Типы темперамента по гиппократу. Типы темперамента человека

Темперамент – врождённое свойство любого человека, своеобразная биологическая основа, на которой базируется собственно социальная личность. Типы темперамента проявляются как 4 основных вида (флегматик, холерик, механхолик и сангвиник), а также как их разнообразные сочетания.

Описание

Темперамент является не только основой личности человека. Это один из древнейших способов классификации, основанный на эмоциональном отношении к миру. Говоря об определённом темпераменте, мы подразумеваем разнообразные психические свойства людей. По-разному темпераментные люди имеют очевидные различия в устойчивости, глубине и интенсивности эмоций, а также в их внешних проявлениях. Так, холерик обладает гораздо более сильной энергичностью действий и эмоциональной впечатлительностью, чем флегматик. А сангвиники отличаются гораздо большей открытостью, чем меланхолики. Типы темперамента отражают индивидуальные устойчивые особенности психики, деятельности и поведения людей.

Природа или воспитание?

Понятия «Личность» и «Темперамент» не являются синонимами. Темперамент не зависит от настроения, статуса и возраста. Он — основа, которая остаётся неизменной на протяжении всей жизни, несмотря на то, каждый аспект личности человека может меняться от рождения до смерти. Люди часто путают темперамент и характер. Но это совершенно разные характеристики: темперамент даётся нам от рождения, а характер мы приобретаем в процессе воспитания. Два человека могут иметь одинаковые темпераменты, но будут совершенно разными во всех других отношениях. Возьмём, к примеру, образ героя и злодея. Они могут иметь один тип темперамента, но никто не скажет, что они похожи между собой.

Все люди имеют доступ к широкому спектру различных эмоций. Мы все можем сердиться, радоваться, испытывать чувство печали… Иногда нам хочется быть рядом с другими людьми, а иногда мы желаем побыть в одиночестве. Темперамент любого человека определяется балансом всех этих эмоций. Кто такой темпераментный человек? Так мы называем личность, которая ярко проявляет свои эмоциональные, поведенческие характеристики.

Немного истории

Четыре темперамента были известны ещё в глубокой древности. Древнегреческий мыслитель и врач Гиппократ первым начал разделять людей на виды, основываясь
на своей теории «четырёх жидкостей». Он считал, что личность определяется преобладанием в теле чёрной желчи, слизи, жёлтой желчи. Именно от этих «четырёх соков тела» получили свои названия все 4 темперамента.

Сам термин «темперамент» ввёл в обиход античный врач Клавдий Гален. Он изложил свою типологию темпераментов в трактате под названием «De temperamentum» (от лат. «соразмерность»). Темпераментный холерик получил название от греческого слова «chole», которое означает «желчь». В теле сангвиника, по мнению Галена, преобладала кровь («sanguis»). Характер флегматика определяла слизь («phlegma»), а меланхолик отличался преобладанием чёрной желчи («melas chole»).

Теперь-то мы знаем, что темперамент зависит не от «жидкостей тела», а от врождённых свойств нервной системы, однако эти названия прижились в науке, да так и остались.

А сейчас?

В основе современного понимания темпераментов лежат труды выдающегося физиолога И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности. По Павлову, физиологической основой человеческого темперамента является соотношение трёх важнейших свойств нервной системы: подвижности, уравновешенности и силы процессов торможения-возбуждения.

  • Холерики: подвижные, неуравновешенные, сильные;
  • Сангвиники: подвижные, уравновешенные, сильные;
  • Флегматики: неподвижные, уравновешенные, сильные;
  • Меланхолики: неподвижные, неуравновешенные, слабые.

Любой тип темперамента определить не сложно, достаточно оценить нервную систему человека по этим характеристикам.

Смешанные типы

Хотя психологам известно только четыре чистых темперамента, для описания человека часто используют смешанные типы. В реальной жизни чистые типы встречаются крайне редко.

Смешанные типы состоят из первичного и вторичного темперамента, например меланхолический флегматик или холерический сангвиник. Первичный темперамент описывает наиболее очевидные внешние проявления человека, а вторичный характеризует личность более подробно.

Давайте познакомимся с 4 основными темпераментами.

Меланхолики

Меланхолики — это интроверты и эмоционально чувствительные перфекционисты. Это идеалисты, которые всё стремятся делать определённым образом, и очень огорчаются, когда это становится невозможным. Меланхолики часто имеют заниженную самооценку и постоянно критикуют других, поскольку люди редко соответствуют их стандартам.

Их поведение является следствием внутренней борьбы между несовершенным миром и стремлением к совершенству. Меланхоликам сложно принять вещи такими, какие они есть на самом деле. Это приводит многих из них к невротическому поведению. Они не способны на импульсивное поведение и впадают в панику, если не в состоянии спланировать события заранее.

Наиболее комфортно они чувствуют себя в своей собственной компании. Конечно, меланхолики могут приятно проводить время в обществе, но это истощает их энергию, поэтому они редко по-настоящему нуждаются в этом.

Меланхолики очень эмоциональны, способны восхищаться красотой природы и плакать, не скрывая слёз. Их психика очень ранима из-за их склонности к перфекционизму. Типичная реакция меланхолика на стресс — слёзы, а не ярость. Они не агрессивны, и стремятся избегать вещей, которые вызывают страдания.

Почему меланхолики стали такими?

В первобытном обществе меланхоличные члены стаи были аналитиками и собирателями информации. Они замечали потенциальную опасность, а затем докладывали о ней вожаку. Именно это сделало такими перфекционистами, ведь любая ошибка создавала общине множество проблем.

В современном обществе меланхолики также стремятся к аналитической деятельности. Они становятся учёными, финансовыми аналитиками, программистами и т.п. Высокая чувствительность позволяет им добиваться успеха в творчестве и экстрасенсорике.

Флегматики

Флегматики – это спокойные и миролюбивые интроверты, которые живут в угоду другим. Естественное состояние флегматика — помогать другим, а не отстаивать собственные желания. Они всегда выбирают путь наименьшего сопротивления. Эти люди так отчаянно желают мира, что стремятся избежать конфликта любой ценой. Когда они вынуждены спорить, то сильно паникуют.

У флегматика желания быть «победителем», всё, чего он хочет – это мир и спокойствие. Он всегда соблюдает законы и правила. Это связано с глубоко укоренившимся страхом сделать что-то неправильно, а не с отсутствием смелости или сознательным желанием быть «хорошим человеком». Эти люди крайне редко прибегают к агрессивным оскорблениям или физическому насилию. В любви им порой не хватает страсти, поскольку их эмоции запрятаны очень глубоко.

