Роль философии в жизни общества. Значение философии в жизни человека и общества

Философия в жизни человечества и общества.


План.
1.Сущность и жизненный смысл мировоззрения. Структура миро-
воззрения.
2.Исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиоз-
ное, философское. Религиозная картина мира.
3.Что такое философия и зачем она? Предмет философских раз-
мышлений в истории философской мысли.
4.Основной вопрос философии. Материализм, идеализм, агности-
цизм.
5.Предназначение философии, ее задачи и функции.
6.Философия и частнонаучные знания. Предмет философии. Проб-
лемы научности философского мировоззрения.


Философия (с греч. - любовь к истине, мудрости) - форма об-
щественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания,
об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах развития
природы, общества и мышления. Философия вырабатывает обобщенную
систему взглядов на мир, место человека в нем; она исследует поз-
навательные ценности, социально-политическое, нравственное и эс-
тетическое отношение человека к миру.
1
Каждый человек сталкивается с проблемами, обсуждаемыми в фи-
лософии. Как устроен мир? Развивается ли мир? Кто или что опреде-
ляет эти законы развития? Какое место занимает закономерность, а
какое - случай? Положение человека в мире: смертен или бессмер-
тен? Как может человек понять свое предназначение. Каковы позна-
вательные возможности человека? Что есть истина и как ее отличить
от лжи?
Морально-нравственные проблемы: совесть, ответственность,
справедливость, добро и зло.
Эти вопросы поставлены самой жизнью. Тот или иной вопрос оп-
ределяет направление жизнедеятельности человека.
Философия призвана правильно решить эти вопросы, помочь пре-
образовать стихийно сложившиеся взгляды в миропонимании, что яв-
ляется необходимым в становлении личности.
Эти проблемы нашли решение задолго до философии - в мифоло-
гии, религии. Эти вопросы не просто философия, а мировоззрение.
Мировоззрение шире, чем философия.
_Мировоззрение. - система обобщенных чувствований и интуитив-
ных представлений и теоретических взглядов на окружающий мир и
место человека в нем, на многосторонние отношения человека к ми-
ру, самому себе и другим людям, система не всегда осознанных жиз-
ненных установок человека, определенной социальной группы, их
убеждений, идеалов, социально-политических, нравственных, эстети-
ческих и религиозных принципов познания и оценок.
Объект мировоззрения - мир в целом. Предмет мировоззрения -
взаимоотношение мира природы и мира человека (в Др.Греции макро-
косма и микрокосма).
Мировоззрение невозможно без совокупности знаний о природе,
обществе, человеке. Мировоззрение - не простая совокупность зна-
ний, не сумма наук; она отличаетсяот суммы наук тем, что в центр
своего внимания ставит вопрос о соотношении миропонимания как та-
кового и такой разумной части мироздания, как люди.
По Рубинштейну, мировоззрение - показатель зрелости личнос-
ти.
Для характеристики мировоззрения имеет значение пропорцио-
нальное соотношение знаний, убеждений, верований, надежд, настро-
ений, норм, идеалов.

Структура мировоззрения - компоненты: познавательный, цен-
ностно-нормативный, морально-ролевой и практический.
Познавательный компонент базируется на обобщенных знаниях.
Он включает в себя конкретно-научную и универсальную картину ми-
ра. Всякое познание формирует мировоззренческий каркас. Понимание
мировоззрения связывается всегда с философскими взглядами. Любая
философия является мировоззрением, но не всякое мировоззрение фи-
лософично.
Философия - это теория мировоззрения, она теоретически реша-
ет те или иные проблемы. Чтобы знание приобрело мировоззренческий
смысл, оно должно быть оценено, т.е.освещено лучами нашего к нему
отношения.
Ценностно-нормативнй компонент включает в себя ценности,
идеалы, нормы, убеждения. Главное назначение этого компонента в
том, что бы человек опирался не только на обобщенные знания, но и
мог руководствоваться общественными идеалами.
Ценность - свойство того или иного предмета, удовлетворяюще-
го потребности людей в системе. Наверху иерархии ценностей стоит
абсолютная ценность. В религиозном мировоззрении это бог.
В этих ценностях есть обязывающий момент. Нормы являются тем
средством, которое связывает ценностно-значимое для человека с
его практическим поведением.
Чтобы нормы, знания, ценности реализовались в практических
поступках и действиях, необходимо превращение в личностные взгля-
ды, убеждения, идеалы.
Выработка психических установок на возможность действовать.
Формирование этой установки осуществляется в эмоционально-волевой
составляющей.
