Схема подключения динамика центрального канала в w205. Бесплатные тв каналы

Создателям автомобильных аудиосистем высокой верности известно не понаслышке, что при традиционном размещении динамиков добиться идеальной звуковой сцены в автомобиле невозможно. Виной всему несимметричная посадка слушателей относительно акустических систем. Положение можно исправить при помощи цифрового звукового процессора. В этом случае разность расстояний до динамиков компенсируется за счет задержки сигнала, индивидуально программируемой для каждого канала. Однако таким путем правильную звуковую сцену можно построить только для одного слушателя. Для остальных она будет искажена еще больше, чем в случае необработанного сигнала. Но широкому распространению цифровых процессоров препятствуют и другие обстоятельства.
Если исходный сигнал уже представлен в цифровой форме, дополнительная обработка не вызывает сложностей и (по крайней мере, теоретически), не ухудшает его качество. Однако в случае аналогового сигнала двойное преобразование (в "цифру" и обратно) не только вносит дополнительные искажения в сигнал (и без того не идеальный), но и заметно усложняет и удорожает аппаратуру. Кроме того, нередко требуется соблюсти хотя бы видимость "равноправия" слушателей. Поэтому многие меломаны стараются обойтись без процессоров. В таких ситуациях может помочь центральный канал, пришедший в car audio из систем домашнего театра. Но в записях формата 5.1 отдельный сигнал ЦК существует изначально, в случае же двухканальной стереозаписи его нужно формировать.

Форма шара...

Знаменитый математик Пафнутий Львович Чебышёв, выступая в Париже с лекцией о математическом конструировании одежды, начал ее с фразы: "Примем для простоты, что человеческое тело имеет форму шара". После чего законодатели мод дружно покинули зал...
В последующих рассуждениях я вынужден прибегнуть к некоторым упрощениям и схематизации, что облегчит анализ, но ничуть не помешает распространить результат на более сложные случаи.
Основное упрощение - не будем учитывать сдвиг фазы, вызванный расстоянием и фазовые соотношения сигналов в каналах. Примем во внимание только направление на источник сигнала и его интенсивность. Это позволит определять положение кажущегося источника сигнала (КИЗ) при помощи простой векторной диаграммы. Граничные условия выбраны таким образом, что результаты утрированы для большей наглядности.
Для начала рассмотрим классический вариант с двумя фронтальными АС (рисунок 1а). Положение КИЗ для сигналов равной интенсивности с учетом затухания сигнала от дальнего динамика показано на рисунке. Видно, что центральный образ смещен в сторону слушателя. С учетом того, что ослабление сигнала воспринимается как удаление КИЗ, звуковая сцена получается перекошенной - ближний к слушателю край сжат, а дальний - растянут и удален. Используемое иногда включение одного из динамиков в противофазе, вопреки распространенному мнению, ничего не улучшает. Слушатель действительно оказывается в центре широкой, но вывернутой набок сцены (рисунок 1б).
Посмотрим теперь, что даст введение центрального канала, воспроизводящего суммарный сигнал правого и левого каналов (рисунок 2а). Уровень этого сигнала для удобства и наглядности графических построений примем равным 0,5 от исходных. Видно, что сцена приняла более пристойный вид, хотя и не совсем симметричный. Однако стала узкой. Перефазировка правого динамика выносит сцену за пределы машины. Напрочь и наизнанку...(рисунок 2б).
А если перефазировать ЦК? Что изменится в этом случае? А очень даже и неплохо получается - сцена становится широкой и почти симметричной, хотя и немного "завернутой" в сторону (рисунок 3). Перефазировка правого динамика уже не приводит к устрашающим последствиям. В реальности примерно к таким же результатам приведет и сдвиг фазы, вызванный разностью расстояний до динамиков.
Посмотрим теперь, как можно исправить создавшееся положение. Придумывать ничего не нужно, все уже придумано до нас. Схожую ситуацию, хотя и в несколько ином виде, рассматривал американский изобретатель Боркин (Borkin, патент США No. 4,478,167). Он предложил наряду с суммированием сигналов для ЦК вычитать из сигнала левого канала часть правого, а из правого - часть левого, чтобы таким образом подавить сигнал середины и расширить стереобазу. Дальнейшее развитие идеи отражено в патенте США No. 5,113,447 от 12 мая 1992 г. (Brian J.Hatley; Richard A. Chinn, "Method and system for optimizing audio imaging in an automotive listening environment"). Хатли и Чинн предложили вычитать из левого и правого каналов сам сигнал ЦК, а для улучшения результатов ввели регулировку коэффициента суммирования. Прелесть решения в том, что фазовые сдвиги, вызванные задержкой распространения (да и полярностью подключения) в этом случае влияют на результат незначительно (рисунок 4). Этот метод формирования сигналов уже требовал специального блока обработки, по такому принципу был построен известный процессор Audiocontrol.

