно попробую опротестовать, но есть ли шанс?

Алекс , если там, действительно, тротуар, то штраф и эвакуация законны. Однако если в суде Вы докажите, что тротуара в данном месте нет, то штраф и деньги за эвакуацию должны вернуть. В принципе, попробовать можно.

Удачи на дорогах!

Георгий , здравствуйте.

Попробовать можно. В любом случае прошу написать сюда о результатах.

Удачи на дорогах!

Является ли доказательством отсутствия тратуара, один уровень асфальта (предполагаемого тратуара) с уровнем дороги, хоть и отделен бордюром!?

Алекс , пункт 1.2 ПДД:

Здесь ничего не говорится про уровень асфальта на тротуаре и на проезжей части. То есть уровень асфальта может быть любым.

Если Вы хотите оспорить штраф, то Вам нужно акцентировать внимание на том, что указанный участок не предназначен для движения пешеходов.

Удачи на дорогах!

Будем пробовать оспорить. Спасибо.

Здравствуйте!

Приобрела по дду машино-место в двухуровневой подземной парковке, под ж/д. Перед покупкой показали план размещения парковочных мест, примерно так должно было выглядить парковка: 4 ряда, между 1 и 2, 3 и 4 рядами проезжая часть, шириной около 6 м., все парковочные места раположены перпендикулярно проезжей части. В ДДУ нет общего плана. Моё парковочное место должно было быть второе до поворота, выделено звездочкой "*" (вертикальные полоски перед и зад парковочного места), через каждые 2 машины по периметру парковочного места расположены столбы - получается в 1 квадрате 2 машины:

| .... |. .| .... |.| .... |. ^ .| .... |

| .... | | |*.... | | .... | | | .... |

| .... |. v .| н....|.| .... |. .| .... |

После сдачи парковки выяснилось, что застройщик моё место (*) и соседа (обозначено буквой "н") развернул на 90 градусов, т.е. перед/зад машины смотрит на стену здания, и на проезжей части перед поворотом разместил ещё одно машино-место (с каждого угла), в итоге на участке поворота 90 градусов - 90 градусов расположилось вместо 4х машин, 6 машин:

| .... | .| .... |.| .... |. ^ | .... |

| .... | | -- --- -- -- -- -- | | .... |

| .... | v -- н *. -- --.-- | .... |

Имел ли право застройщик располагать парковочное место на проезжей части, перед поворотом (расстояние до угла поворота - ширина столба, около 0,5м.). С таким расположением парковочных мест заехать на свое парковочное место "*" очень трудно. Ширина проезж.части после поворота около 3м. (от столба парковочного места до стены здания), для маневра ограниченное пространство. К тому же ширина самого въезда на парковочное место 2,13см, вместо положенных 2,5м.

Венера , здравствуйте.

К сожалению, с законодательством из сферы строительства я знаком лишь поверхностно. В общих чертах могу посоветовать Вам следующее. Изучите Ваш договор с застройщиком и посмотрите, какие требования к парковочному месту указаны в этом документе (расположение, размеры, площадь и т.п.). Если хотя бы одно требование не выполняется, то расторгните договор, либо потребуйте предоставления места, соответствующего требованиям.

Также можно попробовать найти нормативные документы, устанавливающие требования к парковочным местам (стандарты, правила, законы и т.п.) и изучить требования, указанные в них. Если что-то не выполняется, то также можно расторгнуть договор с возвратом уплаченной суммы.

Удачи на дорогах!

Александр-835

Здравствуйте.

Ночью автомобиль был припаркован возле подъезда, около бордюра, никаких запрещающих знаков нет.

Был совершен наезд на мой автомобиль, в результате которого

а) Автомобиль забросило правыми колёсами на тротуар

б) Оторвало левое заднее колесо

В итоге автомобиль не может двигаться, и стоит двумя колёсами на тротуаре. Проходу и проезду не мешает. ДТП зафиксировано ГИБДД, но в описании не отмечен факт конечного положения моего автомобиля.

Являюсь ли я нарушителем ПДД, оставляя автомобиль на месте?

Моя трактовка: нет, так как и стоянка и остановка это ПРЕДНАМЕРЕННОЕ прекращение движения ТС. В моём случае автомобиль оказался там, где оказался непреднамеренно и не имеет возможности двигаться самостоятельно.

