За что назначают обязательные работы. Наказание в виде обязательных работ: плюсы и минусы

Исправительные и обязательные работы радикально отличаются друг от друга и являются отдельными видами наказания, которые имеют свои особенности, назначаются на разные сроки, и влекут за собой особые последствия, вследствие уклонения осужденного от этих работ.

Общая информация

Согласно статья 49 УК РФ, суть этих работ заключается в том, что осужденный по приговору суда не , он продолжает учиться или работать, проживает на прежнем месте, но в свободное от работы или другой повседневной деятельности обязан бесплатно выполнять общественно-полезные работы .

Суд, вынося приговор, не указывает в нем, какими именно работами должен заниматься осужденный. За него это решают органы местного самоуправления , которые согласуют разнарядку для осужденного вместе с уголовно-исправительной инспекцией.

Как правило, те работы, которые предстоит выполнять осужденному, связаны с благоустройством населенного пункта , где он проживает.

Ему придется убирать мусор, заниматься земляными работами, осуществлять озеленение, высаживать саженцы, принимать участие в ремонте дорог, мостов, домов.

Естественно, что здесь не идет речь ни о какой сложной и ответственной работе. Осужденный будет выполнять все работы, которые могут поручить разнорабочим. Она неквалифицированная и тяжелая.

Сюда относится уборка территории возле многоквартирных домов, а также лестничных площадок в подъездах этих домов, очистка подвалов и чердаков. Осужденного могут заставить ремонтировать такие системы коммунального хозяйства, как канализации, а также системы водоснабжения. На него могут возложить и погрузочно-разгрузочные работы.

Если осужденный нигде не учится и не работает, это не означает, что к нему не может быть применен данный вид наказания . В ходе судебных заседания суд обязан будет установить его трудоспособность. Может оказаться, что он не может выполнять определенные виды тяжелых работ по состоянию здоровья. В таком случае, к нему будет применен другой .

Особенности

Особенности этого вида наказания заключаются в том, что, во-первых, оно позволяет осужденному не отрываться от общества .

Его повседневная жизнь претерпевает небольших изменений, которые касаются необходимости выделять некоторое время на выполнение обязательных работ.

Во-вторых, осужденный, отбывая обязательные работы, как будто меняет время пребывания в местах лишения свободы на время отбывания на обязательных работах. При чем, для него действует весьма выгодный тариф: 8 часов таких работ за день лишения свободы .

В зачет идет только время, которое бы осужденный мог бы работать, находясь в местах лишения свободы.

Но очевидно, что оставшиеся 16 часов в тюрьме , которые бы осужденный мог бы проводить после работы, отдыхом и приятным времяпрепровождением не назовешь.

Кому назначаются?

Данное наказание назначается лицам, совершивших уголовно-наказуемое деяние небольшой и средней тяжести .

Но их запрещено назначать для следующих категорий лиц:

  • женщинам, которые находятся на любом сроке беременности, а также у которых есть дети до трех лет;
  • лицам с инвалидностью первой группы;
  • призывникам, которые проходят срочную службу, а также военнослужащим-контрактникам, которые на момент назначения наказания не закончили назначенный им срок службы.

На какой срок?

Выше указывалось, что суд, вынося приговор, не указывает вид обязательных работ. В приговоре устанавливается только их размер.

Минимальный размер , на который может рассчитывать подсудимый — 60 часов этих работ , максимальный – 480 часов .

Если суд устанавливает срок этих работ по совокупности различных преступлений, то конечный размер работ не может быть выше, чем это установлено в Уголовном Кодексе. Если в приговоре количество часов обязательных работ будет больше, чем 480 часов , то данный приговор будет считаться незаконным.

Что будет в случае злостного уклонения?

Осужденного в обязательном порядке знакомят с внутренним распорядком организаций, где ему придется работать и отчитываться за свою работу.

Для него составляют график , по которому он будет работать. Все отработанные им часы строго фиксируются и контролируются .

Орган местного самоуправления, организация, предприятие, где будет работать осужденный, обязаны ознакомить его с техникой безопасности и следить за ее выполнением.

О том, как работает осужденный, сколько часов им проработано, его поведении и случаях уклонения докладывается в уголовно-исправительную инспекцию . Если осужденный допускает нарушения или уклоняется от отбывания наказания, то он предупреждается о том, что данный вид наказания может быть заменен на другой.

Если он не реагирует на предупреждения и допускает злостное уклонение от отбывания наказания , то уголовно-исправительной инспекцией направляется в суд представление с ходатайством о замене вида наказания.

Что же законодатель подразумевает под злостным уклонением ?

Под этим понятием понимается невыход более двух раз на протяжении месяца на назначенные по графику работы без уважительной причины , а также, если трудовая дисциплина на протяжении месяца нарушалась более двух раз.

И, наконец, если осужденный скрылся от того, чтобы нести назначенное ему наказание и о его месте нахождения ничего не известно ни администрации учреждения, где ему назначены работы, ни уголовно-исправительной инспекции. Он может быть задержан на срок до двух суток , а по решению суда этот срок может быть продлен на месяц.

Общественные работы как наиболее мягкий вид уголовного наказания заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатного труда в пользу общества (ст.49 УК). Общественно-полезный труд выполняется по месту жительства осужденного, а его вид определяется органами, ведающими применением общественных работ.

