Маркировка акб. Выбор автомобильных аккумуляторов и аккумуляторных батарей

Как известно, автомобильная АКБ является одним из основных элементов электросети транспортного средства. Заряженная батарея гарантирует нормальный запуск двигателя при работоспособности основных узлов и агрегатов. Рано или поздно каждая АКБ изнашивается и выходит из строя, поэтому каждый автовладелец со временем столкнется с необходимостью ее замены. Какова маркировка аккумуляторов для авто по ГОСТу, что нужно знать об основных параметрах батарей — об этом мы расскажем ниже.

[ Скрыть ]

Основные характеристики автомобильной АКБ

Какие используются обозначения и надписи для определения размеров, веса и других параметров В соответствии с ГОСТ, все автомобильные АКБ, продающиеся в отечественных магазинах, должны соответствовать международным стандартам.

Основные характеристики и параметры батарей:

  1. Полярность устройств — этот параметр определяет расположение отрицательного и положительного контакта батареи. Если вы посмотрите на аккумулятор со стороны, с которой установлены выводы, то увидите положительный контакт находится слева, а отрицательный — справа. Это свидетельствует о том, что полярность прямая, такие АКБ самые распространенные. Если полярность будет обратно, то плюс будет установлен с правой стороны, а минус — с левой.
  2. Габаритные типоразмеры устройства. Международные стандарты допускают использование батарей разных размеров, главное, чтобы они соответствовали габаритам посадочных мест в авто, иначе их установка будет невозможной. В частности, речь идет о длине и высоте батареи, ширина всегда должна соответствовать стандарту.
  3. Резервная емкость устройства. Сколько она должна быть — зависит от конкретного девайса, данный параметр определяет время разряда аккумулятора в минутах на полностью заряженном устройстве. Расчет параметра основан на температуре электролита 25 градусов, то есть для более правильного расчета емкости — как резервной, так и номинальной — батарея должна быть помещена в резервуар с водой соответствующей температуры. По стандартам этот параметр должен быть больше номинальной емкости в 1.63 раза.
    То есть если емкость устройства будет около 55 Ач, то резервный показатель составит примерно 90 минут. То есть именно на протяжении полутора часов полностью сможет питать электрооборудование и прочие приборы автомобиля, если сломается генераторный узел.
  4. Номинальная емкость. Этот параметр определяется по объему рабочей жидкости в банках конструкции, которую батарея может отдать при разряде током на протяжении 20 часов.
  5. Ток холодной прокрутки. Этот показатель определяет ток разряда, который автомобильный аккумулятор сможет выдавать в течение десяти секунд. Значение напряжения в данном случае должно составлять 7.5 вольт, не меньше, а уровень температуры электролитического раствора должен быть не менее 18 градусов.
    Если этот параметр будет выше, то при отрицательных температурах двигатель будет завести значительно проще, но также нужно помнить, что при чрезмерно высокой нагрузке может снизиться ресурс службы стартера. Поскольку ток проходит именно через этот узел. В зависимости от типа АКБ, а также ее характеристик, ток холодной прокрутки может быть разным, кроме того, в данном случае многое зависит от способа измерения.
  6. Вес устройства. Масса батареи определяется его емкостью. АКБ емкости 55 Ач должны весить около 12.1 кг, 60 Ач — 13.2 кг и т.д.

Таблица значений тока холодной прокрутки

Общие требования маркирования аккумуляторов

Маркировка приборов и, соответственно, их расшифровка, может быть разной, здесь все зависит от производителя устройства . Также маркировка может быть разной в зависимости от типа устройств, ведь для разных типов автомобилей (легковые, грузовые, микроавтобусы, спецтехника), производятся разные АКБ. И в данном случае имеются ввиду не только типоразмеры, но и емкость, сила тока, а также другие технические особенности. Сама маркировка даже может отличаться в зависимости от страны, в которой используется батарея, однако, все же есть некоторые условия, которые производители учитывают. Все потому, что эти условия прописываются в стандартах.

Вне зависимости от производителя и , на его корпусе будет указана следующая информация:

  1. Название бренда производителя, его логотип или значок.
  2. Основные параметры номинального напряжения товара.
  3. Также на корпусе указывается и значение емкости батареи.
  4. Тип, к которому относится конкретное устройство. Следует отметить, что сам тип может быть указан в соответствии с одним или даже несколькими стандартами.
  5. Количество банок, которые установлены внутри конструкции свинцового аккумулятора.
  6. Дата производства продукции, которая может быть зашифрована.
  7. Также на корпусе обязательно должны быть отмечены выводы полярности.
  8. Прочие предупреждающие символы, их число зависит исключительно от изготовителя товара. Обычно это символы, которые предупреждают о правилах эксплуатации, а также транспортировки прибора.

Фотогалерея «Основные неисправности»

Обозначение российских устройств

Все устройства, выпущенные на территории РФ, должны соответствовать стандарту 959-01.

Если вы посмотрите на корпус такого аккумулятора, то можете увидеть буквы:

  1. А. Этот символ определяет количество банок в конструкции АКБ, каждая из которых способна выдавать примерно по 2 вольта напряжения. Если после буквы А идет цифра 6, это свидетельствует о наличии шести банок в конструкции.
  2. Б. Этот символ определяет тип АКБ. Если после буквы Б стоит комбинация СТ, это свидетельствует о том, что прибор относится к категории стартерных.
  3. С. Этот символ определяет значение номинальной емкости в ампер часах. После С должны быть указаны цифры, если 55 — то перед вам аккумулятор емкостью 55 Ач и т.д.
  4. Д. По данному символу определяется метод изготовления батареи. Кроме того, данный символ позволяет определить и материал, из которого выпущен АКБ (автор видео — канал Автошкола для всех).

Отдельно нужно рассказать о последнем символе маркировки.

Для более правильного определения типа используется такая расшифровка:

  • А — свидетельствует о том, что прибор оборудован общей крышкой которой скрыты банки;
  • З — говорит о полной заряженности девайса;
  • Э — свидетельствует о том, что аккумулятор выполнен в эбонитовом корпусе;
  • Т — данный символ говорит о том, что устройство выполнено в термопластичном корпусе;
  • М — корпус таких аккумуляторов выполнен из мипласта, то есть полихлорвиниловой смолы»
  • П — для производства корпуса использовались полиэтиленовые сепараторы.

Маркировка европейских аккумуляторных батарей

На корпусе девайсов, изготовленных в Европе, помимо элементов конструкции, в том числе индикаторов для определения заряда, могут быть нанесены несколько видов обозначений. Потому что европейские производители имеют право использовать один из нескольких стандартов.

Маркировка может быть как пятизначной, так и девятизначной, начнем с первого варианта:

  1. Сначала указываются три символа, по ним можно выявить степень емкости прибора. Для более правильного вычисления данного значения следует от цифры, указанной на корпусе, вычесть 500.
  2. Следующие два символа определяют тип используемого девайса.

Расшифровка европейской маркировки

Если говорить конкретно о типе, то в соответствии со стандартом здесь может быть указана следующая информация:

  • способ изготовления девайса при производстве;
  • значение вибропрочности;
  • метод исполнения девайса, размеры его выводов, использующихся для соединения с бортовой сетью авто;
  • тип элементов крепления девайса;
  • метод отвода газов по предусмотренной производителем системе вентиляции.

В том случае, если маркировка на приборе будет иметь девять знаков, то расшифровка будет следующей:

  1. Сначала указывается символ, определяющий диапазон значения емкости аккумулятора.
  2. Далее, идут еще два знака, по которым можно вычислить значение емкости в соответствии со внутренним диапазоном. К примеру, если первой будет цифра 6, то для того, чтобы точно расшифровать значение, к ней нужно добавить 100 Ач. Если 7, то к этому значению нужно добавить 200.
  3. Далее, идут еще три символа, по ним можно определить метод конструктивного исполнения. Кроме того, данные цифры позволяют точно выявить определенные материалы, которые использовались для изготовления прибора.
  4. В конце (фиолетовым цветом на рисунке выше) указываются еще три знака, по ним можно определить 10% от значения тока холодной прокрутки.