Мировоззрение - реальная готовность человека к определенному
типу поведения в определенных обстоятельствах. Мировоззрение
складывается под воздействием социальных условий, воспитания, об-
разования. Мерилом мировоззренческой зрелости личности являются
поступки, дела.
По характеру формирования и способу функционирования можно
выделить жизненно-практический и теоретический уровень мировозз-
рения. Жизненный уровень часто называется жизненной философией.
Теоретический уровень - религия, традиции, образование, духовная
культура, профессиональная деятельность. Здесь очень часто при-
сутствуют предрассудки.
К теоретическому уровню, наряду с наукой принадлежит филосо-
фия, которая претендует на теоретическую обоснованность не только
как содержания, так и способов достижения обобщенных знаний дейс-
твительности, а также норм, ценностей, идеалов.
2
Можно говорить об исторических типах мировоззрения.
Принято считать, что:
1 - мифологическое мировоззрение. Это начальный тип миро-
воззрения, который можно назвать предмировоззрением.
Мифология возникла на той стадии общественного развития,
когда человечество пыталось дать ответы на такие вопросы, как
происхождение и устройство мироздания в целом.
Значительную часть мифологии составляют космологические ми-
фы. Большое внимание в мифах уделяется рождению, смерти, испыта-
ниям. Особое место занимает добыча огня, изобретение ремесел,
одомашнивание животных.
Миф - это не первоначальная форма знаний, а вид мировоззре-
ния, образное представление о природе и коллективной жизни. В ми-
фах объединились зачатки знаний, религиозных верований. Для пер-
вобытного сознания мыслимое должно совпадать с переживаемым,
действительное с тем, кто действует.
Генетический принцип - сводится к выяснению кто кого поро-
дил. Мифы построены на установлении гармонии между миром и чело-
веком.
Наряду с мифологией существует и религия. Но чем отличается
мифологическое мировоззрение от религиозного?
Воплощенные в мифах представления тесно переплетаются с об-
рядами. Мифология находится в тесном взаимодействии с религией.
Спецификой религии является то, что основой здесь является куль-
товая система, т.е. система обрядовых действий, направленных на
установление определенных отношений со сверхъестественным. Миф в
той мере религиозен, в какой он включен в культовую систему.
С помощью обрядности религия культивирует человеческие чувс-
тва любви, совести, долга, милосердия, придает им особую ценность.
Вера - свойство человеческого сознания, есть вера в идеалы в
любом мировоззрении.
Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь преодо-
леть человеку относительную изменчивость его бытия. и возвысить
человека до чего-то абсолютного, вечного. Религия помогает чело-
веку преодолеть житейские трудности. Главная и самоценная идея -
идея Бога. Из нее выводится все остальное содержание. Идея Бога
является не только принципом, сколько такой идеей, которая связы-
вает человека с нравственной идеей.
Религия - ответ на вопрос о смысле жизни. "Искать бога - ра-
зобраться в понятиях добра и зла", - писал Достоевский.
Три великих религии: буддизм, христианство, ислам. Религия
считает, что наша эмпирическая действительность несамостоятельна
и несамодостаточна. Она вторична, она результат творения. Бог -
трансцендентная сущность (над миром).
Современная религия не отвергает достижения науки и подчер-
кивает, что дело науки - изучать. Главное, чтобы человечество не
забывало, что над ним существует неусыпный контроль.
Центральный пункт - образ Бога или богов. Бог представляет
собой высшую власть над другим миром. Христианский бог абсолютно
всесилен и бессмертен. Он обладает тремя ипостасями: Отца, Сына и
Святого Духа. Все они неслияемы и неразделимы. Христианский Бог
творит мир из ничего (креационизм). Он самовластно управляет этим
миром. Но Бог наделил людей свободой выбора.
Откуда в мире столько зла? Это дело рук человеческих, одно
из противоречий христианской философии: человек свободен и пре-
допределен.
Богу противостоит Дьявол. Дьявол - не созидающее начало, но
он может переманивать на свою сторону заблудившиеся силы. Но Бог
всегда сильнее.
Пространство в религии удвоено: пространство эмпирическое +
запредельное: небо и адские слои. Время для христианства линей-
ное. Имеет начало и конец. История нециклична, линейна. Сотворе-
ние мира, грехопадение, пришествие Христа.
Бытие человека трагично. Человек - сын Божий, Но Адам и Ева
согрешили и этот грех выбросил человека из райского сада на зем-
лю. Даже младенец грешен первородным грехом.
Христианство изложено двумя основными заповедями: возлюби
Бога всем сердцем своим, возлюби ближнего как самого себя.