Общественные работы могут назначаться как в качестве основного наказания, так и в качестве дополнительного наказания к штрафу или лишению права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью. В соответствии с ч.3 ст.50 УК общественные работы могут быть назначены в случае невозможности взыскания штрафа при отсутствии признаков уклонения от его уплаты. Это наказание заключается в принудительном привлечении осужденного к общественно-полезным работам, не требующим специальной подготовки или квалификации, бесплатном характере труда и выполнении работ в свободное от основной работы или учебы время. В Особенной части общественные работы предусмотрены в санкциях 48 составов (2,6 %).

Общественные работы не могут быть назначены:

1) лицам, не достигшим шестнадцатилетнего возраста;

2) женщинам в возрасте свыше пятидесяти пяти лет и мужчинам в возрасте свыше шестидесяти лет;

3) беременным женщинам;

4) лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком;

5) инвалидам I и II группы;

6) военнослужащим.

Срок общественных работ исчисляется часами, а продолжительность времени, которую должен отработать осужденный, установлена в пределах от шестидесяти до двухсот сорока часов. Несовершеннолетним осужденным в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет срок общественных работ установлен в пределах от тридцати до ста восьмидесяти часов.

Время общественных работ не может превышать четырех часов в день в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на основной работе, службе или учебе; в рабочие дни - двух часов до или после окончания работы (учебы), а с согласия осужденного - четырех часов. Время общественных работ в течение недели, как правило, не может быть менее двенадцати часов. При наличии уважительных причин, орган, ведающий исполнением этого вида наказания, вправе разрешить осужденному проработать в течение недели меньшее количество часов. Выполнение общественных работ несовершеннолетними ограничено законом тремя часами в дни, когда осужденный не занят по основной работе или учебе, а в учебные и рабочие дни – двумя часами, но не более трех дней в неделю.

Условия исполнения и отбывания наказания в виде общественных работ определяются ст.ст.23-28 УИК. Наказание в виде общественных работ исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного на объектах, определяемых местными исполнительными и распорядительными органами по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.


Осужденные к этому виду наказания обязаны работать на тех объектах, которые были для них определены, и отработать установленный судом срок общественных работ, соблюдать правила внутреннего распорядка предприятий, учреждений и организаций, в которых они отбывают общественные работы, добросовестно относиться к труду, ставить в известность уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места жительства.

Уголовно-исполнительные инспекции осуществляют следующие функции: ведут учет осужденных, разъясняют им порядок и условия отбывания наказания, определяют вид трудовой деятельности, согласовывают с органами местного управления перечень объектов, на которых отбываются общественные работы, контролируют поведение осужденных, ведут суммарный учет отработанного осужденными времени и контролируют своевременное перечисление в бюджет финансовых средств за выполненные осужденными работы.

На администрацию предприятия, учреждения или организации по месту отбывания осужденными наказания возлагается контроль за выполнением осужденными определенных для них работ, уведомление уголовно-исполнительной инспекции о количестве отработанных часов или об уклонении осужденных от отбывания наказания. Администрация предприятий, учреждений и организаций обязана также ежемесячно перечислять в доход государства денежные средства за выполненные осужденными работы по действующим расценкам.

Нарушение осужденными порядка и условий отбывания наказания в виде общественных работ влечет наложение уголовно-исполнительной инспекцией официального предупреждения об их ответственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Злостно уклоняющимсяот отбывания наказания в виде общественных работ признается осужденный:

1) не вышедший на общественные работы без уважительных причин более двух раз после предупреждения в течение отбывания данного наказания;

2) совершивший более двух раз после предупреждения иные нарушения трудовой дисциплины во время выполнения общественных работ;

3) скрывшийся с целью уклонения от отбывания наказания.

В соответствии со ст.419 УК злостное уклонение от отбывания наказания в виде общественных работ наказывается арестом на срок до трех месяцев.

В УК Российской Федерации подобный вид наказания именуется обязательные работы (ст.49). В системе наказаний УК России обязательные работы расположены перед исправительными работами, после таких наказаний как штраф, лишение права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью, лишение воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

Штраф

Штраф является денежным взысканием, которое назначается судом в случаях, установленных законом (ст.50 УК).

Штраф может быть назначен как в качестве основного, так и в качестве дополнительного наказания. Как основное наказание штраф предусмотрен в 239 санкциях составов преступлений, часто альтернативно с иными основными наказаниями (например, в ст.ст.123, 149-151, 185 УК и др.). И в УК нашей республики, и в УК Российской Федерации штраф предусмотрен приблизительно в 12 % случаев от числа всех наказаний. как основное наказание штраф может также применяется и в случаях, не предусмотренных санкцией статьи: при постановлении приговора - в случае назначения более мягкого вида наказания (ст.70 УК), а на стадии исполнения наказания - при замене более мягким видом наказания (ст.91 УК).

Размер штрафа определяется судом в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного преступления и материального положения осужденного и исчисляется с учетом размера минимальной заработной платы, установленной на день постановления приговора. При этом размер штрафа за преступления, не представляющие большой общественной опасности, может назначаться в пределах от пятидесяти до пятисот минимальных заработных плат, за менее тяжкие преступления - от трехсот до одной тысячи минимальных заработных плат. Минимальные и максимальные пределы увеличиваются в два раза, если преступление совершено из корыстных побуждений. При этом размер штрафа, назначаемого лицу за совершенное им преступление, если признаком этого состава преступления является административная преюдиция, не может быть меньше максимального размера штрафа, налагаемого в административном порядке.