До сих пор мы рассматривали "принятое для простоты". Теперь вспомним, что максимум звуковой информации сосредоточен в диапазоне частот примерно от 300 до 5000 Гц, эта же область отвечает и за формирование звуковой сцены. Наш мозг и органы слуха - созданный природой анализатор спектра. Весь слышимый диапазон при анализе подразделяется на участки, в каждом из которых используются разные способы локализации источника звука:
в диапазоне от 1700 Гц до 3500 Гц работает амплитудное восприятие направления. В этом диапазоне сказывается экранирующее действие головы. Локализация источника звука происходит на основании разности амплитуд сигналов, пришедших к левому и правому уху;
в диапазоне от 350 Гц до 1700 Гц работает фазовое восприятие направления. Локализация источника звука происходит на основании разности фаз сигналов, пришедших к левому и правому уху;
на более низких частотах локализация источника осуществляется по направлению прихода звуковой волны, в этом процессе участвует все тело, а не только уши.
Поскольку реальные звуки содержат массу частотных составляющих, для локализации источника звука используются все механизмы одновременно, плюс слуховая память (поэтому, кстати, весьма затруднена локализация "чистого тона"). А грамотный ЦК может облегчить эту задачу.

Сформировать сигнал центрального канала (ЦК) можно различными способами. Например, просуммировать сигнал левого и правого каналов на выходе усилителей по схеме mixed mono, а полярность включения динамической головки и уровень сигнала на ней подобрать опытным путем. Введя последовательно с этим излучателем подстроечный резистор, можно получить регулятор ширины и глубины стереокартины. Более удобным решением будет отдельный маломощный (не более 10 Вт) усилитель ЦК. Регулировка уровня ЦК весьма полезна и очень удобна, поскольку позволяет подстраиваться под музыку разных жанров и под записанные по-разному (с точки зрения звукорежиссуры) диски.
Наибольшую сложность представляет поиск оптимального положения излучателя ЦК, при котором он сам (излучатель) не локализуется, но влияет на формирование звуковой сцены. Значение имеет и полоса частот, воспроизводимая динамиком центрального канала. Он ни в коем случае не должен воспроизводить шумы, в этом случае он чётко локализуется, и передняя звуковая сцена перестаёт быть таковой.

Последовательное, параллельное и смешанное соединение динамиков

Самое главное при соединении динамиков - выполнить соединение так, чтобы ни один из динамиков не был перегружен. Перегрузка грозит выходом из строя динамика.

Важно понимать, что на динамик можно подавать мощность либо меньше, либо равную номинальной, на которую он, собственно, и рассчитан. В противном случае, рано или поздно даже самый качественный динамик выйдет из строя из-за перегрузки.

Понятно, что перед соединением динамиков нужно определить их:

    Номинальную мощность (Вт , W );

    Активное сопротивление звуковой катушки (Ом , Ω ).

Всё это, как правило, указывается на магнитной системе динамика, либо на корзине.

1W - значит на 1Вт, 4Ω - сопротивление звуковой катушки.

Марка динамика - 3ГДШ-16 . Первая цифра 3 - это номинальная мощность, 3 Вт. Рядом подпись - 8 Ом, сопротивление катушки.

Бывает и не указывают, но можно узнать по маркировке.

Среднечастотный динамик 15ГД-11-120 . Номинальная мощность - 15 Вт, сопротивление катушки - 8Ω.

Соединение динамиков. Пример.

Давайте начнём так сказать с азов - наглядных примеров. Представим, что у нас есть 6-ти ваттный усилитель мощности звуковой частоты (УМЗЧ) и 3 динамика. Два динамика мощностью 1 Вт (сопротивление катушки 8 Ω каждый) и один динамик на 4 Вт (8 Ω). Задача состоит в том, чтобы подключить все 3 динамика к усилителю.

Сначала рассмотрим пример неверного соединения этих динамиков. Вот наглядный рисунок.

Как видим, сопротивления всех трёх динамиков одинаково и равно 8 Ω. Так как это параллельное соединение динамиков, то ток разделится поровну между 3-мя динамиками. При максимальной мощности усилителя (6 Вт) на каждый из динамиков будет приходиться по 2 Вт мощности. Ясно, что 2 из 3 динамиков будут работать с перегрузкой - те, чья номинальная мощность равна 1 Вт. Понятно, что такая схема соединения не годится .

Если бы усилитель выдавал на выходе всего 3 Вт звуковой мощности, то такая бы схема подошла, но динамик на 4 Вт работал бы не в полную силу - "филонил". Хотя это и не всегда критично.

Теперь возьмём пример верного соединения всё тех же динамиков. Применим, так называемое, смешанное соединение (и последовательное и параллельное).

Соединим последовательно два 1-ваттных динамика. В результате общее их сопротивление будет равно 16 Ω. Теперь параллельно им подключаем 4-ёх ваттный динамик сопротивлением 8 Ω.

При работе усилителя на максимальной мощности ток в цепи разделится исходя из сопротивления. Так как сопротивление последовательной цепи из двух динамиков в 2 раза больше (т.е. 16 Ω), то динамики получат от усилителя всего 2 ватта звуковой мощности (по 1 ватту на каждый). А вот на 4-ёх ваттный динамик пойдёт мощность в 4 ватта. Но он будет работать согласно своей номинальной мощности. Перегрузки при таком соединении не будет. Каждый из динамиков будет работать в нормальном режиме.

И ещё один пример.

У нас есть 4-ёх ваттный усилитель мощности звуковой частоты (УМЗЧ, он же "усилок"). 4 динамика, мощность каждого - 1 ватт, а сопротивление каждого равно 8 Ω. К выходу усилителя можно подключать нагрузку сопротивлением 8 Ω. Нужно соединить динамики между собой так, чтобы общее сопротивление их было равно 8 Ω.

Как правильно соединить динамики между собой в таком случае?

Для начала соединим все динамики последовательно. Что получим в результате?

Так как при последовательном соединении сопротивление динамиков складывается, то в результате мы получим составной динамик с сопротивлением 32 ома! Понятно, что такая схема соединения не подойдёт. К слову сказать, такое же сопротивление (32 Ω) имеет капсюль наушников - в народе обзываемых "затычками".

Если мы подключим такой составной динамик на 32 Ω к 8-ми омному выходу нашего усилителя, то из-за высокого сопротивления ток через динамики пойдёт маленький. Динамики будут звучать очень тихо. Эффективного согласования усилителя и нагрузки (динамиков) не получится.

Теперь давайте соединим все динамики параллельно - может на этот раз получится?

При параллельном соединении общее сопротивление считается вот по такой мудрёной формуле.

Как видим общее сопротивление (R общ) равно 2 Ω. Это меньше, чем необходимо. Если мы подключим наши динамики по такой схеме к 8-ми омному выходу усилителя, то через динамики пойдёт большой ток из-за малого сопротивления (2 Ω). Из-за этого усилитель может выйти из строя .

Параллельное и последовательное соединение динамиков (смешанное соединение).

Ну, а если применить смешанное соединение, то получим вот что.

При последовательном соединении динамиков, сопротивление их складывается, получаем 2 плеча по 16 Ω. Далее сопротивление считаем по упрощённой формуле, так как у нас всего 2 плеча, включенных параллельно.

Вот такое соединение уже подходит для нашего усилителя. Таким образом, мы согласовали выходное сопротивление усилителя с нагрузкой - нашим составным динамиком (колонкой). Усилитель будет отдавать в нагрузку полную мощность без перегрузки.

Хорошо, если у установщика есть возможность применить схему поканального усиления. Однако в большинстве случаев это считается непозволительной роскошью, и в процессе инсталляции аудиосистемы в девяти случаях из десяти возникает потребность нагрузить, к примеру, двухканальный аппарат четырьмя динамиками или четырехканальный — восемью. Собственно, страшного в этом ничего нет. Важно только держать в памяти несколько основных способов соединения громкоговорителей. Даже не несколько, а всего-то два: последовательный и параллельный. Третий — последовательно-параллельный — производная из двух перечисленных. Другими словами, если у вас имеется больше одного динамика на канал усиления и вы знаете с какими нагрузками может справиться аппарат, то выбрать одну, наиболее приемлемую схему из трех возможных не так уж и сложно.

Последовательное соединение динамиков

Понятно, что когда драйверы соединены в последовательную цепочку, возрастает сопротивление нагрузки. Также понятно, что с увеличением количества звеньев оно растет. Обычно потребность увеличения сопротивления возникает для снижения выходных показателей акустики. В частности, при установке тыловой подзвучки или динамика центрального канала, которые в основном выполняют вспомогательную роль, и значительных мощностей от усилителя им не требуется. В принципе последовательно можно соединить сколько угодно динамиков, однако их общее сопротивление не должно превышать 16 Ом: усилителей, работающих с более высокими нагрузками, немного.

На рисунке 1 показано, каким образом две динамические головки включаются в последовательную цепочку. Положительный выходной разъем канала усилителя соединяется с плюсовой клеммой динамика А, а «минус» того же драйвера — с «плюсом» динамика В. После чего минусовая клемма динамика В подключается к отрицательному выходу того же канала усиления. По той же схеме строится и второй канал.

Это два динамика. Если требуется последовательно соединить, скажем, четыре громкоговорителя, то метод аналогичный. «Минус» динамика В вместо того, чтобы подключаться к выходу усилителя, соединяется с «плюсом» С. Дальше от минусовой клеммы C бросается провод на «плюс» D, а уже от «минуса» D происходит соединение с отрицательным выходным разъемом усилителя.

Вычисление эквивалентного сопротивления нагрузке канала усиления, на который нагружена цепочка последовательно соединенных динамиков, производится простым сложением по следующей формуле: Zt = Za + Zb, где Zt — эквивалентное сопротивление нагрузке, а Za и Zb соответственносопротивление динамиков А и В. К примеру, имеется у вас четыре 12-дюймовых сабвуферных головки сопротивлением в 4 ома и один-единственный стереоусилитель 2 х 100 Вт, не терпящий низкоомных (2 Ом и меньше) нагрузок. В этом случае последовательное соединение НЧ-динамиков — единственно возможный вариант. Каждый канал усиления при этом обслуживает пару головок с общим сопротивлением 8 Ом, что легко вписывается в указанные выше 16-омные рамки. Тогда как параллельное включение динамиков (о нем позже) приведет к недопустимому (меньше 2 Ом) снижению сопротивления нагрузки обоих каналов и в результате выходу из строя усилителя.

Когда к одному каналу усиления последовательно подключается более одного динамика, это неизбежно отражается на выходной мощности. Вернемся к примеру с двумя соединенными последовательно 12-дюймовыми головками и одним 200-ваттным стереоусилителем, минимальное сопротивление нагрузки которого 4 Ом. Чтобы выяснить, сколько ватт при таких условиях сможет отдать динамикам усилитель, нужно решить еще одно несложное уравнение: Po = Pr x (Zr/Zt), где Po — подводимая мощность, Pr — измеренная мощность усилителя, Zr — сопротивление нагрузке, при котором проводились измерения реальной мощности усилителя, Zt — суммарное сопротивление динамиков, нагруженных на данный канал. В нашем случае получается: Po = 100 x (4/8). То есть 50 ватт. Динамиков у нас два, поэтому «полтинник» делится на два. В итоге каждая головка получит по 25 ватт.


Параллельное соединение динамиков

Здесь все в точности до наоборот: при параллельном соединении сопротивление нагрузке падает пропорционально количеству динамиков. Соответственно вырастает выходная мощность. Число громкоговорителей ограничено способностью усилителя работать на низких нагрузках и мощностными пределами самих динамиков, включенных параллельно. В большинстве случаев усилители вполне справляются с нагрузками в 2 ома, реже в 1 ом. Существуют аппараты, которым по зубам и 0,5 ома, но это уже действительно большая редкость. Что касается современных громкоговорителей, то здесь разброс мощностных параметров от десятков до сотен ватт.

Рисунок 2 демонстрирует, как подключить пару драйверов в параллель. Провод от плюсового выходного разъема соединяется с положительными клеммами динамиков А и В (проще всего соединить сначала выход усилителя с «плюсом» динамика А, а затем уже от него тянуть провод к динамику В). По той же схеме соединяются минусовой вывод усилителя с «минусами» обоих динамиков.

Вычисление эквивалентного сопротивления нагрузке канала усиления при параллельном соединении динамиков несколько сложнее. Формула такая: Zt = (Za x Zb) / (Za + Zb), где Zt — эквивалентное сопротивление нагрузке, a Za и Zb — сопротивление динамиков.

Теперь представим, что на низкочастотное звено в системе отводится опять-таки 2-канальный аппарат (2 х 100 Вт на нагрузку 4 Ом), но стабильно работающий при 2 омах. Включение двух 4-омных сабвуферных головок в параллель позволит значительно увеличить выходную мощность, поскольку сопротивление нагрузке канала усиления сократиться вдвое. По нашей формуле получаем: Zt = (4 х 4) / (4 + 4). В результате имеем 2 Ом, что при условии хорошего запаса по току у усилителя даст 4-кратный прирост мощности на канал: Po = 100 x (4/2). Или 200 ватт на канал вместо 50, полученных при последовательном соединении динамиков.


Последовательно-параллельное соединение динамиков

Обычно эта схема применяется для увеличения количества динамиков на борту транспортного средства с тем, чтобы добиться повышения суммарной мощности аудиосистемы при сохранении адекватного сопротивления нагрузке. То есть на один канал усиления можно задействовать сколько угодно динамиков, если их суммарное сопротивление находится в уже обозначенных нами пределах от 2 до 16 Ом.

Подключение, к примеру, 4 динамиков по этому способу производится следующим образом. Кабель от положительного выходного разъема усилителя соединяется с плюсовыми клеммами динамиков А и С. Затем «минуса» A и C подключаются к «плюсам» громкоговорителей B и D соответственно. Наконец, кабель от отрицательного выхода усилителя соединяется с минусовыми клеммами динамиков B и D.

Для вычисления суммарного сопротивления нагрузке канала усиления, который работает с четырьмя головками, соединенными по комбинаторному способу, применяется следующая формула: Zt = (Zab x Zcd) / (Zab x Zcd), где Zab — суммарное сопротивление динамиков А и В, а Zcd — суммарное сопротивление динамиков C и D (между собой они соединены последовательно, поэтому сопротивление суммируется).

Возьмем все тот же пример с 2-канальным усилителем, стабильно функционирующим при 2 омах. Только на этот раз два 4-омных сабвуфера, включенных параллельно, нас уже не устраивают, и мы хотим подключить к одному каналу усиления 4 НЧ-головки (тоже 4-омные). Для этого нам нужно знать, выдержит ли аппарат такую нагрузку. При последовательном соединении суммарное сопротивление будет равно 16 Ом, что никого не устраивает. При параллельном — 1 Ом, что уже не вписывается в параметры усилителя. Остается последовательно-параллельная схема. Простые подсчеты показывают, что в нашем случае один канал усиления будет нагружен стандартными 4 омами, раскачивая при этом сразу четыре саба. Поскольку 4 Ом — нагрузка стандартная для любого автомобильного усилителя мощности, то никаких потерь и приростов мощностных показателей в данном случае не произойдет. В нашем случае — это 100 ватт на канал, поровну поделенные на четыре 4-омных динамика.

Подводим итоги. Главное при построении подобных схем — не переусердствовать. Прежде всего в том, что касается минимальной нагрузки усилителя. Большинство современных аппаратов вполне справляются с 2-омными нагрузками. Однако это совсем не значит, что они будут работать и при 1 оме. Кроме того, на низких нагрузках снижается способность усилителя контролировать движение диффузора динамика, что чаще всего результируется в «размытом» басе.

Все три приведенных выше примера касались исключительно низкочастотного звена аудиокомплекса. С другой стороны, теоретически на одном двухканальном аппарате можно построить всю акустическую систему в автомобиле с мид-басами, среднечастотниками и твитерами. То есть с динамиками, играющими в разных областях частотного спектра. Следовательно придется задействовать пассивные кроссоверы. Здесь важно помнить, что их элементы — конденсаторы и индуктивности — должны быть согласованы с эквивалентным сопротивлением нагрузке данного канала усиления. Кроме того, фильтры сами привносят сопротивление. При этом чем дальше сигнал от полосы пропускания фильтров, тем больше сопротивление.

Применение динамика центрального канала в автомобиле, пожалуй, самая спорная тема. Плюсов много, минусов не меньше. Попробуем разобраться, стоит ли овчинка выделки, и где не стоит полагаться на силу привычки.

Если немного копнуть «пласты истории», то на поверхности появится любопытный факт. С появлением возможности смотреть фильмы дома - тогда еще только монофонические, на VHS первого поколения - кинотеатры стали ощутимо терять в заработках и стали срочно придумывать, чем бы еще соблазнить зрителя. Ответом явилось многоканальное объемное звучание. Но в статусе уникального это предложение продержалось недолго, и скоро многоканальный звук по формуле 5.1 (не сразу, минуя ряд промежуточных формул) появился и дома. А потом и в автомобиле. Наибольшее распространение получили форматы Dolby Digital и DTS. Теперь уже все знают, что 5.1 означает наличие левого, центрального и правого фронтальных каналов, а также левого и правого задних каналов. Отделенный точкой канал - неполноценный, он предназначен для передачи низкочастотных эффектов, т.е. баса, который прописан отдельно.

С назначением каналов все просто. Без левого и правого фронтальных каналов нормального звука вообще не будет, тут как в обычной стереосистеме, которую можно представить формулой 2.0. Без тыловых каналов не будет объемного звучания - сколь бы ни были хитры современные системы «виртуальной» компенсации отсутствующего тыла, на деле к настоящему объемному звучанию они не приводят, а скорее проявляют себя сильными искажениями тембра. Отдельных канал басовых эффектов нужен для того, чтобы добавить драматизма происходящему на экране, и чаще всего он проявляет себя при передаче взрывов
и тяжелой поступи всяких Годзилл, Кинг Конгов и прочей нечисти. Хотя и во вполне мирных сюжетах работа этого канала - при условии хорошо настроенной системы и грамотно сведенной звукорежиссером дорожки фильма (к сожалению, блистательно «сведенных» по звуку фильмов на редкость мало) - проявит себя очень благоприятно. И наконец, центральный канал (ЦК) в основном служит для «привязки» звуковой сцены к экрану, а это означает, что в нем содержится основная часть диалогов главных героев фильма. Кроме того, центральный канал помогает формировать однородную по ширине звуковую сцену, устраняя возможную «дыру» в ней между полем левого и правого динамиков. Эта роль становится очень важной, если мы вспомним, что кроме звукового сопровождения к фильмам многоканальные записи встречаются на сугубо музыкальных дорожках форматов высокого разрешения Super Audio CD и DVD-Audio.
Системы 7.1, 9.1 и все остальные - это всего лишь дальнейшее развитие той же самой темы за счет увеличения числа каналов и более узкой специализации каждого из них. Вроде бы все понятно, но на самом деле есть масса вопросов. И больше всего их к центральному каналу.

Реальный или призрачный?

Любой человек, который хоть когда-нибудь слушал хорошую, обычную стереосистему из пары АС, прекрасно знает, что создать четко оформленный телесный образ исполнителя точно по центру между АС с однородным звуковым полем можно без всякого центрального канала. Если система действительно хорошая и запись соответствующая, то как записано - так и будет звучать. Если исполнитель решит прогуляться отлевого края сцены до правого и постоять в центре, а то и походит взад-вперед, то мы это услышим, и совсем не требуется
моторизованная колонка на колесиках, которая бы мельтешила перед нами синхронно с перемещением образа исполнителя.
Руководствуясь этими соображениями, а также стремясь наиболее рационально распорядиться финансами, многие решают обойтись без центрального канала. Производители техники об этом знают, поэтому в любом многоканальном процессоре есть возможность выбора режима «фантомного» (т.е. призрачного) ЦК, когда его содержимое перераспределяется между левым и правым фронтальными каналами. Насколько «фантом» отличается от настоящего ЦК? Иногда разница ускользающе мала, и тогда обладатели систем довольно потирают руки. Но чаще всего «фантом» намного хуже, хотя теоретически причин для этого нет. То ли пересчет сигнала «на лету» слишком сложен и процессор не в состоянии справиться с этим корректно, то ли так специально сделано производителем, чтобы не упустить возможности подзаработать на продаже АС центрального канала (от маркетинговых хитрецов и не такого можно ожидать), но факт - без ЦК можно, но с ним добиться нужного результата дома проще - как на этапе создания дорожки к фильму, так и при ее воспроизведении.

А как в автомобиле?

Если обладатели домашних кинотеатров пытаются отказаться от ЦК из соображений экономии, то в автомобиле факторов против ЦК гораздо больше. Главный из них - отсутствие места для установки. Обычные автомобильные динамики без проблем можно врезать в двери, передние стойки или кик-панели. Центральный же динамик логично размещать по центру торпедо, а это очень хлопотно, дорого, да и не всегда позволительно. С другой стороны, центральный динамик в автомобильной системе как раз более актуален, чем в домашней, и появился он там

еще до наступления эры мобильных кинотеатров- для воспроизведения обычных двухканальных стереопрограмм. Причина в изначально плохих акустических свойствах автомобильного салона, неоптимальном расположении левого и правого динамиков, что можно попробовать скомпенсировать наличием центрального канала. Среди преимуществ ЦК в таком случае особенно существенно формирование центрального образа и более однородной по ширине звуковой сцены.
Ну и напоследок вспомним известное правило: чем больше динамиков в системе, тем больше шансов справиться с неблагоприятными особенностями автомобильного салона, но и тем сложнее добиться их согласованной между собой работы. Отличное звучание можно получить и при одном подходе, и при совершенно противоположном. Как видно, ситуация противоречивая, и разрешает ее каждый на свой лад, по сформировавшимся привычкам и умению.

Печальная практика

Как показывает практика, размещая внутри машины еще один динамик для ЦК, мы чаще всего только удаляемся от намеченной цели. Стоит чуть недоглядеть при выборе динамика, места его размещения и настройке, как все это отразится на звучании. Наспех установленный ЦК дает о себе знать приблизившейся звуковой сценой, отсутствием глубины и сильными «зигзагами» на АЧХ.
Если же вы будете прослушивать многоканальную запись в машине, где нет динамика для ЦК, то произойдет «размазывание» сигнала ЦК по левому и правому фронтальным каналам, причем сие действо зависит от программы, заложенной в процессор головного устройства. Что получится на выходе - заранее не скажет никто. Все покажет эксперимент, который чаще всего является не экспериментом, а живой инсталляцией, деньги за которую уже уплачены.
Кстати, по поводу формирования многоканального звучания 5.1, включая ЦК, из
обычных стереокомпозизий, например, с помощью технологии Dolby Pro Logic II (DPL II). Действительно, есть головные устройства, причем «самые-самые» топовые из тех, что на слуху, переводящие 2-канальный звук в DPL II так, что слушать результат их работы просто невозможно. Не спасут никакие филигранные настройки. И напротив, более умеренные производители оснащают свои DVD-ресиверы и процессоры вполне деликатно работающими схемами DPL II. До появления DPL II были популярны у разных производителей специальные процессоры, предназначенные только для ЦК, формирующие сигнал по хитрым алгоритмам от левого и правого «фронта», за ними и сейчас идет охота у энтузиастов темы ЦК. Однако мое частное мнение - все вышеописанные эксперименты можно рекомендовать только людям с огромным энтузиазмом, бескрайним оптимизмом и массой свободного времени.

Хорошие новости

Что же, если у вас и бьши сомнения: нужен ЦК или нет, то, скорее всего, после прочтения вышеописанного они только усилились. Тут ничего не поделаешь, поскольку однозначного ответа не существует. Но если чаша весов все-таки склонилась в пользу ЦК, то каковы же должны быть последующие практические действия?
Для начала надо определиться - насколько хорошим должен быть ЦК? Наиболее жесткие требования к нему среди потребительской техники содержатся в спецификациях ТНХ: домашняя АС центрального канала должна быть абсолютно идентичной, вплоть до размеров и конфигурации корпуса, левой и правой фронтальным АС. Дескать, иначе пролетающий перед нами, слева направо, вертолет - в середине своего пути превратится в муху, а потом опять в вертолет. Логика в этом есть, и отсюда вытекает первый вариант, назовем его «Идеальный». Достоинства метода -наиболее слитное цельное звучание. Недостаток - исключительная трудоемкость размещения в центре торпедо крупноразмерного (как в дверях) динамика,

работающего в том же объеме, что и фронтальные АС. Чаще всего подобная затея попросту недостижима, а главной преградой становится изыскание в торпедо нужного объема. Поэтому распространенный компромисс, меньший из возможных - использование АС той же серии, что и основные АС, но меньшего размера и в ужатом, по сравнению с оптимальным, объемом. Скажем, в дверях стоят 16-см головки, а для ЦК можно выбрать 13-см.
Хорошие новости? Пожалуйста - если ЦК не полностью идентичен основным динамикам или даже вообще не имеет с ними ничего общего, то потери качества будут, но не такие уж трагичные. ЦК может работать в сильно урезанном диапазоне частот, может иметь заметно меньшую мощность, чем основные АС, которую обеспечит усилитель, размером с пачку сигарет, или даже встроенный усилитель мультимедийной станции. И если вы не отчаянный нонконформист, то можно попробовать следующие варианты. Итак, вариант второй -«Распространенный». В этом случае динамик ЦК будет трудиться в более льготных условиях, воспроизводя, к примеру, частоты от 500 Гц до 5000 Гц. С этим справится и небольшая, 8- или 10-см головка, которой требуется мизерный объем. Попытка послушать такой ЦК в одиночку вряд ли доставит удовольствие, но при наложении на его звучание излучения основных АС результат получится много лучше. Секрет в том, что в этот урезанный диапазон частот входит вся важная информация, которая и вокал позволит передать вполне достоверно, и центр сцены прорисует четче. Конечно, при условии правильной настройки фазы в каждом канале - в противном случае вас подстерегают те разочарования, о которых мы уже говорили.
Третий вариант - «Удобный», когда для ЦК используется среднечастотный динамик купольной конструкции. Достоинства метода: небольшие размеры позволяют удачно вписать его в торпедо, иногда даже без демонтажа, плюс динамик может гладко работать на верхнем пределе своей частотной характеристики. Из фильтров ему понадобится только ФВЧ, все остальное у него уже есть. Кроме того, внешним видом он похож на штатный, тогда как большой диффузорный динамик потребует непросто врезки заподлицо, а настоящей аудиохи-рургической операции.
Вариант четвертый, «Готовый». Существуют полностью готовые решения для организации ЦК, выполненные в корпусах со встроенным усилителем. Чаще всего такие комплекты либо плоские, накладные - для простого крепления на торпедо, либо в типоразмере DIN - для установки в консоль, скажем, под ММ-станцией с выдвижным экраном. Качество звучания у них компромиссное, а в случае с накладным корпусом страдает эстетика салона, но зато вся установка проходит на раз -проще некуда.
Вариант пятый носит имя «Штатный». Он актуален для обладателей тех автомобилей, свежих лет выпуска, чья система изначально укомплектована ЦК. При проведении мультимедийной инсталляции можно поначалу вообще не трогать штатный ЦК, сколь бы ни были породисты основные АС, а сосредоточиться на настройках многоканального процессора. Не исключено, что оптимального результата все-таки удастся добиться. Если не получится, то можно и поменять хиленький штатный динамик на что-нибудь поприличнее, в любом случае торпедо с сохранившимся штатным грилем будет выглядеть так, словно только что с заводского конвейера.
Пожалуй, с типовыми вариантами все, но есть еще масса нетипичных, рассматривать которые в данном случае не будем.

Партия верхних и нижних уклонистов

Расположение динамика ЦК в центре Торпедо наиболее очевидно, но имеет ряд нюансов. Ориентация и направление такого ЦК - предмет непростых исканий. Как минимум, динамик ЦК не должен комкать и коверкать звуковое поле, построенное левым и правым каналами. Бывает так, что отлично звучащая стереосистема после апгрейда путем добавления ЦК начинает звучать плоско и безлико. В этом случае используются классические схемы настройки звуковой сцены. Сначала нужно согласовать уровень громкости динамика ЦК с уровнями громкости левого и правого фронтальных динамиков. Потом с помощью временных задержек звукового сигнала левого и правого фронтального канала добейтесь синхронности звучания всех трех громкоговорителей. Еще одно полезное действие - поменять фазировку на ЦК и послушать, в каком варианте звучание лучше.
Хороших результатов можно добиться, установив динамик ЦК у салонного зеркала заднего вида. Но в этом случае выбор типа и модели динамика будет ограничен - большой конусный динамик отпадает из-за своих габаритов, остаются купольные динамики и миниатюрные коаксиальные АС.
В случае расположения динамика в консоли выбор его типа ограничен только размерами. Из этой же области - готовые комплекты ЦК в корпусе размера DIN. Подойдет ли вам такой способ, покажет простой эксперимент с прослушиванием. Отключаете основные динамики и слушаете только ЦК, сосредоточившись не на тембре, а на звуковом поле. Если звук «уполз» в ноги или под сиденья, отказываемся от этой затеи и ищем новое место, пусть не столь удобное и изящное.