Флегматики довольно уверенно ведут себя в знакомых ситуациях, но паникуют, если обстоятельства внезапно меняются. Эти люди не ищут острых ощущений. Они наслаждаются предсказуемым, спокойным стилем жизни, свободным от сюрпризов.

Почему флегматики стали такими?

В далёком прошлом флегматичные члены первобытной общины были послушными исполнителями, которые выполняли по приказу вождя большую часть работы.

Сегодня они также редко выделяются в обществе, но без них мир рухнет! Флегматики являются отличными поварами, секретарями, библиотекарями и бухгалтерами.

Холерики

Холерики — это гордые экстраверты, настоящие «Альфы» человечества. Это прирождённые лидеры и руководители, которые стремятся всегда контролировать ситуацию. Им важно быть на вершине, быть лучшими! Они часто (но не обязательно) имеют высокую самооценку.

Холерики могут быть твёрдыми и последовательными в решении проблем. Они верят в «жёсткую любовь», и пытаются «помочь» другим, бросая им вызов. Холерики подсознательно пытаются доминировать в любой ситуации. Они любят конкурировать, но ненавидят проигрывать.

Иногда холерики получают удовольствие от боли или унижения людей, которые им не нравятся. Им доставляет истинное удовольствие чувствовать себя лучше других. Этих темпераментных людей лучше всего описывают такие слова, как «горячий», «дерзкий», «страстный» и «властный».

Холерики считают, что вправе советовать людям, но смеются при одной мысли, что другие могут делать то же самое. Они комфортно чувствуют себя в новых ситуациях и постоянно находятся в поиске острых ощущений.

Их гордость и стремление к доминированию, а также открытое выражение эмоций иногда выливается в прямую агрессию. Холерики громко кричат и ругаются, чтобы показать, что они являются самыми большими и сильными. Холерики стремятся к независимости, потому что зависимость для них – всегда слабость.

Почему холерики стали такими?

В первобытнообщинной стае холерик занимал место вожака. Он командовал всеми и утверждал своё господство с помощью силы. Ему приходилось моментально реагировать на любой вызов и запугивать соплеменников, постоянно доказывая своё превосходство.

В современном обществе холерики также стремятся к роли лидера. Их можно найти среди топ-менеджеров, политиков, военных, руководителей отделов и т.д.

Сангвиники

Сангвиники — люди шумные и разговорчивые; это открытые и эмоциональные социальные экстраверты. Они легко сходятся с людьми и способны найти общий язык с кем угодно. Чем больше людей их окружает, тем лучше они себя чувствуют, поэтому бывают не слишком разборчивы. Сангвиники очень нуждаются во внимании окружающих.

Они больше говорят, чем слушают. Больше всего на свете сангвиники боятся скуки. Эти люди гонятся за модой и популярностью. Они не особенно надёжны, бывают болтливы и капризны, но обладают открытым и добрым сердцем. Сангвиники живут «здесь и сейчас», что может проявляться во внешнем и внутреннем беспорядке.

Сангвиники – это настоящие вдохновители, поощряющие других к действию. Они оптимистично настроены и умеют убеждать людей в том, в чём сами уверены.

Как сангвиники стали такими?

В прошлом сангвиники выполняли важную социальную роль, воспитывая и поощряя членов общины. Они были тем клеем, который держал людей вместе.

В современном обществе вы можете найти их воспитателей, психологов, артистов и выдающихся политических деятелей.

Темпераментом называют врождённую характеристику индивидуального поведения человека. Люди с разными типами темперамента выбирают разные виды деятельности и по-разному проявляют свои эмоции. Темперамент поменять невозможно, но вы можете изменить свой характер!

Темперамент

Примечания

Литература

  • Большая советская энциклопедия: В 30 т. - М.: «Советская энциклопедия», - .

Ссылки

  • Небылицын В. Д. Темперамент. // Психология индивидуальных различий. Тексты. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - С. 153-159.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Темперамент" в других словарях:

    темперамент - (от лат. temperamentum надлежащее соотношение частей, соразмерность) характеристика индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний. Два компонента Т. активность и … Большая психологическая энциклопедия

    - (лат., соразмерность). Особенности человека относительно возбудимости к впечатлениям внешнего мира. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ТЕМПЕРАМЕНТ 1) общий характер душевного настроения, свойственный… … Словарь иностранных слов русского языка

    ТЕМПЕРАМЕНТ, темперамента, муж. (лат. temperamentum). 1. Совокупность тех или иных постоянных психических свойств человека, проявляющихся в его поведении (в его реагировании на внешние впечатления, в характере смены его настроений и т.п.),… … Толковый словарь Ушакова

    См … Словарь синонимов

    Темперамент - Темперамент ♦ Tempérament Этимологически термин восходит к словам, обозначавшим смесь, равновесие, пропорцию. От этого же корня происходит музыкальный термин «темперация» – система, объединяющая два соседних звука, например до диез и ре… … Философский словарь Спонвиля

    темперамент - а, м. tempérement m. <, лат. temperamentum нрав, характер; соразмерность. 1. Совокупность психических свойств человека, имеющих физиологической основой тип высшей нервной деятельности и проявляющихся в степени его жизненной активности. БАС 1.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    ТЕМПЕРАМЕНТ - ТЕМПЕРАМЕНТ, понятие, далекое еще оттого, чтобы можно было ему дать точное объяснение. «В настоящем, говорит Кречмср, невозможно дать точное и общеобязательное определение темперамента». Несмотря на указанное вес же можно условиться,… … Большая медицинская энциклопедия

    Современная энциклопедия

    - (от лат. temperamentum надлежащее соотношение частей) характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности (темпа, ритма, интенсивности психических процессов и состояний). Основные компоненты: общая активность … Большой Энциклопедический словарь

    - (от лат. temperamentum надлежащее соотношение частей), характеристика индивида со стороны динамич. особенностей его психич. дея тельности, т. е. темпа, ритма, интенсивности отд. психич. процессов и состояний. В структуре Т. можно выделить … Философская энциклопедия

    Темперамент - (от латинского temperament надлежащее соотношение частей), характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности (темпа, ритма, интенсивности психических процессов и состояний). Основные компоненты: общая… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

1. Кто был основоположником первой в мире научной психологической

С) Вундт .

2.Какой метод является основным и наиболее значимым в современных психологических исследованиях:

С) эксперимент.