Лицу, совершившему преступление в возрасте до восемнадцати лет, штраф назначается в случае, если он имеет самостоятельный заработок или имущество, в размере, не превышающем двадцатикратного размера минимальной заработной платы, установленного на день постановления приговора, а за корыстное преступление - стократного размера такой минимальной заработной платы.

В отличие от других наказаний, в санкциях конкретных статей определен только вид наказания - штраф, но не указывается его размер.

В основу определения размера штрафа по УК РФ, кроме его кратности размеру минимальной заработной платы, может быть положен также размер заработной платы или иных доходов осужденного. При этом размер штрафа определяется законодательством по срокам его получения: от двух недель до одного года.

Штраф как уголовное наказание отличается от штрафа как административного взыскания и штрафа как меры общественного воздействия, налагаемого товарищескими судами, двумя обстоятельствами: во-первых, он назначается за совершение преступления, и, во-вторых, влечет судимость в соответствии со ст.97 УК.

Порядок исполнения наказания в виде штрафа регулируется ст.ст.30-31 УИК. Осужденный обязан уплатить сумму штрафа в 30-дневный срок с момента вступления приговора в законную силу.

В случае если осужденный не имеет возможности единовременно уплатить штраф, суд по ходатайству осужденного и заключению судебного исполнителя может отсрочить или рассрочить уплату на срок до одного года. Однако если уплата штрафа является лишь обременительной для осужденного, то отсрочка или рассрочка не применяются, поскольку штраф в качестве уголовного наказания является карой, которой свойственно причинение осужденному определенных лишений.

Если осужденный в добровольном порядке в установленный срок не уплатил штраф, то его взыскание производится принудительно, в том числе и путем обращения взыскания на имущество осужденного в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством.

При неуплате осужденным штрафа и невозможности его принудительного взыскания в связи с отсутствием у осужденного необходимых средств и имущества судебный исполнитель вносит в суд представление о замене штрафа общественными работами в соответствии с ч.3 ст.50 УК. В случае замены штрафа общественными работами они исполняются в порядке, предусмотренном УИК.

При неуплате осужденным штрафа в установленный срок без уважительных причин и уклонении от принудительного взыскания штрафа при наличии реальной возможности исполнения данного наказания судебный исполнитель официально предупреждает осужденного о недопустимости такого поведения, о чем делается отметка в исполнительных документах.

В случае если осужденный после предупреждения продолжает уклоняться от взыскания штрафа при возможности его уплаты либо укрывается от исполнения данного наказания, судебный исполнитель вносит в суд представление о привлечении осужденного к уголовной ответственности в соответствии со ст.418 УК, санкция которой предусматривает наказание в виде ареста на срок до трех месяцев.

§ 5. Лишение права занимать определенные должности
или заниматься определенной деятельностью

Лишение права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью может назначаться в случаях, когда по характеру совершенных преступлений суд сочтет невозможным оставить за виновным право занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью (ст. 51 УК).

Назначение этого наказания возможно при наличии трех условий. Первым условием является связь совершенного лицом преступления с занимаемой им должностью либо с выполняемой деятельностью. Если преступление непосредственно не связано с занимаемой должностью либо с выполняемой виновным деятельностью, это наказание назначить нельзя. Иначе говоря, оно применяется, когда виновное лицо: 1) использовало права и полномочия по своей служебной должности, профессиональной или иной деятельности для совершения умышленного преступления либо 2) совершило преступление по неосторожности в связи с нарушением профессиональных или иных специальных обязанностей. Данная позиция нашла отражение в постановлении № 5 Пленума Верховного суда Республики Беларусь от 27 октября 1971 г. «О практике назначения судами Республики Беларусь дополнительных наказаний» (с изменениями от 6 декабря 1978 г. и от 5 июня 1985 г.), где указывается, что по смыслу ст.51 УК суд может назначить лицу дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенную должность только в том случае, если оно обладало таким правом, и, совершая преступление, злоупотребило им.

Второе условие назначения этого наказания заключается в том, что оно может быть применено только в отношении субъектов преступлений, которые обладают специальными признаками (являются должностными или материально-ответственными лицами и т.д.) либо занимаются определенной общественной деятельностью, требующей специального разрешения или знаний и навыков (врачебной, предпринимательской, работают в торговле или иной сфере обслуживания, шофером и т.п.).

Третьим условием выступает убеждение суда в том, что оставить виновного в занимаемой должности либо позволить ему далее заниматься определенной деятельностью невозможно. Данное обстоятельство устанавливается судом в каждом конкретном случае путем оценки всех обстоятельств дела и данных о личности виновного. В судебной практике в этом случае принимаются во внимание: характер занимаемой лицом должности либо деятельности, которую оно использовало при совершении преступления; злостность самого злоупотребления правами или полномочиями; тяжесть наступивших последствий; форму и степень вины; предыдущее привлечение подсудимого к дисциплинарной либо административной ответственности за нарушения по службе или в связи с выполняемой деятельностью; повторность совершения преступления; характер мотивов, например, карьеризм, корысть и т.д.

Лишение права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью суд может назначить на срок от одного до пяти лет как в качестве основного , так и в качестве дополнительного наказания.

в отношении несовершеннолетних, достигшим шестнадцатилетнего возраста ко дню вынесения приговора, лишение права заниматься определенной деятельностью может быть назначено на срок от одного года до трех лет.