Расшифровка маркировки для изделий, выпущенных в США

Что же можно узнать о батарее по маркировке?

Итак, подытожив данные, приведенные выше, маркировка прибора позволит покупателю определить следующие характеристики:

  • напряжение девайса;
  • его значение емкости;
  • параметр тока холодной прокрутки;
  • дату изготовления;
  • компанию-изготовителя;
  • количество банок в конструкции;
  • полярность девайса и т.д.

Этих параметров автовладельцу вполне хватит для того, чтобы сделать правильный выбор девайса при покупке. Поэтому каждый автолюбитель, которому нужно купить прибор, должен разбираться в маркировке и расшифровке значений.

Маркировка аккумулятора имеет ключевое значение при его выборе. Существует четыре основных стандарта, в соответствии с которым на АКБ наносится информация о технических характеристиках - российский, европейский, американский и азиатский (японский/корейский). Они отличаются как системой подачи, так и описанием отдельных значений. Поэтому при расшифровке маркировки аккумулятора или года его выпуска необходимо в первую очередь знать, в соответствии с каким стандартом представлена информация.

Российский стандарт аккумуляторов Интерактивное изображение расшифровки обозначений.

Европейский стандарт. Интерактивное изображение значения маркировки

Отличия стандартов

Перед тем как перейти непосредственно к вопросу, что означает маркировка на аккумуляторе, необходимо знать следующее. На российских АКБ «плюс» располагают на левой клемме, а «минус» на правой (если смотреть на аккумулятор спереди, со стороны наклейки). На батареях, выпущенных в Европе и Азии (в большинстве случаев, но не всегда) наоборот. Что касается американских стандартов, то там встречаются оба варианта, однако чаще европейский.

Полярность и стандарт аккумулятора авто

Помимо маркировки аккумуляторов для авто они еще отличаются . Так, «плюс» в европейских изделиях имеет диаметр 19,5 мм, а «минус» - 17,9 мм. У азиатских АКБ «плюс» с диаметром 12,5 мм, а «минус» - 11,1 мм. Разность диаметра клемм сделана для исключения ошибок , связанных с подключением батарей к бортовой электросети автомобиля.

Кроме емкости при выборе АКБ необходимо обязательно учитывать максимальный пусковой ток , на который он рассчитан. В маркировке аккумулятора автомобиля не всегда есть прямое указание на такую информацию, и в разных стандартах может обозначаться по-разному, в каждом стандарте есть свои нюансы.

Так называемый ток холодной прокрутки - это пусковой ток при температуре -18°С.

Российский стандарт

Обозначение на отечественном АКБ

Начнем обзор с самого популярного и распространенного в нашей стране российского стандарта. Он имеет обозначение ГОСТ 0959 - 2002. В соответствии с ним маркировка автомобильных аккумуляторов делится на четыре части, которые условно можно разделить на четыре же цифры. В частности:

  1. Количество «банок» в АКБ . Большинство аккумуляторов для легковых машин имеет на этом месте цифру 6, поскольку именно столько банок по 2 Вольта имеется у стандартной батареи (6 штук по 2 В дают общих 12 В).
  2. Обозначение типа АКБ . Самое распространенное обозначение будет «СТ», что означает «стартерный».
  3. Емкость АКБ . Она соответствует числу, стоящему на третьей позиции. Это может быть значение от 55 до 80 Ампер·часов (далее - А·ч) в зависимости от мощности двигателя машины (55 А·ч соответствует движку объемом около 1 л, а 80 А·ч - для 3-х литрового и даже больше).
  4. Исполнение аккумулятора и тип материала его корпуса . На последнем месте, как правило стоит одна или несколько букв, которые расшифровываются следующим образом.

Что касается упомянутого пускового тока , то в российском стандарте он не указывается явно, на приведенном шильдике. Однако информация о нем обязательно есть в наклейках возле упомянутой таблички. Например, надпись «270 А» или похожее значение.

Таблица соответствий типа аккумулятора, его силы разрядного тока, минимальной продолжительности разряда, габаритных размеров.

Тип аккумулятора Стартерный режим разряда Габаритные размеры батареи, мм
Сила разрядного тока, А Минимальная продолжительность разряда, мин Длина Ширина Высота
6СТ-55 255 2,5 262 174 226
6СТ-55А 255 2,5 242 175 210
6СТ-60 180 3 283 182 237
6СТ-66А 300 2,5 278 175 210
6СТ-75 225 3 358 177 240
6СТ-77А 350 2,5 340 175 210
6СТ-90 270 3 421 186 240
6СТ-110А 470 2,5 332 215 230

Маркировка аккумулятора по ETN

Европейский стандарт

Европейский стандарт ETN (европейский типовой номер) имеет официальное название EN 60095 - 1. Код состоит из девяти цифр, которые делятся на четыре отдельные области-комбинации. В частности:

  1. Первая цифра . Она условно означает емкость батареи. Чаще всего можно встретить цифру 5, которая соответствует диапазону 1...99 А·ч. Цифра 6 означает диапазон от 100 до 199 А·ч, а 7 - от 200 до 299 А·ч.
  2. Вторая и третья цифры . Они точно указывают на значение емкости АКБ, в А·ч. Например, число 55 будет соответствовать емкости 55 А·ч.
  3. Четвертая, пятая и шестая цифры . Информация о конструкционном исполнении батареи. В комбинации зашифрована информация о типе полюсных выводов, их размере, типе газоотвода, наличии ручки для переноски, особенности крепежных элементов, особенности конструкции, тип крышки, устойчивость аккумулятора к воздействию вибрации.
  4. Последние три цифры . Они означают ток «холодной прокрутки». Однако чтобы узнать его значение последние две цифры нужно умножить на десять (например, если на маркировке аккумуляторов в качестве трех последних цифр написано 043, то это означает, что 43 нужно умножить на 10, в результате чего получим искомый пусковой ток, который будет равен 430 А).

Кроме основных характеристик аккумулятора зашифрованных цифрами на некоторых современных АКБ размещают дополнительные пиктограммы. Такие наглядные картинки сообщают для каких именно автомобилей подходит данная батарея, с каким дом. оборудованием, а так же определенные нюансы эксплуатации. Например: иллюстрируют использование для системы старт/стоп, городской режим, использование большого количества электронных устройств и т.п.

Маркировка аккумуляторов BOSCH

Существует еще несколько обозначений, которые можно встретить на европейских аккумуляторах. Среди них:

  • CCA . Означает маркировку максимально допустимого тока при пуске двигателя в зимних условиях.
  • BCI . Максимально допустимый ток в зимних условиях был измерен по методу Battery Council International.
  • IEC . Максимально допустимый ток в зимних условиях был измерен по методу International Electrotechnical Commission.
  • DIN . Максимально допустимый ток в зимних условиях был измерен по методу Deutche Industri Normen.

Немецкий стандарт

Одним из разновидностей европейских обозначений является немецкий стандарт, имеющий название DIN . Его часто можно встретить в качестве маркировки аккумуляторов BOSCH. Он имеет 5 цифр, которые по информации схожи с указанным выше европейским стандартом.

Его можно расшифровать так:

  • первая цифра означает порядок емкости (цифра 5 означает, что АКБ имеет емкость до 100 А·ч, 6 - до 200 Ач, 7 - более 200 А·ч);
  • вторая и третья цифры - точная емкость АКБ, в А·ч;
  • четвертая и пятая означают принадлежность аккумулятора к определенному классу, который соответствует типу крепежа, габаритам, позиции выводов и прочем.

В случае использования стандарта DIN ток холодной прокрутки не указывается явно , однако эту информацию можно найти где-то рядом с указанной наклейкой или шильдиком.

Дата выпуска аккумуляторных батарей

Поскольку все аккумуляторы со временем стареют, то информацию о дате их выпуска всегда актуальна. АКБ, выпущенные под торговыми марками Berga, Bosch и Varta имеют на этот счет единое обозначение, которое расшифровывается следующим образом. Для образца, чтобы понять где маркировка года выпуска аккумулятора, возьмем такое обозначение - С0С753032.

