Комиссия банка валютный контроль. Валютный контроль

Порядок учета валютных операций.

Валютные операции ведутся предприятием на валютных счетах, количество которых не ограничено, однако, открыть их можно только в уполномоченных банках. Порядок открытия валютного счета аналогичен порядку открытия расчетного счета, в том числе обязательным является представление в банк пакета документов. На их основании банк откроет предприятию 2 счета:

текущий валютный счет – для учета валюты, находящейся в распоряжении предприятия;

транзитный валютный счет – для зачисления валюты и проведения ряда валютных операций, например, для зачисления на счет валюты, поступившей от учредителя в качестве вклада в уставный капитал, для оплаты экспортных таможенных пошлин и т.д.

специальный транзитный валютный счет – для учета валюты, купленной на внутреннем валютном рынке.

Обо всех совершаемых операциях банк сообщает предприятию в выписке в двух валютах: в иностранной и в рублевом эквиваленте.

РУБЛЕВЫЙ ЭКВИВАЛЕНТ это пересчитанная в рубли сумма инвалюты по курсу ЦБ РФ на день совершения операции .

Бухгалтерский учет валютных опера ций регламентируется ПБУ 03/2006 “Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте” и организуется на счете 52 “Валютные счета” (А), к которому могут быть открыты субсчета:

52-1 “Текущий валютный счет”;

52-2 “Транзитный валютный счет”;

52-3 “Специальный транзитный валютный счет”.

Независимо от вида используемых валют бухгалтерский учет валютных операций ведется в рублях, поэтому активы и обязательства, стоимость которых выражена в инвалюте, необходимо пер е считывать в рубли по официальному курсу.

Когда осуществляется пересчет Что пересчитывается
1. На дату совершения

операции в инвалюте

а) величина УК (80);

б) стоимость приобретенных ОС и НМА (08), материалов (10), товаров (41);

2. На дату составления

отчетности

Стоимость денежных средств :

− наличная валюта и денежные документы (50),

− средства на счетах в банках (52, 55),

− средства в расчетах (60, 62, 71, 73, 75, 76),

− краткосрочные финансовые вложения (58),

− заемные средства (66, 67), предоставленные займы (58),

− остатки средств целевого финансирования в инвалюте (86).

3. По мере изменения курсов валют (при необходимости) Наличная валюта и средства на счетах в банках

Официальный курс рубля изменяется во времени. По этой причине в учете могут возникать курсовые разницы (КР): положительные и отрицательные. Если курс валюты вырос , то на акти в ных счетах возникают положительные КР, а на пассивных − отрицательные. Если курс валюты снизился, то наоборот.

Сумма положительной КР включается в состав прочих доходов:

Д 50 (52, 60, 62, 66 .

Учет операций по валютным счетам в банке: особенности и проводки + транзитный счет

. .) – а) отражена положительная КР

К 91 б) включена в состав прочих доходов сумма положительной КР

Сумма отрицательной КР включается в состав прочих расходов:

Д 91 – отражена отрицательная КР

К 50 (52, 60, 62 . . .)

Исключением в порядке учета КР является учет курсовых разниц, возникающих при расчетах с учредителями, когда вклад учредителя-нерезидента объявлен в иностранной валюте. В этом случае возникающие КР относятся на изменение добавочного капитала. Например,

Д 75 – увеличен добавочный капитал предприятия на сумму положительной КР

ПРИМЕР.

комиссия за валютный контроль проводки

Фавикон – это небольшая иконка сайта, отображаемая перед названием страницы во вкладке браузера, закладках, в сниппетах результатов органической выдачи и объявлениях контекстной рекламы в некоторых поисковых системах.

Зачем нужен фавикон

Фавикон – на первый взгляд незначительный элемент сайта, но на самом деле помогающий решать важные задачи:

  • улучшать вид сайта в выдаче поисковых систем. Если нет иконки, сниппет менее заметен визуально, что может негативно сказаться на кликабельности. Чтобы выделить ресурс, используются разные визуальные приемы. Например, создаются значки в виде стрелочки, привлекающей взгляд к заголовку;
  • способствовать узнаваемости сайта, бренда. Часто посещаемые ресурсы запоминаются в том числе по фавикону. Вполне возможна ситуация, что пользователь кликнет по ссылке, занимающей даже более низкую позицию, если увидит знакомый значок. Работает и обратное: так как фавикон часто перекликается с логотипом, то запоминается и стоящая за ресурсом компания;

  • помогать пользователям ориентироваться в закладках и вкладках. Быстрее визуально найти нужный ресурс по значку, чем читать название или описание.

Как сделать фавикон

Традиционно в качестве иконки сайта используется изображение формата ICO размером 16 × 16 пикселей, размещенное в корневом каталоге как файл favicon.ico. Сейчас фавикон может иметь формат PNG, GIF, JPEG, SVG. Но так как поддержка может отсутствовать в каком-либо конкретном браузере или его версии, как правило, используют ICO. Размер, кроме стандартного, может быть 32 × 32, (не везде 60 × 60), 120 × 120.

Подобранное изображение должно:

  • ассоциироваться с сайтом и/или тематикой. Часто фавиконку создают на основе логотипа, чтобы она работала на брендинг организации, или подбирают что-то, связанное с темой, чтобы подчеркнуть релевантность, визуализировать концепцию, вызвать эмоцию и т. д.;
  • быть простым и понятным. Значок имеет скромные размеры и воспринимается при быстром просмотре, поэтому стоит избегать сложных форм, слишком мелких деталей, неоднозначных смыслов и пр.;
  • по возможности быть оригинальным. В интернете можно найти базы готовых иконок, но если выбрать ту, которая используется многими, особенно конкурентами, можно потерять в узнаваемости.

Скачанное, сконвертированное или разработанное изображение размещается в корневой папке сайта. Затем в код head нужно добавить ссылку на фавикон вида .

Если используется файл формата ICO, то в type указывается image/x-icon или image/vnd.microsoft.icon.

Для браузера Internet Explorer используется особая ссылка, где вначале будет link rel="shortcut icon".

Для корректного отображения на мобильных устройствах также могут потребоваться отдельные записи, например rel="apple-touch-icon".

Дополнительное использование файлов больших размеров, например 120 × 120, способствует тому, чтобы возможность отображения фавиконки в разных местах, устройствах, браузерах была максимальной. Например, в устройствах на iOS иконки большого формата могут использоваться как значки приложений.

Не всем современным браузерам необходимо прямое указание на файл, но оно позволяет избежать отсутствия отображения значка, если не происходит прямого скачивания, а также дает возможность использовать разные изображения для отдельных разделов сайта или конкретных страниц, если это потребуется.

Чтобы фавиконка стала отображаться в результатах органической выдачи поисковой системы, нужно дождаться индексации добавленного файла и апдейта.