Лишение права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью наиболее эффективно в отношении лиц, которые осуждены за обман потребителей, хищение имущества путем злоупотребления служебными полномочиями, взяточничество и иные преступления.

В статье 51 УК объединены два однородные и схожие по степени правоограничений вида: лишение права занимать определенные должности и лишение права заниматься определенной деятельностью. Лишение права занимать определенные должности заключается в освобождении осужденного от должности, которую он занимал во время совершения преступления и лишении его права на срок, который определен в приговоре суда, занимать эту либо аналогичную должность в иных предприятиях или учреждениях. Лишение права занимать определенные должности возможно как в отношении лиц, которые работают по найму, так и в отношении тех, кто был избран на соответствующую должность. Однако суд не вправе запретить осужденному работать в той или иной отрасли народного хозяйства, в данном учреждении либо на предприятии. По этой причине суд в приговоре должен указать, какие конкретно должности осужденному нельзя занимать и на какой срок (например, должности, связанные с учетом, распоряжением и хранением материальных ценностей; на государственной службе и т.п.). УК РФ в аналогичной статье существенно сужен круг тех должностей, которые суд может запретить осужденному занимать: это должности на государственной службе или в органах местного самоуправления.

Лишение права заниматься определенной деятельностью заключается в запрещении осужденному в течение срока, определенного в приговоре, осуществлять ту деятельность, в связи с которой было совершено преступление. Не имеет значения, являлась ли эта деятельность профессиональной (постоянной), или периодической (временной). Так, за незаконное производство аборта врачом (ст.156 УК) виновный может быть лишен права заниматься врачебной деятельностью; за нарушения порядка осуществления предпринимательской деятельностью (ст.233 УК) - права осуществлять предпринимательскую деятельность.

В качестве основного это наказание может быть назначено только в случаях, когда оно предусмотрено санкцией соответствующей статьи УК. Кроме того, оно также может быть применено судом в порядке ст.70 УК при переходе к другому более мягкому основному наказанию.

Как дополнительное наказание лишение права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью применяется: 1) когда оно установлено в качестве дополнительного санкцией статьи и 2) когда оно не предусмотрено санкцией статьи.

Во всех санкциях статьей УК, предусматривающих это наказание в качестве дополнительного, оно установлено альтернативно: «с лишением права занимать определенные должности и лишение права заниматься определенной деятельностью или без лишения» (например, ст.164, 212 УК).

Если санкция статьи УК предусматривает альтернативно несколько видов основного наказания, в том числе лишение права занимать определенные должности, но суд не назначает последнее в качестве основного наказания, то он имеет возможность назначить его в необходимых случаях в качестве дополнительного наказания. Применяя в таких случаях дополнительное наказание, суд должен в резолютивной части приговора сослаться на ст.51 УК.

Если оно не предусмотрено санкцией как дополнительное, основания для его применения в общей форме указаны в ч.2 ст.51 УК: если суд признает невозможным сохранение за виновным права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью исходя из характера совершенного преступления, степени его связи с занимаемой должностью или с осуществляемой лицом деятельностью. Если в конкретном случае эти основания имеются, применение данного дополнительного наказания является обязанностью суда.

Как дополнительное наказание лишение права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью может назначаться к более строгим основным наказаниям: исправительные работы, ограничение свободы, направление в дисциплинарную воинскую часть, лишение свободы, а также при осуждении с отсрочкой исполнения наказания (ст.77 УК) и с условным неприменением наказания (ст.78 УК). В последнем случае отбывание дополнительного наказания, назначенного на определенный срок, прекращается с истечением испытательного срока.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью не может назначаться в качестве дополнительного наказания к общественным работам и штрафу.

При назначении этого наказания в качестве дополнительного к исправительным работам его срок исчисляется со дня начала отбывания основного наказания. При назначении этого наказания в качестве дополнительного к аресту, ограничению свободы или лишению свободы оно распространяется на все время отбывания осужденным основного наказания и сверх того - на срок, установленный приговором суда.

Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, назначенного в качестве основного, а также в качестве дополнительного наказания к исправительным работам, а равно при отсрочке исполнения наказания и условном неприменении наказания осуществляют уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного.

Исполнение этого наказания, назначенного в качестве дополнительного к основному наказанию в виде ареста, ограничения свободы, направления в дисциплинарную воинскую часть или лишения свободы, осуществляется учреждением, исполняющим основное наказание, а после отбытия основного наказания - уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного.

Уголовно-исполнительная инспекция при исполнении этого наказания ведет учет осужденных; контролирует соблюдение осужденным предусмотренного приговором суда запрета занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, проверяет выполнение предписаний приговора администрацией предприятий, учреждений и организаций по месту работы осужденного, а также органами, правомочными аннулировать разрешение на занятие соответствующим видом деятельности, запрещенной для осужденного, организует проведение с осужденными воспитательной работы.

