Группировка мчс. Спасут по первому сигналу
В Сибири создана мощная аэромобильная группировка
О том, что Сибирский региональный центр будет усиливаться и развиваться, сообщил на днях в ходе своей рабочей поездки в Швейцарию глава МЧС России Владимир Пучков. В частности, речь шла о создании крупного авиадесантного комплекса в Красноярске.
Тогда на встрече с директором женевского отделения управления ООН по координации гуманитарных вопросов Рудольфом Мюллером российский министр сказал: "В ближайшее время на постоянной основе будет создан в Красноярске мощный авиаспасательный центр, который будет реагировать на землетрясения и другие беды. Данную инициативу поддержал президент РФ".
И вот вчера пресс-служба Сибирского регионального центра МЧС России сообщила, что общая численность аэромобильной группировки достигла 1545 человек и 276 единиц техники. В группировку входит также 31 плавсредство. Для оперативной доставки спасателей к месту чрезвычайной ситуации в готовности имеются 11 воздушных судов. Точнее, группировок даже несколько в Сибири. В субъектах Сибирского федерального округа, их имеют Сибирский поисково-спасательный отряд, Байкальский поисково-спасательный отряд и Сибирский спасательный центр. Но все они объединены в одно целое и готовы быстро подключиться к выполнению какой-то одной крупной спасательной операции, если такая необходимость появится.
Группировки готовы в самые сжатые сроки прибыть к месту ЧС авиационным или наземным транспортом. Они оснащены всей необходимой техникой.
Специалисты группировки прошли дополнительное обучение. Закуплено оборудования на сумму более 12 миллионов рублей. Это осветительные башни, мотопомпы, надувные лодки с мотором, ранцевые огнетушители и другое имущество, - сообщили вчера в МЧС.
Численность сибирской группировки достигла 1545 человек и 276 единиц техники. Есть 31 плавсредство
В этом году в Хакасии прошел сбор спасателей-десантников со всей Сибири. Учения по отработке навыков спуска с вертолета по веревке спасатели осуществляли с высоты от 20 до 40 метров.
По примеру сибиряков усиливаться будут и другие реагирующие подразделения. Глава МЧС России Владимир Пучков в Женеве отмечал, что в этом году Сибирский спасательный отряд был впервые аттестован по системе ООН ИНСАРАГ. И уже начата работа по подготовке к аттестации дальневосточного отряда.
Другие новости
В Вязьме школьник спас из огня трех детей
В городе Вязьма Смоленской области девятилетний школьник благодаря своей находчивости спас своих младших братьев и сестру из огня, сообщили в СК. Младшему из детей всего девять месяцев
Аэромобильная группировка сил МЧС России (далее – АМГ) – группировка специально подготовленных и оснащенных сил и средств МЧС России, в состав которой, в зависимости от классификации ЧС или пожара, включаются необходимые органы управления и подразделения МЧС России и доставляются в район бедствия с помощью авиации, авиационных технологий, а также другими видами транспорта для решения поставленных перед ней задач Методические рекомендации по созданию, оснащению и порядку применения аэромобильных групп территориальных органов МЧС России, утв. 30.05.2014 .
Общие сведения
АМГ территориальных органов МЧС России создаются на внештатной основе из формирований дислоцированных в зоне ответственности территориальных органов МЧС России и сил усиления, придаваемых решением старшего начальника.В состав АМГ территориальных органов МЧС России входят силы СВФ, специализированных пожарно-спасательных частей ФПС ГПС, АСФ и других формирований МЧС России, дислоцирующихся в зоне ответственности территориального органа (ВГСЧ , ГИМС , научные, учебные, медицинские учреждения, подразделения психологического обеспечения) с подготовленными, в зависимости от масштаба и характера ЧС , укладками, а также силы авиационных подразделений МЧС России.
Формирование аэромобильных группировок территориальных органов МЧС России целесообразно осуществлять из расчета:
- спасательные центры – до 70% от списочной численности подразделения;
- региональные поисково-спасательные отряды – до 70% от списочной численности подразделения;
- специализированные части по тушению крупных пожаров (специализированные пожарно-спасательные части) – до 50% от списочной численности подразделения;
- подразделения ГИМС – до 50% от списочной численности подразделения.
Оснащение АМГ специальной техникой и оборудованием осуществляется решением руководителя территориального органа МЧС России исходя из состава имеющихся табельных средств и особенностей ведения АСДНР в зоне ЧС.