Главная — Статьи

Как организовать учет на валютном счете

Для правильного учета операций с иностранной валютой к счету 52 следует открыть субсчета:

52-1 "Валютные счета внутри страны";

52-2 "Валютные счета за рубежом".

Кроме того, к субсчету 52-1 целесообразно открыть субсчета второго порядка:

— 52-1-1 "Текущий валютный счет";

— 52-1-2 "Транзитный валютный счет";

— 52-1-3 "Специальный банковский счет".

Фирма вправе открыть счета в различных валютах (долларах США, евро и т.д.). В этом случае операции лучше учитывать по каждому виду валюты на отдельных субсчетах.

Комиссия банка

За услуги банка по обслуживанию счета приходится платить комиссию. Сумма комиссии устанавливается по взаимному соглашению между банком и клиентом в договоре на расчетно-кассовое обслуживание. Оплата может производиться как в рублях, так и в валюте.

Комиссию может удержать:

— банк российской организации;

— банк иностранной фирмы.

Комиссию удерживает банк российской организации

Если комиссию удерживает банк российской организации, выручка от иностранной фирмы поступает в сумме, которая указана в контракте.

Расходы, связанные с оплатой услуг банка, отражаются проводками:

Дебет 60 (76) Кредит 51 (52)

— списана комиссия на основании выписки банка;

Кредит 60 (76)

— учтена сумма комиссии в составе прочих расходов.

Пример 1. ЗАО "Мир" заключило договор на продажу продукции с американской компанией на сумму 20 000 долл. США. Выручка поступила на валютный счет ЗАО "Мир" в марте 2006 г.

Учет денежных средств в валюте. Бухгалтерские проводки

Сумма комиссии банка — 200 долл. США. Предположим, что курс доллара США на дату списания комиссии составил 27,6 руб/USD. Бухгалтер ЗАО "Мир" записал:

Кредит 90 субсчет "Выручка"

— 552 000 руб. (20 000 USD x 27,6 руб/USD) — зачислена выручка на транзитный валютный счет;

Кредит 52 субсчет "Транзитный валютный счет"

— 5520 руб. (200 USD x 27,6 руб/USD) — списана сумма комиссии на основании выписки банка;

Дебет 91 субсчет "Прочие расходы"

В налоговом учете расходы фирмы на оплату услуг банка можно учесть либо как расходы, связанные с производством и реализацией (пп. 25 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ), либо как внереализационные расходы (пп. 15 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса РФ). Организация вправе самостоятельно в своей учетной политике определить, к какой именно группе затрат она отнесет расходы на оплату услуг банков (п. 4 ст. 252 Налогового кодекса РФ).

Комиссию удерживает банк иностранной фирмы

Банк иностранной фирмы может перечислить выручку на валютный счет российского экспортера, предварительно удержав из нее сумму комиссии. В этом случае сумма поступившей выручки будет отличаться от суммы, отраженной в контракте.

В такой ситуации мы советуем заранее предусмотреть в контракте, за чей счет покрываются расходы, связанные с переводом выручки на валютный счет. Если в контракте оговорено, что расходы по переводу платежа производятся за счет российской организации, комиссия банка отражается проводкой:

Дебет 76 Кредит 62

— отражены расходы по переводу платежа.

Эта запись производится на основании телеграфного или телексного сообщения либо сообщения о переводе средств по Системе сообщества для всемирных межбанковских финансовых телекоммуникаций (SWIFT), в котором указана сумма удержанной комиссии.

Пример 2. Воспользуемся условием предыдущего примера, но с оговоркой. Предположим, что согласно условиям контракта все расходы, связанные с переводом денег, производятся за счет ЗАО "Мир". Комиссия американского банка составила также 200 долл. США.

Таким образом, на валютный счет российской фирмы поступило 19 800 долл. США (20 000 — 200). В этот же день ЗАО "Мир" получило документы, которые подтверждают уплату комиссии иностранному банку.

Бухгалтер ЗАО "Мир" сделал следующие проводки:

Кредит 90 субсчет "Выручка"

— 552 000 руб. (20 000 USD x 27,6 руб/USD) — отражена выручка от продажи;

Дебет 52 субсчет "Транзитный валютный счет"

— 546 480 руб. (19 800 USD x 27,6 руб/USD) — зачислена на валютный счет выручка за минусом удержанной комиссии;

Дебет 76 Кредит 62

— 5520 руб. (200 USD x 27,6 руб/USD) — отражена комиссия американского банка;

Дебет 91 субсчет "Прочие расходы"

— 5520 руб. — учтена сумма комиссии в составе прочих расходов.

Если в контракте не будет оговорено, что расходы по переводу валюты на счет российской организации производятся за ее счет, сумма комиссии будет учитываться как недополученная дебиторская задолженность.

В этом случае российской фирме придется внести в контракт изменения и указать, что комиссионное вознаграждение иностранному банку уплачивает именно она. Также придется переоформить паспорт сделки. В связи с этим еще раз рекомендуем заранее предусмотреть в контракте, за счет какой из сторон покрываются расходы, связанные с переводом денег.

Обратите внимание: сумму НДС, которая заплачена поставщикам и непосредственно относится к затратам на производство и реализацию экспортируемой продукции, можно возместить из бюджета.

Такое возмещение производится лишь после того, как на счет экспортера поступят деньги в оплату экспортного контракта (пп. 2 п. 1 ст. 165 Налогового кодекса РФ). Однако налоговые инспекции часто отказываются возместить НДС, ссылаясь на то, что выручка поступила на счет экспортера не полностью, а за минусом банковской комиссии. В этом случае вы имеете полное право обратиться в суд. Суды обычно поддерживают позицию экспортеров, если по условиям договора комиссию платит российская фирма.

Счет за рубежом

Customer Information

Сообщение для клиентов

Уважаемые Клиенты!

Сообщаем Вам, что в ЗАО «Райффайзенбанк» (далее – Банк) установлен следующий порядок списания комиссий за выполнение функций агента валютного контроля:

Согласно стандартным тарифам, являющимся приложением к договору банковского счета, комиссия за выполнение банком функций агента валютного контроля исчисляется как определенный процент от суммы валютной операции, совершенной в рамках контракта (договора), на который в нашем Банке открыт паспорт сделки (далее – ПС).