3. Настрой человека на определенное восприятие окружающей действительности это:

D ) установка.

4. Темперамент был впервые описан:

С) Гиппократом.

5. Кто из казахстанских ученых написал первый учебник по психологии:

  1. Алтынсарин .

    Аймауытов.

    Жарикбаев.

6. Что такое сновидения:

В) пассивный вид воображения.

7. Непреодолимое подсознательное стремление к достижению чего-либо это:

Е) инстинкт.

8. Какое свойство внимания обеспечивает возможность удерживать в поле зрения одновременно несколько объектов:

В) объем.

9. Проявление характера в большинстве случаев обусловлено:

С) влиянием окружающей среды.

10. Психика-это:

А) отражение окружающей действительности посредством

деятельности мозга .

11. С каким свойством восприятия связано преимущественное выделение одних объектов по сравнению другими:

Е) избирательность.

12. Природная предрасположенность к выполнению какой-либо деятельности:

D ) задатки.

13. Стиль межличностных взаимоотношений, основанный на беспрекословном подчинении руководителю (лидеру):

В) Леонтьев.

15. Что относится к врожденным индивидуальным особенностям личности:

А) темперамент.

16. Как называется явление, при котором человек не может своевременно вспомнить то, что он знает:

В) конфабуляция.

17. Как называется процесс, при котором окружающая действительность представляется в неправдоподобных образах, и человек понимает это:

С) иллюзии.

18. Переход внешних действий во внутренние называется:

А) интериоризация .

19. Тип темперамента, характеризующийся вспыльчивостью и поспешностью в действиях:

В) холерик.

20. Удовлетворенность результатами своей деятельности это проявление:

D ) праксических чувств.

21. Какое из нижеприведенных качеств характеризует человека как проявление личности:

С) аккуратность.

22. Процесс развития индивида от рождения до смерти называется:

В) онтогенез.

23. Прием воображения посредством которого создаются качественно новые образы на основе «склеивания» отдельных несовместимых качеств или элементов:

D ) агглютинация.

24. Как называется мыслительная операция, связанная с мысленным объединением предметов и явлений по их общим и существенным признакам:

D ) обобщение.

25. Кто основоположник учения о бессознательном, подсознательном и

сознательном уровнях психики:

В) Фрейд.

26. Сценарист написал пьесу для театра. О каком виде речи можно говорить в данном случае:

С) письменная.

27. Кто впервые научно обосновал физиологическую основу темперамента:

Е) Павлов.

28. Характер-это:

В) этика поведения в обществе.

29. Когда сформировалась психология как самостоятельная наука:

Е) 20 в.

30.Кто написал первый трактат о душе:

Е) Аристотель.

31. Кто из мыслителей средневековья впервые подробно рассмотрел

проблемы сути и воспитания души, получив имя «Второго учителя»:

D ) аль-Фараби .

32. Какой самый древний метод психологического познания:

D ) наблюдение.

33. Кто является основоположником социометрической методики исследования:

D) Морено.

34. Сколько отраслей психологический науки сушествует сегодня:

Е) более 15.

35. Мыслительная операция посредством которой человек способен из

отдельных деталей получать представление о сущности вещей и явлении в целом:

В) синтез.

36. Что является первоосновой познавательной деятельности:

С) ощущения.

37. Как называется процесс при котором окружающая действительность воспринимается искаженно и человек не понимает этого:

В) галлюцинации.

38. Как называется явление при котором, не может вспомнить, то что ранее знал:

А) амнезия.

39. Кто один из основоположников научной психологии:

В) Вундт.

40. Яркий свет на сцене вызывает ощущение тепла, а темнота ощущение прохлады. Как называется данное явление:

А) синестезия.

1. Какое из нижеприведенных качеств, характеризует человека как личность:

В) воля.

2. Восхищение красотой природы это проявление:

В) эстетических чувств.

3. Благодаря какому психическому процессу создается качественно новые продукты, способствующие прогрессу общества в целом:

А) воображению .

4. Важнейший принцип согласно которому мы ищем исходные причины, определяющие те или иные психические проявления:

А) детерминизм.

5. Один из основоположников учения о коллективе:

А) Макаренко .

6. Прием воображения на основе которого происходит преувеличение качеств реального объекта:

A) гиперболизация .

7. Какой принцип обеспечивает объективный поиск причин психических явлений:

А) аль-Фараби.

С) Аймауытов.

D) Муканов.

Е) Жарикбаев.

9. Кто из мыслителей античности впервые наиболее подробно

рассмотрел проблемы души, опираясь на материалистическую основу:

А) Аристотель .

10. Кто основоположник первой научной психологической лаборатории в России:

А) Бехтерев.

11. Как называется умение выполнять деятельность качественно и непринужденно:

А) талант.

12. Возможность выполнения какой-либо деятельности обеспечивается:

Е) способностями.

13. Стиль межличностных взаимоотношений, основанный на дискуссионном подходе в решении возникающих проблем:

С) демократический.

14. Как называется явление, при котором человек не может достоверно

вспомнить то, что он знает, дополняя пробелы памяти своей фантазией:

В) конфабуляция.

15. Направление психологии, которое нацеливает на наиболее полное проявление человека как личности через самоактуализацию:

С) гуманистическая психология.

16. Кто из ученых является основоположником метода психоанализа:

С) Фрейд.

17. Бессознательный уровень психики проявляется через:

В) инстинкты .

18. Как называется человек, легко вступающий в контакт с окружающими людьми:

В) экстраверт.

19. Как называется человек, которому трудно вступать в процесс общения с окружающими людьми:

А) интроверт .

20. Психический процесс, обеспечивающий целостное представление о предметах и явлениях окружающего мира:

В) восприятия.

21. Психический процесс, обеспечивающий сохранение воспринятой информации о предметах и явлениях окружающего мира:

E ) память.

22. Психический процесс, обеспечивающий создание новых образов, на основе ранее воспринятых:

D ) воображение.

23. Процесс при котором, звуки музыки вызывают у некоторых людей впечатление об определенных цветовой гамме:

В) синестезия.

24. Способность музыканта отличать на слух звуки (например «до» и «до-диез») обеспечивается:

В) сенсибилизацией.

25.Разочарование в идеалах и надеждах называется:

В) фрустрация.

26. Способность личности приспосабливаться к окружающей среде при необходимости:

А) конформизм.

27. Кратковременные эмоции называются:

А) реакциями.

28. Неспособность сосредоточиться на изучаемом объекте обусловлено:

В) рассеянностью.