Расположение и расшифровка даты производства аккумуляторов Бош, Варта, Едкон, Барен и Ексид

Первая буква - это код завода, где был изготовлен аккумулятор. Возможны такие варианты:

  • H - Ганновер (Германия);
  • C - Ческа Липа (Чехия);
  • E - Бургос (Испания);
  • G - Гуардамар (Испания);
  • F - Руан (Франция);
  • S - Саргемин (Франция);
  • Z - Цвикау (Германия).

В нашем конкретном примере видно, что АКБ изготовлен на территории Чехии. Второй символ в шифре означает номер конвейера. Третий - тип заказа. А вот четвертый, пятый и шестой символ - это зашифрованная информация о дате выпуска батареи. Так, в нашем случае цифра 7 означает 2017 год (соответственно, 8 - это 2018, 9 - 2019 и так далее). Что касается числа 53, то оно означает май. Другие варианты обозначения месяцев:

  • 17 - январь;
  • 18 - февраль;
  • 19 - март;
  • 20 - апрель;
  • 53 - май;
  • 54 - июнь;
  • 55 - июль;
  • 56 - август;
  • 57 - сентябрь;
  • 58 - октябрь;
  • 59 - ноябрь;
  • 60 - декабрь.

Приведем еще несколько расшифровок даты выпуска аккумуляторов различных торговых марок:

Примеры подписей аккумуляторов BOSCH

  • A-mega, EnergyBox, FireBull, Plazma, Virbac . Пример - 0491 62-0M7 126/17. Последнее число означает 2017 год, а три цифры перед обозначением года - это день по счету в году. В данном случае 126-й день - это 6 мая.
  • Bost, Delkor, Medalist . Образец - 8C05BM. Первая цифра - это последняя цифра в обозначении года. В данном случае - 2018. Вторая буква - это обозначение месяца по латинскому алфавиту. А - январь, В - февраль, С - март и так далее. В данном случае март.
  • Centra . Образец - KJ7E30. Третья цифра - последняя цифра в обозначении года. В данном случае - 2017. Четвертый символ - буквенное обозначение месяцев аналогично аккумуляторам Bost (А - январь, В - февраль, С - март и так далее).
  • Feon . Образец - 2736. Вторая цифра означает последнюю цифру года (в данном случае 2017 год). Третья и четвертая цифра - это номер недели в году (в данном случае 36-я неделя, начало сентября).
  • Fiamm . Образец - 721411. Первая цифра - это последняя цифра года, в данном случае 2017. Вторая и третья цифра - номер недели в году, 21 неделя - конец мая. Четвертая цифра - номер дня недели. Четверка - это четверг.
  • Ista . Образец - 2736 132041. Вторая цифра - номер года, в данном случае - 2017 год. Третья и четвертая цифры - номер недели, 36 неделя - начало сентября.
  • NordStar, Sznajder . Образец - 0555 3 3 205 8. Чтобы узнать год производства аккумулятора необходимо от последней цифры отнять единицу. Так получается номер года. В данном случае 2017 год. Предпоследние три цифры означают номер дня в году.
  • Rocket . Образец - KS7J26. Первые две буквы - это шифр названия предприятия, где был выпущен аккумулятор. Третья цифра - означает год, в данном случае 2017. Четвертая буква - шифр месяца английскими буквами (А - январь, В - февраль, С - март и так далее). Последние две цифры - число месяца. В данном случае имеем 26 октября 2017 года.
  • Startech . У аккумуляторов, выпущенных под этой торговой маркой, на днище есть два кружка, в которых явно указываются год и месяц выпуска.
  • Panasonic, Furukawa Battery (SuperNova) . Производители этих аккумуляторов прямо пишут дату изготовления на крышке изделия в формате ЧЧ.ММ.ГГ. Как правило, на Panasonic дата нанесена краской, а на корпусе Furukawa дата выдавлена.
  • ТИТАН, ТИТАН ARCTIC . Имеют маркировку из семи цифр. Первые шесть прямо указывают на дату изготовления в формате ЧЧММГГ. А седьмая цифра означает номер конвейерной линии.

Российские производители обычно проще подходят к обозначению даты производства. Они указывают на это четырьмя цифрами . Две из них обозначают месяц изготовления, другие две - год. Однако проблема состоит в том, что некоторые первыми указывают месяц, а другие - год. Поэтому в случае недоразумения лучше спросить у продавца.

Обозначение по SAE J537

Американский стандарт

Имеет обозначение SAE J537. Состоит из одной буквы и пяти цифр. Они означают:

  1. Буква . А - автомобильная АКБ.
  2. Первая и вторая цифры . Означают номер типоразмерной группы, а также при наличии дополнительной буквы - полярности. Например, число 34 означает принадлежность к соответствующей группе. По ней размер аккумулятора будет равен 260×173×205 мм. Если после числа 34 (в нашем примере) не будет буквы R, то означает, что полярность прямая, если она есть - обратная (соответственно, «плюс» слева и справа).
  3. Последние три цифры . Они прямо указывают на значение тока холодной прокрутки.

Интересный момент заключается в том, что в стандартах SAE и DIN пусковые токи (токи холодной прокрутки) значительно отличаются . В первом случае это значение больше. Чтобы перевести одно значение в другое нужно:

  • Для аккумуляторов с емкостью до 90 А·ч ток SAE = 1,7 × ток DIN.
  • Для аккумуляторов с емкостью от 90 до 200 А·ч ток SAE = 1,6 × ток DIN.

Коэффициенты выбраны эмпирически, на основе практики автомобилистов. Ниже приведена таблица соответствия тока холодных пусков для аккумуляторов по разным стандартам.

DIN 43559 (ГОСТ 959-91) EN 60095-1 (ГОСТ 959-2002)
170 280 300
220 330 350
255 360 400
255 420 450
280 480 500
310 520 550
335 540 600
365 600 650
395 640 700
420 680 750

Азиатский стандарт

Имеет название JIS и является одним из самых сложных ведь общего стандарта маркировки аккумуляторов «азия» нет. Может быть сразу несколько вариантов (старый или новый тип) обозначения размеров, мощности и других характеристик. Для точного перевода значений из азиатского стандарта в европейский необходимо пользоваться специальными таблицами соответствий. Также нужно помнить, что указанная на азиатском аккумуляторе емкость отличается от аналогичной на европейских АКБ. Например, 55 А·ч на японской или корейской батарее соответствует лишь 45 А·ч на европейской.

Расшифровка маркировки на аккумуляторе автомобиля стандарта JIS

В самой простой трактовке стандарт JIS D 5301 состоит из шести символов. Они означают:

  • первые две цифры - емкость батареи, умноженная на поправочный коэффициент (эксплуатационный показатель, который характеризует соотношение между ёмкостью аккумулятора и работой стартера);
  • третий символ - буква, которая указывает на отношение АКБ к определенному классу, определяющий форму батареи, а также его размеры (его описание смотрите ниже);
  • четвертый и пятый символ - число, соответствующее базовому размеру аккумулятора, обычно так обозначается его округленная длина в [см];
  • шестой символ - буквы R или L, который обозначают расположение отрицательной клеммы на аккумуляторе.

Что касается третьей буквы в обозначении, то они означают ширину и высоту аккумулятора. Иногда может отображать форм-фактор или размер боковой поверхности. Всего есть 8 групп (на легковых авто используются только четыре первых) - от A до H:

Маркировка автомобильного АКБ азиатского стандарта на примере аккумулятора Rocket

  • A - 125 × 160 мм;
  • B - 129 × 203 мм;
  • C - 135 × 207 мм;
  • D - 173 × 204 мм;
  • E - 175 × 213 мм;
  • F - 182 × 213 мм;
  • G - 222 × 213 мм;
  • H - 278 × 220 мм.

Азиатские размеры могут отличаться в пределах 3 мм.

Аббревиатура SMF (Sealed Maintenance Free) в переводе означает, что данная батарея является необслуживаемой. То есть, доступ к отдельным банкам закрыт, доливать в них воду или невозможно, да и не нужно. Такое обозначение может стоят как в начале, так и конце основной маркировки. Кроме SMF также встречается MF (Maintenance Free) – обслуживаемая и AGM (Absorbent Glass Mat) – необслуживаемая, так само как и первый вариант, поскольку там абсорбированный электролит, а не жидкий, как это есть в классическом варианте свинцово-кислотных аккумуляторов.