Приведение в готовность АМГ производится в соответствии с «Положением о порядке приведения структурных подразделений центрального аппарата, территориальных органов МЧС России, подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, спасательных воинских формирований МЧС России, аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований, военизированных горноспасательных частей, подразделений Государственной инспекции по маломерным судам, образовательных, научно-исследовательских и иных учреждений и организаций, находящихся в ведении МЧС России, в готовность к применению по предназначению в мирное время» .
Предназначение аэромобильной группы
Предназначение АМГ территориальных органов МЧС России
АМГ территориальных органов МЧС России предназначены для:- оперативного сосредоточения сил и средств в районах крупномасштабных чрезвычайных ситуаций и пожаров с применением авиации и других видов транспорта;
- проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АДНР) по ликвидации последствий крупномасштабных чрезвычайных ситуаций и пожаров, в том числе с использованием авиационных технологий;
- прикрытия критически важных и потенциально опасных объектов в зонах ответственности;
- проведения первоочередных мероприятий по защите населения и территорий от крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечению пожарной безопасности в пределах своей компетенции;
- проведения аварийно-спасательных работ (АСР) при ликвидации последствий региональных и межрегиональных чрезвычайных ситуаций.
Основные задачи АМГ при наводнениях, половодье, паводке, заторе, затоплении и подтоплении
- разведка в зоне ответственности для получения данных об обстановке и выявления объектов, населенных пунктов и районов, которые могут оказаться в зоне затопления;
- подготовка путей эвакуации людей, материальных средств и животных из зон возможного затопления;
- создание запасов спасательных средств (кругов, поясов, багров, лестниц, веревок и т.д.), необходимых для спасения людей на воде;
- спасение людей на воде;
- извлечение погибших;
- первоочередное обеспечение жизнедеятельности пострадавшего населения;
- укрепление гидротехнических сооружений;
- устройство водоотводных каналов, плотин и дамб для защиты от затопления населенных пунктов, критически важных и потенциально опасных объектов, промышленных предприятий и т.п.;
- накопление вблизи гидротехнических сооружений аварийных запасов материалов для заделывания промоин и наращивания высоты дамб;
- осуществление контроля за изменением уровня воды.
Основные задачи аэромобильных группировок при тушении природных пожаров
- ведение разведки места пожара;
- спасение людей и имущества;
- тушение возгораний;
- защита населенных пунктов подверженных угрозе лесных пожаров ;
- мониторинг выгоревших площадей.
Основные задачи аэромобильных группировок при тушении техногенных пожаров
- ведение разведки места пожара;
- спасение людей, имущества, тушение пожаров;
- оперативное сосредоточение сил и средств в районах ЧС;
- проведение АСДНР по ликвидации последствий ЧС;
- прикрытие критически важных и потенциально опасных объектов;
- проведение первоочередных мероприятий по защите населения и территорий в зоне ЧС.
Основные задачи аэромобильных группировок при землетрясениях
- ведение разведки районов, участков и объектов АСДНР;
- локализация и тушение пожаров;
- поиск и извлечение пострадавших и погибших;
- оказание первой помощи пострадавшим с последующей эвакуацией их в лечебные учреждения;
- расчистка и проделывание проходов в завалах;
- расчистка и подготовка площадок для размещения техники и личного состава АМГ;
- обрушение или укрепление конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом;
- ремонт и поддержание в готовности подъездных путей к участкам проведения работ;
- оборудование и содержание переправ через водные преграды;
- эвакуация населения и первоочередное обеспечение жизнедеятельности пострадавшего населения.
Основные задачи аэромобильных группировок в зонах радиоактивного загрязнения
- ведение радиационной разведки на аварийном объекте и в зоне загрязнения;
- осуществление радиационного контроля населения;
- эвакуация населения и первоочередное обеспечение жизнедеятельности пострадавшего населения;
- оказание первой помощи пострадавшим с последующей эвакуацией их в специальные лечебные учреждения;
- вывоз материальных средств, не подвергшихся радиоактивному загрязнению, из зон отчуждения;
- разборка завалов и разрушение зданий в районе аварий;
- дезактивация территорий, дорог, сооружений и техники;
- пылеподавление на дорогах и участках местности;
- санитарная обработка людей;
- вывоз и захоронение радиоактивных отходов и загрязненных свыше установленных норм предметов;
- участие совместно с представителями МВД в поддержании санитарно-пропускного режима в зоне загрязнения;
- осуществление контроля за изменением уровня радиоактивного загрязнения.
