Основные языковые единицы русского языка определение. Единицы языка и отношения между ними
От авторов…………………………………………………………............................................................... | |||
Перечень рекомендуемых в текстах лекций учебников и учебных пособий и сокращённые варианты их названий…………………………………………………………............................... | |||
Лекция № 1 | Язык и речь | ||
Введение………………………………………………………………………………. | |||
…………………………………………. | |||
1.2. Русские ученые о сущности и направлениях изучения родного языка……… | |||
1.3. Сущность понятия «речь»………………………………………………………. | |||
1.4. Функции языка и речи…………………………………………………………… | |||
1.5. Свойства языка и речи…………………………………………………………… | |||
Лекция № 2 | Речевая деятельность. Речевое взаимодействие……………………………….. | ||
2.1. Единство внутреннего и внешнего механизма развития человека…………… | |||
2.2. Структура речевой деятельности……………………………………………….. | |||
2.3. Общая характеристика структурных компонентов речевой деятельности.... | |||
2.4. Речевое взаимодействие…………………………………………………………. | |||
Рекомендуемая литература…………………………………………………………... | |||
Лекция № 3 | Текст как речевое произведение…………………………………………………… | ||
3.1. Общее понятие о тексте и текстовых категориях…………………………….. | |||
3.2. Языковые средства, обеспечивающие единство текста………………………. | |||
3.3. Членимость текста. Композиция ……………………………………………….. | |||
3.4. Образец лингвистического анализа текста……………………………………. | |||
3.5. Взаимодействие текстов………………………………………………………… | |||
3.6. Прецедентные тексты……………………………………………………………. | |||
Рекомендуемая литература…………………………………………………………... | |||
Лекция № 4 | Культура речи. Речевая культура…………………………………………………. | ||
4.1. Сущность понятия «культура». Основные характеристики культуры……… | |||
4.2. Речевая культура. Типы речевой культуры…………………………………… | |||
4.3. Культура речи как важная составляющая речевой культуры……………….. | |||
4.4. Языковая личность…………………………………………………………........ | |||
4.5. Пути совершенствования речевой культуры…………………………………. | |||
Рекомендуемая литература…………………………………………………………... | |||
Лекция № 5 | Современный русский литературный язык. Нормативный аспект культуры речи…………………………………………………………................................... | ||
5.1. Происхождение русского языка………………………………………………… | |||
5.2. Общенародный язык. Литературный язык……………………………………... | |||
5.3. Внелитературные разновидности русского языка…………………………….. | |||
5.4. Языковые нормы. Кодификация норм………………………………………… | |||
5.5.Типы словарей. Лингвистические словари……………………………………. | |||
Лекция № 6 | Этический и коммуникативный аспект культуры речи…………………….. | ||
6.1. Общая характеристика коммуникативных и этических норм. Их взаимо- действие …………………………………………………….. ……………………….. | |||
6.2. Этические и коммуникативные нормы в рамках коммуникативной ситуации | |||
6.3. Речевой этикет………………………..………………………………………….. | |||
6.4. Коммуникативные качества речи………………………………………………. | |||
Рекомендуемая литература………………………………………………………….. | |||
Лекция № 7 | Стилистика………………………..………………………..……………………………. | ||
7.1. Общая характеристика понятия «стиль» ………………………………………. | |||
7.2. Три модели понятия «стиль» ………………………..………………………….. | |||
7.3. Стилистика как раздел языкознания. Структура стилистики………………… | |||
Лекция № 8 | Строгие стили: официально-деловой стиль. Научный стиль………………. | ||
8.1. Общее понятие о строгих стилях………………………………………………. | |||
8.2.Сфера употребления и подстили официально-делового стиля. Документ….. | |||
8.3. Сфера употребления научного стиля. Термин и терминология……………… | |||
8.4. Подстили научного стиля………………………..……………………………… | |||
8.5.Стилеобразующие черты строгих стилей и языковые средства их вопло-щения. ………………………..………………………..……………………………… | |||
Рекомендуемая литература………………………..………………………………… | |||
Лекция № 9 | Публицистический стиль. Основы публичной речи………………………….. | ||
9.1. Общая характеристика публицистического стиля …………………………… | |||
9.2. Стилеобразующие черты публицистики и языковые средства их воплощения………………………..………………………..………………………………….. | |||
9.3. Публичная речь. Формирование риторики как науки. Виды и жанры красно-речия………………………..………………………..………………………………… | |||
9.4. Основные этапы подготовки публичного выступления………………………. | |||
9.5. Логические основы речи. Аргументация………………………………………. | |||
9.6. Взаимодействие оратора и аудитории………………………………………….. | |||
9.7. Виды дискуссионной речи………………………..……………………………... | |||
Рекомендуемая литература………………………..…………………………………. | |||
Лекция № 10 | Обиходно-разговорный стиль. Художественный стиль………………………. | ||
10.1. Место обиходно-разговорного и художественного стилей в системе функ-циональных стилей. Общие свойства стилей и принципиальные различия между ними………………………..………………………..……………………………... | |||
10.2. Стилеобразующие черты обиходно-разговорного стиля и языковые средства их воплощения………………………..……………………………………. | |||