29. Тип темперамента, характеризующийся повышенной впечатлительностью и обидчивостью:

А) меланхолик.

30. Качество личности, дающее возможность выполнять творческую деятельность на таком уровне, какой недоступен для других:

С) гениальность.

31. Тип темперамента, характеризующийся замедленной ответной реакцией:

С) флегматик.

32. Личность формируется в процессе:

А) деятельности.

33. Тип темперамента, характеризующийся хорошей приспосабливаемостью к изменившимся условиям окружающей среды:

С) сангвиник.

34. Вид деятельности, в процессе которой, появляется качественно новый продукт:

D ) продуктивная.

35. Вид деятельности, в процессе которой, происходит освоение окружающей действительности в детском возрасте:

С) игровая.

36. Автоматизированное действие, сформированное в процессе упражнений:

А) навык.

37. Способность к выполнению определенных действий без предварительного обдумывания их:

В) умение.

38. Подсознательные действия направленные на выполнение каких-то действий, которые стали потребностью:

А) привычка .

39. Процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений при непосредственном воздействии их на органы чувств:

В) ощущения .

40. Зависимость восприятии от прошлого опыта:

В) апперцепция.

1. На первом этапе развития психологии предметом изучения была

Б) душа

2 . Психические явления зависят от естественных социальных условий и изменяются с изменением этих условий - это психологический принцип

Б) детерминизма

3. Составляющими психики являются:

Г) тест

5. Кто написал первый трактат о душе?

В) Аристотель

6. Самый древний метод исследования – это

Б) наблюдение

7. Основатель социометрического метода

В) Дж. Морено

8. Темперамент впервые описал

Д) Гиппократ

9. Кто основоположник учения о «зонах ближайшего развития»?

В) Л.С. Выготский

10. Кто из ведущих ученых разработал концепцию о сознательном и бессознательном

А) З. Фрейд

11. Что относится к врожденным, индивидуальным особенностям личности?

Б) темперамент

12. Онтогенетическое развитие человека – это

А) процесс развития индивида от рождения до смерти

13. Первая лаборатория психологии была открыта

Г) В. Вундтом

14. Понятие «первобытное мышление» принадлежит

А) Леви-Брюль

15. Тесты должны быть

Д) все ответы верны

16. Опросы должны быть

Д) все ответы верны

17. Какой метод является основным и наиболее значимым в современном психологическом исследовании?

А) эксперимент

18. Психика – это

А) свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия предметов и явлений реального мира

19. Кто является основоположником психологического учения на Востоке, чьи идеи не утратили свою значимость и в наши дни

А) Аль Фараби

20. Процесс развития индивида от рождения до смерти - это

А) онтогенез

21. Какой метод обеспечивает объективное и глубокое познание психических явлений и закономерностей?

А) эксперимент

22. Укажите представителей социобихевиоризма в психологии

А) А.Бандура

23. Укажите представителей гаштальтпсихологии

Г) Ф.Перлз

24. Наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека – это

Д) психология

25. В научном употреблении термин психология появился

А) в 20 веке

26. Чья деятельность носит в основном инстинктивный характер?

В) животных

27. Укажите представителей психоанализа в психологии

А) З.Фрейд

28. Понятие экзистенционализм означает

В) смысл существования

29. Что такое мотив?

A) Это то, что определяет, стимулирует, побуждает человека к совершению какого-либо действия, включенного в деятельность

30. Определение «Я»

B) Результат выделения человеком самого себя из окружающей среды, позволяющий ему ощущать себя субъектом своих физических и психологических состояний

31. «Я» – концепция……

32. Кем была разработана техника репертуарной решетки?

Г) Дж. Келли

33. Фундаментальное научное исследование – это

34. Монодисциплинарное научное исследование – это

А) познание реальности без учета практического эффекта от применения знаний

Б) получение знания, которое должно быть использовано для решения конкретной практической задачи

В) исследования, при которых стремятся охватить оптимально возможное число значимых параметров

Г) исследование, при котором стремятся охватить оптимально возможное число значимых параметров

Д) исследование, проводимое в рамках одной дисциплины

35. Прикладное научное исследование – это

Б) получение знания, которое должно быть использовано для решения конкретной практической задачи

36. Для изучения связи между реальными переменными в повседневной жизни, проводят

Д) полевое исследование

37. Первые тесты интеллекта были созданы

Г) Р. Кеттелом

38. Изучение того, что личность человека развивалась и совершенствовалась в истории – это рассмотрение … аспекта развития.

Б) филогенетического

39. Укажите представителей бихевиоризма в психологии

А) Б. Скиннер

40. Составляющими психики являются:

Г) психические процессы, свойства и состояния

1 . На первом этапе развития психологии предметом изучения была

Б) душа

2 . Психические явления зависят от естественных социальных условий и изменяются с изменением этих условий - это психологический принцип

Б) детерминизма

3. Составляющими психики являются:

Г) психические процессы, свойства и состояния

4. Стандартизированная психологическая методика, предназначенная для качественной оценки у человека изучаемого психологического свойства, называется

Г) тест

5. Для эксперимента не характерно

В) зависимость от субъективных факторов исследователя

6. К видам наблюдения не относится

Г) естественное

7 . Применение... опроса требует специальной подготовки, обучения и больших временных затрат

Д) устный

8. Представлением о том, что душой наделен только человек, называется

Б) антропопсихизм

9. Теорию о стадиях развития психики А Н. Леонтьева дополнил

Г) К.Э. Фабри

10. Впервые о бессознательном заговорил

В) З. Фрейд

11 . На стадии перцептивной психики находятся

Б) низшие позвоночные и млекопитающие

12 . Какая из ниже перечисленных потребностей является более высокой потребностью по А. Маслоу

Д) потребность в самоактуализации

13. На втором этапе развития психологии предметом изучения было:

Д) сознание

14 . Психические явления необходимо рассматривать как результат и в процессе их естественного развития - это психологический принцип

Д) развития

15. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых, судят о степени развития у него изучаемого свойства. Это

В) тест - задание

16. Для наблюдения характерно

Б) зависимость от субъективных факторов исследователя

17. Наблюдение, не имеющее заранее установленных рамок или программы, процедуры его проведения, называется

В) свободным

18. Эксперимент, в рамках которого происходит создание искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего рассмотреть, называется

Б) искусственным

19. Представление о том, что душой наделена вся природа и живая и не живая, называется

