Как работает опека и попечительство. Участие органов опеки и попечительства в рассмотрении дел

Вопрос опеки и попечительства сегодня считается одним из актуальных в России. На каждом историческом этапе развития общество должно создавать условия для жизнеобеспечения людей, гарантировать защиту их интересов. В особенности это касается граждан, не способных самостоятельно о себе позаботиться. К ним относят людей преклонного возраста и несовершеннолетних, оставшихся без попечения родственников. Забота о таких людях должна осуществляться государством. Для этого формируются соответствующие службы. Рассмотрим далее деятельность органов опеки и попечительства.

Законодательная база

Опека и попечительство над детьми и другими недееспособными (частично либо полностью) гражданами осуществляется для защиты законных интересов этих категорий. Данное положение установлено в гл. 3, п. 16 ФЗ № 131, регламентирующем принципы организации самоуправления на местах. Опека и попечительство над детьми необходимы также в целях воспитания несовершеннолетних. Это положение фиксируется в ст. 31 ГК. В соответствии с этой статьей, а также ст. 121 СК уполномоченными для этого службами выступают организации, входящие в систему местного самоуправления. Каждый территориальный орган опеки и попечительства осуществляет свою работу в соответствии с уставом МО, принятым в рамках законодательства субъекта.

Реорганизация системы

Первым и достаточно решительным шагом в обеспечении контроля над заботой о гражданах, относящихся к незащищенной категории, стал пересмотр ФЗ № 154 в рамках разработки концепции широкомасштабного реформирования системы местной власти. В результате был принят ФЗ № 131. Одним из нововведений стало исключение обязанности по обеспечению заботы о незащищенных гражданах из ведения органов самоуправления. На следующем этапе реформирования все функции и права органов опеки и попечительства муниципального уровня переданы региональным службам. Одновременно была проведена реорганизация последних в структурные подразделения ведомств соцзащиты субъектов. В некоторых регионах преобразования завершились к 20015 году. Это стало отправной точкой нового этапа становления системы соцзащиты в стране.

Результаты преобразований

Работа, которую осуществлял раньше орган опеки и попечительства, всегда достаточно жестко регламентировалась гражданским и семейным законодательством, различными подзаконными актами Минобразования, правительства, Минздравсоцразвития, а в некоторых случаях и МВД и прочими ведомствами. Структуры местной власти, включенные в процесс положениями СК, должны были только исполнять ФЗ и контролировать исполнение его положений в пределах своей территории. После изменения отечественного законодательства была полностью трансформирована сложившаяся схема разграничения полномочий в рассматриваемой области, были преобразованы существовавшие органы опеки и попечительства. Москва стала первым городом, в котором была проведена полномасштабная реформа.

Функциональные обязанности органов опеки и попечительства

В сфере гражданских правоотношений указанные службы могут:


Имущественные отношения

В рамках этой сферы орган опеки и попечительства РФ может:

  1. Определять лицо, которое будет осуществлять доверительное управление имуществом подопечного, заключать с ним соответствующий договор.
  2. Разрешать опекуну совершать, а попечителю - соглашаться на заключение сделок, которые влекут уменьшение размера собственности воспитанника.
  3. Давать согласие на обмен или отчуждение жилого помещения в случаях, установленных законодательством.
  4. Искать доверительного управляющего для имущества гражданина, который признан судом безвестно отсутствующим, заключать с ним соответствующий договор.
  5. Нести ответственность за ущерб, нанесенный собственности либо личности подопечного по вине местных органов власти.
  6. Направлять иски в суд о признании недействительности либо о применении последствий ничтожности сделок, совершенных подопечными или от их имени.
  7. Извещать территориальные налоговые службы в пятидневный срок об установлении опеки над гражданами, признанными в суде недееспособными, безвестно отсутствующими, управлении и попечительстве над имуществом малолетних и прочих несовершеннолетних. Уведомление направляется и в случае последующих изменений в рамках указанных правоотношений.
  8. Оформлять договоры о передаче в собственность несовершеннолетнему жилья или давать согласие на заключение таких соглашений самим гражданином 14-18 лет в предусмотренных законодательством случаях.