10.3. Стилеобразующие черты художественного стиля и языковые средства их воплощения ………………………..………………………..………………………... | |||
Приложение 1. | Основные орфоэпические нормы………………………..………………………….. | ||
Приложение 2. | Основные грамматические нормы………………………..…………………………. | ||
Приложение 3. | Основные лексические нормы………………………..……………………………… | ||
Приложение 4. | Точка зрения и способы её выражения……………………………………………… | ||
Приложение 5. | Наиболее употребительные метатекстовые средства……………………………… | ||
Приложение 6. | Языковые средства создания выразительности……………………………………. |
Язык, культура, культура речи – базовые понятия для человечества в целом и каждой личности, в частности. Особенности национального мировосприятия, в том числе и русского, зиждутся на этих столпах, вне их не существуют. Именно поэтому любовь человека к себе и забота о себе должна проявляться прежде всего в том, чтобы научиться гармонично жить в окружающей его среде, в том числе культурной и языковой, не занимаясь ее субъективной рационализацией, реформаторством и т.п. Все эти действия (как ни горько в этом признаться) испытал по нашей безответственности родной русский язык, в связи с чем и речь, и культура нашего современника не может не вызывать опасения и боли у человека неравнодушного и рефлексирующего. Думается, что причиной введения курса «Русский язык и культура речи» в учебную программу подавляющего большинства российских вузов стало беспокойство о нравственном, духовном, интеллектуальном здоровье нации.
С нашей точки зрения, основной целью данного курса является формирование нравственной позиции на речь как врожденный механизм жизнедеятельности человека, обеспечивающий познание окружающего мира и установление отношений с его системами, и на язык как среду развития и самоидентификации человека, а также развитие личной ответственности студентов за свою речевую деятельность и повышение собственной речевой культуры. Для реализации этой цели и в соответствии с Государственным образовательным стандартом нами и создано данное учебное пособие, которое в процессе работы приобрело форму курса лекций. Наш курс лекций адресован в первую очередь студентам нефилологических специальностей всех форм обучения (изм. порядок слов) , а также преподавателям и специалистам в области высшего профессионального образования.
1. Принцип системности подачи материала. Системообразующими, фундаментальными понятиями нами определены те, которые указаны в названии данной дисциплины: (русский) язык – культура – речь, образуя своеобразную аксиологическую триаду
Язык
Культура Речь
2. Принцип единообразия в изложении теоретического материала и разнообразия аргументационной и иллюстративной базы.
3. Принцип научности , реализованный, во-первых, в представленности содержания по принципу «от общего к частному» – от объективного закона, закономерности к частному случаю его проявления, правилу; во-вторых – в последовательном обращении авторов к компетентному мнению известных и авторитетных русских ученых.
4. Принцип доступности , подразумевающий логически последовательное развертывание содержания, осуществляемое понятным языком, с использованием средств наглядности (схем, таблиц, рисунков) и кратких, но необходимых, на наш взгляд, комментариев к упоминаемым в учебном пособии персоналиям.
5. Принцип диалогичности , необходимый для активизации мыслительной деятельности студента и неформального опосредованного взаимодействия авторов учебного пособия с читателем. Этот принцип проявляет себя не только в системе проблемных вопросов, органично сопровождающих изложение учебного материала, но и в завершающих каждую подтему лекции творческих заданиях, вопросах для размышления или микроисследования (в тексте эти вопросы и задания обозначены значком ).
и сокращённые варианты их названий в текстах лекций
Библиографическое описание книги | Сокращённое название | |
| → | Введенская Л.А., 1997 |
| → | Введенская Л.А., 2002 |
| → | Голуб И.Б., |
| → | Данцев А.А. |
| → | Ипполитова Н.А. |
| → | Ширяев Е.Н. |
| → | Невежина М.В. |
| → | Максимов В.И. |
| → | Черняк В.Д. |
| → | Учебное пособие-словарь |
| → | Сидорова М.Ю., 2002 |
| → | Сидорова М.Ю., 2005 |
ЛЕКЦИЯ № 1
Тема: ЯЗЫК И РЕЧЬ
План лекции
Введение
1.1. Язык – естественная знаковая система
1.2. Русские ученые о сущности и направлениях изучения родного языка
1.3. Сущность понятия «речь»
1.4. Функции языка и речи
1.5. Свойства языка и речи
Введение
С самого детства мы изучаем родной язык, думаем на родном языке, на нем общаемся, одним из основных школьных предметов является «Русский язык», однако устная и письменная грамотность подавляющего большинства русскоязычных людей все же оставляет желать лучшего, в целом она неудовлетворительна. Аксиоматичное утверждение «Вне и без языка и речи человек не существует» не способствует, к сожалению, активному освоению родного языка.