Д) панпсихизм

20 . Потребность - это

Б) нужда организма в чем - либо

21. Неосознаваемой частью деятельности являются

Б) инстинкты

22. На стадии элементарной психики находятся

Д) черви

23 . На третьем этапе развития психологии предметом изучения было

В) поведение

24. Сознание и деятельность находятся в неразрывном единстве; сознание возникает, развивается и проявляется в деятельности, деятельность – есть форма активности сознания. Это психологический принцип

В) единства сознания и деятельности

25. Стандартизированная психологическая методика, предназначенная для качественной оценки у человека изучаемого психологического свойства, называется

Г) тест

26. Преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его исследования и анализа – это

Б) наблюдение

27. К видам наблюдения не относится

В) поверхностное

28. Опрос, позволяющий достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы – это опрос

В) свободный

29. Укажите представителей экзистенцианализма в психологии

В) В.Франкл

30. Представлением о том, что душой наделены существа, обладающие нервной системой, называется

Г) нейропсихизм

31. На интеллектуальной стадии развития психики находятся

Б) обезьяны

32. Способность живых организмов реагировать на абиатические воздействия называется

Г) раздражимостью

33. Укажите представителей бихевиоризма в психологии

А) Б. Скиннер

34. Характеристиками сознания являются

А) активность, интенциональность, способность к рефлексии

35. Активность субъекта, направленная на усвоение и применение понятий называется

Д) учение

36. Что является лишним в следующем ряду: «Общая психология изучает: состояния, поведение, процессы, свойства»

Б) поведение

37. Укажите представителей гуманистической психологии

А) Б. Скиннер

Б) К.Роджерс

В) В.Франкл

Г) Ф.Перлз

Д) А. Маслоу

38. «Я» – концепция……

B) Важный структурный элемент психологического облика личности, складывающаяся в общении и деятельности, идеальная представляемость индивида в себе как в другом.

39. Кем была разработана техника репертуарной решетки?

Г) Дж. Келли

40. Фундаментальное научное исследование – это

А) познание реальности без учета практического эффекта от применения знаний

1. Критерии качества пригодности теста и других методик психологических исследований:

Е) валидность.

2. Книга, написанная для широкого круга читателей:

D)Письменная.

3. Направление немецкой психологической школы, ведущим методологическим принципом которого является объединение элементов психической жизни индивида в единый комплекс:

В) гештальтпсихология .

4. Сознательная активность человека, порождаемая потребностями:

D ) деятельность.

5. Независимость и постоянство наших восприятия объясняется свойством:

А) константности.

6. Ощущения, связанные с определением положения тела индивида в пространстве:

В) кинестетические.

7. Потребности, связанные с необходимостью коллективной деятельности и общения с окружающими:

Е) социальные .

8. Речь, обращенная к самому себе называется:

А) эгоцентрическая.

9. Психическое отражение окружающей действительности в форме переживаний, связанных с удовлетворенной или неудовлетворенной потребностью:

В) эмоции .

10. Метод психологии, основанный на диалогическом контакте между людьми, при котором они в процессе общения выполняют определенные социальные роли:

Е) трансактный анализ.

11. Метод, позволяющий выявить уровень знаний, а также, личностные характеристики посредством выбора ответов на целенаправленные стандартизированные вопросы:

С) тест.

12. Соотношение динамических особенностей психики проявляющихся в интенсивности, скорости и силе нервных реакций индивида:

В) темперамент .

13. Способность отдельных людей к сохранению и воспроизведению ярких и детальных образов ранее воспринятых:

Е) эйдетическая память.

14. Стойкие эмоции, возникающие в процессе общения с окружающими:

В) эмоциональные отношения.

15. Совокупность действий, направленных на изучение ситуации и регуляцию своею поведения в соответствии с ней:

D ) ориентировочная деятельность.

16. Чувства, связанные с проявлением мышления, направленного на поиск нового:

А) интеллектуальные чувства.

17. Метод самонаблюдения:

В) интроспекция .

18. Специфические потребности, присущие человеку, выражающиеся в его стремлении к знаниям и постижению культуры:

С) духовные.

19. Разновидность психологической защиты, основанной на

переключении внимания с неудовлетворенных потребностей на другие, более реальные:

С) сублимация.

20. Ощущения, дающие представления о вибрации, объеме и протяженности объекта:

E ) тактильные.

21. Отрасль психологии, изучающая особенности и закономерности совершенствования познавательной деятельности, в ходе целенаправленного обучения и воспитания с целью развития общественно значимых качеств личности:

А) педагогическая.

22. 0трасль психологической науки, изучающая механизмы психических функций с позиций локализации их в коре больших полушарий и выявлении отделов мозга, ответственных за их выполнение:

Е) нейропсихология.

23. Отрасль психологической науки, разрабатывающая проблемы взаимоотношений между людьми в процессе разного рода общения: в бизнесе (сотрудничестве и конкуренции), дипломатии, коллективном труде, семейной жизни и др.):

D ) психология общения.

24. Ветвь психологической науки, ставящая своей целью познание закономерностей внутрисемейного общения, проявление высших чувств в ходе совместной семейной деятельности, направленной на удовлетворение важнейших потребностей семьи, таких как воспитание детей, обретение морального, сексуального и материального благополучия; а также пути разрешения внутрисемейных конфликтов и их профилактики:

В) психология семейных отношении.

25. 0трасль психологической науки, исследующая закономерности и возможности повышения эффективности работы с автоматическими устройствами и приборами:

A ) инженерная психология.

26. Исследование количественных соотношений (времени, скорости, объема, интенсивности, запоминания и сохранения воспринятой информации в экспериментах, характеризующих те или иные психические явления и процессы:

С) психометрия .

27. 0казание психологической помощи на основе методов стимуляции эмоционально-волевой сферы человека и создания желаемой психологической установки, способствующей выходу из кризисных ситуаций:

D ) психотерапия.

28. Направление в психологии, разрабатывающее вопросы применения знаний о психике к решению практических задач, в основном, в самосовершенствовании человека и его профессиональной ориентации:

В) психотехника.

29. 0дин из разделов классической общей психологии, изучающий многообразие форм поведения и психических состоянии на основе изучения таких физических факторов как: пороги чувствительности, сила раздражителя, время реакции и т.п.:

А) психофизика.

30. Отрасль психологии, изучающая особенности психического развития глухих и слабослышащих людей:

А) сурдопсихология.

31. Отрасль психологической науки, изучающая особенности психики слепых людей:

В) тифлопсихология.