Заранее спасибо за ответ.

ДТП зафиксировано ГИБДД, но в описании не отмечен факт конечного положения моего автомобиля.

Конечное положение автомобиля обязательно фиксируется в схеме ДТП. Кстати, Вы так же обязаны его зафиксировать - п 2.6.1 ПДД.

п 1.2 ПДД "Вынужденная остановка" - прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.

п 12.6 ПДД. При вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена, водитель должен принять все возможные меры для отвода транспортного средства из этих мест. Максим Владимир :

"Тротуар" - элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.

Теоретически тротуар может иметь в том числе и гравийной покрытие, асфальт на тротуаре не обязателен.

Удачи на дорогах!

Можно с легкостью пересчитать по пальцам тех начинающих водителей, кому с первого раза удалось разобраться в терминах "остановка" и "стоянка". ПДД имеют четкое определение и того, и другого. Путать их ни в коем случае нельзя. На дороге даже мелкие ошибки непростительны, и могут стоит кому-то жизни.

К большому сожалению, множество опытных водителей пренебрегает и нарушает правила остановки и стоянки. Чтобы в этом убедиться, достаточно выглянуть в окно или постоять несколько минут вблизи знаков, символизирующих данные маневры.

Термины в ПДД: остановка и стоянка транспортного средства

Итак, для того чтобы различать два данных действия на дороге, в первую очередь следует узнать, что каждое из них означает. Ведь остановка и стоянка ПДД означают разные действия.

В основе обоих лежит предумышленное завершение хода транспортного средства. То есть автомобиль не едет, но находится в пределах дороги. Так, остановка - целенаправленное прекращение движения на отрезок времени, не превышающий пять минут, не связанное с погрузкой или разгрузкой, а также с посадкой или высадкой. Стоит обратить внимание, что ход автомобиля должен преднамеренно прерваться.

В свою очередь, стоянка - это целенаправленное прекращение хода транспортного средства, длительность которого превышает пять минут. Оно также не должно быть связана с погрузкой (разгрузкой) автомобиля или посадкой (высадкой) пассажиров.

Отличие остановки от стоянки

Рассматривая эти два действия, и говоря очень упрощенно, можно отметить главное различие - продолжительность. Но, в первую очередь, это должно быть преднамеренное окончание движения транспортного средства. То есть, если неожиданно перед вами упало дерево на проезжую часть, а вам пришлось прибегнуть к резкому торможению, то это действие не относится к понятиям "остановка" и "стоянка". ПДД определяют данный маневр как вынужденное завершение движения. А остановка и стоянка - это предумышленные действия, о которых вы, скажем так, подумали заранее.

Как уже упоминалось, два данных понятия отличаются временем. Если вы прекратили движение менее чем на пять минут, то это однозначно является остановкой. Поэтому совершенно не важно, что делают пассажиры, и, главное, водитель транспортного средства. Отсутствие хода автомобиля на время более пяти минут, в течение которого загружают вещи или, наоборот, вынимают их из ТС, является остановкой. То же самое и с посадкой (высадкой) пассажиров.

Стоянка - это отсутствие хода ТС на время более пяти минут. Оно также может быть связано с погрузкой вещей и посадкой (высадкой) пассажиров. К примеру, вы вышли из автомобиля покурить. У вас это заняло 4 минуты и пятьдесят девять секунд. Это действие называется остановкой. Вы вышли из автомобиля, закурили и одновременно разгружаете автомобиль. Все это заняло около пяти минут. Действие это также называется остановкой. Третий вариант - прекращение движения с целью поговорить со знакомым. Длительность беседы и, соответственно, остановки транспортного средства, была пять минут и одна секунда. Поэтому, исходя из времени, которое потребовалось для этого действия, можно смело утверждать, что у вас была стоянка.

Правила остановки и стоянки

После того как вы научились различать два родственных понятия, нужно определиться с местами, в которых они разрешены. Важно знать, где запрещена остановка и стоянка. Ведь именно эти познания помогут избежать штрафов и других наказаний.