Однако при этом необходимо принять во внимание специфику услуг, оказываемых Банком в области валютного контроля. Процесс оказания услуг данного вида заключается в проверке и подписании ПС, справок о валютных операциях, справок о подтверждающих документах, отражении информации в ведомостях банковского контроля, ведении досье по ПС, консультировании клиентов по вопросам валютного контроля, а также проверке валютных операций на их соответствие действующему валютному законодательству РФ (причем как валютных операций, осуществляемых в рамках ПС, так и для проведения которых оформление ПС не требуется). Таким образом, процесс оказания Банком услуг в области валютного контроля носит непрерывный характер и не ограничивается только моментом проведения валютной операции по ПС.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ (далее – НК РФ) при непрерывном характере оказания услуг списание комиссий должно осуществляться не реже одного раза в месяц, а выставление счета-фактуры производиться не позднее 5-го числа месяца, следующего за месяцем оказания услуг.

С учетом вышеуказанных норм НК РФ списание комиссии за выполнение функций агента валютного контроля и выставление счетов-фактур производится Банком на периодической основе не реже одного раза в месяц в один из трех последних рабочих дней месяца:

    по исходящим платежам – за валютные операции, совершенные в рамках паспортов сделок в отчетном периоде1

    по зачислениям – за валютные операции, идентифицированные по ПС путем представления справки о валютных операциях в отчетном периоде.

Также обращаем Ваше внимание, что в случае, если валютная операция в рамках ПС была произведена в иностранной валюте, то, поскольку сумма комиссии за выполнение функций агента валютного контроля составляет определенный процент от произведенного платежа, сумма обязательств клиента перед Банком будет также выражаться в иностранной валюте. Таким образом, счет-фактура по данной комиссии будет также выставлен в иностранной валюте — валюте обязательства. Данный порядок оформления счетов-фактур полностью соответствует Постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137, которое обязывает выставлять счета-фактуры в российских рублях только в том случае, если при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав согласно условиям договора их оплата должна производиться только в российских рублях (в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах). Поскольку в договоре банковского счета, заключенном между Банком и клиентом, такое обязательство не предусмотрено, то если операция в рамках ПС была проведена в иностранной валюте, счета-фактуры формируются также в иностранной валюте, т.е. в валюте обязательства.

При этом просим Вас обратить внимание, что комиссия может быть списана как со счета в валюте, в которой выставлен счет-фактура, так и со счета в иной валюте.

Счет 52 в бухгалтерском учете: проводки, примеры операций по валютному счету

Дополнительно сообщаем Вам, что расчет и списание комиссий за выполнение функций агента валютного контроля осуществляется в Банке с использованием специализированного программного комплекса, который позволяет установить в качестве ограничения для списания комиссии за исполнение Банком функций агента валютного контроля один или несколько счетов списания (списание комиссии будет производиться только с указанных счетов, если указано несколько счетов, то списание будет производиться с любого из них).)

Для установления подобных ограничений необходимо направить в подразделение клиентского обслуживания Банка официальное письмо (на бланке организации или в виде ДСФ) с указанием одного или нескольких номеров счетов для списания комиссии за исполнение Банком функций агента валютного контроля.

Мы просим Вас обратить внимание, что данные ограничения будут относиться только к тем комиссиям, которые будут списываться после получения Банком вышеуказанного заявления (при этом ограничения будут относиться только к валюте списания комиссии, счет-фактура по-прежнему будет выставляться в валюте, в которой выражены обязательства, то есть, в том числе и в иностранной валюте).

Информируем Вас, что с 30.10.2013 в программный комплекс, используемый в Банке для расчета комиссий и выставления счетов-фактур, были внесены изменения, которые повлияли на порядок проведения проводок по списанию комиссий и отображения информации об оплате комиссий за выполнение функций агента валютного контроля в выписке по счету, с которого было произведено списание, на порядок начисления НДС на сумму комиссии. Также добавлена возможность частичной оплаты счета-фактуры (при недостаточности средств на счетах для полной оплаты).

Если ранее (по комиссиям, рассчитанным до 30.10.2013) в выписке по счету, с которого была списана комиссия, по одному счету-фактуре отражалось две проводки: на общую сумму комиссии по счету-фактуре и на общую сумму НДС по счету-фактуре, то по комиссиям, начисленным с 30.10.2013, в выписке по счету отражается более детальная информация: отдельной строкой по выписке отражается сумма комиссии по каждой операции и отдельной строкой — НДС, начисленный по такой комиссии (например, если в счет-фактуру включено 7 операций, то при полной оплате счета-фактуры в выписке будет отражено 14 срок: 7 — по комиссиям и 7 — по сумме НДС). При этом для удобства в поле выписки "Назначение операции" будут указываться номер счета-фактуры, а также номер ПС, дата и сумма операции, по которой начислена комиссия, сумма списанной комиссии и курс пересчета (если применимо).

Сумма НДС в размере 18% от суммы комиссии начисляется на каждую комиссию, включенную в счет-фактуру. При этом если в счете-фактуре несколько строк, то в строке «Всего к оплате» общий НДС по счету-фактуре будет указан как результат суммирования НДС, рассчитанного по каждой комиссии в отдельности.

Просим Вас также принять во внимание особенности пересчета сумм комиссий и НДС, если списание производится в валюте, отличной от валюты счета-фактуры: пересчет в валюту платежа осуществляется по официальному курсу, устанавливаемому Банком России на дату списания средств, по каждой сумме комиссии и каждой сумме НДС в отдельности (а не по общей сумме счета-фактуры), при этом каждая сумма округляется по математическому методу округления. Например, если счет-фактура выставлен в иностранной валюте, а списание производится со счета в рублях, то при расчете суммы списания в рублях, первоначально вычисляется сумма комиссии в иностранной валюте, на ее основе рассчитывается сумма НДС, также в иностранной валюте, далее каждая из сумм математически округляется и умножается на официальный курс иностранной валюты к рублю, установленный Банком России на дату списания.

Также мы бы хотели обратить Ваше внимание, что информация о реквизитах Вашей организации, используемая для заполнения полей счета-фактуры, соответствует информации, официально предоставленной Вами в Банк в составе учредительных и регистрационных документов. Поэтому в случае изменения реквизитов Вашей организации (например, юридического адреса, КПП, наименования и др.) просим Вас своевременно направлять полный комплект документов для регистрации изменений в системах и базах данных Банка, в противном случае Банк, не располагая обновленными сведениями, укажет в счете-фактуре неактуальные данные. Как следствие налоговая инспекция не сможет принять данные счета-фактуры к рассмотрению при зачете НДС.

Информацию о комплекте документов, которые необходимо представить в Банк при изменении реквизитов, Вы можете получить в подразделении клиентского обслуживания или у менеджера счета Вашей организации.

Пользуясь случаем, позвольте поблагодарить Вас за сотрудничество с нашим Банком, надеемся, что информация, содержащаяся в данном письме будет Вам полезна.