Семейные отношения

В рамках указанной сферы отдел опеки и попечительства должен:

Воспитание ребенка

Для принятия несовершеннолетнего на воспитание подается соответствующее заявление. В органы опеки заинтересованные граждане могут обратиться по разным основаниям. Например, в случае если несовершеннолетний остался без родителей вследствие их смерти или по решению суда. В качестве основания может выступать необходимость в длительной командировке лиц, осуществляющих заботу о ребенке. Вне зависимости от причин обращения, только отдел опеки и попечительства может подобрать воспитателя для несовершеннолетнего. При этом гражданин может взять на себя заботу о несовершеннолетнем исключительно добровольно. Как правило, уполномоченные службы назначают воспитателями близких родственников ребенка. Это позволяет в максимальной степени учесть интересы несовершеннолетнего. Однако им также следует написать соответствующее обращение в адрес органов опеки и попечительства. При выборе воспитателя не из числа родственников, уполномоченная служба изучает всю доступную информацию о кандидате. Сведения о личных качествах предполагаемого воспитателя содержит, например, характеристика в органы опеки. Образец этого документа официально не утвержден. Документ, как правило, предоставляется с места работы гражданина. В нем в свободной форме излагаются основные качества кандидата, известные нанимателю. Характеристика в органы опеки, образец которой является достаточно формальным, составляется сотрудником кадровой службы предприятия, подписывается руководителем. Назначение воспитателя осуществляется на основании соответствующего решения. Орган опеки и попечительства выдает гражданину удостоверение. С этого момента он становится официальным воспитателем ребенка.

Отношения с родителями

При установлении опеки/попечительства право ребенка на общение с матерью/отцом должно сохраняться, если это не противоречит его интересам. Передача несовершеннолетнего в семью на воспитание не предполагает прекращения взаимодействия с родителями. В практике имеют место случаи, когда отец/мать, не согласные с отменой их прав на ребенка, пытаются выкрасть его из новой семьи. В таких ситуациях воспитатели могут требовать через суд возвращения несовершеннолетнего от любого лица, которое незаконным образом удерживает его у себя. Такая возможность обеспечивает максимальную защиту интересов ребенка.

Недееспособные граждане

Лица могут быть признаны такими по решению суда. Основаниями для установления недееспособности (частичной или полной) могут быть наркотическая/алкогольная зависимость, психическое заболевание. Попечительство в этих случаях оформляется тогда, когда действия лица наносят ущерб семье. Признанный ограниченно либо полностью недееспособным гражданин не вправе заключать определенные сделки. При этом попечитель, в отличие от опекуна, не несет ответственности за поведение лица.

Патронаж

Орган опеки и попечительства кроме прочего занимается устройством дееспособных граждан, которые в силу своего преклонного возраста не могут сами реализовать свои обязанности и права. В таких ситуациях устанавливается патронаж. Попечительство в такой форме допускается только по согласию дееспособного лица. Оно также должно утвердить кандидатуру человека, который будет осуществлять заботу о нем.

Прекращение попечительства/опеки

Законодательство предусматривает для этого несколько оснований. В первую очередь следует отметить, что опека прекращается автоматически при достижении воспитанником 14 лет, переходя в попечительство. Последнее действует до 18 лет. Опека/попечительство прекращаются и при возвращении ребенка в семью, установлении усыновления либо помещении в лечебное/воспитательное учреждение. Подопечный может умереть или быть признанным судом погибшим. В этом случае также попечительство/опека прекращаются автоматически. В качестве основания выступает также выздоровление лица, о котором проявляется забота. В этом случае оно должно быть признан дееспособным. Соответствующее заявление направляется родственниками гражданина либо органом попечительства/опеки, прокурором или представителем лечебного учреждения. К документу прилагается акт судебно-психиатрического исследования, в котором обосновывается значительное улучшение состояния либо полное выздоровление лица. Аналогично прекращается попечительство над ограниченно дееспособным гражданином, признанным таковым при наличии у него зависимости от наркотиков или алкоголя. В этом случае он может сам обратиться в суд. Непосредственно попечитель или опекун также вправе обратиться с заявлением о прекращении его полномочий. Обычно это происходит вследствие ухудшения состояния его здоровья или материального положения, при невозможности установить контакт с подопечным. Попечительство/опека при этом не прекращаются, поскольку основания для их установления не исчезают. В этих случаях полномочия с одного лица перекладываются на другое.

Ненадлежащая забота о нуждающемся

Выше были рассмотрены случаи прекращения попечительства/опеки при добросовестном исполнении воспитателем своих обязанностей. В законодательстве предусмотрены ситуации, когда уполномоченное лицо может лишиться возможности осуществлять заботу при ненадлежащем поведении. В частности, достаточно жестко контролируются действия попечителей/опекунов, связанные с распоряжением или управлением имуществом и соответствующими правами воспитанников. К ним, в частности, относят дачу согласия на заключение тех или иных сделок, надзор за условиями, в которых пребывает подопечный, а также консультирование по ряду важных вопросов. Уполномоченные лица должны предоставлять отчеты по своей работе. Орган опеки и попечительства, рассматривая поступившие жалобы и анализируя отчеты, выносит соответствующие решения. При установлении факта умышленного ненадлежащего исполнения лицом его задач он может быть отстранен от работы.