Основное правило остановки и стоянки гласит о том, что разрешено ставить транспортные средства по правой стороне дороги. Автомобиль при совершении данных маневров должен находиться на обочине, а в случае ее отсутствия - на краю проезжей части, либо тротуаре. Но когда на дороге имеются все три элемента, это не означает, что водитель может выбрать любое из них. Первоочередное место - это обочина, а уже при ее отсутствии - крайнее положение первой правой полосы. И только за неимением двух предыдущих, и при выполнении нескольких пунктов ПДД, можно аккуратно, не мешая пешеходам, оставить автомобиль на тротуаре.

Если обочина уже занята стоящими механическими транспортными средствами, то вы не имеете права останавливаться на краю проезжей части, так сказать, во второй ряд. Очень часто встречаются ситуации, когда начинающий водитель, не обладающий достаточным мастерством езды задним ходом, бросает своего железного коня в метре от края проезжей части. Это является грубым проступком, за который владелец транспортного средства получит штраф.

В некоторых случаях разрешена остановка и стоянка на левой стороне. При этом дорога должна иметь по одной полосе для каждого направления или одностороннее движение. В обоих случаях должны отсутствовать посередине трамвайные пути. Обязательным условием является нахождение данной дороги внутри населенного пункта. Вне города данное правило не действует. Также в этих местах разрешается останавливаться грузовым автомобилям с фактической массой менее трех с половиной тонн, но только для погрузки или разгрузки.

Действие знаков

На дороге строго определены места, где разрешена остановка и стоянка. ПДД предусмотрена установка соответствующих знаков.

«Остановка запрещена» - имеет вид синего круга с красным контуром, и такого же цвета перечеркивающими двумя диагональными линиями. Данное дорожное ограничение очень строгое.

«Стоянка запрещена» - синий круг с красным контуром, и такого же цвета одной перечеркивающей диагональной линией справа налево. В сравнении с предыдущим знаком, этот намного проще. Его ограничения легки для запоминания.

Знаки остановки и стоянки действуют до первого обозначенного перекрестка. Таковым является пересечение дорог, на которых установлены технические элементы организации движения группы приоритета.

Знаки и дорожная разметка

Водитель должен быть внимателен и сосредоточен за рулем всегда. Ведь он обязан увидеть все элементы организации движения на проезжей части.

Немаловажное значение имеют линии дорожной разметки на проезжей части. Действие знака "Остановка и стоянка запрещена" ограничиваются ими так же, как и обозначенными перекрестками. На дороге данная разметка наносятся желтым цветом.

Сплошная линия запрещает остановку. Однако лишь в том случае, когда она установлена рядом с дорожным знаком. В ином случае она применяется для обозначения края проезжей части.

Прерывистая желтая линия вдоль бордюра запрещает стоянку. Она также должна быть нанесена рядом с установленным соответствующим дорожным знаком.

Касаясь остановки с левой стороны, стоит отметить, что она не запрещена при наличии трамвайных путей с одного из краев проезжей части. Однако на практике в большинстве своем на такой дороге нанесена дорожная разметка в виде сплошной, которая не разрешает вышеописанные действия.

Знаки и таблички

Остановка и стоянка запрещена, может быть и иным способом. А именно информационными табличками. Знаки остановки и стоянки, установленные вместе с ними либо сокращают, либо увеличивают зону действия.

Табличка с двумя вертикальными стрелками, между которыми указано число, указывают на протяженность участка, на котором остановка и стоянка запрещена. Либо что-то одно из них. Все в зависимости от того, под каким знаком табличка находится.

Знак дополнительной информации, на котором указано число, сообщает, что через такое расстояние начнется зона запрета на остановку либо стоянку.

Исключения

Как говорится, в любом правиле есть исключения. Так, с остановкой и стоянкой. Их обязательно следует выучить каждому. Находиться на краю проезжей части без движения под знаком «Остановка запрещена» позволено маршрутным транспортным средствам и на местах для парковки, обозначенных соответствующе. Остальные не имеют права на такую поблажку.

Действие знака «Стоянка запрещена» не имеет власти над такси с включенным таксометром, и транспортными средствами, которыми управляют инвалиды 1 и 2 групп, с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Стоит отметить, что на автомобили, перевозящие последних, должны быть нанесены соответствующие опознавательные наклейки.