С уважением,

Отдел валютного контроля по юридическим лицам

  1. Договорное право книга пятая Том 2 договоры о банковском вкладе, банковском счете; банковские расчеты. Конкурс, договоры об играх и пари

    Конкурс

    функцииагентоввалютногоконтроля , подотчетных Банку России, который является органом валютногоконтроля . В качестве агентоввалютногоконтроля уполномоченные банки осуществляют контрольза порядок осуществления безналичных расчетов . Списание

  2. Правлением ООО кб «Уралфинанс» (2)

    Документ

    порядокрасчетов комиссии затем списание средств … завыполнение завыполнение Банком …

  3. Ооо кб «Уралфинанс»

    Документ

    порядокрасчетов комиссии начинается с месяца, следующего затем … на списание с … завыполнение банковских операций юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в иностранной валюте, а также завыполнение Банком функцийагентавалютногоконтроля

  4. Деньги в сфере международного экономического оборота

    Документ

    … безакцептного списания средств … валютное регулирование и валютныйконтроль ; организация функционирования системы межбанковских расчетов ; выполнениефункции финансового агента … определяет порядокрасчетов и обладает … банковские комиссииза открытие счетов …

  5. Инструкция от 4 июня 2012 г. N 138-и о порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным

    Инструкция

    валютном регулировании и валютномконтроле " отказывает резиденту в списании … соответствии с договором комиссии (агентским│ │ │ │договором, договором поручения), за исключением расчетов ,│ │ │ … для выполнения ими функцийагентоввалютногоконтроля

Другие похожие документы..

Актуальные вопросы по исполнению требований Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления" (далее - Инструкция № 181-И):

В соответствии с требованиями Инструкции № 181-И при совершении операции (в валюте РФ или в иностранной валюте) по контракту, сумма которого в эквиваленте более 200 тыс. руб., но менее "пороговой" суммы для постановки контракта на учет, резидент должен предоставить в уполномоченный банк документы, связанные с проводимой операцией. При этом для проведения платежа в валюте РФ предоставляется расчетный документ по операции, заполненный в соответствии с п. 2.13 Инструкции № 181-И и содержащий информацию о коде вида операции согласно Приложению 1 к Инструкции. Для проведения операции в иностранной валюте рекомендуем также дополнительно предоставить заполненную форму "Сведения о валютной операции". Данная форма размещена на сайте Банка и в системах дистанционного обслуживания.

Никаких действий по контрактам, на которые ранее были оформлены ПС, от резидентов не требуется. Все такие контракты/кредитные договоры с 01.03.2018 г. считаются поставленными на учет в уполномоченном банке. Номер ПС становится уникальным номером контракта/кредитного договора (УНК).

Инструкция № 181-И не предусматривает предоставление резидентами в Банк документов по зачислениям валюты РФ по контрактам, не требующим их постановки на учет. Исключение: в случае несогласия резидента с кодом вида операции, указанным в расчетном документе, либо в случае отсутствия кода в расчетном документе резидент вправе представить в Банк информацию о соответствующем коде вида операции с приложением документов для его обоснования.

Согласно пункта 2) части 1.1 Статьи 19 Федерального закона 173-ФЗ при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны представлять в уполномоченный банк информацию не только о сроках возврата аванса в соответствии с условиями контракта в случае неисполнения обязательств, но и о сроках исполнения основных обязательств нерезидента по контракту в счет ранее уплаченного аванса. В Пункте 1.1. Приложения 3 к Инструкции № 181-И указан порядок определения (расчета) каждого из этих сроков.

Согласно пункту 8.7 Инструкции 181-И при изменении сведений, содержащихся в принятой банком УК справке о подтверждающих документах (СПД) , в т.ч. сведений об ожидаемом сроке, резидент в срок не позднее 15 рабочих дней после даты оформления документов, подтверждающих такие изменения, должен представить в банк УК новую СПД, содержащую скорректированные сведения, с приложением документов, подтверждающих такие изменения.

Для перевода в Банк на обслуживание контракта (кредитного договора), ранее поставленного на учет в другом уполномоченном банке, резиденту необходимо предоставить информацию об уникальном номере контракта/кредитного договора (УНК), а также контракт (кредитный договор) либо выписку из такого контракта (кредитного договора), содержащую информацию, необходимую для заполнения I раздела Ведомости банковского контроля по контракту/кредитному договору.

Для направления "новым" банком запроса в Банк России требуется наличие информации о дате и основании снятия с учета контракта/кредитного договора в "прежнем" банке.

В случае изменения сведений о резиденте, поставившем на учет контракт (кредитный договор), резидент должен представить в Банк заявление о внесении изменений в раздел I ведомости банковского контроля, оформленное в соответствии с требованиями п. 7.2 Инструкции № 181-И, с указанием тех реквизитов, которые требуют изменения в ведомости банковского контроля.
Рекомендованная Банком форма заявления размещена на сайте Банка и реализована в системах дистанционного обслуживания.
Заявление представляется резидентом не позднее тридцати рабочих дней после даты внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц, либо в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, либо в реестр нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен, либо в реестр адвокатов субъекта Российской Федерации.

Банк разработал и предлагает к использованию следующие документы для целей валютного контроля, в рамках исполнения требований Инструкции № 181-И: - Заявление о постановке контракта на учет; - Заявление о постановке кредитного договора на учет; - Заявление о внесении изменений в раздел I Ведомости банковского контроля; - Заявление о снятии контракта (кредитного договора) с учета; - Сведения о валютной операции. Формы документов, а также порядок их заполнения размещены на сайте www.. В разделах «Малый бизнес» и «Крупный бизнес» данная информация также присутствует.
Для клиентов экс-ВТБ24 - на сайте www.vtb24.ru -> Бизнесу -> Расчетное обслуживание -> ВЭД и валютный контроль -> Валютный контроль.
На тех же ресурсах размещены форма справки о подтверждающих документах (установленная Приложением 6 к Инструкции № 181-И) и порядок ее заполнения.
Также обновленные формы документов для целей валютного контроля реализованы в системах дистанционного обслуживания (они могут отличаться от форм, размещенных на сайте).

Согласно главе 4 Инструкции № 181-И контракт (кредитный договор), заключенный между резидентом и нерезидентом, ставится на учет в следующих случаях: Экспортный (Импортный) контракт, предусматривающий вывоз (ввоз) из РФ (в РФ) товаров, выполнение резидентом (нерезидентом) работ, оказание резидентом (нерезидентом) услуг, передачу резидентом (нерезидентом) информации и результатов интеллектуальной деятельности, оказание резидентом (нерезидентом) услуг, связанных с продажей ГСМ и материально-технических запасов для обеспечения эксплуатации транспортных средств, передачу резидентом (нерезидентом) движимого или недвижимого имущества в аренду, финансовую аренду - если сумма обязательств равна или превышает в эквиваленте по курсу Банка России на дату заключения контракта, либо на дату заключения последних изменений (дополнений), предусматривающих изменение суммы контракта, по Экспортному контракту - 6 млн. российских рублей или по Импортному контракту - 3 млн. российских рублей.