Что является тому причиной? Многое.
Во-первых, наше незнание назначения и непонимание сущности языка. А ведь ещё Владимир Иванович Даль предупреждал: «С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека, это ВИДИМАЯ, осязаемая связь, союзное ЗВЕНО МЕЖДУ ТЕЛОМ И ДУХОМ: без слов нет сознательной мысли, а есть ‹…› только чувство и мычание. Без вещественных средств в вещественном мире, дух ничего сделать не может, не может даже проявиться».
Вторая причина – наше приблизительное, можно сказать, фантазийно-сказочное, представление о рождении языка. Как он возник? Это один из ключевых вопросов современного языкознания – каковы причины и условия появления бесконечно гармоничной, мудрой системы, закономерности функционирования которой полностью не изучены. Ведь вероятность того, что сами по себе возникли звуки, затем каким-то образом соединились в морфемы (или сразу в слова?) весьма невелика и спорна, поскольку порождает ряд безответных вопросов. Например: слова сами случайно образовались? или у них есть автор? Известно, что любое новое слово образуется по существующим в языке моделям из существующих в языке морфем. Тогда закономерен следующий вопрос: а как возникли сами словообразовательные модели и морфемы (корни, суффиксы и др.)?
Понимание истоков языка, очевидно, должно обусловить не только направления развития науки о языке (лингвистики), но и отношение отдельного человека к языку – как к учителю или как к подчиненному. То, что создано человеком, вряд ли можно назвать абсолютно совершенным, поэтому оно может быть модифицировано, изменено. А вот если мы начинаем исправлять то, что нами не создано, законов существования чего мы не понимаем (например, природу), то и получаем горе от своего «ума». По этому поводу уместно вспомнить слова ещё одного мудреца – С.Я. Маршака: «Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во вселенной» . Заметьте: нашел , а не придумал , не создал , не изобрел и даже не отыскал . Многозначное слово найти обозначает в русском языке одновременно два встречных, противоположных понятия: 1) обретать, отыскивать, открывать, наталкиваться, идучи попадать; 2) нашествие свыше, нисшествие, вдохновение – наитие.
Третий вопрос: для чего возник язык? Предполагаемый мгновенный ответ: «Для общения». Конечно, это так, но всё-таки подумаем: общение – это наша основная жизненная задача, которую помогает решить язык? Если это так, то, очевидно, мы с вами имеем в виду продуманное, неагрессивное, без осуждения, сплетен, насмешек, пустословия, пересказывания банальностей, сквернословия речевое взаимодействие людей. Будем честны: так мы общаемся, мягко говоря, не всегда. А мудрецы, осознающие вескость и непримитивность слова, вообще больше молчали, а то и вовсе переставали разговаривать.
С другой стороны, разве само общение ограничивается разговорами с себе подобными? Конечно же, нет. Язык позволяет нам вести внутренний диалог (вот вам и задача: исследуйте свою внутреннюю речь, её качество), общаться с природой, с техникой, читать книги (то есть разговаривать с людьми во времени и пространстве), обращаться к Богу…
Вот вопросы, ответы на которые мы с вами обязаны найти, осознав, как важно понимание каждого слова, насколько значим для нас сам язык. Кстати, исследования современных ученых-физиков позволили им сделать следующий вывод: ДНК – это такой же текст, как текст книги, но его можно читать с любой буквы, потому что там нет перерыва между словами. Читающие этот текст с каждой последующей буквы, получают все новые и новые тексты. Причем текст можно читать и в обратную сторону, если ряд плоский. А если цепочка текста развернута в трехмерном пространстве, как в кубике, то текст читается во всех направлениях. Этот текст нестационарен, он постоянно движется, меняется, потому что наши хромосомы дышат, колеблются, порождая огромное количество текстов. Академик П.П. Гаряев, например, утверждает: «Человек есть самочитаемая текстовая структура… Программа, которая записана на ДНК, не могла возникнуть в результате дарвинской эволюции: чтобы записать такое огромное количество информации, требуется время, которое во много раз превышает время существования Вселенной ».