Предписания приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью обязательны для администрации предприятия, организации или учреждения по месту работы или службы осужденного. В связи с этим администрация предприятия, организации или учреждения по месту работы или службы осужденного обязана:

1) не позднее трех дней после получения копии приговора суда и извещения уголoвнo-испoлнительнoй инспекции освободить осужденного от должности или того вида трудовой деятельности, права на занятие которой он лишен; внести в трудовую книжку осужденного запись о том, на каком основании, на какой срок и какие должности он лишен права занимать или какого рода трудовой деятельностью лишен права заниматься; направить в уголовно-исполнительную инспекцию сообщение о выполнении предписаний приговора;

2) предоставлять по требованию уголовно-исполнительной инспекции документы, связанные с исполнением наказания;

3) в случаях изменения или прекращения трудового договора с осужденным в трехдневный срок сообщить об этом в уголовно-исполнительную инспекцию;

4) выдать лицу, отбывшему наказание либо освобожденному от него в установленном законом порядке, по его просьбе взамен трудовой книжки дубликат без внесения в него записи о наказании.

Предписания приговора суда о лишении права заниматься определенной деятельностью обязательны для органов, правомочных аннулировать разрешение на занятие соответствующим видом деятельности. Указанные органы не позднее трех дней после получения копии приговора суда и извещения уголовно-исполнительной инспекции обязаны аннулировать разрешение на занятие той деятельностью, которая запрещена осужденному, изъять соответствующий документ, предоставляющий данному лицу право заниматься указанной деятельностью, и направить сообщение об этом в уголовно-исполнительную инспекцию.

Осужденные к наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью обязаны выполнять предписания приговора, предоставлять по требованию уголовно-исполнительной инспекции документы, связанные с отбыванием указанного наказания, сообщать в инспекцию о месте работы, его изменении и увольнении.

лишение права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью считается отбытым с момента истечения назначенного судом срока. Согласно ч.1 ст.90 УК, возможно условно-досрочное освобождение от этого наказания.

уклонение осужденного от исполнения приговора суда о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью наказывается в соответствии со ст.417 УК штрафом или арестом на срок до шести месяцев. Неисполнение должностным лицом приговора суда о лишении права занимать определенную должность либо занятии определенной деятельностью является преступлением и влечет уголовную ответственность в соответствии со ст.423 УК.

Исправительные работы — один из видов уголовного наказания, заключающийся в принудительном привлечении гражданина к работе с вычетом из его заработка определенной части средств. Несмотря на распространенность такого вида наказания, не все кадровики знают, как поступать с указанными работниками. Поэтому в данной статье мы рассмотрим условия отбывания исправительных работ.

Наказание в виде работ

Работы в виде наказания могут быть трех видов: обязательными, исправительными и принудительными (ст. 44 Уголовного кодекса РФ, далее — УК РФ). Рассмотрим их краткие характеристики (Таблица).

Таблица. Характеристика обязательных, исправительных и принудительных работ

Обязательные работы Исправительные работы Принудительные работы*
Срок работ От 60 до 480 ч (ч. 2 ст. 49 УК РФ). При этом не более 4 ч в день (п. 2 ст. 49 УК РФ) и не менее 12 ч в неделю (ч. 2 ст. 27 УИК РФ) От 2 мес. до 2 лет (ч. 2 ст. 50 УК РФ) От 2 мес. до 5 лет (ч. 4 ст. 53.1 УК РФ)
Вид работ и объекты, на которых они выполняются Бесплатные общественно-полезные работы. Объекты определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями (ч. 1 ст. 49 УК РФ) При наличии основной работы — по основному месту работы осужденного (ч. 1 ст. 50 УК РФ) В специальных учреждениях — исправительных центрах, расположенных в пределах территории субъекта РФ, в котором лица, подвергающиеся наказанию, проживали или были осуждены (ч. 1 ст. 60.1 УИК РФ)
При отсутствии основной работы — в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного (ч. 1 ст. 50 УК РФ)
Оплата труда Бесплатно (ч. 1 ст. 49 УК РФ) Выплачивается заработная плата, из которой производятся удержания в доход государства, в размере, установленном приговором суда, в пределах 5-20% (ч. 3 ст. 50 УК РФ) Выплачивается заработная плата, из которой производятся удержания в доход государства, в размере, установленном приговором суда, в пределах 5-20% (ч. 5 ст. 53.1 УК РФ)
Время работы В свободное от основной работы или учебы время (ч. 1 ст. 49 УК РФ) Основная работа (ч. 1 ст. 50 УК РФ)
Меры при уклонении от работы Заменяются принудительными работами или лишением свободы (ч. 3 ст. 49 УК РФ) Заменяются лишением свободы (ч. 6 ст. 53.1 УК РФ)
Не назначаются — инвалидам I гр.;

— беременным женщинам;

— военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим-контрактникам на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного срока службы по призыву (ч. 4 ст. 49, ч. 5 ст. 50 УК РФ)

— несовершеннолетним;

— инвалидам I и II гр.;

— беременным женщинам;

— женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет;

— женщинам 55 лет и старше;

— мужчинам 60 лет и старше;

— военнослужащим (ч. 7 ст. 53.1 УК РФ)

* Положения УК РФ и Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее — УИК РФ) в части принудительных работ применяются с 01.01.2014 (ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

В данной статье мы подробно рассмотрим такой вид работ, как исправительные, поскольку именно с ним сталкиваются работодатели.

Порядок исполнения наказания в виде исправительных работ

Место работы

Как правило, исправительные работы отбываются осужденным по основному месту работы (ч. 1 ст. 39 УИК РФ).

Лицам, не имеющим основного места работы, объект работ определяют органы местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями (УИИ), но в районе места жительства осужденного (ч. 1 ст. 39 УИК РФ).