Остановка и стоянка: штрафы

Наказания за нарушение данных пунктов ПДД разнятся. Это связано с большим количеством нюансов относительно остановки и стоянки.

Так, за остановку в неположенном месте вы первый раз будете оштрафованы на пятьсот рублей, а уже за стоянку на месте для инвалидов - лишитесь 5 000.

Каким бы ни был штраф, большим или маленьким, в любом случае лучше стараться ездить по дорогам в соответствии с ПДД. Так вы обезопасите всех участников движения, а это является прямой обязанностью каждого водителя.

Как и всякий Закон, Правила любой свой раздел начинают с общих принципов , а за ними обязательно следуют продиктованные жизнью исключения.

Первый общий принцип.

Прежде всего, Правила потребовали, чтобы водители парковались только на правой стороне дороги . Причём при наличии обочины остановка и стоянка разрешены только на обочине (остановка на проезжей части при наличии обочины – нарушение Правил).

На любой дороге вне населённого пункта это требование категорично и не содержит никаких исключений.

И такие вопросы в Билетах есть:


1. Только автомобиля Б.

2. Автомобилей Б и В.

3. Всех автомобилей.

Комментарий к задаче

Нарушают водители автомобилей Б и В. При наличии обочины остановка разрешена только на обочине!

Примечание. Тут я должен вам напомнить, что на высококлассных дорогах обочину покрывают тем же асфальтом, что и проезжую часть, и отделяют её от проезжей части широкой сплошной линией разметки. И эту сплошную не просто можно, а именно дОлжно пересекать, если водитель намерен припарковаться.

В Правилах этот общий принцип сформулирован следующим образом:

Правила. Раздел 12. Пункт 12.1. Остановка и стоянка транспортных средств разрешаются на правой стороне дороги на обочине , а при ее отсутствии – на проезжей части у ее края.

Отсюда следует, что если обочина узкая, можно парковаться частично на проезжей части.

Если обочины совсем нет, тогда паркуемся полностью на проезжей части, но только именно на краю проезжей части. В Билетах вопросов по этому поводу нет, а вот экзамен по практическому вождению автомобиля всегда заканчивается одним и тем же – инспектор предлагает вам остановиться. И если, останавливаясь, ударитесь о бордюр тротуара – это ошибка. А если остановитесь более чем в 30 см от бордюра это тоже ошибка – вы остановились не на краю проезжей части!

Итак, вне населённых пунктов всегда и везде остановка разрешена только на правой стороне дороги!

Что же касается населённых пунктов, то здесь Правила были вынуждены сделать целых два исключения.

Исключение №1 (действительно только в населённых пунктах).

Для того чтобы левая сторона стала правой, необходимо развернуться.

Но на дорогах с односторонним движением разворот невозможен!

Такое деяние квалифицируется как выезд на встречку в нарушение Правил и карается лишением прав сроком до полугода!

Закономерно, что Правила разрешили на таких дорогах парковаться как на правой стороне, так и на левой. И сейчас никто из водителей Правила не нарушает, остановившись на разных сторонах дороги с односторонним движением.

Исключение №2 (действительно только в населённых пунктах).

На дорогах с двусторонним движением разворот не запрещён. Но если всего две полосы (по одной в каждом направлении), то на такой дороге разворот порой трудно выполнить из-за стеснённых условий.

Правила сочли, что на такой дороге из соображений безопасности лучше разрешить водителям парковаться на любой стороне.

Так что сейчас на этой дороге Правила тоже никто не нарушает.

При этом следует помнить – такой демократичный порядок установлен Правилами только в населённых пунктах и только на двухполосных дорогах, и только без трамвайных путей посередине.

В Правилах об этом сказано в том же пункте 12.1:

Правила. Раздел 12. Пункт 12.1, второй абзац. На левой стороне дороги остановка и стоянка разрешаются в населенных пунктах на дорогах с одной полосой движения для каждого направления без трамвайных путей посередине и на дорогах с односторонним движением.

И об этом на экзамене спросят обязательно:


В каком месте и направлении Вам разрешено остановиться?

1. Только В.

2. Только Б и В.

3. В любом из указанных.