Особенно сильно подрывал мифологию новый общественный уклад.
Возникает особая форма общения - доказательство, искусство аргу-
ментированно убеждать, - которые привели к строгому систематичес-
кому мышлению, что вступило в противоречие с бездоказательной ми-
фологией.
На протяжении веков философов интересовала природа, о чем
свидетельствуют труды Лукреция "О природе вещей", Дж.Бруно "О
бесконечности Вселенной и мирах", Д.Дидро "мысли об истолковании
природы", Гегеля "Философия природы".
В изучении природы философов интересовали вопросы возникно-
вения и строения мира, первооснова сущего, из которого все возни-
кает, и в которое все превращается.
Интересовал вопрос общественной жизни людей.
Труды: Платон "Государство", Аристотель "Политика", Т.Гоббс
"О гражданине", Д.Дидро "2 трактата о государственном управле-
нии", Ш.Монтескье "О духе закона", Гегель "Философия права", Эн-
гельс "О происхождении семьи, частной собственности и государс-
тва. Но в общественной жизни философы разработали общие полити-
ческие, теоретические принципы.
Философы думали о наилучшем устройстве общества и завещали
другим поколениям найденные ими идеалы нравственности, свободы.
Предметом раздумываний являлся и сам человек, его ум, чувс-
тва, язык, мораль.
Например, у Сократа главный философский вопрос - человечес-
кая жизнь и смерть, смысл жизни, нравственные добродетели.
Другие труды: Аристотель "О душе", "Этика". Б.Спиноза "Эти-
ка", Т.Гоббс "О человеке", Дж.Локк "Опыт о человеческом разуме",
Гельвеций "О человеке, о душе", Гегель "Философия религии".
Философия теоретически сформулировала мышление, как система
самых общих взглядов на мир и место человека в нем. В центре фи-
лософии находится человек в его соотношении с природным и соци-
альным миром.
Многие философские проблемы связаны с вопросом о соотношении
материи и сознания. Вопрос об отношении сознания к бытию Энгельс
назвал основным вопросом философии. Он имеет две стороны:
1) Что является первичным, определяющим: материальное или
духовное?
2) Соотношение материи и сознания с точки зрения того, как
человеческое сознание относится к действительности? Способно ли
сознание познать мир?
Философы разделились на два лагеря: материалисты и идеалис-
ты. Оба взгляда являются монистическими (исходящими из одного).
Но в истории философии существует еще и дуалистическое направле-
ние, которое признает материальное и духовное независимо друг
от друга.
И материализм, и идеализм прошли в своем развитии несколько
форм:
1. Стихийный материализм.
2. Метафизический, механистический материализм 17 века.
3. Отечественный материализм 60-х годов 19 века. (Чернышевс-
кий).
4. Современная форма материализма - диалектический материа-
лизм (Маркс, Плеханов, Ленин).
Идеализм.
Объективный идеализм - первичность духовного мира, мира
идей, чистой мысли, мирового разума, существующих вне субъекта.
Мир людей, вещей - порождение духовного мира (Платон и Гегель).
Субъективный идеализм - первичны человеческие ощущения, че-
ловеческое сознание, т.е. что-то субъективное, а материальный мир
рассматривается как порождение и результат творческой деятельнос-
ти субъекта.
Материалисты считают, что мир познаваем, но процесс познания
сложен, диалектически противоречив.
Есть пессимистические системы взглядов скептицизм, агности-
цизм. Первый утверждает, что существует два взаимоисключающих
мнения: утверждение и отрицание. Агностики принципиально отрицают
познаваемость мира.
Кант пришел к выводу о существовании границ познания. Он
предупреждал об опасности всезнайства, о том, что есть граница
между знанием и незнанием. Как бы не натворить чудес для себя? "Я
ограничил возможность науки и дал место вере."
Агностицизм - философское учение согласно которому не может
быть окончательно решен вопрос об истинности познания окружающей
человека действительности. Этот термин введен английским естест-
воиспытателем Гексли в 1869 г. для обозначения философской пози-
ции, ограничивающей сферу компетенции философскими рамками "пози-
тивного знания". Наиболее последовательно в истории философии аг-
ностицизм проведен в скептицизме Юма, который полагал, что все
познание имеет дело лишь с опытом и принципиально не может выйти
за его пределы, а потому не может судить о том, каково отношение
между опытом и реальностью.
Вульгарный материализм - течение в буржуазной философии сер.
19 в. Упрощали положения старого материализма и, отвергая диалек-
тику, оставались на позициях метафизики и механицизма в ту эпоху,
когда уже сложились исторические условия для преодоления ограни-
ченности предшествовавшего материализма. Они популяризировали
достижения естествознания, указывали на атеистические выводы, от-
рицали специфику сознания, которое непосредственно сводилось к
веществу. Содержание сознания определялось главным образом хими-
ческим составом продуктов питания.
Деизм - философское воззрение, получившее распространение в
эпоху Просвещения, согласно которому бог, сотворив мир, не прини-
мает в нем никакого участия и не вмешивается в закономерности те-
чения событий.
Дуализм - двойственный. Философское учение, исходящее из
признания равноправными, не сводимыми друг к другу два начала -
дух и материю. Представитель - Декарт.
Истина - адекватное отражение объекта познающим субъектом,
воспроизводящее его так, как он существовал сам по себе вне и не-
зависимо от человека и его сознания, объективное содержание
чувств, эмпирического опыта, понятий, идей, суждений, теорий,
учений и целостной картины мира в диалектике ее развития. Катего-
рия истины характеризуется как результат процесса познания, так и
методы, с помощью которых осуществляется познавательная деятель-
ность.
Мифология - форма общественного сознания, способ понимания
природной и социальной действительности на ранних стадиях общест-
венного сознания. Предпосылки мифологической "логики" служили
неспособностью человека выделить себя из окружающей среды и не-
расчлененного мифологического мышления.....
Монизм - способ, рассматривающий многообразие явления мира,
исходящее из одного начала, единой основы всего существующего и
построение теории в форме логически последовательного развития
исходного положения.
Пантеизм - философское учение, отождествляющее бога и мир.
Скептицизм - античное, философское направление, основанное
Пирроном. Опираясь на Демокрита о недостоверности знания, не до-
пускали возможность достоверности знания. Отвергали существующие
причины явлений, объективное существование добра и зла. Считали
всех философов глупцами.
Солипсизм - крайняя форма субъективного идеализма, в которой
признается только мыслящий субъект, а все остальное существует
лишь в сознании индивида.
Теизм - религиозное мировоззрение, исходящее из понимания
абсолюта как бесконечного личностного начала, сотворившего мир в
свободном акте воли и затем им распоряжающегося.
5
В свое время Кант сформулировал три вопросы, которые имеют
принципиальное значение для философии: что я могу знать, что я
должен делать, на что я могу надеяться.
Эти вопросы отражают 3 типа отношений человека к миру: поз-
навательное (гносеология), практическое (праксиология), ценност-
ное (аксиология).
Кант подчеркивал, что без знаний нельзя стать философом, но
одних знаний мало, т.к. подлинный философ - практический, воспи-
тывающийся учением и делом. Любые цели, знания должны согласовы-
ватьсяс высшими целями человеческого разума. Без этого стержня
достижения людей теряют смысл.
Кант считает, что эти три вопроса сведены к четвертому, "Что
есть человек?" Если существует наука, действительно нужная че-
ловеку, то это та, их которой можно научиться тому, чтобы быть
человеком.
Высшая цель для Канта - человек, как цель, а не средство.
Пока человечество этого не добилось.
В центре внимания философии находится человек с его природ-
ным и социальным миром. Что имеется ввиду?
1.Человечество не как объект в философии, но как субъект
(творец, деятель).
2. Философия рассматривает человека не просто как субъект,
но человека в его отношении к миру.
Она должна определять то конкретное и уникальное место, ко-
торое занимает человек в универсуме бытия. Без общей мировоззрен-
ческой установки невозможна никакая активно-творческая деятель-
ность человека.
3.Философия должна ответить на центральный вопрос, возникаю-
щий при рассмотрении отношения человека к миру, на основании воп-
роса философии о первичности объекта или субъективности бытия.
- о формах отражения субъектом мира объектов;
- О способах истинности субъективного образа объективного
мира.
4.Философия должна освободить человеческий ум от скрытых в
нем препятствий к адекватному восприятию мира, т.е. выполнить
миссию методологического чистилища для ищущего себе верную дорогу
опытного и вообще частнонаучного знания.
5.Философия должна обосновать свой предмет как универсальный
стержень процесса познания вообще.
Мы говорим: "К Вселенной надо подходить объективно", т.е.
так, как она существует в действительности.