Основные задачи аэромобильных группировок в зонах химического заражения
- ведение разведки на территории аварийного объекта и в зоне заражения;
- ведение аварийно-спасательных работ на аварийном объекте, в жилой застройке и на других объектах в зоне заражения, где возможно поражение людей;
- поиск пострадавших, извлечение их из сооружений (зданий);
- эвакуация населения из опасной зоны и первоочередное обеспечение жизнедеятельности пострадавшего населения;
- оказание первой помощи пострадавшим с последующей эвакуацией их в специальные лечебные учреждения;
- участие совместно со специалистами аварийного объекта в локализации источника химического заражения на технологическом оборудовании;
- локализация и обеззараживание облака АХОВ ;
- выполнение работ по локализации и обеззараживанию проливов АХОВ;
- выполнение неотложных работ на аварийном объекте и в зоне заражения;
- обеззараживание территории, зданий и сооружений, зараженных АХОВ;
- проведение санитарной обработки населения и личного состава АМГ, действовавших в зоне заражения;
- участие совместно с представителями МВД России в поддержании санитарно-пропускного режима в зоне заражения;
- проведение обеззараживания техники;
- осуществление контроля уровня химического заражения.
Основные задачи аэромобильных группировок при ликвидации последствий ЧС, вызванных крупными транспортными авариями
- спасение людей;
- ликвидация розливов топлива;
- оказание первой помощи пострадавшим с последующей их эвакуацией;
- проведение АСДНР по ликвидации последствий ЧС.
АМГ территориальных органов МЧС России предназначены для:
- оперативного сосредоточения сил и средств в районах крупномасштабных чрезвычайных ситуаций и пожаров с применением авиации и других видов транспорта;
- проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АДНР) по ликвидации последствий крупномасштабных чрезвычайных ситуаций и пожаров, в том числе с использованием авиационных технологий;
- прикрытия критически важных и потенциально опасных объектов в зонах ответственности;
- проведения первоочередных мероприятий по защите населения и территорий от крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечению пожарной безопасности в пределах своей компетенции;
- проведения аварийно-спасательных работ (АСР) при ликвидации последствий региональных и межрегиональных чрезвычайных ситуаций.
Основные задачи АМГ при наводнениях, половодье, паводке, заторе, затоплении и подтоплении
- разведка в зоне ответственности для получения данных об обстановке и выявления объектов, населенных пунктов и районов, которые могут оказаться в зоне затопления;
- подготовка путей эвакуации людей, материальных средств и животных из зон возможного затопления;
- создание запасов спасательных средств (кругов, поясов, багров, лестниц, веревок и т.д.), необходимых для спасения людей на воде;
- спасение людей на воде;
- извлечение погибших;
- первоочередное обеспечение жизнедеятельности пострадавшего населения;
- укрепление гидротехнических сооружений;
- устройство водоотводных каналов, плотин и дамб для защиты от затопления населенных пунктов, критически важных и потенциально опасных объектов, промышленных предприятий и т.п.;
- накопление вблизи гидротехнических сооружений аварийных запасов материалов для заделывания промоин и наращивания высоты дамб;
- осуществление контроля за изменением уровня воды.
Основные задачи аэромобильных группировок при тушении природных пожаров
- ведение разведки места пожара;
- спасение людей и имущества;
- тушение возгораний;
- защита населенных пунктов подверженных угрозе лесных пожаров ;
- мониторинг выгоревших площадей.
Основные задачи аэромобильных группировок при тушении техногенных пожаров
- ведение разведки места пожара;
- спасение людей, имущества, тушение пожаров;
- оперативное сосредоточение сил и средств в районах ЧС;
- проведение АСДНР по ликвидации последствий ЧС;
- прикрытие критически важных и потенциально опасных объектов;
- проведение первоочередных мероприятий по защите населения и территорий в зоне ЧС.
Основные задачи аэромобильных группировок при землетрясениях
- ведение разведки районов, участков и объектов АСДНР;
- локализация и тушение пожаров;
- поиск и извлечение пострадавших и погибших;
- оказание первой помощи пострадавшим с последующей эвакуацией их в лечебные учреждения;
- расчистка и проделывание проходов в завалах;
- расчистка и подготовка площадок для размещения техники и личного состава АМГ;
- обрушение или укрепление конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом;
- ремонт и поддержание в готовности подъездных путей к участкам проведения работ;
- оборудование и содержание переправ через водные преграды;
- эвакуация населения и первоочередное обеспечение жизнедеятельности пострадавшего населения.