32. Область психологической науки, изучающая особенности проявления психики больного человека; организации контакта с ним;

создания благоприятного психологического климата для его выздоровления:

А) медицинская психология.

33. Метод психологии, дающий возможность изучать взаимоотношения в группе и коллективе:

В) социометрия.

34. Метод, позволяющий выявить уровень развития психических процессов и способностей, а также дать объективную характеристику личности в целом, посредством целенаправленных стандартизированных вопросов:

А) Тест.

35. Метод психологии, при помощи которого возможно получение интересующей информации об объекте, посредством письменного ответа на заранее продуманные и целенаправленные вопросы:

D ) аннотирование.

36. Психологические исследования, проводимые на основе изучения жизненного пути человека, его родителей и родственников; значимых для них личностных ценностей с целью прогнозирования возможностей будущего развития:

А) биографический метод.

37. Изучение онтогенетического развития близнецов путём сравнения их развития с учётом влияния различной социальной среды:

Е) близнецовый метод.

38. Метод психологии, в основе которого лежит изучение индивидуальных особенностей человека, путём выявления зависимости изменения развития генотипа от условий внешней среды:

D ) генетический метод.

39. 0снован на сборе фактов при анализе материализованных результатов психической деятельности:

D) метод изучения продуктов деятельности.

40. Способ выработки новых форм поведения при возникновении проблемных ситуаций:

D ) метод проб и ошибок.

1. Метод психологического исследования, основанный на целенаправленной фиксации фактов поведения и деятельности субъекта, его психических процессах, эмоциональных проявлениях присущих ему личностных качеств:

В) наблюдение.

2. Метод психологических исследовании, позволяющий выявить мотивацию межличностных выборов в группе:

А) референтометрия.

3. Слабоумие, психическое недоразвитие:

А) олигофрения.

4 . Способность живых организмов к отражению целостных вещей

окружающего мира путем ответной реакции на целый комплекс различных раздражителей:

А) перцептивная стадия развития.

5. Элементарная стадия развития, присущая всем живым организмам,

характеризующаяся реакцией чувственных клеток на полученное из внешней среды воздействие:

В) сенсорная стадия развития.

6. Уровень развития индивида при котором проявляется способность к решению ряда практически значимых задач, обуславливающих целесообразность поведения:

С) интеллектуальная стадия развития .

7. Процесс возникновения и эволюционного развития живых организмов в ходе исторического совершенствования природы:

D ) филогенез.

8. Постоянное усложнение и развитие живой природы, выражающееся в количественных и качественных изменениях:

С) эволюция.

9. Состояние психики, характеризующиеся нарушением мышления и являющееся одной из форм умственной отсталости:

А) олигофрения.

10. Врожденные психическая реакция, выражающиеся в бессознательном реагировании на биологически значимые раздражители:

D ) безусловный рефлекс.

11. Действия, совершающиеся на основе безусловно - рефлекторных реакции т.е. подсознательно.

Проблема, о которой пойдет речь в данной лекции, занимает человечество уже более 25 столетий. Интерес к ней связан с очевидностью индивидуальных различий между людьми. Психика каждого человека уникальна. Ее неповторимость связана как с особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, так и с единственной в своем роде композицией социальных связей и контактов. К биологическим обусловленным подструктурам личности относится, прежде всего, темперамент. Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми — различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности. Тем не менее, темперамент и сегодня остается во многом спорной и нерешенной проблемой. Однако при всем разнообразии подходов к проблеме ученые и практики признают, что темперамент — биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Наиболее специфическая особенность темперамента заключается в том, что различные свойства темперамента данного человека не случайно сочетается друг с другом, а закономерно связаны между собой, образуя определенную организацию, характеризующую 3 темперамента.

Итак, под темпераментом следует понимать индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые, одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента.

Прежде чем перейти к рассмотрению различных видов и особенностей темперамента, следует сразу оговориться, что нет лучших и худших темпераментов — каждый из них имеет свои положительные стороны, и поэтому главные усилия должны быть направлены не на его исправление, а на разумное использование в конкретной деятельности его достоинств. Человек издавна делал попытки выделить и осознать типичные особенности психического склада различных людей, пытаясь свести все их многообразие к малому числу обобщенных портретов. Такие обобщенные портреты с глубокой древности называли типами темпераментов. Такого рода типологии были практически полезными, так как с их помощью можно было предсказывать поведение людей с определенным темпераментом в конкретных жизненных ситуациях.

Типологии темперамента

Создателем учения о темпераментах считается древнегреческий врач Гиппократ (VXVIII в. до н.э.). Он утверждал, что люди различаются соотношением 4 основных “соков организма” — крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи, — входящих в его состав. Исходя из его учения, самый знаменитый после Гиппократа врач античности Клавдий Гален (II в. до н.э.) разработал первую типологию темпераментов, которую он изложил в известном трактате “De temperamentum” (лат. “соразмерность”, “правильная мера”). Согласно его учению тип темперамента зависит от преобладания в организме одного из соков . Им были выделены темпераменты, которые и в наше время пользуются широкой известностью: сангвиника (от лат. sanguis — кровь), флегматика (от греч. phlegma — флегма), холерика (от греч. chole — желчь), меланхолика (от греч. melas chole — черная желчь). Эта фантастическая концепция имела огромное влияние на ученых на протяжении многих столетий.

Возникали самые различные типологии темпераментов. Наибольший интерес представляют те из них, в которых свойства темперамента, понимаемые как наследственные или врожденные, связывались с индивидуальными различиями в особенностях телосложения. Эти типологии получили название конституциональных типологий. Среди них можно выделить типологии Э. Кречмера, У. Шелдона и др.

В психологической науке большинство конституционных концепций стало объектом острой критики. Основной недостаток подобных теорий состоит в том, что в них недооценивается, а иногда просто открыто игнорируется роль среды и социальных условий в формировании психологических свойств индивида.

На самом деле, давно известна зависимость протекания психических процессов и поведения человека от функционирования нервной системы, выполняющей доминирующую и управляющую роль в организме. Теория связи некоторых общих свойств нервных процессов с типами темперамента была предложена И. П. Павловым и получила развитие в работах его последователей.

И. П. Павлов понимал тип нервной системы как врожденный, относительно слабо подверженный изменениям под воздействием окружения и воспитания. По мнению И. П. Павлова, свойства нервной системы образуют физиологическую основу темперамента, который является психическим проявлением общего типа нервной системы. Типы нервной системы, установленные в исследованиях на животных, И. П. Павлов предложил распространить и на людей.

