Об утверждении положения о воинском учете. Воинский учёт в организации

Под воинским учетом понимается форма исполнения воинской обязанности, представляющая собой государственную систему учета и анализа имеющихся в стране призывных и мобилизационных людских ресурсов для последующего призыва на военную службу, как в мир­ное время, так и в период мобилизации, в период военного положения и в военное время.

Воинский учет граждан организуется в соответствии с Конституцией РФ, ФЗ «Об обороне», «О воинской обязанности и во­енной службе», «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», Постановлениями Правительства РФ «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Рос­сийской Федерации» и «Об утверждении Положения о воинском уче­те».

Воинский учет подразделяется на общий и специальный.

На общем воинском учете состоят граждане, которые не за­бронированы за предприятиями, учреждениями и организациями неза­висимо от ведомственной подчиненности и форм собственности на период мобилизации и военного времени.

На специальном воинском учете состоят граждане, которые в установленном порядке бронируются (закрепляются) за предприятия­ми на период мобилизации и военного времени.

Основной целью воинского учета является обеспечение полно­го и качественного укомплектования призывными людскими ресурса­ми Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в мирное время, а также обеспечение в пе­риоды мобилизации, военного положения и в военное время:

а) потребностей ВС РФ, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований в мобилизационных людских ресурсах путем заблаговременной приписки (предназначения) граж­дан, пребывающих в запасе, в их состав;

б) потребностей органов государственной власти, органов мест­ного самоуправления и организаций в трудовых ресурсах путем закре­пления (бронирования) за ними необходимого количества руководите­лей и специалистов из числа граждан, пребывающих в запасе, рабо­тающих в этих органах и организациях.

Основными задачами воинского учета являются:

а) обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности, установленной законодательством Российской Федерации;

б) документальное оформление сведений воинского учета о гражданах, состоящих на воинском учете;

в) анализ количественного состава и качественного состояния призывных и мобилизационных людских ресурсов для их эффективно­го использования в интересах обеспечения обороны страны и безопас­ности государства;

г) проведение плановой работы по подготовке необходимого количества военно-обученных граждан, пребывающих в запасе, для обеспечения мероприятий по переводу ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов с мирного на военное время, в период моби­лизации и поддержание их укомплектованности на требуемом уровне в военное время.

Основным требованием, предъявляемым к системе воинского учета, является постоянное обеспечение полноты и достоверности данных, определяющих количественный состав и качественное со­стояние призывных и мобилизационных людских ресурсов.

Воинскому учету подлежат:

Граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (призывники);

Граждане, пребывающие в запасе (военнообязанные):

а) мужского пола, пребывающие в запасе:

Уволенные с военной службы с зачислением в запас Воору­женных Сил Российской Федерации;

Успешно завершившие обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных, муници­пальных или имеющих государственную аккредитацию по соответст­вующим направлениям подготовки (специальностям) негосударствен­ных образовательных учреждениях высшего профессионального обра­зования и окончившие указанные образовательные учреждения;

Не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;

Не прошедшие военную службу в связи с предоставлением от­срочек от призыва на военную службу или не призванные на военную службу по каким-либо другим причинам, по достижении ими возраста 27 лет;

Уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комисса­риатах;

Прошедшие альтернативную гражданскую службу;

б) женского пола, имеющие военно-учетные специальности.

Не подлежат воинскому учету граждане:

а) освобожденные от исполнения воинской обязанности в соот­ветствии с ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;

б) проходящие военную службу или альтернативную граждан­скую службу;

в) отбывающие наказание в виде лишения свободы;

г) женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;

д) постоянно проживающие за пределами РФ;

е) имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе СВР РФ и ФСБ РФ.

Первоначальная постановка на воинский учет граждан РФ осуществляется:

Мужского пола - в период с 1 января по 31 марта в год дости­жения ими 17 лет комиссией по постановке граждан на воинский учет, создаваемой в военном комиссариате;

Женского пола - в течение всего календарного года после по­лучения ими военно-учетной специальности;

Получивших гражданство РФ - военным комиссариатом в те­чение всего календарного года.