Основные задачи аэромобильных группировок в зонах радиоактивного загрязнения
- ведение радиационной разведки на аварийном объекте и в зоне загрязнения;
- осуществление радиационного контроля населения;
- эвакуация населения и первоочередное обеспечение жизнедеятельности пострадавшего населения;
- оказание первой помощи пострадавшим с последующей эвакуацией их в специальные лечебные учреждения;
- вывоз материальных средств, не подвергшихся радиоактивному загрязнению, из зон отчуждения;
- разборка завалов и разрушение зданий в районе аварий;
- дезактивация территорий, дорог, сооружений и техники;
- пылеподавление на дорогах и участках местности;
- санитарная обработка людей;
- вывоз и захоронение радиоактивных отходов и загрязненных свыше установленных норм предметов;
- участие совместно с представителями МВД в поддержании санитарно-пропускного режима в зоне загрязнения;
- осуществление контроля за изменением уровня радиоактивного загрязнения.
Основные задачи аэромобильных группировок в зонах химического заражения
- ведение разведки на территории аварийного объекта и в зоне заражения;
- ведение аварийно-спасательных работ на аварийном объекте, в жилой застройке и на других объектах в зоне заражения, где возможно поражение людей;
- поиск пострадавших, извлечение их из сооружений (зданий);
- эвакуация населения из опасной зоны и первоочередное обеспечение жизнедеятельности пострадавшего населения;
- оказание первой помощи пострадавшим с последующей эвакуацией их в специальные лечебные учреждения;
- участие совместно со специалистами аварийного объекта в локализации источника химического заражения на технологическом оборудовании;
- локализация и обеззараживание облака АХОВ ;
- выполнение работ по локализации и обеззараживанию проливов АХОВ;
- выполнение неотложных работ на аварийном объекте и в зоне заражения;
- обеззараживание территории, зданий и сооружений, зараженных АХОВ;
- проведение санитарной обработки населения и личного состава АМГ, действовавших в зоне заражения;
- участие совместно с представителями МВД России в поддержании санитарно-пропускного режима в зоне заражения;
- проведение обеззараживания техники;
- осуществление контроля уровня химического заражения.
Основные задачи аэромобильных группировок при ликвидации последствий ЧС, вызванных крупными транспортными авариями
- спасение людей;
- ликвидация розливов топлива;
- оказание первой помощи пострадавшим с последующей их эвакуацией;
- проведение АСДНР по ликвидации последствий ЧС.
Московское управление МЧС России совместно органами исполнительной власти ведет подготовку к зимнему сезону.
Риск возникновения опасных ситуаций повышается при таких неблагоприятных погодных явлениях, как метели, снегопады и морозы, которые сопровождаются рекордно низкими температурами. В целях повышения эффективности действий личного состава по выполнению аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий ЧС в зимнее время года, 27 октября на севере столицы состоялась тренировка аэромобильной группировки ведомства. Практическое занятие проводено на базе 51 специализированной пожарно-спасательной части 29 отряда ФПС по г. Москве, личный состав которой составляет основу аэромобильной группировки.
В ходе тренировки был развернут подвижной пункт питания и обогрева.
Задействовался кран-манипулятор, автомобиль медслужбы, привлекалась инженерная техника.
Аэромобильная группировка Главного управления МЧС России по г. Москве была создана в апреле 2014 года, и с момента ее создания не раз проводились практические занятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с паводками и природными пожарами. 27 октября состоялась практическая отработка действий по проведению аварийно-спасательных работ в зимних условиях.
Спасатели, которые входят в состав аэромобильной группировки, оснащены самым современным специализированным аварийно-спасательным оборудованием, техникой и экипировкой, которые позволяют проводить спасательные работы любой сложности в различных климатических условиях.
В рамках профессиональной подготовки личного состава аэромобильной группировки проводились практические и теоретические занятия со специалистами по оказанию первой помощи, проведению радиационной, химической и биологической разведки, спасательным работам на воде.
Всего в состав аэромобильной группировки пожарно-спасательного ведомства г. Москвы входит 190 человек личного состава. Сотрудники обучены смежным специальностям. Так, в 2015-2016 годах было обучено 8 промышленных альпинистов, 46 газоспасателей, 2 специалиста по эксплуатации компрессорного оборудования, 10 человек прошли обучение по боевым спускам с использованием спусковых устройств СУ-Р. Кроме того, летом 2016 года в целях дальнейшего развития возможностей аэромобильной группировки проведено обучение 5 операторов беспилотных летательных аппаратов. Для руководства действиями подразделения предусмотрен штаб, состоящий из старших оперативно-должностных лиц территориального пожарно-спасательного гарнизона города Москвы.