Заключение

Деятельность органов попечительства и опеки, касающаяся вопросов правовой и социальной защиты нуждающихся граждан, несовершеннолетних, находящихся в сложных жизненных условиях, жестко регламентируется существующим законодательством. В нормативных актах установлен не только порядок организации работы этих служб, но и ответственность уполномоченных лиц за ненадлежащее исполнение возложенных на них задач. Такой жесткий контроль обусловливается невозможностью нуждающихся категорий граждан самостоятельно обеспечить защиту своих прав и интересов. Особенно это касается несовершеннолетних, оставшихся без заботы родителей. Человек, согласно Конституции, выступает в качестве высшей ценности. В этой связи забота о нем, в частности в период до его совершеннолетия, должна стать задачей первостепенной важности для государства. Административная реформа, начатая в стране, указывает на то, что власть со вниманием относится к обеспечению гарантий, предусмотренных для граждан Конституцией.

В случае с опекой речь идет о детях до 14 лет, а в случае с попечительством - о подростках с 14-и летнего возраста до совершеннолетия. В сферу деятельности этих органов входит также забота об интересах совершеннолетних , но полностью недееспособных (или ограниченно (частично) дееспособных) лиц.

Функции органов опеки и попечительства

Являясь подразделением муниципалитета района, на органы опеки возложен ряд функций:

  • учет имеющихся детей-сирот, а также таких детей, которые остались полностью без родительской опеки, их обнаружение;
  • создание базы данных, в которой числятся будущие опекуны, попечители и/или приемные родители;
  • обустройство детей-сирот в специальные заведения (детдома, интернаты и прочее) и в приемные семьи;
  • защита прав несовершеннолетних;
  • урегулирование конфликтных ситуаций между родителями ребенка;
  • контроль за и имуществом своих подопечных и некоторые другие.

Функции органов опеки и попечительства направлены , прежде всего, на заботу о сохранении жизни, здоровья лиц, подпавших под их юрисдикцию, столь же важной является защита законных прав и гражданских свобод, а также этих лиц, защиту их от возможных злоумышленников. Сфера влияния органов попечительства ограничена мерами, регламентированными для выполнения их функций, кроме того, такие органы территориально прикреплены к определенному субъекту РФ.

Исходя из выполняемых функций, у органов опеки и попечительства есть все необходимые полномочия, чей круг достаточно широк для решения практически всех проблем затрагиваемого спектра.

Ищите ответ? Задайте вопрос юристам!

9443 юристов ждут Вас

Полномочия органов опеки и попечительства

Будучи ветвью исполнительной власти, органы опеки взаимодействуют в своей работе и с другими органами власти . Например, они могут подавать о признании гражданина России недееспособным (или же частично дееспособным).

Если обстоятельства, ограничивающие дееспособность указанного лица потеряли актуальность, именно органы попечительства подают заявление в суд о необходимости признания какого-либо лица полностью или частично дееспособным. Также органы опеки заключают договора на право доверительного управления собственностью и имуществом подопечных, выдают разрешение на совершение с имуществом сделок.

Органы опеки имеют законное право на представление интересов несовершеннолетних либо лиц с ограниченной дееспособностью в случаях, когда действия опекунов противоречат либо букве закона, либо самим интересам защищаемых лиц. Основная обязанность органов опеки и попечительства - защита подопечного как в физическом, так и в социальном и имущественном смысле со всей объективностью и справедливостью..

Кроме того, в сферу полномочий этих органов входит также контроль деятельности попечителей , проверка фактических условий жизни подопечных, сохранность их здоровья, жизни и имущественных интересов. Таким образом, все органы опеки имеют право проводить инспекции и проверки, причем не только в случае работы с частными лицами-опекунами, но и в случаях с организациями, в стены которых были помещены подопечные. То есть проверка действительных условий жизни в детских домах, психлечебницах, домах престарелых и других подобных заведениях.

Широта полномочий органов опеки и попечительства обусловлена тем, что именно они устанавливают опеку и попечительство над несовершеннолетним или недееспособным лицом. При этом органы опеки имеют право лишать любых лиц, даже родных родителей, прав опеки, если жизни подопечного и его здоровью угрожает опасность. И именно они определяют возможность лиц стать усыновителями.