Постановка граждан на первоначальный учет проводится в целях:

1. Установления:

Их численности;

Образовательного уровня и приобретенной специальности;

Профессиональной пригодности для подготовки по военно­учетным специальностям и должностям.

2. Проведения их предварительного распределения:

По видам ВС РФ;

Родам войск;

Другим войскам;

Воинским формированиям и органам.

Первоначальная постановка граждан на воинский учет осуще­ствляется комиссией по постановке граждан на воинский учет в следующем составе:

Военный комиссар соответствующей территории либо его за­меститель - председатель комиссии;

Представитель местной администрации;

Специалист по профессионально-психологическому отбору;

Секретарь комиссии;

Врачи-специалисты.

Данная комиссия обязана:

Организовать медицинское освидетельствование граждан и определить их годность к военной службе по состоянию здоровья;

Провести мероприятия по профессионально-психологическому отбору для определения пригодности граждан к подготовке по военно­учетным специальностям;

Принять решение о постановке граждан на воинский учет, ли­бо внести на рассмотрение комиссии вопрос: о зачислении в запас гражданина, признанного ограничено годным к военной службе; осво­бождении от исполнения воинской обязанности гражданина, признан­ного не годным к военной службе.

При первоначальной постановке на воинский учет гражда­нин подлежит освидетельствованию:

Терапевтом;

Хирургом;

Невропатологом;

Психиатром;

Окулистом;

Оториноларингологом;

Стоматологом;

Врачами других специальностей (по необходимости).

Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельство­ванию граждан, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по сле­дующим категориям:

А - годен к военной службе;

Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями;

В - ограниченно годен к военной службе;

Г - временно не годен к военной службе;

Д - не годен к военной службе.

Гражданин может быть направлен комиссией на дополнитель­ное амбулаторное или стационарное медицинское обследование в ме­дицинскую организацию, также он может быть направлен в медицин­скую организацию для проведения лечебно-оздоровительных меро­приятий в соответствии с законодательством РФ об охране здоровья граждан.

Снятие с воинского учета граждан, подлежащих призыву на военную службу, производится по их письменному заявлению с ука­занием причины снятия, нового места жительства или места времен­ного пребывания.

Воинский учет граждан призывного возраста, проходящих службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычай­ным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уч­реждениях и органах уголовно-исполнительной системы и органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных ве­ществ, осуществляется по месту их жительства военными комиссариа­тами.

Воинский учет граждан, пребывающих в запасе, проходивших службу в вышеуказанных органах, осуществляется указанными орга­нами и учреждениями.

Воинский учет граждан, имеющих воинские звания офицеров и пребывающих в запасе Службы внешней разведки РФ и ФСБ РФ, осуществляется указанными органами.

Граждане, постоянно проживающие за пределами РФ и изъя­вившие желание проходить военную службу по призыву на призыв­ных неофицерских должностях в одной из структур военной органи­зации государства, могут быть поставлены на воинский учет в воен­ных комиссариатах на территории РФ при условии заключения и ра- тификации РФ соответствующих международных договоров.

Граждане, работающие на морских и речных судах, состоят на учете:

По месту жительства (постоянно проживающие в населенных пунктах, к портам которых приписаны эти суда);

По месту расположения кадровых органов соответствующих пароходств, управлений и баз флотов и флотилий (не проживающие постоянно в населенных пунктах, к портам которых приписаны эти суда).

Документы воинского учета должны содержать следующие сведения о гражданине:

Дата рождения;

Семейное положение;

Образование;

Место работы;

Годность к военной службе по состоянию здоровья;

Основные антропометрические данные;

Прохождение военной или альтернативной гражданской служ­бы;

Прохождение военных сборов;

Владение иностранными языками;

Наличие военно-учетных и гражданских специальностей;

Наличие спортивного разряда или спортивного звания;

Возбуждение или прекращение в отношении гражданина уго­ловного дела;

Наличие судимости;

Бронирование гражданина, пребывающего в запасе, на период мобилизации или на военное время.