Иногда код имеет в конце дополнительную букву S, которая дает понять, что у батареи токовыводы тонкие «азиатские» клеммы или стандартные европейские.

Исполнение аккумуляторных японских аккумуляторных батарей может быть следующим:

  • N - открытая с нерегламентированным расходом воды;
  • L - открытая с малым расходом воды;
  • VL - открытая с очень малым расходом воды;
  • VRLA - открытая с регулирующим клапаном.

Азиаткий стандарт (старого типа) аккумуляторов Интерактивное изображение расшифровки обозначений.

Ниже приведена таблица соответствий размеров, массы и пусковых токов различных азиатских аккумуляторов.

Аккумуляторная батарея Емкость (Aч, 5ч/20ч) Ток холодного запуска (-18) Общая высота, мм Высота, мм Длина, мм Масса, кг
50B24R 36 / 45 390 - - - -
55D23R 48 / 60 356 - - - -
65D23R 52 / 65 420 - - - -
75D26R (NS70) 60 / 75 490/447 - - - -
95D31R (N80) 64 / 80 622 - - - -
30A19R(L) 24 / 30 - 178 162 197 9
38B20R(L) 28 / 36 340 225 203 197 11,2
55B24R(L) 36 / 46 410 223 200 234 13,7
55D23R(L) 48 / 60 525 223 200 230 17,8
80D23R(L) 60 / 75 600 223 200 230 18,5
80D26R(L) NX110-5 60 / 75 600 223 200 257 19,4
105D31R(L) 72 / 90 675 223 202 302 24,1
120E41R(L) 88 / 110 810 228 206 402 28,3
40B19 R (L) 30 / 37 330 - - - -
46B24 R (L) NS60 36 / 45 330 - - - -
55B24 R (L) 36 / 45 440 - - - -
55D23 R (L) 48 / 60 360 - - - -
75D23 R (L) 52 / 65 530 - - - -
80D26 R (L) 55 / 68 590 - - - -
95D31 R (L) 64 / 80 630 - - - -

Итоги

Всегда выбирайте аккумуляторную батарею в точном соответствии с требованиями производителя вашего авто. Особенно это актуально для значений емкости и пускового тока (особенно в “холодного”). Что касается торговых марок, то лучше покупать более дорогие или АКБ из среднего ценового диапазона. Это обеспечит их продолжительную эксплуатацию, даже в сложных условиях. К сожалению, многие иностранные стандарты, в соответствии с которыми выпускаются аккумуляторные батареи, не переведены на русский язык, и более того, предлагаются в интернете за немалые деньги. Однако в большинстве случаев приведенной выше информации вам будет достаточно для того, чтобы правильно выбрать аккумулятор для своего автомобиля.

Типы аккумуляторов:

Современные аккумуляторы бывают двух типов: малообслуживаемые и необслуживаемые .

Малообслуживаемые аккумуляторы нечасто, но все же требуют периодической проверки уровня электролита, вторые обходятся без какого либо ухода - нередко в них даже не делают пробок. Данные особенности - следствие различий материалов, из которых изготовлены электроды аккумуляторов. Для этих целей используется свинец с небольшой примесью сурьмы. Такой сплав позволяет создавать надежные прочные пластины электродов, но приводит к "выпариванию" воды.

Их основные достоинства - это доступная цена и высокая надежность: они не боятся глубоких и длительных разрядок, нетребовательны к процессу зарядки и относительно легко переносят повышенное напряжение в сети автомобиля - необходимо лишь своевременно доливать воду, не допуская падения уровня электролита ниже верхних кромок пластин.

Необслуживаемые аккумуляторы делятся на два класса: кальциевые и гибридные.

Электроды кальциевых батарей изготавливаются из свинцово-кальциевого сплава с добавками олова, алюминия и редко серебра.

Гибридные аккумуляторы несколько иные - кальций содержится там только в отрицательных электродах, а положительные делаются из свинца с небольшой долей сурьмы. Применение кальция позволяет значительно сократить испарение электролита и довести срок службы гибридных аккумуляторов до 5, а кальциевых - до 7 лет.

По сравнению с малообслуживаемыми батареям у необслуживаемых аккумуляторов саморазряд в 1,5-2 раза медленнее.

Следует помнить! Кальциевый аккумулятор плохо "переносит" глубокий разряд. Достаточно несколько раз полностью его разрядить, чтобы на положительных пластинах электродов началось образование сульфата кальция и аккумулятор начал резко терять емкость.

Маркировка аккумуляторов

На аккумуляторные батареи наносятся обозначения, позволяющие определить их основные параметры, необходимые для выбора: емкость, ток холодного запуска, тип корпуса и т.д.

Маркировка аккумуляторов делится на две группы:

  • маркировка согласно ГОСТ (ГОСТ 959-2002 действует на данный момент );
  • маркировка согласно DIN.

По стандарту ГОСТ маркировка батареи 6СТ-55АЗ дает покупателю следующую информацию:

6 - число последовательно соединенных аккумуляторов в батарее, характеризующих ее номинальное напряжением (12В);
СТ - назначение батареи по функциональному признаку (СТартерная);
55 - номинальная емкость в Ампер-часах;
А - общая крышка, З - залитая электролитом и полностью заряженная.

В нормативных документах на батареи конкретных типов допускается (при необходимости) указывать дополнительные обозначения.

По стандарту DIN маркировка состоит из 3-х групп цифр:

В 1-ых трех цифрах зашифрована емкость батареи;

Во 2-ых трех цифрах зашифрованы конструкционные особенности;

В 3-их трех цифрах зашифрована величина пускового тока.

Маркировка 574 012 068 дает следующую информацию:

5 - цифра, показывающая «порядок» значения емкости (5 - до 100 А*час, 6 - от 100 до 200 А*час, 7 - свыше 200 А*час);
74 - емкость 74 Ампер*часа;
012 - заводское обозначение типа корпуса, из которого следуют габариты корпуса, тип крепления, расположение выводов;
068 - ток пуска 680 Ампер по стандарту EN.

Ряд зарубежных производителей батарей маркируют свои батареи специфическим образом, указывая в маркировке не емкость, а значение тока холодного запуска, которому по каталогу можно сопоставить величину номинальной емкости.
Дополнительный код, собственный для каждого производителя, позволяет узнать место и дату производства батареи.

Установка аккумулятора на автомобиль

Перед установкой батареи на автомобиль с нее обязательно нужно полностью удалить полиэтиленовую заводскую пленку (упаковку). Газоотводные отверстия должны быть открытыми. Следует обратить внимание на правильность подключения аккумуляторной батареи. Клеммы АКБ желательно зачистить и после закрепления смазать. Это необходимо для предохранения контактов от попадания влаги и окисления места контактов. Это касается силовых проводов с медными (а не свинцовыми) наконечниками.

Очень важно уделить внимание соединительным проводам. Клеммы необходимо зачистить не только со стороны аккумулятора. Место, куда крепится массовый провод (-) надо также тщательно зачистить от краски, масла и грязи. Контакт затянуть достаточно туго и на АКБ и на стартёре. Невнимание к проводам и контактам при установке аккумулятора может "заявить о себе" зимой при минусовой температуре.

АКБ должна стоять на своём месте жёстко. "Движение" её в крепёжных элементах недопустимо. Дополнительная вибрация скажется на долговечности батареи т.к. осыпание пластин в секциях чаще всего происходит именно из-за вибрации.

Обратите внимание, что на многих автомобилях батарея стоит довольно близко к выпускному коллектору - т.е. летом ей будет "жарко", а это для батареи очень плохо! На "правильных" машинах предусмотрена термоизоляция АКБ от двигателя.

Чтобы аккумулятор служил долго нужно знать несколько простых правил по его эксплуатации и хранению.

Важно знать, что высокие пусковые токи АКБ влияют только на надежность запуска двигателя. Стартерные аккумуляторные батареи имеют различную величину пусковых токов в зависимости от исполнения, но при этом напряжением 12 В. Поэтому на электрооборудование автомобиля повышенные токи не оказывают негативного влияния. Вывести же из строя электрооборудование (при этом только стартер) может запуск двигателя аккумулятором напряжением, например, 24 В.