Судебная практика. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо критерии, в соответствии с которыми орган местного самоуправления определяет объекты и места, на которых отбываются исправительные работы (определение ВАС РФ от 27.04.2012 N ВАС-5273/12).

При определении осужденному места отбывания наказания инспекция учитывает преступление, за которое он осужден, его место жительства, состояние здоровья, профессию и другие обстоятельства (п. 70 Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, утвержденной приказом Минюста РФ от 20.05.2009 N 142, далее — Инструкция). При этом осужденный не вправе отказаться от предложенной ему работы (ч. 4 ст. 40 УИК РФ).

Соблюдение условий отбывания наказания и исполнение требований приговора администрацией организаций, в которых работают осужденные, контролируют УИИ (ч. 1 ст. 39 УИК РФ).

Прием на работу

Рассмотрим ситуацию, когда в компанию направляют сотрудника для отбывания исправительных работ.

По окончании первоначальной беседы уголовно-исполнительная инспекция выдает осужденному предписание о необходимости явки в организацию для отбывания исправительных работ (п. 70 Инструкции). Форма предписания приведена в приложении N 30 к Инструкции.

В принципе организация вправе отказаться от такого работника. Однако помните, что в случае необоснованного отказа в приеме осужденного на работу инспекция направит информацию в органы прокуратуры (п. 72 Инструкции).

К сведению. В соответствии с ч. 2 ст. 64 ТК РФ запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора. При приеме на работу опираться следует исключительно на деловые качества работников. Ограничение возможно только по основаниям, предусмотренным федеральным законом.

Отрывной талон предписания следует заполнить и вручить УИИ. На практике чаще всего его отдают будущему работнику, поскольку это в его интересах, однако передать талон организация может самостоятельно.

Далее при трудоустройстве осужденного инспекция направляет в организацию извещение с копией приговора (определения, постановления) суда (п. 73 Инструкции). Форма указанного извещения приведена в приложении N 31 Инструкции.

Подтверждение извещения следует передать напрямую в УИИ, а не через работника.

Контроль за обращением осужденного в организацию по вопросу трудоустройства и его трудоустройством осуществляется инспекцией ежедневно с использованием средств связи (п. 71 Инструкции).

Фактически порядок трудоустройства осужденного выглядит следующим образом:

1) уголовно-исполнительная инспекция выдает осужденному предписание о необходимости явки в организацию для отбытия наказания в виде исправительных работ;

2) осужденный передает предписание в организацию;

3) компания принимает решение о приеме на работу осужденного либо отказе, заполняет отрывной талон предписания для передачи его в УИИ;

4) если организация согласна принять такого работника, то УИИ направляет в организацию извещение с копией приговора (определения, постановления) суда, в котором указаны сроки работ и вычеты из заработной платы;

5) организация оформляет осужденного на работу и в отрывном талоне извещения заполняет подтверждение для УИИ, где прописывает должность сотрудника и приказ, на основании которого он принят на работу.

Как видите, даже при наличии согласия организации процесс трудоустройства сотрудника может затянуться. Ведь только из извещения будет ясен срок отбывания наказания в виде исправительных работ и размер отчислений.

Условия отбывания исправительных работ

Продолжительность работ

Начало срока отбывания исправительных работ (ч. 2 ст. 42 УИК РФ) таково:

— осужденным, имеющим основное место работы, — день получения работодателем соответствующих документов из УИИ;

— осужденным, не имеющим основного места работы, — день выхода на работу.

Срок исправительных работ исчисляется в месяцах и годах, в течение которых осужденный работал и из его зарплаты производились удержания. При этом в каждом месяце установленного срока наказания должны быть отработаны все рабочие дни. Если же какие-то дни работник не работал и отсутствуют основания для зачета неотработанных дней в срок наказания, то исправительные работы продолжаются до полной отработки положенного количества дней (ч. 1 ст. 42 УИК РФ).

Срок наказания осужденным, работающим в организациях, в которых применяется суммарный учет рабочего времени, исчисляют исходя из продолжительности рабочего времени за учетный период, не превышающий установленного количества рабочих часов (ч. 6 ст. 42 УИК РФ).

Обратите внимание: время, в течение которого осужденный не работал, в срок отбывания исправительных работ не засчитывается (ч. 3 ст. 42 УИК РФ).

Отчисления из зарплаты

Как и обычным работникам, осужденным к исправительным работам начисляется и выплачивается зарплата. Отличие заключается в том, что из заработной платы осужденных производятся отчисления в бюджет в пределах 5-20% (ч. 3 ст. 50 УК РФ).

Удержания производятся из заработной платы по основному месту работы осужденного за каждый отработанный месяц при выплате заработной платы вне зависимости от наличия к нему претензий по исполнительным документам (ч. 2 ст. 44 УИК РФ). При этом учитывают не только денежную, но и натуральную часть зарплаты работника. Удержанные суммы перечисляют в соответствующий бюджет ежемесячно (ч. 3 ст. 44 УИК РФ).

Отметим, что удержания не нужно производить из пособий по соцстрахованию и из выплат единовременного характера, за исключением ежемесячных страховых выплат по обязательному соцстрахованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (ч. 4 ст. 44 УИК РФ).

К сведению. Работник или работодатель вправе обращаться в суд с ходатайством о снижении размера удержаний из заработной платы осужденного в случае ухудшения его материального положения (ч. 7 ст. 44 УИК РФ).