На основании Постановления Правительства РФ «Об утвержде­нии Положения о подготовке граждан Российской Федерации к воен­ной службе», Приказов МО РФ и Минобразования РФ «Об утвержде­нии Инструкции об организации обучения граждан Российской Феде­рации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по ос­новам военной службы» обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:

а) получение начальных знаний в области обороны;

б) подготовку по основам военной службы в государственном, муниципальном или негосударственном образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образо­вания и в учебных пунктах организаций независимо от формы собст­венности;

в) военно-патриотическое воспитание;

г) подготовку по военно-учетным специальностям солдат, мат­росов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;

д) медицинское освидетельствование и медицинское обследова­ние;

е) проведение лечебно - оздоровительных мероприятий.

Обязательная подготовка граждан к военной службе осуществ­ляется в порядке, определяемом Правительством РФ.

Перейдем к рассмотрению вопросов, связанных с организацией призыва граждан на военную службу.

Каждый работодатель должен вести в своей организации воинский учет. Ответственный за это может быть как сам руководитель, так и любой сотрудник. В статье подробно рассмотрим как вести воинский учет в организации в 2018 году.

Кто обязан вести воинский учет

Вести воинский учет обязаны все компании без исключения. При этом данная обязанность не зависит от формы собственности организации и применяемой формы налогообложения. Необходим такой учет для обеспечения Вооруженных Сил нашей страны потенциальными ресурсами.

Важно! Воинский учет это обязанность руководителя. Именно он решает кто в организации его будет вести.

Как организовать воинский учет в организации

Стоит сказать, что ведение такого учета является не сложной процедурой для делопроизводителей. Однако, если своей обязанностью пренебречь, организации грозят штрафные санкции.

Рассмотрим пошагово порядок организации в компании воинского учета:

  1. Встать на учет. Для начала организация должна военный комиссариат и встать там на учет. Сделать это можно в срок до 5 дней с того момента, как была внесена запись об открытии юрлица в ЕГРЮЛ. Обратиться нужно в комиссариат по местонахождению фирмы. Если юрлицо меняет адрес, то встать на учет нужно будет в комиссариат по новому местонахождению.
  2. Разработать инструкцию. Компании необходимо разработать специальные документы по ведению воинского учета. Таким документом является инструкция для ответственного за учет сотрудника, в которой также указаны его обязанности. Специально разработанных бланков такой инструкции нет, разработать ее можно самим. Важно в инструкции предусмотреть обязанность по проверке на подлинность воинских документов сотрудников.
  3. Назначить ответственного. Каких либо ограничений по тому кого можно назначить ответственным за воинский учет нет. Вести его может как руководитель, так и любые сотрудники, включая совместителей. Для того, чтобы установить выбранному сотруднику такую обязанность, потребуется заключить допсоглашение к трудовому договору (Читайте также статью ⇒ ). При этом нужно понимать, что возложение новых обязанностей на сотрудника должно повлечь за собой доплату. Оформляется возложение обязанностей на сотрудника приказом руководителя. Форму приказа можно взять утвержденную (Приложение 4 Методических рекомендаций, утвержденных Минобороны от 11.07.2017). В приказе помимо назначения нужно обозначить сотрудника, который будет ответственным на период отсутствия основного сотрудника, отвечающего за воинский учет.
  4. Согласовать мероприятия с военкоматом. Это заключительный шаг в организации учета на предприятии и заключается он в согласовании плана мероприятий, Составить такой план организация должна самостоятельно. Для этого воспользоваться можно специальным бланком (Приложение 17 Методических рекомендаций Генштаба ВС РФ от 11.07.2017г). В плане указываются сроки мероприятий, проводимых организацией по воиснкому учету. Такими мероприятиями могут быть проводимая раз в квартал проверка сведений. После проведения мероприятий в плане ставится соответствующая отметка, а напротив каждого мероприятия расписывается ответственный специалист.

Важно! Если ответственный за воинский учет специалист будет временно отсутствовать, то он должен передать все документы замещающему его лицу по акту.

Приказ о назначении ответственного сотрудника нужно согласовать со следующими органами: военным комиссариатом, органом местного самоуправления сельского или городского округа.