На пороге третьего тысячелетия особую остроту приобретает вопросы о будущем философии. Одни говорят о конце философии. Это хорошо, полагают некоторые, ибо её уход оздоровит духовную атмосферу, разрядив в какой-то мере перенапряжение духовного поля современности. С этим связана новая волна философского (вернее, антифилософского) нигилизма. Другие, разделяя в целом этот негативистской вывод о самоупразднении философии допускают в тоже время её трансформирование в нечто иное: в узко понимаемую целиком повернутую в прошлое историю философии или в чистое учение о мышлении (царства чистой мысли), либо – путём срастания с религией и подчинения ей – в теософию, либо в философию науки (что зачастую резюмируется позитивистским тезисом: наука-сама себе философия); либо, наконец, и это один из самых ходовых, распространённых вариантов упразднения философии – превращение её – через глобальную идеологизацию – в служанку политики. Всё это – различные версии распредмечивания философии, её конца, краха.

Будущее философии – не самодовлеющая величина. Оно зависит от общества в целом. Если есть будущее у общества, то есть оно и у философии.

Философия – это знание о мире и об отношении человека к этому миру. На всеобщее в системе «мир – человек», составляющее предмет философского познания, и спроецированы проблемы философии. Они сами всеобщи, предельны – предельны для бытия человека, для его общей программы деятельности, для всей человеческой культуры. Проблемы философского мировоззрения охватывают мир в целом, жизнь человека в целом, отношение человека к миру в целом. Более широких проблем, чем мировоззренческие (по их значимости для деятельности человека), не бывает.

Философские проблемы, непосредственно связанные с коренными вопросами человеческого бытия, носят инвариантный и вечный характер и, более того, зачастую предлагаются «вечные и неизменные» решения этих проблем. Однако как все живое получает развитие в непрерывном процессе самообновления своих основных форм, так и «вечные» философские проблемы обретают свою жизнь в постоянном воспроизведении их решений на основе новых достижений реального познания и преобразований в общественной жизни человека.

Основным способом решения философских проблем является теоретическое мышление, опирающееся на совокупный опыт человека, на достижения всех наук и культуры в целом.

Целостность, системность предмета философии обусловливает ее сложноорганизованную, многоуровневую, полиаспектную структуру.

Философия – это такая система понимания и объяснения мира и места человека в нем, которая опирается на науку, конкретизируется и развивается вместе с наукой, и сама оказывает активное влияние на развитие науки.

Вокруг проблемы научности философии до сих пор продолжаются споры. Широкое распространение получили следующие точки зрения:

Философия – это наука о всеобщих законах природы, общества, познания, или: философия – это наука о методах и формах познания, то есть методология науки;

Философия – это не наука, это мировоззрение (определенный тип мировоззрения, отличный, например, от религиозного и мифологического);

Философия – это и наука, и мировоззрение, то есть философия выполняет в культуре, в духовной жизни общества функции науки и функции мировоззрения.

Решить проблему соотношения философии и науки, определить роль философии в жизнедеятельности человека, в духовной культуре общества можно лишь в широком социально-историческом контексте, то есть не с точки зрения какой-то отдельной философской школы, а с точки зрения всей истории культуры и философии, через призму всей совокупности философских знаний, роли философии, ее влияния на развитие науки и познания.

Философия стремится к научному познанию мира, но в то же время она пытается максимально выразить интересы субъекта (классов). Философия как система идей о мире (в целом) вовлечена в классовом обществе в идеологию и политику. Следствием этого является, по мнению ученых, усиление конфронтации между отдельными философскими направлениями. Поскольку философия оказывается связанной с идеологией, постольку в ее содержании имеется идеологическая сторона, а философию можно считать относящейся (в данном аспекте) к идеологии.

В истории философии научность и идеологизм вытесняли друг друга, но это обстоятельство никаким образом не отменяло ни направленность философии на достижение истины, ни возможностей полного или частичного совпадения этой направленности с интересами социального субъекта. Однако философия не должна увлекаться идеологической ролью. «Как интегративный центр всех наук и как воплощение системного подхода ко всему человечеству, ко всей биосфере, философия должна быть общечеловеческой и отвечать интересам общества», — пишет академик Международной академии информатизации Р.Ф. Абдеев. Общечеловеческие позиции философии не исключают негативное отношение к вождям–диктаторам, социальному неравенству, эксплуатации, угнетению и политическому насилию.

Научную форму философии нельзя считать заведомо лучшей или единственно верной. В случае сведения философии только к науке возникают закономерные вопросы: «Был ли Л. Н. Толстой философом? Можно ли считать философом Ф. М. Достоевского?» Оба великих писателя поднимали и зачастую впервые ставили важнейшие философские проблемы. В содержание философского знания, да и в сам процесс философского познания включаются компоненты, специфичные для художественной литературы и искусства 1 .

Весьма значительную часть философского знания составляют эстетические представления. Создание философской картины мира предполагает наличие у ее творцов чувства красоты, гармонии, сопричастности к миру. Философская картина мира содержит в себе также и эстетическое отношение к миру. О родственности философии и искусства, об их взаимопроникновении свидетельствует творчество А. Камю, Н. Рериха, М. Чюрлениса, Р. Тагора, И.В. Гете.

Философская проблематика является важнейшей частью различных религиозных учений. Вместе с тем нельзя ставить знак равенства между философией и религией, поскольку последняя не сводится к философским размышлениям. Достаточно указать на обрядность как важнейший компонент любой религии.

Далеко не все поэты и писатели в своих произведениях обращались к философским проблемам, да и нет ни одного художественного произведения, целиком посвященного решению философских проблем. И тем не менее религия и художественная литература играли и играют огромную роль в философии. Переплетение литературы, искусства, философии и религии имело место на протяжении всей истории философии вплоть до наших дней.

Итак, функционируя в системе культуры общества, философия разрабатывает теоретические основы мировоззрения, аксиологические проблемы, логико-методологические основы науки. В условиях растущей дифференциации научного знания философия принимает самое активное участие в интеграционных процессах, в синтезе достижений отдельных наук в единую картину мира.

2. СОЦИАЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ

Социально-практическое основание философии является тем элементом социального организма, который в процессе своего функционирования дифференцируется и выделяет философию как относительно самостоятельный элемент, выполняющий особенную социальную функцию по отношению к собственному основанию. Характер этой функции определяется природой базисной функции, действие которой философия опосредует. Следовательно, специфика философии определяется природой ее социальной функции, т. е. действием того элемента социального организма, функционирование которого она опосредует.

Предмет и специфику философии нельзя раскрыть в достаточной степени полно, не затрагивая вопрос о ее функциях.