Кредитный договор (договор займа) - если сумма предоставляемых (получаемых) резидентом заемных средств равна или превышает в эквиваленте 3 млн. российских рублей по курсу Банка России на дату заключения кредитного договора, либо на дату заключения последних изменений (дополнений), предусматривающих изменения суммы кредитного договора.

Резидент, являющийся стороной по контракту (кредитному договору), должен осуществить его постановку на учет в следующие сроки (п. 5.7 Инструкции № 181-И):
1) При списании денежных средств (далее - ДС) в пользу нерезидента - не позднее даты представления распоряжения о списании средств.
2) При зачислении ДС от нерезидента - не позднее 15 рабочих дней после даты зачисления средств на счет резидента.
3) При совершении расчетов с нерезидентом через счет резидента, открытый в банке-нерезиденте - не позднее 30 рабочих дней после окончания месяца, в котором была осуществлена указанная операция.
4) При исполнении обязательств по контракту посредством ввоза в РФ (вывоза из РФ) товаров и при наличии требования о таможенном декларировании товаров - не позднее даты подачи ДТ, документа, используемого в качестве ДТ, заявления на условный выпуск (заявления на выпуск компонента вывозимого товара).
5) При исполнении обязательств по контракту посредством ввоза в РФ (вывоза из РФ) товаров и при отсутствии требования о таможенном декларировании - не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы (далее - ПД).
6) При исполнении обязательств по контракту посредством выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, - не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены ПД.
7) При исполнении обязательств по контракту (кредитному договору) способом, отличным от указанных в пунктах 1 - 6 - не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены ПД. 8) В случае если контрактом (кредитным договором) не определена сумма обязательств:
не позднее срока для представления резидентом документов, связанных с проведением операций, не позднее даты подачи документов для таможенного оформления товара или срока для представления справки о ПД в случае иного исполнения обязательств по контракту (кредитному договору) при проведении той операции, таможенном оформлении той партии товара, ином исполнении обязательств, в результате которого сумма расчетов по контракту (кредитному договору), стоимость товара по контракту, сумма обязательств по контракту (кредитному договору) будет равна или превысит пороговое значение для постановки контракта (кредитного договора) на учет.

С 01.03.2018 г. номер ранее оформленного по контракту (кредитному договору) паспорта сделки (ПС) становится уникальным номером контракта/кредитного договора (УНК).

Справка о подтверждающих документах (далее СПД) продолжает использоваться в условиях действия Инструкции № 181-И и является единой формой учета и отчетности по валютным операциям резидентов (п. 1.3 гл. 1). Случаи, порядок и сроки предоставления СПД регламентируются гл. 8 Инструкции № 181-И. Форма и порядок заполнения СПД установлены Приложением 6 к Инструкции № 181-И.

Обращаем внимание, что статьей 15.25 Кодекса об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение сроков предоставления СПД.

С 01.03.2018 отменено требование о представлении резидентами в уполномоченный банк справки о валютных операциях.

В соответствии с Инструкцией № 181-И резидент обязан или вправе предоставить документы, связанные с проводимой операцией.

При наличии требования о предоставлении информации об операции (УНК, код вида операции, ожидаемый срок) данная информация может быть предоставлена как в произвольном формате, так и по форме "Сведения о валютной операции", рекомендованной Банком (для оперативности контроля на стороне Банка).

№14 Достаточно ли для исполнения платежа в иностранной валюте направить в Банк только заявление на перевод с указанием основания платежа и реквизитов договора с нерезидентом, сумма которого меньше или равна эквивалента 200000 рублей?

Нет, такого заявления на перевод недостаточно.

Согласно пункту 2.7 Инструкции № 181-И при списании иностранной валюты с расчетного счета в иностранной валюте резидент в рассматриваемой ситуации должен предоставить в уполномоченный банк информацию о коде вида операции, соответствующем наименованию операции из Приложения 1 к Инструкции № 181-И.

Резидент может использовать для предоставления в Банк ВТБ (ПАО) форму "Сведения о валютной операции" или предоставить информацию в произвольной форме на бумажном носителе или по системе ДБО. В любом случае сведения о валютной операции или иное сообщение клиента должно содержать указание на то, что сумма договора с нерезидентом не превышает в эквиваленте 200000 рублей, в связи с чем документы, связанные с проводимой операцией, не предоставляются.

№15 Можно ли считать наличие во внешнеторговом договоре срока его действия достаточным для выполнения требований Федерального закона № 173-ФЗ о включении в договор информации о сроках исполнения обязательств сторонами (вступают в действие с 14.05.2018), или сроки исполнения должны быть установлены отдельно?

По нашему мнению, наличия срока действия договора недостаточно.

Согласно части 1.1 статьи 19 Федерального закона № 173-ФЗ в целях исполнения требования о репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации в договорах, заключенных между резидентами и нерезидентами в целях осуществления внешнеторговой деятельности, должны быть указаны сроки исполнения сторонами обязательств по договорам. Срок действия договора может включать также, например, гарантийный период, срок для предъявления возможных претензий после исполнения обязательств или иные дополнительные сроки, не относящиеся к контролю за сроком репатриации средств по внешнеторговым контрактам.

Уважаемые клиенты,

На официальном сайте Центрального Банка Российской Федерации 20.09.2018 опубликовано Указание Банка России от 05.07.2018 № 4855-У О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 16.08.2017 № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления».

В соответствии с п.2 Указания оно вступает в силу по истечении 60 дней после дня его официального опубликования, то есть с 20.11.2018.

С полным текстом Указания можно ознакомиться на официальном сайте Банка России в сети Интернет (www.cbr.ru) и в информационно-правовой системе «Консультант».

Подписывая контракт с нерезидентом, например, для поставки товара, для оказания услуг рекламного характера, агентский договор и др., организация автоматически становится участником внешнеэкономической сделки. В таком случае расчеты по контракту с нерезидентом наличными средствами невозможны.

В рамках российского валютного законодательства расчеты по внешнеэкономическим сделкам должны происходить только через уполномоченные банки в безналичной форме. Именно на этом этапе организация обязана пройти валютный контроль для юридических лиц в банке, выполняющем функции агента валютного контроля.

В статье мы с вами разберем: порядок и последовательность проведения валютного контроля банком, какие нужно предоставлять документы в банк для валютного контроля, рассмотрим ответственность за нарушение сроков валютного контроля, а также какие изменения валютного законодательства вступили в силу в 2018 году.