В обязанности органов опеки и попечительства входит также передача информации о подопечном при изменении им места жительства в соответствующие инстанции данного территориального субъекта России.

Широта власти органов опеки строго регламентирована соответствующими правовыми нормами Гражданского Кодекса, в рамках которого данные институты власти и осуществляют свою деятельность. Изданные органами опеки акты могут быть оспорены в суде.

1. Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. Органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, на территориях которых отсутствуют органы опеки и попечительства, образованные в соответствии с настоящим Федеральным законом, могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями по опеке и попечительству с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В этом случае органы местного самоуправления являются органами опеки и попечительства.

1.2. Вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

2. В акте, регламентирующем деятельность органа опеки и попечительства, должно быть указано наличие у него статуса органа опеки и попечительства.

3. Деятельность органов опеки и попечительства по оказанию подопечным и (или) опекунам или попечителям помощи в получении образования, медицинской помощи, социальных услуг, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, осуществляется во взаимодействии с другими органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и общественными организациями.

4. Полномочия органов опеки и попечительства по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, могут осуществлять образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Органы опеки и попечительства должны защищать права граждан, уже находящихся под опекой или нуждающихся в ней. На них возложен надзор за опекунами, за гражданами, желающими усыновить ребенка и много других задач. Если органы опеки и попечительства превышают свои полномочия, вымогают взятку или у вас есть претензии к действиям (бездействию) должностных лиц-представителей органа опеки, вы можете написать на них жалобу.

Как написать жалобу на органы опеки

Написать жалобу на органы опеки можно несколькими способами:

  1. Почтой России.
  2. С помощью онлайн-сервисов «Электронная приемная».

Куда пожаловаться на органы опеки

Пожаловаться на превышение полномочий, коррумпированность чиновников можно в следующие инстанции:

  1. Уполномоченный по правам ребенка (если нарушены права несовершеннолетнего)
  2. Уполномоченный по правам человека в РФ

Жалоба в прокуратуру

Прокуратура осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод гражданина РФ, за исполнением законов различными службами, органами местного самоуправления, органами контроля и их должностными лицами.

Жалоба в прокуратуру должна быть зарегистрирована в течение трех дней с момента поступления. Решение по обращениям, не требующим дополнительной проверки, принимается в течение 15 дней. Максимальный срок для рассмотрения и принятия решения по жалобе составляет 30 дней с момента ее регистрации. Если жалоба не содержит сведений, необходимых для ее разрешения, она может быть возвращена заявителю в 7-дневный срок.

При написании жалобы в районную прокуратуру следует соблюдать следующие рекомендации:

  1. Контактные данные заявителя должны быть достоверными и полными. Анонимные жалобы на органы опеки не принимаются к рассмотрению.
  2. Жалоба должна быть написана на русском языке и разбита на предложения.
  3. Текст жалобы должен содержать максимум сведений, которые понадобятся для ее разрешения. В противном случае, жалоба будет возвращена заявителю.
  4. Если жалоба отправляется через он-лайн приемную, то заявитель может прикрепить к ней подтверждающие видео-аудиоматериалы или текстовые/графические файлы. Максимальный объем документов не должен превышать 5 Мб. Допустимы следующие форматы: txt, doc, rtf, xls, pdf, jpg, bmp, tif, mp3, avi, mp4, wmv, mov.
  5. Если жалоба содержит материалы, превышающие допустимый объем, то их рекомендуется отправлять почтой в адрес районной прокуратуры. В тексте электронного обращения следует указать это.

Органы опеки и попечительства или ООП – органы государственного значения, которые уполномочены опекать несовершеннолетних и недееспособных граждан. Они представляют исполнительную власть Российской Федерации на всей ее территории.

Права и обязанности, функции таких органов регламентируются , а также Гражданским и Семейным Кодексами.

Не исключено, что органы опеки и попечительства присутствуют не во всех населенных пунктах, округах и поселениях, потому органы местного самоуправления могут брать на себя полномочия органов опеки и попечительства над малолетними детьми и лиц с ограниченными возможностями, что предусмотрено российским законодательством. Эта практика действует, как видно на примерах городов федеральной значимости Москвы и Санкт-Петербурга.

Федеральный закон № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» содержит в себе полный перечень прав и обязанностей, задач и полномочий органов опеки на территории РФ.

ООП взаимодействуют с множеством государственных структур. Медицинские, социальные, образовательные, жилищные организации на постоянной основе сотрудничают с ними. Это могут быть ВУЗы, интернаты, санатории, дома престарелых, психиатрические лечебницы, жилищные инспекции. Они частично выполняют задачи ООП.