Можно на автомобиль устанавливать батарею большей емкости чем рекомендованная заводом-изготовителем , но только если в этом есть необходимость. Например, установлено дополнительное электрооборудование или автомобиль используется в условиях экстремально низких температур.

Новый аккумулятор можно установить на автомобиль сразу после покупки, если вольтметр показывает ЭДС не меньше 12,6 В. Плотность не ниже 1,26 гр/см3 и уровень электролита над пластинами составляет 10-15 мм. Если указанные параметры ниже, то необходимо зарядить аккумулятор и откорректировать показатели.

Чтобы избежать разрядки и выхода из строя аккумулятора нужно проверять уровень электролита в нем: в жаркое время года - не реже 1 раза в месяц, в остальное время - 1 раз в течение 2-3 месяцев.

Что следует знать при эксплуатации АКБ в зимнее время.

1. Стартеру требуется больше времени чтоб прокрутить двигатель, так как сопротивление холодного двигателя в зимнее время увеличивается в 2,5-3 раза. А значит, от АКБ требуется отдача большей мощности и энергии.

2. Чем ниже температура окружающего воздуха, тем выше вязкость электролита и внутреннее сопротивление батареи. Поэтому для обеспечения надежного пуска двигателя необходимо выбирать ту АКБ, которая при одних и тех же габаритных размерах имеет максимально высокие токи холодной прокрутки.

Если при запуске двигателя в зимнее время аккумулятор разрядился в «ноль», то необходимо зарядить аккумулятор от стационарного зарядного устройства, но не позднее чем через 2-3 дня после глубокого разряда батареи.

Очень важно не допускать замерзания электролита , а в холодную зиму такая ситуация возможна. При разряде АКБ снижается плотность электролита, то есть уменьшается удельное количество серной кислоты, содержащейся в растворе электролита, и образуется вода. Чем глубже разряд батареи, тем выше отрицательная температура, при которой может замерзнуть электролит. Например, при плотности 1,11 г/см3 электролит замерзнет уже при -7 °С, а при плотности 1,27 г/см3 - только при -58 °С.

Если, все-таки, электролит замерз, то восстановить работоспособность аккумулятора можно , но все зависит от степени замерзания. Если батарея замерзла не на весь объем, и не деформировался корпус, то ее можно восстановить. Нужно при комнатной температуре полностью растопить лед и только потом следует зарядить АКБ.

Многие автолюбители сетуют на «качество» аккумулятора, когда пуск двигателя в зимнее время затрудняется. Но пуск двигателя зависит не только от АКБ - помимо технических характеристик и степени заряженности батареи, пуск двигателя зависит от следующих факторов:

От состояния электропроводки и электрооборудования автомобиля;

От состояния свечей;

От состояния топливной системы и качества топлива;

От качества масла;

От опыта водителя.

В зимний период рекомендуем снимать батарею с автомобиля. Аккумулятор нужно полностью зарядить. Желательно каждые 3 месяца проверять плотность электролита и при необходимости производить подзарядку, такие меры значительно снизят скорость коррозии пластин.

Что влияет на срок службы АКБ:

Интенсивность эксплуатации (чем выше интенсивность, тем меньше срок службы);

Регулярность контроля батареи (проверка плотности и уровня электролита);

Исправность электрооборудования;

Температурные условия окружающей среды (экстремально низкие и высокие температуры снижают срок службы батареи).

Различные аккумуляторы имеют разный срок хранения без подзаряда:

Кальциевые (Ca/Ca) - от 8 - 12 месяцев;

Гибридные (Ca/Sb) - от 5 - 8 месяцев;

Малосурьмяные (Sb/Sb) - от 3 - 5 месяцев.

ВАЖНО: При хранении нельзя сливать электролит! Аккумулятор должен быть заряжен! Чем ниже температура окружающей среды, тем дольше срок хранения .

На современных АКБ можно увидеть «глазок» индикатор , который показывает плотность электролита только в одной из 6 банок. Поэтому, для получения полной информации о состоянии АКБ, проверять плотность необходимо во всех шести банках, так как показатели в них могут значительно различаться. Глазок-индикатор, является всего лишь дополнительной опцией, привлекательной для покупателей и не несет дополнительных преимуществ для батареи. Показания индикатора не являются точными, но они позволяют приблизительно определить состояние батареи .

АКБ содержат внутри химически-активную среду и при неправильной эксплуатации могут взорваться. Эксплуатация батарей в режиме перезаряда, может стать причиной скопления под крышкой АКБ гремучей газовой смеси, являющейся результатом разложения воды на кислород и водород. При попадании в аккумулятор или газоотводящий канал искры или открытого пламени происходит взрыв гремучей смеси. Спровоцировать взрыв могут и искрение электропроводки или полюсных клемм, и близко поднесенная сигарета, и пламя зажженной спички. Для снижения риска взрыва по этой причине, некоторые производители в конструкции АКБ применяют фильтры - пламегасители.

Пламегаситель представляет собой прессованную таблетку из мелкодисперсного специального полипропилена. Величина пор рассчитана таким образом, что газ (смесь кислорода и водорода) при возникновении избыточного давления в батарее, выходит отдельными порциями.

Фильтры также препятствует проникновению открытого огня вовнутрь аккумулятора, что предотвращает взрыв.

Аккумуляторная батарея – важный компонент автомобиля, у которого есть определенный срок хранения. Поэтому очень важно понимать, как узнать дату производства аккумулятора, ещё до приобретения этой детали. Если вы купите аккумулятор, который долго лежал на складе, его срок службы заметно сократится. Срок хранения АКБ без подзарядки зависит и от условий, в которых она находится.

Для получения точных данных понадобится расшифровка даты выпуска аккумулятора. Почему эту информацию нужно расшифровывать? Причина в том, что каждый производитель использует свой вариант маркировки, какого-либо общего стандарта попросту нет. В большинстве случаев дата производства аккумулятора – это набор символов, понять который без инструкции просто нереально.

Отличается и размещение даты выпуска АКБ. Одни производители просто печатают её на этикетке, другие выбивают штампом на верхней крышке, а третьи используют для этих целей отдельную наклейку. Сегодня мы рассмотрим наиболее популярные аккумуляторы на рынке и методы их маркировки.

«ИСТОК», «Курский аккумулятор», Dominator, FB, FireBall, Forse, OPTIMUM, Uno (Курск, Россия)

В код входит два цифровых сегмента – первый состоит из четырех цифр, а второй – из шести (к примеру, 3256 275845).

Способ маркировки:

  • 3 – номер линии производства;
  • 256 – уникальный номер партии;
  • 2 – последняя цифра года выпуска;
  • 7 – полугодие;
  • 5 – номер месяца в указанном полугодии (первое полугодие: 1=январь, 2=февраль, 3=март, 4=апрель, 5=май, 6=июнь; второе полугодие: 1=июль, 2=август, 3=сентябрь, 4=октябрь, 5=ноябрь, 6=декабрь);
  • 84 – число дня месяца;
  • 5 – номер сборочной бригады (может быть две цифры).

Образец маркировки: 1259 612205

Расшифровка: аккумулятор изготовили на линии производства №1, уникальный номер партии – 259. Дата производства АКБ: 2016 год, первое полугодие, второй месяц, 20 число (20 февраля 2016 года), сборочная бригада №5.

Маркировка тяжелой группы АКБ осуществляется иным методом. Пример: 14013142

Расшифровка:

Емкость АКБ – 140 А·ч, год выпуска – 2013, 1-е полугодие, 4 месяц (апрель), 2-я бригада.

В 2015 году производство аккумуляторов перенесли с Днепропетровска (Украина) в Курск, после чего появилась новая схема маркировки.

Образец: 0816 2 23457

  • 0816 – дата изготовления аккумулятора (08 – месяц, 16 – год);
  • 2 – номер смены;
  • 23457 – порядковый номер АКБ.

Обнуление порядкового номера происходит ежемесячно.