Всего на вооружении АМГ Главного управления МЧС России по г. Москве стоит 55 единиц техники. Она оснащена модулями с тепловыми пушками, аварийно-спасательным оборудованием, гидрокостюмами, спасательным, воздушно-десантным и медицинским имуществом. Для ликвидации ЧС, связанных с неблагоприятными погодными условиями в зимний период, аэромобильная группировка столичного управления МЧС России оборудована необходимым имуществом для автономной жизнедеятельности на протяжении трех суток.
Для проведения разведки с воздуха на вооружении находится беспилотный летательный аппарат, на пересеченной и труднопроходимой местности имеется 2 мотовездехода и 2 снегохода.
В настоящее время оснащение аэромобильной группировки города Москвы позволяет проводить работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций на химически опасных, радиационно-опасных объектах, ЧС, связанных с паводком (наводнением), природными пожарами, крупных транспортных катастроф, обрушений зданий и сооружений, организации аварийно-спасательных работ в зимних условиях.
Аэромобильную группировку г. Москвы по праву можно считать спасательным десантом за способность оперативно прибыть на место происшествия, незамедлительно оказать помощь и максимально эффективно устранить последствия чрезвычайной ситуации.
Материал подготовила Елена Буколова
Пресс-служба Главного управления МЧС России по г. Москве
по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий стихийных бедствий
МЧС России
Правила разработки и оформления документов по управлению спасательными и воинскими формированиями МЧС России
Учебно-методическое пособие
Настоящие методические рекомендации предназначены для должностных лиц центрального аппарата МЧС России, региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации (далее – территориальных органов МЧС России).
Методические рекомендации отражают основные положения действующих руководящих документов, наставлений, руководств по применению (оперативному реагированию для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) сил и средств территориальных органов МЧС России.
В методических рекомендациях предложена последовательность работы должностных лиц территориальных органов МЧС России по созданию, оснащению и порядку применения аэромобильных группировок (АМГ) сил на основе спасательных воинских формирований МЧС России (СВФ), специализированных пожарно-спасательных частей ФПС ГПС, аварийно-спасательных формирований (АСФ), ВГСЧ, ГИМС, научных, учебных, медицинских учреждений, подразделений психологического обеспечения, авиационных подразделений МЧС России для ликвидации крупномасштабных чрезвычайных ситуаций и пожаров.
Введение | 4 |
Глава 1. ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ И ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | |
1.1. Предназначение и типовые задачи аэромобильных группировок, решение которых характерно для конкретных видов чрезвычайных ситуаций | 6 |
1.2. Рекомендации по организации основных мероприятий, выполняемых территориальными органами МЧС России при создании аэромобильных группировок | 9 |
1.3. Рекомендации по определению объектов и районов с наибольшей вероятностью возникновения ЧС в зонах ответственности аэромобильных группировок | 10 |
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ аэромобильными группировками территориальных органов МЧС России | |
2.1. Порядок организации управления и взаимодействия в районе ЧС | 12 |
2.2. Предназначение, состав пунктов управления и организация работы на них | 13 |
2.3. Рекомендации по организации связи в районе ЧС для аэромобильных группировок территориальных органов МЧС России | 14 |
Глава 3. ПЕРЕДВИЖЕНИЕ аэромобильных группировок территориальных органов МЧС России | |
3.1. Авиационное обеспечение аэромобильных группировок МЧС России | 15 |
3.2. Порядок применения дежурных сил и средств авиации при возникновении ЧС | 16 |
3.3. Перевозка аэромобильных группировок железнодорожным , морским (речным) транспортом | 20 |
Глава 4. ДЕЙСТВИЯ аэромобильных группировок территориальных органов МЧС России в ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ | |
4.1. Общие положения по применению аэромобильных группировок территориальных органов МЧС России в чрезвычайных ситуациях | 32 |
4.2. Организация и проведение АСДНР аэромобильными группировками территориальных органов МЧС России по ликвидации чрезвычайных ситуаций | 33 |
4.3. Ведение разведки районов ЧС аэромобильными группировками территориальных органов МЧС России | 34 |
4.4. Особенности действий аэромобильных группировок в зонах радиоактивного, химического заражения (загрязнения), затопления, при землетрясении и тушении крупномасштабных пожаров | 37 |
Глава 5. ОСНОВЫ ТЫЛОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АЭРОМОБИЛЬНЫХ ГРУППИРОВОК ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МЧС РОССИИ | |
5.1. Цели и задачи тылового и материально-технического обеспечения аэромобильных группировок территориальных органов МЧС России | 48 |
5.2. Рекомендации по созданию резервов материально-технических средств для аэромобильных группировок территориальных органов МЧС России | 49 |
5.3. Рекомендации по организации медицинского и морально-психологического обеспечения аэромобильных группировок | 50 |
Приложения | 52 |
Введение
Данные Методические рекомендации разработаны в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7.05.2012 № 603 «О реализации планов (программ) строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и модернизации оборонно-промышленного комплекса», поручением Совета Безопасности Российской Федерации от 5.07.2013, Планом строительства и развития сил и средств МЧС России на 2011-2015 годы (утвержден Президентом Российской Федерации 9.01.2012 № 14731) и решением коллегии МЧС России от 19 февраля 2014 г. № 1/I «О создании аэромобильной группировки сил на основе спасательных воинских формирований МЧС России, региональных и специализированных подразделений ФПС ГПС для ликвидации крупномасштабных чрезвычайных ситуаций и пожаров».
