Основные причины поведенческих реакций человека и животных. Потребности и мотивации
И.П. Павлов за основу своей классификации поведения взял биологические потребности, на реализацию которых направлено поведение. Он выделял (инстинкт рассматривается как генетически закрепленная, выработанная в процессе развития вида комбинация безусловных безусловных рефлексов):
1) индивидуальные инстинкты – пищевой, агрессивный, активно-оборонительный и пассивно-оборонительный, рефлекс свободы, исследовательский рефлекс, рефлекс игры;
2) видовые инстинкты – половой и родительский.
Поведенческие реакции человека могут быть вызваны (причины) :
1. Воздействием на организм физиологически значимых раздражителей из внешней или внутренней среды (безусловные и условные раздражители).
2. Возникновением потребностей (или формированием доминантного состояния определенного нервного центра).
Согласно И.П. Павлову, потребность – это фундамент поведения и психики, детерминанта поведения, или рефлекс цели, «слепая сила», побуждающая организм к определенному поведению.
Классификация потребностей П.В. Симонова .
1) биологические или витальные потребности, направленные на сохранение целостности организма и вида (потребности в еде, питье, во сне и т.д.);
2) социальные (или зоосоциальные) потребности, в том числе потребность человека принадлежать к определенной группе и следовать поведенческим, нравственным и эстетическим нормам общества;
3) идеальные потребности, или потребности познания и творчества, включая потребность человека в познании мира и своего места в нем, в познании смысла жизни, потребность в новой информации, потребность в вооруженности знаниями.
А. Маслоу различал следующие виды потребностей (и их иерархию) (популярны на западе).
1). Физиологические потребности. 2). Потребность в безопасности 3). Потребность любить и принадлежать кому-то. 4). Потребность в самоуважении. 5). Потребность в самореализации.
Мотивация (по Котляру) – это эмоционально окрашенное состояние, возникающее на основе определенной потребности и формирующее поведение, направленное на удовлетворение данной потребности. Классифицируются на – биологические (по др. низшие, витальные), социальные и идеальные (высшие), патологические (потребности в никотине, наркотиках, алкоголе).
В любой мотивации выделяют две составляющие: энергетическую (отражает меру напряжения потребности) и направляющую (специфика или семантическое содержание) потребности.
Для любой мотивации характерно две фазы : фаза детекции появления потребности и фаза запуска и реализации специализированного целенаправленного поведения в отношении тех внешних объектов, которые способны удовлетворить данную потребность. Первая фаза инициирует вторую.
Физиологические процессы, происходящие при формировании мотиваций:
1. Активация двигательной системы (увеличивается двигательная активность).
2. Повышение тонуса симпатической нервной системы (за счет импульсов, идущих от лимбической системы к гипоталамусу и грудному отделу спинного мозга) (повышение АД, притока крови к мышцам и т.д).
3. Рост активности афферентных систем, что выражается в снижении сенсорных порогов, в усилении ориентировочных реакций.
4. Рост поисковой активности (вторая фаза мотивации), которая носит целенаправленный характер.
5 Актуализация памяти.
6. Изменение электрической активности мозга
7. Возникновение субъективных эмоциональных переживаний
Теории формирования биологических мотиваций .
1. Периферические - в мозге биологические мотивации возникают на основе интерпретации сигналов, поступающих от периферических органов. При этом считается, что мотивации возникают в результате стремления организма избежать неприятных ощущений, сопровождающих различные побуждения.
2. Гуморальные - биологические мотивации возникают в результате изменения химического состава крови и других жидких сред организма.
3. Центральная - появление мотиваций за счет возбуждения нервных центров.
3.1 Мотивационная теория двух центров . Она предполагает, что мотивации возникают в результате реципрокной работы двух центров, например, центра голода и центра насыщения, или центра жажды и центра насыщения водой.
3.2 Гипоталамическая теория , тесно связанная с гуморальной теорией. Предполагает, что в глубоких структурах мозга (прежде всего, в гипоталамусе) имеются хеморецепторы, специализирующиеся на восприятии изменений содержания определенных химических веществ в крови. Поэтому такие структуры (и в первую очередь – гипоталамус) выполняют роль центра мотивационных состояний.
3.3 Лимбическая теория - помимо гипоталамических структур важную роль в формировании мотиваций играет лимбическая система мозга. Она вовлекается в процесс под влиянием возбуждения латеральных ядер гипоталамуса. Кроме того, возбуждение гипоталамуса охватывает и ретикулярную формацию, результатом чего является генерализованная активация коры головного мозга.
Общие представления о формировании потребностно-мотивационного состояния.
Афферентная информация от соответствующих рецепторов поступает в три области мозга. Во-первых, в кору больших полушарий, в которой определяется доминирующая потребность и с помощью которой происходит возбуждение лимбической системы мозга. Во-вторых, в лимбическую систему, которая запускает эмоциональные реакции. И, в-третьих, в гипоталамус, который получает также сигналы от коры больших полушарий и возбуждает мотивационные нейроны, активность которых, в свою очередь достигает коры больших полушарий. На основании всей этой информации кора запускает действие, направленное на реализацию потребностей. Оценка конечного результата действия сопровождается соответствующими эмоциями.
Подростковому возрасту свойственны специфические особенности реагирования на различные внешние воздействия и нарушения поведения, которые могут быть и проявлением психического заболевания, но возможны и у подростков, не страдающих тяжелыми психическими заболеваниями. Чаще всего такие нарушения свойственны подросткам с акцентуацией характера (А.Е. Личко, 1985). У многих подростков имеется явный диссонанс между физическим и социальным развитием. Некоторые стороны психического развития «не успевают» за ускоренным физическим развитием, могут сохраняться детские интересы и неустойчивость выражения эмоций, внушаемость, подверженность чужому влиянию, неразвитое чувство ответственности и долга, причудливо переплетающееся с внешней кажущейся «взрослостью».
Наиболее частые нарушения поведения в подростковом возрасте следующие:
Реакция протеста (оппозиции). Это одна из наиболее частых реакций в подростковом возрасте. Это непостоянная и преходящая реакция, характеризующаяся избирательностью и направленностью. Протестные формы поведения возникают у подростков в ответ на обиду, ущемленное самолюбие, недовольство требованиями или отношениями близких. Реакции протеста могут быть пассивными и активными. К реакциям пассивного про теста обычно относят отказ от еды, уходы, из дому, мутизм, суицидальные попытки, замаскированную враждебность, а также ряд нарушений соматовегетативных функций, особенно рвоту, энурез и эикопрез.
Реакции активного протеста проявляются в форме непослушания, грубости, вызывающего, а иногда агрессивного поведения в ответ на различные психологические трудности (неправильные методы воспитания, устрашение, ущемление самолюбия, эмоциональная депривация, конфликтная ситуация в детском коллективе и др.). Такие формы реакций наблюдаются только в психотравмирующей ситуации, имеют четкую направленность против определенных лиц, явившихся источником отрицательно окрашенных переживаний, относительно кратковременные и не склонны к фиксации. Чаще наблюдаются у подростков с чертами эмоциональной возбудимости. Активные реакции протеста выражаются и в стремлении делать назло, причинять вред человеку, который обидел подростка, с помощью оговоров, лжи, кражи, вплоть до жестоких поступков и даже убийства животного, принадлежащего этому человеку. Таким поведением подросток мстит обидчику. В отдельных случаях реакция протеста закрепляется и впоследствии распространяется на взрослых вообще. Тогда подросток проявляет протестную реакцию в разной обстановке, и сила его реакции не соответствует раздражителю.
Своими, подчас немыми, утрированными поступками подростки как бы взывают о помощи. Они не умеют это выразить словами, такое выражение эмоционального состояния вообще несвойственно подросткам, но этот безмолвный призыв о помощи отчетливо звучит в каждом их поступке.
Реакция отказа. Она проявляется в отказе от общения, игр, приема пищи, выполнения домашних обязанностей или школьных уроков и др. Особенно сильно реакция отказа выражается, если ребенок попадает в условия, где все разительно отличается от его домашних условий и где с ним чрезмерно строги, наказывают его и он лишен любви и заботы. Подросток переживает «потерю перспективы», испытывает чувство отчаяния, в его поведении отмечаются отсутствие стремления к контактам с окружающими, страх всего нового, пассивность, отказ от обычных желаний и стремлений («отказ от притязаний»), спонтанность, нередко бездумный характер: ответов. В некоторых случаях спонтанность подростка, снижение интереса к окружающему, бездумные ответы могут создавать впечатление умственной отсталости. Если ситуация меняется и подросток оказывается в благоприятных для него условиях, то его поведение нормализуется.