Также читайте нашу статью о том, как проверить аккумулятор автомобиля мультиметром –

«Тюменский медведь», «Ямал», Arctic Batbear, Tyumen Batbear (Тюмень, Россия)

Маркировка расположена на корпусе аккумулятора напротив главной этикетки. Для нанесения применяется метод лазерной перфорации. Задняя стенка содержит код из шести цифр – ММ.ГГГГ.

Пример: 112015

Расшифровка:

Дата производства АКБ – ноябрь 2015 года.

Тяжелая группа аккумуляторов обозначается иным образом.

Пример: 1014

Расшифровка:

Произведен в октябре 2014 года.

«Актех», «Зверь», «Орион» (Иркутск, Россия)

Маркировка наносится на верхнюю крышку АКБ по методу ММ.ГГ.

Пример: 0613

Расшифровка:

Дата производства – июнь 2013 года.

Cobat, Titan (Arctic Silver, Asia Silver, Euro Silver, Standart, Vaiper) (Бор, Россия)

В августе 2011 года предприятие начало наносить маркировку на АКБ с использованием принтера и уникального сочетания букв и цифр. Найти эту комбинацию можно в центральной части крышки аккумулятора.

В код входит пять символов: 12345

  • 1 – порядковый номер дня недели;
  • 23 – номер недели в текущем году (вариант от 01 до 53);
  • 4 – год, который указывается латинской буквой (H – 2011, V – 2012, N – 2013, Z – 2014, P – 2015, A – 2016, S – 2017, T – 2018, X – 2019, L – 2020);
  • 5 – номер смены.

Образец: 102V2

Расшифровка: 1 – понедельник, 02 – 2-я неделя, V – 2012 год, 2 – вторая смена. Аккумулятор выпущен 9 января 2012 года во вторую смену.

ТИТАН, ТИТАН ARCTIC (обозначение до августа 2011 года, старый вариант, набор из семи цифр, например, 1234567):

  • 12 – число месяца;
  • 34 – месяц;
  • 56 – год выпуска;
  • 7 – номер линии на заводе.

Berga, Blackmax, Bosch, Varta

Маркировка наносится на верхнюю крышку аккумуляторов в виде набора букв и цифр (24 знака). Четвертая цифра – год изготовления, а пятая и шестая – месяц.

Пример: F2K2060256846 268111 82A 05

На АКБ Bosch дату изготовления можно также найти посередине основной наклейки. Она состоит из трех цифр – года и месяца производства. К примеру, 207 – июль 2012 года.

Также для определения даты изготовления АКБ Varta используется цветной кружок, расположенный на крышке батареи либо наклейке. Цвет этого кружка обозначает конкретный квартал:

  • 2013 - зеленый, II.2013 - красный, III.2013 - розовый, IV.2013 - белый;
  • 2014 - серый, II.2014 - оранжевый, III.2014 - желтый, IV.2014 - голубой;
  • 2015 - зеленый, II.2015 - красный, III.2015 - розовый, IV.2015 - белый и т.д.

Детальная расшифровка всех символов:

Первый символ – страна, в которой расположен завод Bosch и Varta:

  • А - Австрия;
  • С - Чехия;
  • F и R - Франция;
  • E и G - Испания;
  • H - Германия;
  • S - Швеция.

Затем идет цифра, обозначающая номер конвейера, а потом буква – параметры отгрузки:

  • C - производство по партнерскому заказу;
  • E - для установки на новые автомобили;
  • V - розничная продажа.

Следующая цифра – последняя цифра года производства, потом пара цифр – номер календарного месяца (01 – январь, 02 – февраль и т.д.).

5-я и 6-я цифры – день месяца, 7-я – номер смены.

В 2014 году в аккумуляторах Bosch и Varta появилась другая маркировка даты изготовления аккумулятора. В длинном коде это будут цифры под номерами 4, 5 и 6.

4-я цифра – год производства, а 5 и 6 цифры – код месяца производства:

  • январь – 17;
  • февраль – 18;
  • март – 19;
  • апрель – 20;
  • май – 53;
  • июнь – 54;
  • июль – 55;
  • август – 56;
  • сентябрь – 57;
  • октябрь – 58;
  • ноябрь – 59;
  • декабрь – 60.

Mutlu (Турция)

Год выпуска аккумулятора наносят вверху его корпуса. Там можно найти шестизначный код. Первая цифра – номер линии, вторая – год производства, затем идет пара цифр – месяц, а две последних цифры – число.

Образец: 120718

Furukawa Battery (SuperNova), Panasonic (Япония)

Маркировка указана на этикетке, расположенной на крышке батареи. На АКБ Panasonic символы наносятся с помощью краски (ГГ.ММ.ДД), а на продукции Furukawa Battery – методом выдавливания на наклейке в виде ДД.ММ.ГГ.

Образец маркировки: 080515А

А вы уже знаете, можно ли заряжать необслуживаемый аккумулятор и как это правильно делать? Ответ есть в нашей статье –

Moratti, Topla (Словения)

На таких АКБ маркировка наносится лазерным методом на крышку корпуса. Код состоит из 14 знаков, 3-й и 4-й из которых обозначают год, а два следующих – неделю выпуска.

Пример: F2100700915922

Расшифровка: АКБ изготовлен в 7-ю неделю 2010 года (февраль).

Встречается также 4-значное обозначение Topla: две первых цифры – это год, а две следующих – неделя.

В АКБ Moratti Tab встречается код типа F2 1320, в котором 13 – год, 20 – неделя.

Shin-Cobe

В 2016 году производитель этих АКБ вошел в состав компании Hitachi.

Образец: 160509T

Скорее всего, обозначение не отличается от Panasonic – первые две цифры – дата, 3-я и 4-я – месяц, а две последних – год.

Banner

Год выпуска и дата наносится методом выжигания на корпусе батареи. Ещё один вариант – нанесение даты и года выпуска на положительный вывод АКБ.

Пример: DEBE – порядковые номера латинских букв.

  • две первых буквы – номер недели в году;
  • две последних буквы – последняя пара цифр года;
  • A-0, B-1, C-2, D-3, E-4, F-5, G-6, H-7, I-8, J-9, K-10, L-11, M-12.

В нашем примере DEBE означает, что АКБ был выпущен в 34-ю неделю 2014 года.

Banner Batterien, Power Bull Banner, Power Bull Plus (Австрия)

Код наносится на заднюю сторону аккумулятора.

Образец: 25Т3515 3 – 25-я неделя 2015 года (Т35 и 3 – служебные данные).

Atlas, Bost, Numax (Пакистан)

Код находится под ручкой, на верхней части АКБ. Нам нужны два первых символа.

1-я цифра – последняя цифра года производства. 2-й символ – месяц в виде латинской буквы. Порядковый номер этой буквы указывает на номер месяца изготовления: А - январь, В - февраль, С - март, D - апрель, Е - май, F - июнь, G - июль, H - август, J - сентябрь, K - октябрь, L - ноябрь, M - декабрь. В маркировке не используется буква «I».

Образец: 3LMF24

Расшифровка: 3 – 2013 год, L – ноябрь.

Baren, Fiamm (Италия, Австрия)

Данные о дате производства можно найти на верхней наклейке.

Первая цифра – год изготовления, 2-я и 3-я – порядковый номер недели, 4-я цифра – день недели, а 5-я – номер смены.

Centra, Exide (США)

Под этим брендом также производятся такие аккумуляторы: Absolute, American, BIG, Centra, Champion, Chloride Motive Power, Deta, Emisa, Exide, Fulmen, Hagen, Luac Power, Marathon, Marshal, Exide Select Orbital, PAK, PCA, Prestolite, Saem, Sonnark, Sonnenchein, Sprinter, Trailblaizer, Tudor, York.

Маркировка наносится на корпус батареи. 1-я цифра – год производства, 2-я – месяц, указывается литерами латинского алфавита (А-январь, В-февраль, С-март и т.д.).

Недавно маркировка изменилась – на отрицательном выводе аккумулятора указывают пару двузначных чисел. Первое число – номер недели, а второе – год. Например, 35/16 – 35-я неделя 2016 года.