А.С. Шишков писал: «Пустых звуков нет в языке». Слова «далеко от того, чтобы быть пустыми звуками, они содержат в себе ум его (языка) и мысли, которые не познавать есть отчуждать себя от знания языка». Какую информацию, на ваш взгляд, можно почерпнуть, изучая следующую систему однокоренных слов: нача ло – кон ец – чин – закон – нача льник?
1.1. Язык – естественная знаковая система
Русский язык, как и любой другой язык, представляет собой структуру и систему. Система – это объединение элементов, которые находятся в отношениях и связях и образуют целостность, единство. Следовательно, каждая система:
а) состоит из множества элементов;
б) элементы находятся в связи друг с другом;
в) элементы образуют единое целое.
Основные единицы языка (его знаки) представлены в табл.1.1.
Таблица 1.1
Основные языковые единицы
Языковая единица (знак) | Определение | Уровень языка | Раздел языкознания |
Фонема (звук) | Мельчайшая единица языка и речи, обладающая формой, но не содержанием; служит для отождествления или различения слов и морфем | Фонетический (фонемный) | Фонетика |
Морфема * | Несамостоятельная единица языка, значимая часть слова, обладающая и формой, и содержанием | Морфемный (словообразовательный) | Морфемика Словообразование |
Слово (лексема) | Центральная самостоятельная единица языка, обладающая формой, а также единством лексического и грамматического значений | Лексический Грамматический ** | Лексикология Морфология |
Предложение | Основная синтаксическая единица языка, являющаяся средством формирования, выражения и сообщения мысли, а также средством передачи эмоций и волеизъявления | Грамматический ** | Синтаксис |
Примечания: * Разновидности морфем: корень, приставка (префикс), суффикс, постфикс, окончание.
** Грамматический уровень включает в себя два подуровня: синтаксический и морфологический.
Уровневое (горизонтальное) объединение знаков языка выявляет его структуру. Системный характер языка заключается в том, что внутри него существует иерархия включения, то есть смысловая связанность и обусловленность единиц языка: большая единица включает в себя меньшую, и смысл (содержание, цель и пр.) большей единицы предопределяет выбор той или иной меньшей единицы языка. Например, изменение звука в словах дух и душ а повлекло засобой изменение значения слова. Что «заставило» предпочесть один звук другому? Смысл (цель) корня. Точно так же смысл вышестоящей единицы, слова, заставляет сделать выбор морфемы: плотМорфема – словообразовательный уровень
Фонема – фонетический уровень
Рис. 1.1. Структурная связь единиц языка
Взаимосвязанность языковых элементов можно проиллюстрировать, сопоставив с лингвистической точки зрения два предложения: Отсюда видно море и Отсюда видно море. Информативное содержание этих предложений почти тождественно, а лингвистическое различие очевидно лишь на фонетическом уровне: слова-омографы видно и видно различаются ударными слогами. Однако дальнейший анализ (на уровне школьного разбора по составу слова, по частям речи и по членам предложения) приводит нас к результату, представленному в таблице 1.2.
основные разделы языкознания
Языкознание - наука о естественном человеческом языке и вообще обо всех языках мира как индивидуальных его представителях. Различают наиболее общие и частные разделы языкознания. Один из крупных разделов Я - общее Я - занимается свойствами, присущими любому языку, и отличается от используемых им частных языковедческих дисциплин, которые выделяются в Я по своему предмету - либо по отдельному языку (русистика), либо по группе родственных языков (романистика).
Частные разделы языкознания.
Фонетика ориентирована на звуковой уровень - непосредственно доступную для человеческого восприятия звуковую сторону. Ее предметом являются звуки речи во всем их многообразии. Звуки языка изучает также фонология, но с функциональной и системной точек зрения. В качестве исходной единицы и объекта исследований фонологии выделяется фонема. Вводится особый морфологический уровень и исследующая его морфологическая дисциплина - морфонология - изучение фонологического состава морфологической единицы языка.
Грамматика - раздел Я, исследующий слова, морфемы, морфы. В грамматике выделяются морфология и синтаксис. В морфологии в качестве особых разделов Я выделяются словообразование, имеющее дело с деривационными значениями, и словоизменение.
Синтаксис - изучает совокупность грамматических правил языка, сочетаемость и порядок следования слов внутри предложения (предложения и словосочетания). Словарем языка занимаются несколько разделов Я: семантика и примыкающие к ней разделы Я (фразеология, семантический синтаксис). Лексическая семантика - занимается исследованием таких значений слов, которые не являются грамматическими. Семантика - наука, изучающая значение слов.
Фразеология - исследует несвободные лексические сочетания.
Лексикология - исследует словарь (лексику) языка.