1. Основная законодательная база валютного контроля для юридических лиц

2. Валютный контроль для юридических лиц

3. Органы российского валютного контроля

4. Обязательные фактические сроки и что делать при их срыве

5. Изменения в закон о валютном контроле

6. Документы в банк для валютного контроля

7. Постановка контракта на учет уполномоченным банком

8. Предоставление справок о подтверждающих документах

9. Ответственность за нарушение сроков валютного контроля

Итак, идем по порядку.

1. Основная законодательная база валютного контроля для юридических лиц

Основными нормативными документами, регулирующими осуществление валютного контроля банками, являются:

  1. Федеральный закон №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» . Данный закон претерпел изменения 14.05.2018 г.
  2. Инструкция Центрального банка №181-И от 16.08.2017 г. , принятая в соответствии с законом №173-ФЗ. Данная инструкция регламентирует процесс предоставления документов и информации в банк при осуществлении валютных операций. И вступила в действие 01.03.2018 г. взамен предыдущей Инструкции Банка России от 04.06.2012 № 138-И.
  3. Еще один важный документ, имеющий непосредственное отношение к валютному законодательству – статья 15.25 КоАП РФ . В данной статье прописаны все виды ответственности за нарушение нормативных актов валютного законодательства.

Это три основных нормативных документа в области валютного законодательства, которые претерпели существенные изменения в 2018 году. Поскольку незнание закона не освобождает от ответственности, давайте подробнее разберем вышеуказанные нормативные акты и ответственность за их нарушение.

2. Валютный контроль для юридических лиц

Исчерпывающий список операций, на которые распространяется такой контроль, обозначен в ч.9 ст.1 закона № 173-ФЗ. В их числе:

  • покупка или продажа валюты компанией, а также расчеты по контрактам при помощи валюты;
  • ввоз или вывоз валюты;
  • перемещение валюты, принадлежащей компании, на зарубежные счета и возвращение ее обратно с таких счетов.

3. Органы российского валютного контроля

Прежде чем говорить об изменениях и действующих сейчас правилах, обозначим стороны, которые взаимодействуют в ходе валютного контроля.

В целом, логика валютного законодательства для юридических лиц следующая: если в Российскую Федерацию что-то пришло (товары, услуги, денежные средства), а эквивалент, обозначенный в контракте (товары, услуги, денежные средства) из Российской Федерации не ушел, то к резиденту административная ответственность не применяется.

Например, резидент импортировал товар из европейской страны, но товар в установленные контрактом сроки не оплатил. Административная ответственность к резиденту применена не будет. Логика прослеживается – страна ничего не потеряла, не так ли? Кроме деловой репутации конечно…

Если наоборот, из Российской Федерации что-то ушло (товары, услуги, денежные средства), то в ответ обязательно должен прийти эквивалент, обозначенный в контракте (товары, услуги, денежные средства). Если в этом случае эквивалент не приходит, то резидент несет административную ответственность по ст. 15.25 КоАП. Потому что тут прямые потери для страны.

Налагают административный штраф на резидентов-участников внешнеэкономических сделок органы валютного контроля. Органы российского валютного контроля включают:

  1. Центральный банк РФ – контролирует только кредитные учреждения (банки);
  2. Таможенные органы – контролирует соблюдение валютного законодательства, связанного с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ;
  3. Налоговые органы – контролирует соблюдение валютного законодательства, связанного исключительно с выполнением работ, оказанием услуг по контрактам с нерезидентами;

Информация о нарушении сроков валютного контроля в таможенные и налоговые органы поступает от банков. Соответственно, если организация-резидент нарушила сроки репатриации по импорту товаров, то административный штраф стоит ждать от таможенных органов. Если же организация-резидент нарушила сроки репатриации по «импорту» услуг, то административный штраф стоит ждать от налоговых органов.

4. Обязательные фактические сроки и что делать при их срыве

В федеральный закон №173-ФЗ с 14.05.2018 г. внесено важное изменение:

  • В контракте с нерезидентом обязательно прописываются фактические ожидаемые сроки поступления товара по импорту либо денежных средств по экспорту . Не условный срок, а фактический, т.е. либо конкретное количество дней, либо конкретная дата! Формулировки «в течение двух месяцев» или «по мере готовности» не подойдут.
  • В контракте с нерезидентом обязательно должны быть прописаны сроки возврата аванса , если товары не будут поставлены или не будут оказаны работы, услуги.

Если организация понимает, что сроки подходят, а поставщик-нерезидент не торопится с поставкой товара, по которому организация осуществила предоплату (при импорте) и задерживает оплату (при экспорте), то организации необходимо подписать допсоглашение о переносе сроков поставки (при импорте) или оплаты товара (при экспорте) на более поздний срок. Дата соглашения должна быть до даты поставки товара (при импорте) и оплаты товара (при экспорте).

Когда услуги не оказаны или товары не поставлены и организация понимает, что срок возврата аванса уже подходит, а поставщик-нерезидент не торопится с возвратом денежных средств, то организации необходимо подписать дополнительное соглашение об отсрочке возврата аванса на более поздний срок. Дата этого соглашения должна быть до даты срока возврата аванса, указанного в контракте.

В случае оказания услуг по контракту с нерезидентом может возникнуть ситуация, когда нерезидент задерживает подписание акта выполненных работ или задерживает оплату по оказанным услугам. Тогда при получении акта выполненных работ от нерезидента организация подписывает его текущей датой.

Например, организация получила акт выполненных работ за март 2018 года от организации-нерезидента только лишь 22.05.2018 г.: организация подписывает акт выполненных работ и ставит дату подписания 22.05.2018 г. и предоставляет в банк Справку о подтверждающих документах не позднее 25.06.2018 (не позднее 15 рабочих дней после месяца, в котором оказаны услуги).

При выполнении этих правил организацию не привлекут к административной ответственности по ст. 15.25 КоАП ч. 4,5.

5. Изменения в закон о валютном контроле

Итак, первое изменение вы уже знаете, это обязательное указание фактических ожидаемых сроков в контакте. Давайте поговорим подробнее, какие еще изменения претерпел валютный контроль для юридических лиц согласно Инструкции ЦБ РФ №181-И в порядке взаимодействия с банками при осуществлении валютных операций.

Справка о валютных операциях с 01.03.2018 г. отменена, теперь ее нет «в природе». Но данные изменения не коснулись Справки о подтверждающих документах. Сроки ее предоставления остались те же самые. Обратите внимание, что Справка о подтверждающих документах в «новой» Инструкции №181-И точно также как и в «старой» поименована формой учета и отчетности по валютным операциям.

Справка о подтверждающих документах предоставляется в банк только в том случае, если контракт с нерезидентом подлежит учету в банке и ему присвоен уникальный номер, что аналогично «старой» Инструкции в случае оформления Паспорта сделки до 01.03.2018 г.