Для организации кадрового учета в компании начинающим кадровикам и бухгалтерам отлично подходит авторский курс Ольги Ликиной (бухгалтера М.Видео менеджмент) ⇓

Работники, не подлежащие воинскому учету

Воинский учет ведется не по всем сотрудникам. Рассмотрим работников, которые воинскому учету не подлежат:

  • Получившие освобождение от военной обязанности, например, те сотрудники, которые были признаны ограниченно годными, либо не годными к военной службе, а также те, кто прошел службу в другом государстве;
  • Проходящие военную или альтернативную гражданскую службу;
  • Проживающие постоянно за пределами РФ;
  • Имеющие звания офицеров, пребывающих в запасе СВР России или ФСБ России;
  • Женщины, не имеющие военной специальности.

Сколько специалистов ведут воинский учет

В зависимости от того, какая численность сотрудников в организации, определяют количество сотрудников, ответственных за ведение воинского учета:

  • Численность штата до 500 человек – учет должен вести 1 сотрудник, в том числе это может быть совместитель;
  • От 500 до 2000 человек – учет ведет 1 штатный сотрудник;
  • От 2000 до 4000 человек – учет ведут 2 штатных сотрудника.

Воинский учет в организации

Воинский учет представляет собой следующие мероприятия:

  • Постановка на воинский учет принятых сотрудников;
  • Оформление документов и их сохранность;
  • При увольнении сотрудников снятие их с учета.

Инструкция специалиста воинского учета содержит следующие обязанности:

  • Контроль подлинности документов воинской обязанности по каждому сотруднику;
  • Создание личной карточки по каждому сотруднику, содержащую документы воинского учета;
  • Информировать работников о мобилизационных мероприятиях по подготовке, а также ответственности за уклонение от них;
  • Информировать военкомат о нарушениях, либо неточностях в воинских документах.
  • Составление отчетности по ведению воинского учета для военкомата и местного самоуправления. Одним из таких отчетом может быт перечень сотрудников, которые подлежат воинскому учету.

Документами, которые должны предоставить сотрудники для воинского учета для призывников и военнообязанных мужчин признаются военный билет, либо удостоверение.

Важно! Если сотрудник при приеме на работу не может предоставить документы воинского учета, работодатель обязан самостоятельно запросить их.

Отчетность по воинскому учету

Периодически ответственное за воинский учет лицо обязан предоставлять отчеты военкомату, в котором организация стоит на учете. Такие отчеты представляют собой следующие списки:

  • Принимаемых или увольняемых сотрудников, подлежащих воинскому учету. Срок представления – 2 недели;
  • По сотрудникам, состоящим на воинском учете, либо по тем, которые обязаны состоять на учете. Срок представления – 2 недели;
  • По лицам мужского пола 15 и 16 лет. Представляется один раз в год в сентябре;
  • По лицам мужского пола, которые встают на учет на будущий год. Представляется один раз в год до 1 ноября.

Каждая организация также обязана вести журнал проверки воинского учета. Данный журнал регистрируют, листы нумеруют, прошнуровывают, опечатывают и заверяют подписью руководителя.

Важно! Образцы всех документов и инструкция по их заполнению содержится в рекомендациях, утвержденных Генштабом ВС РФ от 11.07.2017г.

Проверка воинского учета

Для проверки учета сотрудников проводится внутренняя проверка. Для этого создается комиссия, председателем которой является начальник отдела кадров. Такая проверка позволит проверить документы воинского учета и их соответствие нормативным актам и законодательству.

Найденные при проверке недочеты фиксируются в акте проверки. Данный акт может служить основанием для своевременного устранения недочетов, чтобы организация не попала под административную ответственность.

Ответственность организации за воинский учет

При неведении или нарушении ведения воинского учета, организацию могу привлечь к административной ответственности. Штрафные санкции для организации предусмотрены следующие:

  • 500 – 1000 рублей – за то, что организация не оповестит сотрудника о вызове в военный комиссариат по повестке;
  • 300 – 1000 рублей – за то, что организация не предоставит сведения по сотрудникам, которые обязаны стоять на воинском учете.