Ещё один вариант:

Tudor (Португалия, сборка в Беларуси)

Набор цифр и букв, в котором вторая буква обозначает год:

  • X – 2010;
  • Y – 2011;
  • Z – 2012;
  • A – 2013;
  • B – 2014;
  • С – 2015 и т.д.

5-я буква – месяц производства:

  • A-январь;
  • В-февраль;
  • С-март;
  • D-апрель;
  • Е-май;
  • F-июнь;
  • G-июль;
  • H-август;
  • I-сентябрь;
  • J-октябрь;
  • К-ноябрь;
  • L-декабрь.

Образец: AZ15JPX75J – батарея выпущена в октябре 2012 года.

Steco (Франция)

Маркировка содержит код из 6 цифр:

  • 1 – номер линии;
  • 23 – номер недели в году;
  • 4 – день недели;
  • 5 – год производства;
  • 6 – тип аккумулятора.

Solite (Корея)

Сочетание следующее:

  • 1-я буква – обозначение завода;
  • 2-я буква – номер линии;
  • 3-я буква и 4-я цифра – буква – число календарного месяца производства (W-0, X-10, Z-30, то есть десятки), а далее идет цифра – единицы;
  • 5-я латинская буква от I до T – месяц изготовления (I-январь, J-февраль и т.д.);
  • 6-я цифра год производства (последняя его цифра от 0 до 9);
  • 7-я буква – смена.

А-mеga (А-Мега Авто) (Украина)

Дата и год указаны на крышке батареи. Три первых цифры – день в году, две последних – год.

Образец: 212/13 – 212 день (июль) 2013 года.

Sznajder (Польша)

Маркировка находится на фронтальной части крышки АКБ. Для нанесения кода используется горячее тиснение, он состоит из 10-ти цифр:

  • первые четыре цифры – внутренняя маркировка батареи с указанием ампер-часов;
  • 5-я цифра указывает на тип используемой решетки;
  • 6-я цифра – номер смены (1-3);
  • 7-я, 8-я и 9-я цифры – порядковый номер дня изготовления в году, к примеру, 282 – 9 октября;
  • 10-я цифра – от неё надо отнять единицу и получим год выпуска АКБ. К примеру, если 10-я цифра – 5, это значит, что батарею изготовили в 2014 году.

Global (Корея)

Маркировка наносится на верхней панели аккумулятора. 3-я цифра указывает на год, а затем идет буква, обозначающая месяц производства (А, B, C, D и т.д.. – январь, февраль, март, апрель…).

Moll (Германия)

Дата выпуска указана на отрицательном выводе батареи. Сначала идет двухзначное число – порядковый номер недели, а потом указан год.

Ista Standart (Украина)

Код наносится на крышке, чуть выше наклейки.

Образец: 1335 (1 – номер производства, 3 – последняя цифра в году (2013 год), а 35 – порядковый номер недели в году).

Аккумуляторы, изготовленные ЗАО “ISTA-Центр”, имеют другое обозначение. К примеру, 221325, в котором первая цифра – номер производства (2), затем идет номер бригады (2), потом год изготовления (13) и номер недели (25).

Selenius, ПАЗ (Россия)

Код указан на борту крышки аккумулятора, четыре последних цифры обозначают месяц и год производства. Пример: ОТК151215, дата производства – 12.15, то есть, декабрь 2015 года.

Tyumen Battery (Россия)

Код указан на продольной стороне верхней части корпуса аккумулятора.

Аком (Bravo, Forward, Reactor) (Россия)

Дата изготовления указана вверху крышки батареи. Код состоит из шести цифр и буквы. Две первых цифры – месяц, две следующих – год, пара последних – день, а буква обозначает смену.

Амур (Россия)

Маркировка расположена возле положительного вывода АКБ. Здесь все просто: месяц и год, например, 03 15 – март 2015 года.

ЗиД (Россия)

Zubr (Беларусь)

Найти данные о дате можно в левом верхнем углу крышки аккумулятора.

Образец: 5A17D1. Расшифровка: 5 – 2015 год, A – месяц (январь), 17 – число, D – сборочная линия, 1 – маркировка емкости.

Месяцы идут в следующем порядке: А, В, С, D, E, F, G, Н, J, K, L, M. Не забывайте, что буква I обычно не используется всеми производителями.

Пилот, Пилот Silver, Электроисточник (Россия)

Найти необходимый код можно вверху крышки АКБ. Там указан сначала месяц, а потом год. Например, 0714 (июль 2014 года).

Asian Horse, Black Horse, Extra Start, Gillette Magico, Graisburg, Golden Horse, Power Horse, White Horse (Сербия)

Код указан на крышке: пара первых цифр – год, затем идет неделя (две цифры), потом служебные сведения. Образец: 134915 – 2013 год, 49 неделя (конец года).

Optima (США)

На боковой части корпуса указан год выпуска и день (сначала идет год – одна цифра, а потом три цифры – день изготовления). К примеру, 5125 – 125 день 2015 года.

Westa, Веста (Украина)

В легкой группе аккумуляторов маркировка состоит из двух цифровых сегментов – сначала 4 цифры, а потом 6. Эти АКБ производятся двумя предприятиями – “ВЕСТА-Днепр” и “ВЕСТА-Индастриал”. Код первого завода имеет более крупный размер.

АКБ “ВЕСТА-Днепр”:

  • 1 и 2 цифры – номер сборочной бригады и линии;
  • 3 и 4 цифры – емкость аккумулятора;
  • 5 и 6 – год выпуска;
  • 7 – первое или второе полугодие;
  • 8 – номер месяца в указанном полугодии (от 1 до 6);
  • 9 и 10 – число месяца.

В аккумуляторах “ВЕСТА-Индастриал” маркировка немного иная:

  • 1-ая цифра – номер линии;
  • 2-я, 3-я и 4-ая – емкость АКБ;
  • 5-ая – последняя цифра года производства аккумулятора;
  • 6-ая – первое или второе полугодие;
  • 7-ая – номер месяца в указанном полугодии (от 1 до 6);
  • 8 и 9 цифры – день месяца;
  • 10-я цифра – номер сборочной бригады.

Итоги

Конечно, упомянуть все варианты в одной статье просто невозможно. Детальные и наиболее актуальные сведения можно всегда найти на официальных сайтах производителей АКБ. Напомним, что при покупке аккумулятор должен быть свежим и это очень важно для его беспроблемного использования в течение ближайших лет.

При поддержке крупнейшего японского производителя аккумуляторов GS Yuasa мы продолжаем публикацию цикла статей под названием «Аккумуляторный ликбез», охватывающих многие аспекты работы и обращения с автомобильными аккумуляторными батареями. В этой статье мы рассмотрим основные стандарты, действующие в аккумуляторной отрасли и научимся понимать маркировку и спецификации импортных АКБ.

DIN номер

Система нумерации комплектующих DIN (Германский промышленный стандарт) традиционно используется в Европе, но постепенно вытесняется системой нумерации ETN .

Например, 56049

1-я цифра – номинальное напряжение

1-2 – 6В АКБ

5-7 – 12В АКБ

2-я и 3-я цифры – номинальная емкость

Примечание: если 1-я цифра — 6, то к емкости, указанной во 2-ой и 3-ей цифре прибавляется 100 Ач; если 1-я цифра — 7, то прибавляется 200 Ач.

4-ая и 5-ая цифры – уникальный код, относящийся к производительности АКБ и ее техническим характеристикам.

Система нумерации DIN все еще используется, главным образом, в Европе для определения типа АКБ.

ETN номер

ETN (Европейский типовой номер) был введен, чтобы заменить DIN в ходе европеизации аккумуляторных стандартов. ETN – это усовершенствованная система на основе нумерации DIN, которая призвана облегчить переход и включает дополнительные технические сведения.

Введение системы ETN привело к тому, что около 2 000 номеров комплектующих было присвоено за время ее контролируемого периода действия до 2006 г., что ведет к дополнительной путанице, в случаях когда требуется перекрестная ссылка на номера комплектующих при отсутствии официального реестра номеров. Контроль за выпуском номеров Евробатом был прекращен в 2006 г., таким образом, присвоенные номера сейчас трудно понять, так как никаких централизованных записей не ведется и не сохраняется.