Таблица: Изменения в закон о валютном контроле

Инструкция №138-И

до 28.02.2018 года

Инструкция №181-И

с 01.03.2018 года

Влияние суммы контракта на валютный контроль для юридических лиц
Паспорт сделки (если сумма обязательств равна или превышает в эквиваленте 50 000 долларов США на дату ее заключения) На учет ставится контакт, которому присваивается уникальный номер (подробнее об этом читайте ниже)
Процесс передачи контракта банку
Требовалось оформление паспорта сделки, для чего в банк требовалось представить сам контракт Паспорт сделки отменен, а контракты банк ставит на учет. В некоторых случаях контракт может быть предоставлен позднее
Справка о валютных операциях
При совершении сделки на сумму свыше 1000 долл. надо было: отдать в банк документы, подтверждающие ее необходимость; представить справку о валютных операциях; При совершении сделки от 200 тыс. рублей и выше передает в банк: документы, которые объясняют совершившуюся сделку. Справка о валютных операциях отменена.
Справка о подтверждающих документах
Если сделка состоялась, то банк требовал СПД. Если сделка состоялась, резиденты и нерезиденты предоставляют в банк информацию о виде кода операции. СПД обретает вид единой формы учета и отчетности по валютным операциям
Порядок перевода контракта в иной банк
Требовалась ведомость валютного контроля (ВВК) от организации Банк сам занимается ВВК
Причины, по которым банк имеет право не проводить валютную операцию
Неправильная документация или ее отсутствие.

Подозрение на легализацию преступных доходов.

Обязанность организаций отмечать даты исполнения договора в контракте.

Их отсутствие – повод отказать в ведение валютной операции.

6. Документы в банк для валютного контроля

Как уже сказано выше, паспорт сделки сейчас не составляется. Вместо него появилась другая обязанность – поставить контракт на учет , после чего банк присвоит ему уникальный номер. Это делается в следующих случаях:

  • по экспорту – если сумма контракта равна или более 6 млн. рублей в эквиваленте;
  • по импорту товаров, работ, услуг, кредитным договорам – если сумма контракта равна или более 3 млн. рублей в эквиваленте;

Также с 01.03.2018 года, если в рамках одного контракта поступают денежные средства не более 200 000,00 руб. в эквиваленте – в банк ничего предоставлять не нужно, кроме кода валютной операции.

Рублевый эквивалент валютной стоимости контракта рассчитывается по официальному курсу на дату его заключения.

Если в рамках одного контракта поступают денежные средства:

  • по экспорту — более 200 тыс. руб. в эквиваленте, но до 6 000 000,00 руб. в эквиваленте
  • по импорту — более 200 тыс. руб. в эквиваленте — до 3 млн. руб. в эквиваленте

то предоставляются документы по согласованию с банком, которые объясняют совершившуюся сделку.

Для резидентов-экспортеров устанавливается упрощенный порядок постановки на учет контрактов на основании сведений об экспортном контракте. В случае, если для постановки экспортного контракта на учет резидент-экспортер представил только сведения, экспортный контракт должен быть представлен в Банк не позднее 15 рабочих дней после даты постановки экспортного контракта на учет Банком.

Чтобы поставить контракт на учет в банке, нужно направить в его адрес контакт или общую информацию по контракту.

7. Постановка контракта на учет уполномоченным банком

Резидент обязан поставить контракт на учет в банке в следующие сроки:

при зачислении иностранной валюты или валюты РФ на счет резидента; не позднее 15 рабочих дней после даты зачисления;
при списании иностранной валюты или валюты РФ; до осуществления валютной операции (перевод денежных средств);
при ввозе/вывозе товаров, относительно которых есть требования о декларировании; не позднее даты подачи таможенной декларации;
при ввозе/вывозе товаров, относительно которых нет требования о декларировании; не позднее 15 рабочих дней после месяца, в котором осуществлен ввоз товара;
при оказании услуги передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности; не позднее 15 рабочих дней после месяца, в котором оказаны услуги;
Внесение изменений в поставленный на учет контракт;
Изменение данных резидента (юридический адрес, наименование) в рамках поставленного на учет контракта; заявление о внесении изменений — не позднее 15 рабочих дней после даты оформления документов;

После предоставления организацией-резидентом документов для постановки контракта на учет уполномоченный банк открывает на данный контракт Ведомость банковского контроля и присваивает контракту уникальный номер.

Срок постановки контракта на учет банком – 1 рабочий день. Срок предоставления уникального номера банком резиденту – 1 рабочий день. Итого: в течение двух рабочих дней после предоставления всех документов контракт ставится на учет в уполномоченном банке и ему присваивается уникальный номер, о чем банк уведомляет организацию способом, согласованным с банком. В большинстве случаев это происходит по средствам обмена сообщениями через банк-клиент.

При переводе контракта на обслуживание в другой банк ведомость контроля резиденты «на руки» не получают. Она теперь ведется в электронном виде . Если, по каким-то причинам в новом уполномоченном банке не будет Ведомости банковского контроля, то контракт не будет поставлен на учет. В этом случае необходимо обращаться в Центральный банк РФ.

8. Предоставление справок о подтверждающих документах

Если контракт с нерезидентом подлежит учету в банке, то также необходимо составить справку о подтверждающих документах . Справка о подтверждающих документах – это вид единой формы учета и отчета валютных расчетов, которую составляет резидент РФ. Ее форма ОКУД 0406010. Утверждена она приложением 6 к Инструкции Банка России от 16.08.2017 №181-И.

Справку не оформляют резиденты, заключившие контракт на сумму, не превышающую по экспорту 6 000 000,00 руб., по импорту 3 000 000 руб. Также предоставление справок о подтверждающих документах не нужно при периодических фиксированных платежах.

Вместе со справкой в банк передаются и сами подтверждающие документы . Перечень документов, которые подтверждают факт исполнения обязательств резидента по сделке, содержится в пунктах 9.1.1–9.1.4 Инструкции и определяется с учетом содержания и особенностей проведения конкретной коммерческой операции.

Так, при ввозе (вывозе) товаров подтверждающими документами являются таможенная декларация (либо заявление на условный выпуск), а также коммерческие, товаросопроводительные, перевозочные или иные аналогичные документы. При выполнении работ или оказании услуг в качестве подтверждением будут акты приема-передачи, счета-фактуры, бухгалтерские и иные бумаги. Если вас интересует раздельный учет .

Справка и документы должны быть предоставлены в срок не позднее 15 рабочих дней по истечению месяца, в котором:

  • на документации, использующейся в качестве декларации на товары, уполномоченным лицом таможенного органа поставлен штамп с отметкой о дате их выпуска;
  • были оформлены прочие подтверждающие документы.