Одной из функций является социальная, которая является довольно многоплановой по своему содержанию и охватывает различные аспекты общественной жизни. Но в общем плане философия призвана выполнить двуединую задачу – объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению. В общественной жизни социальные изменения, эксперименты и реформы имеют особую ценность и значение. Поэтому прежде чем пытаться изменить социальный мир, нужно предварительно его хорошо объяснить. И именно философии принадлежит прерогатива в разработке всеобъемлющих концепций интеграции и консолидации человеческого общества. Ее задача – помочь осознать и сформулировать коллективные цели и направить усилия на организацию коллективных действий по их достижению. При этом степень жизненности философской концепции определяется тем, насколько каждый индивид может ее понять и принять. Следовательно, несмотря на свой всеобъемлющий характер, философия должна быть адресована каждому человеку. Социальная функция призвана объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречие, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества. Все функции философии диалектически взаимосвязаны. Каждая из них предполагает остальные так или иначе включает их. Так с социальной функцией тесно связана гуманитарная функция философии.

Идея социально-политического основания философской деятельности была выдвинута В.С. Соловьевым. На его взгляд, не трудно показать соответствие (аналогию) между сферами знания и сферами практической деятельности: «Положительная наука соответствует экономической области по общему им материальному характеру, отвлеченная или чисто рациональная философия соответствует по своему формальному характеру обществу политическому, или государству, наконец, теология по своему абсолютному характеру соответствует области духовной или церковной».

Философия должна играть адаптационную и жизнеутверждающую роль для каждого человека, способствовать формированию гуманистических ценностей и идеалов, утверждению позитивного смысла и цели жизни.

Социально — гуманитарные функции призваны осуществлять функцию интеллектуальной терапии, которая особенно важна в периоды нестабильного состояния общества, когда прежние кумиры и идеалы исчезают, а новые не успевают сформироваться и завоевать авторитет; когда человеческое состояние находится на грани бытия и небытия, и каждый должен сделать свой нелегкий выбор.

Функции философии: ведь в значительной мере они являются общими и для социальной философии.

1) функция экстраполяции универсалий (выявление наиболее общих идей, представлений, понятий, на которых базируется общественно-историческая жизнь людей);

2) функция рационализации и систематизации (перевод в логическую и теоретическую форму суммарных результатов человеческого опыта во всех его разновидностях: практическом, познавательном, ценностном);

3) критическая функция (критика догматического способа мышления и познания, заблуждений, предрассудков, ошибок);

4) функция формирования теоретического обобщенного образа мира на определенной ступени развития общества.

5) гносеологическая функция (исследование и объяснение наиболее общих закономерностей и тенденций развития общества в целом, а также общественных процессов на уровне больших социальных групп);

6) методологическая функция (социальная философия выступает как общее учение о методах познания социальных явлений, наиболее общих подходах к их изучению);

7) интеграция и синтез социального знания (установление всеобщих связей социального бытия);

8) прогностическая функция социальной философии (создание гипотез об общих тенденциях развития социальной жизни и человека);

9) мировоззренческая функция (в отличие от других исторических форм мировоззрения — мифологии и религии — социальная философия связана с понятийным, абстрактно-теоретическим объяснением социального мира);

10) аксиологическая или ценностная функция (любая со- циально-философская концепция содержит в себе оценку исследуемого объекта;

11) социальная функция (в наиболее широком смысле со- циальная философия призвана выполнять двуединую задачу — объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению);

12) гуманитарная функция (социальная философия должна способствовать формированию гуманистических ценностей и идеалов, утверждению позитивной цели жизни).

Функции диалектически взаимосвязаны. Каждая из них предполагает остальные и так или иначе включает их в свое содержание. Таким образом, очевидно, что социально-философское исследование общественных процессов будет тем более успешным, чем с большей тщательностью будет обращено внимание на каждую из функций философии.

Философский метод есть система наиболее общих принципов подхода к теоретическому исследованию действительности. Принципы же эти, разумеется, могут быть совершенно различны. Можно, например, подойти к одному и тому же изучаемому явлению как развивающемуся, а можно подойти к нему как к неизменному, раз навсегда данному. В зависимости от этого и результаты теоретического исследования и практические выводы из него будут существенно различаться.

В истории философии прослеживаются два основных философских метода — диалектика и метафизика. Принципиальные различия между ними как двумя противоположными концепциями взаимосвязи и развития можно представить следующим образом:

1. Диалектика исходит из всеобщей, универсальной взаимосвязи явлений и процессов в окружающем нас мире, метафизика признает только связи случайные, возводя в абсолют автономность, самостоятельность вещи.

2. Диалектика исходит из принципа развития, качественных изменений явлений и процессов, метафизика сводит все изменения в мире только к количественным.

3. Диалектика исходит из внутренней противоречивости, закономерно присущей любому явлению или процессу, метафизика же считает, что противоречия свойственны только нашему мышлению, но отнюдь не объективной действительности.

4. Диалектика исходит из того, что именно борьба внутренне присущих явлениям и процессам противоположностей представляет собой главный источник их развития, метафизика же переносит этот источник вне исследуемого предмета.

Философский метод выступает как отражение определенного уровня научного познания мира. Это становится очевидным, как только мы пытаемся ответить на вопрос: в чем причина, почему в истории философии диалектика и метафизика сменяли друг друга в качестве господствующих философских методов? Смена эта происходила закономерно, в связи с качественными изменениями в характере самой науки, и прежде всего естествознания. Так, античная диалектика, превосходившая метафизику в объяснении мира в целом, вынуждена была уступить свое первенство, как только конкретные науки занялись детальным, скрупулезным исследованием каждого явления в отдельности и в его статике. На этом этапе (а он длился сотни лет) метафизика как нельзя лучше отвечала духу тогдашней науки. Но затем наступил новый этап, когда научное знание из описывающего, собирающего начало превращаться в сравнивающее, классифицирующее, систематизирующее (вспомним то, что сделал Карл Линней в виде системы растительного и животного мира, Дарвин своей эволюционной теорией, Менделеев – периодической системой элементов и т.д.). Духу такого научного знания может соответствовать только диалектический метод.