Аэромобильная группировка сил (далее – АМГ) МЧС России – группировка специально подготовленных и оснащенных сил и средств МЧС России, в состав которой, в зависимости от классификации ЧС или пожара, включаются необходимые органы управления и подразделения МЧС России и доставляются в район бедствия с помощью авиации, авиационных технологий, а также другими видами транспорта для решения поставленных перед ней задач.
АМГ территориальных органов МЧС России создаются на внештатной основе из формирований дислоцированных в зоне ответственности территориальных органов МЧС России и сил усиления, придаваемых решением старшего начальника.
В состав АМГ территориальных органов МЧС России входят СВФ, специализированные пожарно-спасательные части ФПС ГПС, АСФ и другие формирования МЧС России, дислоцирующиеся в зоне ответственности территориального органа (ВГСЧ, ГИМС, научных, учебных, медицинских учреждений, подразделений психологического обеспечения) с подготовленными, в зависимости от масштаба и характера ЧС, укладками, а также силы авиационных подразделений МЧС России.
Формирование аэромобильных группировок территориальных органов МЧС России целесообразно осуществлять из расчета:
спасательные центры – 70% от списочной численности подразделения;
региональные поисково-спасательные отряды – 70% от списочной численности подразделения;
специализированные части по тушению крупных пожаров (специализированные пожарно-спасательные части) – 50% от списочной численности подразделения;
подразделения ГИМС – до 50% от списочной численности подразделения.
Численность личного состава, выделяемого другими формированиями МЧС, дислоцированными в зоне ответственности территориального органа МЧС России , определяется руководителем данного территориального органа исходя из особенностей ЧС и по согласованию с соответствующими органами управления.
Оснащение АМГ специальной техникой и оборудованием осуществляется решением руководителя территориального органа МЧС России исходя из состава имеющихся табельных средств и особенностей ведения АСДНР в зоне ЧС.
Приведение в готовность АМГ производится в соответствии с «Положением о порядке приведения структурных подразделений центрального аппарата, территориальных органов МЧС России, подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, спасательных воинских формирований МЧС России, аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований, военизированных горноспасательных частей, подразделений Государственной инспекции по маломерным судам, образовательных, научно-исследовательских и иных учреждений и организаций, находящихся в ведении МЧС России, в готовность к применению по предназначению в мирное время».
Глава 1. ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ И ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АЭРОМОБИЛЬНЫХ ГРУППИРОВОК ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МЧС РОССИИ
Предназначение и типовые задачи аэромобильных группировок, решение которых характерно для конкретных видов чрезвычайных ситуаций
1. АМГ территориальных органов МЧС России предназначены для:
оперативного сосредоточение сил и средств в районах крупномасштабных чрезвычайных ситуаций и пожаров с применением авиации и других видов транспорта;
проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АДНР) по ликвидации последствий крупномасштабных чрезвычайных ситуаций и пожаров, в том числе с использованием авиационных технологий;
прикрытия критически важных и потенциально опасных объектов в зонах ответственности;
проведения первоочередных мероприятий по защите населения и территорий от крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечению пожарной безопасности в пределах своей компетенции;
проведения аварийно-спасательных работ (АСР) при ликвидации последствий региональных и межрегиональных чрезвычайных ситуаций.
2. Основные задачи АМГ при наводнениях, половодье, паводке, заторе, затоплении и подтоплении:
разведка в зоне ответственности для получения данных об обстановке и выявления объектов, населенных пунктов и районов, которые могут оказаться в зоне затопления;
подготовка путей эвакуации людей, материальных средств и животных из зон возможного затопления;
создание запасов спасательных средств (кругов, поясов, багров, лестниц, веревок и т.д.), необходимых для спасения людей на воде;
спасение людей на воде;
извлечение погибших;
первоочередное обеспечение жизнедеятельности пострадавшего населения ;
укрепление гидротехнических сооружений;
устройство водоотводных каналов, плотин и дамб для защиты от затопления населенных пунктов, критически важных и потенциально опасных объектов, промышленных предприятий и т.п.;
накопление вблизи гидротехнических сооружений аварийных запасов материалов для заделывания промоин и наращивания высоты дамб;
осуществление контроля за изменением уровня воды.