Законодательная база

«Об Обороне» чётко и однозначно закреплена обязанность организаций и должностных лиц вести воинский учёт в организации. В статье 8 «Функции организаций и обязанности их должностных лиц в области обороны» вышеуказанного закона сказано, что «организации независимо от форм собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют воинский учет работников и в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляют для нужд обороны здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящиеся в их собственности, с последующей компенсацией понесенных расходов в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации». В этой же статье указано, что «должностные лица организаций независимо от форм собственности:

1) должны исполнять свои обязанности в области обороны, предусмотренные для них законодательством Российской Федерации;

2) создают работникам необходимые условия для исполнения ими воинской обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Таким образом, наиболее часто встречающейся ошибкой работодателей в отношении воинского учета является то, что многие организации его не ведут. Некоторые полагают, что если не являются государственными, бюджетными организациями, то заниматься этим они не обязаны, другие не находят на это ресурсы (например, могут потребоваться дополнительные работники в отделе кадров). Однако законодательство прямо предусматривает обязанность работодателя вести воинский учет.

На заметку! Любой работодатель обязан вести воинский учёт в организации, не существует ни одного законного оправдания, чтобы не вести воинский учёт (даже если в организации вовсе нет военнообязанных)!

Как правильно вести воинский учёт в организации прописано в Методических рекомендациях по ведению воинского учета в организациях (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.04.2008).

Кто подлежит воинскому учёту?

Воинскому учету в организациях подлежат (п. 14 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719):

1) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе;

2) граждане, пребывающие в запасе. Категории граждан, пребывающих в запасе, установлены п. 1 ст. 52 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ.

Не подлежат воинскому учету в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях граждане (п. 15 Положения о воинском учете):

1) освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии со ст. 23 Закона о воинской обязанности;

2) проходящие военную службу;

3) отбывающие наказание в виде лишения свободы;

4) женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;

5) постоянно проживающие за пределами РФ;

6) имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки РФ и Федеральной службы безопасности РФ.

Воинский учет военнообязанных подразделяется на специальный и общий (п. 16 Положения о воинском учете).

На специальном воинском учете состоят военнообязанные, которые в установленном порядке бронируются за органами государственной власти, органами местного самоуправления или организациями на периоды мобилизации, военного положения и в военное время, а также проходящие службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ на должностях рядового и начальствующего состава.

Остальные военнообязанные состоят на общем воинском учете.

Какие документы должны быть в организации по воинскому учёту?

1) приказ об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования граждан, пребывающих в запасе.

2) план работы по ведению воинского учета граждан и бронированию граждан, пребывающих в запасе. Указанный план в целях обеспечения полноты и качества воинского учета призывников и военнообязанных запаса из числа работающих (обучающихся) в организациях (образовательных учреждениях) и бронирования граждан, пребывающих в запасе, организации разрабатывают в течение календарного года. План должен быть согласован с военным комиссариатом муниципального образования.

3) картотеку личных карточек формы № Т-2 и № Т-2 ГС (МС) на граждан из числа призывников и граждан, пребывающих в запасе;

4) журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ;

5) расписки в приеме от граждан документов воинского учета (форма расписки установлена Приложением № 14 к Методическим рекомендациям).

6) служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в организации;

7) другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и руководителями организаций;

8) справочную информацию по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации.

Отдельного внимания заслуживают документы, которые необходимо регулярно предоставлять в военкомат!

<*> Может быть подан в электронном виде.

<**> Являются приложением к списку граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет (п. 4 таблицы).

Типичные ошибки ведения воинского учёта.

1. Организация не требует от работника документы воинского учёта;

2. Организация допускает ошибки при ведении личной карточки для воинского учёта;

3. Организация не согласовывает в военкомате план работы по осуществлению воинского учета и приказ об организации воинского учета;

4. Организация не направляет в военкомат сведения о приёмах/увольнениях работников;

5. Организация не проходит сверку сведений с военкоматом;

6. В организации отсутствует информация/локальные нормативные акты о воинском учёте.