Пункт 9.4 Инструкции позволяет организации заключить соглашение, согласно которому обязанность по оформлению СПД будет возложена на обслуживающий банк. Тогда организация подает подтверждающие документы и заявление об оформлении справки.

Обычно справка заполняется и подается через интернет-банк или клиент-банк в электронном виде. Банк проверит ее в течение 3 рабочих дней после ее представления (если справка оформлена на декларацию на товары, то в течение 10 рабочих дней). Принятая справка направляется организации не позднее 2 рабочих дней после даты ее принятия (дата принятия указывается в справке).

Если в подтверждающие документы внесены изменения, то справка заполняется заново и направляется в банк в течение 15 рабочих дней после внесения изменений.

9. Ответственность за нарушение сроков валютного контроля

За нарушение сроков валютного контроля и другое несоблюдение законодательства предусмотрена ответственность по КоАП.

  1. По ст. 15.25 КоАП РФ ч.4,5 в случаях:
  • резидент не обеспечил в контракте условия репатриации
  • денежные средства пришли, но с опозданием
  • денежные средства пришли неполностью

предусмотрен штраф в размере:

  • для ИП и юридических лиц в размере 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ за каждый день просрочки и (или) от ¾ до полной суммы невозвращенных денежных средств;
  • для должностных лиц — от 20 000 тысяч до 30 000 тысяч рублей.
  1. По ст. 15.25 КоАП РФ ч.6 при нарушении сроков:
  • постановки контракта на учет;
  • сроков предоставления Справки о подтверждающих документах;
  • внесения изменений в контракт, в том числе и в случае изменения данных резидента (юридический адрес, наименование);

предусмотрен штраф в размере:

  • нарушение не более, чем на 10 дней: должностное лицо на 500-1000 р., юридическое 5 000-15 000 р.;
  • нарушение на 10-30 дней: должностное лицо на 2 000-3 000 р., юридическое 20 000-30 000 р.;
  • нарушение более чем на 30 дней: должностное лицо на 4 000-5 000 р., юридическое 40 000-50 000 р.

В целом, изменения в закон о валютном контроле призваны, по мнению Центрального банка РФ:

— либерализовать действующие требования валютного контроля;

— снизить нагрузка на резидентов в части оформления документов валютного контроля;

— уменьшить основания для привлечения резидентов к административной ответственности;

— упрощение механизма взаимодействия резидентов и банков;

А как считаете вы? Действительно ли «новая» Инструкция ЦБ РФ упростила валютный контроль для юридических лиц?

Валютный контроль для юридических лиц: прохождение и документы

Вопрос может наивен, но сталкиваюсь впервые.С овершена сделка в рублях с нерезидентом России на сумму 25000руб. Фирма-нерезидент оплатила нам на счет также в рублях с р /с 408..... Наш банк выставил нам комиссию по валютному контролю. Какие будут проводки по комиссии? Мои дальнейшие действия? Перед налоговой я ни как не отчитываюсь?

В бухгалтерском учете будут сделаны следующие записи:

Дебет 91-2 Кредит 76 (60)

Дебет 76 (60) Кредит 51

В налоговом учете комиссию банка включите в состав внереализационных расходов (подп. 15 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Какие-либо дальнейшие действия не требуются, а также никаких специальных уведомлений в налоговую не подается.

Обоснование данной позиц ии приведено ниже в материалах Системы Главбух vip -версия

1. Рекомендация: Как отразить в бухучете оплату банковских расходов

В зависимости от вида совершаемых операций отношения между банком и организацией (клиентом) могут регулироваться:

  • договором банковского счета (ст. 845 ГК РФ);
  • договором банковского вклада (ст. 834 ГК РФ);
  • кредитным договором (ст. 819 ГК РФ);
  • другими договорами, в которых закрепляются условия этих взаимоотношений (например, договором финансирования под уступку денежного требования (факторинг)).*

В рамках заключенных договоров банки вправе:

  • открывать и вести банковские счета организаций;
  • заниматься расчетно-кассовым обслуживанием (осуществлять платежи по поручению организаций (в т. ч. с помощью системы «Банк–Клиент»), проводить инкассацию, выдавать наличные деньги и др.);
  • покупать и продавать иностранную валюту (в наличной и безналичной формах);
  • выдавать кредиты (открывать кредитные линии), предоставлять поручительства, банковские гарантии;
  • принимать в доверительное управление денежные средства и иное имущество;
  • сдавать в аренду специальные помещения (сейфы, ячейки) для хранения документов и ценностей;
  • проводить лизинговые операции (как правило, в качестве лизингодателя);
  • оказывать клиентам другие услуги.

Полный перечень банковских операций приведен в статье 5 Закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1.

За обслуживание организаций банки взимают с них плату (комиссию) в соответствии с условиями заключенных договоров. Плату за свои услуги банк списывает со счета организации и оформляет банковский ордер. Такое списание может осуществляться с предварительным согласием (акцептом) и без согласия плательщика (п. 9.3 Положения, утвержденного Банком России 19 июня 2012 г. № 383-П).*

В бухучете затраты, связанные с оплатой банковских услуг, отражайте в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99). В зависимости от условий договора на дату признания расходов сделайте проводку:

Дебет 91-2 Кредит 76 (60)
– отражены расходы по оплате услуг банка (банковская комиссия).

Фактическое списание суммы расходов с расчетного счета отразите проводкой:

Дебет 76 (60) Кредит 51
– оплачены услуги банка (списана банковская комиссия).

В таком же порядке учитываются расходы, связанные с установкой и обслуживанием системы «Банк–Клиент»(п. 18 ПБУ 10/99).

Существуют особенности и в бухучете такого вида банковских расходов, как проценты за кредиты, предоставленные организации . Например, проценты по кредиту, привлеченному для приобретения (строительства) инвестиционных активов, по общему правилу нужно включить в их первоначальную стоимость . Субъекты малого предпринимательства (кроме эмитентов публично размещаемых ценных бумаг) все проценты по кредитам и займам (в том числе по привлеченным для покупки, сооружения или создания инвестиционных активов) могут включать в состав прочих расходов .

Олег Хороший,

государственный советник налоговой службы РФ III ранга

2. Рекомендация: Как отразить при налогообложении оплату банковских расходов. Организация применяет общую систему налогообложения

При расчете налога на прибыль расходы на оплату банковских услуг можно учесть двумя способами:
– в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ);
– в составе внереализационных расходов (подп. 15 п. 1 ст. 265 НК РФ).*

Порядок классификации таких расходов налоговым законодательством не установлен. Поэтому организация может разработать его самостоятельно (п. 4 ст. 252 НК РФ). Такой вывод подтверждают письма Минфина России от 20 апреля 2009 г. № 03-03-06/2/88 , от 2 марта 2006 г. № 03-03-04/1/167 и постановления ФАС