Лексикография - написание слова и описание слова. Наука о составлении словарей.
Ономатология - исследование терминов в различных областях практической и научной жизни.
Семасиология раздел языкознания, занимающийся лексической семантикой т. е. значениями тех языковых единиц, которые используются для называния отдельных предметов и явлений действительности. Изучает значение слова от слова. Ономасиология - изучает развитие слова от предмета.
Ономастика - наука об именах собственных. Антропонимика раздел ономастики, изучающий собственные имена людей, происхождение, изменение этих имён, географическое распространение и социальное функционирование, структуру и развитие антропонимических систем. Топонимика составная часть ономастики, изучающая географические названия (топонимы), их значение, структуру, происхождение и ареал распространения.
Социолингвистика - состояние языка и общества. Прагмалингвистика - функционирования языка в различных ситуациях общения. Психолингвистика - психологические механизмы порождения речи. Паралингвистика - околоязыковые средства - жесты и мимика. Этнолингвистика - язык в связи с историей, культурой народа.
Основные языковые единицы
К ним относятся словосочетания (кроме фразеологизмов) и предложения, а также производные и сложные слова, свободно образуемые в речи по тем или иным правилам; прочие слова, а также фонемы и морфемы являются единицами языка.
или проще: звуки,буква,слог,слово,словосочетание, предложение,текст
Единицы языка - это элементы системы языка, имеющие разные функции и значения. К основным единицам языка относят звуки речи, морфемы (части слова), слова, предложения.
Единицы языка образуют соответствующие уровни языковой системы: звуки речи - фонетический уровень, морфемы - морфемный уровень, слова и фразеологизмы - лексический уровень, словосочетания и предложения - синтаксический уровень.
Каждый из языковых уровней тоже является сложной системой или подсистемой, а совокупность их образует общую систему языка.
Язык - естественно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система облеченных в звуковую форму знаковых единиц, способная выразить всю совокупность понятий и мыслей человека и предназначенная прежде всего для целей коммуникации. Язык в одно и то же время - условие развития и продукт человеческой культуры. (Н.Д. Арутюнова.)
Низший уровень языковой системы - фонетический, он состоит из простейших единиц - звуков речи; единицы следующего, морфемного уровня - морфемы - состоят из единиц предшествующего уровня - звуков речи; единицы лексического (лексико-семантического) уровня - слова - состоят из морфем; а единицы следующего, синтаксического уровня - синтаксические конструкции - состоят из слов.
Единицы разных уровней различаются не только местом в общей системе языка, но и назначением (функцией, ролью), а также строением. Так, кратчайшая единица языка - звук речи служит для опознавания и различения морфем и слов. Сам звук речи значения не имеет, со смыслоразличением он связан лишь косвенно: сочетаясь с другими звуками речи и образуя морфемы, он способствует восприятию, различению морфем и образуемых с их помощью слов.
Звуковой единицей является и слог - отрезок речи, в котором один звук выделяется наибольшей звучностью в сравнении с соседними. Но слоги не соотносятся с морфемами или какими-либо другими значимыми единицами; кроме того, выявление границ слога не имеет достаточных оснований, поэтому некоторые ученые не включают его в число основных единиц языка.
Морфема (часть слова) - кратчайшая единица языка, имеющая значение. Центральная морфема слова - корень, в котором заключено основное лексическое значение слова. Корень присутствует в каждом слове и может полностью совпадать с его основой. Суффикс, приставка и окончание вносят дополнительные лексические или грамматические значения.
Различают морфемы словообразовательные (образующие слова) и грамматические (образующие формы слова).
В слове красноватый, например, три морфемы: корень краен- имеет признаковое (цветовое) значение, как и в словах красный, краснеть, краснота; суффикс - оват - обозначает слабую степень проявления признака (как в словах черноватый, грубоватый, скучноватый); окончание - ый имеет грамматическое значение мужского рода, единственного числа, именительного падежа (как в словах черный, грубый, скучный). Ни одна из этих морфем на более мелкие значимые части разделена быть не может.
Морфемы с течением времени по своей форме, по составу звуков речи могут видоизменяться. Так, в словах крыльцо, столица, говядина, палец некогда выделявшиеся суффиксы слились с корнем, произошло опрощение: производные основы превратились в непроизводные. Так же может изменяться и значение морфемы. Синтаксической самостоятельностью морфемы не обладают.
Слово - основная значимая, синтаксически самостоятельная единица языка, служащая для наименования предметов, процессов, свойств. Слово представляет собой материал для предложения, причем предложение может состоять из одного слова. В отличие от предложения, слово вне речевого контекста и речевой ситуации не выражает сообщения.