ООП регулируют процесс попечительства в рамках времени, качества, эффективности и безопасности граждан, которые временно или постоянно пользуются помощью из-за ограниченности способностей.

Могут функционировать, как отдел или быть частью какого-либо государственного департамента. Это никак не отражается на полномочиях и задачах , которые есть у ООП.

В состав штата входят специалисты, инспекторы, консультанты специальной подготовки, а также узких направлений.

Требования к качеству подготовки, квалификации и навыкам сотрудников, а также методическая литература для работы и управления прописываются и устанавливаются Правительством РФ.

Официальный сайт органов опеки и попечительства – это сайт регионального министерства или департамента образования. Там вы можете найти необходимую информацию, задать вопрос или же найти адрес , телефон и время работы.

Задачи органов опеки и попечительства

В статье 7 Федерального закона о попечительстве говорится о задачах, которые преследуют государственные органы опеки:

  1. Защищать права, интересы людей, которые нуждаются в помощи государства.
  2. Следить за исполнением обязанностей лиц или организаций, в руки которых вверена жизнь гражданина с ограниченными возможностями.
  3. Контролировать целостность и сохранность имущественных ценностей несовершеннолетних детей или лиц с ограниченными возможностями, которые находятся под опекой и надзором социальных, медицинских, образовательных заведений.

Также органы попечительства несут и другие задачи, которые предписаны законами РФ:

  • защищать права малолетних детей, проживающих с родителями или опекунами;
  • ведение профилактической деятельности против безнадзорности малолетних детей.

Полномочия органов

В статье 8 Федерального закона упомянуты все полномочия ООП:

  • поиск и регистрация недееспособных граждан;
  • ходатайство об определении недееспособности гражданина или же восстановлении его полноценных способностей;
  • установление государственной опеки, попечительства над гражданином;
  • контроль деятельности лиц, которые оказывают опеку и попечительство, и условиями жизни недееспособных, отстранение опекунов от обязанностей в связи с окончанием недееспособности или же некачественного выполнения опекунских задач;
  • возможность руководить сделками с имуществом граждан под опекой;
  • поиск и учет потенциальных опекунов и попечителей;
  • защита прав, интересов недееспособных лиц;
  • предоставлять информацию опекунам о возможности передачи гражданина в семью.

Также существуют дополнительные полномочия органов опеки и попечительства, которые предусмотрены законами РФ. К примеру:

  • разрешение на ;
  • запрос характеристики на родителя ;
  • разрешение на трату опекуном доходов несовершеннолетних детей;
  • решать текущие вопросы с недвижимостью;
  • соблюдение прав и обязанностей попечителей и опекунов;
  • ведение контроль своевременной отчетности опекунов;
  • активная профилактика ;
  • выявление факта нарушения прав граждан и защита пострадавших.

ООП имеют право издавать акты, на основе которых осуществляется опека, ее остановка, продление или прекращение. Документ такого значения разрешено оспаривать в суде. К примеру, если опекун не согласен с отменой опекунских прав на ребенка, то он может обжаловать решение ООП в суде.

Обязанности при переезде подопечного

Если недееспособный гражданин вместе с опекуном или попечителем переезжает на новое место жительства, то регистрация и наблюдение за ним осуществляется уже на новом месте проживания. Деятельность органов в таком случае заключается в оформлении факта перемены места жительства, отправке дела несовершеннолетнего или недееспособного гражданина на новое место проживания в течение 3 рабочих дней с момента информирования опекуном о переезде в другой населенный пункт.

Также все обязанности, полномочия и задачи полностью возьмет на новый орган опеки по другому месту жительства с того дня, как личное дело получено. Гражданин также будет находиться под защитой и наблюдением ООП, как и раньше, но уже в другом регионе. При этом законодательная база остается едина для всей территории Российской Федерации, как и качество присмотра, выполнение задач ООП.

Заключение

В качестве основной функции органов выступает защита лиц с ограниченными возможностями. Под эту категорию попадают как дети, не достигшие 18 лет, так и взрослые, которые по каким-либо причинам не в состоянии полностью содержать себя в финансовом и физическом плане временно или до конца жизни. ООП имеет право менять решение о необходимости предоставления или помощи лицам от государства на основе объективных причин.

Также ООП:

  1. Являются государственной структурой.
  2. Обладают полномочиями исполнительной власти.
  3. Всегда остаются гарантом безопасности и защитником прав недееспособного лица, в том числе перед лицом закона, после передачи опекунских и попечительских прав.