Каждый человек имеет вполне определенный тип нервной системы, проявления которого, т.е. особенности темперамента, составляют важную сторону индивидуально психологических различий. Конкретные проявления типа темперамента многообразны. Они не только заметны во внешней манере поведения, но словно пронизывают все стороны психики, существенно проявляясь в познавательной деятельности, сфере чувств, побуждениях и действиях человека, а также в характере умственной работы, особенностях речи и т. п.

Для составления психологических характеристик традиционных 4 типов обычно выделяются следующие основные свойства темперамента:

Сензитивность определяется тем, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психологической реакции.

Реактивность характеризуется степенью непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, резкий тон — даже звук).

Активность свидетельствует о том, насколько интенсивно (энергично) человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия в достижении целей (настойчивость, целенаправленность, сосредоточение внимания).

Соотношение реактивности и активности определяет, от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств (настроения, случайные события) или от целей, намерений, убеждений.

Пластичность и ригидность свидетельствуют, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертно и костно его поведение.

Темп реакций характеризует скорость протекания различных психических реакций и процессов, темп речи, динамика жестов, быстрота ума.

Экстраверсия, интроверсия определяет, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека — от внешних впечатлении, возникающих в данный момент (экстраверт), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверт).

Эмоциональная возбудимость характеризуется тем, насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции и с какой скоростью она возникает.

Учитывая все перечисленные свойства, Я. Стреляу дает следующие психологические характеристики основных классических типов темперамента:

Сангвиник

Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешены. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По незначительному поводу он громко хохочет, а несущественный факт может сильно его рассердить. По его лицу легко угадать его настроение, отношение к предмету или человеку. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей. Обладая повышенной активность, и будучи очень энергичным и работоспособным, он активно принимается за новое дело и может долго работать, не утомляясь. Способен быстро сосредоточится, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Высокая пластичность проявляется в изменчивости чувств, настроений, интересов, стремлений. Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке. Без усилий не только переключается с одной работы на другую, но и в большей степени откликается на внешние впечатления, чем на субъективные образы и представления о прошлом и будущем, экстраверт.

Холерик

Как и сангвиник отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Но у холерика реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он не обуздан, несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Он менее пластичен и более инертен, чем сангвиник. Отсюда — большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания, он скорее экстраверт.

Флегматик

Флегматик обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить и опечалить — когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым. При больших неприятностях остается спокойным. Обычно у него бедная мимика, движения не выразительны и замедлены, так же как и речь. Он не находчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления, интраверт.

Меланхолик

Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедны. Обычно он неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Меланхолик неэнергичен и ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен. Ему присуще легко отвлекаемое и неустойчивое внимание, и замедленный темп всех психических процессов. Большинство меланхоликов — интраверты.

Темперамент и деятельность

Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента. Так, особая подвижность (реактивность) сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует смены объектов общения, рода занятий. Может создаваться ложное представление, что люди инертные не имеют преимуществ ни в каких видах деятельности, но это неверно: именно они особенно легко осуществляют медленные и плавные движения. Для психолого-педагогического воздействия необходимо учитывать возможный тип темперамента человека. Советы Р. М. Грановской: полезно контролировать деятельность холерика как можно чаще, в работе с ним недопустима резкость, несдержанность, так как они могут быть вызвать отрицательную ответную реакцию. В то же время любой поступок его должен быть требовательно и справедливо оценен. При этом отрицательные оценки необходимы лишь в очень энергичной форме и настолько часто, насколько это требует для улучшения результатов его работы или учебы. Перед сангвиником следует непрерывно ставить новые, по возможности интересные задачи, требующие от него сосредоточенности и напряжения.

Флегматика нужно вовлечь в активную деятельность и заинтересовать. Он требует к себе систематического внимания. Его нельзя быстро переключать с одной задачи на другую. В отношении меланхолика недопустимы, не только резкость, грубость, но и просто повышенный тон, ирония. О поступке, совершенном меланхоликом, лучше поговорить с ним наедине. Он требует особого внимания, следует вовремя хвалить его за проявленные успехи, решительность и волю. Отрицательную оценку следует использовать как можно осторожнее, всячески смягчая ее негативное воздействие. Меланхолик — самый чувствительный и ранимый тип. С ним надо быть предельно мягким и доброжелательным.

Можно считать уже твердо установленным, что тип темперамента у человека — врожденный, от каких именно свойств его врожденной организации он зависит, еще до конца не выяснено. Врожденные особенности темперамента проявляются у человека в таких психических процессах, которые зависят от воспитания, социальной среды и способности управлять своими реакциями. Поэтому конкретная реакция на ситуацию может определяться как влиянием характерных отличий нервной системы, так и являться следствием обучения и профессионального опыта. Однако пределы возможного развития определены врожденными свойствами нервной системы. Профессиональный отбор помогает выделить претендентов с наиболее подходящими для данной специальности.

Четыре типа темперамента

Темперамент (лат.Temperamentum - надлежащее соотношение частей) — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Тем пера мент составляет основу развития характера; вообще, с физиологической точки зрения темперамент — тип высшей нервной деятельности человека .

Темперамент — это индивидуально-своеобразные свойства психики, отражающие динамику психической деятельности человека и проявляющиеся независимо от его целей, мотивов и содержания. Темперамент слабо меняется в течение жизни, и, собственно, меняется даже не темперамент, а психика, а темперамент всегда стабилен.

Четыре темперамента в виде наглядных смайликов (флегматик, холерик, сангвиник, меланхолик) показаны на рис. 7.

Магия чисел в Средиземноморской цивилизации привела к учению о четырех темпераментах, в то время как на Востоке развивалась пяти компонентная «система мира». Слово «темперамент» и равное ему по значению греческое слово «красис» (греч. храоц; — «слияние, смешивание») ввел древнегреческий врач Гиппократ. Под темпераментом он понимал и анатомо-физиологические, и индивидуальные психологические особенности человека. Гиппократ, а затем и Гален объясняли темперамент, как особенности поведения, преобладанием в организме одною из «жизненных соков» (четырех элементов):

  • преобладание желтой желчи («желчь, яд») делает человека импульсивным, «горячим» — холериком;
  • преобладание лимфы («мокрота») делает человека спокойным и медлительным - флегматиком;
  • преобладание крови («кровь») делает человека подвижным и веселым - сангвиником;
  • преобладание черной желчи («черная желчь») делает человека грустным и боязливым - меланхоликом.

Рис. 7. Четыре темперамента

Эта система до сих пор оказывает глубокое влияние на литературу, искусство и науку.

Поистине поворотным пунктом в истории естественно-научного изучения темпераментов явилось учение И.П. Павлова о типах нервной системы (типах высшей нервной деятельности), общих для человека и высших млекопитающих. И.П. Павлов доказал, что физиологической основой темперамента является тип высшей нервной деятельности, определяемый соотношением основных свойств нервной системы: силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения, протекающих в нервной системе. Тип нервной системы определяется генотипом, т.е. наследственным типом. И.П. Павлов выделил четыре четко очерченных типа нервной системы, т.е. определенных комплексов основных свойств нервных процессов.

Слабый тип характеризуется слабостью как возбудительного, так и тормозного процессов — меланхолик.

Сильный неуравновешенный тип характеризуется сильным раздражительным процессом и относительно сильным процессом торможения — холерик, «безудержный» тип.

Сильный уравновешенный подвижный тип — сангвиник, «живой» тип.

Сильный уравновешенный, но с инертными нервными процессами — флегматик, «спокойный» тип.

Сила — способность нервных клеток сохранять нормальную работоспособность при значительном напряжении процессов возбуждения и торможения, возможность ЦНС выполнить определенную работу без необходимости восстановления ее ресурсов. Сильная нервная система способна выдержать большую нагрузку в течение длительного времени и, наоборот, слабая нервная система не выдерживает большой и длительной нагрузки. Считается, что лица с более сильной нервной системой выносливее и стрессоустойчивее. Сила нервной системы по возбуждению проявляется в том, что человеку относительно легко работать в неблагоприятных условиях, ему достаточно непродолжительного отдыха для восстановления сил после утомительной работы, он способен интенсивно работать, не теряется в необычной обстановке, настойчив. Сила нервной системы по торможению проявляется в способности человека сдерживать свою активность, например, не разговаривать, проявлять спокойствие, самообладание, быть сдержанным и терпеливым.

Уравновешенность нервных процессов отражает соотношение, баланс возбуждения и торможения. При этом уравновешенность означает одинаковую выраженность нервных процессов.

Подвижность нервной системы выражается в способности быстрого перехода от одного процесса к другому, от одной деятельности к другой. Лица с более подвижной нервной системой отличаются гибкостью поведения, быстрее приспосабливаются к новым условиям.

Описание особенностей различных темпераментов может помочь разобраться в чертах темперамента человека, если они четко выражены, но люди с резко выраженными чертами определенного темперамента не так уж часто встречаются, чаше всего у людей бывает смешанный темперамент в различных сочетаниях. Хотя, конечно, преобладание черт какого-либо типа темперамента дает возможность отнести темперамент человека к тому или иному типу.

Темперамент и способности человека

Человек, обладающий любым типом темперамента, может быть способным и неспособным — тип темперамента не влияет на способности человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие — другого. От темперамента человека зависят:

  • скорость возникновения психических процессов (например, скорость восприятия, быстрота мышления, длительность сосредоточения внимания и т.п.);
  • пластичность и устойчивость психических явлений, легкость их смены и переключения;
  • темп и ритм деятельности;
  • интенсивность психических процессов (например, сила эмоций, активность воли):
  • направленность психической деятельности на определенные объекты (экстраверсия или интроверсия).

С точки зрения психологов, четыре темперамента — лишь одна из возможных систем для оценки психологических особенностей (существуют и другие, например, «интроверсия — экстраверсия»). Описания темпераментов довольно сильно отличаются у различных психологов и, по-видимому, включают в себя достаточно большое количество факторов.

Предпринимались попытки подвести научно-экспериментальную базу под теорию темпераментов (И.П. Павлов, Г.Ю. Айзенк, Б.М. Теплов и др.), однако результаты, полученные данными исследователями, лишь частично совместимы друг с другом. Интерес представляет исследование Т.А. Блюминой (1996), в котором она предприняла попытку сопоставить теорию темпераментов со всеми известными на тот момент (более 100) психологическими типологиями, в том числе с точки зрения методов определения данных типов.

В целом классификация по темпераментам не удовлетворяет современным требованиям к факторному анализу личности и в настоящий момент интересна скорее с исторической точки зрения.

Современная наука видит в учении о темпераментах отголосок еще античной классификации четырех типов психического реагирования в сочетании с интуитивно подмеченными типами физиологических и биохимических реакций индивидуума.

В настоящее время концепцию четырех темпераментов подкрепляют понятиями «торможение» и «возбуждение» нервной системы. Соотношение «высокою» и «низкого» уровней для каждого из этих двух независимых параметров дает некую индивидуальную характеристику человека, и, как результат. — формальное определение каждого из четырех темпераментов. На смайликах (см. рис. 7) можно интерпретировать улыбку; как легкость процессов торможения, а насупленные брови — как проявление легкости возбуждения.

Работа ученых над геномом человека создает условия для раскрытия функций генов человека, которые определяют темперамент через гормоны (серотонин, мелатонин, дофамин) и другие биохимические медиаторы. Биохимия и генетика позволяют установить и формализовать психологические фенотипы людей, замеченные еше врачами древности.

Оригинальная концепция темперамента представлена в книгах Я. Фельдмана «Теория уровней и модель человека» (2005) и «Философ на пляже» (2009). В них рассматривается ситуация «человек в потоке однотипных задач». Выясняется, что человек включается в решение постепенно, постепенно уменьшается число ошибок и время решения одной задачи. Тогда говорят, что «работоспособность растет» или «разогрев растет». Затем наступает максимум (плато), далее разогрев падает до нуля (отказ от решения, отдых). Полагается, что у каждого человека такая кривая повторяется периодически, это и есть его индивидуальная характеристика. Если случайно выбранных людей поместить в один и тот же поток задач, то их кривые разогрева распадутся на четыре группы. Эти четыре типа кривых разогрева в точности соответствуют четырем темпераментам:

  • быстрый подъем — высокое и короткое плато — быстрый спад (холерик);
  • умеренно быстрый подъем — умеренно высокое и короткое плато — умеренно быстрый спад (сангвиник);
  • медленный подъем — низкое и длинное плато — медленный спад (флегматик);
  • очень медленный подъем — высокий всплеск в середине и возврат к низкой точке — и потом медленный спад до нуля (меланхолик).

Итак, темперамент представляет собой наиболее общую формально-динамическую характеристику индивидуального поведения человека.