В слове сочетаются признаки фонетические (его звуковая оболочка), морфологические (совокупность составляющих его морфем) и семантические (совокупность его значений). Грамматические значения слова материально существуют в его грамматической форме.
Большинство слов многозначно: например, слово стол в конкретном речевом потоке может обозначать род мебели, вид пищи, набор блюд, предмет медицинской обстановки. Слово может иметь варианты: ноль и нуль, сох и сохнул, песнь и песня.
Слова образуют в языке определенные системы, группы: на основе грамматических признаков - систему частей речи; на основе словообразовательных связей - гнезда слов; на основе смысловых отношений - систему синонимов, антонимов, тематических групп; по исторической перспективе - архаизмы, историзмы, неологизмы; по сфере использования - диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы, термины.
К слову по его функции в речи приравниваются фразеологизмы, а также составные термины (точка кипения, вставная конструкция) и составные названия (Белое море, Иван Васильевич).
Из слов образуются словосочетания - синтаксические конструкции, состоящие из двух или более знаменательных слов, соединенных по типу подчинительной связи (согласования, управления, примыкания).
Словосочетание наряду со словом является элементом построения простого предложения.
Предложения и словосочетания образуют синтаксический уровень языковой системы. Предложение - одна из основных категорий синтаксиса. Оно противопоставлено слову и словосочетанию по формальной организации, языковому значению и функциям. Предложение характеризуется интонационным строем - интонацией конца предложения, законченности или незаконченности; интонацией сообщения, вопроса, побуждения. Особая эмоциональная окрашенность, которая передается интонацией, может превратить любое предложение в восклицательное.
Предложения бывают простые и сложные.
Простое предложение может быть двусоставным, имеющим группу подлежащего и группу сказуемого, и односоставным, имеющим только группу сказуемого или только группу подлежащего; может быть распространенным и нераспространенным; может быть осложненным, имеющим в своем составе однородные члены, обращение, вводную, вставную конструкцию, обособленный оборот.
Простое двусоставное нераспространенное предложение членится на подлежащее и сказуемое, распространенное - на группу подлежащего и группу сказуемого; но в речи, устной и письменной, происходит смысловое членение предложения, которое в большинстве случаев не совпадает с членением синтаксическим. Предложение членится на исходную часть сообщения - «данное» и на то, что утверждается в нем, «новое» - ядро сообщения. Ядро сообщения, высказывания выделяется логическим ударением, порядком слов, им завершается предложение. Например, в предложении Пред сказанный накануне ливень с градом разразился утром исходной частью («данным») является предсказанный накануне ливень с градом разразился, а ядром сообщения («новым») выступает утром, на него падает логическое ударение.
Сложное предложение объединяет два или более простых. В зависимости от того, какими средствами связаны части сложного предложения, выделяются сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные сложные предложения.
§1. Устная и письменная речь. Звуки и буквы. Транскрипция. Фонетика
Язык представлен в виде речи: устной и письменной. Письменная речь появилась позже устной. Письменность изобрели для сохранения информации и передачи её во времени и пространстве. Благодаря этому мы можем узнать информацию, записанную много веков назад очень далеко от места, где находимся сейчас. Появление письменности - такая же важная веха в развитии человеческой цивилизации, как и появление компьютера в наши дни. Даже еще важнее.
Устная речь - это поток звуков, но поток, организованный по особым законам. Минимальные единицы устной речи - звуки.
Звуки можно произнести.
Звуки можно услышать.
Для этого у человека есть специальные органы: речевой аппарат и органы слуха.
Буквы - это условные и не всегда точные обозначения звуков на письме.
Буквы можно написать.
Буквы можно прочитать.
Для этого у человека есть рука и орудия письма: карандаш, ручка, мел, уголь, а сегодня и компьютер. Воспринимаются буквы зрением. Орган зрения у человека - глаза.
Слова можно записать буквами. Буквы русского алфавита
. Говори правильно: алфави´
т.
Звуков и букв неодинаковое количество. Ударных гласных в русском языке 6 (есть и безударные) и 36 согласных звуков. 33 буквы передают на письме все звуки и их всевозможные сочетания тоже. Понятно, что однозначных соответствий между буквами и звуками нет. Поэтому у нас так много правил орфографии.
Звуковой состав языка, характеристики звуков, то, как они ведут себя, оказавшись рядом друг с другом и в разных позициях в слове, изучает фонетика. Буквенный состав слов, правила написания слов, их частей и форм изучает орфография. Правила русской орфографии см. Орфография .