Нарушения работодателей в области воинского учета связаны с незначительностью ответственности. Единственной нормой, которая предусматривает ответственность за недостатки воинского учета, является ст. 21.4 КоАП РФ. За несообщение руководителем или другим ответственным лицом в военный комиссариат сведений о принятых на работу либо об уволенных с работы военнообязанных гражданах по ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ штраф составляет от 300 до 1000 руб. Организации не воспринимают такой штраф серьезно. Поэтому предпочитают не вести воинский учет вовсе либо вести частично.

Однако при поступлении в организацию запроса из военкомата о представлении документов воинский учет вести придётся. Если требования военкомата о представлении документов в соответствии с законодательством будут проигнорированы, то последуют взыскания:

— штраф от 2000 до 4000 руб. на должностных лиц за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.4 КоАП РФ);

— штраф от 3000 до 5000 на компанию и от 300 до 500 руб. на должностных лиц за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган сведений (информации), представление которых предусмотрено законом (ст. 19.7 КоАП РФ);

— штраф от 10 000 до 20 000 на компанию и от 1000 до 2000 руб. или дисквалификация на срок до трех лет на должностных лиц за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор.

Таким образом, в случае запросов из военкомата и при сообщении о проверке военкоматом ведения воинского учета риск из незначительного становится довольно ощутимым.

Для руководителей образовательных организаций актуальным является также вопрос с непредставлением руководителем или другим должностным лицом организации, а равно должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за военно-учетную работу, в установленный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, влечет наложение административного штрафа в размере от 300 до 1000 руб. (ст. 21.1 КоАП РФ). Первичная постановка на воинский учёт приходится как правило на обучающихся 10-11 классов.

Граждане и должностные лица, виновные в неисполнении обязанностей по воинскому учету, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Каждый работник кадровой службы знает о необходимости вести воинский учет в организации и своевременно отчитываться об этом. Пошаговая инструкция на 2019 год поможет разобраться в нюансах процедуры и запомнить порядок действий

Из этой статьи вы узнаете:

Пошаговая инструкция по воинскому учету в организации в 2019 году

Ведение воинского учета в коммерческой организации - обязательное требование для частных предприятий любых форм собственности. Исключение составляют только индивидуальные предприниматели (ИП). Всем остальным необходимо безошибочно и регулярно проводить процедуру и передавать соответствующую информацию в военкомат. Пошаговая инструкция в 2019 году выглядит следующим образом:

Шаг 1. Знакомство с Положением Правительства РФ

Прежде всего рассмотрим, чем вызвана необходимость ведения воинского учета. Одна из целей – передача в военкомат сведений о призывниках или военнообязанных в компании. Более полно подобные обязанности любой коммерческой компании отображаются в пункте 32 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719 (далее - Положение). Документ регламентирует все важные моменты, поэтому его изучение является самым первым этапом.

В отдельных случаях организация может забронировать военнообязанного работника, т.е. отменить его мобилизацию в случае необходимости. Таким правом обладают компании:

  • которые выполняют мобилизационные заказы или принимают участие в их выполнении;
  • которым органами госвласти ставятся задачи на случай войны;
  • работа которых в военное время поможет укрепить оборону страны.

Принадлежность к числу вышеобозначенных компаний дает право ее руководителю бронировать своих сотрудников. Такая мера позволит сохранить ценные кадры даже в военное время.

Воинский учет на предприятии с нуля

Ведение в организации воинского учета должно осуществляться на уровне учредительных документов, в которых изначально следует зафиксировать обязанность организации в выполнении данной процедуры. Кроме того, сотрудники компании, ответственные за осуществление данного контроля, должны иметь должностную инструкцию, в которой подробно прописан порядок выполнения должностных обязанностей.

Документы воинского учета при приеме на работу

Прием на работу любого сотрудника связан с обязательной проверкой документов. Если речь идет о приеме мужчины, то стоит обратить внимание на .

Военный билет при приеме на работу

Документы воинского учета при приеме на работу включают воинский билет и удостоверение, которое выдается гражданину, подлежащему к службе. Удостоверение выдается после прохождения военной медицинской комиссии и заменяется военным билетом при поступлении на службу или увольнении в запас.