Реакция имитации. Это изменение поведения, связанное с подражанием поведению окружающих, которые обладают авторитетом в глазах ребенка или подростка. В детском возрасте чаще всего имитируется форма поведения родителей и воспитателей, в подростковом - формы поведения более старших подростков, особенно обладающих так называемыми лидерскими качествами, а также взрослых, имеющих какие-либо качества идеала, созданного воображением подростка. Реакциям имитации принадлежит важная роль в формировании характера и личности в целом. Вместе с тем они могут становиться источником возникновения асоциального поведения (сквернословие, бродяжничество, хулиганские поступки, мелкое воровство), а также многих вредных привычек, таких как курение, употребление алкоголя, наркотиков и т.п. В отличие от взрослых, подростки еще не умеют использовать чужой негативный опыт. Они не осознают, что такое преступление, закон, тюрьма и все, с этим связанное. Подростки не знают и не боятся социальных последствий правонарушений. Склонность к возникновению социально отрицательных реакций имитации особенно велика у подростков с чертами эмоционально-волевой неустойчивости.
Реакции компенсации и гиперкомпенсации. Это усиление тех личностных проявлений и возникновение таких форм поведения, которые маскируют ту или иную слабую сторону личности или являются средством «психологической защиты» личности от переживаний собственной неполноценности, связанных с сознанием какого-либо физического или психического недостатка. При реакциях гиперкомпенсации защитные формы поведения приобретают гипертрофированный, а нередко карикатурный характер, в связи с чем могут стать источником трудностей поведения и социальной дезадаптации. Проявления реакций компенсации и гиперкомпенсации крайне разнообразны, но мало изучены. Сюда могут относиться компенсаторные фантазии замещающего характера, компенсаторные игры, бравада, нарушения школьной дисциплины, самооговоры из стремления завоевать недостающий авторитет и т. п. Реакции Данной группы чаще всего свойственны подросткам, которым родители уделяют мало внимания и любви, сиротам, детям, растущим в неполных или деформированных семьях, а также подросткам, страдающим комплексом неполноценности из-за физического дефекта, дефекта речи, подросткам-инвалидам и страдающим неврозами.
Реакция группирования со сверстниками. Эта реакция проявляется в стремлении подростков образовывать более или менее стойкие спонтанные группы, в которых устанавливаются определенные неформальные отношения, имеются свои лидеры и исполнители, происходит более или менее естественное распределение ролей, в основе которого чаще всего лежат индивидуальные особенности личности подростков. Склонностью подростков к группированию объясняют факт преобладания групповых правонарушений, совершаемых подростками. Повышенная склонность к объединению в группы с подростками, отличающимися асоциальным поведением, считается характерной чертой детей с так называемой педагогической запущенностью.
Делинквентное поведение. Обозначает различные проступки, провинности, нарушение общественных норм поведения, мелкое хулиганство и мелкое воровство.
От криминальных действий делинквентное поведение отличается незначительностью правонарушений и обычно не влечет за собой уголовного наказания. Причинами такого поведения подростков обычно бывают недостатки воспитания. Безнадзорность, отсутствие семейного контроля и внимания родителей - это основа для делинквентного поведения в подростковом возрасте.
Реакция эмансипации. Это борьба подростка за свою самостоятельность, независимость, самоутверждение. Он хочет освободиться от контроля и опеки взрослых любыми способами. Чем больше подавляют и контролируют подростка, тем больше он хочет избавиться от внимания взрослых. Наперекор им он начинает поступать «по-своему», демонстрирует, что он уже «самостоятельный». Это вполне закономерная реакция для этого возраста, и со временем она проходит. Крайние формы она приобретает при неправильном поведении родителей - чрезмерной опеке или проявлении деспотизма и требованиях беспрекословного подчинения. Если в младшем возрасте ребенок еще мог подчиняться такому давлению родителей, то в подростковом - возможны побеги из дому и бродяжничество.
Побеги из дому. Есть много причин для побегов подростков из дому, например когда с ними плохо обращаются в семье, унижают или бьют, когда родители - алкоголики, в случае сексуального насилия со стороны отчима или отца. Побеги можно рассматривать как реакцию протеста на недостаточное внимание родителей или на их чрезмерные требования и деспотизм. Сбежав из дому, подростки расценивают свою новую жизнь как «свободу от семьи и школы». Таким образом они избавляются от надоевшей опеки учителей и родителей, от всех обязанностей и принуждений. В некоторых случаях побег из дому случается после того, как подросток совершил проступок и боится наказания взрослых. Иногда подростки убегают из дому из-за недостаточного надзора или ради поиска развлечений, приключений и свободы. Убегают из дому и подростки, склонные к фантазерству и мечтательности, начитавшиеся книг о знаменитых путешественниках и дальних странах.
Реакции увлечения. Большинству подростков свойственны различные увлечения и хобби. Они могут быть устойчивыми, например коллекционирование, занятия спортом, но могут быть и нестойкими, когда подросток увлекается то одним, то другим. У некоторых подростков увлечения связаны со стремлением быть в центре внимания. Они участвуют в художественной самодеятельности, в школьных спектаклях, публикуют свои стихи в школьной стенгазете и т. п. Некоторые избирают изысканные, необычные хобби, чтобы выделиться среди сверстников. В большинстве случаев в этом нет никакой патологии, со временем эти увлечения проходят или сохраняются, но отрицательного воздействия на поведение подростка не оказывают. Патологией являются чрезмерно выраженные увлечения, когда из-за них подросток забрасывает школьные занятия и все свое свободное время отдает им. Бывает, что ради реализации хобби подросток совершает противоправные действия, например мелкое воровство, спекуляцию или может сойтись с асоциальными личностями.
Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением. Сюда относят различные виды мастурбации у подростков, раннее вступление в половую жизнь, беспорядочные половые язи, преходящие гомосексуальные действия и др. В их возникновении ведущая роль принадлежит повышенному но в то же время недостаточно дифференцированному половому влечению, реализовать которое в естественных условиях подросток не может. По этой причине для удовлетворения сексуального влечения могут использоваться и сексуальные извращения.
Малолетняя проституция. Многие девочки после побега из дому становятся малолетними проститутками. Не имея возможности зарабатывать на жизнь, чаще всего они попадают под влияние асоциальных личностей, которые приобщают их к пьянству и проституции. Бывает, что девочек из неблагополучных семей взрослый отрицательный лидер вовлекает в подростковую группу, затем «пускает по рукам», а когда они ему надоедают, «продает» сутенерам или сам становится сутенером, и девочки безропотно соглашаются и на это, не требуя ни денег, ни хорошего отношения.
Многие крайние нарушения поведения подростков (за исключением тяжелых психических заболеваний) вызваны неправильным поведением родителей. Бывает, что родители не только некритичны к своим «методам» воспитания детей, но чаще всего винят в этом самого ребенка или его сверстников, которые «втянули» его в плохую компанию. Большая часть вышеописанных поведенческих реакций - компенсации, увлечения, эмансипации, группирования со сверстниками, имитации - свойственны подавляющему большинству подростков и могут не принимать крайних форм.
Патологическим поведение становится, когда реакции распространяются за пределы той ситуации и микрогруппы, где они возникли, если они сопровождаются невротическими расстройствами и затрудняют или нарушают социальную адаптацию.
От того, как отвечает подросток на предъявляемые ему требования среды, какие способы и стили преодоления стресса у него проявляются и закрепляются, зависит развитие личности в подростковый период и ее дальнейшие перспективы.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
Приведите определения «девиантного поведения» разных отечественных и зарубежных авторов и проанализируйте их сходство и различие.
Объясните роль разных факторов и их взаимодействие в структуре девиантного поведения.
Опишите классификации причин девиантного поведения детей (медико-биологического, психологического и социального характера).
Дайте характеристику особенностей нарушений поведения в разные возрастные периоды развития ребенка.
Объясните, в чем специфика подросткового возраста и с чем связаны наиболее частые нарушения поведения подростков.
(раздражение, гнев, тревога, страх, уныние, печаль и т.д.)
Физиологическая реакция
(возбуждение вегетативной нервной системы, выброс гормонов, нейрохимические изменения и т.п.)
Поведенческая реакция
(попытки справиться со стрессом, например, ударить кого-то, заняться самобичеванием, обратиться за помощью, решить проблему, выразить эмоции и т.п.)
Рис. 4. Уровни реакций на стресс
ступа неконтролируемого бешенства. Такая реакция типична, например, в том случае, если на пути к достижению желаемой цели возникает непреодолимое или труднопреодолимое препятствие (в психологии для обозначения такой ситуации используется термин «фрустрация»). Пожалуй, наиболее распространенной эмоциональной реакцией на стресс является эмоция страха той или иной интенсивности. Иногда стресс ухудшает настроение, вызывая уныние и грусть. Такая реакция особенно характерна в стрессовой ситуации, которую невозможно изменить. Эмоциональные реакции на стресс могут приводить как к положительным, так и к отрицательным последствиям. Даже отрицательные эмоции, возникающие при стрессе, могут служить важным целям. Например, подобно физической боли, неприятные эмоции могут сигнализировать о неблагополучии и необходимости что-то предпринять.
Позитивной эмоциональной реакцией на стресс является, прежде всего, общее эмоциональное возбуждение, связанное с выбросом энергии на стадии мобилизации ресурсов (резистентности). Как показывают многочисленные исследования, эффективность выполнения задачи растет с ростом эмоционального возбуждения. Однако увеличение эффективности происходит до определенного предела, после которого возбуждение достигает такой силы, что становится разрушительным. Уровень возбуждения, которому соответствует самый высокий показатель продуктивности деятельности, называется оптимальным уровнем возбуждения. Этот оптимальный уровень различен для разных задач. Отчасти он зависит от сложности задачи. Общее правило таково, что чем сложнее задача, тем ниже оптимальный уровень возбуждения.
Поведенческая реакция. Поведенческая реакция на стресс прежде всего включает в себя действия по его преодолению. Преодоление стресса - это действия, направленные на то, чтобы противостоять, уменьшить или вытерпеть требования окружающей среды, вызвавшей стресс. Люди справляются со стрессами множеством различных способов. Выбор человеком той или иной стратегии преодоления зависит от целого ряда факторов, как обусловленных внешними обстоятельствами, так и индивидуальными особенностями самого человека. Важно заметить, что именно от стратегии преодоления в значительной степени зависит, будут ли последствия каждого конкретного стресса позитивными или негативными.
Все поведенческие реакции на стресс можно разделить на два полюса: реакция бегства (как правило, бессознательная) и реакция борьбы (как правило, осознанная).
К последней можно отнести так называемые копинг-механизмы (или механизмы совладания). По определению Р. Лазаруса, копинг-механизмы - это стратегии действий, предпринимаемые человеком в ситуации психологической угрозы. Эти стратегии носят активный характер, в значительной мере определяют успешную или неуспешную адаптацию человека в новой, субъективно сложной ситуации. Копинг-механизмы охватывают когнитивную, эмоциональную и поведенческую сферы функционирования личности и реализуются в следующих формах.
а) в когнитивной (познавательной) сфере:
отвлечение или переключение мыслей на другие темы;
принятие ситуации как чего-то неизбежного (философия смирения);
снижение серьезности создавшейся ситуации с помощью юмора, иронии;
проблемный анализ сложившейся ситуации, обдумывание стратегии своего поведения;
сравнение себя с другими, находящимися в относительно худшем положении;
придание личностного смысла создавшейся ситуации, например, отношение к сложившейся ситуации как к вызову судьбы или проверке стойкости духа.
б) в эмоциональной сфере:
отреагирование отрицательных эмоций в разумной, приемлемой форме;
подавление отрицательных эмоций с сохранением самообладания, самоконтроля;
в) в поведенческой сфере:
отвлечение - обращение к какой-либо деятельности;
проявление альтруизма - забота о других, когда собственные потребности отодвигаются на второй план;
активная защита - действия, направленные на изменение ситуации;
активный поиск эмоциональной поддержки - стремление быть выслушанным, встретить содействие и понимание.
Существуют и бессознательные реакции, направленные, прежде всего, на уход от разрешения стрессовой ситуации. К ним относятся механизмы психологической защиты, представление о которых первоначально было сформировано в рамках психоаналитической теории (впервые этот термин появился в 1894 г. в работе 3. Фрейда «Защитные нейропсихозы»). Эти механизмы направлены на то, чтобы лишить значимости и тем самым обезвредить травмирующие моменты воздействия стресса на личность.
Вспомните басню И. Крылова «Лиса и виноград». Лисе было легче объявить виноград незрелым, чем признаться даже самой себе в том, что она не может его достать.
На сегодняшний день специалистам известно более двадцати видов механизмов психологической защиты. Среди них можно назвать:
Вытеснение - невозможность вспомнить какое-либо событие, либо воспринять какую-либо информацию в связи с травмирующим характером этой информации;
отрицание - защитный механизм, при котором различные факты, содержащие в себе угрозу для человека, отрицаются или не воспринимаются им;
проекцию - неосознанное наделение другого человека собственными чертами и свойствами, перенос своих чувств и переживаний на другого человека или в другую ситуацию;
регрессию - переход к более ранним, менее зрелым и адекватным образцам поведения;
рационализацию - построение приемлемых моральных, логичных обоснований для объяснения и оправдания неприемлемых импульсивных форм поведения;
сублимацию - направление энергии на социально одобряемые, как правило, творческие сферы человеческой деятельности;
подавление - изгнание из памяти неприятных, вызывающих неудовольствие воспоминаний, образов, мыслей, желаний; и др.
Несмотря на различия между конкретными видами защит, их функции сходны. Они состоят в смягчении травмирующего воздействия нежелательных событий на психику, снижении уровня личностной тревоги, сохранении устойчивости и неизменности представлений личности о себе.
Согласно ряду исследований, у зрелых, гармоничных личностей среди реакций на стресс преобладают механизмы совладания, в то время как у незрелых, дисгармоничных, инфантильных личностей - механизмы психологических защит.
Вернемся к вопросу влияния индивидуальных и личностных особенностей человека на возникновение и развитие стресса.
Влияние индивидуальных и личностных особенностей человека на возникновение и развитие стресса
Многочисленными исследованиями установлена зависимость развития психологического стресса от следующих индивидуальных и личностных характеристик человека: возраста, общего состояния здоровья, типа нервного реагирования и темперамента, локуса контроля, психологической выносливости (устойчивости) и самооценки.
Возраст. Установлено, что наиболее уязвимы перед стрессовым воздействием дети и люди пожилого возраста. Как правило, их отличает высокий уровень тревоги и напряжения, недостаточно эффективная адаптация к изменяющимся условиям, длительная эмоциональная реакция на стресс, быстрая истощаемость внутренних ресурсов.
Общее состояние здоровья. Очевидно, что люди, имеющие крепкое здоровье, в целом лучше адаптируются к изменяющимся условиям окружающей действительности, легче переносят негативные физиологические изменения, возникающие в организме под воздействием стрессора, имеют больший запас внутренних ресурсов для поддержания фазы резистентности. У людей, страдающих заболеваниями сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, гипертонической болезнью, бронхиальной астмой, нервно-психическими расстройствами и рядом других заболеваний, под воздействием стресса происходит резкое обострение этих заболеваний, влекущее за собой тяжелые последствия для их здоровья.
Тип нервного реагирования и темперамент. Индивидуальная реакция человека на стрессовое воздействие в значительной мере предопределена врожденными свойствами его нервной системы. Понятие типов нервной системы (или типов высшей нервной деятельности) было введено И. Павловым. Первоначально рассматривались два основных типа нервной системы: сильный и слабый. Сильный тип, в свою очередь, подразделялся на уравновешенный и неуравновешенный; а уравновешенный - на подвижный и инертный. Указанные типы были сопоставлены с классическими представлениями о типах темперамента.
Рис. 5. Соотношение типов ВНД и темперамента
Темперамент - это совокупность соответствующих динамических свойств поведения, своеобразно сочетающихся в каждом индивиде (Гиппенрейтер, 2002). Согласно мнению большинства исследователей, темперамент - это врожденный биологический фундамент, на котором формируется целостная личность. Он отражает энергетику и динамические аспекты поведения человека, такие как подвижность, темп и ритмичность реакций, а также эмоциональность. В научно-популярной литературе по психологии часто можно встретить упоминание о четырех типах темперамента (рис. 5): сангвиник (сильный, уравновешенный, подвижный), флегматик (сильный, уравновешенный, инертный), холерик (сильный, неуравновешенный) и меланхолик (слабый). Указанные типы темперамента впервые были описаны Гиппократом, а в дальнейшем представления о них были развиты многочисленными исследователями в области физиологии и психологии. В настоящее время такое представление о темпераменте имеет в большей мере историческую, чем научную ценность, так как в действительности совокупность динамических свойств поведения человека и их сочетания значительно многообразнее. Тем не менее, опираясь на указанную типологию, можно в общих чертах рассмотреть влияние темперамента на развитие стрессовой реакции у человека.Темперамент характеризуется в основном энергетическим резервом личности и скоростью обменных процессов. От него зависит, каким способом реализуются действия и не зависит их содержательная сторона. Например, влияние темперамента на внимание отражается на устойчивости и переключаемости внимания. Влияя на память, темперамент определяет скорость запоминания, легкость воспоминания и прочность сохранения. А его влияние на мышление проявляется в беглости мыслительных операций. Эффективность решения задач не всегда соотносится с высокой скоростью мыслительных операций. Порой неторопливый меланхолик, тщательно обдумывающий свои действия, достигает лучших результатов, чем сверхскоростной холерик.В экстремальной ситуации влияние темперамента на способ и эффективность деятельности усиливается: человек попадает под управление врожденных программ своего темперамента, требующих минимального энергетического уровня и времени регулирования.
Чем же отличаются друг от друга люди, имеющие разный темперамент? Прежде всего, у них разная эмоциональная организация, проявляющаяся в чувственной подвижности и в склонности лиц разных темпераментов реагировать на ситуацию преимущественно одной из врожденных эмоций, которые отличаются только мощностью. Холерик особенно склонен к проявлению отрицательных эмоций гнева и ярости, сангвиник предрасположен к положительным эмоциям; флегматик вообще не склонен к бурному эмоциональному реагированию, хотя потенциально он, подобно сангвинику, тяготеет к эмоциям положительным, а меланхолик быстро поддается отрицательным эмоциям страха и тревоги.
Ярко характеризуют указанные типы темперамента обобщенные бытовые определения: про холериков говорят, что они эмоционально взрывчаты, про сангвиников, что они отличаются эмоциональной живостью, про флегматиков - эмоционально невыразительны, а меланхоликов считают эмоционально чуткими и ранимыми (Грановская, 2004).
Холерики и сангвиники лучше справляются с задачами, в которых есть место творчеству, флегматики и меланхолики-с задачами, требующими жестко регламентированного выполнения.
В целом, люди с сильным типом высшей нервной деятельности легче переносят воздействие стрессовой ситуации, чаще используют активные способы преодоления, совладания, в то время как люди со слабым типом нервной системы склонны к избеганию, уходу от стрессового воздействия, перекладыванию ответственности на других людей или внешние обстоятельства. Максимально бурная, стеническая (раздражение, гнев, ярость) эмоциональная реакция на стресс свойственна людям с холерическим темпераментом, особенно остро они реагируют на возникновение внезапного препятствия на пути к достижению поставленной цели. Тем не менее, они хорошо справляются со срочными неожиданными задачами, так как наличие сильных эмоций «подстегивает» их к активной деятельности. У сангвиников эмоциональный фон немного более спокойный: их эмоции быстро возникают, имеют среднюю силу и малую продолжительность. Источником стресса для обоих типов скорее будет однообразие, монотонность, скука, чем события, требующие активных действий и вызывающие сильные эмоции. Флегматиком чувства овладевают медленно. Он даже приторможен в эмоциях. Ему не нужно делать над собой усилий, чтобы сохранить хладнокровие, поэтому ему легко удержаться от поспешного решения. В ситуации стресса флегматик хорошо справится с отработанными, стереотипными действиями, в то же время не стоит ожидать от него эффективных решений в условиях быстро меняющейся обстановки. Наиболее тяжело стресс переносят меланхолики. Они изначально склонны к эмоциям страха и тревоги, их чувства носят затяжной характер, страдания кажутся невыносимыми и выше всяких утешений. При необходимости действовать в стрессовой ситуации меланхолики будут демонстрировать отсутствие энергии и настойчивости, но их преимуществом может стать высокий самоконтроль.
Как уже было отмечено, следует иметь в виду, что указанная типология темперамента является упрощенной схемой, далеко не исчерпывающей возможные особенности темперамента каждого конкретного человека.
Для того, что бы определить тип темперамента, мы предлагаем вам воспользоваться следующей методикой Айзенка (Кокс, 1981).
Инструкция: Вам необходимо ответить «Да» или «Нет» на предложенные ниже вопросы.
Нравится ли Вам оживление и суета вокруг Вас?
Часто ли бывает у Вас беспокойное чувство, что Вам что-либо хочется, а Вы не знаете что?
Вы из тех людей, которые не лезут за словом в карман?
Чувствуете ли Вы себя иногда счастливым, а иногда печальным без какой-либо причины?
Вы обычно держитесь «в тени» в компаниях?
Всегда ли Вы в детстве делали незамедлительно и безропотно то, что Вам приказывали?
Бывает ли у Вас дурное настроение?
Когда Вас втягивают в ссору, предпочитаете ли Вы отмолчаться, надеясь, что все обойдется?
Легко ли Вы поддаетесь переменам настроения?
Нравится ли Вам находиться среди людей?
Часто ли Вы теряли сон из-за своих тревог?
Упрямитесь ли Вы иногда?
Могли бы Вы назвать себя бесчестным?
Часто ли Вам приходят хорошие мысли слишком поздно?
Предпочитаете ли Вы работать в одиночестве?
Часто ли Вы чувствуете себя усталым и апатичным без серьезной причины?
Вы по натуре живой человек?
Смеетесь ли Вы иногда над неприличными шутками?
Часто ли Вам что-то надоедает, и Вы чувствуете себя «сытым по горло»?
Чувствуете ли Вы себя неловко в какой-либо иной одежде, кроме повседневной?
Часто ли Ваши мысли отвлекаются, когда Вы пытаетесь сосредоточить на чем-то свое внимание?
Можете ли Вы быстро выразить Ваши мысли словами?
Часто ли Вы погружены в собственные мысли?
Полностью ли Вы свободны от всяких предрассудков?
Нравятся ли Вам первоапрельские шутки?
Часто ли Вы думаете о своей работе?
Очень ли Вы любите вкусно поесть?
Нуждаетесь ли Вы в дружеском расположении человека, чтобы выговориться, когда раздражены?
Очень ли Вам неприятно брать взаймы или продавать что-нибудь, когда Вы нуждаетесь в деньгах?
Хвастаетесь ли Вы иногда?
Очень ли Вы чувствительны к некоторым вещам?
Предпочли бы Вы остаться в одиночестве дома, чем пойти на скучную вечеринку?
Бываете ли Вы иногда таким беспокойным, что не можете усидеть на месте?
Склонны ли Вы планировать свои дела тщательно и даже раньше, чем следовало бы?
Бывают ли у Вас головокружения?
3 6. Всегда ли Вы отвечаете на письма сразу после прочтения их?
Справляетесь ли Вы с делом лучше, обдумав его самостоятельно, а не обсуждая с другими?
Бывает ли у Вас когда-либо одышка, даже если Вы не делали никакой тяжелой работы?
Можно ли сказать, что Вы человек, которого не волнует, чтобы все было как нужно?
Беспокоят ли Вас ваши нервы?
Предпочитаете ли Вы больше строить планы, чем действовать?
Откладываете ли Вы иногда на завтра то, что должны сделать сегодня?
Нервничаете ли Вы в местах, подобных лифту, метро, туннелю?
При знакомстве Вы обычно первыми проявляете инициативу?
Бывают ли у Вас сильные головные боли?
Считаете ли Вы обычно, что все само собой уладится и придет в норму?
Трудно ли Вам заснуть ночью?
Лгали Вы когда-нибудь в своей жизни?
Говорите ли Вы иногда первое, что придет в голову?
Долго ли Вы переживаете после произошедшего конфуза?
Замкнуты ли Вы обычно со всеми, кроме близких друзей?
Часто ли с Вами случаются неприятности?
Любите ли Вы рассказывать забавные истории друзьям?
5 4. Предпочитаете ли Вы больше выигрывать, чем проигрывать?
Часто ли Вы чувствуете себя неловко в обществе людей выше Вас по положению?
Когда обстоятельства против Вас, думаете ли Вы обычно, что стоит еще что-либо предпринять?
Часто ли у Вас «сосет под ложечкой» перед важным делом?
Обработка теста
Ответы нужно просчитать по двум шкалам «X» и «Y», затем найти точку пересечения. Та область, где находится точка пересечения, и есть ваш темперамент. Например, если по шкале X = 10,anoY = 13, то точка пересечения будет лежать в области «Флегматик»; или если точка X = 20, a Y = 3, то точка пересечения будет лежать в области «Холерик».
Ключи
Шкала «X»
13 - да | |||||||
22 - да |
25 - да |
32 - да | |||||
51 - да |
53 - да | ||||||
Шкала «¥» |
|||||||
2 - нет | |||||||
Психология стресса | ||
Таблица результатов |
||
Y обидчивый |
||
тревожный |
беспокойный |
|
неподатливый |
агрессивный |
|
неуравновешенный |
возбудимый |
|
пессимистичный |
переменчивый |
|
замкнутый |
импульсивный |
|
необщительный |
оптимистичный |
|
активный |
||
меланхолик | ||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 |
13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 |
|
флегматик |
сангвиник |
|
пассивный |
общительный |
|
старательный |
открытый |
|
вдумчивый |
разговорчивый |
|
миролюбивый |
доступный |
|
сдержанный |
беспечный |
|
надежный | ||
уравновешенный |
беззаботный |
|
спокойный 24 |
Y инициативный |
Локус контроля. Локус контроля определяет, насколько эффективно человек может контролировать окружающую обстановку и влиять на ее изменение. Позиции людей по этому вопросу располагаются между двумя крайними точками: внешним (экстернальным) и внутренним (интернальным) локусом контроля. Экстер-налы воспринимают большинство происходящих событий как результат случайности или действия внешних сил, неподвластных человеку. Интернат, наоборот, считает, что только некоторые события находятся вне сферы человеческого влияния. Даже катастрофические события, с их точки зрения, могут быть предотвращены хорошо продуманными действиями человека. Интерналы располагают более эффективными когнитивными копинг-механизма-ми. Они тратят существенную часть своей умственной энергии на получение информации, позволяющей им влиять на значимые для них события. Интерналы имеют также выраженную тенденцию разрабатывать конкретные планы действий в тех или иных ситуациях. Таким образом, они могут развивать умение владеть собой настолько, что это позволяет им более успешно справляться со стрессовыми ситуациями.
Психологическая выносливость (устойчивость)*. К психологической выносливости специалисты относят целый ряд факторов, среди которых уже отмеченные ранее локус контроля и самооценка, а также уровень критичности, оптимизм, наличие внутренних конфликтов, убеждения и моральные ценности, влияющие на придание личностного смысла стрессовой ситуации.
Каждый человек обладает своей индивидуальной способностью справляться со стрессовой ситуацией. У каждого есть свой «пороговый уровень» стресса. Критичность отражает степень важности для человека безопасности, стабильности и предсказуемости событий. Чем важнее для человека чувство безопасности, стабильности и предсказуемости, тем болезненнее он будет переносить стрессовое событие. Отмечено также, что люди оптимистичные, жизнерадостные психологически более выносливы. Большое значение имеет личностное понимание человеком смысла происходящего стрессового события. Известный психиатр В. Франки убедительно показал в своих работах (в частности, в книге «Человек в поисках смысла»), что человек мо_оло вынести все, что угодно, если видит в этом смысл.
Самооценка. Самооценка - это оценка своих возможностей. Если люди оценивают себя и, соответственно, свои возможности достаточно высоко, то вероятно, что они будут воспринимать стрессовые ситуации как преодолимые, а следовательно, менее тяжелые в плане эмоционального реагирования. Таким образом, при возникновении стрес_о люди с адекватно высокой самооценкой справляются с ним лучше, чем люди с низкой самооценкой, что дает им дополнительную информацию о своих возможностях и, в свою очередь, способствует дальнейшему укреплению их самооценки.
Сталкиваясь с трудными ситуациями, человек повседневно приспосабливается к окружающей его физической и социальной среде. Психологический стресс - это понятие, используемое для обозначения широкого круга эмоциональных состояний и действий человека, возникающих в качестве ответа на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры).
На развитие психологического стресса оказывают влияние многочисленные факторы, среди которых можно отметить характеристики стрессового события, интерпретацию события человеком, влияние прошлого опыта человека, осведомленность (информированность) о ситуации, индивидуальные и личностные особенности человека. В свою очередь, стресс оказывает воздействие на психические процессы человека, в частности на высшие психические функции.
Человек реагирует на стрессовое воздействие на физи_ологическом, эмоциональном и поведенческом уровне. От вида реагирования, в частности от выбора стратегии преодоления, в значительной степени зависит, какими будут последствия каждого конкретного стресса.
Вопросы и задания к главе 4:
Что такое психологический стресс?
Приведите примеры психических стрессоров.
Назовите виды (уровни) реакций на стресс.
Какие эмоции возникают у человека в стрессовой ситуации?
Есть ли однозначная зависимость между типом стресса и конкретными эмоциями?
Назовите факторы, оказывающие влияние на развитие психологического стресса.
Какие индивидуальные и личностные особенности человека влияют на развитие психологического стресса?
Лекция
Влияние стресса на жизнь человека
Позитивное влияние стресса на человека.
Негативное влияние стресса.
Влияние стресса на организм человека.
Стресс - это сложное явление, про которое трудно сказать сразу, полезно оно для человека или вредно.
С одной стороны, без того, что мы называем стрессовой реакцией, человек бы не мог выживать - просто потому, что не смог бы реагировать нате изменения, которые окружающий мир преподносит ему ежедневно. Без стресса люди не смогли бы поймать мамонта, догнать уходящий автобус, спрятаться от опасности. В этом контексте можно говорить о стрессе как о бесценном подарке природы, польза и даже жизненная необходимость которого очевидна.
С другой стороны, стресс может являться и часто является причиной психологических проблем и проблем со здоровьем. В этой главе нам предстоит разобраться в том, когда стресс бывает полезен, а когда вреден для человека.
Позитивное влияние стресса на человека
Помимо очевидной природной «полезности» стресса можно говорить о том, что человек, переживая стресс, может получить еще косвенные (не предусмотренные природой) выгоды:
Повышение уровня стрессоустойчивости. Существует выражение «После этого мне ничего не страшно» - то есть, побывав в какой-то напряженной (а теперь мы уже скажем - стрессовой) ситуации, человек приобретает навык справляться с другими ситуациями, с которыми он сталкивается или столкнется в будущем.
С этим связана и еще одна польза стресса:
Развитие личностных качеств, или личностный рост. Приобретая опыт совладания с трудными жизненными ситуациями, человек может не только повысить свою устойчивость к стрессу, но и открыть в себе качества, о которых ни он, ни окружающие просто не подозревали.
Еще одна польза стресса может состоять в том, что позволяет реализовать потребность в напряжении сил. Так, например, представители экстремальных видов спорта, по сути, специально вызывают стресс, удовлетворяя свои потребности в острых ощущениях.
Негативное влияние стресса
Негативное влияние стресса - тема часто обсуждаемая. О вреде стресса пишут газеты и журналы, мы слышим об этом по радио, видим по телевидению, обсуждаем с друзьями и знакомыми. Но когда встает вопрос о том, в чем же состоит этот вред, мы затрудняемся ответить. Попробуем разобраться, чем же стресс вреден.
Среди негативных последствий стресса обычно выделяют следующие:
Ухудшение выполнения задачи . Часто стресс отрицательно сказывается на эффективности выполнения какой-либо деятельности. Так, согласно теории Роя Баумейстера (Эмоциональный стресс, 1970), внимание к выполняемой деятельности нарушается двумя способами. Во-первых, высокая степень напряжения может отвлекать внимание от выполняемых действий, а во-вторых, если деятельность хорошо знакома и выполняется почти автоматически, приводить к излишней концентрации внимания на отдельных операциях, что также может ухудшить ее выполнение.
Нарушение когнитивных (мыслительных) функций.
Различные исследования показали, что стресс приводит к нарушению когнитивных процессов (там же), в частности: усиливает тенденцию к поспешному принятию решения, без рассмотрения всех возможных вариантов; способствует хаотичному, плохо организованному перебору различных возможностей. У некоторых людей высокий уровень эмоционального и физиологического возбуждения приводит к ухудшению гибкости мышления, концентрации и запоминания. Разберемся, как это происходит.
К познавательным процессам относятся: ощущение, восприятие, представление, воображение, внимание, память, мышление и др.
В первую очередь стресс действует на особенности ощущений и восприятия, а также на процесс внимания. Для того чтобы понять характер этого воздействия, вспомним фазы реакции на стресс (по Г. Селье):
Фаза тревоги - это первичный ответ организма на действие стрессоров.
Фаза резистентности {сопротивления) - максимальная мобилизация внутренних ресурсов.
Фаза истощения - резкое снижение сопротивляемости организма, истощение ресурсов.
Первой фазе соответствует психологическая реакция шока, которая может сопровождаться острыми реакциями на стресс. В этом состоянии осуществление всех высших психических функций предельно затруднено. Может возникнуть существенное сужение зоны внимания, изменение восприятия, притупление ощущений вплоть до их полного отсутствия. Заметно снижаются мыслительные способности.
Во второй фазе происходит мобилизация всех психических ресурсов. Ощущения и восприятие, внимание, память, мышление приобретают характер, узконаправленный на преодоление возникшей стрессовой ситуации, на адаптацию к новым условиям, то есть происходит обострение указанных процессов в отношении стрессовой ситуации с одновременным притуплением их в отношении остальных событий действительности.
В третьей фазе происходит истощение ресурсов, влекущее за собой общее снижение психической активности.
Осуществление всех высших психических функций на этом этапе снова затрудняется, особенно страдают процессы внимания и мышления. Воспоминания приобретают избирательный характер: какие-то моменты стрессового события могут быть вытеснены из памяти, а какие-то, напротив, вспоминаться особенно ярко.
В дальнейшем, если ситуация нормализуется, происходит постепенное восстановление как физиологического, так и психического состояния человека. В некоторых случаях сила стрессового воздействия либо особенности его переживания человеком таковы, что восстановление до-стрессового состояния не происходит, возникают негативные последствия стресса. Случаи, когда стресс становится опасным, мы подробно рассмотрим в следующих главах этого учебного пособия.
Кроме того, сильный стресс может приводить человека в состояние ошеломления и смятения, то есть к шоку. В таком состоянии люди чувствуют себя эмоционально оцепеневшими, они вяло и безразлично реагируют на окружающие события. Их поведение становится ригидным, автоматическим, стереотипным.
Истощение. Истощение может быть физическим, психическим и эмоциональным. Физическое истощение характеризуется хронической усталостью, слабостью, упадком сил. Психическое истощение проявляется в резко отрицательных оценках себя, своей деятельности и жизни в целом. Эмоциональное истощение приводит к чувству безнадежности, беспомощности и загнанности. Истощение обычно возникает в результате воздействия стрессора чрезмерной интенсивности либо в результате хронического стресса.
Отсроченные реакции, посттравматическое стрессовое расстройство. Последствия стресса не обязательно проявляются сразу. Между стрессовой ситуацией и результатами ее воздействия может пройти некоторое время. Посттравматический стресс - это нарушения поведения, связанные со стрессовой ситуацией, которые проявляются, когда стресс уже прошел. Отсроченные последствия стрессов будут рассмотрены в последующих главах.
Влияние стресса на организм человека
Природа устроила организм человека целесообразно, с огромным запасом прочности, приспособив его для долгой и здоровой жизни. Но, к сожалению, она не могла предвидеть грядущий рост цивилизации и культуры, оторвавших человеческое существование от природных корней, превративших для современного человека многие эмоции из средства выживания в дикой природе в инструмент саморазрушения. Интересные сравнения приводит в своей книге «Защита от стресса» М.Е. Сандомирский, указывая на то, что такие эмоции, как, например, гнев или страх, биологически оправданы, полезны. Они подготавливают организм, чтобы «выжать» все возможное из мышц, вступая в схватку или спасаясь бегством. Этот рассмотренный нами ранее механизм унаследован от далеких предков и работает одинаково и у животных, и у человека. Но если неандертальцу, одетому в звериные шкуры и вооруженному каменным топором, этот механизм помогал одолеть в бою врага или убежать от свирепого хищника, то нашему современнику, в костюме и при галстуке, вооруженному лишь телефонной трубкой и ручкой, он создает одни проблемы, ибо вступает в противоречие с правилами жизни современного общества. Ведь в большинстве случаев проявлять физическую агрессию против собеседника, вызвавшего негативную эмоцию, увы, нельзя. Да и быстрые ноги не помогут в решении сегодняшних проблем. Но при этом, сидя за столом в офисе, столкнувшись с неприятной, эмоционально значимой информацией, человек внутренне напрягается: и давление повышается, и пульс зашкаливает, чтобы обеспечить мышцы энергией. Мышцы напрягаются, готовясь к действию, а действия не происходит. Физиологические же сдвиги в виде неизрасходованной, невостребованной подготовки к несовершив-шемуся действию, остаются.
Если бы стресс ограничивался только дискомфортными ощущениями (увеличением мышечного напряжения, потоотделения, одышкой и состоянием беспокойства), даже это негативно сказывалось бы на человеке. К сожалению, хронические стрессы приводят к развитию серьезных заболеваний.
Сердечно-сосудистая система. Как уже отмечалось, стресс обусловливает повышение артериального давления. Влияние стресса на сердечно-сосудистую систему очевидно. Кроме того, стресс воздействует и непосредственно на сердце. Увеличивается, благодаря влиянию симпатического отдела автономной нервной системы и вышеуказанных гормонов, число его сокращений и сердечный выброс. При стрессе в организме повышается уровень холестерина, сыворотки крови и других жирных кислот. Холестерин, находящийся в крови, накапливается на стенках кровеносных сосудов, нарушая ток крови в различных участках тела. При нарушении кровотока в сердце высок риск развития ишемической болезни сердца или смерти от инфаркта миокарда, вызванного недостаточным снабжением сердца кислородом.
Иммунная система. Самый важный компонент иммунной системы - лейкоциты (белые кровяные клетки). Лейкоциты делятся на 3 группы: фагоциты и два вида лимфоцитов (Т-клетки и В-клетки). Все эти группы клеток выполняют одну задачу: они идентифицируют и разрушают вещества, инородные организму. Здоровью человека угрожает любой фактор, понижающий количество лейкоцитов. Стресс относится именно к таким факторам.
Доктор Кандейс Перт, нейрофизиолог, глава отдела биохимии мозга в национальном институте психического здоровья, изучал химические вещества, передающие сигналы от нервных клеток к мозгу и от мозга к частям тела. Он обнаружил, что сотни таких передатчиков (нейропептидов) производятся непосредственно мозгом. А некоторые из этих веществ в небольших количествах продуцируются макрофагами (лейкоцитами, которые уничтожают вирусы и бактерии). Так как релаксация и некоторые формы визуализации способствуют выработке нейропептидов (например, бета-эндорфинов), можно целенаправленно стимулировать их выработку, укрепляя, таким образом, иммунную систему. Ожидаемый результат - уменьшение болезней.
При лечении рака учитывается влияние сознания на тело, поскольку современные исследователи склонны подчеркивать роль стресса в развитии рака. Больных раком учат представлять себе, как Т-лимфоциты атакуют раковые клетки. Применение навыков визуализации и других методов релаксации основано на резонном предположении, что если под действием стресса число лимфоцитов уменьшается, то при релаксации их число увеличивается. В результате иммунная система может в какой-то степени контролировать раковые клетки. Однако следует признать, что такой способ лечения рака не является общепризнанным и применяется только экспериментально.
Пищеварительная система. В результате стресса уменьшается секреция слюны во рту. Именно поэтому, когда мы волнуемся, то ощущаем, что во рту у нас все пересохло. Из-за того, что в результате стресса могут начаться неконтролируемые сокращения мышц пищевода, возможны трудности с глотанием.
Во время хронического стресса выделение норадреналина вызывает спазм капилляров желудка, что препятствует выделению слизи и разрушает защитный слизистый барьер на стенках желудка. Без этой преграды соляная кислота (содержание которой во время стресса возрастает) разъедает ткань и может достигать кровеносных сосудов, что приводит к образованию кровоточащей язвы.
Из-за того, что в результате стресса меняется ритм сокращений толстой и тонкой кишок, может возникать диарея (если перистальтика станет слишком быстрой) или запор (если перистальтика замедлится).
Современная медицина все нарушения в области желчных и поджелудочных протоков, панкреатит, любые проблемы с желудком связывает со стрессом.
Мускулатура. Под воздействием стресса мышцы напрягаются. Некоторые люди выглядят так, будто постоянно готовы защищаться или проявлять агрессию, они постоянно «на взводе». Такое мышечное напряжение называется «зажимом». В самом деле, как часто человек чувствует себя (после конфликта, в кризисной ситуации или просто к концу рабочего дня, недели) подавленным, «измотанным», уставшим как «выжатый лимон». Не случайно существуют народные выражения для описания эмоциональных состояний: «как гору с плеч», «взвалить ношу», «одеть хомут на шею». Это тяжесть не только в переносном смысле, но и физическое ощущение тяжести, остаточное мышечное напряжение, связанное с неотреагированными эмоциями.
Перечисленные примеры относятся к скелетным мышцам. Стресс отражается и на функционировании гладких мышц (см. ранее механизм увеличения артериального давления, расстройства перистальтики). Так, мигренозные головные боли - это результат сокращения и расширения сонных артерий на одной стороне головы. Фаза сокращения (продром) часто сопровождается повышенной световой и шумовой чувствительностью, раздражительностью, румянцем или бледностью кожи. Когда артерии расширяются, определенные химические вещества возбуждают прилежащие нервные окончания, вызывая боль. Головные боли, вызванные мышечным напряжением в результате стресса, могут охватывать лоб, челюсти и даже шею.
Как и в случае головных болей, вызванных напряжением мышц, хронический стресс вызывает спазмы мышц и боль в спине.
Кожа. В стрессовой ситуации усиливается потоотделение, а температура кожной поверхности снижается. Так как норадреналин вызывает сокращение стенок кровеносных сосудов, находящихся на поверхности кожи рук и ног, то во время стресса пальцы рук и ног мерзнут больше, чем обычно. Кроме этого из-за сужения сосудов кожа бледнеет. Таким образом, кожа нервных, тревожных, подверженных частым стрессам людей холодная, слегка влажная и бледная.
Половая система. Длительное выделение глюкокортикоидов приводит к существенному снижению продукции тестостерона, что снижает половое влечение и ведет к импотенции. Стресс считают одной из причин нарушения менструального цикла у женщин, следствием чего является нарушение репродуктивной функции.
Стресс может вызвать выкидыш у беременной женщины. Согласно исследованиям 70% женщин, имевших выкидыши, испытали, по крайней мере, одну стрессовую ситуацию за 4-5 месяцев до этого.
Теперь, когда у вас есть представление о том, как организм реагирует на стресс, вы можете изучить свою собственную реакцию. Отметьте в таблице, как часто у вас проявляется определенный физический синдром, а потом подсчитайте общую сумму набранных за ответы баллов.
Усталость/Истощение | |||||
Сухость во рту | |||||
Тремор рук | |||||
Боли в спине | |||||
Боли в шее | |||||
Скрежетание зубами | |||||
Головокружение | |||||
Кожа, идущая пятнами | |||||
Учащенное биение сердца | |||||
Расстройства пищеварения | |||||
Пониженное давление | |||||
Гипервентиляция | |||||
Боли в суставах | |||||
Усталость/Истощение | |||||
Сухость во рту | |||||
Тремор рук | |||||
Боли в спине | |||||
Боли в шее | |||||
Жевательные движения челюстей | |||||
Скрежетание зубами | |||||
Ощущение тяжести в груди или в области сердца | |||||
Головокружение | |||||
Нарушение менструального цикла (для женщин) | |||||
Кожа, идущая пятнами | |||||
Учащенное биение сердца | |||||
Расстройства пищеварения | |||||
Пониженное давление | |||||
Гипервентиляция | |||||
Боли в суставах |
40-75 баллов - ваши шансы заболеть из-за стресса минимальны;
76-100 баллов - существует небольшая вероятность, что вы заболеете из-за стресса;
101-150 баллов - высокая вероятность заболеть из-за стресса; более 150 баллов - вероятно, стресс уже сказался на вашем здоровье.
Сделанные вами выводы важны для того, чтобы сформировать собственную стратегию поведения. Нужно не только понимать фундаментальную потребность в осуществлении своих стремлений, но и знать, каким образом гармонично сочетать ее с унаследованными возможностями. Ведь количество врожденной адаптационной энергии у разных людей неодинаково.
Завершить данный раздел хочется напоминанием правила «тотальной утилизации», или, как образно назвал его американский психолог Р. Альперт (он же философ Рам Дасс), правила «зерна на мельницу». Все, что бы ни происходило с человеком, он может использовать, осмысливать, перерабатывать, как мельница перемалывает зерно. И события, происходящие в жизни человека, пусть даже неприятные, и негативные мысли о них - всего лишь «зерно на мельницу», которое надо утилизировать, «перемолоть» в себе, чтобы сохранить здоровье и двигаться дальше. В процессе внутренней работы над собой человек может и должен выработать стрессоустойчивость, или, выражаясь словами К.Г. Юнга, «готовность, что бы ни произошло, принять это СПОКОЙНО».
Итак, стресс имеет свои позитивные и негативные стороны. Главным полезным свойством стресса является, разумеется, его природная функция адаптации человека к новым условиям. Помимо этого, к «полезным» последствиям стресса можно отнести повышение уровня стрессоустой-чивости, развитие личностных качеств и личностный рост, реализацию потребности в напряжении сил.
Стресс становится вредным, когда он слишком сильный или когда длится слишком долго.
Среди негативных последствий стресса ухудшение выполнения поставленных задач, нарушение мыслительных функций, истощение, отстроченные психические реакции, в том числе посттравматическое стрессовое расстройство, нарушения психического здоровья и психологические проблемы. Стресс считается основным виновником в развитии психосоматических заболеваний.
Вопросы
1.Каковы негативные последствия стресса для человека?
2.Какое позитивное влияние оказывает стресс на жизнь человека?
3.Вспомните два случая из своей жизни: один - когда стресс вам помогал в вашей жизненной ситуации, второй - когда состояние стресса негативно сказывалось на данной ситуации. В первом случае рассмотрите, в чем состояло положительное влияние стресса, а во втором - на чем именно стресс сказывался отрицательно. В чем для вас состояла разница в переживании этих двух стрессовых ситуаций?
1.Реакция оппозиции или протеста . В раннем дошкольном возрасте она может возникнуть при ограничении активности ребенка, при чрезмерном или насильственном кормлении, при преждевременном или неумеренно строгом приучении к горшку, У старших детей в основе реакции протеста - глубокая обида, ущемленное самолюбие, недовольство, озлобленность, возникающие из-за чрезмерных требований, непосильных нагрузок, утраты или недостатка внимания, несправедливых или жестоких наказаний. 2.Реакции активного протеста. Непослушание, грубость, разрушительные действия, вызывающее или агрессивное поведение. 3.Реакции пассивного протеста. Отказ от еды, уход из дома, попытки самоубийства, отказ от речи (мутизм), энурез, энкопрез, повторные рвоты, запоры, насильственный кашель, замаскированная враждебность к «обидчику», замкнутость, нарушение эмоционального контакта. 4.Реакция отказа. Самые ее типичные проявления встречаются в раннем возрасте. Она возникает в связи с утратой ребенком чувства безопасности, неудовлетворенной потребностью в общении с эмоционально значимой фигурой. Наиболее выраженные проявления этой реакции - неподвижность, заторможенность, отсутствие стремления к общению, исчезновение реакций на происходящее вокруг. Утрачивается желание играть, наслаждаться сладостями. Появляются подавленность, расстройство сна, утрата аппетита. Способствует возникновению этой реакции ослабленность соматическими заболеваниями. 5.Реакция имитации. Она характеризуется копированием поведения наиболее авторитетного для ребенка лица. Ребенок может подражать активности взрослого или поведению референтной группы (асоциальной компании детей). Нарушение поведения возникает, когда копируются асоциальные формы поведения (сквернословие, хулиганские поступки, воровство, бродяжничество), аддиктивное поведение (курение,вдыхание летучих веществ, употребление алкоголя). Эта реакция особенно упорно повторяется и приводит к более глубокой дезадаптации, если развивается на фоне расторможенных влечений или сама провоцирует преждевременное развитие инстинктивных проявлений (например, сексуальных). 6.Реакция компенсации. Может возникнуть как форма психологической защиты, при которой разочарованные своей неудачей в одной сфере дети стремятся достичь больших успехов в других областях. Эта реакция может лечь в основу нарушений поведения, если ребенок, не сумевший проявить себя в школе, станет укреплять свой авторитет за счет асоциального поведения (хулиганства, воровства и т. д.). 7.Реакция гиперкомпенсации. Отличается от предыдущей тем, что свою неспособность или свой дефект дети преодолевают за счет сверхусилий в наиболее трудной для них области деятельности. Если пугливый подросток будет пытаться гиперкомпенсировать свой страх нападениями на других подростков или опасной ездой на велосипеде, мотоцикле, автомобиле (угоняя их у владельцев), то таким образом эта реакция станет механизмом развития нарушенного поведения. 8.Реакция эмансипации. Это стремление высвободиться из-под опеки родителей, воспитателей и вообще всех взрослых. Способствует появлению этой реакции мелочная опека, лишение самостоятельности, постоянное давление, отношение к подростку как к несмышленому маленькому ребенку. Реакция эмансипации проявляется скрытым сопротивлением порядкам или попытками уйти из-под контроля взрослых. В первом случае это игнорирование советов, указаний и инструкций, непринятие помощи, упрямые попытки делать все самостоятельно, отвержение правил и норм, установленных взрослыми. Во втором случае это попытки устройства самостоятельной жизни. 9.Реакция группирования. Осуществляется созданием неформальных групп сверстников и подростков, несколько старших или младших по возрасту. Эти группы обычно отличаются определенной стойкостью. Наиболее склонны к объединению подростки, запущенные и безнадзорные. Активность таких групп нередко носит антисоциальный характер (хулиганство, мошенничество, воровство). 11.Реакции увлечения. Тесно связаны с влечениями, наклонностями, интересами личности и проявляются удовлетворением некоторых потребностей, побуждений. Выделяют информативно-коммуникативные увлечения (удовлетворение жажды получения новых сведений, потребности в контактах, позволяющих обмениваться новой информацией); увлечения, основанные на удовлетворении чувства азарта (возникающие при различных играх, в особенности на деньги или другой «интерес»); эгоцентрические увлечения , позволяющие быть в центре внимания (участие в художественной самодеятельности, спортивных выступлениях) и т. д. Постоянная сосредоточенность на хобби, аффективная заряженность в процессе осуществления своего увлечения позволяют эти реакции в ряде случаев рассматривать как сверхценные образования (осуществление сверхценных идей). Болезненный характер этих увлечений подтверждается также нелепостью цели, которую ставит перед собой подросток (составить коллекцию лапок насекомых, осколков посуды), непродуктивностью увлечения (отсутствуют завершенные итоги того, на что могут быть потрачены годы.
Поведенческая реакция может быть классифицирована на основе комбинации двух признаков:
1) степень вовлеченности потребителя к покупке - степень его энергетических затрат при выборе товара. При высоком привлечении имеют место значительные энергетические затраты через значимость покупки, сложность выбора и частоту покупки товара, цену. При низком привлечении энергетические затраты невысоки через высокую степень знакомства с товаром и рутинность покупки Для повышения вовлеченности необходимо, во-первых, сформировать у потребителей ассоциации решения проблемы с товаром: зубная паста Colgate и профилактика кариеса, аромат утреннего кофе и пробуждения. Во-вторых, сформировать у потребителей эмоциональную реакцию относительно личных ценностей: покупка абонемента в спортивный зал и совершенная фигура. В-третьих, усилить значимость покупки через совершенствование товара (сухой завтрак обогащается витаминами);
2) форма воздействия на потребителя побудительных факторов маркетинга - соотношение рационального или иррационального при продвижении товара. Интеллектуальное влияние основывается на логических аргументах. Эмоциональный направлен на ощущения, интуицию, переживания. Эти две формы влияния дополняют друг друга, однако для определенных товаров одна из них становится доминирующей.
На основе указанных признаков построена матрица поведенческой реакции потребителя Фута, Коуна, Белдінга (рис. 10.2).
Рис. 10.2. в вовлеченности потребителя к покупке/форма воздействия на потребителя побудительных факторов маркетинга
Видно, что по горизонтали отложено формы воздействия на потребителя побудительных факторов маркетинга, а по вертикали степень вовлеченности в покупки Возможны четыре последовательные стадии реакции
1) Верхний левый квадрант "Обучение" - характеризуется высокой степенью вовлеченности потребителя к покупке и интеллектуальной формой влияния на него побудительных факторов маркетинга. Эта поведенческая реакция потребителя возникает при приобретении дорогостоящих товаров, функциональные характеристики которых имеют важное значение.
2) Верхний правый квадрант "Эмоциональность" - характеризуется высокой степенью вовлеченности потребителя к покупке и эмоциональной форме воздействия на него побудительных факторов маркетинга. Эта поведенческая реакция потребителя возникает при приобретении статусных товаров.
3) Левый нижний квадрант "Рутина" - характеризуется низкой степенью вовлеченности потребителя к покупке и интеллектуальной формой влияния на него побудительных факторов маркетинга. Эта поведенческая реакция потребителя возникает при приобретении товаров, основное в которых базовое функциональное назначение.
4) Правый нижний квадрант "Гедонизм" - характеризуется низкой степенью вовлеченности потребителя к покупке и эмоциональной форме воздействия на него побудительных факторов маркетинга. Эта поведенческая реакция потребителя возникает при приобретении недорогих товаров, которые доставляют радость и для которых важная составляющая удовольствия.
Также поведенческую реакцию потребителя классифицируют на основе комбинации двух признаков:
1) степень вовлеченности потребителя к покупке;
2) различия между торговыми марками.
На основе указанных признаков построена следующая матрица поведенческой реакции потребителя (рис. 10.3).
Рис. 10.3. в
Видно, что по горизонтали отложена степень вовлеченности потребителя к покупке, а по вертикали различия между торговыми марками. Возможны четыре последовательные стадии реакции
1) Верхний левый квадрант "Комплексная закупочная поведение" - характеризуется высокой степенью вовлеченности потребителя к покупке и значительные различия в торговых марках. Эта поведенческая реакция потребителя возникает при редких покупках дорогих товаров. Производители товаров, покупка которых требует высокой степени вовлеченности потребителя, должны осознавать, насколько серьезно он будет собирать информацию о предполагаемой покупке и оценивать ее Маркетологам необходимо разработать стратегии, помогающие потребителям разобраться в относительной важности характеристик-товаров, и информировать покупателей об отличии одной марки от другой.
2) Верхний правый квадрант "Покупательское поведение, ориентированное на широкий выбор товаров" - характеризуется низкой степенью вовлеченности потребителя к покупке и значительные различия в торговых марках. Эта поведенческая реакция потребителя возникает при ситуации, когда лидеры рынка стремятся поддержать привычное покупательское поведение за счет увеличения доли своих товаров на прилавках магазинов и интенсивной рекламы. В свою очередь, конкуренты, пытаясь увеличить свою долю рынка, предлагают товар по специальным ценам, купоны, бесплатные образцы, и выпускают рекламу, убеждающую покупателя попробовать что-то новое.
3) Левый нижний квадрант "Покупательское поведение, сглаживает диссонанс" - характеризуется высокой степенью вовлеченности потребителя к покупке и незначительными отличиями в торговых марках. Эта поведенческая реакция потребителя возникает при покупках, являются рискованными, через высокую стоимость товара и нечасту покупку. При этом потребитель не всегда замечает отличия аналогичных товаров разных торговых марок. Поэтому он посетит несколько магазинов, чтобы сравнить варианты, но покупку сделает достаточно быстро, ориентируясь на уровень цен и сервис. Маркетинговая стратегия должна быть направлена на обеспечение потребителя информацией, которая бы обосновала его выбор.
4) Правый нижний квадрант "Привычное покупательское поведение" - характеризуется низкой степенью вовлеченности потребителя к покупке и незначительными отличиями в торговых марках. Эта поведенческая реакция потребителя возникает при приобретении недорогих товаров ежедневного потребления. Поэтому отсутствует необходимость активного поиска информации о различных торговых марках, оценки их характеристик и тщательного обдумывания решения о покупке.
Потребители пассивно воспринимают информацию. Поэтому многократное повторение рекламы торговой марки ведет к тому, что они только знакомится с ней, но не убеждается в необходимости покупки, не складывается устойчивого отношения к торговой марке; они выбирают ее потому, что знакомы с ней. После покупки они не могут оценить свой выбор в силу слабой вовлеченности в процесс. Таким образом, процесс покупки с низкой степенью вовлеченности потребителя начинается с формирования убеждения по отношению к торговой марке через пассивное усвоение информации Затем формируется поведение при покупке После этого может последовать оценка. Производители такого рода товаров с небольшими различиями между марками для увеличения объема продаж эффективно используют практику скидок и распродаж, так как покупатели не придают большого значения марке В рекламе должны описываться основные черты товара и использоваться яркие, связанные с маркой продукта визуальные или образные символы. Рекламная кампания должна быть нацелена на многократное повторение коротких сообщений. В этом смысле телевидение более эффективно, чем печатная реклама.