В случаях отмены или изменения приговора суда суммы, излишне удержанные из заработной платы осужденного, возвращают ему полностью (ч. 6 ст. 44 УИК РФ).

Согласно п. 86 Инструкции работодатели ежемесячно предоставляют в УИИ извещение о количестве отработанных дней/часов осужденным, о начисленной заработной плате, удержанных и перечисленных в бюджет суммах. Указанные данные подаются по форме, приведенной в приложении N 31 к Инструкции.

Продолжительность отпуска

В период отбывания исправительных работ ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 18 рабочих дней предоставляется работодателем по согласованию с УИИ. При этом другие виды отпусков, предусмотренные законодательством, полагаются осужденным на общих основаниях (ч. 6 ст. 40 УИК РФ).

Запрет на увольнение

В период отбывания исправительных работ осужденным запрещается увольнение с работы по собственному желанию без соответствующего разрешения УИИ в письменной форме (ч. 3 ст. 40 УИК РФ). Форма такого разрешения приведена в приложении N 33 к Инструкции. Разрешение на увольнение или отказ выносится инспекцией после проверки обоснованности причин увольнения (п. 77 Инструкции).

Окончание исправительных работ

В день окончания срока исправительных работ инспекция направляет на место работы осужденного соответствующее сообщение о прекращении удержаний из его заработной платы. При освобождении осужденного по другим основаниям инспекция уведомляет организацию не позднее следующего рабочего дня после получения соответствующих документов (п. 95 Инструкции). Форма указанного сообщения приведена в приложении N 35 к Инструкции.

В трудовые книжки лиц, отбывших исправительные работы без лишения свободы, вносится по месту работы запись о том, что время работы в этот период не засчитывается в непрерывный трудовой стаж. Сделать данную запись следует по окончании фактического срока отбывания наказания, который устанавливается по справкам органов внутренних дел. На это указано в п. 22 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 «О трудовых книжках».

Отметим, что во время исправительных работ без лишения свободы, отбываемых по месту работы, выплата работнику «северных» надбавок к заработной плате производится в размере, выслуженном ко дню начала отбывания исправительных работ. При этом период исправительных работ без лишения свободы, отбываемых как по месту работы, так и в иных местах, не включается в стаж, дающий право на льготы, но и не прерывает его. На это указано в п. 32 Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденной приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 N 2.

Обязанности работодателя

Подобные сотрудники неминуемо добавляют работы отделу кадров. Так, на администрацию организации, в которой работает осужденный к исправительным работам, возлагаются следующие обязанности (ч. 1 ст. 43 УИК РФ):

— правильное и своевременное удержание и перечисление сумм в доход государства из заработной платы осужденного;

— контроль за поведением осужденного на производстве и содействие УИИ в проведении воспитательной работы с ним;

— соблюдение условий отбывания наказания;

— уведомление УИИ о примененных к осужденному мерах поощрения и взыскания, об уклонении от отбывания наказания;

— предварительное уведомление УИИ о переводе осужденного на другую должность или увольнении с работы.

Злостное неисполнение должностным лицом организации вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению наказываются (ст. 315 УК РФ):

— штрафом до 200 000 руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев;

— либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет;

— либо обязательными работами на срок до 480 часов;

— либо принудительными работами на срок до 2 лет;

— либо арестом на срок до 6 месяцев;

— либо лишением свободы на срок до 2 лет.

Проверки уголовно-исполнительной инспекцией

Контроль за правильностью и своевременностью перечислений и удержаний из заработной платы осужденных осуществляют уголовно-исполнительные инспекции либо они привлекают к этому финансовые и налоговые органы (ч. 1 ст. 44 УИК РФ). Проверки проводятся не реже одного раза в шесть месяцев, а в случае назначения наказания менее шести месяцев — не менее одного раза в течение срока наказания (п. 88 Инструкции).

В организации инспекция проверяет (п. 89 Инструкции):

— правильность и своевременность удержания перечислений сумм в доход государства из зарплаты осужденного;

— соответствие данных в расчетных сведениях, представленных организацией в инспекцию, фактическим данным;

— продолжительность предоставленного осужденному ежегодного оплачиваемого отпуска, согласование его предоставления с инспекцией;

— информацию о причинах невыхода осужденного на работу;

— информацию о нарушениях, допущенных осужденным, примененных к нему администрацией организации мерах взыскания и поощрения, своевременность уведомления об этом инспекции;

— информацию о своевременном уведомлении о переводе осужденного на другую должность или его увольнении с работы;

— проведение работодателем воспитательной работы с осужденным и контроль за его поведением.

По результатам проверки инспекция составляет акт в двух экземплярах, один из которых остается в организации (п. 91 Инструкции). Форма акта приведена в приложении N 34 к Инструкции.

22.12.2016 / Пролетарский район г. Тулы

Наказание - есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.

Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления и заключается в предусмотренных Уголовным кодексом РФ лишении или ограничении прав и свобод этого лица.

Одним из видов наказаний являются обязательные работы. До мая 2010 года Уголовный кодекс РФ 1996 г. содержал 67 статей Особенной части, в которых в качестве возможного наказания за преступления предусматривались обязательные работы. Федеральным законом от 06. 05. 2010 N81 - ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в части назначения наказания в виде обязательных работ" эта мера наказания введена еще в 46 статей УК РФ.

Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, что также не исключает назначение этого вида наказания и лицам, не имеющим постоянного места работы или учебы. При этом судам следует выяснять трудоспособность осужденного.

Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно – исполнительными инспекциями.

В основном предприятия и учреждения, где осужденные могут отбывать наказание в виде обязательных работ занимаются благоустройством (очистка территории от мусора, озеленение, земляные работы, ремонтные работы дорог и других объектов внешнего благоустройства, уборка придомовых территорий, чердачных и подвальных помещений, ремонт систем водоснабжения, канализации и иных объектов коммунального хозяйства, уборка подъездов (лестниц, проемов, площадок), санитарной очисткой территорий и контейнерных площадок от мусора и твердых бытовых отходов; погрузочно - разгрузочные работы.

В случае злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных работ они заменяются лишением свободы. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока лишения свободы из расчета один день лишения свободы за восемь часов обязательных работ.

Обязательные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения приговора не отслужили установленного законом срока службы.

При назначении наказания в виде обязательных работ в резолютивной части приговора указывается только его размер.

Обязательные работы устанавливаются на срок от шестидесяти до двухсот сорока часов и отбываются не свыше четырех часов в день.

Следует обратить внимание, что при назначении наказания в виде обязательных работ по совокупности преступлений, оно не должно превышать максимального срока или размера, предусмотренного Общей частью Уголовного кодекса РФ для данного вида наказания, то есть двухсот сорока часов. Превышение этого размера наказания влечет за собой вынесение незаконного приговора.

В соответствии со статьей 25 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее УИК), наказание в виде обязательных работ исполняют уголовно - исполнительные инспекции по месту жительства осужденных.

Осужденный к обязательным работам привлекается к отбыванию наказания не позднее 15 дней со дня поступления в уголовно – исполнительную инспекцию (далее УИИ) соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления).

В свою очередь, уголовно - исполнительные инспекции ведут учет осужденных, разъясняют им порядок и условия отбывания наказания, согласовывают с органами местного самоуправления перечень объектов, на которых осужденные отбывают обязательные работы, контролируют поведение осужденных, ведут суммарный учет отработанного осужденными времени.

Осужденные к обязательным работам обязаны: соблюдать правила внутреннего распорядка организаций, в которых они отбывают обязательные работы, добросовестно относиться к труду; работать на определяемых для них объектах и отработать установленный судом срок обязательных работ; ставить в известность уголовно - исполнительную инспекцию об изменении места жительства, а также являться по ее вызову.

Уголовно - исполнительное законодательство устанавливает для осужденных к обязательным работам определенные ограничения. Так, предоставление осужденному очередного ежегодного отпуска по основному месту работы не приостанавливает исполнение наказания в виде обязательных работ. Соответственно обязательные работы не могут быть приостановлены без наличия уважительных причин, предусмотренных действующим законодательством, в том числе и во время каникул в учебном заведении, в котором обучается осужденный.

В случаях тяжелой болезни осужденного, препятствующей отбыванию наказания, либо признания его инвалидом первой группы или осужденный вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания, а женщина в случае наступления беременности, к отсрочке ей отбывания наказания со дня предоставления отпуска по беременности и родам.

Вопрос о целесообразности отбывания наказания осужденным к обязательным работам на том или ином объекте, определяемом органом местного самоуправления и решается УИИ. Осужденный не может самостоятельно сменить объект обязательных работ либо прекратить их.

Время обязательных работ не может превышать четырех часов в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на основной работе, службе или учебе; в рабочие дни - двух часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия осужденного - четырех часов. Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее 12 часов. При наличии уважительных причин уголовно - исполнительная инспекция вправе разрешить осужденному проработать в течение недели меньшее количество часов. Время отбывания наказания в виде обязательных работ не включается в общий, непрерывный и специальный трудовой стаж.

В обязанности администрации организаций, в которых осужденные отбывают обязательные работы, по исполнению данного вида наказания входит обеспечение необходимого объема работ, организация работы осужденных, создание условий для выполнения обязательных работ, охрана труда осужденных.

Администрации указанных организаций разрабатывают правила внутреннего распорядка и знакомят с ними осужденных, составляют график выполнения работ, ведут учет отработанного времени, осуществляют контроль за выполнением осужденными определенных для них работ и соблюдением ими техники безопасности. О количестве проработанных осужденными к обязательным работам часов, а также о случаях их уклонения от отбывания наказания администрация организации информирует УИИ.

За нарушение осужденным к обязательным работам порядка и условий отбывания наказания УИИ предупреждает его об ответственности в соответствии с законодательством РФ, в частности о возможной замене обязательных работ другим видом наказания. В отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания обязательных работ, УИИ направляет в суд представление о замене обязательных работ другим видом наказания в соответствии с частью третьей статьи 49Уголовного кодекса РФ.

В соответствии со ст. 30 УИК РФ, злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ признается осужденный:

а) более двух раз в течение месяца не вышедший на обязательные работы без уважительных причин;

б) более двух раз в течение месяца нарушивший трудовую дисциплину;

в) скрывшийся в целях уклонения от отбывания наказания.

Злостно уклоняющийся от отбывания наказания осужденный, местонахождение которого не известно, объявляется в розыск и может быть задержан на срок до 48 часов. Данный срок может быть продлен судом до 30 суток.

Старший помощник прокурора Пролетарского района г. Тулы младший советник юстиции Е.П. Краснова