Прием на работу без военного билета

Каждый кадровый сотрудник, осуществляющий прием на работу, должен знать о необходимости проверки наличия военного билета (удостоверения). При этом его отсутствие у соискателя не является причиной для отказа в вакантной должности. Однако в таком случае следует сделать запрос в военкомат о наличии необходимых документов. При этом вполне возможно, что ваш новый работник подлежит призыву на службу. В таком случае в ответ на запрос военкомат отправит в вашу организацию направление, согласно которому сотруднику будет предписано явиться в военкомат в назначенное время. Задачей организации в этом случае является обеспечить его появление.

Штрафы за воинский учет в 2019 году

Первый случай : за несвоевременную передачу данных в военкомат должностному лицу грозит штраф, размер которого составляет от 300 до 1000 рублей.

Второй: компания не оповестила своевременно своих работников о необходимости явиться в военкомат в установленное время (не обеспечила явку), это также грозит должностному лицу штрафом от 500 до 1000 рублей.

Третья ситуация: если компания не подала своевременно информацию о принятых или уволенных сотрудниках, то должностное лицо будет оштрафовано на 300-1000 рублей.

Также непредоставление списков граждан, которые подлежат постановке на первоначальный учет в военкомате, грозит штрафом 300-1000 рублей.

Кроме того, сотрудник, ответственный за воинский учет, должен помнить и о необходимости своевременной передачи данных об изменении места жительства или пребывания (более трех месяцев) сотрудников. Неисполнение данного пункта повлечет штраф от 300 до 1000 рублей.

Воинский учет в организации - пошаговая инструкция 2017-2018 годов по его ведению будет описана в этой статье - должен вести каждый работодатель, если в его штате работают военнообязанные граждане. Это требование п. 7 ст. 8 закона № 53-ФЗ от 28.03.1998 «О воинской обязанности и военной службе». Также из статьи вы узнаете, кто этим занимается и какие категории граждан подлежат учету.

Порядок ведения воинского учета граждан в организациях

Правила организации воинского учета установлены Положением о воинском учете, утвержденным постановлением Правительства РФ № 719 от 27.11.2006 и Методическими рекомендациями по ведению воинского учета в организациях (далее — Методические рекомендации), утвержденными Генеральным штабом Вооруженных сил Российской Федерации 11.04.2008.

  • мужчины призывного возраста (18-27 лет), не зачисленные в запас;
  • мужчины, находящиеся в запасе;
  • сотрудники, обучавшиеся на военных кафедрах в учебных заведениях профессионального образования;
  • лица, освобожденные от призыва;
  • мужчины старше 27 лет, по причине отсрочки не прошедшие службу;
  • граждане, уволенные из армии;
  • работники, служившие альтернативно;
  • женщины, получившие военно-учетные специальности.

Процесс воинского учета представляет собой сбор и систематизацию информации об исполнении вышеперечисленными работниками воинского долга, а также ее актуализацию. Цель этой процедуры — обеспечение исполнения гражданами РФ своего долга перед Родиной, а также удовлетворение потребностей государства в воинских ресурсах на случай военных действий.

Кто ведет воинский учет и бронирование в организации?

Обязанность организации учета в организации лежит на ее главе, хотя при необходимости он может своим приказом делегировать непосредственное исполнение этой обязанности и другим работникам. Порядок делегирования установлен п. 12 Положения о воинском учете:

  • если на учете стоит меньше 500 сотрудников, выполнять эти обязанности может один человек по совместительству;
  • если в компании работает от 500 до 2000 военнообязанных, необходимо выделить специалиста, вменив ему ведение воинского учета в качестве основной трудовой нагрузки;
  • если число военнообязанных работников 2000-4000 человек, требуется привлечь двух сотрудников на полный рабочий день.

При большем штате закон допускает делегирование обязанности учета и большему количеству сотрудников. В этом случае необходимо выделить по сотруднику на каждые 3000 работников и создать военно-учетное подразделение. Примечание: кандидатуры сотрудников, претендующих на ведение учета, во избежание проблем стоит заранее согласовать с военным комиссариатом.

Пошаговая инструкция по ведению воинского учета в организациях

Для грамотной организации процесса учета руководство компании должно предпринять несколько шагов.