3. Основные задачи аэромобильных группировок при тушении природных пожаров:
спасение людей и имущества;
тушение возгораний;
защита населенных пунктов подверженных угрозе лесных пожаров;
мониторинг выгоревших площадей.
4. Основные задачи аэромобильных группировок при тушении техногенных пожаров:
ведение разведки места пожара;
спасение людей, имущества, тушение пожаров;
оперативное сосредоточение сил и средств в районах ЧС;
проведение АСДНР по ликвидации последствий ЧС;
прикрытие критически важных и потенциально опасных объектов;
проведение первоочередных мероприятий по защите населения и территорий в зоне ЧС
5. Основные задачи аэромобильных группировок при землетрясениях:
ведение разведки районов, участков и объектов АСДНР;
локализация и тушение пожаров;
поиск и извлечение пострадавших и погибших;
оказание первой помощи пострадавшим с последующей эвакуацией их в лечебные учреждения;
расчистка и проделывание проходов в завалах;
расчистка и подготовка площадок для размещения техники и личного состава АМГ;
обрушение или укрепление конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом;
ремонт и поддержание в готовности подъездных путей к участкам проведения работ;
оборудование и содержание переправ через водные преграды;
эвакуация населения и первоочередное обеспечение жизнедеятельности пострадавшего населения.
6. Основные задачи аэромобильных группировок в зонах радиоактивного загрязнения:
ведение радиационной разведки на аварийном объекте и в зоне загрязнения;
осуществление радиационного контроля населения;
эвакуация населения и первоочередное обеспечение жизнедеятельности пострадавшего населения;
оказание первой помощи пострадавшим с последующей эвакуацией их в специальные лечебные учреждения;
вывоз материальных средств, не подвергшихся радиоактивному загрязнению, из зон отчуждения;
дезактивация территорий, дорог, сооружений и техники;
пылеподавление на дорогах и участках местности;
санитарная обработка людей;
вывоз и захоронение радиоактивных отходов и загрязненных свыше установленных норм предметов;
участие совместно с представителями МВД в поддержании санитарно-пропускного режима в зоне загрязнения;
осуществление контроля за изменением уровня радиоактивного загрязнения.
7. Основные задачи аэромобильных группировок в зонах химического заражения:
ведение разведки на территории аварийного объекта и в зоне заражения;
ведение аварийно-спасательных работ на аварийном объекте, в жилой застройке и на других объектах в зоне заражения, где возможно поражение людей;
поиск пострадавших, извлечение их из сооружений (зданий);
эвакуация населения из опасной зоны и первоочередное обеспечение жизнедеятельности пострадавшего населения;
оказание первой помощи пострадавшим с последующей эвакуацией их в специальные лечебные учреждения;
участие совместно со специалистами аварийного объекта в локализации источника химического заражения на технологическом оборудовании;
локализация и обеззараживание облака АХОВ;
выполнение работ по локализации и обеззараживанию проливов АХОВ;
выполнение неотложных работ на аварийном объекте и в зоне заражения;
обеззараживание территории, зданий и сооружений, зараженных АХОВ;
проведение санитарной обработки населения и личного состава АМГ, действовавших в зоне заражения;
участие совместно с представителями МВД России в поддержании санитарно-пропускного режима в зоне заражения;
проведение обеззараживания техники;
осуществление контроля уровня химического заражения.
8. Основные задачи аэромобильных группировок при ликвидации последствий ЧС, вызванных крупными транспортными авариями:
спасение людей;
ликвидация розливов топлива;
оказание первой помощи пострадавшим с последующей их эвакуацией;
проведение АСДНР по ликвидации последствий ЧС.