Гуманистическая функция философии направлена на воспитание личности, в нашем случае – личности студента, в духе гуманизма, гуманизма реального, научно обосновывающего пути освобождения человека, его дальнейшего совершенствования.

Собственно философия и началась с обдумывания смысла человеческой жизни и заявила об этом знаменитым античным афоризмом о Человеке как мере всех вещей. Сократ и Платон, философы эпохи Возрождения, философы Бэкон и Гоббс, Спиноза, французские материалисты XVIII века, представители классической немецкой философии, Маркс и Энгельс, экзистенциалисты — все они в фокусе своего мировоззрения имеют человека как чувствующего, мыслящего и творящего субъекта. Каждый из классиков философии, развивая учение о человеке, по-новому высвечивал и проявлял какую-то важную для нас грань: то ли отношение человека к противостоящей ему природе, то ли биологическую первоприроду человека, то ли зависимость человека от социальной среды и т.д.

В сумме своей это классическое наследие предстает перед нами как попытка всесторонне решить проблему «Человек и окружающий мир», ответить на три исчерпывающих эту проблему вопроса, которые Кант в «Критике чистого разума» сформулировал так:

1. Что я могу знать?

2. Что я должен делать?

3. На что я могу надеяться?»

И Кант был абсолютно прав, утверждая, что в этих трех вопросах объединяются «все интересы моего разума (и спекулятивные и практические)»

Общекультурную функцию философия тоже выполняла с момента своего зарождения, и если сужался предмет философии, то с общекультурной функцией философии происходило, скорее всего, обратное: ее роль в жизни общества непрерывно возрастала. Уже Цицерон с полным правом заявил, что «культура духа есть философия».

Тем более это справедливо для нашего времени. Без преувеличения можно сказать, что философия является сегодня важнейшим элементом духовной культуры человечества.

Социальная значимость философии как живой души культуры, квинтэссенции эпохи выражается в ее функциях. Познавательная функция философии состоит в том, что она, ориентируя человека на осмысление природы и сущности мира, природы и сущности самого человека, общей структуры мира, связей и законов его развития, обеспечивает приращение новых знаний о мире, человеке, связях и законах и оказывает влияние на каждую сферу деятельности человека. Это влияние проявляется в том, что философское знание приобретает значение всеобщего метода познания действительности, а также в том, что познание в любой сфере в конечном итоге представляет различные аспекты осознания отношения «человек – мир».

Таким образом, философия не только дает единое понимание происходящих в мире явлений, но и разрабатывает общий метод познания, который представляет собой совокупность взаимосвязанных принципов или требований, сформулированных на основе открываемых в действительности и в познании всеобщих законов и являющихся выводом из истории развития общественного познания.

Роль философии особенно возрастает на переломах истории в периоды революционных изменений, когда человек ставит перед собой, обществом вечные вопросы о своей сущности, о смысле жизни, перспективах социального прогресса.

Решение глобальных проблем современности требует неординарных решений, демократизма и мужества мышления, смелости анализа прошлого, настоящего, перспектив будущего. Без известной философской культуры решить конструктивно эти проблемы вряд ли возможно. Именно философское знание, которому присущи постоянный поиск, сомнение, критика, способствует формированию человека думающего, творческого, гуманистически деятельного.

Изучение философии – необходимое условие становления человека как активного субъекта социальной деятельности, созидателя мира, своего бытия, творца своего счастья.

Только постигнув свою социально-деятельную функцию, отдельный человек может осознать, кто он есть, какое место занимает в жизни общества, подняться до самосознания. Философия видит свое предназначение в культивировании потребности и способности быть человеком. «Как плодородное поле — писал Цицерон, — без возделывания не даст урожая, так и душа. А возделывание души – это и есть философия. Она выпалывает в душе пороки, приготовляет души к принятию посева и вверяет ей – сеет, так сказать, – только те семена, которые, вызрев, приносят обильный урожай» 1 .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Философия по самому своему предназначению пытается проникнуть в самое существо мироздания и в своих исканиях соприкасается со всеми областями науки и искусства, с религией, помогает человеку в познании мира и самого себя. Современная философия получила новую форму за счет расширения всех своих основных функций, придания им актуального творческого и практического содержания. Важнейшими достижениями современной философии является цивилизованный подход к анализу общественных явлений и мировоззренческий принцип, содержанием которого является понимание мира в связи с включением в него человека как сознательно — деятельного фактора. В развитии философии проблема человека в окружающем мире всегда являлась ведущей, а в настоящее время она играет решающую роль в понимании современного мира.

Современный мир уходит от капитализма и социализма, но надо сохранить все позитивное, что создали люди на предыдущих этапах развития общества, обогатить анализом новых реалий жизни.

Человек как мыслящая материя все глубже осознает себя активно действующим фактором социальной и окружающей его природной среды, всего бытия в масштабах мироздания. Это определяет представление о человеке как сознательном соучастнике мировой эволюции, делает ответственным за результаты своей деятельности, предъявляет повышенные требования к уровню субъективного фактора в целом, выдвигает на первый план профессиональные, нравственные и духовные качества личности. Возрастающее значение приобретают его самопознание и самосознание, определение механизмов регулирования и саморегулирования духовной сферы, овладение знаниями функционирования интеллекта, установление контроля за результатами своей деятельности.

Формирующаяся современная научная картина мира включает в себя и достижения технических наук, которые в настоящее время дают наибольший прирост новых знаний. Достижения технических наук в области информационных процессов, микроэлектроники, кибернетики искусственного интеллекта, биотехнологии и других современных научных направлений отражают глубокую структурную революцию не только в технике и технологии, но и во всей системе материальной и духовной культуры. Научно — технический прогресс, определяя качественно новое состояние науки в целом, одновременно характеризует и становление новой формы философского мышления — современной философии. Овладение современной философской культурой повышает уровень профессиональных знаний, дает ориентир в научной деятельности, позволяет вырабатывать механизмы реализации деятельности общества в соответствии с требованиями времени.

План лекции 1.

Философия как теоретическое мировоззрение. 2.

Философская картина мира: диалектика сущего и должного. 3.

Сущность современного антропоцентризма.

Основные понятия Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их идеалы и ценности.