Шаг 1 — издание приказа об организации воинского учета . Этим документом руководитель должен назначить ответственное лицо и его заместителя, который будет выполнять обязанности по учету во время отдыха или вынужденных перерывов в работе ответственного лица.

Не знаете свои права?

Подписаться

Шаг 2 — подготовка и согласование с военным комиссариатом плана работы. Образец плана можно найти в приложении 17 к Методическим рекомендациям. Документ должен содержать информацию о планируемых мероприятиях, сроках их выполнения и наименовании организации, а также отметку о согласовании с военкоматом.

Шаг 3 — разработка журнала проверок учета и бронирования граждан. Руководство компании должно ориентироваться на тот образец, который представлен в Методических рекомендациях. Согласно приложению 1 к этому нормативно-правовому акту, документ должен быть оформлен в виде таблицы со следующими графами:

  • «Дата проверки»;
  • «Должность и Ф. И. О. проверяющего»;
  • «Результаты, недостатки и оценка»;
  • «Решение главы компании по результатам проверки и отметки об устранении недостатков».

Шаг 4 — тщательная проверка документов у граждан в процессе трудоустройства в компанию. Военнообязанные в запасе должны представить в отдел кадров военный билет, а те, кто не прошел службу, — приписное свидетельство. Необходимо удостовериться, что данные и фото в этих документах соответствуют информации в паспорте.

Шаг 5 — заполнение личных карточек сотрудников. В них необходимо указать:

  • информацию о семейном положении;
  • данные об образовании;
  • место работы;
  • должность;
  • адрес места жительства работника.

Карточки, как правило, хранятся в специальной картотеке. Система картотеки может быть выстроена по отделам или командам, а внутри них — по алфавиту.

Шаг 6 — разъяснение гражданам их обязанностей по учету и военной подготовке, контроль за их исполнением работником.

Приказ об организации воинского учета (образец документа)

Образец приказа содержится в приложении 4 к Методическим рекомендациям. Документ должен содержать следующую информацию:

  • наименование организации;
  • дату издания приказа;
  • номер документа;
  • распоряжение об организации учета;
  • данные лица, ответственного за ведение учета;
  • данные о заместителе работника, ответственного за учет в компании в случае его временного отсутствия или нетрудоспособности;
  • информация о контроле за исполнением приказа.

Приказ подписывается руководителем организации и заверяется фирменной печатью. Копия документа направляется в военкомат.

Уголок воинского учета в организации (содержание, образец)

Согласно п. 39 Методических рекомендаций, руководство организации обязано предоставить сотрудникам справочную информацию по учету, мобилизации и подготовке к ней. Оборудование уголка воинского учета дает возможность наглядно донести до работников необходимую информацию по этим вопросам.

В законодательстве образец уголка не описан. Как правило, он оформляется в виде стенда с иллюстрациями и содержит информацию, определяющую:

  • задачи учета;
  • обязанности работников;
  • ответственность за нарушение правил учета;
  • перечень документов, регламентирующих воинский учет;
  • правила прохождения сборов и т. д.

Проверка воинского учета в организациях

Контроль за ведением учета в крупных организациях (со штатом более 500 работников) проводится один раз в год. Проверку выполняют представители военкомата или органов местного самоуправления. Если численность сотрудников в компании меньше 500 человек, проверку можно ждать раз в течение 3 лет.

Проверяющие оценивают достоверность документов организации, связанных с ведением учета: личных карточек сотрудников, плана работы по ведению учета. Результаты проверки фиксируются в специальном журнале.

Как видите, ведение учета и поддержание в актуальном состоянии информации о военнообязанных работниках — важная функция организаций. С помощью этой системы государственные органы могут эффективно контролировать исполнение трудящимися гражданами их воинского долга.

Законодательный акт Содержание
Закон №61-ФЗ от 31.05.1996 «Об обороне»
Закон №31-ФЗ от 26.02.1997 «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ»
Закон №53-ФЗ от 28.03.1998 «О воинской обязанности и военной службе»
Постановление Правительства РФ №719 от 27.11.2006 «Положение о воинском учете»
Глава 21 КоАП РФ «Административные правонарушения в области воинского учета»
Рекомендации, утвержденные Генштабом ВС РФ от 11.07.2017