Комментарий к задаче

На двухполосной дороге без трамвайных путей и с прерывистой осевой линией в населённом пункте разрешено парковаться на любой стороне и в любом направлении.

Второй общий принцип.

Везде и всюду парковаться разрешается только в один ряд и только параллельно краю проезжей части .

В Правилах это выглядит так:

Правила. Раздел 12. Пункт 12.2. Ставить транспортное средство разрешается в один ряд параллельно краю проезжей части. Двухколесные транспортные средства без бокового прицепа допускается ставить в два ряда.

Это требование Правил распространяется на все случаи. И в населённом пункте (даже в «кармане»), и вне населённого пункта (даже если обочина широкая) парковаться разрешается только в один ряд и только параллельно краю проезжей части.

И по этому поводу в Билетах есть одна задачка:


Можно ли водителю поставить автомобиль на стоянку указанным способом?

1. Можно.

2. Можно, если при этом не будут созданы помехи для движения других транспортных средств.

3. Нельзя.

Особо хочу обратить ваше внимание! – даже в «кармане» (местное уширение проезжей части) парковаться надлежит только в один ряд и только параллельно краю проезжей части.

Но это, конечно же, не всё. Далее опять идут исключения.

Правила. Раздел 12. Пункт 12.2, второй абзац. Способ постановки транспортного средства на стоянке (парковке) определяется знаком 6.4 и линиями дорожной разметки, знаком 6.4 с одной из табличек 8.6.1 – 8.6.9 и линиями дорожной разметки или без таковых.

По сути, для начала они ещё раз напомнили водителям – даже в «карманах», если нет никаких дополнительных указаний, ставить транспортное средство разрешается только параллельно краю проезжей части!

Однако если есть табличка, тогда надо выполнять требование таблички.

Если есть разметка, тогда надо выполнять требование разметки.

И уж тем более, надо выполнять указания данные одновременно и табличкой, и разметкой.

Казалось бы, полный порядок наведён, и на этом можно успокоиться. Но авторы Правил сочли необходимым включить в пункт 12.2 ещё одно требование:

Правила. Раздел 12. Пункт 12.2, третий абзац. Сочетание знака 6.4 с одной из табличек 8.6.4 – 8.6.9, а также с линиями дорожной разметки допускает постановку транспортного средства под углом к краю проезжей части в случае, если конфигурация (местное уширение) проезжей части допускает такое расположение.

Таблички 8.6.4 – 8.6.9 это вот что:

Как видим на этих табличках во всех случаях предлагается ставить машину строго перпендикулярно краю проезжей части. А таблички «под углом к краю проезжей части» в Правилах нет. Как быть? Как организовать ещё и стоянку «под углом к краю проезжей части». Остаётся только призвать на помощь разметку, что Правила и сделали.

Стоянка под углом к краю проезжей части допускается только при соблюдении следующих обязательных условий:

а). Есть знак 6.4 «Парковка»;

б). Есть одна из табличек 8.6.4 – 8.6.9;

в). Есть «косая» разметка.

Если разметка прямая…

… или разметки вообще нет, тогда стоянка под углом к краю проезжей части это нарушение Правил.

В обоих последних случаях машину могут эвакуировать!

Но и это ещё не всё. Правила пошли на ещё одно исключение из общих принципов. Причём исключение кардинальное – разрешили стоянку на тротуаре!

Правила. Раздел 12. Пункт 12.2, четвёртый абзац. Стоянка на краю тротуара, граничащего с проезжей частью, разрешается только легковым автомобилям, мотоциклам, мопедам и велосипедам в местах, обозначенных знаком 6.4 с одной из табличек 8.4.7, 8.6.2, 8.6.3, 8.6.6 – 8.6.9.

Вот они эти таблички:

Табличка 8.4.7 называется «Вид транспортного средства» , то есть стоянка разрешена только велосипедам.

Остальные шесть табличек называются «Способ постановки транспортного средства на стоянку».

Как это нужно понимать? Правила сделали исключение – разрешили стоять полностью или частично на тротуаре.

Но одновременно ввели жёсткие ограничения. Во-первых, показали (на примере легкового автомобиля) как следует ставить транспортные средства на стоянку. Только так и никак иначе!

А, во-вторых, разрешили так стоять не всем подряд, а только легковым автомобилям, мотоциклам, мопедам и велосипедам.

И об этом мы уже говорили в теме 3.8 «Знаки дополнительной информации (таблички)». Подавляющее большинство требований Правил одинаково распространяется на всех представителей категории «В», как на легковые автомобили, так и на малые и средние грузовики (не более 3,5 т).

Но только не стоянка на тротуаре!

Ни один грузовой автомобиль, ни с какой разрешённой максимальной массой,

ни одним колесом, ни под какими знаками

не имеет права стоять на тротуаре!

И об этом надо помнить и в жизни, и на экзамене:

До сих пор речь шла только про стоянку . А что про остановку ? Неужели, чтобы высадить пассажира, надо обязательно громоздиться на тротуар?

Нет, ничего подобного! Правила про остановку в зоне действия табличек «Способ постановки транспортного средства на стоянку» вообще ничего не сказали. А что не запрещено, то разрешено! То есть в зоне действия любой из этих табличек останавливаться можно на краю проезжей части (соблюдая общий принцип), и останавливаться может кто угодно.

Об этом на экзамене тоже спрашивают, правда, только всего один раз:


Разрешено ли водителю грузового автомобиля остановиться в этом месте?

1. Разрешено.

2. Разрешено,если разрешённая максимальная масса автомобиля не более 3,5 т.

3. Запрещено.

Комментарий к задаче

Перечитайте внимательно вопрос – вас спрашивают не про стоянку, а про остановку! А про остановку в зоне действия этих табличек Правила ничего не сказали, и, значит остановиться здесь можно. Причём останавливаться могут любые транспортные средства .

Что не запрещено, то разрешено.

Вот, собственно, и всё про общие принципы и исключения из них. Хотя виноват, остался ещё один общий принцип:

Правила. Раздел 12. Пункт 12.3. Стоянка с целью длительного отдыха, ночлега и тому подобное вне населённого пункта разрешается только на предусмотренных для этого площадках или за пределами дороги.

Правила не дали никакого ориентира, какой отдых считать ДЛИТЕЛЬНЫМ. Но по большому счёту это и не требуется. Здравый смысл подсказывает любому водителю – перекусить можно и на обочине, сидя в машине. Но если собрались всерьёз «накрыть поляну» и поваляться на травке, тогда машину, конечно же, надо убрать за пределы дороги. А если собрались поспать (неважно сколько), тогда в ваших же интересах остановиться на специально предусмотренной для этого площадке.

Теперь о том, где остановка запрещена.

Прежде всего, остановка может быть запрещена знаками или разметкой.

Напоминаю вам, что вот такая жёлтая сплошная линия, проведённая по краю проезжей части (или прямо по бордюру), на всём своём протяжении запрещает остановку транспортных средств.

Здесь остановка запрещена от знака и до ближайшего перекрёстка.

Надеюсь, вы ещё не забыли – знак действует только на ту сторону дороги, на которой он установлен.

Помимо этого Правила содержат целый перечень мест, где остановка запрещена Правилами.

Просто запрещена (без всяких знаков или разметки).

1. Правила. Раздел 12. Пункт 12.4. Остановка запрещается на трамвайных путях, а также в непосредственной близости от них , если это создаст помехи движению трамваев.

В данной ситуации водитель остановился не на трамвайных путях, но настолько близко от них, что точно создаёт помехи движению трамваев.

И, следовательно, остановка в этом месте запрещена!

В данной ситуации у водителя есть все основания полагать, что он не создаёт помех движению трамваев.

И, следовательно, так останавливаться разрешено.

2. Правила. Раздел 12. Пункт 12.4. Остановка запрещается на железнодорожных переездах и в тоннелях.

Не думаю, что у кого-то из вас возникнет желание припарковаться в тоннеле или, тем более, на железнодорожном переезде. Так что оставим это положение Правил без комментария.

3. Правила. Раздел 12. Пункт 12.4. Остановка запрещается на эстакадах, мостах, путепроводах (если для движения в данном направлении имеется менее трёх полос) и под ними.

Вы уже знаете, что на всех мостах, эстакадах, путепроводах и под ними категорически запрещены разворот, движение задним ходом и обгон. Что же касается остановки, то здесь Правила сделали уточнение:

– если мост, эстакада, путепровод узкие (в данном направлении одна или две полосы), остановка запрещена;

– если мост, эстакада, путепровод широкие (в данном направлении три или более полос), остановка разрешена.

И это надо знать – и в жизни пригодится, и на экзамене потребуется:


Разрешено ли Вам остановиться на мосту в указанном месте?

1. Разрешено.

2. Разрешено только для высадки пассажиров.

3. Запрещено.

Комментарий к задаче

Если мост широкий (три полосы и более в данном направлении), остановка на таком мосту не запрещена. Можете просто останавливаться и даже стоять сколько угодно, Правила не возражают.

4. Правила. Раздел 12. Пункт 12.4. Остановка запрещается на пешеходных переходах и ближе 5 метров перед ними.

Автомобиль, даже легковой, остановившись таким образом, закрывает обзор пешеходного перехода. А это, как вы понимаете, небезопасно.

А вот это совсем другое дело – сейчас у водителей есть возможность своевременно увидеть пешехода на проезжей части.

Обратите внимание! – автомобиль, стоящий сразу за переходом, никоим образом не мешает контролировать ситуацию. Поэтому Правила и содержат такое требование:

Остановка запрещена на самом пешеходном переходе и ближе 5 метров до него !

Непосредственно после пешеходного перехода остановка не запрещена!

А теперь давайте вспомним, что на двухполосной дороге можно парковаться на любой стороне. И кто из них сейчас стоит до , а кто после пешеходного перехода?

Тому, кто припарковался на левой стороне, кажется, что он стоит после пешеходного перехода. Но так совсем не кажется водителю встречного автомобиля – обзор пешеходного перехода закрыт! И ситуация назревает крайне опасная.

С точки зрения Правил, сейчас оба белых автомобиля стоят перед пешеходным переходом (и 5-ти метров нет!) и, следовательно, оба стоят с нарушением.

А вот сейчас оба стоят после пешеходного перехода, и потому Правила не нарушают.

И обратите внимание – как хорошо виден пешеходный переход водителям обоих направлений!

Остаётся только напомнить вам, что на дорогах с односторонним движением тоже разрешается парковаться на любой стороне.

Понятно, что сейчас все двигаются только в данном направлении, и, следовательно, вот так парковаться нельзя.

Уж если останавливаться перед пешеходным переходом, то не ближе 5-ти метров.

А вот так можно. Причём можно сразу после пешеходного перехода.

На эту тему в сборнике ГИБДД имеется пара задачек. Я надеюсь, что, вооружившись полученными знаниями, вы не наделаете здесь ошибок. Хотя задачки, прямо скажем, не из простых:


Водители каких автомобилей нарушили правила остановки?

1. Только автомобиля В.

2. Автомобилей А и В.

3. Автомобилей Б и В.

4. Всех перечисленных автомобилей.

Комментарий к задаче

Это населённый пункт и это дорога с односторонним движением (знак видите?). Автомобили А и В остановились непосредственно перед пешеходным переходом (5-ти метров нет) и потому нарушают Правила.


Водители каких автомобилей нарушили правила остановки?

1. Только автомобиля А.

2. Автомобилей А и Б.

3. Автомобилей А и В.

4. Всех автомобилей.

Комментарий к задаче

Дорога с двусторонним движением. Но всего лишь двухполосная и без трамвайных путей посередине. На такой дороге (в населённом пункте) можно останавливаться на любой стороне. Осталось только разобраться с пешеходным переходом.

Автомобили А и В стоят до пешеходного перехода и 5-ти метров нет, потому и нарушают.

5. Правила. Раздел 12. Пункт 12.4. Остановка запрещается в местах, где расстояние между сплошной линией разметки и остановившимся транспортным средством менее 3 метров.

Правила справедливо считают, что если расстояниеL меньше 3-х метров, то остановившееся транспортное средство заблокирует движение.

В данной ситуации, чтобы объехать препятствие, придётся выезжать на встречку в нарушение Правил, пересекая сплошную линию разметки!

Если осевая линия прерывистая, то заботиться о 3-х метрах нет необходимости. В данном случае водители объедут препятствие без всяких проблем.

Так что стойте спокойно, вы ничего не нарушаете.

И сейчас можете спокойно останавливаться и стоять. Такая разметка тоже позволяет водителям объехать вас без нарушения.

А вот теперь слева от вас сплошная линия, и трёх метров до неё явно нет. Так что остановка в этом месте запрещена!

И никакого знака, запрещающего остановку, в данной ситуации не требуется. Остановка в данном месте запрещена Правилами, а именно пунктом 12.4.

И об этом на экзамене спрашивают.

Правда, спрашивают не про остановку, а про стоянку. Ну, что же, включайте элементарную логику:

– если слева сплошная линия и до неё нет трёх метров, запрещена и остановка, и, тем более, стоянка;

– если слева прерывистая линия, тогда здесь ничего не запрещено.


Нарушил ли водитель грузового автомобиля правила стоянки?

1. Нарушил.

2. Нарушил, если разрешённая максимальная масса автомобиля более 2,5т.

3. Не нарушил.

Комментарий к задаче

Совершенно неважно, какая у него разрешённая максимальная масса. Ни один грузовой автомобиль, ни с какой разрешённой максимальной массой, ни одним колесом не должен стоять на тротуаре.

Но сейчас даже не это главное. На данном участке дороги остановка запрещена вообще всем транспортным средствам. На проезжей части остановка запрещена потому, что не будет 3-х метров до сплошной, а на тротуаре даже велосипед можно ставить только при наличии разрешающего знака.


Кто из водителей нарушил правила стоянки?

1. Оба.

2. Только водитель автомобиля.

3. Только водитель мотоцикла.

4. Никто не нарушил.

Комментарий к задаче

Нарушил только водитель автомобиля – стоянка на краю тротуара может быть разрешена соответствующими знаками, но здесь их нет.

И, главное, не было никакой необходимости лезть на тротуар, мог бы спокойно остановиться и стоять на краю проезжей части. Осевая линия не сплошная линия, а комбинированная.

Такая разметка позволяет объехать его без всякого нарушения.

6. Правила. Раздел 12. Пункт 12.4. Остановка запрещается на пересечении проезжих частей и ближе 5 метров от края пересекаемой проезжей части.

Речь идёт вот об этих углах на перекрёстках. Правила вполне закономерно требуют, чтобы водители, паркуясь, оставляли свободными эти пятиметровые зоны.

Обращаю ваше внимание! – в Правилах не сказано, что остановка запрещается на перекрёстке . В Правилах сказано, что остановка запрещается и ближе 5 метров от края пересекаемой проезжей части.

И это принципиально важно! И вот почему:


В каком месте Вам следует поставить автомобиль на стоянку с правой стороны дороги?

1. Непосредственно перед пересечением проезжих частей.

2. Непосредственно после пересечения проезжих частей.

3. Не ближе 5-ти метров от края пересекаемой проезжей части.

Комментарий к задаче

Выезд из двора по Правилам не считается перекрёстком. Но нигде в Правилах не сказано, что это не пересечение проезжих частей.

А раз это пересечение проезжих частей, тогда паркуясь, необходимо выполнять требование пункта 12.4 Правил, а именно:

Остановка запрещается на пересечении проезжих частей и ближе 5 м от края пересекаемой проезжей части.


Разрешается ли Вам остановиться в указанном месте?

1. Разрешается.

2. Разрешается, если автомобиль будет находиться не ближе 5-ти метров от края пересекаемой проезжей части.

3. Запрещается.

Комментарий к задаче

И ещё раз обращаю ваше внимание! – в пункте 12.4 не сказано, что остановка запрещается на перекрёстках .

Сказано, что остановка запрещается на пересечении проезжих частей и ближе 5 метров от края пересекаемой проезжей части.

Так что, если на экзамене вам попадётся эта задачка, имейте в виду – на перекрёстке с круговым движением парковаться можно (Правила не запрещают), надо только отъехать от края пересекаемой проезжей части на 5 м.


В каком случае водителю разрешается поставить автомобиль на стоянку в указанном месте?

1. Только если расстояние до сплошной линии разметки не менее 3-х метров.

2. Только если расстояние до края пересекаемой проезжей части не менее 5-ти метров.

3. При соблюдении обоих перечисленных условий.