Ценность - термин, используемый для указания на гуманистический смысл и социокультурное значение определенных явлений действительности. Ценностные ориентации - важнейшие элементов духовной структуры личности, отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного.

Идеи - идеальные сущности, находящиеся вне конкретных вещей (Платон). Это отношение к тому, что лежит за пределами личного опыта - к запредельности. Иначе говоря, это форма постижения в мысли высших ценностей, форма проектирования человека, его целей. Диалектика - это учение о том, как могут быть и как бывают тождественными противоположности и при каких условиях они переходят друг в друга.

Философия- это теоретическое мировоззрение, т.е. умозрение вечных идей и высших ценностей, познание смысла и приобщение к смыслу. Сущее - совокупность многообразных проявлений бытия; многообразие действительного, то, что есть; оно не идентично данному, т.к. охватывает также и неданное. Антропоцентризм - философское мировоззренческие принцип, содержанием которого является понимание мира в связи с включенностью в него человека как сознательного, деятельного существа.

Мир, в котором живет человек, чрезвычайно сложен и противоречив как по содержанию, так и по тем связям, которые обеспечивают его единство как изменчивого, наполненного взаимоисключающими друг друга противоположностями. Человеку любой исторической эпохи необходимо понять смысл и цели совей деятельности, научиться видеть жизненные перспективы.

Философия сделала открытие: «Бытие человека - бытие в мире ценностей». Это означает то, что каждый человек живет так, что в своей деятельности реализует систему своих ценностей. При этом он руководствуется определенным представлением о мире. Его программа жизни имеет под собой две «опоры»: знания и ценности. Познанием движет стремление к истине. Ценностное сознание воплощает в себе отношение людей к реальности в соответствии с их целями, с тем или иным пониманием смысла жизни. При всей их разнородности познавательный и ценностный способы освоения мира должны быть как-то уравновешены и приведены в согласие. Философия и есть ценностное понимание мира, высшее единство истины, добра и красоты. При этом она теоретически обобщает достижения науки и культуры, всей человеческой истории, выступая в форме теоретического мировоззрения, высшей по отношению к мифологии и религии как исторических типов мировоззрения, предшествующих философии.

В системе духовной культуры философия берет на себя роль критической рефлексии жизненного опыта, формирует наиболее общие идеи или идеалы, на которых базируется культура определенного исторического типа общества. Вот почему определенная философская картина мира представляет собою диалектическое единство сущего и должного, в котором сущее критикуется с позиций должного (идеала), - при этом авторы конкретной философской системы как правило выступают от имени всех членов общества.

Здесь отражается специфическая роль философии в обществе: выступая квинтэссенцией духовной культуры эпохи, она решает прежде всего смысложизненные проблемы человека. Поэтому антропоцентризм является характернейшим признаком философского знания. Как философский

мировоззренческий принцип, антропоцентризм является таким пониманием мира, в который включен человек как сознательно деятельностный фактор, определяющий в конечном счете бытие мира.

В развитии философии проблема человека в окружающем мире всегда являлась ведущей, а в настоящее время она играет решающую роль в понимании современного мира. Ее становление было связано с пониманием человека не просто как биосоциального существа, но с осознанием человеком себя как индивида и личности. Содержание принципа антропоцентризма исторически менялось вслед за изменением понимания сущности человека и развитием научного знания о природе человека. (См.: от Протагора - «человек есть мера всех вещей», Сократа - «человек мыслящий есть мера всех вещей» и Демокрита - «человек как микрокосм» до Вернадского В.И. - «человечество как геологическая сила», ставшее сознательным соучастником мировой эволюции, что выдвигает на первый план нравственные и все остальные духовные качества личности). Развития антропоцентризма показало, что на ранних этапах человек выступает как результат эволюции мира, затем становится постепенно участником мирового процесса, а в настоящее время превращается в решающий фактор организации мира.

Контрольные вопросы для СРС 1.

Какие исторические типы мировоззрения предшествовали философии? 2.

Почему философия является высшим историческим типом мировоззрения? 3.

В чем специфика философского отражения мира? 4.

Как соотносятся научная и философская картины мира? 5.

Что может означать взаимопревращение сущего и должного как элементов философской картины мира? 6.

Как понимать философскую картину мира в свете открытия философии? 7.

В чем заключается смысл представлений философов древней Греции о человеке? 8.

В чем принципиальное отличие представлений о человеке в Восточной и Западной культурах?

План семинарского занятия 1.

Предмет философии и специфика философского мышления. 2.

Основные типы отношения человеку к миру: практика, познание, нравственность.

Темы рефератов 1.

Мир и человек в их сложном единстве. 2.

Человек - главная проблема философии. 3.

Функции философии в обществе. 4.

Диалектика знаний и ценностей. 5.

Философия и наука. 6.

Алексеев П.В., Панин А.В., Философия: Учебник. Изд. 3-е, переработанное и дополненное -М.: Проспект, 2000. 2.

Основы современной философии: Уч. для вузов. - СПб: Лань, 1997. 3.

Основы философии: Уч. пос. для вузов. -М.: Владос, 1997.

Спиркин А.Г. Философия: Учебник. -М., 2000. 5.

Философия: Учебник для вузов. -Р/Д.: Феникс, 1995 (и последующие годы). 6.

Философия: Учебник. 2 изд., испр. и доп. -М.: Юристь, 1998.

Философия - это такая система понимания и объяснения мира и места человека в нем, которая опирается на науку, конкретизируется и развивается вместе с наукой, и сама оказывает активное влияние на развитие науки.

Философия стремится к научному познанию мира, но в то же время она пытается максимально выразить интересы субъекта (классов). Философия как система идей о мире (в целом) вовлечена в классовом обществе в идеологию и политику. Следствием этого является, по мнению ученых, усиление конфронтации между отдельными философскими направлениями. Поскольку философия оказывается связанной с идеологией, постольку в ее содержании имеется идеологическая сторона, а философию можно считать относящейся (в данном аспекте) к идеологии.