Рекомендации по организации основных мероприятий, выполняемых территориальными органами МЧС России при создании
В ходе создания АМГ территориальных органов МЧС России для ликвидации крупномасштабных чрезвычайных ситуаций и пожаров территориальным органам необходимо выполнить следующие мероприятия:
1) провести анализ:
состояния учебно-материальной базы в СВФ, специализированных пожарно-спасательных частях ФПС и ПСФ, АСФ и подготовить предложения по ее развитию;
состояния существующих вертолетных площадок вблизи пунктов дислокации подразделений, включенных в состав АМГ ;
2) по итогам участия АМГ в ликвидации последствий ЧС и учениях разрабатывать предложения по совершенствованию АМГ и направлять их в соответствующие подразделения центрального аппарата МЧС, в том числе:
по внесению изменений в нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность подразделений, включенных в состав АМГ;
по подготовке летного и инженерно-технического состава, а также предложения по внесению изменений в программы подготовки личного состава, входящего в состав АМГ;
по внесению необходимых изменений в штаты, штатные расписания и перечни спасательных центров, специализированных пожарно-спасательных частей ФПС, АСЦ и поисково-спасательных формирований, входящих в состав АМГ;
по обеспечению современными средствами индивидуальной защиты и приборами радиационной, химической и биологической защиты и контроля подразделений, включаемых в состав АМГ;
по включению в резерв техники, специализированного оборудования, имущества, экипировки для АМГ;
по внесению изменений в программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в образовательных организациях МЧС России с учетом создания АМГ;
по возложению на АМГ задач в зависимости от возможного характера и масштаба чрезвычайных ситуаций;
по применению новых технологий, специальных аварийно-спасательных средств, оборудования и экипировки для обеспечения деятельности АМГ;
по применению БПЛА и робототехнических комплексов АМГ;
по модернизации медицинского оборудования для проведения санитарной эвакуации пострадавших из зон чрезвычайных ситуаций;
по оснащению аэромобильных подразделений медицинским имуществом;
по порядку допуска к несению дежурства, организации психологического тестирования и реабилитации личного состава АМГ;
по авиационному обеспечению группировки сил МЧС России в региональных центрах с перераспределением всей авиационной техники с учетом специфики регионов ;
по включению в табели к штатам (табели оснащенности) спасательных центров, специализированных пожарно-спасательных частей ФПС и АСЦ специализированного спасательного оборудования для обеспечения деятельности АМГ;
3) организовать:
работу по созданию АМГ;
оснащение подразделений АМГ современными образцами техники, специализированным аварийно-спасательным оборудованием и экипировкой;
всестороннее материально-техническое обеспечение создаваемой АМГ;
в установленном порядке оснащение АМГ необходимыми современными средствами связи;
взаимодействие с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и частными организациями по применению имеющихся летательных аппаратов к ликвидации крупномасштабных чрезвычайных ситуаций.
участие подразделений АМГ в проводимых международных мероприятиях;
4) разработать: схемы связи АМГ;
5) издать приказы по составу сил и средств АМГ для реагирования на различные виды чрезвычайных ситуаций с учетом особенностей регионов.
Пример проекта приказа о создании аэромобильной группировки сил МЧС России приведен в Приложении 1.
Рекомендации по определению объектов и районов с наибольшей вероятностью возникновения ЧС в зонах ответственности аэромобильных группировок
Каждый субъект РФ имеет на своей территории потенциально опасные объекты, аварии на которых могут привести к возникновению техногенных чрезвычайных ситуаций.
Также каждый субъект РФ уникален по своим природно-климатическим условиям. Источниками природных чрезвычайных ситуаций являются опасные природные явления или процессы, такие как землетрясения, вулканические извержения, цунами, сели, карст, просадки в лессовых грунтах, эрозия, переработка берегов, лавины, наводнения, подтопления, заторы, штормовой нагон воды, сильный ветер, смерч, пыльные бури, суховей, сильные осадки, засухи, заморозки, туманы, грозы, природные пожары.
Техническое оснащение необходимо осуществлять с учетом вероятных ЧС, присущих зоне ответственности АМГ.
Основным документом, содержащим сведения об объектах и районах с наиболее вероятным возникновением ЧС в зоне ответственности АМГ, является паспорт безопасности территорий, который разрабатывается в каждом субъекте РФ и муниципальном образовании.
При определении районов с наиболее вероятным возникновением ЧС в зоне ответственности АМГ нужно использовать исходные данные, содержащиеся в паспортах безопасности опасных объектов, декларациях промышленной безопасности опасных производственных объектов, декларациях безопасности гидротехнических сооружений, планах по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, планах мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах и расчетах размера вреда, который может быть причинен жизни , здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнических сооружений, иных документах.
Кроме того, прогнозируемые сценарии развития чрезвычайных ситуаций, а именно: возможные зоны радиоактивного загрязнения, химического и бактериологического заражения, зоны катастрофического затопления, пожаров, взрывов; численность населения, объекты экономики, которые могут оказаться в зоне действия поражающих факторов; возможный причиненный ущерб (потери населения, материальный ущерб), приведены в Планах действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального, регионального уровней, разрабатываемым в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».