9-значный номер ETN дает дополнительную информацию к номеру DIN.

Например, 536 046 030

1-ая цифра – номинальное напряжение

  • 1-2 – 6В АКБ
  • 5-7 – 12В АКБ

2-ая и 3-я цифры – номинальная емкость

  • 560 = 60 Ач при 20-ч режиме разряда
  • 660 = 160 Ач при 20-ч режиме разряда

Примечание: если 1-я цифра — 6, то к емкости, указанной во 2-ой и 3-ей цифре прибавляется 100 Ач; если 1-я цифра — 7, то прибавляется 200 Ач.

4-ая, 5-ая и 6-ая цифры – уникальный код

  • 5-ая и 6-ая цифры могут иногда относиться к устаревшей конструкции АКБ и оригинальному номеру DIN (4-ая и 5-ая цифры).
  • Уникальный кодовый номер включает в себя информацию о сроке службы, уровне производительности при холодном пуске, виброустойчивости, типах клемм и нижнего крепления.

7-ая, 8-ая и 9-ая цифры – ток холодной прокрутки (CCA).

  • Существует два разных коэффициента EN – EN1 и EN2.
  • Может возникнуть путаница при диагностике, так как конечному покупателю не понятно, какой именно стандарт используется. Ситуация осложняется при использовании цифровых тестеров, которые не могут проводить измерения по обоим стандартам.
  • Информация о том, какой именно коэффициент применяется, скрыта в уникальном коде.

Примечание: для определения тока холодной прокрутки необходимо умножить значение, полученное из 7, 8 и 9 цифры на 10.

CCA — ток холодной прокрутки (А)

Ток холодной прокрутки (ССА) измеряется в амперах и отражает стартерные характеристики АКБ. Проще говоря, чем выше ток, тем батарея легче заведет автомобиль. Тем не менее, существует несколько методик измерения тока холодной прокрутки (SAE, DIN, IEC, EN, JIS) и при сравнении CCA у разных АКБ нужно убедиться в том, что ток указан по одной и той же методике.

SAE (Американский промышленный стандарт)

Стартерный тест в соответствии с методикой SAE (сообщества автомобильных инженеров). Тест показывает, что батарея при -18 0 С отдаст ток равный току холодной прокрутки (ССА) в течение 30 секунд напряжением выше 7,2 В (3,6 в для 6В АКБ).

Хотя и существует зависимость от конструкции батареи, приблизительно можно пересчитать ток холодной прокрутки от DIN к SAE:

SAE = (DIN х 1,5) + 40

Производительность батареи быстро падает вместе с понижением температуры, поэтому такое испытание – хорошая проверка стартерных характеристик АКБ. Как и в случае с 10-секундным разрядом по стандарту EN, способность батареи продержать напряжение выше 7,2 В на протяжении 30 секунд дает представление о способности запустить автомобиль при низких температурах.

DIN (Германский промышленный стандарт)

Как и по стандарту SAE испытание проводится при температуре -18 0 С. Полностью заряженная АКБ разряжается до 6В установленным испытательным током. Напряжение должно быть не менее 9В после 30 секунд разряда, а время, требующееся на достижение 6В, не должно быть меньше 150 сек.

Хотя и существует зависимость от конструкции батареи, приблизительно можно пересчитать ток холодной прокрутки от SAE к DIN:

DIN = (SAE — 40) х 0,66

С появлением современных автомобилей с инжекторными двигателями и растущей потребности в легком запуске стандарт DIN потерял свою популярность среди автопроизводителей. Тем не менее, он дает четкое представление об объеме использованных в батарее материалов, но не отражает ее стартерные характеристики.

IEC (Международная электротехническая комиссия)

Как и в случае со стандартами SAE и DIN, испытания тоже проводятся при температуре -18 0 С. Напряжение после разряда в течение 60 секунд установленным испытательным током должно быть не менее 8,4 В. Обычно:

IEC = DIN / 0,85

В последние годы данный вид испытаний не проводится на европейском рынке.

EN (Европейский стандарт EN 50342.1 2006, ранее – EN 60095-1)

Испытание также проводится при -18 0 С. Требования EN разделены на 2 методики – EN1 и EN2.

EN1 – Напряжение АКБ через 10 секунд должно быть 7,5 В. Затем делается перерыв на 10 секунд, и АКБ разряжается дальше при начальном токе, умноженном на 0,6. Второй этап длится 73 секунды, а в общем весь период разряда занимает 90 секунд (при предположении, что начальный период равен 10 сек. / 0,6 = 16,7 секунд).

EN2 – Такой же, как EN1, за исключением того, что второй период разряда проводится до 6 В в течение 133 секунд, а общее время теста — 150 секунд. Соотношение разрядных токов, соответствующее обеим методикам, во многом зависит от типа АКБ и может варьироваться от автомобиля к автомобилю и от конструкции к конструкции. На основании сравнительного анализа можно вывести следующее соотношение между EN1 и EN2:

EN2 = от 0,85% до 0,92% EN1.

JIS (Японский промышленный стандарт)

Испытание по JIS проводится при температуре -15 0 С. Автомобильные АКБ обычно тестируются током 150 А или 300 А с различным требованиями во времени 10 и 30 секунд соответственно, и конечным напряжением выше 6 В. Для европейских автомобилей, мы полагаем, он не дает покупателю полного представления о способности АКБ к запуску, и этот стандарт редко используется на европейском вторичном рынке.

CA / MCA — стартерный ток (A)

Это испытание основано на требовании к ССА по стандарту SAE, но проводится при более высокой температуре — 0 0 С, обычно он указывается на АКБ как СА (стартерный ток) или МСА (стартерный ток морских АКБ), а не ССА. Стартерный ток (СА/МСА) обычно на 25% выше, чем ток холодной прокрутки по SAE (ССА).

Резервная емкость (минуты)

Резервная емкость – это количество времени в минутах, при котором АКБ при 25 0 С сможет отдавать ток силой 25А, пока напряжение батареи не упадет до 10,5 В (5,25 В для 6В АКБ).

25А – типичная электрическая нагрузка на автомобиле при нормальных условиях эксплуатации, так что резервная емкость дает понимание времени, в течение которого автомобиль с нормальной электрической нагрузкой проедет с неработающим генератором. Это очень хороший практический тест.

Очевидно, чем больше электрических потребителей вы отключите, тем дольше проедет автомобиль.

Примечание:

Изначально резервная емкость использовалась, чтобы показать емкость АКБ в случае сбоя в работе системы зарядки и длительность поездки после того, как загорается контрольная лампочка, предупреждающая о проблемах в системе. С увеличением надежности зарядных систем современных автомобилей прямая польза от резервной емкости для пользователя уменьшилась, но она все еще показывает относительное падение производительности АКБ с увеличением разрядного тока.

Номинальная емкость (при 20-часовом режиме разряде, Ач)

Емкость в ампер-часах отражает общее количество электричества, хранимого в АКБ.

1 ампер-час - это электрический заряд, который проходит через поперечное сечение проводника в течение 1 часа при наличии в нём тока силой в 1 ампер. Заряженный аккумулятор с заявленной ёмкостью в 1 А·ч теоретически способен обеспечить силу тока 1 ампер в течение одного часа.

Емкость в ампер-часах меняется в зависимости от тока разряда АКБ – чем медленнее разряд, тем больший объем электричества выдаст АКБ,

Емкость в ампер-часах – это объем электричества, которое батарея отдаст в течение 20 часов до того момента, когда напряжение упадет до 10,5 В. Например, АКБ емкостью 60 Ач отдаст ток силой 3А в течение 20 часов.

Вес залитой АКБ (кг)

Это средний вес аккумуляторной батареи в момент поставки.

Расположение ячеек (полярность)

На рисунке 1 изображена общепринятая система кодировки полярности батарей в зависимости от расположения ячеек электродов:

Рис. 1

Тип выводов (клемм)

Рис.2 показывает наиболее распространенные типы выводов автомобильных АКБ:

Рис. 2

Тип нижнего крепления

Рис.3 дает информацию о типах нижнего крепления на корпусе батареи и других конструктивных особенностях:

Читайте также:

Читайте также: