Курсовая работа: Мотивы и сознание Смыслообразующая функция мотивов. Характеристика смыслообразующей функции мотивов

Мотивы не отделены от сознания, даже когда мотив не осознается и субъект не отдает себе отчета в том, что побуждает его к той или иной деятельности. Они всегда входят в сознание, но только особым образом. Они придают субъективную окрашенность, выражают значение ситуации действия для самого субъекта, ее личностный смысл.

Как утверждал А.Н.Леонтьев, функция мотивов относительно сознания состоит в том, что они как бы “оценивают” жизненное значение для субъекта объективных обстоятельств и его действия в этих обстоятельствах, придают им личностный смысл. Благодаря личностному смыслу человеческое сознание обретает пристрастность, или субъективность.

Для понимания смысла важную роль играет отношение мотива к цели и к условиям действия. Он представлен человеку в форме эмоции. Эмоция - это психическое отражение состояния потребности, а также смысла, результата и условий действия по отношению к мотиву. Эмоции оценивают события, обладая так же, как и мотивы, функцией побуждения.

Смыслообразующая функция мотивов

Осознание своих мотивов приводит человека к постановке задачи или к выявлению цели. Цель - это образ желаемого будущего, представляемый результат деятельности. Процесс определения и постановки цели есть процесс целеполагания.

В реальных соотношениях мотива и целей возникает особая функция мотива - смыслообразующая. Один и тот же мотив может реализоваться в различных действиях, явиться основанием для постановки различных целей. Отражение в сознании субъекта отношения мотива деятельности к цели действия образует личностный смысл деятельности.

Таким образом, каждое действие характеризуется личностным смыслом, иначе говоря, человека можно спросить: "Зачем ты это делаешь? Почему ты делаешь именно это действие, а не другое?"

Деятельность человека является, как правило, полимотивированной, т.е. отвечающей одновременно двум или нескольким мотивам. По мысли А.Н.Леонтьева, это происходит потому, что «действия человека объективно всегда реализуют некоторую совокупность отношений: к предметному миру, к окружающим людям, к обществу, к самому себе».

При этом одни мотивы, побуждая деятельность, придают ей личностный смысл; другие, сосуществующие со смыслообразующими мотивами, выполняют роль побудительных стимулов.

Смыслообразующие мотивы выступают как главная причина побуждения деятельности, основа постановки цели, выбора средств и способов ее достижения. Психолог В.А.Иванников высказывает предположение о том, что «в условиях актуально переживаемой потребности побуждающая сила исходит не от нее самой, а от создаваемого ею биологического или личностного смысла предмета и действия по отношению к этому предмету. Но это означает, что между мотивами как основанием действия и побуждением к активности находится смысл действия и побудительная функция мотива реализуется только через смысл».Поэтому необходимо специально различать не только причинную (побудительную) детерминацию поведения и деятельности субъекта, идущую со стороны потребностей и мотивов, но и целевую (притягательную) детерминацию, идущую из будущего - от смыслов, целей, идеалов и убеждений

Регуляция действий и поступков, руководство потребностями, желаниями, мотивами субъекта составляют основную функцию воли человека.

Мотивы приводят к образованию целей, а цели, как известно, всегда осознаются. Сами же мотивы осознаются далеко не всегда. В результате мотивы можно разделить на осознаваемые и неосознаваемые . Если мотивы не осознаются, то значит ли это, что они никак не представлены в сознании? Нет, они проявляются в сознании, но в особой форме. Эмоции возникают лишь по поводу таких событий или результатов действий, которые связаны с мотивами. Эмоции – отражение отношения результата деятельности к ее мотиву. Если с точки зрения мотива деятельность проходит успешно, возникают, обобщенно говоря, положительные эмоции, если неуспешно – отрицательные эмоции.

Леонтьев выделял 3 составляющих сознания: чувственная ткань, биодинамическая ткань и личностный смысл. Чувственная ткань – это система ощущений от разных органов чувств, является связью между субъектом и предметным миром. Биодинамическая ткань – обьобщенное выражение пердметных действий и движений, строящих образ. Значения – это обобщенное отражение наиболее существенныхь для объекта свойств мира.

Личностные смыслы – это то, что связывает чувственную и биодинамическую ткани; это отношение мотива к цели. Эмоции отражают успещность/неуспешность реализации истинного мотива. Эмоции – это непосредственное переживание смысла цели, который определяется стоящим за ним мотивом. Эмоции абстракты, а смысл конкретен. Смысл субъективно проявляется, например, в эффектах искажения некоторых характеристик перцептивного образа. Например, в детских рисунках предмет больший по размеру отражает большую значимость. Смыслы индивидуальны.

Генетически исходным для человеческой деятельности является несовпадение ее мотивов и целей. В отличие от целей мотивы не осознаются субъектом, однако мотивировку привести не трудно, единственная проблема, что мотивировка может не содержать действительный мотив.

Мотивы не отделены от сознания. Цели всегда осознаны, а вот мотивы не всегда осознаны. Когда мотив не осознаётся, но тем не менее он реально действует, он выступает как детерминанта поведения и вовсе не нуждается в осознании, чтобы быть реализованным.

Способы осознания мотива :

1) Рефлексия – человек целенаправленно организует деятельность по осознанию и быстро приходит к пониманию. Леонтьев вводит понятие мотивировка – это объяснение человеком причин своего поведения. Если же поцесс рефлексии идёт по правильному пути, то он может действительно осознать свой мотив, тогда не только цель, но и мотив становятся осознанными.

2) Сдвиг мотива на цель (по Леонтьеву) – это, когда бывшая цель становится мотивом и начинает побуждать, приобретает независимое побуждаемое значение, независимое мотивационное значение. Это не очень удачная формулировка, потому что, на самом деле, цель сначала одалживает у мотива это мотивационное значение, а потом его приобретает и становится независимой. Примеры: человек поступает в институт ради дружбы, а потом увлекается этим предметом; ребёнок учится ради велосипеда, а потом начинает математикой заниматься.

Олпорт называл это принципом функциональной автономии мотивов . То есть, мотив рождается из другого мотива. В процессе реализации мотива есть промежуточная цель, которая раньше выступала, как средство, а потом приобретает самостоятельное мотивационное значение и становится автономной. Примеры: мать, с первых дней не любящая младенца, но ей не хочется выглядеть плохой в глазах своих родственников и мужа, знакомых и соседей, она начинает за ним ухаживать и привязывается к нему, и начинает его любить. Бедный человек, чтобы заработать денег нанимается моряком на судно. Со временем, он разбогател, но с любовью вспоминает те времена, когда он ходил под парусом и его тянет в море.

Вундт называл этот принцип законом гетерогенности цели или гетерогонии цели. Когда одни цели формируются буквально из ничего, из реализации каких-то других целей.

3) Мотивы – жизненные цели . Когда человек проживает свою жизнь (на протяжении длительного периода жизни), занимаясь реализацией того или иного мотива, и постепенно осознает его. Примеры: молодой человек, который ухаживает за девушкой, сначала может не догадываться, почему находится в кампании, в которой проводит время предмет его мечтаний (со временем он, конечно, догадается, тот мотив будет осознан). Отличие от рефлексии в том, что нет специальной деятельности. Процесс осознания происходит как бы непроизвольно, без постановки соответствующей цели. У него нет задачи – познать свой мотив, но он его волей – неволей познаёт.

4) По Фрейду для осознания мотивов необходимо анализировать сновидения, ошибочные действия (описки, оговорки), симптомы, на первый взгляд кажущиеся соматическими.


Восходящая к Канту идея о наличии устойчивых, инвариантных структур, схем сознания, накладывающихся на непрерывно меняющийся поток информации сенсорной и определенным образом организующих его важна для конструктивного анализа сознания.

Отечественная психология разработала общее представление об онтогенетическом формировании сознания. Структуры сознания индивида формируются в раннем онтогенезе благодаря присвоению, интериоризации ребенком структур такой деятельности, как общение со взрослым. Принципиальная возможность подобного присвоения формируется на базе развития филогенетического (исторического). Деятельность предметная и ее атрибут - общение обладают следующими основными свойствами, отраженными в ее структуре:

1) социальным происхождением и строением - это выражается в ее социальной регламентации, а также в опосредованности орудиями и знаками;

2) разделенностью между двумя субъектами;

Структура деятельности совместной порождает структуру сознания, определяя соответственно следующие его основные свойства:

1) социальный характер, включая опосредованность знаковыми (в том числе вербальными) и символическими структурами;

2) способность к рефлексии и внутренний диалогизм;

3) предметность.

Значительный интерес представляют взгляды на сознание, высказанные А.Н. Леонтьевым. «Каждый человек в ходе индивидуального развития через овладение языком приобщается к сознанию - «совместному знанию», и лишь благодаря этому формируется его индивидуальное сознание. Итак, основные образующие сознания - смыслы и языковые значения». 25

Первое, что обнаруживается при взгляде на «поле сознания» , - это необыкновенное разнообразие его содержаний.

Поле сознания неоднородно еще и в том смысле, что в нем отчетливо выделяется центральная область, особенно ясная и отчетливая, - «поле внимания», или «фокус сознания»; за пределами ее - область, содержания коей неотчетливы, смутны, нерасчлененны, - «периферия сознания» .

Переходные моменты весьма трудно уловить самонаблюдением: при попытках остановить их исчезает само движение, а если пытаться о них вспомнить по их окончании, то яркий чувственный образ, сопровождающий устойчивые состояния, затмевает моменты движения. Движение сознания и его непрерывное изменение отражается в понятии потока сознания.

Заметим, что сознание таит многие любопытные особенности и неведомые глубины, куда иногда удается заглянуть «с края пропасти». Так, в критических ситуациях человек существует как бы на двух взаимоисключающих уровнях:

1) с одной стороны, он должен быть частью объективного мира, где его Я вынуждено приспосабливаться к внешней реальности; это - уровень сознания экстравертированного, функций перцептивных и принятия решений;

2) с другой стороны, он погружается в субъективный мир состояний измененных сознания, из коего исключена связь с внешней действительностью и временем и где укореняется глубинное Свое, где, по мнению некоторых, реализуется состояние«океанического союза со Вселенной» .

Согласно З. Фрейду 26 , сознание - одна из трех систем психики, включающая в себя лишь то, что осознается в каждый данный момент времени. Основная роль сознания - роль органа чувств для восприятия психических качеств, преимущественно - для восприятия внешних раздражений, а также чувств удовольствия и неудовольствия, могущих проистекать лишь изнутри психики.

В психоаналитическом понимании сознание - лишь качество, которое может присоединиться или не присоединиться к отдельному душевному акту, и никогда ничего не изменяет в нем, если не наступает.

Большинство сознательных процессов сознательны лишь кратковременно, и процесс возбуждения не оставляет в сознании, как во всех других психических системах, длительного изменения его элементов. Психоанализ не считает сознание сущностью психического и трактует его как, прежде всего, чисто описательный термин.

В заключении сделаем следующие выводы:

1) Мотив это осознанное побуждение, обуславливающее действие для удовлетворения какой либо потребности. Возникая на основе потребности, мотив представляет ее более или менее адекватное отражение. Мотив является определенным обоснованием и оправданием волевого действия, показывает отношение человека к требованиям общества. Играет важную роль в оценке действий и поступков, так как от них зависит, какой субъективный смысл имеет действие для данного человека.

2) Мотив человеческих действий может быть связан с их целью, поскольку мотивом является побуждение или стремление ее достигнуть. Но мотив может отделиться от цели и переместиться а) на саму деятельность (как бывает в игре) и б) на один из результатов деятельности. Во втором случае побочный результат действий становится их целью.

3) Главным свойством сознания является единство, которое обеспечивает внутреннее и внешнее представление информации. Находясь по своей интенсивности беспрерывными и различными, свойства и определяют состояние сознания. Единство сознания и деятельности конкретно проявляется в том, что различные уровни и типы сознания, вообще психики раскрываются через соответственно различные виды деятельности и поведения: движение – действие – поступок. Сам факт хотя бы частичного осознания человеком своей деятельности – ее условий и целей – изменяет ее характер и течение.

2. Характеристика смыслообразующей функции мотивов

2.1 Смыслообразующие мотивы

Осознание своих мотивов приводит человека к постановке задачи или к выявлению цели. Цель - это образ желаемого будущего, представляемый результат деятельности 27 . Процесс определения и постановки цели есть процесс целеполагания 28 .

В реальных соотношениях мотива и целей возникает особая функция мотива - смыслообразующая. Один и тот же мотив может реализоваться в различных действиях, явиться основанием для постановки различных целей. Отражение в сознании субъекта отношения мотива деятельности к цели действия образует личностный смысл деятельности.

Таким образом, каждое действие характеризуется личностным смыслом , иначе говоря, человека можно спросить: «Зачем ты это делаешь? Почему ты делаешь именно это действие, а не другое?».

Деятельность человека является, как правило, полимотивированной, т.е. отвечающей одновременно двум или нескольким мотивам. По мысли А.Н. Леонтьева, это происходит потому, что «действия человека объективно всегда реализуют некоторую совокупность отношений: к предметному миру, к окружающим людям, к обществу, к самому себе». 29

А.Н. Леонтьев выделяет главным образом две функции мотивов: побуждения и смыслообразования. Смыслообразующие мотивы придают деятельности личностный смысл, другие, сопутствующие им мотивы, выполняют роль побудительных факторов (положительных или отрицательных) - порой остро эмоциональных, аффективных, лишенных смыслообразующей функции. Это - мотивы-стимулы. В то же время различение обоих видов мотивов относительно. В одной иерархической структуре данный мотив может выполнять смыслообразующую функцию, а в другой - функцию дополнительной стимуляции. 30 Слияние обеих функций мотива - побуждающей и смыслообразующей - придает деятельности человека характер сознательно регулируемой деятельности. Если ослабевает смыслообразующая функция мотива, то он может стать только понимаемым. И наоборот, если мотив «только понимаемый», то можно предполагать, что его смыслообразующая функция ослаблена .

Смыслообразующие мотивы выступают как главная причина побуждения деятельности, основа постановки цели, выбора средств и способов ее достижения. Психолог В.А. Иванников высказывает предположение о том, что «в условиях актуально переживаемой потребности побуждающая сила исходит не от нее самой, а от создаваемого ею биологического или личностного смысла предмета и действия по отношению к этому предмету. Но это означает, что между мотивами как основанием действия и побуждением к активности находится смысл действия и побудительная функция мотива реализуется только через смысл ». 31

Поэтому необходимо специально различать не только причинную (побудительную) детерминацию поведения и деятельности субъекта, идущую со стороны потребностей и мотивов, но и целевую (притягательную) детерминацию, идущую из будущего - от смыслов, целей, идеалов и убеждений.

Регуляция действий и поступков, руководство потребностями, желаниями, мотивами субъекта составляют основную функцию воли человека.

Предмет потребности – материальный или идеальный, называют мотивом деятельности. Мотивы деятельности несут в себе действительную содержательную характеристику потребностей. Психологический анализ потребностей преобразуется в анализ мотивов. 32

Мотивы отличны от сознательных целей. Осуществляя деятельность, побуждаемую и направляемую мотивом, человек ставит перед собой цели, достижение которых ведет к удовлетворению потребности, получившей свое предметное содержание в мотиве данной деятельности.

Мотивы стоят за целями, побуждают к достижению целей или целеобразованию, но не порождают их. 33

Генетически исходно для человека несовпадение мотивов и целей, их совпадение – вторично, это результат приобретения целью самостоятельной побудительной силы или результат осознания мотивов, превращающих их в мотивы-цели. 34

В отличие от целей, которые всегда, конечно, являются сознательными, мотивы, как правило, актуально не сознаются субъектом: когда мы совершаем те или иные действия - внешние, практические или речевые, мыслительные, - то мы обычно не отдаем себе отчета в мотивах, которые их побуждают. Они придают сознательному отражению субъективную окрашенность, которая выражает значение отражаемого для самого субъекта, его личностный смысл.

Мотивы, однако, не «отделены» от сознания. Даже когда мотивы, не сознаются субъектом, т. е. когда он не отдает себе отчета в том, что побуждает его осуществлять ту или иную деятельность, они, образно говоря, входят в его сознание, но только особым образом. Они, придают сознательному отражению субъективную окрашенность, которая выражает значение отражаемого для самого субъекта, его, как мы говорим, личностный смысл.

Это еще раз подтверждает то, что кроме своей основной функции - функции побуждения, мотивы имеют еще и вторую функцию - функцию смыслообразования. Обе указанные функции мотивов имеют способность распределяться между разными мотивами одной и той же деятельности, так как человеческая деятельность полимотивированна, то есть регулируется одновременно несколькими мотивами. 35

Как уже говорилось, обычно мотивы деятельности актуально не сознаются. Это психологический факт. Действуя под влиянием того или иного побуждения, человек сознает цели своих действий: в тот момент, когда он действует, цель необходимо «присутствует в его сознании» и, по известному выражению Маркса, как закон определяет его действия. 36

Иначе обстоит дело с осознанием мотивов действий, того ради чего они совершаются. Мотивы несут в себе предметное содержание, которое должно так или иначе восприниматься субъектом. На уровне человека это содержание отражается, преломляясь в системе языковых значений, т.е. сознается. Ничего решительно не отличает отражение этого содержания от отражения человеком других объектов окружающего его мира. Объект, побуждающий действовать, и объект, выступающий в той же ситуации, например в роли преграды, являются в отношении возможностей их отражения, познания «равноправным». То, чем они отличаются друг от друга, это не степень отчетливости и полноты их восприятия или уровень их обобщенности, а их функции и место в структуре деятельности.

Последнее обнаруживается, прежде всего, объективно - в самом поведении, особенно в условиях альтернативных жизненных ситуаций. Но существуют также специфические субъективные формы, в которых объекты находят свое отражение именно со стороны их побудительности. Это переживания, которые мы описываем в терминах желания, хотения, стремления и т. п. Однако сами по себе они не отражают никакого предметного содержания; они лишь относятся к тому или иному объекту, лишь субъективно «окрашивают» его. Возникающая передо мною цель воспринимается мною в ее объективном значении, т.е. я понимаю ее o6ycловленность, представляю себе средства ее достижения и отдаленные результаты, к которым она ведёт; вместе с тем я испытываю стремление, желание действовать в направлении данной цели или, наоборот, негативные переживания, препятствующие этому. В обоих случаях они выполняют роль внутренних сигналов, посредством которых происходит регуляция динамики деятельности. Что, однако, скрывается за этими сигналами, что они отражают? 37 Непосредственно для самого субъекта они как бы только «метят» объекты и их осознание есть лишь сознание их наличия, а вовсе не осознавания того, что их порождает. Это и создает впечатление, что они возникают эндогенно и что именно они являются силами, движущими поведением - его истинными мотивами.

Осознание своих мотивов приводит человека к постановке задачи или к выявлению цели. Цель - это образ желаемого будущего, представляемый результат деятельности Головин, С.Ю. Словарь практического психолога.- М.: БЕК, 2008.- С. 44.. Процесс определения и постановки цели есть процесс целеполагания Маслоу, А. Самоактуализация. Психология личности: Тексты. - М.: Дом Знаний, 2008.- С. 183..

В реальных соотношениях мотива и целей возникает особая функция мотива - смыслообразующая. Один и тот же мотив может реализоваться в различных действиях, явиться основанием для постановки различных целей. Отражение в сознании субъекта отношения мотива деятельности к цели действия образует личностный смысл деятельности.

Таким образом, каждое действие характеризуется личностным смыслом, иначе говоря, человека можно спросить: «Зачем ты это делаешь? Почему ты делаешь именно это действие, а не другое?».

Деятельность человека является, как правило, полимотивированной, т.е. отвечающей одновременно двум или нескольким мотивам. По мысли А.Н. Леонтьева, это происходит потому, что «действия человека объективно всегда реализуют некоторую совокупность отношений: к предметному миру, к окружающим людям, к обществу, к самому себе». Леонтьев, А.Н. Мотивы и эмоции: Курс лекций.- М.: Наука, 2008.- с. 56.

А.Н. Леонтьев выделяет главным образом две функции мотивов: побуждения и смыслообразования. Смыслообразующие мотивы придают деятельности личностный смысл, другие, сопутствующие им мотивы, выполняют роль побудительных факторов (положительных или отрицательных) - порой остро эмоциональных, аффективных, лишенных смыслообразующей функции. Это - мотивы-стимулы. В то же время различение обоих видов мотивов относительно. В одной иерархической структуре данный мотив может выполнять смыслообразующую функцию, а в другой - функцию дополнительной стимуляции. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Просвещение, 2009. - С. 70. Слияние обеих функций мотива - побуждающей и смыслообразующей - придает деятельности человека характер сознательно регулируемой деятельности. Если ослабевает смыслообразующая функция мотива, то он может стать только понимаемым. И наоборот, если мотив «только понимаемый», то можно предполагать, что его смыслообразующая функция ослаблена .

Смыслообразующие мотивы выступают как главная причина побуждения деятельности, основа постановки цели, выбора средств и способов ее достижения. Психолог В.А. Иванников высказывает предположение о том, что «в условиях актуально переживаемой потребности побуждающая сила исходит не от нее самой, а от создаваемого ею биологического или личностного смысла предмета и действия по отношению к этому предмету. Но это означает, что между мотивами как основанием действия и побуждением к активности находится смысл действия и побудительная функция мотива реализуется только через смысл». Иванников, В.А. О природе побуждения // Вопросы психологии. 2003.- № 4.- С. 146-156.

Поэтому необходимо специально различать не только причинную (побудительную) детерминацию поведения и деятельности субъекта, идущую со стороны потребностей и мотивов, но и целевую (притягательную) детерминацию, идущую из будущего - от смыслов, целей, идеалов и убеждений.

Регуляция действий и поступков, руководство потребностями, желаниями, мотивами субъекта составляют основную функцию воли человека.

Предмет потребности - материальный или идеальный, называют мотивом деятельности. Мотивы деятельности несут в себе действительную содержательную характеристику потребностей. Психологический анализ потребностей преобразуется в анализ мотивов. Джеймс, У. Психология.- М.: Априори, 2002.- С. 121.

Мотивы отличны от сознательных целей. Осуществляя деятельность, побуждаемую и направляемую мотивом, человек ставит перед собой цели, достижение которых ведет к удовлетворению потребности, получившей свое предметное содержание в мотиве данной деятельности.

Мотивы стоят за целями, побуждают к достижению целей или целеобразованию, но не порождают их. Дусавицкий, А.К. Формула интереса. - М.: Проспект, 2009. - С. 70.

Генетически исходно для человека несовпадение мотивов и целей, их совпадение - вторично, это результат приобретения целью самостоятельной побудительной силы или результат осознания мотивов, превращающих их в мотивы-цели. Иванников, В.А. О природе побуждения // Вопросы психологии. 2003.- № 4.- С. 146-156.

В отличие от целей, которые всегда, конечно, являются сознательными, мотивы, как правило, актуально не сознаются субъектом: когда мы совершаем те или иные действия - внешние, практические или речевые, мыслительные, - то мы обычно не отдаем себе отчета в мотивах, которые их побуждают. Они придают сознательному отражению субъективную окрашенность, которая выражает значение отражаемого для самого субъекта, его личностный смысл.

Мотивы, однако, не «отделены» от сознания. Даже когда мотивы, не сознаются субъектом, т. е. когда он не отдает себе отчета в том, что побуждает его осуществлять ту или иную деятельность, они, образно говоря, входят в его сознание, но только особым образом. Они, придают сознательному отражению субъективную окрашенность, которая выражает значение отражаемого для самого субъекта, его, как мы говорим, личностный смысл.

Это еще раз подтверждает то, что кроме своей основной функции - функции побуждения, мотивы имеют еще и вторую функцию - функцию смыслообразования. Обе указанные функции мотивов имеют способность распределяться между разными мотивами одной и той же деятельности, так как человеческая деятельность полимотивированна, то есть регулируется одновременно несколькими мотивами. Щукина, Г.И. Теория развития познавательного интереса.- М.: Литера, 2008.- С. 72.

Как уже говорилось, обычно мотивы деятельности актуально не сознаются. Это психологический факт. Действуя под влиянием того или иного побуждения, человек сознает цели своих действий: в тот момент, когда он действует, цель необходимо «присутствует в его сознании» и, по известному выражению Маркса, как закон определяет его действия. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. - М.: Приор, 2006. - С. 82.

Иначе обстоит дело с осознанием мотивов действий, того ради чего они совершаются. Мотивы несут в себе предметное содержание, которое должно так или иначе восприниматься субъектом. На уровне человека это содержание отражается, преломляясь в системе языковых значений, т.е. сознается. Ничего решительно не отличает отражение этого содержания от отражения человеком других объектов окружающего его мира. Объект, побуждающий действовать, и объект, выступающий в той же ситуации, например в роли преграды, являются в отношении возможностей их отражения, познания «равноправным». То, чем они отличаются друг от друга, это не степень отчетливости и полноты их восприятия или уровень их обобщенности, а их функции и место в структуре деятельности.

Последнее обнаруживается, прежде всего, объективно - в самом поведении, особенно в условиях альтернативных жизненных ситуаций. Но существуют также специфические субъективные формы, в которых объекты находят свое отражение именно со стороны их побудительности. Это переживания, которые мы описываем в терминах желания, хотения, стремления и т. п. Однако сами по себе они не отражают никакого предметного содержания; они лишь относятся к тому или иному объекту, лишь субъективно «окрашивают» его. Возникающая передо мною цель воспринимается мною в ее объективном значении, т.е. я понимаю ее o6ycловленность, представляю себе средства ее достижения и отдаленные результаты, к которым она ведёт; вместе с тем я испытываю стремление, желание действовать в направлении данной цели или, наоборот, негативные переживания, препятствующие этому. В обоих случаях они выполняют роль внутренних сигналов, посредством которых происходит регуляция динамики деятельности. Что, однако, скрывается за этими сигналами, что они отражают? Брунер, Д.С. Психология познания: За пределами непосредственной информации. - М.: БЕК, 2007.- С. 89. Непосредственно для самого субъекта они как бы только «метят» объекты и их осознание есть лишь сознание их наличия, а вовсе не осознавания того, что их порождает. Это и создает впечатление, что они возникают эндогенно и что именно они являются силами, движущими поведением - его истинными мотивами.

Переживание человеком острого желания достигнуть открывающуюся перед ним цель, которое субъективно отличает ее как сильный положительный «вектор поля», само по себе еще ничего не говорит о том, в чём заключается движущий им смыслообразующий мотив. Может быть мотивом является именно данная цель, но это особый случай; обычно же, мотив не совпадает с целью, а лежит за ней. Поэтому его обнаружение составляет специальную задачу: задачу осознания мотива.

Так как речь идет об осознании смыслообразующих мотивов, то эта задача может быть описана и иначе, а именно как задача осознания личностного смысла (именно личностного смысла, а не объективного значения), который имеют для человека те или иные его действия, их цели.

Задачи осознания мотивов порождаются необходимостью найти себя в системе жизненных отношений и поэтому возникают лишь на известной ступени развития личности, когда формируется подлинное самосознание. Поэтому для детей такой задачи просто не существует. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Просвещение, 2009. - С. 74.

Когда у ребенка возникает стремление пойти в школу, стать школьником, то он, конечно, знает, что делают в школе и для чего нужно учиться. Но ведущий мотив, лежащий за этим стремлением, скрыт от него, хотя он и не затрудняется в объяснениях-мотивировках, нередко просто повторяющих слышанное им. Выяснить этот мотив можно только путем специального исследования.

Позже, на этапе формирования сознания своего «я», работа по выявлению смыслообразующих мотивов выполняется самим субъектом. Ему приходится идти по тому же пути, по какому идет и объективное исследование, с той, однако, разницей, что он может обойтись без анализа своих внешних реакций на те, или иные события: связь событий с мотивами их личностный смысл непосредственно сигнализируется возникающими у него эмоциональными переживаниями. Дусавицкий, А.К. Формула интереса. - М.: Проспект, 2009. - С. 111.

День, со множеством дeйcтвий, ycпешнo осуществленных человеком, которые в ходе выполнения представлялись ему адекватными, тем не менее может оставить у него неприятный, порой даже тяжелый эмоциональный осадок. На фоне продолжающейся жизни с ее текущими задачами этот осадок едва выделяется. Но в минуту, когда человек как бы оглядывается на себя и мысленно вновь перебирает события дня, усиливающийся эмоциональный сигнал безошибочно укажет ему на то, какое из них породило этот осадок. И может статься, например, что это - успех его товарища в достижении общей цели, который был им самим же подготовлен, - той цели, единственно ради которой, как ему думалось, он действовал. Оказалось, что это не вполне так, что может быть главное для него заключалось в личном продвижении, в карьере. Эта мысль и ставит его лицом к лицу перед «задачей на смысл», перед задачей осознания своих мотивов, точнее, их действительного внутреннего соотношения Головин, С.Ю. Словарь практического психолога.- М.: БЕК, 2008.- С. 74..

Таким образом, распределение функций между мотивами-стимулами и смыслообразующими мотивами воспроизводит иерархические отношения, которые строятся не по шкале их побудительности. Смыслообразующие мотивы всегда занимают в общей иерархии мотивов относительно более высокое место, чем мотивы-стимулы. Задачи осознания мотивов порождаются необходимостью найти себя в системе жизненных отношений и возникают лишь на определенной ступени развития личности.