Весьма значительную часть философского знания составляют эстетические представления. Создание философской картины мира предполагает наличие у ее творцов чувства красоты, гармонии, сопричастности к миру. Философская картина мира содержит в себе также и эстетическое отношение к миру. О родственности философии и искусства, об их взаимопроникновении свидетельствует творчество А. Камю, Н. Рериха, М. Чюрлениса, Р. Тагора, И.В. Гете.

Философская проблематика является важнейшей частью различных религиозных учений. Вместе с тем нельзя ставить знак равенства между философией и религией, поскольку последняя не сводится к философским размышлениям. Достаточно указать на обрядность как важнейший компонент любой религии.

Итак, функционируя в системе культуры общества, философия разрабатывает теоретические основы мировоззрения, аксиологические проблемы, логико-методологические основы науки. В условиях растущей дифференциации научного знания философия принимает самое активное участие в интеграционных процессах, в синтезе достижений отдельных наук в единую картину мира.

Социальная роль философии как живой души культуры, квинтэссенции эпохи выражается в ее функциях. Познавательная функция философии состоит в том, что она, ориентируя человека на осмысление природы и сущности мира, природы и сущности самого человека, общей структуры мира, связей и законов его развития, обеспечивает приращение новых знаний о мире, человеке, связях и законах и оказывает влияние на каждую сферу деятельности человека.

Мировоззренческая функция философии проявляется в том, что, вооружая людей знаниями о мире и человеке, о его месте в мире и возможностях его познания и преобразования, оказывает влияние на формирование жизненных установок, на осознание социальными субъектами целей и смысла жизни.

Методологическая функция философии заключается в том, что она дает для всех форм общественного сознания исходные, основополагающие принципы, применение которых определяет общую направленность подхода к осмыслению действительности, направленность познавательной и практической деятельности.

Таким образом, философия не только дает единое понимание происходящих в мире явлений, но и разрабатывает общий метод познания, который представляет собой совокупность взаимосвязанных принципов или требований, сформулированных на основе открываемых в действительности и в познании всеобщих законов и являющихся выводом из истории развития общественного познания.

Роль философии состоит в становлении человека как активного субъекта социальной деятельности, созидателя мира, своего бытия, творца своего счастья.

Только постигнув свою социально-деятельную функцию, отдельный человек может осознать, кто он есть, какое место занимает в жизни общества, подняться до самосознания. Философия видит свое место в культивировании потребности и способности быть человеком. "Как плодородное поле - писал Цицерон, - без возделывания не даст урожая, так и душа. А возделывание души - это и есть философия. Она выпалывает в душе пороки, приготовляет души к принятию посева и вверяет ей - сеет, так сказать, - только те семена, которые, вызрев, приносят обильный урожай".

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Какое место занимает философия или какова её роль в жизни общества? Для того, чтобы ответить на этот вопрос следует узнать какие функции она выполняет. В науке под функцией (лат. functio - исполнение) понимают внешнее проявление свойств того или иного объекта в данной системе отношений. Указать на функции философии - значит определить ее место и роль в общественной жизни, значение для развития науки и культуры, практической деятельности. Великий немецкий философ Г. Гегель назвал философию квинтэссенцией духовной жизни человека. Что обеспечивает ей такую важную роль и какие функции в жизни человека и общества она выполняет?

Во-первых, философия выступает как мировоззрение, т.е. это система взглядов и знаний, дающая целостное понимание мира и места человека в нем. При этом она опирается на науку и сама оказывает на нее активное влияние. Естественно, чем более научный, философичный характер носит мировоззрение, тем сильнее и увереннее чувствует себя человек, тем богаче его взаимоотношения с миром, тем легче ему ориентироваться в нем, правильно понимать и оценивать события.

Во-вторых, философия выполняет гносеологическую функцию. Она изучает сущность познавательного процесса, его общий механизм, возможности и границы познания. Важнейшей проблемой познания является отношение знания и реальности, тесно связанные с ним вопросы об истине, путях, формах и способах ее достижения, взаимосвязи рационального и иррационального, познания и понимания, знания и веры и т.д. Философия помогает в решении этих проблем.

В-третьих, философия выполняет аксиологическую функцию. Она исследует духовные ценности и их соотношение с миром реальности. Что именно человек или общество понимает под духовными ценностями, как они формируются, изменяются, от чего зависят системы ценностей, какое влияние они оказывают на поведение человека, на отношения в обществе - эти вопросы по-разному решают разные философские теории. Их задавали люди с тех пор, как только почувствовали себя существами разумными, но именно философский анализ этих проблем сыграл огромную роль в том, что общечеловеческие ценности, а не классовые, клановые или национальные все чаще приобретают первостепенное значение не только в сознании людей, но и в политике государств.

В-четвертых, философия выступает как методология научного познания мира, убедительно доказывая, что существует необходимость взаимообмена между философией и специальными науками, философией и другими видами общественной практики. Часто именно философское осмысление дает основу, открывает способ познания неведомого. Не случайно английский философ Ф. Бэкон сравнивал метод с фонарем, который освещает путнику дорогу в тумане. Многие современные научные концепции были выдвинуты впервые философией: концепция атомизма, идеи детерминизма, рефлексии, развития. Для современной науки очень важными являются вопросы разработки логического аппарата, типов и способов построения научной теории, соотношения эмпирического и теоретического уровней познания, которыми занимается современная философия. Философский анализ необходим и для того, чтобы осмыслить новые принципиальные научные факты и выводы из них, чтобы выработать правильную научную стратегию в разработке отдельных научных направлений. Во всех случаях философия выступает как метод исследования, то есть основной способ, научное основание изучение.

Философия выполняет еще целый ряд функций. Онтологическую - она является учением о бытии, его формах и способах. Коммуникативная функция проявляется в том, что через философское размышление происходит связь времен, культурное развитие человечества осуществляется как диалог. Гуманистическая функция философии актуализируется в "смутные времена", т.е. в переломные моменты истории, ибо она постоянно обращается к человечному в человеке, с особенной остротой поднимая проблемы гуманизма в периоды политической реакции, войн, значительных социальных конфликтов. Именно этим объясняется трагичность судеб многих философов и то, что такие мыслители, как Сократ, Д. Бруно, А. Швейцер, Ф. Достоевский и целый ряд других, стали символами гуманизма в истории мировой культуры.