§2. Слово. Лексическое значение слова. Лексикология
Каждое слово имеет свою звуковую оболочку. У каждого своя морфемная структура (о строении слова см. ниже). В отличие от звуков и морфем слова выражают значение. Роль слова - называть предметы, признаки, действия и другие реалии действительности. Поэтому слово считают зна´ чимой, т.е. имеющей значение, единицей языка. Важно, что в слове обобщаются представления людей. Дом это не только конкретный дом, в котором, к примеру, живёшь ты, а все дома. Также важно, что слово способно передать эмоцию, оценку, оттенки значения. Дом - это одно, а домище - другое. Слова хибара, хоромы, домище, дворец могут использоваться вместо слова дом людьми, которые хотят выразить свое отношение к предмету.
Слово как единицу лексического состава языка изучает лексикология .
§3. Состав слова. Морфемика
Слово состоит из частей. Эти части называются морфемами. Морфемы - строительный материал для слов.
Морфемы: корень, приставка, су´ ффикс, интерфи´ кс, окончание.
Корень обозначают так: стран
а
Приставку обозначают так: по
смотреть
Суффикс обозначают так: молодец
Интерфи´
кс никак не обозначают. Интерфикс - это соединительные гласные е
и о
в сложных словах: само
вар
,земле
ройка
.
Окончание обозначают так: страна
, посмотреть
, молодец
К орень, приставка, суффикс, интерфикс входят в основу слова. То, какая основа, зависит от структуры слова. Если в слове есть только корень и окончание, то основа будет состоять только из корня. Окончание в основу слова не входит. Основа обозначается подчеркиванием: стран а , посмотре ть , молодец .
У разных слов разный морфемный состав.Морфемную структуру слов, т.е. состав слов, изучает морфемика .
§4. Производство слов. Словообразование
Образование слов, их производство - это работа морфем. Сравним слова: дом и дом ик .
Слово дом ик образовано от слова дом . Словообразование не интересуется окончаниями слов, для него важна основа. Важно разобраться, что от чего образовано, какая основа производная, а какая производящая.
Худ
ой →худ-еньк
-ий,
→худ-об
-а,
→худ - ышк
-а
,
→худ -е
-ть →по- худ-е
-ть→по-худе-ни
-е, точнее: [н’ий’
] - [э]
От чего, какой основы, и как, каким способом, а также с помощью каких средств образована основа нового слова, изучает словообразование .
§5. Форма слова. Словоизменение. Части речи. Морфология
Классы слов, имеющие сходное грамматическое значение, набор форм при их изменении и роль в предложении, называют частями речи.
Части речи, их значения и роль, а также их постоянные и изменяемые признаки изучает морфология.
§6. Роль слов в словосочетании и предложении. Синтаксис
Мы не говорим словами. Мы разговариваем предложениями. Предложение - это единица общения более высокого уровня.
Слово
называет.
Но оно не выражает законченную мысль и не является единицей общения.
Слово не является самостоятельной единицей языка.
Предложение
выражает мысль и является единицей общения.
Кроме того, предложение в отличие от слова высказывается с определённой целью, которая может быть различной.
Предложение грамматически и интонационно оформлено.
Предложение - это самостоятельная единица языка.
Слова входят в предложение как строительный материал. Это возможно благодаря механизму изменения слов и специальным синтаксическим связям, свойственным словосочетанию и предложению.
Словосочетания и предложения: простые и сложные, их структура и виды связи изучаются синтаксисом.
§7. Уровни языка и языковые единицы
В языке единицы более низких уровней служат строительным материалом для создания единиц более высокого уровня. Морфемы состоят из звуков. В русском возможны морфемы, состоящие только из одного звука, например:
с
дать
[здат’] - приставка с-
произносится как один звук [з],
дели
ть
[д’эл’ит’] - суффикс -и-
состоит из одного звука,
дому
[дому] - окончание -у
состоит из одного звука.
Слова состоят из морфем. В русском возможны слова, состоящие только из одной морфемы: как - корень, врозь - корень, жаль - корень.
Словосочетания и предложения состоят из слов. Возможны предложения, состоящие только из одного слова. Но чтобы стать предложением, слово должно быть произнесено с определённой целью, оно должно быть оформлено интонационно и грамматически. Например, Ночь! - это повествовательное, восклицательное, простое односоставное с главным членом подлежащим - назывное, нераспространённое, полное, неосложнённое.
§8. Слово как единица изучения разных языковедческих дисциплин: фонетики, лексикологии, морфемики, словообразования, морфологии и синтаксиса
У слов есть звуковой состав.
У слов есть лексическое значение.
У слов есть морфемная структура: части, из которых оно состоит.
У слов есть возможность быть основой для производства других слов.
У слова есть грамматическое значение и грамматическая форма.
У слова есть роль в предложении.
Проба сил
Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.
Итоговый тест
Что является минимальной единицей устной речи?
- Слово
Как называются специальные символы, служащие для передачи характера звучания?
- Буквы
- Знаки транскрипции
Какая дисциплина изучает буквенный состав слова, правила написания слов, их частей и форм?
- Фонетика
- Орфография
- Морфемика
Какая единица языка называет предметы, признаки, действия и другие реалии действительности?
- Морфема
- Слово
Что изучает морфемика?
- Звуковой состав слов
- Лексическое значение слов
- Морфемную структуру слов
- Способы образования слов
Словообразование рассматривает основы или окончания слов?
- основы
- окончания
Все ли русские слова изменяемые?
Как называются классы слов, имеющие сходное грамматическое значение, набор форм при изменении и роль в предложении?
- Способы словообразования
- Части речи
- Предложения
Какие признаки свойственны всем словам одной части речи: постоянные (неизменяемые) или непостоянные (изменяемые)?
- Постоянные
- Непостоянные
Какая единица языка грамматически и интонационно оформлена?
- Слово
- Предложение
Правильные ответы:
- Знаки транскрипции
- Орфография
- Слово
- Морфемную структуру слов
- основы
- Части речи
- Постоянные
- Предложение
Вконтакте
Язык - орудие, средство общения. Это система знаков, средств и правил говорения, общая для всех членов данного общества. Это явление постоянное для данного периода времени.
Речь - проявление и функционирование языка, сам процесс общения; она единична для каждого носителя языка. Это явление переменное в зависимости от говорящего лица.
Язык и речь - две стороны одного и того же явления. Язык присущ любому человеку, а речь - конкретному человеку.
Речь и язык можно сравнить с ручкой и текстом. Язык - ручка, а речь - текст, который записан этой ручкой.
Основные функции языка следующие :
- Коммуникативная функция Язык как средство общения между людьми. Мыслеформирующая функция средство мышления в форме слов.
- Когнитивная (гносеологическая) функция Язык как средство познания мира, накопления и передачи знаний другим людям и последующим поколениям (в виде устных преданий, письменных источников, аудиозаписей).
Речевое общение осуществляется посредством языка как системы фонетических, лексических и грамматических средств общения. Говорящий отбирает необходимые для выражения мысли слова, связывает их по правилам грамматики языка и произносит при помощи речевых органов. любой язык существует как живой язык, поскольку он функционирует. Функционирует он в речи, в высказываниях, в речевых актах. Разграничение понятий «язык» и «речь» впервые в четкой форме было выдвинуто и обосновано швейцарским лингвистом Фердинандом де Соссюром, затем понятия эти были глубже разработаны другими учеными, в частности академиком Л. В. Щербой и его учениками.
Язык, таким образом, определяется как система элементов (языковых единиц) и система правил функционирования этих единиц, общая для всех говорящих на данном языке. В свою очередь речь - это конкретное говорение, протекающее во времени и облеченное в звуковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму. Под речью понимают как сам процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).
Язык - достояние всего речевого коллектива. Будучи орудием общения, он может выполнять эту функцию только тогда, когда он находится в относительной статике, то есть не подвергается кардинальным изменениям. Язык отличает системность, то есть организованность его единиц.
Основные единицы языка и речи. Традиционно выделяют 4 основных единицы языка: предложение, слово (лексема), морфема, фонема. Каждая яз. единица обладает своей особой функцией, имеет особые качеств. характеристики, то каждая единица с точки зрения этого качества явл. минимальной (предельной). Представляет собой обобщеение (абстракцию) от множества языковых факторов. Фонема - мельчайшая ед. звукового строя языка, к-я сама не имеет значения, но исп. для образования, опознанния и различения значимых единиц. языка: морфем и слов. Гл. ф-я фонемы - смыслоразличит. Морфема - минимальная значимая еди. языка, выделяемая в составе слова, т.е несамостоятельная, и исп. для словообр-я или словоизм-я (формообр-я). Лексема - мельчайшая самостоятельная значимая ед. языка с номинативной (назывной) функцией и имеющ. лексич. и грамматич. зн-е. Предложение - минимальная коммуникативная ед-ца, к-я строится по грам. законам данного языка и выражает относит. законченную мысль. Языковая единица соотносится с единицей речи как инвариант (объед. вариантов) и вариант. Речевая единица - реализация языковой единицы в конкретных условиях речи. Фонема соотв в речи аллофону (варианту фонемы). Морфема выступает в речи в виде алломорфов (морфем в их конкретном варианте в конкретном слове). Лексема - слово во всех совокупностях своих значений и форм. В речи слово существет как словоформа.